Культура 
14.10.2019

«Он так обращается к татарам в своих трудах, будто жил не 100 лет назад, а наш современник»

Фотоистория «БИЗНЕС Online»: выставка, посвященная выдающемуся просветителю и 8-му российскому муфтию Ризаэтдину Фахретдину, в 22 снимках

В минувший уик-энд в выставочном зале «Манеж», что на территории Казанского кремля, открылась выставка «Уроки Ризаэтдина Фахретдинова», посвященная 160-летию со дня рождения известного ученого и мусульманского деятеля. О том, почему муфтий призывал к моногамии, как спасал соплеменников от голода в начале 1920-х и что ему подарил король Саудовской Аравии, — в нашем материале.

  1. Открывшаяся в казанском «Манеже» выставка «Уроки Ризаэтдина Фахретдинова» — это не только личные вещи и фотографии ученого, но и библиотека, кинозал, лекции, творческие занятия и встречи. Впервые в одном месте представлены предметы из музейных, библиотечных, архивных коллекций, принадлежавшие «совершенному человеку». На выставке также демонстрируются редкие видеокадры, запечатлевшие 8-го российского муфтия в 1921 и 1928 годах.

  2. Торжественная церемония началась с короткого документального фильма о муфтие, который сделал режиссер Ильшат Рахимбай. В фильме использованы фотодокументы, а также видеохроники, запечатлившие Фахретдина. Закадровый голос актера Камаловского театра Рамиля Вазиева рассказывал, что Ризаэтдин Фахретдинов был интеллектуалом, замечавшим и задававшим тренды, человеком мира без границ, мира информации, счастья и достижений. «Просветитель, историк, педагог и писатель родился в деревне Кичучатово Альметьевского района. В годы работы в Уфе Ризаэтдин Фахретдин публикует многотомную энциклопедия „Асар“, где собрал материалы об исторических личностях от Болгарского периода до начала XX века», — информировал голос Вазиева.

  3. Открывая выставку, директор музея-заповедника «Казанский Кремль» Зиля Валеева рассказала, как была в составе татарстанской делегации в Иране, и когда начала перечислять имена татарских известных деятелей — Шигабутдина Марджани, Ризаэтдина Фахретдина, — зал встал. «Я растерялась, — призналась она. — Что произошло, как продолжать встречу? Люди, которые находились рядом, сказали мне: „Вот посмотрите, с каким уважением во всем мире относятся к выдающимся татарским деятелям. То, что они поднялись, — это признак уважения к вам и вашему народу“. Нам нужно осознать, какого масштаба личности были у нас».

    Валеева отметила, что Фахретдин — это фигура, о которой можно говорить много. «Но мы бы очень хотели, чтобы эта выставка стала площадкой для множества встреч школьников с учеными. Очень важно актуализировать те гуманитарные знания, которые по-настоящему являются нашей классикой, достойной изучения другими народами», — добавила директор музея-заповедника. 

  4. Имам мечети «Кул Шариф» Ильфар Хасанов рассказал, что сегодняшние муллы в мечетях до сих пор читают проповеди Ризы Фахретдина. «Он так обращается к татарам в своих трудах, что они до сих пор актуальны, будто жил не 100 лет назад, а наш современник. Мы ни слова не меняем в его проповедях», — говорит он. По словам Хасанова, проповеди ученый писал на татарском языке.

  5. Муфтия Татарстана Камиля Самигуллина на открытии выставки не было, Хасанов передал его приветствие. Сам муфтий РТ находился это время в Уфе, где также вспомнил своего предшественника — посетил могилу Фахретдина на старом татарском кладбище столицы Башкортостана. На экспозиции был представлен и макет Соборной мечети Уфы, в которой служил 8-й по счету российский муфтий Ризаэтдин Фахретдин.

  6. Директор мемориального музея Фахретдинова, который находится в Альметьевском районе, Диляра Гимранова рассказала, что очень многие его посетители, особенно из-за рубежа, знают о Фахретдине даже больше, чем мы. По ее словам, нужно переводить труды выдающегося просветителя не только на русский, но и на другие языки.

  7. Среди экспонатов — подшивка журнала «Шура» из коллекции музея-заповедника «Казанский Кремль», напольные, карманные и настольные часы из хранилищ НКЦ «Казань», подарки короля Саудовской Аравии, документы официальной переписки, письма, открытки и фотографии с автографами — пожеланиями Фахретдинова детям и друзьям. К слову, главный хранитель фондов Музея национальной культуры Индуся Мингазова наравне с устроителями выставки очень воодушевленно рассказывала о каждом экспонате, представленном музеем Национальной культуры татар, который временно вынужден ютиться в фондохранилищах.

  8. В 1906 году Фахретдин по приглашению братьев Рамеевых переезжает в Оренбург, где в течение 10 лет работает редактором крупнейшего татарского журнала «Шура». Журнал, оригинал которого представлен на выставке, больше похож на талмуд большого исторического труда, нежели периодического издания. В нем печатались такие известные татарские деятели, как Шариф Камал, Муса Бигиев, Шаехзада Бабич, Галимжан Ибрагимов и другие. Издателями его были известные меценаты, татарские промышленники и общественные деятели братья Рамиевы — Мухаммедшакир и Мухаммедзакир, более известный как поэт Дэрдменд.

    Фахретдин так отзывался об основании журнала: «Наконец наступили хоть сколько-нибудь светлые дни для российского народа. Немного стало свободнее дышать. Появилась возможность издавать печатные и литературные вещи на своем языке». В журнале поднимались различные социальные вопросы, связанные с национальной политикой, религией, образованием. Журнал сыграл большую роль в становлении и развитии татарского литературного языка. Журнал выходил раз в две недели, был литературным, научным и историческим, популярным среди мусульманских народов России. Издание журнала было прекращено в декабре 1917 года.

  9. В 1917 году ученый был избран казыем — мусульманским судьей ДУМ России и Сибири (ныне — ЦДУМ), в 1922-м — муфтием. Все свое свободное время посвятил науке и работе с архивами. Фахретдин известен как пропагандист научных знаний, истории, литературы, философии. На открытии выставки говорили, что Риза хазрат — безусловный лидер татарской нации, любивший повторять, что развитию нет предела.

  10. На открытие выставки пришли и многочисленные потомки ученого. Например Зуфар Афендин — правнук младшего брата Фахретдина — пришел на выставку со своими сыновьями. Своему младшему сыну Хасану он показывал родословную ученого — шежере, указывая в нем место своей семьи.

    А вот его старший сын Карим Афендин (на фото), ныне студент физфака КФУ, до прихода на выставку даже не подозревал о таком родстве. «С его трудами до сегодняшнего дня я толком не был знаком, сейчас понимаю, что он затрагивал важные проблемы. Прошелся по выставке и понял, что он уже тогда выступал за права женщин, за равноправие», — говорит внучатый племянник ученого.

  11. К слову, именно во время председательства муфтия Фахретдинова в качестве казыя — мусульманского судьи — впервые в мире была выбрана женщина Мухлиса Буби. Беспрецедентный случай для мусульманского сообщества. Она переизбиралась на эту должность в течение 20 лет и являлась правой рукой и помощницей муфтия. Буби руководила отделом по семейным делам, а позднее была секретарем духовного управления. В этом году в Татарстане также отмечается 150-летие со дня рождения просветительницы.

  12. Была здесь и правнучка родной сестры Фахретдина, профессор КФУ, филолог русского языка Альмира Аминова. Она уверена: чтобы прогрессивные идеи Фахретдина стали достоянием широкой общественности, нужно перевести его труды на русский язык. «Татары не очень положительно воспринимают эту идею, но на самом деле через русский язык идет интеграция в мировую философию, теологию, науку. Вот что главное! Нужно, чтобы философия Ризаэтдина Фахретдина и его советы по воспитанию детей разлетелись по миру. Хорошо, что его знают в мире, но на русский язык тоже необходимо переводить. Можно было бы адаптировать и изучать Фахретдина на уроках мировой религии в школе», — уверена она.

  13. Директор музея исламской культуры Ильнур Низамиев устроил для корреспондента «БИЗНЕС Online» экскурсию и рассказал о самых интересных экспонатах выставки.

  14. В 1926 году Фахретдин возглавил делегацию мусульман из СССР на всемирном мусульманском съезде в Мекке. «Поездка для него стала непростой, он был уже пожилым, а дорога дальняя, но он являлся самым авторитетным из мусульман, поэтому именно он и возглавил делегацию. По приезде в Мекку он был избран вице-президентом всемирного мусульманского съезда и вел все заседания. Король Саудовской Аравии встретился с ним лично и преподнес несколько подарков. Один из них — это поднос», — говорит Низамиев.

  15. Еще один подарок саудовского короля — это курильница. Муфтий, естественно, сам не использовал ее по назначению, но все же привез сувенир домой в качестве подарка короля. Сама курильница напоминает современный кальян, но более меньших размеров. Директор же мемориального музея муфтия Гимранова, которая и предоставила этот экспонат, называет его более корректно — «сосуд для благовоний».

  16. «На выставке представлено много фотографий ученого. Самые ценные для нас — это семейные фото муфтия, — продолжает Низамиев. — Он много фотографировался и с детьми, и с внуками, и в Уфе, и в Оренбурге. Он женился на Нуржамал в очень молодом возрасте, еще когда учился, и прожил с ней всю жизнь. На всех фотографиях они вместе».

  17. Перед свадьбой Фахретдин подарил своей будущей жене дорогой красивый чайный сервиз. Уже на исходе жизни Гульджамал абыстай, чувствуя скорый уход, подарила по одной паре из этого набора всем своим детям на память. Они и передали этот раритет в дар музею.

  18. Фахретдин не был сторонником полигамии. «В своих произведениях он писал следующее: „Хатын-кыз тәрбияле булса, ире да аның итагатьле булыр, кичләрен югалып йөрмәс, хыянәт итмәс, икенче хатын алмас“», — цитирует Низамиев. В переводе с татарского «Если жена будет воспитанной и ухоженной, то и муж будет покорным, не будет пропадать по вечерам и искать себе вторую жену». «Он расценивал вторую жену как измену первой», — расшифровывает слова муфтия директор музея исламской культуры.

  19. На одной из видеохроник Фахретдин в 1921 году показывает османский Коран делегации из США. Дело в том, что в эти годы Поволжье накрыл жуткий голод, и муфтий обратился за помощью в американскую администрацию помощи (англ. American Relief Administration, ARA). Американцы отзываются, узнав, что Фахретдин — уважаемый среди мусульман человек. Они собирают значительную сумму денег и продовольствия и привозят ее в Поволжье. Один из сыновей муфтия Габдрахман Фахретдинов с 1919 по 1921 годы работал заведующим инструктором-администратором американской администрации помощи, курируя сбор и распределение средств в Поволжье. Позже, в 1936-м, Габдрахман был репрессирован, а в 1937 году он скончался в тюрьме.

  20. Муфтий Фахретдин одевался скромно. Он говорил, для того, чтобы быть имамом, недостаточно одеть чалму, нужно учиться, учиться и учиться.

  21. Известный ученый, историк, просветитель, педагог, муфтий, общественный деятель, центральная фигура в татарской, мусульманской, общественной, культурной, религиозной, литературной жизни XIX–XX веков Ризаэтдин Фахретдин умер в 1936 году в кругу семьи в возрасте 78 лет. Репрессии, в отличие от сыновей, его не затронули. Похоронен Фахретдинов на старом татарском кладбище Уфы.

  22. Выставка, посвященная «совершенному человеку», продлится в Казани до 13 декабря.

 

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (71) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
14.10.2019 10:23

Али

Ещё улицу в г. Казань , назвать его именем. Например ул. Газовую переименовать , там и мечеть и РИУ.

  • Анонимно
    14.10.2019 08:48

    Разочаровал распиаренный Рахимбай. Даже не подозревал, что презентация, сделанная на уровне школьника - творение аж режиссёра )) знатная халтура получилась, «постарался» на совесть. А репортёрша даже имя супруги Ризы хазрата не удосужилась указать правильно. Все для показухи

  • Анонимно
    14.10.2019 09:42

    Где муфтий РТ

  • Анонимно
    14.10.2019 10:23

    Али

    Ещё улицу в г. Казань , назвать его именем. Например ул. Газовую переименовать , там и мечеть и РИУ.

  • Анонимно
    14.10.2019 11:36

    Многие годы дружил с его дочерью Асма- ханум, медиком, вдовой знаменитого татарского ученого и общественного деятеля с трагической судьбой, внуком Арсланом, инженером оборонного завода.Они многое рсссказали о корнях происхождения ,обстоятельствах смерти Ризы,месте захоронения сына Габдрахмана, дружбе с многими выдающимися личностями ,в т.ч. с знаменитыми братьями Рамеевыми,подарили несколько уникальных фотографий.Очень жаль, что о них не знают или по каким о причинам не упомянули организаторы выставки ,которая стала заметным событием в культурной жизни РТ
    ,в преддверии 100 ее летия.

  • Анонимно
    14.10.2019 12:24

    Краткий повтор. Почему не упомянуты его дочь Асма-ханум, вдова известного татарского ученого и общвестсенного деятеля и ее сын Арслан,сохраннившие уникальные сведения вещи и фото связанные с ним, о которых написал в комментарии?

  • Анонимно
    14.10.2019 12:26

    Спасибо!
    Но "Сама курильница напоминает современный кальян, но более меньших размеров" - не по-русски, не?

  • Анонимно
    14.10.2019 12:28

    Буквально в ноябре будет 160 летний юбилей Дэрдменда-Закира Рамиева, у которого в журнале "Шура" и газете "Вакыт" работали Ризаэтдин Фахретдин и другие выдающиеся деятели татарской и башкирской культуры. Будет ли выставка посвященная Закиру Рамиеву?
    Рим Дашкин

  • Анонимно
    14.10.2019 13:07

    Родословная (шежере) Ризаитдина Фахретдинова выглядит следующим образом: Тансар → Кармыш → Бахшанди → Кайбулла → Янгилды → Тоймухамет → Ишмухамет → Юлдаш → Бикмухамет → Субхангул → Сайфетдин → Фахретдин → Ризаитдин {Хөсәйенов Ғ. Б. Ризаитдин бин Фәхретдин. Тарихи-биографик китап. — Өфө: Башҡортостан «Китап» нәшриәте, 1997. — 304 с.]. Его прадед Субхангул являлся башкирским старшиной, а дед Сайфетдин и отец Фахретдин (1818—1891) служили имам-хатыбами в деревне Кичучатово.
    В анкете, составленной в 1929 году собственноручно Фахретдиновым имеется сведения о его национальности — башкир-тептяр [Ризаитдин бин Фәхретдиндең анкетаһы " Архив газеты «Йәшлек» с 2-12-2016][5]. В метрике о рождении, в паспорте 1912 г. указано, что Ризаитдин Фахретдинов принадлежит к сословию башкир [История башкирских родов. Юрми. Том 21. — Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН; Китап, 2016, С. 702, 704—709]. По утверждению М. И. Роднова, в материалах подворной переписи есть карточка 1900-01 гг., где родственником из Кичучатово было указано, что он «по народности тептяр»[Роднов М. И. Семья Р. Фахретдинова по материалам земской переписи 1900—1901 гг. // Проблемы башкирской, татарской культуры и наследие Ризы Фахретдинова: Материалы межрегионального симпозиума (13 мая 2005 г.). Уфа: ООО «Принт+», 2006. С. 15 — 20.].

    • Анонимно
      14.10.2019 18:01

      Башкиры негодуэ. Типтяре - не башкиры.Заки Валиди тоже был типтяром из казанских татар.

      • Анонимно
        14.10.2019 18:19

        Сами тептяри считают себя тюрками, соседи — мусульмане признают их также тюрками, русский народ, не отличая тептярей от прочих мусульман, называет их вообще татарами. А специальные исследователи о тептярях производят их от различных народностей тюркских и финских, например:

        Миллер считает их смесью чуваш, вотяков, татар и черемис;

        Шиле...................................чуваш, татар, черемис и мордвы;

        Рычков.................................чуваш, вотяков и татар;

        Черемшанский...........................чуваш, вотяков и мещеряков;

        Небольсин..............................чуваш, вотяков и мещеряков;

        Городской..............................вотяков, татар и черемис;

        Кеппен.................................чуваш, вотяков, татар и черемис;

        Всеволожский...........................чуваш, татар и черемис;

        Рыбаков................................русских беглых, крестьян, солдат, татар, чуваш, башкир и мещеряков.

      • Анонимно
        14.10.2019 18:40

        Нуу, у вас даже Чингисхан, истребитель татар, татарин:)

      • Анонимно
        15.10.2019 06:07

        Почитайте мемуары Ахмет Заки Валиди, где он пишет о своей национальности.

        • Анонимно
          15.10.2019 10:26

          Он пишет "я башкир", "мы башкиры". И что?

          • Анонимно
            19.11.2019 11:43

            В ранних, работах, он, кстати, пишет "мы татары". Но важно, конечно то, как он себя определял в средний и поздний периоды (как башкира).

      • Анонимно
        18.10.2019 13:46

        Тептяр-не татар, невежда! Учи историю!

  • Анонимно
    14.10.2019 14:48

    Отрывок вспоминаний об отце дочери Ризы Фахретдина Асьма Шараф:"Отец, после долгих поисков, изучив множество древних записей, смог установить своих предков до 13-го колена. Наши самые древние предки жили в Великом Булгарском государстве.
    По словам отца, его прапрадед Юлдаш бине Ишкай родился и вырос в древнем мусульманском селе Шырдан, что находился на высоком берегу Волги. После поражения Казанского ханства, испугавшись насильственной христианизации, мусульмане Шырдана были вынуждены переселиться в другие места. В том числе Юлдаш бабай со своими соседями и родственниками, собрав свои пожитки, взяв скотину, выехали из Шырдана, оставив родные места и могилы предков. В прекрасные летние дни они прошли много земель. Наконец достигли места слияния двух рек. Им понравился чернозем, богатство лугов ягодами, густой лес, и они осели, основав новую деревню. Эта деревня упоминается в книге "Таварихе Булгария"(История Булгарии). Находилась она на берегу Кичу. Долгое время по имени основателя деревня называлась "Юлдашево". Со временем начали использовать другое название "Кичучатово", по месту расположения деревни. И сейчас деревня называется именно так.
    Все потомки Юлдаша родились в Кичучатово, прожили здесь свою жизнь и похоронены здесь же. Все они были образованные люди, представители духовенства."

    • Анонимно
      14.10.2019 15:58

      Многого стало понятно. Предки Ризаитдина Фахретдинова сбежали из насильственного крещения с нынешнего Зеленодольского района и осели в нынешних землях Альметьевского района.Значит в Закамье не было никакого насильственного крещения.

      • Анонимно
        14.10.2019 21:16

        в 1550 не было , было в 1709-1711 новокрещенская контора со своим продуктом - кряшены.

        • Анонимно
          15.10.2019 06:36

          21 -16 Вы такой грамотный и начитанный. Ну прям ,одно восхищение вами. И много вас таких ? Шибко грамотных .А теперь вот читайте про Новокрещенскую Контору ////Новокрещенская контора — христианская миссия для нерусских народов Поволжья (мордва, чуваши, черемисы, вотяки, татары), образованная в 1740 году. Контора создавалась на основе появившейся в 1731 году Комиссии новокрещенских дел, во главе которой подвизался Алексий Раифский. Её центр располагался в Свияжске при местном православном монастыре. Миссия официально была учреждена по указу Анны Иоанновны от 11 сентября. Главой миссии назначался архимандрит Дмитрий Сеченов, под началом которого первоначально состояло 5 человек (главный управитель, три проповедника, канцелярист). Для охраны миссии во время поездок государство выделяло солдат. Для нужд миссии строились церкви и учреждались церковно-приходские школы (Казань, Елабуга, Цивильск, Царевококшайск), которые нередко воспринимались как инструмент русификации. Для поощрения перехода в христианство новокрещенные освобождались от рекрутской повинности и премировались деньгами. Деятельность Новокрещенской конторы способствовала русификции Нижегородской губернии. В 1747 году в одной Нижегородской епархии насчитывалось свыше 50 тыс. новокрещеных. К 1753 большинство чувашей и марийцев формально было крещено[1]. В 1764 году Свияжская контора была упразднена, черемисы возвратились к язычеству. Наследником Новокрещенской конторы в XIX веке стало Братство святителя Гурия.////

  • Анонимно
    14.10.2019 14:51

    Это Ризаитдин Фахретдинов писал: «Унтугызынчы милади гасырда безнең гыйлем сөючеләребез Көнчыгышны өйрәнүче галимнәргә катнашып йөри hәм рус әсәрләрен укый башладылар. Рус тарихларында күренгәләгән «татар» исемен тикшерүсез hәм тәнкыйтьсез алып, яманат чыгардылар».
    Как будто напрямую обращается казанским историкам - пантатаристам.

  • Анонимно
    14.10.2019 14:59

    Вообще то кладбище называется "Мусульманское кладбище". А не татарское.

    • Анонимно
      14.10.2019 20:24

      В народе все говорят "татарское кладбище".Все знаменитые татары похоронены там.

    • Анонимно
      14.10.2019 21:18

      Если хотите про башкир, то башкиры в Уфе стали появляться совсем недавно.

  • Анонимно
    14.10.2019 15:46

    Дэрдменд великий поэт-философ и общественный деятель, жизнь и творчество которого,хорошо описаны в книге Хамидуллина,но мало кто знает,что его сын Исканндер был первым татарином окончившим знаменитую Фрайбургскую академию в Германии ,выдаюшимся горным инженером,а сын, фронтовик, доктор техических наук Башир,биография которого,заслуживает отдельной книги,стал главным разработчиком первого советского компютера и вместе с членами своего коллектива получил в 1954 г.Сталинскую премию.В Пензе на здании НПО, Рубин, научным рукводителем которого был, установлена мемориальая доска с его барельефом. Такая вот удивительная семья.Наверное, с учетом заслуг всех троих,одну из улиц Казани, стоит назвать "Имени Рамееых".

    • Анонимно
      14.10.2019 17:14

      Опоздали, в Казани уже есть улица имени Дэрдменда в салмычах. Там 5 или 6 домов. Заехал как-то туда по ошибке. Мне стыдно стало за наш город. Ведь на торжественные даты принято привозить делегации на места, названные в честь знаменитых людей. И что они увидят - убогие, спрятанные от мира коттеджи, построенные на честно наворованное?

      • Анонимно
        14.10.2019 18:00

        Если это правда, то улочка в салмачграде, специальная издевка над историей народа,а скорее всего, дремучее невежество, какого то чиновника.В любом варианте позор для города.Не могу представить,чтобы такое произошло ,например, в Уфе,Оренбурге или другом городе ,где много татар. Есть союзпис и минкульт республики, как они допустить такое?

  • Анонимно
    14.10.2019 15:54

    В мире нет наверно зрелища обиднее, когда ты смотришь на олицетворение просвещенности, мудрости своих предков хотя бы на примере журнала "Шура", и не можешь им прикоснуться душой, так как лишили тебя понимания того, что там написано, ты не знаешь этого шрифта.

    • Анонимно
      15.10.2019 13:25

      Ну, если есть желание, арабскую графику выучить нетрудно. Я ходил на курсы при РИУ и выучил арабский алфавит.

  • Анонимно
    14.10.2019 16:34

    Удивило, что некоторые из современных его потомков, мягко говоря, не очень осведомлены о его трудах. Как так-то?..

    • Анонимно
      14.10.2019 16:56

      А вы думаете, кто-то знал труды, можно было упомянуть имя Ризы Фахретдина до начала перестройки? У него даже сыновья были репрессированы и застрелены.

  • Анонимно
    14.10.2019 18:39

    Полностью поддерживаю Альмиру Аминову в том, что труды известных татарских учёных, мыслителей и писателей прошлых веков должны быть переведены на русский язык и изучаться в рамках школьных и вузовских программ.
    Это такое литературное и философское наследие всей России, как и труды русских мыслителей и писателей, таких как, например, Лев Толстой, Фёдор Достоевский и др.
    Почему труды наших великих татарских ученых переведены на персидский, немецкий, английский, турецкий и др. языки, а на русский язык, язык государства, где они жили и творили, считая его своей родиной, - не переведены?
    Почему их работы не включены в программы филологических и философских университетов России?
    Это ещё один факт дискриминации по национальному признаку. Дискриминация культуры народов, их национального литературного и научного достояния.
    Нам ещё далеко до настоящей федерации...

    • Анонимно
      14.10.2019 18:51

      Причём работа по переводу национальных достояний народов России на русский язык должна осуществляться по федеральным программам.
      Также и их внедрение в общероссийское культурное и научное пространство - дело России, а не национальных республик.
      Это не справедливо, что весь бюджет в этой области тратится на русские издания. Татары по всей России живут, и налоги платят, и отчисления государству делают. Также как и все другие нерусские народы.

      • Анонимно
        14.10.2019 19:21

        Сперва эти труды были бы еще доступны на татарском, на татарском же почти ничего нет дореволюционного. Они где-то в архивах, но почти ничего не опубликовано, было бы все это в интернете, даже пусть на арабском шрифте, выучили бы еще ради этого арабский шрифт. У оригинальных текстов совсем другая энергетика, об искаженности перевода уж и говорить нечего, невозможно передать в переводе смысловую насыщенность текстов, которые идут от святого, чистого сердца, каким был например Риза Фахретдин.

        • Анонимно
          14.10.2019 21:12

          У Ризы Фахретдина есть большой личный архив. Причем туда входят не только его произведения, но и переписка с разными общественными деятелями России, других стран. Но насколько мне известно он не обработан в научном смысле, не систематизирован, не переведен даже с арабизированного татарского шрифта на современный татарский язык. А это необходимо сделать и на кириллице и на латинице. Интересно было бы знать и сегодняшнее местонахождение этого архива. Одно время он был в Ленинграде, нынешнем СПб. А где сейчас?. Надо бы и оцифровать его профессионально для доступа желающим всего мира.
          Но кроме личного архива Р. Фахретдин последние годы жизни многократно обращался к советским властям, вплоть до Москвы, ВЦИК о принятии на государственное хранение огромного архива актов гражданского состояния (говоря современным языком) мусульман Поволжья и Урала дореволюционной России и послереволюционных лет, когда муфтием был сам Риза. А этот архив кроме всего прочего - источник данных по истории мусульман, включая их генеалогии. Я так понимаю, все эти вопросы упираются в нежелание властей всех уровней профинансировать эти мероприятия, в том числе и по внутриполитическим причинам. Это кстати наглядно объясняет присвоение имен указанных здесь исторических личностей улицам на "задворках" Казани. Это срочно надо исправить и переименовать как требует дань уважения. Таких улиц достаточно в центре Казани и около него.

  • Анонимно
    14.10.2019 23:30

    Ризаитдин Фахретдинов был башкиром. Он причислял себя к башкирам из рода Юрми. Например его сын Абдрахман Фахреддинов был одним из соратников Ахмат Заки Валиди и участником башкирского национального движения за Башкурдистан. Он по всем документам - башкир. Об этом факте известно всем, и игнорировать этот просто не красиво. Он даже 1925 году написал книгу под названием "История башкир." Сам Ризаэддин Фахреддинов в 1917 г. был избран членом Башкирского Шуро. По всем документам, метрикой, собственноручно написанной биографией, паспортом 1912 г., "Списком прихожан 1-й соборной мечети г.Уфы" и множеством других документов однозначно и ясно подтверждается его национальное принадлежность т.е то, что он является башкиром.
    Я не понимаю, зачем так не красиво и нагло врать на мусульманского богослова подменяя его национальность?! Стыдно должно быть!

    • Анонимно
      15.10.2019 04:21

      Это вам должно быть стыдно присваивать всех знаменитых людей татарской нации, которые состояли в башкирском сословии.Повторяю еще раз:В СОСЛОВИИ.

      • Анонимно
        15.10.2019 09:13

        Башкиры когда пришли к Грозному, назвались сословием?
        Курбский тоже башкир называет сословием?
        В КХ проживали, как мы знаем из челобитной 1551 г. "чуваша, черемиса, мокша, тарханы, можары". Всю мусульманскую часть этих народов Русское правительство после завоевания объединил в сословие ясачные татары. С течением времени они привыкли к этому названию и сами себя стали называть татарами.
        Народ сформировавшийся из сословия это как раз казанские татары.

        • Анонимно
          15.10.2019 16:25

          Назовите достоверный первоисточник, где написано,что башкиры пришли к Грозному ,тем более в летописях,указывают имена или хотя бы социальый статус человека или группы бившей челом о чем нибудь.В советское времяя было много поделоок о добровооьнрм вхождении разеых народов,или даровании преференций и привиллегий,от наукообразных вбросов,до сугубо прагматичных устных фейкоов, типа ,мол Грозный,за то,что гати мостили его воинству, самолично разрешил, марийцам, чувашам ,список постоянно пополнялся,безвозбранно варить кумышку ,то бишь самогон,хотя именно марийцы оказали ожесточенное сопротивление и вели под руководством племенных вождей, настоящую партизанскую войну.Не зря, у свияжских стрельцов, понесших набольшие потери, бытовала присказка типа: там где черемиса,сзади берегися.Только татарам ничего не светило насчет добровольного вхождения в Московское государство,хотя в перечень титулов российких государей всегда, формально входило: царь казанский или болгарский, в общем,что то подобное.

          • Анонимно
            15.10.2019 17:56

            Скажем, татар тогда просто не было, они сформировались в Российском государстве к началу XX в. Из разноплеменных мусульман Казанского края. Главная причина трансформации их в татар - принадлежность к татарским сословиям, главным образом сословию ясачных татар.
            И за Казанское ханство воевали только два народа, башкиры и черемисы. Башкиры в КХ составляли военно-аристократический касту профессиональных воинов - тарханов. Их участие в обороне города не подлежит сомнению. Вторично башкиры воевали за Казанское ханство в начале XVIII в. Вотчинное право башкирам было не даровано, а ими завоевано.

            • Анонимно
              16.10.2019 09:49

              Башкиры никогда не воевали за Казанское ханство.Воевали татары- жители Казани и марийцы.Вот это ,да.

          • Анонимно
            16.10.2019 09:47

            Башкиры добровольно вошли в Московию, чего еще вам надо.Добровольно вошли и добровольно празднуют праздник , который называется "Рэсэй менэн мэнге бергэ")

      • Анонимно
        15.10.2019 10:29

        Вы почитайте в комментариях цитату из Р.Фахретдинова, на татарском. Татарский знаете?

        • Анонимно
          15.10.2019 16:09

          На сколько это невежественно утверждать, что Риза Фахретдинов писал на современном татарском, Алла сакласын! Ризаитдин Фахретдинов писал на чагатайском общетюрском языке, как и все остальные тюрки и башкиры. Салават Юлаев тоже писал точно так же, он что тоже татарин? Почитайте Зайнуллу Расулева, он тоже писал так же т.е на Чагатайском, который и стал современным татарским..Немного изучайте историю, и желательно не с русских источников где всех поголовно называют татарами..

          • Анонимно
            15.10.2019 16:51

            Да вроде бы комментатор 10.29. хотел, чтобы внимание обратили на смысл высказывания Ризы Фахретдина, где Фахретдину немного обидно, что его народ без никакой критики принял название татары, скорее не булгары имел ввиду наверно Фахретдин, таких и среди современных татар много.
            Фахретдин сказал именно-наши взяли название татары, если бы он себя считал башкиром, так бы не говорил, и обидно ему не было бы.

            • Анонимно
              15.10.2019 18:38

              До принятия казанскими мусульманами самоназвания "татары" башкиры с ними составляли один народ. Мосолман Халкы. Башкиры отвергли татаристкие идеи. Татаризм способствовал расколу некогда единого этнокультурного пространства.

  • Анонимно
    15.10.2019 11:36

    Кстати, З.Валиди тоже не башкирин, а типтяр из казанских татар.Об этом пишет Ш.Худайбердин в статье"к башкирской бедноте"от 19 февраля 1919 года.Это что за наваждение присваивать всех знаменитостей татарского народа?Можно же вещи называть своими именами , тем более, фолкхисторизм, который цвел пышным цветом в Башкирии(можно сказать,сверхпышным) ,пошел на убыль, за ненадобностью и примитивностью.

    • Анонимно
      15.10.2019 16:11

      Валиди был татарином? современным или монголом ? )) Типтяр это не национальность

    • Анонимно
      15.10.2019 16:13

      Покажите мне, приведите доказательства где Ризаитдин Фахретдинов называет себя татарином??? а я вам приведу доказательства того где он себя определяет башкиром

  • Анонимно
    15.10.2019 13:13

    О башкирах, именно как народе, и о некоторых их привычках писал и Фадлан.Как и о многих других, откровенн и правдиво, чего стоить описание похорон русского вельможи, умершего в Болгаре. Поэтому его ненавидят,нацики ,в т.ч.татарские.

    • Анонимно
      16.10.2019 12:42

      13:13 1510 " ...чего стоить описание похорон русского вельможи..."
      Коллега! )))
      Вы уж выбирайте более точные выражения. А то у неподготовленного читателя сразу может возникнуть в голове ассоциация из времен 18-19 века с картиной отправки в последний путь аристократа при дворе императора российского. Хотя в единственном дошедшем списке сочинения Фадлана из начала 10 в., как я пониманию, речь идет о кремации человека скандинавского происхождения.

  • Анонимно
    15.10.2019 18:35

    Разделяй и властвуй опять в деле. Уважаемые соседи татары, учите свою историю, культуру, свой быт. Уверен, у вас тоже много великих личностей, которые внесли значимый вклад в развитие вашего народа. Оставьте в покое своих соседей-башкир. Вы пытаетесь переписать историю. Зачем? У вас других проблем мало? Лучше направите эти средства и время на отстаивание своего языка, культуры, и в общем суверенитета. Пытались после революции навязать свой проект Идель-Урал. Ничего из этого не вышло.Да, мы родственные народы, но у нас разные пути. Давайте жить дружно. И оставьте в покое лошадей башкирской породы. Даже до животных докопались)

    • Анонимно
      16.10.2019 02:16

      Нам дела нет до башкир, это вы постоянно лезете со своими измышлениями на татарские сайты. У нас татар и без башкир проблем выше крыши. Вы сначала сделайте свою республику хотя бы приблизительно такого уровня, как Татарстан. Народ из Башкирии валом валит в Татарстан на ПМЖ, обратно что-то никто не едет. Есть хорошая татарская поговорка про ваше поведение: "Ат дагалаганда, бака ботын кыстыра".

      • Анонимно
        16.10.2019 16:39

        Так и вы не лезьте к нам со своими измышлениями. А то видите ли башкир нет, башкиры сословие. Думаете мы вот так раз и исчезнем? Не дождетесь.

        • Анонимно
          16.10.2019 17:02

          Да, можете исчезнуть, так как по версии Юнеско башкирский язык является уязвимым, так что навязывание своего языка татарам РБ в качестве родного под видом северо- западного диалекта башкирского языка- беспочвенно.

          • Анонимно
            16.10.2019 17:15

            Мы исчезнем вместе. Не будет башкир, не будет и татар. Татарские общественники 30 лет воевали против башкирского языка в Башкортостане. И чего они достигли? 2017 года. Еще очень хотели Уфимскую губернию. Будет, и Уфимская, и Казанская губернии. Если постараетесь.

            • Анонимно
              19.11.2019 14:35

              "татарские общественники" из русских ултра-правых организаций. Я как татарин родом из Башкортостана за обязательное изучение башкирского в Башкортостане и более широкое внедрение его в жизнь. И да - друг без друга мы совсем одиноки и исчезнем. Но! Коль скоро около четверти населения республики татары - татарский (по хорошему) тоже должен быть государственным языком в Башкортостане. Вот об этом татарские общественники несколько раз заикались. Поддержали их башкирские общественники и башкирские власти? Нет.

    • Анонимно
      16.10.2019 13:25

      У нас также много личностей, которые внесли значимый вклад в развитие башкирского народа.И вы это прекрасно знаете.И это не на уровне лошадь- курай, а повыше.так что,успокойтесь уже, вам надо принять как должное-татарская лошадь была, есть и будет.

  • Анонимно
    15.10.2019 20:47

    Краткий повтор.Пренебрежение к башкирскому языку,как одному из неполноценных диалектов татарского, было весьма прпулярно у части интеллигенции.Его современную граамматику,мол создал татарин Закир,преподаватель казанского медресе Мухаммадия, после 1917 г. переехавший в Уфу,а его сын став 1 секретарем Башкирского обкома, являлся главным гонителем татар и автором политики их башкиризации.

    • Анонимно
      15.10.2019 22:05

      Секретаря обкома Шакирова,сына Закира, многие татары в Башкирии,поминают недобрыми словами,Муртаза только доделывал начатое и осуществленное им.

  • Анонимно
    15.10.2019 20:49

    Прекрасная выставка. Вся информация в доступной форме. Почему некоторые всегда находят повод повизжать о дискриминации?Кому из татар сегодня что-то недодали?

  • Анонимно
    16.10.2019 09:18

    Надо же у нас есть люди набравшиеся смелости комментировать слова Фахретдина совершенно не понимая мусульманскую специфику. Оказывается Фахретдин расценивал женитьбу на второй жене как измену первой. Этот директор музея пытается убедить доверчивых людей, что Фахретдин был вероотступником? Кяфером? Пока у нас такие люди возглавляют исоамские музеи порядка в республике не будет.

    • Анонимно
      19.11.2019 12:22

      Если первая жена не дает согласия, если муж не может абсолютно в равной степени любить и уделять внимание обоим женам, если ему сложно содержать или удовлетворять обеих жен, если он хоть в чем-то проявляет несправедливость. То - да вторая жена - это грех и об этом Ризаэтдин Фахретдин писал, прозрачно намекая (или говоря прямым текстом - точно нужно прочитать в оригинале), что реальное соблюдение норм шариата делает многоженство не возможным, вопреки хотелкам многих консервативных мулл. Все решения о разрешении на второй брак были отданы в ведение Мухлисы Буби, она в свою очередь издала список требований шариата к тем, кто хочет вступить в брак со второй женой - фактически это был не прямой запрет, но мораторий - ну типа вдруг действительно появится святой которому будет необходимо вступит во второй брак и обе женщины при этом будут согласны...

  • Анонимно
    16.10.2019 13:14

    Тут много наговорили враждебных слов о двух "братских этносах". Хотя в царское время все они считались "мусульманами". И для передовых личностей из их среды было понятно, что семена вражды сеяли правители и провокаторы в соответствии с политикой государства. Поэтому и возникла идея Идель-Урала о единстве волжско-уральских тюркских народов. А конкретные аргументы каждого интеллектуала того времени можно узнать только изучая подлинные тексты их сочинений на эту и другие темы. Это своеобразный идейный континуум, который в значительной степени уже утрачен, уничтожен или лежит под спудом, не представленный нашим современникам. Для преодоления такой ситуации именно и надо академически издать в книгах и других видах СМИ с комментариями архивы и собрания сочинений Р Фахретдина и многих других авторов царского и советского времени, по разным причинам не дошедших до широкой аудитории.
    Все упирается в внутриполитические цели разных группировок внутри современного государства РФ.

  • Анонимно
    19.11.2019 12:02

    Уважаемые авторы, вы тут не точны:
    ///К слову, именно во время председательства муфтия Фахретдинова в качестве казыя — мусульманского судьи — впервые в мире была выбрана женщина Мухлиса Буби. Беспрецедентный случай для мусульманского сообщества.///

    1) Мухлиса Буби была избрана одной из семи общероссийских судей еще на первом (третьем) всероссийском съезде мусульман - до того как Фахретдинов стал председателем ДУМ. Это был первый в истории России случай, когда российские мусульмане сами смогли избрать себе судей - они сразу избрали в числе судей женщину. Да - всё время своего председательства Ризаэтдин Фахретдин её поддерживал (что сложно сказать о Галимджане Баруди, например).

    2)Мухлиса Буби все же не была ни первой в мире женщиной-казыем ни "беспрецедентным случаем" - избрание женщины казыем - явление крайне редкое (до сих пор), но не уникальное.

    3) Зато Мухлиса Буби была ПЕРВОЙ женщиной-судьей в истории России. С апреля (момента избрания) по ноябрь 1917 года религиозные суд оставался частью российской судебной системы не только де-факто, но и де-юре.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль