Культура 
13.05.2019

«За Волгой мы единственный театр в РТ»: буинские мишары на пути к «татарскому Авиньону»

Как открывали «Буа: пространство диалога», что помогает казахам избавляться от комплексов и сколько стоит билет на Юрия Гальцева

В минувший уик-энд в Буинске стартовал международный театральный фестиваль «Буа: пространство диалога». На третьем по счету форуме его директор Раиль Садриев осуществил настоящую экспансию — спектакли двух с половиной десятков театров будут показаны практически во всех районах юго-запада Татарстана. О том, кто заменил в этом году Сергея Безрукова, как буинский фест связан с экотуризмом и кого из классиков напоминает проза Ркаила Зайдуллы, — в репортаже «БИЗНЕС Online».

«ГОРОДОМ МОЖЕТ СЧИТАТЬСЯ ТОЛЬКО ПОСЕЛЕНИЕ, ГДЕ ЕСТЬ РАТУША И ТЕАТР»

«Здесь, за Волгой, мы единственный театр в Татарстане, нам повезло. А городом может считаться только поселение, где есть ратуша и театр», — напутствовал юных зрителей перед первым показом на 3-м международном фестивале национальных театров «Буа: пространство диалога» его создатель и идейный вдохновитель, директор и худрук Буинского драмтеатра Раиль Садриев. 10 дней, два с половиной десятка театральных коллективов из России, Казахстана, Украины, Эстонии, Ирана, Турции, Узбекистана и площадки по всему юго-западу республики — Тетюши, Апастово, Дрожжаное, Кайбицы и Камское Устье. «Здоровая авантюра», которую, по словам Садриева, он изначально придумал вместе с известным критиком Ниязом Игламовым, уже превращается в серьезное фестивальное предприятие, хотя не перестает удивлять, что все это реализуется в 20-тысячном Буинске.

В день открытия, 11 мая, директор фестиваля радовался тому, что на совещаниях у главы района Марата Зяббарова все чаще говорят о «Буа: пространство диалога»; переживал, что на торжественную церемонию не приедет (правда, по уважительной причине) министр культуры РТ Ирада Аюпова; произносил приветственные речи перед спектаклями, неизменно завершая их пожеланием «хәерле сәгать» («в добрый час»). Сам Садриев, если судить по реакции на него буинцев, действительно местная достопримечательность. Ну а с тех пор, как в прошлом году сюда на фестиваль приезжал Сергей Безруков, город точно застолбил за собой место на театральной карте страны. В этом году в качестве хедлайнера феста выступает Юрий Гальцев и питерский театр эстрады им. Райкина, где известный артист служит худруком. Ждали и Виктора Сухорукова, но звезда лучших фильмов Алексея Балабанова, к сожалению, сломал руку прямо на сцене во время спектакля в столичном театре им. Моссовета.

Интересно, что в первые два дня «Буа: пространство диалога» несколько раз приходилось слышать выражение «татарский Авиньон» применительно именно к месту проведения фестиваля. Так что буинские мишары, судя по всему, всерьез нацелились перехватить этот неофициальный титул у острова-града Свияжска, известного своей театральной лабораторией «Свияжск АРТель» и другими проектами, один из которых, опера Александра Маноцкова «Страшно место», получил в этом году спецприз «Золотой маски». Кстати, в плане развития фестивальной инфраструктуры город Буинск, конечно, выглядит более перспективным, чем Свияжск, ограниченный в этом плане не только территорией, но и наличием объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

«КОГДА ИГРАЕТ КАЗАХСКИЙ ТЕАТР, МЫ СНИМАЕМ НАУШНИКИ»

На вечер первого дня феста была назначена церемония его торжественного открытия. Дело происходило в центральном парке города, находящегося рядом со зданием Буинской драмы. Сам парк запомнился симпатичной «избушкой» для кроссбукинга, а также непременным памятником Ленину, на котором красовалось сейчас уже необходимое объяснение «создатель первого в мире социалистического государства». А еще на входе в парк торговали почему-то кукморскими брендами — знаменитой посудой и валенками. На самой церемонии собралось немало народа, говорили официальные речи, пели ИлСаф и Раяз Фасихов, а также давали салют.

Но до того на фестивале исчерпали собственно театральную программу стартового дня, который был полностью посвящен Казахстану. Выбор был отнюдь не случаен и никак не связан с недавними переменами в высшем руководстве дружественного государства, Садриев и его театр нынче регулярно гастролируют по «великой степи», о чем худрук рассказывал недавно в интервью «БИЗНЕС Online», и прекрасно знают тамошние города и коллективы, которые здесь работают. «Казахстан — это особая страна и республика. Когда играет казахский театр, мы снимаем наушники», — говорит директор Буинской драмы.

Карагандинский русский драмтеатр показал спектакль «Дураки» по Нилу Саймону, Актюбинская драма привезла оригинальную интерпретацию «Гамлета»,  а Акмолинский русский драмтеатр представил «Плаху» по Айтматову. Важная история — едва ли не самое главное для самих театральных коллективов — это разбор спектаклей по его окончании с известными российскими критиками. Как оказалось, в Казахстане с этим не все благополучно.

«Я бы сказал, у нас на родине с критиками проблемы. Нет какого-то подробного анализа, только „плохо“ или „хорошо“, поэтому мы стараемся приезжать в Россию на такие фестивали, как в Буинске», — рассказал нашему корреспонденту режиссер актюбинского «Гамлета» Мейрам Хабибуллин. Пожалуй, эта работа — полуторачасовой моноспектакль  по Шекспиру — где главный герой (отличный актер Багдат Телеугалиев) существует в пространстве клетки («Дания — тюрьма»), стала главным событием Дня театрального Казахстана в Буинске. «В казахском театре есть и проявление своего менталитета, что-то свое национальное, но есть и европейское, — говорит режиссер Хабибуллин. — Получается такой довольно своеобразный синтез. Но у казахов есть какая-то замкнутость, есть большое количество комплексов. Такие спектакли, думаю, помогают от них избавляться». Интересно, как «Гамлета» на казахском (актюбинцы приехали без синхронного перевода и субтитров) примут сегодня в Кайбицах.

«У НАС ОБЫЧНО ТАК — ВЫСОКОЛОБОЕ ОТДЕЛЬНО, НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ОТДЕЛЬНО»

Что касается десанта критиков, то он высадился в Буинске в солидном составе. Прежде всего речь о председателе экспертного совета «Золотой маски» этого года Александре Вислове (Садриев его также называет одним из «отцов-основателей» фестиваля, сам преподаватель ГИТИСа предпочитает более скромный титул — «сын-основатель»), гуру всех российских театральных лабораторий и худрук многих проектов казанского фонда «Живой город» Олег Лоевский, тот же Игламов… В перерывах эксперты вспоминают и свои прежние визиты в Татарстан, когда, например, Туфан Миннуллин замахивался палкой на того, кто высказывал отличное от его мнение по поводу спектаклей на фестивале «Науруз».

«БИЗНЕС Online» задал несколько вопросов Вислову, который возглавляет в Буинске коллегию критиков, а также был одним из главных отборщиков фестиваля.

— Александр Александрович, можно ли говорить, что на третий год существования у «Буа: пространство диалога» уже появилось свое лицо?

— Думаю, да. Установка на многообразие национальных театров мне кажется очень правильной. О том, что России нужен большой фестиваль национальных театров, давно и много говорили, я сам участвовал в каких-то круглых столах СТД на эту тему. Но, с одной стороны, это некому было возглавить, а с другой, если говорить про Москву, то в Москве и так много всего. И здесь важна была инициатива снизу, чтобы сами театры почувствовали необходимость такого общения. И вот так, благодаря энергии Раиля Садриева и насмотренности Нияза Игламова,  возник фестиваль национальных театров.

И еще у этого фестиваля есть, на мой взгляд, вторая важная сторона. Я ее для себя определяю как театр во всем своем многообразии. Очень трудно представить себе фестиваль, на котором одновременно представлены Юрий Гальцев со своим театром эстрады и вполне себе радикальные высказывания. Театр может быть всяким. И это важно для местного зрителя, еще не такого опытного и не поднаторевшего в разных театральных течениях. Так что совершенно разный зритель, с разной степенью насмотренности, с разной степенью осведомленности об искусстве вообще, может на фестивале в Буинске найти себе что-то по душе.

— В России не принято делать фестивали про «театр во всем его многообразии»…

— У нас обычно так — высоколобое отдельно, народно-демократическое отдельно. А, оказывается, это все может быть соединено под одной обложкой. Мне кажется, что это здорово. Это показывает, как в капле воды, каким бывает сегодня театр в России: антрепризный, полуантрепризный или рассчитанный на маленькую группку ценителей.

— Что вы скажете о планах организаторов фестиваля, которые всерьез думают о том, что Буинск может стать со временем успешным примером театрального туризма?

— Мне очень нравятся эти планы, и это очень важная история. Может, это и покажется сейчас таким прекраснодушием, но, думаю, такое вполне возможно, когда в Буинск будут приезжать на фестиваль люди из Казани, Ульяновска, других городов (на уик-энд, на неделю), арендовать тут жилье, как в Авиньоне, а местные жители будут на это время взвинчивать цены. Плюс это еще связано с таким модным ныне направлением, как экотуризм. Здесь все натуральное — продукты, воздух. Экотуризм и театральный туризм — очень перспективное сочетание, особенно, когда видишь горящие глаза Раиля Садриева. Я думаю, что все возможно, хотя и требует приложения очень больших усилий.

ГАЛЬЦЕВ ПО 3 ТЫСЯЧИ

Во второй день фестиваля Буинская драма показывала уже свой спектакль — работу питерского режиссера Егора Чернышева «Папоротник». Это пять новелл по «Мишарским рассказам» Ркаила Зайдуллы, пять историй о жизнях, которые не случились. Интересно, что сам этот спектакль появился как результат другого театрального проекта Садриева — лаборатории «Буинская Талия», на одной из них Чернышев делал эскиз по рассказу «Ружье», которым и открывается теперь «Папоротник». «Здесь работают скупые и символичные театральные средства: белые квадраты простыней, линии веревок, теплый сценический свет и мелодия аккордеона, который ритмически организует действие. Главным становится звучание текста, его мелодика и ритм. Сюжет истории заставляет вспомнить об инсценировках рассказов Шукшина, и, очевидно, этот набросок, дополненный другими рассказами, может вырасти в полноценный спектакль», — оценивала тогда эскиз на  «БИЗНЕС Online» критик Екатерина Рябова.

Накануне Вислов, Лоевский и Ко отметили как достоинства, так и недостатки спектакля, отдельно зафиксировав высокий уровень постановочной команды. А Зайдулле наверняка было приятно услышать, что в его качественной прозе можно найти и Бунина, и Де Мопассана, и Ремарка.

Сегодня «Буа: пространство диалога» продолжит свою работу, вечером в Буинском районом доме культуры публику ждет творческий вечер Гальцева, цены практически казанские — от 1 тыс. до 3 тыс рублей.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (29) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
13.05.2019 08:19

Отличная идея, молодцы Буинск!!!

  • Анонимно
    13.05.2019 08:19

    Отличная идея, молодцы Буинск!!!

  • Анонимно
    13.05.2019 08:43

    А как мишары представлены во власти?

  • Анонимно
    13.05.2019 08:56

    Без Главы района Зяббарова не справились бы!! 70% всей работы проделал Марат Азатович, остальные Садриев. Такого главу который живёт районом днём и ночью в Казань на повышение не отдадим!

  • Анонимно
    13.05.2019 09:26

    Мишарам нужна своя радиостанция.

    • Анонимно
      13.05.2019 11:48

      Не надо ничего. Мишары это татары. Поэтому мишары с удовольствием слушают татарское радио. Вот над повышением его качества стоило бы поработать.

  • Анонимно
    13.05.2019 09:31

    Брависсимо. Молодцы буинцы. Респект.

  • Анонимно
    13.05.2019 09:32

    Молодцы !!! Виват!

  • Анонимно
    13.05.2019 09:53

    Буинск город с музыкальной школой, которую открывал сам Салих Сайдашев! Надо сохранять марку. Молодцы!

  • Анонимно
    13.05.2019 10:57

    Татары-Мишари, это раздутая тема. Бабка рассказывала, что ей говорила её бабушка: в мороз на речку сгоняли татар . Как баранов в речку гнали. Там поп с кадилом . Кто жить хотел и слаб духом был, те крестились и в живых остались. Кто не хотел- тонули или бежали. Это по Буинскому району , недалече от Яльчика история была. А вы :Иван Грозный , Мишаре, История... Эзоп

    • Анонимно
      13.05.2019 12:06

      А чего минусуют? Например, при Петре 1 был закон о лошманах, согласно которому неправославное население семьями перемещалось на места вырубки леса под флот. Если не ошибаюсь, только Екатерина 2 разрешила строить мечети, а закон о свободном вероисповедании был принят только в 1905 г. Ну было и было, надо просто признать

  • Анонимно
    13.05.2019 11:21

    Что за бредь пишете про буинского театра. Туда практически никто из буинцев не ходит. Фестифаль проводится ради развития бизнеса садриева. У него свой кафе и ресторан гостиница. За счет фестиваля заполняется весь бюджет садриевского бизнеса

    • Анонимно
      13.05.2019 13:30

      при этом у работников театра есть отработка при ремонте дома садриева, отработка в его кафе и гостинице.

    • Анонимно
      13.05.2019 13:31

      так буинский театр с женой свадривеа контракты заключает, классная тема у мишарина

  • Анонимно
    13.05.2019 11:57

    Раздули из ничего шарики.

  • Анонимно
    13.05.2019 13:58

    Заголовок неверный. Нет такой национальности мишари! Есть просто Татарский театр в славном городе Буинск. Есть акцент языковой. Буада мишар гена тормый!

    • Анонимно
      13.05.2019 15:02

      Формирование мишарей происходило на правобережье Волги, вплоть до правобережья Оки на севере.

      Существует несколько версий о происхождении (описанных ниже). В XIX веке доминировала версия о подвергшемся тюркизации древнем финно-угорском племени мещёра среди самих мишарей часто бытует мнение о происхождении из Золотой Орды. Единого мнения в науке в настоящее время нет.

      • Анонимно
        13.05.2019 15:43

        15.02. Никакие это не версии, а лишь разные аспекты этногенеза татар.
        Современные татары формировались в Золотой Орде с 13 века, в т. ч. и с участием тюркизированных финно-угров, включая мишар.

      • Анонимно
        13.05.2019 15:45

        Мишары - это западные татары, в основном Касимовского ханства и части Большой Орды.

        • Анонимно
          14.05.2019 13:47

          15.45. У каждого народа есть свои западенцы.
          Например, у украинцев - это жители Львова, Карпат ...

        • Анонимно
          14.05.2019 13:50

          Западные татары (мишары) отличаются от срединных татар (восточную ветвь не трогаем) наличием значительного финно-угорского компонента, близостью к русским.

        • Анонимно
          14.05.2019 13:54

          У великороссов западной ветвью были малороссы (украинцы) и белорусы.

          Получается, у современных русских западники - это москвичи и питерцы?

  • Анонимно
    13.05.2019 15:45

    Третий год подряд такой масштабный фестиваль в Буинске! Мы, сабинцы, завидуем!
    Молодцы Буинцы! Восхищаемся вашими успехами, наконец-то о вас стали всё чаще упоминать в СМИ :) Друзья в Буинске живут. И радиостанция у них вроде бы уже есть. Ведёт мужчина с красивым голосом.

  • Анонимно
    13.05.2019 18:31

    Почему у нас завидуют черной завистью Садриеву Раиль Ильдаровичу? Да потому, что он все может и делает свои добрые дела от всей души! Не гневите Аллаха в месяц Рамадан! Мы - односельчане знаем, какой он добрый человек! Он помогает всем нуждающимся, не все так могут. Мне срочно нужно было лекарство из Германии или Израиля( врачи так сказали) я попросила его помочь и в течении часа он решил эту проблему. Вот он такой человек, если бы все были такими, как он, жизнь была бы по-другому . То, что он организовал этот фестиваль, всем польза - духовно и материально.

  • Анонимно
    13.05.2019 18:40

    Марат Азатович лучший глава района из всех! Молоко поднял, поголовье поднял, благодаря ему агрофирмы ак барс холдинга начали своевременно достойно выплачивать зарплату, которая раньше была в 2 раза меньше и раз в 6 месяцев, пошли платежи Ак Барс холдинга за аренду земли и имущества в местный бюджет, аграрии увеличили урожайность благодаря Марат Азатовичу и его советам которые он увидел находясь на республиканских семинар совещаниях, открыл многим глаза в вопросах технологии производства молока. Многие вас Марат Азатович не любят потому что вам завидуют и не могут работать как вы. Очень много моментов которых не возможно перечислить здесь. Вот хотя пример как в местном бюджете навели порядок. Каждая копейка на счету.

  • Анонимно
    14.05.2019 08:04

    Я бы этот материал еще раз почитал, но не в такой форме, а по частям и глубже, в оценке изложения как театрального критика мне ближе.

  • Анонимно
    14.05.2019 09:00

    Табеев тоже мишэр малае

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль