Общество 

«Уфа перестала быть одним из центров татарского мира»

«Можно долго и много клясться друг другу в верности, говорить о том, что Татарстан и Башкортостан братья навек, но решительного сдвига без сильной инфраструктуры не произойдет», — считает Айрат Файзрахманов. Автор «БИЗНЕС Online» призывает руководство Татарстана и ВКТ оказывать бо́льшую поддержку татарам Уфы. Если Казань выкупит дом Султановой-Акчуриной, который мэрия Уфы выставила на продажу, то он мог бы стать центром татарской жизни в столице РБ, консолидировав татарские сообщества.

«Пока мы видим, что даже в Стратегиии пространственного развития России Татарстан и Башкортостан включены в разные макрорегионы» «Пока мы видим, что даже в Стратегиии пространственного развития России Татарстан и Башкортостан включены в разные макрорегионы» Фото: Гульназ Бадретдин

«ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТАТАРСТАНСКО-БАШКОРТОСТАНСКИХ СВЯЗЕЙ КАК ОПАСНОГО ДЛЯ РОССИИ ЯВЛЕНИЯ — ЭТО НЕ ТОЛЬКО ШОВИНИЗМ»

Принято считать, что Улус Джучи, как и некогда Тюркский каганат, делился на два крыла — Белую и Синюю Орду, Западную и Восточную часть. В России единое пространство между Волгой и Уралом, словно имея генетическую память, снова обрело два крыла — теперь это Татарстан и Башкортостан. Да, возможно, размах уже не тот, но без этих крыльев двухглавому орлу парить точно не получится. Ослабить эти крылья, заставить махать их в разные стороны — непозволительная роскошь для сегодняшней России.

Поэтому любые слова о росте товарооборота между Татарстаном и Башкортостаном в два раза, о тесных экономических связях, о синхронизации программ развития — это не прихоть татар и башкир, это жизненная необходимость для всей страны. Здесь и вопросы создания межрегиональных кластеров в сфере нефтехимии и машиностроения, агропромышленной и строительной кооперации, совместное формирование экспортных цепочек, усиление транспортного сообщения. Тесная экономическая кооперация двух республик способна дать стагнирующей экономике страны необходимый элемент роста. Дугинское определение татарстанско-башкортостанских связей как опасного для России явления — это не только шовинизм, но и большие экономические убытки, неиспользованные возможности и геополитические риски дезинтеграции дружественного Казахстана и России.

Пока же мы видим, что даже в Стратегии пространственного развития России Татарстан и Башкортостан включены в разные макрорегионы: в Волго-Камский и Волго-Уральский соответственно. Нижний Новгород и Казань на одной оси, а вот Уфа с Нефтекамском и Казань с Альметьевском — почему-то на разной оси регионов. То есть в головах экономических стратегов Татарстан и Башкортостан должны кооперироваться с регионами, с которыми они даже не имеют общей границы (например, Волго-Уральский макрорегион помимо Башкортостана включает в себя Пензенскую область), а вот похожим друг на друга республикам нужно вести жизнь порознь. Стратегия пространственного развития в дальнейшем проецируется и на другие экономические документы, на транспортное планирование. При этом министерство экономики не представило публике экономических расчетов нового пространственного развития.

Есть еще и «кудринские агломерации», вопрос о которых поднимался не так давно. Они предполагают создание единого экономического пространства между Казанью и Самарой, но при этом Кудрин не считает необходимым увязывать, например, Альметьевскую и Камскую агломерации (Набережные Челны, Елабуга, Заинск, Нижнекамск) с Уфой. Заметим, в соответствии с этим планом Уфа и вовсе оказывается вне рамок кудринских мегаагломераций. Между тем Башкортостан, Челябинская и Свердловская области уже заявили о создании совместного уральского промышленного кластера.

«Нужно учитывать и тот факт, что Казань и Уфа плохо связаны железнодорожным транспортом» «Нужно учитывать и тот факт, что Казань и Уфа плохо связаны железнодорожным транспортом» Фото: «БИЗНЕС Online»

«СПРЯМЛЯЮЩАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ВЕТКА КАЗАНЬ — НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ — УФА УСКОРИЛА БЫ ПОТОК ТОВАРОВ ИЗ КИТАЯ В МОСКВУ И ЕВРОПУ»

Нужно учитывать и тот факт, что Казань и Уфа плохо связаны железнодорожным транспортом, по существу их железнодорожные ветки относятся к двум разным широтным коридорам. Это сильно сковывает не только межреспубликанские экономические связи, но и сказывается на международной торговле. Исследование, проведенное коллегами в ЦСИ «Платформа ХХI», говорит о том, что спрямляющая железнодорожная ветка Казань — Набережные Челны — Уфа ускорила бы поток товаров из Китая в Москву и Европу по железнодорожному Шелковому пути. Авторы приводят в пример кейс Казахстана: «[Данный опыт] является одновременно и неотъемлемым звеном трансевразийского коридора, и примером по удачному встраиванию в конъюнктуру мировой торговли с учетом выгоды своего экономико-географического положения. С 2011 года Казахстан потратил более 1,1 трлн тенге ($3,2 млрд) на модернизацию своих железнодорожных линий и подвижного состава. Между 2013 и 2016 годами грузовые перевозки выросли пятикратно». Конечно, экономический эффект еще нужно подсчитать, но пример Казахстана здесь показателен.

Прямой железнодорожный коридор между Уфой, Челнами и Казанью имеет важное геостратегическое значение для Российской Федерации, эта важнейшая евразийская ось позволила бы лучше интегрироваться казахстанской и российской экономике. Кстати, планам по преодолению этого железнодорожного дисбаланса уже почти 80 лет. Дополнительный импульс получила бы инициатива по созданию Уральского промышленного кластера. В такой железнодорожной ветке могло быть заинтересовано как минимум пять субъектов Российской Федерации, которые могли бы выступить с совместной инициативой.

«Татарстану не хватает представленности башкирской культуры, чей язык, символы хорошо понятны каждому татарину. Проходящий на ура совместный фестиваль татаро-башкирской эстрады — тому свидетельство» «Татарстану не хватает представленности башкирской культуры, чей язык, символы хорошо понятны каждому татарину. Проходящий на ура совместный фестиваль татаро-башкирской эстрады — тому свидетельство» Фото: «БИЗНЕС Online»

«С ЭТОГО МОГЛА БЫ НАЧАТЬСЯ НОВАЯ СТРАНИЦА В СОХРАНЕНИИ ТАТАРО-БАШКИРСКОГО АРХИТЕКТУРНОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ УФЫ»

Конечно, можно долго и много клясться друг другу в верности, говорить о том, что Татарстан и Башкортостан братья навек, но решительного сдвига без сильной инфраструктуры взаимодействия не произойдет. Благо уже анонсировано открытие представительства Башкортостана в Татарстане. Через активную работу представительств мы будем лучше знать друг о друге. Так, турецкое и иранское консульства присутствуют в публичной жизни столицы Татарстана, чувствуется и наличие китайского и казахского консульств. Было бы отрадно, если Башкортостан смог бы догнать их, тем более межрегиональное взаимодействие, проявление мягкой силы регионов не связаны с дипломатическими ограничениями. Казани, Татарстану не хватает представленности башкирской культуры, чей язык, символы хорошо понятны каждому татарину. Проходящий на ура совместный фестиваль татаро-башкирской эстрады — тому свидетельство. Почти под боком роскошная природа Башкортостана, развитая туристическая инфраструктура. Предполагаю, что пока татарстанцы просто мало информированы об этих рекреационных возможностях соседа.

Вслед за диким туризмом непременно потянется и туризм деловой, а с ним — кооперация малого и среднего бизнеса. И в Казани, и в Уфе малый бизнес очень амбициозный, то новое, что появляется в одной столице, хорошо «заходит» и в другой. Не говоря уже о кооперации между «пограничными» районами (при условии, если райцентры связаны между собой хорошими дорогами): в этом случае складывается высокая интеграция капиталов и трудовых ресурсов. Известно, что юго-восток Татарстана любит ездить за покупками в башкирский Октябрьский, а бавлинцы и уруссинцы вовсе предпочитают проводить досуг в этом городе чуть ли не в ежедневном режиме.

«На весенней встрече с президентом РТ Рустамом Миннихановым и председателем «Милли шуры» Василем Шайхразиевым прозвучал запрос на появление полноценного отделения Конгресса татар в Уфе» «На весенней встрече с президентом РТ Рустамом Миннихановым и председателем «Милли шура» Василем Шайхразиевым прозвучал запрос на появление полноценного отделения конгресса татар в Уфе» Фото: Светлана Садыкова

В этом ключе нужно и усиление существующего представительства Татарстана в Уфе. Несмотря на то, что татарстанское полпредство в последнее время оживилось, ресурсами в три-четыре человека вряд ли можно вести большой фронт работы. Кроме того, на весенней встрече с президентом РТ Рустамом Миннихановым и председателем «Милли шура» Василем Шайхразиевым также прозвучал запрос на появление полноценного отделения конгресса татар в Уфе. В тот момент предложение уфимского профессора Касима Юсупова о необходимости открытия филиала ВКТ было встречено участниками встречи бурными аплодисментами. К тому же есть пул татарских организаций: «Ак калфак», активная молодежь, татарские краеведы и градозащитники, дискуссионной клуб им. Акчуриной, национально-просветительский центр «Рамазан», татарское общество при мечети «Ихлас», действует региональная национально-культурная автономия, есть активные меценаты. Практически все они ютятся в съемных офисах. Например, дискуссионный клуб им. Султановой-Акчуриной проводит свои мероприятия, арендуя те или иные залы, так сказать, вскладчину. Постоянного офиса или места для встреч участников этого клуба, куда входят не только общественники, но и видные республиканские ученые и предприниматели, бизнесмены, нет. Например, завсегдатаем клуба является народный артист Татарстана и Башкортостана, заслуженный артист РФ Идрис Газиев.

Доходный дом Зия Камали Доходный дом Зия Камали Фото: Светлана Садыкова

Есть кроме этого и академическое сообщество, татарские филологи, создан Институт Каюма Насыри, который мог бы взять на себя роль и интеллектуального центра. Спорные вопросы предстоящей переписи, проблему интерпретации истории края можно было решать, создав согласительную комиссию, состоящую из уфимских и казанских ученых, в международной практике имеются подобные успешные примеры.

Иногда татарам Татарстана элементарно не хватает информации о татарской жизни Уфы, мы оказываемся плохо осведомлены о деятельности татарских организаций, о состоянии исторического наследия, о тех вопросах, которые волнуют уфимских татар. Нет широкой сети корреспондентов, а в уфимских сюжетах корреспондентского пункта ТНВ превалирует тематика сабантуев. Безусловно, здесь нужна консолидация медийного ресурса, свой пул экспертов, публицистов, блогеров. И эта функция тоже могла бы быть сконцентрирована под крышей одного центра.

«Дом Султановой-Акчуриной мог бы стать центром татарской жизни в Уфе» «Дом Султановой-Акчуриной мог бы стать центром татарской жизни в Уфе» Фото: Гульназ Бадретдин

Где бы мог появиться подобный центр? Так сложилось, что на одной улице с резиденцией главы Башкортостана сохранился дом татарской просветительницы Марьям Султановой-Акчуриной — создательницы первого в России женского благотворительного общества. «БИЗНЕС Online» писал, что мэрия Уфы изымает у собственников данное здание. Татарстан мог бы выкупить двухэтажное кирпичное строение и открыть в нем такой центр. Полпредство Татарстана и другие татарские организации перестали бы ютиться в съемных офисных комнатах. Дом с богатой историей (на нем сохранился даже вензель с инициалами Султановой) вполне мог бы стать таким центром татарской жизни в Уфе, консолидировав татарские сообщества города. Кстати, буквально месяц назад на деньги известного мецената Камиля Аблязова здесь была установлена памятная табличка. Вполне возможно, что с этого могла бы начаться новая страница в сохранении татаро-башкирского архитектурного и исторического наследия Уфы: комплекса Третьей соборной мечети, дома имама Сатаева, мусульманского кладбища, дома просветителя и основателя медресе «Галия» Зия Камали, здания, в котором какое-то время жил Дардменд, и т. д. 

«Полномочное представительство Татарстана в Свердловской области расположено в памятнике архитектуры — особняке купцов Агафуровых в Татарской слободе Екатеринбурга» «Полномочное представительство Татарстана в Свердловской области расположено в памятнике архитектуры — особняке купцов Агафуровых в Татарской слободе Екатеринбурга» Фото: Гульназ Бадретдин

«К СОЖАЛЕНИЮ, УФА ПЕРЕСТАЛА РАССМАТРИВАТЬСЯ В КАЧЕСТВЕ ОДНОГО ИЗ ЦЕНТРОВ ТАТАРСКОГО МИРА»

Примеры есть. Татарстан решил взять на себя финансирование столичного дома Асадуллаева, хотя Уфа не менее важна, чем Москва. Еще пример: полномочное представительство Татарстана в Свердловской области расположено в памятнике архитектуры — особняке купцов Агафуровых в Татарской слободе Екатеринбурга. В области татар меньше в 7–8 раз, чем в Башкортостане, но они смогли, изыскав средства, начать восстановление находящегося рядом исторического здания татаро-башкирского театра (татары и башкиры старались держаться вместе), на очереди — возведение сквера Агафуровых. В общем, должно получиться небольшое татарское или даже татаро-башкирское пространство на территории исторической слободы столицы Урала. Если бы к решению этой задачи, а также к многолетней проблеме строительства соборной мечети в Екатеринбурге смог бы подключиться административный ресурс Татарстана и Башкортостана, то это была бы отличная возможность продемонстрировать дружбу и кооперацию наших народов. Российские цари некогда поощряли строительство мечетей в Приуралье, миграцию сюда башкирских и татарских поданных, чтобы закрепить за собой евразийское пространство, но теперь эта политика почему-то не работает. Даже возвращение наследия идет очень туго (но идет), не говоря уже о новых зданиях и территориях присутствия.

«В Свердловской области татар меньше в 7-8 раз, чем в Башкортостане, но они смогли, изыскав средства, начать восстановление находящегося рядом исторического здания татаро-башкирского театра» «В Свердловской области татар меньше в 7–8 раз, чем в Башкортостане, но они смогли, изыскав средства, начать восстановление находящегося рядом исторического здания татаро-башкирского театра» Фото: Гульназ Бадретдин

К сожалению, Уфа перестала рассматриваться в качестве одного из центров татарского мира, хотя для этого есть не только историческая основа, но и люди. Самое же главное — у миллиона татар Башкортостана и Уфы скопилось большое количество проблем, которые ждут своего решения: это и преподавание в школах родного татарского языка, создание татарской гимназии, реабилитация статуса языка, исчезающее историческое наследие, состояние коллективной памяти, давно назрел вопрос проведения съезда татарских организаций Башкортостана. Местным татарам пока не хватает сильного партнера, центра мягкой силы, который смог бы консолидировать разную татарскую общественность региона, тесно взаимодействуя при этом с властями Башкортостана. Уверен, укрепление «татарского фактора» в братской республике лишь усилит самих башкир и евразийский вектор российской геополитики.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (143) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
27.07.2019 10:01

генетически разные народы. татары ближе к чувашам

  • Моисей
    27.07.2019 09:11

    Чебоксары-Казань-Уфа
    Тюркский пояс
    Мы обречены быть вместе
    Тюрки мы
    С раскосыми глазами и сильной волей
    Прошли через века

    • Азат Д
      27.07.2019 09:40


      Не все татары раскосы., есть и голубоглазые блондины.
      У вас все хорошо с манией величия. У вас в тюркском поясе нет, не казахов, не узбеков , не турок. Ах да, если их включить, то потеряться можно.

    • Анонимно
      27.07.2019 09:45

      Моисей! Луки и стрелы и седло конское забыли включить. А без них какие вы Тюрки, с кривыми ногами.

      • Моисей
        27.07.2019 10:15

        Луки и стрелы в прошлом)
        Теперь истребители танки
        Тюрков 200 миллионов, и мы лишь небольшая часть тюркского мира

        • Анонимно
          27.07.2019 12:01

          Моисей! Вы опять мимо. Истребители танков уже давно не применяется. Самое хорошее и эффективное, это СМИ. С помощью и благодаря которого уже давно нет Тюрок. А есть отдельные народы. За что и спасибо скажем мы СМИ.

          • Рашид
            27.07.2019 20:07

            12:01 Если уж быть до конца правдивым не сми, а средства массовой пропаганды. А что плохого если тюрки?

    • Анонимно
      27.07.2019 10:01

      генетически разные народы. татары ближе к чувашам

      • Анонимно
        27.07.2019 11:20

        Это один народ волжских булгар.

        • Анонимно
          28.07.2019 10:58

          Всё правильно, среди самих татар это когда то народ булгар принявший язык кипчакский после распада Волжской Булгарии, а булгарский язык был такой же как и нынешний чувашский. Большой, от сердца поклон чувашскому народу, что сохранили язык Волжской Булгарии!!!

          • Анонимно
            1.08.2019 13:53

            10.58. Чуваши, татары, башкиры - тюрки Урало-Поволжья. Через булгарский компонент татары братья с чувашвами, через кипчакский - башкирами.

        • Анонимно
          1.08.2019 13:48

          11.20. Один народ прошлого (булгары) не может быть соврем. одним народом (татарами). Он может быть только компонентом.

      • Анонимно
        27.07.2019 12:06

        Так она и есть. В основном нынешние татары это чуваши омусульманенные.

        • Анонимно
          28.07.2019 10:30

          Всё верно, среди татарского населения большое количество людей это отатарившиеся чуваши, которые не хотели принимать православие от Московии, у татар было условие, что после принятия ислама, чуваши примут также имена, и язык татарский.

          • Анонимно
            28.07.2019 20:09

            Таких дураков как ты не мало,чуваши-черемисы(суасла мари),татары -булгары(суасы).Суас в переводе с марийского-татарин.

          • Анонимно
            1.08.2019 13:59

            Давайте говорить о татарах РФ. Не надо зацикливаться на казанских.
            Татаро-башкирские отношения выходят за пределы РТ и РБ.

        • Анонимно
          1.08.2019 13:57

          12.06. Особенно Горная сторона, в Заказанье меньше, а в Закамье булгар вообше не было.

      • Анонимно
        27.07.2019 13:55

        10:01 и 11:20 Оба утверждения бессмысленны.
        Близость народов определяется не биологической генетикой, а прежде всего культурой, общностью языка и исторической судьбы.
        Яркая иллюстрация - современное состояние "генетически однородных" белорусов, поляков, украинцев, русских.

        • Анонимно
          1.08.2019 14:03

          13.35. Абсолютно верно. Белорусы, украинцы исторически формировались в лоне Вел. княжества Литовского, Речи Посполитой (Польши), а русские сами по себе. У разных ветвей когда-то единого народа появились большие отличия.

      • Анонимно
        1.08.2019 13:46

        10.01. В нац. самоопределении генетика - не главное. Нет ближе народа в мире по языку, культуре чем татары и баширы. Мы один народ.

    • Анонимно
      27.07.2019 10:33

      Башкиры - коренное население, а новотатары политико-экономический эксперимент казанцев. Тюрки они или османы - поди разберись.

      • Анонимно
        27.07.2019 12:20

        Османы тоже тюрки)

        • Анонимно
          27.07.2019 12:45

          Осман был из огузских. Этимология названия «огуз» неясна и не раз дискутировалась в отечественной и зарубежной историко-филологической литературе. Термин, вероятно, означал «племена», «объединение племен», но затем мог превратиться в этническое имя с собирательным значением.

          • Анонимно
            27.07.2019 14:19

            Османы или турки, это армяне, курды, арабы, греки, славяне и прочие, объединенные небольшим туркменским племенем кайы, в одну этнополитическую общность. С единым языком и верой. По моему так.

            • Анонимно
              27.07.2019 15:06

              14:19 Османы или турки, это
              Не "это", а их предки.
              Сейчас уже все четко "распределились".

            • Анонимно
              1.08.2019 14:13

              14.19. Тюрки-огузы ассимилировали (отюречили) многих народов, вошедших в состав Османской империи.
              Можно и так сказать.

          • Анонимно
            27.07.2019 15:14

            12.45 Огуз-үгез -по татарски -бык.Татарский язык -ключ к многим языкам мира.

            • Анонимно
              27.07.2019 16:58

              27.07.2019 15:14
              А вот про ЭТО что скажете:
              " Анонимно
              24.07.2019 15:02
              Быков чувашская фамилия, и слово БЫК из тюркского"

              • Анонимно
                27.07.2019 17:45

                Опять про быка! Тюркского в этом слове ни грамма. Образовано от звукоподражания, из праславянского корня. Было однокоренным к слову "бьчела", т.е. "пчела". Из-за того же звукоподражания.

                • Анонимно
                  27.07.2019 19:33

                  Мычание быка и жужжание пчелы для славян одно и то же.? Нормальное "звукоподражание".

              • Анонимно
                27.07.2019 18:07

                В татарском языке есть забытое слово БУГА-это молодой крепкий бычок.Видать от буга-"бугай" -крепкий здоровяк.

                • Анонимно
                  27.07.2019 18:35

                  18:07, видать? Вы ведь не видели, как эти слова писались в старину в древнерусских текстах?
                  Бугай, может, и от буга, не в курсе, но бык - нет.
                  Не позорьтесь, пожалуйста, со своей народной этимологией.

                  • Анонимно
                    27.07.2019 20:01

                    17.45 Правильно бьчела -пчела от татарского -БОЖАН-шершень от звукоподражания -бжжжж -ла ,как от татарского -божан -бьчела-пчела.Отсюда фамилия Божан-Божанов,Бажанов.

            • Анонимно
              28.07.2019 07:28

              15.14 Кстати в английском языке наряду с словом bull -буга? есть и слово ox(окс)-огуз-үгез-бык.Ох -различие для мужского рода.

          • Анонимно
            27.07.2019 15:54

            12.45 есть в русском слово "огузок". Не то, случайно?)

      • Анонимно
        27.07.2019 12:49

        Казанским ох как тяжело. С Запада если смотреть - они восточные, с Востока - они западные. Крутятся как на сковородке. Одно неизменно: лояльность ФЦ и загранице и раскалывание общества на месте.

      • Анонимно
        1.08.2019 14:11

        10.33. Башкиры, как одно из тюркских племен, входили в З. Орду, позже в Ногайскую Орду, в российское время пользовались общетатарским литературным языком.
        Но сумели уйти из-под общего этнонима татары и создали в 1919 году свою Республику.

        Этот путь башкирского народа заслуживает глубокого уважения. Да, они почти татары, но не татары.

    • Анонимно
      27.07.2019 18:14

      Две последние строчки могут и китайцы сказать,
      и японцы, и индонезийцы...

    • Анонимно
      27.07.2019 18:56

      27.07.2019 09:11
      Две последние строчки могут и китайцы сказать,
      и японцы, и индонезийцы...

  • Анонимно
    27.07.2019 09:15

    Татарский мир , Русский мир ,идите работать господа!

  • Анонимно
    27.07.2019 09:21

    Какой «татарский мир» что за бредятина очередная.
    Надоели уже своей «мания величия». Делом полезным займитесь.

    • Анонимно
      27.07.2019 13:29

      Отрок,тебе следует принять,за ФАКТ,что есть Татарский Мир.

    • Анонимно
      1.08.2019 14:18

      Раз есть Русский мир, значит есть и Татарский мир. Мы не люди, что-ли?

    • Анонимно
      1.08.2019 14:20

      А Всемирный конгресс татар чем занимается? - Татарским миром. Вот вам конкретная действительность.

  • Анонимно
    27.07.2019 09:23

    Сначала, нужно начать с часового пояса. Уфа и Казань на разных часовых поясах. Без единого времени не будет единения. Только кому перейти, под чей часовой пояс.

    • Анонимно
      27.07.2019 11:02

      Эта идея о часовых поясах вброшена не случайно. Она бесполезна и ничего не принесет.

      Надо реально изменять процессы, а не переименовывать милицию в полицию.

      • Анонимно
        27.07.2019 12:11

        Есть нюанс. Милиция - народное ополчение, полицейский - стало профессией. Переименовывать нужно было, иначе диссонанс понятийный.

      • Анонимно
        27.07.2019 12:41

        Это "ж-ж-ж-ж" о часовых поясах неспроста.

        Уверена, что это тот же самый комментатор, который муссирует идею КАНАТНЫХ дорог. Он занимается любимым делом - толчет воду в ступе. И у него это хорошо получается.

        Ещё он любит писать о канатной дороге Кремль - Верхний Услон и, как следствие канатной дороги, активное освоение правого берега Волги...

    • Анонимно
      27.07.2019 11:40

      09::23 Ахинею не пишите. Географию и астрономию никто менять не будет. Надо жить по природному часовому поясу. И всё будет нормально.

    • Анонимно
      1.08.2019 14:21

      9.23. Также нужен единый (кириллический) алфавит.

  • Булгарин
    27.07.2019 09:31

    Противопоставление татар и башкир началось не с идей Дугина, а намного раньше. Этому способствовали и сами башкиры, на это велись и сами татары. Те же большевики проводили ту же политику, как и в царской империи. И понятно. Создание такого образования - это угроза империи. Кстати, по тем же причинам нет тесной связи и с Оренбургской областью. Странно, но нет нормальных дорог, как до Уфы, так и до Оренбурга. А ведь те же лоббисты от Татарстана, проталкивающие строительство дорог до Москвы, могли бы больше усилий прилагать как раз созданию тесных коммуникаций именно по этим двум направлениям. Это Уфа и Оренбург.

    • Анонимно
      27.07.2019 12:42

      Противопоставление татар и башкир, вернее казанских мусульман и башкир, началось с появлением идей татаризма, 150 лет назад. В период "мусульманской нации" (мосолман халкы), объединявшей всех мусульман Поволжья и Урала, отчасти западных казахов, не было никакого противопоставления. У татаристов не было места для башкир, киргизов и других тюркских народов - все сплошь одни татары. Булгаристов уничтожили во время Гражданской войны. С тех пор главными врагами апологетов "татарского мира" стали башкиры и башкирский язык.

    • Анонимно
      27.07.2019 13:51

      "Этому способствовали и сами башкиры, на это велись и сами татары."

      Если способствовали сами башкиры, то может, не сильно хотели объединяться с татарами? Почитайте про Гражданскую войну в Башкирии, желательно иностранцев (нашим по понятным причинам приходится углы сглаживать, в книжке "Государство наций: Империя и национальное строительство в эпоху Ленина и Сталина" хорошая глава), или мемуары участников событий. У Султан-Галиева было очень хорошо, про то как Ленин поставил сторонников единой Татаро-Башкирской Республики "прямо лицом в угол". Башкиры поняли что в любой единой конструкции с татарами будут бедными младшими братьями и потому с опаской относятся к татарам. И в советские годы они перебарщивали и сейчас перебарщивают, конечно, во-многом. Но всё это не на пустом месте взялось, это не только заговор некоего злого русского гения.

      • Булгарин
        28.07.2019 16:36

        А так башкиры не бедные младшие братья, только у кого? Странная логика! И когда они были младшими братьями у татар, в какие века?

        • Анонимно
          1.08.2019 14:28

          16.36. В 13-18 века - в З. Орде и Ногайской Орде. До этого Тюркском каганате были равными братьями.

        • Анонимно
          1.08.2019 14:29

          Башкирам соврем. татары как ст. братья не нужны. Только на равных правах.

        • Анонимно
          1.08.2019 14:30

          Многочисленность татар башкир пугает возможностью татарской ассимиляции.

  • Анонимно
    27.07.2019 09:53

    Эээ нет, Булгарин. Как сказал один из героев фильма. Вся сила в столице, нужно податься в столицу.

  • Анонимно
    27.07.2019 09:59

    Благотворительное женское общество было основано Голицыной за 20 лет до рождения Султановой. Автор приврал "нимножка"

    • Анонимно
      27.07.2019 11:47

      Голицына и мусульманское благотворительное общество? Вы ничего не путаете?

      • Анонимно
        27.07.2019 12:18

        Если Голицина от государства, то ей все едины.
        Конечно, общество по гендерному типу, не правильно. Но, иначе, видимо, нельзя было

  • Анонимно
    27.07.2019 10:03

    То, что между Уфой и Казанью нет ж.д. сообщения, думаю, из-за того, что кое-кто из политиков боится сближения татар и башкир.

    • Анонимно
      27.07.2019 12:13

      Та, латна. Татарские так наседали, что Башкиры раньше себе отдельную республику запилили.

      • Анонимно
        27.07.2019 13:12

        Сначала в 1919 году была маленькая по территории Малая Башкирия на юго востоке современной Башкирии ,а потом уже указом Ленина учитывая что сами башкиры в основном кочевники решили присоединить Уфимскую губернию заселенную татарами-земледельцами чтобы у Малой Башкирии было снабжение хлебом.Вот так волевым указом стала Большой Башкирией.Ведь агротехнику выращивания хлеба как ни крути татары-земледельцы знают лучше.Да и татары умели хорошо обрабатывать кожу и шить кожаные изделия.Недаром степняки-казахи ценили татарские кожаные сапоги и кожу из них называли "былгар".

        • Анонимно
          27.07.2019 13:24

          Всем пахать и сеять еще Екатерина указала. Аккурат после Пугачева, чтобы не разбойничали. Какая тогда администрация у башкир была?

        • Анонимно
          27.07.2019 13:57

          Это, где знали лучше чем другие агротехнику выращивания хлеба??? Это здесь в Татарстане что ли? Где всегда считалось регионом рисковонного земледелия. Где всегда были неурожаи.

          • Анонимно
            28.07.2019 19:58

            Средний урожай пшеницы в этом году в Татарстане- 35 ц с га. В предыдущие годы было до 45 ц. Ничего себе "неурожай".

            • Анонимно
              28.07.2019 20:58

              В средние века какие были урожаи? Тоже 35 ц с га?

              • Анонимно
                29.07.2019 20:00

                Ты совсем неграмотный? Поинтересуйся, какие урожаи в нечерноземье РФ.

        • Анонимно
          27.07.2019 14:05

          Сначала была довольно значительная территория. Историческая Башкирия занимала территорию от Тобола до Мамадыша и Саратова, от Среднего Урала до Аральского моря. Сегодняшняя территория Башкирии это результат исторических событий XVI - XX веков.

        • Анонимно
          28.07.2019 19:56

          Выделанная кожа у казахов и сейчас называется "былгары".

      • Анонимно
        1.08.2019 14:32

        12.13. В гражданскую войну башкиры были более пассионарны, едины. У них была собств. армия (как у Махно) от которой боялись как белые, так и красные.

      • Анонимно
        1.08.2019 14:35

        12.13. Красным удалось Башкирскую армию перетащить на свою сторону, обещав башкирам республику на их условиях.
        Это решение привело к победе Кр. армии над Колчаком.

  • Анонимно
    27.07.2019 10:05

    Уважаемые казанлылар!
    Развивайте пожалуйста свои татарские комплексы неполноценности в любом другом направлении, в сторону татаро-чувашские, татаро-марийские, татаро-мордовские, моноголо-татарские... )))

    • Рашид
      27.07.2019 20:20

      10:05 Зур рэхмет! Татарстан испокон веков проповедует многовекторную политику мира и согласия в силу своих дозволенных возможностей.

  • Анонимно
    27.07.2019 10:16

    Согласно последним открытиям наших чудо-академиков от физико-исторических наук татар породнили с монголами а башкир с венграми.И одна у них только вера а это ещё не повод чтоб брататься.Да и постоянное перетягивание каната на тему кто в доме главный тоже работает не на сближение.Ну и географически один регион тяготеет к Поволжью а другой к Уралу.Ну а эти мифические шёлковые пути из Китая в Европу через Казань и Уфу вызывают всё больший хохот у всех кто хоть раз открывал географический атлас.Поэтому надо успокоиться и перестать рисовать очередные крылья улуса Джучи который канул в лету уже полтысячи лет назад.

    • Анонимно
      1.08.2019 14:44

      10.16. После того как татары потянулись к Европе: "Мы - болгары", башкиры заявили: "Мы - венгры." Эта мода прошла.

      Все тюрки - выходцы Тюрк. каганата. Не нужна нам Европа, больше не ищем мы там братьев.

  • Башкиры стесняются татар. У них родовая травма. Чувство вины. Они с Иваном Грозным на Казань ходили, кстати не единожды до этого. Затем Иван Грозный им в 1556 г. разрешил (подарил) построить свой город - Уфу. И они из родо-племенной народности стали уже себя ассоциировать, как некий самостоятельный народ. Обрели некую субъектность. Московия всегда использовала башкир против татар на вроде Троянского коня. Даже в Советское время, спекулируя на исторической данности. Хотя у башкир ближе татар нет никого. Но, как говорится..... слов из песни не выкинешь.

    • Анонимно
      27.07.2019 12:12

      Габдель Юссон! Вы наверное хотели писать Мишаре. Как раз под них подходит. А написали про Башкир.

      • 12.12. И мишары тоже ходили - касимовские, нижегородские, что греха таить. Было и такое. Вот потом они и стали служивыми татарами и башкирами. Да и сейчас некоторые таковыми остаются.

        • Анонимно
          27.07.2019 19:48

          //служивыми татарами//

          Исторический термин "служиЛые" татары.
          Слово "служиВые" - тоже существует, но не в этом случае.

        • Анонимно
          1.08.2019 14:53

          Предлагаю во взаимоотношениях постордынских татарских государств с М. Русью в 16-18 веках не искать предателей. Мы не судьи своим предкам.
          Очень драматичная картина получится. Так много предателей не бывает, могут быть заблудшие. Возможно, многие считали, что светлое будущее возможно только в едином Русском государстве.
          Давайте думать о будущем татарского народа.

    • Анонимно
      27.07.2019 12:36

      Уфа всю жизнь был русский город.Зачем города кочевникам.Просто когда придумали башкирам республику неудобно было размещать её в ауле.Вот и подарили большевики башкирам город.

      • Анонимно
        27.07.2019 19:49

        Уфы основали русские вообще-то.

      • Анонимно
        28.07.2019 09:24

        Уфа была и до прихода русских. Об этом говорят археологические раскопки.
        Там находился также Азеева мечеть, место сбора всебашкирских йыйынов - башкирского парламента.

        • Анонимно
          28.07.2019 09:45

          По методу местных археологов раскопать можно всё что угодно даже египетские пирамиды.

          • Анонимно
            28.07.2019 20:55

            В общем то, пирамиды у нас тоже есть. Поменьше размером. Называются они курганы. Насыпи из земли или камней. Их довольно таки много, в евразийских степях. Очень хорошо известны сарматские курганы.

    • Анонимно
      27.07.2019 12:51

      Вы похоже путаете башкир и мишарей:))) Башкиры не ходили с Иваном Грозным на Казань. Это были мишаре и касимовские татары. Башкиры, будучи тарханами в Казанском ханстве - военно-служилыми людми, были основой казанских войск. И, соответственно, главными защитниками Казани были они.
      Только два народа с оружием в руках воевали за восстановление Казанского ханства. Черемисы, во время черемисских войн, и башкиры в начале XVIII века, во главе с Алдаром Исянгильдиным. Ясяашные чуваша, предки татар, ни разу не брали в руки оружия.

      • Анонимно
        27.07.2019 14:26

        В большинстве русско-казанских войн нападавшей стороной была Москва, а оборонявшейся – Казань [Похлебкин с. 116-139; Худяков с. 116; Свечников с. 76-77,141-143]. В русско-казанских войнах чуваши воевали на стороне Казани [Алишев с. 65-66; Бахтин 1998 с. 57-59,62,71-77,85; Белов с. 28; Бахтин & Хамидуллин с. 306-308,315; Димитриев 2001 с. 36,45-51; Димитриев 1986 с. 185; Свечников с. 80-81; Добросмыслов с. 28]. Летом 1524 г. чуваши потопили в Волге русскую флотилию князя Ивана Палецкого [Алишев с. 65; Бахтин 1998 с. 72-75; Бахтин & Хамидуллин с. 306-307; Свечников с. 135,139-140; Зимин 1972 с. 263-264; Димитриев 2001 с. 47-50; Димитриев 2011 с. 13-14]. В конце июля чуваши в составе казанского войска приняли бой на Итяковом поле около р. Свияги против конной рати русского полководца Ивана Хабара-Симского [Бахтин 1998 с. 74; Бахтин & Хамидуллин с. 307; Свечников с. 134-135]. В 1530 г. чуваши защищали как собственную землю на Правобережье, так и столицу страны Казань [Алишев с. 66; Бахтин 1998 с. 76-77; Бахтин & Хамидуллин с. 308; Димитриев 2001 с. 49,51; Свечников с. 143-146; Зимин 1972 с. 364-366].

      • Анонимно
        27.07.2019 14:27

        Чувашия была присоединена к России в ходе русско-казанской войны 1545-1552 гг. [Белов с. 26-64; Алишев 1995 с. 97-100; Свечников с. 164-194; Бахтин & Хамидуллин с. 325-328; Худяков с. 122-126; Иванов с. 76-77; Димитриев 1986 с. 32; Димитриев 2001 с. 59-60]. Уже в первый год этой войны войска Ивана Грозного убили множество мирных жителей Казанского ханства (около 3000 согласно Казанскому летописцу). Среди прочих были разорены поселения вдоль Свияги [Алишев 1995 с. 79-80; Бахтин 1998 с. 91; Бахтин & Хамидуллин с. 319; Свечников с. 168-169; Димитриев 2001 с. 59-60], а это была территория расселения чувашей [Ягафова 2009 с. 17].
        В мае 1551 г. российские войска заняли устье Свияги и начали строить крепость Ивангород (более позднее название – Свияжск) [Белов с 30-35; Алишев 1995 с. 97-99; Бахтин с. 100; Бахтин & Хамидуллин с. 325-326; Свечников с. 185-186; Димитриев 1986 с. 34-35]. Чтобы предупредить возможное сопротивление местного населения, была организована карательная экспедиция: «и повелѣ имъ [царь] Казанскія улусы пленити и воевати, и не щадити ни женъ, ни детеи, старыхъ и юнъныхъ, и всѣхъ подъ мечъ клонити», «и наутре, въ неделю, распустиша воя по улусомъ Казанскимъ воевати и пленити горныя Черемисы и нижнія» [ПСРЛ т. 19, 1903, кол. 61-62; Белов с. 35-42; Алишев 1995 с. 98-100; Бахтин с. 100; Бахтин & Хамидуллин с. 326; Свечников с. 186]. Казань не смогла прислать помощь страдавшим от карателей чувашам, поскольку была блокирована российскими войсками под командованием князя Серебряного [Белов с. 34,36; Бахтин 1998 с. 99-100; Бахтин & Хамидуллин с. 325-326; Свечников с. 186; Алишев 1995 с. 98; Худяков с. 122,125-127; Димитриев 2001 с. 72]. В чувашском народе существует предание, что под Новочебоксарском, там, где сейчас находится химический завод, есть массовое совместное погребение чувашских и татарских семей, которые погибли от карателей Ивана Грозного [Осокин].
        Ради сохранения жизней мирного населения чувашские князья (тарханы, ĕмпӳ, çĕрпӳ) были вынуждены признать капитуляцию и подчиниться российской власти [Белов с. 36-42; Алишев 1995 с. 98-100; Бахтин 1998 с. 100-102]. В советской и российской историографии эти события получили название «мирного добровольного присоединения Чувашии к Российской державе».

      • Анонимно
        27.07.2019 14:28

        Первое во время русско-казанских войн разорение чувашской земли имело место в 1467 г., когда состоялся первый поход Ивана ІІІ на Казань («Первая Казань» русских летописцев) [Алишев с. 33-34; Худяков с. 25-35; Бахтин 1998 с. 57-60; Бахтин & Хамидуллин с. 292-293; Свечников с. 73; Димитриев 1986 с. 28; Димитриев 2001 с. 43-44]. В.Д. Димитриев подсчитал, что за период с 1455 до 1550 г. российские войска проходили по Чувашии 33 раза, битвы на чувашской земле, которые упоминаются в русских летописях, происходили в 1467, 1468, 1469, 1487, 1506, 1508, 1523, 1524 и 1530 гг. [Димитриев 1986 с. 28]. Во время этих походов русские массово убивали и грабили мирное чувашское население [Алишев с. 34,79-80; Бахтин 1998 с. 49,74,91,98,100; Бахтин & Хамидуллин с. 307,319; Белов с. 28,36; Димитриев 2001 с. 43,49,51,59-60; Свечников с. 73-74,77-79,128,169,180-181,184-186; Зимин 1972 с. 253]. В 1523 г. Василий III организовал карательный поход против чувашей и марийцев, после чего в устье реки Суры на правом, казанском ее берегу, на земле горных марийцев вблизи границы с Чувашией основал город Васильсурск, который стал базой для дальнейшей экспансии на территорию Чувашии и Казанского ханства. Из Васильсурска русские воеводы устраивали набеги на поселения марийцев и чувашей [Алишев с. 63-64; Бахтин 1998 с. 71; Свечников с. 128-132; Зимин 1972 с. 253-254; Худяков с. 79-80; Бахтин & Хамидуллин с. 304; Белов с. 28,36; Димитриев 2001 с. 46-47].

        • Анонимно
          27.07.2019 16:48

          Я имел ввиду чувашей-мусульман, основу сословия ясашные чуваша. Потом названных ясашные татара. Ставших ядром формирования татарского народа.

          • Анонимно
            28.07.2019 11:40

            16:48 Как могла "основа" принять татарский язык, имеющий так много отличий от чувашского. Это не говоря об образе жизни и культе, религии

            • Анонимно
              29.07.2019 20:11

              Легко! И язык меняется, и религия. Сейчас есть русские мусульмане. Лет 30 назад они были? Может и были единичные случаи. Про кипчакизацию населения Булгарского и Казанского ханств пишут и татарские, и русские, и башкирские историки. Чрезвычайная близость татарского и башкирского языков, по моему, ясно говорит откуда шла кипчакизация.

  • Анонимно
    27.07.2019 11:15

    Обязать всех нас они не хотят - вернуться к своим корням, жить кочевником, сменить авто на коней, говорить и исключительно на татарском, носить одежду только с национальным орнаментом?
    Надоели уже честное слово. Никому эта деятельность не нужна. Кому нужна, с лихвой поместится в пару автобусов

    • Анонимно
      27.07.2019 13:45

      Автомобиль вы придумали? И имеете исключительное право? Ха-ха-ха. Ешьте блины с лопаты, лучше. Кочевники- ну да, ну да.

  • Анонимно
    27.07.2019 11:27

    А Казань, татарский город, а другие города РТ?

    Кинер (тат. село в Арском р-не) - в переводе с мар. "река".

    Кукмор - от марийских "кок" - два и "марий" - мариец, человек.
    Менгер (тат. дер. в Атнинском р- не) - образовано из двух марийских слов "меҥ" - родинка и "ер" - озеро.

    Балтач - от мар. "полтыш" - застёжка, бляха.

    Шошма (река) - с мар. "весна".

    Ашит (река) - от мар. "ош" - белая. Конечный согласный -ть (-т) в обоих вариантах представляет собой речной суффикс - Ошеть, Оять, Ловать, Елнать (Илеть).

    Семит - (речка и одноимённая тат. дер. в Арском р-не) - образовано от мар. "сем" - мелодичная и суффикса -т, обозначающего реку.

    Мөндеш (тат. дер. в Арском р-не) - от мар. "мондаш", т.е забытая.

    Мэрджэн (тат. дер. в Атнинском р- не) - от мар."мердежан" - ветрянная.

    В помощь:
    https://classes.ru/all-mari/dictionary-mari-russian.htm���

    • Анонимно
      27.07.2019 12:32

      А давай про Москву Астрахань,Тюмень ,Саратов, и множество других городов с татарскими названиями

      • Анонимно
        27.07.2019 13:39

        Славяне жили западней, тюрки восточней и южней, всё так.

        • Анонимно
          27.07.2019 14:42

          13:39 Славяне, точнее - "русские" расселились в с 18 в. в самой комфортной лесостепной географической зоне Евразии, которую всегда до этого занимали насельники Дешт-и- кипчак от Великого океана и Пушты на Алтае до пушты в Венгрии..

          • Анонимно
            27.07.2019 19:02

            27.07.2019 14:42
            Русские НАЧАЛИ поселяться " в самой комфортной лесостепной географической зоне Евразии"
            с 1556 г.

            • Анонимно
              27.07.2019 19:52

              19:02 Ошибаетесь. Вся "эпопея" покорителей Сибири, Ермака и т. д. - это выдумка романовских "историков". Так что реально стали заселять эти просторы после "Пугачева".

              • Анонимно
                27.07.2019 20:32

                27.07.2019 19:52
                Это пишут и немецкие историки, и английские, и американские, даже китайские!
                А вот Пугачев НИКОГДА в Сибири НЕ был! Кстати, Пугачев - это его НАСТОЯЩАЯ фамилия - БЕЗ кавычек! А вот "Петром III" он был ИМЕННО в кавычках!

                • Анонимно
                  28.07.2019 11:45

                  20:32 Ну, да. "Неграмотный" казак два года воевал с регулярной имперской армией. )))

      • Анонимно
        27.07.2019 14:07

        Тогда, когда эти названия появились, татар и в помине не было, и общество было индо-европейским.

        • Анонимно
          27.07.2019 14:50

          14:07 Тогда и русских не было. Татар не было, а предки были. Иначе откуда в языке полно слов ираноязычного происхождения.

      • Анонимно
        27.07.2019 14:18

        27.07.2019 12:32
        У Москвы то как раз финское название, как у Лондона - кельтское!

    • Анонимно
      27.07.2019 13:10

      Мэрджэн (тат. дер. в Атнинском р- не) - от мар."мердежан" - ветрянная.
      --------
      Марджани, значит марийский мусульманин с Атнинского района...

      • Анонимно
        27.07.2019 19:30

        Мәрҗән- "коралл, бусы". "Энҗе-мәрҗән"- устойчивое словосочетание в татарском языке.

        • Анонимно
          28.07.2019 09:17

          В данном случае верно скорее всего марийская этимология. Атнинский район во первых, с марийскими корнями. Потом, там добывают кораллы?

    • Анонимно
      27.07.2019 13:42

      По всему Заказанью полно старых "черемисских кладбищ", всё так. Но с национальными мифами осторожней надо, нежней. Людей сильно задевает.

    • Анонимно
      27.07.2019 13:48

      А кто от марийских братьев отказывается? Татары вас не уничтожали, язык, веру не трогали. Естественно, и марийские названия есть.

      • Анонимно
        27.07.2019 14:25

        Куда же тогда подевались все марийские мусульмане? Массово вымерли?

        • Анонимно
          27.07.2019 17:03

          27.07.2019 14:25
          СТАЛИ татарами!
          Как и мордовские, и удмуртские!

        • Анонимно
          27.07.2019 23:37

          27.07.2019 14:25
          Доклад исправляющего должность Казанского епархиального инородческого миссионера священника С.А.Багина епископу Мамадышскому Андрею князю Ухтомскому от 21 июля 1909 г. …
          Татар-магометан с отступниками от православия числится в Казанской губернии 730 037 человек обоего пола. При более близком ознакомлении с историческим прошлым татарского племени и ассимиляционною деятельностью их по отношению к инородцам различных племён: чуваш, черемис (марийцев), вотяков (удмуртов), и других, мы должны будем прийти к заключению, что татары Казанского края не могут быть рассматриваемы как одно из племён тюркского корня, а как совокупность вышепоименованных инородческих финских племён, объединённых путём пропаганды ислама и слившихся под влиянием её в одну народность как части целого. В этом убеждает нас и неоднородность типа татар, который вообще сохранил монгольский элемент весьма слабо, что особенно заметно в селениях татар, живущих по соседству с другими инородцами: то он напоминает чувашский - с преобладающим смуглым цветом лица; то черемисский (марийский - с тощею растительностью на бороде и белокурым цветом волос; то добродушный вотский (удмуртский) - с рыжими волосами и веснушками на лице и т.д.
          Татары требуют от принявших ислам инородцев безусловного отречения от своей национальности, языка и обычаев. Переход в магометанство все приволжские инородцы выражают словами: «мы ушли в татары», или «они ушли в татары». Сами татары не любят называть свою народность этим именем и обычно выступают под именем «мосолман», т.е. мусульман, но это название нельзя считать правильным, так как оно указывает не на народность, а на религию, исповедуемую татарами. Быстрый рост численности татар-магометан указывает на то, что, кроме обычного естественного прироста, к магометанской группе присоединилось значительное число других инородцев, скрывающих свою национальность и именующихся уже исключительно «татарами».

    • Анонимно
      28.07.2019 20:09

      Татарские названия: Балтач= Балтачы- "плотник". Обозначаемая буквой ы фонема в татарском языке произносится кратко, что и отражено в русской записи названия. По преданию, населённый пункт назвали так в честь плотников, построивших там первые дома. Шошма= Чишмә- "родник". В некоторых диалектах произносится как Шишмә. Ашит (Ашыт)= Ашат- "накорми". Название отражает отношение татар к реке как к кормилице. В Омской области есть речка Имез- "накорми грудью", в Новосибирской области- река Инә- "матушка, кормилица". Мәрҗән- коралл, бусы. В татарском языке естҗ устойчивое словосочетание: энҗе-мәрҗән.

  • Анонимно
    27.07.2019 11:34

    Автор, Айрат, молодой, многого просто не знает. В советское время и даже до последних лет еще существует ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ кооперация крупных предприятий ТАССР-РТ и БАССР-РБ. Сегодня, конечно, в разы меньше, чем еще каких-то 8-10 лет назад. Но это связано с общим падением производства "реального сектора" в стране.
    Ж. д. Кзн-Н.Челны-Уфа нужна именно двум республикам. Казахстан здесь совсем не цель, непонятная еще пока в каких-либо разумных аспектах. Строить надо даже при отсутствии федерального финансирования. Эта ж. д. прежде всего заменит ненужный опасный автотрафик по современной шоссейке неудобной во всех отношениях. Пассажирам - уж точно. Выгоднее ездить в вагоне по гарантированному расписанию. Кроме того ж. д. - это триггер экономический активности населения вдоль ж. д. В перспективе, конечно, надо бы и Оренбург соединить веткой ж. д. Но это уж с проработкой вариантов.
    Искусственное распределение РТ и Рб в разные макрорегионы - это чисто политическая, шовинистическая затея, не обоснованная никак экономически. Урал - это прежде всего тяжпром, всероссийская кузница. А в РБ прекрасная природа (которая мало где есть в стране пригодная для человека) с потенциально высокоэффективным многоотраслевым сельским хозяйством. Кроме того и в РТ и в РБ достаточно высокий научный и кадровый потенциал для машиностроения, химических, других отраслей.
    В культурном отношении это всё ареал еще дореволюционного расселения русского и нерусских народов. И в наше время он должен стать местом восстановления позитивных межэтнических связей. В том числе путем сохранения конкретных объектов вещественного наследия и языка.

  • Анонимно
    27.07.2019 14:11

    Что значит столица Урала!? Урал, прежде всего, это горная гряда от Баймака до Златоуста. Название которой распространили на всю горную систему. Айрату Файзрахманову это следовало бы знать. Екатеринбург это столица Среднего Урала.

  • Анонимно
    27.07.2019 15:43

    Почему нам навязывают проблемы башкир?!

  • Анонимно
    27.07.2019 18:05

    А есть в Башкирии миллион татар?
    Мне кажется, это как раз те самые татаро-башкиры, люди с двойной идентичностью. Люди искренне уверенные, что татары и башкиры это одна и та же нация. Такие есть и на востоке Татарстана. Они не чувствует себя как-то стесненными в Башкортостане.
    Их полагаю, многие сотни тысяч людей. А может и миллион. Те же цифры называет Д. Исхаков.
    Иначе были бы многотысячные демонстрации в Уфе и в других "татарских" городах. Но ничего подобного никогда не было.

    • Анонимно
      28.07.2019 01:26

      татары бегут в Татарстан, а тот миллион что остался - просто пассивные

      • Анонимно
        28.07.2019 11:56

        01:26 Дело не в пассивности. Прежде всего в наличии средств к существованию: работа, занятость, величина зарплаты, доступность жилья, здравоохранения, образования. В общем, то, что называется социально экономической основой жизни.

    • Анонимно
      28.07.2019 10:17

      Миллион татар это раздутая цифра. Большинству из них безразлично как записаться. Татарин или башкир для них одно и то же.

    • Анонимно
      28.07.2019 21:12

      "В Башкортостане действительно много людей с двойной идентичностью, они не уверены, кто они — башкиры или татары. Если переписчик придет и спросит такого человека: «Вас кем записать — башкиром или татарином?» — тот может замешкаться. И здесь многое зависит от переписчика. Если, например, он скажет: «Ну раз вы живете в Башкортостане, значит, наверное, вы башкир?» Человек ответит: «Да, наверное». А если переписчик скажет: «Ну раз вы разговариваете на татарском, то, значит, вы татарин», — человек тоже согласится. Такой человек может записаться и башкиром, и татарином — в зависимости от уточняющих вопросов, которые задаст переписчик.
      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/432895"

      • Анонимно
        29.07.2019 12:35

        21:12 Поддаться на подсказку или уговоры переписчика может только человек с низким уровнем образования или совершенно не знающий свою родословную, хотя бы ближайших предков. И действительно сегодняшняя промывка мозгов политиканами и "массмедиа-культурой" способствует таким представлениям, особенно среди молодых.

        • Анонимно
          29.07.2019 20:16

          Согласиться с переписчиком может и человек, для которого татары и башкиры единый народ.

  • Рашид
    27.07.2019 20:38

    Однажды в одном из магазинов Москвы по месту жительства разговорился с охранником, молодым парнем. Краем уха услышав как он перекинулся на татаро-башкирском с кассиршей. Представившись на татарском поинтересовался говоришь ли на татарском. В ответ с улыбкой говорит что да на башкирском. Ну ладно говорю давай на башкирском пообщаемся, и продолжаем говорить как ни в чем не бывало усмехаясь в нелепости ситуации. И сейчас до сих пор общаемся. Вот это что? Откуда проблема, кто выдумывает? У нас в соседней деревне говорят на ц, у нас на ч. И чего, при умелом подходе можно и нас в разные народы определить? Вот вам и концепция развития русского мира...

    • Анонимно
      28.07.2019 20:36

      Рашид скорее ты разговаривал с бумажной башкиркой.В истинном башкирском не только буквы но и слова разные,к примеру черемуха,на тат-шомырт,баш.-муел,даль,тат.-ерак,баш-алыс,гриб,тат гомбя,баш-бяшмяк и т. д.Это уже не одно и то же.

      • Анонимно
        28.07.2019 21:20

        Ах-ах, в Зауралье тоже говорят шоморт! Шоморт - муйыл синонимы:))) Алыс - йырак тоже синонимы. Гөлйемеш - әлморон. В одних селениях Зауралья говорят гөлйемеш, в других әлморон. Гөмбә? В башкирских диалектах это тоже есть. Еще и на "ж" говорят, скажем в Челябинской области - жәй, жылы. И это все башкиры.

        • Анонимно
          29.07.2019 12:43

          21:20 Диалектов существуют у всех многочисленных широко расселенных народов. В частности в татарской лингвистике об этом точно есть капитальные исследования.
          Перефразируя, можно сказать: всё, что здесь "открывается", открыли до нас.

        • Анонимно
          29.07.2019 13:15

          Ну значит татарский язык ближе к основам тюркских языков и этим татарский язык универсальнее,что дает преимущество.

  • Анонимно
    27.07.2019 20:49

    Показательная статья! Слова с корнем "татар" упоминается - 71 раз, с корнем "башкорт" - 23 раза, с корнем "бащкир" -14 раз!
    Слово с корнем "русс" - ОДНО - это слово " уруссинцы"!
    Ну и КАК ее воспринимать?

  • Рашид
    27.07.2019 21:12

    20:49 Интересно чего сказать хотел... Была бы газета уфимская, с корнем башкрт было бы больше.

  • Анонимно
    28.07.2019 20:03

    Очень хорошая статья! Низкий поклон бизнес онлайн !!! Да, татарский фактор переживает период ослабления. Это даже в самой Казани так! В теряем свою силу. Такая же ситуация в Москве! Потому что даже полпредство Татарстана бездействует и ограничивается пиаром, прикрывая беззаконные действия непонятых лиц, которые узурпировали власть в татарских объединениях

  • Анонимно
    29.07.2019 09:37

    Татары в Башкирии сделали свое дело, свое предназначение, посланное им Аллахом: татарин Валиди с товарищами сделали им автономию, татары Уфимской губернии- промышленность и сельское хозяйство, татарин М.Карим- литературу, многочисленные татары - башкирам культуру и исскуство.Все, теперь можно уходить и на покой со спокойной совестью.А Казань до этого и не вспоминала, что в РБ живут такие же татары, численностью чуть меньше, чем в Татарстане.

  • Анонимно
    30.07.2019 15:45

    Для чего все эти комментарии? Татары доказывают что они «главнее»?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль