Политика 
8.09.2019

«В Казахстане собираются широко праздновать 750-летие Золотой Орды»

Азат Ахунов о первом послании сменщика Назарбаева: «слышащее государство», выступление на русском языке и угроза китайской экспансии

На минувшей неделе в Казахстане состоялось неординарное событие — впервые в качестве президента к народу обратился с посланием Касым-Жомарт Токаев. Доклад нельзя назвать революционным, скорее социальным или, точнее, социально-экономическим, считает известный казанский востоковед Азат Ахунов. Никакой политики, отсылок на внешние факторы, «врагов», которые покушаются на молодое и независимое государство, — так живут наши соседи.

В Казахстане впервые в качестве президента к народу обратился с посланием Касым-Жомарт Токаев В Казахстане впервые в качестве президента к народу обратился с посланием Касым-Жомарт Токаев Фото: ©Владислав Воднев, РИА «Новости»

НЕПРОСТО РАССТАВАТЬСЯ С ПРОШЛЫМ

В понедельник в Казахстане состоялось важное событие — впервые в качестве президента к народу обратился с посланием Касым-Жомарт Токаев. Почему важное? Потому что для нового лидера страны это стало первым публичным экзаменом. И главное здесь не содержание, а подача. Как выглядел, как говорил, сделал ли положенные реверансы в адрес предшественника. Если сделал, то каким тоном. Расставил ли нужные акценты, что сказал о спикере сената Дариге Назарбаевой и т. д. Вообще, стоит ли делать ставку на Токаева или он временная, «техническая» фигура?

Как и в советские времена, люди читают между строк. Всех волнует не столько политическое будущее страны, сколько их личная судьба. Почти 30-летнее правление Нурсултана Назарбаева не прошло даром. Это целая жизнь взрослого человека. Что бы там ни было, все эти годы казахстанцы жили без передряг в стабильном, развивающемся обществе. Вокруг бушевало штормовое море, порой окатывая Казахстан мощными волнами, но корабль остался цел и идет по намеченному курсу.

Непросто расставаться с прошлым. Конечно, хочется перемен, но таких, чтобы они не повлияли на качество жизни. Те времена, когда казахстанцы опустошали полки элитных бутиков Европы и Америки, остались позади, но все же экономическая ситуация в стране намного лучше по сравнению с соседней Россией, не говоря о Киргизии или Узбекистане. Не казахстанцы, а россияне едут в соседнюю страну за дешевым (российским) бензином по 26,5 рубля за литр.

ИНТЕРЕСНО, ЧТО ТОКАЕВ В ОСНОВНОМ ВЫСТУПАЛ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Конечно, в послании все положенные реверансы в адрес Елбасы (лидера нации) были сделаны. Дарига Назарбаева в этот же день была переизбрана на пост председателя верхней палаты парламента. Из 48 розданных бюллетеней 48 оказались с голосом за. Был соблюден и политес — незадолго до этого Нурсултан Назарбаев выступил на заседании своей партии практически с аналогичным посланием и идеями.


Что касается выступления Токаева, то доклад нельзя назвать революционным, скорее социальным или, точнее, социально-экономическим. Все позиции были выверены и взвешены, ничего резкого («без забегания вперед»), что могло бы пойти вразрез действующей политике, «модели Назарбаева». По словам советника президента Ерлана Карина, Токаев сам работал над посланием народу Казахстана в течение двух месяцев. Тем самым советник хотел подчеркнуть, что все решения, нашедшие отражение в документе, «пропущены через сердце». В целом новизна есть. Это в первую очередь поворот лицом к людям, подчеркивание человеческого фактора, поскольку «успешные экономические реформы уже невозможны без модернизации общественно-политической жизни страны». И это не просто слова, которые мы часто слышим от наших руководителей, а реальные шаги, подкрепленные конкретными и четкими суммами. Интересно, что Касым-Жомарт Кемелевич в основном выступал на русском языке, а те места, которые касались казахского языка и культуры, были озвучены по-казахски. Чувствовалась оглядка на Россию, желание не наступить на те же грабли, например, по пенсионной реформе.

Если кратко, то основные положения следующие. В области политики ведущей политической силой остается партия «Нур Отан» («Свет Отечества»), или «партия Назарбаева». С оппозиционными партиями диалог возможен, но только с теми, которые «проводят конструктивную политику на благо общества». В целом Токаев выступает за многопартийность, политическую конкуренцию и плюрализм мнений, но все это должно проходить не на улице, а в парламенте. Иначе говоря, «парламент — это место для дискуссий».

В целях повышения эффективности госаппарата количество госслужащих и сотрудников госкомпаний к 2024 году сократят на 25%. Примут решения в области права свободного волеизъявления граждан, усовершенствуют закон о митингах — власти должны будут выделять специальные места, «но не на окраине городов». Таким образом, воплотят в жизнь концепцию слышащего государства, которая станет отвечать на имеющиеся конструктивные запросы граждан.

В области нацстроительства и культуры, согласно обещаниям президента страны, будет усилена роль казахского народа «как государствообразующей нации». То же самое касается и казахского языка, который в обозримом будущем должен стать языком межнационального общения. В ближайшее время увеличат зарплату работникам культуры, сказал Касым-Жомарт Кемелевич. Как недавно писали казахские СМИ, Токаев «испытал шок» и «ему стало нехорошо», когда он узнал о зарплатах в театрах.

Как стало ясно из послания, в Казахстане собираются широко праздновать 750-летие Золотой Орды. В следующем году в стране пройдут масштабные мероприятия, связанные с 1150-летием аль-Фараби и 175-летием Абая Кунанбаева. Также масштабно будет отмечено 30-летие независимости.

В области экономики сделают шаги, направленные на поддержку малого и среднего бизнеса. Эти предприятия будут освобождены от уплаты налога от основной деятельности сроком на три года. С января 2020-го вступит в силу решение о трехлетнем запрете на проверки субъектов микро- и малого бизнеса. 250 млрд тенге ($642 612 500) в ближайшие три года будет направлено на «перезагрузку» системы государственной финансовой поддержки малого и среднего бизнеса. В целом по экономике закладывается рост ВВП на уровне 5% к 2025 году.

STEP BY STEP В ЛУЧШИХ СОВЕТСКИХ ТРАДИЦИЯХ

В те дни, когда президент страны выступал с посланием, на юге-западе Казахстана разгорался нешуточный конфликт. В Жанаозене (городе, известном своими массовыми протестами нефтяников в 2011 году, когда погибли 16 человек) у здания местного акимата вновь начали собираться люди. В этот раз недовольство местных жителей вызвала новость, которая с молниеносной скоростью начала распространятся по сети WhatsApp. Якобы власти Китая намерены перевести в страну, а именно в эту область, 55 старых заводов. По мнению жителей, следующим шагом будет массовая экспансия в регион китайцев, которые отнимут у них рабочие места, займут их земли. И это происходит в то время, когда число безработных и так превысило все разумные пределы. Градус недовольства рос день ото дня, снятие с должности акима Жанаозена ничего не дало. Эту проблему Токаев не смог обойти стороной и затронул в своем выступлении. Он категорически отверг любую возможность продажи земли иностранцам, мало того, потребовал вернуть государству неиспользуемые земли сельхозназначения.


Будет развиваться специальный проект «Ауыл — ел бесігі» («Аул — колыбель страны»), направленный на развитие малых городов и отдаленных территорий. К уже выделенным 30 млрд тенге ($77 113 500) добавят 90 млрд тенге ($231 340 500) на решение инфраструктурных вопросов (транспорт, водоснабжение, газификация), на ремонт и строительство школ, больниц, спортивных площадок. В рамках трехлетнего бюджета будет направлено дополнительно более 2,3 трлн тенге ($5 912 035 000) на развитие системы здравоохранения.

В пенсионной системе Казахстана накопились серьезные проблемы, заявил в своем послании Токаев. Если сейчас ситуация более или менее стабильная, то через 10 лет она может стать критической. Какие финансовые инструменты будут использованы для решения этой проблемы, он не назвал. Наоборот, было принято решение до 2023 года отложить введение дополнительных пенсионных отчислений в размере 5%, которые должны были выплачивать работодатели. Это сделано для того, чтобы мотивировать бизнес создавать новые рабочие места и повышать заработную плату.

Также он предложил еще одну новацию, направленную на благо людей. «Сейчас работающему человеку пользоваться пенсионными накоплениями можно только после выхода на пенсию, но понятно желание людей использовать эти средства еще до этого момента. Поручаю правительству до конца года проработать вопрос целевого использования работающими гражданами части своих пенсионных накоплений, например, для покупки жилья или получения образования», — сказал президент в своем послании.

Токаев не пообещал народу Казахстана никаких «прорывов». Была озвучена совершенно неамбициозная, но реальная и выполнимая программа действий. Step by step в лучших советских традициях. Никакой политики, отсылок на внешние факторы, «врагов», которые покушаются на молодое и независимое государство, — всего этого не было. Его выступление навеяло ностальгию о «старых и добрых временах». Мы же в России живем совершенно в другом мире, никто не может сказать, что ждет нас завтра, когда закончатся экономические трудности, поскольку практически все сферы плотно переплетены с политикой и зависят от нее.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (161) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
8.09.2019 09:08

Если так называемая Золотая орда была то где можно ознакомится с ее историческим наследием? Если она была такая великая, то должны остаться архитектурные памятники, письменность, артефакты. Не возможно же существовать несколько сотен лет и ничего не оставить?
Римская, Османская, Византийская империи после себя оставили массу всего. А Орда ничего. Только пару сотен лет назад о ней "вдруг" заговорили.
Если почитать различные исторические источники, то в это же время на территории приписываемой "золотой орде" все упоминают о Великой Тартарии. Например в Британской Академии до сих пор хранится карта того времени, на которой эта территория обозначена Тартарией. Во многих летописях тех лет Ордой называли войско.
Так может ученым пора образумить политиков вмешивающихся в историю и придумывающих небылицы?
Понятно что хочется мнить себя потомками великих империй. Но на всех империй не хватит. Иначе скоро в каждой деревне напридумываем "великих" или "золотых" предков

  • Анонимно
    8.09.2019 09:01

    Молодцы казахи. Завидуем молча.

    • Пурхан
      8.09.2019 09:33

      09:01 На большее способен ?

    • Анонимно
      9.09.2019 02:17

      Великая Татария !

    • Анонимно
      9.09.2019 06:29

      Чему завидовать то

      • Анонимно
        9.09.2019 17:20

        Некоторым экономическим показателям, по которым они превзошли нас.

    • Анонимно
      9.09.2019 15:56

      "Никакой политики, отсылок на внешние факторы, «врагов», которые покушаются на молодое и независимое государство, — всего этого не было."
      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/437945
      Назарбаев мне нравился с советских времен. ЕДИНСТВЕННЫЙ МУДРЫЙ ЧЕЛОВЕК в политбюро ЦК КПСС и на всем постсоветском пространстве!
      Надо же? Никаких врагов у них нет! Ни на кого не валят вину за свои упущения. За все отвечают сами. никаких санкций и ни на что чужое не претендуют....
      Видимо - это национальная черта казахов.

    • Анонимно
      9.09.2019 16:19

      в Татарстане тоже нужно оч. масштабно и ярко отпраздновать юбилей .Золотой Орды. но только 1015г мы же намного старше Казахов!?! патамушта Без Булдырабыз!

  • Анонимно
    8.09.2019 09:08

    Если так называемая Золотая орда была то где можно ознакомится с ее историческим наследием? Если она была такая великая, то должны остаться архитектурные памятники, письменность, артефакты. Не возможно же существовать несколько сотен лет и ничего не оставить?
    Римская, Османская, Византийская империи после себя оставили массу всего. А Орда ничего. Только пару сотен лет назад о ней "вдруг" заговорили.
    Если почитать различные исторические источники, то в это же время на территории приписываемой "золотой орде" все упоминают о Великой Тартарии. Например в Британской Академии до сих пор хранится карта того времени, на которой эта территория обозначена Тартарией. Во многих летописях тех лет Ордой называли войско.
    Так может ученым пора образумить политиков вмешивающихся в историю и придумывающих небылицы?
    Понятно что хочется мнить себя потомками великих империй. Но на всех империй не хватит. Иначе скоро в каждой деревне напридумываем "великих" или "золотых" предков

    • Анонимно
      8.09.2019 09:57

      У татар во времена татаро-монгольского Ига не было ханов и прочих великих. Они были пушечным мясом.

      • Анонимно
        8.09.2019 12:02

        Скорей всего казахи были "пушечным мясом".Задайтесь таким вопросом ?А почему именно татары организовали целый ряд государств ,даже после распада Золотой Орды таких как Казанское ханство,Астраханское ханство ,Сибирское ханство и даже протекторатное Касимовское ханство.Татары знали письменность на основе арабской графике,а именно письменность нужна для государственных дел.Издавать указы,содержать казну,вести расчеты в торговых делах.А была ли письменность у казахов и не слышно о конкретных казахских государствах ?

        • Анонимно
          8.09.2019 22:01

          12:02 Вы определитесь так вы булгары или татары, а то и туда и туда себя приписываете

          • Анонимно
            9.09.2019 06:53

            Современные татары несут в себе как булгарские, так и татарские корни, как впрочем, и русские. У русских только гораздо выше славянская составляющая, но и она не настолько высока, чтобы генетически причислять себя к славянам. Древние русы - абсолютные тюрки, родственная татарам тюркская ветвь...

          • Анонимно
            9.09.2019 07:47

            Да мы всегда были определены,нынешний народ именуемый татарами это булгары,а название татары собирательное

        • Анонимно
          9.09.2019 01:31

          8.09.2019 12:02
          У казахов была та же самая арабская письменность! Другое дело - невысокий процент грамотных. Казахское ханство отделилось от Узбекского в 1465 году.

        • Анонимно
          15.09.2019 04:45

          Что за бред ты написал?Хаджитархан,Сыбыр,Крым это тюркские государства,а не татарские.Это русские их называли татарскими,так как всех тюрков называли татарами.Они никакого отношение к казанским татарам не имеют отношению,там совсем другие тюркские племена жили. Казахское ханство появилось еще 1465 года,в отличие от татар есть свое независимое государство.Про письменность вообще смешно ты вообще в школе учился?у всех тюрков письменность была на основе арабской вязи и писателей,ученых намного больше чем у татар.

      • Анонимно
        8.09.2019 16:55

        Татаро-монгольское иго? Может русско-монгольское?

    • Анонимно
      8.09.2019 12:22

      Все осталось. Просто закрыв глаза и уши, называя историков врунами, ничего не увидите и не услышите. Все есть в музеях и научных работах.

      • Анонимно
        9.09.2019 01:41

        8.09.2019 12:22
        Что осталось?
        От Арабского халифата - ислам и арабский мир от Ирака до Марокко.
        от Испанской империи - гигантская испаноязычная Латинская Америка от Мексики до Аргентины, с католической верой.
        От Португальской империи - огромная Бразилия, также католическая.
        От англосаксов и русских - тоже есть ВСЕМ очевидные последствия.
        А от Золотой Орды -ЧТО?

    • Анонимно
      8.09.2019 12:26

      МЫ ВСЕ ИЗ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ

      НЕ МЕНЬШЕ ЧЕМ ИЗ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

    • Анонимно
      9.09.2019 10:39

      Умница! Наконец кто-то заметил, что что-то никаких следов "Великой да Золотой Орды" нет. Орда то была, дикое кочевое объединение, начавшееся разваливаться сразу после смерти Чингиза. Гордиться только не чем!
      Обычно сразу вспоминают про "ИГО". Судя по всему, его не было, была зависимость русских княжеств от Орды, практически добровольная. Кто хочет повнимательнее изучить тему задайтесь вопросом - где был Ярослав Всеволодович Переяславский в момент "нашествия 1238 года"? И почему татары неистово уничтожали всех его реальных конкурентов. Все ответы здесь.

      • Анонимно
        9.09.2019 10:57

        9.09.2019 10:39
        Ярослава Всеволодовича они тоже, в конце-концов, УНИЧТОЖИЛИ! Отравили!

        • Анонимно
          9.09.2019 22:53

          Грамотный Вы мой! Да, так и должно было быть, зачистили!
          Для тех, кто по "уму большому" минусовал мой паблик, зачем спрашивается? Тезисно сообщаю.
          1. Я.В. Переяславский - отец А.Невского.
          2. Самый сильный и деятельный князь Северо-Востока Руси. С самой боеспособной дружиной.
          3. Никаких достоверных сведений о его местонахождении зимой 1238 г. нет. И сыновей его тоже (Александр, Андрей)! Все целы и живы.
          Якобы он был в Киеве, заштатном в то время городе, недолго. И в такое то время! Вы верите в это?
          4. Все члены "владимирского дома" (Юрий Всеволодович и его сыновья, внуки, снохи и племянник (сын Константина Всеволодовича) уничтожены! Поголовно!
          5. После разгрома Ярослав появляется ниоткуда и садится на владимирский стол...
          6. Отчаянно сражается Рязанское княжество, ему не помогают, затем вяло Владимирское, разгром на Сити, где Юрий ждет братьев с войсками (Ярослава и Святослава). Не пришли! Сопротивления земель Ярослава как-то нет... Новгород татары не трогают (сфера влияния Ярослава).
          7. Татары проходят мимо Смоленска и (О Чудо!) вновь героическая оборона Козельска. "Злой город", "железные урусы" и т.д. 4000 убитых татар при гарнизоне города около 250 человек.
          8. Спустя год Бытый нападает на Черниговское княжество. И вновь чудо, в северные земли черниговщины одновременно вторгается Ярослав...
          Не странно все? Наверное нет. Написал много и не все, для интересующихся. Надеюсь, они есть.

          • Анонимно
            9.09.2019 23:07

            9.09.2019 22:53
            Князь Ярослав Всеволодович
            был ОТРАВЛЕН в Орде в 1246 году!
            Его сын -Александр Невский - в 1263 году - ТОЖЕ!

    • Анонимно
      9.09.2019 12:02

      09.08. Ознакомиться с наследием можно в степи. Лепешек кизяка навалом там.

  • Анонимно
    8.09.2019 09:09

    С интересом читаю материалы Ахунова,человека весьма образованного и владеющего пером.Просил бы его,уделить внимание и пост-туркменбашинской Туркмении.Б.С.

  • Анонимно
    8.09.2019 09:54

    Зачем праздновать юбилей Золотой орды? Эта армия завоевателей ничего полезного для человечества не сделала, только хаос, разрушения и угнетенность. Любая война не делает людей счастливыми.

    • Анонимно
      8.09.2019 12:19

      Само средневековье это хаос, завоевание и разрушения. Началось оно с разрушения Римской империи варварами, и продолжилось примерно до 16 века, сплошные войны и разрушения. В европейской историографии называется это варварской эпохой и поэтому выделять из этого только ЗО будет неверно в совершенстве.

      • Анонимно
        9.09.2019 01:46

        8.09.2019 12:19
        Средневековье -это еще и города с ремеслами и торговлей, деревни с полями и мельницами. это ОСНОВА -из которой развились СОВРЕМЕННЫЕ государства Европы и Азии!

        • Анонимно
          9.09.2019 08:42

          Это уже начало складывания нового времени. В ЗО было прекрасное ремесло и прекрасные города.

          • Анонимно
            9.09.2019 08:57

            9.09.2019 08:42
            У вас новое время - с 10 века НАЧИНАЕТСЯ?
            Какие города у кочевников?
            Ставки хана? Так они ПЕРЕМЕЩАЛИСЬ в зависимости от времени года!
            Чингизхан очень "любил" города!

            • Анонимно
              9.09.2019 12:31

              Эпоха ЗО не ограничивается только Чингиз ханом, она продолжается до 1502 года, Крымское Ханство до 1787 года. Тем более Чингиз хан не основатель ЗО(1243 год), он уже умер.
              Извините, но у вас очень скудная информация об этом, ваша малокомпетентностъ.
              В Казани была в Эрмитаже выставка искусства ЗО, там многое что выставлялось их артифактов

              • Анонимно
                9.09.2019 17:57

                9.09.2019 12:31
                НЕ надо называть БУЛГАРСКИЕ города Золотоордынскими!
                Булгарские города были РАЗРУШЕНЫ Батыем!

          • Анонимно
            9.09.2019 12:05

            08.42 и где они? Города и образцы ремесел? Или как обычно " все сгорело в пожарах"

      • Анонимно
        9.09.2019 10:09

        " неверно в совершенстве"
        А в несовершенстве - верно?
        Или "совершенно не верно"?

    • Анонимно
      8.09.2019 12:26

      Золотая Орда на то время связала Восток и Запад.Торговые караваны шли с далекого Китая до западной Европе по степи Золотой Орды в основном конным транспортом.Это прообраз Великого шелкового пути.По ярлыкам ханов торговые караваны перемещались по степи для торговли.
      Татары организовали доставку пушнину с районов Урала и Сибири в Европу.В те времена в Европе были зимы довольно холодные бывало замерзал пролив между Францией и Англией.Пушнина европейцам была нужна.Это доказывает недавние расследования норвежских ученых .Была статья в БО .

      • Анонимно
        8.09.2019 18:51

        "Золотая Орда на то время связала..." Золотая Орда на то время ничего не связывала, потому что было государство именуемое либо улус Джучи или, как на Руси называли, Орда. Литературное название Золотая Орда появилось когда уже и не было этого государства!!!

        • Анонимно
          8.09.2019 20:14

          18.51 Вот что значит зацикленность только на одном языке и незнание УНИВЕРСАЛЬНОГО татарского языка.
          Трансформация слова УЛУС-вОЛОСть -ОБЛАСть.
          Слово джУЧИ-ЯУЧЫ с старотатарского -завоеватель.
          Золотая ОРДА -УРДА(урта) на татарском означает-середина,здесь -центр.
          На старотатарском Золотая ОРДА -Алтын УРДА означает -Золотой ЦЕНТР.
          Татарский язык -ключ к глубинному пониманию многих слов.

          • Анонимно
            9.09.2019 01:56

            8.09.2019 20:14
            ОБЛАСТЬ
            Происходит от церковнославянского, ст.-слав. область (др.-греч. ἐξουσία, ἐπαρχία), ср.: чешск. oblast «область», словацк. оblаst᾽. Заимств. вместо исконного др.-русск. оболость (Нестор, Жит. Феодос.). Из об- и *volstь «волость, власть».
            Чешское слово oblast «область», словацкое слово. оblаst᾽. ОТКУДА эти слова появились? ОТКУДА улусы в ЧЕХИИ и СЛОВАКИИ?
            вы кстати, свою цепочку до слова ЛЫСЫЙ - НЕ довели!

            • Анонимно
              9.09.2019 17:45

              /Происходит от церковнославянского, ст.-слав. область (др.-греч. ἐξουσία, ἐπαρχία),.../
              /Ближайшими соседями тюрок на территории Восточной Европы были протоармяне. Соответственно, в армянском языке слов тюркского происхождения было обнаружено довольно много, хотя, очевидно, далеко не все. Через древнеармянский часть тюркских слов попала даже в древнегреческий. Ниже приводятся тюркизмы в армянском языке, которым иногда есть соответствия в греческом и латинском.
              арм. tal, гр. γαλωσ, лат. glos „невестка“ – тюрк. gelin „невестка“.
              арм. kamurj’ “мост”, гр. γαφυρα “плотина, мост” – общ. тюрк. köpür “мост” (чув. kěper, карач., балк. köpür, тат. küper и др.). Сэр Джерард Клоусон предполагает происхождение тюркского слова от корня köp- «пениться, кипеть», что совершенно неубедительно. Возможно, сюда же можно отнести армянское, греческое и другие индоевропейские слова со значением “козел” (лат. caper, кельт. caer, gabor и др.) Позднее в некоторых германских языках появились слова со значением, близким к значению мост, но уже заимствование из латинского (гол. keper, нем. Käpfer “головка балки” и др
              арм. šeł “косой”, гр. σκολιοσ “кривой” – чув. čalaš “скос, наклон”, тат. čulak, тур. çalık “кривой”.
              арм. kamar “свод”, гр. καμαρα “сводчатое помещение”, лат. camurus “искривленный, сводчатый”, camerare “образовывать свод” – тур. kubur “футляр, труба”, узб. диал. qumur , каз. диал. quvyr “труба печная”. Очевидно, турецкие слова являются дериватом от köpür “мост”/
              И ещё много других слов в греческом.

              • Анонимно
                9.09.2019 18:07

                9.09.2019 17:45
                Армяне (НЕ прото-) и греки СТАЛИ соседями турок в 11 веке,когда турки ВТОРГЛИСЬ на территорию Малой Азии - с 1067 г. Именно с ЭТОГО момента в армянский и греческий языки проникло много турецких слов!
                Интенсивная греческая колонизация Малой Азии началась после похода Александра Македонского, с 336 г. до н.э.
                Интенсивная турецкая колонизация Малой Азии началась с 1067 г. н.э.
                Разница: 1403 года!
                Прибрежные города основывались греками еще раньше! Трапезунд (Трабзон) основан греками в 756 г. до н.э. Захвачен турками в 1461 г. н.э.
                ВСЯ Малая Азия была усеяна греческими названиями городов: Анкара-Анкира, Анталья-Атталия (в честь греческого царя Аттала),
                Изник-Никомедия, Измир-Смирна, Эрзурум-Феодосиополь и т.д.
                ВСЯ Турция усеяна остатками древнегреческой архитектуры, подобные Пальмире!

          • Анонимно
            9.09.2019 09:45

            Да в поле походит, орда или орта--середина. Алтын орта--золотая середина

      • Анонимно
        8.09.2019 21:42

        Великий шелковый путь, тебе к сведению неуч, был проложен во II веке до нашей эры, когда еще никакой орды и в планах не существовала.

  • Анонимно
    8.09.2019 09:56

    Золотая Орда, будоражит умы,вызывет ожесточенные споры,уже многие сотни лет,от имперских,советских и до современности. Наиболее интересным и объективным трудом о ней, является монография известного тюрколога Юлая Шамильоглу " Племенная политика и социальное устройство в Золотой Орде",переизданная в Казани в этом год. Автор,татарин,получивший образование в США,ныне заведует кафедрой университета в Казахстане.

  • Анонимно
    8.09.2019 09:59

    Похоже, предыдущий Президент отмежевался от этого события

  • Анонимно
    8.09.2019 11:14

    Казахстан не спрашивает теперь у кого-либо разрешения праздновать 750 Золотой Орды. Теперь он снова становится Золотой Ордой.
    А сколько подлости в вопросе:"Что осталось от Золотой Орды?".
    Сами все разрушили, а теперь спрашивают. Но остатки Золотой Орды все равно сохранились. В том числе Казанский Кремль, который является объектом ЮНЕСКО. Самарканд тоже памятник Золотой Орды. Вот его не разрушили. Думаю, город Сарай-столица Золотой Орды был на том же уровне.

    • Анонимно
      8.09.2019 11:37

      Нынешний каменный Казанский кремль копия Рязанского Кремля. Построен в 17 веке.

    • Анонимно
      8.09.2019 12:23

      Кто и когда разрушил наследие орды на территории Казахского ханства?

    • Анонимно
      8.09.2019 13:19

      Казанский кремль строили псковские гастарбайтеры. При чем тут Золотая Орда?

      • Анонимно
        8.09.2019 16:57

        Они только переделали Казанский Кремль. Учи историю.

        • Анонимно
          8.09.2019 17:38

          Также надо вспомнить первую столицу Золотой Орды-город Болгар.
          Только недавно были восстановлены фрагменты его. Производит величественное впечатление.

          • Анонимно
            8.09.2019 18:30

            Болгар, никогдс не был столицей Орды, а был сожжен и уничтожен ей.

            • Анонимно
              8.09.2019 19:56

              Как раз белокаменный Болгар, в десятки раз превышающий предыдущий город булгарского периода, и был построен Батыем после завоевания Волжской Булгарии взамен разрушенного и сожжённого небольшого городка. И сделал его первой столицей Золотой Орды.
              Это же общеизвестно, езжайте в Болгар, вам об этом расскажут. Или читайте историю Татар.

        • Анонимно
          9.09.2019 02:18

          8.09.2019 16:57
          ТОТ кремль, вернее, крепость - был полностью разрушен!

    • Анонимно
      9.09.2019 02:14

      8.09.2019 11:14
      Казанский кремль построили РУССКИЕ строители!
      После взятия Казани войсками Ивана Грозного, тот распорядился построить новую крепость взамен разрушенной и поручил возглавить строительство псковским зодчим Постнику Яковлеву и Ивану Ширяю. Под их руководством возводились башни и стены Кремля, а также православные храмы на его территории.
      Астраханский кремль был построен в 1620 году по проекту русских зодчих Дорофея Мякишева и Михаила Вельяминова.
      Самарканд -это НЕ Золотая Орда! Это - ДРУГОЙ улус -Чагатайский!

    • Анонимно
      9.09.2019 08:33

      8.09.2019 11:14
      Самарканд = это НЕ Золотая Орда! Это ДРУГОЙ -Чагатаев Улус!
      Из ВСЕЙ Средней Азии в состав Золотой Орды входили ТОЛЬКО Северный Казахстан (Младший и Средний Жузы), самая западная часть Узбекистана- Каракалпакия и Ургенчская область, и северо-запад Туркмении - северный берег залива Кара-Богаз-Гол.
      Казанский и астраханский кремли построены РУССКИМИ архитекторами ПОСЛЕ присоединения ханств к России.

    • Анонимно
      10.09.2019 00:02

      Столица золотой Орды - город Тобольск. Не надо ничего гадать!

      • Анонимно
        10.09.2019 07:41

        10.09.2019 00:02
        НЕ надо говорить наугад!
        Тобольск основал в 1587 г. воевода Данила Чулков!

        • Анонимно
          10.09.2019 14:36

          Вы говорите про новый Тобольск на реке Иртыш, стоящий в 14 км от старого Тобольска на реке Тобол.

      • Анонимно
        10.09.2019 18:38

        10.09.2019 00:02
        Вы когда нибудь видели город, ОСНОВАННЫЙ тюрками, с РУССКИМ суффиксом СК?

        • Анонимно
          10.09.2019 22:52

          Географические названия могут и по татарски звучат:Тобольск-Тубыл,Саратов-Сарытау(Сары -желтый,а тау-гора т.е.Желтая гора).

          • Анонимно
            10.09.2019 23:17

            10.09.2019 22:52
            Речь НЕ о том как УЖЕ СУЩЕСТВУЮЩИЙ город называют РАЗНЫЕ народы!
            а том что ТЮРКИ назвали бы СВОЙ город по-ДРУГОМУ! Например, Кашлык, или Чинги-Тура!

  • Анонимно
    8.09.2019 12:20

    А нашим отпраздновать слабо !!!!!!!!

  • Анонимно
    8.09.2019 12:29

    Молодцы казаклар!!!
    Татар

  • Булгарин
    8.09.2019 12:39

    Во-первых, как я уже писал тут в комментариях, казахи и есть наследники Золотой Орды. Это они вообще-то татары, по сути, в тех завоеваниях. И во-вторых, тут пишут о том, чего оставила Орда. Но ведь Орда и включала в себя все те города и народы, которые теперь живут самостоятельно. А что конкретно оставил после своего распада СССР. Ведь каждый может в этом случае сказать, что СССР тоже ничего не оставил. А вот некоторые города, которые были в Орде за годы после его распада были разрушены и уничтожены. Это ведь тоже самое, что в казанском Кремле церкви построены на камнях и на фундаменте бывших строений до взятия Казани. Те же могильные плиты с рабской вязью служат фундаментом Благовещенского собора.

    • Анонимно
      8.09.2019 12:40

      МЫ ВСЕ ИЗ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ

      НЕ МЕНЬШЕ ЧЕМ ИЗ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

      • Анонимно
        9.09.2019 02:20

        8.09.2019 12:40
        Напишите покрупнее! ваш текст плохо различим!

    • Анонимно
      8.09.2019 20:09

      Как вы легко переиначиваете историю Татар, приписывая ее Казахам. Уже они в ваших устах стали прямыми наследниками Золотой Орды...Гениально!..
      Тогда, первая столица Золотой Орды, отстроенный ханом Батыем Великий Болгар - это древний казахский город))). Вторая столица, Сарай на Волге - тоже их))) И Сарай-Берке, разумеется, также. Ну, про Казань даже и не напоминаю, конечно казахская столица!)))
      А все татары, проживающие в Поволжье, Приуралье, Юге России, Центральной России, в Сибири, и даже в Польше, Белоруссии и Литве - это никакие не татары, а самые настоящие казахи)))
      Поздравляю всех с таким потрясающим историческим открытием!

      • Булгарин
        8.09.2019 22:40

        Это у вас открытие на открытии. Причем тут Великий Болгар, да и причем тут хан Батый? И кстати, а почему бы Сарай-Берке не быть казахским. А про татар тут вы уж точно загнули, тем более про тех, живет и в Поволжье и т.д. Представьте себе такую структуру управления Ордой. На самом верху те самые монголы, кто и начинали с Чингисханом и ханом Батыем все эти завоевания. Но вот основной воинской силой были как раз те самые племена, которые сегодня объединены под названием казахи. Это они владели степью. Это как раз тот самый Казахстан и Средняя Азия. Но они были всего лишь подвижной военной силой, которая шла покорять народы под власть Орды. А вот на самом низу были и те, кого сегодня стали русскими, украинцами, татарами, башкирами, чувашами. Они жили как раз на этих самых землях, которых вы перечислили. Ими управляли от лица монгол те самые которые сегодня казахи. Они ставили своих на самом верху. У них была свои небольшие военные соединения, которые могли в случае большой войны объединится. Но сами народы жили, платили дань, и даже какую то часть своих направляли на воинскую службу. Вот и вся структура управления Ордой. Она была проста но довольно эффективна, потому как опиралась на низы. Низам тоже было выгодно платить ту самую десятую часть от торгового оборота и не беспокоится о набегах, о войнах. Да и безопасность торговли соблюдалось, ведь на нем и держалась Орда.

        • Анонимно
          8.09.2019 22:59

          Булгарин!Пойми не все так просто.Неужели польско-литовские татары были потомками хана.Тохтамыша и они были казахами?
          А кто же тогда жил в далеком Касимовском ханстве что находится в Рязанской области(г.Касимов) там то же жили казахи?

          • Анонимно
            9.09.2019 07:56

            Действительно, все не так просто. Польско-литовские татары как раз и были потомками хана Токтамыша, род которого был древним тюркским родом. Но к казахам, это отношения не имеет, скорее имеет отношение к современным польским и литовским татарам, а так же к поволжским и всем российским. Не все же ушли в Польско-литовское княжество...

          • Булгарин
            9.09.2019 11:11

            Да, кто пишет, что все просто. Это тут вот пытаются все свести к простым вещам. Тут вот татары, а там русские, вот и была Орда, которая была татарской, подчинившая русских. А потом все стало наоборот. Многие не понимают, что те самые двести-триста лет в истории довольно большой срок. Да, Чингис-хан был одним из главарей монгольского племени, который вначале объединил все монгольские племена в Монголии, затем подмял под себя китайцев, точнее те народы, которые сегодня живут в Китае. Затем решил, возглавив уже довольно большую империю восстановить связи со Средней Азией. Для этого были посланы послы, но они были убиты правителями Бухары, как те самые варвары, с кем такие большие "боссы" не хотели иметь дела. Это по мнению историков и побудило Чингис-хана начать поход на Среднюю Азию. Он покорил народы Средней Азии, сжег Бухару. А далее решил начать свои походы дальше на юг и запад. Так началась великая экспансия монголов. Но сил на такие походы были у Чингис-хана не достаточно, потому он поступил достаточно мудро. Для походов на Запад и на Юг, он начал рекрутировать как раз тех, кого до этого сам покорил. Потому в покорении тех же казахов, точнее те народы, которые сегодня объединины под этим названием, он привлекал среднеазиатов. Дав им какие-то права после покорения, после того, как приняли его власть, согласились подчинится его "конституции", его законам. Это было выгодно и самим покоренным народам, во всяком случае, те постоянные дрязги между феодалами исчезали. Они подчинялись более сильному правителю и уже не воевали между собой, потому народу было только легче. Да и жаловаться было кому, если местные феодалы начинали что-то опять замышлять. Так покорили степные народы Казахстана, а далее уже опять по той же схеме. Их рекрутировали для дальнейших походов, уже на земли той же Волжской Булгарии и южных русских князей. И после покорения, походы дальше. Но в этих походах участвовали уже и те, кто им сопротивлялся, те же русские, точнее те племена, которые нынче стали русскими, украинцами, белорусами и те же булгары. И власть после покорения этих народов длилась долго. Сами монголы уже были номинальными правителями, они в своей массе вернулись на свои земли. Надо протсо иметь еще в виду, что народ, живущий со своим укладом не так просто может перейти к другому укладу. Потому степняки-кочевники, занимающиеся скотоводством, живущие этим, вряд смогут так быстро освоить навыки земледельцев. Да им это и не надо. Потому нет такого вот современного представления, когда один народ покорил другой, то занимает его место. Ту скорее заставляет одавать какую-то часть плодов своего труда завоевателям. Так получилось, что те булгары, самые западные народы, которые были покорены казахами под руководством монгол, а до этого казахи были покорены среднеазиатами, стали той силой, которая постоянно угрожала уже русским, точнее опять таки, племенам, которые потом уже стали русскими. Это под руководством тех же казахов они держали уж более западные народы в узде. И так как монголы остановили свои походы дальше на Запад, то "русских" уже не призывали в походы против поляков, литовцев и т.д. Конечно, они тоже находились под сильным влиянием монгольской империи, но непосредственного подчинения уже не было. И потому те же булгары стали у "русских" олицетворять монгол. Конечно, если намечались какие-то бунты или большие сражения, то к ним привлекались все силы монгол, те же казахи тоже становились под "ружье" и участвовали в сражениях. Этим и была сильна империя монголов.

            Потому после распада той империи появились несколько ханств, которые стали называться татарскими. Для русских они как бы олицетворяли как раз эту бывшую империю. Потому, и есть польские татары, литовские татары, касимовские татары, но это не одни и те же татары. Они имеют очень тесные родственные связи и с поволжскими татарами, но имеют свои особенности. Если бы не распад Орды, или распад по другой схеме, то вполне возможно они бы и стали нечто единым и монолитным без этих приставок типа касимовских или польских, литовских, сибирских и т.д. Это как бы проточасти большого народа.

        • Анонимно
          9.09.2019 02:23

          8.09.2019 22:40
          Эти самые набеги они ПОСТОЯННО совершали!

          • Булгарин
            9.09.2019 11:14

            Это вы наверное про ушкуйников, которые грабили суда на Волге, совершали походы против Волжской Булгарии, занимались грабежом и разбоем. Правда, после завоевания монголами этих земель их просто прикрыли.

            • Анонимно
              9.09.2019 18:10

              9.09.2019 11:14
              НЕТ! Это я про ЭТО!
              Перечень походов монголо-татар на русские княжества после нашествия
              1242: вторжение в Галицко-Волынское княжество.
              1252: «Неврюева рать».
              1252—1255: «Куремсина рать»: неудачные походы Куремсы на Бакоту, под Кременец, под Владимир и Луцк.
              1258—1260: два вторжения Бурундая в Галицко-Волынское княжество, принуждение местных князей участвовать соответственно в походах на Литву и Польшу и разметать несколько крепостей.
              1273: два нападения монголов на новгородские земли. Разорение Вологды и Бежицы.
              1274: первое разорение Смоленского княжества по пути в Литву.
              1275: разгром юго-восточной окраины Руси по пути из Литвы, разорение Курска.
              1278: опустошение земель Рязанского княжества.
              1281—1282: два разорения Северо-Восточной Руси войсками волжской Орды во время борьбы за власть между сыновьями Александра Невского.
              1283: разорение Воргольского, Рыльского и Липовечского княжеств, монголами взяты Курск и Воргол.
              1284: военная помощь Орды в восстановлении власти Дмитрия Александровича над Новгородской землей.
              1285: войско Елторая, Темирева сына, разорило мордовские, рязанские и муромские земли.
              1285: участие в междукняжеской борьбе за ярлык на великое Владимирское княжение (разгром русско-ордынской рати войсками князей Северо-Восточной Руси. Первое упоминание о разгроме ордынцев).
              1287: набег на Владимир.
              1288: набег на Рязань. (разорение Рязани, Мурома и соседних мордовских земель).
              1289: разорение русско-ордынскими войсками двух незаконно построенных слобод курского баскака Ахмата (жалоба русских князей хану Теле-Буге). Карательная экспедиция войск из улуса Ногая против князей Курского княжества, по жалобе баскака Ахмата.
              1293: «Дюденева рать».
              1294: поход ордынцев против Твери (предположительно за неполную уплату дани в Орду).
              1300: поход в поддержку Константина рязанского против его племянников Ярославичей и Даниила московского.
              1305: поход хана Таир на Русь (причина похода и куда — неизвестно).
              1307: поход на Рязанское княжество.
              1310: поход на Брянское княжество и Карачевское княжество в поддержку Василия Александровича.
              1315: разорение Торжка (Новгородская земля) и Ростова.
              1317: разграбление Костромы, Бортеневская битва.
              1319: поход на Кострому и Ростов.
              1320: набег на Ростов и Владимир.
              1321: набег на Кашин.
              1322: разорение Ярославля.
              1328: «Федорчукова рать».
              1333: поход монголо-татар с москвичами на Новгородскую землю.
              1334, 1340: походы монголо-татар с москвичами на Смоленское княжество.
              1342: интервенция монголо-татар в Рязанское княжество.
              1347: набег на Алексин.
              1358, 1365, 1370, 1373: походы на Рязанское княжество. Сражение у Шишевского леса.
              1361: захват и разграбление владений Нижегородского княжества за р. Пьяной, формирование улуса Секиз-бея в Запьянье.
              1367: набег на Нижегородское княжество, Битва на Пьяне (1367).
              1375: набег на юго-восточную окраину Нижегородского княжества.
              1375: набег на Кашин.
              1377 и 1378: набеги на Нижегородское княжество, Битва на Пьяне (1377), поход в Рязанское княжество.
              1378: поход Бегича на Москву. Битва на реке Воже.
              1379: поход Мамая на Рязань.
              1380: поход Мамая на Москву. Куликовская битва.
              1382: Нашествие Тохтамыша, сожжена Москва.
              1383: разорение Владимира и его округи послом Адаш, за сбор Ордынской дани.
              1387: разорение Рязани, Любуцка и его округи.
              1388: разорение Рязани и её сельской округи.
              1389—1390: разорение территории Рязанского княжества.
              1391: поход на Вятку. Разорение территории Рязанского княжества.
              1394: поход на Рязанское княжество и отражение набега Олегом Рязанским.
              1395: разорение Ельца отрядами Тамерлана.
              1399: набег на Нижегородское княжество.
              1401: разорение ордынцами территории Рязанского княжества и разгром рязанцами ордынской рати.
              1408: поддержка ордынцами и вокняжение на рязанское княжество Ивана Владимировича Пронского (два-три месяца), после разгрома московско-рязанской рати на р. Смядва.
              1408: Нашествие Едигея.
              1410: разорение Владимира.
              1410: поход на Рязанское княжество и поражение ордынцев.
              1411: вмешательство ордынцев в борьбу русских князей за обладание Нижегородским княжеством (битва под Лысково).
              1412: вмешательство ордынцев в борьбу тверских князей за обладание Кашинским княжеством (неудачный штурм Кашина).
              1415: разорение Елецкого княжества и сельских окраин Рязанского княжества (уход населения Елецкого княжества на территорию Рязанского).
              1422: разорение ордынцами территории Одоевского княжества.
              1424: разорение сельской округи Рязанского и Одоевского княжеств.
              1425: разорение ордынцами сельской округи рязанского княжества и разгром Рязанцами рати ордынцев.
              1429: монголо-татары разоряют окрестности Галича Костромского, Кострому, Лух, Плёсо.
              1432—1433: разорение территории Рязанского княжества и принуждение к выплате дани.
              1437: разорение сельской округи Рязанского княжества, принуждение к выплате дани.
              1438: разорение Рязанского княжества и принуждение к выплате дани.
              1439: монголо-татары разоряют окрестности Москвы и Коломну.
              1442—1443: разорение сельской округи Рязанского княжества (Кичи-Ахмед хан).
              1443: татары разоряют окрестности Рязани, но отражены от города (Мустафа царевич).
              1443—1444: поход ордынцев на Рязань и поражение московско-рязанскими войсками царевича Мустафы (зима 1444 г.) (первое упоминание казаков)
              1444: разгром сельской округи Рязанского княжества и мордовских земель (месть за смерть царевича Мустафы).
              1445: набег войск Улу-Мухаммеда на Нижний Новгород и Суздаль (три похода).
              1446: разорение ордынцами сельской округи г. Устюг и получение выкупа.
              1447: поддержка ордынцев притязаний Дмитрия Юрьевича Шемяки на Московское княжение против Василия Темного (отражение похода в глубь территории Северо-Восточной Руси).
              1449: разорение южных окраин Московского княжества.
              1451: разорение окрестностей Москвы ханом Мазовшей.
              1455 и 1459: разорение южных окраин Московского княжества.
              1460: разорение ордынцами сельской округи Рязанского княжества. Отражение Рязанцами осады Переславля и Старой Рязани.
              1462: разграбление ордынцами Устюжского уезда и волости Лоха. Разгром ордынцев во время отхода в степь.
              1467: разорение ордынцами сельской округи Галича (битва под Галичем)
              1468: разорение ордынцами волостей вокруг Костромы и Мурома. Подчинение Вятской земли, как данницы Казанской Орды. Разорение территории Рязанского княжества.
              1472: Сражение под Алексином.
              1480: стояние на Угре.

        • Анонимно
          9.09.2019 07:08

          Образ мыслей формирует информация и прочитанные знания. Похоже, у нас с вами источники информации абсолютно разные, не того начитались, уважаемый Булгарин...
          А с современным разбродом мнений по истории тюрков и татар- «то ли ещё будет, ой-ой-ой!».
          Казахи, пользуясь государственным статусом, только ещё включились в эту историческую гонку по перевиранию Истории, но уже имеют успех, даже как ни странно среди татар...
          «Бедный» Чингисхан со всеми своими потомками! Двести последних лет он был предком и отцом нации современных «монголов», теперь вот стал казахом... очень занимательно и забавно...
          Только время все расставит на свои места

          • Анонимно
            9.09.2019 08:15

            9.09.2019 07:08
            Ну не двести, а все 800!
            А у ВСЕХ тюркских кочевников он уничтожил СТАРУЮ знать - КОК суек, и заменил на НОВУЮ - АК суек! "Белая кость"

  • Анонимно
    8.09.2019 13:18

    Господа комментуны, они же стебуны.Прежде чем строчить фейки с дивана, матчасть учите и хоть прочитайте рекомендованную книгу. Тем кого интересует история,а не стеб о ней,посоветую еше одну книгу,где рассказано и об Орде: "Хакимов Р. Легко ли быть татарином?".



  • Анонимно
    8.09.2019 13:45

    Вы ещё вспомните, о диназаврах которые вымерли, и млекопитающих которые выжили)))), может назначим день млекапитающих

  • Анонимно
    8.09.2019 13:55

    Повтор.Господа всежнающие пик-жилеты, с никами и без оных! До того,как с диванов строчить фейки об Орде ,прочитайте книги и сборники документов. Возможно, меньше будете мусорить в комментах.

    • Анонимно
      8.09.2019 14:43

      Извиняюсь за сбой компа.Читать: всеЗнающие пик-жилеты

  • Анонимно
    8.09.2019 14:12

    Не все млекАпитающие, как и динАзавры ,имеют интеллект или хотя бы элементарную грамотность ,судя по фейку 13:45.

  • Анонимно
    8.09.2019 17:09

    Это что шутка??? Ооочень уважаю и ценю наш братский казахский народ, но насколько мне известно, "Казахстан" и "казахов" создали только 1936 г. постановлением ЦИК и СНК КазаКской ССР ”О русском произношении и письменном обозначении слова ”казак” сказано, что последняя буква ”к” заменяется буквой ”х”. В соответствии с этим писать надо было не ”казак” и не ”Казакстан”, а ”казах” и ”Казахстан”. И что в состав теперешнего Казахстана вошли земли сибирских, оренбургских и уральских казаков. Какое отношение имеет КазаХстан к Золотой Орде? К Орде имеют отношение только перечисленные выше казаки (кстати, куда они делись? подверглись геноциду? кем? когда? при каких обстоятельствах? кто за этот факт понёс заслуженное наказание?), а не кочевые в то время киргизцы (нынешние казахи). ... Да и потом ... ЗО, как форма правления русских народов была учреждена в 1222 г. ...почему такой временной сдвиг в праздновании? Через три года будет 800-летие! .. как то всё это странно..что происходит с нашей настоящей историей?

    • Анонимно
      9.09.2019 09:30

      Ты хочешь сказать что казахи 1936 году с неба попадали. Какой нафик казак, это от слова казах. 1 и 2 веках до нашей эры какой на фик шёлковый путь? Где вы были тогда? Как вы хотите сравнивать себя древними народами. Вас тогда вообще не было. А казахи один ветв орды. У вас больше половины население ординцы. Почему не хотите это понять. И в других странах тоже до фига ординцев начиная с Индии Турции Крыма и т. д. Тюркоязычные ордынцы и ещё до фига обрусевшие. Польше половины населения ордынцы жившие сейчас.

      • Анонимно
        9.09.2019 10:13

        9.09.2019 09:30
        Объясните. что вы хотели сказать?

      • Анонимно
        9.09.2019 14:17

        Казак от слова казах??? А кто построил город Верный, который был в своё центром у казак Семиреченского казачьего войска (который при большевиках почему-то ВДРУГ стал городом Алма-Ата)?

      • Анонимно
        9.09.2019 17:28

        Разумеется казахи с неба не падали. Думаю и так понятно что речь идкт об терминах "КахаХстан" и "казаХ(и)". "Русских" - как неологизм тоже создали тоже лишь при большевиках исключительно по отношению к тем, кто до революции официально именовался (но никогда так себя не называл) велокороссами. Я хочу сказать, что термина "казахи" до 1936 г. не существовало в природе.

  • Анонимно
    8.09.2019 17:36

    Информация размыошлению.Там есть город :Кзыл- Орда,одно время, вроде и столицей был.

    • Анонимно
      9.09.2019 02:38

      8.09.2019 17:36
      Информация К размышлению.
      Город Кзыл-Орда (Ак-мечеть) основан кокандцами (узбеками) в 1820 г. В 1853 г. взят штурмом русскими войсками. С 1925 года город официально именовался Кзыл-Орда (в честь Красной армии)

  • Анонимно
    8.09.2019 17:39

    Если праздновать юбилей Золотой Орды, уничтожившей Древнюю Русь и остановившей развитие захваченных территорий на 300 лет - хорошо, то отчего вдруг празднование разгрома Орды - развал государства и разжигание розни?

  • Анонимно
    8.09.2019 17:50

    Столица и название республики кочевали,как и народ.Первой столицей, вроде был Оренбург.

  • Анонимно
    8.09.2019 18:28

    Татарам либо плестись в хвосте европейской цивилизации и ассимилировать окончательно, либо использовать последний шанс сохранится - попытаться занять достойное место в тюркском мире

  • Анонимно
    8.09.2019 18:56

    Снова националисты полезли из всех щелей

  • Анонимно
    8.09.2019 18:58

    Бред то какой)))), причём тут казахи и татара манголы(то есть генитический сейчас монголы), бред то не пишите, это абсолютно разные народы!А не происки ли это,, заслоных казаков'' из ЦРУ, которые хотят ввести межнациональную рознь, и поссорить народы между собой, слишком уж часто начала всплывать,,Золотая Орда'',то со староны Калужской области, то со стороны Казахстана, заметьте чужой нам страны!Нет уж товарищи опазиционеры, рассколом РФ,вы ослабите государство, а не соберёт в единый кулак, который может дать отпор, не только внешним, но и внутренем паразитам, угнетающим страну!

    • Анонимно
      8.09.2019 21:19

      Бред, похоже, в вашей голове, извините. Современные монголы к средневековым татаро-монголам, совершавшим беспрецедентные по масштабам завоевания, никакого отношения не имеют, ни генетически, ни исторически.
      Их так назвали, с подачи китайцев, только в 19 веке. Эти племена назывались назывались «халха».
      Не тот народ назвали монголами, похоже...

      • Анонимно
        8.09.2019 23:50

        Реальные МОГОЛЫ, те, чью историю незаслуженно переписали на мифических халха-монголов - это сибирские скифы, этнические русы. Примите это как аксиому.

        • Анонимно
          9.09.2019 08:51

          8.09.2019 23:50
          Как АХИНЕЮ - ПРИМУ!

          • Анонимно
            9.09.2019 09:19

            Понимаю! Ломка стереотипов!

            • Анонимно
              9.09.2019 10:17

              9.09.2019 09:19
              С ломкой слава Богу, еще НЕ сталкивался!
              А вы смешали в миксер ТРИ разных народа - индийцев Моголов (мусульман), иранцев скифов - предков осетин, и славян. В итоге- АХИНЕЯ и получилась!

              • Анонимно
                10.09.2019 14:38

                Профессор китайской и индоиранской литературы и религии университета Пенсильвании Виктор Мэйр, который в 1987 году вёл группу туристов по музею Урумки отмечает, что «…обнаруженные на мумиях текстильные изделия не являются необычными, а подчинены общей технологической традиции, которая была свойственна Европе и Кавказу». Кто же были эти люди Белой расы, и как они оказались в Китае?

                Большинство учёных их называют тохарами, что обычному человеку мало что скажет, единицы – прямо заявляют, что это скифы. Местом, откуда предки этих людей мигрировали в Таримский бассейн около 2000 г. до н.э., называют Южную Сибирь, область афанасьевской и андроновской культур. Оттуда они принесли с собой боевые колесницы, высокоразвитую бронзовую металлургию и прочие элементы цивилизации на земли, что сейчас занимает современный Китай. Глубокое культурное влияние, которое они оказали на монголоидные племена, подтверждают лингвисты. В китайском языке, слова, обозначающие коня, корову, колесо и повозку, имеют «индоевропейское» происхождение. В современной исторической науке слово «индоевропейский» является эвфемизмом (заменой) для словосочетания славяно-арийский, что помогло скрыть реальное положение вещей, но ненадолго. В последнее время становится всё яснее, что китайская цивилизация и государственность (и не только она) возникла в результате завоевания древнекитайских племён в середине II тыс. до н.э. ариями, пришедшими с северо-запада. Китайский фольклор хранит легенды о голубоглазых светловолосых людях, которые были создателями китайского государства и его первыми правителями и государственными деятелями.

                Эти легенды никто всерьёз не принимал до того, как захоронения белых людей с европеоидными чертами, похороненных 4-5 тыс. лет назад, были открыты в 1977 в пустыне Такла Макан. Эти захоронения находятся возле развалин больших городов, построенных вдоль знаменитого Шёлкового Пути. Судя по этим развалинам, эти люди построили целую цивилизацию – большие города, храмы, учебные центры и центры искусств. Именно они и построили Великий Шёлковый путь, а не китайцы. Косвенным подтверждением этой теории является и тот факт, что местность, где нашли мумии белых людей, называлась Западной Тартарией или Вольной Тартарией на разных западных картах, вплоть до начала XIX века. Так откуда на севере Китая в те далекие века взялись люди с белым цветом кожи и ДНК европеоидной расы. Люди, знавшие сложные механизмы. Люди, которые могли изготавливать ткани с орнаментами и носившие брюки, так же как и алтайский человек, найденный при раскопках в Алтае и датированный 50 тыс. лет назад. Если учесть, что сибирская мумия древнего европеоида имеет удивительное сходство с китайскими находками чисто внешне, но и технологии изготовления предметов, сопровождающих захоронения схожи, что получается? Древний алтайский человек, его сибирские и азиатские потомки в глубокой древности населяли Китай?

                В начале 1990-х годов более тысячи мумий людей были обнаружены в этом регионе. Китайцы были настолько рады этой находке, что пригласили американских генетиков и антропологов, чтобы те открыли сенсацию на весь мир. Потому что китайцы были уверены, что они нашли своих предков. Но оказалось, что у обнаруженных мумий – европейские лица. Генетические исследования показали, что у них, этих мумий, генетика абсолютно такая, как у современного населения Вологодской, Тверской, Московской областей России. То есть одни и те же гены. А это означает, что на территории Древнего Китая со всеми почестями были погребены русские. Получается, что древнюю Тартарию населяли наши предки – славяне, а значит, их китайцы называли белыми богами.

                Когда американские генетики сделали генетическую экспертизу и увидели, что это обычные русские, то китайцы выгнали их, засыпали все свои раскопки, и с тех пор на исследование этих мумий наложен запрет, они больше не изучаются. К 1998 году китайское правительство запретило дальнейшие археологические экспедиции в этот район. И это вполне понятно. Дальнейшие раскопки доказали бы неприятный для китайцев факт, что это не они первыми открыли железо, изобрели седло и колесницы, одомашнили лошадь. Всё это очень-очень давно сделали представители Белой расы и щедро поделились с ними…

                • Анонимно
                  11.09.2019 00:56

                  14:38
                  "Но оказалось, что у обнаруженных мумий – европейские лица."

                  Если Вы зайдете в Интернет, где выложены фотографии этих мумий из китайских музеев, то убедитесь, что это были белокожие и светлоглазые люди с легкой монголоидностью, как у современных мишар.
                  На европейцев и славян они мало похожи .

                  • Анонимно
                    11.09.2019 19:11

                    "Генетические исследования показали, что у них, этих мумий, генетика абсолютно такая, как у современного населения Вологодской, Тверской, Московской областей России. То есть одни и те же гены. А это означает, что на территории Древнего Китая со всеми почестями были погребены русские."

        • Анонимно
          9.09.2019 12:32

          Гунны, скифы - ни разу не русы. Кочевники, одним словом.

        • Анонимно
          9.09.2019 22:28

          Ну хоть один здравый голос появился о том, кто такие реальные Моголы. Кстати, не только сибирские скифы, но и европейские.
          Но стереотипы в мышлении невозможно сломать наскоком, утвердив, как аксиому, невероятную для всех истину...
          Хотя надо же когда-то начинать.

          • Анонимно
            9.09.2019 22:59

            9.09.2019 22:28
            Скифы, как народ ИСЧЕЗЛИ к 5 в н.э.
            Государство Моголов появилось в 1526 г. , через ТЫСЯЧУ лет ПОСЛЕ исчезновения скифов!
            Сибирь и Индия - несколько РАЗНЫЕ регионы!

            • Анонимно
              10.09.2019 00:23

              9.09.2019 22:59
              Ах вот почему вы меня заминусовали! По-вашему, Сибирь и Индия, - это одно и тоже!

            • Анонимно
              10.09.2019 07:28

              Вообще-то, народы не исчезают, а продолжают жить и развиваться в своих потомках. Все человечество тому подтверждение...
              А вам нужно познакомиться с древними миграциями народов.

      • Анонимно
        9.09.2019 02:44

        8.09.2019 21:19
        "Сокровенное сказание" монголам тоже китайцы придумали?
        И почему у монголов ВСЕ ханы были чингизидами?

        • Анонимно
          9.09.2019 22:33

          Здесь вы в самую точку: именно китайцы и придумали «сокровенное сказание», его ещё Гумилёв называл «величайшей аферой века».
          И именно китайцы сделали современных монголов потомками Чингисхана. Ну, а монголы этому очень обрадовались. Ещё бы, такой подарок судьбы...

          • Анонимно
            9.09.2019 23:09

            9.09.2019 22:33
            ВАШ Гумилев действовал по принципу - "Если моя теория противоречит фактам -тем хуже для фактов"!

          • Анонимно
            10.09.2019 09:24

            Объясни дружище, для чего киттайцам выдумывать то чего не было?
            Зачем им это?
            И еще объясни почему Сокровенное сказание написано на монгольском языке китайской транскрипцией?

            • Анонимно
              10.09.2019 14:31

              На все ваши вопросы уже давно дали ответы замечательные историки, не признанные официальной исторической наукой. Гумилёв - один из них.

              • Анонимно
                10.09.2019 16:37

                Гумилев не историк, а писатель беллетристики.

              • Анонимно
                10.09.2019 18:41

                10.09.2019 14:31
                В данном случае в слове ИСТОРИКИ надо поставить кавычки!

              • Анонимно
                10.09.2019 18:59

                10.09.2019 14:31
                Ну и ГДЕ "единый евразийский суперэтнос" на территории Татарстана? А?
                Как были татары и русские РАЗНЫМИ народами, так и остались!
                А в Башкирии, а в Казахстане? Почему ТАМ, этот суперэтнос НЕ сложился?
                И зачем русские строили КАМЕННЫЕ кремли - очень ДОРОГОСТОЯЩЕЕ сооружение по тем временам, на восточных и южных рубежах - в Нижнем Новгороде, Туле, Коломне, Серпухове, Зарайске - чтобы ОДНА часть евразийского суперэтноса отбивалась от ДРУГОЙ его части?
                В Смоленске - понятно, от поляков и литовцев, на северо-западе - в Новгороде, Пскове, Ладоге, Орешке (Шлиссельбург), Ивангороде, Изборске, Гдове - тоже понятно, от шведов, контролировавших Финляндию, и от немцев, - владевших Эстонией и Латвией.
                А на юге и востоке - ЗАЧЕМ?
                Для КОМПЛИМЕНТАРНОСТИ?

    • Анонимно
      9.09.2019 02:42

      8.09.2019 18:58
      раССколом, со стАроны ЦРУ!
      оПАзиционеры не прАйдут!

  • Анонимно
    8.09.2019 19:19

    Казахлар молодцы. куркып тормыйлар татарлар кебек

    • Анонимно
      8.09.2019 21:13

      «Когда народ забывает свою историю, ее присваивает другой народ...» - гласит татарская народная мудрость.
      Татары забыли, казахи присвоили, «свято место пусто не бывает»... Молодцы казахи, лихо лепят свою историю и своё будущее!

      • Анонимно
        9.09.2019 02:47

        8.09.2019 21:13
        Главное, чтобы они НЕ забыли город Отрар и его героического защитника Каирхана

      • Анонимно
        9.09.2019 08:08

        мы не забыли, но нам не позволяют. У нас же "вертикальная демократия".

  • Анонимно
    8.09.2019 22:23

    Некоторые комментуны,строчащие фейки с диванов,просто обыкновенные фейкуны.Напомню вменяемым: Народы без прочитанной истории.Не народы,а просто территории. В.Берестов. Археолог и поэт.

  • Анонимно
    9.09.2019 00:38

    Молодцы, казахские татары!

    • Анонимно
      9.09.2019 20:43

      9.09.2019 00:38
      А про турецких татар сказать СЛАБО?
      Турки кстати, постоянно воевали ПРОТИВ монголо-татар Улуса Хулагу! И они об этом -ПОМНЯТ!

  • Анонимно
    9.09.2019 02:26

    21:19 Хахаха я на ВАС, порожаюсь, откуда только такие псевдоисторики берутся?Исторический доказано,что бывший Татарстан был Булгарией, где заканчивался Шёлковый путь и булгары были богаты потому что торгавли с Европой, только поэтому татара монголы напали на Булгарию, разрабили её, убили 60-80%молодого населения,и обосновали свой Узулус!И вы этим гордитесь? Ведь это все равно что,Гитлер разграбил и убил бы все население СССР, оснавал бы свой гитлеровскую, рабовладельческую провинцию на 300 лет!И ещё так гордятся этим! Жесть!Ну и кто из нас глуп?

  • Анонимно
    9.09.2019 03:51

    Старший жуз (Южный Казахстан) в Золотую Орду НЕ входил.
    Он входил в Чагатайский Улус.

  • Анонимно
    9.09.2019 09:47

    Да пусть празднуют, нам то что...

  • Анонимно
    9.09.2019 10:17

    Кто-то помнит, что Алтын Урда имел свыше сотни городов на Итиле, для постройки таких городов в степных районах нужны были материалы, и где раскопаны остатки настоящих кирпичных заводов? И из чего построен нынешний Астраханский кремль, а "историки"?
    Мне тоже непонятно, причем тут казахи? Если бы они вернули свое прежнее название "татары", тогда было бы понятно.

    • Анонимно
      9.09.2019 10:24

      9.09.2019 10:17
      Какие сотни городов? Казахи были казахами!

    • Анонимно
      9.09.2019 10:45

      Города на итиле состояли из войлочных палаток, называемых юртами, поэтому от тех самых свыше сотни "городов" не осталось и следа.

    • Анонимно
      9.09.2019 10:46

      У казахов никогда не было прежнего имени "татар".
      Сами народы орды себя татарами никогда не называли, это название данным народам присвоили европейцы и русские, по случайной глупости.

      • Анонимно
        9.09.2019 22:57

        Не все народы Великой Монгольской Империи, а позже Золотой Орды, Улусов Чагатая(Средняя Азия),Хулагу(Иран) и Хубилая (Китай) имели право называться Татарами, но все стремились.
        Почему, - написано у Рашид-ад-Дина и других средневековых авторов...
        «Это гордое имя Татар», как говорил о нем Гумилёв, было оболгано, очернено и забыто намного позднее, спустя века...
        Особенно отличилась Россия, которая умудрилась низвести это древнейшее название древнейшего народа до уровня оскорбительной клички. Китай тоже постарался, он первым и начал.
        Но, к счастью, время все расставляет на свои места... сейчас в мире, в отличие от России, интерес к истории Татар огромен.

        • Анонимно
          9.09.2019 23:29

          9.09.2019 22:57
          Древнейший народ - это КИТАЙЦЫ!
          Время уже ДАВНО все поставило на свои места!
          А один из наиболее МОЛОДЫХ народов - это американцы! Это НЕ мешает им (пока еще) доминировать в мире! И они отнюдь НЕ одержимы идеей УДРЕВЛЕНИЯ своей истории. Им этого -НЕ надо!

          • Анонимно
            9.09.2019 23:58

            Нет такого народа китайцы. Это название нации по названию государства. В Китае живут более 100 народов и народностей и народа "китайцы" среди них нет. Просто поверьте на слово!

            • Анонимно
              10.09.2019 00:26

              9.09.2019 23:58
              Нет народа китайцы - есть народ хань!
              Нет народа немцы - есть народ дойч!
              Нет народа финны - есть народ суоми!

    • Анонимно
      9.09.2019 11:06

      Построить города на Итиле(Идел)-Волге могли только татары т.к. одни из предков татар являются -волжские булгары.И волжские булгары имели опыт строительства городов .Тем более предки татар -волжские булгары умели торговать по Волге с выходом на Каспий.У татар до сих пор есть торговая и предпринимательская жилка.
      К сведению кочевники-казахи ценили татарские кожаные сапоги и обработанную кожу из татарских кожаных изделий называли"былгар".

      • Анонимно
        13.09.2019 08:43

        Булгары, хан Кубрак, пришли в 7веке, когда здесь уже проживали финно-угры и славяне. Они первые, кто принес Православие в эти широты. Спросите об этом кряшен.

        • Анонимно
          14.09.2019 06:19

          13.09.2019 08:43
          Булгары были ТЕНГРИАНЦАМИ! Крящены появились ПОСЛЕ 1552 г.!
          ИНАЧЕ бы у крящен была бы СВОЯ транскрипция христианских имен, БЕЗ русского влияния! Как у армян и грузин!

  • Анонимно
    9.09.2019 11:00

    Основные наследники Орды Россия и Казахстан.

    • Анонимно
      9.09.2019 18:18

      9.09.2019 11:00
      Казахстан - НАСЛЕДНИК!
      Правда, Старший жуз (Южный Казахстан) в Золотую Орду НЕ входил.
      Он входил в Чагатайский Улус.

  • Анонимно
    9.09.2019 17:05

    Столько любителей истории забыли что казахи(степные киргизы) во главе Тохтамыша первые ударили в спину по ЗО в борьбе за власть,затем сними успешно воевал в борьбе опять же за трон Тамерлан(хромой узбек) и вот эти междоусобные бесконечные войны добили орду. Русские заходили без боя-не было куликова поля,на угре постояли, не та силушка.

  • Анонимно
    9.09.2019 18:18

    9.09.2019 17:05
    И Мамая -НЕ было!

  • Анонимно
    9.09.2019 19:30

    Есть тут комментатор Булгарин , претендующий на обладание Истиной, пишущий длиннющие комментарии, отнимающий у честных и добрых людей уйму времени, полагающих найти у него зерно правды.
    Ему бы просто опереться на 7-томник Истории татар. И не засорять поле цифровое.
    А правда она в том, что там на Алтае и восточнее жило племя татар, носящих имя "Мэнге-Вечные". Оттуда и пошел Чингиз хан и пошли все татары. А до этого были тюркские каганаты от Тихого океана до Дуная. Все это было известно Чингиз хану и его окружению в его государстве. Поэтому он (Чингиз хан) свободно покорял пространства с одним тюркским языком.

    • Анонимно
      9.09.2019 22:01

      Ваш семитомник фейк, не имеющий к истории никакого отношения.

      • Анонимно
        9.09.2019 23:11

        Зря вы так, сначала бы прочитали...

        • Анонимно
          10.09.2019 09:21

          Читал это творения физика с сотоварищами, половина утверждений является фейком не основанным ни на каких реальных исторических фактах, документах или археологических данных.

          • Анонимно
            10.09.2019 14:42

            Вообще-то большинство статей по древней и средневековой истории Татар в этом семитомнике написаны совсем не тем человеком, к которому у вас личная неприязнь, а многими интересными историками, и не только Татарстана, но и зарубежья.
            Этот труд можно рассматривать как канву, основу, но много материалов и взаимосвязей в нем действительно не достаёт, но это ни в коем случае не фейк, как вы сгоряча считаете...

            • Анонимно
              10.09.2019 16:36

              Все статьи написаны акадэмиком и его единомышленниками из акадэемии, а зарубежные историки упомянутые в этом "творении" к написанию данного фейка не имеют отношения.

    • Анонимно
      10.09.2019 18:47

      9.09.2019 19:30
      У Чингизхана кроме языка, причем НЕ тюркского, а монгольского, еще и сабелька была - очень остренькая!
      А БЕЗ сабельки, его никто бы и НЕ слушал!

  • Анонимно
    10.09.2019 01:49

    Орда оставила большой след в истории.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль