IT 
6.05.2019

«Оставаться продавцом трубы не вариант»: 10 вызовов для «Таттелекома»

В главном операторе связи Татарстана сменилась власть. Что Айрат Нурутдинов принимает из рук Лутфуллы Шафигуллина?

«Не станут «Яндексом» — через 10 лет дай бог на зарплату будут зарабатывать», — говорят эксперты о «Таттелекоме», у которого, казалось бы, чистая прибыль — по 800 млн рублей в год. Но время ставит перед компанией гамлетовские вопросы, ответить на которые теперь вместо аксакала Лутфуллы Шафигуллина предстоит помощнику президента РТ Айрату Нурутдинову. Один из первых — судьба мобильного оператора, на который потрачены миллиарды, а результат — 6 лет убытков.

30 апреля совет директоров принял решение «досрочно прекратить полномочия» Лутфуллы Шафигуллина (слева). С сегодняшнего дня он покидает кресло, которое занимал без малого 13 лет 30 апреля совет директоров принял решение «досрочно прекратить полномочия» Лутфуллы Шафигуллина (слева). С сегодняшнего дня он покидает кресло, которое занимал без малого 13 лет Фото: «БИЗНЕС Online»

ПОСЛЕДНИЙ ПАРАД ШАФИГУЛЛИНА

26 апреля «Таттелеком» провел довольно странное годовое общее собрание акционеров, на которое компания, вопреки обыкновению, не позвала СМИ. Все уже были в курсе, что Лутфулла Шафигуллин вот-вот покинет пост гендиректора, но участники старательно делали вид, что все идет своим чередом. Шафигуллин выступил с отчетным докладом. Казалось бы, тут бы ему и вручить цветы, орден и под аплодисменты проводить на пенсию — 14 мая Лутфулле Нурисламовичу исполняется 64 года. Но нет. 

«Акционеры могут быть уверены, что компания управляется одной из лучших команд в отрасли, обладающей глубоким пониманием как телекоммуникационного сектора, так и особенностей татарстанского рынка», — сказано в приветствии от имени председателя совета директоров, гендиректора «Связьинвестнефтехима» Валерия Сорокина (СИНХу принадлежит 87,2% акций компании, еще 3,5% — у «Ак Барс Холдинга»).  

Собрание было в пятницу, а уже во вторник, 30 апреля, совет директоров принял решение «досрочно прекратить полномочия» Шафигуллина. С сегодняшнего дня он покидает кресло, которое занимал без малого 13 лет.

Впрочем, по некоторым данным, кабинет в трехэтажном офисе на улице Ершова у него будет — Шафигуллин сменит Сорокина в качестве председателя совета директоров. Кроме того, у Лутфуллы Нурисламовича остается депутатский мандат в Госсовете РТ, который он, как говорят, намерен сохранить и после осенних выборов. В самой компании в ответ на запрос «БИЗНЕС Online» не исключили даже, что он займет пост руководителя какого-либо из профильных комитетов или даже станет вице-спикером.  

А возглавит «Таттелеком», как уже сообщал «БИЗНЕС Online», 47-летний помощник президента РТ, председатель совета республиканского фонда поддержки (РФП) Айрат Нурутдинов. С завтрашнего дня он покинет и аппарат президента, и РФП, чтобы возглавить государственную телекоммуникационную компанию.

Возглавит «Таттелеком», как уже сообщал «БИЗНЕС Online», 47-летний помощник президента РТ, председатель совета «Республиканского фонда поддержки» Айрат Нурутдинов Возглавит «Таттелеком» 47-летний помощник президента РТ, председатель совета республиканского фонда поддержки Айрат Нурутдинов Фото: «БИЗНЕС Online»

«КРАСНЫЙ ГЕНЕРАЛ» В ЭПОХУ «БОЛЬШОЙ ТРОЙКИ»

В прошлом году «Таттелеком» отметил две свои круглые даты — 130-летие отрасли связи в Татарстане и 20-летие самой компании с нынешним названием. В 1998 году на базе структурного подразделения минсвязи РТ «Казанская междугородная телефонно-телеграфная станция» было создано ГУП УЭС «Таттелеком», которое в 2003 году было акционировано и стало ПАО. В нем республика собрала все свои телекоммуникационные активы. Важной вехой стало присоединение в 2006 году ОАО «Казанская городская телефонная сеть».

Возглавив «Таттелеком» как раз в этот момент, на завершающем этапе консолидации Лутфулла Нурисламович быстро навел порядок, создал сильную вертикаль управления. Говоря о его ключевых качествах, наши собеседники в первую очередь отмечают военную закалку — все-таки 16 лет службы в армии даром не прошли.

В тот момент «Таттелеком» представлял из себя классическую естественную монополию наподобие РЖД или «Метроэлектротранса». Базовым активом предприятия были и остаются подземные коммуникации, которые строились те самые 130 лет. Даже сейчас, когда операторы «большой четверки» («Ростелеком», «Вымпелком», МТС и «МегаФон»), а также «Эр-Телеком» протянули свои кабели, без аренды каналов «Таттелекома» они обойтись не могут.

На этой базе «Таттелеком» выстроил бизнес по проводной телефонии, ТВ и интернету, затем создал и сотового оператора «Летай», а сейчас экспериментирует с сетью интернета вещей, IoT по технологии LoRaWAN, подступается к 5G.

Шафигуллин беспрекословно выполнял задачи, поставленные акционером, то есть правительством, решая при этом не только чисто коммерческие задачи. Например, «Таттелеком» в убыток себе прокладывает сети в малонаселенные пункты татарстанской глубинки, куда «большая четверка» не идет из-за нерентабельности. В его кабельных сетях находят приют местные телекомпании, которых не жалуют федеральные операторы. Не говоря уже о спонсорстве баскетбольного клуба «Казаночка» и прочей благотворительности — в январе прошлого года сам президент РФ Владимир Путин, приехав в Казань, пригласил Шафигуллина к себе рассказать о пяти построенных музеях, 17 восстановленных мусульманских и православных сельских кладбищах, пяти мечетях и храме Петра и Павла в Арском районе.

«Я не думаю, что найдется хоть кто-то в республике, который скажет, что Лутфулла Нурисламович сделал что-то неправильно. Конечно, он человек военный, может быть, не совсем с рыночным подходом, но с точки зрения управления пятитысячным коллективом он один из лучших директоров», — говорит наш собеседник в отрасли связи.

К назначению же Нурутдинова пока относятся неоднозначно. «Айрат Рафкатович — человек очень аналитичный, очень научный и практичный, он как раз-таки хорошо спланирует, потом пойдет делать», — надеется один из источников. «Сомнительное назначение государственного чиновника руководителем оператора связи, — говорит другой. — Можно быть хорошим госслужащим, но бизнес — это другое. У меня нет на памяти успешных примеров. Раньше ты выполнял поручения президента, а здесь нет поручений президента. Тут рынок».

Впрочем, следует уточнить, что Шафигуллин до прихода в «Таттелеком» был таким же чиновником. Более того, интересное совпадение: и он, и Нурутдинов в свое время занимали пост первого заместителя министра земельных и имущественных отношений. Шафигуллин — с 2001 по 2006 год, а будущий помощник президента РТ — с 2009 по 2012 год.

Заметим, правда, что у Шафигуллина первое образование — по специальности «военный строитель» (Камышинское высшее военное строительно-командное училище), а Нурутдинов — выпускник КГУ по специальности «радиофизика и электроника». Можно вспомнить и пример нынешнего гендиректора «Ростелекома» Михаила Осеевского, который по образованию инженер-электрофизик, но большую часть карьеры был финансистом или чиновником (с 2003 по 2011 год — вице-губернатор Санкт-Петербурга).

Если судить чисто по формальным показателям, то кресло директора «Таттелекома» — синекура, бизнес процветает. По данным CNews Telecom, в 2018 году организация занимала 15-ю позицию в рейтинге самых крупных телекоммуникационных компаний России. Согласно отчету, в 2018 году «Таттелеком» получил 8,3 млрд рублей выручки и чистую прибыль в 805,2 млн рублей. Эту планку компания виртуозно удерживает из года в год. При этом чистый долг фирмы на конец 2018-го не так велик — 2,3 млрд рублей.

Согласно годовому отчету, «Таттелеком» занимает 78,2% рынка проводной связи Татарстана по числу абонентов: услугами организации пользуется 450 тыс. домохозяйств. Сотовый оператор «Летай», запущенный в 2013 году, набрал более 700 тыс. абонентов. В компании работают 5,4 тыс. человек. В 2018 году «Таттелеком» заплатил в бюджеты всех уровней 1,7 млрд рублей.

Однако, пообщавшись с экспертами отрасли, мы обнаружили, что мнения о перспективах «Таттелекома» отнюдь не столь радужны, а перед Нурутдиновым стоят серьезные вызовы.

По данным CNews Telecom, в 2018 году компания занимала 15-ю позицию в рейтинге самых крупных телекоммуникационных компаний России По данным CNews Telecom, в 2018 году «Таттелеком» занимал 15-ю позицию в рейтинге самых крупных телекоммуникационных компаний России Фото: «БИЗНЕС Online»

ВЫЗОВ №1. ПРОДАТЬ НЕЛЬЗЯ ОСТАВИТЬ

Первый вопрос, который встает перед акционером и перед новым топ-менеджером, глобальный: а нужен ли «Таттелеком» республике в том виде, в котором он сейчас существует?

Было время, когда федеральных игроков в Татарстане сдерживали, в том числе и административным ресурсом, но в 2003 году ТАИФ продал своего любовно выпестованного сотового оператора «Сантел» МТС. Тогда это казалось чуть ли не сдачей без боя «телекоммуникационного суверенитета». На что в компании резонно отвечали: сотовую сеть в карман никто не положит и в Москву не унесет.

Неоднократно обсуждалась и перспектива продажи «Таттелекома». Сначала его хотел прибрать к рукам тот же ТАИФ, а потом не прочь был встроить в себя и «Ростелеком». Для федеральной госкомпании это было бы более логичным и «вкусным» приобретением, нежели совершенная в 2010 году покупка частных ЗАО «Телесет» и ОАО «ТНПКО», представленных в основном в Казани, но власти республики предпочли ни пяди земли не сдавать. 

В итоге «Таттелеком» остался своего рода реликтом эпохи региональных телекоммуникационных компаний. Есть только он и уральский «Мотив», который работает, правда, не в одном, а в четырех регионах УРФО. Есть и исключения, подтверждающие правило, — «Вайнах Телеком» в Чечне или Win Mobile в Крыму.

Так надо ли продавать? Здесь мнения экспертов расходятся. С одной стороны, можно и дальше эксплуатировать историческую монополию. Пронизать районы Татарстана кабелями второй раз уже никто не рискнет. Но с проводной «монополией» тоже все непросто. Как ее ни оберегали (вспомним знаменитую кампанию по переводу подвесных линий связи под землю), значимость этого направления падает. Стационарные телефоны все еще приносят «Таттелекому» 2,1 млрд рублей ежегодно, но только за два года этот показатель упал на 22%. Услуги по пропуску трафика сторонних операторов приносят 323 млн рублей (падение за два года на 13%). А в том, что касается «последней мили» проводного интернета, то есть внутридомовых сетей, никакой монополии нет и в помине — царит острая конкуренция.   

При этом очень велик риск технологического отставания от «большой четверки». Все-таки эффекта масштаба никто не отменял. На консолидацию рынка явно нацелены и федеральные власти, которым проще контролировать отрасль через гигантов — один только «пакет Яровой» чего стоит. А ведь никто не знает, какой росчерк пера последует завтра. Если ничего не делать, компания может отстать от жизни и превратиться в чемодан без ручки — с 5 тыс. работников, которых непонятно куда девать.  

Впрочем, есть мнение, что удачный момент для продажи уже ушел, так что наилучший выход для «Таттелекома» на сегодняшний день — продолжать борьбу, трансформируясь по ходу, входя в какие-то альянсы. А если и продаваться, то только после глубокого переформатирования. «Есть вероятность продаться либо Ак Барс Банку, либо „Татнефти“, либо ТАИФу, кому нужен такой актив, — рассуждает наш источник. — Но есть много механик, как можно капитализировать свою инфраструктуру через механизм распределения прибыли. Можно работать с операторами, либо опять же с банками, либо со страховыми компаниями».

В 2012 году республика, продав «Сантел», вошла в реку во второй раз — «Таттелеком» создал своего мобильного оператора под зонтичным брендом «Летай» В 2012 году республика, продав «Сантел», вошла в реку во второй раз — «Таттелеком» создал своего мобильного оператора под зонтичным брендом «Летай» Фото: tatarstan.ru

ВЫЗОВ №2. НУЖЕН ЛИ СВОЙ МОБИЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР?

В 2012 году республика, продав «Сантел», вошла в реку во второй раз — «Таттелеком» создал своего мобильного оператора под зонтичным брендом «Летай», но — важный нюанс — поначалу он был виртуальным.

«„Таттелеком“ будет использовать не только свою, но и чужую, готовую, инфраструктуру другой компании. Это позволит нам исключить громадные капиталовложения, необходимые для построения и поддержания сотовой сети. Значит, наше предложение будет конкурентоспособным по цене», — объяснял логику сам Шафигуллин.    

Но в 2013 году компания поступила с точностью до наоборот и выкупила ЗАО «Смартс-Казань». На этом траты только начались. За 6 лет в сотовый бизнес были инвестированы миллиарды рублей (точная сумма нигде не называлась).

В 2018-м проект должен был выйти на безубыточность, но до сих пор приносит гигантские потери. В 2017 году «дочка» «Таттелекома», ООО «ТМТ», развивающая мобильного оператора, отчиталась о выручке в 621 млн рублей и 711 млн рублей убытков, в 2016 году убыток был 663 млн, в 2015-м — 299 млн (самый лучший результат), в 2014-м — 749 млн рублей. За 2018 год, согласно отчетности по МСФО, выручка составила 1,16 млрд рублей, а валовые убытки — 475,5 млн рублей. Чистый убыток не приводится, но с учетом выплаты процентов по долгам он, вероятно, будет еще больше.

Рывок по выручке на 87%, конечно, впечатляет, но хочется спросить: где деньги, Зин? ТМТ продолжает строить базовые станции (на инвестиции в 2018 году потребовалось 415 млн рублей), при этом перспектива их окупаемости сомнительна. Жесткая конкуренция заставляет держать низкие тарифы. При этом, в отличие от «большой четверки», у «Таттелекома» нет своего роуминга, за него приходится платить ей звонкой монетой.

Компания гордится абонентской базой в 712 тыс. человек и планирует увеличить ее до 1 млн, или 15% рынка Татарстана. Но наши собеседники относятся к этой цифре весьма скептически: по разным оценкам, «живых» из них — от 300 до 450–500 тыс., еще вопрос, люди ли это или какие-нибудь охранные сигнализации. Настораживает ключевой для отрасли показатель ARPU (выручка на одного абонента), который за 2018 год составляет, по грубому подсчету, 169 рублей с сим-карты в месяц, что почти вдвое ниже среднего для рынка показателя.  

Есть мнение, что лучше бы «Таттелеком» оставался виртуальным мобильным оператором, зарабатывая на кросс-продажах своим абонентам фиксированной связи и интернета. Но теперь миллиарды вложены. Что с этим делать, мириться ли с убытками дальше, непонятно.

А на горизонте — новое поколение беспроводной связи 5G. Сама технология предполагает на порядок больше станций и затрат. На федеральном уровне рассматривается три сценария. В первом варианте каждый оператор строит сеть сам, на 15 городов-миллионников понадобится 163 млрд рублей. Второй вариант — часть инфраструктуры используется совместно. Тогда надо 114 млрд рублей. Третий вариант — «большая четверка» создает единого оператора, которому понабится всего 73 млрд рублей. Как сюда впишется «Таттелеком», который, похоже, настроился выстроить сеть самостоятельно, большой вопрос.

На горизонте новое поколение беспроводной связи 5G. Сама технология предполагает на порядок больше станций и затрат На горизонте новое поколение беспроводной связи 5G. Сама технология предполагает на порядок больше станций и затрат Фото: ©Яков Андреев, РИА «Новости»

ВЫЗОВ №3: РАЗДУТЫЙ ШТАТ

В «Таттелекоме», как уже было сказано, работают 5,4 тыс. человек. При этом средняя зарплата, указанная в отчете за 2018 год, составляет 35 тыс. рублей, что довольно скромно для компании, которая относит себя к сфере высоких технологий. 

«Они объективно столкнутся с необходимостью оптимизации персонала», — констатирует в разговоре с нами один из участников отрасли. В штате татарстанского филиала одного из оператора «большой четверки» в разы меньше персонала, чем в «Таттелекоме», а финансовые показатели в разы выше, знает другой спикер.

Здесь же встает вопрос квалификации. Два наших источника уверяют, что у «Таттелекома» крепкая профессиональная команда, но в основном в части связистов. Чем новее и сложнее специализация, тем меньше собственных компетенций. Один из наших источников удивляется, что, к примеру, обслуживание маршрутизаторов у компании отдано на аутсорс в Москву — по его мнению, такого уровня специалисты должны быть собственные. Впрочем, другой источник на рынке говорит, что это нормально и для «большой четверки» — аутсорс выгоден и используется всеми.

Сокращение штата всегда было болезненным вопросом для Шафигуллина, говорит знакомый с ситуацией источник: чувствуя социальную ответственность за людей в районах, Лутфулла Нуруллович не хотел запускать масштабных увольнений. Но если компания желает идти на рыночный уровень, то непопулярных мер не избежать. Авось и зарплату специалистам поднять удастся. Начать наши собеседники советуют, к слову, с избыточной массы управленцев.

«Задел есть, но все-таки успеть за прорывами даже местных конкурентов «Таттелекому» уже трудно» «Задел есть, но все-таки успеть за прорывами даже местных конкурентов «Таттелекому» уже трудно» Фото: Егор Алеев/ITAR-TASS

ВЫЗОВ №4: КАК СТАТЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПАНИЕЙ?

Лучше бы «Таттелеком» на миллиарды, потраченные на мобильного оператора, купил себе «Барс Груп» или ICL, говорит один из наших собеседников. Рынок IT-услуг самый растущий в сегменте связи, неспроста и «большая четверка», и банки бросились продавать в своих приложениях онлайн-игры, облачные сервисы и самый разнообразный контент. Государство, в том числе правительство Татарстана, тратит миллиарды рублей на программные продукты — и сейчас этот пирог достается частным компаниям, быстрее набравшим интеллектуальный капитал.

Нельзя сказать, что «Таттелеком» совсем не обращает на новые IT-сервисы внимания. Компания предлагает и интернет вещей, и виртуальный сервер, т. е. хранение на ЦОД, и М2М (machine-to-machine, связь между машинами), и облачное видеонаблюдение для офисов и парковок, есть сервисы для домочадцев — «Безопасный двор», домашнее видеонаблюдение.

Словом, задел есть, но все-таки успеть за прорывами даже местных конкурентов «Таттелекому» уже трудно. Как минимум, говорит наш источник, компании связи неплохо бы иметь собственный полноценный ЦОД, который (в серьезном варианте) обойдется примерно в 2–3 млрд рублей. При этом данные услуги надо продвигать — тот небольшой ЦОД, который есть сейчас, загружен всего наполовину.

ВЫЗОВ №5: ЗАЧЕМ «ТАТТЕЛЕКОМУ» LORAWAN?

Технологии развиваются так быстро, что порой их выбор для инвестирования напоминает скачки — велик риск поставить не на ту лошадь. Кто теперь вспомнит, например, про технологию связи 4G WiMax, которую «Таттелеком» усиленно развивал некоторое время, пока не победил стандарт LTE?     

Сейчас наряду с мобильным оператором, как видно из годового отчета, предмет особой гордости «Таттелекома» — это сеть IoT. В качестве пилотной выбрана технология LoRaWAN — первые участки сети развернуты в ЖК «Казань XXI век», «Светлая долина», «Тулпар», а также Иннополисе и Буинске, где она используется для умного дома. «Таттелеком» подключил и энергетиков, установив Сетевой компании 1,4 тыс. телеметрических устройств.  

Впрочем, как говорят в отрасли, это неоднозначное решение. Хотя серьезных вложений данная сеть не требует, она пока очень мало распространена в России. Существует масса технологий для развития интернета вещей, и не факт, что именно LoRaWAN выживет. Вполне вероятно, что умные счетчики будут работать на привычных Bluetooth, Wi-Fi или на ZigBee, WirelessHart, MiWi. «Спорно, что технология „выстрелит“. Хайповая тема, но не факт, что это правильное решение», — говорит наш собеседник.

Есть и другой момент: пока что LoRaWAN работает на свободных бесплатных частотах, но в любой момент государство может продать их на торгах, либо отдать своему оператору, либо как минимум монетизировать. «Пока что на „Лоре“ никто не зарабатывает», — констатирует наш собеседник, подчеркивая, что и в будущем окупаемость технологии сомнительна.

Но есть и горячие сторонники решения «Таттелекома». «Перспективно в целом развивать интернет вещей, неважно, на какой технологии», — говорит наш собеседник в Татарстане. «Данный рынок в ближайшие 3–5 лет будет расти в геометрической прогрессии, и здесь не так важно, федеральный это игрок или нет. Вряд ли „Таттелеком“ сможет конкурировать с игроками „большой четверки“ по числу абонентов беспроводной связи, но на рынке интернета вещей компания сможет достичь гораздо больший процент доли на рынке и хорошо преуспевать», — уверен глава исследовательского агентства Telecom Daily Денис Кусков.

Таттелеком — это Ростелеком в миниатюре, единодушно заявляют нам участники отрасли «Таттелеком» — это «Ростелеком» в миниатюре, единодушно заявляют нам участники отрасли Фото: ©Михаил Воскресенский, РИА «Новости»

ВЫЗОВ №6: ОГЛЯДЫВАТЬСЯ ЛИ НА «РОСТЕЛЕКОМ»?

«Таттелеком» — это «Ростелеком» в миниатюре, единодушно заявляют нам участники отрасли. И исторически, и инфраструктурно компании одинаковы — с той лишь разницей, что «Ростелеком» рванул завоевывать рынок и догонять «большую тройку», превратив ее в «четверку», а «Таттелеком» остался на месте. Сотовый оператор Tele2 агрессивным демпингом завоевал клиентуру, а теперь «Ростелеком» предлагает и умный дом, и облачное хранение, и сервисы для геймеров, и даже онлайн-курсы для школьников — за 199 рублей в месяц. Завоеван рынок ЦОДов. Поймала компания и госзаказы — разрабатывает проекты для электронного правительства, делает государственную единую облачную платформу, цифрует министерства и ведомства. Выходит, и госкомпания может преуспеть на высококонкурентном рынке?

«Ростелеком» осознает, что от «трубы» (этот термин так и прописан в стратегии компании на 2018–2022 годы) и премиум-телеком-оператора ему нужно попасть в категорию создателя цифровой экосистемы. Более того, «Ростелеком» имеет четкий план, как это сделать. Помимо модернизации сетей, компания хочет обращать внимание на партнерские платформы и обязательно на человеческий ресурс. «Ростелеком» хочет пронизать «цифрой» такие сферы жизни, как образование, медицина, развлечения, финансы и страхование, заниматься искусственным интеллектом и биометрией.

Ориентироваться ли «Таттелекому» на «Ростелеком»? Есть мнение, что в первую очередь. Другой же собеседник говорит, что необязательно: во многом у «Таттелекома» положение легче, чем у «Ростелекома», да и рентабельность выше; на татарстанском уровне он меньше подвержен контролю надзорных органов, да и акционеры не особо требовательны. Так что его путь может быть и другим. «Опыт лучше перенимать у операторов „большой тройки“», — уверен он.

ВЫЗОВ №7: МАРКЕТИНГ НЕ «ЛЕТАЕТ»?

Среди наших собеседников есть мнение, что на маркетинг и продвижение «Таттелеком» тратит чуть ли не больше, чем другие сотовые операторы в Татарстане. Рекламу компании и ее продуктов можно увидеть и на наружных щитах, и в автобусах, и в лифтах. Стойки продаж сим-карт «Летай» стоят в торговых центрах Казани. Но здесь, говорят наши источники, есть над чем поработать.

Например, традиционно львиная доля рекламного бюджета «Таттелекома» идет на местные телеканалы — «Эфир», ТНВ, «Татарстан-24». Эти способы продвижения, может, и были актуальны еще несколько лет назад, но для нового поколения потребителей гораздо значимее интернет.

Что касается зонтичной торговой марки «Летай», то ее появление в 2007 году было прогрессивным шагом. Но создать бренд, сопоставимый по силе на территории Татарстана с МТС, «Билайн» или совсем свежим Tele2, все-таки не удалось, хотя возможности были. Конкурировать на этом поле с изощренными федеральными игроками крайне сложно. 

Мобильное приложение «Летай» в AppStore оценено в 2 балла из 5, «Летай ТВ» — в 2 балла из 5, Таттелеком ТВ — 3 из 5 Мобильное приложение «Летай» в AppStore оценено в 2 балла из 5, «Летай ТВ» — в 2 балла из 5, «Таттелеком ТВ» — 3 из 5 Фото: «БИЗНЕС Online»

ВЫЗОВ №8: КЛИЕНТСКИЙ СЕРВИС

Мобильное приложение «Летай» в AppStore оценено в 2 балла из 5, «Летай ТВ» — в 2 балла из 5, «Таттелеком ТВ» — 3 из 5. «После обновления не могу управлять своими номерами! Позор!» — пишут пользователи в отзывах. «После последнего обновления невозможно войти в кабинет. Стыд и позор», «Не работает половина функций», «Убогий интерфейс», — это еще самые добрые реплики. Для сравнения: приложения «Билайн», МТС, Tele2 оценены как минимум на четверочку, а на каждый гневный отклик приходится вежливый ответ разработчика.

Недостатки мобильного приложения в разговоре с нами отметили и собеседники из отрасли. Есть вопросы к набору онлайн-услуг: варьированию тарифов, оплате и прочим привычным функциям, интерфейс не очень дружелюбный. Причем, по словам нашего источника, приличная разработка мобильного приложения стоит копейки — всего 1,5–3 млн рублей. «Можно, конечно, докрутить его и до уровня Сбербанка, по желанию, но тогда это десятки миллионов», — рассуждает он. При любом раскладе и эта сумма — мизер по сравнению с доходами «Таттелекома». Было бы желание.

ВЫЗОВ №9: BIG DATA И АНАЛИЗ ДАННЫХ

Упущенные возможности — использование big data, которые называют «новой нефтью». У «Таттелекома» есть огромные возможности в сфере анализа собственной клиентуры.

Обладая приличной абонентской базой, «Таттелеком» может изучать и структурировать данные жителей Татарстана: их средний чек, запросы, привычки и прочие интересы. Крупные игроки, те же сотовые операторы или Сбербанк, собирают огромное количество данных о клиентах и используют их не только для работы с ними самими, но и для создания аналитических продуктов — внешнего консалтинга или IPTV-аналитики. Здесь «Таттелеком» может дать фору конкурентам, а может безнадежно отстать.   

ВЫЗОВ №10: СМЕНИТЬ МЕНТАЛИТЕТ

Чистая прибыль в 801 млн рублей по РСБУ, которой «Таттелеком» гордится по итогам 2018 года, несколько меркнет на фоне результата по МСФО, с учетом убытков мобильного оператора. В прошлом году она составила 412 млн рублей, а годом ранее — 176 млн рублей. К слову, вся прибыль по МСФО уйдет акционерам — по итогам 2018 года на дивиденды будет направлено 402 млн рублей.  

Но даже те же 800 млн прибыли при желании можно превратить в миллиарды, говорит собеседник в отрасли. «Проблема в том, что акционеры не требуют от „Таттелекома“ высоких финансовых результатов, — считает он. — А то, что компания работает ниже рынка, никого не волнует».

Перед Нурутдиновым стоит задача идейной перезагрузки и рывка «Таттелекома» на рынке. В противном случае будущее компании незавидно. «Если не станут „Яндексом“, то превратятся в низкодоходную компанию. Через 10 лет дай бог на зарплату будут зарабатывать, — констатирует наш спикер в отрасли. — Остаться просто „продавцом трубы“ — это не вариант».  

Видимо, именно поэтому власти республики решили сменить жесткого военного Шафигуллина на интеллектуала Нурутдинова. Жесткая полувоенная организация требовалась в доцифровую эру связи, но сейчас грань между телекомом и IT-компаниями практически стерта. Новые задачи потребуют от «Таттелекома» измениться на уровне самой философии и корпоративной культуры. Удастся ли заставить «слона танцевать», как это сделал Герман Греф со Сбербанком, покажет время.

Нужна ли Татарстану своя телекоммуникационная компания?
31%Да, это стратегическая отрасль, нельзя ее сдавать федералам
21%Нет, это не дело государства
45%Сейчас уже поздно рассуждать, все поделила «большая четверка»
2%Свой вариант (в комментариях)
Прием голосов по опросу закрыт
Предприятия: Таттелеком
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (192) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
6.05.2019 09:08

Телекоммуникационная компания в первую очередь должна гордится успехами в телекоммуникационной области. Вот из за такого, как в у Вас, мышления, у нас министерство обороны занимается строительством церквей, минкульт - регулированием сеансов в кинотеатрах и пр., в общем всем, но не тем, чем должны.

  • Анонимно
    6.05.2019 08:15

    Варианты голосования дебильные: вся связь должна быть государственной.

  • Анонимно
    6.05.2019 08:16

    На днях ушёл от Летая к федералу. Кому нужны низкие тарифы, если в центре города скорости ниже 1Мбита? При том, что это федералы у таттелекома арендуют инфраструктуру, а не наоборот.

    • Анонимно
      6.05.2019 10:22

      Может наконец-то Таттелеком повернется лицом к потребителю. Проблемы в клиентоориентированности по всем фронтам. Начиная от физиков (чего стоит блокировка интернета без всплывающего окна и возможностью быстрого подключения обещанного платежа одним кликом). И заканчивая юриками (нет одной входной точки для оперативного решения всех вопросов). Чтобы обеспечить организацию связи приходилось звонить: менеджеру-бухгалтеру-биллингу-инженеру-бухгалтеру-менеджеру и так до бесконечности. У того же оператора ...ИТ нет таких проблем, все решается по ОДНОМУ звонку. Становитесь лучше, ну пожалуйста!!!

      • Анонимно
        6.05.2019 11:20

        Проблема в "узких" специалистах, как у Райкина. У всех узкая специализация, а за конечный результат ни кто не отвечает. Замы замов отделы расплодили, конкретной работой с оборудованием и техникой обеспечивающей связь меньше половины всего штата сотрудников. За одним работающим два контролёра выносящие мозг. Постоянная текучка кадров, толковых молодых сотрудников после набора опыта работы переманивают конкуренты. Остаются только старые сотрудники из-за возраста или те,кто не хотят менять привычное место работы.

        • Анонимно
          6.05.2019 12:25

          Зато любимчики все при теплых местах в управлении

          • Анонимно
            6.05.2019 17:26

            Это не на всегда, после смены головы очень часто меняют всю команду, лично убеждаешься не единожды

            • Анонимно
              7.05.2019 07:32

              Простые работники очень надеятся на нового генерального. Надеятся что он будет иметь свое мнение, изменит коренным образом ситуацию, а не будет слушать что ему говорят его окружение, от предыдущей команды.

      • Анонимно
        9.05.2019 13:23

        Согласны. Как юрлицо (мелкое ООО в 8 человек) в прошлом году отказались от телефонной точки Таттелекома, хотя пользовались с 2005 года. Причины - раздражал уровень отношения: обычно мы платили вперед, чтоб не заморачиваться каждый месяц, но иногда забывали про подошедшую очередную плату и тут же получали отключение телефона. За все годы это произошло примерно пять раз. И если раньше это даже не удивляло, то в прошлом году просто взбесило - такое недружественное отношение к потребителю уже кажется нелепым на фоне условных Билайнов, которые и телефон не отключат, и какой-то лимит предоставят в таком случае. Плюс какие-то долги набегают при оплаченных уже счетах - заплатили не за ту линию, надо на другой счет за эту линию... - не наше это дело, ваши линии, платим вам, а вы уж сами разбирайтесь!
        И просто неприятно выглядят кипы бумаг А4 в ежемесячном конверте для юрлиц - это там, где можно обойтись половинкой листа А4 и периодическим актом сверки.

    • Анонимно
      6.05.2019 10:36

      А я наоборот, ушел на Летай. И очень доволен. Я думаю, народ у нас по привычке плеется на всё местное. В данном случае точно зря. Несколько лет назад интернет от Таттелекома считался не очень. А я взял и перешел. Нормально всё. Скорость отличная. Мобильник ловит везде. Особенно радует, когда к родителям ездим. Там от федералов вообще, по моему, интернета нормального не дождаться, а Летай как в Казани.

      • Анонимно
        6.05.2019 11:09

        Я тоже поддерживаю наш Летай.Единственное нет 3джи сигнала.

        • Анонимно
          8.05.2019 17:48

          К сожалению или счастью 3G это только большая четверка.
          Такова воля государства. Частот на всех не хватило.
          Но если ваш телефон поддерживает 4G LTE вам не о чем беспокоится. LTE более прогрессивная технология и менее энергозатратная ( в том числе для вашего телефона).

      • Анонимно
        6.05.2019 14:29

        Я когда перешел на летай пару лет назад был доволен, была хорошая скорость интернета. Не только в Казани но и по РТ, по трассе на Н. Челны интернет был лучший среди федералов по покрытию 4G. Семью перевел на "Летай". Всем знакомым рекомендовал. К сожалению, ситуация сильно ухудшилась. По Казани, скорость упала, например на Ершова и далее в центр стали большие проблемы со скоростью мобильного интернета, хотя пару лет назад их не было. Невозможно стало смотреть видеоконтент. Ситуация, не повсеместно, конечно, но тенденция прослеживается. Сейчас рассматриваю вариант возврата к федералам. Тк из-за проблем с мобильным интернетом стал параллельно использовать симку федерального оператора. И понимаю, что смысла держать "Летай" уже нет, учитывая, что можно переходить со своим номером. Особенно актуально становится, когда выезжаешь за территорию РТ и появляется Роуминг со всеми вытекающими. Чего практически не осталось у федеральных операторов.

        • Анонимно
          6.05.2019 14:48

          По поводу роуминга согласен. Это слабое место Летая. Но я не так часто выезжаю за пределы РТ. А если выеду, то вторая симка на подхвате в смартфоне.В РТ Летай меня устраивает полностью. Бывает,что кое где плохая связь. Но это У всех так.

        • Анонимно
          6.05.2019 15:04

          Когда цена на разговоры в 2 раза дешевле я выбираю Летай.Роуминг не всем нужен.

          • Анонимно
            6.05.2019 17:02

            На границе РТ телефон может подключиться к БС оператора из соседнего региона. Можно попасть на серьезные деньги не покидая республику.

        • Анонимно
          6.05.2019 16:49

          Аналогично

        • Анонимно
          8.05.2019 17:50

          Улучшения скоро будут.

      • Анонимно
        8.05.2019 17:45

        Спасибо за добрые слова!

    • Анонимно
      6.05.2019 21:13

      Сын работал в Таттелекоме два года. За это время зарплата сократилась с 45 тысяч до 32-34 тысяч. Уволился. Так что не только клиенты оттуда бегут, там и текучка огромная. Специалисты пачками бегут в МТС, МЕГАФОН и т.д.

      • Анонимно
        8.05.2019 17:51

        У федералов тоже бегут. Только в следующую итерацию.
        Никто не обязан всю жизнь сидеть в одной конторе

    • Анонимно
      8.05.2019 17:44

      Проблема решиться в 2019 году!
      Компания работает над этим. Давали бы частоты не только "большой четверке".

  • Стреляли
    6.05.2019 08:28

    Пять построенных музеев, 17 восстановленных мусульманских и православных сельских кладбищ, пять мечетей и храмов Петра и Павла в Арском районе и 5,4 тысячи трудового коллектива - несмотря ни на что, это уже достойно уважения.

    • Анонимно
      6.05.2019 09:08

      Телекоммуникационная компания в первую очередь должна гордится успехами в телекоммуникационной области. Вот из за такого, как в у Вас, мышления, у нас министерство обороны занимается строительством церквей, минкульт - регулированием сеансов в кинотеатрах и пр., в общем всем, но не тем, чем должны.

      • Анонимно
        6.05.2019 10:05

        Из всего вышеперечисленного, только 5,4 тысячи трудового коллектива имеют отношение к Таттелекому, и то, как справедливо замечено в статье, их не сократили только благодаря Шафигуллину. Все остальное - заслуга лично Шафигуллина как депутата, Таттелеком к этому отношения не имеет.

        • Анонимно
          6.05.2019 11:46

          Знали бы Вы сколько сократили... Чтобы набрать молоденьких, которые бегут через год-два.

      • Анонимно
        6.05.2019 10:41

        Она может этим гордиться. В деревнях нет сотовой связи от федералов, нет интернета. Но там тоже живут люди. Таттелеком делает татарстанские деревни привлекательными в этой части, помогает людям развиваться, делает их современными. Сейчас мобильная связь очень важный компонент жизни и в деревнях тоже. Поэтому, деятельность ТТК вызывает гордость и уважение. Да и в городах хорошие у них услуги. Цены дешёвые. Что ещё надо?

        • Анонимно
          6.05.2019 12:54

          Социальная ориентированность не имеет никакого отношения к капитализму.

          • Анонимно
            8.05.2019 17:59

            зато имеет отношение к социальной ответственности. Люди не чувствуют себя оторванными от технологии и могут даже заниматься с гордостью в своих деревнях предпринимательством, сельским хозяйством и развитием родного края.

      • ЛДПР
        6.05.2019 11:19

        Так в этом и дело, специлистов уже нет...есть проверенные и надежные люди, которые мало что могут...

    • Анонимно
      6.05.2019 09:14

      Зря вы его минусите, при всех его профессиональных недочётах, как человек нормальный он. Просто как часто это бывает в крупных структурах ему не все показывают. Окружение тоже армейской, привыкли листву красить, посему он видел не все.

    • Анонимно
      6.05.2019 09:19

      Вы забыли добавить «За счёт социалистической собственности»

    • Анонимно
      6.05.2019 09:20

      Надо было в благотворительный фонд идти работать

      • Анонимно
        6.05.2019 10:04

        Таттелеком больше похож на благотворительный фонд, нежели на Телекоммуникационную компанию. Нужна модернизация штата управления, именно оттуда можно взять самую большую экономию фонда зарплаты,а не сокращением низкозарплатных рабоников районов.

        • Анонимно
          6.05.2019 11:02

          Благотворительный фонд для "своих", а не работяг Таттелекома...

          • Анонимно
            6.05.2019 17:42

            Ддя работяг лишение премий и орать на баскетболе после работы

            • Анонимно
              13.05.2019 05:35

              А теперь еще 700 простых работников готовят к увольнению!!! А аппарат остается!!!

        • Анонимно
          6.05.2019 11:44

          Надеемся почистят компанию от надуманных должностей и теплых мест в управлении

        • Анонимно
          6.05.2019 11:48

          да многие отставные чиновники там приют теплый и гнездышко себе находят....

        • Анонимно
          6.05.2019 12:21

          Посмотреть новому ген диру сколько получает Управление в Таттелекоме и станет все понятно, куда уходят деньги

          • Анонимно
            6.05.2019 17:44

            Посмотрите там сколько замов, даже первых зама 2 штук, директоров и начальников управление с зп по 500 и 200 тысяч

            • Анонимно
              7.05.2019 07:35

              Значит Таттелеком настолько богат что может содержать столько замов на таких высоких оклада. Вот поэтому видимо нет денег развивать услуги.

    • Анонимно
      6.05.2019 13:55

      Азат Д

      Пусть скажут сколько налогов бюджет отправили, а не сколько на стройке напилили.

  • Анонимно
    6.05.2019 08:31

    Военные во главе бизнеса))) В принципе тот же результат, что и у всей страны в целом.

  • Анонимно
    6.05.2019 08:35

    Это назначение говорит об одном, Таттелеком готовят к продаже. Нурутдинов специалист по продаже гос. имущества. Он этим занимался в КУКИ, затем в Минземе и курировал будучи помощником Президента.

    • Анонимно
      6.05.2019 09:20

      Разговоры о продаже Таттелекома слышны уже с начала века, и подготовка к ним. Но если в начале 2000х это было интересно, то сейчас другие операторы (Мегафон, Билайн, МТС...) уже построили свои кабельные трассы между городами РТ - и Таттелеком не выглядет столь привлекательно...

      • Анонимно
        6.05.2019 10:18

        Есть такая штука, называется последняя миля, так вот ей в РТ владеет Таттелеком, а билайны и мегафоны вынуждены отщелкивать за пользование ею

        • Анонимно
          6.05.2019 10:50

          Вынуждены - не совсем корректно. Все решает цена. Если доход от клиента хороший - то сторонний оператор сам построит последнюю милю, иначе - арендовать выгоднее. Я работал в подрядной организации на операторов связи. Строили часто и последние мили, если с ними сложности (длинный срок согласования-строительства), то применяли и безкабельные технологии (лазерные пушки, радиочастотные модемы и т.п.)

        • Анонимно
          8.05.2019 08:10

          у них эксклюзив в основном по районам. в городах давно уже операторы свои сети развернули и последние мили есть далеко не только у ТТК

      • Анонимно
        6.05.2019 17:31

        Вывод прост,продавать надо воврем, яровая еще всем покажет, еще косвенная добавка к продаже выплата дивов по максималке

    • Анонимно
      6.05.2019 10:06

      Об этом же (подготовке к продаже) говорит и направление почти всей прибыли на выплату дивидендов

    • Анонимно
      6.05.2019 10:07

      И везде перед продажей объекта он становился директором? Если Таттелеком и будут продавать, то переговоры будет вести далеко не директор.

    • Анонимно
      6.05.2019 10:41

      Никому Таттелеком уже не нужен. Никто и никогда его не продаст.

    • Анонимно
      6.05.2019 19:29

      Что же он продал - список предоставьте плз или вы сплетник сударь?

    • Анонимно
      7.05.2019 00:51

      Сто пудов, подготовка площадки для продажи. В татарстане скоро ничего не останиться своего, все федералы и другие регионы.

    • Анонимно
      7.05.2019 07:51

      Ну сначала купили Интелсет у Таифа за дорого накачали для себя и теперь скинут и это было еще давно понятно! Вообще Казанская ГТС была а не Таттелеком)))

      • Анонимно
        7.05.2019 10:30

        Республиканская убыточная компания Таттелеком поглотила столичного монополиста услуг проводной связи Казанскую ГТС. Сейчас всё тихо разваливается.

  • Анонимно
    6.05.2019 08:36

    Вот это поворот

  • Анонимно
    6.05.2019 08:39

    Хорошая статья, все по делу.

  • Анонимно
    6.05.2019 08:45

    Таттелеком морально уже устарел , неповоротливый чемодан без ручек

  • Анонимно
    6.05.2019 08:48

    Конечно РЕСПУБЛИКЕ НЕОБХОДИМ СВОЙ ОПЕРАТОР.
    А федералы - это ПОЛНЫЙ ОТСТОЙ, с точки зрения обслуживанпия и отношения к клиентам. Только враг может пожелать себе такого, что заявку на проблемы со связью принимает со всей территории России один дежурный, находящийся в это время или в Мурманске или на Сахалине.
    Для современных больших операторов абонент - источник денег и ВСЕ!!!

    • Анонимно
      6.05.2019 09:22

      Ээээ, но это же очень классно, когда абонент - источник денег! Значит нужно его ублажать и придумывать "ништяки", чтобы он дальше продолжал их приносить. А вот если источник денег = государство - это капец, шевелимся мало, обслуживаем "спущенных сверху" клиентов и ждет транша очередных денег.

      • Анонимно
        6.05.2019 17:02

        Федералы сейчас выполняют известные законы по связи, Сети, принятые ГД с подачи правительства. Государство занято выкачиванием денег из населения на свои проекты, "акции", "операции" разного вида и продолжительности. Скоординированность "четверки" и государства в финансовом ограблении населения очевидна. Кто при этом в выигрыше - вполне понятно.
        Преимущества или недостатки ТТК - это мелочь (хотя иногда и неприятная) в большой игре.

  • Анонимно
    6.05.2019 09:00

    Азат Д

    Если в жилых комплексах набрали абонентов, то и скорось сделайте нормальную.

  • Булгарин
    6.05.2019 09:03

    Самый лучший выход из всех вызовов - это продажа несколькими пакетами акции предприятия на открытом рынке. Я бы для этого даже привлек иностранных инвесторов, выставив их на зарубежных рынках.

    Далее, все обозначенные вызовы только чисто теоретически вызовы, это скорее направления работы. Но и они не равнозначны. Понимают ли те, кто предлагает или предлагал купить ICL, что это ни к селу, ни к городу. Это совершенно разные виды деятельности, которые объединены только тем, что относятся к высокотехнологичной сфере деятельности. Обычно, один покупает услуги и продукты другого, но не занимается их производством. Сфера деятельности Татателекома - это связь и коммуникации, и в основном вложения в "железо". Вот тут и надо развиваться, а не искать что-то на стороне. Так можно предложить и бензоколонками заняться, назвав их "умными" и часть интернета вещей. Точнее приобрести сеть таких бензоколонок. Конечно, это ирония.

    И еще. Когда начинается гонка за модными и супернакрученными вещами возникают проблемы. Например, 5G. Вряд ли стоит затрачивать на нее сегодня большие ресурсы. Конечно, это можно и суперсовременно, но такими технологиями можно заниматься только для пробного тестирования, но не для вложений в эти технологии. Тут все равно все эти операторы связи будут всего лишь покупателями этой технологии. Да, кто-то займется раньше, будет иметь некую компетенцию, опыт работы, но тут можно быстро наверстать, когда станет ясна магистральная линия развития. Потому лучше заниматься совершенствовать то, что уже есть и работает, например, качество услуг, сервис. Как-то задал такой вопрос представителю Дойче Телекому, почему у них такая низкая скорость интернета, особенно это заметно, когда приезжаешь из России. Вроде и по самому дорогому тарифу закачиваешь, но скорость низка. На что ответили довольно просто. У них старое оборудование и пока оно не окупится, на новое они не собираются переходить. Привыкайте. А это ведь третья по величине в мире телекоммуникационная компания. Да, у них есть в планах установка нового, более современного оборудования. Всего в Германии три таких оператора, но переход от одного к другому особо ничего не решает. Все они чисто коммерческие предприятия, деньги и помощь от государства не получают, потому и работают в рыночных условиях. А на рынке все просто, убытки - это путь к разорению, и потому акционеры вряд ли допустят долго терпеть убытки, быстро сменят и руководителей и направление их работы. Потому и переход на 5G там будет не быстрым.

    Да, те же США. Там такие разговоры. При переходе на 5G провести национализацию сети, чтобы перекрыть иностранное влияние, особенно со стороны Китая. И это в самой капиталистической стране. Так что увлечение такими технологиями - это путь к полному контролю этого предприятия со стороны государства, и уже не будет там зависеть от того хотят ли там кому продаться или нет. Все могут слить в тот же Ростелеком и национализировать ее полностью.

  • Анонимно
    6.05.2019 09:12

    08.28 все правильно написал. а бездарные нытики минусубт. совесть есть у вас ? сами то чего хорошего слелали то?

  • Анонимно
    6.05.2019 09:13

    Варианты голосования очень странные. Да и моего ответа там нет

  • Анонимно
    6.05.2019 09:16

    Интересное назначение! Думаю у Нурутдинова А.Р.должно получиться. Самому приходилось с ним общаться не раз. очень грамотный руководитель, умён , любой вопрос доводит до конца. Успехов !!!

  • Анонимно
    6.05.2019 09:18

    Хорошая статья, все разложили по полочкам. Хочу ещё отметить жёсткую дискриминацию по скорости интернета таттелекома в Казани, где есть конкуренция, и в мелких городах, где за те же самые деньги скорость объективно ниже в 3-4 раза. Очень заманчивые сотовые тарифы, но отсутствие роуминга по России сводит все на нет, одно лишь приближение к границам марийки может оставить без штанов. То есть а любом случае требуется наличие второй федеральной симки, продукт не является полноценным.

    • Анонимно
      6.05.2019 09:33

      Компания выживает только благодаря монопольному положению в РТ. По сути это и не компания, а лишь продолжение государства, поэтому все эти разговоры о прибылях и эффективности от лукавого. Государство всегда было и будет неэффективным.

      • Анонимно
        6.05.2019 19:41

        Да так и есть весь бюджет по услугам связи проходит через Таттелеком

  • Анонимно
    6.05.2019 09:20

    Надеюсь это не последняя отставка в ПРОгосудаственных структурах

  • Анонимно
    6.05.2019 09:21

    Пришло время перемен. Ежели не будет перемен Татарстан будет занимать последние места в рейтинге

  • ДеД
    6.05.2019 09:31

    Давно надо было продаться. Задорого. Сейчас цена ниже намного из-за потери долей рынка.
    Маркетинг ниже плинтуса стал :(
    Всё "совковое"
    Айрат, продавайте.

  • Анонимно
    6.05.2019 09:40

    Пользуюсь " Летай " тариф " Батыр " очень качественный и стабильный интернет и устойчивая связь. Чего нет у " Биллайна " и " Теле-2 ". Очень доволен. Мне кажется, что компанию будут банкротить специально, потому что, многие уходят к ним, а федералам это нравиться. Если продадут, останемся без 4G интернета.

    • Анонимно
      6.05.2019 10:15

      может где то и работает нормально.в Казани перегружены базовые станции благодаря тому, что люди сидят через прошитые модемы на тарифах для телефонов.

    • Анонимно
      6.05.2019 11:59

      билайн даже при 0-м тарифе и не пользуешься услугой все равно деньги списывает не известно за что, даже при минусовом балансе и блокировке услуги??????????

  • Анонимно
    6.05.2019 09:42

    Да в этой бешенно развивающейся отрасли совсем становится высокая конкуренция именно по IT составляющей, и думаю Таттелекому надо было менять вектор 2-3 года назад уже. А теперь время упущено и его ой как сложно, если вообще возможно, наверстать. Не знаю как новый руководитель справится, но старый точно показал неэффективность в таких реалиях рынка

    • Анонимно
      6.05.2019 10:30

      надо было меняться лет 10 назад. Проблема Таттелекома - это извечная попытка сесть в вагон уходящего поезда и не важно куда этот поезд едет.
      При наличие развитой инфраструктуры необходимо было развивать направление ЦОДов.

      • Анонимно
        6.05.2019 12:01

        в Казани уже есть 2 ЦОДа и те не загружены. Приходится использовать админресурс руководителей и владельцев

        • Анонимно
          6.05.2019 13:02

          По таким тарифам как у ТТК туда никто не пойдет. Поэтому админресурс. Хотя ТТК без админресурса просто не существует.

        • Анонимно
          7.05.2019 02:11

          ЦОД от ТТК? Не смешите...
          Какой это ЦОД собранный подешовке на серверах самосборах supermicro, по цене hp и dell

  • Анонимно
    6.05.2019 09:50

    Живя в городе, начинал пользоваться ещё проводным инетом от ТТК, потом поставили "Кабель в дом"... прогресс, скорости, удобно. уехал за город жить, от чувства прогресса, скорости ничего не осталось. плачу более 500 рублей только за инет по системе ADSL полная печаль, да и в добавок с каждым разом хуже и хуже качество услуги. развития нет, т.к. нет конкуренции... так сказать - пипл и так схавает. ну а по сотовой связи слов нет... батыр далеко не батыр...

    • Анонимно
      6.05.2019 10:46

      Что у них хорошо, так это сотовая связь. Я ещё на тарифе Первый. С тех пор не разу не пожалел.

      • Анонимно
        6.05.2019 11:45

        Вам наверное рабочий телефон выдали, поэтому разницы нет. Начальник не дозвонился, сам виноват, тк ТТК сам выбрал

    • Анонимно
      6.05.2019 11:59

      А почему конкуренции нет? Невыгодно? Федералы молодцы -окучивают крупные города где много и сразу. А в селах пускай таттелеком негатив собирает. Так наверно тоже не правильно.

    • Анонимно
      6.05.2019 12:03

      Ростелеком получил и наверно уже ОСВОИЛ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ МИЛЛИАРДЫ НА ВСЮ Россию, на программу Ликвидации ЦИФРОВОГО НЕРАВЕНСТВА - ждите, может сделают....

    • Анонимно
      6.05.2019 13:39

      Конкуренция есть и очень жесткая с их стороны - просто не пускают на свою поляну компанию Казгорсеть (Уфимская компания) - у уфимцев в дом входит оптоволокно!
      Мне повезло - в нашей деревне они работают.

  • Анонимно
    6.05.2019 10:03

    Таттелеком привык ,что они местные и все у них на подключке.Пришли конкретны и бросили им вызов ,забрали половину абонентов ,вот они начали репу чесать но не шевелится.

    • Анонимно
      6.05.2019 10:43

      А когда он успел привыкнуть? Всегда был в конкурентной борьбе.

  • Анонимно
    6.05.2019 10:03

    Есть такая контора телеком21.Которая тянет интернет воздушными линиями в ближайшие поселки вокруг Казани.Подключение 10000 аб плата 750 за безлимит.Ходил в уфанет и эртелеком спрашиваю ,когда воздушку тянуть в поселок будете.
    Получаю ответ.Воздушной линией нам не согласовывают.Только под землю.Естественно это дорого и не выгодно.А теперь задумаемся почему телекому21 можно а другим нет?Потому что-это структура Тателекома монополиста который в наглую лоббирует свои интересы.

    • Анонимно
      6.05.2019 10:45

      Неправда всё это. Вначале разберитесь, потом пишите Иначе это просто клевета.

      • Анонимно
        6.05.2019 11:17

        Поселок Большие Клыки. Азино. Вокруг многоэтажки. Нормального кабельного интернета нет и не предвидится. Вот такая клевета.

        • Анонимно
          6.05.2019 14:02

          Мирный - КГС (башкиры) протянуло оптику даже в СНТ. Стабильно в районе 300 мегабит тянет

          • Анонимно
            6.05.2019 14:41

            У них до 500 мегабит можно получить.
            За 1160 в своем доме.
            Таттелеком просто рядом не стоял...

          • Анонимно
            6.05.2019 17:08

            Башкиры сегодня есть, завтра их нет. Это частный бизнес, построит и быстро продаст тому же Таттелекому. КГС это очень ненадежный.

            • Анонимно
              6.05.2019 18:40

              Рентабельный бизнес продают только по принуждению. Таттелекому спасибо за село, а в городе его дочка Телеком 21 лупит с граждан по полной программе и не конкурент уфимцам поэтому и используют админ. ресурс. Вот вот во всех этих делах и должен разобраться новый директор . Успеха и выдержки ему.

              • Анонимно
                6.05.2019 19:33

                Да интересно- оказывается это вообще интересная контора Телеком21, часто на торгах выступает вместе с ТТК и как ни странно выигрывает! По контуровской базе прям несколько таких торгов. Либо наоборот «напарником» играет и крупные контракты «проигрывает», должна же быть «конкуренция»)При этом канализации кабельной у неё нет в городе похоже, потому что работает только там где есть Таттелеком. Интересно, кто там в собственниках? ЗАО, удобно- акционеров не видно..

            • Анонимно
              6.05.2019 19:41

              Дом ру живет и здравствует. И продаваться пока не собирается. Ненадёжный- слово какое! А наши - образец надежности )))

      • Анонимно
        7.05.2019 20:52

        А чего тут разбираться. Сходите в Сетевую компанию и попросите тех. условия по прокладке оптоволокна по их опорам. Все уже поделено. Часть городских поселков закреплено за Телеком 21, загнувшим по 10000 р за установку. Они сразу хотят получить прибыль, а где гарантии , что эта компания завтра не обанкротится. Получили разрешение на прокладку оптоволокна по опорам Сетевой компании, стали монополистами и загнули цены. Куда смотрит ФАС? Наверно отвернулись.

    • Анонимно
      7.05.2019 07:58

      Вы прям глаза открыли только это уже десяток лет горизонтальным бурением и новые АТС! И структура частная)

    • Анонимно
      14.05.2019 05:07

      А вы у Улесова спросите какое отношение эта компания имеет к Таттелекому. И все станет понятно. Фамилия руководителя Телеком 21 вам не знакома?

  • ЛДПР
    6.05.2019 10:08

    Кто такое таттелеком?

  • Анонимно
    6.05.2019 10:20

    Не отложился Шафигуллин на посту первого зама в минземе.
    Он просто "объективно был".
    Не помню ни одного совещания с его участием, ни одного.

  • Анонимно
    6.05.2019 10:30

    Таттелеком обогатился за счет абонентов телефонной связи собирая по 6-8 тысяч за подключение к АТС , строили за счет этих денег подземные коммуникации которые себе и присвоили, хотя при получении денег с населения называло их совими акционерами. На обмане долго не продержишься.

  • Анонимно
    6.05.2019 10:35

    Последние два пункта самые больные:
    маркетинг и сервис.

    Если тут читают представители Таттелекома - ну кто в 2019 году договоры делают со штрафными санкциями при отключении менее, чем через год?

    По поддержке - просто 0. "Перезагрузите роутер"
    При отключении тарифов - пересчет не могут сделать нормальный.

  • Анонимно
    6.05.2019 10:40

    По фиксированной телефонной связи просадка вполне объяснима - она стремительно теряет актуальность, мобильник намного удобнее, даже корпоративные клиенты уходят на SIP/GSM-шлюзы. В итоге кабельное хозяйство и АТС работают с небольшой загрузкой. Доступ к Интернету по телефонной лапше (DSL) теряет актуальность из-за низкой скорости (теоретический максимум 24 Мбита).
    Кабельные коллекторы забиты под завязку медными кабелями в руку толщиной, соответственно появляется неудовлетворенный спрос, потенциальные арендаторы кидают воздушные линии либо тянут свои кабели. Даже у самого Таттелекома многие базовые станции работают по радиорелею.
    Мобильная связь у компании с особенностями - есть лицензии на GSM и LTE, лицензии на UMTS нет, соответственно, имеем либо быструю передачу данных либо голос без данных. Покрытие в РТ очень хорошее, но стоит выехать за пределы республики и включается роуминг.
    С телевидением тоже не все так гладко - наблюдается конкуренция со стороны спутниковых операторов, продвинутые пользователи уходят на VoD, чтобы смотреть то, что хочется тогда, когда хочется.

  • Анонимно
    6.05.2019 10:48

    Я просто давно пользуюсь Летаем. И даже не знал, что там убытки какие-то. Хорошая связь, безлимитный интернет. 275 руб. Больше ничего не хочу знать, лишь бы не трогали.

  • Анонимно
    6.05.2019 11:02

    Средняя зарплата 35 тыс. Не смешите мои тапки, в провинции зарплата инженера стала после последнего большого сокращения 20 тыс. А требований к персоналу в разы более. Переработки считаются нормальным явлением, плюс практически круглосуточный график работы в нарушение всех норм трудового законодательства. Чрезмерно раздутый управленческий персонал в зональных узлах, на каждого начальника по несколько замов. Также раздутый коммерческий блок куда набрали людей сверх всякой меры, а сокращают как всегда технический персонал. Вот и получается что оборудование обслуживать некому, а коммерсантов выше крыши. А на счет мобильной связи то таттелеком опоздал с ее внедрением, когда все уже забито большой тройкой. Да и качество сигнала у летая плохое, частоты плохо проходят преграды. Если на улице еще как то ловит то внутри помещений практически сигнал теряется. Специалистов по мобильной связи практически нет, текучка страшная никто за копейки не хочет круглосуточно работать. Вот такая в таттелекоме обстановка.

    • Анонимно
      6.05.2019 12:15

      Согласен полностью! Сейчас сотрудники кабельного участка КУЭС обслуживают кабельные сети Лаишеского района. местных сократили. Казанские вынуждены обслуживать большИй район за те же деньги. А по вечерам ещё идти смотреть как рослые девушки играют в мячик за деньги Таттелекома.

      • Анонимно
        6.05.2019 20:01

        Девушек катают на автобусах, возят в модные кабаки и салоны красоты.
        А сотрудников гоняют смотреть на "Спорт"!
        Зато в планах на этот год ликвидировать медицинский кабинет!
        Ремонт сетевого оборудования на коленках своими силами.
        Совет директоров, собирается с одной единственной целью - пилить.

  • Анонимно
    6.05.2019 11:05

    Таттелеком последние годы работал только на Руслана Шафигуллина и это факт

  • Анонимно
    6.05.2019 11:08

    Военный строитель это состояние души ни какими должностями его из себя ни выдавить. Ни управленец, не айтишник, не аналитик - просто БОЛЬШОЙ НАЩАЛЬНИКА.
    Довёл ситуацию «до ручки» теперь новому директору разгребать эти Авгиевы конюшни.

    • Анонимно
      6.05.2019 11:23

      Это точно на 100 процентов, привык на планерках только орать обвиняя всех в непрофессионализме и требуя выполнения заведомо невыполнимых планов и распоряжений и естессено в кратчайшие сроки.

    • Анонимно
      6.05.2019 16:57

      Работники компании надеятся, что разгребет, и очистит Таттелеком от ненужных людей со своих насиженных теплых мест.

      • Анонимно
        6.05.2019 18:09

        Наивные, Таттелеком готовят к продаже своим по дешевке. ФОТ самое простое, на чем можно сразу сэкономить и улучшить результаты. Плавали, знаем, ждите сокращений.

  • Анонимно
    6.05.2019 11:11

    Вызывает сомнения эффективность назначенного руководства, он из чиновников, а не из бизнеса. А стало быть будут снова бездарно потрачены деньги. Видимо задачи перед ним стоят другие. Будем посмотреть.

  • Анонимно
    6.05.2019 11:15

    у меня летай перешел с мтс доволен на все сто. да бывают глюки , но они есть у всех. по деньгам дешевле, обмана не замечаю по сравнению с мтс .

  • Анонимно
    6.05.2019 11:21

    Что то я здесь немного не понял:

    ... при выручке в 621 млн рублей получен убыток 711 млн рублей ...

    Карл! Это как надо работать? Здесь явно что то не чистое

    • Анонимно
      6.05.2019 16:20

      Что тут странного, Карл?
      При выручке 621 млн. руб. имеешь затраты 1 332 млн. руб.
      Или покупаешь яйцо за рубль, варишь его и продаешь за 50 копеек...

      • Анонимно
        6.05.2019 20:46

        Именно так считают в тмт как развивать сотовую связь

  • Анонимно
    6.05.2019 12:15

    Раскрутили в Таттелекоме на мобильный роутер Летай почти за 7 тыс. руб. Скорость во всех районах города около ноля. Трижды обращался в компанию, по два-три месяца ждал ответ. В итоге и деньги за трафик сгорели и сам роутер оказался абсолютно бесполезен. Тьфу на них.
    Но к проводной связи претензий нет. Реагируют адекватно.

  • Анонимно
    6.05.2019 12:16

    Сайт у них ужасный. Ужаснее не бывает, наверное

    • Анонимно
      6.05.2019 12:51

      Сайт соответствует всем модным тенденциям, так что зря вы

  • Анонимно
    6.05.2019 12:35

    Таттелеком хорошая компания.
    Вопрос только в том, это компания государственная или частная.
    Государственная:
    1. Есть министерство связи, где вектор развития, лоббизм, стратегия для своей компании.
    2. Почему в услугах для гос предприятий сторонние операторы (Камеры ПДД, и так далее).
    Частная:
    1. Почему она участвует в благотворительности.
    2, Выполняет изначально убыточные проекты,

    В 90 х это была карманная компания минсвязи, думаю и сейчас также все обстоит.

    нет стратегии, нет бизнеса и прав тот человек что через 10 лет ее не будет.

    • Анонимно
      6.05.2019 13:17

      Главный вопрос для чего нужен минсвязь рт если есть такое же ведомство в рф?

      • Анонимно
        6.05.2019 14:44

        Так все министерства рт дублируют-копируют федеральные. Только МВД РТ ликвидировали/реорганизовали.
        Хорошо, что хоть в столице - Казани не создали по аналогичным министерствам )

      • Местный
        6.05.2019 15:07

        Тёплое место нужно многим родственникам, однокашникам и "хорошим" людям. Работа у них важная, встречать гостей, ленточки перерезать, бюджет осваивать.

        • Анонимно
          6.05.2019 15:27

          ну не только, еще бизнес сделать. на примере бывших министров связи.

        • Анонимно
          6.05.2019 17:00

          Вот таких теплых мест в Таттелекоме стало слишком много для своих, фонда зарплаты не хватает

      • Анонимно
        6.05.2019 18:14

        Еще и в центре города огромное здание.
        В других регионах это просто отделы, а в РТ целое министерство, лицензий не выдает, стандарты не разрабатывает, отечественное производство не запускает, чем занимается не понятно, только отчеты министерство требует и генерит. Бывший начальник Коля уже показал на фед уровне нулевой результат, как было все импортное телеком оборудование так и осталось.



        • Анонимно
          6.05.2019 21:30

          Я вам больше добавлю. Заявляли они о переходе на оптоволокно. Работали года три. В итоге только 20% всех сетей оптоволокно, остальное это медный кабель доставшийся от Советского союза.

          • Местный
            7.05.2019 10:40

            Так старые сети ни кто и не собирался менять. Политика такая, что оптика строиться только в новые дома или за счёт заявителя. Нужна оптика, берёте техусловия, строите за свой счёт, а потом сдаёте на баланс Таттелекома.

  • Анонимно
    6.05.2019 12:42

    одна голова хорошо , а 2 лучше.
    нужен совет директоров профи а не удащливых

  • Анонимно
    6.05.2019 12:59

    Таттелеком сейчас, как раньше ТВТ - "архив детей нужных людей". Одни комерсы, бухгалтера и экономисты. И чуть-чуть технарей, которых всё меньше и меньше.

    • Анонимно
      6.05.2019 17:37

      Кому нужны технари в настоящее время то, тем более бухгалтера и экономисты? Проснись. Все стремительно меняется и база знаний у технарей устаревает.
      Коммерческому предприятию - нужны одни коммерсы.
      Все. Точка. Баста

      • Анонимно
        6.05.2019 19:00

        Вы не правы, любое крупное предприятие ещё и социально ответственную функцию несёт. С вашим подходом та же самая Татнефть давно бы только о прибыли коммерческой думало и никак не развивало город и республику благотворительными проектами, просто у ТТК маржинальность от деятельности гораздо ниже чем в нефтянке

  • Анонимно
    6.05.2019 13:32

    это КАРМА! ЗА ВСЕ ВАШи Грехи! Надо меньше воровать и больше делать для простых людей!

    • Анонимно
      6.05.2019 13:58

      а карма тут причем, проиграют все, так как социального бизнеса не бывает :)

    • Анонимно
      6.05.2019 18:19

      пусть покаются ! надо потребовать свои акции Таттелекома купленные в 2000-х за 6000 руб.

  • Анонимно
    6.05.2019 14:45

    Интересно, насколько сильно поменяется команда? Большую ли команду приведет новый шеф? Всю верхушку будут менять? Там неплохие спецы сидят, еще из старой команды Сантела...

    • Анонимно
      6.05.2019 17:33

      Это Вы про Зама(финансового директора Сантела) и экономистов Сантела? Прочитайте про прибыли и убытки ещё раз...

    • Анонимно
      6.05.2019 19:47

      Эти спецы и довели Таттелеком до такого состояния слишком много их слушал генеральный вот и результат

      • Анонимно
        6.05.2019 20:19

        Ну не знаю... Сантел то на ноги поставили

        • Анонимно
          6.05.2019 20:43

          Не они... Тогда другие люди принимали решения - ХОЗЯЕВА...

        • Анонимно
          6.05.2019 20:49

          Сантел был один в голом поле, когда никого из федералов не пускали низачто в республику, а сейчас видим результат работыпри конкуренции. Матчасть изучите

        • Анонимно
          6.05.2019 21:32

          Поставили, да не они

  • Анонимно
    6.05.2019 16:16

    Смертность гигантская! Текучка огромная!
    Раздутый штат управленец на управленце! Все чьи-то родственники!
    Как старый анекдот, не ешь уборщицу в грязи зарастем! Только начальников! Тут на 100% совпадение!
    Биг ДАТА? на какой платформе? HADOOP был и тот помер!
    Копейки экономят на сотрудниках! Придет молодой специалист, обучишь! Он уходит!
    Где ЗП в 35 тысяч? Сказки это про бледного бычка!
    Таттелеком это откат, распил и родственники!

  • Анонимно
    6.05.2019 16:19

    Лутфулла Нурисламович спасибо Вам большое за все годы работы нашим генеральным директором! Высокой души человек, профессионал принял компанию с медными линиями, а сейчас Таттелеком предоставляет все виды услуг на телекоммуникационном рынке. Коллектив Вас очень уважает, дай Бог Вам здоровья и дальнейших успехов!

  • Анонимно
    6.05.2019 16:34

    Сбербанк не танцует а топчится по клиентам, по мере развития НПСК Мир он отомрёт. Фишка в том, что погоня за отдельными технологиями затратна и очень рискованна. Спутниковые OneWEB, SkyLink и возможно наша "Сфера" в итоге съедят всех операторов всех видов связи. Единственная услуга, на которой можно выжить на рынке РФ и возможно СНГ - это IoT в ЖКХ из-за крайне специфического его устройства, т.е. Таттелеком должен свою биллинговую инфраструктуру превратить в реальный ЕРЦ для ЖКХ и всех видов сигнализации пожарной, охранной, медицинской которые критичны к надёжности и пока спутнковая инфраструктура заработает, можно вполне накрыть рынок.

    • Анонимно
      6.05.2019 16:50

      зачем опять гнаться за уходящим поездом, может попробовать сесть в самолет и полететь. ИоТ это миф и маркетинг. Для автоматизации и т.п. давно уже существуют программируемые контроллеры.

  • Анонимно
    6.05.2019 16:41

    Хватит заботится о тех кто с одного тепленького места летит на другое. Лучше бы спросили, почему такая дорогая телефонизация и интернетизация. Тарифы на услуги грабительские. Летай связь никакая. Все против людей. А мы о них.

    • Анонимно
      6.05.2019 20:56

      Это вы откуда берете? Цены рыночные,вы точно в Татарстане живёте?

  • Анонимно
    6.05.2019 18:33

    ТТК держится исключительно на гос контрактах. Каждая гос структура (больница, школа, садик, казначейство, министерство и тд) должно быть подключено к ГИСТ (грубо гос система электронного взаимодействия органов власти). Есть организации подключённых через других провайдеров, но это в порядке исключения

  • Анонимно
    6.05.2019 18:34

    Своих специалистов в ТТК очень мало, для обслуживания своего оборудования привлекают на аутсорсинг одну известную московскую компанию

    • Анонимно
      6.05.2019 20:46

      А в той компании, кроме адреса и хозяев, все местное...

  • Анонимно
    6.05.2019 18:38

    800 млн. прибыль, 700 мл. убытки. Понятно, почему мин. зарплата 15 тыс.

  • Анонимно
    6.05.2019 19:01

    эх люди как вы не понимаете что если продадут ттк ростелекому никому не будет от этого хорошо ни абонам ни работникам...и если будет ростелеком то будут сокращения и повышения тарифов.т.к. конкурентов в РТ будет меньше и федералы будут диктовать свои условия...

    • Анонимно
      6.05.2019 20:52

      Пусть лучше продадут чем ха счёт таттелекома и их клиентов-жителей РТ будут жировать и пировать кучка еффективных топ менеджеров из 25 чедовек а другие вкалывать

  • Анонимно
    6.05.2019 21:08

    У меня летай около года, буду переходить на теле 2 в ближайшее время.видео смотреть невозможно!!!50 Гб доступно,а скорость просто ужас!

  • Анонимно
    6.05.2019 21:26

    У нас в ЖК 21 век оператор Кабельного ТВ и интернет провайдер монополист - Таттелеком. Причём сети (внутридомовых) арендует у какой то частной компании, скорее всего «близкая» к Лутфулле. При этом качество гавно, заявки даём регулярно, толку нет. Надеемся на улучшения с приходом нового руководителя. Удачи Айрат!

    • Анонимно
      14.05.2019 05:13

      В учредителях частной компании братишка Лутфуллы, Радиф. И вот банчат бабло с Таттелекома на аренде.

  • Анонимно
    6.05.2019 21:44

    Просьба просвещать еженедельно о новостях в ТТК.
    Тема интересная, хорошо бы быть наблюдателем со стороны.
    Нурутдинов открытая личность, я думаю он поддержит идею

  • Анонимно
    6.05.2019 22:22

    А я очень рад, что создали Летай! Родители летом практически живут в деревне и там кроме Летая инет не работает ни у кого! И таких случаев очень много, Летай нужно всячески поддерживать! И так в деревнях никого не осталось, а тут хоть какая то цивилизация для деревенских

  • Анонимно
    7.05.2019 05:12

    Ушли последние опытные и перспективные управленцы из Татарстана еще два года назад. Вот и тасуют карты опять среди своих. Много, что можно было сделать, а эти так и сидели «на подсосе» у бюджета все 13 лет.

  • Анонимно
    7.05.2019 10:27

    Надо разогнать пол управления глядишь может и зп поднимут, ничего хорошего в этой компании нет, какие 35тыс.р. вы о чем шафигуллин только и занимался благотворительностью, зп у же 2 года не поднимают сыну, а люди молчат, все бояться, разогнать все руководство, всех родственников которые там сидят всех жирдяев

  • Анонимно
    7.05.2019 11:45

    Есть у нас еще бывший Казгорсвет)

  • Анонимно
    8.05.2019 18:04

    в этой организации одни проблемы, хозяйство разваливается, и самое главное они его сами и разваливают........ хотел провести в деревне интернет и телевидение , договорились, провели по столбам провода, посмотрел на их работу и пришёл в ужас..... провода натянуты от столба до столба, этими же проводами на скрутках намотаны на столбы, потом эти провода провисают и трутся об бетонный столб, после чего у них вся система зависает особенно в сырую и мокрую погоду и более того в случае грозы эти намотанные провода разорвёт просто и замыкание пойдёт в дом, после чего будет пожар(сам лично это видел, и были смертельные исходы)..... такой сервис мне не нужен..... когда Я опросил соседей по качеству связи, все мне подтвердили мои домыслы, что телевизор всегда зависает и интернет долго грузится по полчаса надо ждать ..... а Я смотрю ремонтные бригады постоянно из ремонта не вылазят, сами же портачат и сами же ремонтируют каждый день..... работают непрофиссионалы а колхозники без образования, я в этом уверен на 100% ..... поэтому эту связь все и ругают.... а дело не в связи

  • Анонимно
    11.05.2019 00:53

    Нурутдинов справится. Он уже создал одну эффективную и прозрачную контору - рфп и тут все сделает по уму

    • Анонимно
      14.05.2019 05:15

      Нурутдинов возвращайте уехавшие из республики кадры - Хамзина, Хидиятуллина, Сафина, Мирзеева.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль