Шаляпинский фестиваль-2019 
31.01.2019

Жизнь после Шагимуратовой, отсутствие татарских опер и билетное безобразие

7 вещей, которые нужно знать о 37-м Шаляпинском фестивале

1 и 2 февраля премьерой «Царской невесты» Римского-Корсакова в постановке режиссера Михаила Панджавидзе откроется уже 37-й по счету Шаляпинский фестиваль. Корреспондент «БИЗНЕС Online» оценил программу форума, в котором отсутствуют иностранные певцы и национальные оперы, «залез» в паспорт завсегдатаям сцены Шаляпинского, а также обнаружил, что параллельная программа мероприятия выглядит едва ли не интересней, чем основная.

1. ВОЗВРАЩЕНИЕ «ЦАРСКОЙ НЕВЕСТЫ»

Присутствие или отсутствие того или иного названия в афише Шаляпинского фестиваля его организаторы часто объясняют тем, что ориентируются на оперы, в которых блистал наш знаменитый земляк, чье имя и носит форум Присутствие или отсутствие того или иного названия в афише Шаляпинского фестиваля его организаторы часто объясняют тем, что ориентируются на оперы, в которых блистал наш знаменитый земляк, чье имя и носит форум

Как известно, присутствие или отсутствие того или иного названия в афише Шаляпинского фестиваля его организаторы часто объясняют тем, что ориентируются на оперы, в которых блистал наш знаменитый земляк, чье имя и носит форум. При этом сами легко нарушают свои же правила. Вот и оперный шедевр Римского-Корсакова «Царская невеста» к Шаляпину отношения не имеет. Правда, великий певец, услышав это произведение, так проникся партией Грязного, написанной для баритона, что попросил композитора переписать ее для своего голоса, но получил отказ.

Последнюю «Царскую невесту» в Казани ставила в 2008 году тогдашний худрук оперы Гюзель Хайбулина, нынче ее возвращает в афишу Михаил Панджавидзе, что можно считать отрадным фактом. Нынешний главный режиссер Большого театра оперы и балета Республики Беларусь много работал в столице Татарстана, более того, пожалуй, лучшие спектакли в текущем репертуаре театра им. Джалиля — «Евгений Онегин» и «Турандот» — поставил именно он. Каких-то режиссерских откровений от него ждать не стоит, но будем надеяться, что крепкому профессионалу Панджавидзе удастся, даже построив на сцене непременные для казанской оперы боярские палаты и одев солистов в соболиные шубы, сделать нечто отличное от «концерта в костюмах». Кастинг спектакля каких-то больших сенсаций не принес, здесь два состава певцов, почти все из которых знакомы местной публике: Станислав Трифонов, Сергей Семишкур, Екатерина Сергеева. Обращает на себя внимание лишь тот факт, что главная партия для сопрано (Марфа) полностью отдана местным певицам, ее готовят Гульнора Гатина, Венера Протасова и Эльза Исламова.

2. БЕЗ ИНОСТРАННЫХ СОЛИСТОВ

Удивительно, но в этом году в афише Шаляпинского фестиваля нет ни одного певца, который бы не родился на просторах бывшего Советского Союза Удивительно, но в этом году в афише Шаляпинского фестиваля нет ни одного певца, который бы не родился на просторах бывшего Советского Союза

Удивительно, но в этом году в афише Шаляпинского фестиваля нет ни одного певца, который бы не родился на просторах бывшего Советского Союза. Так что подлинный статус международного форуму будут придавать привычные итальянские дирижеры — «живчик» Марко Боэми и корпулентный Стефано Романи. При этом отсутствие иностранных солистов, как ни странно, скорее можно назвать плюсом, чем минусом. Дело в том, что за редким исключением — вроде десанта афроамериканских вокалистов в «Порги и Бесс» или появления в 2012-м в «Борисе Годунове» знаменитого Рене Папе — иностранцы, приезжающие на Шаляпинский, в лучшем случае не становятся его событием, а в худшем и вовсе проваливаются. Достаточно вспомнить «Аиду» в 2015 году, певший тогда Радамеса итальянский тенор Дарио Ди Виетри признавался, что делал это впервые в жизни. Он, кстати, до сих пор часто гастролирует в России, например, с Липецким симфоническим оркестром выступает в Воронеже и Курске.

3. И БЕЗ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОПЕР

Все-таки у директора театра им. Джалиля Рауфаля Мухаметзянова есть какой-то собственный «пунктик» в отношении татарских опер Все-таки у директора театра им. Джалиля Рауфаля Мухаметзянова есть какой-то собственный пунктик в отношении татарских опер

Все-таки у директора театра им. Джалиля Рауфаля Мухаметзянова есть какой-то собственный пунктик в отношении татарских опер. Иначе невозможно объяснить, почему из года в год этих спектаклей нет в афише Шаляпинского фестиваля, тем более выше мы уже заметили: принцип «здесь показывают оперы, в которых пел Шаляпин» в Казани нарушают легко, если нужно. При этом «Джалиль» и «Любовь поэта» все того же Панджавидзе намного интереснее, чем, скажем, абсолютно безликая казанская «Травиата», похожая на сотни других подобных скучных и провинциальных постановок, идущих по всему миру. Вот и главную премьеру сезона — «Сююмбике» Резеды Ахияровой — мы увидим только в апреле.

4. ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СТАНОВИТСЯ ИНТЕРЕСНЕЕ ОСНОВНОЙ?

Спустя без малого 40 лет с момента появления фестиваля, здесь появилась более-менее достойная параллельная программа Спустя без малого 40 лет с момента появления фестиваля здесь появилась более-менее достойная параллельная программа

Зато нельзя не заметить, что спустя без малого 40 лет с момента появления фестиваля здесь появилась более-менее достойная параллельная программа, без которой нельзя сегодня представить ни один уважающий себя оперный форум. Правда, вместе с тем нельзя не заметить, что живет она почти сама по себе, без особой привязки к происходящему на сцене театра им. Джалиля. Хотя есть тут и загадочная «Школа оперного зрителя», участников которой обещают даже пускать на репетиции. А еще есть, например, обсуждение современных оперных трендов с композитором Эльмиром Низамовым в «Углу» или лекция «Оперные театры и фестивали Европы» корреспондента журнала Opera Magazine Александр Ласковски в Доме актера. Кстати, неплохо было бы на эти встречи затащить и руководство самого оперного театра из Казани, которое о современных оперных трендах и фестивалях мало что знает.

5. «ФЕСТИВАЛЬ ГОЛОСОВ»: В БОЙ ИДУТ ОДНИ СТАРИКИ

61-летний бас Михаил Светлов-Крутиков, 59-летний баритон Борис Стаценко, 53-летний тенор Ахмед Агади — эти именитые артисты, которым на троих 173 года, по-прежнему несут на себе лямку «фестиваля голосов» в Казани. Когда-то журналисты по итогам Шаляпинского называли своего «Лучшего исполнителя фестиваля». Так вот нынешний солист оперы Дюссельдорфа Стаценко получал этот приз в 1993 году, а Агади — в 1998-м. Этот факт дает общее представление о том, кто поет и на нынешнем фестивале. По большому счету действительно интересный состав собран только в «Евгении Онегине», здесь можно будет услышать ведущую солистку Большого театра Анну Нечаеву (Татьяна) и имевшего хорошую прессу после «Путешествия в Реймс» все в том же Большом тенора Алексея Неклюдова (Ленский). Кроме того, солидное подкрепление фестиваль получит на гала-концерте. Здесь ждут статусного российского баса Дмитрия Ульянова, а также настоящую мировую знаменитость, известную прежде всего исполнением музыки эпохи барокко, сопрано Юлию Лежневу. Кстати, эта певица, родившаяся в Южно-Сахалинске, — татарка по материнской линии. Интересно, сколько заплатит театр им. Джалиля звезде за пару исполненных арий?

6. ЖИЗНЬ ПОСЛЕ АЛЬБИНЫ ШАГИМУРАТОВОЙ

Нынешний фестиваль первый, на котором казанская опера уже не может похвастать, что ее солистка — настоящая оперная дива Альбина Шагимуратова, Нынешний фестиваль первый, на котором казанская опера уже не может похвастать, что ее солистка — настоящая оперная дива Альбина Шагимуратова,

Нынешний фестиваль первый, на котором казанская опера уже не может похвастать, что ее солистка — настоящая оперная дива Альбина Шагимуратова, хотя появление певицы даже на гала-концерте, естественно, всегда придавало форуму совершенно иной статус. Но теперь она солистка Мариинки. Интересно, будет ли продолжаться сотрудничество театра им. Джалиля и Шагимуратовой? Никаких заявлений по этому поводу директор Мухаметзянов не делал. Интересно, что перед началом нынешнего сезона Казань покинули и звезды его балетной труппы — японцы Коя Окава и Мидори Тэрада уехали работать в Новосибирск. В столице Татарстана предпочли не заметить этот факт.

7. КОГДА ЗАКОНЧИТСЯ БИЛЕТНОЕ БЕЗОБРАЗИЕ?

У самого богатого театра Татарстана до сих пор отсутствует нормальная система электронной продажи билетов У самого богатого театра Татарстана до сих пор отсутствует нормальная система электронной продажи билетов

И еще один момент, непосредственно не связанный с творческой составляющей фестиваля. Хроническое отсутствие билетов в оперный театр — давняя история и даже предмет для гордости местного руководства, дескать, сплошные аншлаги. При этом старая поговорка, ходящая среди оперных и балетных меломанов города, гласит, что билеты в театр им. Джалиля есть всегда. Надо только знать, где их искать. Такую ситуацию создает откровенное безобразие — у самого богатого театра Татарстана до сих пор отсутствует нормальная система электронной продажи билетов. Она есть теперь уже фактически во всех подобных учреждениях, а не только в Камаловском или Качаловском театрах.

И только в оперном «выбрасывают» два десятка билетов на один из сайтов, причем даже там нет полноценной системы электронных билетов. То есть ты должен его приобрести, а потом еще пойти в кассу, чтобы забрать, причем обязательно с паспортом, иначе уйдешь несолоно хлебавши. Для чего нужно театру им. Джалиля сохранять такой «каменный век» — всем понятно: так можно удерживать вечный ажиотаж, раздавая при этом пригласительные максимальному количеству нужных людей. Иначе миф о том, что «билеты продаются за месяцы вперед», будет навсегда развенчан.

Вот и про голландские гастроли театра слагаются легенды о диком ажиотаже вокруг этих спектаклей. Однако корреспондент «БИЗНЕС Online» после нехитрых поисков в интернете выяснил, что на казанский балетный «Щелкунчик», что прошел 29 января в Theater Junushoff в городе Вагенгин (38 тыс. жителей), не была продана и половина зала, а на спектакль, который ожидается 3 февраля в Theater de Mythe, что в городе Гус (37 тыс. жителей), также спокойно можно купить билеты на любое место за 35 евро. А все благодаря электронной системе продаж на официальных сайтах театров.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (28) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
31.01.2019 10:13

хорошо устроились мотаться по голландиям двадцать лет вместо того чтобы дома пахать. А отсутствие билетов в интернете - это вообще архаизм и даже непозавчерашний день. У этой рыбы надо голову встряхнуть.

  • Анонимно
    31.01.2019 08:56

    Больше место для сбора богемы, чем прикосновение к великому искусству. Когда-то на Шаляпинском фестивале были произведения Вагнера, а что сейчас? Из года в год одно и то все в более худшем качестве при все дорожающих ценах на билеты, которые так трудно приобрести. Сейчас слушаю свои любимые произведения в интернете в исполнении любого театра мира и не жалею.

    • Анонимно
      31.01.2019 09:31

      Какая богема?)) Зрители, в основном, учителя и врачи. Назовите оперы Вагнера, которые раньше ставили в Казани, в оперном театре, на Шаляпинском фестивале? Никто из зрителей, кто реально ходит в театр, не участвуют в традиционном , теперь уже, " хуленнии" перед началом фестивалей.

      • Анонимно
        31.01.2019 10:41

        Летучий голландец Вагнера был в репертуаре нашего театра.

    • Анонимно
      31.01.2019 09:33

      какая уж в казани может быть богема? собираются старенькие жены богатых мужиков похвастаться новыми платьями и сумками - ведь будучи домохозяйкой, где еще продемонстрировать это?
      сплошная скука

      • Анонимно
        31.01.2019 10:45

        Сходите разок, что языком трепать. Какие жены богатых в красивых платьях? ))) Там одеты все очень и очень просто, иногда даже слишком. Вечернее платье, какое хотелось бы видеть в театре, большая редкость.

        • Анонимно
          31.01.2019 13:48

          речи о красивых платьях не было - речь о новых :) мы видимо в разные театры ходим.

  • Анонимно
    31.01.2019 09:51

    Шаляпин исполнял партии басов и баритонов. А сейчас где басы и баритоны. В 90-е были отдельные коцерты басов. А сейчас уровень фестиваля все скатывается и скатывается. То студентов Мариинки приглашают, то неизвестных теноров из турецкой провинции. Зато родина великого Шаляпина кормит бездельников из Рубина.

  • Анонимно
    31.01.2019 10:13

    хорошо устроились мотаться по голландиям двадцать лет вместо того чтобы дома пахать. А отсутствие билетов в интернете - это вообще архаизм и даже непозавчерашний день. У этой рыбы надо голову встряхнуть.

    • NIYAZ
      31.01.2019 11:54

      Там за билеты отвечает один голубчик, зам директора. Вот он непосредственно возглавляет весь этот архаизм, бардак и скандалы.

  • Анонимно
    31.01.2019 10:50

    " Трехмесячные европейские гастроли балетной труппы Татарского театра оперы и балета им. Джалиля завершатся 31 января. Турне началось с Германии и Франции, а заканчивается в Нидерландах (Голландии)... На выезде сейчас 100 артистов балета и музыкантов оркестра. Плюс 9 техников... " - с радостью пишет нам корреспондент газеты "Вечерняя Казань".

    Вопрос от местного зрителя: А какие балетные спектакли смотрят зрители Казани во время зарубежных гастролей своего театра?

  • Анонимно
    31.01.2019 12:42

    Столько лет злопыхательства и сарказма во всем, что касается оперного - а все без результата. Приняты за границей - опять плохо. Вагнера мало. Татарского мало. Все ужасно! Но тем не менее - билетов нет! - Опять плохо...

    • Анонимно
      31.01.2019 14:22

      Странно, что единственный в Респулике театр оперы и балета часто используется не по целевому назначению. На мой взгляд, рекомендации по репертуару театра, это что-то из советских времен.Не владею ситуацией, но кажется, что и финансовая поддержка, ведь очевидно, как в Республике находятся спонсоры, уменьшается. Грустно видеть, но на мой взгляд, театр теряет свои позиции и дело не только в руководстве театра.

    • Анонимно
      31.01.2019 14:57

      Ключевые слова в этом комментарии - "...а всё без результата..." Действительно, сколько пишут и говорят про татарский театр оперы и балета, а всё без результата.

      И откуда взяться билетам, если артисты балета 3 (ТРИ) месяца отсутствуют в своем городе на своем рабочем месте. Если на миллионный город Казань театр заявил в афише:
      - в марте 14 спектаклей;
      - в апреле- 9 спектаклей.

      В то же время театр оперы и балета города Новосибирска заявил в афише:
      - в марте 32 спектакля;
      - в апреле - 26 спектаклей.

      Как говорится, почувствуйте разницу...

      • Анонимно
        1.02.2019 08:54

        В Пермском театре то же самое. Каждый день спектакль.

  • Анонимно
    31.01.2019 14:42

    Вы про Лежневу не нашли других фактов, кроме того, что ее мать татарка? Зачем мучиться и собирать разные факты, когда вот он главный факт 37-го фестиваля - Юлия Лежнева. Да, как-то факультативно, в гала-концерте. Но она одна пусть и с двумя ариями одно, (за любые деньги) стоит всей афиши фестиваля.

  • Анонимно
    31.01.2019 15:44

    В том что до сих пор театром руководит такой отсталый от современной жизни человек и не приглашает таких знаменитостей как Шагимуратова, Гимадиева, Гарифуллина , я считаю, это вина министра культуры РТ.

  • Анонимно
    31.01.2019 15:47

    Мне кажется бесполезно писать про этот театр. Все равно ничего не изменится.
    Руководство театра не воспринимает никакую кртитику и не хочет развиваться.

    • Анонимно
      31.01.2019 16:14

      Да! Согласна! На сегодняшний день НЕТ управы на нынешнее руководство театра оперы и балета!!!

      • Анонимно
        31.01.2019 18:16

        Аналогично и с ТНВ! Сколько критики, а реакции - ноль! Аминов так и сидит на своем месте!

      • Анонимно
        31.01.2019 20:31

        Министерство культуры не может решить вопрос с репертуарной политикой,реализацией билетов ГОСУДАРСТВЕННОГО театра?А для чего Оперный получает гос.субсидии гос.задание? Ждем коммент министра культуры !

        • Анонимно
          31.01.2019 20:56

          ГОСУДАРСТВЕННЫЙ театр? Да он давно уже ГАСТРОЛЬНЫЙ театр - тоже на букву "Г", аббревиатуру можно не менять.
          Достаточно сосчитать и сравнить, сколько спектаклей театр дает для зарубежного зрителя и сколько для местного зрителя. Арифметика вам в помощь...

    • Анонимно
      1.02.2019 10:55

      15:47 У него в покровителях такие искусствоведы, что он будет продолжать практику чеса по голландским деревням.

  • Анонимно
    1.02.2019 22:03

    Поставить на сцене оперного театра «Царскую невесту» была идеей Альбины Шагимуратовой. И шли переговоры с режиссёром. Она мне сама говорила. Непонятно почему и жаль что она не поёт премьеру.

  • Анонимно
    2.02.2019 09:41

    А лично мне всё понятно, почему Альбина Шагимуратова не пела в Царской невесте в Казани - я посмотрела в Инете её Афишу на сезон 2018-2019 год.

    12, 14, 16 декабря 2018 Москва (Россия) Путешествие в Реймс
    21 декабря 2018 С-П (Россия) Риголетто
    25 декабря 2018 С-П (Россия) Дон Жуан
    1, 4 февраля 2019 Вена (Австрия) Травиата
    16, 20, 24 февраля 1, 4, 7, 10, 13, 16, 22 марта 2019 Чикаго (США) Травиата
    4, 6, 9 апреля 2019 Мюнхен (Германия) Похищение из сераля
    16 апреля 2019 С-П (Россия) Царская невеста
    21 апреля 2019 С-П (Россия) Риголетто
    25, 27, 28 апреля 2019 Москва (Россия) Путешествие в Реймс
    15, 16 мая 2019 Париж (Франция) Военный реквием
    22 мая 2019 Гамбург (Германия) Военный реквием
    24 мая 2019 Мюнхен (Германия) Военный реквием
    25 мая 2019 Линц (Австрия) Военный реквием
    27 мая 2019 Вена (Австрия) Военный реквием
    8 июня 2019 Лондон (Великобритания) Пария

    • Анонимно
      2.02.2019 15:22

      Наш театр мог бы подстроиться под расписание Шагимуратовой. Другие могут , а татарский нет?
      Не каждый день же у нас поют такого уровня артисты.

      • Анонимно
        2.02.2019 16:07

        Её афиша составлена давно тому назад.

        А чтобы наши подстраивались? обижаете )))

    • Анонимно
      9.02.2019 00:43

      в афише Шагимуратовой нет Лючии в Мариинском.

  • Анонимно
    3.02.2019 09:38

    Почему в Царской невесте опричники одеты как одесские городовые?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль