Бизнес 
28.01.2019

«Мне сказали, письмо передано самому Зюзину»: «Мечел» кинул бывшего директора «Нэфиса»?

Открыв свою небольшую транспортную компанию, Дмитрий Хайбуллин познал, каково это — работать с монстрами

Владелец казанской транспортной компании «АС-Трак» подал в суд на одну из структур олигарха Игоря Зюзина. Основание — долг всего-то в 5 млн рублей. Сущие копейки для «Мечела», занимающего 24-е место в рейтинге 200 крупнейших частных компаний России. Хайбуллин, однако, намерен идти до конца, отмечая «социальную опасность» зюзинской модели бизнеса, с которой он столкнулся.

Дмитрий Хайбуллин подал в суд на одну из структур олигарха Игоря Зюзина. Основание — долг всего-то в 5 млн рублей Дмитрий Хайбуллин подал в суд на одну из структур олигарха Игоря Зюзина. Основание — долг всего-то в 5 млн рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

130 НЕОПЛАЧЕННЫХ РЕЙСОВ

Казанская транспортная компания «АС-Трак», которой владеет бывший гендиректор «Нэфис Косметикс» Дмитрий Хайбуллин, собралась вступить в судебную схватку с одной из структур олигарха Игоря Зюзина.

Основанием стали долги одной из дочерних компаний «Мечела» по оплате транспортных услуг, которые достигли 5,2 млн рублей. Забавно, что ПАО «Мечел» с годовой выручкой в 299 млрд рублей занимает 24-ю строчку в рейтинге крупнейших частных компаний России от журнала Forbes. Тем не менее «Мечел Транс Авто», с которой у казанской компании заключен договор, не спешит погашать задолженность.

По словам Хайбуллина, с «внучкой» «Мечела» его компания начала работать в прошлом году: договор на транспортно-экспедиционное обслуживание был подписан 24 апреля.  

Казанцы возили для зюзинской структуры грузы из Челябинска и Энгельса, где у металлургического гиганта есть подразделения. На первых порах никаких серьезных проблем с оплатой не возникало.

Хайбуллин был в курсе некоторой задержки в исполнении обязательств со стороны «Мечел-Транс-Авто», но полагал, что 600–700 тысяч рублей — «это терпимо». С учетом отсрочки оплаты фактическая сумма долга была минимальна. И вдруг как гром среди ясного неба: долг достиг 5,2 млн рублей. Общее количество неоплаченных рейсов увеличилось до 130. Первый из них датирован 25 августа прошлого года.

По словам владельца «АС-Трак», долги начали копиться еще раньше. Ситуация складывалась следующим образом. «Условно говоря, мы вывозим их товара на 200 тысяч рублей, они оплачивают нам только 100 тысяч. Снова поставка на 200 тысяч и снова оплачена лишь половина суммы счета», — рассказывает Хайбуллин.  

Затем стало и того хуже: «АС-Трак» развез по пунктам доставки продукции на 200 тысяч, ей оплатили всего 50 тысяч. Долг за транспортные услуги начал стремительно расти. В ответ на вопросы казанская компания слышала одни обещания: «Все оплатим». И фуры «АС-Трак» снова колесили по дорогам России, развозя грузы «Мечела». В ответ на очередной счет на 200 тыс. рублей поступили уже только 25 тысяч. Затем «Мечел-Транс-Авто» вообще перестал платить.

Казанцы возили для зюзинской структуры грузы из Челябинска и Энгельса, где у металлургического гиганта есть подразделенияФото: «БИЗНЕС Online»

«жалуюсь шохину на зюзина, а он ему же мою жалобу и отправляет»  

«Клиент крупный, поэтому стараемся идти ему навстречу», — говорит Хайбуллин. Когда подконтрольная «Мечелу» фирма стала совсем уж неаккуратно исполнять свои финансовые обязательства, казанская компания отправила к заказчику своего менеджера: «Мечел-Транс-Авто» базируется в Челябинске. 

По словам Хайбуллина, его в «Мечеле» кормили завтраками, говорили: «Все будет нормально, не переживайте». На запрос «БИЗНЕС Online», почему возникла задолженность, в пресс службе ПАО «Мечел» также сообщили, что она «будет погашена» — без уточнения, когда именно это будет сделано.

В конце концов в ответ на вопрос «Почему не платите?» гендиректор «Мечел-Транс-Авто» Алексей Сибирцев сослался на управляющую компанию (ООО «Мечел-Транс», «дочка» ПАО «Мечел»): мол, она не выделяет средств. И, дабы решить вопрос, посоветовал подать на нее в суд. Казалось бы, цивилизованный способ урегулирования отношений. Все бы хорошо, если бы Сибирцев якобы не добавил: «Через два года выиграете, и мы с вами расплатимся».

Тем не менее «АС-Трак» ничего не осталось, как последовать его совету. 22 ноября она  направила клиенту претензию (попытка досудебного урегулирования спора обязательна). Никакой реакции на нее не последовало. Через месяц, как и положено, был подан сам иск (по договору споры подсудны Арбитражному суду Челябинской области), который был зарегистрирован судом 9 января.

Памятуя о том, что председатель совета директоров «Мечела» Зюзин является еще и заместителем Александра Шохина в российском союзе промышленников и предпринимателей, Хайбуллин написал последнему письмо. «По телефону в приемной Шохина мне сказали, что письмо передано самому Зюзину. Я жалуюсь Шохину на его зама, а он ему же мою жалобу и отправляет. Как так?!» — недоумевает он.

Forbes называет «Мечел» Игоря Зюзина (на фото) одной из самых закредитованных российских компаний Forbes называет «Мечел» Игоря Зюзина (на фото) одной из самых закредитованных российских компаний Фото: ©Валерий Мельников, РИА «Новости»

«кто мог подумать, что у «мечела» нет 5 мИЛЛИОНОВ рублей?!»

«Мы типичные представители малого и среднего бизнеса», — поясняет владелец «АС-Трак». Компания оказывает услуги по транспортировке и перевозке грузов по всей России. В ее автопарке 68 фур-большегрузов, штат составляет около 150 человек. «На всех уровнях призывают инвестировать в российскую экономику. Малый бизнес делает это в том числе. Мы, например, пополняем свой автопарк за счет грузовиков Mercedes, которые производятся на КАМАЗе», — поясняет Хайбуллин. 

У «АС-Трак» несколько десятков клиентов. Оборот в 2018 году составил 400 млн рублей. По словам ее владельца, в Татарстане наберется штук 10 компаний подобного уровня. Есть такие, у кого под сотню машин или даже тысячу. И самые крупные транспортники находятся даже не в Казани, а в Челнах. К примеру, «Лидер-Транс».

Хайбуллин отметил работу с иностранными компаниями. «АС-Трак» развозит продукцию производителей стройматериалов Kronospan, Bergauf, Кnauf с их заводов в Подмосковье и Уфе по магазинам по всей стране. И «это очень большие объемы». Кроме того, упомянул про крупную компанию «Полипластик», которая покупает в Казани полиэтилен и производит из него трубы, а большегрузы «АС-Трак» доставляют их клиентам «Полипластика» по всей России. Под такие перевозки машины были даже специально оборудованы.

По словам Хайбуллина, «Мечел» был достаточно крупным заказчиком, но не основным.  На эту компанию приходилось 5–7% общего оборота. Заключая договор, казанская компания не могла и предположить подобного развития событий. «„Мечел“ — это большая сырьевая компания, раскрученный бренд. Кто мог подумать, что у корпорации, которой принадлежат угольные разрезы Кузбасса, нет денег, чтобы выплатить транспортной компании какие-то 5 миллионов рублей!» — возмущается владелец казанской компании. 

А как же пресловутая проверка контрагента перед заключением договора? В «АС-Трак» уверяют, что проверяют. У перевозчиков есть своя база данных. Напротив списка компаний-заказчиков стоят звезды. Если у них есть судебные процессы, если они плохо рассчитываются со своими контрагентами, эти звезды закрашивают. Это значит, у компании есть какая-то негативная предыстория. Хотя, с другой стороны, у любой организации, которая определенное время присутствует на рынке, есть судебные процессы. Сама «АС-Трак», как признает ее собственник, тоже судится по разным причинам. Поэтому казанцев ничто и не насторожило в случае с «Мечелом».

Долг достиг 5,2 млн рублей. Общее количество неоплаченных рейсов увеличилось до 130 Долг достиг 5,2 млн рублей. Общее количество неоплаченных рейсов увеличилось до 130 Фото: «БИЗНЕС Online»

 «МОДЕЛЬ БИЗНЕСА зюзина СОЦИАЛЬНО ОПАСНА»

Что для собственника «АС-Трак» означают 130 неоплаченных рейсов? Он заправил машины, выплатил зарплату водителям, логистам, менеджерам. «Я понес колоссальные затраты. Маржинальность в этом бизнесе невысокая, а тут еще банально не платят за работу», — говорит Хайбуллин.

Но, судя по всему, для «Мечела» такой стиль взаимоотношений привычен. Об этом свидетельствует база данных Арбитражного суда Челябинской области. Согласно ей, к «Мечел-Транс-Авто» в 2017–2019 годах было подано не менее десятка исков по взысканию задолженности.

К примеру, компания «Акватаун» (к слову, тоже из Казани!) 7 декабря 2017 года потребовала от «внучки» «Мечела» погашения 6,78 млн рублей задолженности опять же за транспортно-экспедиционное обслуживание — право требования долга ей уступила транспортная компания «Экспа» из нашего же города. «Экспа» перевезла грузов на 13 млн рублей, но счет ей оплатили только наполовину.

Предварительное заседание по иску «Акватауна» было назначено на 1 февраля прошлого года. Требования были полностью удовлетворены судом первой инстанции лишь 17 мая, поданная оппонентом апелляционная жалоба была отклонена 3 сентября, а 25 декабря 2017 года кассационная инстанция оставила решения нижестоящих в силе. Понадобился ровно год! Хотя, казалось бы, вот все документы: сколько рейсов и куда было сделано. Что еще нужно для того, чтобы принять решение? Теперь «Акватаун» пытается взыскать со своего должника и оппонента судебные расходы.

В этом случае речь идет хотя бы о миллионах рублей. А вот ООО «Дентро» из Мордовии 12 ноября прошлого года вынуждено было обратиться в суд, чтобы заставить «Мечел-Транс-Авто» выплатить ей… 220,9 тыс. рублей. Это был тоже долг за перевозки. Предварительное судебное заседание по делу назначено на 25  февраля.

5 октября прошлого года компания «ВС-Авто» из Новосибирска потребовала близкую к задолженности перед «АС-Трак» сумму: 4,8 млн рублей. Судебное разбирательство еще впереди.

Воронежское ООО «Альянс-Профи» 13 июля прошлого года предъявило уже известной нам компании иск всего лишь на 50 тыс. рублей. Впрочем, затем воронежцы увеличили свои требования до 2,8 млн, из которых 1,26 млн составил штраф.

У «АС-Трак» несколько десятков клиентов. Оборот в 2018 году составил 400 млн рублейФото: «БИЗНЕС Online»

«АС-Трак», конечно же, направит своего представителя на судебные заседания в Челябинск. Но небольшие компании даже не могут содержать в штате юриста, уже не говоря о том, чтобы командировать его в суд в другой город. Услуги более-менее квалифицированного специалиста стоят денег. Плюс затраты на билеты, гостиницы…

Еще одна сложность: суды проходят на домашнем поле «Мечела» — в Челябинске. Если должник проиграет, он будет вынужден заплатить. Но сколько воды за это время утечет! Многие контрагенты металлургического гиганта могут не выдержать такого испытания. Возможно, на это и рассчитаны задержки с выплатами.

Известно, что в кризис 2008–2009 годов у «Мечела» были большие проблемы с банками. Только Сбербанку, по некоторым данным, компания Зюзина была должна около 290 млрд рублей. Forbes и сейчас называет «Мечел» одной из самых закредитованных российских компаний. Издание отмечает, что она потратила миллиарды заемных долларов на покупку металлургических и угольных активов и в результате ей грозила продажа по частям. Но Зюзину удалось договориться с кредиторами: Газпромбанком, ВТБ, Сбербанком и ВЭБом. Чистый долг «Мечела» к концу второго квартала 2018 года составил 431 млрд рублей…

«Выходит, этот гигант решает свои проблемы в том числе за счет предприятий малого и среднего бизнеса, — делает вывод Хайбуллин. — Моя компания устойчива, а взять более мелкого перевозчика, у которого 5–7 машин? Его же такое затягивание с оплатой услуг просто-напросто уничтожит».

Хайбуллин на конкретном примере объясняет возможный механизм разорения небольшой компании в случае отказа промышленного гиганта платить по счетам. «Перед Новым годом с учетом того, что банки будут на каникулах, а машинам предстояло уходить в рейсы 3–4 января, я должен был заплатить за топливо „Лукойлу“ и „Газпрому“ вперед. Кроме того, заблаговременно внести лизинговые платежи», — говорит владелец «АС-Трак». 

«Пока владельцы крупных компаний проводят такую политику, они оставят без инвестиций десятки мелких и средних предпринимателей, если вообще не приведут их к краху. Вот в чем социальная опасность модели бизнеса Игоря Зюзина», — отмечает Хайбуллин.   

Отдавая отчет в том, что эта тяжба для огромной корпорации — что для слона дробина, собственник «АС-Трак» тем не менее намерен идти до конца. Он не исключает подачи заявления о банкротстве партнерской структуры сырьевого гиганта. Но сделать это можно только после того, как на руках будет судебное решение, подтверждающее задолженность. И, само собой, оно должно вступить в законную силу, то есть пройти все судебные инстанции. «БИЗНЕС Online» будет следить за развитием ситуации.

А вас когда-нибудь кидали контрагенты?
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (31) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
28.01.2019 09:46

Хайбуллин очень наглый и высокомерный директор был на Нэфисе , хорошо что Богуславский вовремя слил его

  • Анонимно
    28.01.2019 08:36

    На банкротство сразу подавайте. И заявление в убэп.

    • Анонимно
      28.01.2019 09:13

      Вы серьезно? Это только по вести 24 показывают что буже за сутки вопросы решают. У меня суды в Ростове там местный убэп даже не чешется- сами говорят * вы что фильмов насмотрелись*

    • Анонимно
      28.01.2019 20:54

      Перевозки маржинальный бизнес, 5 млн. для него копейки.

  • Анонимно
    28.01.2019 08:42

    Что значит бывало, но по объективным причинам?

  • Анонимно
    28.01.2019 08:51

    Одно и тоже, сплошь и рядом. Все обманывают и кидают.

  • Анонимно
    28.01.2019 09:12

    Директором работал, а схем не знает?

    • Анонимно
      28.01.2019 09:41

      Теперь Хайбуллин по другую сторону баррикад. Конечно он все знает.

    • Анонимно
      28.01.2019 09:41

      Скорее всего и тогда был честным директором - и спал спокойно.
      Молодец.

  • Анонимно
    28.01.2019 09:16

    Бывший директор нэфиса навярника с какими-то связими жалуется. Что говорить про обычных бизнесменов.
    У самих куча подобных проблем - пожаловаться некому. Как правило подобные долги приходится просто забывать, т.к. крупняки работают через прокладки с которых потом просто взять нечего

  • Анонимно
    28.01.2019 09:32

    Статья будто про 5 млрд разговор

    • Анонимно
      28.01.2019 11:36

      Из таких вот "5-ти миллионников"-просителей у одного только ответчика ПАО "ЧМК" из открытых источников сумма на 42 млрд. руб. А у Зюзина 120 таких аффилированных контор размазывающих долг... Боюсь, этим уже Бастрыкину лично заниматься поручат, когда придет время "справедливости"...

  • Анонимно
    28.01.2019 09:46

    Хайбуллин очень наглый и высокомерный директор был на Нэфисе , хорошо что Богуславский вовремя слил его

    • Анонимно
      28.01.2019 17:00

      Раз 20 лет держал его - значит это работало на благо предприятия))

  • Анонимно
    28.01.2019 09:59

    В 90-е нам всем внушили что рынок это конкуренция и все друг другу враги. Хотя в европе все объединены в союзы и ассоциации. Все друг другу помогают и лоббируют общие интересы.
    Компания АС-трак в Казани с коллегами не общается, думали накупили машин и стали крутыми.
    Господа из АС-трак, в наше время по одиночке не выжить.
    Надо с коллегами, с земляками дружить и друг друга поддерживать. Ситуацию с мечелом мы знали давно. Могли бы вас предупредить не влезать в эту авантюру.
    Слишком дорого обходится в наше время желание быть одним. Только плечом к плечу можно выстоять.

    • Анонимно
      28.01.2019 11:00

      Заветная мечта любого мелкого бизнеса - объединиться и дружить. Почему при это борьба за установление правил честной игры потом превращается в картельные сговоры, не знает никто....

      • Анонимно
        28.01.2019 12:47

        многие думают что 20-30-68- машин это уже крупный бизнес. по факту это и есть малый бизнес.
        одна две машины это микроскопический.
        а мечты объединятся у нас нет. есть реальность которая во всех странах уже пройдена. либо разоряешься либо работаешь вместе.
        посмотрите европу и америку. все состоят в различных союзах и объединениях. Только гиганты работают сами по себе.
        400 миллионов оборот это копейки. не надо гнуть из себя крутых бизнесменов. Амбиции надо прижать и спустится с небес на землю. По факту в Казани нет НИ ОДНОГО КРУПНОГО ПЕРЕВОЗЧИКА.

  • Анонимно
    28.01.2019 10:17

    Ну вот и обраточка. Сам действовал точно также.

  • Анонимно
    28.01.2019 10:29

    Подумаешь, транспортники денег не получили. А вот интересная картина, на которую ФАС никак не посмотрит - почему-то цена на сталь с НЛМК, ММК и Северстали растет не так, как она растет на конкурентном рынке. И еще знаю, что Россия поделена на три зоны и, если ты клиент одной зоны, никто тебе сталь из другой зоны не продаст.
    Это жизнь и поэтому эти 3 металлургические компании показывают шикарную прибыль, которая опять же по динамике не совсем такая, как у компаний за пределами РФ.

  • В Набережных Челнах ряд производственных металлообрабатывающих группировок много лет занимаются такой же ерундой. Взяли пример с ПАО Камаз заключать договора с отсрочкой платежа на 1 месяц-на 2 или на 3 месяца, а по факту могут затягивать платежи до полугода. Сам последние пару лет стараюсь с ними не связываться. Слышал что у одного конкурента за оказания услуг, долг большой компании перед ним составляет четверть годового оборота. Это нормально ? Мне самому они заявляли: нет денег-идите кредитуйтесь ! Сразу вопрос: "Для чего ?" Для поддержки этой производственной группы ? Смешные, ей богу ! Сам стараюсь заключать жесткие договора с короткой оплатой или 100 % предоплатой с ними. По такому договору они исчезают после первой сделки, видать хватает малых фирм готовых работать на кабальных условиях. Я думаю, что подобное сотрудничество закончится для малой фирмы банкротством и ликвидацией. Итак рентабельность в металлообработке низкая - не хватает только кредитной нагрузки. Лучше или искать другие рынки сбыта, или сидеть на меньших оборотах, или уйти с рынка, чем помогать большим компаниям бесплатным кредитом (возможно взятым Вами в долг под реальный процент).

  • Анонимно
    28.01.2019 13:04

    Сами работаем со структурами Мечел, все только через суд, как говорят их финансисты им так выгоднее, так как деньги проще и выгоднее крутить, чем вовремя расплачиваться. Работаем много лет уже так, знаем риск и закладываем Егор стоимость.

  • Анонимно
    28.01.2019 13:15

    Бумерангом вернулись собственные технологии....

  • Анонимно
    28.01.2019 15:03

    "Сколько раз я разводилась? Три. Ну да, три. Зюзина я не считаю" (с)

  • Анонимно
    28.01.2019 15:15

    Эссен также работал одно время

  • Анонимно
    28.01.2019 15:39

    На фото водитель автобуса- к чему бы?

  • Анонимно
    28.01.2019 18:04

    Сам работал в транспортной компании 4 года назад. С Мечелом уже тогда была схема взыскания задолженности только через суд. Своевременная оплата транспортных услуг происходила лишь для пролоббированных перевозчиков. По аналогичной схеме действовала ООО"СТМ-Сервис" у Синары. Набирала долги за перевозки у транспортных компаний и искала следующих. В конечном итоге все было взыскани через суд, по времени все заняло около 1,5 лет

  • Анонимно
    28.01.2019 20:18

    Раз Мечел так себя ведёт из года в год, то вариантов всего два. Либо заранее закладывать в цену издержки на суды и истребование оплаты, либо работать только по предоплате.

  • Анонимно
    28.01.2019 21:26

    Покажите мне пож-та хоть одного грузовладельца- заказчика транспортных услуг,который бы делал предоплату.Кто в теме,поймут меня. У всех отсрочка платежа,иногда очень существеная.

  • Анонимно
    29.01.2019 05:30

    Что за менеджеры работают в АСТ, что додумались подписать договор с Мечелом? Более менее опытные логисты прекрасно знают, что МТА кидают всех направо и налево. пригрел дилетантов у себя в офисе, вот теперь и расплачивайся, бедненький

  • Анонимно
    29.01.2019 07:44

    ФОМА
    Такое впечатление, что статья написана не про бывшего директора Нэфиса, а про юнца, поставленного папочкой руководить. Вопрос: на кого рассчитана эта слезная статья. На таких же доверчивых сотрудников предприятий, у которых желание заработать превышает элементарную осторожность. Этим сотрудникам платят от объема продаж, вот они стараются вопреки здравому смыслу. Будут сотрудников штрафовать за превышения какого то уровня дебиторской задолженности, такого не будет.








  • Анонимно
    29.01.2019 13:09

    Это статья- серьёзный удар по репутации Мечела. Простой водила теперь погуглит и сразу поймет, что с ним нельзя связываться.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль