Общество 
30.10.2019

«Сказали, чтобы я здесь больше не появлялся»: памятник афганцам выбирают со скандалом

Предварительные итоги голосования попали в СМИ, и теперь процедуру выбора будущего монумента в парке Победы могут признать нелегитимной

Несколько участников конкурса на выбор лучшего памятника афганцам заявили: из-за плохой организации и слабого освещения в СМИ его результаты могут быть необъективны. Голосующих мало, в основном это знакомые самих скульпторов, которые узнают о конкурсе по сарафанному радио. Добить его может новый скандал: СМИ ошибочно назвали вероятного победителя, чем оказали скульптору Фанилю Валиуллину медвежью услугу — пошли разговоры о дисквалификации его скульптуры.

Скульптурные композиции, участвующие в конкурсе на выбор памятника воинам-интернационалистам, выставлены для голосования в здании ДОСААФ на ул. Патриса Лумумбы Скульптурные композиции, участвующие в конкурсе на выбор памятника воинам-интернационалистам, выставлены для голосования в здании ДОСААФ Фото: Сергей Елагин

«меня вообще хотели дисквалифицировать. якобы я это специально сделал»

Конкурс на выбор памятника воинам-интернационалистам внезапно приобрел остроту. Скульптурные композиции выставлены для голосования в здании ДОСААФ на улице Патриса Лумумбы, 4. В понедельник предварительные результаты конкурса сфотографировал один из участников, соавтор и исполнитель одной из представленных композиций Фаниль Валиуллин, после чего этот снимок как-то попал к журналистам, которые и объявили его победителем. Как объяснил нашему изданию он сам, это был лишь промежуточный результат голосования, составленный по итогам нескольких дней, тогда как процедура отбора победителя закончится 15 ноября. Как результаты голосования попали к репортерам, скульптор не знает. «В итоге вчера меня не впустили (в помещение, где проводится голосование, прим. ред.), сказали, чтобы больше здесь не появлялся, — со смехом говорит он. — На следующий день меня вообще хотели дисквалифицировать, убрать с голосования. Якобы я это специально сделал, хотя даже не знал».


По мнению Валиуллина, конкурс не проводится на должном уровне, в первую очередь касается освещения его в СМИ. Каждую неделю скульптуры выставляются для голосования в разных локациях, но об этом зачастую не знает не только общественность, но и сами авторы композиций. По его словам, информационное освещение конкурса свелось к бегущей строке на телеканалах «Эфир» и ТНВ, причем она шла всего два дня — 25 и 26 октября. Время для голосования также выбрано неудачно, считает скульптор. Например, сегодня оно проходит в ДОСААФ в разгар рабочего дня, с 10 до 16 часов. «Если бы хотели знать мнение людей, поставили бы где-нибудь в торговом центре, где постоянный поток народа. Тогда можно было бы о чем-то говорить», — считает он.

По мнению Фаниля Валиуллина, конкурс не проводится на должном уровне, это в первую очередь касается освещения его в СМИ По мнению Фаниля Валиуллина, конкурс не проводится на должном уровне, в первую очередь касается освещения его в СМИ Фото: Фото: © Елена Сунгатова, art16.ru

Процедура голосования у собеседника издания также вызывает вопросы: по его словам, сейчас требуется лишь поставить галочку на бланке. «Я говорил людям, чтобы они подписывали свои бланки, а то так можно потом сколько угодно галочек накидать», — намекает он на возможность вброса бюллетеней. Кроме того, на конкурс представлены скульптуры, которые заведомо не соответствуют техзаданию, но «съедают» голоса. «Для чего это сделано?» — недоумевает соавтор композиции. «Много тех, кто голосует за своих знакомых. Так как не было должной огласки в новостях, люди узнают только через сарафанное радио, поэтому так и получается», — сетует Валиуллин. По его мнению, всех спорных моментов можно было бы избежать, если бы организаторы прибегли к электронному голосованию. 

С ним солидарен один из его соперников, скульптор Наиль Валиев. «Я не думаю, что придут много людей, мало кто в курсе, даже мы сами не знаем, где выставили», — говорит он. Наш собеседник согласен с тем, что в результате проголосовать могут мало людей и отбор победителя будет необъективным. У него даже складывается ощущение, что голосование носит формальный характер, тогда как столь патриотическая тема достойна более широкого освещения.

Процедура голосования также вызывает вопросы: по словам Валиуллина, сейчас требуется лишь поставить галочку на бланке Процедура голосования также вызывает вопросы — требуется лишь поставить галочку на бланке Фото: Сергей Елагин

«когда эта скульптура будет стоять в парке, у нее не окажется объяснения, потому нам важно получить реакцию»

Ответственный секретарь координационного совета кабинета министров РТ по вопросам ветеранов боевых действий Елена Алешина подтвердила, что голосование проводится все время в разных местах, но это сделано с целью ознакомить со скульптурами наибольшее количество людей. По ее словам, после ДОСААФ композиции переместятся в Казанский молодежный центр им. Гайдара, а затем могут быть выставлены в одном из торговых центров города, переговоры об этом сейчас ведутся.

«Голосуют все, кто хотят, но отдельно учитываем ветеранов боевых действий», — объяснила она. В результате определят первое, второе и третье место, после чего отобранные работы будут представлены экспертному совету минкульта и далее правительству. Автор скульптуры, которая займет первое место, получит 150 тыс., второе  — 90 тыс., третье  — 50 тыс. рублей. Сам конкурс продлится до 15 ноября, после чего вновь будет проведено казанское собрание ветеранов, где они еще раз выскажут свое мнение. «Сейчас идет голосование без смысловой нагрузки, мы хотим просто узнать мнение людей, какие у них возникнут эмоции, что им нравится. Ведь когда эта скульптура будет стоять в парке, у нее не окажется объяснения, потому нам было важно получить реакцию в чистом виде», — поясняет Алешина. Уже после того как определят любимцев публики, скульптуры передадут на суд профессионалов, которые учтут требования архитектуры и привязку к территории.

«20 лет этот памятник существовал, и 20 лет его критиковали сами же афганцы. Потому мы хотели, чтобы они сами и поспорили, и определились. Если появятся отрицательные отзывы, чтобы сами были в курсе, почему это происходит, почему специалисты памятник отклоняют, — объясняет ответственный секретарь. — Очень терпеливо ведет себя правительство, тактично — министерство культуры, никто ничего не навязывает и не указывает».

Алешина опровергла утверждение СМИ о том, что памятник обещали установить к 30-летию вывода войск из Афганистана. «Никто не обещал, это неверная информация, — подчеркнула чиновница. — Изначально предлагалось много вариантов — и от минкульта, и от „Татгражданпроекта“. На уровне Асгата Сафарова (руководитель аппарата президента РТ — прим. ред.) это обсуждалось, но то, что предлагалось, не совсем устроило. Учитывая, что критиковался и прошлый памятник, и само место, где он стоял, чтобы снять все вопросы и противоречия, решили пойти таким путем: чтобы максимальное количество людей приняли участие в обсуждении».

Евгений Кабыш (второй слева) считает, что даже если количество голосующих пока не велико, оно однозначно отражает мнение самих ветеранов и членов их семей Евгений Кабыш (второй слева) считает, что, даже если количество голосующих пока невелико, оно однозначно отражает мнение самих ветеранов и членов их семей Фото: «БИЗНЕС Online»

Председатель правления татарстанской республиканской общественной организации инвалидов войны в Афганистане Евгений Кабыш припомнил, что скульптуру Валиуллина накануне даже хотели снять с голосования. «Но я против этого», — заметил собеседник издания. По его словам, даже если количество голосующих пока невелико, оно однозначно отражает мнение самих ветеранов и членов их семей. Зато СМИ подогрели интерес к процедуре отбора победителей. «В понедельник, пока столы поставили, было уже 12 часов, к 16:00 проголосовал 91 человек, — рассказывает председатель организации. — А вчера уже 200».

До начала прошлого года единственный в Казани памятник воинам-афганцам находился в Казани на пересечении улиц Сибгата Хакима и Декабристов До начала прошлого года единственный в Казани памятник воинам-афганцам находился в Казани на пересечении улиц Сибгата Хакима и Декабристов Фото: «БИЗНЕС Online»

20-летняя история ПАМЯТНИКа войне

Напомним, до 2018 года года единственный в Казани памятник воинам-афганцам находился в Казани на пересечении улиц Сибгата Хакима и Декабристов. Его автором была скульптор Асия Миннуллина, а появился он в 1998-м. Там же проходили митинги, посвященные выводу войск из Афганистана. Монумент демонтировали во время подготовки к чемпионату мира по футболу, а на его месте установили скульптуры школьников, играющих в футбол.

После демонтажа было объявлено, что в казанском парке Победы установят новый памятник воинам-афганцам, воинам-интернационалистам и воинам, выполнявшим свой долг на Северном Кавказе, а предварительная дата завершения работ — 15 февраля 2019 года. Такое заявление сделал в феврале 2018-го на пресс-конференции военный комиссар РТ Сергей Погодин.

Однако 30-летие вывода советских войск из Афганистана казанские воины-интернационалисты встретили с недоумением — новый памятник установить не успели. Как писали СМИ со ссылкой на исполком города, к дате, когда новый памятник уже предполагали установить, на самом деле не было даже понимания, каким именно он окажется. Не имелось единого мнения и в среде ветеранских организаций. Афганцы предлагали одно видение, а служившие в Чечне — другое. Просили учесть их в новом монументе и военные, вернувшиеся из Сирии. Работу по обсуждению и утверждению эскиза нового памятника вела республиканская комиссия, в состав которой вошли представители воинов-интернационалистов, министерства культуры РТ и исполкома Казани. Член президиума координационного совета кабмина РТ по вопросам ветеранов боевых действий Рустам Равилов говорил изданию, что ветераны намерены обратиться и к президенту России, и к министру обороны РФ Сергею Шойгу, «чтобы они оказали какое-то давление на местные органы».

В настоящее время демонтированный памятник находится на хранении у подрядной организации. Его судьба решится после утверждения эскизного проекта нового мемориала. 

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (121) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
30.10.2019 16:36

К чему эти фигуры с оружием? Фантазии не осталось?... Скульпторы выродились у нас... Монументализма вообще никакого. А Афган это не только мальчишки с автоматами, это также их семьи, матери и отцы, дети. Это война, а не американский боевик...

  • Анонимно
    30.10.2019 16:14

    Тот, где солдаты стоят, прижавшись друг к другу - классный

    • Анонимно
      30.10.2019 16:25

      это какой номер?

      • Анонимно
        30.10.2019 16:33

        1

      • Анонимно
        30.10.2019 16:38

        Это видимо человек имеет ввиду номер 7 намылил. Мне тоже понравился. Приблизил фото там как. Поснимаю символизирует пехоту, танкиста и лётчика.
        Я бы выбирал 6,7,9. Но не все видно на фото. Со снайпером тоже хороший.

        • Анонимно
          30.10.2019 21:20

          А почему нет артиллериста, автомобилиста, связиста и ..?....

  • Анонимно
    30.10.2019 16:17

    Если честно все памятники как не очень, нужно еще поискать варианты.

  • Анонимно
    30.10.2019 16:18

    Тут к гадалке не ходи нужен БТР в качестве постамента... я бы еще про Мальчишек которых ЕБН в Чечне положил не забывал бы.

  • Анонимно
    30.10.2019 16:23

    ни один не понравился. там не должно быть лиц

  • Анонимно
    30.10.2019 16:35

    Читаю статью в ВК. Лидеры 1, 6 и 9. 6 и 9 мне нравятся больше.

  • Анонимно
    30.10.2019 16:36

    К чему эти фигуры с оружием? Фантазии не осталось?... Скульпторы выродились у нас... Монументализма вообще никакого. А Афган это не только мальчишки с автоматами, это также их семьи, матери и отцы, дети. Это война, а не американский боевик...

    • Анонимно
      30.10.2019 17:07

      Абсолютно согласен. И еще вопрос -А чем старый памятник не угодил? Деньги потратить некуда? Демонтировали на время чемпионата- верните на место! Нормальный памятник был в отличие от представленного.

    • Анонимно
      30.10.2019 21:32

      А надо было семейную фотографию поставить?Так предложите в комитет ветеранов м.быть прислушаются к вашему мнению.

      • Анонимно
        1.11.2019 08:59

        С какого перепугу я должен предлагать? Я не скульптор, вот и не участвую. Закажите профессионалам и заплатите достойно. Вы привыкли что художники вам за дарма должны работать, а это не так. За дарма вы можете получить вот такую каку и уже заполонили ей пол города... И рассматривать тоже должны профессионалы, у нас же не народ выбирает где нефтяную скважину бурить, а специалисты, так здесь, я вам скажу, должно быть тоже самое, вплоть до места расположения!

  • Анонимно
    30.10.2019 16:36

    №1 - эмоционально цепляет, не постановочная композиция из разряда "фото на память", а состояние выжившего воина после боя, как символ силы, стойкости, во чтобы то ни стало выполнить воинский долг...

    • Да, идея в №1 хороша. Однако, не годится. Веет безнадегой. Русские - лучшие воины на свете, победители. И в Афгане победили, отстроили чуть не с нуля замечательную страну, доказав лишний раз, что являются еще и лучшими в мировой истории колонизаторами.

      Единственное, против чего они бессильны - это против предательства. Ну как бессильны. Просто не простят его никогда.
      О чем бы надо помнить нашим местным иудам.

      • Азат Д
        30.10.2019 18:26


        На счет лучшие и победители, вы погорячились.

        • Анонимно
          30.10.2019 18:51

          Это ты не ведаешь, что вещаешь. Лишь бы комент отвесить.

          • Азат Д
            30.10.2019 19:01


            Расскажите, может я чего не знаю?

            1904 с японцами - поражение
            Первая мировая - поражение
            1919 с поляками - поражение
            1939 с финнами - победа
            Вторая мировая - победа с союзниками
            Афганистан - поражение
            Первая чеченская - поражение.

            Напишите если что.

            • Анонимно
              30.10.2019 19:24

              19.01 Азат, вам бы помимо того, что бы делом заняться и работу нормальную найти ещё бы жену хорошую не помешало бы, что бы мозги вправила и времени на дурь не оставалось.

            • Анонимно
              30.10.2019 19:28

              19.01 твой прадед, дед, отец, старший брат где были, когда эти войны шли? Или так же сидели в углу, русских и Россию ругали исподтишка?

              • Азат Д
                30.10.2019 19:38


                Не боись, воевали и награды есть.
                По теме есть что написать? А не как бабка у подъезда.

              • Анонимно
                30.10.2019 20:27

                Азат прав. Ваш довод про прадеда, дела не понятен. Если дед и прадед воевал, то обязательно надо говорить что выиграли войну, если даже проиграли? Дядя бабушки участвовал в походе Тухачевского в Польшу в 39г. Попал в плен, умер. И что, надо говорить , что выиграли в 39м?

                • Анонимно
                  30.10.2019 20:52

                  Поход Вашего дяди был на 19 лет раньше, а Тухачевский был расстрелян 12 июня 1937 г.

            • Анонимно
              31.10.2019 07:16

              если Вы ведете летоисчесление своего государства с 20-го века - то мне Вас жалко. Россия имеет тысячелетнюю историю, и благодаря стойкости своего народа выстояла многие невзгоды

              • Анонимно
                31.10.2019 08:00

                Выстоять-то она выстояла, вот только народ российский живёт хуже французского или английского с не менее богатой историей, но без нефти и газа.

        • Анонимно
          31.10.2019 09:26

          В мире на сегодняшний день существует только 2 страны, имеющие непрерывную государственную независимость сроком более 500 лет. Это Россия и Англия. Понятно, что за последние полтысячи лет они переодически локально проигрывали и выигрывали, ведя внешнюю политику. Но оттого что Вы менторским тоном расскажете про Балаклаву и Кабул менее великой страной-победительницей Великобритания не станет. )

          • Анонимно
            31.10.2019 16:25

            Азат Д

            Только Россией тоже англичане правили, начиная с немцев Гольштейн Готторпы.

            • Анонимно
              1.11.2019 14:22

              31.10.2019 16:25
              И Англией, с Австралией и Канадой - тоже - немцы - Виндзоры, во время ОБЕИХ мировых войн!

            • Анонимно
              1.11.2019 14:24

              31.10.2019 16:25
              Была в истории человечества одна династия МОНГОЛЬСКОГО происхождения - Чингизиды!
              НЕ слыхали?

            • Анонимно
              1.11.2019 18:43

              31.10.2019 16:25
              В 1760 и в 1813 годах "Гольштейн Готторпы" ДВАЖДЫ брали Берлин!

      • Азат Д
        30.10.2019 22:44


        Воюют -русские, побеждают -русские, а отступают, сдаются в плен и предают, это точно не русские.
        Самому не смешно? Сила России как раз в многонациональности, в нормальной жизни народы дополняют друг друга.

      • Фидарис
        31.10.2019 12:47

        "Иуда"- это, когда за сребреники. Лучше загляните в свой "кошелёк". У вас свое понимание патриотизма, у других - оно может быть другим. Не надо вешать ярлыки и пытаться устроиться в ряд с "лучшими колонизаторами". Написал, возможно, немного эмоционально, но ничуть не превысив уровень вашей тональности. Однако вас пропустили, а меня "смодерируют".

        Господа модераторы, почему одним дозволено, другим - нет. Поневоле думаешь - а не сам ли этот пользователь и является одним из модераторов?!. Пропустите хоть один мой текст в ответ на его необоснованные выпады.

      • Анонимно
        31.10.2019 14:15

        Не соглашусь про безнадёгу. Эти ребята (мальчишки, мужчины), оказавшиеся на этих войнах не по собственной воле, по приказу (и солдаты-срочники, и офицеры) выполняли воинский долг. Понимали ли они тогда, что им сейчас придётся оправдываться -что не сдались, что выполняли приказ, что не погибли, в конце концов!! Точно знали, что положиться могут только на товарища рядом и делали это, об этом и памятник (вариант1) - рядом, живые, несдавшиеся... А про маразм тех , кто послал их на эти войны - ну, конечно, сейчас, по прошествии времени, да ещё и с дивана - многим ВСЁ ясно. Осуждать их права у нас НЕТ!

    • Анонимно
      30.10.2019 20:41

      Вариант N1цепляет,да,НО уместен он на захоронении,т.е.как надгробие,думаю я.

  • Анонимно
    30.10.2019 16:38

    да, голосование организовано как в 70ые прошлого века. мы ходили специально, взяли паспорта, а пригодилась только галочка. Как же так.

  • Анонимно
    30.10.2019 16:40

    все не очень...нужно как то подчеркнуть бессмысленность этой войны

  • Анонимно
    30.10.2019 16:47

    Не хватает разорванной десантской тельняшки,вытянутой руки с гранатой,типа «за пацанов»,было бы патриотичненько.

  • Анонимно
    30.10.2019 16:48

    Поправьте. Это не только памятник воинам афганцам, а как в других СМИ памятник воинам-интернационалистам и погибшим в горячих точках. Их много было и есть, где наши воины сражаются.

    • Анонимно
      30.10.2019 17:04

      Воевали эти братцы за интересы режима,не за родину, зачем залезли в Афганистан,Чечню,теперь Сирию.Что они делали на чужих землях ? вопрос.

      • Анонимно
        30.10.2019 17:19

        17.04 ну раз вам не дано понять, значит так и нужно. Не все могут думать у нас. И Афгане и тем более в Чечне, а сейчас в Сирии наша армия все правильно делает и для меня и для вас в том числе.

        • Анонимно
          30.10.2019 21:34

          Правда.

        • Анонимно
          30.10.2019 21:49

          Армия просто расхлёбывала просчёты нашей власти - и в Афгане, и Чечне. За Чечню, по крайней мере, Ельцин покаяться успел, в отличие от Брежнева и Устинова, умерших до того, как провал их авантюры с поддержкой "братских режимов" не стал очевидным. За что погибли там наши ребята? За Бабрака Кармаля и Наджибуллу? За то, чтобы туда потом пришли американцы и тоже ничего путного не смогли сотворить?

      • Анонимно
        30.10.2019 17:27

        17:04.Какая война-такие и памятники.Бессмысленные.

      • Азат Д
        30.10.2019 18:27


        К срочникам нет вопросов, они подневольные.

      • Анонимно
        1.11.2019 09:01

        Тогда не спрашивали пацанов, не наговаривайте. Слали и всё... Не стоит путать с работой по найму.

  • Анонимно
    30.10.2019 17:03

    номер 8 понравился, мальчишка с невинным лицом, который не понимает, куда попал

    • Анонимно
      30.10.2019 19:07

      А я про него думаю всегда как будто он вернулся с войны в деревню... и ему трепетно комок в горле

  • Анонимно
    30.10.2019 17:04

    для начала понять бы что он должен в себе олицетворять. что бы мы хотели видеть - интернациональную помощь? воинскую славу? память погибшим? что? извините, но у большинства скульпторов получились детские солдатики абсолютно без идейные.

  • Анонимно
    30.10.2019 17:08

    Без фантазии варианты. Эмоций не вызывают.

  • Анонимно
    30.10.2019 17:16

    Тактика которую применяли советские войска —это широкое применение артиллерии и авиации для осуществления тактики выжженной земли, то есть умножение на ноль агрокультурных полей, депопуляция населения и террор. Из-за уничтожения сельхозугодий и инфраструктуры в 1984—1985 годах в Афганистане случился голодомор и, как следствие, пополнение рядов моджахедов новыми кадрами, возненавидевшими совок.
    Для проведения боевых операций чаще использовали небольшие соединения с применением вертолётов, танки и БТРы по горам ездить не могли. Салажат в бой брали только в небольших количествах и под присмотром опытных воинов, ибо за потери драли нещадно. Нападать старались внезапно, но зачастую душманы были заранее информированы перебежчиками со стороны правительственных войск Афганистана.
    Веселья войскам советов добавляли мерзкие болезни и потребность в акклиматизации. По некоторым данным, в первые годы войны 1/3 часть армии из-за болезней (в основном кишечных) была недееспособна. Это, в свою очередь, подстегнуло развитие советской военной фармы — обеззараживающие таблетки, которые можно было кинуть в лужу, а потом спокойно из неё пить, появились как раз в те времена.
    А вот спецназ уходил глубоко на душманскую территорию, где действовал зачастую безо всякой поддержки артиллерии и авиации, взрывая склады, убивая душманских главарей и грабя корованы.

  • Фидарис
    30.10.2019 17:24

    Лет двадцать с лишним назад одна моя родственница вышла замуж. Отец жениха оказался полковником танковых войск, целых три года провоевавший в Афганистане.
    Были времена, когда на центральных каналах ТВ шли реально прямые эфиры передач с острой дискуссией на различные темы.. В одной из них бывший министр обороны генерал Грачев поверг в шок собравшихся, рассказав как действовали российские войска, когда узнавали, что в каком-то селении могли быть вооруженные "душманы". Возле селения расставляли боевые машины и наносили массовый ракетный удар по всей его площади, а потом танки раскатывали оставшиеся строения. И проблема с "душманами" решалась в этом селении таким вот образом, без особых потерь со стороны личного состава. Количество и качество потерь противной стороны никто не считал.
    Уже в нулевые на одной из вечерних посиделок я решился спросить у полковника .... Было - тихо произнес он, опустив глаза

    А между тем в этой войне погибло более одного миллиона мирных жителей афганцев. Почему-то все это называют выполнением
    "интернационального долга" и памятники этим "интернационалистам" ставят...

    • Булгарин
      30.10.2019 18:09

      Вот заклюют же, но все же вопрос задам. А нет тут чего то похожего с тем, что делали немцы в той же Белоруссии? Тоже окружали деревни откуда раздавались выстрелы, также уничтожали всех, сжигали дома. Только вот отличие, немцы у себя им памятники не ставят.

      • Анонимно
        31.10.2019 07:28

        дурака не исправит НИ-ЧЕ-ГО.

        • Булгарин
          31.10.2019 11:04

          Это вы, видимо, о себе! А что можете сказать по существу? Понимаете ли, что по официальным данным за ту войну убили около 1 млн. афганцев. И это при обшей численности в то время в 15 млн. человек. Это примерно то же самое, если бы при численности населения в СССР в 150 млн. человек те же немцы выкосили бы 10 млн. человек, убивая их вот также как тут описали. И это ведь не единственное свидетельство тех зверств, что творили там солдаты из СССР. У меня тоже много знакомых, кто прошел ту войну. И многие вспоминают с ужасом все то, что там творили.

    • Анонимно
      30.10.2019 18:32

      Исходя из логики такой правильней было бы бросать личный состав без арт подготовки и поддержки бронетехники, вот таких грамотеев надо первыми в бой вводить с легким стрелковым вооружением. Если боевая задача выполнена без потерь личного состава, командованию большое уважение.

    • Анонимно
      30.10.2019 21:40

      И у меня есть рассказ участника афганских событий.Мальчишки всем выпуском пошли...вернулся один,долго вспоминая плакал...Контужен был ,а его за убитого приняли,на его глазах убивали сокурсников,седой пришёл.

    • Анонимно
      1.11.2019 08:01

      Азат Д

      Правильно, в кишлаке моджахеды, на своей земле, воюют за свою Родину, до последнего будут бится, а идти в атаку на укрепрайон, большие потери, тем более уверен не кто из военных погибать за этот Афганистан не хочет, вот и раскатывали села.

    • Фидарис
      1.11.2019 11:15

      31.10.2019 08:01 Генерал Грачев был удивлен реакции публики - ему тоже, как некоторым местным "патриотам", казалось, что утюжа танками, выворачивать из-под саманных завалов тела недобитых ковровой бомбардировкой детей - это норма при выполнении "интернационального долга".
      На этом прямом эфире собравшиеся обсуждали кадры, показанные на ТВ, где полковник Буданов давал команду на массированный артобстрел чеченского селения, где по его мнению, кроме мирных жителей - детей , женщин, стариков - могли быть боевики. Вот тут Грачев взял слово и просветил публику о тактике ведения боев в Афганистане.

  • Анонимно
    30.10.2019 17:27

    Многие «воины-интернационалисты» вернулись домой калеками — как телесными, так и душевными. У некоторых молодых парней от пережитого даже поседели волосы. Это состояние получило почти официальное название — «Афганский синдром», позже переименованный в «чеченский». До сих пор это болезненная тема, о которой говорить не принято.
    Вернувшихся из Афгана Родина не ждала с распростёртыми объятиями. Советскому обывателю, от зачуханного пьянчужки до генсека, было понятно, что прошедшие мясорубку молодые парни захотят навести порядок в своей стране, а этого не хотелось никому. Поэтому родная пропаганда под «гласность» стала чхать на своих бойцов, апофеозом чего стал Афганский Синдром. Замечательная отмаза от безногого парня для любого чиновника — «А я вас туда не посылал!»

    • Анонимно
      30.10.2019 17:50

      Были. Но это не значит, что парни там зря воевали. Во время войны на надо думать, надо думать до войны. Войны можно по разному оценивать, но это не влияет на то что там воевали Герои.

  • Анонимно
    30.10.2019 17:28

    Все статуи выполнены на уровне знаменитой Девушки с веслом.Просто вёсла заменили где автоматами а где винтовкой.Ну если нет пророков в своём отечестве неужели нельзя объявить конкурс с более широким кругом участников.А эти статуи можно просто поставить на аллеях парка .Как малые архитектурные формы они подходят.

  • Анонимно
    30.10.2019 17:30

    Все ж одинаковые! Чего выбирать-то?!

    • Анонимно
      30.10.2019 20:56

      Есть техническое задание,которое исходило от заказчика,т.е.комитета ветеранов и поэтому,кроме N1у всех макетов по три воина.Думаю здесь речь о родах войск идёт.

  • Анонимно
    30.10.2019 17:34

    Смотреть, как смелые афганцы воюют против современной военной техники с простейшим оружием — это настоящее вдохновение для всех, кто любит свободу. Их смелость преподает нам важнейший урок — в этом мире есть вещи, которые стоит защищать. От лица всех свободных людей, я говорю жителям Афганистана — мы восхищаемся вашим героизмом, вашей преданности свободе, вашей непрекращающейся борьбе против ваших угнетателей.

    • Анонимно
      30.10.2019 18:41

      Какая там свобода, Средневековье, огромная территория по производству наркотиков, где воюют различные племена за контроль над территорией, СССР там что то пыталось строить, а США открыто занималось производством наркотиков, охраняя посевы и плантации мака.

    • Анонимно
      30.10.2019 19:56

      Поколение инакомыслящих либеральных нигелистов смогут ли сохранить свою самоидентичность, государственность
      Безопаснее и удобнее чужими руками решать эти вопросы, не рискуя попасться на собственную критику...

  • Анонимно
    30.10.2019 17:38

    Запустите интернет голосование. У меня отец прошел 2 года Афгана. Умер в 48 лет в 1995. Номер 1 - сильный, необычный, эмоциональный, классный.

  • Анонимно
    30.10.2019 17:40

    Как-то напоминает памятник ветеранам вьетнамской войны в Вашингтоне.

    • Анонимно
      30.10.2019 17:56

      наши любят драть всё с США,но получается карявенько и безвкустно

  • Анонимно
    30.10.2019 17:43

    Вылезли поколение пепси и компьютерных стрелялок, рассуждают тут о войнах. Без вас разберутся.

    • Анонимно
      30.10.2019 17:51

      новое поколение и снесёт ваш пост совок,вы им не оставили ничего.

  • Анонимно
    30.10.2019 17:48

    7,9 на мой взгляд лучше. На 7 танкист, лётчик и пехота (подходит и для ВДВ и другие рода войск - водители, инженерные войска...). Если добавить как в Елабуге БПМ с БТР настоящие на камнях, будет отлично.

  • Анонимно
    30.10.2019 17:57

    Как же надоели эти военные штучки

    • Анонимно
      30.10.2019 18:23

      Ну а что вы тут делаете? Идите в музей кукол, ботанический сад и свои темы обсуждайте.

  • Анонимно
    30.10.2019 18:22

    Вы, что то пишущие, там просто не были... ну вЫ поняли... пусть говорят Люди...

  • Азат Д
    30.10.2019 18:23


    Что должен символизировать этот памятник?

    • Булгарин
      30.10.2019 21:01

      По сути, воина-оккупанта.

      • Анонимно
        31.10.2019 07:30

        а по другой сути тебе пора сменить мозги.другое - не поможет.

        • Булгарин
          31.10.2019 11:10

          Это вам бы неплохо мозги то поменять. Вы выдаете черное за белое. Та война была войной захватнической и ничего там героического не было. Положили примерно 20 тысяч молодых людей из СССР и 1 млн. человек местных жителей, чтобы старые маразматики из Кремля, а в общем то военные преступники, могли чувствовать, что управляют миром.

          • Анонимно
            1.11.2019 14:45

            31.10.2019 11:10
            Батый вел ОБОРОНИТЕЛЬНУЮ войну?

            • Булгарин
              1.11.2019 18:44

              Ты, дурак по жизни или притворяешься? Какой Батый и какая война!

              • Анонимно
                1.11.2019 18:50

                1.11.2019 18:44
                Батый -это хан такой, МОНГОЛЬСКИЙ. ТЫ не слышал? В 1236 г. он вел войну против Волжской БУЛГАРИИ, в 1237-1240 годах -против Руси
                в 1241-1242- против восточной Европы.
                ОБОРОНЯЛСЯ наверное.

      • Анонимно
        1.11.2019 14:44

        30.10.2019 21:01
        СТРАННО...
        вы, в данном случае слово ОККУПАНТ произносите в НЕГАТИВНОМ ключе, но при этом, воина-оккупанта 1237-1480 - ПРОСЛАВЛЯЕТЕ!

  • Анонимно
    30.10.2019 18:46

    Раньше был Союз Афганцев, может у них спросить, где трое стоят немного приближено к сути, но согласна с многими, надо ещё поработать.

    • Анонимно
      30.10.2019 21:02

      Союз-то и определил что делать и как, а не семейную фотографию,как предложил кто-то.

  • Анонимно
    30.10.2019 19:04

    Может было бы уместно совместить как то памятник воинам погибшим в горячих точках в Афгане, Сирии и погибшим в борьбе с террористами в России. Помимо Чечни в России гибли и до сих пор гибнут ребята уничтожая террористов в других республиках, при освобождении заложников, в Казани погиб Альфовец при уничтожении террористов, который на курбан-байрам терракт хотели совершить.

  • Анонимно
    30.10.2019 19:21

    вот так хорошую идею доводят до абсурда. 22 бригада 1984-1988.

  • Анонимно
    30.10.2019 20:59

    Не впечатлили образцы. Вернуть прежний и добавить стеллу с именами погибших ребят из Татарстана

    • Анонимно
      31.10.2019 10:11

      Согласен, лучше Стелла с именами всех погибших и участников!

  • Анонимно
    30.10.2019 21:06

    проигрышную войну нужно всем забыть.

    • Рашид
      30.10.2019 21:57

      21:06 Забывать нельзя. Должен быть день памяти по погибшим в этой войне парням. Многие мои знакомые прошли это пекло. Причём по срочному. Они не виноваты.

  • Анонимно
    30.10.2019 21:23

    Лично мне нравится N6и 7 обобщает всех кто служил,да всех поимённо не назовёшь в одном монументе с определёнными требованиями.А гора-это преодоление,устремлённость,незыблемость и несокоушимость,вершина стремления к победе,если хотите. Все чувства которые испытывали эти парни.Простите,объяснила,как,умелано,я,мать и у меня сын,и мне очень понятно и больно о происходившем.

  • Анонимно
    30.10.2019 22:00

    Памятник по любому поставят но меня больше волнует когда жизнь людей изменится к лучшему ,а то до сих пор из 90ых не может вылезти.

    • Анонимно
      30.10.2019 22:13

      Жаль что вы не можете из 90-х вылезти. Видимо когда бог раздавал мозги, вы спали.

    • Анонимно
      30.10.2019 22:39

      Владим Владимирович пытается же, получается же,просто нужно набраться терпения и подождать.Тем более все видят,что Россия за эти 20 лет встала с колен.

  • Анонимно
    30.10.2019 22:19

    Опять в войнушку играем? Для чего этот памятник скажите мне! Эта бессмысленная война, война не за Родину, не отражение агрессии! Ребята, прошедшие Афган, конечно же не виноваты, они выполняли приказ! Я считаю -преступный приказ! Мы выступали в роли агрессора и захватчика!

    • Анонимно
      30.10.2019 22:40

      Безусловно преступный приказ,миллион афганских мирных жителей погибло не за что.

      • Анонимно
        30.10.2019 23:03

        Да уж. То то радовавшиеся уходу и воевавшие против СССР Афганцы быстро поняли, что зря они воевали против советов и были не правы. До сих пор пользуются инфраструктурой построенной СССР.
        И точно не вам судить об этой войне и давать оценку армии, «боевики» домашние.

        • Анонимно
          31.10.2019 11:41

          23.03 Все граждане налогоплательщики могут высказывать свое мнение. Даже граждане бывшего совка тоже.

        • Анонимно
          1.11.2019 14:49

          30.10.2019 23:03
          Что поняли? Афганцы воюют против ЛЮБОГО, кто приходит в ИХ страну! Если вдруг мы СНОВА придем, думаете, они воевать НЕ будут?

    • Анонимно
      31.10.2019 21:40

      Назовите место время и в какой должности ты там выступал в роли агрессора и" захватчика, "диванный генерал"... я там кишлаки не сжигал и мирных жителей не убивал, а выполнял свой воинский долг....а война всегда была самая грязная и тяжелая работа на пределе человеческих сил...ругайте сколько угодно тех правителей. а тех 20ти летних пацанов не трогайте!!!

  • Анонимно
    30.10.2019 22:43

    В Кабуле 15 февраля отмечается как День победы моджахедов над СССР. Если в России все еще популярны дискуссии насчет того, считать афганскую войну выигранной или же проигранной, то у самих афганцев в этом вопросе редкое для них единодушие: конечно, они выиграли. Причем итогом этой победы, как считают моджахеды, а вслед за ними и новое поколение афганцев, стал не только уход Советской Армии из Афганистана, но и крах самого Советского Союза. Многие моджахеды в Кабуле сегодня уверены: именно им мир обязан крахом второй сверхдержавы в конце ХХ века, прекращением «холодной войны» и, как следствие, радикальным переустройством мировой политической системы.

    • Анонимно
      30.10.2019 23:05

      Вы совсем не уважаете BBC смотрю. Они же врать не могут. Что то у них в репортажах, как и других СМИ на удивление все наоборот, афганцы осознали что зря воевали и ушёл СССР.

      • Анонимно
        1.11.2019 03:53

        По чьим репортажам афганцы осознали? Первого канала? Вы образчик обычного урапатриота. Российское телевидение - это истина. Смех один.

  • Анонимно
    30.10.2019 22:51

    Потери Афганистана от войны 1979–1989 годов были ужасающими,просто чудовищными. Около миллиона убитых, более пяти миллионов беженцев, которые на долгие годы утратили родину, прожив практически всю жизнь в лагерях для переселенцев в Иране и Пакистане. В этих лагерях, разбухавших от новых и новых беженцев на протяжении всех 80-х годов минувшего века, в конце концов, вырос загадочный, яростный и беспощадный «Талибан». «Ищущие знания» (так на русский переводится слово «талибан») юные выпускники пакистанских медресе были заботливо выращены Межведомственной разведкой Исламабада (ISI) из детей и подростков из афганских семей, бежавших в Пакистан от социалистических экспериментов Бабрака Кармаля и все более ожесточенных методик «ограниченного контингента». В декабре 79-го, когда в Кабул вошли первые походные колонны советских десантников, им было по 5–10 лет. В середине 90-х они, повзрослевшие и заряженные простыми и острыми, как бритва, идеями радикального ислама, вернулись в Афганистан с оружием в руках под знаменами «Талибана». Предложенный ими афганскому обществу, разоренному войной, жестокий и страшный политический режим был основан не только на религиозном фанатизме. Талибы мстили взрослому миру за ужасы, кровь и смерть, которые они пережили детьми. Они хотели испугать этот мир так же, как когда-то были напуганы им сами. Жестокость детей — самая страшная, тем более повзрослевших детей с автоматом Калашникова.

  • Фидарис
    30.10.2019 23:41

    Такие войны не выигрываются. Поначалу еще какая-то часть населения могла поддерживать вошедшие войска или, во всяком случае, относиться нейтрально. Но методы, о которых поведал всем нам бывший министр обороны РФ Павел Грачев , не оставили никаких шансов даже на малейшую симпатию. По сути шла война против афганского народа. Можно было от безумия не миллион положить, а два или даже три миллиона, но народ победить невозможно.

    Почему нельзя честно говорить об этой нашей неприглядной, очень мягко выражаясь, части истории? Нельзя на лжи воспитывать в людях патриотизм - получите ложных патриотов.

    Уже прошло достаточно много времени, и сегодня можно и нужно начать говорить правду об этой войне. Раны и обиды улеглись, нет опасения нанести травму её участникам, да и общество, думаю, примет без надрыва эту очистительную правду.

  • Анонимно
    31.10.2019 06:34

    Фотограф снял всё сверху вниз. А смотреть будут снизу вверх.

  • Анонимно
    31.10.2019 07:46

    Достаточно вдуматься на минуту как называется парк.Парк Победы.Наши деды и отцы действительно победили фашизм и достойны и парков и памятников.А зачем в этом парке нужны напоминания о бесславных войнах и при том проигранных.У нас на следующий год намечено создать несколько новых парков.Так почему нельзя в них и поставить этот памятник.Не надо мешать в одну кучу всё подряд.

  • Анонимно
    31.10.2019 08:59

    Ох уж эти чиновники, хоть даже и с погонами генеральскими...Каждый видит то, что хочет. В данной теме не монументальность важна, а правда, искренность. Номер-1, все передано четко-эмоции, и чувства воинов, реально воюющих, защищающих, а не демонстративно давящих. Голосую за номер 1. Подпись не проставил, но могу если понадобится.

  • Анонимно
    31.10.2019 12:49

    Выполнение интернационального долге в Афганистане всегда ассоциировалось, с уставшим отреченным от всего взглядом солдата, который присел после боя, положив рядом автомат с подствольником, ....с грустью думал о погибших сослуживцах, о доме, и о том, что он забыл в чужой стране.

  • Анонимно
    31.10.2019 18:59

    По ком звонит колокол?

  • Анонимно
    1.11.2019 07:56

    Азат Д

    Памятники в стиле - можем повторить.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль