Культура 
23.11.2019

«Дэрдменд был скрипкой, рвущей сердце, но в советские времена поэтов-эстетов не ценили»

Разиль Валеев вспоминает великого татарского поэта, происходившего из «класса угнетателей», но самого умершего в нищете, в день его 160-летия

«Кроме того, когда родной язык и литература изучаются всего лишь два часа в неделю, трудно довести до сердец учеников всю ее красоту», — сокрушается народный поэт РТ, многолетний депутат Госсовета республики Разиль Валеев. Тем не менее этим нужно заниматься, и имя Закира Рамеева — Дэрдменда — здесь стоит одним из первых. В последние годы татары буквально заново стали открывать для себя это выдающееся имя, которое было практически забыто за 70 лет советской власти.

И день и ночь
Грохочет море,
А паруса рвет ветер злой.
Не превозмочь,
Не переспорить,
Несет корабль к земле чужой. 

Волна нагрянет,
Ее кручина
Швырнет корабль страны родной.
Какая тянет
Нас пучина
И жертвы требует какой?!

Дэрдменд — «Корабль» (перевод М. Зарецкого)

«Когда национальная литература изучается всего лишь два часа в неделю, трудно довести до сердец учеников всю ее красоту», — сокрушается народный поэт РТ, многолетний депутат Госсовета республики Разиль Валеев «Когда национальная литература изучается всего лишь два часа в неделю, трудно довести до сердец учеников всю ее красоту», — сокрушается народный поэт РТ, многолетний депутат Госсовета республики Разиль Валеев Фото: «БИЗНЕС Online»

ДЭРДМЕНДА  НУЖНО БОЛЬШЕ ПЕРЕВОДИТЬ, НО ЭТИМ МОГУТ ЗАНИМАТЬСЯ ТОЛЬКО ПОЭТЫ ЕГО УРОВНЯ

К сожалению, и во время учебы в школе, и в высшем учебном заведении наше знакомство с творчеством Дэрдменда (Закира Рамеева)  было ограничено. В годы нашей молодости он считался буржуазным поэтом, имя Дэрдменда отсутствовало в учебниках, а его стихи издавались очень и очень редко. Но сейчас мы вновь стали интересоваться творчеством поэта, и это радует.

Что отличает Дэрдменда от остальных? В нас живет такой стереотип, что поэт этакий бродяга, отстранившийся от мирских забот, живущий только стихами и их написанием. Может, так и должно быть, но литераторы никогда не ограничиваются лишь сочинительством. Они всегда жили и живут заботами страны, нации и активно участвуют в общественно-политической жизни страны. Таких примеров множество в мировой истории: возьмем Гете, который был государственным деятелем, или, к примеру, министра юстиции России Гавриила Державина. 

Вот и Габдулла Тукай писал о себе одному из коллег: «Я не только поэт, как ты. Я еще и дипломат, и политик, и общественный деятель». Но на самом деле и Дэрдменд обладал такими же качествами, даже еще в большей степени. Он был не только поэтом, но и щедрым меценатом. Происходил из богатой семьи, был предпринимателем, владел золотыми приисками, на которых работали около тысячи человек, обеспечивал татар и башкир работой, за все время своей деятельности сдал в государственную казну более пяти тонн золота. Кроме того, строил школы, возводил мечети, библиотеки, медресе, издавал газеты и журналы, помогал другим поэтам и писателям издавать книги, был очень щедрым, с широкой душой.

Что касается поэзии Дэрдменда, ее можно назвать изящной, это был поэт-эстет. Его стихи напоминают настоянные плетеные кружева, сделанные умелым мастером, в основе которых лежит судьба народа, человека. Думаю, что с годами творчество Дэрменда будет еще популярнее, думаю, что его нужно больше переводить, хотя такую изящную поэзию переложить на другой язык очень непросто, и этим могут заниматься только поэты его уровня.

Кроме того, Дэрдменд был депутатом первого созыва дореволюционной Государственной Думы, то есть человеком, который ворвался в политику, переживал за судьбы страны, нации, защищал права татар и башкир Российской империи. Рамеев был человеком трагической судьбы, после Октябрьской революции все его богатства были конфискованы, и он скончался в 1921 году в нищете…

«У нас много великих поэтов, начиная с Кул Гали, но Дэрменд занимает среди них особое место. У него не так много стихов, как говорят специалисты — порядка 700, но каждое из них совершенно» «У нас много великих поэтов начиная с Кул Гали, но Дэрменд занимает среди них особое место. У него не так много стихов, как говорят специалисты, — порядка 700 строк, но каждое из них совершенно» Фото: «БИЗНЕС Online»

КАЖДОЕ ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЕ — ЭТО НЫНЕШНЯЯ КЛАССИКА

У нас много великих поэтов начиная с Кул Гали, но Дэрменд занимает среди них особое место. У него не так много стихов, как говорят специалисты, — порядка 700 строк, но каждое из них совершенно. Большинство знает его «Корабль», по смыслу похожее на знаменитый «Буревестник» Максима Горького. Дэрдменд в своем «Корабле», в этом небольшом стихотворении, сумел показать дух времени, предвидя  будущее страны. По сути, каждое его произведение — это нынешняя классика.

Почему советские времена Дэрменд ушел на второй план? Многие годы его не издавали, даже Мажит Гафури в свое время говорил много отрицательного про него. Причина — советская пропаганда, он считался буржуазным поэтом и представителем этого класса, не вмещаясь в советские рамки. Особых нападков на стихи не было, но он же «угнетал трудящихся» — вот основная причина опалы. Хотя нет, критиковали и стихи, ведь произведения Дэрдменда не походили на творчество, например, Демьяна Бедного, напоминающее колокольный набат.

Я творчество некоторых литераторов сравниваю с музыкальными инструментами: есть похожие на флейту, которая щемит душу, есть похожие на скрипку, имеющую трагическое звучание и пробуждающую тонкие чувства, а есть поэты-барабаны. Дэрдменд никогда не был барабаном; он был скрипкой, рвущей сердце и задевающей самые тонкие струны человеческой души. Возможно, его поэтому и не до конца понимали, в советские времена поэтов-эстетов не ценили и не выдвигали их на первый план. Больше уделяли внимания пролетарским писателям, воспевающим труд, поющим оду социализму, коммунизму. Рамеев не был в потоке таких поэтов.

Что касается отношений с другими стихотворцам, в частности с Тукаем, то он им помогал, Дэрдменд издавал журналы «Шура», «Вакыт», помогал издательствам, был в тесной связи с деятелями культуры, науки. Тукай был остр на язык, и было время, когда они обменивались поэтическими колкостями друг с другом. Но это все дело вкуса. Место, которое занимал Тукай, было другим: он был ближе к простому человеку. У Дэрдменда же вкус был более утонченным, он стоял ближе к искушенному читателю.


ИНОГДА ДАЖЕ УЧИТЕЛЯ НЕ ПОНИМАЮТ ВСЕЙ ГЛУБИНЫ ЕГО ТВОРЧЕСТВА

К нам стали возвращаться забытые литераторы, например Гаяз Исхаки, но они тоже вновь приходят к нам с большим трудом, потому что очень трудно вернуть народу тех, кого с ним пытались разлучить на протяжении 70–80 лет. Того же Тукая пытались по-разному называть, даже поэтом-атеистом, но от него не отворачивались, он был в учебниках, мы росли на этих произведениях. А Дэрдменда пытались от нас отдалить, и вернуть его обратно ой как не легко. В свое время мы и Галимджана Ибрагимова не изучали, и Хасана Туфана…

Несомненно, что произведения Дэрдменда должны изучаться в школе начиная с начальных классов (у него есть много детских стихов), в средней школе, колледжах, высших учебных заведениях. Я не скажу, что его творчество сейчас не изучается; его исследуют, но не в должной степени. Иногда даже учителя не понимают всей его глубины. Кроме того, когда родной язык и литература изучаются всего лишь два часа в неделю, трудно довести до сердец учеников всю ее красоту, имеющую тысячелетнюю историю. Кстати, детские стихи Дэрдменда настолько трогательные, искренние: возникает ощущение, что написаны они ребенком. Дети непременно должны их оценить.

Кроме того, в пропаганде поэзии большую роль играет музыка. Если стихи поэта будут наложены на музыку, то они быстрее дойдут до народа. Посмотрите на «Туган тел» Тукая. Многие знают «Шурале», «Пар ат», ведь некоторые произведения можно увидеть на сцене, многие легли в основу оперы или балета, поэтому для пропаганды творчества Дэрменда должны использоваться всевозможные инструменты искусства. Хорошо, что в этом году появился спектакль о поэте.

Но, например, для «Корабля» можно создать великое музыкальное произведение: да, стихотворение положено на музыку, но не так популярно. Можно было бы создать большое произведение, а может, мини-оперу, музыкальный мини-спектакль. У Дэрдменда стихи хорошо ложатся на музыку. Они настолько изящны, что возникает ощущение, будто во время их сочинения у самого поэта в душе звучала музыка. 

Разиль Валеев

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (96) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
23.11.2019 09:40

На самом первом фото - Разиль Валеев, Лирон и Дания Хамидуллины. Лирон Хайдарович уже с 1950-х годов исследует биографию Дэрдменда - многое он опубликовал в своих книгах и на страницах журналов-газет. Только-только вышел новый фотоальбом, посвященный 160-летию Закира Рамиева. Огромное спасибо за это Лирону Хайдаровичу, руководству и сотрудникам Татарского книжного издательства! БХ

  • Анонимно
    23.11.2019 08:38

    Думаю, эти комментарий уместны в день рождения Дэрдмэнда.

    Ранее говорилось, что для возрождения души народа нужно опереться на дореволюционное духовное богатство татар.
    Предреволюционное время было относительно полноценное и просвещенное время татарского народа, во всяком случае уже чувствовалось досягаемость такого уровня. Но потом жуткие трагедии революции и послереволюционные загнали в шоковое состояние душу народа.
    Это состояние может ушло бы постепенно, если бы рядом была религия, если бы на нее можно было опереться, но символы религии были уничтожены до корней.
    И так и сидит это состояние в душе народа, не давая ей распахнуть крылья.
    Как трагические события истории травмируют народ и это невозможно вывести с души, очень хорошо описала Людмила Петрановская в статьи "Травмы поколений" на примере Великой Отечественной войны.
    Вряд ли такие состояния можно вывести без истинной религии. Истинная религия-это когда Всевышнего познаешь прежде всего через Любовь, Любовь только может исцелить по-настоящему душевные травмы, чтобы можно было заново распахнуть крылья души.
    И когда погружаешься в время, которое было до этих травм, тем более время, когда религия была опорой души, это должно помочь постепенно принимать душе как возможное- полноценное, просвещенное состояние.
    А погрузиться в это дореволюционное время в какой-то степени возможно наверно рассматривая, читая журналы, книги тех времен, поэтому очень хочется, чтобы хотя бы журнал "Шура" был доступен всем, тем более редактором журнала был Риза Фахретдин, что вызывает большое доверие к содержанию журнала, вся периодика была бы доступна, все же издавались в периодике, у Тукая статьи, стихи сперва выходили в газетах, журналах.
    Если бы это получилось, это было бы спасением души народа. Если душа народа не восстановится, потеряется, ее уже потом даже всеми золотами мира не восстановишь. Когда речь идет об истинных ценностях этого мира, там и так деньги не играют большой роли, от них помощи мало, количество "БМВ" и "Мерседес"ов на душу населения-это ерунда, это даже препятствие, часто и духовная , и материальная защищеннность лишают души возможности чувствовать Любовь и стремления к Истине, не зря же у Тукая было абсолютно незащищенное детство, Тукай выжил, так как был мощный духовный стержень внутри, сформированный семи поколениями высокодуховных предков.
    В мире кажется до этого никогда не было такой тяжелой обстановки для выживания души, все работает только на то, чтобы затуманить разум и чтобы не было сил и желании выбраться из мира иллюзий.
    Попытаться хотя бы так спасти истинную душу народа-это "попытка прыгнуть в последний вагон уходящего поезда", когда еще пока есть люди, которые сколько-то чувствуют этот дореволюционный период, выросли в то время советского периода, которое было уже нетравматично и намного душевнее в сравнении с тем, что сейчас, поэтому кажется, что ресурсов души для перемен у этих людей больше чем у их дедушек и отцов, детей и внуков. И если им удастся, соприкоснувшись тем временем, меняться в душе, "возродиться", может это удастся и остальным.
    Дореволюционное время само по себе было очень интересное, какое-то "настоящее", в сравнении с нынешним временем, люди жили "слышав себя", "слышав мир", это чувствуется даже в особой энергетике сохранившихся исторических здании тех времен.

    • Анонимно
      23.11.2019 09:03

      Когда потеряна религиозность, когда душа не чувствует Любви, душа начинает деградировать и деградация души страшнее ее сломленности, травмированности. Хоть и травмированная, душа еще есть, а при деградации души уже почти нет. И у такого народа и будущего нет. Духовность без Любви тоже ничем не лучше деградации, душа заполняется осуждением и гордыней.
      И душа деградирует кажется у всех одинаково, независимо от развитости и полноценности народа.
      И один из симптомов деградации души-это чрезмерный культ тела, культ еды и сексуальных отношений.
      Даже у той части татар, которая еще более менее татароязычна, почему-то весь смысл жизни представляется в удовольствиях от вкусной еды, выпивки, сексуальных отношений и прослушивания песен, воспевающих это.
      В современных татарских песнях уже почти не осталось души, по-настоящему любящей, не осталось объемности смысла.
      А татары же выживали как народ в тяжелых условиях благодаря тому, что у них была религия и мелодии, песни с необыкновенной объемностью внутреннего смысла, где было заложено боль, любовь, надежды народа.
      Деградация приятна, это же не восхождение, не надо в муках пробивать путь к Любви и Истине, а все ресурсы души растрачиваешь на удовлетворение похоти души и тела.
      Деградации души народа препятствуют, тормозят "титаны духа" народа, их образы, творения, и тем интенсивнее, чем больше душа с ними соприкасается.
      Не зря же некоторые представители современной татарской культуры говорят:"Хватит уж нам Тукая. Это мешает развернуться в культуре."
      Что печально, деградация души имела место и в дореволюционное время, Тукая душа болела, видя все это и он понимал, что главная причина этого-непонимание истинного смысла религии.

    • Анонимно
      23.11.2019 09:32

      В этом мире на поверхностный взгляд есть такое противоречие-религиозность сдерживает развитие, а без религии начинается деградация души.
      Нелегко решить это противоречие, особенно в Исламе, где все намного жестче, в современном мире тем более, где хорошо воспользовались этой чертой Ислама, чтобы утвердить свое превосходство.
      Нынешние религиозные они часто очень эгоистичны. Религиозные знают, какая благодать, спокойствие души-быть религиозным, и видят, и понимают, что нерелигиозным тяжело в жизни, тяжело противостоять искушениям этой жизни. Часто эти нерелигиозные и талантливее, и великодушнее, и добрее многих, но губит их часто то, что не могут они принять религию в таком виде, как ее преподносят, в "средневековом" виде.
      Был бы хоть кто-то, объяснил бы доходчиво, что за "средневековой" оболочкой находится спасение и вдохновение души-истинная суть религии, чтобы это прочувствовать-нужно сердцем открыться Любви, многие пришли бы к истинной религии.
      Но нынешним, часто думающим только о своем духовном благополучии, религиозным кажется не надо, чтобы более великодушные, с болью за судьбу этого мира, были еще и религиозными, а то они лишатся своего превосходства, может это и неосознанно у них получается, но часто так.
      Поэтому религию преподносят с непроходимыми барьерами для людей, которых несправедливо лишили в течении столетия с тысячелетней религии их предков, "средневековость" очень удобна для этого, чтобы умные, думающие обходили стороной религию.
      Дореволюционные "светила" татарского народа были не такими, они были любящими, с болью за судьбу народа, понимавшие истинный смысл религиозности, которая и не сдерживает развитие и помогает не деградировать душе.
      Тукай сумел это передать поэтично. Его стих:

      бесценное чадо, о дитя без грехов
      Ты душою отдайся рукотворцу миров
      Милосерден Аллах. Он - сама Доброта
      Без него даже с матерью ты - сирота

      Грязь и скверная похоть мирской суеты
      Не коснулись душевной твоей красоты
      Не изрек ты еще грязных слов, грешных слов
      Дух и тело твое словно снежный покров

      Чистотою сверкающий ангельский лик
      Обрати ты, дитя, к Мекке в этот же миг
      Опустись на колени и скажи "Бисмиллах"
      И молитву услышит милосердный Аллах

      О бесценное чадо, о дитя без грехов
      Ты душою отдайся рукотворцу миров.

      его строки:
      О язык мой, как сердечно я молился в первый раз:
      "Боже, - я шептал, - помилуй мать, отца, помилуй нас."-

      это ключ к истинному пониманию религии.
      Но чтобы эти строки дошли до души, душа их поняла, нужно это учить или в детстве, или в состоянии, когда ты ради Любви к Всевышнему готов жертвовать своим благополучием, своими убеждениями, своими желаниями, это многим нелегко, и эта Любовь поможет душе делать правильный выбор в жизненных ситуациях, хотя бы не сгубить себя, свою судьбу, а может постепенно придет понимание, что душой чувствовать Всевышнего и эта Любовь в душе постоянна-это самое большое счастье в этом мире и основа любви всему остальному.

    • Наконец-то! Своей зрелостью, философичностью рядоположиться с Дэрдмендом ни один татарский поэт того времени не мог . Даже из тех, кто затем стал символом татарской культуры.

    • Анонимно
      23.11.2019 10:05

      Нам до поры, до времени не понять помыслов Всевышнего, Всевышнее почему-то татар Одарил Алиной Загитовой и подобными ей.
      Какие некоторые отзывы про Алину после Гренобля! Такие отзывы очень ценны в современным мире, где уже самого дорогого в этой жизни-души, почти потеряно. Например:
      - От Алины идёт такая чистая энергия, ощущается каждой клеточкой, невероятно вовлекаешься вместе с ней в эту историю и проживаешь с ней каждое мгновение... Браво, Алина! Ты была и есть лучшая, наша душа!

      - Душа Алины чистая, трепетная, глубокая... И так её душа завораживающе проявляется на льду в её образах, что всё внутри переворачивается... Благодарю тебя за эти прекрасные ощущения, Родниковая Душа!

      - Проникновенно, глубоко и, как всегда, искренне. Браво, Алина!

      А после КП в Саппоро:
      Слёзы в глазах Алины достают до сердца. Жаль...

      Еще можно добавить по Тукаю:
      Өзлеп-өзлеп кенә әйтеп бирә
      Татар күңле ниләр сизгәнен!

      Может Всевышнее Хотел напомнить-как хрупка она душа, но способна на полет- как катание на льду, и мы можем ее потерять, уже почти потеряли.

    • Анонимно
      23.11.2019 11:04

      Эти четыре комментарий кажутся немного не в тему, но не так, они очень даже в тему, Дэрдмэнд с этим согласился бы. Дэрдмэнд один из тех, кто мечтал о полноценном, просвещенном татарском народе, внес огромный вклад в осуществление этого.
      Но все это остался, навсегда может остаться в забытьи вместе с татарским народом, его языком, его душой.

    • Анонимно
      23.11.2019 22:14

      Почему бы не издать все, если не изменяет память , 240 номеров журнала, "Шура" на кириллице.
      Ещё бы интервью с его потомками было интересным. Имею ввиду детей Башира Рамиева.
      Рим Дашкин

  • Анонимно
    23.11.2019 09:03

    сокрушается народный поэт РТ, многолетний депутат Госсовета республики Разиль Валеев
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/447212
    ну не может - народный поэт быть многолетним депутатом.....

    • Анонимно
      23.11.2019 11:22

      В подтверждение слов Габдуллы Тукая о том ,что он не только поэт, но и политик..., такие выдающиеся татарские поэты и писатели Сибгат Хаким,Гумер Баширов, Гариф Ахунов, Туфан Миннуллин и др. были многолетними депутатами.

    • Анонимно
      23.11.2019 11:36

      Поэт Дэрдменд тоже был депутатом.

  • Анонимно
    23.11.2019 09:39

    К сожалению в интернете очень мало татарской литературы, да и вообще материалов для изучения татарского языка и грамматики тоже. Переодически помогаю племяннику с д/з по татарскому, заглядываю в сеть за подсказками, а там либо платные книги, либо методички для учителей как построить урок на эту тему. Беда.

    • Анонимно
      25.11.2019 22:48

      Насчет того что в интернете мало материалов по тат.языку и мало обучающего контента(эчтәлек) на татарском конечно правы.Были предложения отсканировать советские учебники по предметам математике,физике,химии,астрономии.Помню был хороший учебник по анатомии человека"КЕШЕ".И выложить эти учебники в сеть.Нужно тоже отсканировать современные учебники по предметам на тат.языке к-рые долго не проходили экспертизу .Можно было сравнивать какие школьные темы обьясняются лучше по новым учебникам или по старым учебникам.Сами видите ставятся кругом "флажки" и поэтому надо находить альтернативу.Недавно писали в комментах что в КГАСУ прекратили набор групп частично преподающих технические дисциплины на татарском.Это последствия от 2008 года.Но пока еще остались преподаватели к-рые могут раскрыть эти технические дисциплины как сопротивление материалов(материаллар каршылыгы),черчение(сызым) и др.технические предметы на тат.языке.Так вот неплохо организовать цикл видеоуроков с этими преподавателями.Не знаю кто такие вещи может организовать в Казани?Черпать знания можно и ч/з татарский язык когда есть контент в интернете,раз официально тат.языку прикрыли кислород .Искать нужно альтернативу .

  • Анонимно
    23.11.2019 09:40

    На самом первом фото - Разиль Валеев, Лирон и Дания Хамидуллины. Лирон Хайдарович уже с 1950-х годов исследует биографию Дэрдменда - многое он опубликовал в своих книгах и на страницах журналов-газет. Только-только вышел новый фотоальбом, посвященный 160-летию Закира Рамиева. Огромное спасибо за это Лирону Хайдаровичу, руководству и сотрудникам Татарского книжного издательства! БХ

  • Анонимно
    23.11.2019 10:14

    Как то очень неуклюже пишет Разиль Валеев в этой статье.
    О какой пропаганде Дэрдмэнда могла идти речь в советское время?
    Ясно, что Дэрдмэнд был титан мысли и дела, раз он был крупнейшим промышленником и инноватором в экономике и технике, поднял татарское издательство на высший уровень. Это даже представить трудно, чтобы татарские типографии были лучшими в России. И его потомки подтвердили мощь его гения.
    А поэзия скорее была , скорее, его хобби. Но необходимым хобби, чтобы влиять на общество, доносить свои отточенные мысли чувства народу.

    • Анонимно
      23.11.2019 11:02

      Мне статья очень даже понравилась. Разиль Валеев тонко подметил особенности поэзии Дэрдмэнда,сравнивая ее с звучанием скрипки.

      • Анонимно
        23.11.2019 19:05

        Разиль Валеев - по сущности советский поэт. Даже сравнивает "Корабль" Дэрдмэнла с "Буревестником" Горького. А надо сравнивать с Хафизом с его" Ночь темна, свирепы волны,
        глубока , страшна пучина.
        Там на берегу счастливцы знают ли,
        что тонем в море".
        А советские татарские поэты - это будто птицы в клетке. Кто из них настоящий соловей, не поймешь. Наверно, только Ильдар Юзеев. И то он на политические темы не мог писать.

        • Анонимно
          23.11.2019 20:39

          Дэрдменд и Максим Горький - современники, жили в одну эпоху общественных потрясений. Естественно,их больше всего беспокоили похожие проблемы тех лет, нежели проблемы далеких времен Хафиза. Я вполне согласен в этом с Валеевым.

          • Анонимно
            23.11.2019 22:56

            20:39. Временные проблемы , поднятые Горьким в "Буревестнике" -это еще не поэзия. А вечные абсолютные образы относительно моря , корабля, суши, урагана и счастия у Хафиза -это чистейшая поэзия высочайшего уровня на все времена.

            • Анонимно
              23.11.2019 23:20

              Проблема,поднятая в «Буревестнике», самая настоящая вечная проблема.

  • Анонимно
    23.11.2019 12:03

    Великий поэт и Великий Человек... К сожалению с потерей языка татары потеряют и своих Великих предков... Вот вам и причина по котрой татары борятся за сохранение своего языка...

  • Анонимно
    23.11.2019 12:50

    Дэрдменд писал на языке бурзянских башкир, с применением норм татарского правописания. У меня есть издание книги Дэрдмэнда 50х годов прошлого века. Сопровождается довольно объемистым глоссарием. Очень много слов не понятных жителям Казани, но которые на ходу у бурзянских и тунгаурских башкир.

    • Анонимно
      23.11.2019 13:53

      Татарлыктан татар hич гарь итәрме,
      Кеше үз исмене инкяр итәрме,
      Татарлыкта татар угълы татармын,
      Татар түгел димә — башың ватармын!
      *Дәрдмәнд

      Татарин от татарина не отречется,
      Татарин именем татарским наречется.
      Ты сын татарина и сам татарин,
      Откажешься, смотри — башку продавим.
      *Дэрдменд

      • Анонимно
        23.11.2019 15:17

        На примере перевода вот этого стиха Дэрдменда можно представить, как иногда опасен перевод, можно исказить весь смысл.
        Тут изменен всего лишь падеж местоимения и из-за этого Дэрдменда можно представить насильником.
        Дэрдменд писал, что его если не назовут татарином, готов проломить голову, а в переводе получается, он проломит голову, если другой не назовется татарином.
        Ладно это небольшой стих Дэрдменда, а к чему могут привести даже небольшие ошибки в переводе, трактовке, например Корана.
        Становится понятным, как легко принимать за истину искаженный смысл религии.
        Поэтому лучший помощник для определения Истины на пути к Всевышнему-это прежде всего любящее, искреннее сердце.

        • Анонимно
          23.11.2019 22:24

          Перевод слов башын ватармын, как голову проломлю, конечно же, далёк от буквального и смыслового. Может быть было бы лучше перевести как получишь по башке. Хотя тоже не очень.
          Рим Дашкин

          • Анонимно
            24.11.2019 00:15

            Первое слово в первой и третьей строфе надо переводить с оригинала как "татарскость". Тогда смысловое значение стихов будет более философским и эмоционально-нравственным.
            Подстрочник неправильно для русских толкует переводчик.

      • Анонимно
        23.11.2019 16:50

        Ты сын татарина и сам татарин,
        Откажешься, смотри — башку продавим.
        -----
        Верен или не верен перевод. Но именно этот вектор свойственен марджанизму - кругом враги, более - менее объективные историки, не только иноязычные, но и татарские, русские, чуваши, особенно башкиры.

      • Анонимно
        24.11.2019 23:00

        Перевод стихотворения, конечно, неправильный.
        Тут и речи не может быть о коллективной угрозе : " ... голову продавим." Дэрдмэнд выражает собственные чувства, свое отношение к таким людям. Поэтому это может быть выражение только от себя :" Я не татарин, скажешь- голову твою разнесу."

    • Анонимно
      23.11.2019 20:54

      Почему на языке бурзянских башкир?
      Родился он в
      Зирга́н (башк. Ергән) — село в Мелеузовском районе Башкортостана, административный центр Зирганского сельсовета.

      Деревня Зирган возникла в 1771 г. Образована в результате заключения договора между башкирами-юрматинцами села Сабашево и приезжими татарами из центральных губерний. Они арендовали землю у башкир и основали здесь небольшое поселение. Приезжие получили право на поселение сроком на 30 лет. В деревне поселились служилые татары, чуваши, мордва.

      Известные жители и уроженцы
      Банников, Василий Васильевич (1 ноября 1925 — 12 декабря 1951) — командир орудия 82-го отдельного гвардейского истребительно-противотанкового дивизиона (74-я гвардейская стрелковая дивизия, 8-я гвардейская армия), гвардии сержант, полный кавалер ордена Славы[10].
      Венедиктов, Анатолий Васильевич (30 июня 1887 — 9 августа 1959) — советский правовед, учёный, юрист, академик АН СССР (1958)[11].
      Мирсай Амир (24 декабря 1906 — 1 июня 1980) — прозаик и драматург, журналист, государственный и общественный деятель, заслуженный деятель искусств Татарской АССР (1945)[12].
      Морозов, Валерий Степанович (24 июля 1929 — 22 августа 2015) — доктор с/х наук, профессор, постоянный член Всемирной ассоциации по птицеводству (ВНАП) (1972), Заслуженный деятель науки Российской Федерации (1997), почетный гражданин города Хабаровска (2007)[13].
      Пищаев, Геннадий Михайлович (род. 30 июля 1927) — советский оперный, камерный и эстрадный певец, Заслуженный артист РСФСР (1965)[14].
      Пищаев, Павел Михайлович (24 октября 1925 — 21 сентября 2004) — почетный житель города Салавата.
      Рамеев, Закир Садыкович (22 ноября 1859 — 9 октября 1921) — классик татарской литературы, известный золотопромышленник и меценат, оренбургский купец первой гильдии, член Государственной Думы первого созыва (от Оренбургской губернии)[15].
      Сагадиев, Гидаят Сибагатович (27 июля 1887 — 9 октября 1937) — участник Гражданской войны и Башкирского национального движения, нарком просвещения Башкирской АССР (1920—1922), член башкирского главсуда (1923—1930)[16].
      Султан, Гариф Нигматуллиевич (23 сентября 1923 — 14 ноября 2011) — журналист, сотрудник татаро-башкирской службы радио «Свобода».

      • Анонимно
        24.11.2019 19:18

        А жил где?
        Рудники где находились?

      • Анонимно
        24.11.2019 19:47

        Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, 19 век:

        "Зирганова — дер. Уфимской г. Стерлитамакского у. Жит. более 2½ тыс. Много татар; мечеть. Торговое село. Базары."

        • Анонимно
          25.11.2019 11:19

          В Зиргане жил и там золото добывал, значит?

          • Анонимно
            25.11.2019 21:48

            11 19 Он постоянно ездил на лошадях, подводах по приискам. Прииски, кстати, были выработанными, их уже не хотели разрабатывать прежние хозяева - русские купцы. Только поэтому он смог получить разрешение на их разработку дальнейшую.

  • Анонимно
    23.11.2019 13:29

    При жизни Дэрдменд не было ещё письменности у башкир.

    • Анонимно
      23.11.2019 21:25

      С чего это вы взяли? Не было писменности!
      Там другая история "Поволжское тюрки" или старо башкирский он же старотатарский На нем писали и его читали образованные татары и башкиры Вы. неважно кем себя считаете, башкирином или татарином, эту литературу сегодня не осилите Там море арабских и персидских словечек!
      Есть специальные словари для чтения такой литературы Издавались еще при советах в 70 тые, сегодня как вы могли заметить Исхаки и Ибрагимов издаются с сопровождением небольшого словарика

    • Анонимно
      23.11.2019 22:38

      Воспитанием сыновей Закира и Шакира занималась их мама Ханифа (девичья фамилия Дашкина). Она происходила из темниковским татар, переселившихся в 18 веке в Башкирию, проживал до замужества в деревне Верхнеяушево, ныне Фёдоровский р-он. Отец также из темниковских татар, но до переселения в Башкирию, его предки жили в бугульминском уезде, если не изменяет память. Бугульминский уезд на то время относился к оренбургской губернии.
      Это я к тому, что тут писали о его башкирском языке, которого быть не могло.
      Рим Дашкин

      • Анонимно
        24.11.2019 15:15

        Почему не могло быть, если он всю жизнь прожил среди башкир. Язык то как раз характерен для юго-восточных башкир. Лишь правописание казанское.

      • Анонимно
        24.11.2019 19:22

        То, что происходят из Бугульминского уезда может означать, что он имеет башкирские корни. Эти места вотчинные земли башкир-юрмыйцев.

        • Анонимно
          25.11.2019 09:44

          В бугульминском уезде башкиры и татары говорили практически на татарском языке. Потом не надо гадать о корнях Дэрдменда они известны. По отцовской и материнской линии он из темниковских татар-мишар. О его предках по отцовской линии упоминается в книге Габдуллина "От служилых татар до татарского дворянства". По материнской линии еще больше сведений, говорящих о его темниковской родословной.
          Хотелось бы ознакомиться с упомянутой здесь книгой, в которой якобы стихи написаны на бурзянском диалекте башкирского языка.
          Рим Дашкин

          • Анонимно
            25.11.2019 11:27

            Так сходите в библиотеку, попросите Дардманда, ранние издания, 50-е года. В конце довольно объемистый глоссарий, даются пояснения на обычные слова бурзянских башкир. Там они названы старотатарскими, но мы то знаем что это башкирские, и нигде более как в юго-востоке Башкирии не употребляются. Татаристам тяжело произнести слово башкир, это мы тоже знаем :)

            • Анонимно
              25.11.2019 12:18

              После революции большевики насильно из татарского языка изъяли более 2000 слов и создали новый татарский язык, скорее всего это из-за этого.

              • Анонимно
                25.11.2019 16:12

                Не 2000, а больше 10000 слов убрали.

              • Анонимно
                25.11.2019 16:19

                После революции, наверное, ближе к тридцатым годам шло искусственное разделение близких народов, для чего создавался разный алфавит для тюркских народов, диалекты отдаленных групп возводились в ранг литературного языка для всего народа, тюркологи были практически все уничтожены или надолго посажены. Результат налицо.
                Рим Дашкин

            • Анонимно
              25.11.2019 16:16

              11:27. Никакого негатива к башкирам нет. Но бред про башкирские корни Рамиевых оставьте себе. Он был близким родственником моих предков, т.е. был двоюродным братом моему деду, или сыном тети моего деда, как хотите, есть фото 1895 года 2 шт, где Ханифа Рамиева (Дашкина) со своим старшим сыном Шакиром, его женой с детьми, моим прадедом, дедом и другой родней, всего 15 чел. во время их приезда на родину Ханифы әби в Верхнеяушево, в котором на башкирском отродясь не разговаривали местные. Ранние издания 50-х годов могли быть изданы на башкирском или адаптированном для башкир татарском языке. Для того чтобы точно сказать, нужно издать все номера журнала "ШурА", в которых он в первую очередь печатался, хотя они вроде бы и так доступны на арабице.
              Рим Дашкин

              • Анонимно
                27.11.2019 11:16

                Здесь речь о духовных корнях. Рамеев рос в нынешнем Баймакском районе в селе Юлук, учился в Муллакаевском медресе. По языку он наиболее башкироязычный из дореволюционных поэтов. Башкирские слова, выражения, обороты речи, менталитет позволяют говорить это.
                Не нужно аппелировать на его мишарское происхождение, ибо в этногенезе мишар башкиры занимают одно из главных мест. Судя по языку мишарей, башкиры играли здесь заглавную роль.

                • Анонимно
                  27.11.2019 13:23

                  Будет правильнее для всех осознать, что башкиры, казанлы, нугайлар и мишары субэтносы татарского суперэтноса. Для самосохранения. Касательно вашего утверждения, что мишары произошли от башкир, мишары, то есть и я, в том числе не согласимся, а вот быть татаром только рад. Ничего не имею против башкир, поэтому и считаю, как и Заки Валиди, башкир субэтносом татарского народа.
                  Рим Дашкин

                  • Анонимно
                    27.11.2019 14:58

                    Только по дремучему невежеству, из за строчения фейков с дивана,вместо чтения книг,можно писать ,что главный создатель Башкирии Заки Валиди, считал,как и он, башкир субэтносом татар .Удивляет амбиция этого инет пигмея, ставящего себя в один ряд с Валиди.

                    • Анонимно
                      27.11.2019 17:46

                      Посмотрите собственноручно написанную анкету Заки Валиди. Ах, это вы опять, мой хейтер!
                      Рим Дашкин

  • Анонимно
    23.11.2019 16:35

    Семья удивительная по талантливости и трагичности. Великий поэт, депутат первой россиской Думы, умер фактиически голодая,сын Искандер выдающийся инженер ,выпускник лучшей в Европе горной академии в Европе, реперессиррван, умер в заключении ,внук фронтовик,специалист по вычислительной технике,создал первый советский компьютер, получил сталинскую премию,хотя был сыном "врага народа".В Пензе, многие годы был научным руководиелем секретного нии Рубин ,обеспечивавшего космические проекты,на его здании установлена доска с барельефом доктора технических наук Башира Искандеровича Рамеева.Кого только не уввековечивали в Казани, возможно дойдет очередь и до семьи Рамеевых: великого поэта,горного инженера и создателя советского компьютера.Если уж именем главы районной админстрации, назвали проспект,возможно и для семьи Рамеевых расщедрятся, на один проспект на троих. Непонятно и молчание минкульта, наверное, еще не все члены союзпис увековечены.Конечно у нас тьма разных преемии ,но имени Дэрдменда среди них не затеряется, слово за Союзпис РТ.

    • Анонимно
      23.11.2019 18:45

      Хороший комментарий. Многие Ваши мысли поддерживаю искренне. К сожалению, Дэрдменд и его семья незаслуженно "забыты" - их мало кто знает, о них мало пишут... Одно уточнение, мой папа писал об этом неоднократно: Дэрдменд ушел из жизни не голодая, это очередной "красивый" миф; он умер, сильно простудившись и очень сильно переживая смерть своей любимой дочери; голод здесь абсолютно не причем... Дэрдменд достоин светлой памяти татарского народа - он сделал удивительно многое для этого как талантливый поэт, меценат, издатель и тд и тп. Достойна светлой памяти и вся семья Дэрдменда, включая его родителей и брата Шакира Рамиева... БХ

      • Анонимно
        23.11.2019 22:49

        Согласен с вами. Я уже много раз писал примерно об этом же.
        А ещё о том, что нужно бы снять фильм об оренбургской татарской дореволюционной интеллигенции, офицерах-татарах Оренбургского казачьего войска, самых лучших по тем временам газеты Вакыт и журнале Шура. Есть фотография этой редколлегия это же созвездие ярчайших личностей работало там.
        Рим Дашкин

      • Анонимно
        24.11.2019 10:34

        Был знаком в юности, с Асмой- апа, дочерью Ризы Фахретдина, медсестрой и ее сыном Арсланом инженером на Радиопрборе.Они хорошо знали историю семьи Рамеевых,показывали унивальные фото,включая похороны старшего брата поэта,попавшего под поезд в подмосковье.По их словам сын Закира, выдаюшийся горный инженер,имел возможность, в начале граждланской, уехать в Германию где получил образование,вместе с отцом,ему предлагали хорошую должпость,но Дэрдменд отказался это сделать.Жил,небогато,но сын имел возможность поддерживать, но годы и стрессы свое сделали, умер от простуды,а скорее всего от вирусного гриппа,как считала Асма-ханум.

  • Анонимно
    23.11.2019 18:14

    Судьба Дэрдмэнда обязательно должна быть воплощена в кинофильме, в татарском кинофильме самого высшего образца.

    • Анонимно
      23.11.2019 23:55

      Как всегда, пригласят кого-нибудь из Мск снимать "татарский" фильм о поэте. С глубоким денежным потоком для участников "творческо-менеджерского проекта".
      Даже целый список одиозных фио сразу в голове выстраивается.

  • Анонимно
    23.11.2019 20:07

    Я бережно храню однотомник Дәрдмәнд, изданный в Казани еще в 1980 году . Время от времени открываю и читаю эти стихи. Это так красиво! Как написал Разиль Валеев- это действительно тонко сплетенные кружева.
    Мы гордимся,что у нас был такой поэт.

  • Анонимно
    23.11.2019 20:34

    Булган бит татар халкының Кешеләре!!

  • Анонимно
    24.11.2019 06:20

    О удивительной судьбе Башира Рамеева,доктора технических наук
    исключенного из вуза ,как сына "врага народа" и несмотря на это с ведома вождя, получившего сталинскую премию, фронтовика, гениального изобретателя,с которым общались академики и космонавты, впервые в истории опубликован подробный очерк в книге, а в серии"История татар в лицах "вышла книнг о его знаменитом деде- поэте и бщаственном деятеле Дэрдменде. Надо бы,переиздать их в одной обложке, добавив факты из жизни, трагически погибшего старшего брата поэта ,владельца прийсков, мецената, бескорыстно отдававшего огромные суммым на культуру и просвещение народа. Такая книга,условно назовем ее" Рамеевы" будет хорошим подарком всем россиянам,независимо от национальности, к 100 летию республики.Считаю,что необходима и премия имени Дэрдменда, для поэтов,общественнх деятелей и философов, по престижности стоящая, рядом с Тукаевской. И конечно в Казани, и не на окраине, должен быть проспект Рамеевых. БО, очень своевременно, накануне 100 -летия РТ, привлек внимание общественности к этой удивительной семье. Надеемся,что последует и реакция властей, на публикацию и весьма позитивные комментарии к ней.

    • Анонимно
      24.11.2019 17:03

      Кстати, Башир Рамеев учился в Баймаке в башкирской школе.
      Это тем, кто утверждает, что учащиеся на родном языке лишают себя будущего.

      • Анонимно
        24.11.2019 18:12

        Основатель советской микроэлектроники, академик Камиль Валиев, для нии и промбазы которого создали г.Зеленоград,поступил на физфак КГУ,закончив школу в районе,где все предметы преподавали на татарском языке.

        • Анонимно
          25.11.2019 17:41

          Слушал как-то вначале 90-х выступление Камиля Валиева на татарском языке в поддержку перехода на латиницу в переполненном спортивном зале Дружба в Лужниках на пять тысяч мест вместимости. Прекраснейшая речь!
          Рим Дашкин

  • Анонимно
    24.11.2019 06:49

    Добавлю к интересным комментариям по этой теме,малоизвестный факт,что депутат разогнанной царем Думы,Дэрдменд подписал знаменитое обрашение,фактически протест против самодержавия и призыв ограничить его. Это дорого обошлось ряду подписантов в т.ч. Дэрдменду,фактически лишенному возможности попасть в состав следуюшей Думы.

  • Анонимно
    24.11.2019 08:05

    Повтор.Дэрдменд не только поэт,но первый и единственный татарин ,ставший депутатом 1 госдумы, разогнанной царем.Его подпись есть под знаменитым Выборгским воззванием, более 100 депутатов ,собравшихся в этом городе летом 1906 г. ,фактически первой попытке, законодательно ограничить самодержавие.Все подписанты,за исключением 3 были приговорены к нескольким месяцам тюрьмы,а главное лишились возможности стать депутатами 2 Думы.Эта участь постигла и Дэрдменда,не успевшего на открытие совещания,но сразу подписавшего его воззвание,со всеми вытекающими из этого последствиями.Полагаю,что это важный факт,показывающий политическую позицию, созвучную и ряду его знаменитых пророческих стихов.

    • Анонимно
      25.11.2019 09:52

      В первой госдуме было много татар, а вот в последующих их число сократилось, но так же было несколько человек.
      Рим Дашкин

      • Анонимно
        25.11.2019 13:06

        Дашкин.Назовите татар- депутатов 1 Госдумы выступавших или подписавших Выборгское воззвание. В последующих они были и намного яркие чем зять Шакира.Жалко,то не слышали о
        знаменитой речи Калимуллы Хасанове или о Хади Атласове.Учите матчасть.

        • Анонимно
          25.11.2019 16:24

          13:06. Вы писали о том, что в первой госдуме был один татарин, я вам ответил, что их там было больше. Причем матчасть, если вы пишете одно, а подразумеваете другое.
          Рим Дашкин

          • Анонимно
            25.11.2019 17:06

            Дашкин не изворачивайтсь. Написали,что было м н о г о, а не больше.Вот и назовите фамилии тех кого было м н о г о. И конечно опять врете, что число татар потом сократилось по сравнению с 1-й Госдумой.

            • Анонимно
              25.11.2019 17:44

              "Повтор.Дэрдменд не только поэт,но первый и единственный татарин ,ставший депутатом 1 госдумы, разогнанной царем."

              Это были ваши слова? Для чего мне изворачиваться. Выражайтесь тогда понятнее.
              Рим Дашкин

            • Анонимно
              25.11.2019 18:02

              1 Дума-24 мусульманина -12 татар
              2 Дума-37 мусульман
              3 Дума-10 мусульман
              4 Дума- 7 мусульман 5 татар
              Рим Дашкин

      • Анонимно
        25.11.2019 13:56

        Краткий повтор.Дашкин.Кто из многих,как заявили, депутатов татар 1 Госдумы, подписал Выборгское воззвание ,кроме Рамеева? Надо читать книги,а не строчить стеб.Замечу,что намного ярча чем Максуди ,проявили себя в последующих Думах: Калимулла Хасанов,его речь вдохносила Тукая на знаменитое стихотворение,Хади Атласов и др. Великолепную книгу, раскрывающую истинный облик депутатов мусульман,в большинстве своем татар, со всеми плюсам и минусами,написал Фуад Туктаров, ее стоило бы переиздать на татарском и русском языке.

    • Анонимно
      25.11.2019 10:01

      Самым же известным депутатом, если не ошибаюсь 2 и 3 госдумы, был зять Шакира Рамиева, старшего брата Закира, Садри Максуди, который возглавлял мусульманскую фракцию в Думе и т.д. Но его биография также очень известна. Писать не буду. Кстати, он был в составе первой делегации из около 20 человек посетивших британский парламент, то ли 1911, то ли 1912 году и бывших на приеме британского короля того времени. К этому же роду, естественно, принадлежит и внучка Шакира Рамиева Адиля Айда, первая турецкая женщина дипломат, а также ученая-историк, о которой также много написано, в том числе в Интернете, сейчас турецкая линия Рамиевых продолжена ее дочерями, одна из которых Генюль Пултар, является президентом Всемирной татарской лиги. В сети есть ее интервью во время посещения Казани.
      Рим Дашкин

  • Анонимно
    25.11.2019 20:57

    Вездесущего и многоглаголевого Дашкина постояно уличают в передергивании,а с него как с гуся...Пишет,что в 1-й думе было 24 мусульманина, а потом их число сократилось . 37 депутатов во 2-й это сокращение? Мог на пальцах выяснить как это назывется. Чтобы избежать таких "дашкинизмов",надо переиздать книгу Туктарова, о депутатах мусульманах, 1-3 Дум.Но и от него польза может быть, впервые узнал, что академик Камиль Валиев с большим успехом выступал в Лужниках,о переводе татарского языка на латиницу.Это уже было, с конца 20-х до конца 30-х, когда адаптированая к татарскому языку латиница называлась яналиф.В 90-х , идея снова обрела популярность, поддержали и некоторые видные деятели, в т.ч экс премьер Сабиров,но по ряду причин ее не осуществили.

    • Анонимно
      25.11.2019 22:00

      Не надо писать о себе во множественном числе. Хотя для анонимов это нормально. Вы можете не уважать меня, но уважайте других, и не пишите такие фразы: "Дэрдменд не только поэт, но первый и ЕДИНСТВЕННЫЙ ТАТАРИН, ставший депутатом Госдумы..".
      Может быть так до вас дойдёт.
      Желаю вам здоровья.
      Рим Дашкин

  • Анонимно
    25.11.2019 21:59

    В общем проср...ли еще один юбилей знаменитого татара. Как и Гаяза Исхаки, других. Характеризует наш режим. Одна болтовня по подготовленным референтами бумажкам, словесная "дымовая" завеса от проблем жизни народа, языка, письменности и культуры.

    • Анонимно
      26.11.2019 17:04

      То, что на государственном уровне Татарстана не было ничего заметного, связанного с юбилеем Дэрдменда, конечно же, не делает чести властям. С чем это связано трудно объяснить, ведь отмечаются же юбилеи менее известных деятелей татарской культуры.
      9-го декабря, в Москве, в Восточном отделе Государственной библиотеки (бывшая Ленинка) намечено мероприятие посвященное Дэрдменду и его родственникам. Организаторами являются Меджлис татарских мурз и языковые курсы Умарта.
      Рим Дашкин

      • Анонимно
        26.11.2019 17:30

        Что за контора меджлис мурз и кто Главмурза?

        • Анонимно
          27.11.2019 09:44

          17:30. Когда задают такие вопросы и в такой манере, то ответ один- а вы кто?
          Рим Дашкин

      • Анонимно
        27.11.2019 09:46

        В дополнении к 17:04. На сайте Азатлык орг. есть очень интересная статья Фаузии Байрамовой, посвященная этой же теме.
        Рим Дашкин

  • Анонимно
    26.11.2019 00:17

    21:59. Раз Вы так недостойно выражаетесь, то поэзия и поэты Вам ни к чему. Занимайтесь лучше гигиеной тела.
    Вспомнить великого человека никогда не поздно. Придет другой юбилей. И безотносительно юбилея надо бы сделать достойный фильм о жизни и судьбе Дэрдмэнда.

    • Анонимно
      26.11.2019 09:27

      На данный момент вместо чересчур пышных юбилеев которые тоже финансово затратны на оставшиеся финансы лучше сделать небольшие документальные фильмы с фотодокументами и диалогами пока еще живых свидетелей о достойных деятелях татарского народа.Желательно делать фильмы с субтитрами на татарском языке,или наоборот на русском,возможно и даже на английском.И разместить эти фильмы в интернете для широкого доступа.

  • Анонимно
    26.11.2019 03:35

    21:59.Надо не сетоваь видя кляузные вбросы дашкинского пошиба ,а читать книги.В частности, считаю большим достижением Таткнигоиздата ,вышедшую в серии " История татар в лицах"в ней уже более 10 книг,биографию Дэрменда,автор Л. Хамидуллин. Насчет юбилеев,замечу,что не отметили в 2018г. 100 летие гениального изобретателя ,внука поэта , Башира Рамеева, чья удивительная биогрфия,включая задания которые выолнял в годы войнына фроне и после нее, заслуживает не только очерка, но романа и кинофильма.Впрочем,это можно сделать в связи с 75 летием Победы.Его эвм,использовались в оборонке и для космоса, некоторые из них, собирались,под наблюдением конструктора на заводе "Матмаш",в Казани, уникальном предприятии, ставшем жертвой "ельцинщины" 90- гг.

  • Анонимно
    26.11.2019 08:18

    В чем состоит кляузный вброс? В том, что поправляют ваш словесный понос анонимщика? Вообще-то модератору стоило бы обратить внимание на вас, вы же не дискутируете, а занимаетесь оскорблениями всех кто имеет другую точку зрения, пользуясь анонимностью, то есть безнаказанностью.
    Рим Дашкин

    • Анонимно
      26.11.2019 08:43

      Пока не зарегистрируетесь на сайте, вы тоже аноним. Любой может подписаться Рим Дашкин, Лондон Ляшкин, Париж Сашкин.

      • Анонимно
        26.11.2019 11:44

        08:43.Вы правы, что ляшкины,дашкины и прочие сашкины,для читателей анонимы.В комментах всего несколько лиц пишущих истинные. ф.и.о.,а не прикрывающиеся никами, подчас помпезными или одиозными,да и фейсы к ним дают, иногда карикатурные,впрочем нередко совпадающие с содержанием. А,то,что лжецы обычно обидчивы и
        нередко пишут доносы ,это их фирменный знак.

  • Анонимно
    26.11.2019 10:03

    Наверное правы,назвавшие дашкинские вбросы кляузами.Уличили это существо в подтасовке цифр,а ему все мало,доносы начал писать.Много итересного о Рамеевых узнал из комментов, постараюсь купить книгу Хамидулина о поэте.Серия биографий татар,очень интересна. Надо бы к 75летию Победы издать книгу о генерал-лейтенанте,Герое Советского Союза Сафиуллине,его дивизия пленила первого немецкого генерала под Сталнградом. Комдив "утешил" расстроенного немца,сказав,что у него скоро будет много компаньонов в этом звании.

  • Анонимно
    26.11.2019 10:51

    10:03. Судя по манере писать без пробелов после точки, вы и есть один единственный, который пишет эти комменты про кляузы, а потом приписывает их третьим лицам, создавая таким образом видимость множества своих единомышленников.
    Рим Дашкин

  • Анонимно
    26.11.2019 17:50

    Дашкин. Внимательно прчитайте коммент 08:43,в нем дана точная оценка,кучке таких как вы фейкунов. Напишите донос,мол опять обижают супостаты. Одиозны и жалки ваши потуги вылезать с поучениями из каждой щели.Как говорили в старину: много амбиций ,но мало аммуниции,то бишь знаний

  • Анонимно
    26.11.2019 19:46

    Благодарен БО, за внимание к этой удивительной семье,имею в виду поэта,знамеитые стихи которого прозвучали пророчеством, его сына выдающгося инженера,выпускника лучшего горного вуза Европы и внука,фронтовика и создателя первой советской эвм. В комментариях есть и ранее неизвестные факты их жизни .Например Дэрдменд поставил подпись под Выборгским воззваием,первой попыткой парламента ограничить самодержавие,а внук Башир,несмотря на то,что был сыном "врага народа" умершего в заключении, за создание компютера получил по указанию вождя сталинскую премию.Полаю,что в связи с 75 летием Победы,100 летием республии надо бы назвать именем Рамеевых одну из улиц Казани,а возможно и учрдить премию имени Дэрдменда, за поэззию.

  • Анонимно
    26.11.2019 20:31

    Я хочу защитить Рима Дашкина от настоящего агрессора на полях коммента, который распоясался тут, пользуясь вседозволенностью. Я сам пишу анонимно, но чувство меры сохраняю. Также полагаю, что модератор, на то он и модератор, может оградить от нарушений закона в области оскорблений человека по национальным, религиозным и иным признакам. И наивными являются предположения, что анонимщика нельзя определить. Мы все у соответствующих органов как на ладони.
    И всякий нормальный (неиспорченный) человек чувствует, что Рим Дашкин есть Рим Дашкин. Рим Дашкин открыто излагает свои мысли, которые никого ни в чем не обвиняют, только просит оградить его от оскорблений. Разве это кляуза, донос? Я тоже не всегда доволен Дашкиным. Недавно мы с ним спорили об Василии Жуковском. Но , думаю, мы пришли с ним к консенсусу.

  • Анонимно
    26.11.2019 21:54

    20:31. Спасибо.
    Рим Дашкин

  • Анонимно
    27.11.2019 02:57

    Не берусь давать ЦУ модератору, как это делает автор огромного, восторженного дифирамба Дашкину 20:31,да и сам его персонаж. .Но уверен,что этот фейкун вызывает раздражение читателей неуемной словесной диарреей, по любому поводу и без оного ,поучающий всех и вся. Комментатор 08:43,четко и коротко выразил мнение многих о этом распоясавшемся амбициозном типе. Нам форуме обсуждали историю семейства Рамеевых во главе с великим поэтом-мыслителем Дэрдмендом, вносились интересные предожения по увековечению их дел. Потуги Дашкина и его другана отвлечь читателей от темы,в угоду своим амбициям, успеха не имели. Всем, кого действительно интересуют биографии людей внесших большой вклад в развитие культуры и государственности татар и других народов многонациональной РФ,советую читать книги серии " История татар в лицах", одна из них: "Л.Хамидуллин. Дэрдменд". Накануне 100 летия РТ, следовало бы издать биографию еще одной замечательной личности, депутата Госдумы России,учителя Калимуллы Хасанова.Его гневный отпор думским черносотенцам,вдохновил Тукая на знаменитое стихотворение, ставшее лозунгом, а оценка образования в 1920 г. АТССР.о том,что татар,наконец вернули с исторических задворок стала тогда, самой популярной фразой.

  • Анонимно
    27.11.2019 09:40

    02:57. Лечиться надо, чтобы не мучаться бессонницей. Ничего нового вы не написали о Дэрдменде и его родственниках, к счастью, все это есть в сети и даже больше. Не надо примазываться к Лирону Хамидуллину и его трудам. Вас поправили в неточности высказывания о депутатах и вы изошлись на г-но. Видно, по вашей неадекватности реакции, что человек вы больной и несчастный. Поэтому желаю вам здоровья.
    Рим Дашкин.
    П.с. Братья Рамиевы являются родственниками Дашкиным по матери. Оскорбляя Дашкиных, оскорбляете Рамиевых.

    • Анонимно
      27.11.2019 11:20

      Не обращай внимания Рим на эти коменты.По ходу этими комментами хотят задвинуть тебя,чтобы Рим не писал комменты.Пиши,пиши Рим комменты не обращай внимания.У тебя грамотные комментарии в особенности в ответе татарофобам .Особенно удачные по реформе правописания дефисы,запятые,по егэ.По определению нации в оон.По многим вопросам грамотные ответы.Сейчас на всякие дрязги ыгы-зыгы отвлекаясь дальше не смогут молодежь читать ни Тукая,ни Джалиля,ни Дэрменда.Унышлар сина Рим!

  • Анонимно
    27.11.2019 11:13

    Дашкин.Не примазывайтесь к Рамеевым.Если даже кто то из дашкиных родня,как говорят седьмая вода на киселе к ним,то какое отношение ваша жалкая жизнь и поведение имеет к великим Рамеевым? Да и критикуют не Дашкиных,а конкретного носителя этой фамилии, лжеца и сканадалиста вылезающего как таракан из щели, по любому поводу и без оного . "Дашкинизм" стал уже символом лжи и скандалов в интернете.

    • Анонимно
      27.11.2019 13:40

      Мне не нужен ваш бесконечный пиар моей фамилии. Как -нибудь без этого обойдусь.
      Дед братьев Рамиевых (именно так правильно должна писаться их фамилия в неформальных случаях татарами) был моим пра-пра-прадедом. Звали его Альмухаммед, но чаще Алмай или Алмакай. Его дочь Ханифа стала мамой братьев Рамиевых. Это касательно седьмой воды на киселе.
      И еще я бы мог отписаться насчет вас анонимно, как это делаете вы, но тогда бы вы огребли по полной. Поверьте я это смог бы, более сорока лет на стройке научили разговаривать с такими как вы.
      Но в данном случае я все-таки прислушаюсь к совету комментатора 11:20.
      Еще раз желаю вам здоровья.
      Рим Дашкин

  • Анонимно
    27.11.2019 18:48

    Дашкин. Просмотрите еще раз стеб пенсионера-строителя, как себя позициониуете.Пиар от перечисления пра бабушек и дедушек и до угроз оппонентам.Напомню,что в посте, речь идет о мерах по увековечению семьи Рамеевых, и вместо диванных фейков о истории, которую знаете на уровне множества вбросов-дашкинизмов, займитесь,если не соврали, о более 40 годах работы
    по профессии, реальными предложениями о строительстве мемориала или другого строительного объека по теме поста.

  • Анонимно
    27.11.2019 19:34

    Напомню форумчанам,что речь в посте и вменяемых комментах идет о мерах по увековечению памяти о семье Рамевых, включая гениального поэта -философа Закира и такого по таланту,создателя первой советской ЭВМ, его внука,Башира.А комменты заполнили маограмотные фейк-сампиар вбросы, пенсионера-строителя Дашкина, и пары его друганов, с потугами лезть в сферу, где их уровень ниже плинтуса. Но есть не только "дашкинизмы",но и ряд разумных предложений по теме.Не знаю о реакции на них властей,но редакция могла бы направить, наиболее реальные предложения в аппарат президента,тем более там уже работает комиссия по подговке 100-летия республики и некоторы проекты по Дэрдменду и Баширу Рамееву могли бы включить в юбилейные мероприятия.Считаю,например, реальными: улицу Рамеевых в Казани,памятник Дэрдменду и литературную премию его имени.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль