Бизнес 
19.11.2019

Официанты стонут – безнал съел чаевые. Есть ли выход?

Банки борются за рынок ресторанных платежей, а попутно спасают стюардов, получающих в Казани от 15 тысяч

За решение этической дилеммы — как оставить чаевые официанту, если у тебя в кармане только «пластик», — взялись банки. Это беда стюардов: чаевые порой втрое выше оклада, но лишь треть клиентов готовы добавить наличных к счету по безналу. Как выяснил «БИЗНЕС Online», на днях взамен приложения Plazius появилось Sberfood, а в 2020 году сыграть на этом поле собирается и Ак Барс Банк.

Как показывает статистика, 67% опрошенных регулярно поощряют официантов, если расплачиваются наличными. При оплате банковскими картами, количество щедрых людей снижается в два раза Как показывает статистика, 67% опрошенных регулярно поощряют официантов, если расплачиваются наличными. При оплате банковскими картами количество щедрых людей снижается в два раза Фото: pixabay.com

«СЛАДКАЯ ЖИЗНЬ» ОФИЦИАНТОВ: ЗАРПЛАТА — ОТ 15 ДО 60 ТЫС., ЛЬВИНАЯ ДОЛЯ — ИЗ ЧАЕВЫХ

Массовый переход на безналичную оплату, как выяснилось, ударил по барменам и официантам: посетители стали реже оставлять чаевые в ресторанах. Это серьезная проблема, рассказывают владельцы заведений в разговоре с корреспондентом спецпроекта «БИЗНЕС Online» «ЕдаКазанда». Оклад стюардов и кельнеров невелик. Согласно данным HeadHunter, официантам в Казани готовы платить от 15 до 60 тыс. рублей. И это еще цена привлечения персонала: суммы в объявлениях указаны, как правило, с учетом потенциальных чаевых.

Как рассказывают сами работники общепита, в большинстве заведений сейчас вообще нет окладов. Сотрудники работают с почасовой оплатой: в основном это 100 рублей в час, хотя есть и заведения, готовые платить по 200. Чаевые составляют порой 2/3 дохода персонала. Но даже в этом случае не везде можно, так сказать, «озолотиться». «С учетом чаевых лично у меня в месяц выходило около 20–25 тысяч рублей», — рассказал на условиях анонимности бывший официант популярного бара на Профсоюзной, проработавший в нем несколько месяцев.

Еще лет пять назад картами расплачивались примерно 40% гостей. Теперь, по оценкам опрошенных нашим корреспондентом рестораторов, доля «пластика» в обороте выросла до 80%. И, соответственно, резко упали суммы чаевых. Так что неудивительно, что труженики салфетки и подноса начали смотреть «в лес». В смысле — подальше от кафе, если там не то что на масло, а даже на сам хлеб не заработаешь. Опять-таки беглый опрос, организованный редакцией «ЕдаКазанда» в соцсетях, показал: если человек расплачивается картой, то на чаевые в кошельке наличку находят примерно треть гостей. Есть сомнительная альтернатива — перевести копеечку на личную карту официанта. Но не каждый будет заморачиваться.

«У всех нас есть банковские приложения в смартфонах, и я могу дать свой номер, а они могут перевести мне столько денег, сколько посчитают нужным. Но это, конечно, только на усмотрение гостя», — поясняет один из наших собеседников.

Это ведь целый ритуал: уточнить у официанта, есть ли возможность оставить ему на «чай», попросить номер телефона, к которому привязана карта, перепроверить правильность платежных реквизитов и перевести деньги Это ведь целый ритуал: уточнить у официанта, есть ли возможность оставить ему на «чай», попросить номер телефона, к которому привязана карта, перепроверить правильность платежных реквизитов и перевести деньги Фото: Рамиль Бикмуллин

«РАНЬШЕ ОФИЦИАНТЫ НЕ ВОСПРИНИМАЛИ ЧАЕВЫЕ В 100 РУБЛЕЙ — ИНОГДА И ПО 5 ТЫСЯЧ ОСТАВЛЯЛИ. А СЕЙЧАС…»

Как рассказал нам казанец Артур Салахов, который несколько лет проработал в нескольких казанских заведениях барменом, сейчас стюарды рады любым деньгам. Хотя лет пять назад суммы в 100–300 рублей вообще всерьез не воспринимались официантской братией.

«Нормальные чаевые для официантов в 2012–2015 годах при заказе, к примеру, на 5 тысяч начинались от тысячи рублей и выше. То есть принято было оставлять процентов 20 от заказа. Иногда оставляли по 5 тысяч, так как с наличными деньгами прощаться проще, особенно в подвыпившем состоянии. А вот 100–300 рублей — это несерьезно. В одном из ресторанов, где я работал, были официантки, для которых такой „чай“ считался „мелочевкой“, на которую никто не обращал внимание. У хорошего официанта чаевые были выше их оклада примерно раза в три! С ростом количества банковских карт чаевые стали сходить на нет, поэтому сейчас официанты будут рады, если вы оставите за вечер 10 процентов от счета».

По словам директора ресторана «Утка в котелке» Артема Акчурина, есть люди, которые всегда принципиально оставляют на чай. А есть те, кто не дает никогда. «Бывают гости, которые одаривают множеством комплиментов и заведение, и официанта, но в итоге забирают всю сдачу до копейки, — рассказал Акчурин. — А бывают те, кто всегда оставляет чаевые. К примеру, если счет выходит тысяч на 15, то оставляют 1,5–2 тысячи рублей. А вот иностранцы, которые к нам приходят, чаще всего ничего не оставляют. Возможно, это связано с тем, что все они пользуются картами, а не наличными».

«Нормальные чаевые для официантов в 2012–2015 годах при заказе, к примеру, на пять тысяч, начинались от тысячи рублей и выше. Иногда оставляли по пять тысяч» «Нормальные чаевые для официантов в 2012–2015 годах при заказе, к примеру, на 5 тысяч начинались от тысячи рублей и выше. Иногда оставляли по 5 тысяч» Фото: «БИЗНЕС Online»

ЗАПАХ ЭКВАЙРИНГА: БАНКИРЫ НАМЕРЕНЫ ОСЕДЛАТЬ ДЕНЕЖНЫЙ ПОТОК КАФЕ И РЕСТОРАНОВ

Монетизировать этот поток взялись банкиры. Собственно, неудивительно: речь идет о довольно-таки крупных суммах, ведь это не только чаевые. На платформу приложений будет удобно в принципе переложить все ресторанные счета. Сумма это весьма приличная. Согласно данным Татарстанстата, оборот общепита в республике с января по сентябрь — 34,5 млрд рублей, то есть 3,8 млрд рублей ежемесячно. За тот же период прошлого года было 31,8 миллиарда.

И это только в Татарстане. В России же по итогам 2015 года оборот общепита превысил 1,5 трлн рублей. «Завести» хотя бы часть этого потока на обслуживание в свой банк значит получить неплохой доход от эквайринга: даже 2% от этой гигантской суммы — это более 30 млрд рублей. За этот «пирог» и сражаются банкиры.

Приложения уже появились. В частности, компания Foodplex (входит в экосистему Сбербанка, который возглавляет Герман Греф) пару лет назад разработала приложение под названием Plazius. В конце октября приложение было обновлено и теперь называется Sberfood. Помимо возможности заказать еду и оплатить заказ без официанта, можно оставить и чаевые. Для этого посетителю ресторана нужно установить приложение на мобильник, а заведению — на кассовое оборудование. Каждому официанту потребуется кошелек в системе «Яндекс.Деньги», а управляющие должны внести имена и номера кошельков официантов в систему. И — вуаля: можно одаривать. Сейчас эту опцию используют около 400 ресторанов Москвы. И если месяц назад, зайдя в Plazius, можно было увидеть, что в Казани приложение используют всего около 20 заведений, среди которых были «ИТLE», Subway, Coffe bean, то сейчас в Sberfood их количество выросло в разы.

«Гости могут оплатить счет, не дожидаясь, пока официант его принесет. Достаточно указать номер столика в приложении, и гость увидит на экране смартфона все заказанные позиции, — рассказали в пресс-службе Сбербанка. — Гости не тратят время на ожидание счета и терминала, это увеличивает оборачиваемость столов и позволяет официантам сфокусироваться на обслуживании гостей. При необходимости компания друзей может разделить счет между собой в приложении».

Кстати, с этим приложением «тепленький» клиент не сможет переплатить лишнего (а, соответственно, и горько пожалеть о своей щедрости наутро). Согласно правилам, максимальная сумма поощрения, доступного к переводу «Участником» при помощи функции «Чаевые», равна 1500 рублей для одного заказа (чека), 3000 рублей — в течение суток, 10000 рублей — в течение календарного месяца.

Пилотный сервис для заведений планирует запустить и Ак Барс Банк. Об этом нашему изданию рассказал Ильназ Ситдиков, руководитель направления эквайринга и электронной коммерции Ак Барс Банка.

«Для нас это интересный кейс. Совместно с платежными системами, а также вендорами программного обеспечения мы проводим анализ возможных вариантов его решения. Наша задача — создать максимально удобный способ, который позволит клиенту без дополнительных действий и приложений в рамках одного терминала оплатить свой ужин и оставить чаевые с помощью банковской карты. Сервис позволит нам не только оказать аддитивные услуги для клиентов, но и развить безналичные платежи, а также повысить комиссионный доход. Пилотный проект планируем запустить в первом полугодии 2020 года».

Рестораторы уже приценивались к идее увести чаевые в безнал, но пока предложения их не радуют. Акчурин признается, что возможность внедрить специальную систему безналичной оплаты чаевых существует, но механизм пока неудобен для рестораторов.

«Я выходил на многие банки, уточнял… Но сумасшедшие проценты за эквайринг портят все, — говорит он. — Если же клиент хочет оставить чаевые, заплатив через терминал заведения, то это тоже невыгодно из-за высоких процентов». По словам Акчурина, переводы чаевых на личные карты официантов — скорее исключение. Клиенты готовы к этому редко. 

«Гости могут оплатить счёт, не дожидаясь, пока официант его принесёт — достаточно указать номер столика в приложении, и гость увидит на экране смартфона все заказанные позиции», — рассказали в пресс-службе Сбербанка «Гости могут оплатить счет, не дожидаясь, пока официант его принесет — достаточно указать номер столика в приложении, и гость увидит на экране смартфона все заказанные позиции», — рассказали в пресс-службе Сбербанка Фото: Рамиль Бикмуллин

НУЖНО ЛИ ПЛАТИТЬ НАЛОГИ?

Одно из опасений самих представителей обслуживающего персонала связано с налогами. Прозрачность чаевых — вещь непривычная. Однако, как выяснилось, налогов для этого вида дохода нет. Департамент налоговой и таможенной политики минфина России разъяснил, что доходы в виде чаевых, которые официанты получают безналичным перечислением с банковской карты клиента на свою карту, не облагаются ни НДФЛ, ни страховыми взносами: «Безвозмездная и добровольная передача (перечисление) клиентами ресторанов (кафе) денежных средств напрямую официантам в виде чаевых отвечает признакам договора дарения».

Как пояснил нашей редакции казанский юрист Денис Красноярцев, чаевые не имеют отношения к работодателю. «По сути, это личные деньги официанта, поэтому процедура перевода личных денежных средств вполне законна и оправданна, — пояснил юрист. — Эта сумма не имеет отношения к работодателю,  напротив, если тот решает забрать себе личное вознаграждение официанта, он нарушает закон. В информации о платеже, конечно, лучше указать пояснение, что это был за перевод».

Есть и страны, в которых не принято оставлять «на чай». Так, это касается Китая и Японии — здесь это могут расценить как взятку или почувствовать себя униженными Есть и страны, в которых не принято оставлять «на чай». Так, это касается Китая и Японии — здесь это могут расценить как взятку или почувствовать себя униженными Фото: pixabay.com

КАК ПРИНЯТО ОСТАВЛЯТЬ ЧАЕВЫЕ ЗА ГРАНИЦЕЙ: В США СРАЗУ ВЫБИРАЮТ ЦИФРУ, А В КИТАЕ ЭТО СЧИТАЕТСЯ УНИЖЕНИЕМ

В США хорошо развита система оставления чаевых с помощью чека после оплаты основного счета.

«В ресторане тебе сначала приносят счет, ты кладешь карту. После оплаты основного счета приносят еще один чек, и ты решаешь, оставлять ли чаевые и в каком количестве, ставя подпись, — рассказал Азат Шакирзянов, который несколько лет назад переехал из Казани в Лос-Анджелес. — Процент зависит от заведения: в upscale ресторанах (высокого уровняприм. ред.) чаевые составляют минимум 18 процентов (18, 21, 23). А в обычных — 12, 15, 17 процентов. Цифра указывается в чеке для удобства — ты выбираешь любую, чтобы не считать самому. Но можно оставить и ту сумму, которую посчитаешь нужной».

Есть и страны, в которых не принято оставлять «на чай». Так, это касается Китая и Японии — здесь это могут расценить как взятку или почувствовать себя униженными.

А вы оставляете чаевые, когда расплачиваетесь картой?
15%Да, иначе как-то неудобно
39%По-разному бывает – и так и так
24%Нет, с переходом на безнал отказался от этой практики
15%И раньше не оставлял, и теперь
5%Плачу только наличными
2%Свой вариант (в комментариях)
Прием голосов по опросу закрыт
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (113) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
19.11.2019 08:21

Учитывая цены в ресторанах, чаевые должны быть уже включены в эти счета.

  • Анонимно
    19.11.2019 08:10

    Регулярно оставляю чаевые официантам в доброй столовой.

    • Анонимно
      19.11.2019 08:23

      В столовой не может быть официантов. Это уже кафе.

      • Анонимно
        19.11.2019 10:01

        Всегда удивлялся и игнорил заведения, которые включают в счет 5-10% за обслуживание. Т. Е. Если я пришёл в ресторан, то я предполагаю, что я должен быть там и так обслужен. Иначе, заведение должно предоставить мне выбор или чтобы меня обслужили работники заведения и снять с меня эти %, либо я мог сам себя обслужить, зайти на кухню, приготовить себе и принести, и не платить этот % за обслуживание. Не так ли?

        • Анонимно
          19.11.2019 10:34

          Как Вы себе представляете: зайти на кухню ресторана, приготовить себе и принести за стол? Вы в своем уме?

          • Анонимно
            19.11.2019 11:25

            Ваши неумные действия и желания включить в счёт чаевые за обслуживание в ресторане как доп опцию, в котором изначально предполагается это обслуживание и наводит меня на такие мысли.

    • Анонимно
      19.11.2019 09:07

      100-300 рублей для них не деньги были, а теперь рады. Наши бедные пенсионеры на эти деньги каждый день существуют.

    • Анонимно
      19.11.2019 18:05

      Если у Вас "нормальные чаевые с 5 тыс" - 1000рублей..- Вас привлекать надо или гнать подальше от этого бизнеса... и еще налоговую

  • Анонимно
    19.11.2019 08:12

    Японцы и китайцы правильно делают, что отказываются от чаевых, в США вообще маразм, чаевые превратились в обязаловку, если не оставишь, то в следующий раз тебе могут и в блюдо плюнуть.

    • Анонимно
      19.11.2019 08:58

      Тебе не плюнут. Ты просто без уплаты чаевых, а это как минимум 10%, не сможешь рассчитаться.

    • Анонимно
      19.11.2019 09:21

      В США чаевые с тебя спишут в любом случае, ты можешь только выбрать размер 16, 18 или 20%, но дать в принципе обязан. Я однажды заплатил без чаевых, расписался в счете, сумма была списана именно в этом размере. А через 3 дня еще какое то списание неизвестной суммы. Начал разбираться, оказывается рестораны и бары вправе самостоятельно списывать чаевые, это правила платежной системы, все законно, деньги не вернули.

    • Анонимно
      19.11.2019 09:55

      Потому что чаевые - это социальный контракт, между официантом, гостем и рестораном. Если вы не понимаете как он работает и для чего нужен, то вам лучше оставлять ваши комментарии в другом месте.

      • Анонимно
        19.11.2019 18:05

        09.55 Думается таких как Вы надо выявлять и гнать с работы

  • Анонимно
    19.11.2019 08:12

    чаевые это пережиток. Правильно делают китайцы и японцы

    • Анонимно
      19.11.2019 08:26

      А ещё неронятно - если человек сдаёт однушку на В.Горе за 10000р. То он должен платить либо 13%, либо 4% государству.
      Официанты получают чаевых больше. Причём об этом знают ФНС, СК, МВД и т.д. Но ничего не делают.

      • Анонимно
        19.11.2019 09:18

        Более того, официальный ответ, что это подпадает под "дарение"

    • Анонимно
      19.11.2019 09:05

      Действительно. Много дать не могу, а если мало - боюсь обидеть жалкой подачкой официанта.

    • Анонимно
      19.11.2019 09:12

      Непонятно, за что давать чаевые? В ресторанах еда не дешёвая, обслуживание входит в работу официантов. За красивые глаза, что ли?

    • Анонимно
      19.11.2019 09:29

      Вот действительно, почему платить чаевые считается нормой? Официант просто принес тебе блюдо, у него работа такая, ему за это заведение платить должно, тем более что цена блюда уже втрое или в пятеро завышена. Мы же не платим чаевые кондуктору за то, что она продала билет с улыбкой, и водителю автобуса не оставляем, и вахтеру при входе в учреждение, больше нигде такого не принято. Чем официанты то лучше?

      • Анонимно
        19.11.2019 11:30

        Беда в том что почти не платят. Дочь школьница подрабатывала летом. Оклада нет совсем!.. посадили на процент от суммы обслуживания. А это надо 11 часов за смешной процент (1%).... и на выходе сумма за месяц тяжелого труда меньше прожиточного минимума. Владельцы заведения оооочень расчитывают что мол « ещё же чаевые».... платить не хотят. Это боль младшего персонала. А виноваты « капиталисты»... больше прибыли им в карман.

        • Анонимно
          19.11.2019 11:52

          Согласен с вами. Те, кто пишет что, мол, за что им платить, сильно ошибаются на мой взгляд. Платить то есть за что, но вот другой вопрос -- кто должен это делать, работодатель или клиент, и в какой степени.

        • Анонимно
          19.11.2019 15:01

          Так что же вы дочку то за бесплатно отправили работать? Платить официанту должен работодатель, причем нормальную зарплату, соответствующую выполняемой работе. Клиент никаких отношений с официантом иметь не должен, его контрагент - ресторан, сумма четко обозначена в счете, чаевых не должно быть в принципе.

      • Анонимно
        19.11.2019 14:50

        ... но я, например, доплачу таксисту выше тарифа - если у него чистая машина + нет громкой музыки + не дерганый стиль вождения и довез быстро. Те же чаевые, вид сбоку.

      • Анонимно
        19.11.2019 15:02

        Питание в заведении с официантами не является чем-то жизненно или социально необходимым, в отличие от общественного транспорта или уборки дворов. А за развлечение, которое хочется получить, надо платить согласно сложившимся правилам или искать другое развлечение. Никто же не возмущается, что в футболе 22 человека за одним мячом бегают, и не требуют чтоб у каждого свой мяч был. Хотите футбол с 22 мячами - ищите или платите столько, чтобы его для вас сделали.

      • Анонимно
        19.11.2019 22:05

        В Макдональдсе сейчас тоже официанты приносят тебе заказ, но о никаких чаевых речи нет!

  • Анонимно
    19.11.2019 08:19

    Хожу в ресторан всегда с наличкой. Понравилось обслуживание - нал и чаевые. Не понравилось - картой.

    • Анонимно
      19.11.2019 08:33

      А у меня нет налички. Совсем не пользуюсь.

    • Анонимно
      19.11.2019 08:37

      Тоже самое. Официантам нужно больше усилий прикладывать в своей работе, что бы понравиться клиенту, а не просто приносить поднос и ждать свои 20% за это.

      • Анонимно
        19.11.2019 09:06

        Чаевые только за отличный сервис. А просто так только птички поют)))

  • Анонимно
    19.11.2019 08:21

    Какие чаевые? Народ нищ. Официанты - алга в таксисты.

    • Анонимно
      19.11.2019 08:44

      Оборот общепита вырос в Татарстане по сравнению с прошлым годом процентов на десять. Гляньте статистику. При чем тут нищий народ? Нищие в кафе не ходят и чаевые не для них

  • Анонимно
    19.11.2019 08:21

    Учитывая цены в ресторанах, чаевые должны быть уже включены в эти счета.

    • Анонимно
      19.11.2019 11:28

      Вы правы. Выпить на двоих по чашке кофе с пироженым и оставить там тысячу рублей, разве предполагает ещё какие-то чаевые?

  • Анонимно
    19.11.2019 08:28

    Честно говоря, и вовсе, терпеть не могу всякие безналичные расчёты.."Ой, мы вам на карточку переведём, ладно?"; "Ой, а можно вам на карточку перевести?" Привык ощущать деньги наличными!Вот - есть деньги! Есть ощущение и понимание, что ты заработал! Да, многие снисходительно смеются и обзывают "пещерным" человеком. Ну и ладно!Как говаривал Нудлс в "Однажды в Америке": мол, вот у меня наличные в кармане и я ощущаю себя уверенно!

    • Анонимно
      19.11.2019 09:44

      Безнал, конечно, удобен. Но в нашей стране деньги, которые лежат в банке, а не в кармане, могут бесследно исчезнуть в любой момент. Поэтому на картах только мелочь на карманные расходы.

      • Анонимно
        19.11.2019 11:45

        Говорят что в больнице есть нал и безнал... Всё так сложно, всё так запутано, но разбираться некогда, брат.

  • Анонимно
    19.11.2019 08:28

    Люди приходят покушать. Чаевые блажь, особенно, когда официант вообще не старается. Чаще всего, официанты видят чаевые, как обязанон от клиента и не утруждаются, не создают атмосферу уюта и не желают угодить, а просто приняли заказ и принесли счет. Зачем им платить чаевые? Пусть научатся работать сначало!

    • Анонимно
      19.11.2019 11:05

      Ходите в автомак. И никаких чаевых.
      Только потрудитесь обёртки от бутербродов в мусорную корзину выбрасывать, а не как свиньи - где пожрал там и пос....

      • Анонимно
        19.11.2019 12:35

        Это вы зря так....
        Я был в ресторанах, где официанты стараются, создают атмосферу, улыбаются и реально работают, меняют блюда когда ты позволишь....
        Много таких ресторанов в Казани, где официанты так работают?
        Тогда за что им платить? Унести-принести-забыть-нахамить?
        У нас официантов не учат и не воспитывают, в Казани официанты - девочки на подработке, они даже свою профессию не уважают, а клиентов и подавно...

  • Анонимно
    19.11.2019 08:35

    выход есть! платите официантам достойную зарплату!

    • Анонимно
      19.11.2019 09:23

      В Германии просто округляешь сумму, добавляя свои чаевые, и говоришь "я даю столько-то", оффициант говорит "данке шён", и с карты списывается сумма которую ты назвал. Почему у нас так нельзч сделать? Из-за бухучета что Ли?

  • Анонимно
    19.11.2019 08:38

    Оплата труда официантов -это должна быть головная боль самих ресторатов. Почему мы потребииели должны еще отдельно чаевые оставлять, с какой стати.В нашей сиране чаевые это просто вымагалово и выбивало ст стороны официантов и общепитовского заведения.Я понимаю, что ресторанов и кафе к нас полоно, но кухня везле так себе. Читаешь интервью поворов ,мол иы там учились, еще там и у этого, а где все это. Заведения больше пытаются удивить интерьером, а кухни в основном то интересной нет. Ходишь туда п.ч как бы хочется куда то сходить, но удовлетворения особо от этого не получаешь

    • Анонимно
      19.11.2019 08:54

      Реалист.
      Хозяева заведения просто перекладывать часть своих расходов на посетителей. Платить должны нормальную зарплату сотрудникам, а не рассчитывать на мои чаевые.

      • Анонимно
        19.11.2019 16:05

        С заплаты они платят налоги, а с чаевых - нет!

        • Анонимно
          19.11.2019 17:01

          Реалист.
          А меня как клиента это должно волновать?
          Это меня не интересует.
          Я плачу по счету за услуги, которые предоставляет мне кафе, включая работу официанта, а хозяин кафе пусть платит официанту, а не рассчитывает что я оплачу его работу отдельным счётом.

  • Анонимно
    19.11.2019 08:39

    Правильно пусть налоги платят с чаевых, а то привыкли так на халяву чаевые получать.

    • Анонимно
      19.11.2019 09:06

      чаевые -это дар, какие с них налоги уж.

      • Анонимно
        19.11.2019 09:37

        Откройте пункт 18 статьи 217 Налогового кодекса РФ, прочтите, и Вы поймёте, что дар не облагается налогами, только если он состоялся между родственниками. Во всех остальных случаях он налогами, увы, облагается. Так что, как только чаевые станут безналичными, прозрачными, налог с них будут требовать, причем, с самих официантов

      • Анонимно
        19.11.2019 09:57

        Это доход - а налоги с доходов надо платить.

  • Анонимно
    19.11.2019 08:46

    "Нормальные чаевые для официантов в 2012–2015 годах при заказе, к примеру, на пять тысяч, начинались от тысячи рублей и выше".

    Не подавились ли официанты в 2012-2015 годах? Чаевые от 20% от чека??? Нормальными чаевыми всегда считались 5-10% от чека в зависимости от обслуживания. Не более.

  • Анонимно
    19.11.2019 08:47

    20% от заказа нормальные чаевые? Серьезно?)))

  • Анонимно
    19.11.2019 08:50

    Оплачиваю в 95% случаев картой и всегда оставляю чаевые, если только не понравилось обслуживание.

  • Анонимно
    19.11.2019 08:52

    Чаевые прировнять к взятке... Ни давать... Ни брать не будут...

  • Анонимно
    19.11.2019 08:57

    Был этим летом Баку, во многих заведениях, без разницы наличкой платишь или картой, в счёт уже включены чаевые официант, практически везде это 10% от суммы заказа, чаевые идут отдельной строкой, указанной в чеке.

    • Анонимно
      19.11.2019 09:38

      А в Монголии как или с Сенегале?

    • Анонимно
      19.11.2019 12:15

      Тоже это заметил. И еще аналогичная ситуация в Грузии. Везде 7-10% сразу включены в счет.

      • Анонимно
        19.11.2019 16:59

        Баку, Грузия , да в Питере и в Москве полно ресторанов , где уже чаевые 10% включены в счет. Как будто с луны свалились. Полно стран , где это включено.

  • Анонимно
    19.11.2019 08:57

    Рестораторы должны богатеть за счёт народа? Пусть платят официантам и неказиста чаевых , было бы ещё пища качественная. Откуда находят дешевый хлам из того и готовят , сами потом стоят хихикают.

  • Анонимно
    19.11.2019 09:00

    Народ раздражен. Комментируют те, кто в рестораны то и не ходят.

    • Анонимно
      19.11.2019 09:37

      Народ хочет разобраться, что к чему! Дело для нас новое, не освоенное.

  • Анонимно
    19.11.2019 09:00

    Вечерняя наценка - это разве не чаевые? Другие наценки это тоже не чаевые? Везде такие наценки, что чаевые оставлять... уже как-то перебор...

  • Анонимно
    19.11.2019 09:00

    Какие чаевые, обнаглели. Их там бесплатно кормят, что ещё нужно. Опять с людей. Трясите хозяина.

    • Анонимно
      19.11.2019 09:16

      Пусть за хорошую работу хозяин им премии выписывает. Понравилось обслуживание? Сделать запись в книге благодарностей, а там уж на усмотрение работодателя.

      • Анонимно
        20.11.2019 09:43

        Я в ресторан и подобные притоны не хожу принципиально -особенно в наше время когда там приготовить могут из чего угодно даже из вчерашних обьедков -и не удивительно под горячительные напитки пойдёт всё( а если ещё и плюнуть могут) а мойщики посуды ещё и ВИЧ инфицированные да да без санитарной книжки-это сегодняшний день.....

  • Анонимно
    19.11.2019 09:12

    У официантов оклад очень маленький либо вообще нет.
    Зарплата складывается из чаевых.
    Не нойте. Если не нравится,ножками сами себя обслуживайте

    • Анонимно
      19.11.2019 10:48

      Да без проблем. Только вот понравится ли это хозяину заведения, ведь ему закрыться придется. Пускай он сам из своего кармана доплатит своим сотрудникам

  • Анонимно
    19.11.2019 09:26

    наверное рынок отрегулирует и рестораны поднимут официальную зарплату, в чем проблема то

    • Анонимно
      19.11.2019 11:40

      Невидимая рука рынка в очередной раз покажет вам видимую фигу.

  • Анонимно
    19.11.2019 09:34

    До революции, клиента, не оставившего чаевые, официанты догоняли на улице и применяли физическое насилилие. Вот нравы были! Как поменялось общество

  • Анонимно
    19.11.2019 09:36

    Товарищ модератор, ещё раз не пропустите мой комментарий, я по интернет кабелю ползком приду к вам в кабинет.

  • Анонимно
    19.11.2019 09:58

    Оставлял чаевые в 50% посещения общепита. После этой статьи вообще не буду. 20% они захотели от заказа, иш чо.

  • Анонимно
    19.11.2019 09:59

    Многие за белую экономику, есть издержки.

  • Анонимно
    19.11.2019 10:03

    расплачиваюсь карточкой, но всегда снимаю наличку на чаевые заранее. если нет, так и говорю официанту: извините, но у меня нет чаевых, спасибо. обычно улыбаются и отвечают: ничего страшного))

  • Анонимно
    19.11.2019 10:07

    Сразу же вспомнил начальную сцену из тарантиновского фильма "Бешеные псы". Там налетчики перед налетом завтракают в забегаловке, один платит за всех по счету, но потом требует от всех по доллару чаевых для официантки. Другой затевает дискуссию об уместности чаевых. Тут в каментах ровно такая же дискуссия.

  • Анонимно
    19.11.2019 10:18

    Еще кто то ходит в рестораны? Я думал Пятерочка и Добрая столовая наше всё.

    • С января по сентябрь в Татарстане в кафе ели на 3,8 миллиарда в месяц.

      То есть в среднем каждый сходил в кафе на рупь тридцать ) Это вам не в магнитах отовариваться.

  • Анонимно
    19.11.2019 10:22

    Что делает официант, за что ему нужно платить чаевые?! Большинство из них забывают или путают половину заказанного, ходят с мягко говоря неприветливыми лицами, а ещё их не дозовешься! И при этом обижаются если не оставишь на чай! Согласен с предыдущими комментариями, чаевые - пережитки, официанты - люди и должны себя уважать, а не ждать подачек от малознакомых людей! СОБСТВЕННИКИ ЗАВЕДЕНИЙ, платите достойную зарплату своим официантам! Официанты, прекратите ждать милостыню и просто делайте свою работу. Если кому-то из вас (собственники/официанты) не нравится такая позиция гостей, просто не занимайтесь этой работой, а найдите по душе, благо ее сейчас много((

    • Анонимно
      19.11.2019 11:33

      у вас совковое мышление. Чаевые это не пережиток .. ВО всем мире чаевые по сей день это традиция и обычная норма при походе в рестораны.

      • Анонимно
        19.11.2019 11:54

        А ещё говорят, что большевизм закончился. Люди советские. В СССР чаевых не было, я так полагаю, ну и сервис был соответствующий.

    • Анонимно
      19.11.2019 11:45

      Работы сейчас много? Вы вообще из Казани? Где она работа? Тем более молодым без опыта.

  • Анонимно
    19.11.2019 10:59

    Должно быть все понятно и прозрачно-на входе в ресторан нужно вывешивать объявление о том, что если хотите быстрого и хорошего сервиса, то сразу дайте официанту 500 рублей. Либо вас обслужат - как получится. Смысл давать деньги в конце-когда тебя уже обслужили и ты не понимаешь: это тебя лично так хорошо/плохо обслужили или это норма здесь?

    • Анонимно
      19.11.2019 11:25

      А зачем давать сразу 500 рублей? Чтобы потом тебя нехотя обслуживали? Деньги ты УЖЕ отдал, больше денег (за обслуживание) ты уже не дашь. Смысл вокруг тебя плясать?

  • Анонимно
    19.11.2019 11:02

    Времена ресторанов ушли. Сейчас нищая эпоха фуд кортов максимум или типа татмака. Лет 5 назад ходила с друзьями в ресторан по выходным, сейчас никто не ходит, все обеднели. Не до этого.

    • Анонимно
      19.11.2019 11:23

      Все так. Доставка, столовки, готовая еда в супермаркетах, домашняя готовка. Не более того, к сожалению.

    • Анонимно
      19.11.2019 11:39

      Суровые годы уходят, борьбы за свободу страны, за ними другие приходят, они будут тоже трудны.

    • Анонимно
      19.11.2019 11:40

      Это неправда! ходят, да еще как ходят! Поменялся контингент, чек и предпочтения. Нужно правильно выбирать сегмент и воспитывать персонал. Клиент сейчас капризный и разношерстный.

    • И фудкорты с татмаками входят в ресторанную статистику. С января по сентябрь в РТ в общепите потратили 34,5 миллиарда. Больше, чем бюджет Казани.

  • Анонимно
    19.11.2019 11:14

    Цены на алкоголь -отдельная тема.
    50 гр. самого дешевого "коньяка"(это даже не коньячный напиток)= 200 руб. т.е. 4000 за литр
    50 гр самого дешевого виски, - 300 руб., 6000 за литр.
    Где еще в мире есть такая практика?
    С такими ценами на напитки з/пл официантов рестораны могли бы брать на себя, а не перекладывать на клиентов.

    • Анонимно
      19.11.2019 12:43

      В Европе обычная практика и ещё дороже бывает! Все зависит от места. А вообще рынок сам отрегулирует ситуацию когда рестораны останутся без официантов, или без клиентов, которым не нравится сервис

  • Анонимно
    19.11.2019 11:33

    Ни копейки от меня никто никогда, за здорово живешь, не получит. Мне просто так ее не дали же.

  • Анонимно
    19.11.2019 12:21

    Откуда столько зашоренных убогих взялось? Даже не знают как устроен ресторанный бизнес. Ощущение что здесь собрались одни клиенты доброй столовой.

    • Анонимно
      19.11.2019 20:00

      Ресторанный бизнес это бизнес хозяина ресторана. Пусть платить официантам сам

  • Анонимно
    19.11.2019 12:41

    Вот ведь проблема, в штатах и Канаде уже лет двадцать при расчёте картой есть графа куда вписываешь чай, и снимают сумму общую (чек плюс чай). Другой вопрос выдаст ли хозяин потом такой чай. А в целом, по-моему официанты и 20 процентов на чай это слишком, 5-10 процентов максимум. Деньги не на деревьях растут.

    • Анонимно
      19.11.2019 13:35

      Деньги не на деревьях растут.// Большинство с вами не согласятся. А особенно, те, которые и просиживают штаны и юбки в ресторанах.

  • Анонимно
    19.11.2019 13:29

    Бывал за границей в хороших ресторанах. Официант подробно расскажет про каждое блюдо и вино, что-то порекомендует, ведет себя так, что даже случайный в таком ресторане человек типа меня чувствует себя комфортно и получит удовольствие от вечера. И все это с уважением и к гостям, и к своей профессии. Есть за что чаевые дать. Хотя, я думаю, официанты в этих ресторанах и без чаевых раза в два больше среднего россиянина зарабатывают, отсюда и такой профессионализм.

  • Анонимно
    19.11.2019 13:30

    Зачем нужны чаевые? это позавчерашний день. Официант должен получать оклад + премию за кол-во обслуживших столов+% от чека. После трапезы должна быть выставлена оценка обслуживания от 1 до 10, это будет влиять на премию.

    • Анонимно
      19.11.2019 14:15

      Согласен. Страна "двойных стандартов" во всём! Это, как же!? "Чаевые - это традиция!" В отношении чего-либо другого: "Вы, старина, отстали от жизни! 21 век на дворе.. Кнопки и сенсоры,знаете ли..."

  • Анонимно
    19.11.2019 14:55

    В топовых ресторанах США сейчас запретили чаевые! Они прямо говорят, что нормально платят своим сотрудникам и обеспечивают хорошее обслуживание всем клиентам.

    • Анонимно
      19.11.2019 19:28

      Гораздо чаще чаевые включены в счет отдельной строкой

  • Анонимно
    19.11.2019 15:18

    Проблема в том, что сейчас большинство официантов не на окладе, а на чаевых. ТО есть им работодатели заработную плату не платят. Необходимо оклад в размере МРОТ установить.

  • Анонимно
    19.11.2019 15:44

    Откуда пошла такая традиция оставлять чаевые? А вы оставляете чаевые пилотам, учителям за хорошую работу. За счёт чаевых работодатель перекладывает свои расходы не посетителей.

  • Азат Д
    19.11.2019 18:36


    Официант, таксист, это низкоквалифицированный труд, подработка.

  • Анонимно
    19.11.2019 19:23

    В Нью-йорке почти везде есть планшет, где можно ткнуть одну из кнопок 15-20-25%, чтобы чаевые оставить. С другой стороны, там Apple pay много где не работает, нужно физически пластик вставлять

  • Анонимно
    19.11.2019 21:08

    «А гренка в нашем ресторане называется croûton. Это точно такой же поджаренный кусочек хлеба, но гренка не может стоить 8 долларов, а croûton — может». (Искандар Г., Шмузайкино).

  • Анонимно
    19.11.2019 21:42

    Врачей за чаевые почему то увольняют, видать, работа не такая ответственная у врачей.

  • Анонимно
    19.11.2019 22:38

    В "Приюте холостяка" уже давно вежливо звонят и говорят, что у них терминал безаличной оплаты не работает и просят приность с собой наличные) это уже практикуется с осени 2018 и всегда как специально работа аппарата совпадает с самыми прибыльными днями - выходными...наш народ никогда не пропадет...вывернется и найдет выход...

  • Анонимно
    20.11.2019 20:53

    Выход будет такой - все разбегутся от низкой зарплаты, потом ее поднимут - часть снова в официанты вернется. Но не вся.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль