Общество 
8.02.2019

Михаил Золотухин – банкирам: «А не много ли вы хотите, ребята?»

Если Путин на президиуме Госсовета РФ в Казани не изменит реформу «долевки», летом треть строек в стране остановится

К президиуму Госсовета в Казани с участием Владимира Путина строители РТ предпринимают последние попытки умерить аппетиты банков. Собственник челнинской компании «Комфортное жилье» Михаил Золотухин на пальцах и в процентах показывает, как под предлогом защиты дольщиков отрасль накормила страховщиков, потом госкомпании, а теперь за стол сели банки, но только не дольщики. О трех фатальных ошибках нового закона Золотухин рассказывает в своей статье, написанной специально для «БИЗНЕС Online».

Мы, строители, пока рассчитываем на другой сценарий — Минниханов понимает суть вопроса, и мы надеемся, что он сумеет продавить корректировку принятого закона на февральском заседании в Казани «Мы, строители, пока рассчитываем на другой сценарий — Минниханов понимает суть вопроса, и мы надеемся, что он сумеет продавить корректировку принятого закона на февральском заседании в Казани» Фото: Олег Спиридонов

СКИНУЛИСЬ СТРАХОВЩИКАМ, СКИНУЛИСЬ ГОСФОНДУ, А ДОЛЬЩИКАМ НЕ ПОЛЕГЧАЛО

На следующей неделе в Казань приедут Владимир Путин и президиум Госсовета в полном составе: главе РТ Рустаму Минниханову как председателю профильной рабочей группы поручено подготовить судьбоносное для строительной отрасли заседание. Разговор пойдет о принятых в декабре поправках к закону о долевом строительстве 214-ФЗ, которые в окончательной редакции, если ничего не менять, скорее всего, приведут к параличу рынка.

Шесть лет мы шли к механизму защиты обманутых дольщиков — и пришли: узаконенная система с 1 июля этого года, по самым мягким расчетам, остановит около 30% всех жилищных строек в России — в том случае, если застройщики не пересядут на разнообразные кривые схемы ради завершения своих объектов. Бенефициарами передела станут банки. Сорвав аплодисменты за снижение ставок по ипотеке в последние пару лет, банкиры на самом деле реализовали многоходовку, в результате которой стоимость денег, взятых на покупку квартиры, вырастет процентов до 20, только покупатель этого не заметит. Мы, строители, пока рассчитываем на другой сценарий — Минниханов понимает суть вопроса, и мы надеемся, что он сумеет продавить корректировку принятого закона на февральском заседании в Казани.

Обрисую коротко историю вопроса. Первые поправки к 214-ФЗ вышли в 2013 году на волне публичных дискуссий о судьбах обманутых дольщиков. Отрасль силами нерадивых застройщиков и мошенников нанесла большой урон населению, проблема требовала решения. Мы это всегда признавали и однозначно поддерживали ужесточение контроля над застройщиками, но все нужные инструменты и так были в распоряжении надзорных органов. Мы, застройщики, полностью раскрывались в декларациях, показывали всю экономику и сроки строек — для защиты дольщиков нужно было не сочинять новый закон, а лишь заставить работать контролирующие органы. При соблюдении всех регламентов застройщик не мог обмануть дольщиков и до 2013 года.

Сегодня на рынке не так много игроков, которые еще балуются недостроями. Их число прямо зависит от полноты наказаний для тех, кого поймали за руку на выводе денег. В Татарстане было два показательных прецедента — «Свей» и «ФОН». На сколько лет посадили собственников этих компаний? На пятнадцать? Двадцать? Рашиду Аитову, который, пожалуй, ущерба нанес относительно немного, дали 11 лет, но за счет трех лет в СИЗО от колонии ему осталось 6,5 года. Анатолий Ливада, проведя год под стражей, с апреля 2018-го остается под домашним арестом, а его ЗАО «ФОН» до сих пор пребывает в стадии банкротства, владеет инженерными сетями и даже судится с добросовестными застройщиками. Инициаторами банкротства «ФОНа» выступала наша компания, но основными кредиторами стали структуры самого Ливады, как и конкурсный управляющий.

Сегодня 95% всех квартир в России продаются по ипотеке. Население берет кредиты минимум под 9%. Уже здесь возникает вопрос — почему такой ценник воспринимается как благо? Разве зарплаты растут на 9% в год? «Сегодня 95% всех квартир в России продаются по ипотеке. Население берет кредиты минимум под 9%. Уже здесь возникает вопрос: почему такой ценник воспринимается как благо? Разве зарплаты растут на 9% в год?» Фото: «БИЗНЕС Online»

Вместо того, чтобы примерно наказывать за обман дольщиков, правительство предприняло несколько попыток профанации контроля отрасли. Редакция 214-ФЗ от 2013 года стала первой такой попыткой. Тогда нас обязали застраховать собственные риски в компаниях, которые определил Центробанк. Мы набили деньгами страховые компании, но для дольщиков эффект был нулевым —кто из них работал добросовестно, тот и продолжил в том же духе, а кто прежде обходил закон, тот снова нанес ущерб. Мы подарили страховщикам 0,75–1,5% от продажной стоимости всего жилья, заведомо зная и говоря, что ситуацию с дольщиками это никак не сдвинет. Страховщики, аккредитованные ЦБ, набивали карманы и уходили с рынка. За эту операцию никто никакого наказания не понес.

Вторая редакция закона действует сейчас и будет иметь силу до июля. Место частных страховых компаний в ней занял единый компенсационный фонд. Структура для сбора средств была выделена из минземимущества РФ как АО «Дом.РФ» — почему в форме акционерного общества, нам непонятно. Задачей этого фонда стало накопление средств на завершение уже имеющихся проблемных объектов. Мы собирали в него по 1,2% от стоимости своих объектов. 1,2% от оборота всей отрасли — это громадные деньги. Если копить их 10 лет, хватило бы на возмещение ущерба всем обманутым дольщикам. Никто из нас, по большому счету, не отказывался скидываться, мы готовы были платить эти 1,2% за чужие ошибки — надо было всего лишь довести дело до логического конца. Но внезапно свернули и этот проект, потому что появилась третья редакция закона. Из нее интересы дольщиков выпали начисто, в законе их просто больше нет.

СТОИМОСТЬ ДОЛЕВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА БУДЕТ ЗАВИСЕТЬ ОТ ЖАДНОСТИ БАНКИРА

По новому закону вместо страховщиков и компенсационного фонда деньги дольщиков мы должны отдать банкам, положив их на эскроу-счета. «Дом.РФ» тоже превратился в госбанк, и нам очень любопытно: пойдут ли теперь деньги, которые мы перечисляли в компенсационный фонд, на нужды обманутых дольщиков? Или «Дом.РФ» будет теперь нам же выдавать ими кредиты?

Новая схема называется «проектное финансирование» и разбивается на несколько этапов. Чтобы построить жилой дом, застройщик первым делом должен купить участок, сформировать проект, провести его экспертизу и примерно на 60% от стоимости сетей оплатить техусловия их прокладки. Таким образом, к моменту выхода на стройплощадку мы тратим своих денег в объеме 20–25% от полной стоимости объекта. По старому порядку, пока еще действующему, с этого момента мы начинаем продавать квартиры и возвращать вложения.

Сейчас период стройки срезали датой 1 июля 2019-го. Независимо от того, когда стройка начата, с июля застройщик лишится права продавать квартиры «Сейчас период стройки срезали датой 1 июля 2019-го. Независимо от того, когда стройка начата, с июля застройщик лишится права продавать квартиры» Фото: «БИЗНЕС Online»

В новой редакции закона банкир на этом этапе говорит мне: «Свои деньги ты вернешь только после сдачи дома, а на строительство получишь кредит, стоимость которого зависит исключительно от моего аппетита». Банкир открывает мне кредитную линию по своей коммерческой ставке, например 14%, но денег я у него пока не беру. Я, как и прежде, начинаю собирать деньги дольщиков, только поступают эти средства в банк на эскроу-счет. Собрав энную сумму, я могу получить ее — уже не под 14%, а с перерасчетом. Вообще, по закону о банковской деятельности кредитная организация не должна выдавать кредиты дешевле ключевой ставки ЦБ, но Центробанк эту ситуацию размял, установив минимум для кредитов по эскроу-счетам до 0,01% в день. Получается 3,65% годовых — это только минимум Центробанка. На последнем совещании с банкирами в Казани они объяснили, что готовы опускать ставку на кредит с эскроу-счета до 6% в том случае, если наши дольщики принесут им много денег. Той части дома, которая непокрыта дольщиками (то есть нераспроданных подъездов), перерасчет не касается. В этой части кредит остается коммерческим, но это собственные деньги банка, и мы на эту тему не говорим.

Мы говорим вот о чем: сегодня 95% всех квартир в России продаются по ипотеке. Население берет кредиты минимум под 9%. Уже здесь возникает вопрос: почему такой ценник воспринимается как благо? Разве зарплаты растут на 9% в год? Может быть, экономика России растет на 9%? Нет. Но дальше — больше: взяв деньги в банке, человек через договор долевого строительства относит их обратно в банк на эскроу-счет, а тот на те же самые деньги выставляет мне еще минимум 6%. Прошу обратить внимание — речь идет об одной и той же пачке купюр, на одну и ту же квартиру! Отсюда второй вопрос: не много ли вы хотите, ребята?

Господа, если я последние четыре года больше 6–8% рентабельности не имел, даже самостоятельно собирая деньги дольщиков, откуда возьмутся 14%? Банкиры на это говорят вот что: «Если у тебя как строителя доходность ниже 15% — значит, ты нежизнеспособен». Рассудите нас: я плачу зарплату и достраиваю все дома. В чем мое преступление? Работая ответственно и вбелую, я меньше зарабатываю для себя, и поэтому с точки зрения банкира я неэффективен, потому что не могу предложить ему высокой маржи с манипуляций деньгами моих дольщиков.

Банкир рассуждает так, словно в стране сегодня рост ВВП прямо 25%. Господа, вы на собственные-то показатели посмотрите: рост ВВП в лучшем случае 1,4%, а от нас вы хотите в 10 раз больше. Весьма сомневаюсь и в том, что банки ориентируются в своих расчетах на Москву и Санкт-Петербург. Пускай в Москве и Питере общая прибыль с дома больше, чем в регионах, но они дом распродают за три-пять лет после ввода. Цикл у них больше, поэтому годовой прибыли получается меньше. Полагаю, что рентабельности 15% нет и в столицах, но, даже если бы она была, значит ли это, что в регионах теперь нельзя строить жилье, раз инвесторы «неэффективные»?

Застройщик имеет право продавать квартиры по долевым договорам лишь в том случае, если он три года работает на рынке и сдал не менее 5 тысяч квадратных метров «Застройщик имеет право продавать квартиры по долевым договорам лишь в том случае, если он три года работает на рынке и сдал не менее 5 тыс. квадратных метров» Фото: «БИЗНЕС Online»

Банки сегодня ведут диалог с позиции победителя: мол, закон мы все равно уже продавили, президент его подписал, так давайте сосредоточимся на том, как именно вы станете заносить нам деньги. Ограбление неизбежно, давайте сократим ваши страдания в процессе. Но я не желаю обсуждать с ними процесс, потому что ограбление — это статья Уголовного кодекса.

Они говорят нам: «Это ведь вы, застройщики, наплодили обманутых дольщиков!» Господа, если бы это были мы, то сегодня мы не сидели бы с вами на совещаниях. Так же, как и вы присутствуете на них именно потому, что это не вы наплодили обманутых вкладчиков. Но, если сравнить количество людей, обманутых вашей и нашей отраслями — сравнить количество обманутых дольщиков и вкладчиков, — я отнюдь не уверен, что дольщиков окажется больше. По сумме ущерба — может быть, но по числу трагедий вряд ли. Так почему банкам мы доверяем, а строителям — нет?

ВЕРНУТЬ ДОЛЬЩИКОВ В ЗАКОН, УМЕРИТЬ АППЕТИТЫ БАНКОВ, ДАТЬ ДОСТРОИТЬ ДОМА

Перейдем ко второму людоедскому параграфу 214-ФЗ. До сих пор переход к проектному финансированию обсуждался в комплекте с адаптационными мерами — каждый объект, разрешение на который было получено до июля 2018 года, имел право на завершение по старой схеме без ограничения периода стройки. Сейчас без объявления войны период стройки срезали датой 1 июля 2019-го. Независимо от того, когда стройка начата, с июля застройщик лишится права продавать квартиры.

Представьте: у вас есть план строительства дома до 2020 года. Вы добросовестно получили разрешение прошлой весной, шли по графику, за это время продали часть дома. Но вот наступил июль — и продавать больше нельзя. Вы идете к банкирам объяснять, что так не бывает, что ситуация безвыходная. Объяснить я уже пытался, банкиры говорят: «А ты открой на нераспроданные полдома новое юрлицо и веди его по эскроу-счету…» Если бы они сами свой закон читали, знали бы: застройщик имеет право продавать квартиры по долевым договорам лишь в том случае, если он три года работает на рынке и сдал не менее 5 тыс. квадратных метров. Как я им новое юрлицо рожу — сразу со стажем?..

Застройщики в России вкладывают в строительство 30% собственных средств, остальные — привлеченные. Следовательно объем стройки по стране сократится как минимум втрое «Застройщики в России вкладывают в строительство 30% собственных средств, остальные — привлеченные. Следовательно, объем стройки по стране сократится как минимум втрое» Фото: «БИЗНЕС Online»

Впридачу банк хочет получить под кредит на нераспроданную половину залог в виде земельного участка. Участок под всем домом единый. И по гражданскому кодексу, и по 214-ФЗ он обременяется первым же дольщиком, поэтому с землей без согласия покупателей квартир ничего сделать уже нельзя. Банкир говорит: «Сделай обременение и на меня тоже». Для этого необходимо собрать всех дольщиков, сколько их ни есть, и убедить одномоментно дать согласие на предоставление банку гарантий их участком.

В сухом остатке принятая редакция 214-ФЗ представляет собой следующий концепт. Механизм завершения существующих долгостроев из закона вылетел вчистую. Его место заняла идея набить карман банкиров, в котором, судя по всему, образовалась дырка. К середине лета мы можем получить массу новых недостроев — если застройщики не обратятся к формально законным, но сложным и неконтролируемым схемам, то порядка 30% от всех строящихся домов.

Соответственно, наши предложения к будущему заседанию сводятся к трем основным пунктам.

Первое. Нужно завершить работу по созданию общего реестра обманутых дольщиков и сформировать очередность его покрытия, для чего продолжить накопление компенсационного фонда. Скидываться мы готовы. В идеале на собранные средства строить новые дома и переселять в них обманутые семьи, а недострои выставлять на торги в пользу того же фонда. Такая схема жизнеспособна.

Второе. Ограничить банкиров не в минимальной, а в максимальной ставке по эскроу-счетам на уровне 1,5% годовых в той части кредита, которая собрана дольщиками. Эти 1,5% — огромная сумма, которая с запасом гарантирует покрытие расходов банка на содержание эскроу-счетов.

Третье. Для объектов, которые строятся сегодня, оставить действующей нынешнюю схему при соблюдении нескольких условий: разрешение на строительство получено до 1 июля 2018 года; дом будет сдан до конца 2020 года; в нем продана хотя бы одна квартира. Напоминаем, что таких объектов много — все грамотные застройщики, которые читали закон и готовились к нему, стремились по максимуму получить разрешения вплоть до июля 2018-го.

Вместо того, чтобы примерно наказывать за обман дольщиков, правительство предприняло несколько попыток профанации контроля отрасли «Вместо того, чтобы примерно наказывать за обман дольщиков, правительство предприняло несколько попыток профанации контроля отрасли» Фото: Олег Спиридонов

«БАНК УТАЩИТ ЗА СОБОЙ ВСЕХ»

Остается пара закономерных вопросов. Если региональные компании отрубят от финансирования как «неэффективных инвесторов», смогут ли они строить без долевого участия?

Компании, способные не выпасть из рынка за счет своих капиталов, в отрасли есть. Наше «Комфортное жилье» тоже входит в их число. Но на деньги, собранные с инвесторов-юрлиц, мы сможем построить за год 3 подъезда, а сейчас сдаем 10. Это общая ситуация, поскольку статистически застройщики в России вкладывают в строительство 30% собственных средств, остальные — привлеченные. Следовательно, объем стройки по стране сократится как минимум втрое. Это вопрос не только эффективности стройки, но и уровня безработицы. Мы, собственно, можем работать и так, но в таком случае к чему же мы, как отрасль, стремились? Обезопасить дольщиков или перестать строить?

Не менее ожидаемый, но абсолютно бестолковый вопрос: что будет с ценами на жилье? Вокруг этой темы, к сожалению, крутятся сегодня все дискуссии о 214-ФЗ. У госорганов подобные рассуждения строителей вызывают лишь усмешку, потому что рост цен зависит только от одного фактора: будут у народа деньги — будет спрос — будут расти цены. Не будет денег — цены упадут и до себестоимости, и ниже. Уместно напомнить об опыте чешского правительства, которое остановило экономический кризис лет семь назад. Чехи тогда опустили ставку своего ЦБ на ипотечные кредиты до 0%. Банкиров они ограничили в максимальной ставке на уровне 1,2% для коренного населения и 1,9–2,1% для приезжих. У них и сейчас банковская ставка для своих 1,25%, для чужих — 3,2%. Зато они разогнали жилищный рынок, индустрию, и у них рост экономики попер быстрее, чем у немцев.

И главное: как изменится сценарий для дольщиков при непредвиденных ситуациях? Сейчас, если застройщик обанкротился, то ЧП касается одного или нескольких объектов. А представьте — лопнул банк с эскроу-счетами. Открывается конкурсное производство, финансовый управляющий инициирует возврат активов, и это касается всех застройщиков, работающих с банком. Независимо от их способностей стройки останавливаются. Все, что получено от дольщиков на эскроу-счета, уходит в конкурсную массу, сами дольщики встают в очередь кредиторов. Строители, которые вложили 30% собственных средств, остаются еще и должны по кредитам. При этом застройщик при старой схеме не имел права вкладывать средства дольщиков ни во что, ни займ выдать, ни на строительство другого дома направить — они целевые. Банк же в видах деятельности не ограничен, и куда он вкладывает деньги, никто не проверяет. Ошибка в инвестиционных приоритетах банкира будет стоить существования как добросовестным застройщикам, так и их дольщикам: банк утащит за собой всех.

Михаил Золотухин

Скорректирует ли Путин реформу «долевки» после совещания в Казани?
24%Да, раз собирает президиум Госсовета, значит, его можно убедить
57%Нет, решения приняты, лоббисты банков победили
17%По-моему, реформа правильная, ничего менять не надо
2%Свой вариант (в комментариях)
Прием голосов по опросу закрыт
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (115) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
8.02.2019 09:01

Татарин Злой
Золотухин- единственный в Челнах застройщик, который строит многоквартирные дом нормального внешнего вида, с изначально запроектированными магазинами нам1 этаже, с нормальными и просторными парковками и благоустроенными дворами. Это не Профит и Домкор, которые втыкают тык-впритык свои силикатно-панельные убожества.
Да пусть он даже 100% маржи имеет, но он строит дома, не уродующие город.
А тот же Профит навтыкал свои убожества, удешевил строительство донельзя, срубил бабла и купил надвигу там, где таких как он к строительству и близко не подпустят...

  • Анонимно
    8.02.2019 08:21

    А ведь банкиры к Путину ближе. Так что, Михаил, крепись.

    • Анонимно
      8.02.2019 09:04

      Ближе к мировым они банкам, и что те скажут, то и делают. Чтобы финансы стекали в одну сторону, ставки должны быть выше чем в конечном адресате, банально как с водой

      • Деструктивная культура безнаказанного и безответственного освоения финансов. Такое осВОЕНие всегда ведёт к ВОЙНАМ.

      • Анонимно
        12.02.2019 11:53

        каким мировым? всем мировым банкам запрещено с нами иметь дело, недавно только даже дойчебанку напихали за то что давал кредиты втб

    • Анонимно
      8.02.2019 21:59

      Однозначно. В интернете есть информация, о прибыльности российских банков. Прибыльность зашкаливает, по сравнению с мировыми. Они не инструмент для экономики, а структуры для зарабатывпния и отмывании денег. И для отъема бизнеса...

  • Анонимно
    8.02.2019 08:24

    Кто-то в доле с банками!

  • Анонимно
    8.02.2019 08:28

    Закон есть, доказан давно - закон сохранения энергии!

  • Анонимно
    8.02.2019 08:31

    Господа, если я последние четыре года больше 6-8% рентабельности не имел
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://kam.business-gazeta.ru/article/412637

    Конечно не имел. Так где-то 20-25%

    • Анонимно
      8.02.2019 09:01

      Татарин Злой
      Золотухин- единственный в Челнах застройщик, который строит многоквартирные дом нормального внешнего вида, с изначально запроектированными магазинами нам1 этаже, с нормальными и просторными парковками и благоустроенными дворами. Это не Профит и Домкор, которые втыкают тык-впритык свои силикатно-панельные убожества.
      Да пусть он даже 100% маржи имеет, но он строит дома, не уродующие город.
      А тот же Профит навтыкал свои убожества, удешевил строительство донельзя, срубил бабла и купил надвигу там, где таких как он к строительству и близко не подпустят...

      • Палыч
        8.02.2019 11:34

        Золотухину респект!

      • Анонимно
        8.02.2019 14:17

        Золотухин строит один дом в год, шумоизоляция там ужасная, качество, про которое все пишут, осталось в прошлом. Удивляет, что при таких скромных объемах у него тоже могут возникнуть большие проблемы из-за нового закона...

    • Анонимно
      8.02.2019 09:02

      Официально думаю вообще в убытке. Бизнес а ля рус, весть доход между строчек

      • Анонимно
        8.02.2019 09:27

        Татарин Злой
        Так станьте бизнесменом, наберите штат хотя бы человек 10, платите им зарплату вбелую, все налоги. Покажите «мастер-класс». А потом, если не разоритесь, не угробите Здоровье, не сядете в тюрьму, то насладитесь всеми прелестями жизни богатого человека...

        • Анонимно
          8.02.2019 10:03

          Так я не против, у знакомого за 10 лет ведения бизнеса уже 40 какая то по счету фирма, хотя занимается одним и тем же. Параллельно около 10-15 функционируют. И постоянно какая-нибудь в аресте или чего по ошибке или халатности. Была бы одна, давно бизнес встал бы

        • Анонимно
          8.02.2019 12:22

          Азат Д

          Что этот строитель считает деньги банков?
          Пусть строит на собственные и продает квартиры. В чем проблема?

          • Анонимно
            8.02.2019 13:03

            Татарин Злой
            Проблема в том, о великий специалист во всем, что пироги должен пёчь пирожник, а сапоги тачать сапожник...
            Перевожу на понятный для Вас язык. Весь мир работает, строит и развивается в большей части на кредитные деньги под1-3% (так же было и в советском союзе), а не в как мы под 15-20%. И банки выступают по сути независимыми экспертами, которые под микроскопом рассматривают бизнесмена и принимают решение давать или не давать кредит. А у нас банки, особенно федеральные, сидящие на бюджетных деньгах, мало чем отличаются от рейдеров.
            Не дай Бог Вы станете чиновником! Тут же начнёте давать советы бизнесу развиваться на своих деньгах.

            • Абсолютно согласен с Вашим мнением ! Рейдерские захваты банками производственных предприятий существуют. Почему бы банкам не начать рейдерство в отношение строительных компаний, а в дальнейшем и в отношение ипотечных квартир по эскроу-счетам ?

    • Анонимно
      8.02.2019 09:35

      08:31 Вы наверное очень крутой застройщик с такой рентабельностью. Но я почему-то Золотухину больше верю.

    • Анонимно
      8.02.2019 14:41

      Предлагают поскрести посусекам, если ты не дружен с городом, не получаешь дармовые земли с коммуникациями в хорошем месте ты вне рынка бро

    • Анонимно
      8.02.2019 15:32

      Так бух. балансы у него на сайте. Посчитайте уважаемый, потом нам напишите. А голословно плюс минус самолет не стоило труда и озвучивать...

  • Анонимно
    8.02.2019 08:31

    Грамотно разложили схему проектного финансирования, интересы банка и возможные проблемы дольщиков. Не решает проблемы новый закон.

    • Анонимно
      8.02.2019 09:52

      Лоббисты большинства экономических законов и не стремятся к решению общих проблем и задач. У законодателя нет экономически обоснованного моделирования ситуаций, есть только инновационно-хайповая технология принятия законов. Проще сказать, что им там по барабану, поскольку в народ обратно большинство из них уже не возвращается.
      — Статья подробная, а во сколько застройщикам обходятся соглашения на застройку? Каков процент и кто бенефициар?

      • Анонимно
        8.02.2019 11:45

        Жаль, что к профессионалам не прислушиваются принимая законы!

    • По этому раскладу получается нет смысла покупать квартиры в доме, строящийся по эскроу-счетам. Во-первых будет давить процентная ставка, во-вторых неопределенность с будущим строительной компании, в-третьих возможное банкротство банка, в-четвертых сроки сдачи дома. Это "русская рулетка" получается. Простому человеку, взявшему ипотеку лучше покупать во вторичке или в готовом новом доме. А иначе можно попасть в большую и долгую долговую яму. Жадные банкиры смешные: они рассчитывают что их прибыль увеличится-за счет ипотеки и за счет выдачи денег с эскроу-счетов в кредит застойщикам. А стоимость квадрата жилья увеличится . Здесь Михаил прав: идет рост ВВП-растет стоимость всего, идет спад ВВП-идут распродажи по себестоимости. Люди, не берите ипотеку в банках, живите на свои !

      • Анонимно
        8.02.2019 23:10

        третий год живу без кредитов. отрезвление пришло сколько я в виде процентов отдал банку денег.
        Если бы элементарно копил то имел бы все то же самое только не потратил бы 5 лет работая только на проценты бангстерам

    • Анонимно
      8.02.2019 12:23

      Азат Д

      Типа строитель за дольщиков переживат? И деньги бака считает.
      Пусть сам на свои строит

  • Анонимно
    8.02.2019 08:35

    Мощно! Крутой мужик!
    Дай Бог!

  • Анонимно
    8.02.2019 08:36

    "А представьте — лопнул банк с эскроу-счетами".
    Так, ради этого все и писалось!

    • Анонимно
      8.02.2019 08:50

      Ну банков с спецсчетами десяток, а девелоперов всяких в каждом городе несколько. Вероятность банкротства Сбера сильно меньше, чем условного абд

    • Анонимно
      8.02.2019 08:57

      с эскроу-счетами" будет работать около 60 банков..

    • Анонимно
      8.02.2019 09:33

      Не понимаете что ли?
      Как раз для этого и написан закон!

    • Анонимно
      8.02.2019 09:44

      А эти банки обязательно лопаться будут.
      Жуликов среди банкиров не меньше чем у застройщиков.

    • Анонимно
      8.02.2019 10:35

      Его государство санирует, если что. А если лопнет застройщик, то никто уже дольщикам не поможет.

    • Анонимно
      8.02.2019 13:05

      Вклады на эскроу счетах застрахованы АСВ в размере не более 10 миллионов рублей. Вы все еще доверяете автору статьи?

    • Анонимно
      8.02.2019 18:56

      Это все уже было на Украине в 2000-х г, банкротство банков держателей эскроу счетов, наступление на те же самые грабли

  • Анонимно
    8.02.2019 08:39

    Как с пробками, при строительстве развязки, пробка перемещается на следующий перекрёсток, сейчас риски перекладываются на банки

  • Анонимно
    8.02.2019 08:57

    Единственный застройщик в Челнах с головой.

  • Анонимно
    8.02.2019 08:57

    Подожду до лета с продажей, а лучше до зимы следующей, как валиться застройщики и рубль начнут, так и скину свой бетон. А потом всё рухнет, в долларах ессна, в рублях цены думаю улетят в небеса

    • Анонимно
      8.02.2019 09:08

      Всё рухнет, а ваш бетон возьмут? Влажные фантазии разыгрались?

      • Анонимно
        8.02.2019 10:04

        Так вот надо и скинуть поэтому когда застройщики посыпятся и народ запаникует. А так то да, рынок сейчас перегревается

      • Анонимно
        8.02.2019 14:48

        В 14 году вроде начали с телевизоров и машин бетон последний год только в почете

    • Анонимно
      8.02.2019 09:30

      Да кто купит твой бетон. Рынок встал.

  • Анонимно
    8.02.2019 09:11

    Банки, фонда, страховые компании преследуют свои цели - обогатиться. О дольщиках собственно никто и не подумал, ими только прикрываются. Скоро "вторичка" будет продаваться по космическим ценам.

    • Анонимно
      8.02.2019 22:47

      Чем же вторичка хуже первички? Наоборот, лучше. Коммуникации и социалка(магазины,школа, детсады, поликлиники) давно действующая. Озеленение душу радует.

  • Анонимно
    8.02.2019 09:14

    Золотухин часто выглядит как обиженный ребенок. Всегда чем-то недоволен. При этом всегда хочет быть в белом. Чем строители с их качеством и ценами лучше банков? Для простых людей? Никогда не слышал, чтобы он как депутат бился за народ.
    А как про бизнес, так всегда много претензий. Землю не дают, не подписывают ввод, газета-журнал закрылась его и т.д. В 20018 году у него, как он сам говорил, должен быть расчет с сособственниками бизнеса. Которые вложились в его компанию. Может с этим связаны все эти озвучивания проблем.
    По факту "Комфортное жилье" первое на вылет с рынка. Своей большой базы транспорта, кранов нет. Строительство пятиэтажки среди высоких домов в 63 комплексе - явный просчет. Теперь дом темный. А высотки в 13 комплексе, по его же словам, вышли дорогими. Остальные дома тоже, как у многих строителей, имеют проблемы с шумоизоляцией.
    Эта компания самая маленькая и если она уйдет с рынка никто не заметит. К чему столько шума? Михаил, это бизнес. В Челнах есть монстры строительства - Евростиль, КамГЭС, Кастамону, Профит, ваш бывший Домкор. У каждого своя ниша и стилистика. У вас было много времени, чтобы стать лидеров. Не смогли. Значит, на выход.

    • Анонимно
      8.02.2019 10:10

      Тоже Золотухин деньги хочет, но не в струе. Открывай банк, Миша.

    • Анонимно
      8.02.2019 11:00

      у Золотухина в отличии от перечисленных застройщиков, нет админресурса.

    • Анонимно
      8.02.2019 14:52

      На шумке все экономят, делайте за свой счет. Что касается 5этажек в соседних домах что повыше до 5 теже проблемы.

  • Анонимно
    8.02.2019 09:32

    Зато начнут строить нормальные дома, а не в упор друг к другу без дворов и парковок.

    • Анонимно
      8.02.2019 10:06

      Наивный. Будут строить максимально экономно, чтобы выхлоп был с каждого метра.

    • Анонимно
      8.02.2019 10:54

      Начнут строить быстрее, как в Китае за неделю дом в чистовую поднимают иногда когда прижмёт, так и тут начнут от котлована до ключей укладываться в пару тройку месяцев, какой потеря в качестве будет, скоро увидим, но в цивилизации никто годами не строит, дорого

      • Анонимно
        8.02.2019 11:15

        По расчетам, стройка через эскроу идет в полтора раза дольше.

    • Анонимно
      8.02.2019 11:13

      Будут строить как и раньше: расстояние по нормативу, то есть в упор. Парковки - покупай, это не приложение к квартире. Двор на крыше, чтоб землю сэкономить.

  • Анонимно
    8.02.2019 09:34

    Полный беспредел а еще хотим развивать экономику

  • Анонимно
    8.02.2019 09:41

    Нужно вводить гос.ипотеку доступную вне зависимости от кредитной истории и первоночалки....при невыплатах шрафы и как край изьятие узаконить такой ипотеки. Тогда возня изчезнет

  • Анонимно
    8.02.2019 09:43

    Долевое строительство в аспекте финансирования не должно регулироваться государством. Дольщик берет на себя риск, покупая недостроенные жильё. Если застройщик достроил, риск оправдался, если нет то риск не оправдался.

    Сейчас, т.к. отрасль долевого строительства зарегулируют механизмами страховки от рисков, стоимость долевого жилья приблизится к стоимости готового, что в свою очередь полностью лишит смысла покупки долевого жилья. Логика и цель государства заключается не в том чтобы банки учавствовать в процессе, а в том чтобы долевое строительство перестало существовать ввиду отсутствия стоимостной выгоды покупки такового и как следствие все проблемы для государства сопряжённые с обманутыми дольщиками также перестали существовать.

  • Анонимно
    8.02.2019 09:44

    50% ипотек это липовые справки о зарплате.... Смысл в этих справках? Введите упрощенную ипотеку без справок на уровне закона право изьять такую упрощенную ипотеку......

  • Анонимно
    8.02.2019 09:45

    Похоже грамотный мужик.
    Умеет считать.

  • Анонимно
    8.02.2019 10:01

    Эта статья - абсолютно популистская профанация. Я согласен лишь с некоторыми моментами, остальное - фигня полная.
    1. Согласен, что банки начнут на этом прилично зарабатывать, но на банк ложится полный контроль по ведению стройки. Если горе-застройщик лопнет, то банк не сможет забрать с эскроу-счетов деньги дольщиков и покрыть ими свои убытки, т.е. на банке лежит огромный риск остаться ни с чем;
    2. Банк оценивает опыт строительства группы компаний, а не конкретной компании-нулевки, которая входит в эту группу и открывается под определенный проект;
    3. Ни один застройщик не возьмется за проект при конечной рентабельности 6-8%. Такая рентабельность у них выходит после применения всех оптимизационных схем для снижения прибыли и, соответственно, налогооблагаемой базы. Их фактическая маржа не ниже 20%. Для понимания, строительная отрасль одна из более насыщенных теневыми схемами для ухода от налогов и обналичиванию денежных средств.
    Мой вывод: строители тупо зажрались и не хотят снижать свою файду. А строят г*но!

    • Анонимно
      8.02.2019 10:39

      Меня тоже удивляет этот плач застройщиков про прибыльность в 6-8%.
      Если бы у них была такая прибыль никто из них строительством бы не занимался, проще эти деньги положить на банковские счета под проценты, вышло бы тоже самое.

    • Анонимно
      8.02.2019 11:25

      Уважаемый, Вы похоже работаете в банковской сфере. Вам ли не знать, что в России мощнейшее банковское лобби. И с любого банка при любом катаклизме взятки гладки.
      И еще банки имеют право в одностороннем порядке все менять.
      А автор статьи правильно написал - набили кубышку страховщиков, которых контролирует ЦБ. Страховщики кое-как деньги смогли унести и пропали.
      Набили кубышки СРО, которые тоже подконтрольны государственным структурам.
      Также и банки будут пропадать. Ну или якобы разоряться, или Эллочка будет лицензии отзывать

      • Анонимно
        8.02.2019 13:14

        В конце пути в итоге страдает потребитель. Банк имеет свой финансовый интерес, также как и застройщик собственный. Уважаемый г-н Золотухин выставил тут себя святым апостолом, тыча пальцем во всех вокруг. Ни один Застройщик не будет запускать проект с фактической финальной маржой ниже 20%! Не надо тут писать про 6-8%. Банк будет иметь свой процент, страховые - свой, также как и застройщик не откажется от своего. Все эти субъекты останутся в любом случае при своих, но в итоге жилье станет дороже, это как пить дать, а качество строительства станут еще хуже. Поспрашивайте знакомых, кто в Весне живет о том, какая слышимость между этажами, при том что стоимость кв.метра там космос.

  • Анонимно
    8.02.2019 10:04

    Какой наивный гп Золотухин ,не поймёт никак , что задача тех кто принимает и пишет законы не зашита дольщиков, а залесть в карман к людишкам через застройщиков .

  • Анонимно
    8.02.2019 10:06

    &

    Уважаемые специалисты, объясните, пожалуйста, почему нельзя сделать, как в ФРГ. У них тоже есть долевое, но

    - оплата ПОЭТАПНО только за уже завершенный объем работ; Неисполнение этого требования Закона влечет крупные штрафы для застройщика;

    - застройщик в ФРГ предоставляет клиенту поручительство солидного банка на 5-10% от стоимости объекта на случай своего (застройщика) банкротства. Так как оплата поэтапно, то деньги НЕ пропали даже в случае банкротсва строительной компании. Эта сумма покрывает лишь дополнительные расходы на время поиска нового застройщика;

    - в ФРГ есть ассоциация участников долевого строительства. Ее эксперты за умеренное вознаграждение помогают оценивать качество строительных работ перед приемкой заказчиком.

    Почему так нельзя сделать у нас?

    P.S. Похожая систмема расчетов у нас в России только при работе с частниками/шабашниками. Сделал работу → получил деньги. Почему бы, как немцам, не распространить это правило на всю отрасль?

    • Анонимно
      8.02.2019 12:31

      Азат Д

      Так и у нас СРО есть.
      И например, мы Фону полностью долевое сразу заплатили, а они просрочили сдачу на 2 года, и ничего, и суд Кировского района Казани встал на их сторону.
      Так что пусть будут через банковскую гарантию.

  • Анонимно
    8.02.2019 10:11

    Смешные строители. Когда банки снижали ипотечные ставки и поддерживали стройки через выданные людям кредиты на жилье, никто не обижался на банковские организации. Продавали наперегонки, закусив удила. Любой ценой.
    А сейчас банки плохие.
    Так вы же строители вместе с банками виноваты, что раздули и перенасытили рынок. Что придет после этого? Правильно. Снижение цен у строителей на квартиры из-за конкуренции и уже не такого бешеного спроса. И потерю качества. Или удешевление всего и вся. Или Золотухин опять не при чем? Не нужно было так перегревать рынок вместе с банками.
    Кстати, какой процент эта компания занимает в строительном секторе Татарстана?
    10% ?
    5% ?
    3% ?

  • Анонимно
    8.02.2019 10:23

    Чтобы корова меньше ела и больше давала молока - ее надо меньше кормить и больше доить.

    Чем сложнее схема - тем больше в ней дырок и тем дороже итоговый продукт. При этом стабильности и гарантий не всегда прибавляется.

    Воровство всегда было, есть и будет. Государство должно гарантировать неизбежность наказания - и с этой функцией государство справляется неудовлетворительно. Мы наблюдаем попытку государства переложить ответственность за воровство то на одни, то на другие плечи - но никак не на государственные.

    На рынке просто должен присутствовать независимый регулятор и контролер - как например Росфинмониторинг, или даже сам Росфинмониторинг. Он же видит куда уходит деньги - ну вот пусть и следит

    • Анонимно
      8.02.2019 12:33

      Азат Д

      У Фона по жк МЧС, разрешение на строительство от администрации города за 2017, когда все посыпалось.

      • Анонимно
        8.02.2019 15:02

        Эту историю с жк мчс педалируют еще с до кризисного 2007, а там уже несколько очередей, нормальная схема вывода

  • Анонимно
    8.02.2019 10:25

    Не смешите - мы честные застройщики! Вся схема с долевым участием- развод лохов на бабло. Начиная с оформления земельных участков под застройку и заканчивая сдачей дома(если до этого доходит дело), все этапы строительства коррумпированы...

  • Анонимно
    8.02.2019 11:24

    НИКОГДА !!! не буду участвовать в долевом строительстве. На сегодня - огромные риски. И рисковать единственной семейной квартирой и деньгами просто страшно. Считаю, что лучше переплатить, купить уже готовое жилье и получить синицу в руках, чем журавля где-то в небе.

  • Анонимно
    8.02.2019 11:28

    Пока всем процессом пытаются управлять нынешние горе-чиновники и законотворцы, ничего хорошего не получится.
    Они ведь даже не хотят брать положительный опыт других стран.
    Главное для них - изъятие денег у населения через банки, чтобы потом эти деньги направлять на госпрограммы или госпроекты, где эти деньги можно попилить.
    Госпрограмма это своеобразная помойка

  • Анонимно
    8.02.2019 11:33

    Друзья Ваше внимание направлено не в ту сторону. Пока по ипотеке процент был однозначный хотя и не для всех и рубль колебался то люди заработали деньги и вложили в недвижимость и банки вложили прокредитовав застройщиков и покупателей. Рынок как и пологается встал после перегрева, это нормально. Теперь чтобы цены не обрушились то банки пролобировали экскоу счета+подняли процент по ипотеке и за чистили рынок застройщиков. Сейчас в течении года привыкнете к новым ценам и правилам и рынок оживёт.

    Помните истину:в России всегда за всё платит обычный человек.

    Живём в стране с экономикой которая управляется в ручную. Учитывайте этот существенный ньанс. Законы рынка в России не всегда срабатывают как задумано.

  • Анонимно
    8.02.2019 12:07

    Ежу понятно что скоро встанут и потолок уткнуться, город та рабочий и пляшут от завода. Кв метры под 50 тыс куда, люди тоже сейчас не дураки, зарплата так не растёт, средняя зарплата под 30 тыс и то мало вероятно. И в конце концов он правильно сказал скоро заморозить я средства не резиновые, и многие начнут, ну это другой вопрос. Очень весовый аргумент имеют и весовый маржу банки и страховщики, для города Челнов придел был 40 тыс за кв метр но сейчас под50 тыс это совсем, многие дома стоят ещё не проданой квартирами, их много становиться на рынке. Вопрос другом чтоб спрос был нужно и средства а тут сейчас зима и очень снежная.

  • Анонимно
    8.02.2019 12:10

    Только свои интересы, а больше ни чьи, бизнец строительный. Слишком много компании значит началось, останутся только большими зубами.

  • Анонимно
    8.02.2019 12:13

    Азат Д

    Все на царя надеется? хотя закон принят.
    У нас в байской республике так, главный бай решает, а закон это для ширмы. Вот и довели долевку с таким подходом, дискридитировали, что лом к ним применили.

  • Анонимно
    8.02.2019 12:15

    Азат Д

    Пусть Золотухин не разглогольствует, а делом покажет - строители своими СРО закроют недостроенные долевые дома.

  • Анонимно
    8.02.2019 12:19

    Азат Д

    "Вместо того, чтобы примерно наказывать за обман дольщиков...." - судились с Фоном по просрочке сдачи квартиры, судья Гильфанов Кировского района встал на их сторону.

  • Анонимно
    8.02.2019 12:57

    шикарная статья! (или интервью, не суть). БО браво! остается только посоветовать всем почитать трилогию "Атлант расправил плечи" о всей сути грабительского замысла государства об отъеме бизнеса

  • Федорова
    8.02.2019 12:57

    Михаил Юрьевич! Поддерживаю Вас на 90 из 100, "добросовестный строитель" этого правда, они есть. Удачи Вам и здоровья.

  • Анонимно
    8.02.2019 12:58

    Судя по тому, как "читатели" минусуют критику в адрес Золотухина, вся семья читает-пишет.
    А по теме все просто. У него нет ни админресурса, ни денег. Второе самое страшное. Такие строители потенциальные банкроты. Столько домов построил. Но денег нет.
    Про админресурс тоже скажу. Профит появился намного поздее Домкора (ЖИКа), где Золотухин тогда руководил. Тогда его наличие админресурса не смущало.
    Ирида тоже не имеет ресурса, строит качественнее и красивее.
    Евростиль вообще с низов вышли. Начинали как ремонтники и строители балконов. Смогли и не кричат на каждом углу.
    Тот же Домкор в последние годы был не в фаворе, но сдержал все обещания.
    А что сделал Золотухин? Попытался откусить у горожан часть Комсомольского парка с высокими соснами. Было такое?
    Итог.
    Золотухин бедный и не гибкий. Земли нет. Друзей нет. Капитала нет.
    Но говорит, конечно, больше всех. Тоже показатель.
    Минусуйте,
    дорогие работники "Комфортного жилья" ))

    • Анонимно
      8.02.2019 14:25

      12:58 Судя по вашим "замечательным" комментариям вам квартира в доме Комфортного жилья не досталось.

      • Анонимно
        8.02.2019 15:28

        Мне тоже не досталась и еще сотням не досталось. Выбравшим вторичку вместо золотаревских окраин )))))). Центр лучше, вам это каждый скажет. Тут ваших квартир не строят. Соболезную.

        • Анонимно
          8.02.2019 15:46

          Золоторевские окраины это где в Нижнекамске или в Альметьевске?

    • Анонимно
      8.02.2019 15:02

      Сильно вас господин Банкир задел Золотухин.

    • Анонимно
      8.02.2019 15:08

      Самилов появился раньше золотова

  • Анонимно
    8.02.2019 13:06

    Михаил, я вам немного помогу. В конце месяца я у вас куплю квартиру за наличку (4.2 млн).... А

  • Анонимно
    8.02.2019 13:17

    Я вот одного понять не могу, банки конечно ругают в статье за 9% по кредиту, но почему не хвалят за 7-8% по депозитам? Хотя любой кредит это тот же самый депозит. Причём ЦБ РФ выпускает деньги в экономику под 7,75%. Банки, как и строители работают, в едином правовом и экономическом поле, которое формирует наш гос.аппарат.

  • Анонимно
    8.02.2019 13:59

    Господин Золотухин, стройте на свои деньги. Построили, сдали дом-продали квартиры. Банкам тоже этот закон как бельмо, контролировать целевое использование кредита. Ведь если застройщик залетит, то проблемы будут у банка с кредитом, а дольщики деньги получат. Просто дольщиков проще обмануть и кинуть, чем банк.

  • Анонимно
    8.02.2019 14:21

    Обычным горожанам-покупателям сегодняшние банки и их процентные ставки в радость. Если сравнивать с тем что было раньше. И все равно кто будет строить. Частные компании или государство. Не понимаю почему этот Михаил так хочет заставить людей соглашаться с ним. Еще раз повторю. Все равно кто будет строить. Кто-нибудь да будет. Важно лишь что есть конкуренция и цены строителей уйдут вниз. За счет их прибыли. Она непомерна.

  • Анонимно
    8.02.2019 14:54

    Если застройщики и риэлторы взвыли, значит государство приняло действительно правильный закон. Кто разорится, это его проблемы, придут другие застройщики. Задрать цены тоже не получится, нет у людей денег, чтобы оплачивать хотелки застройщиков. Зато вот инвестиционных квартир поубавится в разы, что положительно скажется на рынке. И обманутых дольщиков тоже не будет. Да и деньги в банке застрахованы АСВ, так что не надо тут гнать ересь.

    • Анонимно
      8.02.2019 16:39

      как отсутствие товара может положительно повлиять на рынок?поясните пж

      • Анонимно
        8.02.2019 19:34

        Где отсутствие товаров? Посетите гипермаркет квартир на южке, вам там такое количество предложат, что денег точно не хватит. Не бойтесь дефицита квартир, его не будет. Просто у застройщиков отнимают долевку, на которой они наваривались немерено. Поверьте, я знаю о чем пишу. Дешеветь квартиры тоже не будут, но никаких скачков бешеных тоже не будет. Вот увидите.

  • Анонимно
    8.02.2019 15:32

    В точку. Зачем нужны строители без денег? Нужно жить на свои.

  • Вот она "дойная корова". А недавно с верху вещали, что "священная корова".

  • Анонимно
    8.02.2019 16:08

    а мне как дольщику нравится идея с эксроу счетами. я не потеряю свои деньги. весь вопрос в аппетитах банков и застройщиков.

  • Анонимно
    8.02.2019 21:35

    Отличный закон!!!
    Люди будут защищены намного лучше, чем раньше. Это достижение. Детали утрясутся, главное не откладывать и вводить процедуры на практике!
    Ожидаемо, что единственными, кому он станет проблемным это безденежные строители. Они и так на рынке засиделись. Кто заинтересован в существовании этих случайных в строительстве людей?
    Кран берут в аренду, транспорт берут в аренду, людей нанимают минимум, платят минимум. В проблемах обманутых дольщиков как Профит, Домкор и Евростиль участвовать не хотят.
    При этом первыми пишут статьи, призывы, обращения. Суть которых сводится к тому, что мы же исчезнем! Как город это переживет?
    Как будто они театр, балет, футбольная команда или симфонический оркестр. Какая разница челнинцам и городу если налоги будут платить другие строительные компании? У которых все в норме с материально-технической базой и сотнями, объектов, отстоявших по 10 и более лет?
    Дома, проверяются временем. Поэтому рано петь себе, уважаемый, строитель хвалебные песни.
    Еще раз повторю, отличный закон!
    Он очистит рынок от "строителей", которые живут в аренду и взаймы.

    • Анонимно
      8.02.2019 22:30

      Так то Михаил первый Фону дал денег на достройку канализационного коллектора в челнах, просто это все забыли...

      • Анонимно
        9.02.2019 09:16

        Проконтролировал расход? Строительство коллектора?
        Все знают что из этого вышло. Столько лет пости готовый дом 65/03 ввести не могли из-за покореженной грунтами коллекторной трубы.
        Золотухин достроил этот дом? Нет, это сделали другие. Коллектор сделал он? Нет, другие. Так о каком взаимодействии с ним можно говорить? Когда принцип "моя хата с краю", зачем потом обижаться?
        И эта статья. Мог собрать коллег-строителей. Нет же. Сам написал, сам себя на фотографировал, выступил как лучшая компания города. Но и тут лучшие другие.

        • Анонимно
          9.02.2019 10:23

          Вы столько подробностей про Золотухина и его компанию написали, что сразу понятно становится кто вы такой. Боитесь конкуренции?

      • Анонимно
        9.02.2019 12:01

        Обида на всех
        Это инфантильная привычно
        Никто никого не заставляет быть строителем
        Если нет админресурса, техники, людей и денег компания умирает. Тем более строительная.
        Бывшие подрядчики и работники помогают в этом. Увольнениями и переходами на работу конкурентам.
        Это классика бизнеса. Обычное явление. Остаются сильнейшие. К чему все эти публичные истерики в газетах?
        У людей растут счета жку. До строителей ли им сегодня.

  • Анонимно
    8.02.2019 22:01

    Стройте малоэтажные дома, развивайте культура частного жилья и экономику домхозяйств. Только тогда сможете нарастить независимость от государства и нарастить экономику региона.

  • Анонимно
    9.02.2019 07:40

    Страна в печальном положении...строители воют что строить не смогут.... Правильно кто то ранее написал стройте на свои деньги... Всё равно ипотека недаразвитая... Ставка % не нормальная..... одобрение ипотеки липовое.... справки о зарплате поддельныне... ипотеку дают не нуждающимся а тем кто может доход подделать и первоначалку найти. Итог :одни люди по несколько квартир сдают....другие у них снимают квартиры по суммам по которым могли сами ипотеку платить но не нашли первоначалку. Вывод: ипотеку платить могут 90% россиян. Дают только не всем нуждающимся а тем кто документы подделывает.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль