Общество 
3.11.2019

«30–50 персоналий с нисбой «булгари»: сохранилось ли татарское наследие в Узбекистане?

Азат Ахунов встретился с татарами на окраине Ташкента и побывал в мечети человека, который в XVIII веке научил жителей Бухары делать ичиги

Известный востоковед и автор «БИЗНЕС Online» Азат Ахунов недавно вернулся из командировки в Узбекистан, где в качестве сотрудника ИЯЛИ занимался поиском артефактов, связанных с татарским наследием. Почему АН РТ несправедливо ругают за инертность, как прошла встреча с жителями татарского аула Ногай-Курган и что за таинственная рукопись Габдрахима Утыз-Имяни хранится в одном из местных академических институтов — об этом в очередном блоге Ахунова для наших читателей.

Буквально на глазах в центре столицы Узбекистана вырос респектабельный Ташкент-сити, который сразу стал местом притяжения горожан «Буквально на глазах в центре столицы Узбекистана вырос респектабельный «Ташкент-сити», который сразу стал местом притяжения горожан»

УЗБЕКИСТАН — ЭТО ПОЛНОСТЬЮ RUSSIAN FRIENDLY

В Узбекистане начался бархатный сезон. Все время нашего пребывания ярко светило солнце, дневная температура не опускалась ниже +25 градусов. Базары завалены плодами нового урожая: сладчайший, тающий во рту виноград, сочные, брызжущие соком рубиновые гранаты, нежнейшие сахарные дыни, ослепляющие своей желтизной ташкентские лимоны — все это с избытком представлено на прилавках. Аэропорты и самолеты полны английскими, французскими, немецкими туристами, западные пенсионеры едут погреть бока в солнечный Узбекистан. Русские туристы тоже есть, но их не так много. И это странно, потому что Узбекистан — это полностью Russian friendly регион. Все говорят по-русски, никаких косых взглядов, большинство вывесок дублируется на русском языке, рубли меняют на сумы, везде висят билборды с рекламой российских поп-звезд.

В целом в атмосфере витают флюиды счастья, настрой у людей положительный, все живут надеждами перемен. Узбекские города превратились в одну большую стройку, говорят, что не хватает стройматериалов; соседи, пользуясь благоприятным моментом, задрали цены на цемент в два-три раза. Перемены видны воочию: со времени моей последней — февральской — поездки в Узбекистан многое изменилось. Буквально на глазах в центре столицы Узбекистана вырос респектабельный «Ташкент-сити», который сразу стал местом притяжения горожан.  

«Большим событием для Ташкента стало открытие первой автозаправки «Татнефти», которая задала новый тренд в этой сфере» «Большим событием для Ташкента стало открытие первой автозаправки «Татнефти», которая задала новый тренд в соответствующей сфере»

Большим событием для Ташкента стало открытие первой автозаправки «Татнефти», которая задала новый тренд в соответствующей сфере. Раньше в Узбекистане не было таких современных заправок с магазином, где можно купить товары первой необходимости и попить кофе. Для жителей Ташкента это пока экзотика — цены высоки, хотя и ниже, чем в Татарстане. 100-й бензин заливают самые состоятельные или немного добавляют в бак обычных машин, чтобы усилить эффект обычного здесь бензина 80-й марки. 

Яркий показатель перемен — резкий рост рождаемости. Это говорит о том, что люди поверили в будущее не только в свое, но и государства. Тает лед сомнений и пессимизма, хотя скептиков еще немало. «Сон это или явь?» — вот главный вопрос, который легко прочитывается на лицах узбекистанцев. «Поматросит и бросит нас власть или нет?», «Все это временно или надолго?» — эти вопросы люди задают не только про себя, но и вслух.

«Из уст старожилов Ногай-Кургана удалось узнать и зафиксировать много ценных сведений, касающихся прошлого этого аула и татарской общины» «Из уст старожилов Ногай-Кургана удалось узнать и зафиксировать много ценных сведений, касающихся прошлого этого аула и татарской общины»

ПРОШЛА ВСТРЕЧА С ТАТАРАМИ В ТАТАРСКОМ АУЛЕ НОГАЙ-КУРГАН

Несмотря на все красоты Узбекистана, гостеприимство его жителей, цель нашей поездки была в другом. Я и мой коллега Ильгам Гумеров как представители Института языка, литературы и искусства АН РТ отправились туда вовсе не для того, чтобы наслаждаться ташкентскими дынями и самаркандской халвой. Перед нами была поставлена цель — разузнать, что еще сохранилось из татарского наследия. Туркестан сыграл важную роль в истории татар. Ислам де-факто пришел на Волгу из Средней Азии. В 922 году в Болгаре этот факт был закреплен юридически, а между тем наши предки были мусульманами задолго до этой даты. Немалое число наших выдающихся ученых получили образование в Бухаре и Самарканде. Это были крупнейшие центры учености вплоть до Октябрьской революции 1917 года. Между нашими регионами было налажено множество культурных и экономических связей, шел обмен товарами, книгами, рукописями. К сожалению, в самом Татарстане мало что сохранилось. Все средневековые более или менее достоверные письменные памятники можно пересчитать по пальцам. Это не значит, что их нет в других странах и регионах, — не так давно нашлись рукописи булгарского периода в Турции. ИЯЛИ совместно с Болгарской исламской академией готовит одну из них к печати.

Академию наук Татарстана часто ругают за инертность, что совершенно не справедливо. Запущено и успешно реализуется множество проектов, в первую очередь в гуманитарной сфере, о которых мало кто знает. Среди них и программы, связанные с возвращением и изучением татарского историко-культурного наследия. Например, до нас в Ташкенте работала группа ученых из Института Татарской энциклопедии и регионоведения, которые готовят большую энциклопедию «Татары в Узбекистане». Проводятся десятки экспедиций по России и за рубежом, ведутся археологические раскопки по всему историческому ареалу обитания предков татар. Наша поездка — это часть большого проекта, который находится в самой начальной стадии своей реализации.

Нам удалось поработать в Ташкенте, Бухаре, Ургенче, Хиве. Результат есть, но пока рано говорить о конкретике. Есть ряд договоренностей, которые, мы надеемся, скорое реализуются в полномасштабные и совместные проекты. В Национальной библиотеке Узбекистана удалось обнаружить ряд важных для татарской истории документов, которые пока удалось скопировать лишь частично. Таковы местные законы, и нарушать их мы не можем. Прошла встреча с татарами в татарском ауле Ногай-Курган, расположенном на окраине Ташкента. Он был образован на рубеже XVIII–XIX веков. Татары, хотя и значительно ассимилировавшиеся, до сих являются основными жителями этого места. Из уст старожилов Ногай-Кургана удалось узнать и зафиксировать много ценных сведений, касающихся прошлого этого аула и татарской общины.

«Бухара сыграла важную роль в жизни татар» «Бухара сыграла важную роль в жизни татар»

НУЖНА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ И СИСТЕМНАЯ РАБОТА ПО ВОЗВРАЩЕНИЮ НАШЕГО НАСЛЕДИЯ

Бухара сыграла важную роль в жизни татар. Многие наши известные религиозные деятели — Шигабутдин Марджани, Габденнасыр Курсави и другие — учились в знаменитых бухарских медресе, по сути, татарская религиозная школа сформировалась на этой земле. В феврале текущего года в бухарском медресе «Мир Араб» при поддержке Татарстана торжественно была установлена мемориальная доска в память о выдающемся татарском религиозном деятеле Марджани, который учился здесь.

«Бухара — это город, который все еще дышит историей» «Бухара — это город, который все еще дышит историей»

Бухара — это город, который все еще дышит историей. Да, советские архитекторы изрядно потрудились, чтобы ничего не напоминало о «проклятом прошлом». Но где-то произошел сбой, рука судьбы остановила занесенный над древними храмами ковш экскаватора. Старый город, Аллах миловал, сохранился почти в первозданном виде. Остались в целости и невредимости старые кварталы, по кривым и запутанным улочкам которых приятно бродить, мысленно переносясь в те давние времена.

«Остались в целости и невредимости старые кварталы, по кривым и запутанным улочкам которых приятно бродить, мысленно переносясь в те давние времена» «Остались в целости и невредимости старые кварталы, по кривым и запутанным улочкам которых приятно бродить, мысленно переносясь в те давние времена»

В самой Бухаре мало что есть относительно татарского письменного наследия. Все основные документы хранятся в ташкентских архивах. Например, нам стало известно, что в Институте востоковедения Академии наук Узбекистана хранится написанная на персидском языке неизвестная нам рукопись XVIII века, принадлежащая перу известного татарского поэта и религиозного деятеля Габдрахима Утыз-Имяни, который и сам учился в Бухаре. По некоторым сведениям, речь в ней идет о богословских дискуссиях, которые вел в этом городе видный татарский богослов и просветитель Габденнасыр Курсави. За свои излишне передовые и реформаторские идеи он чуть не лишился головы. Эмир Бухары потребовал от него отказаться от своих убеждений. Курсави чудом избежал казни, уехав на родину. Все попытки добыть копию этой рукописи пока не увенчались успехом, официальные запросы не дали результата: несмотря на то, что Узбекистан провозгласил политику открытых дверей, доступ в архивохранилища пока еще сильно затруднен. 

«В старом городе сохранилась мечеть и челлехане (место, где люди закрываются от внешнего мира на 40 дней, проводя это время в молитвах и посте) Ходжы Булгари» «В старом городе сохранилась мечеть и челлехане (место, где люди закрываются от внешнего мира на 40 дней, проводя это время в молитвах и посте) Ходжи Булгари»

Но татарские следы в Бухаре все же остались. В Старом городе сохранилась мечеть и челлехане (место, где люди закрываются от внешнего мира на 40 дней, проводя это время в молитвах и посте) Ходжи Булгари. Неподалеку от этого места расположена и его условная могила. Где он точно похоронен, никто не знает — по некоторым сведениям, в иранском городе Тебриз. Точные даты жизни Ходжи Булгари и его настоящее имя неизвестны, скорее всего, он жил в первой половине XVIII века. Нисбу (дополнение к имени, обозначающее место рождения или проживания) «булгари» татары использовали вплоть до начала XX века. В многотомном «Сборнике восточных рукописей Узбекистана» встречается не менее 30–50 персоналий с нисбой «булгари». Известно, что Ходжа Булгари научил местное население изготавливать татарские ичиги, позже открыл медресе, занимался просвещением. Местные жители почитают его как святого. Над его условной могилой установлен шест, на вершине которого водружена раскрытая ладонь, подвешены три шара. Скорее всего, это суфийский символ. Пятерня обычно обозначает следующее: «Пришел на этот свет с пустыми руками и также с пустыми руками ухожу».

Один из жителей этого квартала Акбар Хакимов восстанавливает мечеть Ходжа Булгари за свой счет. Он считает это долгом чести, хотя, как он признался нам, не отказался бы и от помощи из Татарстана.

«Неподалеку от этого места расположена и его [Ходжы Булгари] условная могила. Где он точно похоронен никто не знает — по некоторым сведениям, в иранском городе Тебриз» «Неподалеку от этого места расположена и условная могила Ходжи Булгари. Где он точно похоронен, никто не знает — по некоторым сведениям, в иранском городе Тебриз»

Вернувшись из Узбекистана, мне лишь осталось повторить за Сократом его известное изречение: «Я знаю, что я ничего не знаю!» Мы много говорим о том, что недостаточность нашей источниковой базы не позволяет написать полноценную и объективную историю татар. Не это ли является основной причиной бесконечных споров между татаристами и булгаристами? Впрочем, это касается не только истории, но и литературы, фольклора и других гуманитарных наук. Лично у меня 7-томная «История татар» лишь породила новые вопросы.

Мы часто пеняем на те катаклизмы, потрясения и войны, которые выпали на долю татарского народа. Говорим, что из-за этого мы потеряли значительную часть своего наследия. Это так, но на самом деле все не так печально. Исследования показывают, что еще немало интересного хранится за пределами России, в первую очередь в Турции, Иране, арабских странах, в а архивах и библиотеках Средней Азии, Европы. Нужна последовательная и системная работа по возвращению нашего наследия — такая, какую ведут Казахстан и Узбекистан, создавшие специальные научные центры по этому направлению. Надо сказать, что и в Татарстане такая работа ведется, но не так масштабно, как этого бы хотелось. Это больше связано с недостатком специалистов, чем с финансированием. Политическая ситуация быстро меняется, особенно на Востоке. Хотелось бы не упустить время.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (41) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
3.11.2019 13:07

В Африке есть есть наше наследие - мамлюки, это известно давно

  • Анонимно
    3.11.2019 09:32

    У меня много родственников жило в Узбекистане. Потом правда после развала потянулись назад

    • Анонимно
      3.11.2019 12:11

      Африка - готовьтесь. Скоро и там у вас наследие обнаружат

      • Анонимно
        3.11.2019 13:07

        В Африке есть есть наше наследие - мамлюки, это известно давно

        • Анонимно
          3.11.2019 14:35

          13.07 Никто и не сомневался.. А еще от вас укры древние уже произошли, которые потом Черное море копали

          • Анонимно
            3.11.2019 19:07

            Не ерничайте. Мамлюки - это плененные кыпчакские воины, проданные в рабство в Египет, или Мисыр, как его называют татары. Они стали воинами и личной охраной египетских правителей, которых потом свергли и образовали государство Мамлюков. Поэтому межгосударственные связи между мамлюкским Египтом и Золотой Ордой были настолько интенсивны и практически руководители говорили не на одном тюркском - старотатарском языке. У них были общие корни, скоординированная внешняя политика и общие цели.

            • Анонимно
              3.11.2019 20:35

              Правильно говорят, незванный гость хуже татарина. Обосновались на землях чувашей, и всех отправляют в Рязань. Езжайте домой, хоть в Монголию, хоть в Алтай

              • Анонимно
                3.11.2019 21:32

                Я чуваш и считаю татарский народ братским.
                Не надо тут из штанов выпрыгивать и сеять раздор между народами - братьями.

            • Анонимно
              4.11.2019 00:58

              мамлюки были лучшие конные лучники

            • Анонимно
              4.11.2019 10:46

              Не было никакой Золотой Орды в том понимании как об этом пытаются писать местные историки.. Не придумывайте себе историю которой не было. Ни в одном захоронении на всей территории России тех времен нет никаких монголов.. Одни европеоиды..

      • Анонимно
        4.11.2019 00:18

        В среднем веке с начало султан Бейбарс потом Темирлан захватили северный африка.запомни всегда против татарской войска не одной мире войска не было и небудеть больше история читай

    • Анонимно
      4.11.2019 10:48

      "...В современном мире археологи достаточно часто находят или не находят подтверждения множеству исторических событий. Многие исторические записи твердят о том, что около 800 лет назад случались монгольские набеги на территории Руси, в следствии которых даже погиб один из Киевских князей и править Русью стали золотоордицы. Но вот есть одна странная дилемма - захоронений монголов, на территории Руси, найдено не было. "

  • Анонимно
    3.11.2019 09:34

    Нисбу (дополнение к имени, обозначающее место рождения или проживания) «булгари» татары использовали вплоть до начала XX века. - Написано специально для булгаристов. Эту нисбу использовали татары из Волго-Уральского региона (бывшей Волжской Булгарии и татарского Булгарского улуса), никаких собственно булгар в то время уже не было.

    • Анонимно
      3.11.2019 10:06

      Что характерно, Булгари писали, а Ордали или Монголи, и даже Казанли не писали. Внимание, вопрос сторонникам ордынской теории:почему выходцы из татарских земель не ассоциированное себя с захватчиками с востока?

      • Анонимно
        3.11.2019 10:28

        Казанлы многие писали, не врите

      • Анонимно
        3.11.2019 10:38

        Нисба «Казанли» была у татар до революции ХХ века. Нисбу «Монголи» надо булгаристам давать так как булгары из степей Монголии и с гор Памира в Европу пришли.

        • Анонимно
          3.11.2019 17:46

          Чуваш ты или башкурд,вы у себя ищите монголов..а мы ,булгары,как нибудь без вас разберемся. Вы получили свои липовые территориальные образования благодаря большевикам,и теперь рвщете ,где бы урвать для свое истории...

      • Анонимно
        3.11.2019 10:56

        вот-вот. И Татари не писали, только Булгари.

        • Анонимно
          3.11.2019 14:38

          От суффикса(аффикса)-и,-ли,-лы,-ле,-ни,-ви образуются прилагательные по типу булгари(булгар+и)-т.е. булгарский.

          Изучая татарский надо стремится чтобы тат.язык был и в научно-технических сферах.Вот посмотрите как продвигается английский-в основном в научно-технических сферах ,в машинном языке,в программировании.

          Вот поэтому в тат.языке нужно обновление терминов ,чтобы создавать контент(эчтәлек) в научно-технических сферах,в программировании.Особенно в этих сферах удобен короткий суффикс (аффикс)-и.

          Примеры образования слов в тат.языке:
          Матди дөнья-Материальный мир;
          Фәнни тикшеренү-Научное исследование;
          Мәгьлүмати технологияләр-Информационные технологии
          и т.п.

      • Анонимно
        3.11.2019 13:35

        Вам уже объяснили, что нисба "Булгари" связана с географическим термином Булгар (отсюда же - Булгарский юрт - территория Волго-Уральского региона). Наряду с нисбой Булгари использовали нисбу Казани ("Казанский"), Хаджитархани ("Астраханский"), Хорезми ("Хорезмский"), Сараи ("Сарайский" - таких нисб сравнительно немного, т.к. столица Золотой Орды Сарай просуществовала чуть более 200 лет) и даже по названиям деревень (Марджани, Тюнтяри, Укмаси и мн. др.).

        И. Мустакимов

      • Анонимно
        3.11.2019 14:05

        10.06 неудобные вопросы вы задаёте, товарищ. Вразраз, так сказать))..

      • Анонимно
        3.11.2019 14:08

        Выше уже написали, что нисба "Булгари" образована от сугубо географического термина "Булгар". Аналогичным образом были нисбы Казани (Казанский), Хаджитархани (Астраханский), Тоболи (Тобольский), Хорезми (Хорезмский), Сараи (Сарайский - деятелей с этой нисбой немного, т.к. столица Золотой Орды просуществовала чуть более 200 лет), связанные с городом или регионом рождения или проживания того или иного владельца нисбы.

  • Анонимно
    3.11.2019 10:37

    «Немалое число наших выдающихся ученых получили образование в Бухаре»

    Очень интересно. Можно подробнее об этих учёных, их открытиях и их вкладе в мировую цивилизацию?

    • Анонимно
      3.11.2019 13:48

      Абу-н-Наср Курсави, Шигабутдин Марджани, Мурад Рамзи.
      Их вклад в мировую цивилизацию определяется их вкладом в культурное развитие и просвещение мусульман Волго-Уральского региона. Этот вклад сопоставим со вкладом Ломоносова, Дашковой (президента РАН при Екатерине 2) в развитие мировой цивилизации.

      • Анонимно
        3.11.2019 17:23

        «Их вклад в мировую цивилизацию определяется их вкладом в культурное развитие и просвещение»

        Ну так значит, что они были не учёные, а в лучшем случае просветители.
        Что же посмотрим, что они тогда "просвещали. Например один "труд" Марджани называется «Книга о вероучении ханафи», а другой - "Зрелая мудрость в разъяснении догматов ан-Насафи (ал- Хикма ал-балига)".

        По-моему, от такого "просвещения" больше запутаешься, чем просветишься. Наверное, поэтому "труды" Марджани и не переводят - чтобы все его любили и уважали лишь "заочно".

        • Анонимно
          3.11.2019 19:32

          Они ученые в понимании мусульманского мира 19 века, а Марджани и Рамзи - еще и просветители.

  • Анонимно
    3.11.2019 10:41

    Численность татар в Узбекситане:

    в 1979 году — 531 205 татар
    в 2013 году - 211 119 татар

  • Анонимно
    3.11.2019 11:56

    Немного политики "Яркий показатель перемен — резкий рост рождаемости
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/444927" - мне кажется он у них никогда не спадал, даже в тяжёлые для Узбекистана времена, не умеют они себя самоограничивать в этом деле и это неправильно, зато хорошо фильтруют и "избыточный" народ отправляли в Россию на заработки и жизнь. Улучшение жизни связано со сменой президента, вот что смена власти одного засидевшегося деспота делает. Ну..., Вы сами поняли на что я намекаю.

  • Анонимно
    3.11.2019 12:47

    зачем возвращать - время создавать... алга! Время бесконечно... все впереди.

  • Анонимно
    3.11.2019 13:15

    автор хвалит тоталитарный узбекистан...
    русские и татары в основном из этой прекрасной страны давно сбежали....
    полунищая страна.без гарантий прав собственности.и отсутствием правосудия.
    находятся всегда люди которые рассписывают прелести новых построек.так все диктаторы этим занимаются.читателю интересно что за фасадом.а не бравурные речи как из комсомольской районной газеты.

  • Анонимно
    3.11.2019 17:50

    Приезжайте,посмотрите Узбекистан...ахнете,как все строится,развивается, бизнес расправил крылья,скоро в России увидите этих молодых,энергичных бизнесменов ..Узбекистан,семимильными шагами идёт к прогрессу

    • Анонимно
      3.11.2019 20:37

      Пускай эти энергичные у себя сидят если там так хорошо

      • Анонимно
        3.11.2019 21:28

        А Вы будете захлёбываться в перестрелках, разборках, убийствах.

        • Анонимно
          3.11.2019 21:52

          С какой это стати? Не понятна логика: если все так замечательно в Узбекистане, так почему они все валят к нам в Россию и Татарстан?
          Тем более непонятно с чего это вдруг у нас начнется война и перестрелка, если уедут узбекские гастарбайтеры?
          По данным МВД России очень большой процент преступлений происходят по вине нелегальных гастролеров из стран - бывших союзных республик вообще и из Узбекистана в частности.

  • Анонимно
    4.11.2019 00:39

    Да сохранились. И татары сохранились, и их наследие.
    В 90-м году было 700 тыс татар (вместе с крымскими татарами), сейчас осталось 200 тыс).

  • Анонимно
    4.11.2019 00:41

    Узбекистан остается одним из самых тоталитирных государств бывшего СССР. Там идет узбекизация всех и вся. Чтоб сделать карьеру - надо быть узбеком, чтоб поступить учиться - надо быть узбеком, чтоб заниматься бизнесом - тоже надо быть узбеком.

  • Анонимно
    4.11.2019 00:45

    На полмиллиона татар в Узбекистане нет ни одной татарской школы, ни одной радиотелепередачи, ни одной газеты.
    Там скоро 100 процентов будут узбеки.

  • Анонимно
    4.11.2019 09:34

    Была время когда русские, татары и др. нации бежали от голода, холода, без грамотности в Узбекистан Узбеки не гнали их! А наоборот дали землю, хлеб и соль! А сейчас Узбеки едут в Россию (Татарстан) работать, а не халяву! А Вы как с ними поступаете? Татары - мусульмане? Если "ДА" то мусульмане так не поступают!
    Инна лиллахи ва инна илахи рожиун!

    • Фидарис
      4.11.2019 21:10

      Да, мои родители одни из них. Они приехали в Ташкент 15-16 летними подростками. Простые люди помогли им с жильем в одной из махалля Старого Города. Они получили профессию, встали на ноги. Они всегда помнили эту доброту и платили тем же, помогая нуждающимся. Все мои знакомые из числа ташкентских татар в возрасте 55-65 лет говорят на родном языке. А вот более молодые частично подверглись русификации. По моим наблюдениям дети и внуки среднеазиатских татар более склонны к языкознанию, чем дети, например, московских или подмосковных татар.

  • Анонимно
    5.11.2019 12:58

    Интересная статья и некоторые комментарии.
    Рим Дашкин

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль