Культура 
15.12.2019

«А твои дети на каком языке говорят?»: татарские литераторы подвели итоги года

Члены союза писателей РТ хотят провести съезд в Уфе, «ищут» Ркаиля Зайдуллу и ждут появления теплохода имени Мусы Джалиля

На своем отчетном собрании по итогам 2019 года республиканские писатели сетовали на то, что Стратегия развития татар до сих пор не принята, велели брать пример с башкир и отмечали, что татарский язык попал в жернова политики. Чем поэт Зульфат похож на Пастернака и как татарская литература приобретает женское лицо — об этом в репортаже «БИЗНЕС Online».

Данил Салихов Данил Салихов: «Если мы хотим сохранить свой народ, то должны взяться за работу — проводить встречи, тематические конференции, круглые столы, интервью, писать статьи. Любыми способами добраться до тех регионов, где живут татары»

«МОЛОДЕЖЬ ЖЕ ВИДИТ, ЧТО СЛОВО ПИСАТЕЛЯ СЕГОДНЯ НИЧЕГО НЕ ЗНАЧИТ»

«Татарский язык попал в жернова политики, общество это, наконец, полностью осознало», «Те, кто нападает на татарский язык, делает это осознанно: еще пара таких шагов — и татарский язык канет в Лету», — сотрясали воздух клуба Тукая две сотни литераторов, собравшихся в пятницу на собрании, посвященном итогам литературного года, в здании союза писателей Татарстана.

Но начал его, как и полагается, глава союза Данил Салихов. «Цыплят считают по осени, так же и мы собрались сегодня подвести итоги своей работы за 2019 год», — начал он и перешел к формальностям: в ряды союза писателей приняли несколько молодых литераторов, а также раздали награды, премии и звания, в том числе и посмертно. Для этого на сцену поднялся замминистра культуры Татарстана Ленар Хакимзянов, который поприветствовал присутствующих  от имени своего шефа Ирады Аюповой.

Далее слово вновь взял Салихов, отчитавшийся о проделанной работе за год. Он напомнил, что писатели приняли активное участие как в презентации Стратегии развития татар, так и в ее обсуждении, внося свои предложения. «Раньше отчетные конференции проходили в больших залах театров. 16 декабря будет вечер памяти Мухаммета Магдеева, но мы даже в Тинчуринский театр уже не помещаемся, у многих даже присутствующих здесь нет приглашений. Народ соскучился по таким вечерам. Это и не Магдееву нужно, и не Дэрдменду, это нужно нашему будущему поколению, — обратился он к присутствующим в зале начальнику управления по реализации национальной политики аппарата президента РТ Данилу Мустафину и замминистра Хакимзянову. Предложение Салихова о том, что вечера, посвященные таким деятелям татарской литературы, должны проходить во вместительных залах, было встречено громкими аплодисментами.  

Возвращаясь к отчету, председатель союза писателей отметил, что самое важное мероприятие, которое провела организация, это семинар для молодых литераторов. При этом драматург Салихов отметил, что татарская литература приобретает женское лицо: «Пришли 34 молодых писателя, но среди них почему-то очень мало мужчин. Молодые люди очень осторожно идут в литературу». «Это связано с деньгами, писателям зарплату никто не платит, — пояснил позже в беседе с „БИЗНЕС Online“ драматург, детский поэт Рафис Корбан. — Тем, кто работает в союзе писателей, еще что-то платят, остальным — нет. Гонораров нет. А жить-то как-то надо. Поэтому, мужчины сейчас и сторонятся этой работы, даже если и очень талантливы. А талант есть у каждого человека — того, кто в 14 лет не пробовал писать стихи, нужно проверить у психолога. Молодежь же видит, что слово писателя сегодня ничего не значит, а если нет внимания, то и результата никакого нет».      

Хатип Миннигулов Хатип Миннигулов

«ЧТО БЫ НИ ГОВОРИЛИ, АЛЬМЕТЬЕВСК — ЭТО РУССКИЙ ГОРОД»

Отчитываясь о работе отделения союза в Набережных Челнах, писатель Факиль Сафин отметил, что уходящий год был очень тяжелым». Продолжаются нападки на татарский язык, он находится у пропасти. Те, кто нападает на татарский язык, прекрасно понимают, что они делают, и делают это осознанно», — отметил он. При этом Сафин подчеркнул, что дальше воздыханий по этому поводу татарская общественность не идет: «Потому что все ждут, когда заявленная стратегия начнет работать в полную силу. Но в нынешних политических реалиях она функционировать не сможет. В условиях глобализации только государственные меры могут сохранить язык». 

О мероприятиях, проведенных писателями Альметьевска, рассказал Ахмат Шириязданов. Выслушав его выступление, профессор Хатип Миннигулов спросил: «Число тех, кто в качестве родного языка для своих детей выбрал татарский, в Альметьевске катастрофически мало. Правда ли это, и если правда, то с чем это связано?» За родителей нефтяной столицы РТ ответил Салихов: «Альметьевск — денежный, нефтяной край. Поскольку там нефть, то в Альметьевск в свое время приезжали те, кто зарился на деньги. В этом городе намешано очень много народов. Что бы ни говорили, Альметьевск — это русский город».   

Далее в речах выступающих заговорили о конкретных литературных жанрах. Так, директор «Дома татарской книги», поэтесса Луиза Янсуар (Шарова), анализируя татарскую поэзию, отметила, что это жанр, который испытывает рефлексию. «Татарская поэзия из всех жанров сегодня идет в первых рядах, при этом молодежная поэзия требует нового формата. Это формат сцены и непривычный для 1990-х формат парков и других подобных локаций. Это более камерный формат и в то же время направленный на интеллектуального читателя», — подчеркнула она. При этом Янсуар отметила, что 2019 год был богат на творческие эксперименты — театральные перформансы, спектакли, лаборатории, привела в пример проекты творческого объединения «Калеб», в частности перформанс «Өтүкән», «Голоса писателей XXI века», анонсировала презентацию поэмы «Кайту» и т. д. «Говорят, молодежи нет. Вот же сколько мероприятий проводит наша молодежь!» — отреагировал на ее доклад Салихов. Много критиковали детскую литературу на татарском языке. «„Шаян ТВ“ ждет ваших произведений. Где они? Современным детям нужна динамика, стихами про бабочек их сегодня заинтересовать невозможно», — говорила спикер.

Рахим Гарай (слева) и Разиль Валеев Рахим Гарай (слева) и Разиль Валеев

«ЕСЛИ БЫ МАКСИМ ГОРЬКИЙ, ВЕРНУВШИСЬ В СВОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД…»

Однако самые горячие споры начались уже во время прений, которые прошли в формате открытого микрофона. Правда, их перенесли на послеобеденное время, так что к этому моменту ряды актового зала союза писателей заметно поредели, зато этого дождались самые неравнодушные мастера пера.

«Хочу высказаться о будущем татарского языка и татарского народа, — вышел к микрофону еще один писатель — Рафкат Карами. — Раньше татары, где бы они ни жили, могли получать образование на родном языке — начиная с Астрахани и заканчивая Сибирью. Так было до середины ХХ века. И все эти регионы давали нам татарских писателей. Сегодня татарских писателей дают только Башкортостан и Татарстан. Даже в Татарстане — и то не все районы. Почему? Потому что закрываются школы. Закрылась школа — исчезла и деревня», — отметил писатель и привел в пример Елабужский район РТ, где за последние 50 лет исчезло 47 деревень. Но, по его словам, в городе ситуация не лучше. «Я живу в Казани с 1964 года, практически со дня основания „Оргсинтеза“ работал там. Большинство из тех, кто строил этот завод, — молодые татарские парни и девушки из деревень. Мои университетские однокурсники тоже в большинстве своем были из деревень, — продолжал Карами. — Если их — моих ровесников — условно назвать первым поколением, то они свободно говорят на татарском и используют его во всех сферах своей жизни. Второе поколение — их дети — на татарском языке говорят, но книги, газеты и журналы не читают. Третье поколение — их внуки — на татарском уже и говорить не хотят».

Дальше Карами привел цитату: «Английским христианам достаточно 200 слов», — но посетовал, что «третье поколение» не знает даже сотни татарских слов. «Я не пессимист, но есть история и ее горькие уроки: татары Литвы, Польши, Беларуси на каком языке говорят? На каком языке говорят внуки Аспарух хана (нынешние болгары — прим. ред.) — нашего дальнего родственника?» — задал вопрос залу Карами. «Поэтому у меня есть предложение, — продолжил писатель, — все наши разговоры остаются внутри того зала, где мы встречаемся. На следующий съезд необходимо пригласить всех ответственных за татарский язык представителей ведомств, агентств, министерств, руководство Казани. Если бы Максим Горький, вернувшись в свой любимый город, захотел увидеть афиши и вывески на татарском языке, не увидел бы их, потому что их нет!»

Дальше литератор вспомнил еще одну крылатую фразу: «Религия — это опиум для народа». «Однако мы знаем, что опиум применяется и в медицинских целях, — продолжал Карами. — Для нашего народа религия сыграла огромное значение в сохранении народа, языка и нравственности. И сегодня религия выполняет эту роль. Если в советское время в Татарстане было всего 12 мечетей, то сейчас более 1,5 тысячи, в Казани — около 60. Нужно приглашать на наши собрания и муфтия тоже». «Мы, писатели, что можем делать?» — вновь задал вопрос то ли залу, то ли самому себе литератор. «А твои собственные дети на каком языке говорят?» — прозвучал вопрос из аудитории, но он остался без ответа. «Хватит говорить, предлагайте конкретные решения!» — слышались реплики из зала.

«Татары, где бы ни собрались, начинают причитать: „Татарский язык исчезает!..“ От того, что мы только говорим, он не перестанет исчезать! Если больному человеку без конца говорить: „Ты болеешь, ты умрешь“, — есть у него шансы поправиться? — поддержал дискуссию публицист Марс Ягудин. — Пока мы говорим, другие народы двигаются вперед — они экспериментируют с театром, с литературой, а мы остаемся позади. Отстающий народ сможет выжить или нет?» Этот вопрос также повис в воздухе.

Ильдар Сагдатшин Ильдар Сагдатшин

«НУЖНО ПРОВЕСТИ СЪЕЗД В УФЕ!»

Далее писатели обратили свой взор на Башкортостан — одни призывали брать пример с башкир, другие требовали поддержать местных татар, в том числе и писателей. «Под давлением органов Пастернак был вынужден отказаться от Нобелевской премии. Однако спустя 30 лет премию ему все равно присудили. Башкирского поэта Рами Гарипова исключили из союза писателей, произведения не печатали только за то, что он выступал в защиту башкирского языка. В результате он умер от разрыва сердца в 45 лет. Сегодня в Башкортостане есть премия имени Гарипова, улицы в крупных городах, после смерти его вновь включили в состав союза писателей, посмертно вручили премию имени Салавата Юлаева, дали звание народного поэта Башкортостана, открыли музей, бюст, сняли фильм! У нас есть поэты, пусть и не забытые, но не оцененные при жизни. Поэт Зульфат — из их числа. Он был достоин звания народного поэта». «Башкиры в этом году дали туристическому теплоходу имя Мустая Карима, где в одной из кают организовали музей. А где наш теплоход имени Мусы Джалиля? Здесь нет Ркаиля Зайдуллы — депутата, ему нужно поручить эту работу».

«Где Ркаил Зайдулла?» — загудел тут же зал. «Есть еще вопросы или желающие выступить?» — обратился к залу Салихов. «У нас только один вопрос: где Ркаил?» — не переставал гудеть зал, требуя появления своего коллеги-драматурга, в нынешнем составе Госсовета РТ взявшего на себя роль главного защитника национальных интересов татарского народа.

«У нас все крупные мероприятия проходят в Казани, но в Уфе тоже есть татарские писатели», — напомнил профессор Миннигулов. «Нужно провести съезд в Уфе!» — поддержал его поэт Корбан. «Башкиры обвиняют татар в том, что они пытаются захватить Башкортостан. Только за последний месяц мы направили туда четыре десанта», — перечислив мероприятия, которые татарские писатели провели в соседней республике, ответил на это Салихов. «Необходимо включить в состав союза писателей Татарстана татарских писателей из Башкортостана», — добавила к этому поэт Нажиба Сафина.

В результате общее собрание писателей Татарстана, посвященное итогам литературного года, завершилось принятием резолюции, куда помимо общих рекомендаций вошло также и предложение писателей об участии в подготовке всероссийской переписи населения, которая пройдет в следующем году. Литераторы готовы устраивать встречи с татарами в районах республики и регионах компактного проживания татар, выступать с соответствующими разъяснительными выступлениями и интервью в средствах массовой информации. «Это, действительно, одна из важнейших задач. Если мы хотим сохранить свой народ, то должны взяться за работу засучив рукава — проводить встречи, тематические конференции, круглые столы, интервью, писать статьи. Любыми способами добраться до тех регионов, где живут татары», — поддержал данное предложение Салихов. 

«Татарские писатели, где бы ни жили — в Татарстане, Башкортостане или каком-то другом регионе, — должны влиять на людей. Мы должны напоминать народу об их корнях, об истории. Вреда в этом во всяком случае не будет. Все творческие объединения, не только писатели, должны быть в авангарде движения за татарский язык, мы должны идти в первых рядах», — пояснил в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» поэт, лауреат Тукаевской премии Равиль Файзуллин. «Народ должен распрямиться, сейчас он сгорблен. А как он может распрямиться? Если он подумает: „Да, история моего народа такая великая, мои предки были великими людьми, значит, и дети мои будут такими же“, — его плечи расправятся сами собой. А историю мы плохо знаем — как простой народ, так и начитанный, ученые. Мы любим говорить, что у нас есть тысячелетняя литература, однако даже сами писатели не до конца ее изучили, что уж говорить об обычном народе. Наш недостаток в том, что, имея огромное наследство, мы не можем показать его миру», — добавил он. 

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (77) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
15.12.2019 11:37

//За родителей нефтяной столицы РТ ответил Салихов: «Альметьевск — денежный, нефтяной край. Поскольку там нефть, то в Альметьевск в свое время приезжали те, кто зарился на деньги. В этом городе намешано очень много народов. Что бы ни говорили, Альметьевск — это русский город». //

Мне, татарину, стыдно читать такие строки, которые попахивают низкопробным пещерным национализмом. Можно подумать, за большими деньгами работать нефтяниками в Альметьевск ехали одни русские. Татары что, деньги не любят? Деньги всем нужны. И вам писателям в первую очередь. От вас только и слышишь, дайте денег на выпуск нашей продукции. А то что вы не авторитетны и вас мало читают, это по причине того, что многие из вас двуличны: строите из себя бессребреников, а сами при этом хотите, чтобы государство оплачивало вашу писанину. Что касается Альметьевска, большинство его жителей никакие не русские, а выходцы из окрестных татарских деревень. Так что Альметьевск по населению преимущественно татарский город. Но русский язык здесь превалирует, так же как и в Казани. Но вот вопрос: все наши татарские писатели вместе со своим союзом живут в Казани, но на положении татарского языка это почему-то никак не сказывается. Такие вот у нас писатели!

  • Анонимно
    15.12.2019 10:19

    Пока татары разумом не поймут, какой уникальной точки в своем развитии достигли перед революцией, суть этой точки-когда религия и культура, религия и просвещенность могли стоять рядом, которая была решением одного из сложнейших противоречии этого мира-религия сдерживает развитие, а без религии начинается деградация души, пока у них не найдется душевных сил вернуться ментально в это время, у татар почти нет шансов быть полноценным, почти нет шансов духовно выжить.
    Но если им удастся совершить этот подвиг души, им может бы удалось опираясь на времена Тукая, открыться душой Любви.
    Понимание религии через Любовь-это когда вместо слепого следования догмам нужны усилия души и ума, постоянно нужно прислушиваться к сердцу, чтобы чувствовать, не уходит ли Любовь с души из-за неправильного мировоззрения и поступков, не закрывается ли путь сердца к Всевышнему, и это дает огромные возможности и для развития, и для полноценности, и для счастливого состояния души.
    Открытым к Любви человеком конечно был Тукай, по этому он любил и этот мир, и свой народ, и свой язык и силы этой Любови хватило согреть теплом душу татарского народа, быть целителем души народа.
    Что очень тревожно, вместо находящейся на грани потерянности души народа, религии, связанной с судьбой, менталитетом народа, уже чувствуется, может прийти "одержимая" религиозность, готовая смести и понятие- душа народа, и понятие- духовность, и понятие- Любовь к Всевышнему, там не Любовь,а четкие религиозные требования и за это получаешь Рай, ненавидящая понятия- "культура", "просвещенность", но такая уверенная в своей правоте, до одержимости. Не зря говорят:"Свято место пусто не бывает" и это наверно закономерный процесс, когда деградация души начинает становиться опасным для мира, но сейчас у людей больше возможностей делать выводы и меняться, чтобы мир не оказался у разбитого корыта.
    Татарский народ, его душа все еще находится в шоковом, травмированном состоянии после трагичных послереволюционных событии, поэтому у него не хватило душевных, ментальных сил восстановить свою, сформированную веками, оберегающую татарский народ, явлющуюся вдохновеньем и опорой души, религию. Эту религию можно восстановить только когда участвует в этом и интеллигенция, когда у интеллигенции сердце по-настоящему любящее и он не играет в атеистов.
    Язык и религия-это два понятия, помогающие человеку, народу определиться в этом мире, культура народа рождается благодаря религии и часто выражается с помощью языка, а культура определяет цивилизованность, развитость народа. А татарский народ сейчас перед такой угрозой- у него ни языка, ни своей многовековой религии может не остаться, это значит ментально народа может не остаться. Народ себя теряет,из-за того, что у него нет сил задумываться об этом, он или выживает, или гонится за деньгами, или за удовольствиями, а конец может быть печальным при разных раскладах судьбы, религия с чужой идеологией может оказаться настоящим рабством для несогласных с этой идеологией при их одержимости, если не религиозного, то много другого тяжелого в этом мире, в котором очень много проблем, те же китайцы не менее одержимы.
    Но что ясно, просвещенный, с идеями человечности, нравственный народ выдерживает испытания судьбы.

    • Анонимно
      15.12.2019 11:05

      У татарской интеллигенции с одной стороны есть наивная вера в иллюзию, что во времена Тукая только было тяжело пробиться культуре, просвещенности через религиозный фанатизм, что таких времен больше не будет, а с другой, почти полная некомпетентность в религиозных вопросах.
      Советский период был очень "халявным" для культуры, для интеллигенции. Культура и просвещенность были надежны защищены и от свирепого капитализма, и от религиозного фанатизма. Из-за этой халявности очень сильно ослаб дух настоящей культуры, настоящей просвещенности.
      Эта слабая культура и наука со свирепым капитализмом смогли ужиться, иногда даже очень удачно, но с религиозным фанатизмом это не пройдет, это фанатизм не времен Тукая, а намного круче. Пьеса "Первый театр" будет не комедией, а трагедией.
      Религиозный фанатизм сильнее атеизма, атеизм ему не может противостоять, ему может противостоять только интеллигенция, понимающая, не отрицающая религию, интеллигенция, которая сама с намазом. Пока еще у интеллигенции есть возможность, хотя бы опираясь на дореволюционных "светил", приблизиться к религии, понять ее, высказать свою точку зрения.
      Если интеллигенция не воспользуется этой возможностью, мы со временем можем оказаться в духовном рабстве, где будут правы только религиозные фанатики.
      Противостояние религиозному фанатизму-это конечно не главная цель, а необходимость только.
      А главная цель- не потерять бы татарскую душу, найти бы ее, почти потерянную и восстановить.
      Татарская душа-она тонкая и чувствительная, и она-самое главное богатство татар, татары это недооценивают и уже не чувствуют почти, почти уже потеряли. В мире сейчас всего в избытке, но почти не осталось души.
      Не зря мир сходит с ума по Алине Загитовой, в ее катании
      есть душа, утонченная душа.
      Алина как подарок Всевышнего, чтобы мы это поняли.

    • Анонимно
      15.12.2019 11:08


      Хочется еще раз поместить комментарий, которые помогут лучше понять некоторые мысли этих комментарий.
      Ранее говорилось, что для возрождения души народа нужно опереться на дореволюционное духовное богатство татар.
      Предреволюционное время было относительно полноценное и просвещенное время татарского народа, во всяком случае уже чувствовалось досягаемость такого уровня. Но потом жуткие трагедии революции и послереволюционные загнали в шоковое состояние душу народа.
      Это состояние может ушло бы постепенно, если бы рядом была религия, если бы на нее можно было опереться, но символы религии были уничтожены до корней.
      И так и сидит это состояние в душе народа, не давая ей распахнуть крылья.
      Как трагические события истории травмируют народ и это невозможно вывести с души, очень хорошо описала Людмила Петрановская в статьи "Травмы поколений" на примере Великой Отечественной войны.
      Вряд ли такие состояния можно вывести без истинной религии. Истинная религия-это когда Всевышнего познаешь прежде всего через Любовь, Любовь только может исцелить по-настоящему душевные травмы, чтобы можно было заново распахнуть крылья души.
      И когда погружаешься в время, которое было до этих травм, тем более время, когда религия была опорой души, это должно помочь постепенно принимать душе как возможное- полноценное, просвещенное состояние.
      А погрузиться в это дореволюционное время в какой-то степени возможно наверно рассматривая, читая журналы, книги тех времен, поэтому очень хочется, чтобы хотя бы журнал "Шура" был доступен всем, тем более редактором журнала был Риза Фахретдин, что вызывает большое доверие к содержанию журнала, вся периодика была бы доступна, все же издавались в периодике, у Тукая статьи, стихи сперва выходили в газетах, журналах.
      Журнал "Шура" должен быть доступен прежде всего в своем первозданном виде, на арабице, пусть потом и на кирилице, душа поверит и может начать меняться именно когда доступен подлинник, в pdf-формате нужен настоящий журнал "Шура", каким он был изначальна.
      Если бы это получилось, это было бы спасением души народа. Если душа народа не восстановится, потеряется, ее уже потом даже всеми золотами мира не восстановишь. Когда речь идет об истинных ценностях этого мира, там и так деньги не играют большой роли, это даже препятствие, часто и духовная , и материальная защищеннность лишают души возможности чувствовать Любовь и стремления к Истине, не зря же у Тукая было абсолютно незащищенное детство, Тукай выжил, так как был мощный духовный стержень внутри, сформированный семи поколениями высокодуховных предков.
      В мире кажется до этого никогда не было такой тяжелой обстановки для выживания души, все работает только на то, чтобы затуманить разум и чтобы не было сил и желании выбраться из мира иллюзий, а с другой стороны наступает чуждая для народного менталитета, одержимая религиозность.
      Попытаться хотя бы так спасти истинную душу народа-это "попытка прыгнуть в последний вагон уходящего поезда", когда еще пока есть люди, которые сколько-то чувствуют этот дореволюционный период, выросли в то время советского периода, которое было уже нетравматично и намного душевнее в сравнении с тем, что сейчас, поэтому кажется, что ресурсов души для перемен у этих людей больше чем у их дедушек и отцов, детей и внуков. И если им удастся, соприкоснувшись тем временем, меняться в душе, "возродиться", может это удастся и остальным.
      Дореволюционное время само по себе было очень интересное, какое-то "настоящее", в сравнении с нынешним временем, люди жили "слышав себя", "слышав мир", это чувствуется даже в особой энергетике сохранившихся исторических здании тех времен.

    • Анонимно
      15.12.2019 11:12

      Когда потеряна религиозность, когда душа не чувствует Любви, душа начинает деградировать и деградация души страшнее ее сломленности, травмированности. Хоть и травмированная, душа еще есть, а при деградации души уже почти нет. И у такого народа и будущего нет. Духовность без Любви тоже ничем не лучше деградации, душа заполняется осуждением и гордыней, что мы видим часто у нынешних религиозных.
      И душа деградирует кажется у всех одинаково, независимо от развитости и полноценности народа.
      И один из симптомов деградации души-это чрезмерный культ тела, культ еды и сексуальных отношений.
      Даже у той части татар, которая еще более менее татароязычна, почему-то весь смысл жизни представляется в удовольствиях от вкусной еды, выпивки, сексуальных отношений и прослушивания песен, воспевающих это.
      В современных татарских песнях уже почти не осталось души, по-настоящему любящей, не осталось объемности смысла.
      А татары же выживали как народ в тяжелых условиях благодаря тому, что у них была религия и мелодии, песни с необыкновенной объемностью внутреннего смысла, где было заложено боль, любовь, надежды народа.
      Деградация приятна, это же не восхождение, не надо в муках пробивать путь к Любви и Истине, а все ресурсы души растрачиваешь на удовлетворение похоти души и тела.
      Деградации души народа препятствуют, тормязят "титаны духа" народа, их образы, творенья, и тем интенсивнее, чем больше душа с ними соприкасается.
      Не зря же некоторые представители современной татарской культуры говорят:"Хватит уж нам Тукая. Это мешает развернуться в культуре."
      Татарский народ целое послереволюционное столетие был лишен своей исторической религии, духовного контакта со своими "титанами духа", даже творчество Тукая знал только в сильно усеченной форме, но все равно долго удавалось остаться нравственнным, просвещенным народом благодаря инерции многовековой духовности, но инерция сейчас почти иссякла.
      Что печально, деградация души имела место и в дореволюционное время, особенно у богатых, Тукая душа болела, видя все это и он понимал, что главная причина этого-непонимание истинного смысла религии.
      Деградация души начинается с нарушения заповеди религии-"никого и ничего нельзя любить больше, чем Всевышнего",и понимание этой заповеди помогает душе выдержать искушения этой жизни.

    • Анонимно
      15.12.2019 11:13

      В этом мире на поверхностный взгляд есть такое противоречие-религиозность сдерживает развитие, а без религии начинается деградация души.
      Нелегко решить это противоречие, особенно в Исламе, где все намного жестче, в современном мире тем более, где хорошо воспользовались этой чертой Ислама, чтобы утвердить свое превосходство, позабыв о самом главном о Всевышнем-Милостивости и Милосердности.
      Религию преподносят с непроходимыми барьерами для людей, которых несправедливо лишили в течении столетия с тысячелетней религии их предков, "средневековость" очень удобна для этого, чтобы умные, душевные, думающие обходили стороной религию. Религию, которая дана как опора в этой непростой жизни людям, которую татарский народ сберег веками в тяжелейших условиях и которая сама берегла татарский народ, очень выгодно для себя "прибрали к рукам", сочинив удобную идеологию, где места не осталось ни душе, ни милосердию, ни Любви, а только одержимость своей исключительностью.
      Дореволюционные "светила" татарского народа были не такими, они были любящими, с болью за судьбу народа, понимавшие истинный смысл религиозности, которая и не сдерживает развитие и помогает не деградировать душе.
      Тукай сумел это передать поэтично. Его стих
      бесценное чадо, о дитя без грехов
      Ты душою отдайся рукотворцу миров
      Милосерден Аллах. Он - сама Доброта
      Без него даже с матерью ты - сирота

      Грязь и скверная похоть мирской суеты
      Не коснулись душевной твоей красоты
      Не изрек ты еще грязных слов, грешных слов
      Дух и тело твое словно снежный покров

      Чистотою сверкающий ангельский лик
      Обрати ты, дитя, к Мекке в этот же миг
      Опустись на колени и скажи "Бисмиллах"
      И молитву услышит милосердный Аллах

      О бесценное чадо, о дитя без грехов
      Ты душою отдайся рукотворцу миров

      его строки
      О язык мой, как сердечно я молился в первый раз:
      «Боже, - я шептал, - помилуй мать, отца, помилуй нас»

      это ключ к истинному пониманию религии.
      Но чтобы эти строки дошли до души, душа их поняла, нужно это учить или в детстве, или в состоянии, когда ты ради Любви к Всевышнему готов жертвовать своим благополучием, своими убеждениями, своими желаниями, это многим нелегко, и эта Любовь поможет душе делать правильный выбор в жизненных ситуациях, хотя бы не сгубить себя, свою судьбу, а может постепенно придет понимание, что душой чувствовать Всевышнего и эта Любовь в душе постоянна-это самое большое счастье в этом мире и основа любви всему остальному.

      • Анонимно
        15.12.2019 12:07

        10:19 11:05 11:13 Хватит копипастить свои портянки в каждой теме.

    • Анонимно
      15.12.2019 11:16

      Вот именно! Собой нам надо заниматься, СОБОЙ! А не русских заставлять учить татарский язык!

      • Анонимно
        15.12.2019 19:38

        Так и татар не надо заставлять учить татарский. Нужно учить полезные языки

    • Анонимно
      15.12.2019 11:38

      Модератор, уважаемый, вы почему спам допускаете?

      • Драматург, Прозаик и Поэт
        Как - то на троих соображали.
        Почему любви народной нет
        И Союз писательский зажали.

        Вспомнили как было хорошо,
        Много лет назад при коммунистах,
        А потом всё вкривь и вкось пошло
        При татарских, блин капиталистах.

        Постоянно денег не дают,
        Выбивать приходится, канючить.
        За бесплатно книг не издают
        И теперь культура стала глючить.

        Под конец, от правды захмелев,
        Властелины дум договорились:-
        Будем громче петь мы нараспев
        Дифирамбы,тем кто воцарились.

    • Анонимно
      15.12.2019 16:13

      А с какого перепугу Слово сугубо местечкового Союза местного должно для людей что-то значить?

  • Анонимно
    15.12.2019 10:21

    Когда уж закроют эту бессмысленную и убыточную организацию? Истинному писателю нужен лишь стол, свеча, лист бумаги и гусиное перо с чернилами!

    • Анонимно
      15.12.2019 12:47

      Истинные писатели Пушкин, Лермонтов, Достоевский жили за счёт рабского труда своих крестьян. А вы знаете бюджет союза писателей РТ? Он в 10000 раз меньше стоимости одного футболиста

      • Анонимно
        15.12.2019 13:40

        Вы всерьез полагаете, что если сейчас увеличить бюджет СП РТ, например, в миллион раз - у нас появятся Лермонтовы?
        Творчество не из-за денег, а из-за желания привнести в мир новое, необыкновенное, сокровенное.
        Все те, кто пытается творить с целью заработка будут презираемы и осмеяны

      • mad big
        15.12.2019 13:45

        Одна маленькая женщина из Москвы для узнаваемости татарской литературы сделала больше, чем весь союзпис РТ. И причем совершенно бесплатно.

        • Анонимно
          15.12.2019 14:01

          Гузель Яхина родилась в Казани и училась в КГПИ. Если бы она изначально была москвичкой, ей местные члены СП так бы яростно не завидовали.

          • Анонимно
            15.12.2019 15:16

            Если бы Яхина была членом Союза писателей РТ, то она бы ни за что не написала свои известные произведения. "Волки ноги кормят", а если на халяву деньги платить - то никто работать не будет.

            Поэтому они Яхину и не любят, потому что она, в отличие от их, зарабатывает на жизнь именно своим талантом и большим трудолюбием.

            • mad big
              15.12.2019 21:03

              Кучка престарелых бездельников наняли такую же кучку ботов, минусящих любую критику, направленную в их сторону. Не поможет! Боитесь что от кормушки отодвинут ведь? Давно пора.

              • Анонимно
                15.12.2019 21:31

                Я вообще думал что это кормушка в 1991 закончилась

              • Анонимно
                15.12.2019 21:42

                Вы переоцениваете свою значимость. Минусуют члены Союза СП Татарстана, которым "мучительно больно за бесцельно прожитые годы".

        • Вы наверное о Яхиной.
          Но ее творчество к татарской литературе никакого отношения не имеет

          • Анонимно
            15.12.2019 15:37

            Вы не эксперт, не специалист, чтобы определять, образования соответствующего не имеете, статей не публикуете, рецензий не пишете. Поэтому ваше мнение ничего не значит

            • Анонимно
              15.12.2019 16:20

              Настоящий писатель пишет не для экспертов или литературных критиков, а для читателей! И только члены СП Татарстана - для специалистов, чьи имена так же никому не известны, как и их собственные.

              • Анонимно
                15.12.2019 17:39

                комментатор 15:17 пишет суждение не от себя лично, а пытается представить это мнение как исходящее от всей татарской литературы. А для этого и нужно иметь образование и соответствующий опыт.
                К примеру, если бы кто то из литераторов упрекнул его в том, что закрытие 6 предприятий подтверждает, что их учредитель к экономике не имеет никакого отношения - что бы он ответил?

          • Анонимно
            15.12.2019 16:13

            Творчество всего этого сборище пенсионеров уже давно никакого отношения к литературе не имеет. На старых дрожжах пахнут, националистические лозунги выкрикивают, да стенают о судьбе татарского языка. Пустопорожнее скопище

          • mad big
            15.12.2019 19:37

            Примерно такое же, как вы к физике тоже не имеете отношение. Не правда ли? Как всегда спор "физиков" и лириков.

          • Анонимно
            15.12.2019 19:38

            А что такое татарская литература?

      • Анонимно
        15.12.2019 20:36

        15.12.2019 12:47
        Это Достоевский на каторге за счет своих крестьян жил?
        Лермонтов жил на фронте (на Кавказе). Некому было ему ТУДА оброк отвозить!

      • Анонимно
        15.12.2019 22:25

        Вообще-то Пушкин, по его собственному признанию, жил с "32 букв русского алфавита", т.е за счет доходов с напечатанных произведений. "Не продается вдохновение, но можно руковпись продать"..Свое имение Михайловское он отдал в приданое сестре. У Достоевского отец был госпитальный врач., сыновьям ничего не оставил - Достоевский всю жизнь был в долгах, как в шелках.Лермонтов служил в гвардии. Сожержание офицера было дорогим, вот тут бабушка-помещица, владелица Тарханова, действительно помогала. Да, плохо вы знаете историю русских классиков, а еще себя пытаетесь с ними сравнивать. Смешно!

  • Анонимно
    15.12.2019 10:31

    Просмотрел фотосессию, такое ощущение, что моложе 40 нет писателей или литераторов, ка4 правильно анонимы подскажут)))

  • mad big
    15.12.2019 10:39

    Ни одного молодого лица.

    • Анонимно
      15.12.2019 12:50

      Какие молодые одухотворенные творческие ЛИЦА!!
      И по поводу заголовка - мне безразлично на каком... главное - на ГРАМОТНОМ
      ... и чем больше языков они будут знать, тем лучше.

  • Анонимно
    15.12.2019 10:51

    Ох уж борцы за правду! Народную писательницу Зиму Кадырову так и не приняли в Союз писателей. Завидуете популярности?

  • Анонимно
    15.12.2019 11:03

    Болтовня и лозунги.
    И что они написали сами? Где татарские бестселлеры мирового уровня как например "код да Винчи" или "Гарри Поттер"!? Кто эти люди, которые еще имеют наглость друг другу по кругу какие-то звания и награды вручать? За какие заслуги и за чей счет!?

  • Анонимно
    15.12.2019 11:17

    Почему внуки не говорят на татарском? Задайтесть таким вопросом и найдите основные Причины?
    Некоторые причины:
    1)Языковая среда начиная с 1958 года изменилась в городах ,потому т.к. советский факультатив татарского (1-2 часа) был профанацией и не давал никаких знаний по тат.языку.
    2)В детсадиках не было языковой среды на татарском,а сейчас она пропадает и в татарских райцентрах ,где до 80-90% татарских детей т.к. воспитатели не общаются с детьми на татарском.

    Отсюда вывод надо готовить татароязычных воспитателей и в детсадиках создавать татароязычную среду.

    3)В школах какие то предметы как технологии(уроки труда),физ.культуры ,рисования и др. организовать на тат.языке ,чтобы была какая то языковая практика тат.языка.
    4) Что бы освоить любой разговорный язык ,в том числе и татарский ,нужно довести до Автоматизма Спряжение глагола (Фигыйль) и местоимения(Алмышлык) .
    На каждом уроке тат.языка школьникам вкратце повторять связку (Глагол +Местоимение) пока не запомнится как Таблица Умножения!

    Чтобы хорошо запомнить связку (Фигыйль+Алмашлык) т.к.часы тат.языка сократили до 1-3 часа неплохо татарским писателям и поэтам придумать для запоминания Глаголов и Местоимений скороговорки"считалки",такмаклар на тат.языке:
    Пример "запоминалка" такмак для Местоимения Без(Мы):
    Без,Без,Без идек -Без унике кыз идек.
    Такие хорошо запоминающие "считалки" такмаклар нужно придумывать и для остальных Местоимений и Глаголов часто используемых,а также и для других частей речи используемых для изучения татарского на уроках тат.языка.

    Такие "считалки" такмаклар надолго закрепляются в Памяти и помогают быстрее изучить тат.язык в столь ограниченное время.

    • Анонимно
      15.12.2019 12:01

      Бесполезно, наверное, напоминать, что языковая среда в городах никогда не была татарской, если не считать городские "анклавы", заселенные преимущественно татарами.
      Школы не создают языковую среду. Школы помогают оформить письменную речь, научить литературной норме РОДНОГО языка (того, который человек уже знает), могут научить ИНОСТРАННОМУ языку.
      Например, введение обучения на английском в школе может поднять уровень владения английским языком, но не изменит среду. Школы - не детдома, дети там не живут.

      • Анонимно
        15.12.2019 14:22

        Именно в детсадиках и в школах может постепенно изменится языковая среда.

        Если в школах все предметы:математику,физику,химию ,биологию и даже рисование изучать на английском .И обязательно егэ по этим предметам на английском.И это в течение 10-11 лет(классов) и английский язык в ойдет в привычку.
        А руский будет изучаться всего 1-2 часа и немного на кухне.То не сразу ,конечно (через 2-3 поколения )языковая среда будет постепенно менятся на англоязычную среду.

        Сначала будет смесь- суржик с английским...

        • Анонимно
          17.12.2019 09:04

          14:22
          Дус! Запомни, пожалуйста - 111 миллионов русСких будут все предметы в школе изучать на русСком языке. И ЕГЭ будут сдавать на русСком языке.

          А свои прожекты насчет английского языка - обратись к англичанам. Они уже давно веками говорят и учатся на своем английском языке. Андестенд, май литл френд?

          • Анонимно
            17.12.2019 20:26

            111 млн. русских-это на бумаге. В действительности, каждый второй татарин, мариец, чуваш,удмурт, мордва, карелы и т.д. записаны русскими. Вот какой-то народ недалеко от Москвы живет, нигде на бумаге не записан, вепсы, что ли.

      • Анонимно
        16.12.2019 02:10

        12:01 "языковая среда в городах никогда не была татарской
        Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/450131#comments" Так значит вы на полном серьезе утверждаете, что в 16 веке Иван Грозный организовал поход на русский город Казань? Или тогда Казань ещё не был городом?

    • Анонимно
      15.12.2019 15:18

      //Языковая среда начиная с 1958 года изменилась в городах//

      В городах Татарии языковая среда всегда была русскоязычная.

      • Анонимно
        15.12.2019 16:27

        В 1930 году в ТАССР 97 процентов школьников обучались в школах на татарском языке. Откуда столько учащихся набрать без татарской разговорной среды? Затем правители придумали, что в школах республик должны учиться на русском языке. Теперь почти все школы обучают на русском языке, так как школы после этого сформировали русскую разговорную среду в республиках.

        • Анонимно
          15.12.2019 17:42

          В 1930г. теоретически могли "изучать татарский язык", но точно не "на татарском языке".
          В те годы Казань была почти полностью русским городом. И другие города РТ тоже.

        • Анонимно
          16.12.2019 14:07

          В Казани в 30-х годах татары составляли только 1/3 населения. Исходя из этого татарские школы были в основном в деревнях. И точно не 97%. Ну только если города не считать.

  • Анонимно
    15.12.2019 11:37

    //За родителей нефтяной столицы РТ ответил Салихов: «Альметьевск — денежный, нефтяной край. Поскольку там нефть, то в Альметьевск в свое время приезжали те, кто зарился на деньги. В этом городе намешано очень много народов. Что бы ни говорили, Альметьевск — это русский город». //

    Мне, татарину, стыдно читать такие строки, которые попахивают низкопробным пещерным национализмом. Можно подумать, за большими деньгами работать нефтяниками в Альметьевск ехали одни русские. Татары что, деньги не любят? Деньги всем нужны. И вам писателям в первую очередь. От вас только и слышишь, дайте денег на выпуск нашей продукции. А то что вы не авторитетны и вас мало читают, это по причине того, что многие из вас двуличны: строите из себя бессребреников, а сами при этом хотите, чтобы государство оплачивало вашу писанину. Что касается Альметьевска, большинство его жителей никакие не русские, а выходцы из окрестных татарских деревень. Так что Альметьевск по населению преимущественно татарский город. Но русский язык здесь превалирует, так же как и в Казани. Но вот вопрос: все наши татарские писатели вместе со своим союзом живут в Казани, но на положении татарского языка это почему-то никак не сказывается. Такие вот у нас писатели!

    • Анонимно
      15.12.2019 17:15

      Р. Зайдулла - ортодоксальный националист. Не зря его спектакль "Улепп яратты" (Любовь после смерти" ), написанный по его сценарию изъяли из репертуара театра Камала

      • Анонимно
        16.12.2019 21:37

        Рекомендую посмотреть этот спектакль Ркаиля, очень актуальная тема и на сегодняшний день. Несмотря на то, что описываются события 30х- 37х годов.
        Замечательные артисты- Дания Нуруллина, Эмиль Талипов, Миляуша и другие мною любимые артисты театра Галиаскара Камала играют в этом спектакле.

    • Анонимно
      16.12.2019 07:51

      11:57,совершенно верно. Живу в Альметьевске - основная часть жителей уроженцы соседних деревень, в основном татарских.

  • Анонимно
    15.12.2019 11:41

    Кто нибудь задумается в каком обществе мы живем и на сколько отстаем с этими националистами без корней?

  • Анонимно
    15.12.2019 13:14

    Что за болгары в Татарстане живут?? Что то ни одного болгарах не встречал , чтоб он татарином был.

    Болгары в Болгарии видел. Христиане христианами.

  • Анонимно
    15.12.2019 13:23

    Читаемые книги продаются и без членства в союзе писателей, обитающих в особняке центра Казани. Их ещё Булгаков продёрнул за это в «Мастере и Маргарите». Где ваши шедевры и с кем вы - мастера культуры?

  • Анонимно
    15.12.2019 13:26

    Не знаю, смеяться или плакать. Там же 80 % в возрасте около 70 лет.
    Разве они могут увлечь читателя, чем они могут заинтересовать?
    Организуйте литературные конкурсы для более молодых, пусть и на татарском пишут, и на русском. Приз - премия редакции Бизнес Онлайн, как самого крупного интернет издания, беспокоящегося о татарском языке (БО, не поскупитесь, иначе вас не поймут), устройте всенародное голосование.
    Да, много татар предпочтут читать на русском, поэтому переведите наиболее интересные на взгляд татарской аудитории произведения.
    Защитите авторские права. Лучшие произведения выдвигайте на правительственные гранты и премии.

    Только не давайте решающего слова в определении лучших произведений союзу писателей. Пишут не для них, а для обычных людей, пусть люди решают, что им интересно.

  • Анонимно
    15.12.2019 14:42

    «Члены союза писателей РТ хотят провести съезд в Уфе»

    По-моему, это провокационная задумка, которая только резко ухудшит отношения с Башкортостаном.

    • Анонимно
      15.12.2019 17:16

      14.42 Верно. Опозорят Татарстан своей бесталанностью. Играют исключительно на националистических чувствах. Другими словами - разжигают

      • Анонимно
        15.12.2019 19:10

        Я думаю, что когда до дела дойдёт, то Башкортостан просто не пустит к себе этих "татарских писателей", как раньше они уже не пускали татарские театры и татарских певцов.

        И правильно сделают, что не допустят такие вызывающие провокации, вбивающие клин между республиками.

  • Анонимно
    15.12.2019 15:28

    а откуда они взяли, что кто-то нападает на татарский язык?

    • Анонимно
      15.12.2019 21:49

      15:28 Напали еще почти 100 лет назад, заменяя в школах язык обучения с национального языка на русский, а заодно с этим и в детсадах заменили язык воспитания. Так детей за почти 100 лет приучили к привычке разговаривать только на русском языке. Были дети тюркоязычными, за 3-4 поколения переделали их в русскоязычных. Разговорная среда национальная постоянно сокращалась за счет воспитания и обучения детей на русском. Привыкают они с младых лет разговаривать на русском языке, так откуда же у детей взяться привычке разговаривать на татарском языке в республике?

      • Анонимно
        15.12.2019 22:09

        100 лет назад существовали татарские детсады? А как ребенку из татарского детсада и татарской школы потом учиться в мгу и писать диссертацию на русском?

      • Анонимно
        15.12.2019 22:28

        Что вы тут детьми прикрываетесь, ерунду болтание. Живите в моем средневековье, а своим же детям дайте путёвку в жизнь, а не заставляйте ездить на телегах, пасти всю жизнь отары.

        • Анонимно
          16.12.2019 09:10

          22.28 Что вы бравируете постоянно,якобы супер -пупер.Вон финны с своим финским языком создали передовую электротехнику и электронику фирмы"Nokia" и создали достойный уровень жизни.А здесь одно болтание о "светлом будущем".Уже обещали к 2000 году,а сейчас уже 2020 год.

  • Анонимно
    15.12.2019 15:30

    а для чего писателям принимать участие в переписи населения, что-то кому-то разъяснять? люди сами определиться должны в определении своей национальности, без вмешательств и давления

    • Анонимно
      15.12.2019 19:36

      Ну хотят они себе рынок создать сбыта и оправдать субсидии на своё содержание. А Национальность каждый свою определяет сам, так давно в конституции написали.

      • mad big
        15.12.2019 21:07

        В самозанятые их надо отправить. Там сразу видно станет. Что татарских писателей, что русскоязычных. Пусть сами-себя кормят.

  • Анонимно
    15.12.2019 19:08

    Татар коне буена кая гына барса да,нэрсэ эшлэсэ дэ уз телендэ сойлэшсэ генэ татар теленэ бету куркынычы янамас.Урыслар арасында булса да,особенно алыш- биреш,сатып алу вакытында бераз татар сузлэрен кулланса,татар теленэ зур файда булыр иде.Курыкма оялма-сойлэ татарча!

  • Анонимно
    15.12.2019 19:31

    Где Татарский Пелевин?

  • mad big
    15.12.2019 19:40

    Националистические боты. Сами придумали. Сами и напали. Не поможет все равно. Сборище себе нравящихся бабайларов давно пора разогнать.

  • Анонимно
    15.12.2019 20:20

    самая читаемая и популярная писательница Зифа Кадырова не член этой организации дармаедов

  • Анонимно
    15.12.2019 21:06

    Данил Салихов-это насмешка над татарской литературой.

  • Анонимно
    15.12.2019 21:19

    ... необходимо пригласить всех ответственных за татарский язык представителей ведомств, агентств, министерств,....

    Есть такие ответственные?

  • Анонимно
    15.12.2019 21:33


    Оказывается кроме лобби учителей татарского есть еще лобби татарских писателей. Сколько еще людей качают в карманы бюджетные деньги на понтах вокруг татарского языка...

  • Анонимно
    15.12.2019 22:05

    Почему писатели не создают читаемых, интересных произведений? Глядя на фото, так и хочется спросить, кто все эти люди?

    • Анонимно
      16.12.2019 21:43

      И вас хочется спросить, а вы сами то кто? Чем и каким трудом прославились?
      Чем кумушек считать трудиться,
      Не лучше ль на себя оборотиться!

      • Анонимно
        17.12.2019 16:40

        21.43 На Ваш вопрос - кто мы? Я, например, учитель, в статусе Заслуженного. У меня есть ученики, которые помнят и меня, и мои уроки. А Вы , назвавшие себя писателями члены СП РТ, что сделали в своей жизни? Кто Вас помнит и знает?

  • Анонимно
    16.12.2019 08:13

    Писатель должен знать нужду ,а тут собрались бездельники продающие свои книжки и журналы за бюджетный счёт в школы .Толстенные журналы ,как Майдан,а читать совершенно нечего,ни одной интересной статьи,для макулатуры на КБК издаются.

  • Анонимно
    16.12.2019 11:55

    Татарские писатели-юмористы будут ездить по сёлам, только народ смешить.
    Хотя на самом деле никто по сёлам не поедет из тёплой сытой Казани. Красуются друг перед другом. Это всё бла-бла-бла.

  • Анонимно
    16.12.2019 21:53

    Литераторы дайте современный язык!

  • Анонимно
    17.12.2019 02:26

    Яшьләр белән "яшьләр телендә" аралашып телгә кызыксыну уятырга кирәк кечкенә! ә балаларны сабый чактан ук уйнатып үстерегә кирәклеген кайчан аңларсыз икән? кызганыч - китап хәзер элекегечә актуаль түгел. Хәзерге Әти - әниләр үзләре дә укымый, шуңа китапка балалар бакчасыннан мәхәббәт уята ала, мәсәлән йокы алдыннан. Шуларга өстәп - уенчыклар һәм иң мөхиме компьютер һәм телефонда татар теле белән бәйле уеннар. Уенчыклар юк, китаплар җитми, телефон уеннары бетенләй дә очрамый. Татарстанның 1нче курс студентлар фестивалендә нибары 1 егет татарча шигырь укыды һәм Татарстан яшьләр министры үзе саф татарча яшьләр белән исәнләште! Концерт Рәсәйдә үтте бит)))))

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль