Общество 
23.03.2019

«Без яхшырак булдырабыз»: Радий Хабиров раскрыл планы Башкортостана на следующие 100 лет

Торжества в Уфе: Минниханов поделился секретом подарка для соседей, Азаров поздравил «кадерле дуслар», а Матвиенко была рада «боевым пчелам»

Лозунги, позаимствованные у соседей из Татарстана, звучали сегодня со сцены в Уфе, где проходила торжественная церемония по случаю 100-летия Башкирской АССР. Перед ее началом зал бурно приветствовал Муртазу Рахимова, а место по правую руку от нынешнего лидера республики занял Рустам Минниханов. Как президент РТ удивил всех поздравительной речью на татарском и почему Радий Хабиров хочет отменить Кубок Гагарина — об этом читайте в «БИЗНЕС Online».

 Сегодня под лозунги «Алга, Башкирия!» и «Вперед, Башкортостан!» в Уфе торжественно справили 100-летие со дня образования Башкирской АССР Фото: president.tatarstan.ru

МИННИХАНОВ — СПРАВА ОТ ХАБИРОВА, РАХИМОВ — СЛЕВА ОТ СИДЯКИНА

Сегодня под лозунги «Алга, Башкирия!» и «Вперед, Башкортостан!» в Уфе торжественно отметили 100-летие со дня образования Башкирской АССР. На концерт, который прошел в главном концертном зале республики — ГБКЗ «Башкортостан», собрались не только местные чиновники и выдающиеся деятели РБ. На Башкирском спутниковом телевидении был организован телемарафон, посвященный праздничным мероприятиям, здесь же в режиме онлайн показали и праздничный концерт — участие в нем, по словам ведущих, приняли 850 артистов со всех концов республики, а световое оформление было… даже лучше, чем в «Олимпийском».

Интересно, что предыдущий главы Башкортостана Рустэм Хамитов в объектив телекамер так и не попал, хотя и глава Совета Федерации Валентина Матвиенко, и сам врио руководителя республики Радий Хабиров в своих поздравительных речах отметили его работу на благо региона. Зато первый президент Башкортостана Муртаза Рахимов, которого во времена правления Хамитова редко можно было заметить на каких-то официальных мероприятиях, сидел в зале на почетном месте — по левую руку от руководителя аппарата главы РБ Александра Сидякина. Более того, когда Рахимов вошел в зрительный зал, многие уже занявшие свои места чиновники и гости поднялись со своих мест и приветствовали его стоя.

Но самое почетное место, отведенное для гостей в ГБКЗ «Башкортостан», досталось президенту Татарстана Рустаму Минниханову. Он разместился по правую руку от Хабирова, слева от которого сидела Матвиенко. Уже справа от Минниханова расположились главы Удмуртии и Самарской области. Еще до начала концерта Минниханов успел активно «поселфиться» с Хабировым и руководителем Удмуртии Александром Бречаловым. Позже из «Инстаграма» президента Татарстана можно было лицезреть фото выступления руководителя Совета Федерации и отрывок из танцевального номера, представляющего татар. 

В зрительном зале из не чужих для Татарстана деятелей также присутствовал генконсул Казахстана в Казани Еркин Тукумов.

Самое почетное место, отведенное для гостей в ГБКЗ «Башкортостан», досталось президенту Татарстана Рустаму Минниханову Фото: president.tatarstan.ru

«В БАШКИРИИ ВСЕ БОЕВЫЕ, ДАЖЕ ПЧЕЛЫ, КОТОРЫМ МЫ БЛАГОДАРНЫ ЗА ЧУДЕСНЫЙ МЕД»

Первым на сцену поднялся полпред президента РФ в ПФО Игорь Комаров, который был немногословен и поприветствовал публику от имени президента России Владимира Путина. «Сегодня Башкортостан по праву считается одним из регионов-лидеров. Во многом благодаря созидательному труду жителей, продуманным управленческим решениям республика уверенно наращивает свой инновационный потенциал», — процитировал он главу государства.  

Зато Матвиенко, поднявшаяся на сцену сразу после Комарова, не скупилась на слова, произнеся длинную и местами не вполне логичную речь. Поприветствовав публику на башкирском языке, глава Совета Федерации вспомнила, например, о Сабантуе в Париже, назвав его почему-то башкирским, и про пчел, и про войну с Наполеоном, и про футбольный клуб из Уфы.

«Башкирская земля — один из уникальных самоцветов в ожерелье нашей прекрасной России. Богатая история, самобытная культура, завораживающая красота природы этого края никого не оставляет равнодушным. Успехи Башкортостана — это прежде всего результат упорного труда, инициативы, творчества его многонационального народа. Было бы несправедливо не сказать о весомом вкладе в развитие республики его первого президента Муртазы Губайдулловича Рахимова, главы республики Рустема Закиевича Хамитова. Давайте еще раз их поблагодарим вместе», — под аплодисменты зала зачитала она свое поздравительное послание. «Я уверена, что временно исполняющему обязанности главы республики Хабирову Радию Фаритовичу и его команде новые, масштабные задачи по плечу», — добавила при этом она.

Валентина Матвиенко не скупилась на слова, произнеся длинную и местами не вполне логичную речь Фото: president.tatarstan.ru

«Хочу отметить, что башкирский народ умеет не только усердно трудиться, но и красиво, весело отдыхать. Народный праздник Сабантуй широко отмечается не только в Башкортостане, но и за рубежом — в Париже, Женеве, Лондоне, Монреале, Торонто. И с каждым годом география, масштаб этого праздника только растут», — памятуя, скорее всего, о Сабантуе в Париже, который организовала мэрия Казани два года назад, отметила Матвиенко. 

«Башкирия славна и своими спортивными достижениями. Здесь я не могу не отметить неоднократные победы хоккейного клуба „Салават Юлаев“, а также молодой, но весьма амбициозный футбольный клуб „Уфа“», — остановилась на спортивной теме Матвиенко, при этом почему-то не упомянув олимпийских чемпионов – уроженцев Башкортостана Светлану Ишмуратову, Максима Чудова, Руслана Захарова, Семена Елистратова.

«В отечественную историю нашего государства народом Башкирии вписаны многие яркие страницы мужества и героизма. Башкиры участвовали в разгроме наполеоновской армии во время Отечественной войны 1812 года. Французы считали башкирских стрелков, вооруженных смертоносными луками, очень опасными противниками, и прозвали их за меткость северными амурами», — провела небольшой исторический экскурс оратор.

Досталось (в хорошем смысле) от главы Совета Федерации и башкирским пчелам, благо башкирский мед считается лучшим в мире: «И сегодня в Башкирии не перевелись отважные батыры. В республике воспитаны 23 Героя России, есть немало поистине бесстрашных героев и среди детей и подростков. Только представьте, что самая хрупкая пятиклассница Алина Абдуллина смогла спасти из пожара шестерых братьев и сестер. И таких примеров можно было бы привести много. В народе шутят, что в Башкирии все боевые, даже пчелы, которым мы благодарны за чудесный мед, отличаются не только трудолюбием, но и весьма воинственным характером. Каждый раз, посещая Башкирию, я отмечаю особую искренность, открытость людей, их необычайное радушие и щедрость. Я уверена, что все те замечательные качества передаются из поколения в поколение на генетическом уровне».

Участие в концерте, по словам ведущих, приняли 850 артистов со всех концов республики, а световое оформление было… даже лучше, чем в «Олимпийском»Фото: president.tatarstan.ru

«ЧЕРЕЗ МНОГО ЛЕТ КХЛ ЗАДУМАЕТСЯ НАД ТЕМ, ЧТОБЫ БОЛЬШЕ НЕ ПРОВОДИТЬ КУБОК ГАГАРИНА»

После Матвиенко на праздничную сцену поднялся врио главы Башкортостана. Но, в отличие от Матвиенко, которая все же заучила и произнесла несколько слов по-башкирски, из уст Хабирова, что удивительно, не прозвучало ни одного башкирского слова, вся его речь прозвучала на великом и могучем. Зачитав приветствие председателя правительства РФ Дмитрия Медведева, который отметил, что добровольное вхождение башкир в состав России более четырех с половиной веков назад имело огромное значение для нашей страны — способствовало укреплению ее государственности, Хабиров перешел к своему выступлению.

«Ровно 100 лет назад было подписано историческое соглашение между башкирским правительством и центральной советской властью. 23 мая 1919 года стало днем рождения Башкирской Советской Республики. В труднейшее время Гражданской войны, голода и разрухи это был жизненно важный шаг для объединения молодой советской республики. Так было положено начало формирования федеративной модели нашего государства, его национально-культурной политики. Этот праздник действительно общий для всей страны», — начал свой спич он.

Из уст Хабирова, что удивительно, не прозвучало ни одного башкирского слова, вся его речь прозвучала на великом и могучем Фото: president.tatarstan.ru

Напомнив о становлении республики, о ее успехах и некоторых исторических веках, Хабиров вдруг начал делиться своими планами, больше похожими на мечты: «Какой мы видим республику через много лет и десятилетия? Мы уверены, что наша республика станет центром современной медицины, в которой лучшие в мире врачи будут делать уникальные операции. И теперь уже к нам будут приезжать пациенты их Израиля, Швейцарии и других западных стран. Мы верим, что наша система образования будет гордиться сильнейшими школами и известными на весь мир университетами. И что профессоры Гарварда и Йеля, нет-нет да и будут заглядывать и искать вакансии в наших университетах. А самое главное, что через много лет мы видим нашу республику уютной и комфортной для наших зрителей. Чтобы каждый гордился тем, что он башкортостанец, чтобы люди не уезжали от нас. А наоборот, мы ломали бы голову, как вместить весь поток желающих переехать сюда жить, учиться, созидать».

Далее случился удивительный пассаж на тему хоккея: «Я, наверное, даже думаю, что через много лет Континентальная Хоккейная Лига задумается над тем, чтобы больше не проводить Кубок Гагарина. Потому что десятилетия подряд „Салават Юлаев“ будет его забирать». Правда позже Хабиров все-таки признался, что это всего лишь мечты. «Дорогие друзья, конечно, я позволил себе немного помечтать, я считаю, что это нужно делать. Потому что мечта — это одна из возможностей к ее осуществлению. А теперь я призываю свою команду, засучив рукава, от души поработать так, чтобы все наши мечты стали явью. Нам, дорогие коллеги, выпал уникальная честь —  вписать наши имена в первые страницы второго 100-летия нашей республики», — отметил он.

Завершил же свою речь Хабиров словами: «С праздником, дорогие друзья, со 100-летним юбилеем, родная республика. Алга, Башкирия!». Пожалуй, это было единственным словом, произнесенным Хабировым на родном языке.


«НАДО НЕМНОЖКО ЗНАТЬ ТАТАРСКИЙ, МЫ — ВТОРАЯ НАЦИЯ В РОССИИ»

После Хабиров пригласил на сцену своих соседей — президента Татарстана, главу Удмуртии, губернаторов Самарской и Свердловской области. Корреспонденты «БИЗНЕС Online» с любопытством наблюдали, кому из этих губернаторов Хабиров даст первое слово. Им оказался Минниханов. Президент Татарстана выступил с короткой речью не по бумажке, которую полностью произнес на татарском языке, став одним из главных героев всей торжественной церемонии. «Добрый день, здравствуйте, дорогие друзья! Вам от Татарстана горячий привет. Поздравляем вас от всей души с праздником, с юбилеем. И в будущем пусть жизнь в Башкортостане бурлит, а наши народы будут дружны, будут вместе. Пусть нам будет суждено вместе работать, вместе жить. Спасибо вам!» — сказал он.

«Приезжая сюда, был нужен сердечный подарок, который останется в памяти. Я сказал: „Найдите какой-нибудь подарок!“ Где наш Акмулла? У нас нашелся портрет Акмуллы. Мы вам его дарим. Спасибо вам! С праздником!» — произнес президент Татарстана и вручил Хабирову подарок — картину.

Принося в дар картину с изображением Акмуллы, Минниханов не зря употребил местоимение «наш». Известного просветителя, поэта, мыслителя «делят» между собой башкиры, татары и казахи. Акмулла (Мифтахетдин Камалетдинович Камалетдинов) родился в 1831 году в деревне Туксанбаево Кульиль-Минской волости Белебеевского уезда Оренбургской губернии — ныне это Миякинский район Республики Башкортостан. Является крупнейшим представителем башкирской поэзии XIX века, оказавшим влияние на всю дальнейшую национальную литературу. Также оказал большое воздействие на развитие казахской и татарской литератур. Риза Фахретдин писал, что его отец был башкиром, а мать из «казанцев», то есть татарка. Кстати, Башкирский педагогический университет в Уфе носит имя Акмуллы, а во дворе университета даже расположен его памятник.

Рустам Минниханов: «Я сказал: «Найдите какой-нибудь подарок!» Где наш Акмулла? У нас нашелся портрет Акмуллы. Мы вам его дарим. Спасибо вам! С праздником!» Фото: president.tatarstan.ru

Тем временем сразу после Минниханова поздравить республику со столетним юбилеем вышел глава Удмуртии Бречалов. «Мы ничего не поняли [из речи Минниханова на татарском], но полностью поддерживаем», — обратился он к залу, на что лидер Татарстана, снова подойдя к микрофону, под громкие аплодисменты зала ответил: «Надо немножко знать татарский, мы — вторая нация в России». «Учусь, учусь у Рустама Нургалиевича!» — ответил залу Бречалов и продолжил свое поздравление. Стоит напомнить, что по последней переписи населения, численность татар в Башкортостане составляет около миллиона человек.

А губернатор Самарской области Дмитрий Азаров, произнеся на башкирском в качестве приветствия «Кадерле дустар», после короткой паузы, взглянув на Минниханова и учитывая опыт предыдущего выступающего, продублировал на татарском: «Кадерле дуслар». К слову, кроме Минниханова, подарков Хабирову больше никто не преподнес.

После этого начался праздничный концерт.  Помимо лозунга «алга» в ходе концерта с большой сцены звучало и еще одно заимствованное у соседей — уже знаменитое хабировское «Без яхшырак булдырабыз».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (168) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
23.03.2019 18:13

прожиточный минимум пенсионера снизили с 8232 рубля до 7121 рубля.Значит,многие на селе,с маленькими зарплатами теперь получат максимум 7121 рубля.
У нас за не посещенные дни в детсад сдирают по-полной.
У нас нет налоговых льгот многодетным семьям.Даже инвалидам-детям только в Казани!
У нас долгое время не платили на воспитание детей с 1,5 года до 3 лет тех самых 10 тысяч,которые платят во многих регионах......
и это "яхшырак" у нас?знакум

  • Анонимно
    23.03.2019 18:13

    прожиточный минимум пенсионера снизили с 8232 рубля до 7121 рубля.Значит,многие на селе,с маленькими зарплатами теперь получат максимум 7121 рубля.
    У нас за не посещенные дни в детсад сдирают по-полной.
    У нас нет налоговых льгот многодетным семьям.Даже инвалидам-детям только в Казани!
    У нас долгое время не платили на воспитание детей с 1,5 года до 3 лет тех самых 10 тысяч,которые платят во многих регионах......
    и это "яхшырак" у нас?знакум

    • Анонимно
      23.03.2019 18:22

      канишно у них-ЯХШЫРАК булыралар!

    • Анонимно
      23.03.2019 18:57

      По поводу пенсии обращайтесь в Москву

      • Анонимно
        23.03.2019 19:26

        Решение Татарстанского Госсовета!!!Они снизили прожиточный минимум!А не Москва!

        А для себя любимых приняли Закон о пожизненном обеспечении спецтранспортом,и не только себя но и членов своих семей!И за наш счет!!!Москва виновата?знакум

        • Анонимно
          23.03.2019 22:40

          А где вы были когда Татарстан-Москва 50/50 был, а сейчас 25/75. Идите жалуетесь в Москву.

          • Анонимно
            24.03.2019 02:18

            я русский.ну правильно товарищь говорит как не крути)

        • Анонимно
          24.03.2019 01:14

          Такие вещи не напишут в СМИ. Это только из комментариев в соцсетях люди могут узнать.

      • Анонимно
        23.03.2019 19:43

        Москва причём?
        В Москве доплачивают пенсионерам надбавки от мэра.

        • Моисей
          23.03.2019 20:10

          В Москве бюджет 2.1 триллиона

          • Анонимно
            23.03.2019 22:58

            Девушка прекратите кивать на Москву, вы за себя отвечайте.

            • Анонимно
              23.03.2019 23:28

              Мужчина, оставьте заработанные в регионе, ни кто ни куда кивать не будет.

            • Анонимно
              24.03.2019 00:53

              Москва и ее адепты, прекратите высасывать и крутить нацдостояние всей страны, на лично свои средства живите

        • Анонимно
          23.03.2019 20:14

          У Татарсттана забирают 80% заработанного
          80%

          Забирали бы хотя бы 50% можно было бы и детсады бесплатными делать и пенсионерам достойно платить

          • Анонимно
            23.03.2019 21:10

            Давай не врать!

            У Тюмени разве не забирают? 54 регионах и 10 тысяч платили детям до 3 лет,в 53 регионах НЕ снижали прожиточный минимум пенсионеров, в 67 регионах ,в том числе и в Тюменской области не платят за не посещенные дни в детсад!У наших совести не хватает......... а денег!.знакум

            • Анонимно
              23.03.2019 22:45

              Тюмень не под Москвой. Одни америкосы, англичаны с французами кочают. Скажите им спасибо.

            • Анонимно
              24.03.2019 00:55

              Тюмень добывает нефтегаза в разы больше нас, ей больше и остается даже после тоже высасывания Москвой

              • Анонимно
                24.03.2019 18:20

                Тюмень,слово Татарское-төмән.числ 1. десять тысяч 2. тьма

          • Анонимно
            24.03.2019 00:57

            Вот интересно, минусующие унитаристы видимо хотят,чтобы забирали вообще 95%

        • Анонимно
          24.03.2019 21:38

          Федеральные законы выше региональных. Москва заказывает, остальные танцуют. Это ясно до слез. Как не понимаете , не видите, не осмысливаете? Не хочется признать верховенство федералов? Вы сепаратист?

      • Анонимно
        23.03.2019 22:19

        А по поводу самообложения кому обращаться?Такое п,по-моему,только в селах Татарстана.

    • Анонимно
      23.03.2019 19:23

      А почему если ваш ребенок занимает место в детском саду и не ходит, вы не должны платить деньги? Вы же занимаете место, садик несёт расходы , эти расходы распределяют на всех, кто туда устроен. Все справедливо.

      • Анонимно
        23.03.2019 22:47

        Да должен платить. Но питание не получае, должен быть, какой-то вычет.

        • Анонимно
          24.03.2019 10:51

          Хватит копейки считать, лучше заработаете побольше.

          • Анонимно
            25.03.2019 12:58

            Я зарабаотываю копейки, я их и считаю. Вас не спросил, считать мне мои копейки или нет! Они мои, а некоторые хотят и их забрать у меня.

    • Анонимно
      23.03.2019 19:29

      Чувашия Татарстаг Башкирия тюкские братья
      Нам всем надо держаться вместе

    • Анонимно
      25.03.2019 14:34

      По нашим данным, порядка 30 регионов занижали и занижают прожиточный минимум пенсионеров в целях установления региональной и социальной доплаты к пенсии», — цитирует «Интерфакс» Топилина.
      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/news/417436

  • Анонимно
    23.03.2019 18:16

    Сабантуй и башкирский и татарский праздник в равной степени, пожтому утверждение «сабантуй башкирский праздник» тоже верное.

    • Анонимно
      23.03.2019 19:37

      Хочу отметить, что башкирский народ умеет не только усердно трудиться, но и красиво, весело отдыхать. Народный праздник Сабантуй широко отмечается не только в Башкортостане, но и за рубежом — в Париже, Женеве, Лондоне, Монреале, Торонто. И с каждым годом география, масштаб этого праздника только растут», — памятуя, скорее всего, о Сабантуе в Париже, который организовала мэрия Казани два года назад, отметила Матвиенко.

      Умеем работать умеем и отдыхать))

      • Анонимно
        23.03.2019 19:59

        Ну да, за бюджетные деньги

        • Анонимно
          23.03.2019 21:24

          или как говорит великий один народ - на халяву и уксус сладкий

        • Анонимно
          23.03.2019 22:59

          За бюджетные деньги? Вы ещё припишете сюда боевых пчел, которые тендер ни честно выйграли.

        • Анонимно
          26.03.2019 09:23

          19.39. Среди комментаторов сидит кто-то из Минфина и методично напоминает нам о бюджете. Каждому своё.

      • Анонимно
        24.03.2019 08:43

        19.37 тошнит уж всех от ваших лозунгов.

    • Анонимно
      23.03.2019 20:17

      Почему-то в Уфе никогда не проводят Сабантуй. В чем дело если это башкирский праздник?

      • Анонимно
        23.03.2019 23:02

        Вы серьезно? Или во время сабантуя в Турциях?

      • Анонимно
        24.03.2019 07:22

        "Почему-то в Уфе никогда не проводят Сабантуй.
        Подробнее на Бизнес -
        нур
        22.03.2019 07:35
        "2017 елның ноябрь аенда Уфада "Матур-ТВ" дип аталган татар-башкорт телеканалы эшли башлый."
        "Татар - башкорт" кушымчасы белән төрле берләшмәләр, бәйгеләр оештыру дөрес әйбер түгел. Без, шулай итеп, башкортларның аудиториясен арттырабыз гына түгел, "башкортлаштыруга" да саллы өлеш кертәбез. Чөнки,"Аблайдагы 67% башкорт", татар белән башкорт булуның аермасын тоймый башлый һәм "башкорт" булып язылуын дәүам итә.
        "Татар - башкорт көрәше" дә юк, "татарча көрәш" кенә бар. Әйтик, кытайлар"дзю - до" көрәшеп кенә, "дзю до" япун - кытай көрәшенә әүрелмәгән сымак, башкортлар татарча көрәшкәнгә генә күрә татар көрәшен "татар - башкорт" көрәше дип атау - мәгнәсезлек вә артык толератлыкның (ялагайлыкның, ярарга тырышуның) бер ямсез үрнәге генә.
        Потому что, Сабантуе - это татарский национальный праздник, башкиры его не проводили, а участие в татарских Сабантуе - принимали. Об этом писал и великий татарский писатель и государственный деятель Г.Ибрагимов в своем "Алмачуаре"

    • Анонимно
      23.03.2019 23:38

      Если общий праздник, то почему они не вкладывают деньги и организационные ресурсы в проведение Сабантуя в перечисленных зарубежных странах?

      • Анонимно
        24.03.2019 12:32

        Они зря не тратят бюджетные деньги.Зачем провести за рубежом Сабантуй,а потом собирать самообложение для инфраструктуры сел с главных героев этого праздника-сельских тружеников.

        • Анонимно
          25.03.2019 00:41

          12:32 скорее наоборот зря тратят и выхлопа нет. В отличии от Татарстана и татарских деревень.

    • Анонимно
      24.03.2019 07:06

      Башкиры кочевники же,они землю не обрабатывают,какой им праздник плуга?

    • Анонимно
      24.03.2019 07:15

      "«сабантуй башкирский праздник» тоже верное."
      Подробнее на «БИЗНЕС Online»

      Может, "Сабантуе" не только "башкирский", но и "русский" праздник.
      Не надо татарам раздавать, швырять своим не материальным культурным наследием. Когда ЮНЕСКО ставила на голосование о признании "Сабантуе" не материальным культурным наследием татар, по - моему РФ была против. Очень интересно.
      К слову, татары не патентуют много национальных брендов, в частности: дучмак, өчпочмак, кыстыбый, пилмән, бәлеш, гөбәдия, чәк - чәк, тутырма, казылык, каклаган каз, катык, эремчек (не творог), тура( желтый эремчек).
      Ждут, пока другие присвоят себе вместе с "Сабантуем"

    • Анонимно
      24.03.2019 07:21

      Это вряд ли, что и башкирский. Праздник земледельческий. А оседлыми, да ещё и земледельцами, по сути, башкиры стали только в 19 веке. Просто заимствовали у татар

  • Анонимно
    23.03.2019 18:27

    Кому нужно ваше 100 летие когда одна половина Башкирии едет на заработки на север, другая половина в Москву и Татарстан....

    • Анонимно
      23.03.2019 20:39

      Тоже самое и про нас! Нам тоже надоели все эти мероприятия, но никто не спрашивает а эти все бахвалятся

    • Анонимно
      23.03.2019 22:02

      В Татарстан на заработки они точно не едут, едут татары из Башкортостана (которых там больше, чем башкир) просто жить на свою историческую родину в Татарстан

      • Анонимно
        24.03.2019 02:52

        Ошибаетесь. В Нижнекамске много ребят из Нефтекамска и Агиделя работают (сварщики, монтажники).

        • Анонимно
          25.03.2019 09:54

          В приграничных с Башкортстаном районах Татарстана многие едут на работу в г.Октябрьск,Бакалинский район и в Уфу.

      • Анонимно
        24.03.2019 08:12

        В основном артисты едут в Татарстан. Даже многие заслуженные артисты РБ.

    • Анонимно
      23.03.2019 23:34

      Нужно, проверьте нужно. Мир изменчив. Москва не логична, Вашингтон выжимает, Китай давит, Европа заигрывает.

  • Анонимно
    23.03.2019 18:38

    из уст Хабирова, что удивительно, не прозвучало ни одного башкирского слова,


    что бы не обижать татар и башкир? потому сказав несколько слов на башкирском надо было бы сказать и на татарском?

    • Анонимно
      23.03.2019 19:05

      18:38 зачем? Республика многонациональная, он и говорит на Государственном языке страны.
      Задача любого языка - взаимопонимание. Его все поняли. Какие проблемы...

      • Анонимно
        23.03.2019 19:38

        Должен говорить на государственном башкирском
        Неуважение к Республике

        • Анонимно
          23.03.2019 20:41

          Не должен. Уважение по другому выражается, не придумывай. Наши много чего напридумывали, а народ то живет все хуже

          • Анонимно
            23.03.2019 21:24

            потому что не по башкирски живет

          • Анонимно
            23.03.2019 21:41

            Ваши, да
            И пенсионный возраст подняли и ндс

          • Анонимно
            24.03.2019 01:03

            Да-да, уважение в ваших любимых ымперских "воссоединениях" и фейкракетах, только это народу надо чтобы жить лучше

        • Анонимно
          23.03.2019 22:01

          Татарский и башкирский почти один и тот же язык

        • Анонимно
          23.03.2019 22:44

          19.38, государственный язык нашей страны- РУССКИЙ!

        • Анонимно
          24.03.2019 01:29

          нет разницы между татарским и башкирским языком, отличия на уровне диалектных

          рус.ЧАЙ из татарского ЧЭЙ (ЩЭЙ), мишарский, и сибир. ЦЭЙ, башкирский СЭЙ

          • Анонимно
            25.03.2019 03:40

            24.03.2019 01:29
            Русское ЧАЙ восходит к китайскрму ча:чае (ча – «чай-напиток», чае – «чайный лист», чашу – «растение чай»; сравните также хэ ча – «пить чай», хэча – «чаепитие», чагуань – «чайная» и так далее). Посредничество тюркских языков (турецкое чай, азербайджанское чай, узбекское чой и др.)

            • Анонимно
              25.03.2019 20:52

              /24.03.2019 01:29
              Русское ЧАЙ восходит к китайскрму ча:чае (ча – «чай-напиток», чае – «чайный лист», чашу – «растение чай»; сравните также хэ ча – «пить чай», хэча – «чаепитие», чагуань – «чайная» и так далее). Посредничество тюркских языков (турецкое чай, азербайджанское чай, узбекское чой и др.)/
              На территории современного Китая много тысяч лет назад проживали люди с гаплогруппой R1a, они оставили в популяции северных китайцев следы своих генов, им приписывается строительство "китайских пирамид" и т. д., в этой связи слово чай с таким же успехом может быть не китайским, со словом /чай/ в татарском связаны некоторые слова.

      • Анонимно
        23.03.2019 23:41

        Да ни каких, твой сосед башкир, на своей земле, на своем языке. А то что вы не знаете это ваши проблемы.

    • Анонимно
      23.03.2019 19:36

      18:38 А зачем. Мы друг друга прекрасно понимаем.

    • Анонимно
      23.03.2019 23:38

      Сам татарин, считаю обязательно должен был говорить на башкирском и больше и дольше.

    • Анонимно
      23.03.2019 23:39

      Комментаторы так и хотят стравить татар и башкир.

    • Анонимно
      24.03.2019 07:29

      А что дает 1 -2 предложения хоть на татарском, хоть на башкирском? Ничего, даже вызывает усмешку, так как после этого все на русском. Русским и другим народам можно - это разряжает обстановку, располагает. Разумеется и татарам, если выступают, скажем, перед чувашами и мари.

  • Анонимно
    23.03.2019 18:39

    Да, скоро Татарстану уже придется быть в догоняющих. Хабиров крепко взялся за дело, молодец.

    • Анонимно
      23.03.2019 23:51

      Татарстан и Башкортостан вместе сила!

    • Анонимно
      24.03.2019 01:06

      И че крепко? Че догонять? Там две линии метро? Или Олимппиаду провели? Ах да, Мурзика вернул

    • Анонимно
      24.03.2019 21:48

      А в чем это выражается? Нервничает? Часто говорит: я вами займусь? Это признаки слабости и перенапряженных нервов. Серьезный человек много не ругается.

  • Анонимно
    23.03.2019 18:48

    А у них постоянно праздник, а по любому поводу на наши то деньги почему и нет!

  • идущий
    23.03.2019 18:52

    Молодец Хамитов что не пришел на официоз. Проявил свою позицию хотя бы в этом. Ему нечего делать когда в зале сидят всякие татарофобы вроде Рахимова.

    • Анонимно
      23.03.2019 19:31

      Ну, что же это такое, сегодня праздник и выливать злость не стоит. Рахимов, между прочим первый президент республики.

    • Анонимно
      24.03.2019 21:49

      Да он, наверное, в Швейцарии. Отработал контракт - отдыхает.

  • Анонимно
    23.03.2019 18:57

    Рустам абы Минниханов просто молодец

    • Анонимно
      23.03.2019 19:49

      Среди вас действительно так много льстецов и подхалимов? Это культурный код или что?

  • Анонимно
    23.03.2019 19:00

    Матвиенко лажанулась сама того не понимая. Речь готовил наверно чей то одаренный отпрыск. Сразу понятно, что совет федерации это совет чего угодно, но не федерации.

    • Анонимно
      23.03.2019 21:50

      Точно сказано, помощник который писал текст оказался не в курсе национальных событий..

    • Анонимно
      24.03.2019 01:08

      Неудовлетворенный-обиженный Кириенко опять и готовил

  • Анонимно
    23.03.2019 19:07

    отличный репортаж - нравится темп и оценки - коротко и ярко о братьях башкирах и юбилее..

  • Анонимно
    23.03.2019 19:21

    Такой довольный этот Хамитов сидит, пустили обиженного во власть, хуже этого нет..

  • Анонимно
    23.03.2019 19:24

    Это же стендап какой-то! Мы сейчас так хохотались! Это не сарказм, реально повеселили. Спасибо! :) :) :)
    Отдельное спасибо автору статьи за присущий ей юмор и точность формулировок.

  • Анонимно
    23.03.2019 19:34

    Можно было оставить лозунг без булдырабыз. В равной степени это относится и к татарам и башкирам. Мы один народ. Убрать эти административные границы между нами, и никто и не заметит. Единственное что печалит так это то что у этого джентльмена даже в планах не стоит развитие татаро-башкирского языка. А без этой основы мы так и останемся удобрением для других миров. Да и отношение к религии у него пока не очень понятная. Ещё одному из столпов идентичности возглавляемой им народа предки которых создавшие его когда то.

    • Анонимно
      23.03.2019 20:05

      продолжайте!!!Может еще вы скажете,что у него и жена русская?"Идентичность " в религии?
      Что уже нравится что сосед уже начинает нас опережать?Черная зависть!!!знакум

      • Анонимно
        23.03.2019 21:23

        Черная зависть это у тебя, знакум. Не припомню, чтобы в твоих каментах был хоть какой-то позитив, хотя бы иногда.

      • Анонимно
        23.03.2019 23:58

        Не знаю как там у вас? Но у нас жёны за мужьями.

    • Анонимно
      24.03.2019 08:10

      Какие границы убрать и как?)

  • Анонимно
    23.03.2019 19:51

    Почти 100 лет назад фантаст Герберт Уэллс после беседы с Ленином в своей книге назвал его "кремлевским мечтателем". По плану вождя, так много всего должны были мы построить. И прежде всего коммунизм. Как жаль что все оказалось утопией. Но мечтатели остались и мечтают не хуже. Обещают все, искренне веря в свою же ложь. Но мы то уже знакомы с утопией). Спасибо за статью, посмеялся от души).

  • Анонимно
    23.03.2019 19:58

    Без булдырабыз башкирам не относиться не надо тут путать

    • Анонимно
      23.03.2019 23:44

      Идея быть лучше татар все же есть)

      Пусть используют... главное, чтобы отношения не портились на этой волне.

  • Анонимно
    23.03.2019 20:10

    Да булдыра новый глава.
    Сколько боролись за Шиханы, не отдавали, а глава сразу отдал Шиханы московским олигархам, и сразу 2 горы.
    Сколько бились не пускать китайцев в Кумертау, сколько подписей собирали, митингов проводили, Хабиров пришел и сразу продал Куиертау китайцам. Вот уже полгода жители города Сибай задыхаются от дыма, предельно допускаемая концентрация превышена 64 рваза - он ничего не предпринимает, наоборот, запретил митинги, врачам запрещают ставить диагнозы "отравление", местные чиновники успакаивают людей: все хорошо там. Министр здравоохренения республики воздух на Сибая называл курортным.

    • Анонимно
      23.03.2019 21:15

      У нас в Челнинской зоне не задыхаются?Сходите в онкологический диспансер Республики-там вам Челнинцы объяснят на доступном языке сколько у них онкологии!Да,наши ничего не отдавали,а ВСЕ забрали себе!А нам обещали рай на том свете!знакум

    • Анонимно
      23.03.2019 21:27

      главное что в центре все хорошо

      а местные передаются

      он от них не зависит

  • Анонимно
    23.03.2019 20:13

    Вспомнился последний всемирный башкирский конгресс. Единственным человеком там, выступившим на национальном языке был наш спикер Фарид Мухаметшин и сейчас только Рустам Миннеханов.
    Это всё, что нужно знать об отношении к нацязыкам властей Башкортостана...

    • Анонимно
      24.03.2019 00:06

      И большой им респект. Человек предовший родной язык отца и деда, для меня враг народа. Он завтра всех продаст и всех простите за выражение пиридаст.

    • Анонимно
      24.03.2019 07:25

      За то у них башкирские и татарские деревни процветают а там только татаро башкирский языки Деревни и религия наше спасение

  • Анонимно
    23.03.2019 20:16

    Татарстан hэм туган, якын булган Башкортостан арабызда дуслык, татулык hэм иминлек булсын!)

  • Анонимно
    23.03.2019 20:19

    Желаем, чтобы между нашими братскими народами всегда существовал мир, добрососедство и взаимоуважение!)

  • Анонимно
    23.03.2019 20:22

    Желаем, чтобы между нашими братскими народами всегда существовал мир, добрососедство и взаимоуважение!)

  • Анонимно
    23.03.2019 20:24

    Безнен туган, якын булган халыклар арасында хормэт, дуслык hэм татулык жеплэре ныгысын, уссен генэ!) Желаем сотрудничества, добрососедства между нашими родственными народами!)

  • Анонимно
    23.03.2019 20:33

    Наш Минниханов показал себя с самой лучшей стороны. Так держать! Спасибо ему!

  • Анонимно
    23.03.2019 20:35

    Якын булган, курше булган, дус булган башкорт халкына- унышлар, бэхетлэр hэм яна боек усешлэр, дэрэжэлэр телибез!) Желаем братскому башкирскому народу счастья, благополучия и новых успехов!)

  • Анонимно
    23.03.2019 21:04

    Минниханов молодец! И речь адекватная, и подарок, и на колкость достойно ответил, и слова с делом более или менее сходятся. А у президента-соседа мечты...разве о таком говорят с большой сцены?

    • Анонимно
      24.03.2019 19:03

      к 23.03.2019.21:04. Президент соседей тоже- молодец!Чөнки, адәм баласын өмет яшәтә, ә хыял - бөтенләй яшәртә.....

  • Анонимно
    23.03.2019 21:05

    В стране, в которой планировать даже на год вперед - очень тяжело, вы выкатываете программу на 100 лет.
    Вы серьезно?!

  • Анонимно
    23.03.2019 21:06

    Друзья мои !!
    Дорогие братья Башкиры а может и кровь Башкирская во вне течёт?
    Я скажу скорее даа чем нет.
    Хотя Татарская тоже протекает.
    Ооооох как течёт.
    Поздравляю с торжеством 100 летним юбилеем.
    Желаю особенно особенных успехов.
    Желаю Уважаемому лидеру Башкирии Радию Хабирову крепкого здоровья и успехов.
    Желаю Великому Башкирскому народу всех благ.
    Башкирия прекрасный богатый край.
    Расцветай братская Башкирия.
    с уважением


  • Анонимно
    23.03.2019 21:31

    Молодец Хабиров Ненадо раздражать Москву и делать своё дело Вон казахи киргизы и узбеки не раздражали Москву а делали своё дело разомножались и плодились В настоящее время электорат имеет большое значение Чем больше татар тем больше шансов сохранить нацию Надо развивать национальную школу надо развивать деревни и производство сельхозпродукции Ненадо выпячиваться надо быть хитрыми а не плыть против течения Хабиров все правильно делает

    • Анонимно
      23.03.2019 22:18

      Хабиров качает башкирские ресурсы в москву
      Для этого и посажен

    • Анонимно
      23.03.2019 22:24

      Расскажите об этом чеченцам...

    • Анонимно
      24.03.2019 08:04

      "Молодец Хабиров Ненадо раздражать Москву"

      Верное замечание,Холоп,не должен раздражать московского Барина.

  • Анонимно
    23.03.2019 22:03

    Башкиры это горные Татары

    • Анонимно
      24.03.2019 01:12

      О, и башкир в татары записали. Ну теперь тощно объединят в губернию.

  • Анонимно
    23.03.2019 22:09

    Похоже башкирам не везет?

  • Анонимно
    23.03.2019 23:46

    Светлана Ишмуратова уроженка города Златоуст, Челябинской области.
    Мать башкирка, отец татарин. По паспорту - татарка.

  • Анонимно
    23.03.2019 23:56

    Надо поддержать братьев башкир

  • Анонимно
    24.03.2019 01:16

    Нашли чем гордиться. У них государственность 100летняя, у нас 1100летняя.
    Кстати, наши вроде тоже сдуру собираются в 2020 праздновать 100летие ТАССР. Это же двойное унижение: как-будто не было Булгарии и Казханства, а Совок назло нам учредил БАССР на год раньше чем ТАССР

  • Анонимно
    24.03.2019 07:40

    Следующий год у нас 100 летие! Посмотрим с чем мы отметим этот юбилей! Хотя праздники гулять мы умеем, как и "очки втирать" ....

  • Анонимно
    24.03.2019 08:21

    В Зелендольске: женщине 94 года, всю войну точила гильзы. Она работала для того, чтобы победить фашизм, а теперь ее тоже выкинули на улицу, когда она имела 72 квадратных метра трехкомнатной, хорошей сталинской квартиры. Вот в этом лицо всего руководства татарстана. Вас не тошнит от него?

  • ЛДПР
    24.03.2019 10:27

    Не забывайте про Куликовскую битву, татарстане, где взяли победу не количеством, а умением...

    • Анонимно
      24.03.2019 11:32

      Фейк ваша битва.
      До сих пор на Куликовом поле не могут найти ни стрелы, ни чего. Да и трупов там должно быть зарыто тысячами - ничего нет.

      • Анонимно
        25.03.2019 03:51

        24.03.2019 11:32
        Да, за 640 лет ВСЕ должно сохраниться в идеальном состоянии!

    • Анонимно
      24.03.2019 12:36

      Такой битвы не было. Только мифами и живёте.

      • Анонимно
        25.03.2019 03:53

        24.03.2019 12:36
        А представьте себе, если бы она кончилась победой ДРУГОЙ стороны! Как бы Вы гордились ею! Или в этом случае, тоже сказали бы, что фейк?

  • Анонимно
    24.03.2019 11:46

    Не забывайте про Куликовскую битву, татарстане, где взяли победу не количеством, а умением...
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/418026

    Лежи на печке и теши себя своими сказками.

    • Анонимно
      25.03.2019 04:00

      24.03.2019 11:46
      А Баранья битва 1223 г. была? А битва на Ворскле 12 августа 1399 г. между русско-литовской армией Витовта и войсками Золотой Орды под командованием хана Тимур-Кутлуга и эмира Едигея,, закончившаяся полным разгромом Витовта, была?

  • Анонимно
    24.03.2019 19:36

    Все-таки провал Идель - Уральских штатов на чьей совести? Боятся вспоминать, как ради первенства оказались первой республикой в составе РСФСР, ЭХ...

  • Анонимно
    25.03.2019 04:19

    Башкиры ПЕРВЫМИ получили автономию в мае 1919 г. Но для башкир это была НЕ первая автономия. ПЕРВЫЙ раз башкиры получили автономию в 1557 г.!

  • Анонимно
    25.03.2019 12:30

    Вы наверное хотели сказать до 1557 года???

    • Анонимно
      25.03.2019 23:42

      25.03.2019 12:30
      В соглашении чётко были оговорены условия. Московский государь сохранял за башкирами все их земли и признавал вотчинное право на них (примечательно, что кроме башкир, ни один народ, принявший российское подданство, не имел вотчинного права на землю). Московский царь обещал также сохранять местное самоуправление, не притеснять мусульманскую религию («…дали слово и поклялись башкир, исповедующих ислам, никогда не насиловать в другую религию…»). Таким образом, Москва пошла на серьёзные уступки башкирам, что, естественно, отвечало её глобальным интересам. Башкиры, в свою очередь, обязались нести военную службу за свой счёт и платить казне ясак — поземельную подать.
      О добровольном присоединении к России и получении башкирами жалованных грамот говорится и в хронике старшины Кидраса Муллакаева сообщенной П. И. Рычкову и опубликованной затем в его книге «История Оренбургская»: «…не только те земли, где они прежде подданства своего …жили, а именно — за Камою рекою и около Белой Волошки (кой после Белою рекою названа), им, башкирцам, подтверждены, но сверх того и другими многими, на которых они ныне жительствуют, пожалованы, как это свидетельствуют и жалованныя грамоты, которыя у многих поныне имеются». Рычков в книге «Топография Оренбургская» писал: «Башкирский народъ въ подданствожъ Россiйское пришелъ».
      Исключительность отношений башкир и России отражено в «Соборном Уложении» 1649 года, где у башкир под страхом конфискации имущества и государевой опалы запрещалось «…бояром, околничим, и думным людям, и стольникам, и стряпчим и дворяном московским и из городов дворяном и детям боярским и всяких чинов русским людям поместным всяких земель не покупать и не менять и в заклад, и сдачею и в наём на многие годы не имать».
      Согласно «Книге Большому чертежу» (1627): «…А ниже Белыя Воложки 40 верст пала в Каму Ик река, а Ик река вытекла с верху реки Самара за 200 верст от Самары, протоку Ик реки 350 верст. А усть реки Белыя Воложки вверх и по реке по Уфе, по обеим сторонам и до Оральтовы горы и дале, все живут башкирцы…»

  • Анонимно
    25.03.2019 13:01

    20 марта 1919 года было подписано Соглашение Российского рабоче-крестьянского Правительства с Башкирским Правительством о Советской Автономии Башкирии. Это событие стало историческим для многонационального российского государства — впервые одна из его наций получила автономию. Для Башкирии этот исторический акт стал важнейшим этапом в создании собственной государственности, которая стала реальностью благодаря бурным политическим переменам в стране, вызванным Февральской и Октябрьской революциями 17-го года.
    Башкирская Советская Республика — первая из советских автономий — была у истоков российского федерализма. И в наши дни Башкортостан выступает за совершенствование федеративных отношений, видя в них наиболее приемлемый и перспективный путь развития для республики и всей страны.

  • Анонимно
    25.03.2019 16:53

    До 1917 года татары Урало-Поволжья: казанцы, башкиры, типтары ...
    Литературный язык был общий.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль