Культура 
13.10.2019

«У Асгата Ахметовича есть книга о «казанском феномене», давайте на ее основе создадим кино!»

Глава союза кинематографистов РТ Ильдар Ягафаров о новом доме для киношников, лоббистских качествах Ирады Аюповой и вторичности сериалов

«Татарстанское кино уже появилось, оно набирает серьезные обороты — идет волна, которую не остановить», — считает председатель союза кинематографистов РТ Ильдар Ягафаров. В декабре истекает его первый срок на этом посту. В интервью «БИЗНЕС Online» Ягафаров рассказал об успехах союза за период его четырехлетнего руководства, оценил «татарстанскую «Санта-Барбару» от Ильшата Аминова и предложил идею нового кинофестиваля.

Ильдар Ягафаров: «За 4 года союз произвел около 20 фильмов. Члены союза кинематографистов так или иначе участвуют во всем, что происходит в кинематографии» Ильдар Ягафаров: «За четыре года союз кинематографистов произвел около 20 фильмов. Его члены так или иначе участвуют во всем, что происходит в кинематографии»

«ДВА-ТРИ ГОДА ПОЗАНИМАЛИСЬ КИНО, А ПОТОМ УХОДЯТ НЕПОНЯТНО КУДА»

— Ильдар Рашитович, в текущем году истекает ваш первый срок на посту председателя союза кинематографистов РТ. Что сделано за это время?

— Мне кажется, что с приходом нашей команды союз активнее зашевелился, появилось больше кинематографических работ. Был сделан поворот на укрепление позиций данной структуры. На днях встречались с замминистра культуры РТ по финансовым вопросам — президент выделил деньги на ремонт нашего здания. У союза никогда не было своего помещения, а сегодня оно есть, хоть и небольшое — 160 квадратных метров. Этот дом находится на территории «Татаркино», он был передан нашей организации в безвозмездное пользование минземимуществом РТ в 2016 году. Об этом сам Никита Михалков писал президенту Татарстана — и тот поддержал. Мне кажется, это тоже большая победа, потому что у многих союзов нет никаких помещений. Для чего здание нужно? Чтобы собираться, чтобы мы могли смотреть фильмы, приглашать гостей, устраивать семинары. Раньше мы постоянно были у всех в гостях — напрашивались в Дом актера, арендовали различные места. Надеемся, что через полгода обзаведемся своей площадью, постараемся быть в центре кинематографической жизни. Это была основная задача, и нам кажется, что мы ее выполнили.

Финансирование союза увеличилось за счет различных грантов и субсидий на кинопроизводство. Мы привлекли больше денег в кинопроцесс, и нам кажется, что в этом тоже заслуга нашей команды. Кроме того, мы стремимся к созданию Дома кино. Он нужен не только нам, а всему городу — станет украшением Казани. Там смогут собираться любящие кино люди, которые будут смотреть фильмы. Есть кинотеатр «Мир», но он не соответствует формату Дома кино — маленький.

За четыре года союз произвел около 20 фильмов. Его члены так или иначе участвуют во всем, что происходит в кинематографии. Это касается как полнометражных, так и документальных лент, а также мультипликации, других видеопроектов. Союз обновляется — не так быстро, как хотелось бы, но мы стараемся принимать молодых и талантливых. В настоящее время мы обновились на 30 процентов — было 39 членов союза, сейчас их 54. К сожалению, за четыре года от нас ушли ветераны — руководитель кинопроизводства Александр Шадрин, знаменитый киновед Роберт Копосов, кинодраматург Дмитрий Хохлов, режиссер и оператор Энвер Габдрахманов. Это большая потеря для организации. Я считаю, что для членства в союзе необходимо кинематографическое образование и желание все жизнь заниматься кино. Бывает, что в данную сферу попадают и случайные люди: два-три года позанимались кино, а потом уходят непонятно куда. Обидно, что подобное происходит. И таких людей у нас нет.

— А какие фильмы появились благодаря союзу?

— Я бы рискнул сказать, что почти все. Даже те проекты, которые появились благодаря другим организациям, сделаны членами союза. Из громких — «Мулла», «Водяная», «Осанна», «Инсаф», «Байгал», короткометражная картина «Волчий яр», мультипликация «Татармультфильма». Пять членов союза делают мультипликацию и сейчас приступили к производству короткометражных игровых детских фильмов. Здорово, что эта ниша заполняется. У нас есть большая государственная российская программа по продвижению детского кинематографа, которую поддержал Владимир Владимирович Путин. На производство игровых детских фильмов выделяется около миллиарда рублей. Поэтому и в этой сфере началось движение.

Мне кажется, документальное кино снимается только в союзе — Николай Морозов, Светлана Серова, Салават Юзеев, Леонид Славин сняли фильмы в текущем году. База нашего союза — это документалисты, и у нас сохраняется очаг документального кино.


«МОЖЕТ, ПОРА ПРАВИТЕЛЬСТВУ ЗАДУМАТЬСЯ О СОЗДАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КИНОКОМПАНИИ»

— На средства, которые получает союз, снимают больше зрительское кино или фестивальное?

— Это интересный вопрос. Сегодня мы произвели большое количество фестивальных фильмов, завоевали много призов, много работаем на кинокритиков, но, кажется, с этого года надо разворачиваться к зрительскому кино, двигаться в кинотеатры. Фестивали — это хорошо, важно получить престижный приз на европейских, российских мероприятиях, но, как говорит Мансур Гилязов, зритель должен нас видеть и узнавать. Для нас была бы большая радость, если бы наших актеров узнавали на улице. Артист зависит от этого, он должен быть знаменитым. У нас пока такое незнаменитое кино. Все переспрашивают: а что, у нас имеется кино? Оно есть, уже появилось, набирает серьезные обороты, им занимаются разные компании — частные, государственные. Идет волна, которую не остановить.

Может, пора правительству задуматься о создании государственной кинокомпании? Это не означает монополизацию производства, но с точки зрения идеологии Татарстана такая студия должна появиться. Ни один бизнесмен не сможет вложиться в киностудию, она стоит очень больших денег, но зато будет всегда занята: вот ТНВ начал снимать сериалы, а павильонов нет, где проводить съемки? И вообще по стране дефицит павильонов, поэтому, если такой появится в РТ, он всегда будет в работе. Просто нужно его грамотно построить — с гостиницей, инфраструктурой, павильонами, чтобы люди из других городов могли приехать, там жить и работать.

— За время вашего председательства в союзе кинематографистов сменился министр культуры Татарстана. Ирада Аюпова прислушивается к вашим идеям?

— У нас есть ощущение, что подсознательно министр выбрала приоритетом кинематограф — она чувствует, что идет волна татарского кино. На одном собрании сказала, что в письмах и обращениях министерству чаще всего упоминают кинематограф. Конечно, у Ирады Хафизяновны много других забот и направлений, для нее все приоритет, все надо двигать и продвигать. Но кино — это очень важная сфера развития. Нам кажется, что мы понимаем друг друга в том плане, что нужно создавать фильмы, которые останутся в антологии татарского кинематографа.

«До кинотеатров нужно достучаться и сказать — если хотите поднять продажи, ставьте каждую неделю один татарстанский фильм, и вы увидите, как увеличится ваша аудитория» «До кинотеатров нужно достучаться и сказать: дескать, если хотите поднять продажи, ставьте каждую неделю один татарстанский фильм — вы увидите, как увеличится ваша аудитория»

— Ранее ваш коллега Алексей Барыкин говорил, что в кинотеатры трудно пробиться местным производителям — там царит монополия американских киногигантов. Как с ней бороться?

— Лешка вообще большой молодец — в нашем кругу он один из лучших продюсеров. Я тоже не могу понять, почему кинотеатры так делают, ведь в Казани и РТ любые татарские картины вызовут подъем продаж билетов на 10–20 процентов. На эти фильмы придет другая публика, население, которое хочет услышать фильмы на родном языке. Мы знакомы с подобным — где бы у нас ни были показы, везде полные залы. Просто до кинотеатров нужно достучаться и сказать: дескать, если хотите поднять продажи, ставьте каждую неделю один татарстанский фильм — вы увидите, как увеличится ваша аудитория. Я веду переговоры с «Синема 5» — это дружественная нам компания, и главное, что у ее головной офис в Йошкар-Оле, а не в Москве. И тут поднимается очень важный вопрос, который можно решить и на уровне правительства: может, уже пора создать свою сеть кинотеатров? Ведь мы снимаем кино, а показывать его очень сложно — оно отправляется либо на телевидение, либо в интернет.

— То есть можно все-таки договориться с сетями кинотеатров или имеет смысл лоббировать квоты, как делает минкульт РФ?

— У нас был недавно разговор с Ирадой Аюповой, она сказала: «Если нужно какое-то лобби, я вам помогу. Если необходимо позвонить, сказать, что это кино надо взять, я позвоню». Если человек продвигает кино, ему нужно правильно ставить задачи перед министерством культуры. Помимо кинопроката, у нас достаточно хаотично выделяются средства на создание фильмов. Должна быть создана система покупки сценариев министерством культуры, экспертный совет должен возбудить сценаристов, чтобы они писали не в стол, а зарабатывали, чтобы профессионал, который написал отличный сценарий, получил хорошие деньги — 200–300 тысяч рублей. На самом деле это тоже маленькие средства, потому что в Москве одна серия несерьезного сериала стоит около 3 тысячи долларов, а заказать полный метр известному сценаристу стоило бы порядка 3 миллионов рублей.

Сейчас ощущается острая нехватка сценариев как для кино, так и для большого спектакля. Вопрос решается финансово — когда люди узнáют, что за сценарий им заплатят серьезные деньги, то начнут писать. И это привлечет в том числе серьезных сценаристов. Призовой фонд конкурсов должен быть не менее 1 миллиона рублей. Хотя у нас есть прецедент — «Время кино» организовывает премию «Золотая тарелка», которая пройдет в декабре. Надеемся, что она принесет нам сценарий, по нему мы сможем снять хороший полнометражный фильм, который станет национальным проектом.

«Ирада Аюпова сказала: «Если нужно какое-то лобби, я вам помогу. Если нужно позвонить, сказать, что это кино надо взять, я позвоню» «Ирада Аюпова сказала: «Если нужно какое-то лобби, я вам помогу. Если нужно позвонить, сказать, что это кино надо взять, я позвоню»

«СНИМАТЬ КИНО, НАСМОТРЕВШИСЬ АМЕРИКАНСКИХ СЕРИАЛОВ, — ЗНАЧИТ ОБРЕКАТЬ СЕБЯ НА ВТОРИЧНОСТЬ»

— Многие известные кинематографисты считают, что проблема отсутствия хороших сценариев — в том, что у сценаристов нет насмотренности. Вы с этим согласны?

— Я всегда говорю: режиссеры и сценаристы — это генофонд. У нас пока идет поколение татарской молодежи, и я сам выходец второго поколения из деревни — во мне больше крестьянского, нежели интеллигентного городского. Мы и от этого страдаем — через свою голову не перепрыгнешь. Сколько бы книг ты ни прочитал, без ДНК далеко не побежишь. Но и мы должны не стоять на месте, через три-четыре поколения родятся те кинематографисты, которые создадут шедевры мирового искусства здесь, в Татарстане.

Многие думают, что кино надо снимать, начитавшись книжек. Но я считаю, что талант либо есть, либо нет. Например, были Шукшин и Тарковский — оба представляли разные слои населения, но создавали такие талантливые фильмы! Мне кажется, что, когда снимаешь кино, ты не должен думать, что на этом заработаешь. Это сильно мешает — люди начинают больше смотреть в кошелек, чем на экран. Второе — нужно снимать то, что для тебя необходимо, о чем ты должен обязательно сказать. Многим кажется, что чем больше они будут ходить на всякие семинары и утренники, которые созданы, чтобы выкачивать деньги, тем профессиональнее станут. Но от того, что послушаешь кого-то, кто с умным видом полтора часа чего-то говорит, ты не поумнеешь. Это как работа с репетитором: ты думаешь, что он тебя чему-то научит, но это не так, нужно самому брать в руки книгу, читать, внедряться. Необходимо начинать трудиться с материалом, который сидит внутри, окружает тебя, — твои родители, родственники, детство, любовь, интимные вещи. Если ты будешь работать с тем, что тебе очень близко, вероятность получения хорошего сценария очень высока. А если станешь постоянно пытаться кому-то понравиться, то всегда получится вторичный продукт.

Снимать кино, насмотревшись американских, европейских сериалов, — значит обрекать себя на вторичность. Нужно создавать что-то уникальное — весь мир ждет уникальности. И с этой точки зрения он ожидает нового национального татарстанского кино. Нужно показать природу, генетику людей, которые здесь живут. Иногда мне говорят, что я деревенский режиссер и снимаю деревенскую жизнь. Но назовите хоть один такой мой фильм! Я только ратую, чтобы появилось что-то очень важное для всего мира, чего он не видел. Например, феномен якутского кино только в его уникальности, а не в силе сюжетов. Там лица, природа, актеры, темы другие. А как только якуты начинают снимать городское кино, оно становится никому неинтересно.

«Мне кажется, когда ты снимаешь кино, не должен думать, что на этом ты заработаешь. Это сильно мешает — люди начинают больше смотреть в кошелек, чем на экран» «Мне кажется, что, когда снимаешь кино, ты не должен думать, что на этом заработаешь. Это сильно мешает — люди начинают больше смотреть в кошелек, чем на экран»

— Может, нужны образовательные курсы для сценаристов в том же КазГИКе?

— Мы стараемся, чтобы наши талантливые ребята, которые показали себя, уехали учиться во ВГИК, на высшие режиссерские курсы, в московскую школу кино, возможно, в школу Никиты Михалкова. И сейчас мы нашли отклик у министерства, поддержаны три человека — Рустем Рашитов, Султан Сунгатуллин и Оксана Сенчугова. Если президент подпишет документ, они поедут на высшие режиссерские курсы в Москву. Это действительно интересные ребята, которые уже себя показали. Я нисколечко не боюсь, если они вдруг останутся в Москве, зато это будут наши ребята. Первопрестольная засасывает самых талантливых в секунды. Разве сюда вернется оператор Юра Данилов, который снимал «Байгал»? Какой ему смысл? С его талантами он поедет работать в Голливуд. И таких примеров огромное количество — 30–40 специалистов рождены в Казани, а работают в Москве на топовых фильмах.

У нас не созданы условия для их возвращения. Если в Уфе есть киностудия со штатным расписанием, люди ходят туда на работу и получают зарплату, то у нас такого нет. «Татаркино» занимается прокатом, а не производством фильмов. Люди должны понимать, что их здесь ждут, что у них будет работа. Нужно, как в спорте, сравнять зарплаты — и тогда таланты приедут сюда трудиться. Татарстан может легко это сделать. Если в «Ак Барс» покупают хоккеиста за миллион, то почему нельзя купить хорошего режиссера, хорошего оператора, да и вообще кинопроизводственную команду? Когда мы начали изучать, сколько может стоить оператор, мне назвали абсолютно доступные суммы — 50 тысяч рублей за смену. Мне кажется, что Татарстан может найти такие деньги на хорошего оператора, ведь перед нами стоит задача снять талантливый фильм, а денег нам дают 14 миллионов рублей, 10, 8, 6, чаще 2, хотя настоящее кино стоит более 100 миллионов.


В Башкортостане создали фильм «Сестренка» по Мустаю Кариму. Очень хорошее кино, но там все-таки работала московская команда — так же, как и в сериале «Зулейха открывает глаза». Мне очень нравится идея создания картины о Мусе Джалиле. Если мы будем делать ее на коленке, сами понимаете, какой получится продукт. За данной лентой должна стоять очень хорошая продюсерская команда, которую нужно тщательно набрать на кастинге. И выстроить этот фильм необходимо так, чтобы он вышел в российский прокат, ведь идея картины великолепная, Джалиля знают по всей России, поэтому люди придут и будут смотреть.

Кроме того, надо создавать боевики, комедии. У Асгата Ахметовича есть очень хорошая книга о «казанском феномене», давайте на ее основе создадим кино! Тот криминалитет похлеще «Бригады»! Нужен хороший сценарист, который написал бы сильный прокатный фильм. Я не сторонник романтизации бандитской жизни, но это будет кассовое кино. Есть книга «Тайна стоит жизни» Зуфара Фаткудинова об острове Свияжске, о том, как беглые арестанты прятались в катакомбах Свияжска. Прекрасная идея, давайте это все восстановим! Конечно, у нас есть идея снимать по татарской классике, но подобное не должно быть единственным путем развития. Молодежь сама хочет высказаться, снимать собственное авторское кино, а контрапунктом идет приоритет на создание классики. Необходимо внимательно читать авторские сценарии и запускать молодых. В XXI веке мы должны использовать новые произведения — возможно, они тоже станут шедеврами. И фильмы нужно создавать не на уже имеющейся основе, а как абсолютно новый, авторский, единичный продукт.

«Что касается проекта «7 дней» — это великолепная история. Я знаю продюсера Станислава Ершова — он привез сюда съемочные группы со всего мира, которые снимали здесь кино бесплатно» «Что касается проекта «Кино за 7 дней» — это великолепная история. Я знаю продюсера Станислава Ершова — он привез сюда съемочные группы со всего мира, которые снимали здесь кино бесплатно»

«РИБЕЙТЫ РАБОТАЮТ ТОЛЬКО В ТОМ СЛУЧАЕ, КОГДА СНИМАЮТ ГОЛЛИВУДСКИЕ КОМПАНИИ»

— «Время кино» стремится к системе кинорибейтов — чтобы люди создавали фильмы в Казани, Татарстане и таким образом вкладывались в экономику региона. Эту идею отчасти продвигал и проект «Кино за 7 дней». Как вы думаете, это поможет местному кинематографу?

— Давайте разберемся с рибейтами — они работают только в том случае, когда голливудские компании снимают такие фильмы, как «Железный человек», «Форсаж» и так далее. В данном случае рибейты имеют огромное значение — на экранах всего мира появятся виды Татарстана. Например, в Тбилиси сейчас снимают последний «Форсаж». А если речь идет о неизвестной студии, то зачем республике туда вкладывать деньги?

Что касается проекта «Кино за 7 дней» — это великолепная история. Я знаю продюсера Станислава Ершова — он привез сюда съемочные группы со всего мира, которые снимали здесь кино бесплатно. Любой проект хорош, если он создает кино. Единственное — я как татарский отец всегда считаю странным помогать другим, не накормив своих детей. Давать деньги на сторону — итальянцам, китайцам, притом что свои не накормлены? Для меня это немного странно. Лучше создать внутренний проект, поддержать местных кинематографистов. Да, может, результат будет плохим, но как для татарского отца для меня приоритет в том, чтобы моя семья жила хорошо, а потом я могу подумать и о помощи другим. То же самое и в кинематографе.

У нас есть кинофестиваль, разные проекты, а само внутреннее производство очень сильно страдает, потому что на него не выделяются средства. Мы же знаем, сколько стоит фест — точно больше 10 миллионов. И мы в курсе, сколько выделяется на проекты типа «Зулейхи», которые тоже поддерживают в Татарстане. Надо все-таки доверять местным кинематографистам. Получается, что мы даем деньги своим, заведомо зная, что у них не получится, потому что просто ресурсов не хватит. Продюсер должен иметь возможность купить самых талантливых операторов или режиссеров, например, в какой-то момент на сценарий на татарской основе привлекут чешского или венгерского оператора. Я как режиссер хотел бы приобрести венгерского оператора, которого знаю, но такое очень дорого — около 5 миллионов за проект. Но если мы сейчас этого не сделаем, то так и будем болтаться на месте. Мы постоянно станем создавать некий первый национальный фильм, а нужно начать играть в высшей лиге. Ведь кино — рекламная кампания всей республики.

Кроме того, важно не ждать, чтобы тебе в рот деньги положили. У нас закостенелое мышление — мы привыкли, чтобы министерство нам давало и давало средства, а надо начать двигаться по-другому, участвовать в грантах, что мы в союзе и делаем. Необходимо самим зарабатывать деньги и придумывать оригинальные проекты. Я хочу сделать большую выставку в аэропорту, чтобы зрители видели наши лица, фотографии и кадры со съемок фильмов. У меня есть желание, чтобы к 100-летию ТАССР наши картины были показаны в Москве. Работа союза — пропагандировать и продвигать татарстанскую культуру.

Я внимательно слушал послание президента РТ Госсовету — и про культуру и кино там было очень мало сказано, а я бы хотел, чтобы говорили о подобном больше, потому что вся экономика зависит от этого. Когда будут проблемы с экономикой, защитой станет культура. Если у народа, который здесь живет, высокая культурная база, сломить его будет сложнее. Чтобы защищать экономику, должны быть наука, культура, образование на высшем уровне, У нас все уже создано: мощнейший союз писателей, театральных деятелей, художников и — четвертая ласточка — союз кинематографистов, которому уже 35 лет. Некоторые говорят, что в Казани остались самые посредственные кинематографисты, а все остальные уехали. Я тоже могу отправиться на сериалы в Москву, но мне не хочется. Хочу жить в своем доме, заниматься чем-то серьезным и остаться в истории — чтобы моя фамилия была в Татарской энциклопедии, чтобы мои дети мной гордились.

Может, мы оставим этот фестиваль [кинофестиваль мусульманского кино] таким, как он есть. У него есть особая задача — объединить мусульманский кинематографический мир «Может, мы оставим этот фестиваль [мусульманского кино] таким, как он есть. У него есть особая задача — объединить мусульманский кинематографический мир»

«У НАС ЕСТЬ ИДЕЯ СОЗДАТЬ КАЗАНСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ ИМЕНИ СТАНИСЛАВА ГОВОРУХИНА»

— В этом году кинофестиваль мусульманского кино выглядел особенно странно. Может, стоит лоббировать его обновление?

— Может, мы оставим этот фестиваль таким, как он есть. У него есть особая задача — объединить мусульманский кинематографический мир. Однако мусульманская тема его ограничивает. В Казани должен появиться еще один фестиваль — светский. Наш город достоин не одного подобного мероприятия, а нескольких. В Москве их проходит даже не десятки, а сотни, в других городах — по два-три. У нас есть идея создать казанский кинофестиваль имени Станислава Говорухина — детство и студенчество он провел на этой земле, было бы здорово увековечить его имя.

«Время кино» делает молодежный кинофестиваль, который появился и проходил в союзе, — Николай и Кузьма Морозовы создали его еще во времена Зили Валеевой в качестве министра. Первым организатором мусульманского фестиваля, когда он назывался «Золотым минбаром», тоже был союз кинематографистов РТ. Но, как только появляется лакомый кусочек, он тут же уходит в другие руки. Порода фестиваля — я не побоюсь этого говорить — зависит от людей, которые занимаются его организацией. Если бы в зерне этого феста были кинематографисты, может, и отношение к нему было бы теплым, ведь сейчас в его создании почти не участвуют настоящие кинематографисты, притом что в РБ кинофестивалем занимается киностудия «Башкортостан».

Может, мы и сами виноваты — слишком раздраженно ведем себя, нужно немного успокоиться. Но в союзе есть люди, которые могут быть в руководстве фестиваля и правильно его организовать. На подобных мероприятиях кинематографисты не должны чувствовать себя чужими, они должны быть там как дома. Тогда и гости будут воспринимать фест по-другому.

«Сериал — это великолепная вещь для поддержки местной киноиндустрии, ведь занятые в нем актеры, режиссеры и операторы будут постоянно получать зарплату» «Сериал — это великолепная вещь для поддержки местной киноиндустрии, ведь занятые в нем актеры, режиссеры и операторы будут постоянно получать зарплату»

«Я САМ ХОЧУ СДЕЛАТЬ ФИЛЬМ НА ТАТАРСКОМ ЯЗЫКЕ И В КАЖДОЙ ДЕТАЛИ ВОССОЗДАТЬ ТАТАРСКИЙ БЫТ»

— Сейчас продолжается «золотой век» сериалов — стриминговых сервисов создается все больше, а уже существующие Netflix и HBO становятся все успешнее. Одновременно наш татарстанский канал ТНВ почему-то выбрал курс на «Санта-Барбару» и создает ситком в духе девяностых и нулевых. Не стоит ли обратиться к более актуальным трендам?

— ТНВ — национальный канал. Он создает контент для своей аудитории, которая живет в пригороде, деревнях, — это национальная татарская интеллигенция. Потому я прекрасно понимаю, почему они сделали ставку на семейную комедию с национальным оттенком. Я немножко участвовал в проекте в самом начале — на уровне консультации.

Считаю, что любой сериал вторичен и его главная задача — затащить много рекламы на канал, чтобы ТНВ продал больше рекламного времени. Кроме того, сериал — великолепная вещь для поддержки местной киноиндустрии, ведь занятые в нем актеры, режиссеры и операторы будут постоянно получать зарплату; долгоиграющий продукт, в котором участвуют 7–8 сценаристов, 5–6 операторов, 3 режиссера (за каждую серию они получат деньги). Сейчас они сняли 30 серий и в конце октября хотят выйти на большой экран.

Давайте посмотрим на результат — я думаю, получится хорошо. Одним из режиссеров там выступил актер театра имени Камала Радик Бариев. Он очень неожиданный персонаж для телевизионной режиссуры и может создать очень талантливую вещь. Главное, чтобы продукт был искрометно смешным. Я читал несколько серий — они смешные, там есть на что посмотреть. Потенциал у данного проекта очень сильный. Кроме того, он снят на татарском языке, а проблема родного языка по-прежнему актуальна.

Я сам хочу сделать фильм на татарском языке и в каждой детали воссоздать татарский быт — как садятся за стол, как кушают, выходят на улицу, встречаются на праздниках, обнимаются, что говорят, как картошку окучивают, в офисе сидят, папе и маме звонят. Если это появится, сам себе буду благодарен.

— Вы имеете в виду фильм «Исәнмесез» по вашему сценарию с Мансуром Гилязовым, который пока существует в виде спектакля Фарида Бикчантаева?

— Да. Его основная проблематика — вопрос о том, можем ли мы как татарская нация объединиться. Там есть и преувеличения, но кино — это сказочный продукт, и какие-то гиперболы там допустимы. Сейчас мы находимся на подготовительном этапе — получили финансирование и дорабатываем сценарий. Пока ты не довел сценарий до конца, на площадку выходить крайне опасно. Также крайне опасно выходить туда без средств, что частенько у нас бывает. Люди работают в долг за маленькие деньги, а значит, у них страдает сценарий, актеры, внешний вид. Картины без финансирования запускать нельзя — только в момент, когда получили деньги, сделали хороший сценарий, отчитались, нужно заходить на площадку.


«НУЖНО РОЖДАТЬ И НОВЫХ ГЕРОЕВ, ЗАНИМАТЬСЯ СОЗДАНИЕМ ДЕТСКОЙ КИНОШКОЛЫ»

— Какой будет актерская труппа, есть ли пересечения с составом спектакля?

— Тяжелый вопрос. У меня есть один фаворит на роль главного героя, он из Набережных Челнов. Но как человек сомневающийся я объехал уже несколько городов — был и в Уфе, и в Оренбурге, и в Самаре. Ищу новое лицо. В спектакле главную роль сыграл Ильдар Хайруллин — очень сильный актер, но, если я его приглашу еще раз, это для меня будет вторично, он должен понять и не обидеться. Если мы промахнемся с главным героем, то промахнемся во всем.

— Многие критиковали татарских актеров за то, что в кино они смотрятся неорганично.

— Есть такая проблема. Татарская культура немножко вычурная, как и японская. Я думаю, в японском театре кабуки тоже сложно найти киноактера, но там это стиль, от которого никуда не денешься. Многое в фильме зависит и от режиссера: я всегда, когда работаю на площадке, прошу актеров разговаривать шепотом — так они выглядят естественнее. Но ведь кроме моих любимых Камаловского и Тинчуринского театров есть и много других. Иногда нужно объехать всю республику, чтобы найти своего актера.

— А сколько составит финансирование проекта?

— 15 миллионов рублей. Это крайне мало, мы получили сумму в 2 раза меньше, чем планировали. Хотим захватить для съемок обширную географию — там будет очень много городов, перемещений, актеров. Производством займется коллектив союза кинематографистов. Свою команду не меняю. Мне говорят, что надо пробовать со всеми, но я считаю, что нужно культивировать некую киносемью, отношения с которой развиваются годами и в которой мы уже понимаем друг друга с полуслова. С Мансуром Гилязовым работаем всю жизнь. Мы очень близки друг другу и в то же время у нас разные взгляды на жизнь. Часто ругаемся, иногда ненавидим друг друга, но лучше иметь одного хорошего друга, чем сто посредственных. Оператором я вижу Пашу Трубникова, с которым мы сняли мою первую дипломную работу «Бахетке» (она была на американских фестивалях и завоевала кучу гран-при). Также я хотел бы поработать с Рафиком Галеевым — с ним мы снимали «Куктау». Оба уже давно трудятся в Москве и стали операторами категории А.

В кино очень важно изображение, поэтому у операторов должен быть еще более сильный генофонд. Например, у Юры Данилова есть воспитание, образование — Казанская консерватория по классу фортепиано. Представляете, какой у него внутренний бонус? Он всегда слышит музыку в голове. Я готов похвалить его на всю республику — это очень сильный парень. У нас есть и другие талантливые и сильные ребята — Айдар Шарипов, Ильшат Рахимбай. Нужно рождать и новых героев, заниматься созданием детской киношколы — не фейковой, которая собирает по 15 тысяч рублей с родителей, а по примеру фотокружка в ДК Алиша, из которого вышли все знаменитые операторы Татарстана.

Создатели этих фейковых киношкол говорят ребенку: «Иди сюда, мы тебя научим», — а сами никакого отношения к кино не имеют, просто объявили себя кинематографистами. Родители подают в суды, в итоге жалобы долетают до нас, хотя мы к этому никакого отношения не имеем. Нужно восстановить эту практику и проводить селекцию уже в раннем возрасте — чтобы с 10–15 лет дети могли учиться в хорошей киношколе в Казани. Обучение в ней могли бы проводить наши ветераны, причем не за такие бешеные деньги, а за 2–3 тысячи рублей в месяц которые может найти любой родитель.

У нас впереди очень много всего. Уже четыре года идет работа над музеем союза «Дыхание времени». В России очень мало подобных музеев. Но вся деятельность, которая происходит около кино, должна сопровождаться самим производством кино талантливыми людьми. Для меня это важнее всего.

— Будете ли вы баллотироваться на пост председателя союза кинематографистов РТ в текущем году? И ждете ли серьезной конкуренции на выборах? 

— Баллотироваться буду. Но больше на выборы никто не заявлялся, так что даже не знаю о конкурентах. Можете спросить других членов союза.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (160) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
13.10.2019 09:39

Сериал о "Казанском феномене" снимать ни в коем случае нельзя! Зачем романтизировать и героизировать бандитов из 80-90-х?
Даже если и снимут, то выглядеть это будет жалкой пародией на "Бригаду" или "Бандитский Петербург". Летом от нечего делать посмотрел сериал на ТНВ. Что-то там про деревню. Название не помню, но главную героиню звали Бадриева. Впечатление ужасное осталось от просмотра. Такое впечатление, что у режиссёра и сценариста нет профильного образования

  • Анонимно
    13.10.2019 09:14

    Фильм про Феномен можно снять, тем более большинство героев еще живы и получатся актеры натуральные. Немного курсов ВГИКа только надо бы пройти.

    • Анонимно
      13.10.2019 09:23

      Читала эту книгу «Закат Казанского феномена». Она изначально путанная и не интересная. Снимать по ней кино - это деньги на ветер и в карман того, кто так бездумно раздаёт комплименты. Вот «Тайну стоит жизни» попробовать можно, только беглые арестанты там в катакомбах не прятались. Ощущение, что Ягафаров обе книги не читал или читал давно и забыл. В одном согласна - нужно местные сюжеты снимать, на них пойдёт зритель Татарстана

      • Анонимно
        13.10.2019 09:39

        Сериал о "Казанском феномене" снимать ни в коем случае нельзя! Зачем романтизировать и героизировать бандитов из 80-90-х?
        Даже если и снимут, то выглядеть это будет жалкой пародией на "Бригаду" или "Бандитский Петербург". Летом от нечего делать посмотрел сериал на ТНВ. Что-то там про деревню. Название не помню, но главную героиню звали Бадриева. Впечатление ужасное осталось от просмотра. Такое впечатление, что у режиссёра и сценариста нет профильного образования

        • Анонимно
          13.10.2019 10:10

          Снимать надо по книге «Бандитская Казань», чем мы хуже Питера?

          • Анонимно
            13.10.2019 10:20

            всем.

            • Анонимно
              13.10.2019 10:31

              10:20. Пожалуй, лучший на сегодня комментарий! Браво! Как сказал классик: "Краткость-сестра таланта!"

            • Анонимно
              13.10.2019 15:11

              Для того, что бы понять - Нужно ли снимать сериал про Казанский феномен, нужно просто посмотреть, что осталось от этого "Феномена"...
              НИЧЕГО...
              Это как болезнь сумасшедшего...
              О которой надо забыть...
              В этом Казань конечно уникальна...
              Прожить конец 80-х и 90- е, все эти толпы тупых группировок, которые НИЧЕГО не создали...
              Пустырь...
              Свалка...
              Если вы посмотрите на другие регионы, не Москву и не Питер, вы увидите, что там до сих пор спокойно живут представители этих 90-х, которые давно уже проросли свою историю...
              Но за которыми хороший бизнес с тех времён, налаженные связи...
              Что мы видим в Казани?...

              Потомки этих феноменщиков на чепырках и W polo, подрезающие авто на дорогах, плюющие на тротуарах под ноги своих детей...

              • Анонимно
                13.10.2019 19:57

                Зачем свои комплексы и отсутствие денег на Volkswagen Polo за 1 млн показывать в своих комментариях? Купит 14ую за 70.000 и мечтай о Volkswagen Polo за 1 млн.

                Можешь бу 3-4х годовалую выбрать подешевле или BMW X5М 2014 года за 2 млн. в кредит.

                Зачем комплексуешь?

          • Анонимно
            13.10.2019 11:26

            //Снимать надо по книге «Бандитская Казань», чем мы хуже Питера?//

            Снято и продолжает сниматься по этой книги документальный сериал на ТНВ - "Чёрное озеро". Можете его посмотреть в ю-тубе". Там о всех более-менее значимых преступлениях прошлого.

            • Анонимно
              13.10.2019 13:02

              Да кстати. Тоже случайно наткнулся на «Чёрное озеро», точнее знал, но забыл. Интересный цикл фильмов.

              • Анонимно
                13.10.2019 15:06

                Слабенькая съемка, не рекомендую. Даже до Криминальной России далеко как до Америки.

                • Анонимно
                  14.10.2019 02:27

                  Знаю как интервьюер учился кино. Спешно...почти заочно. Он не профессионал...проныра...нужно его менять, конечно и он не должен этому сопротивляться и мешать другим.
                  По его лентам видно. Возомнил многое о себе. Многое правильно сказал, но это и так видно.
                  Должен прийти продюсер с образованием ВГИКа , из Москвы. Выписали же профессионала Сладковского и есть профессиональный симфонический оркестр.

                  • Анонимно
                    14.10.2019 08:41

                    У Сладковского огромная жизненная школа.
                    Вообще, оркестранты военные - сильные профессионалы, Особенно советского времени.
                    Система военно-совковая не давала развиться.
                    Солдафонское командование, особенно на уровне комбатов, полков и бригад.
                    Поэтому он и "выстрелил" уже на гражданке.

        • Анонимно
          13.10.2019 11:02

          хотят много денег, неважно что снимать. так как есть гарантия, они этих денег, много денег увидят. а хороший воспитательный фильм без крови ори снимать не могут

        • Анонимно
          13.10.2019 11:21

          Да, дешевые сериалы портят общий фон, но у них тоже есть зритель.

        • Анонимно
          13.10.2019 21:08

          С языка сняли.. .
          Ни в коем случае нельзя.

      • Анонимно
        13.10.2019 10:02

        А мне очень понравилась книга. прочитал с удовольствием

        • Анонимно
          13.10.2019 10:16

          Ну Вы наверное и первый канал с удовольствием смотрите

          • Анонимно
            13.10.2019 15:55

            Ты только тнт предпочитаешь или тнв тоже?

          • Анонимно
            13.10.2019 19:07

            телевизор совсем не смотрю. сильно ошибаетесь, книга просто хорошая

      • Анонимно
        13.10.2019 10:19

        Их сразу взяли причем там в катакомбах.Ну немного попинали.

    • Анонимно
      13.10.2019 09:30

      Можно. Но татарстанскому кинематографу с московскими не получится, а значит кино будет очень убыточным и не массовым. Мы же например тоже можем снять фильм про девятаева, но он не будет конкурировать с фильмом Бикмамьетова с Козловским.
      Другое дело как то это совместить.

      • Анонимно
        13.10.2019 10:40

        Совместить очень просто. Например Фишман-Бекмамбетова, совместилось же?

    • Анонимно
      13.10.2019 09:37

      Созданы уже фильмы про феномены:
      - "Жмурки"
      - "Брат"
      - " Бумер".
      - другие

      • Анонимно
        13.10.2019 10:27

        Это очень хорошие фильмы.

        • Анонимно
          13.10.2019 10:55

          10:29. Если уже есть хорошие, то зачем снимать заведомо плохой?

      • Анонимно
        13.10.2019 11:18

        "Бригаду" еще забыли добавить. А потом поспрашивайте у полицейских - они вам расскажут ,что после таких фильмов молодежь начинает подражать героям таких фильмов и сериалов.

      • Анонимно
        13.10.2019 12:00

        Самый правдивый фильм о бандитском "феномене", это - "Чужая" Борматова. Всякие сопливые "Бумеры" и "Бригады" и рядом не стояли.

    • Анонимно
      13.10.2019 09:44

      09:14. Этим "артистам" никакие курсы ВГИКа не нужно проходить. Хватит уже из бандитов делать героев нашего времени!

    • Пурхан
      13.10.2019 09:53

      Гениальна фраза премьер-министра Медведева Дмитрия Анатольевича : Чушь ,муть и компот!
      Тарантино приуныл в сторонке .

    • Анонимно
      13.10.2019 10:20

      Татарское кино еще не появилось.Это громкое название.

    • Анонимно
      13.10.2019 19:14

      А что, хорошая идея. Только тянуть не надо, пока фигуранты этих лет и оперативники ещё живы. И название фильму думать не обходимости, есть звучное название "Тяп-ляп""

    • Анонимно
      13.10.2019 20:20

      Хватит делать героев из политиков, чиновников и полицейских. Снимайте сериал про тех немногих, что хоть что-то зарабатывает своим трудом и кормит эту ораву бездельников - рабочих заводов, производителей (их осталось очень мало), сельских жителей

  • Анонимно
    13.10.2019 09:22

    Американские сериалы дадут фору на сто лет вперёд эрзацу, который снимают у нас. Даже те из них, которые называют низкопробными. Так что учитесь у янки как надо делать кино!

    • Анонимно
      13.10.2019 09:33

      Ох уж эта ваша фанатичная вера. Это далеко не всегда так

  • Анонимно
    13.10.2019 09:22

    С книгами Беляева тягаться бесполезно, хотя тут дело в сценаристе.

    • Анонимно
      13.10.2019 09:37

      Там не один он писал, совместно с Андреем Шептицким. Хотя книги все годные и лучше еще никто не написал, это верно. Вот только четвёртую книгу видать не дождёмся, вроде этот писательский тандем распался, люди говорят. Очень жаль

      • Анонимно
        13.10.2019 09:51

        Дождёмся, не переживайте) Беляев и один в поле воин. Тем более писали они каждый свои Главы насколько я помню, под общей редакцией Беляева. Просто теперь ему работы больше

        • Анонимно
          13.10.2019 11:30

          Щептицкий - журналист, и он был ведущим в тандеме. Беляев поставлял фактуру.

          • Анонимно
            13.10.2019 11:47

            Беляев написал лучшие главы в книгах, сразу по стилю написания понятно, кто какую написал

            • Анонимно
              13.10.2019 15:51

              Простите меня поклонники Беляева и Шептицкого, но от их книжонок мутить начинает от качества написания. Очень дешевым стилем все написано.

          • Анонимно
            13.10.2019 11:54

            Вы просто не различаете главы этих двух авторов, небо и земля

  • Анонимно
    13.10.2019 09:27

    Зачем????? Зачем создавать культ

  • Анонимно
    13.10.2019 09:27

    А давайте о Новом феномене поговорим. 60% не взяты в 10кл. оставлены на обочине с вырванным куском мяса, образно говоря. Как скоро они залечат свои раны...

  • Анонимно
    13.10.2019 09:32

    Тайна стоит жизни - с детства мечтал что бы по этой Книги сняли фильм. Раз 5 перечитывал

  • Анонимно
    13.10.2019 09:32

    Кино в РТ нет и никогда не будет.То что сейчас сняли и снимают нельзя назвать кинематографом,это просто отстой.

    • Анонимно
      13.10.2019 09:40

      Будет очередная тема для распила бюджета.

    • Анонимно
      13.10.2019 10:01

      Какие фильмы Вы считаете отстоем?

      • Анонимно
        13.10.2019 10:11

        Да все.

        • Анонимно
          13.10.2019 10:20

          А какие Вы смотрели?

          • Анонимно
            13.10.2019 10:57

            10:20. Один точно начинал смотреть. Через 10 мин диск в окно выбросил. Название не помню. Да стоит ли его помнить?

            • Анонимно
              13.10.2019 11:18

              Теперь понятно. Один точно начинал смотреть. Ключевая фраза.

              • Анонимно
                13.10.2019 11:30

                11:18. А зачем остальные смотреть? Они же все одинаковые, как лемминги

            • Анонимно
              14.10.2019 14:37

              Хотел на Водяную сходить,но отговорили.В зале во время просмотра было человек пять да и те ушли через 10 минут после начала.

            • Анонимно
              14.10.2019 14:39

              Не хочется деньги и время на ветер выбрасывать.Пусть татарские"фильмы"смотрят те,кто их снимает и вкладывается в них.

          • Анонимно
            13.10.2019 12:40

            Ни один не смотрел,потому что не считаю их фильмами.

        • Анонимно
          14.10.2019 14:36

          А разве в РТ есть фильмы?

    • Анонимно
      13.10.2019 11:07

      Никто с самого начала не снимал лучшие фильмы. Надо начинать и продолжить это дело. Мастерство придёт только так и качество, следовательно.
      Попал случайно на Шаян ТВ. Приятно удивился насколько качественный перевод мультфильмов там делают. Я думал, это невозможно. Эти мультфильмы не будут смотреться. Оказывается ещё как возможно. С кино то же самое.

  • Анонимно
    13.10.2019 09:33

    Так у него друг Федя все расскажет для кино

    • Анонимно
      13.10.2019 10:20

      Автором сценария, режиссером, кадровиком, прожессером и главной ролью будет

  • Анонимно
    13.10.2019 09:35

    Школы работают в две смены. д/с не хватает, это ли не феномен?

  • Анонимно
    13.10.2019 09:49

    Давайте еще подрастающему поколению покажем это позорное время, чтобы взяли пример и тоже начался новый феномен

  • Анонимно
    13.10.2019 09:51

    Как нет, давно уже есть! Кино больше смотрят на стороне, чем в республике правда.

  • Анонимно
    13.10.2019 09:54

    А почему Вы считаете, что киношники пилят деньги. В основном на свои снимают.

    • Анонимно
      13.10.2019 16:12

      Этот точно не на свои снимает. Все интервью про «дайте денег из бюджета».

  • Анонимно
    13.10.2019 09:58

    Про нашего кайбицкого бабая Шакура карака снимите кино на татарском языке. Это народная картина будет. Конокрады, краснармейцы, стрелба! Просто возьмите книгу ьандитский татарстан и по главе всадник по имени смерть шпарьте. Захватывающий сюжет для тнв!!!

    • Анонимно
      13.10.2019 10:47

      Куда им про Шакур-карака фильм снять ... Мулла, Водяная ... это что вообще??! Кризис мысли или умственная дистрофия? Просто нет желания снимать и делать что-то для людей, всё хотят сосать от бюджета. Результат соответствующий.

      • Анонимно
        13.10.2019 11:08

        Просто мы живём в самом начале дела. Наши дети и внуки будут смотреть качественное татарское кино.

  • Анонимно
    13.10.2019 09:58

    Во времена СССР киностудия Туркменфильм была не первой,но туркмены ушли намного дальше чем татары.Для татаркино Туркменфильм это Голливуд.

    • Анонимно
      13.10.2019 10:07

      Для татаркино может быть, но общий уровень Татарстанского кино намного выше, чем Туркменское.

      • Анонимно
        13.10.2019 10:13

        Ты просто фантаст.

      • Анонимно
        13.10.2019 10:17

        Ты хочешь сказать ,что татары способны снять такие фильмы,как Красные пески,В черных песках,когда девушка оседлает коня и другие?Что то пока одно бла-бла.

        • Анонимно
          13.10.2019 10:33

          Красные пески ыильм 1968 года, относится к плеяде фильмов созданных советскими кинематографистами.Али Хамраев выдающийщийся режиссер Советской эпохи. А что сейчас происходит в Туркмении. Все уезали. И кинематографа там больше нет.

    • Анонимно
      13.10.2019 12:10

      //Во времена СССР киностудия Туркменфильм была не первой,но туркмены ушли намного дальше//

      На Туркменфильме снимали не туркмены, а ещё эвакуированные из столиц во время войны режиссёры.

  • Азат Д
    13.10.2019 10:05


    Зачем? в чем прикол этого феномена? Больше снимать о Казани нечего?

    • Анонимно
      13.10.2019 10:13

      Про строительство метро в водонасыщенных грунтах можно снять. А так вроде бы действительно бодьше нечего снимать

  • Анонимно
    13.10.2019 10:08

    Круто! История!

  • Анонимно
    13.10.2019 10:22

    «Татарстанское кино уже появилось, оно набирает серьезные обороты»

    Финансовые результаты этого "набора серьёзных оборотов" можно предъявить?

    Кинобизнес может считаться устоявшимся, если он будет существовать на свою прибыль. Если жизнь в кинобизнесе теплится за счёт финансовых инъекций от министерства культуры - то это нежизнеспособное творение.

    Если кино живёт не за счёт денег от потребителей (зрителей), то значит кино этих "творцов" - живёт отдельной жизнью от зрителей - и зрителями такое "кино" не востребовано.

    В этом случае деньги министерства культуры будет уходить на самом деле не на кино - а на содержание местных т.н. "непризнанных гениев", которых никто так, кроме их самих так не считает.

    • Анонимно
      13.10.2019 10:35

      Вы это футболистам скажите.

      • Анонимно
        13.10.2019 21:16

        И им сказать можно. Пусть себя сами содержат. Хватит нахлебников кормить. Надоело уже. Нам налоги повышают, что бы этих дармоедов кормить!

  • Анонимно
    13.10.2019 10:39

    Два критерия - охват (кассовые сборы) и оценка критиков- занятые места на фестивалях и показах (не местных, где сами себя оцениваем). По какому из критериев "...оно набирает серьезные обороты...".? Думаю, есть только один критерий где растут обороты - бюджет! Если бюджет растет, а оценка зрителя не растет - нужно закрывать лавочку.

    • Анонимно
      13.10.2019 10:53

      Для кассовых сборов нужно устойчивое понимание министерства культуры РФ, что национальный кинематограф это не только Москва и Питер, но и другие регионы России. Но кинокартины не попадают, хотя бы в ограниченный кино прокат, на 10-15 городов России. Все чего то боятся, у нас уже другая аудитория, люди хотят видеть другое кино. Нет не пускают.

  • Анонимно
    13.10.2019 11:01

    Можна снять "Однажды на Жилке". Или " Однажды на Суконке". Или "Однажды на Кварталах". Или "Однажды на Первых Горках". Или "Однажды в Борисково". И т.д. Или просто "Однажды".

  • Анонимно
    13.10.2019 11:10

    О сегодняшних феноменальных бандитах нужно кино снимать,столько воров системных в стране,это будет интереснее.

  • Анонимно
    13.10.2019 11:14

    Да не смешите вы людей!

  • Анонимно
    13.10.2019 11:21

    Опять за счет бюджета и пустые кинозалы.

  • Анонимно
    13.10.2019 11:24

    Идея создания в Татарстане госкинокомпании правильная. Нужна огромная студия, возможно, в районе аэропорта Казани. В ней, современные съемочные павильоны, которые будут востребованы кинематографистами всей России. Отсюда и деньги в бюджет Татарстана для финансирования собственного национального кино.

    • Анонимно
      13.10.2019 14:33

      11.24 да сразу весь аэропорт занимайте, чего уж там.

    • Анонимно
      13.10.2019 18:17

      Идея хорошая! Что рядом с аэропортом построили Казань -Экспо, вот часть здании и отдать на безвозмездное пользование!

      • Анонимно
        13.10.2019 18:57

        Нет, надо отстроить заново! Тут и бабла на стройке можно поднять...

  • Анонимно
    13.10.2019 11:34

    Интересная статья: по диагонали - сплошные деньги. Мне понравилась представленная здесь диалектика "Искусство - Деньги - Искусство":-)

    • Анонимно
      13.10.2019 23:03

      Мне нравится фильм ОРДА - шедевр... а кинокритики в Татарстане есть?

  • Анонимно
    13.10.2019 11:34

    Да, у нас даже лучшие в России гольф поля есть. А киностудии нет, это бизнес правильный, пока понимания нет, что у тебя будет в руках.

  • Анонимно
    13.10.2019 11:41

    Это глобальный проект для привлечения федеральных денег. Такой же как Универсиада, Кубок конфедераций и Чемпионат мира. Не зря «Зулейха открывает глаза» здесь снимали. Татарстан ещё только осторожно трогает воду ногой. Думаете просто так мудрый Президент РТ распорядился сохранить декорации «Семрук» в Лаишево? Нет, все ещё впереди! Начинать надо с «Тайна стоит жизни», «Бандитская Казань» или «Шакур карак». Эти темы сделают кассу. Там будут герои и антигерои, мораль только положительная должна быть, но с национальным колоритом. Актеров пригласить московских, но с татарскими корнями: Хамматова, Шакуров, Башаров, Баширов, ну и конечно великолепная казаночка Роза Хайруллина. Где кино - там деньги, пора татарам потеснить армян в сфере кинематографии, мы ничем не хуже сделаем

    • Анонимно
      13.10.2019 14:31

      11:41 Актёров надо своих Казанских ! Знаем мы уже эти совместные работы с Москвой ! Деньги из бюджета республики берут а снимают Москвичей ! Своих надо киношников воспитывать!

  • Анонимно
    13.10.2019 11:45

    Не вздумайте снимать по книгам "ментов" про казанские улицы. Сценарий про то, как все это было глазами молодого человека с "улицы"середины 80ых и начала 90 ых еще не написан. Ментовскими сериалами заполнены все каналы.Ешьте на здоровье.Они часто лживы и не имеют ничего общего с действительностью.Хотите еще одну фальшивую "оперу"? Ну тады снимайте. Так сказать: "казанский феномен" глазами БКДешника,будущего прихватизатора, и про то как он боролся с гидрой уличного бандитизма.И побольше пафоса.

    • Анонимно
      13.10.2019 13:07

      Ох уж эти сериалы про «ментов». Естественно, как и любой фильм там редко что с реальностью совпадает, а их просмотр носит массовый характер и люди насмотревшись думают, что они разбираются в тонкостях и мнят себя «экспертами». Это видно по 99 % комментариев на БО на криминальные темы.
      Другое дело, что это востребованный жанр и не только в России, поэтому и снимают их пачками и заполняют самое рейтинговое эфирное время.

    • Анонимно
      13.10.2019 13:08

      они хорошее кино снимать не умеют!

  • Анонимно
    13.10.2019 13:04

    Ильдар, ну хватит лукавить. Молодые кинематографисты на "7 днях" были в составе каждой команды, получили опыт международного кинопроизводства и зарплаты, кстати. В том числе студенты твоей мастерской, которую ты не довел. А вот ты не платишь молодым специалистам, по их словам. И работать у тебя они не хотят. Ну и Алтын Тэлинке не конкурс сценариев, а премия за фильмы, которые уже созданы). А фестиваль ты мог бы взять на себя, любой из перечисленных. Взять и сделать. Только ты все говоришь, говоришь. Возьми себя в руки, у тебя вгик-диплом, у тебя ресурсы, хватит ныть. Ну, будь ты мужиком, в конце концов. Подписаться? Или сам догадаешься?)))

    • Анонимно
      13.10.2019 15:42

      Я думаю как раз пришло время объяснить всю ситуацию и разложить её по полочкам, потому что такое паразитирование на имени союза уже терпеть невозможно. Первый вопрос про моего студента Зуйкова. У меня был очень хороший студент - Степа Белов, талантливый парень, сейчас работает в Москве. Он подошел ко мне и попросил на следующий набор, в бюджетную группу, взять студента библиотекорского факультета - Зуйкова, он из Ульяновска. Он очень хотел поступить на режиссерский факультет. Начались экзамены, он поступил на бюджетный факультет, когда платное место стоило 120 тысяч рублей в год. Он решил, что он это сделал сам, хотя виною всего была просьба Белова. Начался первый курс, я начал брать его на свои съёмки, практикуя на профессиональной площадке. И вот здесь у нас произошёл конфликт. Он решил, что я должен оплачивать всю работу, которую он ещё учиться делать у меня, у съемочной группы, при этом он забывает, как он поступил и что его родители не платят за обучение. У многих были мастера в других вузах, и все проходили практику. Можете себе представить, что вы, в наглой форме просите запплату у своего преподавателя. В окончании этой истории, он теряет в компьютере, документальный кинопроект (монтаж) и не передаёт его мне. Славу богу, мы восстановили его.
      Потом начинается саботаж. Он всем рассказывает, как я ему якобы должен, по моему 30 т. рублей. Теперь стоит подумать, за что я должен заплатить этому человеку. Мне кажется важно сказать это сейчас, чтобы прекратить все эти разговоры и много раз подумать, кому помогать, кому нет.
      Теперь второй вопрос. Человек, который написал этот комментарий. Скорее всего - это Альбина Нафигова. Союз всегда помогал Вам и однажды на одном из ваших мероприятий оплачивал ужин для гостей, на приличную сумму, больше 40 т. рублей, вы же об этом не говорите. Потом вы забрали у союза кинематографистов Молодежный кинофестиваль, пригласив меня туда членом жюри, какая моя должна была быть реакция?
      И третье. Обращение с людьми, в такой хамской формулировке вас не красит.
      - С уважением, председеатель союза кинематагрофистов - Ильдар Ягафаров

      • Анонимно
        14.10.2019 00:20

        Что означает "взять", разве не на конкурсной основе набирают?

        Он подошел ко мне и попросил на следующий набор, в бюджетную группу, взять студента библиотекорского факультета - Зуйкова, он из Ульяновска. Он очень хотел поступить на режиссерский факультет. Начались экзамены, он поступил на бюджетный факультет

  • Анонимно
    13.10.2019 13:13

    Пусть не забудут фильм про Татфондбанк снять, только достоверно. Все схемы пусть покажут, вкладчики, кредиторы первой очереди могут помочь вам в написании сценария, даже снимемся для правдоподобности

  • Анонимно
    13.10.2019 14:00

    Можно снять фильм ужасов про людоеда Суклетина, помню, когда книгу читал, кровь стыла в жилах.

    • Анонимно
      13.10.2019 14:24

      Да! А ещё можно про двух грабителей инкассаторской машины, которые "погорели" из-за собственной глупости ( стали сорить деньгами на юге, забрасывая ими женщин). Это ж, знаменитая история! Ну, а о чём здесь ещё снимать? Казань, как ни прискорбно, славится своей криминальной историей.. Ну, можно снять, конечно, какую-нибудь деревенскую или производственную драму...Про какой-нибудь "Камаз" и т.д. Можно, на радость кучке пенсионеров снять фильм о защите Казани в 1552 году. Благо, у нас очень много "очевидцев" того события:) Можно снять "захватывающую", держащую в напряжении, остросюжетную картину о событиях 90-х гг., повествующих о принятии "суверинитета", где будут задействованы, и поныне здравствующие исторические лица.. Вот,наверное, и все темы.. Ну, вообще-то, ещё можно снять "байопик" о становлении и трудном творческом пути местной суперзвезды, шансонье - Салавата! Мда...Сложно, конечно...
      Сложность заключается ещё и в актёрском "кастинге". Кто, к примеру, сыграет роль "сильных мира сего" или того же Салауата?

      Интересно...Пропустят комментарий?:)

      • Анонимно
        13.10.2019 15:01

        14:24. Даёшь ответ всяким там заморским богемским рапсодиям с рокетменами! Не оскудела же земля наша талантами! Есть свои не хуже, а по некоторым параметрам даже лучше, чем эти хваленые и капризные элтон джоны с фредди меркьюрями! Ну, один, уж точно имеется.

      • Анонимно
        14.10.2019 21:08

        Не про какой-нибудь Камаз... А про бригаду рабочих на Камазе, которая отказалась от премии..

  • Анонимно
    13.10.2019 14:29

    конечно лучше пропиарить оборотней представляете сколько много серий можно снять они сейчас поумнее лохов с 90 х

  • Анонимно
    13.10.2019 14:49

    Книга А. Сафарова только так называется - чтобы привлечь внимание читателей. Про "казанский феномен" министр внутренних дел в пору ее написания мог знать в основном от других. Сам он не был непосредственным участником этих событий. Книга много шире и тем интереснее. К тому же Сафаров н посмотрел на казанские группировки как человек, работающий в правоохранительной системе, а это несколько однобокий взгляд. Пока от него не отошли, ничего с группировками сделать не могли. Вот когда автор пишет об ОПГ, которые выросли на базе гопников, тут много ценной информации. Но ОПГ не стоит ставить на одну доску с группировками, хотя их многое роднит. По сути, банду "Тяп-ляп" тоже. Это, так сказать, предисловие. "Казанский феномен" - это явление не столько криминальное, сколько социальное. Про это и фильм снять можно = о том, как весь город жил по навязанным гопниками законам, но эта история далека от созданного мифа откровенно криминального пошиба, хотя криминальные сюжеты, конечно же, были, и прежде всего массовые драки. Еще живы непосредственные участники событий, и они могут об этом рассказать. Но многие из них не хотят вспоминать, я с этим столкнулась, когда искала собеседников для коллег-телевизионщиков из Москвы.
    Кстати, рядом с моим домом на Абсалямова открылся бар "Тяп-ляп". Удивительное время, в котором мы живем = "казаться, а не быть" его девиз. Хоть в компании с гопниками, главное = чтобы тебя заметили.
    Любовь Агеева, автор книги "Казанский феномен: миф и реальность"

    • Анонимно
      13.10.2019 15:14

      Любовь Владимировна, золотые слова.

    • Анонимно
      13.10.2019 18:26

      "Казанский феномен" возник как следствие быстрой индустриализации Казани, урбанизации ТаССР , в целом, и демографического скачка 60-х,70-х годов. Когда в городе , в рабочих районах появилось много молодежи, которой не чем было заняться, пока их родители были на работе. Т.е. было много молодых людей разных возрастов из которых уже можно было в большом кол-ве рекрутировать в группировки. Сейчас демографическая ситуация иная, молодежи относительно не много, поэтому "казанский феномен" в старой формации возродиться не сможет. сейчас есть малочисленные дворовые группировки , которые периодически выясняют между собой отношения в открытую. при большем распространении огнестрела в группировках их разборки перейдут в более закрытую сферу откровенного криминала. я так думаю!

    • Анонимно
      13.10.2019 20:58

      Не уверен, что кто-то не хочет вспоминать. Они палиться не хотят и сроки себе наматывать; наверняка висяков предостаточно, с которых ретивые следователи хоть сейчас пыль стряхнут.

    • Анонимно
      14.10.2019 00:22

      "Бандитская Казань" и т.п. хорошо отвлекают от современных проблем, от бандитов во власти, от бандитов в погонах.

    • Анонимно
      14.10.2019 10:29

      Некий социальный протест тогдашний, который резко пошел на нет в 1992-2000г.г., когда все кто выжил ушли в бизнес.
      Сейчас ниши заняты, пролетарской молодежи быстро бизнес сделать трудно: социальное напряжение будет расти.

  • Анонимно
    13.10.2019 14:56

    Помню только один хороший фильм по Гаязу Исхаки , Зулейха. Смотрел с удовольствием !

    • Анонимно
      14.10.2019 10:31

      Я смотрел спектакль по ТВ (очень давно) "Беренче театр"- очень юморно.

  • Анонимно
    13.10.2019 15:50

    Кишка тонка снимать о деградации сегодняшнего общества. Увы.... О тяжелой и безысходной жизни народов России...

    Дармоеды...

  • Анонимно
    13.10.2019 15:55

    Мы все глубоко инфицированы внешним давлением. Где оболочка пренебрегает содержанием. Какой Асгат Ахметович, какая криминальная Казань....? Те кто знает как это все ещё чуть ли не с конца 80х и до начала века должны понимать что Тяп Ляп - искусственно созданная ОПГ для поглощения и управления остальными. А кто ее создавал, а потом потерял контроль над ней и пожинал плоды - фамилии известны. Погоны. Уж снимите фильм про Тукая что-ли. Только не забудьте про голод, репрессии, революционеров всех этих кухонных, туберкулёз, про то как мать его бросила ребенком.... Думаете федералы денег не дадут? Или играть некому? Или уровень компьютерных роликов Татармультфильма не перейти? Вот этим и привлечете внимание к национальным языкам . Не только татарским. Можете любовную линию вплести для хайпа. Слабо? Или сокровища озера Кабан или Су анасы предел? Про них уже никто не помнит думаю.

  • ЛДПР
    13.10.2019 16:15

    Я не американские то не хожу, а уж а татарские том более не пойду...
    Только Советская классика...онлайн или с диска...

    • Анонимно
      13.10.2019 16:25

      16:26. А никто и не сомневается, что не ходите и не пойдёте. Вот только почему лукавите? Какой такой онлайн? С какого такого диска? Вы в своём развитии остановились ещё на кассетах VHS!

  • Анонимно
    13.10.2019 16:49

    Удивительное все-таки самомнение у этого как бы режиссера. Он что, правда думает, что никто кроме него не знает, как обстоят дела с кинематографом в Татарстане?

    Первыми организаторами "Золотого Минбара" были москвичи, и среди них не было ни одного татарина. Зауди Мамиргов - помните такое имя? Именно москвичи организовали и провели первые несколько фестивалей, на которые не стыдно было позвать солидных кинематографистов.
    А потом наше доблестное министерство культуры под началом Зили Валеевой, которое поначалу было только в числе соучредителей, сумело фестиваль отжать себе. Не имея ни связей с исламским миром, ни опыта организации международного мероприятия. Но очень желая построить себе еще один домик в деревне.
    И теперь имеем то, что имеем - малопонятный междусобойчик, никому не интересный, и этот кино как бы деятель, все интервью которого можно описать анекдотом - "Вышли денег! Здравствуй, мама..."
    И сам ничего путного не снял, и на должности председателя ничего путного не сделал. А когда мне довелось поработать на Союз кинематографистов РТ под его началом, деньги за работу пришлось выбивать почти год.

  • Анонимно
    13.10.2019 16:49

    Снимать о "Казанском феномене", не так уж и просто... Необходимы: тщательнейший подбор актёров ( желательно, не примелькавшихся и не известных..А то, как-то не особо правдивы будут в ролях тех же "гопниц", Д.Сафарова или Ч.Хаматова), атмосфера, колорит той эпохи, музыка ( Мираж,Комбинация,Ласковый май, Форум,В.Токарев,А.Новиков, Sabrina, Modern Talking и многие др.), слэнг,характерный тому времени и т.д. Над этим следует внимательно поработать..А то, недавно, сняли фильм о гопниках к.80-х - "Бык"! Так там намешали всё в одну кучу и, вроде бы, неплохой фильм от безалаберного отношения к мелочам, здорово, проигрывает..

  • Анонимно
    13.10.2019 17:29

    Смотрите чтобы кино не переросло в реальность. Хотя и порядок в "нынешних рядах" тоже надо навести.

  • Анонимно
    13.10.2019 20:18

    Перехвалил себя глава кинематографии . За столько лет работы нет ни одного фильма, который вышел бы на прокат. Руководству республики пора бы задуматься !

    • Анонимно
      14.10.2019 00:05

      Прокат, это вообще отдельная тема - им должны заниматься прокатчики. В Татарстане этим должно в первую очередь заниматься Татаркино, а оно до сих пор так и не научилось прокатывать местные фильмы. Московские же прокатчики, которые работают на всю Россию эти фильмы не берут, им подавай высокобюджетное кино и известных актеров, чего в Казани пока нет.

  • Анонимно
    13.10.2019 20:48

    Обсалютно нет продвижения вперёд!

  • Анонимно
    13.10.2019 21:12

    Как то все это слова , слова и слова и Асхат Ахметовича приплели и Аминова ... «Пусть останутся в Москве зато они наши « Это что это ? Надо обучать за счёт республики и возвращать сюда, домой и создавать своё кино ! Что-то делать надо ! Зачем вообще Татарстану все эти кинофестивали, кина своего все ровно нету !?) Казанский феномен ну это уже прошлый век , уже все все сняли на эту тему, ну снимите про Тукая, Джалиля, Сайдашева хоть на час что нибудь.. Какую нибудь историю откапайте , легенду, историю, притчу связанную с Казанью, с татарами и т.п. Вот это будет Татарстанское кино ! А то что то снимают вроде, но нечего нет-это что вообще ?!)) Артиитов много в Казани и русских и татарских ! Нечего не могут а все Москва , Москва ! «Башаров , Шакуров , Хайруллина»ну хватит уже господа ! Создайте что нибудь здесь дома со своими , что бы это было на самом деле Татарстанское !

    • Анонимно
      13.10.2019 21:50

      Жалко, что статью не читают, все коментарии основаны на репликах.

  • Анонимно
    13.10.2019 21:43

    Одного тизера было достаточно, чтобы оценить уровень.

    Больной так обязательно с бинтом на голове и обязательно с проступившей кровью.

    Впрочем, и в "большом" кино герой ходит в крови, когда уже сто раз умыться можно было и перевязку сделать.

    Наверняка будут негодяи так на джипах, святые так бедные.

  • Анонимно
    13.10.2019 23:11

    На пустом месте делать что то очень трудно .. Но люди стараются делают , поэтому нужно поддержать и пожелать удачи!

  • Анонимно
    14.10.2019 08:32

    Снимите фильм "Мягкое вхождение в рынок", как вся экономика Татарстана оказалась в кармане одних лиц.

  • Анонимно
    14.10.2019 09:48

    Вот показали на открытии выставки Риза фАХРЕТДИНА В мАНЕЖЕ фильм посвященный этому признанному во всем мусульманском мире проповеднику и выдающемуся исламскому деятелю.
    Фильм откровенно слабый, неужели нельзя было поручить снять фильм какой-нибудь Турецкой компании или более серьезному режиссеру...

  • Анонимно
    14.10.2019 09:49

    Продюсер фильма заранее известен, это Диана...

  • Анонимно
    14.10.2019 12:41

    Кроме того, надо создавать боевики, комедии. У Асгата Ахметовича есть очень хорошая книга о «казанском феномене», давайте на ее основе создадим кино!
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/442302
    Более бездарной траты средств налогоплательщика трудно выискать.
    Чем в моей памяти должен остаться будущий фильм о бандитах?
    Чему хорошему и светлому должен научить фильм о бандитах?
    Чем он думает?
    Если очень "нада фильм" - пожалуйста. Свежий сюжет, посадка самолета с пассажирами в кукурузном поле.
    Отличнейший можно сделать фильм!
    Второй отличнейший сюжет про простое личное мужество, про Мусу Джалиля.
    В качестве образца можно равняться на фильм"28 панфиловцев".

    • Анонимно
      14.10.2019 21:14

      А может по грузинскому сценарию пойти? В советское время очень приличные короткометражки делали. Добрые, смешные-грустные- с достоинством, с колоритом.

  • Анонимно
    14.10.2019 21:10

    Период рождения и становления татарстанского кино сильно затянулся. А в этом году на производство дркументалок и игровых картин Минкульт РТ выделил всего восемь миллионов рублей. А в нашей местной ситуации и восьмидесяти миллионов, пожалуй, было бы мало. Как всем этим малобюджетным фильмам конкурировать с картинами других участников Казанского фестиваля? И ещё.
    В прошлом году были выделены без малого шесть миллионов рублей на производство игрового фильма под названием "Камень Файзрахмана" или что-то вроде этого. Что же в конце концов стало с этими средствами и самим фильмом? Неплохо было бы узнать поподробнее об этой ситуации и судьбе данного проекта...

  • Анонимно
    14.10.2019 21:16

    В этом году на производство татарстанского кино Минкультом РТ выделено всего 8 миллионов рублей. А по идее и восьмидесяти было бы недостаточно для того, чтобы как-то выправить ситуацию с местным кинопроизводством.

    • Анонимно
      18.10.2019 07:41

      Да. Кризисная ситуация по сути-то. А выхода пока даже не предвидится....

  • Hi-Van
    15.10.2019 00:44

    в 1987 году Николай Морозов с Робертом Хисамовым сняли фильм "Страшные игры молодых" так что идея снять фильм о казанском феномене лет на 30, как впрочем все инновационные идеи о культуре. А тех денег которые выделяются на культуру хватает только для того что бы пиарить национальную культуры в бизнес онлайне.

  • Анонимно
    19.10.2019 20:30

    Фарид Давлетшин, Ильдар Ягафаров, Салават Юзеев - вот и весь список сильных в своей профессии режиссёров по Казани и
    всей республике. Пока только они могут делать своё игровое, вполне профессиональное кино. Где же другие? Ау-у! Надо искать днём с огнём по всему региону. Других творцов ещё надо учить или основательно переучивать. Выбор путей развития местного кинематографа надо устроить с учётом мнения в первую очередь этих людей, а не всяких крикунов и самопиарщиков...

    • Анонимно
      21.10.2019 18:42

      Ещё Я !

      • Анонимно
        21.10.2019 22:50

        Сошлитесь на ваши фильмы, если не трудно... Хотелось бы посмотреть и составить о них мнение мнение...

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль