Общество 
21.08.2019

Рафик Мухаметшин: «Я спиной чувствую, что эта возня идет»

300 млн в год, поддержка целевых наборов и аккредитация учебных заведений… Совет по исламскому образованию РФ объявил о перезагрузке

Совет по исламскому образованию России, который возглавляет Рафик Мухаметшин, наделяют большими полномочиями, о чем сам руководитель организации рассказал вчера на пресс-конференции в Казани. Общественная аккредитация при СИО проверит исламские учебные заведения России на соответствие принятым в 2017 году стандартам, а финансирование совета увеличится почти в 10 раз. Эти деньги заберут у вузов, включая КФУ. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».

Рафик Мухаметшин: «Равиль хазрат — учредитель Российского исламского университета, а я уже 12 лет — ректор, у нас с ним никогда не было серьезных разногласий» Рафик Мухаметшин: «Равиль хазрат — учредитель Российского исламского университета, а я уже 12 лет — ректор, у нас с ним никогда не было серьезных разногласий» Фото: dumrt.ru

«ВСе РЕШИТСЯ ПРИ ЛИЧНОЙ ВСТРЕЧЕ»

«Равиль хазрат — учредитель Российского исламского университета, а я уже 12 лет — ректор, у нас с ним никогда не было серьезных разногласий, наоборот, он подчеркивает, что это крупнейший вуз, — так Рафик Мухаметшин прокомментировал «БИЗНЕС Online» конфликтную ситуацию вокруг письма Равиля Гайнутдина, в котором тот грозит отставкой нынешнему руководителю РИУ. — Та шумиха, которая возникла вокруг статьи в журнале „Минбар“, не причина для серьезных разногласий. Просто я этот вопрос еще ни с кем не обсуждал. В этом мало приятного, возможно, и его окружение немного накручивает». При этом наш собеседник признался, что с самим Гайнутдином еще не обсуждал эти вопросы, но рассчитывает, что «все решится при личной встрече».

Возможно, из-за конфликта вчерашняя пресс-конференция Мухаметшина, которую он давал в качестве руководителя совета по исламскому образованию России (СИО), вызвала повышенный интерес прессы, тем более что, по одной из версий, Гайнутдин хотел бы перемен и в руководстве СИО. Впрочем, таких вопросов журналисты не задавали. Зато спрашивали о деньгах, ведь в последнее время ходит немало разговоров, что организация, главной целью которой заявлено «создание единого образовательного пространства в сфере исламского религиозного образования», буквально озолотится. Мухаметшин подтвердил, что средств у его структуры будет больше, однако речь не идет о миллиардах рублей, а именно такие цифры можно было ранее слышать из уст экспертов.

Однако в любом случае в части финансирования деятельности СИО могут произойти кардинальные изменения. Сейчас финансово совету помогает фонд поддержки исламской науки и образования, выделяя в год около 40 млн рублей. «Это не такие уж и большие деньги, учитывая, что у нас 38 мусульманских учебных заведений…» — посетовал Мухаметшин и добавил, что, естественно, фонд не обязан формировать весь бюджет исламских учебных заведений. И в целом отметил, что формировать бюджет исламских учебных заведений не так просто, приведя пример РИИ, который на платных услугах (в основном это заочное и вечернее обучение) зарабатывает в год 15 млн рублей, а весь бюджет исламского института составляет 100–120 млн рублей в год. «Это с минимальными зарплатами», — добавил ректор вуза.

 «Начиная с 2007 года государство для мусульманского образования ежегодно выделяло по 300 миллионов рублей. Но поскольку это федеральная программа, то деньги шли через светские вузы. Средства распределялись между КФУ, МГУ, Пятигорским госуниверситетом, Санкт-Петербургским университетом и Башкирским педагогическим университетом, — рассказал уже „БИЗНЕС Online“ Мухаметшин. — Они, соответственно, работали с исламскими вузами. Первоначально эта система была эффективной, но сегодня ее необходимо пересмотреть. Возможно, со временем средства перейдут фонду поддержки исламской науки. Поэтому уже сейчас вокруг СИО чувствуется определенная возня, хотя в публичном поле ее нигде нет. По крайней мере, я спиной чувствую, что эта возня идет. То там, то здесь». По его словам, возможно, с новым витком деятельности СИО, который и будет контролировать и распределять эти 300 млн в год, в финансовом плане исламским учебным заведениям станет легче.

«С сентября мы начнем новую деятельность. На Совет возложено много задач» «С сентября мы начнем новую деятельность. На совет возложено много задач» Фото: dumrt.ru

«ЭТО НЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН, КОТОРЫЙ «ОТОБРАЛ ЛИЦЕНЗИЮ — НАДО ЗАКРЫВАТЬ»

Но не только финансовый вопрос актуален в контексте нынешней деятельности организации, которая в марте следующего года отметит свое 10-летие. «С сентября мы начнем новую деятельность. На совет возложено много задач», — заявил Мухаметшин, рассказав о заседании совета по исламскому образованию РФ, которое состоялось в конце июля в Москве. «Это не было очередным заседанием, там мы обсудили многие вопросы. Сейчас нам предстоит создавать рабочие органы — совет станет полноценной организацией, будем ездить по учебным заведениям, мониторить, рассматривать вопрос об учебных пособиях».

Как пояснил спикер, под мониторингом подразумевается стандартизация всех учебных заведений, входящих в состав СИО. Сегодня в него входит 38 мусульманских учебных заведений, из них 12 — высшие и 26 — медресе. Всего же, по словам Мухаметшина, по данным минюста РФ, на конец 2017 года в России насчитывалось 82 мусульманских учебных заведения. «На самом деле их намного больше, особенно на Кавказе. Только в Татарстане три высших учебных заведения и 9 медресе», — отметил ректор РИИ.

«Одна из задач совета — стандартизация», — пояснил далее Мухаметшин. Он отметил, что все учебные заведения работают по стандарту, а в Татарстане данные нормы были разработаны еще в 2015 году. Это дает возможность систематизировать и контролировать качество образования, а сами стандарты помогают определить компетенции современного имама. Их повсеместное внедрение позволит создать то самое единое мусульманское образовательное пространство, заявленное в целях деятельности СИО, и повысить качество предоставляемых услуг. Мухаметшин напомнил, что об этом шла речь недавно на встрече президента РТ Рустама Минниханова с мусульманскими религиозными деятелями в Болгаре.

Также совет займется аккредитацией учебных заведений, которая, правда, будет носить общественный характер. «Стандарты по исламскому образованию по всей России мы приняли еще в 2017 году, но они не работают, потому что нет механизма контроля, — говорит руководитель СИО. — Например, в ДУМ есть отдел науки и образования, его сотрудники проводят мониторинг — в течение года выезжают в каждое медресе, проверяют обеспеченность литературой, кадрами, как работает медресе. После чего делается определенное заключение, о ситуации докладывается муфтию и принимается соответствующее решение. Только в таком случае стандарт работает».

Мухаметшин признается, что в СИО долго думали, как создать такой механизм внутри их структуры: «Мы не можем создавать какой-то орган, который не вписывается в российское законодательство. Изучали последнее: в законе об образовании есть понятие „общественно-профессиональная аккредитация“. Остановились на общественной аккредитации. Этот орган будет в составе нашего совета, с согласия учредителей мы решили, что будем мониторить, и составили для себя внутренний документ».

Как рассказал позже «БИЗНЕС Online» председатели СИО, санкций за не прохождение аттестации никаких нет. Максимум учебное заведение, которое не будет соответствовать принятым стандартам, исключат из совета по исламскому образованию. «Просто мы по ним для учредителей — духовных управлений — будем указывать, что существуют такие проблемы. Это не означает, что их кто-то закроет, они могут исправить все недочеты и спокойно работать дальше. Это не государственный орган, который „отобрал лицензию — надо закрывать“. У нас ситуация другая, просто хотим, чтобы СИО поддерживал соответствующий уровень. Мы вообще не можем ставить вопрос о закрытии, а только дать рекомендации», — рассказал Мухаметшин.

Мухаметшин уверен, что в будущем все исламские учебные заведения сами захотят пройти проверку на соответствие и войти в состав СИО Мухаметшин уверен, что в будущем все исламские учебные заведения сами захотят пройти проверку на соответствие и войти в состав СИО Фото: dumrt.ru

«ЗА 12 ЛЕТ БЫЛО ВЫДЕЛЕНО БОЛЕЕ 4 Миллиардов РУБЛЕЙ, А МЫ ДАЖЕ НЕ ИМЕЕМ ЛИНЕЙКУ ПОЛНОЦЕННЫХ УЧЕБНИКОВ»

При этом ректор РИИ предполагает, что не все будут ждать этот мониторинг с распростертыми объятиями. «Общественная аккредитация — очень важный инструмент. Он будет вызывать много нареканий, раздражения со стороны духовных управлений, никто не хочет, чтобы проблемы их учебных заведений были обнародованы. Но это нужно пройти», — отмечает он.

При этом он уверен, что в будущем все исламские учебные заведения сами захотят пройти проверку на соответствие и войти в состав СИО, поскольку совет в какой-то мере поддерживает их и финансово. Хотя на сегодняшний день, как пояснил Мухаметшин, все учебные заведения получают лицензию на ведение образовательной деятельности в органах местного самоуправления и для этого необязательно вступать в СИО.

По словам главы совета, провести аттестацию всех учебных заведений нужно будет в довольно короткие сроки — с сентября и до конца календарного года, поскольку в конце года фонд поддержки исламского образования формирует свой бюджет на будущий год, а он является основным источник финансирования СИО. Для того чтобы заложить в бюджет будущего года все расходы, необходимые для приведения исламских учебных заведений к общему стандарту, нужно иметь полную картину, где и чего не хватает.

Также стимулом для прохождения аттестации учебными заведениями будет целевой набор — еще одно новшество в системе исламского образования. В этом году совет исламского образования совместно с ДУМ запускает пилотный проект целевого набора: РИИ берет на себя обязательство — обучить будущих имамов, а ДУМ гарантирует их трудоустройство. Фонд исламского образования выделил для таких студентов стипендии в виде грантов. Вузы, которые не пройдут аттестацию, не смогут принимать студентов по такому набору. «Это общероссийский проект, федеральный. Мы опробуем его в Татарстане и Чечне. Человек 10 в этом году попробуем набрать, — сообщил Мухаметшин. — В будущем, возможно, целевой набор будет увеличен до 200–300 студентов».

Еще одна сложная, по словам спикера, проблема — это выпуск пособий и учебников для исламских вузов, и 300 млн в год, 12 лет выделявшиеся в том числе и на эти цели, вопроса не решили. «Поскольку это бюджетные деньги, они шли через светские учебные заведения. За 12 лет уже выделено более 4 миллиардов рублей, а мы даже не имеем линейку полноценных учебников по основам ислама. Все это говорит о том, что программу нужно переформатировать. Хотя многое было сделано в рамках данного проекта, но на примере учебников мы видим, что он должен быть более эффективным», — пояснил Мухаметшин. 

«Совет должен стать, образно говоря, министерством по исламскому образованию» «Совет должен стать, образно говоря, министерством по исламскому образованию» Фото: dumrt.ru

«ДАЛЬШЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ БОЛЬШЕ АКТИВНОЙ, РЕАЛЬНОЙ РАБОТЫ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» оценили нынешнюю деятельность совета по исламскому образованию РФ и дальнейшие перспективы организации.

Альбир Крганов — муфтий духовного собрания мусульман России:

—  Ту работу, которую проводит совет, я оцениваю положительно. Учитывая актуальность необходимости координировать систему исламского образования, а мы говорим об его многоуровневой форме, — это мектеп, медресе, вуз, сейчас у нас есть уже и академия. За небольшой срок удалось систематизировать эту работу. Кроме того, на нескольких мероприятиях с участием самих глав ДУМ и представителей мусульманских стран СНГ было изъявлено о создании совета по исламскому образованию СНГ.

Конечно, еще много есть к чему стремиться, поработать. Совет должен стать, образно говоря, министерством по исламскому образованию. Нам сегодня нужно пересмотреть интерпретацию некоторых книг, давать современные разъяснения. Например, на слуху тема джихада, мы же от него не можем отказаться, а должны правильно объяснить, ведь джихад — это, по сути, любовь к своему Отечеству, желание его оберегать, охранять. Есть и другие темы, чтобы профессионалы исламского образования, сев за круглый стол, посмотрели спорные моменты по преподаванию.

Рустам Батыр — экс-первый заместитель главы ДУМ РТ:

— Совет мог бы эффективнее строить деятельность, то есть разработка образовательных стандартов очень долго тянулась. До сих пор не запущена процедура общественной аккредитации, не проработаны механизмы, которые бы обеспечивали это. С другой стороны, совет — не министерство образования, у него нет полномочий, чтобы командовать мусульманскими учебными заведениями, принуждать их исполнять стандарты, налагать какие-то санкции. Вполне понятно, что работа длилась достаточно медленно, и то, что сейчас речь идет о расширении прав совета, — это правильно, потому что без реальных полномочий внедрить стандарты по большому счету не получится. В государственной системе у проштрафившихся вузов отзывают право выдавать дипломы государственного образца, а мусульманские учебные заведения и так не дают такие документы.  Что тогда у них отзывать? Без реальной возможности принудить совет бессилен изменить ситуацию.

Азат Ахунов — исламовед:

— Совет — новая организация, она хорошо выполнила свои функции на начальном этапе: объединение учебных заведений, это нужно было для общей координации деятельности. Понятно, что он выполнял больше декоративные, представительские функции, какой-то реальной работы, по крайней мере внешне, не было видно. Никто не заявлял о прорывах или еще что-то. Я считаю, что на первом этапе это вполне нормально, но дальше хотелось бы больше активной, реальной работы.

Если дополнительные средства попадут в систему исламского образования, это неплохо, но если просто полномочия и ручное управление на вузы усилятся, начнут плодиться директивы, то здесь, конечно, ничего хорошего нет, будут вставлять палки в колеса… Но система уже сформировалась, она работает, функционирует. В каждом центре есть своя специфика, даже если мы посмотрим по мазхабам, правовым школам — на Кавказе это шафииты, у нас ханафитский мазхаб и так далее, то есть есть свои сложности, которые надо учитывать. Поэтому здесь вводить директивное управление, чтобы всех грести под одну гребенку, неправильно.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (32) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
21.08.2019 08:19

Засиделись они все на этих кормушках.

  • Анонимно
    21.08.2019 08:19

    Засиделись они все на этих кормушках.

    • Анонимно
      22.08.2019 09:42

      Там 90% студентов из средней Азии.
      Живут там же - на четвертом этаже здания сделали общежитие.
      Работают на рынках города.

      Многие там просто ночуют, а с утра и до вечера торгуют на рынке.
      Зато считаются студентами.
      Выгодно.

      И Мухаметшину выгодно - показывает в отчетах, что студенты есть - давайте дотации!
      Цирк да и только!

  • Анонимно
    21.08.2019 10:20

    Вопрос образования - вопрос объективный. Уровень КАИ упал не потому , что ректор Гильмутдинов, а потому что нет авиации. Если бы была авиация, то ректором Гильмутдинов никак бы не стал. Такая же ситуация с исламским образованием - нет спроса на качественное образование, соответственно нет и предложения!

    • Анонимно
      22.08.2019 08:22

      Про Гильмутдинова отчасти согласен.

      А вот про исламское образование - не согласен.


      Проблема справедливости всегда было важна для молодежи.
      И за знаниями в религии люди едут в другие страны.

      Все эти Риу и Биа задумывались с одной целью - чтобы молодежь не ездила в страны исламского мира в признанные центры знаний.

      • Анонимно
        22.08.2019 09:46

        Хотел молодой парень узнать, как справедливо должна быть устроена жизнь и поехал учиться в Казань в Риу, а не в признанные центры знаний.
        А тут его Мухаметшин (знаток марксизма-ленинизма) научит, как родину любить.

  • Анонимно
    21.08.2019 10:33

    Запасаемся халяльным попкорном, старт дан, ждем разоблачительных материалов в сми. Они как пауки в банке, перекушают друг-друга из-за этого миллиарда

  • Анонимно
    21.08.2019 10:53

    Альбир Крганов: ".. мы же не можем от джихада отказаться, мы должны объяснять, что джихад- это махать флажками и шариками в поддержку Единой России..

  • Анонимно
    21.08.2019 11:14

    Равиль Гайнутдин и его помощник Фарисов никак не успокоятся. Лучше разберитесь с домом аспдуллаева. У вас и так денег много от аренды, а вы ещё и Рафика Мухаметшина хотите сдвинуть и получить деньги исламского совета... агония прям

  • Анонимно
    21.08.2019 11:49

    Специалисты по атеизму и научному коммунизму учат нас духовности???

    В связке с исламофобами Силантьевым Сулеймановым и Батовым!

  • Фидарис
    21.08.2019 13:07

    Мне кажется, предложения Равиль-хазрата по жесткой иерархической централизации исламских организаций РФ ошибочны и даже вредны для системного развития ислама в стране ( если не ошибаюсь, они не соответствует каноническим правилам, принятым в исламе). Публикация статьи исламоЕда Силантьева в "Минбаре" и последующая болезненная реакция на это Равиль-хазрата воспринимается не просто как провокационная возня, а как тревожная нотка, предвещающая весьма нехорошие последствия.

    В связи с этим, я уверен, не только я, но и все здравомыслящие мусульмане страны сегодня призывают наших лидеров быть сдержаннее и не поддаваться на провокации.

    Я соглашусь с теми комментаторами, кто предлагает усилить помогающую, координирующую роль СИО, но не создающую отношения "начальник-подчиненный".

    Ну, можно провести контроль качества исламских образовательных заведений, как это требуют государственные органы.. Я уверен, что ничего крамольного в отношении законности (во всех смыслах) в них нет. Другое дело, если подойти к этой работе с желанием осуществить качественные системные, структурные преобразования, Но для этого неплохо было бы иметь какие-то концептуальные проекты или разработки, или хотя наброски видения развития ислама в стране. Вот на базе такого видения проблем можно было бы реально объединяться нашим лидерам. И СИО мог бы в этом смысле стать инициатором процессов.

  • Анонимно
    21.08.2019 13:30

    Куда пропал исхаков

    • Анонимно
      21.08.2019 15:51

      Исхаков уже отнамазился,замолив все грехи и ушел в бизнес.В центре города ,на месте, снесенного им уникального комбината "Здоровье", строит каменные, многоэтажные "Человейники".

      • Анонимно
        21.08.2019 19:48

        Многоярусные бани?

      • Анонимно
        21.08.2019 20:50

        Ничего уникального в этом склепе посреди Булака не было.
        Хотя и то, что будет, скорее всего, не будет ворожит взор.

    • Анонимно
      22.08.2019 13:13

      13.30. Исхаков передаёт БИА башкирам.

  • Анонимно
    21.08.2019 13:57

    Надеюсь в комиссии по проверке акередитаций Исламских учебных заведений будут православные священники? )) А то без них у нас в последнее время ни один вопрос не решается: ни ракету в космос запустить, ни корабль со стапелей в плавание отправить ))

  • Анонимно
    21.08.2019 14:48

    Специалисту по научному коммунизму и атеизму, ставшему в смутные времена ельцинщины щирым мусульманином,надо не спиной чувствовать,а включать орган специально для этого созданный,мозгом именуют его. Это касается и Гайнутдина ,выпускника ГИТИС, режисссера и актера, как и экс- атеист, нашедшего кормушку в религии.Слушая его, вспоминаешь знаменитую фразу, Гуру его прежней профессии Станиславского: "Не верю".

    • Анонимно
      21.08.2019 15:48

      Не вижу ничего отрицательного, что люди состояли в прежние времена в партии и вели курсы коммунистической направленности. Думающим и критически мыслящим людям свойственно переоценка ценностей, просветленное мировоззрение постоянно ищет разные пути мироздания, а догматики, вроде вас, так и застряли в прошлом коммунистическом и не можете простить тем, кто от вашей догматической и утопической идеологии ушел навсегда.

      • Анонимно
        21.08.2019 17:11

        15:48.Ваш фейк,типичная отмазка ренегатов ,каковым очевидно и сами являетесь.Конечно,в истории бывали случай просветления,но эти явно не похожи на гонителя христиан Савла, после Господнего предупрежденя, ставшего апостолом Павлом.Скорее,они из тех,коим сказано в писании : Единожды солгавши,кто тебе поверит.У них это было не единожды.

    • Анонимно
      21.08.2019 19:48

      14.48 Кто дал вам право ярлыки на людей вешать. Ну да, были комунистами и атеистами. И что?
      Это проще, чем христианам стать мусульманами, но они становятся ведь!
      Или вы их тоже готовы заклеймить? Я сам был пионером, комсомольцем, воспитан советской школой и ВУЗом в духе атеизма.
      Сейчас, с возрастом, осмысливая и повидав многое, все больше хочется знать и познать в религии Ислам. Или вы не даёте мне такое право? Я же тоже был атеистом как бы..
      Другое дело, что после ГИТИСа... Тоже не верится, прости меня Аллах.

      • Анонимно
        22.08.2019 12:30

        Одно дело в стаде стать октябренком комсомольцем и коммунистом.
        Другое дело стать профессиональные идеологом научного коммунизма и атеизма, коим Мухаметшин и является.

        • Анонимно
          22.08.2019 13:17

          12.30. Коммунизм - тоже религия. Мухаметшину в стилях и методах даже переучиваться не нужно было.

  • Анонимно
    21.08.2019 15:23

    Зачем нужны все эти заведения в таком количестве, там и так недобор! Достаточно в школах ввести предмет религия .

    • Анонимно
      22.08.2019 16:55

      Уважаемый! Это еще одна возможность на пути сохранения татар.Поэтому одобряю их.

  • Анонимно
    21.08.2019 15:52

    Решение об религиозных заведениях принималась на высочайшем уровне, как альтернатива зарубежным мусульманским учебным заведениям. Если закрыть,как вы предлагаете, эти учебные заведения, то огромное количество молодежи вновь потянутся за учебой в арабские, персидские, тюркские страны и по приезде начнут тут смутить смуту. А оно это вам надо.

  • Анонимно
    21.08.2019 16:05

    Нахлебники....

  • Анонимно
    22.08.2019 09:59

    Нет людей с авторитетом и прочая.У очень многих щиновников в том числе и от религии образно говоря нет главного а есть так сказать арка мие и шай мие.Поэтому многие из них наверное и чуфстфуют арки мие белэн.

  • Анонимно
    22.08.2019 13:15

    Вы смеетесь надо мной, потому что я отличаюсь от Вас, а я смеюсь над вами, потому что вы не отличаетесь друг от друга.

  • Анонимно
    22.08.2019 13:18

    Татар телсез ислам уку йортлары татарга ник кирәк?

  • Анонимно
    22.08.2019 18:28

    Тут многие комментаторы критикуют Рафика Мухаметшовича. Но он один из немногих, кто взялся за такой сложный и неоднозначный проект, как российское исламское образование. В отличие от чистых религиозников, Рафик абый пришел в РИУ уже состоявшись как светский ученый-исламовед, с опытом аналитической работы, и это большой плюс к адекватности восприятия им ситуации. Да, у него бывают ошибки, но он может выслушать, понять допущенные промахи и прийти к компромиссному решению. Чего, к сожалению, не умеют (или не хотят) некоторые наши хазраты (особенно столичные). Рафик абый хороший ученый, научный руководитель и администратор.

  • Анонимно
    26.08.2019 18:51

    Время требует перемен в системе исламского образования. Нужна ротация в руководстве СИО. Интервью с Рафиком абзи показывает, что результаты очень скромные, не сопоставимые с огромными вложениями. После отставки Муртазина на этом посту надежды на качественный скачок в этой области исламского просвещения. к сожалению. не оправдались. Мухаметшин. прямо сказать. после провала его руководства в БИА человек с подмоченной репутацией. Это факт. Это хорошо понимают и в Казани, и в Уфе.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль