Общество 
18.06.2019

«Один из конструкторов перестройки и доверенный порученец Андропова»: умер Филипп Бобков

Эксперты «БИЗНЕС Online» о том, почему 5-му управлению КГБ не удалось спасти СССР и кто привел к власти Горбачева

«Бывший генерал КГБ умел достигать своей цели, когда Советского Союза уже не существовало», — говорит философ Шамиль Султанов, комментируя смерть одного из самых влиятельных советских чекистов, Филиппа Бобкова. О том, можно ли считать его драматической фигурой, какую перестройку хотел запустить Андропов и почему борьба с диссидентами в Советском Союзе оказалась малоэффективной, — в материале «БИЗНЕС Online».

Бывший генерал КГБ Филипп Бобков умер 17 июня в Москве на 94-м году жизни, дожив до глубокой старости Бывший генерал КГБ Филипп Бобков умер 17 июня в Москве на 94-м году жизни, дожив до глубокой старости Фото: mil.rucommons.wikimedia.org (CC BY-SA 4.0)

«ТЕМПЕРАТУРУ ПРОШЕДШЕГО СТОЛЕТИЯ МОЖНО ИЗУЧАТЬ ПО МНЕ КАК ПО НАГЛЯДНОМУ ПОСОБИЮ»

Бывший генерал КГБ Филипп Бобков умер 17 июня в Москве на 94-м году жизни, дожив до глубокой старости. Все проклятия, которые начиная с конца 1960-х годов посылали ему советские диссиденты, пролетели мимо: после развала СССР он работал в крупной компании, писал книги, давал интервью и иногда прогуливался переулками вблизи Старого Арбата, где и жил. Газеты писали о Филиппе Денисовиче, что это именно он, всесильный глава 5-го управления КГБ СССР, когда-то выдворил за пределы Союза Александра Солженицына, Иосифа Бродского, а также Мстислава Ростроповича с Галиной Вишневской, что сослал в Горький академика Андрея Сахарова, но сам не спешил посыпать седую голову пеплом, хотя о физике-теоретике впоследствии сожалел: он, по словам экс-генерала КГБ, был приличным человеком и очень сильным, серьезным ученым. Ну да, с Бродским и семьей Солженицыных у КГБ отношения, мягко говоря, не сложились, зато эстрадным поэтам Евгению Евтушенко и Андрею Вознесенскому Бобков искренне помогал, да и сам проявил себя мастером слова, написав уже после своей отставки мемуары и несколько книг с говорящими названиями: «Как готовили предателей», «КГБ и власть», «Неизвестный Горбачев. Князь тьмы» и пр.

Последние годы он много болел, иногда терял сознание, отлеживался в военных госпиталях. В июне этого года, будучи госпитализированным в Центральный клинический военный госпиталь ФСБ РФ, оттуда уже не вернулся, и СМИ распространили новость о его утренней (около 8:00) смерти в реанимации. Новопреставленному генералу отдал из Кремля честь другой генерал — Сергей Шойгу, отметивший, что Филипп Денисович являлся истинным офицером, настоящим патриотом и профессионалом. «Когда я бывал с ним в командировках, выстраивались первые секретари в линейках, куда бы мы ни летели, — вспомнил о покойном бывший офицер КГБ, а ныне депутат Госдумы Николай Рыжак. — Каждый первый секретарь считал необходимым встретить его лично у трапа самолета».

Кем же являлся этот человек в генеральских погонах и с усталым умным лицом, которого до конца его жизни не забывали ни друзья, ни недруги? А был он вначале донецким пареньком из города Макеевка (ныне известного на весь мир благодаря войне на востоке Украины), затем — красноармейцем на фронтах Великой Отечественной, после — контрразведчиком «Смерша». Уже в 1965-м Бобков дослужился до генерал-майора КГБ. Ну а с 1967 года начинается самый известный период в биографии Филиппа Денисовича: он возглавил 5-е, идеологическое управление комитета госбезопасности и начал бороться с идеологическими диверсиями и диссидентами. В этом качестве его и узнала элита позднего СССР: от мирно стареющего Леонида Брежнева до высланного в США неистового Солженицына, вослед которому бобковская команда сочинила, по словам жены Александра Исаевича, немало клеветнических «мемов».

«Температуру прошедшего столетия, точки его замерзания и кипения можно отчасти изучать по мне как по наглядному человеческому пособию, — писал впоследствии Бобков. — Судите сами: родился через год после смерти Владимира Ленина, на 9-м году жизни Советского Союза (1925-й прим. ред.). Можно сказать практически без натяжки, что детство социализма в нашей стране совпало с моим ранним детством. Те, кто жил при Ленине и пережил Первую мировую войну и Октябрьскую революцию, к моменту, когда я вел уже сознательную жизнь, были еще не старыми, полными сил и энергии людьми».

От них, живших при Ленине, Филипп Денисович и получил в 1944 году свой партбилет вместе с орденом Славы 3-й степени и двумя медалями «За отвагу». С фронта он также принес два ранения, причем второе серьезное, осколочное — от близкого разрыва мины. Позднее его могли упрекнуть в чем угодно, но только не в трусости: красноармеец Бобков пулям не кланялся.

Впрочем, и в жестокости никто будущего чекиста упрекнуть не мог. Возможно, здесь ему помогли слова отца, который в печально знаменитом 1937 году сказал своему 12-летнему сыну: «Я хочу, Филипп, чтобы ты знал: меня могут арестовать. Но пойми: я ни в чем не виноват ни перед народом, ни перед товарищами, совесть моя чиста».

«Я был потрясен. За что могут арестовать отца, человека уважаемого и абсолютно честного?» — недоумевал в своих мемуарах Бобков. Отец, кстати, все-таки не был арестован: осенью 1941-го он тоже ушел на фронт и погиб на предпоследнем году войны. Однако на характер сына оказал очень глубокое влияние: из чекиста не вышло ни Лаврентия Берии, ни Генриха Ягоды, и с «идеологическими диверсантами» он разговаривал как «вегетарианец», хотя властью, данной ему народом и партией, запросто мог уничтожить любого из своих собеседников.   

В 2012 году на параде в честь Великой Победы его (Филиппа Бобкова) посадит по левую руку от себя президент РФ Владимир Путин В 2012 году на параде в честь Великой Победы его (Филиппа Бобкова) посадит по левую руку от себя президент РФ Владимир Путин Фото: kremlin.ru

«НАЧИНАЛ ПЕРЕСТРОЙКУ АНДРОПОВ. ВОТ ГОРБАЧЕВ — СОВСЕМ НЕИНТЕРЕСНЫЙ ЧЕЛОВЕК…»

По-настоящему Бобков возвысился при Юрии Андропове, когда тот, в свою очередь, в июне 1967 года был назначен председателем КГБ. «Страна не распалась бы, если бы подольше пожил Андропов», — рассуждал в нулевые годы генерал. Тогда, на излете оттепельных 60-х, Филипп Денисович ценил своего шефа как человека: «Он не давил и давал возможность работать самому. Если что-то надо, то придешь, с ним поговоришь, посоветуешься. С ним хорошо было работать».

Трудились действительно неплохо. Созданное железной андроповской волей 5-е управление во главе с Бобковым взялось за расплодившихся к тому времени диссидентов, большинство из которых составляли ушедшие в подполье шестидесятники. О некоторых своих оппонентах генерал всегда говорил с симпатией. «Ростропович был очень приятный человек», — твердил он, когда при нем заходил разговор о всемирно известном дирижере. А о Бродском любил упомянуть, что никто его, дескать, из страны не выгонял: «Он сам уехал». «Поэт просто создавал такую ситуацию вокруг себя, — трактовал по-своему Филипп Денисович. — Чего его выселять? Кто его выдворил? Единственным человеком, которого выгнали из страны, являлся Солженицын. Его — да, выселили. Но это был Филипп Денисович».

В 1970-е годы диссидентское движение в СССР подверглось стремительной радикализации. Диссиденты выстраивали собственную систему ценностей, которая как, в кривом зеркале, пародировала социалистическую идеологию, но только от противного. Если образцовый советский человек не пил, не курил, занимался спортом, был верен своей семье и писал слово «Родина» с большой буквы, то настоящий диссидент, как правило, пил по-черному (у Сергея Довлатова это называлось «алкогольный протест»), вел беспорядочную личную жизнь, ненавидел и презирал страну, в которой живет, но при этом назло КГБ верил в Бога. В таких «инакомыслящих» Бобков справедливо предчувствовал буревестников грядущего распада государства. «Западом это поощрялось как тот внутренний резерв, который способен подрывать основы строя, существовавшего в Советском Союзе, — писал экс-начальник 5-го управления. — Поощрялось достаточно активно, целеустремленно, о чем свидетельствуют и документы, и практика. И, конечно, церковь. Ее стремились брать в союзники, поскольку она, как известно, пережила сложные периоды в советское время. Я говорю слово „церковь“ в широком смысле, это не только ортодоксальная, но и различные сектантские объединения».

Впрочем, Филипп Денисович занимался не только творческой богемой, стремившейся донести до западных радиостанций свой политический и «алкогольный» протест. В сферу его генеральского внимания попадали и националисты с имперских окраин. Задолго до войны на Кавказе он пытался разбирать грузино-абхазские отношения, заботился о судьбе немцев Поволжья и даже по согласованию с Андроповым дал зеленый свет эмиграции советских евреев в Израиль. Как раз случилась Шестидневная война, и в последующие 1969–1975 годы на землю обетованную уехали около 100 тыс. репатриантов из Советского Союза.

В январе 1977-го армянские националисты организовали в Москве первый мощный теракт: серию взрывов, затронувших даже квартал неподалеку от кабинетов Андропова и Бобкова на Лубянке. В метро при взрыве погибли 7 человек, 37 получили ранение. КГБ взял в оборот и привлек к ответственности подпольную Национальную объединенную партию Армении во главе со Степаном Затикяном. На этот раз пощады не было никому: все задержанные по делу расстреляны.  

К концу 1970-х относят и попытку 5-го управления наладить контакты с советскими цеховиками и подпольными миллионерами. В связи с этим в октябре 1982 года было создано 6-е управление КГБ для контрразведывательного обеспечения экономики. А уже в ноябре Андропов избран генеральным секретарем ЦК КПСС. Началась короткая андроповская перестройка.

«Начинал перестройку Юрий Владимирович, — свидетельствовал потом Бобков. — Он хотел прийти не к тому, что в итоге получилось у Михаила Горбачева. Вот последний — совсем неинтересный человек. Малограмотный политик, который больше заботился о своей карьере. В отличие от него, Андропов добивался того, чтобы все занимались делом, работали, чтобы дисциплина была. Сам ездил по предприятиям и призывал к этому. Он стремился укрепить социалистический строй и страну не стал бы разваливать, как это сделал Горбачев».

Об андроповской модели перестройки впоследствии много писали, но, в чем она конкретно заключалась, никто точно сказать не мог. Сам Филипп Денисович только отмахивался: «Не было никакого плана!» Наверняка можно утверждать одно: наряду с укреплением производственной дисциплины Андропов намеревался дать место в советской жизни частному предпринимательству, то есть запустить второй НЭП. Впрочем, как в свое время рассказывал «БИЗНЕС Online» бывший зампред российского правительства Михаил Полторанин, имелась и секретная часть замысла: избавить страну от «балласта» социалистических республик, «отрубить куски: Узбекистан, Туркмению, Киргизию, Таджикистан, Молдавию, Армению, Прибалтику», где от союзного центра постоянно требовали денег и одновременно поднимали голову националисты, а на оставшейся территории РСФСР создать нормальный, социально ответственный капитализм с хорошим уровнем жизни для всех граждан.

Однако в феврале 1984 года Андропов умер. СССР вошел в штопор пятилетки пышных похорон. Что до горбачевской перестройки, то ее результат известен. Вместе со всей страной Бобков был выброшен за борт: первый и последний президент СССР подписал его прошение об отставке в январе 1991-го. Но бывший генерал армии, успевший в конце 1980-х годов побывать членом ЦК КПСС и первым зампредом КГБ, не сгинул, пополнив собой безмолвные ряды пенсионеров. Уже в 1992-м он стал руководителем аналитического управления холдинга АО «Группа „Мост“» — того самого, который принадлежал олигарху и медиамагнату Владимиру Гусинскому. Поговаривали, что отношения последнего и Филиппа Денисовича сложились еще в советское время, когда будущий предприниматель якобы добывал агентурные сведения для 5-го управления. Теперь их роли переменились, но ненадолго: Гусинский с его телеканалом НТВ первым попадет под путинский каток и вынужден будет покинуть страну. А Бобков, разумеется, останется: в 2012 году на параде в честь Великой Победы его посадит по левую руку от себя президент РФ Владимир Путин. В декабре 2015-го он же будет поздравлять экс-генерала с 90-летием. Летом 2019 года очередь дойдет и до некролога.

Филиппа Денисовича намереваются похоронить в Москве 20 июня. Место захоронения пока неизвестно.

«Бобков был талантливым чекистом, и оставался таковым до конца жизни» «Бобков был талантливым чекистом и оставался таковым до конца жизни» Фото: kremlin.ru

 «ОДНА ИЗ ЗАДАЧ, КОТОРАЯ СТОЯЛА ПЕРЕД БОБКОВЫМ, — ПРОНИКНУТЬ В ДВИЖЕНИЕ МИРОВОГО СИОНИЗМА»

О том, какую роль сыграл Бобков в истории позднего СССР и можно ли сказать, что его 5-е управление проиграло страну диссидентам, «БИЗНЕС Online» спросил у своих экспертов.

Шамиль Султанов — философ, политолог, руководитель аналитического центра «Россия — исламский мир»:

— В советское время будущий олигарх Гусинский был агентом Бобкова, он работал на него. Но говорить о том, что после 1991 года экс-генерал ушел к своему бывшему агенту, не совсем правильно. Сам он объяснял данный факт оригинальным образом (я знаю об этом не напрямую, а от одного важного человека). Дело в том, что одна из задач, которая стояла перед Филиппом Денисовичем, когда он работал с диссидентским движением, — проникнуть в движение мирового сионизма. В 1992-м Бобков перешел на работу в группу «Мост», а в 1996 году Гусинский стал президентом российского еврейского конгресса, в 2000-м — вице-президентом всемирного еврейского конгресса. Сделано это совместно с экс-генералом, хотя сам медиамагнат от международного сионизма был весьма далек. Таким образом, первый достиг своей цели, несмотря на то что Советского Союза уже не существовало.

Проиграл он диссидентскому движению или победил его? Так, пожалуй, нельзя ставить вопрос, поскольку диссидентство в СССР было очень сложным, за разными группами стояли совершенно разные люди, каждый из которых преследовал свою цель. Говорят, к примеру, что недавний министр обороны Израиля Авигдор Либерман был в свое время завербован структурами, близкими к Бобкову, поэтому для него еще в 1978 году открыли двери и он уехал из Молдавской ССР в Израиль.

Не диссиденты победили Советский Союз, страна распалась в результате Третьей мировой войны, которую выиграли американцы. При этом активно использовались внутренние противоречия, существовавшие на тот момент. Роль же диссидентов не надо преувеличивать — она была написана не ими, а в совершенно других кабинетах. Я знал одну женщину, которая была очень важной диссиденткой и впоследствии уехала в Израиль, но это не помешало ей быть любовницей Бобкова. Поэтому все гораздо сложнее, чем кажется. А сам он был талантливым чекистом и оставался таковым до конца жизни. Когда в свое время наши патриоты начали Филиппа Денисовича обвинять в том, что он проморгал развал Союза, они ведь многого не знали. Экс-генерал был патриотом своей страны, участником Великой Отечественной войны. Он до мельчайших нюансов знал работу спецслужб и любил ее. С последним председателем КГБ СССР Владимиром Крючковым находился в очень хороших дружеских отношениях.

Максим Шевченко — журналист, публицист:

— Бобков являлся одним из конструкторов перестройки со стороны КГБ и личным доверенным порученцем Андропова. Впрочем, как человек военный, он стал больше исполнителем этого проекта. Сама идея перестройки была правильной: сохранить социальное государство, модернизировать его, ввести частную собственность и свободу слова. В контексте этого экс-генерал — драматическая фигура. Тем более что ничего такого ужасного, по сравнению с нынешними кадрами, он не делал. Последующий переход к Гусинскому также не изменил принципов Филиппа Денисовича. Из всех олигархов 90-х первый выглядел наиболее нормальным человеком: веселым, обаятельным, порядочным. НТВ, который он делал, являлся отличным проектом. Так что это было символично, что один из бывших самых влиятельных людей СССР работал в группе «Мост».

Самого Бобкова по большому счету не за что упрекнуть. Да, он преследовал диссидентов, но это ведь не сталинские репрессии. Правда, христианского демократа Александра Огородникова прессовали, но он был такой особый. Писатель Леонид Бородин, автор романа «Третья правда», тоже сидел очень долго. Однако особых зверств в 1970–1980-е годы по линии КГБ припомнить сложно. Это была уже очень «вегетарианская» система. Да, запугивали, вербовали, но с 30-ми годами подобное и рядом не стояло.

Если допустить, что в проект перестройки входил замысел отсечь от страны союзные республики, тогда это был прямой путь к распаду страны. Но я ничего о таком не знаю. Потому что именно подобное разрушило СССР, а не перестройка как таковая. Не свобода слова, не кооперация и частная предпринимательство разорвали страну на части, а то, что делала команда Горбачева в Узбекистане, Грузии, Азербайджане и Прибалтике. Советская система еще работала — она нуждалась в модернизации, но ее можно было провести. Последняя оказалась сопряжена с двумя факторами: централизацией и твердостью на уровне высшего руководства и демократизацией — на низовом. «Чем ниже, тем больше демократии» — таким был изначальный принцип. Я не верю ни на одну секунду, чтобы улица могла смести советскую власть. Любая может контролировать подобные процессы. Вот этот демократический проект перестройки я полностью поддерживаю.

Но, возможно, существовала и другая группа, которая уже задумывала 1991 год и которая прекрасно понимала, что стратегические противники в холодной войне не позволят модернизироваться Советскому Союзу. Если бы преобразовался СССР и Китай, что бы произошло? Зачем Западу такая мощная система социализма? Поэтому в обмен на личные гарантии и сохранение личной власти они совершили акт по развалу Союза, в том числе за счет провокаций в адрес национальных республик. Грузинские события, казахские, бакинские — провокации прошли буквально по всем союзным республикам и инициировались из Москвы. Но я не верю, что это был Бобков: подобное не являлось его зоной ответственности.   

«БОБКОВ РАСТОПТАЛ МНОГИЕ СУДЬБЫ, А ПОТОМ ПОПЫТАЛСЯ ВСТРОИТЬСЯ В НОВУЮ ЖИЗНЬ»

Николай Сванидзе — журналист, профессор:

— Пока государство находилось в полной силе, куда диссидентам было с ним сражаться? Но, когда оно стало слабеть, вместе с ним начал увядать и комитет государственной безопасности. Какая была разница, кто там в это время занимался инакомыслящими — Бобков или же какой-нибудь Федор Сидоров? В конечном счете КГБ проиграл битву не диссидентам и не они развалили Советский Союз. СССР распался сам, а комитет при всей своей огромной мощи не мог этому противостоять. Возможно, он подобному даже способствовал, поскольку трудился над закреплением консервативных, реакционных и нежизнеспособных сторон советского государства, которые и привели к его гибели. Страну законопатили так, что она в итоге задохнулась.

Когда Бобков ушел к Гусинскому, никаких диссидентов уже не было, существовала новая Россия, не такая, как сейчас, а вполне себе свободная. Казалось, КГБ навсегда почил в бозе. Однако не комитет, а лично Филипп Денисович доказал свою жизнеспособность, когда ушел на работу в группу «Мост». Был он человек, безусловно, талантливый и яркий — сумел устроиться в новой системе, сделав повторную карьеру, и запуститься, обнулиться.

У экс-генерала имелась и третья жизнь, когда в стране снова пришел к власти видоизмененный комитет государственной безопасности. Естественно, что все бывшие чекистские генералы и VIP'ы опять оказались востребованы, в том числе Бобков.

Руслан Хасбулатов — заведующий кафедрой мировой экономики Российской экономической академии им. Плеханова, последний председатель Верховного Совета РФ:

— Это бывший чекист, что ли? Да ну его. Не хочу о нем даже говорить. Бобков должен был бороться с диссидентами, а иначе с какой стати он генералом армии стал. Но Филипп Денисович являлся одним из 10 заместителей, не самый талантливый, да там таких и не было. Потом он пошел к олигарху со всеми секретами и распродал все. Они были такие разложившиеся, эти офицеры и генералы, которые позволили так легко расстаться с СССР. Такие пустышки. Не ту профессию избрали. Им надо было воспитателями в детских садах стать. Глядишь, тогда какой-то толк оказался бы. Конечно, всегда, когда умирает человек, надо высказать соболезнование и сочувствие. Мне Бобков ничего плохого не сделал. Но система КГБ была вся гнилая. Ничего хорошего не предпринял и Андропов, хоть и сидел там три десятилетия. Вот и боролись с диссидентами и наборолись.

Глеб Павловский — глава фонда эффективной политики:

— Нельзя сказать, чтобы экс-генерал чем-то выделялся. У него не было и не могло быть своей позиции, так как он являлся чиновником. В качестве последнего Филипп Денисович выполнял указания своего шефа — Андропова, а до этого — другого начальника. Стратегия Юрия Владимировича оказалась совершенно конкретная — избирательные репрессии против узловых фигур. Не то чтобы они были как-то особо значимы, но являлись важными для сети. Андропов разваливал ее ударами по людям, разрушая их жизнь, биографию, семьи. Конечно, это не сталинское время. Он был человеком постсталинского периода, когда концепция борьбы с несогласными сменилась.

Бобков отвечал за борьбу с идеологическими диверсиями, хотя их не имелось. Боролся с инакомыслием, людьми, которые по-другому думали, смотрели на мир.

Он не был самым ужасным персонажем, относительно образованный человек. В то же время экс-генерал являлся не самым приятным гражданином, но в той системе вообще мало было таких людей. Надо не забывать, что это не шутки, когда их хватали, отрывали от семей и отправляли в лагерь. Некоторые оттуда не вернулись.

Бобков растоптал многие судьбы, а потом, как и большинство из комитета, попытался встроиться в новую жизнь. Наверное, не очень плохо. Работа у Гусинского, можно сказать, стала его второй пенсией. Я не знаю, насколько Филипп Денисович был полезен Гусинскому, но последнему наверняка нравилось, что у него работает человек, который раньше мог его реально посадить. И это тешило самолюбие олигарха.

«ВСЕ ГОСУДАРСТВА ВАРШАВСКОГО БЛОКА БЫЛИ ПРОНИЗАНЫ АГЕНТУРНЫМИ СЕТЯМИ 5-ГО УПРАВЛЕНИЯ»

Владимир Буковский — писатель, политический и общественный деятель, ученый-нейрофизиолог, один из основателей диссидентского движения в СССР:

— Бобков был обычным гэбэшником и держимордой. Довольно злобный мужик. Сам он ничего особенного не изобретал. Ему установку спускали — усилить борьбу, ослабить ее. И чекист соответствующим образом реагировал. Его задача была тащить и не пущать, что он и делал. Еще, кстати, занимался распространением всякой клеветы, надеясь таким образом скомпрометировать.

Я видел много документов Филиппа Денисовича в архиве, когда он уже был начальником 5-го управления. Смотрел разные доклады — они все типичные. Вот чекист пишет, скажем, такую справку — наблюдение за семьей Буковских, когда меня высылали. Он там чего только не врет: и что всем на меня наплевать, и что все заняты своими делами, и что моя сестра не проявляет никакого интереса к здоровью сына. Чушь собачья. Результат деятельности Бобкова оказался плачевным, поскольку у всей системы он был таков. Она являлась неживой и рухнула, а вместе ней и обслуживающие ее структуры.

Про Гусинского говорят, что он был агентом экс-генерала, поэтому при крушении системы Филипп Денисович попал под крылышки к своим птенцам. Утверждать я этого не могу: слухи. Но так говорят. Кстати, как-то на Украине в одном из интервью Бобков категорически утверждал, что я был агентом ЦРУ. Но тут могу вас клятвенно заверить, что никогда ни на какое ЦРУ не работал.

Валерий Малеваный — историк спецслужб:

— КГБ СССР был огромным агломератом спецслужб, которого боялись практически все разведки мира. Даже американские профессионалы из ЦРУ ставили КГБ на первое место по эффективности и профессионализму. Бобков оказался особенно заметной фигурой при Андропове, когда тот занял пост председателя комитета госбезопасности. Тогда и появилось знаменитое 5-е управление, которое занималось диссидентами. Данная структура в период работы Юрия Владимировича охватила своим влиянием все страны Варшавского договора. Можно сказать, что все они были пронизаны агентурными сетями 5-го управления. Достаточно вспомнить для примера убийство болгарского диссидента Георгия Маркова, совершенное в 1978 году в Лондоне. Тогда его укололи отравленным зонтиком, когда он пробирался сквозь толпу на мосту к своему автомобилю. Писателя убрали только за то, что он начал говорить на BBC странные вещи про генсека болгарской компартии Тодора Живкова.

Развал Советского Союза — это ведь заслуга не КГБ или диссидентского движения, а агентов влияния, которых ЦРУ внедрило в советскую политическую элиту. Это Горбачев, Борис Ельцин и вся околоельцинская команда. Просмотрел ли их Бобков? Думаю, что от него здесь ничего не зависело. Это была спецоперация ЦРУ. Диссиденты в данном контексте лишь малый ручеек, микроскопические комарики, которые кусали тело советского спрута на протяжении многих десятков лет. Мы ведь не можем назвать Ельцина и Горбачева диссидентами? Нет. Но Горбачева постоянно толкали вверх, ему оказывали помощь, начиная с периода его работы в Ставрополе. Кто его поддерживал? Вероятно, резидентура ЦРУ в Москве. Михаила Сергеевича переводили с должности на должность и постоянно повышали. Против высшей советской номенклатуры фигура Бобкова не обладала достаточным авторитетом, чтобы противостоять этому вектору, который стал гибельным для судьбы СССР.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (120) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
18.06.2019 09:04

Мощщщные спецслужбы , все их хвалят --- но страну потеряли, видимо не на нее работали.

  • Анонимно
    18.06.2019 08:51

    Заслуга прежних рабовладельцев в нормальном качестве продуктов питания,хорошем развлечении в виде спортивных достижений,душевных мультиках и невыпячивании своих богатств.Нынешних просто несет в разнос,природа отдыхает на потомках

    • Анонимно
      18.06.2019 09:13

      Продуктов просто не было, развлечение было то что сам надцешь, спортивные достижения не задумываясь о здоровье и во чтобы то ни стало . А богатства все за высокими заборами и в сталинских высотках. Плюс спец паек, товары через запасной выход. И рассказы как они бедняжки живут как простые советские граждане

      • Анонимно
        18.06.2019 10:24

        жизнь в советском союзе была отвратительной,нищета и серость,хорошо что совок умер,а сейчас можно жить на широкую ногу и плясать на костях империи,жизнь в россии вообще в кайф,если умеешь правильно жить.

        • Анонимно
          18.06.2019 11:34

          а как же колбаса докторская за рупь двадцать?а как же самый вкусный пломбир?

          • Анонимно
            18.06.2019 12:21

            Ага, только не было этой колбасы в магазинах. Забыли про талоны?

            • Анонимно
              18.06.2019 12:43

              В каком году?

              • Анонимно
                18.06.2019 12:54

                88-91-м. Помню еще эти кассы из дермантина, куда эти талоны рассовывали)) Самые крутые это на водку)) Кстати татарстанские жетоны на бензин до сих пор где то валяются.

            • Анонимно
              18.06.2019 15:21

              Ну так по талонам же была

          • Анонимно
            18.06.2019 15:21

            Продукты были натуральные просто напросто ввиду отсутствия на тот момент т химического производства современного уровня. Если бы оно было, ещё неизвестно, продукты какого качества были бы на прилавках.

        • Анонимно
          18.06.2019 12:02

          На широкую ногу ? А что Вы на своей работе производите ?

      • Анонимно
        18.06.2019 17:08

        из методички перепечатал?
        судя по стилю ты в ссср то и не жил, а строчишь чушь.
        не топчи прошлое, иначе не будет будующего.

      • Анонимно
        20.06.2019 06:51

        Ты жил(а) при СССР или мифы нам пересказываешь?

    • Анонимно
      18.06.2019 10:22

      все они из рода проклятых большевиков

    • Анонимно
      18.06.2019 13:26

      оч. жалко Ростроповича, Солженицына и Бродского...

  • Анонимно
    18.06.2019 09:04

    Мощщщные спецслужбы , все их хвалят --- но страну потеряли, видимо не на нее работали.

    • Анонимно
      18.06.2019 10:24

      мощи нет,это фейк

    • Анонимно
      18.06.2019 10:59

      Мощь была, но было предательство как и всего госаппарата, и армии тоже.

      • Анонимно
        18.06.2019 12:27

        Погодите, я за вашей мыслью не успеваю. "Весь госаппарат" в СССР с учетом обкомов, горкомов, райкомов, месткомов, исполкомов, ведомственных НИИ и предприятий - это, наверное, половина трудоспособного населения. Плюс еще и армия целиком супостату продалась. По-вашему, большая часть СССР предала СССР? Что ж, давайте вспомним главный ленинский партийный принцип "демократического централизма" - "безусловное подчинение меньшинства большинству". Получается, это никакое и не предательство, а марксизм-ленинизм в действии.

        • Анонимно
          18.06.2019 12:56

          А у них принципы как флюгер: крутятся в зависимости от попутного ветра. Если олигарх больше предложит, то за капитализм, а как деньги у олигарха закончатся, так за коммунизм.

        • Анонимно
          18.06.2019 12:56

          С чего это госаппарат - полстраны? А предательство армии хорошо видно хотя бы по событиям ГКЧП.

  • Анонимно
    18.06.2019 09:08

    Человек гнобивший всех инакомыслящих. И страна им гордится?

  • Анонимно
    18.06.2019 09:11

    Странно.
    Рассказы и воспоминания, разрозненные и без контекста.
    Такое впечатление, что уничижение теории Фоменко и превращение её в абракадабру российской истории было сделано специально.
    А ведь именно Теория Фоменко - наложение параллельных исторических и временных линий - позволило бы понять историю как цельных пазл.
    А разобраться есть в чём.
    1.Полнейшая реабилитация власовцев в конце 50-х годов (заметьте: бывших военнопленных не реабилитировали вообще).
    2.Создание "Антидиссидентского" управления КГБ с приходом Андропова (а фактически - Создание диссидентства как такового).
    3.Ретуширование биографии Андропова, связь его с Куусиненом - троцкистом по определению.
    И т.д. и т.п.

    • Анонимно
      18.06.2019 10:37

      Можно добавить ещё, что даже на смертном одре эти генералы не хотят сказать Правду.
      Смешивая перестройку, Горбачёва, диссидентов.
      Хотя нормальные историки, основываясь на уже открытых документах, давно доказали что так называемая Перестройка была начата, с опозданием на 3 года, не ради благополучия людей.
      А чисто по итогам Разгромного поражения Военно-промышленного комплекса СССР, когда десятки дивизионов Зенитно-ракетных комплексов, поставленных СССР в Сирию и обслуживаемых советскими советниками были сметены в хлам в результате авиаударов израильской авиации в войне 1982 года в Долине Бекаа.
      Именно это стало предтечей вопроса о катастрофическом отставании Советского Союза от Запада в технологиях, в том числе военных.
      И необходимости что то делать и "ускоряться".
      Лишь "Парад лафетов" с Генсеками ЦК КПСС, с 1982 по 1984 год, отсрочили начало "Перестройки".
      И только с назначением более молодого Горбачёва этот вопрос встал во весь рост.
      А там пошла уже "система Домино".
      Когда одно решение конкретной проблемы нельзя было провести без создания других условий по другой проблеме.
      На что экономика СССР ответила просто коллапсом и падением фишек Домино по кругу.

      Практик.

  • Анонимно
    18.06.2019 09:46

    Не "сама развалилась", а "сами развалили" – своими же решениями:

    1. Решили сделать гласность и плюрализм мнений - тем самым развалили монополию коммунистической идеологии.

    2. Решили легализовать кооперативы - тем самым уничтожили плановую экономику.

    3. Решили дать суверенитет нацреспубликам и суверенитет РСФСР (нонсенс!), который мы теперь празднуем как день рождения России - тем самым уничтожили связь 14 республик с центром.

    Кто всё это сделал? Неужели ЦРУ? Вы, батенька, и убили-с: секретари КПСС в обнимку с генералами КГБ.

  • Анонимно
    18.06.2019 09:48

    Не сочиняйте сказки, какую мог перестройку затеять глава КГБ. Андропов дисциплину подтянул, в банях и магазинах ловили людей в рабочее время, и на этом всё.
    Начал перестройку Горбачев, потому что в стране нечего было жрать ! Виной была жесткая централизованная система. Сталин построил милитаристский военный социализм, не стало врагов (внутренних и внешних) и не стало этого государства под названием СССР. А виноваты, как всегда инакомыслящие )).

    • Булгарин
      18.06.2019 10:47

      Да, какая дисциплина. Как сидели, попивая чаи в конторах, так и сидели. Может лишний раз в кино в рабочее время не сходили. Народ уже не боялся этих чекистов. Народ стал прозревать, что их водили за нос столь долгое время, обещая через каждые пять лет, что вот вот и они будут жить при коммунизме. А реально стояли в очередях за самым необходимым, ждали молча комнатки в хрущевках по двадцать-двадцать пять лет.

      Понимаю, когда подняли волну против сериала Чернобыль. Там и передана полностью та атмосфера жизни при этих генералах. Не надо было быть Сахаровым, отцом ядерной и термоядерной бомбы, или Солженицыным, известным писателем, чтобы ощутить их дела на своей шкуре.

    • Анонимно
      18.06.2019 12:37

      Знаете, что самое смешное в том, что вас активно минусуют? Это делают те же люди, которые в соседних новостях возмущаются политикой Путина. А ведь он до мозга костей продукт советской системы, просто образцовый образец))

      • Булгарин
        18.06.2019 12:45

        Он не только образцовый образец, а его проводник. Недаром сказал, обращаясь к таким как этот товарищ, что задание выполнил, внедрил в систему власти всех своих из тех самых контор.

    • Анонимно
      19.06.2019 07:28

      Над облавами в кинотеатрах и банях мы посмеивплись, попивая разбавленный спирт на рабочем месте, хлебом с лучком закусывали, поскольку колбаса была по талонам, которые как раз в 91 году исчезли, а то некоторые не жившие в СССР тут пишут, что в 1991 г.их ввели. Нам Андропов был до лампочки.

  • Анонимно
    18.06.2019 10:09

    Как всегда,когда уходит из жизни человек такого статуса, обладатель многих гос.секретов,оценки бывают самые антагонистические,от озлобленного инет тявканья неудачливых полит. шавок,разного размера и до попыток серьезного анализа времени и его действующих лиц,что и видим в выступлениях по этому весьма интересному материалу. Не будучи членом всезнающей гильдии пикейных жилетов и тем более генералом диванных войск ее лаю категоричных оценок прочитанному. ,
    Пзволю себе, только два отклика,чисто личных. 1.Если это не фейк,то явная сенсация,что амбициозный экс министр обороны Израиля и конкурент Нетаньтяху, "диссидеент" Либерман,был агентом госбезопасности и поэтому свободно выпущен, структурой Бобкова в Израиль. Поневоле вспомнишь название знаменитой книги генерала Григоренко,о подполоье
    диссидентов . 2. Ликвидация СССР,которой поспособствовали и западные спецслужбы,резултат борьбы за власть, грамотного, интеллигентного ,но безвольного перестройщика всего и вся Горбачева,с малограмотным,но волевым и шагающим через трупы и не только политические ,хамоватого Елцина. Тема многожды обсуждаемая,но для меня автопортрет Ельцина,это
    18 минутный доклад по телефону Бушу, о содянном, 8 декабря 1991г. в конце которого он услышал, по барски короткое: "Спасибо Борис" но особенно саморазоблачающа, его подобострастная, 40 минутная речь ,перед конгрессменами США,в 1992г. Оценок им не даю,уважая нормы печатного слова.Читатель можета сам это сделать,оба они есть в наших сми.

  • Анонимно
    18.06.2019 10:19

    Лучше всего объяснил причины распада СССР историк спецслужб Валерий Малеванный. СССР был экономической и политической пирамидой. Когда во главе этой пирамиды стал человек, настроенный против самого государства и против самой социалистической системы, эта пирамида рухнула. Предварительно ее насытили, пронзили такими же антисоветски настроенными людьми, для которых главным было материальное обогащение и карьера, а не процветание родного государства. Разложение экономической системы СССР началось при Брежневе, когда после реформы 1965 г. отдельные предприятия получили громадную самостоятельность, а министерствам оставили лишь координирующую роль. Главным стало выполнение производственных планов. Контроль за предприятиями серьезно ослаб. В этих условиях, как на дрожжах, в 60-70-е и особенно в 80-е гг. стала расти теневая экономика, когда "цеховики" стали получать огромные сверхприбыли за счет "третьей" смены, излишков продукции, "левой" продукции и т.д. Многие помнят, что в эти годы их нередко заставляли работать в третью смену, "рабочие" субботы и т.д. Прибыли от этой продукции шли в карман цеховиков, директоров, зам. директоров, начальников цехов, которые затем, в 1990-е гг., смогли легализовать свои доходы, поставив под свой контроль эти заводы, открыв автосалоны и т.д. К началу 1980-х гг. "цеховики" контролировали уже до четверти национального богатства СССР. Советский Союз уже лишь по форме оставался социалистическим государством. Внутри него развились такие явления, как теневая экономика, социальное расслоение, коррупция, сращивание мафиозных структур с советской и партийной верхушкой, правоохранительными органами и т.д. Таким образом, СССР был подобен яблоку, яркому и сочному снаружи, но гнилому внутри. Политическое прикрытие и экономические факторы для крушения социализма к середине 1980-х гг. были готовы.
    А.В.

    • Анонимно
      18.06.2019 13:35

      Щас апологеты Небесного СССР напихают вам полную панамку. Объяснят, какая это была великая держава, и только проклятый Горбачев всё испортил.

      • Анонимно
        18.06.2019 16:15

        Я "За" возрождение СССР. На новых принципах взаимной выгоды и стратегической безопасности. Другое дело, что сейчас эти процессы стремятся взять под свой контроль представители либерального лагеря, которые, по большому счету, СССР в свое время и похоронили. Недавний V съезд граждан СССР, состоявшийся в Москве 9 июня, наглядно это продемонстрировал.
        А.В.

        • Булгарин
          18.06.2019 20:20

          Вот вопрос. А зачем вам это? Думаете, что вы и ваша семья будет лучше жить, богаче? Или у вас будут новые возможности дать своим детям хорошее образование, дать им будущее? Или думаете, что от того, что присоедините украинцев, казахов, узбеков, таджиков и армян вам и вашей семье станет жить безопасней? Особенно, если еще и насильно их к себе пристегнете. Не понимаю ваших желаний. Чего же вам надо то? Или как было при совках, хотите мировую революцию разжечь и установить диктатуру пролетариата, вожди которого будут заседать в Кремле?

          • Анонимно
            18.06.2019 22:29

            Нельзя быть таким злым, Булгарин! Вы так и брызжете ненавистью к своей стране. Родина у нас одна. И другой никогда не будет. Советское время, поверьте, очень светлая и добрая страница в жизни нашей страны. По крайней мере вплоть до начала перестройки.

            • Булгарин
              18.06.2019 22:59

              В чем тут ненависть? Та страница не была для страны светлой. И не могу понять людей, которые постоянно смотрят назад. У такой страны уж точно не будет будущего. Так что это вы ее ненавидите, потому и все назад смотрите.

            • Булгарин
              19.06.2019 12:22

              И кстати, так и не ответили, а вам зачем СССР? Вы бы стали жить богаче? С чего? Стали бы жить безопасней? Опять же с чего?

  • Анонимно
    18.06.2019 10:25

    уважаю Горбачёва Михал Сергеича,помог развалить совок проклятый.

    • Анонимно
      18.06.2019 12:37

      Твоим детям и внукам,придётся восстанавливать СОВОК.

      • Анонимно
        18.06.2019 12:57

        Я своих детей и внуков воспитываю свободными атеистами. Так сказать прививаю иммунитет к промывке мозгов.

        • Анонимно
          18.06.2019 14:59

          На Востоке,есть Пословица.Мой Сын,не мой.А сын своего Времени.Если бы,было Иначе,то не было бы Войн.

  • Анонимно
    18.06.2019 10:31

    Политические высказывания Филиппа Бобкова были довольно эклектичными.
    Бобков говорил, что сожалеет о некоторых вещах, которые делал в КГБ, особенно о своей причастности к преследованию академика Сахарова.
    Одобрял внешнюю политику Владимира Путина ("перед Америкой мы шапку ломать не будем"), но высказался против приговора участницам Pussy Riot, назвав весь инцидент ерундой.

  • Анонимно
    18.06.2019 10:42

    Гуру, а Вы не устали печатать вот это: «Спасибо, Борис!» в каждом номере уважаемого Бизнес Онлайна? Думаете если напишете 1000 раз, кто-то прислушается? Нет, скорее это раздражать будет. СССР развалился не из-за Горбачева и Ельцина, а лишь потому, что так жить уже было невозможно. Вот такие многословные гуру и забалтывали заумным враньем любой вопрос, не умея ничего делать. Поучайте лучше ваших паучат !Сейчас к этому же летим...

    • Анонимно
      19.06.2019 07:32

      Ему не достался кусок пирога в 1991 г. - это травма на всю оставшуюся жизнь.

  • Анонимно
    18.06.2019 10:58

    Поднадзорную диссидентку сделал своей любовницей а из поднадзорного Гусинского слепил олигарха и потом у него же подъедался.Вот и вся биография в двух словах.А народ в это время на бамах горбатился и с душманами воевал.

    • Анонимно
      18.06.2019 11:32

      Класс!

    • Анонимно
      19.06.2019 12:08

      Точно,на персональную пенсию не стал жить,от Гусинского цельных 10 тысяч долларов получал в месяц несгибаемый коммунист.Настоящий большевик-за спецпайку хоть на черта работать будет.

  • Анонимно
    18.06.2019 11:01

    Не освещена его роль в развитии КОБы, судя по всему человек был очень влиятельный "за кулисами" публичной деятельности.

  • Анонимно
    18.06.2019 11:14

    Зарплата уборщицы в Норвегии - 220 000 крон в год (18 000 крон в месяц, крона равна 7,5 рублям). Зарплата адвоката в Норвегии - 450 000 крон в год (37 500 крон в месяц). Зарплата уборщицы в РФ - 11 000 руб. в месяц. Зарплата адвоката в РФ - 55 000 руб. в месяц. В РФ также есть крупные чиновники и ТОП-менеджеры, которые получают миллионные зарплаты. Социальная справедливость - вот то, чего катастрофически не хватает нынешней России.

  • Анонимно
    18.06.2019 11:34

    После 20 съезда страна начала медленно сползать, а потом всё быстрее, с ускорением пошла вразнос. Духовного стержня лишили страну.
    Таких предателей, как Бобков наверху оказалось критически много, увы.

    • Булгарин
      18.06.2019 11:48

      Не могу понять вот этих людей, кто пишет о предателях. Что они предали и за что? Их кто-то завербовал? Да, все было просто как божий день. Система сама выталкивала наверх таких людей. Они и захватили власть, по сути, начиная с октябрьской революции. Теперь эта система выталкивает талантливых за границу, а раньше просто опускала их вниз, а в крайнем случае в лагеря или в шарашки. Наверху сидели обычные приспособленцы, карьеристы, люди недалекого ума, но четко понимающие корпоративные правила. Им и предавать ничего не надо было, они и были и властью и самим государством. Потому глупо писать, что кто-то там кого-то предал. Те же люди так и остались там наверху, хотя вроде и живем в других условиях. Они такие же уважаемые и почитаемые. И уж точно не бедствуют.

    • Анонимно
      18.06.2019 12:22

      Духовный стержень это наверное ГУЛАГ. Страна начала сползать, потому что рабы в деревнях закончились.

  • Анонимно
    18.06.2019 11:52

    Нечего жалеть , гэбист, (про покойников плохо не говорят -жаль), такие в 37 расстреливали, прикрываясь патриотизмом, напомню про "закрытые" зоны КГБ" в Мордовии (и сейчас также), напомню про "закрытые" психбольницы( и сейчас также Казанская ПБСТИН кто не знает -рекомендую почитать), где держали тех, кто думает не так как положено. После 1991 года переметнулся к олигархам на содержание, прикрываясь опернеобходимостью, а народ удивляется миллиардам у полковников. Вот с кого полковники пример берут. Вот кто покровительствовал нынешнему правителю и ставил перед ним задачи, вот к кому наш лидер несколько лет назад, на совещании в ФСБ обращаясь сказал, что поставленную задачу выполнил. С 1917 года - Душители свободы, преследователи инакомыслия, организаторы "очистительного террора" - вот коммунистические идеалы покойного Бобкова. Не надо иллюзий сограждане.

  • Анонимно
    18.06.2019 11:57

    Наиболее,адекватное и объективное суждение высказал,Руслан Хасбулатов.Человек наделённый ЗНАНИЯМИ.Не зря,он боролся" ЗА" Верховный Совет РСФСР.БО,пишет,что "был он вначале донецким пареньком из города Макеевка*,предполагаю,что отец был Шахтёром.Сталин любил,выдвигать детей Рабочих.Только после принятия Сталинской Конституции в 1936 году,от Ленина и Ленинизма,основателя Советской Власти,осталась Сталинская Номенклатура.Благополучно,уничтожившая самого Иосифа Виссарионовича.На Смену пришёл,верный соратник Хрущёв.Который,не оставил камень на камне,от Сталина.Даже,ВЫБРОСИЛ из Мавзолея,где лежал,рядом с Владимиром Ильичём.Восторжествовал Троцкизм в СССР.Доползший до 1992 года.А потом рухнул,и установился колониального типа(латиноамериканского,африканского типа)КАПИТАЛИЗМ.

    Бобков,не мог предвидеть,подобное.Поскольку,Диссидент в СССР,был обласкан самим Андроповым.Именно,при нём,когда стал во главе Комитета Государственной Безопасности(чувствуете,от ВЧК не осталось ,ни кола,ни шишки.),Евреи СССР,стали массово выезжать в Израиль.Пардон,Еврей не будет таким,если не поступали по своему.Они выезжали в Австрию,там был Штаб для приёма репатриантов,с дальнейшим выездом в Израиль.Только продвинутые,в смысле думающие Евреи,отказывались ехать в Израиль,а ехали в США,Канаду,Великобританию.

    Трагична,судьба,- донецкого паренька из города Макеевка.Перед его глазами прошла,Целая Эпоха,а Он не понял,как стал участником разрушения СССР.Это ждёт каждого,кто служит ,Классовому Ворогу.

  • Анонимно
    18.06.2019 12:06

    10:42. Судя по хроничекой аппеляции к гуру,всякий раз, когда криитикуют предательство Ельцина и его челяди, разваливших ради власти и денег, вполне жизнеспособный СССР,за сохранение которого проголосвало большинство его населения, ваши многочисленные фейки,оплачиваются,очевидно, из кассы, капища главного беса всея Руси т.н. Ельцин-центра. Советую нормальным читателям,а не платному еьцигайдарофилу,прочитать литературу о этом главном предательстве конца 20 века,в частности недавно изданный , курс лекций по истории России,известного историка профессора КФУ Ермолаева,где беловежский сговор назван преступлением перед народом ,подлежащим наказанию по статье УК. А проельцинское тявканье,лиц, что то поимевших от приХватизации всего и вся в начале окаяных 90-х, будет всегда.Полностью согласен,с вызвавшим вой и визг амеров и местной их либерастской обслуги,заявлением Президента Путина,что ликвидация СССР,стала геополитической катастрофой,нанесшей огромный ущерб всей планете.

    • Анонимно
      18.06.2019 12:24

      В чем катастрофа то?! По полочкам распешите пожалуйста.

    • Булгарин
      18.06.2019 12:38

      Вы так понимаю, имели свой жирный кусок в те времена. А может просто детя партноменклатурного работника, который жил, получая пайки в спецмагазинах, ничего не делая. Вот и тоскуете вместе со своими дедами о тех временах.

      • Анонимно
        18.06.2019 12:44

        Свой жирный кусок в те времена имели многие. Бесплатные квартиры, образование, медицина, профсоюзные путевки, пионерские лагеря, копеечное ЖКХ и т.д. Это Вам не ипотека на 25 лет с выплатой 25 000 ежемесячно. И не платное образование и медицина. И не заоблачные цены на ЖКХ, забирающие у некоторых половину всех доходов. И не повышение пенсионного возраста на 5 лет.

        • Булгарин
          18.06.2019 12:55

          Да, ладно врать то про жирный кусок. Можете своим деткам или внукам плести чушь. Не могу сказать про времена Сталина, не жил в те времена, а вот начиная с лепешек из отрубей в школьных буфетах во времена Хрущева и далее, хорошо помню.

          • Анонимно
            18.06.2019 13:07

            Не жил во времена Хрущева. Во времена Брежнева школьный обед в столовой стоил 36 копеек. в день. Лепешек из отрубей у нас не было никогда. Еще помню, как мои родители получили бесплатно от государства трехкомнатную квартиру и что стакан кваса стоил 3 копейки.

            • Анонимно
              18.06.2019 13:16

              Ооо, ну если трешку получил, то все понятно. Ясно откуда такая ностальгия по халяве.

            • Булгарин
              18.06.2019 13:32

              Простите, 36 копеек на наши деньги это 70-80 рублей.

              Вам стоит взглянуть на это сообщение полугодовой давности -

              обед для учащихся начальных классов будет стоить 62 рубля, а двухразовое питание обойдется в 88 рублей. Для учеников 5-11 классов стоимость обедов вырастет до 65 рублей. Раньше для всех одноразовое питание стоило 58 рублей, а двухразовое - 88 рублей.

              И еще. Можете взглянуть на то, чем кормят детей. Помню во времена того же Брежнева на эти обеды давали булочку с компотом и рисовую кашу на молоке. Вот и все, что можно было получить как вы пишите за 36 копеек.

              • Анонимно
                18.06.2019 13:44

                Вам я мог бы поверить. Если бы сам не учился в это время. И все, кто учился, не дадут соврать, что все ваши слова - НЕПРАВДА! Первое, второе, третье - все, как полагается. Еда, конечно, была не ресторанная. Но вкусная, сытная, а главное, натуральная.

                • Булгарин
                  18.06.2019 19:22

                  Что вы все заладили про натуральную еду. Синюшнего цвета, тощие курицы от отсутствия нормального питания и содержания в курином помете, молоко наполовину из коров больных маститом, бифстроганов из свинячьих не побритых шкурок, котлеты больше, чем наполовину из ржаного хлебы в перемешку свиным салом, кефир в немытых бутылках, огурцы и помидоры только летом, напичканные нитратами. Да. Это натуральное. Другого просто не было, да и за это то спасибо партии родной каждый день произносили. Да. Знаю, чем кормили тех, кто был в номенклатуре. У них даже отдельные хозяйства были. И корма для кур туда свозили, и молоко было жирное и от здоровых коров, да и мясом не были обделены. Понимаю их, им сейчас тяжело. Дефицита нет. А ведь были хозяевами. Но думаю, они и сейчас не бедствуют, так брюзжат тут их сынки и внуки, да просто глупые, которые на сказки падки.

                  • Анонимно
                    18.06.2019 20:22

                    19.22 И буханка хлеба весила килограмм, и хлеб был настоящий, и молоко было настоящее, и мясо. Знаем , работающий человек зарабатывал, а теперь вор на воре, кто как может так и выкручивается, кто не платит налоги и именно они получают льготы . Лично мне это государство ничего не дало, чувствую себя источником налогов, да и государство ли это.

                  • Анонимно
                    19.06.2019 10:16

                    Расслабься булгарин. Мифы они тем и сладки, что сказочные. А эта страна не раз на грабли вставала, еще раз встанет, это точно.

            • Анонимно
              18.06.2019 15:28

              А мои родители только однокомнатную малосемейку получили.

              • Анонимно
                18.06.2019 15:43

                Сейчас бы и она им не досталась. А могли бы при каком-нибудь Генплане или признав дом аварийным, просто выкинуть на улицу с мизерной компенсацией в 11 тыс. руб. за квадрат.

        • Анонимно
          18.06.2019 13:04

          В ипотечной квартире хоть жить сразу можно, а так ждали 25 лет бесплатный хрущ в 40 метров, ютясь все эти десятилетия в общаге или бараке. А медицина видно была на уровне, если с 65-го по 83-й средняя продолжительность жизни упала, а не росла. Кстати при "предателе" Горбачеве этот показатель чуть вырос.

          • Анонимно
            18.06.2019 13:33

            Ну если на то пошло, население РСФСР с 1946 по 1991 гг. выросло за 45 лет на 50 млн. ч-к, с 97,5 млн. ч-к до 148,3 млн. ч-к. В РФ, при капитализме, население РФ с 1991 по 2017 гг. уменьшилось без учета миграции и Крыма почти на 13,5 млн. ч-к. Со 148,3 млн. ч-к в 1991 г. до 134,9 млн. ч-к в 2017 г. Потенциальные потери населения с учетом ежегодного миллионного прироста в советские годы составили, таким образом, порядка 40 миллионов ч-к. Пенсионный возраст для мужчин сейчас - 65 лет. При средней продолжительности их жизни 62 года.

            • Анонимно
              18.06.2019 13:42

              Если следовать вашей логике, то сейчас лучше всего живется в Африке, т.к. самый большой рост численности населения. А то, что там не доживают до 50 это как-то неважно.

              • Анонимно
                18.06.2019 14:11

                Африка - это отдельный разговор. Наследие колониализма, искусственные границы, вследствие этого бесконечные гражданские войны и перевороты, болезни. Если население растет - страна имеет шанс на будущее. Если население сокращается - такого шанса у страны нет!!! РФ - слишком большая страна, чтобы позволить себе сокращение численности населения. Свято место пусто не бывает - его займут другие народы. Что, в принципе, уже сейчас и происходит в РФ.

            • Анонимно
              18.06.2019 14:57

              Открою Секрет.После ВОВ,Сталин запретил делать женщинам аборты.Скольких женщин уничтожил,этот сатрап?!Если Он в Аду,то должен гореть вечно.Невинные дети были убиты,и женщины гибли от подпольных абортов.

              • Анонимно
                18.06.2019 15:09

                Кому гореть в Аду, а кому попасть в Рай - решать не нам с Вами. Сталин же построил 100 000 новых школ, 8 000 больниц и только крупных 9 000 предприятий. Мир никогда не бывает черно-белым. Найдутся те, кто с Вами не согласятся. Особенно те, кто видел вакханалию, гибель людей, промышленности, сельского хозяйства и предприятий в 1990-е гг.

                • Анонимно
                  18.06.2019 15:24

                  Сталин создал Тоталитарное государство,под вывеской Коммунистической Номенклатуры.Он первым начал воевать с Германией,ещё в 1937 году в Испании,после с Финляндией затеял войну.А в Войне 1941-45 годов,почему то названное Отечественной,на пятерых солдат была одна винтовка Мосина и пять патронов к нему.Если ты трус,и не имеешь своего суждения,то не лезь,на этот Сайт.Тут,пишут думающие.

                  • Анонимно
                    18.06.2019 15:42

                    В Испании шла гражданская война военных-путчистов во главе с Франко против законного республиканского правительства. Нацисты помогали путчистам, СССР - республиканцам. Остальной бред про одну винтовку на 5 ч-к и тому подобное и комментировать не хочется. На счет полета Вашей мысли есть серьезные сомнения - Вы не знаете элементарных исторических фактов.

                    • Анонимно
                      19.06.2019 11:35

                      "В Испании шла гражданская война"

                      Причём,в Католической Испании,Семинарист-недоучка ,от ПРавославия-Джугашвили И.Наречённый среди Большевиков-Ленинцев Сталиным.Понимаю,есть металл,сталь.Так,он нахрена полез,в Испанию,где Граждане выясняют свои Отношения?

                      • Анонимно
                        19.06.2019 11:40

                        Перестаньте писать бред! Встречный вопрос - что в Испании забыли нацисты?? Или что забыла Антанта, помогая белым во время Гражданской войны в России в 1918-1922 гг.???

            • Анонимно
              18.06.2019 15:30

              Население выросло, потому что вона закончилась. Мужчины домой вернулись. Вообще сравнение, это все равно что от рождения ребёнка говорить, на сколько сантиметров он в год растёт.

              • Анонимно
                18.06.2019 15:39

                Ну ну... На войне, если что, почти 27 миллионов людей СССР погибло. Из них более половины пришлось на РСФСР. После распада СССР без каких-либо войн и эпидемий население сократилось катастрофически.

          • Анонимно
            18.06.2019 18:49

            13.04 Хватит врать , что продолжительность жизни в СССР была низкая. В моей семье все были долгожители , /76-100лет/,а после переворота в 91-ом , в результате постоянных стрессов/ лишение вкладов, ужасная медицина, унизительные пенсии/ никто не дожил до 80, а некоторые и до 70 лет. Надоела ваша пропаганда.

            • Анонимно
              19.06.2019 10:17

              Беситесь, что лишились спецпайка?)))

            • Анонимно
              19.06.2019 11:37

              В Царской Роиссии,дети рождённые в Семье,погибали.Изт 100 детей умирали 40.В СССР,примерно такая цифра,до военного периода.

    • Булгарин
      18.06.2019 12:52

      Катастрофой геополитического масштаба, реальной катастрофой было бы сохранение СССР. Один только пример, смотрите сериал Чернобыль. Там многое показано, во что мог превратить СССР всю Землю. И это правда. Таких как ЧАЭС в СССР было 16 штук, и все с такими конструктивными недоработками, которые могли в любой момент привести к глобальной катастрофе. В фильме показаны героические усилия простых людей, героический поступок тех, кто наконец понял, что могло быть, если не исправить ситуацию. Но это стоило им жизни. И это только один из тех случаев, которые вели к реальной катастрофе, не говоря о реальной ядерной войне.

      • Анонимно
        18.06.2019 17:32

        Булгарин, а зоологию вы изучаете по мультикам Диснея?

        • Булгарин
          18.06.2019 20:03

          Это вам ее по ТВ показывают. А я реально все это видел, мне не надо изучать. Вам бы еще у меня поспрашивать, как там и что было.

  • Анонимно
    18.06.2019 12:58

    Не надо нести чушь, Булгарин! Крупнейшие геополитические катастрофы - это Фукусима в Японии и взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon — авария (взрыв и пожар), произошедшая 20 апреля 2010 года в 80 километрах от побережья штата Луизиана в Мексиканском заливе на нефтяной платформе Deepwater Horizon на месторождении Макондо.Через повреждения труб скважины на глубине 1500 метров в Мексиканский залив за 152 дня вылилось около 5 миллионов баррелей нефти, нефтяное пятно достигло площади 75 тысяч квадратных километров, что составляет около 5 % площади Мексиканского залива. Чернобыль - это результат бардака, начавшегося в СССР с приходом к власти Горбачева.

    • Анонимно
      18.06.2019 13:10

      Если че прошло 10 лет и последствий аварии с Мексиканском заливе уже нет, а в Чернобыле жить нельзя будет тысячелетиями.

    • Булгарин
      18.06.2019 13:20

      Это вы несете чушь. Фукусима - это не взрыв активной зоны реактора. Да, и чего тут сравнивать, смотрите сериал. И не в Горбачеве там было дело. А во всей системе. А по поводу загрязнения из-за аварии на нефтяной платформе, вам бы посмотреть что там в Сибири творилось, да и сейчас уверен творится с разливами нефти. Или в нашей республике как варварски добывали нефть, как пылали факелы, как поджигали озерца заполненные нефтью, дым стоял до небес. Бардак был в СССР всегда. Гнали план.

  • Анонимно
    18.06.2019 13:29

    Да что Вы к этому сериалу прицепились? Он же не документальный, там полно художественного вымысла. Россию со времен Ивана Грозного обвиняли во всех смертных грехах. Однако своих грехов у всех хватает. Это и эпоха колониализма, и истребление индейского населения Америки, и ковровые бомбардировки Вьетнама, и атака на Югославию, и разрушение Ирака и Ливии. Не надо бесконечно посыпать голову пеплом - под шумок ее могут просто отрубить. Как это в общем то и случилось в 1991 году.

    • Анонимно
      18.06.2019 13:36

      Скорее ее не отрубили, а она сгнила и отвалилась.

      • Анонимно
        18.06.2019 13:40

        Странно. Больше 70 лет не отваливалась. А тут вдруг отвалилась. С чего бы это?

        • Анонимно
          18.06.2019 13:50

          Процесс гниения занимает какое-то время. Римская империя гнила несколько веков, Британская империя около века, ссср сгнил за десятилетия.

  • Анонимно
    18.06.2019 14:08

    Он не сгнил, а рухнул. Точнее, его подрубили под корень. И тем устранили конкурента на мировой арене, уничтожив промышленность и сельское хозяйство, превратив огромную страну в большой базар - рынок сбыта для импортных товаров. Чистый бизнес - и ничего более!!!

    • Анонимно
      18.06.2019 16:49

      В чем конкурент? В производстве колбасы из туалетной бумаги? Или в дефиците этой самой бумаги? Еще бы лет 10-20 простоял ваш союз, голод бы начался, как у нас в Поволжье в начале 1920-х. Конкурент недоделанный)

      • Анонимно
        18.06.2019 17:30

        Эконо́мика СССР представляла собой вторую в мире по объёму ВВП (по паритету покупательной способности) систему общественных отношений в сфере производства, обмена и распределения продукции различных отраслей народного хозяйства. На долю экономики СССР приходилось около 20 % мирового промышленного производства. СССР находился на первом месте в мире по производству почти всех видов продукции базовых отраслей промышленности: нефти, стали, чугуна, металлорежущих станков, тепловозов, электровозов, тракторов, сборных железобетонных конструкций, железной руды, кокса, холодильников, шерстяных тканей, кожаной обуви, сливочного масла, добыче природного газа, производству минеральных удобрений, пиломатериалов, реакторного урана (50 % мирового производства), железнодорожному грузо- и пассажирообороту, производству многих видов военной техники, валовому сбору картофеля, сахарной свёклы; на втором месте в мире по улову рыбы и добыче других морепродуктов, поголовью овец, поголовью свиней, производству электроэнергии, добыче золота, производству цемента, добыче угля, общей длине железных дорог, автомобильному грузообороту, воздушному грузо- и пассажирообороту. Огромную роль в становлении экономического потенциала СССР играл экспорт, который с годами только возрастал. Если в 1950 году объем советского экспорта составлял 1 млрд. 615 млн. рублей, в 1970 году – 11 млрд. 520 млн., то в 1986 году он уже достигал 68 млрд. 347 млн. рублей. Это примерно пятая часть годового союзного бюджета. Важно отметить, что объем экспортируемой продукции в позднем СССР заметно превышал объемы импортируемых товаров. Одним из самых важных торговых партеров СССР была ГДР с годовым объемом советского экспорта в 7 млрд. 884 млн. рублей. Дальше шла Чехословакия, экспорт с которой достигал суммы в 6 млрд. 947 млн. рублей. Среди капиталистических стран главным партнером Советского Союза оказалась ФРГ с ежегодной выручкой за экспортируемую продукцию в 2 млрд. 720 млн. рублей. СССР за рубеж поставлял практически все: от картона и удобрений до автобусов и сухогрузов. Большую долю в мировом экспорте составляло советское энергетическое оборудование, предназначенное для тепловых станций и гидростанций. В 1980-х годах на внешний рынок вышли советские атомные реакторы. Продавал СССР лицензии на производство турбин и генераторов, а также проекты электростанций. Развитие в СССР машиностроения позволило стране торговать не только техникой и оборудованием, но и целыми заводами. Продав в какую-либо страну проект завода, СССР командировал туда инженеров и других специалистов, руководивших его строительством. Таким способом в Бхилаи (Индия) и Лахоре (Пакистан) были возведены металлургические комбинаты полного цикла.
        До конца существования СССР советская экономика и промышленность по валовым показателям занимала второе место в мире, уступая только США (примерно 50 % от экономики США).
        Источник: https://russian7.ru/post/vse-na-yeksport-na-chem-zarabatyval-sssr/

        • Анонимно
          18.06.2019 17:40

          Ага, только полки в магазинах были пустые. От цифир и статистики брюхо не наполнится.

        • Булгарин
          18.06.2019 19:57

          Ваша статистика от лукавого. Знаю, как ее заполняли агитаторы политпросвета. Да, и было такое, что по чугуну были первыми, в то время как другие более развитые по легированным стальным прокатам далеко впереди были. Да, и по нефти с газом были впереди. Так и сегодня, вроде, не отстают. Да, соорудили каскады гидроэлектостанций и тоже могли снабжать энергией все страны СЭВ. Танков и БМП, БТР настрогали много, очень много. Но вот ведь проблема, туалетной бумаги не было в СССР. Это просто был позор, когда газету использовали, но и то с опаской, а вдруг донесут, что подтерся портретом того же генсека.

  • Анонимно
    18.06.2019 15:52

    Предатель?

  • Анонимно
    18.06.2019 16:26

    Плоды предательства,как метастазыи при онкологии, и сейчас видны. Чего стоит, булгаринская клевета о советском пршлом ,списанная из госдеповских методичек.

  • Анонимно
    18.06.2019 20:29

    Да не списывает, просто он глубоко несчастный человек, Солнца не видел, вот и ненавидит все вокруг... Мой друг говорит - все что вокруг нас, есть зеркальное отражение нашего внутреннего мира. Представляете какой у булгарина внутренний мир, если ему на обед в школе давали лепешку, на воде и из отрубей...

    • Булгарин
      18.06.2019 22:27

      Это вы обо мне? Спешу вас огорчить. Объездил полсвета. При совках жил в Москве. Лепешки в школе давали, но не ел, ее невозможно было есть. Но помню то, что называют хрущевские времена, когда начали сеять везде кукурузу. В итоге страна осталась без хлеба. Вам эти времена возможно и не достались, но вдруг начали по талонам выдавать хлеб, уничтожать домашнюю скотину, считая, что их будут кормить зерном или хлебом.

      Анекдот того времени.
      — Как называется прическа Хрущева?
      — Урожай 1963-го года.

      Осенью 1962 года ЦК КПСС и союзный Совмин издали постановление «О наведении порядка в расходовании ресурсов хлеба», ограничив продажу хлеба до 2,5 кг в одни руки — перестало хватать зерна для помола.

      В 1963 году ситуация усугубилась. Из-за неурожая валовый сбор зерна составил всего 107,5 млн тонн (на 30% меньше, чем в 1962 году), а урожайность просела с 10,9 до 8,3 ц/га.

      «Страна очутилась на грани. О голоде, сравнимом с голодом 1890 года речи не шло, но отцу стало не до реформ. В 1963 году все усилия свелись к тому, как продержаться до нового урожая», — пишет в своей книге Сергей Хрущев.

      По его словам, с прилавков исчезли не только белый хлеб, но также манка, вермишель и другие продукты.

      «Неурожай 1963 года больно ударил по авторитету отца. Еще бы, два года назад он наобещал построить коммунизм, а теперь и приличного хлеба в магазине не найдешь. И в столовых исчез бесплатный хлеб, как объяснили — временно, всего на год… Людям, вопреки фактам, вдруг стало казаться, что при Сталине они жили лучше», — сетует Сергей Хрущев.

      СССР пришлось закупить зерно у капиталистов.

      «Все вместе составило около 12 миллионов тонн. Избавление от голода стоило 372,2 тонны золота из наличного на тот год запаса в 1082,3 тонны», — подсчитал Сергей Хрущев.

      Думаю, им то вы уж поверите? Была на грани катастрофы, если бы опять не капиталисты. А я помню те годы. И достаточно хорошо. Не знаю, откуда вы или ваши родители. Но думаю, что да, в обкомовских столовых хлеб на исчезал. Хотя вы вряд ли там столовались, так, повторяете байки старых партийных лизоблюдов.

      • Анонимно
        19.06.2019 10:12

        Булгарин, а что же Вы о "Великой депрессии" в США в 1929 г. не пишете? Там люди кончали жизнь самоубийством, многие потеряли все - работу, доходы, имущество. Мыльный пузырь на фондовых рынках рухнул, рухнули банки и реальная экономика. Многие кидались с небоскребов. И только Вторая Мировая война позволила экономике США выйти из кризиса.

        • Булгарин
          19.06.2019 12:34

          Простите, что не написал про экономический кризис 1929-1939 года. Это мое упущение. Надо же, проспал такое событие. Да, наверное, надо бы про революцию 1917 года почаще писать. А еще лучше цитатами из Краткой истории ВКП(б) описать все события.

    • Булгарин
      18.06.2019 22:29

      Вот еще воспоминания тех времен.

      «Последствия бездумного следования директивам «свыше» были катастрофическими. Я хорошо помню, как, будучи ребенком, стоял в очереди за хлебом — серый хлеб был, черный тоже, а вот белого не было. Булки давали либо по талонам, либо в соответствии с нормами отпуска. Мне тогда было 7-8 лет, и в одни руки я мог получить две белые булки по 7 копеек. Для этого нужно было выстоять две очереди — одну в кассу, другую на выдачу, ведь хлеба вполне могло и не хватить. По телевизору показывали забитые полки магазинов — мол, вот, смотрите, хлеб есть. Но это были фотографии, сделанные до того, как в этот магазин вошли люди», — поделился воспоминаниями профессор кафедры истории экономики Института общественных наук РАНХиГС Александр Бессолицын.

  • Анонимно
    19.06.2019 05:23

    Вот такие" булгарины" ,маргиналы и бездельники "объехавшие полсвета", как он хвастоиво заявил,бегали в начале 90-х по улицам громя советские памятники, разворовывая государственное имущество , вопя о партократию,а Ельцин с челядью ,при консультации спецов из вашингтонского обкома готовили приХватизацию и восстановление дикого капитализма,с залооговыми аукционами,и пр.формами создания олигархата. Этот тип, один из множества мелких бесов режима ельцинщины ,крупные удрали за бугор,а отдельные вроде рыжего -непотопляемого ,пока еше плавают на поверхности. Хотя, судя по посадкам ряда бесов высокого статуса,их жированию приходит конец. Наверное и завтра на прямой линии с президентом,будет немало вопросов о необходимости ускорения ликвидации последстсий бесовщины начала 90-х.в области экономики.

    • Анонимно
      19.06.2019 10:19

      Вы что ли ускорять будете? Всю жизнь не работали, а тут вдруг станете? Ну-ну...

    • Булгарин
      19.06.2019 11:05

      Так понимаю, написал этот комментарий человек, которому голову снес Соловьев и иже с ним. К сожалению, таких людишек все больше и больше повернутых на голову. Она у них развернута на 180 градусов. Не понимают они, что 90-ые годы были спасением страны, которая уже все, безнадежно отстала во всем, экономика в разнос, не хватает самых элементарных вещей, в войсках разброд и обнищание, народ реально готов к бунтам, которые уже было не подавить силой. Народ громил памятники и готов был посадить на кол все руководителей не зря. Они стали понимать, что ее почти век водили за нос вот такие как вы деятели. И перестройка была затеяна от отчаяния, от понимания, что надо что-то делать, но вот что, никто не знал. Сама система полностью прогнила, ее сооружали на костях. И СССР развалился не зря, ее уже нельзя было скреплять железными обручами, они не выдержали бы, разошлись почти бескровно, а могли потопить в крови, пустив реки крови. И войска из ГДР драпали что есть силы, потому как содержать их не было сил, разве что попросить НАТО подкинуть пайки. К этому и шло. В 90-х наконец поняли, что социализм, коммунизм большая утопия, обман народа, чтобы заставить его работать на новых "фараонов". И только с переходом к новым отношениям, к капитализму, наконец, народ наелся, оделся, накупил машин, поездил по свету. Да, развелось много ворья. Но откуда они? Да все оттуда же, из развитого социализма. Там воровали, это называлось доставали дефицит, несли болты с завода, так называемые несуны. А когда возникли новые возможности они и расцвели тут, но виновата не система, а люди в этой системе. Почему то все оправдывали, называя все это первоначальным накоплением капитала. А кто этим занимался в первую очередь? Да, те, кто и был во власти все эти застойные времена при совках.

      • Анонимно
        19.06.2019 14:07

        О фейке 11:05 Этот многсловный, платный вброс, мелкого беса дикогого капитализма, своим холуйством и невежеством, пачкающего назване ника, не заслуживает ответа. Читателям не "булгарящим" то есть не лгущим ,напомню,что эти подонки, оравшие о партократии и ее привиллегиях,отобрали у народа почти все социальные достижения прошлого,в т.ч. бесплатные образование , медицину,жилье ,затем приХватизировали все и вся. А разрыв в уровне доходов кучки олигархов , чиновников и основной массы трудящихся, стал больше чем до 1917 г. Конечно наиболее наглых "птенцов гнезда борисова"и выросших наследников их,вроде отдельных, вороватых губеров и полковников-миллиардеров сажают,но общая картина меняется медленно,о чем конечно услышим и завтра, во время прямой линии Президента ,довольно эффективного метода, дать острастку, некоторым зарвавшимся буржуинам и чиновникам. Кстати по образцу Китая,Госдума принимает закон о конфискации у осужденных коррупционеров имущества ,переписанного и на дргих,и в перву очередь на родственков .Установить откуда у племянников и другой родни, получающей скромную з.п. ,вдруг появились виллы и т.п не столь трудно.

  • Анонимно
    19.06.2019 08:38

    "Спецслужбы" были у Николая-II и у Генсеков СССР, но "жандармы-чекисты" даром ели свой хлеб и проспали свои страны, которые обязаны были караулить. Потом наступила эпоха конспирологов "сожалельщиков", "нытиков" с заезженной пластинкой, мол Парвус, "немецкий шпион" Ленин, диссиденты "сионисты"виноваты и прочая дичь. А вот "Северная Корея"(КНДР) чихать на всех хотела, хотя против неё брошены такие силы, какие "Вашингтонский обком", ГОСДЕП, ЦРУ, Пентагон не обрушивали на Советский Союз. Лидер трудовых корейцев "пухлик" Ким младший, твёрдо стоит на ногах и никакие "перестройки" его режиму не грозят. Зубоскалить не надо, жизненный уровень в КНДР стремительно растёт, идёт модернизация промышленности, они уже экспортируют мобильные средства связи га внешний рынок, до чего РФ далеко как до Луны..

  • Булгарин
    19.06.2019 11:08

    Это просто кашмар какой-то. Неужели есть и такие, кто хотел бы жить под управлением жирдяя, в стране, где основным блюдом является собранная трава с полей.

  • Анонимно
    19.06.2019 15:08

    Булгарин.Главный КАШМАР,этого поста в том,что фейковые комменты, систематически вбрасывает малограмотное существо,не могущее внятно написать,что хотело сказать,словечки какие то мутные. Очевидно,основное блюдо которым оно питается, это собранная с полей трава,по назаванию белена.Поэтому, видя очередной стеб, думаешь,что оно белены объелось ,как гласит пословица.

  • Анонимно
    19.06.2019 15:43

    Булгарин.Судя по малограмотной невнятиице, которую несете в многочисленных фейках,трава из которой изготовлено блюдо, которым питаетесь, называется белена.Поэтому видя эти фейки,на ум,сразу приходит пословица: белены что ли объелся?

    • Булгарин
      19.06.2019 16:54

      Как тут возбудились знатоки русского языка, аж два комментария тут настрочили. Да, мне все равно как там пишется это слово, с какой там буквой. Неужели думаете меня это как-то задевает? Главное поняли, что там траву жуют, думаю, и вам для профилактики ее неплохо бы там пожевать. Может ума наберетесь, хотя нет, если уж нет ума, так и не будет. Так и мечтайте жить под властью жирдяя, может скоро и придет.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль