Общество 
15.09.2019

Альфрид Бустанов: «Памфлет Дамира Исхакова вполне объясним, хоть и анахроничен»

Очевидный результат советского и постсоветского нациестроительства — Республика Татарстан нуждается в смысловой перезагрузке

«Повестка постнации, которую я предлагаю, актуальна не только для татар», — уверен историк, ассистент-профессор Амстердамского университета Альфрид Бустанов, отвечающий доктору исторических наук Дамиру Исхакову. О том, как постколониальная критика на постсоветском пространстве оказалась лишь антиколониальной и почему в англоязычной литературе ставятся кавычки в слове «татарский» применительно к эпохе до XX века, — в очередном материале Бустанова для «БИЗНЕС Online».

Альфрид Бустанов: «В медресе я старался всячески просвещать студентов и преподавал им разные науки. Заказывал газеты и журналы, объяснял студентам необходимость стремления к знаниям» Альфрид Бустанов: «В медресе я старался всячески просвещать студентов и преподавал им разные науки. Заказывал газеты и журналы, объяснял студентам необходимость стремления к знаниям»

МЫСЛИТЬ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ПАРАДИГМЕ ДЛЯ МНОГИХ ПРИЯТНО НЕ ТОЛЬКО В СИЛУ ИХ ВОЗРАСТА

«В медресе я старался всячески просвещать студентов и преподавал им разные науки. Заказывал газеты и журналы, объяснял студентам необходимость стремления к знаниям с прицелом на будущее и делился с ними своими идеями. Руководству медресе это не понравилось. Они пожаловались на меня куда следует (тиешле урынга данус) и объявили меня атеистом-реформатором, вернувшимся домой после учебы за границей. Они обвинили меня в распространении политических идей среди студентов и приобретении турецких газет, но так и не смогли мне навредить».

Так описывал свое возвращение из Медины на родину в 1908 году Габделмажит Кадыйри (1881–1962), специалист по рецитации Корана из деревни Эстерлебаш. С тех пор мало что изменилось в нашей интеллектуальной атмосфере. К 1970-м годам жанр политического доноса стал привычен даже в исламской среде, не говоря уже про сферу науки. Поэтому памфлет Дамира Исхакова с его риторикой борьбы с западными врагами вполне объясним, хоть и анахроничен. Содержательно текст моего оппонента либо подтверждает уже высказанные мною положения, либо просто иллюстрирует их. По этой причине я воспользуюсь возможностью развернуть свой аргумент, обращаясь не столько к содержанию памфлета Исхакова, сколько к самому факту его высказывания.

Мой оппонент занимает охранительную позицию: время наций не прошло, а любая критика этого концепта должна быть безжалостно предана анафеме. Для меня очевидно, что мыслить в национальной парадигме для многих приятно не только в силу их возраста, но и в связи с политическими процессами на постсоветском пространстве — на наших глазах национализмы разных цветов лишь набирают силу и в России, и на Кавказе, и в Средней Азии. Поэтому повестка постнации, которую я предлагаю, актуальна не только для татар. Это касается всех, и было бы чрезвычайно полезно услышать продуктивные мнения коллег из других регионов и интеллектуальных традиций.

«Многие исследователи, работавшие с открывшимися архивными данными, социализировались в эпоху холодной войны, поэтому политический пафос их работ был антисоветским» «Многие исследователи, работавшие с открывшимися архивными данными, социализировались в эпоху холодной войны, поэтому политический пафос их работ был антисоветским»

«АРХИВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» ФАКТИЧЕСКИ ЛЕГИТИМИРОВАЛА НАЦИОНАЛЬНЫЕ НАРРАТИВЫ «УГНЕТЕННЫХ НАРОДОВ»

Важно заметить, что современное увлечение нацией объясняется не только советским наследием. Как известно, после развала Советского Союза ранее недоступные архивы нашей страны открыли двери для многочисленных исследователей. Работа с рассекреченными архивами известна сейчас в качестве кратковременной «архивной революции» 1990-х, после которой многие архивы вновь закрылись. На мой взгляд, одним из интеллектуальных последствий «архивной революции» стало усиление национальной парадигмы на постсоветском пространстве, а во многом и в самой международной науке.

Дело в том, что многие исследователи, работавшие с открывшимися архивными данными, социализировались в эпоху холодной войны, поэтому политический пафос их работ был антисоветским. Главным объектом их подспудной критики стала политика Москвы, да и на региональные сюжеты во многом они смотрели через призму архивов в Москве и Петербурге. На этом фоне национальные элиты оказывались в роли молчаливых жертв, чьи взгляды на собственную историю в XX веке и субъектность в рамках советского проекта модернизации просто-напросто игнорировались.

Одним из последствий такого взгляда на бывшее советское пространство стало доминирование, как это ни парадоксально, национальной парадигмы в научных исследованиях. Критикуя советский проект нациестроительства, в целом международная наука восприняла или оказалась под влиянием национальной матрицы. Иными словами, Советский Союз представал в глазах ученых лишь как совокупность наций. Такой взгляд, несмотря на декларируемую критику национальных нарративов (они плохи просто из-за своей «советскости»), по-прежнему очень заметен.

«Я не вижу в дореволюционных или альтернативных советских моделях панацею для будущего развития. В одну и ту же реку дважды войти не получится» «Я не вижу в дореволюционных или альтернативных советских моделях панацею для будущего развития. В одну и ту же реку дважды войти не получится»

Внимание международной науки к национализмам льстило местным интеллектуальным элитам и поддерживало их критику московской политики. Тем самым «архивная революция» фактически легитимировала национальные нарративы «угнетенных народов». Постколониальная критика на постсоветском пространстве оказалась лишь антиколониальной, не предлагающей новой повестки дня и свежего взгляда на прошлое и, самое главное, на будущее. Даже когда в англоязычной литературе ставятся кавычки в слове «татарский» применительно к эпохе до XX века и брезгливо отзываются о «национальной историографии», все равно мы имеем дело лишь с зеркальным отражением советского взгляда на нацию.

РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН СЕГОДНЯ КАК НИКОГДА НУЖДАЕТСЯ В СМЫСЛОВОЙ ПЕРЕЗАГРУЗКЕ

Все это я пишу не для того, чтобы в стиле моего оппонента обвинить Запад во всех грехах. Моя критика имеет целью нащупать иную повестку дня и не в качестве очередного псевдоидеолога-одиночки, а как исследователя со своим взглядом на прошлое и будущее. Альтернатива — это наше все. И чем больше таких альтернативных вариантов, тем лучше. Ведь каждый человек в течение своей жизни является не только частью воображаемых сообществ, но и включен в массу иных прагматических связей и смыслов.

«Одни традиции были маргинализованы и прервались, другие же развивались в течение XX века согласно своей внутренней логике» «Одни традиции были маргинализованы и прервались, другие же развивались в течение XX века согласно своей внутренней логике»

Здесь же я бы хотел пояснить свою позицию по отношению к прошлому в проектах будущего. Мой оппонент приписывает мне лишь отрицание всего советского. Во-первых, история гораздо сложнее и динамичнее, чем непрерывные блоки, к которым привыкла национальная историография. В одно и то же время люди прошлого могли жить и в Буинском уезде Симбирской губернии, и в регионе под названием Джабалистан — «Горная сторона». Речь идет о разном культурном восприятии пространства. Более того, татары жили сразу в двух хронотопах — по христианскому и мусульманскому (а то и иранскому!) календарю. В такой перспективе разговоры об «имперском» и «советском» — лишь вынужденная условность. Внутренняя динамика культурно обусловленного времени и пространства куда богаче и интереснее!

Во-вторых, не имеет никакого смысла лишь отрицать и упрощать все «советское» или «западное». И в том, и другом случае мы имеем дело с гетерогенными традициями, в которых много места для разнообразия и альтернативности. Одни традиции были маргинализованы и прервались, другие же развивались в течение XX века согласно своей внутренней логике. Именно поэтому очень важно изучать разные языки (само)описания — это позволит нам со временем уйти от доминирования национальной проблематики в науке, а также существенно расширить культурный репертуар, доступный для строительства сценариев будущего.

И, в-третьих. Я не вижу в дореволюционных или альтернативных советских моделях панацею для будущего развития. В одну и ту же реку дважды войти не получится. Невозможно реанимировать те социальные формы, что уже канули в Лету. Однако какие-то полезные элементы, в том числе рожденные советским опытом модернизации, хорошо бы сохранить и переосмыслить, наполнить их новым содержанием. Это касается в первую очередь Республики Татарстан. Очевидный результат советского (да и постсоветского!) нациестроительства, Республика Татарстан сегодня как никогда нуждается в смысловой перезагрузке. После непродления договора о разграничении полномочий и ударов по татарскому языку содержание слов «Республика Татарстан» не могло не поменяться. Хочется верить, что наша повестка постнации послужит отправной точкой для более широкой дискуссии о новых смыслах для старых институтов.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (89) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
15.09.2019 13:22

Я вот второй материал на одну и ту же тему от г-на Бустанова на сайте "Бизнес онлайн" читаю. Кроме бессодержательных призывов к переходу татарам на некую концепцию "постнации" ничего тут не нахожу. Если ты это предлагаешь, распиши конкретно и подробно, в чем будет заключаться твоя "постнация". В чем будет преимущество новой национальной (или безнациональной) парадигмы для сообщества людей, именуемого пока татарами? Правда, Әлфрит әфәнде признается: "Моя критика имеет целью нащупать иную повестку дня и не в качестве очередного псевдоидеолога-одиночки, а как исследователя со своим взглядом на прошлое и будущее. Альтернатива — это наше все. И чем больше таких альтернативных вариантов, тем лучше. Ведь каждый человек в течение своей жизни является не только частью воображаемых сообществ, но и включен в массу иных прагматических связей и смыслов". Но сейчас я вижу, что пока ты ничего не нащупал и никакой конкретной альтернативы не предлагаешь. Ну тогда чего впустую сотрясать воздух? А чего стоит вот такой пассаж: "Внимание международной науки к национализмам льстило местным интеллектуальным элитам и поддерживало их критику московской политики. Тем самым «архивная революция» фактически легитимировала национальные нарративы «угнетенных народов». Постколониальная критика на постсоветском пространстве оказалась лишь антиколониальной, не предлагающей новой повестки дня и свежего взгляда на прошлое и, самое главное, на будущее". Если международная наука анализирует положение татар именно в таких категориях, наверное, она нашла адекватный инструментарий для этого, ведь никто кроме Бустанова не отрицает такой анализ. И уж, конечно, не задача международной науки "предлагать новую повестку дня и свежий взгляд на прошлое и, самое главное, на будущее". Для этого у нас есть Әлфрит Бустанов. Вот есть такое понятие, как общественная мысль татарского народа, которая представлена многими выдающимися именами. Центральным элементом (ядром) татарской общественной мысли является идея национальной государственности. Хотелось бы, чтобы и г-н Бустанов высказался по этому вопросу. Может быть, идея т.н. "постнации" и будоражит чьи-то умы, но мы пока видим, что ни в Шотландии, ни в Каталонии, ни во Фландрии не будируют эту тему и не спешат переходить в такое качество, хотя это современные европейские нации. По крайней мере, сие никем не отрицается.
Т.Б.

  • Есть положительный пример государственного строительства - Евросоюз. У России нет другой альтернативы, как не перенять европейский опыт

    • Анонимно
      15.09.2019 09:23

      Не получится...
      Евросоюз - Союз национальных государств...
      Полностью прошедших необходимый исторический путь...
      С выстроенной и выстраданной столетиями национальной элитой и народом...
      В России ни один народ не имеет истории своего нацстроительства и государственности...
      Так называемое Казанское ханство имело государственность только благодаря крымско-татарскому влиянию...
      Которое "благополучно" сами же поменяли на ИваноIVгосударственность...
      Государственность же малых народов в России понимается сегодня однозначно...
      Это - захват бюджетных руководящих мест и деление ренты от природных ресурсов...
      Возьмите любую республику в РФ...


      • Именно в Союзе национальных государств и есть будущее территорий, именуемых сейчас Россия.
        Вы пишете: В России ни один народ не имеет истории своего нацстроительства и государственности - и почти правы - никогда не было и русского государства, но это дело наживное

      • Анонимно
        15.09.2019 10:26

        09.23 Внимательно заметьте где татары там образуются государства:
        Волжская Булгария считается волжские булгары -мусульмане одни из предков казанских татар-мусульман.
        Казанское ханство опять же географически на территории современного Татарстана.
        Дальше Астраханское ханство снова татары.
        Сибирское ханство снова татары.И даже протекторатное Касимовское ханство что в Рязанской области(г.Касимов) снова татары.
        Одним из факторов что татары могли образовать государства знание татарами письменности на основе арабской графики.
        Письменность нужна для государственных дел:издавать указы,вести расчеты в торговле,содержать казну и т.д.

        • Анонимно
          15.09.2019 14:16

          Это не татары образовывали эти ханства...
          Это китайцы (Джучиевы) создали эти территориальные образования...
          И заметьте - всё на месте транспортных потоков и дорог того времени...
          Что бы вы понимали, в то время создавалась дорожная инфраструктура по линии Север-Юг...
          По руслу больших рек...
          Сибирское ханство - по Иртышу (от Уйгурстана до Ханты...
          Астраханское - по линии северного ответвления Шёлкового пути...
          Казанское - на пути от Астраханского до центра и севера России...
          И заметьте - везде связь транспортная с Китаем...

      • Анонимно
        15.09.2019 11:22

        9-23
        Хорош цитировать историю по школьной программе!

    • Анонимно
      15.09.2019 20:58

      Альфред ,все правильно говорите ,согласен на все 100%.

  • Анонимно
    15.09.2019 09:09

    Куда исчезли РАЗГОВОРЫ о стратегии развития татарского народа. Бабло распилено, разговоры больше не нужны? Это только для выборов было надо?

    • Анонимно
      15.09.2019 12:24

      Какое бабло, все работали абсолютно бесплатно.
      Сотрудник АНТ.

      • Анонимно
        15.09.2019 13:09

        Говори только про себя. Ясно что сотрудникам не платили :)

        • Анонимно
          15.09.2019 13:28

          Ну так я про себя и про группу разработчиков, в которой участвовал, и говорю.

          • Анонимно
            15.09.2019 14:15

            Список святых бессеребренников возглавляет ученый секретарь АНТ. Это те еще бессеребренники с большой дороги. Где стратегия, Карл???

            • Анонимно
              15.09.2019 15:10

              Зачем эта бумажка? Мне, татарину, она не нужна. Тем более, разработанная пограничником Шайхразиевым и литературным критиком Данией Загидуллиной. Особенно, в обстоятельствах нынешнего авторитарного государства.

        • Анонимно
          15.09.2019 14:55

          Никому не платили , ни сотрудникам и не руководству. Всё делается из чистых побуждений. Не надо во всем видеть только негатив.

          • Анонимно
            15.09.2019 15:36

            Ситдиков, Измайлов археологи получили звание Деятель науки РТ. Они давно заслужили этого звания давно. Но получили звание только когда пишут Стратегию. Ее Измайлов и Исхаков пишет в основном. Исхаков так говорит.

            • Анонимно
              15.09.2019 15:53

              Зачем ерунду говорить, они получили свои почетные звания совершенно безотносительно к т.н. "Стратегии", которую сегодня задвинули в дальний ящик. Ибо она в ситуации несвободы никому не нужна и бесполезна.

            • Анонимно
              15.09.2019 16:38

              Великий археолог И. не одной книги не прочитал по татарском. Он пишет стратегию?

            • Анонимно
              15.09.2019 18:44

              ситдиков - не ученый и получил это звание в обход отрицательного заключения Президиума Академии наук РТ...

              • Анонимно
                15.09.2019 19:17

                Отрицательное заключение давали Измайлову тоже несколько лет тому назад. Президиум голосовал против, ученый секретарь голосовала против.

                • Анонимно
                  15.09.2019 19:27

                  Опять бла-бла! Измайлов, Ситдиков, Президиум! Выясняйте это в институте археологии.

                  Где Стратегия??

  • Анонимно
    15.09.2019 09:12

    Крайняя путанность изложения и очевидно тяжелый, наукообразный стиль не могут скрыть горячего желания Бустанова примириться с Дамиром Исхаковым. Он прямо ему говорит - и вы правы и я прав.
    Ну не годится молодой ученый для спарринга. Не созрел еще.

    • Набирает конфликт обороты,
      У обоих нашлись недочёты.
      Занимательная канитель,
      Следить чем завершится дуэль.

      Сейчас встретились два поколения
      И у каждого есть своё мнение.
      Пожелаем им тайм-аут взять
      И свой пафос к друг другу унять.

    • Анонимно
      15.09.2019 14:18

      "Кто ясно мыслит, тот ясно излагает"

    • Анонимно
      15.09.2019 19:18

      Наука это не бой без правил - Вы путаете науку со склокой и политическим доносом.
      Исхаков делает выпады против личности молодого Бустанова, так как не может опровергнуть его аргументы и факты.
      Бустанов не переходит на личности - молодец.

      • Анонимно
        15.09.2019 19:29

        А какие аргументы и факты у молодого Бустанова? Я их в упор не вижу!

  • Анонимно
    15.09.2019 09:21

    Республика нуждается в том,чтобы богатые семьи ограничили свои аппетиты.В это случае еще более менее сохраняется вероятность существования национальной автономии,языка и традиций.Но поскольку сценарий с аппетитом,фантастика,через 15-20 лет или чуть дольше 25-30 лет,Татарстан,как и мы татары,полностью исчезнем.

    • Анонимно
      15.09.2019 12:18

      Исчезнем, если поголовно будем бедны

      • Рашид
        15.09.2019 12:34

        12:18 Исчезнем если наши дети не будут знать язык и веру своих предков. Все сложное кроется в простом. Не надо уводить народ в сторону от основной проблемы.

    • Анонимно
      15.09.2019 13:46

      Для татар сейчас главное национальный вопрос, а не классовый

      • Анонимно
        16.09.2019 07:31

        Вот-вот, там людям мозги и пудрят! А сами все богатеют и богатеют, только простым людям говорят, что это не важно, главное, это татарский язык все должны учить!

        • Анонимно
          16.09.2019 14:10

          Конечно, среди элиты есть отдельные дураки, но есть и умные, которые понимают, что только в единстве сила народа

          • Анонимно
            16.09.2019 19:11

            16.09.2019 14:10
            Среди ЭЛИТЫ дураков -НЕТ!
            И никогда НЕ бывает!
            А вот среди наследников ВСЯКИЕ попадаются....

    • Анонимно
      16.09.2019 15:43

      Сегодня Татарстан не есть национальное достояние, а есть - торговый бренд. Поэтому-то и не актуально для элиты всякие "национальные проблемы". А Стратегия развития - это лишь для отвода глаз - некая демонстрация "единства", "вместе мы можем" (булдырабыз), "татарстан - впереди планеты", "мы - узнаваемы". Ни Исхаковское, ни Бустановское "видение Татарстана" не имеют ни смысла, ни веса, ни перспективы. Их дисккуссия - всего лишь схоластические разборки кафедрального уровня, оторванные от реалий (буря в стакане). Нацполитикой же рулит (вернее, играет) Москва... причем, строго в соответсвии (и в рамках) с мировой геополитикой.

      • Анонимно
        16.09.2019 16:11

        Ну ладно, пусть, в схоластических спорах пока развивается теоретическая мысль татарского народа, в будущем и это пригодится. Всегда полезно шевелить мозгами. Гаяз Исхаки выпустил свой знаменитый труд "Идель-Урал" в 1933 году в эмиграции, когда здесь была глухая ночь сталинского террора, а Советский Союз казался вечными.

        • Анонимно
          18.09.2019 21:49

          И чем он замечателен этот знаменитый труд Исхаки?
          Не кажется ли вам, что сей труд не более чем фантазии диванного мечтателя, в доинтернетовскую эпоху?

  • Анонимно
    15.09.2019 09:54

    Дамир Исхаков провел знаменитое "исследование" о потомках Чингисхана, живущих в наши дни

  • Анонимно
    15.09.2019 10:03

    Зря ответил. Зная ИСХАКОВА понимаю, что сейчас последует. Последует ответ на ответ. Затем будет включена тактика «добивания», выйдет материал в татарских СМИ, затем в Иделреалиях, потом перенесется полемика в «Звезду Поволжья». Каждый из них пытается напомнить о себе, хотя оба малоактуальный в современных реалиях и ни на что повлиять не могут. Да и сама тема близка лишь узкому кругу национальных интеллектуалов, да и представляет собой лишь теоретические рассуждения о формах развития нации.

    • Анонимно
      15.09.2019 19:20

      Именно так это "команда" и действует - к науке это никакого отношения не имеет.

      • Анонимно
        20.09.2019 00:50

        19 20 А что, есть, например, ""НАУЧНАЯ" стратегия нации американцев?

  • Анонимно
    15.09.2019 10:33

    Вот такие статьи пишут ничего непонимающие, ничего не пережившие самодовольные молодые люди, которых сейчас среди молодежи почти 99%.
    Не понимают они этот мир "объемно", не открыты каналы, помогающие мир чувствовать глубоко, не понимают, в каком тяжелейшем состоянии сейчас мир.
    У татар человеком, понимающим мир объемно и глубоко, на уровне интуиции, был Тукай. Но при Тукае и мир, и состояние татар было в сотни раз лучше.
    Неужели не понятно, что уже почти конец, какие тут перезагрузки. Для татар самая главная причина этого- "мы предали Тукая", даже если не предали, мы не поняли его.

    • Анонимно
      18.09.2019 15:27

      15.09. Рәхмәт туган, кыска, ләкин бик төпле фикерләр язгансың!

  • Понятны взгляды автора на прошлое.
    А что он предлагает на будущее ?

  • Анонимно
    15.09.2019 11:47

    Нации не развиваются по институтским учебникам.Любой народ интуитивно ищет свой путь развития.А в наше время глобализации нельзя замыкаться в национальных границах как кому бы не хотелось.А раз так то постнации всё больше будут терять национальные признаки и приобретать международные.И пример тут Америка где национальности имеют значение только в китайских кварталах.

    • Анонимно
      15.09.2019 12:29

      Ну зачем вы говорите о том, чего не знаете. В США каждое индейское племя официально признается суверенной нацией: "Федеральное признание племенного статуса имеет важное значение: такое племя имеет особые отношения с правительством США, подразумевающие, что все контакты производятся исключительно на правительственном уровне. Для их обозначения в официальной переписке используется термин «суверенный народ такого-то племени» (sovereign nation). Кроме того, племена, доказавшие что их (или их предков) собственность реквизировали агенты властей США, получают федеральные дотации и гранты. Правительство США признает права этих племен на самоуправление на самоопределение и поддерживает их суверенитет.
      Суверенные нации имеют право на формирование своего правительства, на принятие и исполнение законов (законы штатов в них не действуют), на установление налогов, на присвоение статуса соплеменника, на лицензирование и регулирование практически всех видов деятельности и пр. В большинстве резерваций активно действуют племенные суды и правоохранительные органы. Юридически индейские резервации имеют практически те же права, что и штаты США. Так же, как штаты, они не могут вступать в официальные отношения с иными государствами, вести войну и чеканить монету".
      https://www.golos-ameriki.ru/a/native-americans-facts-2010-12-01-111148259/190896.html

      • Анонимно
        15.09.2019 16:20

        Шедеврально.

      • Анонимно
        15.09.2019 18:36

        Это резервации отдельных племён и они не корчат из себя республики и не мечтают о своей государственности и не заставляют силком учить свой язык.У них просто круглогодичный сабантуй для показа туристам.

        • Анонимно
          15.09.2019 19:31

          Читай внимательно: "Юридически индейские резервации имеют практически те же права, что и штаты США". А штаты США имеют такие права, что и не снились нашим республикам.

        • Анонимно
          15.09.2019 20:17

          Резервация-это не штат, а территория, на которой живут ТОЛЬКО индейцы определённого племени. Там не проживает (за крайне редким исключением) другие люди. Индейцы в Резервации живут по самим обычаям, к ним никто не лезет, но и они никому ничего не навязывают. Вне резервации индеец подчиняется закону и общим правилам, права нейтив американс уже не действуют. Чтобы они окончательно не спились от принципиального безделья им разрешены организация казино, продажа сигарет без акцизов и ещё что то по мелочи. Более менее трезвые пляшут с бубнами для туристов, остальные едят, бухают и жалуются на жизнь. Вы хочете резерваций? Их есть у меня

          • Анонимно
            15.09.2019 20:33

            Речь идет о юридических правах резерваций и штатов, так вот, согласно законодательству США, они идентичны. Внимание, индейцы признаются суверенными нациями. Если кому-то из "не индейцев" захочется поселиться на территории резервации, это абсолютно не возбраняется, просто он должен будет соблюдать индейские законы. Кстати, соискателей статуса индейца нынче в США немало, это дает большие привилегии, возможность не платить налоги и т.д.

            • Анонимно
              15.09.2019 21:20

              Советская пропаганда возвела индейцев США в ранг обездоленного народа, "эксплуатируемого" белыми хозяевами...
              То, что индейцы просто паразитировали на животном мире, безбожно уничтожая живность в прериях, это не проповедовалось...

      • Анонимно
        15.09.2019 22:35

        Уничтожены десятки миллионов индейцев американцами. Выживших несколько миллионов - вот им дали права, поместив в резервации- музеи. Нашли чему завидовать.

      • Анонимно
        16.09.2019 07:07

        Резервации индейцев - это формальное соблюдение прав исконных жителей Америки как континента.

        Посмотрите реально, какие решения принимаются индейцами, какое влияние они имеют на экономику США, как представлены в правительстве, в законодательных органах, в крупном бизнесе?

        Неужели не понятно, что резервации - это что-то типа зоопарка, только с открытыми клетками?

        • Анонимно
          16.09.2019 09:42

          Речь идет о правовых (юридических) аспектах статусов индейцев и их резерваций. Так вот, они официально признаны суверенными нациями и их резервации имеют те же права, что и штаты. А фактическое неравенство по тем или аспектам жизни всегда существует среди населения любой страны мира. Федеральные власти США, во всяком случае, осознают вину белых поселенцев Североамериканского континента прежних столетий и одаривают индейцев огромными льготами. Достаточно сказать, что они не платят никаких налогов. Индейцы имеют право бесплатно обучаться в любом вузе США, их обучение оплачивает федеральное правительство.

  • Анонимно
    15.09.2019 13:22

    Я вот второй материал на одну и ту же тему от г-на Бустанова на сайте "Бизнес онлайн" читаю. Кроме бессодержательных призывов к переходу татарам на некую концепцию "постнации" ничего тут не нахожу. Если ты это предлагаешь, распиши конкретно и подробно, в чем будет заключаться твоя "постнация". В чем будет преимущество новой национальной (или безнациональной) парадигмы для сообщества людей, именуемого пока татарами? Правда, Әлфрит әфәнде признается: "Моя критика имеет целью нащупать иную повестку дня и не в качестве очередного псевдоидеолога-одиночки, а как исследователя со своим взглядом на прошлое и будущее. Альтернатива — это наше все. И чем больше таких альтернативных вариантов, тем лучше. Ведь каждый человек в течение своей жизни является не только частью воображаемых сообществ, но и включен в массу иных прагматических связей и смыслов". Но сейчас я вижу, что пока ты ничего не нащупал и никакой конкретной альтернативы не предлагаешь. Ну тогда чего впустую сотрясать воздух? А чего стоит вот такой пассаж: "Внимание международной науки к национализмам льстило местным интеллектуальным элитам и поддерживало их критику московской политики. Тем самым «архивная революция» фактически легитимировала национальные нарративы «угнетенных народов». Постколониальная критика на постсоветском пространстве оказалась лишь антиколониальной, не предлагающей новой повестки дня и свежего взгляда на прошлое и, самое главное, на будущее". Если международная наука анализирует положение татар именно в таких категориях, наверное, она нашла адекватный инструментарий для этого, ведь никто кроме Бустанова не отрицает такой анализ. И уж, конечно, не задача международной науки "предлагать новую повестку дня и свежий взгляд на прошлое и, самое главное, на будущее". Для этого у нас есть Әлфрит Бустанов. Вот есть такое понятие, как общественная мысль татарского народа, которая представлена многими выдающимися именами. Центральным элементом (ядром) татарской общественной мысли является идея национальной государственности. Хотелось бы, чтобы и г-н Бустанов высказался по этому вопросу. Может быть, идея т.н. "постнации" и будоражит чьи-то умы, но мы пока видим, что ни в Шотландии, ни в Каталонии, ни во Фландрии не будируют эту тему и не спешат переходить в такое качество, хотя это современные европейские нации. По крайней мере, сие никем не отрицается.
    Т.Б.

  • Анонимно
    15.09.2019 15:34

    Чем труднее свести трудящимся концы с концами, тем больше досужие "антиллигенты" раздувают националистический угар. Вспоминают события 500-летней давности. Переливают из пустого в порожнее.
    Националистическая идея пришла после Французской революции в конце 18 века на смену монархической и отметилась миллионами жертв в революционных и Наполеоновских войнах. Затем - империалистические войны (тоже национальные), 1-я и 2-я мировые. И сотни миллионов погибших. Теперь, слава богу, этот национальный маразм (тупик истории) сменяется глобализацией. И не надо слушать и пропагандировать раздоры в угоду паразитам, боящимся потерять власть. Долой национализм и да здравствует глобализация!

  • Анонимно
    15.09.2019 16:54

    Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь. Мы, обычные люди, не можем летать и порхать в небесах. Вся эта заумь ни к чему. Сейчас очень трудная жизнь, нужна работа и достойная оплата. Тут не до высоких материй.

    • Анонимно
      15.09.2019 17:48

      Если вам ни к чему, не читайте и проходите мимо, а мне интересно Вы, конечно, вправе свое мнение иметь и высказывать, но не надо его другим навязывать.

  • Анонимно
    15.09.2019 20:04

    Это конечно хорошо, когда молодое поколение как то стремится формировать свое отношение на ныне происходящие событии в отношении татарской нации и стремится излагать об этом своей позиции. Но есть и то поколение которые знают что мы имеем на сегодня, и духовно привязан тем что мы имели еще вчера, так же определенно знают на какой точке находимся на сей день. Только копание в архивных документах советского периода тут кроме некоторых фактов ничего не прибавит. И без архивов многое еще в памяти не только у зрелых политологов там или у историков, но и у всего народа. И вообще вести об этом некую полемику ничего не даст, как и стратегия. Да, отправная точка есть , но с него идет единственный отправной вектор - это защита родного языка ,отложив в сторону всяких стратегии и вопросы кем то выдуманной "глобализации", для которого еще не созрел наш народ, имея в виду не только татар. Дамир Исхаков конечно во многом прав, и не следовало бы этому молодому человеку поискать в нем себе оппонента. Споры - спорами да на этом далеко не уйдешь. Молодым больше надо бы изначально опереться на старшее себя поколение и сообща искать выход из положения. Иначе их молодой порыв с добрыми намерениями незаметно может начать приносить только вред своему народу. К сожалению были такие примеры, во всяком случае был один такой пример, извиняюсь, но не хочется даже вспоминать некоторых имен.

    • Анонимно
      15.09.2019 20:35

      Вы перепутали. Бустанов не искал в Исхакове оппонента. Он просто опубликовал статью со своими взглядами на концепт "нации", а уже Исхаков неожиданно на него набросился в доносительной манере (не поняв ничего по сути, похоже, да и еще перейдя на личность Бустанова). Этот текст, как я понял, просто ответ Бустанова на выпад Исхакова и все. Так что причинно-следственная связь тут другая

      • Анонимно
        15.09.2019 20:57

        Ничего подобного, в ответ на "размышлизмы" Бустанова, Исхаков вполне корректно изложил свои возражения. Получилась интересная научная дискуссия, за которой я внимательно слежу. Одно только могу сказать, ничего конкретного Бустанов не предлагает, его "концеты" больше похожи на демагогию.

  • Анонимно
    15.09.2019 20:08

    Многое из квази нового,прсто хорошо забытое старое.Недавно перечитал, изданные в 90-х труды Султангалиева,там есть отобранные при аресте размышления о будущем мира ,написаные в начале 20- г г.Поражает точность предвидения самых актуалных событий конца 20,начала 21 вв.От распада СССР с парадом суверенитетов и до проблем,экологиии и миграционного цунами,названого им, господство колоний над метрполиями.К сожалению, нередко новаторы начинают с исполнения арии: выхожу я один на дорогу.

  • Анонимно
    15.09.2019 21:53

    Я из предыдущей статьи Бустанова извлек одно. До революции 1917 года татары имели очень высокий уровень культуры. И это был уровень выкованный , выкристаллизованный интеллектуалами татарского народа, которых стало очень много к 1917 году. И это , конечно, культура, имеющая центр, т.е. городская культура, подпитываемая народом со всех сторон. После революции 1917 года наступила диктатура пролетариата, и , сответственно, возникли пролетарская культура, крестьянская-деревенская культура и, естественно, гнилая интеллигентская культура. Ясное дело, что городская культура-это что-то нежизненноспособное и инфекционное, токсичное.
    Это угроза существованию Советского государства. И угроза осуществилась неведомым, но закономерным путем.
    Если до 1917 года была восходящая траектория, то после 1917 года произошло крушение. Культуру низвели на самый низменный животный уровень, где самым прогрессивным была, конечно, народная, то бишь деревенская культура. Но чтобы конкурировать в мире, вынуждены были развивать выборочно и другие "культуры".
    Ну как тут не согласиться с Бустановым. С тем, что он констатировал.
    А вот в этой статье он все завуализировал. Как развиваться теперь татарскому народу? По идее он должен развиваться также как все прогрессивные народы, как наши братские народы: казахи, узбеки, турки.

    • Анонимно
      16.09.2019 07:37

      Если бы татары жили там, где живут казахи, узбеки, киргизы, туркмены, турки, то есть в далекой Азии, то можно было говорить, что татары должны развиваться, как они. Но РТ в Европе, в России, поэтому у нее явно другой путь! Вот те же башкиры почему-то ерундой не страдают!

      • Анонимно
        16.09.2019 12:13

        Башкиры - не могут быть примером для татар, у них нет великих идеалов и великих идеалистов. Именно они выручают татар в минуты роковые для нашего народа.

        • Анонимно
          16.09.2019 12:40

          Это вы про какие великие идеалы, если не секрет? Про то, что все должны в обязательном порядке учить татарский язык? А великие идеалисты - это кто? Опять Тукай?

          • Анонимно
            16.09.2019 13:50

            Наши великие идеалисты - Гаяз Исхаки, Садри Максуди, Юсуф Акчура и многие другие. Их идеалы связаны с государственностью татарского народа.

          • Анонимно
            18.09.2019 21:56

            М-дя.. Тукай наполовину опять же башкир, а наполовину, как мы узнали недавно - удмурт, по отцу.

        • Анонимно
          19.09.2019 18:03

          Идеалистов? Вы может, хотели сказать фантазеров? Да, их предостаточно.

      • Анонимно
        16.09.2019 13:20

        Не надо недооценивать тюркскую цивилизацию, пора уже отвести влюбленный взгляд от Европы, она уже довела мир до уничтожения

        • Анонимно
          16.09.2019 13:38

          16.09.2019 13:20
          У Назарбаева курс -именно на Европу! По программе "Болашак" молодежь посылают учиться ИМЕННО в Европу!

    • Анонимно
      16.09.2019 08:17

      А что мешало в годы суверенитета (25 лет!) РТ идти в направлении становления городской нации? Ничего! Свои Союзы писателей, композиторов! Но где интересные книги, пьесы, качественное телевидение, газеты, журналы? Ничего этого нет! Наоборот деревенская культура расцвела во всей своей красе! Та же татарская эстрада яркий этому пример! Поэтому не на до кого-то винить, что татарский язык почти никому не интересен, сами виноваты!

      • Булгарин
        16.09.2019 13:24

        Не было никаких год суверенитета. Не надо выдавать за правду то, чего не было. А союзы были и при совках. Но писать книги можно было только на заданные темы, как и сегодня, но кому это интересно. Да, в самой России чего-то не вижу каких-то значительных произведений. Так пустота, да корпоративные концерты с раздвиганием ног. С чего бы тут чему то новому развиваться. Все новое тут тоже под запретом.

  • Фидарис
    15.09.2019 22:07

    На самом деле многое, что он хотел сказать, он более открыто изложил в своей предыдущей статье. Позволю себе описать его главную идею в простой и, простите. несколько грубой форме:

    Успокойтесь - говорит он - вас уже прихлопнули не продлив Договор о разграничении полномочий и ударом по языку. Не идите против махины. Ваша культура должна адаптироваться под свершившиеся факты. Она неизбежно будет гибридной - отчасти с татарской ментальной составляющей, но русской по форме выражения (в том числе. языковой форме выражения). Все это требует смысловой перезагрузки понятия "Республика Татарстан".

    Что может быть альтернативой национальной парадигме? - подумал автор. Может, идея "постнации"?! Почему бы не попробовать переложить "осознанный" им "прагматический смысл" этой идеи на судьбу татарского народа?! Так, думается, появилась первая статья, основанная на сугубо нарративном мышлении автора, когда не объективный анализ, а необходимость утверждения заранее заданного финала ("постнация") стала самоцелью при составлении этих текстов.


    • Булгарин
      16.09.2019 13:39

      Да, правильно изложили то, что он был бы должен также изложить. Все просто и ясно, но вот проблема, этот путь ведет в пустоту, точнее в пропасть для татарского народа. Тут я вспомнил историю из Ветхого Завета про Давида и Голиафа. Только так можно жить и бороться, а не строить новую адаптированную культуру, в которой будут какие-то вкрапления татарского в большой массе всего русского, включая и язык. Как раз все должно быть наоборот. В массе все должно быть татарским, как это и было в те годы, когда татары жили в российской империи при царе. Но там же свои театры, свои поэты, свои купцы и промышленники. То есть своя культура.

      И в постиндустриальном обществе, в информационном обществе смысл нации несколько меняется. Это уже не народ, который живет в своем национальном государстве, а некое подобие партии, которая стремится к власти, а ее члены готовы ей в этом помочь чем могут. А получив власть эта партия должна как раз продвигать своих членов на все уровни власти, в бизнес, поддерживать развитие своей партии, то есть народа. Так примерно.

      • Анонимно
        16.09.2019 14:03

        Я подозреваю, что автор статьи может выполнять и чей-то заказ, ведь гранты он получает и постоянно нуждается в них.

      • Булгарин
        16.09.2019 14:36

        Кстати, тут недавно обсуждали некий феномен того, что в Татарстане Единая Россия получила большинство и на выборы тоже пошли многие. Этот феномен тоже объясняется тем, что народ идет на выборы и поддерживает ту партию, которая максимально представляет ее во властных структурах. Пусть она консервативная, больше похожа на старую партию КПСС, но через нее попадают во власть те члены "большой национальной партии" под названием татарский народ.

  • Анонимно
    16.09.2019 23:12

    Словоблудие иногда нужно, на высокие темы тоже.

  • Анонимно
    17.09.2019 00:26

    У русских интеллигентов два классических вопроса :" Кто виноват" и "Что делать."

    А у татар любимые вопросы интеллигенции еще Тукай сформулировал, который писал :" Умерла наша нация или она просто спит?".

    Если бы Тукай был жив,сегодня он возможно бы написал:"

    Пока нация СПИТ

    ( "спит " она причем очень активно-
    гонится за баблом и шмотками ,
    строит коттеджи,
    меняет иномарки,
    ездит на отдых в Тайланд и Европу,
    пьет и наркоманит,
    массово вступает в межнациональные браки
    и радостно, прямо с детсада "обрусевает"),

    татарский язык УМИРАЕТ.

    • Анонимно
      17.09.2019 09:45

      У вас логическое противоречие, кто пьет и "наркоманит", никак не может гоняться за "баблом" и шмотками, строить коттеджи и менять иномарки, ездить на отдых в Таиланд и Европу. Да, молодое поколение занято материальным благополучием, но это тоже неплохо, богатая нация - сильная нация. Думаю, в условиях значительного ограничения политической жизни в стране, активным людям ничего другого и не остается, пусть богатеют. Оптимист видит, что стакан наполовину полон, пессимист считает, что стакан наполовину пусть. В моем окружении (а я работаю в большой общественной организации и контактирую с огромным массивом татар) никаких, даже минимально, пьющих людей нет, наркоманов, вообще, никогда не видел. Часто бываю на свадьбах, замечаю, что молодежь даже не притрагивается к алкоголю. Многие ходят в мечеть, совершают пятикратный намаз, что не может не радовать. Смешанные браки, да, серьезная проблема, к счастью, это еще не критично. А посему верю в светлое будущее татарского народа, он переживал гораздо более трагические времена и всегда выживал.

      • Анонимно
        17.09.2019 10:21

        Был диалог в комментариях на статью Исхакова "Конец татарской нации?":


        Анонимно
        2.09.2019 07:27

        Знаете, почему люди становятся алкоголиками, потому, что не чувствуют душой Любви. Чувствовать душой Любовь-это чувствовать душой Всевышнего. Советская власть постаралась, чтобы этому доступ был закрыт.
        -5 плюс минус
        ответить
        Анонимно
        2.09.2019 11:53

        Во-первых не надо оправдывать слабых людей, ставших алкоголиками. Во-вторых, не надо преувеличивать явление, в целом татары не спились, альхамдулиллях, как некоторые северные народы. В целом, народ сохранился здоровым и нравственным, несмотря на все перверсии советской власти. В этом сила и героизм нашего татарского народа, он демонстрирует удивительную силу духа и чудеса выживаемости при любых режимах.
        8 плюс минус
        ответить
        Анонимно
        3.09.2019 09:56

        Татары своей упертостью, нежеланием искать другие пути, напрягая душу и разум, часто себе так сильно вредят, приходится постоянно проявлять героизм и чудеса выживаемости, даже когда этого вообще не надо, а нужно быть только более любящими и открытыми этому Миру, зная, что пока ты ничего не знаешь об этом Мире, это дало бы намного больше счастья и процветания.
        -3 плюс минус
        ответить
        Анонимно
        3.09.2019 10:10

        Ты не знаешь какие трудности и лишения приходится преодолевать инородцам, что бы сохранить родной язык, национальную культуру и образование, религию, традиции и обычаи. Отсюда и героизм нашего народа.
        3 плюс минус
        ответить
        Анонимно
        3.09.2019 10:59

        А вам не кажется иногда, что у татар не хватает любви своему родному языку, родной нации, и как следствие, любви всему остальному в этом мире, нет душевных сил на эту любовь, доступ к Любви закрыт у души, Любви к Всевышнему.
        Тукай прежде всего хотел, чтобы вот это было у татарского народа, понимал, что только в этом спасенье. И именно для детей у него были стихи, помогающие открыться в этом, понимая, что в детстве все это должно быть заложено.
        Но татарский народ из-за трагических исторических событий этот шанс упустил.
        -6 плюс минус
        ответить
        Анонимно
        3.09.2019 13:33

        Вы, похоже, вообще, не знаете творчества Тукая, а он был настоящим бойцом за права своего татарского народа. Вот читайте:
        По вершинам, по долинам зашумят потоки вод.
        Грянут битвы за свободу, сотрясая небосвод.
        Пусть народ наш твердо верит
        всей измученной душой: Заблестят кинжалы скоро,
        близок день борьбы святой.
        И с оправою пустою пусть не носит он кольца:
        Настоящие алмазы — наши верные сердца!
        1912.

        И это еще очень мягкий перевод его стихотворных строк на русский язык. Ничего татарский народ не упустил, в каждой исторической ситуации он находит силы и возможности для национального возрождения, как птица Феникс.
        5 плюс минус

        После этого диалога чувствуется закостенелость убеждений у части татар, которые еще более-менее патриоты, болеющие за судьбу татарского нарорда, но с убеждениями, останавливающими любой прогресс и развитие народа.
        Хочется начать с конца, со стихотворения Тукая "Молодежь". Полный текст стихотворения:

        Горд я нашей молодежью: как смела и как умна!
        Просвещением и знаньем словно светится она.
        Всей душой стремясь к прогрессу,
        новой мудрости полны,
        Водолазы дна морского, — нам такие и нужны!
        Пусть мрачны над нами тучи,—
        грянет гром, дожди пойдут,
        И мечтанья молодежи к нам на землю упадут.
        По вершинам, по долинам зашумят потоки вод.
        Грянут битвы за свободу! сотрясая небосвод.
        Пусть народ наш твердо верит
        всей измученной душой: Заблестят кинжалы скоро,
        близок день борьбы святой.
        И с оправою пустою пусть не носит он кольца:
        Настоящие алмазы — наши верные сердца!

        Стих написан в 1912 году, когда по всей России уже царил приподнятое состояние духа ожидания революции, которая откроет дорогу в светлое будущее, и татары в таком же были состоянии. И это совершенно не подходит к сегодняшнему состоянию людей. Люди сейчас уже очень истощены духовно, вряд ли способны на революцию-созидание, только революция-разрушение может быть.
        А у Тукая самая главная, сокровенная мечта была, чтобы татарский народ душой открылся Любви, душой открылся Всевышнему. Он чувствовал, что религия в её старом понимании уже почти перестала быть для народа опорой, источником духовной силы, настало время, чтобы религиозное мировоззрение поднялось на ступеньку выше, чтобы она снова стала опорой и была вдохновением и ориентиром для души, могла идти рядом с культурой и искусством, наукой.
        А это возможно, когда человек Всевышнего познает прежде всего через Любовь, когда у него первичное чувство к Всевышнему-Любовь. Любовь-это самое святое, всемогущее чувство в этом мире.
        Тукай очень хотел, чтобы это чувство было заложено в детстве, хотя бы опираясь на его стихи, один из которых:

        бесценное чадо, о дитя без грехов
        Ты душою отдайся рукотворцу миров
        Милосерден Аллах. Он - сама Доброта
        Без него даже с матерью ты - сирота

        Грязь и скверная похоть мирской суеты
        Не коснулись душевной твоей красоты
        Не изрек ты еще грязных слов, грешных слов
        Дух и тело твое словно снежный покров

        Чистотою сверкающий ангельский лик
        Обрати ты, дитя, к Мекке в этот же миг
        Опустись на колени и скажи "Бисмиллах"
        И молитву услышит милосердный Аллах

        О бесценное чадо, о дитя без грехов
        Ты душою отдайся рукотворцу миров

        К сожалению татарский народ не знал об этих стихах, как и о последней строфе "Туган тел":

        О язык мой, как сердечно я молился в первый раз:
        «Боже, - я шептал, - помилуй мать, отца, помилуй нас»,
        почти до начала этого столетия, которые помогли бы душе прочувствовать Любовь.
        А сейчас уже душа народа стала закостенелой, не проходят эти строки на глубокий уровень души, чтобы от них она начала меняться, душа для этого должна быть открытой и незащищенной.
        Любовь-это Чудо, которому под силу исцелить даже сломленные крылья и вернуть душе способность снова на полет.
        У татар из-за многих исторических событий сломлены крылья и есть надежда, что они смогли бы исцелиться Любовью.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль