Общество 
2.05.2019

«Сети плачутся, что сильно зарегулированы. Если бы они посмотрели на розничные рынки…»

«Закон ржавых газелей», которого так боятся в Казани, уже в мае уйдет в Думу, а затем минпромторг берется «гильотинировать» закон о рынках

На фоне снижения доходов растут долги россиян: в среднем на каждого — по 100 тыс. рублей кредитов, били тревогу на медиафоруме ассоциации компаний розничной торговли. Ретейл констатирует нарастание «желтой угрозы» и прогнозирует развитие IT-платформ. О том, почему Дмитрий Медведев ускоряет принятие закона о нестационарной торговле и в чем, по мнению минпромторга, главная задача крупных сетей, — в репортаже «БИЗНЕС Online».

Тенденции на рынке ритейла обсуждали на III медиафоруме Ассоциации компаний розничной торговли Тенденции на рынке ретейла обсуждали на III медиафоруме ассоциации компаний розничной торговли Фото: Лилиана Набиуллина

«ЖЕЛТАЯ УГРОЗА»: китайские IT-тигры врываются в десятку крупнейших рЕтейлеров РФ

Тенденции на рынке ретейла обсуждали на III медиафоруме ассоциации компаний розничной торговли. Текущее состояние рынка описал гендиректор компании «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров: розничная торговля оказалась в непростой ситуации.

«Еще пару лет назад все было четко и понятно: существовали производители, владельцы брендов, торговые сети и потребители — такая прямая линейка. Сейчас она далеко не прямая. Каждый производитель и владелец бренда хочет выйти на потребителя напрямую, дотянуться до него сам — как онлайн, так и через службы доставки. При этом мы понимаем, что на российском рынке мы не одиноки. И те же китайские компании — в первую очередь AliExpress, Alibaba Group — очень плотно смотрят на наш рынок», — обозначил он один из основных вызовов. По словам Бурмистрова, только в прошлом году оборот AliExpress в России составил порядка 220 млрд рублей. По прогнозам на 2019-й эта цифра должна вырасти до 300 миллиардов. «Фактически это означает, что если бы мы формировали рейтинг крупнейших ретейлеров России, то AliExpress вошел бы в десятку», — пояснил он. В самом деле: по выручке-2018 китайцы уже обогнали сеть Metro Group (199 млрд рублей). И следующий шаг — сеть «Дикси» с оборотом под 300 млрд, которая находится на 6-м месте в десятке крупнейших ретейлеров России. 

Фото: «БИЗНЕС Online»

Говоря о динамике оборота розничной торговли, Бурмистров дал понять, что ситуация здесь обстоит двояко. С одной стороны, оборот розничной торговли уже 2 года находится в положительной зоне. С другой — гигантский провал 2015–2016 годов еще не преодолели. Выйти на показатели, которые были в докризисном 2014-м, при сохранении нынешних темпов продаж удастся в лучшем случае лет через пять. То есть процесс восстановления рынка займет 10 лет! 

«Все объясняется просто: к сожалению, наш потребитель чувствует себя не очень хорошо. Пять лет реальные доходы населения не растут, а в первом квартале 2019-го они опять драматически снизились. В этом плане мы, похоже, выходим на 6-й год стагнации», — спрогнозировал гендиректор компании «Infoline-Аналитика».

Парадокс, но меньше тратить россияне не стали — директор по стратегии компании «Лента» Дмитрий Богод заметил, что сумма, которую население тратит на покупку продуктов, за последние годы увеличилась на 20–30%. Рост оборота произошел в основном благодаря закредитованности населения. В прошедшем году россияне очень серьезно увеличили объем своего кредитного портфеля, объяснил Бурмистров. «Естественно, что эта история не бесконечная. Уже сейчас на каждого жителя России приходится в среднем 100 тысяч рублей кредитов. Если пересчитать без грудных младенцев и тех, у кого этих кредитов нет, то есть только работающее и потенциально занятое население, на самом деле там сумма 250 тысяч и выше», — констатировал он. Все это не может не отражаться на рынке: население ищет скидки. Покупатель идет к тем, кто их дает. В данном вопросе преимущество, конечно, у федеральных сетей. «При этом с финансовыми сложностями сталкиваются ретейлеры региональные, достаточно крупные, заметные для своих регионов», — добавил гендиректор компании «Infoline-Аналитика».

Впрочем, и крупнякам не всегда легко. В условиях конкуренции происходит достаточно агрессивная консолидация — только за последний год свои бизнесы объединили «Дикси» и «Красное & Белое», «М.Видео» и «Эльдорадо». За слияние с «Лентой» совсем недавно боролся «Магнит», в начале апреля направивший владельцам предложение о покупке 100% компании почти за $1,8 миллиарда. Как отмечает Бурмистров, сделка, скорее всего, не состоится, но в целом тенденцию отражает хорошо. Лидеры будут укрупняться и искать новые рычаги влияния на потребителей — от персональных промоакций до развития портфелей собственных торговых марок.

Наибольшие перспективы, по словам гендиректора компании «Infoline-Аналитика», лежат в плоскости удаленных покупок и доставки продуктов на дом — эти услуги начинают предоставлять все больше сетей. «И здесь у нас есть огромный потенциал, потому что сейчас онлайн-коммерция на рынке товаров повседневного спроса находится в зачаточном состоянии, а на рынке питания — тем более», — констатировал эксперт.

Фото: Лилиана Набиуллина

«ГДЕ-ТО ЧТО-ТО СГОРЕЛО — СЛЕДОМ СРАЗУ ВОЛНА НОРМОТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ»

В продолжение выступления Бурмистрова директор департамента развития внутренней торговли минпромторга РФ Никита Кузнецов рассказал о мерах поддержки, которые государство готовит в помощь российскому ретейлу. Выступление его отличалось какой-то даже либеральной направленностью: спикер, в частности, заявил о возможности отменить санитарные правила для общепита. По его словам, количество норм и запретов в этой сфере уже превосходит все возможные логические пределы.

«Где-то что-то сгорело, кто-то отравился — следом сразу же следует волна нормотворческой работы со стороны госаппарата. И это количество норм постоянно увеличивается и растет в геометрической прогрессии. Недаром уже высшее руководство страны прямо заявило о том, что необходимо включить „регуляторную гильотину“, иначе ничего не сделаешь. Мы с этим полностью согласны», — заметил он. Напомним, в начале года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев во всеуслышание объявил о разработке правительством «дорожной карты» по реализации механизма этой самой «гильотины». «Речь идет о том, чтобы весь объем прежних и зачастую очень консервативных нормативных актов, которые действуют в сфере регулирования, просто именно отрезать. Поскольку такая идея возникла, появился и термин „гильотина“. Мы сейчас „дорожную карту“ разработали по поводу того, как к этому двигаться», — объяснял тогда премьер.

В продолжение высказывания главы правительства Кузнецов заметил, что точечные усилия нужного эффекта не дадут. «Надо просто отменять, а потом обсуждать, что принимать взамен», — предложил он.

Причем речь идет не только о санитарных нормах, но и о технических. «Сейчас последние регулируют процесс. Как готовить еду в ресторане, на какой сковородке жарить, какой тряпкой вытирать стол. А обязаны быть требования к результату: не должно быть бактерий сверх такого-то уровня и так далее. Как это достигается — люди сами решают», — объяснил чиновник. Все это помогло бы уменьшить административное давление на бизнес, стимулировать его развитие, считает Кузнецов.

Главной задачей крупных ретейлеров Кузнецов назвал децентрализацию закупок сетейФото: Алексей Белкин

«ЧЕМ РЫНОК ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ТОРГОВОГО ЦЕНТРА? ЗАЧЕМ ЕГО ТАК СТРАШНО РЕГУЛИРОВАТЬ?»

Федеральный минпромторг сейчас трудится над новым прочтением законов о рынках. Действующий закон о рынках предполагается отменить вообще, а суть прописанных там норм перенести в федеральный закон о торговле, при этом снизив требования до минимума.

«Чем рынок отличается от торгового центра, зачем его так страшно регулировать?» — пояснил Кузнецов, отвечая на вопросы журналистов уже после основного выступления. По его словам, главным требованием в рамках закона останется прохождение ветеринарно-санитарного контроля. «Если ты продаешь на рынке продукцию животного или растительного происхождения — не фасованную, не фабричную, должен быть контроль, обязана находиться ветеринарная лаборатория. Вот, по сути, единственное требование», — объяснил он.

Необходимость внесения поправок чиновник объяснил тем, что ни один формат торговли в России сегодня не является настолько зарегулированным. Именно розничные рынки почему-то оказались достойны драконовских мер! Напомним, что рыночная розница стала столь страшна для государства, что рынки по большей части выдавили из городов-миллионников. Именно на волне этого процесса рядом с Казанью и возникла «Новая Тура»… 

«Сети плачут, что сильно зарегулированы. Если бы они посмотрели, как зарегулированы розничные рынки, думаю, перекрестились бы с облегчением! Нам нужно приравнять рынки к другим форматам торговли. И тогда пойдет, мы считаем, волнообразный рост развития рынков», — отмечает директор департамента. А это, по логике министерства, должно способствовать созданию дополнительных каналов сбыта для мелких производителей и снятию излишней нагрузки, в том числе политической, с торговых сетей.

Главной же задачей крупных ретейлеров Кузнецов назвал децентрализацию закупок сетей. «Сейчас у крупнейших сетей все очень централизованно: закупки либо через центральный офис, либо через дивизион, а это огромное количество магазинов, считается сотнями. Соответственно, создает очень большие трудности. За границей вы можете в деревенском магазине, в гипермаркете каком-нибудь купить товар специфический, производства этой самой деревни. Он там лежит на полке, значит, магазин сам его закупает. Вот если сетям удастся децентрализовать свою деятельность, у нас исчезнет проблема взаимодействия поставщиков и производителей в том накале, в котором она существует сегодня», — объяснил он. Представитель «Ленты» в ответ заметил, что этот механизм правильнее назвать локализацией, но в целом согласился, что будущее в том числе и за ним. 

В завершение чиновник напомнил о разработанном минпромторгом и внесенном в Госдуму законопроекте о развитии нестационарной и мобильной торговли, который тоже будет способствовать развитию малых форматов. В Татарстане его пока что встретили без восторга и уже предложили ряд поправок, которые в законопроекте стоит отразить. По словам Кузнецова, он уже готовится к первому чтению. Причем Медведев поручил ускорить процесс — вероятнее всего, документ вынесут на сессию уже после майских праздников. 

Директор департамента отдельно рассказал, для чего понадобился закон о нестационарной торговле, в чем плюсы документа для бизнеса и почему его надо принимать как можно скорее. Подробности читайте на «БИЗНЕС Оnline».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (52) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
2.05.2019 10:00

Меня тоже умиляет раздражая ответ : "Конечно свежее. Сегодня только привезли". А от куда привезли сегодня, сколько там пролежало?

  • Анонимно
    2.05.2019 08:38

    А я за порядок и сан. контроль ! Это моя безопасность, безопасность моих детей ! Что такое вьетнамский , китайский рынок мы хорошо представляем ! Я хочу преобретать продукты с гарантией безопасности , а не ,,мамой клянусь , свежее ´´ !

    • Анонимно
      2.05.2019 10:00

      Меня тоже умиляет раздражая ответ : "Конечно свежее. Сегодня только привезли". А от куда привезли сегодня, сколько там пролежало?

    • Азат Д
      2.05.2019 10:08


      Так у народа появляется выбор. Вам например не нравится, можете в сети ходить. Другой выберет как ему удобно.
      Вы чем не довольны?

      • Анонимно
        2.05.2019 10:23

        Человек не против рынков, а за контроль на этих рынках. Чтоб покупателей не обманывали. А зачастую на рынках антисанитария и обман. Так дошло?

        • Азат Д
          2.05.2019 10:50


          Еще раз, пусть у народа будет выбор, а он сам будет принимать решения. Спросит справку, если что то не устроит, уйдет, или вообще подходить не будет.
          А вы своим чиновничьем носом везде залезть хотите. Что , в сетях нет просрочки?


          • Анонимно
            2.05.2019 10:56

            только в сетях ПРОСРОЧКА ине ваше дело чиновники следить за рынком ваше дело господа чинуши улицы подметать всем!

        • Анонимно
          2.05.2019 11:25

          Вас на рынок силком затаскивают? Не нравится рынок идите в Азбуку вкуса, в чем проблема?

          • Анонимно
            2.05.2019 15:34

            В Казани есть азбука?

          • Анонимно
            2.05.2019 16:05

            Простите, а что такое Азбука вкуса? Не слышала, что бы у нас в Казани такое было.

            • Анонимно
              2.05.2019 19:04

              Лучше не знать...Солонка-мельница с перцами и солью килограммовая в Москве в 2016 1450 рублей...

        • Анонимно
          3.05.2019 07:19

          Агрорынок в одних и тех же перчах и мясо отпускаю и деньги принимаю, откажитесь от перчаток, профонация

    • Анонимно
      2.05.2019 11:19

      по поводу безопасности, вчера в сетевом магазине был свидетелем, на соседней кассе мужчина покупал алкоголь, не рассмотрел марку, кассир сканирует ее и кричит коллеге "Света, тут опять без акцизки, что делать?", ей ответ "не вздумай продать, отложи". покупателя в итоге отправли за новой бутылкой. и не стесняясь обсуждают, что им делать. Народу на кассах человек десять, я говорю довольно громко "что делать? полицию вызывать! у вас алкоголь немаркированный!", при этом на меня ВСЕ посмотрели как на врага!
      и это федеральная сеть, которая в каждом втором доме, это при внедренной системе ЕГАИС, и безопасность наша как-то до фанаря собственникам, они как правило граждане других стран, и это пойло и силос не употребляют

      • Анонимно
        2.05.2019 11:46

        И правильно посмотрели вы по сути и есть враг.
        От ваших котроллеров безопасности меньше!

        МЫ САМИ БЕЗВАС и ваших можем отличить хороший товар от плохого.

        кромевас силос никто не ест МЫ не едим силос в ы бы пальмовое масло бы запретили бы к ввозу вначале

        ВЫ неребенок чтоб ва сохранять от злых людей


        ясно?? сами сами.. ваш контьроль хуже чем братва

      • Анонимно
        2.05.2019 16:07

        Ну а как на вас еще смотреть? Либо враг, либо дурак. Ясно же, что акцизная марка отклеилась. Либо в ящике осталась, либо на полке, либо уже в тележке. Очень частое явление.

    • Анонимно
      2.05.2019 11:24

      А кто будет контролировать порядок и сан. контроль? Пока в стране отсутствует работоспособная правоохранительная система, порядка не будет.

      • Анонимно
        2.05.2019 11:43

        а ненадо контролировать порядо к иконтроль БЮЕЗ ВАС обойдемся сами проконтролируем вы хуже беспорядка ваш контроль ненужен

        • Анонимно
          2.05.2019 11:56

          Контроль нужен всегда и везде. И прежде всего необходим контроль власти со стороны общества. А подход "сами с усами" не проходит. Увы, в магазине не дают проверять водку на наличие метанола.

          • Анонимно
            2.05.2019 14:28

            Качество производится, контролем качество не сделаешь.

  • Анонимно
    2.05.2019 08:57

    Доходы упали, прорыв идёт!!

  • Анонимно
    2.05.2019 09:34

    Принимают отменяют принимаютотменяют а может и нам с ними так поступить?
    ПС я не выйду из тени, и спалить меня не получиться, то что я делаю нужно моему кругу клиентов, как у меня это получать они знают, ПС 2: доход 250, налоги и остальной бред = 0.
    Нас сотни тысяч по России, если не миллионы.........

    • Анонимно
      2.05.2019 14:30

      Захотят - спалят.
      Введут обязательную оплату картой товаров и услуг более 1000р
      А затем поинтересуются откуда у вас средства.
      Но это дурная схема.
      Были бы они поумнее ввели бы налог с продажи и все

      • Анонимно
        2.05.2019 14:40

        Не введут. Такого количества проверяющих транзакции более 1000 р налоговиков экономика не потянет.

      • Анонимно
        4.05.2019 20:10

        а чем НДС (кроме возмещения промежуточным учстникам производственной цепочки) отличается от налога с продаж???

  • Анонимно
    2.05.2019 10:22

    В России нет фабрик и заводов нет брендов и дом моды и ателье, а есть только купил и перепродал а вот изго оаление и производства нет!! Спикулятны и торгаши, хороших обувных фабрик и то нет. Есть Китай

    • Анонимно
      2.05.2019 10:43

      Что за глупости? Вы хоть знаете , что такое "бренд"? И чем бренд отличается от торговой марки?

    • Азат Д
      2.05.2019 10:51


      Когда были Спартак и Адонис, вы покупали их? У вас какая машина, шины, масло?

      • Анонимно
        2.05.2019 11:21

        BAON, МЕЛИТА, VlATTY, LUKOIL. А в Спартаке детям обувь покупали и школьную форму в Адонисе ))))

    • Анонимно
      2.05.2019 11:28

      Многие бренды локализовали производство в РФ. Даже мерседесы тут начали собирать. Проблема в том, что их собирают россияне, а не немцы)

      • Анонимно
        2.05.2019 12:28

        Даже мерседесы тут начали собирать.
        ______________________
        Собирают для денежных мешков-простым "granta"...

    • Анонимно
      2.05.2019 11:58

      10:22 а сам то где еду покупаешь? не у олигархов сетей купи-продай типа Пятерочек и Магнитов?

  • Анонимно
    2.05.2019 10:57

    Как погода потеплело ,на улицах начали пробовать овощи и фрукты ,только после в магазинах цены на помидоры и огурцы упали на более 100 рублей ,это показатель сверх приболей в магазинах ,пусть не плачут!!!!!

    • Анонимно
      2.05.2019 12:18

      Это что за магазины,где цены упали на 100 рублей,там теперь помидоры и огурцы по цене картошки?

      • Анонимно
        2.05.2019 16:11

        Нет, картошка по цене помидоров и огурцов стала ))))
        Самые дешевые сейчас на полках не отечественные лук, и не капуста, и не морковь и картошка, а египетские апельсины!

  • Анонимно
    2.05.2019 13:28

    В этих Пятёрках такая вонь стоит, такой тухляк как на рынке. А ещё крысы на складах пешком ходят.

    • Анонимно
      2.05.2019 13:47

      массы этот запах не слышат, у них такой же амбре в их ипотечных конурах стоИт.

  • Анонимно
    2.05.2019 13:50

    Пусть не плачутся сети. У них то как раз и все хорошо..

  • Анонимно
    2.05.2019 14:55

    Метро объединяется с Медиа Марктом. качество товаров падает, а цена растет

    • Анонимно
      2.05.2019 15:32

      А где и на что в стране не растёт цена, инфляция так то в России дикая с 2014г

    • Анонимно
      2.05.2019 16:12

      Не объединяются они, там собственник у этих сетей один.
      Медиа Маркт в России закрыли, товарные остатки распродавали в Метро.

  • Анонимно
    2.05.2019 14:56

    "Сети плачут, что сильно зарегулированы"
    ______________________
    Не свобода-это свобода.Запрещать-значит освобождать.

  • Анонимно
    2.05.2019 15:37

    Лада Калина производства Тольятти

    Шины Кама Евро производства Нижнекамска стоят

    Стиралка Канди из Кирова

    И да, недавно только вернулся из отпуска в Сочи


    Открой свои зашоренные глаза. В России много хороших товаров за хорошие деньги.
    И, покупая их, я даю возможность заработать своим соседям, согражданам.

    Вообщем, злопыхай дальше, а караван пойдет вперёд

    • Анонимно
      2.05.2019 23:54

      Лада уже не на российском заводе делается, Канди это уже не кировская Вятка, а итальянцы, шины это Таиф , там тоже не сограждане, а 4 списочника зарабатывают.

  • Анонимно
    3.05.2019 21:45

    Жить стало тяжелее. А ещё как манипулируют ценами. Что это был за номер с яйцами? Резко поднялись в цене. Месяц- два и упали на прежний уровень. Значит сговор был? Магнит слил свою сеть уж не помню кому, то есть нарисовывается монополия в сфере продуктов. А что сейчас творится с луком-севком?. Продают аж 600 р за кг. Нами крутят и вертят как хотят. Медиа маркет закрыли, слили владельцу Эльдорадо. Я нарисовывается монополия на электронику. Почитайте по этому поводу статьи их много в интернете. Мы сваливается в монополистическую яму и к сожалению монополия принадлежит не государству а отдельным людям.

    • Анонимно
      5.05.2019 08:28

      Т.е вы против капитализма, но при этом за рыночную экономику?
      сезонность продуктов + пасха.
      И как себе представляете монополию на торговлю электроникой, при о... количестве интернет-магазинов с доставкой???

      • Анонимно
        5.05.2019 10:52

        Например уже разрабатывают закон о налоге на технику, который войдёт в стоимость покупки на технику покупаемой за границей и доставляемой почтой (АлиЭкспресс и т.д.)

        • Анонимно
          5.05.2019 17:18

          И где по вашему там монополия???
          Монополия предполагает наличие ТОЛЬКО ОДНОГО производителя/продавца/покупателя и невозможность появления на рынке нового, а тут только уравнивание всех в правах и обязанностях, что является одной из форм противодействия монополизации рынка

  • Анонимно
    5.05.2019 10:53

    Яйца подорожали не на Пасху. Наоборот на Пасху цены на них упали

  • Анонимно
    5.05.2019 10:56

    «М.Видео» решила стать монополией на рынке бытовой техники

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль