Общество 
6.11.2019

«К сожалению, опыт татаро-мишарских агрополисов уникален и почти неповторим»

Айрат Файзрахманов уверен, что идеология национализма, став для государства инструментом мобилизации граждан, может продолжать экспансию. Часть 5-я

Блогер «БИЗНЕС Online» решил включиться в академическую дискуссию Дамира Исхакова и Альфрида Бустанова — «нация-государство» vs «постнация». По мнению Файзрахманова, постнационализм как производное от глобализации не исключает наличия национализма, эти понятия могут существовать в параллельных реальностях, сталкиваться лоб в лоб и даже способствовать взаимному развитию. «Нужно ли противопоставлять друг другу так называемые воображаемые сообщества?» — задается вопросом наш автор.

Айрат Файзрахманов: «Государство и его институты становятся более тотальными — серых зон, куда бы не дошло внимание чиновников, становится все меньше и меньше» Айрат Файзрахманов: «Государство и его институты становятся более тотальными — серых зон, куда бы не дошло внимание чиновников, становится все меньше и меньше»

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ГРАНИЦЫ МОГУТ ИСЧЕЗАТЬ КАК БЮРОКРАТИЧЕСКИЙ БАРЬЕР, НО НЕ КАК КУЛЬТУРНЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ВОДОРАЗДЕЛ

В дискуссии «Постнация или нация?» возникает следующее сомнение: нужно ли противопоставлять друг другу эти два понятия, так называемые воображаемые сообщества. Постнационализм может отвергать этничность, используя такие категории глобализма, как «человек мира» или «мир без границ», а может являться и новой формой проявления этничности. Если рассматривать постнационализм как производное от глобализации, стирающей национальные границы, то и в этом случае оно не отменяет наличие «национализмов».

Данные понятия могут существовать в параллельных реальностях, они могут сталкиваться лоб в лоб или даже способствовать развитию друг друга. Глобальные правила и стандарты могут становиться частью национальной идентичности и наоборот: национальные проблемы являют собой часть глобальной повестки. То, что кажется наднациональным, на поверку оказывается производной от какой-либо национальной культуры: так, популярный хит или кино создается на конкретном языке — основном носителе национальных смыслов, они могут иметь множество непонятных «чужому» культурных кодов, устойчивых выражений, включающих в том числе религиозную основу. «Человек мира» также использует в своей повседневности конкретный язык и усваивает культурные установки окружения, «корнями» уходящие в ту или иную этничность.

Сам дискурс о нациях глобален и заставляет большинство государств продолжать использовать его, поддерживая в своих гражданах общенациональную гражданскую идентичность и меняя лишь отдельные ее составляющие. При этом государство и его институты становятся более тотальными — серых зон, куда бы не дошло внимание чиновников, становится все меньше и меньше. Идеология национализма, став для государства самым удобным инструментом для мобилизации граждан, может продолжать свою экспансию, пронизывая систему образования, сферу государственного управления, образы власти и государственные символы, коллективную память, СМИ, кино, музыку, спорт, молодежные сообщества и пр. Государства продолжают «подавать заявки» на древнее наследие, известных в мировой истории личностей, конкурируют между собой в этом, они могут объявлять об утерянных национальных территориях, продолжении славных традиций древности и т. д. И пока трудно найти в мире какое-либо организованное движение, мощную идеологию, которая бы противопоставляла себя идеологии государственных национализмов. Даже альтернатива тотальному государству — третий сектор, или система некоммерческих организаций, — также не исключает национального дискурса.

Ни по Европе, ни по США, ни по Ближнему Востоку, Индии, Китаю или Африке нельзя сказать, что эра национализмов прошла и постнациональный глобализм съел этнические идентичности. Даже в таком «плавильном котле», как США, увеличивается роль этнического национализма, что во многом является попыткой ответа на продолжающийся рост количества мигрантов. Нам уже обещали слияние наций, мировое государство, конец истории, но эта затянувшаяся концовка пока оказалась лишь одним из этапов исторической эволюции общества. Подъем общегосударственных и региональных национализмов вопреки предсказаниям (каталанский, шотландский, тирольский, квебекский, кашмирский, аймаранский и т. д.), возможно, оказался одним из самых больших неожиданностей в современном мире. При этом государственные национализмы смогли пережить и коммунистическую идеологию. При этом государственные и региональные национализмы смогли пережить и коммунистическую идеологию, и интернационализм. Общеевропейская идентичность, несмотря на нынешний успех интеграционного проекта, также не привела к утрате этнической идентичности.

Да, современный мир является миром больших городов, который зачастую съедает у человека собственную этничность, предлагая взамен собственную идентичность, а легкость перемещения между мегаполисами — национальные границы. Однако часто «внуки вспоминают то, что хотели позабыть их отцы и деды», — некогда утерянная этничность может стать одной из идентичностей жителя, воспроизводиться как часть культурного ландшафта города и даже встраиваться в экономику мегаполиса. К тому же не факт, что человек, отвергнув свою этничность, не вернется к попытке ее осознания. Не факт и то, что, имея в качестве своих предков представителей разных этносов, он не заинтересуется каждым из них. Что касается национальных границ, они могут исчезать как бюрократический барьер, но не как культурный и цивилизационный водораздел. Тем более если говорить о религиозных и цивилизационных отличиях разных государств. Невозможно представить, что, окажись Турция в ЕЭС, ее население смешается с гражданами Греции.

ЭТО УЖЕ БОЛЬШЕ СПОР ТЕОРЕТИКОВ — К ЧЕМУ ОТНЕСТИ ТЕ ИЛИ ИНЫЕ ФОРМЫ АКТИВНОСТИ

Пока в дискурсе о постнации было приведено мало примеров подобной формы проявления этничности — возможно, речь идет о сообществах, механизмах передачи этничности без участия государства, сетевом взаимодействии. Например, вместо национальных школ можно сделать акцент на домашнем, семейном обучении, которое развивается быстрыми темпами даже в странах с хорошим школьным образованием. Некоторые специалисты считают, что за распределенными формами получения образования будущее. В России данный образовательный сегмент растет среди религиозных семей, особенно среди мусульман, у которых это происходит в силу отсутствия инфраструктуры в виде религиозных школ и исламофобских настроений в обществе. Исчезновение системы образования с татарским языком обучения, оптимизация школ также могут подтолкнуть к семейному обучению и дальнейшей самоорганизации на этой основе татарских родителей. Еще один пример этноконфессиональной самоорганизации, где роль государственного национализма минимальна, — узбекские и таджикские кафе (зачастую их трудно различить), которыми полны российские города, это и место досуга с соотечественниками, и место прочтения молитвы, и пространство для родного языка.

Возможно также описать форму существования современных татар как постнациональную — переход некоторых из них от этнической к превалирующей мусульманской идентичности, от национального сообщества к участию в жизни религиозной общины. Зачастую подобная мусульманская идентичность в культурном плане не имеет в своей структуре этнических, локальных кодов, в том числе в силу нарушения межпоколенческой передачи знания. И здесь исламская идентичность становится одним из явлений культурной глобализации. Хиджаб в такой парадигме является лишь общемусульманским кодом, современным трендом, а не продолжением традиции. Однако и в этих случаях укрепление мусульманской идентичности зачастую исходит из воспоминания о том, кем были предки (татарами, мусульманами). Конечно, нужно детальнее изучать степень этнической самоидентификации мусульманской уммы в российских мегаполисах.

«Многие процессы представляются вполне естественными для татар — и формирование автономной республики, и вера в коммунизм, и разительная светскость и отступление перед языком Старшего брата и мн. др.» «Многие процессы представляются вполне естественными для татар — и формирование автономной республики, и вера в коммунизм, и разительная светскость, и отступление перед языком старшего брата, и многое другое»

Еще один «самоорганизующийся» феномен — мишарские села-агрополисы, чьи горизонтальные связи вбирают в себя и новую экономическую кооперацию, и передачу обновленных религиозных знаний, и практику назначения имамов, и конструирование локальной исторической памяти, и сеть землячеств в мегаполисах. Зачастую эти села нуждаются лишь в символической поддержке Татарстаном, они не встроены в его институциональную среду, кроме отдельных мероприятий всемирного конгресса татар. Подобное горизонтальное взаимодействие — это и досоветская национальная традиция, и форма защитной реакции от нападок партийных органов в годы советской власти (альтернативные формы национализма), и постнациональная, безгосударственная форма проявления этничности. К сожалению, опыт татаро-мишарских агрополисов уникален и почти неповторим.

В общем, все это уже больше спор теоретиков — к чему отнести те или иные формы активности: к национальным или постнациональным формам проявления этничности? Да и нужно ли гнаться за «чистоганом»? В этом смысле «гибридные (гибкие) формы этничности» (о которых пишет Альфрид Бустанов), не только «постнация», здесь действует другая формула. Гибридная форма этничности = национализм + постнационализм. То есть это сочетание государственных, «казенных» форм и независимых сетевых сообществ.

НУЖНА ОТДЕЛЬНАЯ ДИСКУССИЯ ОБ ОБРАЗОВАНИИ ТАССР

Неважно, к чему отнести неэстрадную татарскую музыку («альтернатива») — к постнациональным или национальным формам. Она не ротируется на государственных радиостанциях и ТНВ, но активно продвигается в соцсетях и поддерживается в рамках фестивалей. Главное, что к ней есть интерес татарской молодежи и эта музыка становится важным элементом обновленного этнического самосознания.

В мире, где человеку свойственна множественность групповых идентичностей и социальных ролей, он может иметь и национальное сознание, и постнациональную идентичность. Например, гражданин смотрит государственные татарские СМИ, ходит в государственный татарский театр, отдает детей в государственную школу и при этом слушает мусульманские проповеди с другого континента (ислам как часть глобалистского постнационального дискурса), предпочитает интернациональную кухню, будучи уже коренным горожанином участвует в чате земляков-сельчан и сборе средств для субботника в деревне. Одновременно такой человек может видеть в фигурах Минтимера Шаймиева и Рустама Минниханова национальные государственные символы, но при этом максимально отстраиваться от любого взаимодействия с государством.

Конечно, многие люди в мире вовсе не думали и не думают о своей этничности. Большинство татар, как и многие другие народы, заняты повседневной жизнью настолько, что они не только равнодушны к тому, на каком языке говорят, кем по национальности будут его внуки, но и им неважно, какая власть в стране и чисто ли у них в подъезде. В вопросах этничности они «плывут» за окружением, информационной повесткой. В конечном счете либо усваивается этничность своих родителей, либо человек перенимает ее у другого доминирующего окружения. Лишь какой-то мощный раздражитель способен всколыхнуть это этническое «я», например языковая контрреформа.

Пока же этничность большинства поддерживается активными действиями государства, политикой нациостроительства, формированием собственной исторической памяти, национальных образов, мифов, и это делается прежде всего через СМИ, наглядную информацию, культуру, поведение элит. Постнациональные формы без мощной ресурсной базы априори не имеют такой масштаб воздействия. Потому немудрено, что татарская общественность возлагает ответственность за судьбу татар на татарстанские власти, государственные институты поддержки языка и культуры, на проправительственный конгресс татар. Высокая степень патернализма имеет все же более глубокие корни, чем советский Татарстан. Трудно согласиться, что мы движемся лишь по навязанному с советского периода сценарию: многие процессы представляются вполне естественными для татар — и формирование автономной республики, и вера в коммунизм, и разительная светскость, заметная уже в годы революции, и отступление перед языком старшего брата, и многое другое. Для этого нужна отдельная дискуссия об образовании ТАССР,  о ее роли в жизни нации.

Стоит отметить лишь несколько фактов. Формирование ТАССР не являлось лишь продуктом ленинской национальной политики и подарком большевиков, республику мы получили и сохраняли в результате длительной политической борьбы за собственное национальное самоопределение. Ее появление стало логическим продолжением идеи национально-культурной автономии, о которой мечтали многие национальные лидеры начала ХХ века. И татарская национальная школа, и татарский театр, и татарские СМИ, и татарская книга, и историческая память, став советскими, долго не теряли своей основы, заложенной еще до революции. Элементы дореволюционной самоорганизации тюрко-татарского мира продолжали существовать в виде национальных районов, национальных сельсоветов, татарских слобод, своих учебных заведений, татарско-башкирских секций партийных органов и культурных учреждений до конца 30-х годов. Вместе с этим естественный процесс формирования у русского языка статуса общегосударственного в результате модернизации, повышение его престижа, институциональное понижение иных языков, случившееся после войны, мало чем отличались от языковых процессов, происходивших чуть ранее в европейских странах. При том что советская модель нациостроительства вынуждена была в разной степени использовать риторику развития разных национальных культур.

«Даже надеть тюбетейку на семейном празднике — тоже значит для многих быть татарином» «Даже надеть тюбетейку на семейном празднике тоже значит для многих быть татарином»

БЕЗ СВОЕЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРЫ МОГУТ БЫСТРО ОКАЗАТЬСЯ В ПОЛОЖЕНИИ БРАТСКОГО НОГАЙСКОГО НАРОДА

Конечно, возникает противоречие между попытками построения мононационального государства в России и функционированием «республиканских национализмов», полиэтничных по своей сути и включающих в себя на равных правах и русскую надрегиональную этничность. Изначально в Конституции России был предложен весьма компромиссный вариант модели многонационального государства, в которой «российскость» является суммой «региональных национализмов». Сейчас существует опасность, что «постнация» может стать удобным понятием для нивелирования «республиканских национализмов» и самих республик, при этом же выстраивание русского национализма продолжится. Мы не курды и не цыгане — без своей государственной идеологии, республики татары могут быстро оказаться в положении братского ногайского народа. Мы видим, какая трагичная судьба у шорцев или недавно лишенных своих автономий коми-зырян, усть-ордынских бурятов, коми-пермяков, долганов. Мы наблюдаем, до каких отчаянных поступков может доходить национальная интеллигенция в своих «титульных» республиках, если те перестают защищать их интересы. И наоборот, есть множество примеров, когда грамотно выстроенные государственные институты за два поколения, за 20–30 лет способны восстановить утраченные позиции языка и укрепить идентичность, — Израиль, Уэльс, страна Басков, Южный Тироль, Квебек и т. д.

Еще один важный момент: в условиях, когда иерархичная по своей сути государственная машина, настроена рубить горизонтальные связи внутри общества, «региональные национализмы» позволяют вновь воссоздавать эти связи. Принадлежность к национальному сообществу формирует возможность для проявления чувства особого доверия и попечения к незнакомым людям, имеющим с тобой некий общий опыт. Именно этот факт, подмеченный философом Бернардом Яком, заставляет говорить о высоком потенциале «региональных национализмов» в построении гражданского общества.

Дискуссия о постнации, начатая Бустановым, ценна в практической плоскости тем, что она обращает внимание на необходимость этнической самоорганизации. «Не надеяться на государство, а делать самим», «бери и делай» — установки, которых не хватает активной татарской общественности. Хотя не только их, но и современных компетенций. Созвучна и главная идея — развитие многообразия татарского народа, его культуры, истории, языка и самосознания. Именно это предлагалось в рамках Стратегии развития татарской нации взамен шаблонной идеи о «единстве татарского народа».

Чем больше этнических маркеров, культурных практик мы готовы предложить татарам, тем лучше. Например, татарин плохо знает татарский язык, но интересуется национальной историей, исполняет предписания ислама, почитал некоторых татарских классиков хотя бы на русском языке, любит национальную кухню, посетил несколько раз Булгар, просматривает в СМИ национальные темы, бывает на Сабантуе, часто слушает татарскую музыку, ходит в татарский театр, копает свою родословную до седьмого колена. Речь, конечно же, не о том, чтобы все это воспроизводить в себе, но, чем больше набор и чем более осознанное его применение, тем крепче этническая самоидентификация. Такой татарин рано или поздно захочет потом «вспомнить» татарский язык или будет иметь мотивацию, чтобы знали его дети. Этнические маркеры — это и осознанный выбор имени своему ребенку, и стремление познать татарский язык (для начала хотя бы его символическое использование), и книжная культура, знание чего-то из национальной музыки, театра, литературы; даже надеть тюбетейку на семейном празднике тоже значит для многих быть татарином.

Наряду с оттачиванием методологического инструментария, важно не забывать и о конкретных вызовах, формах (гибридных и негибридных), предложениях по развитию татарского народа. Они актуальны как для постанциональных, так и для национальных форм этничности.

Продолжение следует.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (127) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
6.11.2019 09:15

Мишары это татары. Истоки у них единые. Мишары в ходе истории оказались отделены, поэтому у них сложился несколько иной разговорный язык. Сейчас татарская нация снова вместе и едина. Некоторые мишары узнают, что они мишары, только приехав в Казань. Все мишары считают и называют себя татарами. Только в Казани их зовут мишарами, на что мишары отвечают, что они лучшие из татар.

  • Анонимно
    6.11.2019 08:24

    Если его нельзя повторить, то это не опыт

    • Анонимно
      6.11.2019 13:52

      Товарищи учёные национальные историки в таких тонкостях не разбираются.

      • Анонимно
        6.11.2019 20:47

        08 24 Тут тебе не физика.

        • Анонимно
          7.11.2019 19:57

          А должно быть как в физике.

          Татары это новоназванная нация из потерявших идентичность этносов. Только мишары идентичность внутри татарской нации.

  • Анонимно
    6.11.2019 08:34

    Мишары сливки татар

    • Анонимно
      6.11.2019 09:15

      Мишары это татары. Истоки у них единые. Мишары в ходе истории оказались отделены, поэтому у них сложился несколько иной разговорный язык. Сейчас татарская нация снова вместе и едина. Некоторые мишары узнают, что они мишары, только приехав в Казань. Все мишары считают и называют себя татарами. Только в Казани их зовут мишарами, на что мишары отвечают, что они лучшие из татар.

      • Анонимно
        6.11.2019 09:55

        0915 вы похоже не знаете, что в национальной одежде и в танцах мишар нет ни капли татарского. И одежда и танцы схожи с финно-угорскими народами. И, да, раньше они не знали что за праздник Сабантуй.

        • Анонимно
          6.11.2019 10:12

          0955 ты хоть на одном концерте мишар побывал? Съезди в Чувашию с. Урмай, П-Бикшики, Шыгырданы и.т.д. Там живут исконные мишары.

          • Анонимно
            6.11.2019 10:28

            10 12 в том то дело что видел и могу сравнить с татарским. Только не там видел. А что, в других местах значит другие мишаре получается?

          • Анонимно
            6.11.2019 12:38

            Я оттуда! Что хотите сказать? Мишар начали считать татарами с 1926 года. Да, они не праздновали ранее Сабантуй

            • Анонимно
              7.11.2019 12:33

              /Мишар начали считать татарами с 1926 года./
              Кто стал считать, бывшие агенты царской охранки?

          • Анонимно
            6.11.2019 13:00

            Одежда мишарей очень своеобразна и отличает их не только от других народов края, но и от других этнографических групп татар. Она дает ценный материал для изучения истории мишарей. До середины XIX века основным материалом для пошива одежды были холст или пестрядь (алача) собственного изготовления; в качестве тяжелой ткани использовали сукно (тула) серого и темного цветов. Фабричные ткани использовались ограниченно (для нашивок). Позже выбор ткани зависел от имущественного состояния (от ситца и сатина до шелка и шерсти). Для пошива и отделки зимней одежды использовались овчина, мех лисицы и выдры. При отделке одежды использовались разноцветные ленты, тесемки, шнуры, позумент. Обувь изготавливалась из кожи домашней выделки, овечьей шерсти и лыка[19].

            • Анонимно
              6.11.2019 17:21

              13-00
              Мил человек! Да, это так. Татары-политическая нация, вобравшие в себя многих племен с разными разновидностями татарской идентичности, ибо...во -первых, Великая Татария сама по себе громадная была и есть! Где только не обитают татары! Естественно, ландшафт не может не повлиять на элементов идентичности татар, которых однажды взяли и объявили другими народами( кумыком, башкиром, ногайцем, узбеком, и т.д.) Во вторых, мы татары, татарскость - идентичность видим не только в татарах, но и в других нациях. Потому что огромный плавильный котел веками перемалывал, переформатировал татар, меняя язык, но не трогая тип характера, менталитет, некоторые черты лица и повадки.

        • Анонимно
          6.11.2019 10:48

          09:55 Какое отношение вы имеете к данному вопросу? Или вы специально изучали его? Вряд ли. Обсуждайте тогда различие между северными и южными, западными и восточными русскими. И спите спокойно.

        • Анонимно
          6.11.2019 17:13

          9-55
          Чушь! В нашей деревне татары , диалект мишар, танцуют и пляшут так, что зажгут самого законченного флегматика! Это по татарски!

        • Анонимно
          7.11.2019 12:32

          /И одежда и танцы схожи с финно-угорскими народами. И, да, раньше они не знали что за праздник Сабантуй./
          Противоречие логическое, однако. Если влияние финно-угорское, то должен был быть праздник Сабантуй, поскольку у финно-угров были и есть подобные праздники. Если брать тюркский народ - чувашей, то у них есть аналог Сабантуя (Акатуй). Сплошное внутреннее логическое противоречие.

          • Анонимно
            7.11.2019 18:00

            12-32 Неужели я один с логическим противоречием подумал я. Оказывается и сами Мишаре не знают свою культуру .Это вы так решили \\\\Имам города Сурска Юсеф Бибарсов также выразил точку зрения многих имамов: «У нас, мишарей, традиции проведения Сабантуя не было вплоть до советского времени, поэтому наши имамы и не боролись против него. Наши отцы и деды говорят, что первые Сабантуи в наших краях начали проводить с 1950-х годов, с инициативы областных властей. Да, есть такие мусульмане, кто категорически против участия в Сабантуе, утверждая, что здесь смешиваются мужчины и женщины, здесь могут быть пьяные, здесь громко звучит музыка, здесь поют, танцуют, что это языческий обряд.\\\

      • Анонимно
        7.11.2019 14:05

        Мишари - это смесь буртас, балтов, финно-угры, мадьяр, славян и половцев
        Изучайте генетику, сделайте свой генетический анализ а так же читайте побольше книжек

        И мишари - это 50% современных татар, казанские 30-35%
        Казанские - потомки ордынцев среднеазиатов + финно-угра.

    • Анонимно
      6.11.2019 17:12

      8-34
      В чем сливочность выражается? Обоснуйте пж-та!

      • Анонимно
        7.11.2019 12:37

        /В чем сливочность выражается? Обоснуйте пж-та!/
        Да, вот эти рассуждения о сливках нации несерьёзны. Вот когда Средняя Юлюзань разрастётся до города и создаст городскую культуру можно будет об этом поговорить.

    • Анонимно
      6.11.2019 17:22

      Патамушта «единая и неделимая» татарская нация рассыпается на отдельные народы: мишари, кряшены, ногаи, и какие бы эпитеты и дифирамбы не пелись в адрес того или иного народа, слить их с татарами за 100 лет не получилось. И не полущится!

    • Анонимно
      6.11.2019 20:56

      Да,царизм,так стравливал Единый народ.И ты,повторяешь,голопузый.

  • Анонимно
    6.11.2019 09:24

    Национализм это тупиковая ветвь .Достаточно посмотреть например на Нью Йорк.Миллионы мигрантов из десятков стран приехали в этот город.Но ни англичане ни французы ни немцы не создавали свои кварталы.Потому что они были востребованы и цивилизованы и не проигрывали в цивилизационной гонке.А вот неграмотным итальянцам из глухих деревень чтоб не утонуть в этом море цивилизации пришлось создать свой квартал,И ирландцам и китайцам.А кто сейчас разжигает национализм в Испании .Отсталая страна Басков.И так везде в мире.Можно просто встроиться в мировую цивилизацию а можно начинать выискивать всякие особенные пути идя на поводу у политических проходимцев.Путь национализма как его не крась не подходит для региона №16 хотя бы по тому что больше 25% населения здесь не татары а это блокирующий пакет в любом цивилизованном акционерном обществе.И поэтому надо находить другие пути развития региона.

    • Анонимно
      6.11.2019 09:36

      Путину это расскажи
      Он что то переживает за русский язык

    • Анонимно
      6.11.2019 10:03

      09.24 Вы из Нью Йорке пишете?

      зачем?

      • Анонимно
        6.11.2019 10:31

        Я пишу пока из Казани и не хочу чтоб у нас в городе согласно мечтам местных нациков возникли национальные кварталы.

        • Анонимно
          6.11.2019 10:38

          10.31

          а зачем вы хотите запретить людям удобно и комфортно


          а главное безопасно жить?

          рядом с родственниками?

          • Оптимист
            6.11.2019 14:55

            Разделили Татарстан артеменки и щегловы
            До их прихода жили дружно, все вместе шли на татарский, потом все вместе на русский
            Много было межнациональных браков
            2 года назад начался бардак
            Сначала детей в классах начали делить на русских и татар, потом школы отдельные строить, сейчас наверно дойдет до национальных кварталов
            Количество межнациональных браков за последние 2 года снизилось на 50%
            Зачем это надо было делать?
            Кому это выгодно?
            Кто за это ответит?

            • Анонимно
              6.11.2019 18:24

              В классах детей всегда делили на татар и нетатар. Вот сколько изучали в школах татарский, столько и делили. Была татарская и русская группа. Так и назывались! Да ещё и не спрашивали, в какую надо. У нас один татарин, но русскоговорящий, все школьные годы рыдал, одни тройки-двойки получал в татарской группе, но переводить в другую группу его не давали. Боюсь представить, каково сейчас его отношение к татарскому языку.
              И школы отдельные всегда были. Только их сейчас, может, и строят, а в 90-е просто общеобразовательные отбирали. А то "начали"...
              Врите, да не завирайтесь.

            • ЛДПР
              6.11.2019 18:40

              Что делать, разделяй и властвуй...

          • ЛДПР
            6.11.2019 18:39

            А чтоб жизнь сахаром не казалась...

        • Анонимно
          6.11.2019 10:50

          Это мечта таких как ты шовинистов. Это мы уже проходили в царские времена. Нас селили только на окраинах. Но времена мракобесия к счастью прошли.

        • Анонимно
          6.11.2019 21:04

          В 90-е,Бандитские,в Казани не было Национальных Кварталов.У тебя в голове,мешанина.

      • Анонимно
        6.11.2019 22:33

        Нет, из Майами.

    • Анонимно
      6.11.2019 10:49

      Страна басков отсталая? Да это самый передовой регион Испании. Поменьше смотрите ТВ.

      • Анонимно
        6.11.2019 21:01

        10 49 У нас большинство граждан не отличит Страну Басков от Барселоны.

    • Анонимно
      6.11.2019 11:40

      Нет никакой тупиковости, это путь к прогрессу, развитие вперед. Чем больше культур в мире, тем мир этот богаче. Это факт, и отрицать это будет глупо.
      В последние годы в Казани открылось множество национальных кухонь, японская, узбекская, таджикская, французская, турецкая и т.п. А это тоже часть культурного богатства народов. Это же хорошо, классно. Есть разнообразие.
      И представьте себе была бы только одна русская кухня и всё. При всем богатстве русской кухни, человечество лишилось бы многого, в том числе и сам русский народ.
      Тоже самой и в других культурных направлениях.

      • Анонимно
        6.11.2019 12:46

        Вы хотели написать, была бы татарская кухня, и все? Татарской кухней особо никого не завлечь, даже на ЧМ 2018 иностранцы заходили один раз попробовать, а потом ели, что более понятно

        • Анонимно
          6.11.2019 13:24

          Я хотел написать, что разнообразие кухонь намного лучше, чем однообразное. Можно заменить русскую кухню на татарскую, от этого смысл высказывания не меняется.
          Что касается отсутствия клиентов у татарских кухонь, то вы глубоко ошибаетесь, пройдитесь по Бауману, там много татарских кухонь и везде много посетителей. Сам недавно был в "Чай йорты", полностью и первый и второй этажи практически все столики заняты.

      • Анонимно
        6.11.2019 13:34

        Национализм это путь к вымиранию что и происходит в отдельных деревнях сибирских татар которые принципиально не скрещиваются с другими народами.Там уже начали рождаться дауны.

        • Анонимно
          6.11.2019 14:10

          Такое может быть, если связи заключаются между близкими родственниками и родами. Для татар это не характерно, между близким и дальними родственниками связи просто запрещены. Не знаю как насчет татарской деревни в Сибири, может деревня в глуши или среди всех одна татарская, но такое редкость.

        • Анонимно
          6.11.2019 21:06

          Биологически,да,происходит вымирание.Но в Индии,то же самое.Там,притока Мужской особи .НЕТ.А имеют 1 млрд 300 млн человек.

    • Анонимно
      6.11.2019 12:37

      Призывайте к ассимиляции тех, кто из века в век предпочитает разделять и властвовать.

    • ЛДПР
      6.11.2019 18:38

      Отлично, я бы сказал 52 % точно не татары...

      • Анонимно
        6.11.2019 20:06

        А 80% русских точно не русские. Русские любят смешанные браки

  • Анонимно
    6.11.2019 09:38

    Очень верно приметили. Только в Казани им дают понять, кто они такие. Вообще то, до 1936 года в СССР была такая нация Мишаре. Потом уж всех под одно название, для увеличения численности татар. И до революции тоже было. Кстати, также были отдельной нацией Тептяры, кряшены.

    • Анонимно
      6.11.2019 10:52

      Откуда вы знаете, что было в те годы. Сомневаюсь что специально изучали проблему. Значит собираете только сплетни либо сами все это придумываете.

  • Анонимно
    6.11.2019 09:45

    Да ладно)) У всех финно-угорских уклад ведения хозяйства одинаков: дом бревенчатый, печь русская, земледелие трехпольное, посуда глинянная на начальном этапе, в стойле- корова, на сеновале- сено, в поле картофель, в огороде- овощи...В лесу- дичь, дикоросы, в реке- рыба

    • Анонимно
      6.11.2019 09:58

      Вот точно. Отличия были очень незначительны, в какую деревню и дом не зайди. Помимо коровы - барашки или козы, кому что милее, или и все вместе.

    • Анонимно
      6.11.2019 10:15

      Вы немножко забыли, до 1552 года финно-угорские народы были язычниками. А мишаре уже много веков мусульмане. Запрет в Исламе не давал пользоваться благами природы и цивилизации. Да, да ещё недавно овощи и грибы среди татар казанских были под запретом.Так как считались едой русских.

      • Анонимно
        6.11.2019 10:37

        Это вы забыли, что с 7века вера Православная была.

        • Анонимно
          6.11.2019 10:46

          10 37 у кого это вера Православная была с 7 века ? У Мари, Удмуртов, Мордвы? Открою секрет, Иван Грозный помимо татар ещё и крестил этих язычесников.

          • Анонимно
            6.11.2019 11:24

            Как всегда веру несет социоэлита, а народ верит во что угодно. Так вот трюки в лице Кубрата и его сыновей пришли в эти широты, к этим племенам с Православной верой. Спросите у кряшен.

            • Анонимно
              7.11.2019 21:03

              6.11.2019 11:24
              Трюки -это у вас! Булгары были язычниками-тенгрианцами!
              А если бы Кубрат был бы крещенным, он был бы Михаилом, или Федором!

          • Анонимно
            7.11.2019 21:00

            6.11.2019 10:46
            Мордва, марийцы, удмурты были крещены, в середине XVIII века!

            • Анонимно
              7.11.2019 21:35

              21-00 что то новое хотели сказать, аль как ? Время Ивана Грозного и дальше это 7 век что ли ?

      • Анонимно
        6.11.2019 18:09

        Молоко и говядина не считались едой русских? В исламе нет запрета ни на грибы, ни на овощи. Так что если кто-то что-то и не ел, то с исламом это связано в последнюю очередь.
        И не надо рассказывать сказки, что все татарские деревенские хозяйства были исключительно богатые, чтобы позволить себе не питаться дарами природы: грибами и ягодами.
        В исламе при угрозе голодной смерти даже свинину можно съесть. Но ваши сказки заплюсовали. Надо же.
        Мне знакома культура мишар нетатарстанских. Там прекрасно кушали и кушают грибы, хотя до сих пор стараются обособиться от русских. Кстати, их прабабушки-прадедушки носили одежду, отличную от одежды казанских татар.

      • Анонимно
        7.11.2019 07:13

        Вот то-то 30 лет назад ни огурца, ни помидоры не найти было в татарской деревне... Это оказывается запрет в Исламе! А чё, насчет картошки не было разьяснения? Ее всегда сажали:)

      • Анонимно
        7.11.2019 11:31

        до 19 века православным категорически запрещалось есть гречку (грешку), вплоть до отлучения от церкви... считалось басурманским, татарским, языческим, грешным. Но народ часто грешил грешкой, потом церковники отменили этот запрет.

        • Анонимно
          7.11.2019 14:15

          Гречка к вашему сведению входила в ежедневный рацион моряков русского флота с петровских времён.

        • Анонимно
          7.11.2019 21:11

          7.11.2019 11:31
          Гречка известна на Руси с VII века, а привезли ее греческие монахи из Византии. Поэтому ставшую такой популярной крупу называли "греческой".
          Со стародавних времён и по нынешний день гречневая каша остаётся одним из любимых в народе блюд русской национальной кухни.
          Черной кашей на Руси называли гречневую кашу - поскольку она самая темная по сравнению с другими.

    • Анонимно
      7.11.2019 10:27

      картофель?
      хватит сказок

    • Анонимно
      7.11.2019 11:24

      вам сами не смешно читать что коренные фино-угры и татары жили в русских избах, и купались в русской бане

      как в анекдоте:
      Во всей деревне были русские печи, Только у Низамтудинова печь была нерусской.

      • Анонимно
        7.11.2019 14:20

        Татары в первый раз деревянную избу увидели когда с монголами прискакали на Русь.Тогда же они познакомились с банями.

        • Анонимно
          19.11.2019 13:28

          изба это кочевая юрта из бревен, изначально круглая, четырехстенка, шестистена, восьми и более стенка
          и слово изба не является исконно-русской, заимствование сравни татаро-мишарское ЫЗБА "изба", тат. АЗБАР/АБЗАР "двор с постройками".

          Баня "старое заимствование"

        • Анонимно
          19.11.2019 13:51

          бани это может лишь в русских сказках, и то их не было... у холопов. Баня это очень дорогая вещь, недоступная для простых людей. В так называемом русском севере - Вологде, даже после ВОВ люди мылись не в банях, их не было, а в так называемой "русской печи", в которой "пич авызы" была больше, чем в "татарской печи" (этим они и отличались), чтобы в печь мог войти человек, пригнувшись - где и мылись. Но даже эта "русская печь" была из татарских кирпичей.

          кирпи́ч: др.-русск. кирпичь (Домостр.), кирпичный, 1 Соф. летоп. (часто). Заимств. из тюрк.: ср. тур. kirpiǯ, тат. kirpič "кирпич", азерб. kärpχič

      • Анонимно
        7.11.2019 17:14

        Русская печь - не обозначение этнической принадлежности, просто способ устройства печи.
        У нас в деревне было 2 голландки (голландские печи) и одна русская.
        У меня, например, свекровь (татарка) после переезда в новый дом очень скучает по своей старой "русской" печке.

      • Анонимно
        19.11.2019 13:34

        дык и так назваемая русская печь тоже из татарских кирпичей

        кирпи́ч: др.-русск. кирпичь (Домостр.), кирпичный, 1 Соф. летоп. (часто). Заимств. из тюрк.: ср. тур. kirpiǯ, тат. kirpič "кирпич", азерб. kärpχič

  • Анонимно
    6.11.2019 09:57

    Айрат, отличнейшая статья! Надеюсь на появление таких статей на татарском языке. Это повысит интерес к чтению на татарском.
    Рим Дашкин

    • Анонимно
      6.11.2019 10:06

      Можно было написать в трех словах: Отюреченные финно-угорские - татары.

      • Анонимно
        6.11.2019 10:23

        Правда чтоли? По пристрастию к лошадям, по гастрономическим привычкам мишәр ближе всех к степным народам.

        • Анонимно
          6.11.2019 10:33

          им завидно

          потому что - потому что

        • Анонимно
          6.11.2019 10:50

          А если гастрономическое пристрастие к рыбе и рису то ближе к японцам)))

        • Анонимно
          6.11.2019 12:33

          Большое значение имели овцы (куй), которых держало большинство мишарей. Молочное скотоводство и овцеводство являются древними отраслями хозяйства, как и производное от них ткачество[19].

  • Анонимно
    6.11.2019 10:16

    Не понимаю зачем делать различия и делить татар... Выделяя мишар. Это единый татарский народ и нет различий. Мы сами себя не должны дробить.

    • Анонимно
      6.11.2019 21:09

      Кругом враги.Ну,как растравить Татар?Излюбленная тема.Мишар и Татар.Им бы,самим разобраться,с Белоруссами,и Украинцами.Так,они не лптят 1 триллион Налога в Московскую казну.

    • Анонимно
      7.11.2019 10:55

      мишары это служивые татары мусульмане, в общем,
      "казаки которые сохранили веру и язык", а не продались с патрохами, как некоторые атаманы (читайте Лескова). Известные фамилии мишарские мурзы, которые отказались менять веру на дворянство (чабатылы мурзалар). Потеряв дворянские титулы, пожертвовав личным благополучием сохранили и веру, и культуру и язык своего народа, в отличии от казаков потерявших свой язык, которых предали атаманы принявшие православие в личных, корыстных целях (это хорошо описано у Лескова)

      Мишары выполняли функцию пограничников. Мишарские аулы расположены на границе, и по засечным линиям.

      • Анонимно
        7.11.2019 12:59

        Есть более, чем содержательная монография: "С.Б. Сенюткин. История татар Нижегородского Поволжья с последней трети XVI до начала XX в." Изд-во НГУ. Нижний Новгород, 2001.

  • Анонимно
    6.11.2019 10:33

    Как может быть единым татарский народ если в республике есть места где жители соседних деревень не понимают друг друга.

    • Анонимно
      6.11.2019 10:55

      Вы великий сказочник. Татарский язык един, только в отдельных регионах слова произносятся по-разному.

      • Анонимно
        6.11.2019 13:50

        Сербо-хорватский тоже один язык, по сути. Однако же разделились сербы, хорваты, боснийцы и черногорцы на разные народы...

        • Анонимно
          6.11.2019 14:14

          Там религиозный, непримиримый мотив, так исторически сложилось.
          Мещеры , тептяри и остальные входят в суннитскую группу мусульманской религии. Исключение составляют крещенные татары и ногайбеки, крящены и то не повально, где-то фифти-фифти.

      • Анонимно
        6.11.2019 21:21

        10 55 Он не сказочник, а мизантроп. Не любит людей, кроме себя. Поэтому трындит в углу.

      • Анонимно
        7.11.2019 11:14

        не знаю как в деревнях, понимают они друг друга, говорят ли на одном языке, русском или каком.... у татар, мишар, точно в двух соседних аулах бывают характерные диалектные отличия в языке. Объяснение этому, то что исторически аул - это единный кочевой народ (кабилэ) - самостоятельное, самоуправляемое мини-государство, со своим диалектом языка.

  • Анонимно
    6.11.2019 10:34

    Ну надоели с национализмом. Жили ведь много лет дружно, сколько смешанных браков, деток появилось. Люди счастливы, что ещё нужно. Пора успокоиться всем, кому не нравится, займитесь делом.

    • Анонимно
      6.11.2019 10:54

      Языком молоть не мешки таскать.

    • Анонимно
      6.11.2019 15:20

      Идите идите уже, что ли...
      Где вас таких штампуют, кто отравляет вам сознание?

    • Анонимно
      6.11.2019 21:14

      "сколько смешанных браков"

      В СССР,в Набережных Челнах,было наибольшее количество,Межнациональных Браков.После разрушения СССР,Набережные Челны,оказались Первыми по количеству Разводов,среди Межнациональных Браков,по СНГ.Сыграла Роль,Вероисповедание.Русские,украинцы,белоруссы рванули в Христианство,а Мусульмане в Магометанство.

  • Анонимно
    6.11.2019 10:40

    Еще один теоретик!!! А кто работать будет?!

  • Анонимно
    6.11.2019 11:28

    Ужасно хочется, врачей и учителей понимать с полным ПОНИМАНИЕМ без сублимаций.

  • Анонимно
    6.11.2019 11:53

    Мишарам нужна своя радиостанция, где можно было бы обсуждать особую мишарскую самобытность и свою собственную культуру и слушать свои мишарские песни.

    • Анонимно
      6.11.2019 12:41

      Зачем? Читая татарский текст на кириллице, современная молодёжь уже произносит некоторые слова по мишарски. Остаётся подождать.

      • Анонимно
        6.11.2019 18:35

        Всегда казалось, что ярый, ярар - как раз типично казанское произношение через [йа], а мишары говорят через ж, мягкую. Каким образом кириллица влияет на мишарскость акцента?

        • Анонимно
          7.11.2019 11:16

          не надо за всех, это только некоторые мишары говорят на Ж, мы говорим на Я... ярар

        • Анонимно
          8.11.2019 21:17

          Наоборот мы мишары не говорим через җ,мы говорим ярар.

  • Анонимно
    6.11.2019 12:13

    Крупнейший мишарский район. В половине деревень производства нет.Вся идентичность держится за счет сельских клубов, школ

  • Анонимно
    6.11.2019 14:13

    Навстречу очередной перепеси на еления..статья?
    Нционализм это тупик.
    Национальность это не сколько язык,культура,искусство,ремесло,кухня,мифы,всё это надстройка.
    Базис в понятии национальность это восприятие окружающего мира группой людей. И не важно,где географически и физически люди проживают.

  • Прежде чем разделять татар и мишар, поделите вначале славян (условно русских) на кривичей, радимичей, вятичей полян, иминьковцев. Есть между ними разница? Нет. Значит и между татарами и мишарами разницы нет.

    • Анонимно
      6.11.2019 17:33

      А вы Балановского вначале почитайте. Я понимаю, что вас корежит от правды. То тем не менее почитайте. Там про геном татар все написано.

      • 17.33. А что там про геном татар написано? И почему я Балановскому должен доверять.
        К тому же вся его научная рабрта больше подходит под псевдонаучную халтуру. Ибо он исследовал не понятно как и где в порядке 1500 людей. Согласитесь делать выводы о целом народе по такой малой выборке вообще не возможно. К тому же "свой эксперимент" ставил на деньги башкир. Так что о каком-то правдоподобии говорить вообще смешно. А Вы верьте Балановскому, верьте и дальше.
        Если время того позволит, нужно будет ещё и коммиссионную проверку делать по работе Балановского, с уточнением людей, которых он эксперементировал и повторным проведением анализа на ДНК. Вот так вот.

        • Анонимно
          6.11.2019 18:36

          17.53. Тебе что-ли верить? "Знаток" всего и вся.......

        • Анонимно
          6.11.2019 20:34

          Да не понравилась правда власть имущим и подвергли обструкции работу Балановского. Правда же оказалась не так хороша, как хотелось заказчикам.
          Почему же тогда нового не наймут? Видимо авторитет Балановского настолько высок в научном мире, что опровергать его никто не берется, ибо себе дороже станет. А ручных местных пока еще не выучили.

        • Анонимно
          6.11.2019 20:48

          на деньги башкир
          ----------
          А сам то в это веришь?
          Придумали себе врагов, даже сами начинают в это верить.

        • mad big
          6.11.2019 20:58

          Вы вообще читали это исследование? Видимо нет. Только скорее всего прочли финальную часть. И она вас вижу сильно расстроила.
          Так вот. Вначале подробно была описана методика, по которой и отбирался генетический материал. Рекомендую прочесть еще раз. Тогда станет сразу ясно.

      • Анонимно
        7.11.2019 14:17

        Вы частично правы, генетику нужно изучать и тогда понятно не только про татар но про современных "славян" которые впринципе не славяне по крови
        Руские - это Балты+Славяне+Финно-угра+другие
        Поляки и белорусы - балты+славяне
        Чехи - слявяне+германцы
        балканские слявяне - вообще не славяне а палеобалканские племена - Иллирийцы Даки Фракийцы и Македонцы
        Украинцы - славяне + палеобалканцы + кавказцы

        И читать в первую очередь надо не тупого Балановского а Клёсова

        • Анонимно
          7.11.2019 14:51

          Русским не надо изучать генетику.Потому что они русские и живут на одной шестой части суши.

          • Анонимно
            19.11.2019 13:14

            большая территория это основная проблема русских
            (китайский взгляд на проблемы, о которых писал еще Н.Бердяев)

        • mad big
          7.11.2019 15:11

          И того и другого читал. Не понял в чем тупость Балановского? Вам клесовские фантазии милее?

  • Анонимно
    6.11.2019 17:24

    Айрат, спасибо за статью на актуальную тему.

  • Анонимно
    6.11.2019 20:51

    Статья хорошая с одной стороны, с другой стороны правакационная статья. Перед перелесью населения хотят дробить единый народ. Я сам мишар, на перепеси отмечусь как татарин, ибо нечего раскачивать лодку. Мишары и Татары это один единый народ с общей историей, культурой, верой и самобытностью.

  • Анонимно
    6.11.2019 20:52

    Около года назад читал статью, одного казанского историка. Там говорилось, что ближе к переписи населения, Москва будет делать попытки разделить татар на мишар, татар и кряшенов. Вуаля, я даже не сомневался в этом. Я татарин, жена на половину мишарка на половину татарка, и у меня в мыслях ни когда не было и не будет, подумать что она частично другой национальности. 30% моих друзей мишари, татар и мишар отличает ровным счётом ничего.

  • Анонимно
    6.11.2019 20:57

    История так сложилось что мишары и татары это один и тот же народ. Кто говорил что мишары сабантуй не проводили? Все народы после посевных проводили праздники. Не пишите чего не знаете, оставьте эти вопросы историкам. Нам нужна правдивая история, а не то что немчура со времён Пётра Первого на свой лад написали.

    • mad big
      6.11.2019 21:21

      А почему тогда коллега из Буинска на мишарский сабантуй в Ульяновск катается, а местные игнорирует принципиально?

    • Анонимно
      7.11.2019 18:10

      В деревнях татар-мишарей (нижегородские татары) сабантуй не проводили, хотя отдельные весенние обряды, входящие в него, встречались и там (сбор детьми крашеных яиц, игры с яйцами и др. ) В проведении его наблюдались локальные различия, вызванные наличием или отсутствием отдельных обрядов

  • Анонимно
    7.11.2019 14:37

    А сколько мишарским перепадает от нефти/полимеров? Как они представлены в политике, экономике, финансах?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль