Общество 
10.05.2019

Роберт Гараев: «Моя книга – близко к криминалу, рядом с криминалом, но не про криминал»

Казанский феномен до сих пор остается полузакрытой темой и во многом – загадкой. Ее хочет раскрыть в своей книге казанский экс-группировщик

Стоит ли бояться возрождения группировок в Казани? Было ли причастно КГБ к их возникновению? В чем уникальность казанского феномена? Как группировки повлияли на судьбу подростков 80-х и 90-х? Почему ребята массово вступали в ОПГ? Были ли женские банды или это городская легенда? Как в Казани эпохи группировок выживали субкультуры? Об этом и о многом другом читателям «БИЗНЕС Online» рассказывает основатель паблика «Казанский феномен», гид Еврейского музея, диджей и бывший группировщик Роберт Гараев.

Роберт Гараев – основатель паблика «Казанский феномен», гид Еврейского музея, диджей и бывший группировщик Роберт Гараев: «Я сам был группировщиком. А сейчас знаю много интересных и вполне мирных людей, которые в свое время прошли через те же события и ныне их переосмысливают»

«ЭТО ВАЖНЕЙШИЙ АСПЕКТ, ОТЛИЧАЮЩИЙ ПАЦАНСКИЕ ПОНЯТИЯ ОТ ВОРОВСКИХ»

— Роберт, в 90-е ОПГ были распространены по всей стране. Почему, на ваш взгляд, казанский феномен должен изучаться как отдельное явление?

— В Казани территориальные подростковые группировки, дравшиеся стенка на стенку, появились еще в 70-х, и именно они в 90-е трансформировались в серьезные ОПГ и ОПС. Это был переломный момент, этот переход очень важен для понимания процесса. Кто составлял основной актив питерских и московских ОПГ? Спортсмены, блатные, бывшие «афганцы» и милиционеры. В Казани же подростковые территориальные группировки были так всеобьемлющи, что, когда случились экономические реформы Горбачева и страна встала на капиталистический путь развития, никто кроме пацанов не мог крышевать, заниматься рэкетом и грабежами, не будучи членом одной из группировок. Отчасти в этом уникальность казанских группировок как объекта исследований. Кодекс «пацанских понятий», которому подчинялись казанские и формировавшиеся по типу казанских молодежные ОПГ Татарстана и Поволжья, существенно отличался от блатного.

— В чем были основные отличия?

— Пацанские понятия готовили человека к жизни не на зоне, а на воле. Это свод правил, который в чем-то опирался на классические криминальные традиции, и, конечно, формировался во взаимодействии с ними. Принципиальным отличием было то, что группировщик не исключался из социума (в отличие от вора), не должен был обязательно становиться маргиналом, отказываться от обычной жизни в обществе и некоторого сотрудничества с государством. Это важнейший аспект, отличающий пацанские понятия от воровских. Пацану не возбранялось иметь семью, работать, служить в армии. Социолог Светлана Стивенсон в своей работе «Жизнь по понятиям» также пишет о возможности «двойной спирали мобильности». То есть пацан мог жить двойной жизнью, делать двойную карьеру: одну обыкновенную, а другую криминальную.

— Прямо как доктор Джекил и мистер Хайд. А вы встречали в своих исследованиях примеры такой двойной спирали мобильности?

— Мне известны случаи когда, например, человек днем был врачом, а вечером ходил на сборы. По пацанским понятиям, в отличие от воровских, допускалось делать карьеру и тут и там.

— Почему вы обратились к эпохе группировок в истории Казани?

— Я сам, как и многие казанские подростки, был группировщиком в самом начале 90-х. А сейчас знаю много интересных и вполне мирных, остепенившихся людей, которые в свое время прошли через те же события и ныне их переосмысливают. Кто-то разочаровался в криминальной романтике, быстро понял про стадное чувство и считает, что подростков использовали. Что может быть глупее, чем то, что тебе проломили череп в войне район на район? Некоторые информанты (не информаторы, я не ФБР) признаются, что стереотипы мышления и привычки, сформировавшиеся в тот период, даже сейчас на неосознанном уровне продолжают влиять на их оценки, поведение. Например, кто-то, заходя в помещение, до сих пор машинально осматривается — нет ли здесь потенциальных врагов? Кто-то невольно сопоставляет свои решения, поступки с так называемыми пацанскими понятиями. Мне кажется, разбираясь в проблемах этого поколения, я заодно разбираюсь в себе.

«Группировки — не только криминал, но и часть повседневной жизни казанских мальчиков и девочек 80-х, 90-х, да и по сей день»

«МОЛОДЕЖЬ В КАЗАНИ ДО СИХ ПОР ДРУГАЯ, БОЛЕЕ, ЧТО ЛИ, ОСТОРОЖНАЯ, ЧЕМ В МОСКВЕ»

— Чем лично вам этот период интересен?

— Покопавшись в своем индивидуальном опыте, сравнив его с опытом сверстников, я понял, что не такой уж он уникальный. Это для других городов участие в ОПГ что-то достаточно экзотичное, в Казани дела обстоят совсем не так. Существенная часть мужского населения с 1970-го по 1980 год рождения состояла в группировках. «Пацанские понятия» были действующим сводом законов, с которыми считались и сталкивались все — не только сами участники группировок, но и те, кто в них не состоял. Весь город жил в этой ауре. Это не могло не наложить отпечатка на экономику, культуру, менталитет жителей. Молодежь в Казани до сих пор другая, более, что ли, осторожная, чем в Москве — городе, где я сейчас живу. В моей последней поездке в Казань чуть ли не каждый второй встречающийся мне таксист был бывшим группировщиком.

При этом казанский феномен до сих пор остается полузакрытой темой в официальном поле и во многом — загадкой. Криминалисты изучают группировки, но криминалистический анализ — пожалуй, самое скучное, что можно сделать в этой области. Ритуалы, традиции, иерархия, возникновение группировок — здесь очень много недоизученного, море работы для историка, социолога, культуролога.

Пацанские понятия регламентировали весь уклад жизни молодого человека. Например, пацану нельзя было пить алкоголь, курить, употреблять наркотики — нужно было аккуратно стричься, подобающе одеваться. Мода и фольклор группировщиков — отдельная тема. Моя группа в ВК «Казанский феномен» посвящена этой стороне вопроса. Группировки — не только криминал, но и часть повседневной жизни казанских мальчиков и девочек 80-х, 90-х да и по сей день.

— Время от времени появляются материалы о попытках возродить группировки, снова вовлечь в них массово подростков, организовать все по той же схеме. Как вы думаете, это вероятно?

— Я читал статьи о возможности такого возвращения, и в корне не согласен с их авторами. Потому что, например, казанские группировки никогда никуда не уходили. У них были периоды взлетов и падений и очевидно, что сейчас они не на взлете, а скорее в анабиозе. Но это не означает, что они куда-то сначала ушли, а потом вернулись, — они были всегда. Зачастую материалы о глобальном возвращении группировок высосаны из пальца — почитайте криминальные хроники 90-х и современные, сразу видно разницу. Важно понимать, что наша страна и по размеру, и по тому, как ею управляют, уже не будет той же, что в 80-е. Не возродится среда, определившая тип развития группировок в Казани и окрестностях в тот исторический период.

Всегда были, есть и будут ребята, которых привлекает криминальная романтика. Движение «АУЕ» («Арестантский уклад един»), например, распространено среди подростков по всей стране, не только в Казани. Если часть подростков находит романтику в том, чтобы «греть» каких-то неизвестных им людей на зоне, окей — это их проблемы. Популярность подобных движений среди части подростков не означает, что группировки вновь появятся в прежнем виде. Сейчас стоит бояться скорее националистических, террористических формирований, вот где настоящая опасность. Лично меня больше настораживает усиление националистических настроений в Татарстане.

«Нигде ранее так объемно не высказывались сами участники ОПГ. Мое исследование в первую очередь состоит из интервью с ними. Также [в книге] будут представлены интервью адвокатов, оперов и людей, вовлеченных в эту тему»

«МОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ СОСТОИТ ИЗ ИНТЕРВЬЮ С БЫВШИМИ УЧАСТНИКАМИ ОПГ»

— Чем ваша книга «Пацаны. Как я был участником ОПГ», будет принципиально отличаться от книг о группировках, написанных ранее?

— Это название пока рабочее, возможно, оно станет другим. Нигде ранее так объемно не высказывались сами участники ОПГ. Мое исследование в первую очередь состоит из интервью с ними. Также будут представлены интервью адвокатов, оперов и людей, вовлеченных в эту тему. Я постараюсь осветить разные мнения, разные видения. Но основа все-таки — истории, рассказанные от первого лица участниками группировок. Ближайший по жанру аналог — книга об истории панк-движения «Прошу, убей меня!», собранная из маленьких интервью, которые порой противоречат друг другу, но чаще дополняют. Я постоянно сталкиваюсь с проявлениями избирательности памяти, с тем, что одно и то же происшествие, один и тот же момент несколько человек запомнили по-разному. Постараюсь привести и проанализировать разные точки зрения.

— Чтобы вы отметили из ранее написанного на эту тему?

— В 1991 году вышла книга журналиста «Вечерки» Любови Агеевой «Казанский феномен: миф и реальность». Предполагалось, что она будет продаваться только Татарстане, но она разошлась по всей стране, взбудоражив тогдашнюю общественность. Книга была написана доступным языком, издана в формате тоненькой брошюры, ее можно было запросто прочитать за один день. Это был взгляд журналиста. Особенно всех потрясла тогда глава, посвященная одной из старейших казанских группировок — «Тяп-ляп».

Целый пласт литературы, посвященной той же тематике, в дальнейшем создали представители органов: бывший министр МВД Татарстана Асгат Сафаров, Андрей Шептицкий из следственного комитета РТ и Максим Беляев из Верховного суда написали трилогию «Бандитская Казань» (третья часть называется «Бандитский Татарстан»). Это уже был взгляд людей, работавших с уголовными делами. В их книгах можно почерпнуть много интересной информации, там приведены материалы реальных дел, очень интересные иллюстрации.

Как исследователю, мне наиболее близок подход социолога Светланы Стивенсон. В книге «Жизнь по понятиям» она сделала акцент на обрядах, ритуалах, укладе жизни группировщиков, кодексе чести — то же привлекает в изучаемой теме и меня. Казанские ОПГ она расценивает как архаичные патриархальные сообщества, построенные по типу военных альянсов викингов и основанные на братстве, взаимной поддержке и доверии. Для многих подростков тех лет группировка действительно была квазисемьей.

— А почему вы стали участником ОПГ?

— Лично я в свое время вступил в группировку ради собственной защиты. Но когда переехал в другой район и узнал, что в городе есть также другие субкультуры и люди, с которыми можно поговорить о музыке, — мне захотелось остаться в таких сообществах. В книге я постараюсь рассказывать о том, как молодые люди становились группировщиками, и также приведу очень субъективные, но от этого не менее интересные воспоминания участников и свидетелей происходящего о том, как для них «вдруг все это закончилось». На самом деле ты мог уйти в армию, вернуться уже взрослым и во взрослую жизнь, а в мире подростков все продолжалось. Но ты этого уже не замечал, тебе казалось, что «вот в наши годы был самый пик». Также и о появлении группировок в их районе люди помнят и рассказывают по-разному.

— Опаснейшим в тот период был новый казанский район «Квартала». По статистике РАО, он был криминальнее Сицилии. Как получилось, что в новых районах, куда люди вроде бы только-только заселились, в какой-то момент чуть ли не все поголовно мальчики 13–17 лет состояли в бандах?

— Много высотных домов, много школ, много подростков. Группировка как квазисемья давала возможность жить как-то по-другому. Рисовались другие возможности. В основном первоначально объединялись, чтобы отразить набеги соседей. Заселяется новый район — приходят гости «познакомиться», и новоселы решают организоваться, чтобы дать отпор. А потом на «Квартала» переселили чуть ли не всю Суконку, трущобников Суконной слободы, где уже существовала группировка, поэтому они принесли с собой соответствующие порядки.

«ЧЛЕНАМИ ГРУППИРОВОК НЕРЕДКО СТАНОВИЛИСЬ ДАЖЕ ДЕТИ ЧИНОВНИКОВ МВД, СТУДЕНТЫ ЮРФАКА, ДЕТИ ГОРОДСКОЙ ЭЛИТЫ»

— Есть много слухов, легенд о том, каким образом казанские ОПГ из единичных уличных банд сформировались в огромные сложные высокоорганизованные структуры c военной дисциплиной. В том числе — есть предположения о решающей роли неких высших чинов КГБ. Рассматриваете ли вы такую гипотезу?

— В начале исследования я ее отметал как невозможную. Однако чем больше я погружаюсь в исследование, тем менее фантастической она мне кажется. Иногда возникает ощущение, что все, что происходило, было не совсем спонтанно. Я рассматриваю разные возможные варианты развития событий и пока не пришел к однозначным выводам. Пока размышляю над этим.

— Некоторые пытаются представить группировщиков 80-х и 90-х исключительно как детей маргиналов, заключенных. Но ведь эта система охватывала подростков самых разных сословий?

— На самом деле в группировки вынуждены были вступать и дети образованных и обеспеченных людей, и вообще все ребята, которые не хотели, чтобы их грабили на каждом шагу. Каждый ребенок знал, на территории какой банды он живет и какие тут правила. Например, если человек не состоит в группировке, он неприкасаемый «чушпан», пацаны не здороваются с такими ребятами за руку… На определенном этапе развития членами группировок нередко становились даже дети чиновников МВД, студенты юрфака, дети городской элиты. Пацаны могли быть учениками лучших школ города.

— Неужели даже 18-й?

— Насчет 18-й точно не скажу, это, конечно, была другая планета, город в городе, оазис.

— У них и дискотеки были, как в американских фильмах, на них даже не дрались!

— Несмотря на то, что самая престижная школа города жила своей отдельной жизнью, предполагаю, что и там группировщики были. А уж в 39-й и 122-й точно были. Конечно, поначалу нарядные ребята из привилегированных учебных заведений были лакомой добычей, но постепенно отношение к мажорам менялось, они нередко сами вступали в группировки или были под защитой «крыши» своих родителей-бизнесменов.

— Но как и зачем ребята из обеспеченных семей становились членами группировки?

— Ну группировке они были полезны связями своих родных прежде всего. А им, наверное, хотелось криминальной романтики. Мажоров сначала дружно грабили, а потом их родители-бизнесмены стали сотрудничать, договариваться с начальством группировщиков. Нападая на мажора, ты не знал, на кого нарвешься. Поэтому их в какой-то момент трогать почти перестали. Неформалов били несколько дольше. На них перестали обращать негативное внимание только к концу 90-х. Хотя все, конечно, зависит от района.

«Роль девочек была не особенно завидной. Группировщик мог официально «ходить» только с девственницей. В то же время существовал чудовищный обычай насиловать «общих» девушек»

ЛЕГЕНДА ИЛИ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКТ — ЖЕНСКИЕ ГРУППИРОВКИ ПО ТИПУ МУЖСКИХ?

— Удивительно, что в период пика подростковой преступности, когда весь город жил под властью пацанских понятий, диктовавших молодым людям, как танцевать, как одеваться, как общаться с девушками, находились все же отчаянно смелые ребята, которые жили, вели себя и выглядели абсолютно иначе. Ваша книга строго о группировках или в ней рассказывается об альтернативных субкультурах тоже?

— Одна глава книги будет посвящена становлению клубной жизни Казани. Будут интервью с артистами, диджеями, клубными деятелями. Имен пока не называю. Территориальные подростковые банды были распространены, сильны и диктовали свои правила — это, конечно, тормозило свободное развитие субкультур. В те времена действительно была нужна отчаянная храбрость чтобы, например, прийти на «сковородку» (сквер возле КГУ круглой формы, где собирались неформалы, — прим. ред.) с ирокезом. Одна из героинь моей книги рассказывала, что ей чуть ли не в подъезде приходилось переодеваться после встречи с друзьями-неформалами в центре, чтоб вернуться домой без проблем. Иначе бы она каждый раз выслушивала от местных, что она таким видом позорит свой район.

— Каким было место девочек «призывного возраста» в мире, где правили подростковые группировки?

— Роль девочек была не особенно завидной. Группировщик мог официально встречаться (это называлось «ходить») только с девственницей. В то же время существовал чудовищный обычай насиловать безнаказанно «общих» девушек. Эти дикие законы сохранялись, насколько я знаю, до конца 80-х, к 90-м ситуация изменилась в лучшую сторону. Мне рассказывали про девочку, которая вынуждена была выходить из дома только в сопровождении бабушки, иначе девушку могли изнасиловать среди бела дня. Незамужняя недевственница — значит, общая, на нее имел право любой. Девушкам нельзя было приходить на сборы, по крайней мере, в мое время я такого не видел.

— А это была городская легенда или исторический факт — женские группировки по типу мужских? Не просто стихийные хулиганки?

— Это которые «дяденька, купи кирпич»?

— Ну да! Были ли у группировок женские филиалы?

— Мне рассказывали о «бабских конторах». Если они заводились на районе, это считалось позорным для группировки, и мужская часть населения их разгоняла. В целом, конечно, мир группировок был мужским и патриархальным. Случалось, что сколачивалась банда, это были сестры, девушки пацанов. На интервью пока ни одна из бывших участниц таких организаций со мной не согласилась, но я работаю в этом направлении. «Бабские конторы» в Казани существовали (например, в Борисково, на Теплом и Тукайке), они были, но это не афишировалось самими участницами. Также я узнал, что в Набережных Челнах действовали женские группировки, идентичные по сути казанским. Те же жесткие правила, иерархия, наказания, схроны монтировок в подъездах. Только бойцами были барышни. На данный момент я в поиске новых источников для более детального изучения этой стороны казанского феномена. Многие бывшие малолетние преступницы, как и подростки, остепенились и скорее гонят от себя воспоминания о событиях того периода в своей биографии, чем хотят этим похвастаться. Люди, состоявшие когда-то в группировках, делятся на две большие группы: те, кто вообще не хочет об этом говорить и пытается забыть, и те, кому хочется донести правду, развеять заблуждения.

— Не боятся ли бывшие участники ОПГ делиться с вами своими историями?

— Есть определенные правила безопасности. Многие просят не называть имя, группировку. Некоторым искренне стыдно за то, что они когда-то совершали, но они готовы об этом говорить. Мои вопросы в основном не опасные. Я изучаю не то, что изучают криминалисты. На данном этапе более всего меня интересуют истоки казанского феномена и его развитие, а также обряды, суеверия, география зон влияния, традиции, обычаи. Социологический анализ здесь наиболее уместен, потому что группировка — это мини-социум со своей внутренней и внешней политикой, системой поощрений и наказаний, сословий. Я не пишу криминальную историю города. То, о чем будет моя книга, близко к криминалу, рядом с криминалом, но не про криминал.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (97) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
10.05.2019 09:01

В чем загадка? Все элементарно: Орлы летают одиноко, бараны пасутся стадами. Если человек самодостаточная личность, то ему не надо сбиваться в стаю, чего не скажешь про ущербных, неуверенных в себе и не имеющих определенных качеств.

  • Анонимно
    10.05.2019 09:01

    В чем загадка? Все элементарно: Орлы летают одиноко, бараны пасутся стадами. Если человек самодостаточная личность, то ему не надо сбиваться в стаю, чего не скажешь про ущербных, неуверенных в себе и не имеющих определенных качеств.

    • Анонимно
      10.05.2019 10:27

      ущербных, неуверенных в себе и не имеющих определенных качеств.
      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/423818
      Что-то многовато было таких.. Не находите? Лично, знал многих ребят из группировок, обладающих, весьма, харизматическими качествами лидеров.

      Ну, конечно, бывали "орлы". Тоже знавал такого одного..До сих пор, как вспоминаю его, охватывает восхищение. Никого не боялся! Мог легко вступить в схватку, аж, с толпой!))) Школу закончил, поступил на юрфак. Ни к кому так и не присоединился.

      • Азат Д
        10.05.2019 11:10


        В ютубе есть канал Радифа Замалиева, он такой же.



        • Анонимно
          10.05.2019 16:19

          Во первых, с какого перепугу Гараев группировщик?
          Приплетая сюда начало 90-х годов.
          Это время, когда малолетки были просто шпаной.
          Неумной, нищей и туповатой.
          Во вторых, этот же Гараев даёт , в принципе, адекватную оценку этому феномену, особенно в 90- е годы.
          Исходя из его высказываний, в Татарстане не было ни блатных, ни спортсменов, ни ментов.
          А была тёмная, необразованная масса неопределённого возраста.
          Не имевшая ни блатных понятий, ни спортфаковских, борцовско-боксёрских принципов.
          НИЧЕГО.
          Стадо.
          Бегающие толпой по толпе, не понимающие ни жизни, ни перспективы - в чём же вся эта беготня.
          Делящие банан в ларьке, ворующие железяки на заводе, и этими же железяками бьющими себя по голове.
          Единственными, кто вырвался из этого кромешного ада стали Севастопольские, в Москве.
          Сумевшие, в какой то мере, понять, что "так жить нельзя".
          Но не протянувшие долго.


          • Анонимно
            10.05.2019 19:16

            Не в теме, не пиши. Сам себе наверное умным кажешся., но это не так.

    • Анонимно
      10.05.2019 10:30

      Это распространяется на всё, даже на религиозников.

    • Анонимно
      10.05.2019 10:32

      В армии это хорошо заметно. Типы с криминальными замашками очень быстро друг-друга находят, сбиваются в группу и начинают щемить остальных.

      • Анонимно
        11.05.2019 06:47

        В стройбате Всякое было. Но в целом, хорошая школа жизни и выживания. Мэнге Тау

    • Анонимно
      10.05.2019 10:32

      ЧЛЕНАМИ ГРУППИРОВОК НЕРЕДКО СТАНОВИЛИСЬ ДАЖЕ ДЕТИ ЧИНОВНИКОВ МВД, СТУДЕНТЫ ЮРФАКА, ДЕТИ ГОРОДСКОЙ ЭЛИТЫ
      ПОДРОБНЕЕ НА «БИЗНЕС ONLINE»: HTTPS://WWW.BUSINESS-GAZETA.RU/ARTICLE/423818
      Мало того, учитывая что, они, всё же, были образованней, имели широкий кругозор, умели договариваться, "разводить" , то нередко,занимали лидерские позиции в этих формированиях.

      • Анонимно
        10.05.2019 11:22

        Хоть одного назовите по ФИО. На юрфак таких сроду не брали

        • Анонимно
          10.05.2019 12:26

          Даже в МВД есть из бывших.

          • Анонимно
            10.05.2019 12:49

            МВД - это не ФИО, вам просто сказать нечего, вот и прикрылось 3 буквами

            • Анонимно
              10.05.2019 15:10

              Вы еще попросите госдумовцев назвать. Нашел дураков потом по судам таскаться. Продолжайте жить иллюзиями.

        • Анонимно
          10.05.2019 14:34

          Зачем вам ФИО? Ну, конечно! Не брали..))) Как же! В к.80-х - н.90-х в КГУ толпы их учились! Многим из них было не особо комфортно состоять в группировках, поэтому они и старались откосить от всяческих "набегов" на чужие территории, старались быть среди старшего возраста..Типа, пусть "молодые"-дурачки бегают, орут и монтажками друг друга колбасят и сроки зарабатывают..
          Тогда, всё-таки, было как-то безопасней состоять в группировке. Тогда и девушки как-то по-другому относились к таким.. С большим уважением, что-ли..Естественно, ты должен был и выглядеть, соответственно. Быть аккуратным, чистым, спортивным и т.д. Это с началом 90-х стали появляться "нарики", алкашня всякая, много "левых" людей.. "Закладывать" стали..Как 2 копейки в автомат))) Тогда у нас так выражались)))

        • Анонимно
          11.05.2019 08:23

          На юрфаке со мной с 2005 - 2010 гг. училось как минимум двое. Один - сын прокурора, и сам тоже сейчас на прокурорской службе.
          Не скрывали и гордились, а тех, кто никогда не состоял в группировке, считали людьми второго сорта. В конфликтных ситуациях обещали привлечь свою банду, ну и все союзнические.

          • Азат Д
            12.05.2019 08:32


            Что за группировка? и кто там лидером был.
            В 2000-х не было группировок(это структура, старшие младшие), если только шпана какая то.

    • Анонимно
      10.05.2019 13:25

      Нашел что исследовать. Вот если бы ты проследил трансформацию этих самых бывших группировщиков в нынешних чиновников и попытался бы взять хотя бы у кого-то из них чистосердечное интервью - я бы сказал, да, ты парень занят умным и полезным делом.

      В душе автор сего чтива всё тот ещё группировщик и в своём интеллектуальном развитии ушел не далеко. Если бы ты знал что такое пускать беззащитную девушку "по кругу" и "опускать чушпана" ты бы об этом никогда не писал.

      Пишут об этом либо бывшие сотрудники либо любители легких денег.

      • Анонимно
        10.05.2019 14:24

        Для этого грамота нужна

      • Анонимно
        10.05.2019 16:24

        Попробуйте написать, чтобы читалось? Судя по Вашему нелогичному и нечитаемому комментарию, это вряд ли получится. Каждому своё: им книги, Вам изжога

        • Анонимно
          11.05.2019 08:58

          Не понимаешь, о чем человек саазал, поэтому и комментарий для тебя нечитаемый. А сказал он правду - мутный и не разбирающийся в теме автор, который до сих пор живет мечтой быть пацаном и не знает, что стоит за многими понятиями

    • Анонимно
      13.05.2019 16:32

      ...ущербных, уверенных в себе и не имеющих определенных качеств. - Аааа, это вы о Единой России?

  • Анонимно
    10.05.2019 09:23

    В 131школе Савельев сразу отчислял если узнавал, что кто то вступил в группировку. Так что не все там были.

    • Анонимно
      10.05.2019 10:15

      В нашем классе был один вроде как гопник, но это был очень добрый парень, и по-моему вышел из группировки почти сразу как поступил. По крайней мере школу он закончил успешно вместе со всем классом. А так подтвержаю, в 131 школе гопников не было.

      • Анонимно
        10.05.2019 20:35

        Подтверждаю , что в 131 были группировщики ещё в конце 70-х годов

    • Анонимно
      10.05.2019 18:18

      Знал лично гопников, учившихся и закончивших 131 школу. (Суконка, КМС, 56 квартал).

  • Анонимно
    10.05.2019 09:34

    Драки стенка на стенку в Казани происходили задолго до 70-х годов. Видимо, одна из "традиций" Казани. Дрались, например, суконка и "татары", т е. живущие в татарской слободе

    • Анонимно
      10.05.2019 10:28

      Поверь мне "стенка на стенку" - это не чисто казанская забава. Не надо выпячиваться.

      • Анонимно
        10.05.2019 17:14

        Да и феномен назвали казанским, из-за того, что не могли офишировать ситуацию в Москве. Одна из версий

        • Анонимно
          10.05.2019 18:21

          В Москве подобное было не повсеместно, а только в отдельных районах (Гольяново, Чертаново и т.п.)

    • Анонимно
      10.05.2019 11:27

      Одна из причин таких традиций в Казани ,да вообще в той давнишней Татарии возможно было скудное обеспечении по сравнению с московским обеспечением.Все помнят поезда в Москву за продуктами и шмотками.Была нищая советская Татария,хотя и отдали начиная с 1943 года более 3 милиардов тонн нефти.

      • Анонимно
        10.05.2019 21:56

        Нищими не были, но некоторые продукты были по лимиту.

  • Анонимно
    10.05.2019 09:38

    Учился блатной языковой в школе занимался единоборствами жил на квартале.

    Ни один группировщик мне даже в глаза не смотрел, боялись.

    Потому что знали что я приду к нему в квартиру лично к нему если что-то будет не так.

  • Анонимно
    10.05.2019 09:39

    Ерунда, а не интервью, я 78 году рождения не состоял в опг, хотя навидался этих с гнутыми пальцами выше крыши, не кто меня не трогал. Правда «пришиться» предлагали. Многие групировщики сейчас вполне себе успешные управленцы.

  • Анонимно
    10.05.2019 09:40

    В группировки попадали слабые духом, а алчность прикрывалась моралью и принципами.

  • Анонимно
    10.05.2019 09:44

    Конечно все структуры власти включая руководство и мвд контролировали данный процесс

  • Анонимно
    10.05.2019 09:59

    Хотите раскачать тему ОПГ , начните с верхов, а не с тех кто прошёл 90- ые и имеет свой бизнес.

  • Анонимно
    10.05.2019 10:00

    Кому то это было выгодно. Кто то должен делать грязную работу.

  • Анонимно
    10.05.2019 10:08

    Офигенные «викинги» стояли тогда у каждого магазина в олимпийках и канючили: «Дай 20 копеек!», прям берсерки ;-)))

  • Анонимно
    10.05.2019 10:13

    Столько бреда написано! В какой группировки он состоял? Про девушек посмеялся.

    • Анонимно
      10.05.2019 21:07

      Он видимо недолго был . Нахватался азов. До сути не допер. В группировках этих были как плюсы так и минусы . Минусов в сотни раз больше . Сам там был . Надо их искоренять... Сафаров , вернись !

  • Анонимно
    10.05.2019 10:16

    Ничего нового,все было известно и до этой статьи.

  • Анонимно
    10.05.2019 10:20

    76-го года, вырос на квартале, не пришивался. Никто меня чушпаном не называл, нормально общались. Может друзья, большинство из которых было с разных улиц, адекватные были, может сам себя так поставил, возможно и то, что неплохо играл на гитаре по подъездам сыграло свою роль, пацаны далеко не только блатняк любили, Кино, ДДТ, некоторые даже Алису очень "уважали", в музыке же запретов не было.
    В лбщем мне жилось довольно комфортно в то время, не без адреналина и периодических конфликтов, конечно, но как уж без них в молодости)

  • Анонимно
    10.05.2019 10:28

    В конце 80-х с группировками начали активно бороться. Жила на кварталах, и зимой и летом по вечерам ходили парами молодые солдаты или милиционеры, иногда флиртующие с девчонкам. Вообщем школьницами мы безопасно могли гулять до 11 вечера, телефонов не было, темнело тогда поздно, июне уже только в 11, на летнее время тогда, страна еще переходила. Очень хочу, чтобы вернули переход на летнее время!

  • Анонимно
    10.05.2019 10:32

    У каждого свой опыт. По моему мнению, исследователь преувеличивает масштаб вовлечённости подростков в ОПГ, и распространенность «наездов» на тех, кто не «мотался». Я не «мотался», половина класса у нас не «моталась». Школа самая обычная, если не сказать , хуже обычной. Вторая половина класса «моталась», и, в целом, конфликтов из-за того, что кто-то не «мотается», не было. Насчёт практики, или, как говорит исследователь, «обычая» изнасилований «общих» девушек не слышал ни разу.

    • Анонимно
      10.05.2019 10:50

      Согласен, их не насиловали, но, очень часто не давали проходу) "Крутили", как тогда выражались. Т.е.,добивались согласия..Эти девочки, просто, рано "начинали", и об этом моментально становилось известно)) И, конечно, желающих было,хоть отбавляй! Кстати, часто эти девочки рассказывали о гэнг-бэнге своим мамам и те заставляли их написать заяву об изнасиловании. Ст.117. Знал одного парнягу, который отсидел, лишь за то, что не захотел со всеми радоваться сомнительной ласке и сидел неподалёку, на скамеечке (дело проходило в Парке Горького)

    • Анонимно
      10.05.2019 11:05

      Помню с трамвая выходишь там уже стоит гопота, откуда будешь лазаешь не лазиешь и понеслось.

      • Анонимно
        11.05.2019 09:07

        Отдаленно напоминает общение с гайцами в некоторых регионах )

    • Анонимно
      10.05.2019 18:31

      По-разному было, от района тоже зависело. Но в целом жилось терпимо. По моим наблюдениям тогда в группировках состояло процентов 30, не больше. Еще столько же тесно общались с гопотой, жили по пацановским понятиям, но сами не входили в группировки. И примерно 40% были обычными парнями, не имеющими отношения к криминалу.

  • Анонимно
    10.05.2019 10:47

    На выходе вместо из-за этого феномена получили вместо хороших инженеров, юристов, математиков и.т.д тысячи бестолковых маргиналов, возможно из-за этого страна так и не смогла выйти на достойный уровень жизни.

    • Анонимно
      10.05.2019 11:25

      Нет. Страна не смогла выйти на достойный уровень жизни из-за бездарного управления. Примеров масса, когда один и тот же народ, в зависимости от квалификации и добросовестности правителей выдает сильно различные результаты: ФРГ и ГДР, Северная и Южная Кореи, Сингапур, в конце концов.

      • Анонимно
        10.05.2019 11:39

        бездарное управление и бездарный народ, что еще нужно для надежного загнивания.

  • Анонимно
    10.05.2019 10:57

    Читала все книги по истории казанского феномена. Помимо названных еще женщина писала из Казани, фамилии не помню, называлась «Именем РСФСР». Больше всех «Бандитская Казань» и такойже Татарстан понравились. Там истории интересные и фоток много, знакомых узнала

    • Анонимно
      10.05.2019 11:24

      Автора звали Фарида, фамилию тоже не помню. Тоненькая книжка в мягкой обложке бордовой, без картинок. БК и БТ стопудово лучше, жду продолжения

  • Анонимно
    10.05.2019 10:58

    Как то провожал одну очень умную и красивую девочку из 131, к нам в советском подошли 10 человек с монтажками. Мне было страшно, а она не испугалась, развела их всех за жизнь, они нас толпой потом проводили...)))

    • Анонимно
      10.05.2019 11:04

      Ну, это отморозки явные:) С девушкой не трогали и не подруливали. Это - закон. А она, скорее всего, знала их.

    • Анонимно
      10.05.2019 20:40

      С девушкой, да , никто не нападал, но на обратном пути в чужом районе запросто можно было нарваться. Бывали такие случаи, но обошлось .

      • Анонимно
        11.05.2019 23:01

        Точно, так оно и было. Даже если «война» с девушкой не трогали, на обратном пути легко отхватить можно было

  • Анонимно
    10.05.2019 10:59

    Рзличные формы группировок были всегда включая дореволюционные времена,но в 80 -е они стаали злокачственой опухолью, и это не феномен, а обычное явлене и не только в Казани,но и в друих регионах.Причина: ослабление власти,как резульат ,увлечения лжедемокартией с разоблаченим всего и вся.Большая "благодарность" Хрущеву.

  • Анонимно
    10.05.2019 11:13

    С трудом верится, что Роберт состоял в группировке.

    • Анонимно
      10.05.2019 12:36

      Были ведь, говорят, и такие в которые всякий сброд загоняли. За количеством гнались. "Вынуждены" вступить - пишет автор. В нашей части города далеко не всех брали в коллектив.

      • Анонимно
        13.05.2019 14:39

        Соглашусь, что-то наподобие "собеседования" со старшаками проходило. Потом давали время подумать. Никто силой не заставлял. Сам так и не вступил. жил на Гагарина, двор куда приглашали не буду называть.

    • Анонимно
      10.05.2019 21:10

      Может и был , но недолго

  • Анонимно
    10.05.2019 11:21

    Сомнительным кажется такое «исследование»

  • Анонимно
    10.05.2019 11:44

    Всегда с интересом читаю книги из серии Бандитская Казань и с нетерпением жду выхода новой книги. Посмотрим каким будет исследование Гараева, судя по интервью, пока не зацепило

    • Анонимно
      10.05.2019 22:54

      Пока сложно оценить, какая будет книга, исходя только из интервью с Гараевым. Потому что, Гараев - он же не автор всего текста книги, книга эта, насколько я понял, будет состоять из множества интервью. Все зависит от того, кого он смог убедить дать интервью на эту тему или рассказать свою историю, насколько эти люди сами осведомлены и будут с ним откровенны.

  • Анонимно
    10.05.2019 11:52

    Бред.

  • Анонимно
    10.05.2019 12:21

    Дети высоких начальников были, это точно. Всем хотелось казаться крутыми, даже детям профессоров. Димон до сих пор рассказывает, как он одну двойку получил, то как пару дней дворником поработал.

  • Анонимно
    10.05.2019 13:07

    «А потом на «Квартала» переселили чуть ли не всю Суконку, трущобников Суконной слободы, где уже существовала группировка, поэтому они принесли с собой соответствующие порядки». Откуда такая чушь, Суконка стояла вплоть до 2005, ее к Тысячелетию Казани только снесли, а Квартала заселили в 1980-х. Откуда таких экспертов находит уважаемый Бизнес Онлайн, он на карте бывший Ленинский район Казани не найдёт!

    • Анонимно
      10.05.2019 18:01

      Он перепутал суконку с районом подлужной, которую расселяли в 90-е.

    • Анонимно
      11.05.2019 20:41

      Переехал на квартала в 1990 году, че то про суконовских массово переехавших туда, не слышал и не видел. Автор чепуху мелет. Очередной писатель с мышлением современного блогера...

  • А казачок то ряженный. Сразу же видно. Тоже мне ветеран опг, решивший написать мемуары

  • Анонимно
    10.05.2019 15:58

    фильм казахский есть "Районы" про 80-е . очень интересно доступно сделано. про Казань можно и студентам нашим снять. пока дворы старые ещё остались)

    • Анонимно
      10.05.2019 18:16

      Есть фильмы, "А у нас во дворе" и "Страшные игры молодых". Сняты в те времена...

  • Анонимно
    10.05.2019 20:10

    Для меня этот бывший группировщик образно говоря "иксперд" мало вызывающий доверия.Судя по фотографии где он в кепке я таких членов ОПГ не видывал. Ну это какой то несерьезный вид.Там если брать руководство разных ОПГ робята покруче конечно було в разы те кто остался жив если не спились или не стали наркоманами они и нонче такие правда в кэше и это было по большому счету главное чего они хотели образно говоря из грязи в князи выбиться а фсе остальное это просто слова и пафос про какое то пацанство и прочая да еще сравнивать это с воровскими понятиями.Сдавали эти так называемые пацаны друг друга в большинстве случаев когда их силовики прижимали как говорится мама не горюй.

  • Анонимно
    10.05.2019 22:17

    Бред

  • Анонимно
    11.05.2019 09:41

    На горках и сейчас группировки есть, только сейчас не слышно, чтоб они между собой дрались, нападают на "чужих" из других районов.

  • Анонимно
    11.05.2019 11:43

    Почти все были в группировке или около нее
    Единицы кто прятался за спины родителей
    Никуда не ходили
    Сидели дома

  • Анонимно
    11.05.2019 15:17

    Ты бы хотел чтобы так было идя в стае, а все спрятались по домам. Но жизнь расставляет всех по местам. Мы идём по Казани, а вы спрятались по тюрьмам или остались за бортом

  • Анонимно
    11.05.2019 21:14

    сейчас труднее жить чем в 90е обычному человеку,все равно раньше человечнее люди были,а сейчас все жестко, шаг сделал не туда и пропал.

  • Анонимно
    11.05.2019 21:26

    это старая система работает, цель загнать людей или за материальный или идеальный забор(навязать какой тот образ поведения),лишить способов самозащиты,средств к жизни, сломать волю и заставить прыгать в нужном для ломщиков направлении

  • Анонимно
    11.05.2019 22:39

    Подтянулся к улице в своё время. Любого на улицу не брали. Должен был кто то привести и отвечать за него. Не должно было быть косяков в прошлом.
    Жил в одном районе, гулял и учился в другом, на сходняки вообще в другой ходил.
    Из за чего подтягивался. Вечером нельзя было спокойно гулять. Всё время были конфликты, наезды.пацанов с улиц боялись. Стоило только представится как конфликт стихал.

    • Анонимно
      12.05.2019 21:44

      Вася, 40 лет.

    • Анонимно
      13.05.2019 17:01

      Зря минусуете, действительно так и было.

      • Анонимно
        13.05.2019 22:29

        Все красиво написал зря все думают что он не состоял в опг, страшные были времена лупили всех на право и не лево да и время когда с девушкой не трогали тоже потом прошло и били всех подряд эхх молодость

  • Анонимно
    11.05.2019 22:43

    А если война с этой улицей - сам стихал? Как в анекдоте: «Вобщем меня расстреляли» ;-))

  • Анонимно
    12.05.2019 13:40

    Стадное чувство как было, так и осталось у тех, у кого нет своих мозгов, кто любит подчиняться главному барану в стаде . А зачем ещё раз об этом писать?

  • Анонимно
    12.05.2019 14:31

    Зачем все это романтизировать? писать книги? вымогали деньги, жестоко избивали слабых, были случаи подростки просто вешались. В 90-е откровенно тюремный порядки насаждались, грели зоны, лохов унижали, опускали морально. Страшное время для 20-30 процентов мальчишек было. И оно недалеко ушло, очаги его тлеют костёр может снова разгореться.В 10 микрорайоне 69,42 школа прилегающие территории постоянно гопота собираеться, АУЕ культивируються. Старшие есть, понятия насаждаються. Соответствующим службам внимание обратить надо.

    • Анонимно
      12.05.2019 21:05

      Когда после школы попал в армию .А в армии тоже народу много и условия жесткие ,это не дома отдельно в квартире,там казарма -почти 100 человек в одном помещении и были стычки и всякое.Были там и из группировок ,но что там не могли себя проявить ,организоваться,вообщем ломались.Не было так сказать как говорится в смешаных единоборствах "духовитости".Молодец против овец,а против молодца сам овца.
      А так в школах сейчас появилось насаждение ауе это нехорошее явление щемить у младшеклассников последние деньги ,морально обижать ,наводить там зоновские понятия,растопыривать пальцы веером -как то не по божески,перед Аллахом все едины.Такого не должно быть в школах,в школах дети должны получать хорошие знания для получения профессии.

  • Анонимно
    12.05.2019 21:31

    У меня, наверно. недостаточно красивые дочки были, ходили по улицам в 80-е совершенно безопасно, никто не приставал, хоть это и был самый криминогенный район, как здесь пишется - Ново-Савиновский. Правда, с гопотой мои девочки не водились, другие интересы у них были - учились, закончили школы с медалями, поступили в вузы, какие сами себе выбрали. Их будущие мужья тоже в группировке не состояли, нормальные ребята-студенты, один в походы любил ходить, другой все время матери помогал, подрабатывал. Но группировщиков ненавидит и сейчас, видно, все-таки приставали. Про книгу " Бандитская Казань" сказал: "Я про эту погань даже читать не хочу. Собакам - собачья смерть". Такое же отношение к гопникам у сына моей приятельницы, ему под 40. Учился в 122 школе. К нему стали приставать, требовать какие-то огромные деньги отсутпных. Спас только отчим-офицер - сопровождал в школу и встречал из школы. Только тогда и отстали. Знаю по рассказам знакомого таксиста, ребята, чтобы не вступать в группировки, уезжали из Казани. Это был гнойный нарыв в социуме, и его можно было убрать только хирургическим путем - вскрыть и уничтожить. Милиция боролась с ними не на жизнь, а на смерть при Советской власти - это я знаю из первых рук. Впрочем, группировщики сами себя уничтожали в бандитских разборках. И поделом..

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль