• $75.860.41
  • 90.460.43
  • 47.39-0.79
  • за все время
  • сегодня
  • неделя
  • год
    комментарии 10 в закладки

    Чио-Чио-Сан из Казани: как Гульнора Гатина обошла артистов-гастролеров

    Искусство разделять обязанности на Шаляпинском фестивале: сцена театра для шлягеров и все прочее за его территорией. Часть 2-я

    Один из обязательных элементов Шаляпинского фестиваля — блок пуччиниевских опер. В этом году он ожидаемо цитирует себя прошлогоднего, предлагая зрителям новинки прежних лет — «Мадам Баттерфляй» (4 февраля) и «Турандот» (11 февраля). Но не без сюрпризов. О неожиданных находках в «Мадам Баттерфляй» и хитрых маневрах в параллельной программе специально для «БИЗНЕС Online» рассказывает музыкальный критик Полина Дорожкова.

    «Мадам Баттерфляй», которая появилась на сцене Казанской оперы в 2009 году, прожила еще один вечер в формате «дежурное возобновление» «Мадам Баттерфляй», которая появилась на сцене Казанской оперы в 2009 году, прожила еще один вечер в формате «дежурное возобновление» Фото: «БИЗНЕС Online»

    «ГАТИНА ОБЕСПЕЧИВАЕТ ТО, ЗА ЧЕМ ПОКЛОННИКИ ПУЧЧИНИ РАЗ ЗА РАЗОМ ВОЗВРАЩАЮТСЯ  В ТЕАТР»

    Фестивальный формат предполагает особый режим эксплуатации. Если в запасе нет радикальных новаций, можно обратиться к более доступной альтернативе — например, аккуратно их имитировать или представить заметно измененную редакцию чего-то старого. Каждый из сценариев подразумевает какой-то ощутимый сдвиг — однако эти заповеди культурной политики организаторы Шаляпинского либо игнорируют, либо соблюдают только выборочно.

    «Мадам Баттерфляй», которая появилась на сцене Казанской оперы в 2009 году, попала в этом году в первый блок — и прожила еще один вечер в формате «дежурное возобновление». Элемент незаурядности в нем все же присутствовал — пусть и вопреки тем правилам, которые для себя обозначил фестиваль.

    Защищая свою позицию, организаторы Шаляпинского фестиваля настойчиво твердят: «Наша сила —  в новых голосах». Эта установка вполне соответствует стилю Пуччини, который тоже делал ставку на обезоруживающую манипуляцию зрительскими эмоциями через слух. Исстари фестиваль возлагает главную надежду на артистов-гастролеров, которые могут обжить нейтральный и хорошо знакомый зрителям сет и впечатлить казанскую публику своими выдающимися вокальными данными (и, если сложится, харизмой). В большинстве случаев эта схема действительно срабатывает. Но в этом году, вопреки сложившейся практике, магического эффекта в «Мадам Баттерфляй» театр добился в первую очередь благодаря своим внутренним штатным ресурсам.

    На фестивале 2017 года в партии Чио-Чио-Сан дебютировала сопрано Гульнора Гатина — интрига заключалась в том, сможет ли молодая солистка в одиночку вытянуть локомотив имени Пуччини с его гиперболизированным драматизмом и техническими аттракционами. В 2019 году Гатина подтвердила, что может — и не просто физически вынесла трехчасовой спектакль, но бережно лавировала между вкрадчивостью и исступленностью.

    Гатина обеспечивает то, за чем поклонники Пуччини раз за разом возвращаются  в театр: плавность и кантиленность, контрастные спецэффекты и каверзные переходы от хрупкости к мощности. Спуски и подъемы, которых в партии Чио-Чио-Сан более чем достаточно, Гатиной удавались не всегда одинаково хорошо — звенящий верхний регистр звучит у нее более выигрышно и уверенно, чем мрачный нижний. При этих погрешностях именно она стала центром композиции, оттеняемая служанкой Сузуки (Зоя Церерина) и предательски настроенным возлюбленным Пинкертоном (Хачатур Бадалян). Время от времени этот баланс нарушает оркестр, заглушая солистов, — но объясняется это скорее новоприобретенной акустикой зала, а не тем, что маэстро Ренат Салаватов не может настроить капризную динамику среди музыкантов.

    Есть и еще одно объяснение: равновесие в динамике между оркестром и солистами уверенно держится только тогда, когда певцы занимают авансцену.  Стоит им забраться чуть поглубже — и настройки сбиваются. Но режиссер Михаил Панджавидзе принятых решений не меняет.

    Среди 417 спектаклей «Мадам Баттерфляй», сыгранных в прошлом сезоне по всему миру, едва ли найдется пара оригинальных интерпретаций. Массовая публика ценит в Пуччини не эксцентрику и нетривиальность, а совсем наоборотФото: журнал «Республика. XXI век»

    «ЕСТЬ СТРЕМЛЕНИЕ СОХРАНИТЬ ТИПИЧНУЮ ДЕКОРАТИВНОСТЬ В БАЗОВОМ ВИДЕ»

    «Мадам Баттерфляй» — как «Богема» и «Турандот» — это вызов для амбициозного постановщика, которому приходится сражаться с японской ширмой, парижской мансардой и китайской стеной, насмерть прилипшими к эклектичным операм Пуччини. В постановке Панджавидзе следов этой борьбы не наблюдается — есть стремление сохранить типичную декоративность в базовом виде, нарастив парочку дополнительных смыслов. Панджавидзе оформляет историю гейши в воспоминания ее выросшего сына, пережившего катастрофу в Хиросиме и Нагасаки. Концептуально вписывающийся в философию противостояния Запада (США) и Востока (Японии), прием не срабатывает на полную мощность — пацифистские интонации пасуют перед агрессивной кичливой декоративностью: кимоно и гравюрами, декоративным бонсаем, зонтиками и веерами.

    Впрочем, поиск авторского режиссерского подхода к хитовым операм Пуччини — скорее исключение из общего правила. К «Мадам Баттерфляй» пробовали подступиться радикалы вроде Каликсто Биейто, Роберта Уилсона и Петера Конвичного, но львиную долю постановок делают не артхаусные художники. Среди 417 спектаклей «Мадам Баттерфляй», сыгранных в прошлом сезоне по всему миру, едва ли найдется пара оригинальных интерпретаций. Массовая публика ценит в Пуччини не эксцентрику и нетривиальность, а совсем наоборот. В Казанской опере это понимают, приберегая основную сцену для репертуарного шлягера и вынося инициативы с туманным будущим за территорию театра.

    Одно из таких важных нововведений — это параллельная программа с новорожденной «Школой оперного зрителя».  Разговоры с командой постановщиков и артистами, лекции и посещение репетиций — далеко не новаторская практика, но в Казанской опере таких вещей раньше не запускали. И хотя есть опасение, что эта инициатива превратится из авангардной в служебную, сейчас этот проект выглядит зажигательно. Прежде всего — из-за попытки расширить контекст фестиваля за счет современной оперы и поговорить с новым зрителем не только о старых добрых постановках, но и включить его в контекст новой музыки. 

    В прошлом году в Казани фонд Sforzando, адаптируя опыт столичных проектов «КоOPERАция» и «Кантаты.Lab», запустил собственную оперную лабораторию — KazanOperaLab. В один вечер с «Мадам Баттерфляй» на сцене театра им. Тинчурина показывали новые татарстанские оперы — «1+6» Ляйсан Абдуллиной и «Бледно-голубую точку» Ильдара Камалова,  и театр им. Джалиля стал партнером проекта, предусмотрительно включив его в программу «Школы оперного зрителя». О том, какой эффект получится от этого шага, говорить преждевременно, но почему-то хочется думать, что Казанская опера не остановится на этой единократной вылазке и осмелится на более радикальное омоложение, пустив новую музыку на свою территорию.

    Читайте также:

    Шаляпинский «псевдофестиваль»: «У меня была какая-то стратегия, и я ее придерживался». Часть 1-я


    Полина Дорожкова
    Фото на анонсе: журнал «Республика. XXI век»
    Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
    версия для печти

    Комментарии 10

    • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
      Анонимно
      Гульнора Галина прелесть!!! Музыка божественная !! Действительно немного било по ушам когда оркестр перекрывал голоса певцов. Очень хочется чтобы визуальные неточности не портили общего впечатления. Два раза раздавался смех в зале - когда через три года отсутствия главного героя , выходил ребёнок лет 10-11. Видимо надо каких то других внуков директора вводить в спектакль. Иначе ребёнок скоро будет выше своей мамы. Второе - когда Чио чио сан говорит , что голубые глаза и золотистые локоны ее сына в его папу. Пинкертона пел низкорослый и очень брюнетистый певец. Кошмарно сидел на нем мундир . Брюки то укоротили а китель напоминал пальто . И укорачивал и так его невысокий рост.
    • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
      Анонимно
      Аналоговое.......
      Не интересно.
      Ответить
      4
      • ссылка на комментарий
    • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
      Анонимно
      Гульнора Галина прелесть!!! Музыка божественная !! Действительно немного било по ушам когда оркестр перекрывал голоса певцов. Очень хочется чтобы визуальные неточности не портили общего впечатления. Два раза раздавался смех в зале - когда через три года отсутствия главного героя , выходил ребёнок лет 10-11. Видимо надо каких то других внуков директора вводить в спектакль. Иначе ребёнок скоро будет выше своей мамы. Второе - когда Чио чио сан говорит , что голубые глаза и золотистые локоны ее сына в его папу. Пинкертона пел низкорослый и очень брюнетистый певец. Кошмарно сидел на нем мундир . Брюки то укоротили а китель напоминал пальто . И укорачивал и так его невысокий рост.
      Ответить
      8
      • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
        про внуков потешно.
        Ответить
        2
        • ссылка на комментарий
    • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
      Анонимно
      А кто скажет? Что за откидные стульчики с каждой из сторон ряда в партере? Ведь билеты на них не продаются в кассе. А они всегда заняты? И как эти люди в зал попадают?
      Ответить
      5
      • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
        Это места за заслуги перед театром) например, там сидят журналисты из числа самых заслуженных, которые лет 20 рассказывают о бурных аплодисментах и очередной удаче артиста такого-то. Мне кажется, что это обидно, столько лет облизывать оперный с головы до пят, а в результате сидеть на приставном...обидно за коллег
        Ответить
        1
        • ссылка на комментарий
    • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
      Анонимно
      Айрат, давайте еще один коммент напишите и уже можно сказать, что обсуждение прошло бурно!))
      Ответить
      -2
      • ссылка на комментарий
    • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
      Анонимно
      И ещё супруга Пинкертона была по возрасту и внешне больше похожа на его маму . Молодых певиц нет? Или хотя бы выглядящих помоложе . Все это веселит зрителей . Я например не обратила внимания. Но в гардеробе после спектакля это очень живо обсуждалось зрительницами .
      Ответить
      5
      • ссылка на комментарий
    • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
      Анонимно
      Чем больше БО рассказывает о Гульноре Гатиной, тем более яркой звездой она становится.
      Ответить
      1
      • ссылка на комментарий
    • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
      Анонимно
      Великий татаро—булгарский народ.Сколько же у нас талантов...
      Ответить
      1
      • ссылка на комментарий
    • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
      Анонимно
      когда такие “ мелкие погрешности» появляются у приглашённых солистов - это чуть ли не за основу неудач спектакля берётся. Забавно)
      Ответить
      3
      • ссылка на комментарий
    Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут.
    Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
    Правила модерирования.