Общество 
21.01.2019

Ильсур Метшин: «Вот так вот начал с праздника, а поставил большую проблему»

В исполкоме Казани подвели демографические итоги – 2018 и проверили связь с жителями через «Народный контроль»

Несмотря на падение рождаемости на 4%, в Казани пожинают плоды беби-бума и фиксируют естественный прирост населения: в городе самый низкий уровень смертности за 25 лет. «Кроме вдохновения, такие результаты заставляют внимательно прогнозировать развитие социальной инфраструктуры», — «заземлял» чиновников мэр. О том, как невинное сообщение обернулось хождением в «студенческий народ», где в Татьянин день будут резать хвосты и сжигать чучело сессии, — в материале «БИЗНЕС Online».

«Совершенно другое ощущение! Не сравнится ни с Олимпиадой, ни с чемпионатом мира, ни с финалом Кубка Гагарина. Праздник доброжелательности», — так охарактеризовал Ильсур Метшин Неделю звезд КХЛ, прошедшую в Казани «Совершенно другое ощущение! Не сравнится ни с Олимпиадой, ни с чемпионатом мира, ни с финалом Кубка Гагарина. Праздник доброжелательности», — так охарактеризовал Метшин Неделю звезд КХЛ, прошедшую в Казани Фото: Сергей Елагин

ПАДЕНИЕ РОЖДАЕМОСТИ, ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПРИРОСТ НАСЕЛЕНИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ВЗРЫВА

Сегодняшний деловой понедельник в исполкоме Казани мэр города Ильсур Метшин начал с впечатлений о завершившейся вчера в столице РТ Неделе звезд КХЛ. В республике 11-е по счету хоккейное шоу прошло впервые. Помимо Казани, матчи прошли в Нижнекамске и Альметьевске. Право проведения Недели Татарстан выиграл в борьбе с Хельсинки, Омском и Магнитогорском.

«Совершенно другое ощущение! Не сравнится ни с Олимпиадой, ни с чемпионатом мира, ни с финалом Кубка Гагарина. Праздник доброжелательности», — так охарактеризовал Метшин прошедший уик-энд. По его словам, на матчи мастер-шоу в Казань приехали болельщики из 85 городов России, ветераны хоккея. Да и сам Ильсур Раисович сыграл в товарищеском матче с ветеранами «Ак Барса» против легенд КХЛ. Форму «барсов» в тот вечер также надел вице-президент СКА Роман Ротенберг.

Эмоционально сравнив Неделю с признанием в любви к хоккею и назвав ее большим шагом на пути к популяризации спорта, мэр перешел к текущей повестке, а первым в ней оказался вопрос о состоянии демографии в Казани. Рождаемость в столице РТ в 2018 году снизилась на 4% по сравнению с 2017-м, а по сравнению с 2016-м, когда в городе зафиксировали исторический максимум рождаемости (24 564 человека), падение составило 14,4%. Всего же на свет в прошлом году появились 21 023 человека.


«Сейчас мамами и папами в основном становятся представители малочисленного поколения 90-х годов», — объяснила причины ожидаемого падения рождаемости начальник управления загса Римма Миннуллина.

Впрочем, даже с учетом двухлетнего падения в Казани рождается в 2,3 раза больше детей, чем в 2000 году. Напомним, 20 лет назад в городе был зафиксирован исторический минимум рождаемости — в 1999 и 2000 годах на свет появились меньше 9 тыс. детей. Только с начала нулевых рождаемость стала понемногу расти, а к 2010 году темпы роста разогнались до того, что вплоть до 2016-го ежегодно город ставил демографические рекорды. 

За счет чего удается поддерживать рождаемость? В 2015 году впервые число родившихся вторых и последующих детей превысило число первенцев и составило 53%. С тех пор эта цифра растет. И в прошлом году таковых оказалось уже 56%. Причем 15% их них — это малыши, которые позволили своей семье получить статус многодетной. В 2018 году, как и прежде, мальчиков родилось чуть больше (10 865), чем девочек (10 158).

Чтобы увеличить, нажмите

«Кроме вдохновения эти результаты заставляют нас внимательно прогнозировать ситуацию и развитие социальной инфраструктуры — детские сады, школы, социальные учреждения, детские поликлиники», — сказал Метшин. Сейчас в Казани строится 10 детсадов, три школы. Демография уже бросила городу сложный вызов: в этом году в школы пойдет на 2 тыс. первоклашек больше, чем в 2018-м, когда порог данных учебных заведений переступили 17 тыс. детей.


Необычными мужскими и женскими именами в Казани в прошлом году стали Аарон, Томислав, Лазарь, Польза, Севара, Галиябану. Самыми популярными именами стали Амир, Карим, Тимур, София, Ясмина, Амина.

Еще одна важная тенденция — уровень смертности по итогам прошлого года стал самым низким за последние четверть века. За год в столице РТ умерли 13 203 человека, около половины из них были старше 75 лет. Таким образом загс фиксирует естественный прирост населения в Казани. Превышение уровня рождаемости над смертностью составляет уже 37% — это лучший показатель среди крупнейших городов Поволжья.

Однако за год в столице РТ на 7,9% сократилось число новых семей: в брак вступили 10,4 тыс. пар. Наиболее активным периодом вступления в брак остается возраст от 25 до 34 лет. Самому старшему жениху — 81 год, невесте — 77 лет. Развод оформили 4,7 тыс. семей. На молодые семьи (со стажем семейной жизни до пяти лет) приходится треть разводов, годом ранее было 39%.


«ЭТО НЕ ПОТОМУ, ЧТО ГЛАВА РАЙОНА О ПРОБЛЕМАХ НЕ ЗНАЕТ! ЭТО ОТСУТСТВИЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ»

Далее начальник управления контроля и антикоррупционной работы Елена Тощева рассказала о результатах работы системы «Народный контроль». По словам Тощевой, в минувшем году от жителей Казани поступило 28 тыс. обращений — это на 26% больше, чем в 2017 году. Доля положительно решенных заявок составила 76%, что на 3% больше, чем в позапрошлом году. По Казани это самый высокий результат с момента запуска сервиса.

Чтобы открыть, нажмите

«Очень важно держать руку на пульсе, постоянно слышать, слушать и решать проблемы, которые поступают к нам от населения», — сказал Метшин. «Народный контроль» наравне с «Открытой Казанью» и интернет-приемной мэра давно является рабочим инструментом по взаимодействию с жителями. «Народный контроль» помогает и городским властям в общении с республиканским правительством при выделении финансирования.

По числу жалоб в тройке лидеров прошлого года — обращения на прорывы сетей водоснабжения, чего не было в прошлые годы. «Это еще раз подтверждает факт изношенности сетей и необходимость принятия кардинальных решений», — сказала Тощева. В топе — жалобы на затопленные подвалы, запах канализации, уборку тротуаров, переполненные контейнеры для ПЭТ-тары, отсутствие уличного освещения, нерегулярное движение транспорта.

В прошлом году горожане стали активнее информировать городские власти о нарушениях по размещению объявлений на столбах В прошлом году горожане стали активнее информировать городские власти о нарушениях по размещению объявлений на столбах Фото: Алексей Белкин

В прошлом году горожане стали активнее информировать городские власти о нарушениях по размещению объявлений на столбах, зданиях, автомобилях, рекламы в неустановленной форме. Каждая десятая жалоба связана с организацией дорожного движения, хотя их стало меньше на 2,8%. 

Но больше всего казанцы обращались по вопросам, касающимся благоустройства территорий (46,1%) и ремонта дорог (23,7%). По итогам обращений, в частности, был выполнен ремонт дороги в ЖК «Лесной городок», дорог по улице Магистральной и в поселке Кадышево, были заасфальтированы ямы между домами №24 и №26 по проспекту Фатыха Амирхана, установлено освещение по улице Зилантовской, 20, отремонтирована детская площадка в парке им. Горького и многое другое.

Чтобы увеличить, нажмите

«Не секрет, что проблемы возникают не потому, что глава района или управления о них не знает! Причина в отсутствии финансирования, — рассуждал Метшин. — Мы долгое время не могли отремонтировать улицу Магистральную, в том числе благодаря активности жителей, благодаря тому, что вместе смогли достучаться, бюджетом республики были выделены средства. Это один из тысячи примеров. В то же время не всегда это деньги. Где-то это действительно недоработки, равнодушие отдельных товарищей».

Больше всего заявок поступило по проблемам в Вахитовском и Приволжском районах — в администрацию этих образований обратились 5,3 тыс. раз. На втором месте — Советский район с 4,7 тыс. обращений. Администрацией Авиастроительного и Ново-Савиновского районов принято 4,1 тыс. обращений. Меньше всего заявок поступило в администрацию Кировского и Московского районов — 3,4 тысячи. Возможно, связано это с тем, что администрация Кировского и Московского районов очень активно действует в соцсетях. Как рассказывал в ходе интернет-конференции «БИЗНЕС Online» глава Сергей Миронов, зачастую жалобы, направленные непосредственно на аккаунты муниципальных чиновников, доходят куда быстрее, чем через тот же «Народный контроль». «Обращение через соцсети сразу же пересылается по WhatsApp всем моим заместителям, начальникам отделов, и мы решаем, как можно быстро помочь», — пояснил он. 

Чтобы открыть, нажмите

Лидерами по количеству решенных проблем стали Авиастроительный и Ново-Савиновский районы (выполнено 80,2% заявок), далее с небольшим отрывом идет администрация Советского района (78,5%), администрация Кировского и Московского районов выполнила 74,5% заявок, Вахитовского и Приволжского — 63,7%. «Кто-то стал первым, кто-то скатился. Есть объяснимые [причины], но лучше не объяснять, а [сделать так], чтобы все качественно, хорошо работали по обращениям, решениям вопросов», — прокомментировал статистику градоначальник и попросил провести работу по исправлению ситуации.

По отраслевым подразделениям, как и в предыдущие годы, лидером стал комитет жилищно-коммунального хозяйства, выполнивший 95,5% заявок. Лучшую динамику по решению проблем показало управление архитектуры и градостроительства, выполнившее на 15% заявок больше (90,5%), чем в 2017 году.

Айрат Фаизов неожиданно удивил всех каскадом из приветствий на разных языках. Английский, испанский, татарский, арабский… Айрат Фаизов неожиданно удивил всех каскадом из приветствий на разных языках: английский, испанский, татарский, арабский… Фото: metshin.ru

В ВУЗАХ ОТМЕТЯТ ТАТЬЯНИН ДЕНЬ, А ЧИНОВНИКИ ПРЕДПРИМУТ ХОЖДЕНИЕ В СТУДЕНЧЕСКИЙ НАРОД

От подведения итогов перешли к планированию перспектив. В предстоящую пятницу, 25 января, казанское студенчество отметит Татьянин день. Председатель комитета по делам детей и молодежи Айрат Фаизов неожиданно удивил всех каскадом из приветствий на разных языках: английский, испанский, татарский, арабский… Таким перформансом он, видимо, хотел подчеркнуть то, что в столице РТ обучаются студенты вузов и ссузов, говорящие на 78 языках мира, — и, похоже, привлек к себе внимание. Фаизов уже начал было бодро зачитывать текст выступления, как вдруг был остановлен Метшиным. 

«Произношение на английском как-то лучше, чем на татарском», — подколол его мэр.

Чиновник даже взял небольшую паузу, но затем продолжил речь. Он рассказал о необычных традициях казанских вузов в Татьянин день: так, в технологическом университете студентам будут «рубить хвосты после сессии»; в ТИСБИ праздник отметят сжиганием чучела сессии; двух самых везучих студентов Академии социального образования из числа кандидатов на отчисление помилуют приказом ректора — тем самым дав им второй шанс. Завершится праздник вручением премии «Студент года РТ – 2018».

Фаизов напомнил и о городском проекте по поддержке талантливых студентов, чьи работы в области городского хозяйства ежегодно выдвигаются на соискание стипендии мэра Казани. Однако, как подчеркнул председатель комитета по делам детей и молодежи, в ходе подготовки этого конкурса и в общении со студенческим активом созрело понимание, что учащиеся мало знают о работе муниципалитета. «Ничтожно малое количество студентов рассматривают исполком как возможное место работы. Не потому, что есть для это препятствия, а просто в силу незнания. Когда начинаем рассказывать о муниципалитете и наших проектах, сквозит определенное недоверие», — сказал Фаизов и предложил мэру активнее привлекать студентов не только по праздничным поводам, но и для решения серьезных проблем, прохождения практики в исполкоме и подведомственных учреждениях.

Фаизов предложил привлекать студентов не только по праздничным поводам, а для решения серьезных проблем, прохождения практики в исполкоме и подведомственных учреждениях Фаизов предложил привлекать студентов не только по праздничным поводам, но и для решения серьезных проблем, прохождения практики в исполкоме и подведомственных учреждениях Фото: «БИЗНЕС Online»

«Вот так начал с праздника, а поставил большую проблему, — вздохнул Метшин. — Хотя доля правды в этом есть». Вступив в полемику, он вспомнил опыт работы со студентами КГАСУ в рамках проекта «100 парков и скверов». Итог известен: городская программа переросла в республиканскую, а потом вышла и на федеральный уровень.

«С маленького ручейка, с молодых талантов начинался данный проект, — сказал мэр. — Практика показала, что это работает».

Но в целом, дал понять глава города, он только за встречи студентов с профильными руководителями подразделений исполкома, главами районов и на практику в исполком и в подведомственные ему учреждения готов приглашать студентов.

«Давайте начнем год с такой инициативы, пойдем, что называется, в студенческий народ. Встречайтесь, рассказывайте, в том числе слушайте. Технологии идут вперед. Нам тоже будет полезно обмениваться мнениями», — сказал градоначальник и завершил совещание, поручив возглавить эту работу самому Фаизову.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (184) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
21.01.2019 16:12

Всё это понятно. Но один вопрос- как на такое количество народа рассчитано количество мест в детсадах, школах,больницах и прочая? Уже дикие очереди везде. И второй вопрос- народ очень много взрослых в т.ч.. Как с работой? Знаю много людей приезжих, которые были в облаках и мечтах, а найти работу не могут в Казани. Кто то устроился в Пятерочку, среди них даже мужчины за 20 тыс руб.

  • Panda
    21.01.2019 16:11

    Вот именно, что беби-бум, а власти вообще не готовы к этому, хотя активно призывают

    ЖК Победа. почти 10 000 жителей из них от половины до трети - дети. А поликлиник рядом нет! Зато есть поликлиника на Отрадной, до которой нет прямого маршрута без пересадок, но и в ней не все врачи присутствуют. По недостающим врачам надо ехать в другой филиал.

    Не у всех машины есть, и не все мамы за рулем...

    И это в столице!

    Про малые города и села и говорить не приходится

    • Анонимно
      21.01.2019 16:24

      Выбирают не ценой а головой!

    • Анонимно
      21.01.2019 16:24

      Впрочем, даже с учетом двухлетнего падения, в Казани рождается в 2,3 раза больше детей, чем в 2000-м году.
      Здорово
      Живём
      Развивается
      Идём вперед

      • Анонимно
        21.01.2019 16:37

        16;24 в чем развитие то? Вы цены в магазинах видели? А тарифы на жку? Вперёд идём? Я стала замечать регресс, стагнацию вокруг, в головах и кошельках народа.

        • Анонимно
          21.01.2019 17:04

          Цены в магазинах и прочие ценники это общероссийские тренды

          • Моисей
            21.01.2019 17:10

            При этом 46% умерших мужчин не дожили до 65 лет, то есть не достигли новой планки пенсионного возраста, среди женщин таких 18%.

            Интересно куда ушли их пенсионные накопления?

            • Анонимно
              21.01.2019 17:23

              Остались в Пенсионном фонде и пошли на пенсии другим пенсионерам. Пенсионных сборов меньше, чем выплаты пенсионерам. Поэтому каждый месяц государству из бюджета приходится доплачивать Пенсионному фонду.

              • Моисей
                21.01.2019 17:32

                Государственный пенсионный фонд Норвегии, пополняемый за счет нефтяных доходов государства, получил рекордную в своей истории прибыль.
                По итогам 2017 года доходность фонда достигла 13,7%. В денежном выражении он заработал 1,028 трлн. крон, или 131,5 млрд. долларов.
                Общий размер активов фонда, созданного в 1996 году, летом 2017 года впервые превысил отметку в 1 трлн. долларов, а концу года достиг 1,085 трлн. долларов.
                Из них около 40% пришло от государства, а другая часть - получена в результате успешных инвестиций. За 21 год существования фонда управляющий им Центробанк Норвегии заработал 125 тысяч долларов на каждого гражданина страны. Всего же в фонде - 208 тысяч долларов на каждого из 5,2 млн. норвежцев".

                Отличный пример, как можно прилично жить в сырьевой стране, если быть не "сапогом", а рациональным хозяином.
                Россия с 1995 во внешней торговле года получила 2,1 трлн. долларов в виде положительного сальдо. Всего мы продали за это время сырья на 5,6 трлн. долларов, из которых на путинское время пришлось 5,1 трлн.

                Если бы мы, как норвежцы, за всё это время вложили бы 400 млрд. долларов в Государственный пенсионный фонд, то наши пенсионеры могли бы жить только на эту ренту. 130 млрд. долларов это по нынешнему курсу 8 трлн. рублей. Как раз размер пенсионных выплат за год.
                Не стыдно быть сырьевой страной. Например, Норвегия, Австралия и Новая Зеландия - сырьевые страны. Стыдно быть дураком и несуном - выносить все богатства вон из страны.

                • Анонимно
                  21.01.2019 18:26

                  В ПАО «НК «Роснефть» 50,00000001% акций принадлежит АО «РОСНЕФТЕГАЗ» 100% Государственной компании, т.е. Государство полностью контролирует ПАО «НК «Роснефть»

                  Equinor крупнейшая нефтегазовая компания Норвегии. 62,5 % акций принадлежит Государству

                  Так что не такая большая разница по структуре руководства, а вот по результатам…

                  Чистая прибыль норвежской нефтегазовой компании Equinor составила в 2017 году $4,59 млрд

                  Чистая прибыль "Роснефти" по итогам 2017 года по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) выросла до 222 млрд рублей или $3,3 млрд.

                  Т.е. чистая прибыль Роснефти на 30% ниже


                  При том что Роснефть добывает в 2,7 раза больше нефти. Как так то?


                  Объем добычи Equinor 2,091 млн барр нефтяного эквивалента/сутки.

                  У Роснефти добыча в том же году 5,72 млн баррелей н.э. в сутки.

                  • Анонимно
                    22.01.2019 00:01

                    Роснефть в долгах как в шелках, отчитываются о росте добычи, а по факту чистой выручки мало потому что долги платят.. Путин потом говорит что Сечин и Миллер получают много потому что это На уровне заработка руководителей такого уровня в мире, только вот неувязка работают международные компании экономически более эффективно чем РН и Газпром. А у нас они только добычу повышают но при этом вкладывая в это заемные деньги. Поэтому экономика там низкая, зато перед Путином молодцы производство растёт.

                    • Анонимно
                      22.01.2019 00:14

                      По факту если смотреть глобально европейские банки кредитуют наши компании, они на эти деньги добывают нефть и продают в Европу, получают за это деньги которые снова уходят в Европу. Ресурсы почти даром, остаются крохи чтоб россияни не сдохли потому что мертвый работник прибыли не приносит

                  • Анонимно
                    22.01.2019 09:51

                    видимо, все дело в качестве добываемой нефти. Шутка, конечно же...

                • Анонимно
                  21.01.2019 18:26

                  Просто в сухом остатке следующее: добываем больше, дешевле, продаем по одинаковой цене, а прибыль почему то меньше. Ну кто бы мог подумать?

            • Анонимно
              22.01.2019 09:33

              В загашник для будущих пенсионеров, хочется надеяться.

          • Анонимно
            21.01.2019 17:20

            ну понятно, что это по стране цены растут так везде. Но речь о том. что кто то здесь уверяет, что Казань прям такая лучшая из всех. Такая же Россия...

            • Анонимно
              21.01.2019 17:54

              да никто не говорит что лучший город на свете. Просто город, который явно выделяется на фоне всех остальных в России, после Питера и Мск.

              • Анонимно
                21.01.2019 21:48

                Казань на слуху и выделяет на фоне соседних городов. Даже после ЧМ по футболу, к примеру. Мегаполис. Много вузов. Молодежь сюда едет.

                • Анонимно
                  21.01.2019 22:49

                  еще больше молодежи едет отсюда

                  • Анонимно
                    22.01.2019 18:58

                    У вас откуда такая инфа? На своем диване придумали и строчите. Уезжает молодежь из Казани, да, но это те, кто думает что в Мск или Питере для них медом намазано. Уезжают сами казанцы, которые тут всю жизнь живут и хотят, конечно, что то новое.

                    • Анонимно
                      22.01.2019 21:13

                      из статистики и собственного опыта, медом нигде не намазано, но в других местах перспектив для карьерного роста молодежи гораздо больше, чем в Казани

                • Анонимно
                  22.01.2019 09:35

                  Туризм стал процветать, это важно отметить. Раньше о нем говорить не приходилось.

                  • Анонимно
                    22.01.2019 19:03

                    развивать нужно и дальше. Развивать благоустройство города в первую очередь. Понятное дело, что сравнивать поток туристов Казани с курортами, к примеру, нелепо. Или с европейскими городами, потому что они уже веками являются центром притяжения туристов.

                  • Анонимно
                    23.01.2019 22:30

                    Причем приезжают они не только на различные спортивные мероприятия, а и на прочие праздники, тот же НГ.

            • Анонимно
              23.01.2019 22:28

              Казань объективно один из лучших городов России.

      • Panda
        21.01.2019 16:58

        Молодые рожать боятся

        • Оптимист
          21.01.2019 17:03

          Рожают рождённые в 90е
          Их самих мало

        • Анонимно
          21.01.2019 17:22

          В большинстве случаев уже не хотят просто.

          • Анонимно
            23.01.2019 22:31

            Все равно в Казани планируется положительный прирост населения, сейчас уже новое поколение встает на ноги.

        • Анонимно
          22.01.2019 09:35

          Скорее не хотят. Тянут лет до 30.

          • Анонимно
            22.01.2019 19:05

            да и приоритеты сместились. Хотя на западе это в порядке вещей заводить семью после 30. До 30 люди учатся, путешествуют, строят карьеру.

    • Анонимно
      21.01.2019 16:26

      А что столица? Что здесь особенного? Прям Нью Йорк или Лондон можно подумать столицы мировых финансов.Обычный российский город с бедным населением в массе своей .

      • Анонимно
        21.01.2019 16:58

        На фоне других городов России Казань выгодно отличается

        • Анонимно
          21.01.2019 17:01

          чем конкретно?

          • Анонимно
            21.01.2019 17:03

            Приростом населения

          • Анонимно
            21.01.2019 17:15

            Инфраструктурой, благоустройством, ну и конечно, развлекательная сфера имеет большое значение

            • Анонимно
              21.01.2019 17:30

              смех один - развлекательная сфера.. на какие шиши, если многие 15-20тыс. получают?

              • Анонимно
                21.01.2019 17:50

                развлекаловка у нищеты одна- раз в неделю в Татмак сходить как праздник или в Добрую столовку.

                • Анонимно
                  21.01.2019 21:50

                  по себе людей не судят, товарищ. Зачем бы тогда частники вкладывались и строили все эти кафе да бары? Если вы себе позволить не можете, не означает что все так живут)

                • Анонимно
                  22.01.2019 07:12

                  Не судите по себе, большинство казанцев живут нормально.
                  Но для хорошей жизни нужно нормальное образование, работа и т.д. Мало кто готов тратить на это действительно много времени.

              • Анонимно
                21.01.2019 17:56

                да уж не знаю, но почему-то в городе открываются и открываются кафе, бары и клубы. Значит люди ходят!

                • Анонимно
                  21.01.2019 18:35

                  в Казани остались клубы?? вы видать не казанский. Почти все уже закрылись.Остались экономвариант всякие кальянные и лаунджи.

                  • Анонимно
                    21.01.2019 21:49

                    с каких пор лаундж или кальянная эконом-вариант? Наоборот там цены не из дешевых.

              • Анонимно
                21.01.2019 21:06

                Только вот рестораны и кафе открываются, клубы тоже совсем не пустуют, как и караоке-спортбары.

              • Анонимно
                23.01.2019 22:32

                Да какие там многие, средняя зп в раза два выше.
                15к получают только на черноработе, студенты и без нормального образования.

          • Анонимно
            21.01.2019 23:55

            уничтожением зеленых насаждений в черте города

            • Анонимно
              22.01.2019 09:38

              Участь многих миллионников. Жилые массивы в приоритете.

              • Анонимно
                22.01.2019 16:17

                В цивилизованных городах умудряются сохранять зеленые острова, в некоторых в пустынях умудряются выращивать оазисы при отсутствии воды, миллионик миллионов розень, каша в голове у людей ответствееных за строительство и благоустройство

      • Анонимно
        21.01.2019 17:23

        Ну вы ещё не жили походу в бедном российском городе, раз так пишите про Казань. Поживите в Омске или Челябинске, к примеру.

        • Анонимно
          21.01.2019 17:41

          В Омске и Томске зарплаты примерно такие же, как в Казани - в 4-м десятке, а вот в Томске зарплаты выше, чем в Казани.

          • Анонимно
            21.01.2019 17:56

            Томск по моему закрытый городок. Поэтому там вообще все по другому

            • Анонимно
              21.01.2019 18:04

              В Томской области нефти много добывают, хотя и в РТ нефти добывают не мало. Только там у главы региона своего "таифа" нет.

              На территории Томской области имеется и "закрытый город". Раньше он назывался "Томск-7", а сейчас это г. Северск, но он вряд ли "погоду делает" по зарплатам.

              • Анонимно
                21.01.2019 18:40

                В Томской области северная надбавка 50%
                Районный коэф 70%
                Итого +120% к зарплате

                Даже несмотря на эти надбавки наравне с Татарстаном зарплата

                • Анонимно
                  21.01.2019 18:46

                  Надбавки- это для бюджетников. А частные компании сами определяют уровень зарплат для своих сотрудников.

                  • Анонимно
                    21.01.2019 18:54

                    Надбавки это для всех
                    Хватит уже лицемерить и очернять Татарстан

                    • Анонимно
                      21.01.2019 23:03

                      18.54 Ты лицемеришь. Зарплаты у нас низкие - значит у них надбавка. У нас форбосы, значит там где то больше, наши это доморощенные. У нас один пиар, и самое главное ничего не могут сделать для своего народа.

                      • Рашид
                        22.01.2019 00:48

                        23:03 А чего они могут сделать для народа когда все деньги отбирает Москва. Требуйте договорные отношения с Москвой. А так все регионы равны, только Москве позволено для престижа.

                      • Анонимно
                        22.01.2019 19:09

                        А что конкретно вам должны сделать? Зарплату поднять? ну если вы у частного работодателя, разбирайтесь сами с ним. Городская администрация не имеет права вообще в это вмешиваться.

            • Анонимно
              21.01.2019 21:50

              поэтому там могут и зарплаты выше делать лишь не уезжали оттуда. Там так то вообще нечего делать.

      • Анонимно
        22.01.2019 09:36

        По заполненным торговым центрам этого не скажешь.

        • Анонимно
          23.01.2019 22:33

          ТЦ у нас много, посещает их тоже много людей. Так что спрос пока выше предложения или как минимум не ниже.

    • Antares
      21.01.2019 17:04

      Бэби-бум, думаю, по одной причине: вся молодёжь в Казани. В райцентрах и селах никого не осталось. От слова совсем. Озвучьте, пожалуйста, данные по всему Татарстану. И по смертности, и по рождаемости. Полагаю, оптимизма заметно поубавится.

      • Анонимно
        21.01.2019 17:14

        Черемшан
        1990-4500 чел
        2010-5000
        2018-5600

        Села тоже растут

        • Анонимно
          21.01.2019 17:27

          Какие? Где дорог нет чищенных?

        • Беркли
          21.01.2019 17:31

          Черемшан - это всё-таки районный центр, а не село.
          Впрочем, если вы посмотрите статистику целиком по Черемшанскому району, то там спад.

          2002г. - 21 273 сел.
          2010г. - 20 361
          2017г. - 19 370

          Если же брать сугубо сёла, то там демографический спад просто катастрофический.

          Молодёжь уезжает из сёл в города РТ, и прежде всего в саму Казань. Здесь и рожают детей.

          • Анонимно
            21.01.2019 18:50

            Черемшан -село

            • Анонимно
              21.01.2019 19:11

              Челно-Вершины
              Соседний с Черемшаном райцентр Самарской губернии
              1990-6500
              2018-4900

              • Анонимно
                21.01.2019 20:04

                Челно -Вершинский район
                2002-18500
                2018-15000

                Это 30км от Черемшана

          • Antares
            21.01.2019 18:54

            В райцентрах сейчас та же история, что и в селах. Статистика не отражает количества прописанных, но не проживающих по факту. А если сюда добавить еще тех, кто работает на выезде, то станет совсем печально.

          • Анонимно
            21.01.2019 18:55

            Беркли о Псковской области беспокойтесь

            в 1959 году население сократилось до 952,8 тыс., в 1989 году — до 845,3 тыс., а к началу 2012 года — до 666,9 тыс

            • Анонимно
              21.01.2019 21:37

              В центральных российских областях, конечно, полная депрессуха, но давайте ровняться на хорошее

  • Анонимно
    21.01.2019 16:12

    Всё это понятно. Но один вопрос- как на такое количество народа рассчитано количество мест в детсадах, школах,больницах и прочая? Уже дикие очереди везде. И второй вопрос- народ очень много взрослых в т.ч.. Как с работой? Знаю много людей приезжих, которые были в облаках и мечтах, а найти работу не могут в Казани. Кто то устроился в Пятерочку, среди них даже мужчины за 20 тыс руб.

    • Анонимно
      21.01.2019 16:24

      Как как... Так и живут все в нищите, зато в городе и с оравой детей. И ни о чем не думают, ибо думать нечем.

      • Оптимист
        21.01.2019 17:22

        4,7 тысячи разводов на 10 тысяч браков
        Вот где проблема

        Институт семьи разрушается
        Дети растут в неполных семьях
        Общество рушится

        • Анонимно
          22.01.2019 07:15

          Современная тенденция во всем мире.
          Люди захотели свободы, но еще не знают, что с ней и как делать.

          • Анонимно
            22.01.2019 19:11

            разводов много потому что в нашем менталитете проблема. Что за дичь? Сразу в 20-23 года тебя чуть ли палкой не гонят в загс, а потом начинаются песни "а че когда дети будут". Ранние браки и дети, а время уже другое. Потом и разводы. Пора уже менять отношение к семье просто. И жениться уже в более осознанном возрасте, как на западе. 30 лет и больше.

        • Анонимно
          22.01.2019 09:40

          Было бы построже с алиментами, два раза бы подумали, прежде чем разводиться.

    • Анонимно
      21.01.2019 17:16

      Все таки хороший спец найдёт работу в любом городе. Некоторые работодатели, конечно, не спешат повышать зарплату, увы.

      • Анонимно
        21.01.2019 17:57

        а большинство хочет получать высокую зп за ничего неделание)

      • Анонимно
        22.01.2019 09:41

        Когда спроса больше чем предложение. Хотя, если посмотреть сайты, то спрос на профессионалов всегда был и есть.

        • Анонимно
          22.01.2019 19:12

          Вот именно! Работодатели ноют, что просто некого брать на работу! Никто не будет брать на работу не квалифицированных. Зачем? Чтобы такой человек тебе бизнес испортил?

    • Анонимно
      21.01.2019 20:13

      Приезжие в основном жили в тех местах, где зарплата в 10 тысяч считается очень хорошей, а 15 просто недостижимый космос, здесь они могут заработать раза в 2 больше не разрывая жил. На 15-20 тысяч рублей в Казани работают, как правило, пенсионеры; люди среднего возраста, которые привыкли к своим местам; молодежь с нулевым опытом; люди с отсутствием амбиций. Здоровый же взрослый мужик обязан в семью полтинник приносить

      • Анонимно
        21.01.2019 20:41

        Мне кажется средняя в Казани не меньше 50-60
        У моих знакомых такие

        Я не знаю кто в Казани за 20 работает

        • Анонимно
          21.01.2019 21:28

          Ну полно людей за 20 работает, большинство старых советских заводов с такой зп, плюс армия низкооплачиваемых бюджетников

          • Анонимно
            21.01.2019 21:52

            за 20к работают те, кто никем не является. Нет образования либо просто корочка, потому что ничему не научился в итоге. Конечно, кому такие работники нужны!?

            • Анонимно
              21.01.2019 22:54

              сколько угодно таких, и с образованием в том числе, посмотрите объявления о вакансиях и зарплатах, прежде чем такое утверждать

              • Анонимно
                22.01.2019 19:14

                наличие корочки не говорит, что вы профессионал. Я даже продавца не буду брать без стажировки. Потому что знаю как люди не любят работать. Зачем даже тот же продавец, который будет с кислой рожей стоять за прилавком?!

            • Анонимно
              21.01.2019 23:08

              Врач например.

        • Анонимно
          21.01.2019 22:53

          полно таких, и по зарплатам Казань на 40-м месте , так что 59 - 60 т. очень редко у кого

    • Анонимно
      21.01.2019 20:50

      В Пятерке платят максимум 16-17 тыс и то если есть продажи и мало недостач.

      • Анонимно
        21.01.2019 21:53

        а чего ради кому-то в супермаркете должны платить как специалисту квалифицированному???

        • Анонимно
          22.01.2019 09:48

          потому что на эти деньги тяжело прожить.
          а специалисту надо больше платить.

    • Анонимно
      21.01.2019 22:49

      Нет производства,нет работы. Все нацелено на искуственное вымирание народа. Стабильно,год за годом избавляются от нас.

    • Анонимно
      22.01.2019 09:39

      Очереди в густонаселенных районах, типа Азино. Там в большинстве своем молодежь.

  • Анонимно
    21.01.2019 16:22

    О какой поддержке семей они говорят.
    С 2013 года стою в очереди за землей, как многодетный, до сих пор ничего нет. А если кому дали нет дорог и коммуникаций. За это время дети выросли - старший уехал в Москву, младшие тоже собираются. Хотя за шесть лет если бы все было как положено я уже построил бы дом.

  • NIYAZ
    21.01.2019 16:27

    Как красивая начальник Управления ЗАГС г.Казани.

    • Анонимно
      21.01.2019 17:23

      Ей по должности положено)))

    • Анонимно
      22.01.2019 09:42

      Бывшая тоже красивой была. И красиво замуж вышла. Не сапожник без сапог.

      • Анонимно
        23.01.2019 10:52

        ДА.... раньше бывшая была утилем...Ценности меняются... Чем больше бывшееее тем круче ща....

  • Анонимно
    21.01.2019 16:37

    Азат Д

    Связь с жителями, надо проверять через выборы.

    • Анонимно
      21.01.2019 17:24

      Пишите петицию Путину про выборы тогда

      • Азат Д
        21.01.2019 18:05


        А сам он что?
        Любите Казань с Москвой сравнивать, а там мэра избирают горожане.

        • Анонимно
          21.01.2019 18:21

          ЧЕКА

          Москва - субьект федерации и там выбирают мэра , как выбирают губернаторов или президента Татарстана.

          Но если будут прямые выборы мэра Казани, то уверен что Метшин наберет хороший процент и ты Азат еще сильнее расстроишься.

          Оно тебе надо?)..

          • Азат Д
            21.01.2019 18:44


            Хватит юлить. Как бюджеты сравнивать, то Москва город, а как мэра избирать, то Москва субъект федерации как Татарстан.

            • Анонимно
              21.01.2019 19:45

              Странный вы Азат
              Москва город, одновременно и субъект федерации
              Мэра в субъекте выбирают
              То что бюджетная обеспеченность москвича в 10 раз выше чем казанца это вы надеюсь не дудете оспаривать?

          • Анонимно
            21.01.2019 21:54

            но мэра сейчас нигде не выбирают в городах

        • Анонимно
          23.01.2019 10:53

          Недавно прошли выборы по выбору мера собянина...

          • Анонимно
            24.01.2019 10:36

            Заметьте, другой фамилии вы не назвали. Вот такие и выборы.

  • Анонимно
    21.01.2019 16:37

    если б дома, ясли и сады со школами вырастали, что грибы в лесу, этого "бэби-бума" никто бы не заметил!

    • Анонимно
      21.01.2019 16:45

      Азат Д

      Если ба не маткапитал, его бы и не было.

      • Анонимно
        21.01.2019 16:55

        ну вот нарожали все за маткапитал. Ну набрали ипотек за счет этого. А платить то всё хуже и хуже уже стали, уже не справляются. Доходы то уменьшаются, жизнь дорожает. Это же тупик. Скоро рванут может , пузырь лопнет.

    • Анонимно
      21.01.2019 17:16

      В новых жк обычно и так уже есть садик сразу, частный, конечно.

    • Анонимно
      21.01.2019 19:46

      Так детсады и растут как грибы в Казани
      Неуспеваем за мамочками

  • Анонимно
    21.01.2019 16:46

    У этих товарищей один позитив, далеки вы от народа господа.

    • Анонимно
      22.01.2019 12:15

      А с чего им не быть позитивными, они много работают на благо города и видят плоды своей деятельности. И люди их тоже видят, в первую очередь гости города - туристам проще оценить город, у местных жителей глаз замылен.

  • Анонимно
    21.01.2019 16:51

    Какой прирост населения. Если негде больных лечить. Оптимизация поликлиник с красивыми стенами продолжительность жизни не увеличивает.

    • Анонимно
      21.01.2019 16:56

      Одно следует за другим, вроде пока что больниц в достатке. Только надо побольше специалистов

      • Анонимно
        21.01.2019 23:12

        Нет не следует. КАК у нас во всем удащливо. Зарплата главного и простого врача отличается минимум в 10 раз. И самое главное - главный вовсе не лучший, просто свой

        • Анонимно
          22.01.2019 18:51

          Может не будете все спихивать на удачу? Она играет свою роль, но уж точно не ключевую. Чаще всего наверх пробиваются самые умелые. И не надо завидовать, если это не вы.

    • Анонимно
      21.01.2019 17:19

      Оставить больницы с плохими стенами без ремонта что ли? А врачи это местные жители, чьи то родители и дети. Как не крути, но администрация города не имеет влияния на воспитание людей, которые потом идут учиться на врача)) или менталитет наш как изменить? Зачем вообще идти на врача, если потом не хочешь лечить людей или даже гуглишь болезни

  • Анонимно
    21.01.2019 16:51

    ПРИЕХАЛ В КАЗАНЬ И ОФИГЕЛ СНЕГ НЕ ЧИСТЯТ И НЕ ВЫВОЗЯТ!!!!!!! ПОЗОР!!!!!!!!

    • Анонимно
      21.01.2019 16:55

      Где? адрес называйте, в целом Казань хорошо убирают

      • Анонимно
        21.01.2019 17:10

        Улица Карбышева, Приволжский район. Невозможно ездить, ширина дороги 3 метра. Пожалуйста, помогите.

        • Анонимно
          21.01.2019 17:24

          Ну в народный контроль лучше жалобу и с фото. Чем тут просто так писать..

        • Анонимно
          21.01.2019 21:17

          Сегодня метет, каких сверх результатов от дорожников вы ожидаете ?

      • Анонимно
        21.01.2019 17:13

        идите пешком прогуляйтесь по центру, например, по ул. Университетской. будете неприятно удивлены завалами снега.

      • Анонимно
        21.01.2019 17:59

        16.55 везде. В любой двор зайди, а не только по маршруту Боровое-Оренбургский тракт- Кремлёвская.

        • Анонимно
          22.01.2019 18:50

          В Кировском районе дворы нормальные.
          Может лучше укажите конкретный, который послужит примером? А то замучаюсь ходить искать их.)

      • Анонимно
        21.01.2019 22:56

        даже в центре плохо убирают. на тротуарах особенно - ул.К.Маркса, ул. Муштари и т.д.

        • Анонимно
          22.01.2019 14:49

          Не соглашусь. В этом году Казань убирают хорошо и вовремя. И наш дворник тоже старается, только автомобилисты свои машины не всегда убирают, поэтому там где стоят их машины, снег остается лежать.

          • Анонимно
            22.01.2019 16:13

            где-то, может и хорошо, а в центре плохо

            • Анонимно
              22.01.2019 18:49

              В центре как раз-таки лучше всего убирают.
              Вы из Уфы что ли пишите?)

              • Анонимно
                22.01.2019 21:19

                при чем здесь Уфа? приведены же выше улицы, где плохо убрано

            • Анонимно
              22.01.2019 19:18

              в центре всегда нормально убирают, а если не чистят до асфальта где то между домами и магазинами - так и не обязаны

              • Анонимно
                22.01.2019 21:20

                не везде в центре убирают, а кто обязан? контролировать тогда должны

                • Анонимно
                  24.01.2019 14:55

                  В центре никто и не обязан до асфальта убирать. Вы случайно не забыли, что Россия -северная страна и у нас 7 месяцев в году -зима?

    • Анонимно
      21.01.2019 17:04

      Согласна. В этом году как никогда плохо чистят снег. Ноги сломать можно какая каша на тротуарах, дорогах и дворах.

      • Анонимно
        21.01.2019 17:21

        Да не соглашусь. Вполне чисто в городе кроме некоторых мест. Парковку видела в снегу. Да и в каком городе убирают снег на 100%? Чистят тротуары и проезжую часть. Ук должны следить за дворами. И частники свою территорию должны чистить, но они даже наледь не убирают

      • Анонимно
        21.01.2019 18:36

        а я соглашусь. Дороги не чистят, даже там, где нет парковок машин.

        • Анонимно
          22.01.2019 07:04

          В Кировском районе нормально чистят, особенно во дворах. Где машины бросают, понятное дело, чистят хуже.

        • Анонимно
          22.01.2019 19:18

          Какие дороги? Даже на последних фото в новостях везде дороги до асфальта очищенные

      • Анонимно
        21.01.2019 21:18

        На мой взгляд дороги в этом году чистят наааамного лучше, дворы - хуже, дворников все меньше видимо.

  • Анонимно
    21.01.2019 17:14

    в этому году дороги уже настолько заужены, что по одному ряду осталось . Просто тупо счищают на бока и всё. Снег не вывозят от слова СОВСЕМ, Только центровые и правительственные дороги чистят.

    • Анонимно
      21.01.2019 17:28

      Это все от брошенных машин
      Бросают где попало
      Ноксинский спуск, Габишева везде брошенные машины
      Когда Гибдд начнёт уже работать?

      • Анонимно
        22.01.2019 18:49

        Так они работают, штрафуют и эвакуируют.
        Но нарушений столько, что со всеми быстро не справишься, люди уже обнаглели.

    • Анонимно
      21.01.2019 17:33

      это да, чистить чистят, НО снег не вывозят!!! вы посмотрите, на что стала похожа, например, Губкина! там в некоторых местах осталась 1 полоса.

      • Анонимно
        21.01.2019 17:55

        машины просто паркуют туда, где должен пройтись снегоуброчная машина. Как убирать? Если только вместе с машиной.

      • Анонимно
        21.01.2019 21:28

        Снег валит, какую неделю подряд. Как остановится, так дороги до асфальта, с обочин тоже собирают. НО сегодня опять снежная метель, захочешь не уберешь за пару часов.

        • Анонимно
          21.01.2019 23:16

          Так зима!Не знали? Снег это прекрасно!

          • Анонимно
            24.01.2019 10:41

            Ага. Это как в школе - протерла уборщица пол, пришли утром школьники, пол в итоге как будто и не мыт. Требуется время, чтобы снова помыть и навести чистоту. Почему со снегом то чего-тодругого ожидают ?

      • Анонимно
        24.01.2019 10:40

        Вывозят. Еженощно, вижу под окнами, слышу сквозь сон. Техника, камазы снегом груженые. Днем тоже вижу. Но количества снега и количество машин несоизмеримо скорее всего, поэтому разом не вывезти.

    • Анонимно
      21.01.2019 21:21

      Снег вывозят. В сторону Речпорта 100% каждую зиму. Днем и ночью. Под окнами камазы туда груженые, обратно пустые едут. Исполком не защищаю, за дорожников-трудяг обидно.

      • Анонимно
        22.01.2019 07:03

        Так это все результат слаженной совместной работы, все правильно делают.

  • Анонимно
    21.01.2019 17:19

    Город от снега не чищен практически. Автобусные полосы на мосту Миллениум и на третьей дамбе вообще пож снегом в обе стороны.впрочем везде по городу крайние полосы под снегом. Дворы просто ужасном состоянии...

  • Анонимно
    21.01.2019 17:31

    двух самых везучих студентов Академии социального образования из числа кандидатов на отчисление помилуют приказом ректора — тем самым дав им второй шанс
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/410325
    Бред какой-то, теперь ректора сами решают, кого отчислить, кого оставить? Закон об образовании РФ, приказы Миноборов и иные Инструкции - ныне ректорам не указ!!!???

  • Анонимно
    21.01.2019 17:40

    На остановке сахарова недалеко от моста около тц домино старый киоск поставили на газон. На каком основании, неужели газон даже сдается в аренду? А там деревья растут.нужно строго наказывать нарушителей закона

  • Азат Д
    21.01.2019 18:02


    Это с 60 лет отдыхая не дожили до 65, а сколько не доживет работая.

  • Азат Д
    21.01.2019 18:03


    Вот она стабильность при Путине.

    • Анонимно
      22.01.2019 06:59

      Так сами же за него голосовали. И не только в Татарстане, но и по всей России...

  • Анонимно
    21.01.2019 20:35

    Для многодетных семей в школе питание платное,если не предоставишь справки как малоимущий.мы с мужем работаем не официально.Слава Богу ни в чем не нуждаемся ни мы ни дети.работали бы в чистую,с голоду сдохли бы.сейчас половина работников работают не в белую,теперь из за этого нужно и бесплатного питания лишать.платим налоги,жкх,садик,взносы всем и ото всюду и терпим все припадки государства.но дети бесплатного питания не заслуживают...

    • Анонимно
      21.01.2019 20:43

      Справки сдавайте, дети будут питаться бесплатно
      И налоги платите

    • Анонимно
      21.01.2019 22:13

      Извините, но вы сами пишете, что работаете не в белую, а значит не платите налоги!
      С какой стати бесплатное питание ?
      Вы и так бесплатно посещаете поликлинику, делаете прививки, пользуетесь дет. садами, дорогами, освещением и т.д. при необходимости к вам приедет скорая помощь, будет предоставлено больничное лечение, дети бесплатно получают школьное образование - все это делается на налоги других людей!
      Сами пишете, что не нуждаетесь - ну и наглеть-то не надо.
      Я лично знаю не одну семью, получающую пособия по малообеспеченности, при этом и муж, и жена на иномарках оба, не один раз за границу в год выезжают. А официального дохода как бы нет.
      Ну и что скулить тогда, если привыкли воровать...
      Неуплата налогов - такое воровство считаю. И не у абстрактного государства, а у каждого из нас.

  • Анонимно
    21.01.2019 20:42

    Прежний глава города, Камиль Шамильевич, каждое утро, включая субботу, с 05 до 07 часов производил об"езд городских территорий. Зимой город был чист и убран от снега. Очень трудно представить, что нынешний совершает подобные выезды , глядя на удручающее состояние второстепенных дорог и дворовых проездов. Гораздо приятнее раз в месяц, днём, когда ярко светит солнышко демонстрировать окружающим свой гардероб, и особенно винтажные шарфики. Мэнге Тау

    • Анонимно
      22.01.2019 12:11

      Так когда же такое было? Я все понимаю, но зачем приписывать человеку несуществующие заслуги?
      У мэров больших городов и так работы полно, если они каждый день будут тратить пару часов на объезд территории, которая ой какая большая, то будет меньше времени на решение остальных районов.
      Что до уборки Казани, то сейчас она выглядит куда лучше, чем десяток-другой лет назад. Вы просто уже забыли, как было тогда.

  • Анонимно
    21.01.2019 21:20

    "Меньше всего заявок поступило в администрацию Кировского и Московского районов — 3,4 тысячи. Возможно, связано это с тем, что администрация Кировского и Московского районов очень активно действует в соцсетях."

    А им и писать не хочется. О чем бы не писал, ответ один: нет денег. На Серова,4 нет детской площадки, машины давят детей - отвечают, делайте сами площадку,огораживайте, устанавливайте сами "лежачих" полицейских. Машины, пишет Администрация , "должны соблюдать ПДД и ездить не более 20 км/час". Ну нельзя же считать ,что если вы у власти, то вы прошли отбор по интеллектуальным способностям и любая глупость вами изреченная есть истина! Машины ПДД соблюдают и ездят мимо подъездов со скоростью 39,5 км/час

    • Анонимно
      22.01.2019 00:10

      ну они не могут противоречить главе правительства, пока разоблачений что деньги есть не давалось

    • Анонимно
      22.01.2019 06:57

      Если в данный момент нет денег, вы не бросайте это дело и требуйте поставить в очередь - таким образом в скором времени займутся и вашими пожеланиями.
      В целом, дворы в Кировском районе хорошие, без явных нареканий. А докапаться можно к чему угодно.

  • Рашид
    22.01.2019 00:54

    Срочно статистику татароязычных граждан республики Татарстан в студию. Где народ. Куда смотрит руководство республики с 1000 летней историей. Ради чего весь этот бэби бум.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль