Общество 
30.11.2019

«Татары – экстерриториальная нация или разделенный по региональным квартирам этнос?»

20 главных татарских проблем, требующих открытого обсуждения, по версии Айрата Файзрахманова, — депопуляция, исламофобия и архаика

«У татар есть уникальный шанс создать весьма интересный прецедент в мире наций», — уверен автор «БИЗНЕС Online», кандидат исторических наук Айрат Файзрахманов. Но для подобного требуется детальная проработка, поиск коллективных решений и создание своих «дорожных карт» по каждому комплексу существующих татарских проблем. И пока мы отстраиваемся от какой-либо политики, в это же самое время она продолжает заниматься нами.

«У татар есть уникальный шанс создать весьма интересный прецедент в мире наций», — уверен автор «БИЗНЕС Online», кандидат исторических наук Айрат Файзрахманов «У татар есть уникальный шанс создать весьма интересный прецедент в мире наций», — уверен автор «БИЗНЕС Online», кандидат исторических наук Айрат Файзрахманов

НЕГЛАСНЫЙ ЗАПРЕТ МЕСТНЫХ ВЛАСТЕЙ, ОКАЗЫВАЕТСЯ, СИЛЬНЕЕ СЕТЕВОЙ ПОСТНАЦИИ

Дискуссия о нации и постнации требует более обстоятельного обсуждения, вовлечения широкого круга экспертов и значительных временных затрат, но текущая повестка вносит свои коррективы. Очередные программные заявления президента России Владимира Путина по языкам, кейс профессора Гасана Гусейнова, периодически возникающие противоречия между татарской и башкирской общественностью, «тишковские» идеологические интервенции и проблема переписи — и мы уже оказываемся в другой ситуации с иными вводными данными и, возможно, новыми судьбоносными решениями. Все эти события, безусловно, влияют на развитие татар. Пока мы отстраиваемся от какой-либо политики, в это же самое время политика занимается нами.

Как пример. Одна из самых неполитизированных, современных и гибких форм проявления этничности — «Википедия» на татарском языке или на других языках народов России. В последние годы в нее вовлечено большое количество молодежи, она делает большие успехи и получает много слов одобрения со стороны официального Татарстана. Это и вовлечение в общемировое движение, и современные компетенции, и активно растущее сетевое сообщество, и развитие татароязычного контента, и новые знания, и многое другое. Казалось бы, перед нами прекрасная постнациональная форма развития! В это же время, оказывается, достаточно нескольких аналитических записок в администрацию президента, и уже «Википедия» подвергается критике первого лица, оказываясь перед угрозой блокировки.

Или же ситуация со строительством мечетей в некоторых крупных городах России, за пределами «мусульманских республик». К примеру, в большом городе постоянно растет количество мусульман, желающих построить мечеть, складывается община (почти постнация), есть несколько томов разрешительных документов, кипы переписки с органами власти, а вопрос остается нерешенным. Или, что еще хуже, инфраструктура, хоть как-то заменяющая собой мечеть, — просветительские центры, мусульманские кафе в какой-то момент оказываются закрытыми. В итоге негласный запрет местных властей становится сильнее сетевой постнации. С таким запретительным подходом мусульманам, как в советское время, вскоре придется читать пятничные намазы на кладбищах.

«Негласный запрет местных властей оказывается сильнее сетевой постнации. С таким запретительным подходом, мусульманам, как в советское время, вскоре придется читать пятничные намазы на кладбищах» «Негласный запрет местных властей оказывается сильнее сетевой постнации. С таким запретительным подходом мусульманам, как в советское время, вскоре придется читать пятничные намазы на кладбищах»

Или возьмем политику «исторической амнезии», за счет которой может вычищаться история целых народов. Носители другой истории маргинализируются. В конечном счете мы получаем «открытие Америки Колумбом», «освоение Сибири первопроходцами» (словно на этих территориях не было никаких государств и народов), истории края, в которой нет места, кроме как истории Старших братьев. Притом что попытка преодолеть амнезию через сетевое просвещение может натолкнуться на запрет книг, блокирование «Википедии», «Телеграма», YouTube, уголовное преследование за репосты и многое другое. Не говоря уже об отсутствии социального и государственного заказа на историю исчезающего народа.

И последний пример. Представьте такую часто встречающуюся ситуацию у татар: родители говорят с ребенком преимущественно на родном языке, далее они отдают его в садик, где доминирует другой язык, и вот уже ребенок начинает забывать родную речь, у него исчезает мотивация к ее использованию. Государственная инфраструктура (вернее, ее отсутствие) побеждает усилия отдельно взятой ячейки общества, как бы она ни старалась. Информационное поле с одним доминирующим языком разрушает даже татароязычность нашего села. Многие городские татары сетуют, что уже бессмысленно отправлять детей в деревню для изучения родного языка, так как и там они уже не разговаривают между собой на татарском. За пределами Татарстана молодое поколение, родившееся в татарской деревне, владеет родным языком весьма слабо, а то и вовсе может не знать его. Заметьте, прошло всего несколько десятилетий с того момента, когда в этих деревнях перестали учить детей на татарском, и одно десятилетие с тех пор, как уроки татарского превратились в факультатив или исчезли вовсе. Поэтому, следуя этому сценарию, даже в Татарстане село (моноэтничная среда) уже скоро может перестать подпитывать татарскость.

«КАКОГО ЧУДА МЫ МОЖЕМ ОЖИДАТЬ ОТ ХРОНИЧЕСКИ НЕДОФИНАНСИРОВАННЫХ РЕСПУБЛИКАНСКИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ?»

Убежден, вышеназванные проблемы сегодня решаемы с помощью соответствующей образовательной и медиаинфраструктуры, создание которой невозможно без вмешательства «государственного национализма». Русский язык в России, как и любой другой государственный язык в мире, поддерживается и государственными институтами, и миллиардными вливаниями в его развитие. Так какого же чуда мы можем ожидать от хронически недофинансированных республиканских государственных языков? Что касается постнациональных форм, они будут действенны, когда начнет развиваться независимый малый бизнес и появится заинтересованный постнациональный капитал. Например, для краудфандинговых форм нужна соответствующая культура благотворительности в обществе и высокое этническое самосознание вносящих средства (даже весьма скромные).

Между тем попытка государства все сделать самому, без полноценного вовлечения общественности, приводит зачастую к мертворожденному продукту. Поэтому сейчас очень важно, чтобы общественность реагировала на государственную национальную политику (в том числе через официальные каналы), выстраивала свою тактику влияния на нее, находила возможности лоббирования своих интересов. Мы пока очень слабо участвуем не только в федеральных, но и в республиканских официальных общественных институциях — ведомственных общественных советах, комиссиях. А ведь там решаются многие важные вопросы, касающиеся национальной политики, обсуждаются проекты профильных государственных программ и законодательные инициативы. Скоро выборы в Общественную палату Татарстана: выдвинула ли татарская общественность туда кого-нибудь? Конечно, есть сомнения: пропустят ли, не имитация ли это и стоит ли тогда потакать ей? Однако, несмотря на общее снижение доверия к государственным институтам, у подобных механизмов все же гораздо больше возможностей доносить мнение и рекомендации до властей.

«Сегодня полилингвальные школы и садики — это те разрешенные границы, в рамках которых может существовать образование на родных языках» «Сегодня полилингвальные школы и садики — это те разрешенные границы, в рамках которых может существовать образование на родных языках»

«ПОЧЕМУ-ТО ПОД УГРОЗОЙ В ОЧЕРЕДНОЙ РАЗ ОКАЗАЛИСЬ РЕСПУБЛИКАНСКИЕ, А НЕ ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

В этом смысле последнее заседание совета по русскому языку при президенте РФ можно интерпретировать двояко. C одной стороны, языковой вопрос становится все более политизированным. И, судя по риторике, это уже не попытка действовать с помощью мягкой силы, а жесткая оборона. В такой риторике войны, когда русский язык становится инструментом геополитического противостояния, легко не замечать проблемы других языков в Российской Федерации. Или вовсе искать виноватых среди своих, как это делает один из основных докладчиков на совете, филолог Владимир Алпатов, противопоставляя преподавание татарского и русского языка (а наравне с ним — и другие государственные языки республик). Делает это он с легкостью политика, а не ученого мужа. Памятуя об июльских путинских тезисах 2017 года на заседании в Йошкар-Оле, татарстанская общественность замерла в ожидании новой языковой контрреформы и проверок татарстанских школ. Почему-то под угрозой в очередной раз оказались республиканские, а не иностранные языки, и это несмотря на антизападный дискурс — уже вводится обязательный ЕГЭ по английскому языку и второй обязательный (!) иностранный язык.

В то же время прозвучало выступление по полингвальным школам ректора Северо-Кавказского федерального университета Алины Левитской. Что не может не радовать Татарстан, создающий свои, «шаймиевские» полилингвальные гимназии. Сам факт выступления и проявленный на совете интерес говорит о том, что модель осетинских полилингвальных школ и садиков может браться за образец и внедряться в других национальных республиках. Причем потенциал есть у многих республик. По сути, полилингвальная гимназия и полилингвальное воспитание — это и есть та гибкая модель идентичности, о которой говорится в рамках дискуссии о постнации. 

Сегодня полилингвальные школы и садики — те разрешенные границы, в рамках которых может существовать образование на родных языках. Подчеркнем, в условиях большого города — это единственная возможность погрузить ребенка в родную языковую среду. В рамках полилингвальных школ это и дополнительные языковые компетенции, и возможность получения более высоких учебных результатов, о которых говорила профессор Левитская. Это и большая эмпатия, восприятие мира в его многообразии. Если добиться реальных результатов, полилингвальность в образовании способна сбавить и накал по языковой теме. Поэтому татарстанский слоган полилингвальной школы «Адымнар — путь к знанию и согласию» — это не пустой звук, за ним реальные опыт и содержание.

К сожалению, образование на саха, татарском и башкирском подвергнуто критике, несмотря на высокие результаты выпускников национальных школ и их вековые традиции. Те, кто готовил материалы для президента, или намеренно скрыли факт сдачи четырех экзаменов ЕГЭ на 399 баллов выпускником татарской гимназии, или для них это не показатель. К тому же по факту в стране уже не осталось моноязычных национальных школ. В условиях необходимости сдачи ЕГЭ русский так или иначе используется как язык обучения. Даже в самых отдаленных сельских школах. Сегодня татарские школы на селе по факту являются билингвальными или даже «полуторалингвальными» — с преимущественным использованием русского языка. Что ж, возможно, большинство татарских школ и гимназий перейдет под полилингвальную вывеску. Лучше реальное полилингвальное обучение, чем самообман, что у нас существуют сотни татарских школ.

«Многие городские татары сетуют, что уже бессмысленно отправлять детей в деревню для изучения родного языка, так как и там дети уже не разговаривают между собой на татарском» «Многие городские татары сетуют, что уже бессмысленно отправлять детей в деревню для изучения родного языка, так как и там они уже не разговаривают между собой на татарском»

«РЕАКЦИЯ В НАЦИОНАЛЬНЫХ РЕСПУБЛИКАХ МОЖЕТ БЫТЬ ОСТРОЙ»

Совет по русскому языку наметил и возможную смену языковой парадигмы, которая может потянуть за собой и вопросы национальной самоидентификации. Почти 100 лет русский язык позиционировался именно как общегосударственный для народов России и как родной для русской нации. Теперь же советник президента Владимир Толстой говорит, что «для граждан России русский язык не может, не должен быть неродным, как бы иностранным». Получается, что, по Толстому, цель проводимой языковой политики состоит не просто в поддержке русского языка как государственного или как средства межнационального общения, а в превращении его в родной язык каждого жителя страны. Есть большая доля вероятности, что это будет делаться за счет вытеснения иных родных языков. К тому же признание русского языка в качестве родного воспринимается как признак принадлежности человека к русской нации. Это заранее конфликтная и негибкая парадигма, которая не может быть принята многими народами. Все подобное будет влиять на систему образования и сферу культуры. Реакция в национальных республиках может быть острой. Вряд ли с таким позиционированием станет легко продвигать русский язык и за пределами страны.

К тому же не учитывается, что русский язык — это официальный язык нескольких государств и у него большая аудитория за пределами России, которая владеет им в совершенстве, не будучи русскими. Кстати, сегодня ни один мировой язык уже не является объектом монопольных прав лишь одного государства, жесткое языковое единство и однородность уходят в прошлое, оставаясь признаком лишь небольших государств. Эта гибкость позволяет сохранять статус международного испанскому, немецкому, французскому, английскому, арабскому языку. Насколько сегодня «гибким» является продвижение русского?

Тот же самый вопрос можно задать и относительно татарского языка. Возможно, разговорный татарский ощущается как «гибкое явление», однако гибки ли сами татары в своем восприятии людей, говорящих на татарском языке неправильно? Насколько мы готовы воспринимать сибирско-татарский и мишарский диалект или татарскую речь с сильным русским акцентом? Зачастую жесткая позиция к ошибкам в языке приводит к отторжению, к боязни на нем говорить. Безусловно, современному языку нужен литературный стандарт и утвержденный «корпус языка», но насколько сегодня вообще существует возможность оценить владение татарским языком на соответствие такому стандарту? Есть ли у нас вообще ранжирование по степени владения устным и письменным языком, которое используется, например, при изучении английского, появились ли у нас новые учебники и методики для обучения взрослых, есть ли курсы делового татарского? И если они существуют, то почему не становятся достоянием широкой общественности?

«ПО ПРИЧИНЕ «НАУЧНОГО ЭЙДЖИЗМА» ПРАКТИЧЕСКИ ОСТАНОВИЛАСЬ ДИСКУССИЯ О РАЗВИТИИ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА»

Еще один комплекс языковых вопросов — формирование новых терминов и понятий. Проблема «гибкости» языка заключается еще и в том, что на татарском могут генерироваться новые понятия и термины (теми же википедистами или иными сообществами энтузиастов), но в официальный оборот они попадают с трудом. Возможно, по причине «научного эйджизма» практически остановилась дискуссия о развитии языка, об использовании терминов из родственных тюркских языков, а сближение их алфавитов, научного аппарата уже могут и вовсе рассматриваться как пантюркизм. Так, необоснованные государственные фобии могут задвигать этнокультурную общественную инициативу.

Как тут не поверить в то, что родственные народы намеренно стравливают, а создание на ровном месте скандалов, наподобие «Татарского диктанта» в Башкортостане, выгодно силам, боящимся мифического пантюркизма? Только стоит напомнить, что попытка действовать по принципу «разделяй и властвуй» очень дорого обошлась союзному центру в период перестройки. Ситуация вокруг татарского диктанта очень важна с той точки зрения, что это спор о том, являются ли татары экстерриториальной нацией. Или же они представляют собой разделенный по региональным квартирам этнос, который подотчетен в своих национальных делах прежде всего местным властям? Что первично в словосочетании «уфимские татары» — Уфа или татары?

Кстати, башкирские организации более действенны в своих национальных делах, их инструментом являются не только разовые акции, а работа «в поле» — объезды деревень, встречи, раздача книг о местной башкирской истории. Надо отдать должное, идеологическая и полевая работа перед переписью здесь выстроена на высоком организационном уровне. Представители курултая успели посетить большую часть закамской зоны Татарстана. Заметьте, Татарстан не реагирует на подобные явления как на экспансию, попытку изменить границы или нарушение межреспубликанского этикета. Республика в целом не считает нужным реагировать даже на научном уровне на сформированный к переписи концепт северо-западного диалекта башкирского языка, академическая наука не дала своего ответа. Концепт объясняет, что всю свою сознательную жизнь люди говорили не на татарском, а на особом диалекте башкирского языка. Уж не на северо-западном ли диалекте башкирского нам все это время пели выходцы из Башкортостана Айдар ГалимовСалават Фатхетдинов и Хания Фархи?

Вот только насколько такой подход стратегичен для самого Башкортостана? Пытаясь изменить национальное самосознание и добившись успеха среди небольшой части населения, у другой части такой «республиканский национализм» может вызывать отторжение и поспособствовать отъезду из региона. В городах же бывает и так — люди, не имея своей национальной инфраструктуры, перестают воспроизводить татарскую идентичность, не становясь при этом и башкирами. Тратя огромные силы на доказывание башкирского происхождения своих граждан, успевают ли в Башкортостане создавать образовательную инфраструктуру на башкирском языке, продвигать современные национальные проекты, помогать строить мечети? Ведь несколько десятков миллионов рублей на национальные гранты, в которых не оказалось места татарам, — это весьма скудные ресурсы, на которые вряд ли можно сделать что-то масштабное и значимое.

И это общая проблема для национальных республик. Если культуру финансируют по остаточному принципу из бедных региональных бюджетов, то на дела национальные идет уже то, что осталось после расходов на учреждения культуры, а на новое дают и вовсе «крошки», вокруг которых потом возникают споры. Да и для крупного республиканского бизнеса со штаб-квартирами в Москве, который может целиком высосать за несколько лет шиханы и не подавиться, «национальное» не оказывается даже предметом для показной заботы. Вот о каких проблемах прежде всего нам нужно говорить. Выходит, что народы существуют для федерации, а не федерация для народов.

«Татарстан мог бы задуматься об интеграции приезжающих через овладение татарским языком, через совместные культурные мероприятия, создание сети мусульманских школ» «Татарстан мог бы задуматься об интеграции приезжающих через овладение татарским языком, совместные культурные мероприятия, создание сети мусульманских школ»

«ОДНИХ ДОМОВ ДРУЖБЫ НАРОДОВ И ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМАТОВ ЗДЕСЬ ТОЧНО НЕ ХВАТИТ»

На этом противоречивом фоне уже не удивляет мигрантофобия, проявившаяся в огульной критике поста профессора Гусейнова об отсутствии газет на языках бывших союзных республик. Мигрантофобия не только не возбраняется, она и вовсе порой считается признаком хорошего тона. И это в условиях количественного роста мигрантов в нашей стране, который по экономическим прогнозам будет продолжаться (без него уже не разровнять демографические провалы), а значит, неприятие, дух конфликтности станет только нарастать.

Даже среди татар такое отношение порой считается нормой, несмотря на этнокультурное, религиозное, языковое родство, общую историю. Однако знание о нашем родстве за последние 20–30 лет выветрилось из национального сознания. Мы уже не помним, что для татар знание персидского языка (основным носителем которого для наших предков являлась Бухара) являлось признаком высокой культуры. А ведь без приезжих бухарцев, органично вошедших в состав татарской нации, без бухарского пласта татарская культура была бы гораздо беднее. Да и правильно ли называть выходцев из бывших союзных республик мигрантами, если мы столетиями жили вместе, если часть их этногенеза происходила на территории современной России — по сути, казахи, киргизы, узбеки и многие другие являются нашими коренными народами. Например, хан Ахмат, победой над которым гордится вся Калуга, долгое время воевал на Нижней Волге с узбекскими ханами, которые, в свою очередь, были теснейшим образом связаны родственными узами с Сибирским ханством и Ногайской Ордой. Вполне вероятно, что не только экономика, но и генетическая память заставляет возвращаться бывших кочевников на пространство северной Евразии.

Возможно, что второе-третье поколение укоренившихся в России выходцев из СНГ вскоре сможет вспомнить и о своих языковых и этнокультурных правах. И тогда одних домов дружбы народов и фольклорных форматов здесь точно не хватит. В этом смысле Татарстан мог бы задуматься об интеграции приезжающих через овладение татарским языком, совместные культурные мероприятия, создание сети мусульманских школ. Интеграция — это обоюдный процесс познания друг друга, а не попытки подчинить существующим общественным устоям. Пока же второе-третье поколение приезжих, учась в татарстанских школах, чаще интегрируется в пацанскую субкультуру. Сомневаюсь, что татарский язык и культура представляют для них хоть какой-то интерес. Это немудрено при существующей ныне языковой пропаганде.

Вспомним главный аргумент закона против родных языков: «Как можно учить ребенка военного местному языку, если он через некоторое время переедет в другое место?» Или же: «А если ребенок из национальной школы захочет поступать в вуз за пределами своей республики?» И еще: «Передача школьных знаний на родном языке ограничивает ребенка». Как верно замечает удмуртский активист Артем Малых: «Грубо говоря, 80 процентов семей не находятся в постоянном передвижении по стране, но дискурс строится под практики 20 процентов кочующего населения и именно его поведение оформляется как референтное, ориентируясь на которое, надо строить образовательную и социальную политику». Да, это гипотезы и отвлеченные рекомендации, но насколько глубоко изучен вопрос? Кто, кроме УФМС, нескольких ученых и общественников ассамблеи народов, системно занимается оценкой процессов интеграции мигрантов и насколько эти оценки подходят для республики? Понимаем ли мы, например, что происходит в межнациональных мусульманских браках, какую идентичность принимают дети в них, как происходит передача языка?

Справиться с подобными мигранто-, лингво-, этно-, исламо-, тюрко- и прочими фобиями, вредными для государственного организма и народов (в том числе и для татар), можно было бы и с помощью публичных обсуждений, но большинство научных, образовательных институтов, профильных ведомств погружено в свои внутренние проблемы, их вовлечение в публичный дискурс происходит только административным путем, а центры модерации практически отсутствуют. Кроме того, озвучивать проблемы экспертам, выполняющим научно-образовательный госзаказ, становится все сложнее. Обсуждение Стратегии татар выявило подобные проблемы. Здесь всегда есть опасность имитации общественного участия по принципу «мы вас услышали». Тем не менее работа с реальными запросами снизу, соучаствующее проектирование, так называемая партиципация — это мировой тренд в управлении общественными процессами, в том числе и в случае интеграции мигрантов. Татарстан научился соучаствующему проектированию при обсуждении будущего парков и скверов, но пока не может делать это при дискуссиях о будущем нации. Проблемы и наказы услышаны, но вряд ли они будут исполнены.

«У ТАТАР ЕСТЬ УНИКАЛЬНЫЙ ШАНС СОЗДАТЬ ВЕСЬМА ИНТЕРЕСНЫЙ ПРЕЦЕДЕНТ В МИРЕ НАЦИЙ»

Вот очень краткий перечень 20 татарских проблем, требующих открытого обсуждения:

— депопуляция — снижение количества татар вне Татарстана, смена этнической идентичности на доминирующую и более престижную, здесь же — разрушение большой семьи, изменение семейно-родственных практик;

— постепенная потеря татарами политической субъектности, этнических территорий, размывание «большого Татарстана»;

— сверхцентрализация и дефедерализация страны, формализация государственности Татарстана, сужение ресурсной базы, оценка частью элит и российского общества наличия национальных республик в РФ как исторической ошибки;

— низкая юридическая защищенность татарской культуры, образования и языка, наличие федеральных институций и законов, препятствующих национальному развитию, не удовлетворяющая запросы татар Стратегия государственной национальной политики;

— низкий социальный и экономический престиж татарского языка, который мало применяется в государственной сфере, редко используется элитой. Татарский язык на большей части территории, где живут татары, является миноритарным (языком меньшинства), отсутствие равностатусности языков в Республике Татарстан;

— быстрая языковая ассимиляция — потеря в течение 10 лет около 1 млн татар, владеющих родным языком (перепись 2020 года может показать потерю еще 1 млн);

— потеря национального образования — практическое отсутствие конкурентоспособных татарских садиков, гимназий в больших городах, утрата высшего образования и науки на татарском, постепенное исчезновение преподавания татарского языка за пределами Татарстана;

— исламофобия, большие затруднения в строительстве мечетей;

— размывание исторического самосознания, историческая амнезия, забывание письменного наследия, низкая степень его цифровизации, потеря историко-архитектурного наследия городских татарских слобод;

— межнациональные браки, где совместный ребенок не становится человеком двух культур, не знает татарский язык;

— депопуляция татарской деревни как моноэтничной и природной экосреды происходит одновременно с потерей земельных ресурсов;

— слабость национального капитала, мало современных форм меценатства и национальных ресурсных центров, несистематичность поддержки национальных проектов;

— депопуляция национального человеческого капитала — татарских ученых, деятелей культуры, технической и гуманитарной национальной интеллигенции — при одновременной миграции высокого человеческого капитала в городские центры, где нет представленности татарской культуры;

— общемировая и русскоязычная глобализация: в части унификации культур, консюмеризма, исчезновения малых языков, тотальной урбанизации (глобализацию не отменить, но можно переварить) — слабое использование глобализированных, современных форм в репрезентации татарского языка и в развитии татарского контента;

— большинство татар теряют свою этничность в условиях большого города, в том числе вследствие несформированной конкурентоспособной татарской городской культуры, малого объема современного и привлекательного контента на татарском языке;

— превалирование архаичных («сельских») культурных паттернов в рамках татарской этничности, которые не воспринимаются большинством глобализированных («городских») татар, акцентирование сельского начала в татарской этничности и культуре, замыкание татарской культуры, татарской общественности в себе и на своих проблемах, татарский дискурс остается интересным только татарам, фольклоризация татарской культуры за пределами РТ;

— монополия государственных и окологосударственных структур в трактовке татарскости, традиционные институты плохо поддерживают новые или экспериментальные формы татарской культуры, характерно использование советских форм репрезентаций и мероприятий;

— территориальная разобщенность, дезинтеграция, разность дискурсов «татарстанских татар» (амбиция на политическую субъектность) и татар за пределами Татарстана (попытки закрепить себя в культурном поле своего региона);

— консервативность институциональной среды, отвечающей за национальные общественные организации, высокая конкурентность и разобщенность ряда организаций на местах;

— ослабевание татарских интеллектуальных и идеологических центров, ресурсная слабость современных национальных think tank.

Этот далеко не полный перечень проблем, значительная часть которых присутствует в тексте Стратегии татар и была озвучена на круглых столах в редакции «БИЗНЕС Online», может быть актуальным и для национальной и постнациональной форм татарской этничности. Данный перечень, возможно, и недостаточно корректный, требует детальной проработки, продолжения коллективного поиска решений, создания своих «дорожных карт» по каждому комплексу проблем. Одна из форм проработки проблем — проведение научно-практической конференции с приглашением зарубежных ученых-татар и открытыми образовательно-просветительскими форматами. В этом смысле у татар есть уникальный шанс создать весьма интересный прецедент в мире наций.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (227) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
30.11.2019 09:35

Тукай гениален:

"В прошлом году учитель Ахмак Шерик Сафсата Саттаров помешался на слове татарский. Этот господин почти ежедневно стал печатать различный мусор под названиями: "Татарский народ", "Татарская девушка", "Татарская шапочка", "Татарские башмаки", "Татарская простокваша", "Татарские рожки", и заполнил ими книжные магазины. Таких людей обычно помещают в желтый дом, но тут есть одна сторона дела: если помещать этого национального юродивого, который каждую вещь обязательно называет татарской, то необходимо его помещать именно в "Татарский сумасшедший дом". А такого дома у нас, к сожалению нет. Что поделаешь? На воле ходит!"


Г. Тукай. Былтырнын, хисабы. Эсэрлэр, дурт томда. Казань, 1977г., стр.166

  • Анонимно
    30.11.2019 08:38

    Татары такая же нация как евреи или армяне
    Такая я же древняя, так же периодически гонимая, с такой же богатой историей государственности и примерно равная по численности

    • Анонимно
      30.11.2019 09:03

      Не выдумывайте себе великого прошлого. Не придумывайте себе гонений. Враньем вы накликаете беду. Татары как и все народы России жили в одинаковых условиях. Сравнивать с армянами и с евреями которых миллионами уничтожали вообще за гранью воображения. Живите будующим. Если придумывать себе врагов вы накликаете массу будующих конфликтов.

      • Анонимно
        30.11.2019 09:11

        А именно сейчас и происходит уничтожение
        Образования, культуры а значит и народа

        • Анонимно
          30.11.2019 09:14

          Не надо громких слов про уничтожение и запрещение. Самим еще не надоело эту мантру повторять из раза в раз.

        • Анонимно
          30.11.2019 10:06

          Татары сами уничтожают свой народ, свое образование и культуру. За годы суверенитета они не создали ничего самобытного, а только копируют у других и, копируя, уничтожают себя как нацию. Татарские националисты делают все, чтобы татарский народ исчез навсегда.

        • Анонимно
          30.11.2019 11:48

          Из статьи"..и активно растущее сетевое сообщество,и развитие татароязычного контента.."

          В комментах БО есть жалобы,что мало обучающего контента в интернете по тат.языку и по предметам на тат.языке.В Стратегии татар звучало предложение о создании дистанционного тат.университета.Недавно писали что в КГАСУ прекратили набор в группы частично изучающих технические предметы на тат.языке.Это последствия 2008 года.Но еще наверное остались в КГАСУ преподаватели могущие обьяснить эти предметы.
          Есть предложение создать серию видеоуроков по предметам,например по сопротивлению материаллов(материаллар каршылыгы),черчению(сызым) и др.техническим предметам на тат.языке.
          Критерии к этим видеоурокам:
          1)Понятно и доходчиво обьяснять учебный материал(чтобы по нему можно было
          учиться дистанционно).
          2)Хорошая постановка звука и света возле классной доски(чтобы четко слышать и видеть обьяснения по теме).
          Бу эшне озакка сузмаска,чөнки бу фәннәр буенча татарча аңлатучы белгечләр,укытучылар әле бар.Ләкин киләчәктә алар булмаска мөмкин.
          Самому Айрату можно организовать серию видеоуроков по истории(тарих).Например взять школьную тему"Присоединение Сибири".Обьяснить кто такие были Строгановы.Показать фотодокументы из арабских,персидских и др.альтернаттивных источников.Видеоуроки можно вести с субтитрами на русском,или на татарском ,возможно и на английском языке.А можно и без субтитров.
          Для сьемки видеоуроков оператором может подойти и полупрофессиональная видеокамера (у них сейчас более менее качественная картинка),только надо подобрать с функцией хорошей записи звука(голоса).

          • Анонимно
            30.11.2019 12:11

            11:48
            И ХХДЕ ты планируешь работать с сопроматом на татарском языке? Очень интересно!

            • Анонимно
              30.11.2019 13:19

              12.11 Такой случай.Программист получает базовые знания по программированию в основном на английском языке ,а работает для российской промышленности .Так же с татарским можно получить базовые знания на татарском языке и работать в российской промышленности, а при знании Среднего уровня английского то может работать во многих странах мира.Нужны именно специалисты по сопромату,по программированию ,а не филологи.

              • Анонимно
                30.11.2019 13:30

                Сопромат не русскоее изобретение
                Он на всех языках одинаков

                • Анонимно
                  30.11.2019 13:54

                  13:30
                  Я всю жизнь проработала с сопроматом после мехмата КГУ, на пенсии уже 13 лет.

                  Могу сказать, дус, что ты НЕ нюхал сопромата ни на каком языке, раз так рассуждаешь. Пока доходит дело до сопроматовских формул - одинаковых на всех языках - приходится решать и обсуждать очень много сложных технических вопросов. На каком языке ты собираешься это делать? Главное, где?

                  • Анонимно
                    30.11.2019 14:46

                    Кроме непосредственно сопромата есть и ещё полно всяких пособий и справочников.И всё это на русском.Так что хочешь не хочешь а руки сами потянутся к русским книгам.А тут и сказочки конец про 200 языков а одной стране.

                    • Анонимно
                      30.11.2019 15:12

                      14:46
                      В Турции, в ЮАР, в Бразилии сопромат на русском языке изучают? Не знал

                      • Анонимно
                        30.11.2019 15:30

                        15:12
                        Дык, они и изучают, и работают потом на ОДНОМ своем языке.

                        А не так, что сопромат изучать на одном языке - на татарском, а работать потом на другом языке - на русском. Неужели сам не понимаешь?

                        Ты ГДЕ конкретно собираешься работать с сопроматом на татарском языке? Лично я таких мест не знаю.

                        • Анонимно
                          30.11.2019 15:37

                          Где написано, что я ОБЯЗАН работать на русском языке?

                          • Анонимно
                            30.11.2019 15:52

                            А где вы собираетесь на татарском работать?

                          • Анонимно
                            30.11.2019 17:24

                            15:37
                            Дус! Тебя не зря спрашивают, ХХДЕ собираешься работать!

                            Работать с сопроматом приходится в коллективах - дома на родном диване сопромат не нужен. Какой коллектив на сегодняшний день работает на татарском языке? Авиационный? Вертолетный? ХХДЕ?

                          • Анонимно
                            30.11.2019 21:47

                            а на каком еще работать в России?

                        • Моисей
                          30.11.2019 15:38

                          Вы почему то думаете что обучение на родном исключает знание русского
                          Это заблуждение

                        • Анонимно
                          30.11.2019 16:12

                          15.30
                          Вот программирование изучают в основном на английском,а работают в русской промышленности.Могут значит программисты так работать .Учится на английском языке,а потом работать на русском.Двуязычные специалисты.

                      • Анонимно
                        30.11.2019 16:22

                        В Турции сопромат преподают на турецком а в России на русском.Всё логично.

                    • Анонимно
                      30.11.2019 15:17

                      Не пужайте финны без ваших пособий создали одну из передовых вещей -электротехнику и электронику фирмы"Nokia",до которой еще далеко...

          • Анонимно
            30.11.2019 16:08

            Мы реализуем проект "Ачык университет" Univer.tatar - целая дситануионная система. Пока только 2 курса готовится 3: история, кульутра преподавание татарского, национальные проекты, воспитание.
            95 % контента - на татарском.

            Айрат Файзрахманов

            • Анонимно
              30.11.2019 16:36

              Кроме болтологии и мифотворчества полезного ничего не будет? Тут целая дивизия кавалергард-комментаторов прям не дождётся сопромата на татарском. Прямой социальный заказ

              • Анонимно
                30.11.2019 17:29

                16:36
                А ЧЁ-бы не начать с сельхозинститута - нашего МГИМО? Преподавать все предметы по изучению сельского хозяйства и ветеринарии на татарском языке. Думаю, выпускникам сельхозинститута ЭТО очень пригодилось БЫ при работе в татарских селах. Если они в села доедут после окончания этого института.

                • Анонимно
                  30.11.2019 18:23

                  16.36 А чо так напряглись.Ратуете за добровольный выбор и здесь не пущаать...Пусть будет хотя бы в интернете основы сопромата на татарском языке.Сопромат на русском довольно сложная вещь.Вот физика на татарском лучше усваивается в силу самой структуры тат.языка(Понятность и однозначность смысла слова в татарском языке).Пусть будут в интернете основы базовых знаний и по другим предметам на тат.языке.
                  Есть мнение что Обьяснение
                  Принципа Работы сложной техники Усваивается лучше на"растянутом"Немецком языке,чем на"коротком"английском.

                  • Анонимно
                    30.11.2019 19:30

                    Обучение на неродном языке снижает природный потенциал ребенка на 85%

                    • Анонимно
                      1.12.2019 09:03

                      Не существует природного потенциала в природе, только базовые инстинкты.

                    • mad big
                      1.12.2019 09:52

                      Начинали с 70%. Это же сколько Энштейнов с Бродскими потеряно! Вот горе то горькое.

                • Анонимно
                  30.11.2019 18:50

                  Так раньше было, еще 15 лет назад

      • Анонимно
        30.11.2019 09:56

        "Сравнивать с армянами и с евреями которых миллионами уничтожали вообще за гранью воображения." Можно даты и цифры? Хотелось бы сравнить с другими народами.

        • Анонимно
          30.11.2019 10:34

          09:56
          Сам-сам поищи в Инете и даты, и цифры. Пруфы захотел готовенькими на тарелочке с золотой каемочкой? Сам-сам...

    • Анонимно
      30.11.2019 09:11

      армяне,евреи,татары - это "национальность",а не "нация".
      "Следует различать такие взаимосвязанные, но не идентичные понятия, как «нация» и «национальность» . Понятие «национальность» , выражая этническую общность, представляет собой лишь один из факторов нации и народности. ... Обычно нация строится на базе большого количества этносов, которых свела вместе историческая судьба." Википедия.
      Не надо выдавать свои "хотелки" за действительность...

      • Анонимно
        30.11.2019 10:22

        Обычно нация строится на базе большого количества этносов, которых свела вместе историческая судьба."

        Татары и состоят из астраханских и крымских, тобольских и казанских
        Нация

        • Анонимно
          30.11.2019 11:14

          Крымские, астраханские, поволжские, сибирские татары это разные народы. Они даже генетически различны.

          • Анонимно
            30.11.2019 11:29

            11:14 про гены великим "русским" Пушкину, Карамзину, Достоевскому расскажешь, казакам и поморам расскажешь))))))))

          • Анонимно
            30.11.2019 11:29

            Как казаки и поморы?

          • Анонимно
            30.11.2019 11:45

            Вы наверное не в курсе что все великие князья и императоры на Руси это датчане и немцы, а дворяне Аксаковы и Нарышкины, Юсуповы и др. все татарских кровей!

            • Анонимно
              30.11.2019 12:02

              Все кто служил русской короне были российскими подданными принявшими христианство.Ну а татарские корни русских дворян тонут во тьме веков и ни чем не подтверждаются кроме фамилии.

            • Анонимно
              30.11.2019 19:02

              Юсуповы вообще то не татары. Ногайцы. Аксакова, Нарышкины пришли к Русским князьям не с Казанского Ханства.

            • Анонимно
              30.11.2019 20:05

              11:45
              Ещё вспомните, что Борис Годунов происходил из татар.

              Но его предки вышли из Орды ещё при Иване Калите, то есть за 200 лет до его рождения.

              Вспомните СВОИХ предков за 200 лет до вашего рождения. Вы уверены, что ТАМ кроме татар никого не побывало?

              • Анонимно
                30.11.2019 21:08

                Очень многие нынешние татар из Казани, это омусульманенные чуаши.

                • Анонимно
                  1.12.2019 09:08

                  У гуннов были союзники- сильно отюреченные финно-угры савиры/сабиры.

      • Анонимно
        30.11.2019 16:05

        Чушь псевдомарксистская

    • Анонимно
      30.11.2019 09:25

      НА́ЦИЯ (от лат. natio, букв. – на­род, пле­мя), рас­про­стра­нён­ное в нау­ке и об­щест­вен­ном соз­на­нии по­ня­тие с раз­лич­ным смы­сло­вым со­дер­жа­ни­ем. В совр. нау­ке и пра­ве под Н. по­ни­ма­ют­ся два ти­па че­ло­ве­чес­ких со­об­ществ: со­во­куп­ность гра­ж­дан од­но­го го­су­дар­ст­ва (по­ли­тич., или гра­ж­дан­ская, Н.) и эт­ни­че­ская общ­ность (эт­нич. Н., эт­но­на­ция, куль­тур­ная Н.). /Большая Российская энциклопедия/

      • Анонимно
        1.12.2019 06:03

        А вот в США все индейские племена признаются суверенными нациями: "Федеральное признание племенного статуса имеет важное значение: такое племя имеет особые отношения с правительством США, подразумевающие, что все контакты производятся исключительно на правительственном уровне. Для их обозначения в официальной переписке используется термин «суверенный народ такого-то племени» (sovereign nation). Кроме того, племена, доказавшие что их (или их предков) собственность реквизировали агенты властей США, получают федеральные дотации и гранты. Правительство США признает права этих племен на самоуправление на самоопределение и поддерживает их суверенитет.
        Суверенные нации имеют право на формирование своего правительства, на принятие и исполнение законов (законы штатов в них не действуют), на установление налогов, на присвоение статуса соплеменника, на лицензирование и регулирование практически всех видов деятельности и пр. В большинстве резерваций активно действуют племенные суды и правоохранительные органы. Юридически индейские резервации имеют практически те же права, что и штаты США. Так же, как штаты, они не могут вступать в официальные отношения с иными государствами, вести войну и чеканить монету".
        https://www.golos-ameriki.ru/a/native-americans-facts-2010-12-01-111148259/190896.html

        • Анонимно
          1.12.2019 09:58

          06:03
          Хорошие права прописаны в США особо для индейцев. Только какие права реализуются в реальности, кроме права ходить по улицам в перьях и пугать туристов?

          Конкретно напишите - про их особое правительство, про конкретные принятые законы. Как это всё применяется-сказывается на политической жизни США.

          • Анонимно
            1.12.2019 14:39

            Вы сначала конкретно напишите про то, как сказывается наличие граждан РФ на политической жизни нашей страны? А потом уже задавайте вопросы про влияние индейцев на жизнь США. А так, пожалуйста, индейцы не платят никаких налогов, индейцы вправе бесплатно обучаться в любом университете США за счет федерального бюджета. Индейские резервации имеют экстерриториальный статус, на их территориях не действуют ни федеральные законы, ни законы отдельных штатов. Пользуясь этим, во многих резервациях индейцы открыли казино и получают большие доходы.

            • Анонимно
              4.12.2019 10:05

              14:39
              У нас тоже ВСЕ россияне имеют право бесплатно обучаться в любом университете РФ за счет федерального бюджета. Или в США берут на учебу в ВУЗы НЕграмотных индейцев? Что? Только индейцев с образованием? Как и у нас...

              Вам не хватает в РФ территорий с экстерриториальным статусом типа резерваций? Так ЭТО очень просто сделать. По вашему хотению можем завести в РФ резервации для отдельных национальностей - раз они настоятельно просят.

              Или вам больше всего не хватает казино, как у индейцев? Чтобы получать большие доходы? И из-за ЭТОГО вы чувствуете себя ущемленными и обиженными по сравнению с американскими индейцами?

  • Анонимно
    30.11.2019 09:10

    Тю-тю. - это поезд уехал. смысл бежать за ним, ломая ноги? Тю-тю!

    • Анонимно
      30.11.2019 09:27

      Что предлагаете делать дальше?

      • Анонимно
        30.11.2019 09:46

        09:27 расслабиться и получать удовольствие от того что есть. все религии этому учат. вам зачем каждый день церкви и мечети строят

    • Анонимно
      30.11.2019 10:26

      Никакой поезд никуда не уехал
      Не на тех путях стоит
      В тупик едет
      Вернется
      Закон вернется
      Конституция РФ снова начнет работать
      В РТ 2 государственных языка
      Оба обязательны к изучению
      Всеми
      В равных обьемах

      • Анонимно
        30.11.2019 10:42

        В России государственный язык ОДИН!!! Все остальное ваши хотелки.

        • Анонимно
          30.11.2019 10:55

          В РТ 2
          Конституция РФ
          С ней спорьте

          • mad big
            30.11.2019 11:43

            Продолжайте фантазировать. Вам идет.

            • Анонимно
              30.11.2019 11:56

              А вы опровергните
              Аргументированно
              Нет?
              Так и думал

              • mad big
                30.11.2019 13:29

                Что значит нет! Начните с того хоты бы, что Татария один из субъектов РФ. Не более того.

                • Анонимно
                  30.11.2019 14:36

                  И?
                  Это отменяет государственный татарский?

                  • Анонимно
                    30.11.2019 17:04

                    Т.н. "государственный" татарский язык федеральным центром был предоставлен региону для удобства татарского населения, а не для того, чтобы заставлять другие народы региона изучать татарский язык.

                  • Анонимно
                    30.11.2019 21:49

                    это отменяет обязанность изучать татарский, как не для всех родной

      • Анонимно
        30.11.2019 12:37

        А зачем вам это? Ну, будут учить русский и татарский в равных объемах. Как только учеба кончится, 100% русских и 50% татар, которые не говорят на на татарском в семье, сразу все забудут. Для чего зря время тратить? Это как с английским, кому он нужен, тот говорит, а кому не нужен, что учил 10 лет, что не учил, двух слов связать не могут. Но английский учить надо: весь мир открыт , и надо уметь с ним общаться.

  • Анонимно
    30.11.2019 09:13

    АЙРАТ ВЫ ПРАВЫ

    БУДЕМ СРАЖАТЬСЯ "ЗА"

    А НЕ "ПРОТИВ"

  • Анонимно
    30.11.2019 09:17

    При желании можно найти не 20 а 120 проблем и устроить очередной шабаш с плачем и причитанием.только нужно ли это людям.Если человек переехал жить например в Москву наверно он всё взвесил и ему вполне хватит Сабантуя чтоб вспомнить свои исторические корни.Так и мигранты.Если они приехали жить в РФ то им надо быстрее освоиться в стране и освоить основной язык а не заморачиваться куском страны в 300 км.Глупо в наше время наставлять людей и учить их жизни.Хотя конечно можно на этом сделать неплохую карьеру местного масштаба и постоянно расчёсывать там где не чешется.Вот и приходиться центру немного остужать пыл ретивых расчёсывателей чтоб страна не превратилась в очередной Вавилон.

    • Анонимно
      30.11.2019 10:28

      Речь идет про РТ
      Это материнская территория татар мира
      Это центр
      Именно тут должны развиваться татарское образование и культура
      Другой земли у нас нет
      Мы не мигранты

      • mad big
        30.11.2019 10:52

        Нормально так! А мнение тюменских татар вы спросили? Сам себя центром назначу, сам всем диктовать условия буду.

        • Анонимно
          30.11.2019 11:00

          Так и происходит
          Москва назначила себя столицой русского мира и не жужжит
          У новгородцев и киевлян не спросила

      • Анонимно
        30.11.2019 10:52

        А крымские или сибирские татары или татары из Башкирии знают что Казань их центр.Или опять явочным порядком сами себя назначили по типу третьей столицы.Да и татар в мировом масштабе не проглядывается.Есть люди которые имеют татарские корни но разбросаны по миру и их материнской территорией давно стали те страны где они живут и им там хорошо.И ни один татарин из Америки или Австралии не променяет своё гражданство на жизнь в Казани.Скромнее надо быть ребята а то если шибко надувать щёки то и лопнуть можно.

        • Анонимно
          30.11.2019 11:02

          Татары живут по всему миру
          Так и должно быть
          А Татарстан центр
          Все знают что есть Татарстан где должны сохранятся татарский язык и культура

          • Анонимно
            30.11.2019 11:23

            Так и сохраняйте на здоровье и язык и культуру кто вам мешает.Только и другим 200 народам страны не мешайте делать тоже самое.А то ведь дело то дошло до того что у меня внук учил стихи Пушкина в татарском переводе.А сейчас он учит Пушкина в первоисточнике .

            • Анонимно
              30.11.2019 11:30

              А мы на всю страну не претендуем
              Нам Татарстана достаточно

            • Анонимно
              30.11.2019 11:32

              Вам кто то запрещал учить Пушкина в оригинале?
              Остренького хочется?
              Поразжигать?
              Дети из Казани были на 2-3 местах в егэ по русскому в России
              Русский знали лучше чем в Тамбове и Рязани
              Не стыдно вам?

              • Анонимно
                30.11.2019 11:44

                Остренького хотелось министрам-механизаторам.А за отличные оценки большое спасибо репетиторам и родительским кошелькам.

                • Анонимно
                  30.11.2019 11:57

                  Репетиторы и кошельки не татарстанское изобретение
                  По всей России так
                  А 2-3 места именно Татарстан

              • mad big
                30.11.2019 11:57

                Сказки рассказывайте в Тамбове и Рязани. Там может быть поверят. А про ЕГЭ так это на Северный Кавказ. ВОт там действительно таланты живут.

          • Анонимно
            30.11.2019 12:07

            Сибирские или астраханские татары так не считают. Ну и что язык похож? Например польский или словенский сильно напоминают русский и даже можно пообщаться, но никто не говорит что они русские. У всей во точной европы языки родственны русскому, но они самостостельные

            • Анонимно
              30.11.2019 12:27

              Никто из славян не считает русских братьями. Вас ордынцами все славяне называют.

              • Анонимно
                30.11.2019 13:14

                Ну надо же ляпнуть! Все у них татары, от Адама. Сами себе противоречат,в корнях запутались:когда ислам в 922 году приняли-татары от булгар произошли, когда в 13 веке булгар вырезали-от Чингизхана. Такое лёгкое поведение и пониженная социальная ответственность

                • Анонимно
                  30.11.2019 13:56

                  13:14 у вас русские это и датчанин Рюрик и эфиоп Пушкин и татарин Карамзин и еврей Соловьев и немец Николай 2-й. У вас даже березы и поле русские и даже сахар русский. В своем глазу бревно ищите!

                  • Анонимно
                    1.12.2019 20:18

                    У них Миклухо Маклай- русский путешественник.

                  • Анонимно
                    6.12.2019 03:54

                    30.11.2019 13:56
                    Да, они ВСЕ - русские!
                    Этим ИМПЕРСКАЯ нация и отличается!
                    А с бревном - вам на субботник надо сходить!

              • mad big
                30.11.2019 13:32

                30.11.2019 12:27 Житель Ровно или Бердичева? Древний укр или литвин?

              • Анонимно
                30.11.2019 13:56

                12:27
                Приснилось? Не надо ложиться спать сразу после тяжелого обеда...

              • Анонимно
                30.11.2019 14:01

                Это твое желание-хотелка и не больше. Так ведь можно сказать, что татар тюрками никто не считает, а просто булгары непонятные.

            • Анонимно
              1.12.2019 20:17

              Сибирские и Астраханские татары именно так считают. Смотрите передачи из их культурных центров- ТНВ их показывает регулярно. На татарском языке. От себя за них не выступайте.

  • Анонимно
    30.11.2019 09:33

    Надо бороться не с мифическими проблемами, а бороться за повышение уровня жизни населения, за повышение зарплат, за создание новых рабочих мест. За повышение уровня образования и медобслужмвания, за благоустройство жизненного пространства, за безапасность людей. А пока люди бегут, куда лучше, сытнее. И не до борьбы за сохранение корней и выдуманных рассуждений, семью бы прокормить.

    • Анонимно
      30.11.2019 10:29

      Зачем нам сытная жизнь когда нас не будет?
      Странные рассуждения
      Свободу на кусок хлеба не меняем

      • Анонимно
        30.11.2019 11:11

        если не будет Российской Федерации - тогда зачем нам этот мир?


        а если не будет Татарстана - тогда вдвойне он не нужен

        • Анонимно
          30.11.2019 11:21

          За родной язык не против РФ
          Это за РФ
          Не пытайтесь манипулировать

      • Анонимно
        6.12.2019 03:54

        30.11.2019 10:29
        вы - голодаете?

  • Анонимно
    30.11.2019 09:35

    Тукай гениален:

    "В прошлом году учитель Ахмак Шерик Сафсата Саттаров помешался на слове татарский. Этот господин почти ежедневно стал печатать различный мусор под названиями: "Татарский народ", "Татарская девушка", "Татарская шапочка", "Татарские башмаки", "Татарская простокваша", "Татарские рожки", и заполнил ими книжные магазины. Таких людей обычно помещают в желтый дом, но тут есть одна сторона дела: если помещать этого национального юродивого, который каждую вещь обязательно называет татарской, то необходимо его помещать именно в "Татарский сумасшедший дом". А такого дома у нас, к сожалению нет. Что поделаешь? На воле ходит!"


    Г. Тукай. Былтырнын, хисабы. Эсэрлэр, дурт томда. Казань, 1977г., стр.166

    • Анонимно
      30.11.2019 10:08

      Хорошо сказал Габдулла - поэты они не только Романтики, но и Мудрецы.

    • Анонимно
      30.11.2019 10:08

      Очень напоминает как в 90е годы все бросились на переименование татарского на татарстанский

    • Анонимно
      30.11.2019 10:16

      Тукай, узнав, что тут творится на татарском фронте, мог бы выработать электричество, вращаясь в гробу

      • Анонимно
        30.11.2019 10:30

        Новых Тукаев без татарского образования не будет
        Значит и народа не будет

        • Анонимно
          30.11.2019 20:59

          Да у вас их и с языком то нет. Союз писателей и самопочитателей это в лучшем случае кружок в сельском доме культуры. Яхина-это не благодаря, а вопреки

          • Анонимно
            1.12.2019 00:10

            Яхина — русская писательница татарского происхождения, посвятившая литературый дебют малой родине.

      • Анонимно
        1.12.2019 06:09

        Тукая похоронили в саване, а не в гробу.

    • Анонимно
      30.11.2019 10:20

      К "языку" нельзя допускать политиков и особенно "политиканов" - только "расчешут" и загонят этносы в "стресс".

      Проблему языка должны изучать - размышляя - в первую очередь Философы и - проводя социологические опросы - лингвисты и социологи.

      У каждого славянского племени был свой диалект.
      Еще в 19 веке крестьяне Архангельской губернии плохо понимали крестьян Нижегородской губернии - в каждый из этих диалектов были включены многие финно-угорские и тюркские слова (но разные).

      В городах, куда вынуждены были переселяться крестьяне в силу развития цивилизации, губернские, региональные диалекты "сплавились" в единый "литературны" русский язык.
      Региональные "говоры" отмерли - на них НИКТО ныне не говорит даже в немногочисленных Архангельских и Нижегородских деревнях.

      И этот процесс продолжается до сих пор.

      Одни языки развиваются и количество их носителей увеличивается - английский, испанский, арабский, португальский.

      Другие языки "замерли" - русский, китайский и др.

      Многие языки "отмирают" - французский, немецкий и др.

      Отомрёт русский язык - "умрут" и десятки других языков РФ, в том числе и татарский.
      Население РФ заговорит на английском, китайском или, например, на арабском языке.

      • Анонимно
        30.11.2019 10:35

        Для нас все равно, русский или английский
        Оба неродные

        • Анонимно
          30.11.2019 11:13

          английский лучше - это язык науки и международного общения

          миллиарды людей учат его

          • Анонимно
            30.11.2019 11:59

            Это миф. Для примера Италия, самая что ни есть европа. Там ты со своим английским замучаешься, его Никто! не знает и не пользуется, кроме тургидов.

          • mad big
            30.11.2019 13:34

            От туристического маршрута но пару километров отклонись и тебя никто не поймет ни во Франции, ни в Германии.

      • Анонимно
        30.11.2019 12:45

        С чего вы взяли, что немецкий и французский языки отмирают? В Германии и Франции, как на них говорили, так и продолжают говорить.

      • Анонимно
        30.11.2019 13:04

        «Многие языки "отмирают" - французский, немецкий и др.»

        И "отмиранием" французского языка вы явно поторопились. Численность франкофонов всё ещё продолжает в мире расти. Естественно не за счёт самой Франции, а за счёт бывших её колоний.

    • Анонимно
      30.11.2019 10:27

      Не следует забывать примерять это высказывание поэта на себя. Помните, чья зима, березка, Волга, цивилизация и даже мир ) ?
      А вопросы в статье ставятся правильные.

      • Анонимно
        30.11.2019 13:17

        Да вы даже с Башкирами чак-чак и борьбу поделить не можете

        • Анонимно
          30.11.2019 15:36

          Мы не делим. Это наше общее.
          Как культура Киевской Руси общая для трех братских (так?) славянских народов

        • Анонимно
          3.12.2019 21:40

          Всё взять и поделить. И отгородиться.

      • Анонимно
        1.12.2019 00:15

        Статья-злобная болтовня, смесь вранья и завуалированных угроз. Врет по-крупному рро запрет пятничных намазов-любой мулла это опровергнет. Врет по мелочам, что в крупных городах РТ нет татарских гимназий- да есть они и в Челнах , и в др. 10 ГОРОДАХ республики. В Казани их 11 татарских гимназий и лицеев. Подвирает постоянно- не 10 лет прошло со времени ыакультатива по татарскому, а к тридцатнику подходит. Ведь 25 лет до ноября 2017 детей мучили ежедневными уроками татарскогл языка, пока Путин не вмешался. А уж высказывания рро межнациональные браки вообще возмутительны. Байрамовщиной попахивают

    • Анонимно
      30.11.2019 11:12

      он не прмешался

      он стал пример брать со старшего брата

      русские березы

      русская степь

      русская Волга и даже русские танки (советские на самом деле)

    • Эта болезнь свойственна русским - и лес русский, и березы с осинами, и Волга

  • Анонимно
    30.11.2019 10:39

    Разговаривать с т.н. татарами учителями, врачами, инспекторами, в исполкомах с полным пониманием не получается. Путем переспрашивания с их стороны. Нет привычки слушать на государственном языке. Как подобное оценивать?

    • Анонимно
      30.11.2019 13:19

      Нет такого государственного языка. А вы туда у них экзамен по татарскому принимать ходите, или за услугами? Или вам принципиально, кто и на каком языке вам прививку сделает или перевязку. Да вы оголтелый расист тогда

  • Анонимно
    30.11.2019 11:01

    Еще есть проблема насильственной ассимиляции с татарами кряшен, мишарей и тептярей. Нагайбаков, слава Богу, отдельным народом признали. А ведь за эту насильственную (в 20-е гг 20 века, когда создавали Татарскую АССР) ассимиляцию кто-то должен ответить!

    • Анонимно
      30.11.2019 11:15

      11.01 а так насильно ассимилируют казаков, приморцев, сибиряков и уральцев

      а Тверь и Новгород еще лет 500 назад вырезали

      • Анонимно
        6.12.2019 04:05

        30.11.2019 11:15
        Да! а вот перепись 2010 г. показала, что в Великом Новгороде живет 218 717 чел, а в Твери - 403 606 чел. Врут поди?

    • Анонимно
      30.11.2019 11:15

      Все для кого татарский язык родной-татары
      Нет мишарского языка и нагайбакского

    • Анонимно
      30.11.2019 11:15

      Чувак. Нагайбаки никогда не жили на территории Казанской губернии, ТАССР и Татарстана. Большая часть татар-мишарей и татар-тептярей живет за пределами ТАССР и Татарстана. Теперь объясни причем здесь создание ТАССР и о какой насильственной ассимиляции ты пишешь. Может и польско-литовских татар в ТАССР ассимилировали?

  • Анонимно
    30.11.2019 11:03

    Отличная статья, осталось только власти читать, анализировать и начать действовать.

    • Анонимно
      30.11.2019 11:24

      Они не будут читать, у них другие заботы - стройки, спортивные мегамероприятия, инвестиции, ТОСЭРы.

      • Анонимно
        30.11.2019 16:21

        А налоги? А ТЭК? а Газпром?А Роснефть? Но нет актуальней русификации как и при царизме, как и при Советах.

  • Анонимно
    30.11.2019 11:20

    Отличный анализ, Айрат эфенде. Рэхмэт. Жан Баевич

    • Анонимно
      30.11.2019 13:21

      Типичное татарское имя - Жан. И эти люди запрещают нам ковыряться в носу!

      • Анонимно
        30.11.2019 16:32

        Изучайте татарскую классику и особенно драматургию, может, поймете, откуда такой псевдоним ) Жан Баевич.

      • Анонимно
        30.11.2019 20:28

        По татарски- Җан, по казахски- Жан (произносится как Жон, если писать по правилам русской орфографии). Типичное тюркское имя. Перевод на русский язык- "душа". Невежество ещё никого не украшало.

        • Анонимно
          30.11.2019 21:55

          Рака за камень не надо заводить. Это из тяги к западничеству, мимикрия.

          • Анонимно
            1.12.2019 12:10

            Еще раз для ленивых: Газ Исхаки, "Жан Баевич". В проведении высмеивается татарский буржуа, пытающийся подражать русским коллегам. В Камаловском в свое время была отличная постановка.

            • Анонимно
              1.12.2019 12:46

              Что и требовалось доказать. А то начали тут мне: Жан-душа на казахском

        • Анонимно
          6.12.2019 04:08

          30.11.2019 20:28
          Джан - ИРАНСКОЕ слово - действительно означает "душа".
          ЗАИМСТВОВАНО тюрками и армянами.

  • Анонимно
    30.11.2019 11:22

    Испаноязычные и португалоязычные индейцы Южной Америки, англоязычные и франкоязычные индейцы Северной Америки за сотни-сотни лет остались индейцами и даже знают из какого они племени. Главное не язык, главное самосознание.

    • Анонимно
      30.11.2019 11:39

      Да индейцы и сейчас знают из какого они племени и до сих пор живут в резервациях согласно тем законам веселя публику.Только злейший враг татар может желать такого же своему народу.А другой путь только один.Это путь мировой цивилизации где про свои корни вспоминают раз в году на Сабантуи.Глобализация за окном.Кстати первыми поняли это ваши же капиталисты.ТАИФ вам в помощь с Алабугой.

      • Анонимно
        30.11.2019 13:21

        Сабантуй для всех, кроме татар, это и есть индейские пляски

      • Анонимно
        6.12.2019 04:10

        30.11.2019 11:39
        Более половины индейцев живет ЗА пределами резерваций! Там никого насильно НЕ держат!

  • Анонимно
    30.11.2019 11:46

    //«Википедия» подвергается критике первого лица, оказываясь перед угрозой блокировки//

    Путин ничего не говорил о татароязычной "Википедии". Скорее всего он даже не подозревает о её существовании. И тем более он вообще ничего не говорил о "блокировании" Википедии.

    Единственное чего Путин говорил о Википедии, в принципе - это о создании своей ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ российской интернет-энциклопедии.

    Не путайте предложение создать ещё одну интернет-энциклопедию - с вашим расширенным нелепым предположением о "блокировании татарской Википедии". Это что - желание поплакаться - и показать как "угнетают татар"? Успокою вас - совершенно НИКТО не предполагал блокировать ни татароязычную, ни русскоязычную википедию.

    • Анонимно
      30.11.2019 12:46

      Это пока, уважаемый. Пора наводить порядок в интернете.

  • Анонимно
    30.11.2019 12:06

    «Сегодня полилингвальные школы и садики — это те разрешенные границы, в рамках которых может существовать образование на родных языках»

    А татарские школы - это не разрешённые границы?
    А как же татарский 300-балльник в этом году закончил существующую татарскую школу?

  • Анонимно
    30.11.2019 12:13

    "большой татарстан",-это эфимерное изречение, это облако, которое пустое внутри. для его наполнения должно быть уважение к татарскому народу в самой республике, а пока татар используют в своих целях, так называемая элита, то самообложение, то выборы, то бюджетников на открытие спорт обьектов гонят и ещё много примеров.
    русский это не национальность, это состояние души, сказал Барклай. так и у татар должно быть также, а то как перепись, начинают делить на кряшен, мишар, сибирских татар.

  • Анонимно
    30.11.2019 12:15

    «как это делает один из основных докладчиков на совете, филолог Владимир Алпатов»

    Предложения ни Алпатов, ни Путина в Йошкар-Оле в 2017г. вообще никак не затрагивали татарский язык. Путин запретил лишь ПРИНУЖДАТЬ другие народы изучать татарский язык. А сами вы хоть "изучитесь" татарскому языку. И все, включая русских, глядя на вас - будут приветствовать, что вы изучаете татарский язык. Но без нас. Как говорил герой Михалкова в фильме: "Сами, сами ...". Русские, вместо вас, татарский язык не "спасут".

    • Анонимно
      30.11.2019 14:46

      12:15 Ну и вы не принуждайте татар, башкир, чуваш, марийцев, ингушей с чеченцами, якутов и бурятов изучать русский язык, русскую литературу, химию на русском языке, физику на русском языке, алгебру на русском языке. Сотни народов мира живут и процветают, не зная русского языка. И науку развивают, и культуру, и экономику.

      • Анонимно
        30.11.2019 16:50

        Вам тогда прямиком в другую страну, если не хотите изучать русский язык.

    • Анонимно
      1.12.2019 06:19

      \\Предложения ни Алпатов, ни Путина в Йошкар-Оле в 2017г. вообще никак не затрагивали татарский язык. Путин запретил лишь ПРИНУЖДАТЬ другие народы изучать татарский язык\\- В-первых, Путин не вправе был что-либо запрещать, это делается на законодательной основе, что случилось только год спустя, в 2018 году. Во-вторых, как "не затрагивали татарский язык", если сразу с началом учебного года прокуроры пошли рейдом по школам республики?

    • Анонимно
      1.12.2019 17:38

      Языки лучше изучаются и усваиваются при интенсивной"регулярности".

      Если например сейчас худо-бедно 3 часа тат.языка можно равномерно распределить так:
      1 урок тат.языка -в понедельник;
      2 урок тат.языка -в среду ;
      3 урок тат.языка -в пятницу.
      Еще надо еще 1 час тат.литературы.
      Так относительно еще равномерно уроки тат.языка чтобы не забывались.
      В речи Алпатова звучали вроде о ограничении еще часов тат.языка ,не знаю есть у него полномочия такие внести ограничения ?Если внесут такие ограничения как раньше был советский факультатив 1-2 часа тат.языка в неделю.Это 1 час урока тат.языка в неделю и 1 час тат.литературы в неделю.То все изученное на будущей неделе почти забудется .

      Опыт советского факультатива (1-2 часа в неделю) который был профанацией и привел к поколениям не знающих тат.язык.

      • Анонимно
        1.12.2019 19:51

        17.38 Зря Вы советские факультативы хаете. Они же были рассчитаны на носителей тат. языка, т.е. на тех, кто умеет говорить по-татарски. На факультативе знания шлифовали, и делали это неплохо. Между прочим, это не только мое мнение. Я училась в вузе с русскуй девочкой - Людой Игнатьевой из Лениногорска, кажется. , которая прекрасно освоила татарский, тайком посещая уроки татарского ( сначала чуть ли не под партой пряталась, ведь русских на уроки татарского не допускали). А вообще все от учителя зависит и от методики, по которой он работает. Последние 25 лет до 2017 г. детей учили по методикам и учебникам для нац. школ, даже без словарей в конце учебника. Русским детям, не владеющим лексикой, задавали сочинения по татарскому - абсурд. Естественно, результат такого обучения- мучения, да вдобавок ежедневного, по 5-6 уроков в неделю, - неприязнь к урокам татарского, что и громыхнуло в 2017 году

  • Анонимно
    30.11.2019 12:19

    Всем регионам суверенитета. налогов осиавить в регионах 85%. Учить в первую очередь язык региона в которым живешь.

    • Анонимно
      30.11.2019 14:58

      12:19
      ВСЁ? Огласите весь список хотелок, пожалуйста. Чтобы чего-нибудь не забыть...

  • Анонимно
    30.11.2019 12:23

    //Реакция в национальных республиках может быть острой//

    Не выдавайте желаемое за действительное. Хотелки татарских националистов - абсолютно не встречают поддержки в других регионах страны. Точнее, вызывает возбуждение только у редких националистов. И всё.
    А народы в целом - лишь выигрывают от хорошего знания русского языка. Это раскрывает перед ними большие возможности.

    • Анонимно
      30.11.2019 13:24

      У местного завсегдатаев Рашида, например. Которого из Москвы в Казань никаким чак-чаком не заманить

      • Анонимно
        30.11.2019 14:40

        Москва такой же татарский город как и Казань
        В Москве татарских названий даже больше)

        • Анонимно
          30.11.2019 15:00

          14:40
          А разговариваешь ты в "татарском" городе Москве на каком языке? По каким законам живешь? На деньгах какие буквы нарисованы?

        • Анонимно
          30.11.2019 16:09

          И во рту от этих названии такое сладкое послевкусие да 14 40 ??

        • Анонимно
          6.12.2019 04:17

          30.11.2019 14:40
          Москва - МНОГОнациональный город!
          Но при этом, по переписи 2010 г.
          русские — 9 930 410 чел. 91,65 %
          украинцы — 154 104 чел. 1,42 %
          татары — 149 043 чел. 1,38 %

    • Анонимно
      3.12.2019 21:46

      Почему они должны встречать поддержку в каких-то других регионах? Зачем мне согласовывать, с какого бока от жены ложиться на кровати, на общедомовом собрании?

  • Анонимно
    30.11.2019 12:35

    //на татарском могут генерироваться новые понятия и термины (теми же википедистами//

    Зачем придумывать новые термины? Чтобы кто-то гордился, что он придумал новый термин, который на деле никто не принял в татарском мире?
    Если вам очень уж не нравятся термины на русском языке "аж кушать не могу", то принимайте термины на английском языке и которые понятны 80% населению мира. И эти термины в отличие от придуманных сами органически входят в нашу жизнь - типа "айфон", "интернет", компьютер" и т.д. Ну придумает некий активист татарский активист аналог слова "компьютер" - но кто из других татар примет это слово придуманное, скажем, Айратом Файзарахмановым?

    • Анонимно
      30.11.2019 13:24

      Кто придумает-тот и владеет. Остальные свои будут придумывать. И все это за бюджетные деньги

    • mad big
      30.11.2019 13:36

      Новые слова! Не ново. Потомки древних укров были первыми. И такого наворотили, что сами украинцы хохочут над селюками-акадэмиками.

      • Анонимно
        30.11.2019 14:28

        "древними украми" кого вы называете? свою датско-немецкую историю учи вначале, чем других поучать. русь-варяги пришли сюда с Аландских островов, остальные здесь местные

        • Анонимно
          30.11.2019 15:03

          14:28
          Чем вы-то недовольны? Ну наняли на работу гастарбайтеров-варягов. Кого захотели, того и наняли на свои деньги.

          Дык, они своё отработали честно - куда только военными походами не ходили, свои щиты на ворота городов прибивали.

        • Анонимно
          30.11.2019 16:56

          14:28 Татары тоже местные? Или с ордой пришли согласно новым установкам акадэмиков?

          • Анонимно
            30.11.2019 17:42

            С одной стороны, как бы местные, с 922 года ислам приняли, а с другой с 13 века только тут. Ну когда надо, то так, а когда не надо, то этак

            • Анонимно
              30.11.2019 19:26

              Первыми с востока на запад двинулись огурские племена: хунну, авары, булгары. 3-4 век
              Татары пришли в Биляр, Булгар вместе с Джэбе и Субэдэем в 13 веке. В Хузан татары
              пришли с Улу- Мухамметом в 15 веке.

              • Анонимно
                30.11.2019 19:48

                Одним из первых грсударственностью озаботился хан Кубарт
                7 век. Болгария его наследие. Булгария наследие его потомков. Были они крещены. Потом его потомки решили принять Ислам . 922г. Татар на горизонте было не видно....еще.

                • Анонимно
                  30.11.2019 20:21

                  Насчёт "крещены" ваши крящены выдумали. Укажите источник вашей выдумки, иначе- вы лжёте.

                  • Анонимно
                    1.12.2019 08:57

                    В Европе огурские племена стали выяснять кто главнее. Главнее стал союзник Византии и крещеный хан Кубрат. Кряшен не причем, они следствие политики Кубрата.

            • Анонимно
              30.11.2019 20:23

              В 13 веке Ислам был признан государственной религией Золотой Орды ханом Узбеком. Местное население действительно было в Исламе с 922-го года.

          • Анонимно
            30.11.2019 20:24

            Фахрутдинов "История татар". Есть в магазинах Таткнигоиздата.

            • Анонимно
              30.11.2019 21:07

              В век интернета по книгоиздатам за деньги макулатуру покупать?

              • Анонимно
                1.12.2019 20:22

                Для кого-то источник знаний, для кого-то макулатура. По интеллекту.

              • Анонимно
                6.12.2019 04:22

                30.11.2019 21:07
                У кого-то и на ЧЕРДАКЕ - сплошная макулатура!
                И ничего больше!

          • Анонимно
            1.12.2019 09:50

            Пришли во время распада Орды, в 15 веке.

        • Анонимно
          6.12.2019 04:19

          30.11.2019 14:28
          Чингизиды ОТКУДА пришли?

      • Анонимно
        30.11.2019 14:41

        Древние укры это Киевская русь?
        Мать городов русских?

        • Анонимно
          30.11.2019 15:42

          Еще древнее. Это те, которые чёрное море выкопали. А им навстречу древние японотатары татарский пролив копали

    • Анонимно
      30.11.2019 16:34

      Не везде так. В Турции, например, не говорят "компьютер" - там есть слово bilgisayar.

      • Анонимно
        30.11.2019 17:55

        Безусловно, это возвеличивает турецкий народ и вызывает чёрную зависть у их братьев-татар, которые обязательно должны придумать свой термин, но только крутой и жёсткий, лучше, чем у остальных. Пусть другие завидуют, а мы пойдём губадию есть

    • Анонимно
      1.12.2019 13:16

      "Зачем придумывать новые термины?"
      Некоторые термины пусть остаются типа айфон,интернет,компьютер.Хотя и для таких неплохо иметь параллельно понятные слова-синонимы разьясняющие детям смысл этих слов.
      Для слова интернет-"дөнья челтәре",компьютер-"санак",даже иностранное "пароль" можно кратко обьяснить тат.языком "пароль"-"серсуз" дословно"секретное слово".И как сразу понять детям слово"контент-содержание".Исходя из корня"держ" то ли "держать в руках кастрюлю ,чтобы суп сварить",то ли "содержать жену,семью"?
      Для "контент-содержание" в тат.языке более точное слово"эчтә-лек" что по смыслу значит"что внутри(книги),внутренее".
      Возьмем термин в радиотехнике"передатчик"-"тапшыргыч".В татарском если разложить"тапшыр-гыч",то"тапшыр"означает реальный смысл"передай",а суффикс"-гыч" однозначен ,в значение"делатель,действие" для образования технических устройств.А если разложить"пере-дат-чик",то "передат" не так быстро поймешь и суффикс"-чик" есть в слове"маль-чик"т.е."-чик"уже уменшительный?В слове"лет-чик" уже"-чик" относится к профессиям?Раздвоение,разтроение значений суффиксов?
      Приставка"пере-" тоже неоднозначна.
      В термине"перегрузка" приставка"пере-"означает "лишняя,излишняя "грузка".А уже в термине "перезагрузка" приставка"пере-" означает совсем другое"повторная"грузка".Тогда в термине"пере-датчик" или"лишний "датчик" или"повторный"датчик"?
      И как же будут продвигать язык с такой путаницей для взрослых иностранцев?Так путаются американцы которые придумали интернет.Вспомните Хиллари Клинтон показывала кнопку с надписью"Перегрузка",а надо было"Перезагрузка".
      При чтении сложных технических и специальных текстов надо быстро вникать в сам смысл текстов(смысл технических и технологических процессов,устройства механизмов),а не разгадывать ребусы над каждым термином или словом.

      • Анонимно
        1.12.2019 22:37

        Молодец! Спасибо! Рахмэт. Куп берден, ан,налыш. Ничек безнен тел матур, акыллы!

      • Анонимно
        3.12.2019 00:58

        /"Зачем придумывать новые термины?"
        Некоторые термины пусть остаются типа айфон,интернет,компьютер.Хотя и для таких неплохо иметь параллельно понятные слова-синонимы разьясняющие детям смысл этих слов.
        Для слова интернет-"дөнья челтәре",компьютер-"санак",даже иностранное "пароль" можно кратко обьяснить тат.языком "пароль"-"серсуз" дословно"секретное слово"/
        Надо креативить, меньше вторичности, примитивных заимствований. Шире мышление, например, - /рятлярга/ можно понимать не только как упорядочивать, но и заказывать, тогда /рятляма/ - заказ. /Булдырма/ - творение,тварь (отрицательная и положительная коннотации) Нужно уходить от языковой косности в этих тяжелых современных условиях.

    • Анонимно
      4.12.2019 23:11

      компьтер - санак, аэропорт - һава аланы, Сеть - челтәр

  • Анонимно
    30.11.2019 19:08

    Габдулла Тукай уникален, он гений! Поэтому он прекрасно отличал истину от лжи, мусор (в том числе татарский) от подлинного произведения человека. Вот как раз об этом он писал в адрес некоего Ахмака. Который подменял все подлинные, истинные чаяния татарского народа всякими дешевыми " погремушками". Надо бороться за истинные татарские чаяния, которые ничем не отличаются от чаяний других свободных народов.
    Айрату Файзрахманову тоже надо об этом знать, и быть более капитальным, не разбрасываться на разные "погремушки". Лучше не писать, чем всякую ерунду расписывать.

    • Анонимно
      30.11.2019 22:21

      Также хочу сказать Вам, уважаемый Айрат Файзрахманов, что надо кричать о том, что огромную часть татар Башкортостана записали башкирами. Причем оптом, например, это село было татарское, стало башкирским, район был татарским, стал башкирским. Это на статистической итоговой бумаге, которая ничем не подкреплена. Там что-либо проверить невозможно. Все туфта. В том числе теории всяких башкирских лже-историков о потере башкирского языка на западе и центре Башкортостана (какие они слабаки оказались, получается). Все эти теории надо сразу сходу отвергать. Это просто позорно для башкир присваивать себе не свое. Они сами такие вещи должны отвергать как позорные.
      Будущие процессы демократии неизбежно проявят волю народов, покажут истинное и ложное.

    • Анонимно
      1.12.2019 20:57

      Правильно Айрат обозначил примерно 20 проблем.И зная проблемы надо ставить цели по решению их.Даже по обновлению терминов и гибкому продвижению тат.языка в программировании,в машинном языке ,в робототехнике ,в наладке и ремонте цифровой техники за которыми будущее.Молодежь может сказать якобы"отсталый" язык (стигматизация)и не может быть использован в высокотехнологических сферах.Хотя есть примеры вроде "азиатских" языков как японский и южнокорейский и как идет производство высокотехнологической продукции "Sony" и "Samsung" на японском и корейском языках.Еще 100-150 лет назад Япония и Южная Корея считались архаичными и феодально отсталыми странами.Ставить надо высокие цели несмотря на "флажки".По всем проблемам составить дорожные карты как практически что можно сделать.

      • Анонимно
        3.12.2019 00:41

        /Даже по обновлению терминов и гибкому продвижению тат.языка в программировании.../
        Даже сайта какого-нибудь захудалого, на базе которого запустить процесс современного словотворчества, не имеется и никто не чешится даже по этому поводу из элиты.

      • Анонимно
        6.12.2019 04:25

        1.12.2019 20:57
        А что, есть ЮЖНОкорейский язык?

  • Анонимно
    30.11.2019 19:40

    В 1989 латыши составляли 52% населения Латвии. Рига была преимущественно русскоязычной. Их ждала судьба Карелии, если бы не Горбачев. Перенять пошагово их опыт по возрождению языка титульных наций.

    • Анонимно
      30.11.2019 20:20

      Из Википедии:

      "Согласно данным ЦСУ, в Латвии в 2008 году насчитывалось 2 261 000 человек, что на 9600 человек меньше, чем в 2007 году. Темп снижения численности населения составил 0,42 %.
      ...
      По состоянию на 1 августа 2016 года, численность населения Латвии составила 1 958 800 человек[2].

    • Анонимно
      6.12.2019 04:27

      30.11.2019 19:40
      Их НЕ ждала судьба Карелии!
      Потому, что латыши, в отличие от карел - лютеране!

  • Анонимно
    30.11.2019 20:25

    Из Википедии:

    "Население Латвии, по оценке на 1 ноября 2019 года, составляет 1 909 400 человек[1]. Со времени восстановления независимости население страны непрерывно сокращается и стареет — как за счёт естественной убыли, так и за счёт эмиграции".

    На пол-миллиона уже уменьшилось население Латвии...

    За 1921 - 1923 гг. население Красной Татарии, созданной Лениным и Троцким в 1920 г., уменьшилось почти на миллион человек.

  • Анонимно
    30.11.2019 21:13

    Население Латвии: в 1941 "20% убежало от сталинщины и 20% ушло в 1944 с немцами.

    • Анонимно
      30.11.2019 21:59

      Это одни и те же 20% или в сумме 40?

    • Анонимно
      30.11.2019 22:16

      От Сталина убежали, значит, а к Гитлеру своими ножками пошли? А знаете ли вы, что только Пётр Великий отменил для баронов лифляндии и эстляндии право первой брачной ночи? Так что у латышей и эстонцев очень онемеченный генофонд. И тяга к немецким господам пропорциональна ненависти к русским

  • Анонимно
    30.11.2019 21:23

    Отличная статья, все верно сказано.

  • Анонимно
    30.11.2019 21:27

    Татары скоро изчезнут.
    Московские татары уже обрусели.Самарские, рязанские,ульяновские,челябинские,Курганские, омские, и прочие татары.
    Остануться одни Волжские Болгары, коренной народ Древней Волжской Болгарии! Это неизбежный факт.Татары! Возвращайте свое истинное название "Волжские Болгары". И возрождайте свою Историческую Волжскую Болгарию .
    Искусственно придуманные народы все равно исчезнут.

    Баймаклы Йигет
    Башкортостан.

    • Анонимно
      1.12.2019 09:11

      Каких Акадэмий акадэмиком будете , Баймаклы Йигет?
      Или еще только проффессор ?

  • Анонимно
    30.11.2019 22:50

    «Татарстан мог бы задуматься об интеграции приезжающих [читай, тюркоязычных мигрантов] через овладение татарским языком, совместные культурные мероприятия, создание сети мусульманских школ».
    Разговоры-разговоры/ Слово к слову тянется…. Это предложение - обучать тюркоязычных мигрантов татарскому - можно даже запатентовать ввиду его оригинальности. Не атуальнее ли предметно изучить проблему обучения татарскому языку татар всех возрастов, проживающих не в Татарстане? Возможно ли помочь вполне эффективно работающей онлайн школе Ана Теле перейти от освоения бытового татарского к литературному? С изучением татарской грамматики? Могут ли они рассчитывать в этом плане на реальную помощь со стороны ВКТ, депутатов ГД и Совфеда? Или, не теряя времени даром, для решения в федеральных органах власти своих специфических проблем [в число которых не входят по умолчанию актуальные для РТ полилингвальные школы и садики] создавать свой, Нетатарстанский Конгресс Татар?

  • Анонимно
    1.12.2019 00:12

    татары требуйте все что полагаеться Федеральный канал телевидения , система образования на татарском татарские школы детсады университеты

    • Анонимно
      1.12.2019 10:16

      Создавайте скми или заказывайте за деньги, вы хотели сказать?

  • Анонимно
    1.12.2019 00:17

    Файзрахманов пишет правильно, но не говорит (хотя видно, что понимает одно). Подвижки в языковой и национальной политике РФ в сторону русификации неизбежны в связи с тем что РФ это не СССР. Русских в РФ сейчас около 75% - подавляющее большинство. В СССР их было около 50%, в империи великорусов было ещё меньше. Это совершенно другая реальность которую никто долго не принимал. Но в 2014 стало ясно что нового большого государства тут уже не будет, вот и пошли процессы.
    Собственно, Файзрахманов проговорился, что рефлексирует: надеется размыть долю русских среднеазиатами, состряпав историческое обоснование их присутствия. Да только реакция будет очень острой. РФ ждёт довольно болезненная трансформация при любом исходе.

    • Анонимно
      2.12.2019 11:21

      русских в России 82%

    • Анонимно
      3.12.2019 00:38

      /Русских в РФ сейчас около 75% - подавляющее большинство./
      Возможно это фейк как и общая численность населения.

  • Анонимно
    1.12.2019 06:33

    Айрат, перечисленные тобой 20 главных татарских проблем только подтверждают, что тюрьма народов существует, и она практически остается неизбывной со времен маркиза Астольфа де Кюстина и Карла Маркса. Вот супер-главная проблема татар.
    Талгат Бареев.

    • Анонимно
      1.12.2019 09:47

      Федеральный центр это единственный у РТ экономический союзник.

  • Анонимно
    1.12.2019 17:22

    У меня ,Самарские родственники- татары полностью обрусевшие.
    Увы! 300000татар, полностью обрусело.
    Ни школ,ни детских садов,на татарском языке.
    А мы,все, лалала- нанана- лалала.Что то обсуждаем,а что обсуждаем, не

    • Анонимно
      4.12.2019 23:05

      Ровно об этом мы и говорим, пишем, пытаемся что-то сделать .

      Айрат Файзрахманов

  • Анонимно
    1.12.2019 19:56

    17.22 Тогда вопрос- почему выпускники педвуза по специальности " учитель татарского языка и литературы" не желали ехать в регионы, любыми способами цепляясь за Казань? А ежегодно их выпускали немало - более 400 молодых специалистов при потребности республики не более 150-200 учителей .

    • Анонимно
      1.12.2019 20:31

      В советские времена с этим было строго, не забалуешь, дадут распределение, будь ласка, отработай 3 года по месту назначения. Сам через это прошел. А преподавателей татарского языка готовили еще педвузы Московской, Куйбышевской, Оренбургской, Омской, Тюменской областей и Башкирской АССР, работы всем хватало.

    • Анонимно
      1.12.2019 23:30

      19:56, вот вот. Выучатся на учителя татязыка и поучают тут городских русских людей, что надо их собственный язык сохранять. Ездайте обратно в деревню и сохраняйте, а здесь в городе люди сами наверное решат, что им учить и как. Бесит уже!

  • Анонимно
    2.12.2019 14:24

    Думается, не нужно так тесно сплетать татарский язык и ислам. Излишнее навязывание религии не вызывает симпатии, тяги к языку. Сначала- что-то одно. Хорошо знать и русский, и татарский. И знаем. А тут вот упомянули фарси- было бы здорово знать и этот язык. Даже звучание этого языка вызывает восхищение и интерес. Учат ли где в Казани этому языку?

  • Анонимно
    3.12.2019 00:36

    /Еще один комплекс языковых вопросов — формирование новых терминов и понятий. Проблема «гибкости» языка заключается еще и в том, что на татарском могут генерироваться новые понятия и термины (теми же википедистами или иными сообществами энтузиастов), но в официальный оборот они попадают с трудом./
    Наша элита боится запустить этот процесс в том числе из-за того, что начнётся размывание казанского диалекта как языкового эталона.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль