Общество 
3.09.2019

КАМАЗ: Задолженность исполкома Челнов – около полумиллиарда рублей

Сергей Когогин не видит катастрофы в 3-миллиардных убытках автогиганта. Часть вины возложена на команду Наиля Магдеева

Опубликованная КАМАЗом финансовая отчетность всей группы за полгода по МСФО выглядит мрачно: компания ушла в минус на 3 млрд рублей. Главная причина — падение спроса, как говорят в самой организации, рынок седельных тягачей в России спикировал на 40%. Кроме того, на КАМАЗе вновь напоминают о 50-миллиардных вложениях в модернизацию производства как о факторе давления на финансы автогиганта.

Опубликованная КАМАЗом финансовая отчетность всей группы за полгода по МСФО выглядит мрачно: компания ушла в минус на 3 млрд рублейФото: «БИЗНЕС Online»

ГЛАВНЫЙ МИНУС — ОСНОВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

На 3 млрд рублей в минус ушел КАМАЗ по итогам первого полугодия текущего года — такой размер чистого убытка отражен в опубликованной на днях консолидированной отчетности группы по международному стандарту финансовой отчетности (МСФО). Напомним, что по российскому стандарту бухотчетности (РСБУ), который учитывает финансы только самого ПАО «КАМАЗ» без участия в других компаниях, полугодовой чистый убыток составил 2 млрд рублей, а если сравнивать нынешние показатели с аналогичным отчетом по МСФО за прошлый год, то падение превысило 4,5 млрд: тогда КАМАЗ заработал чистыми 1,6 млрд рублей.

Выручка группы «КАМАЗ», однако, сократилась незначительно — всего на 0,6%: с 78,1 млрд рублей за первое полугодие 2018-го до 77,6 млрд рублей в этом году, причем по РСБУ она даже выросла на 1,6% до 63,1 млрд рублей.

В деталях отчета раскрывается, что просадка произошла именно по основному сегменту — производству грузовых автомобилей: с 69,8 млрд рублей до 69,1 миллиарда. А вот Группа ОАТ, взятая КАМАЗом на попечительство в начале 2018 года, смогла нарастить выручку с 8,2 млрд рублей до 8,5 миллиарда. Таким образом приобретение, поначалу выглядевшее чуть ли не как социальная нагрузка, которую челнинскому заводу нужно еще превратить в рентабельный бизнес, уже отчасти перекрывает собственный минус КАМАЗа.

Если разобраться в основном сегменте, то и здесь отдельные направления дают любопытный расклад. Ко дну челнинцев тянет именно производство тягачей и самосвалов, которое ушло в минус на 4,6 млрд рублей до 42,2 миллиарда. От еще более выразительного провала спасают автобусы, прицепная техника и бетоносмесители — эта продукция дала плюс в 3,1 млрд рублей, доведя полугодовую выручку до 7,7 млрд рублей.

В опубликованном вчера агентством «Прайм» интервью Сергея Когогина гендиректор КАМАЗа так прокомментировал ситуацию с финансами автогиганта: «Если брать операционную деятельность, то, в принципе, у нас программа сокращения издержек достаточно хорошо работает. Но та инвестнагрузка на компанию, которую мы приняли, говорить о том, что у нас будут отличные финансовые результаты, не позволяет, потому что мы все-таки на заемные средства модернизируемся в основном, но государство нас поддерживает, акционеры основные в лице „Ростеха“ и Daimler поддерживают, все относятся пока с пониманием. Мы идем чуть хуже наших долгосрочных планов. Тем не менее катастрофы нет».

Также Когогин заявил в интервью, что КАМАЗ вынужден был пересмотреть свой бизнес-план. Сергей Анатольевич отметил, что будет продано 28,5 тыс. машин на рынке РФ. При хорошем раскладе в четвертом квартале годовые продажи могут составить около 30 тысяч. При этом он признал, что дела с экспортом идут неважно. «Бизнес-план по экспорту у нас за 7 месяцев не выполнен, причем очень существенно, тем не менее контракты крупные на этот год уже подписаны, мы будем по ним тщательно работать», — объяснил гендиректор автогиганта. 

В негативных тенденциях на рынке грузовиков нет ничего нового, КАМАЗ комментировал данную тему и ранее, объясняя это отсутствием крупных инвестиционных проектов в масштабах России — строек в первую очередь. Такой фактор находит свое подтверждение в статистике внутреннего спроса, который упал на 10% с 42,2 до 37,9 млрд рублей. На КАМАЗе, напомним, жаловались и на мировой рынок грузовых авто, однако минувшее полугодие вновь доказывает, что глобальные тенденции не оказывают существенного влияния на общие показатели автогиганта. Доля экспорта «КАМАЗов» составляет только 10% от общей выручки, за 6 месяцев данные продажи принесли группе 4,2 млрд рублей, что лишь на 400 млн уступает аналогичной цифре 2018-го. Еще одним традиционным фактором влияния в последние годы остается программа модернизации производства, о которой руководитель пресс-службы ПАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев не забыл упомянуть и на этот раз.

Сергей Когогин заявил, что КАМАЗ вынужден был пересмотреть свой бизнес-план и что будет продано 28,5 тыс. машин на рынке РФФото: «БИЗНЕС Online»

«Сейчас у рынка падение 6 процентов по отношению к прошлому году, а в сегменте магистральных тягачей — уже 40 процентов по итогам полугодия, — отметил Афанасьев. — В инвестиционный план мы берем и заемные деньги, каждый год вкладывая по 15 миллиардов. Сейчас наши общие вложения в модернизацию уже превысили 50 миллиардов. Эти средства нужно обслуживать, траты ложатся на текущую деятельность, соответственно, еще возрастают и выливаются вот в такие убытки. Есть и третий момент: существует определенная задолженность перед нами, в том числе и у исполкома Набережных Челнов по лизинговым автобусам. На сегодняшний день она составляет около полумиллиарда рублей, что тоже привело нас к таким убыткам».

Последняя ремарка, напомним, касается деятельности МУП «Электротранспорт», для которого город купил в лизинг 194 газовых «НЕФАЗа» еще в 2013 году. КАМАЗ систематически взыскивает копящиеся долги по платежам, но фактического расчета не получает.

Если в Челнах автобусная тема пока ложится в убытки КАМАЗа, то в Москве, наоборот, очень прилично выручает. За последние два года автогигант выиграл два аукциона на поставку в столицу 200 электробусов по 33 млн рублей за каждый. Дизельных автобусов Москва закупает еще больше. В этом году на улицы города вышло свыше 180 «НЕФАЗов», до конца года Нефтекамск должен прислать еще 420 дизельных машин. В общей сложности КАМАЗ продаст столичному муниципалитету около тысячи традиционных автобусов, а общая сумма контрактов, подписанных с Москвой за последние 8 месяцев, достигает 20 млрд рублей. Уже сейчас НЕФАЗ обеспечен заказами на весь 2020 год, включая как электрические, так и дизельные автобусы. Начиная с 2021-го Москва намерена ежегодно закупать по 800–1000 электробусов.

В деталях отчета раскрывается, что просадка произошла именно по основному сегменту — производству грузовых автомобилей, с 69,8 млрд рублей до 69,1 миллиардаФото: «БИЗНЕС Online»

В ПЛЮСЕ ИГРЫ С ВАЛЮТОЙ И ЛИЗИНГОВЫЕ ПРОДАЖИ

В целом лизинговые продажи КАМАЗа растут и положительно сказываются на отчетности. Так, за минувшее полугодие лизинг вырос сразу на половину, или на 522 млн рублей, до 1,5 млрд, что, впрочем, указывает на сужение горизонта планирования потенциальных покупателей, в отличие от чистых продаж.

Несмотря на падение оборотов, иначе говоря — продаж, себестоимость производства группы выросла на 3 млрд до 72,7 млрд рублей. На заводе неоднократно называли в числе причин динамики издержек переход автогиганта на новые двигатели стандарта «Евро-5». Стоит, однако, добавить, что на фоне падающего рынка самосвалов популярные тягачи семейства «5490» несут в себе значительную долю импортных комплектующих. Отсюда и скачки расходов при ослаблении национальной валюты или даже при изменениях ценовой политики поставщиков. В то же время группе удалось увеличить положительную курсовую разницу на 402 млн рублей до 498 миллионов. В отчетности операции с финансовыми инструментами и текущие валютные позиции не уточняются, и Афанасьев также не стал раскрывать тайны игр с валютой, обозначив их грамотной финансово-экономической политикой. Быть может, КАМАЗ просто классически играет против рубля?

Коммерческие расходы группы (хранение, логистика, сбыт) выросли на 64 млн рублей до 3,5 млрд, административные (зарплата непроизводственного персонала, содержание АБК) — на 345 млн рублей, или 6,7%, до 5,53 миллиарда. Доход от ассоциированных компаний и совместных предприятий в январе – июне 2019 года вырос на 35 млн рублей до 1,03 млрд рублей, прочие доходы — на 666 млн рублей до 2,5 миллиарда. В этой связи отметим, что материальной помощи от государства КАМАЗ в первом полугодии принял 1,07 млрд, что на 380 млн рублей больше, чем годом ранее.

Сумма финансовых расходов КАМАЗа также выросла — практически на миллиард до 4,2 млрд рублей. Собственно проценты по долгам подскочили на 828 млн рублей до 3,8 миллиарда. Из нюансов отметим, что в потере 147 млн рублей отразилось признание неких финансовых инструментов — годом ранее такой позиции не наблюдалось. По словам Афанасьева, к этим инструментам относятся как раз просроченные долги перед КАМАЗом, в том числе за лизинговые автобусы для челнинских пассажиров.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (38) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
3.09.2019 08:46

Видимо логика такая- раз я могу купить себе ещё один самолёт , значит всё идёт нормально

  • Анонимно
    3.09.2019 08:37

    Исполкомовские 500 млн копейки для КАМАЗа. Город теперь выглядит современно с большими автобусами , а не переполненными газелями.

  • Анонимно
    3.09.2019 08:37

    Ну какое отношение к убыткам КАМАЗа имеет Магдеев? Ммммда...

    • Анонимно
      3.09.2019 09:11

      Ничего себе - какое отношение? Полмиллиарда должен! Пусть отдает! Это зарплата и премия коллектива!

      • Анонимно
        3.09.2019 10:08

        Отдавать если будет, то бюджет РФ или РТ. Многоходовка давно просчитана. Все в плюсе .

      • Анонимно
        3.09.2019 12:45

        И вправду так думаете, что это деньги на зарплату?

    • Анонимно
      3.09.2019 13:13

      Глупость написали конечно. Магдеев к камазу отношения никакого не имеет. Только сын его у Когогина работает.

    • Анонимно
      3.09.2019 15:02

      Имеет значит, раз великий экономист и стратег афанасьев так считает))

    • Анонимно
      3.09.2019 15:29

      8.37. Магдеев задолжал 500 млн по лизингу (аренде) автобусов КамАЗа.
      Без них убыток у КамАЗа был бы только 2,5 млрд.

  • Анонимно
    3.09.2019 08:41

    А что у КАМАЗА по ГОЗу?

  • Анонимно
    3.09.2019 08:46

    Видимо логика такая- раз я могу купить себе ещё один самолёт , значит всё идёт нормально

  • Анонимно
    3.09.2019 09:10

    Мы раньше Дерипаски уйдём на трёхдневку или на неделю попозже, а?

  • Анонимно
    3.09.2019 09:45

    А работяги с 2014 ничего хорошего не видят. То постоянные 3-4 дневки, то премию срежут... Зарплата с тех времен и не менялась.

    • Анонимно
      3.09.2019 10:38

      Прост вы не застали 2007, самый сладкий год, в смысле Денег. Но по инновациям, с 2008-но мы впереди планеты всей. Единственно жаль, что сегмент платонофский: Вчера Газон увидел и, расплакался, афигенный конкурент: Кузов под 8 метроф, кабина мощная, - если самосвалы начнут штамповать да навесное, тогда двухднефка - к бабке не ходи.

  • Анонимно
    3.09.2019 10:49

    Долг исполкома КАМАЗу это всего- навсего дебиторская задолженность для КАМАЗА. Никакого отношения к убыткам КАМАЗА не имеет. Про это и писать и говорить даже не нужно.

    • Анонимно
      3.09.2019 11:09

      Ну как же, на Аммонии тожтакже считали...

    • Анонимно
      3.09.2019 13:14

      ну как же не имеет ? на просроченную дебиторскую задолженность создается резерв ,который включается в затраты

    • Анонимно
      3.09.2019 17:16

      Если дебиторка не гасится, то начисляется резерв по сомнительным долгам, который относится на убытки

      • Анонимно
        4.09.2019 11:02

        Если долг перешел в статус плохого давно, то и резерв по нему должен быть создан давно. Роста прочих расходов - куда включаются эти резервы - в текущем году не было. Так что это просто бла-бла, чтобы напомнить Магдееву, что он уже давно "торчит" полярда.

  • Анонимно
    3.09.2019 11:39

    В Бугульме тоже был в долгах, как в шелках

  • Анонимно
    3.09.2019 13:00

    Абсолютно точное указание причин...
    Стоит, однако, добавить, что на фоне падающего рынка самосвалов популярные тягачи семейства «5490» несут в себе значительную долю импортных комплектующих.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/437273
    Всё остальное - следствие.

  • Анонимно
    3.09.2019 13:41

    камаз сам никогда зарабатывать не научится, его автомобили и система реализации - это прошлый век ! но камазу умереть тоже не дадут, ибо ежегодно через дивиденты правление, зашибают приличные деньги!

    • Анонимно
      3.09.2019 17:18

      Правление к дивидендам никакого отношения не имеет. Право на дивиденды имеет только акционер.

  • Анонимно
    3.09.2019 15:31

    Фирменная сдержанная улыбка Когогина исчезла.

  • Анонимно
    3.09.2019 15:31

    Конец наступает постепенно.

  • Анонимно
    3.09.2019 15:32

    Провал по основной продукции - большегрузам. Сигнал серьёзный.

  • Анонимно
    3.09.2019 15:33

    Только как автобусный завод КамАЗ не продержится.

  • Анонимно
    3.09.2019 15:33

    Детройд.

  • Анонимно
    3.09.2019 15:34

    Готовьте запасные аэродромы.

  • Анонимно
    3.09.2019 18:36

    "Сейчас наши общие вложения в модернизацию уже превысили 50 миллиардов". -Это инвестиции - а инвестиции окупаются за счет амортизации и прибыли чистой- где 2-яяя. И зачем городу огромный нефазы в 194 штуки, анализа не было что-ли. Они пустые всегда.

  • Анонимно
    3.09.2019 18:55

    если КАМАЗу нужна прибыль пусть автоматизирует производство!!! Станки 60 х годов в агрегате!! У меня друг уволился не из за зарплаты а то, что стоять за станком 60 х годов просто ужасно

  • ПанАлекс
    3.09.2019 20:26

    Что за дилетант писал что долг исполкома это убыток КАМАЗа? Это долг и взыскивается через суд.Магдеев просто эти полмиллиарда, как и предыдущие, возьмет из бюджета Челнов, даже не спрашивая депутатов!
    А вот убытки образовались от крайне неграмотного и некомпетентного действия руководства КАМАЗа - ведь затевая инвестиционную программу на 50 млрд. за счет кредитов не был составлен даже простенький бизнес-план или прогнозируемые показатели взяты по-единороссовски - с потолка, покрасившее! Ведь как можно было закладывать такие инвестиции в производство, которое резко удорожает конечный продукт на рынке падающего спроса??? Теперь на КАМАЗе висят 100 млрд. кредитов, "тело" которых КАМАЗ просто не в состоянии выплатить! Только проценты и перекредитовка! Но это разве не признаки первой стадии банкротства?

  • Анонимно
    4.09.2019 11:11

    Камаз в большой заднице. Мало того что продукция некачественная , люди и брали то только из за серьезных скидок при лизинге , так за последний год бизнесменам вообще перестали заказчики которые находяться ВСЕ !!!!в Москве платить за оказанные услуги ( просто посмотрите что говорят те кто работал в том же Крыму - за последний год не заплатили НИКОМУ!!!! В августе все лизинговые динозавры ВЭБ , ВТБ итд )производили массовое изьятие техники ( в основном КАМАЗЫ) Все стоянки под завязку забиты техникой изьятой у бизнесменов которым не платили за работу .

    Вопрос - какой дурак сегодня полезет в этот бизнес - поэтому Камаз ждут очень непростые времена ....

  • Анонимно
    4.09.2019 14:01

    Проснулся что ли Когогин? Сегодня образовались задолжности? Главный убыток - производство. И содержание аппарата и руководства предприятия. Не справившегося ни какими задачами (дилерская сеть - продуктовый менеджмент - теперь маркетинг) с места на места

  • Анонимно
    4.09.2019 14:03

    А где же наша хваленная дилерская сеть? Ушли огородами ..... к другим производителям. Или руководство ее сумки выбирает в Москве.

  • Анонимно
    4.09.2019 15:07

    Отдайте КамАЗ китайцам. Они уже в Челнах, даже уговаривать не надо.

  • Анонимно
    4.09.2019 23:44

    Да решат всё, денег полно у правительства, это для них копейки.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль