Общество 
20.12.2019

«Когда-то в порыве было произнесено «без булдырабыз», но мы же и в самом деле можем!»

Старт 100-летия ТАССР: Минниханов наградил «грандбабая» Шаймиева новой медалью, а Таджуддин пожелал Татарстану дожить до Судного дня

«Когда мне говорят о 100-летии ТАССР, я думаю: неужели мы так молоды?» — отмечали гости торжественного мероприятия, посвященного началу празднования векового юбилея, которое прошло накануне в выставочном центре «Казань Экспо». О том, как женская часть правительства РТ облачилась в национальные костюмы, первый президент Татарстана объяснял причины развала СССР, а Салават вспоминал Ильгама Шакирова, — в репортаже «БИЗНЕС Online».

Международный выставочный центр «Казань Экспо» окрасился накануне в цвета татарстанского триколора — здесь состоялось торжественное мероприятие, посвященное старту года 100-летия образования ТАССР Международный выставочный центр «Казань Экспо» окрасился накануне в цвета татарстанского триколора — здесь состоялось торжественное мероприятие, посвященное старту года 100-летия образования ТАССР Фото: Сергей Елагин

«НЕУЖЕЛИ МЫ ТАК МОЛОДЫ? ОШИБКА, НАВЕРНОЕ. ТАТАРСТАНУ НЕ 100, А ТЫСЯЧИ ЛЕТ»

Международный выставочный центр «Казань Экспо» окрасился накануне в цвета татарстанского триколора — здесь состоялось торжественное мероприятие, посвященное старту года 100-летия образования ТАССР. Пока весь политический бомонд республики ожидал у входа прибытия Рустама Минниханова, все желающие подходили к заранее установленному прессволлу с символикой юбилея, где могли поделиться своими воспоминаниями о становлении современного Татарстана, а также поздравить всех собравшихся с важной датой.

Здесь же, в фойе, в татарских национальных костюмах, придавая праздничный настрой происходящему, готовились к встрече президента вице-премьер республики Лейла Фазлеева и министр культуры Ирада Аюпова. Особенно гармонично смотрелась в своем наряде лилового цвета шеф культурного ведомства — ее образ выглядел законченным благодаря калфаку в тон платья. Позже в традиционных татарских пиджаках-камзолах с воротником-стойкой появились президент Татарстана и руководитель его аппарата Асгат Сафаров. Но до этого к прессволлу, сменяя друг друга, подходили знаменитые и не очень гости праздника.

В фойе в татарских национальных костюмах, придавая праздничный настрой происходящему, готовились к встрече президента вице-премьер республики Лейла Фазлеева и министр культуры Ирада Аюпова В фойе в татарских национальных костюмах, придавая праздничный настрой происходящему, готовились к встрече президента вице-премьер республики Лейла Фазлеева и министр культуры Ирада Аюпова Фото: Сергей Елагин

Так, заслуженный артист России и народный артист Татарстана Альберт Асадуллин рассказал, как на авиасалоне в Париже спел знаменитую татарскую песню «Тәфтиләү» на стихи Габдуллы Тукая, поскольку везде, где бы он ни был, старается исполнить хотя бы одну песню на родном языке. Знаменитый татарский тенор-альтино называл себя «суконским мальчишкой», гордясь тем, что родился и вырос в Казани «в знаменитом местечке — Суконке».

Верховный муфтий страны, председатель ЦДУМ России Талгат Таджуддин, хоть и не упомянул о том, что тоже родился в Казани (причем недалеко от Суконки), пожелал Татарстану прожить еще сотни лет. «Когда мне говорят о 100-летии ТАССР, я думаю: неужели мы так молоды? Ошибка, наверное. Татарстану не 100, а тысячи лет! — заметил Таджуддин. — А эта дата — лишь отметка того, как мир перевернулся с ног на голову, как коммунисты совершили переворот. Хвала Всевышнему, прошло уже 100 лет, мы не пали на колени, живем, надеемся на лучшее. Если уж 100 лет прожили, то будем жить и дальше — до наступления Судного дня». Председатель ЦДУМ также добавил, что слово «йоз» в татарском имеет значение не только числа 100, но и «плыви». «Плыви, Татарстан!.. А вы сами-то как, радуетесь тому, что Татарстану исполнилось 100 лет или нет?» — обратился Таджуддин со встречным вопросом к модератору и, пожелав всем счастья, напомнил, что каких-то 40 лет назад в Татарстане было всего 15 мечетей, сейчас — 1,5 тысячи.

В традиционных татарских пиджаках-камзолах с воротником-стойкой появились президент Татарстана и руководитель его аппарата Асгат Сафаров В традиционных татарских пиджаках-камзолах с воротником-стойкой появились президент Татарстана и руководитель его аппарата Асгат Сафаров Фото: Сергей Елагин

Сразу после него к микрофону подошел другой лидер мусульманской уммы страны, председатель СМР Равиль Гайнутдин, который также назвал себя ребенком, родившимся и выросшим в Татарстане. «Это моя республика! Поэтому 100-летие Татарстана для таких татарских ребят, как я, это большое, радостное и памятное событие. 100-летие Татарстана — не только взгляд в прошлое, но и в будущее. Как станет развиваться Татарстан в будущем? Кем будут татары? Сохранят ли они свой язык, веру и культуру, формировавшуюся на протяжении тысячи лет, в ближайшие 100 лет? Эти вопросы волнуют каждого татарина, где бы он ни жил, не только в Татарстане. Станем ли мы христианами, потеряв свою религию, превратимся ли в манкуртов, забыв свой язык? Эти вопросы должен задать себе каждый татарин!» — выступил с небольшим наставлением он.

Тут среди собравшихся появился главный раввин Татарстана Ицхак Горелик, который поспешил поприветствовать своих коллег. Зампредседателя СМР Рушан Аббясов протянул ему руки со словами «Шалом! Шалом!»

К микрофону один за другим подходили все желающие высказаться. Так, заместитель гендиректора ВГТРК Рифат Сабитов, который приехал на праздник из Москвы, призвал дать Казани звание города трудовой доблести, а генеральный директор КАМАЗа в 1987–1991 годах Николай Бех делился воспоминаниями о том, как начинался этот завод.

Верховный муфтий страны, председатель ЦДУМ России Талгат Таджуддин, хоть и не упомянул о том, что тоже родился в Казани, пожелал Татарстану прожить еще сотни лет Верховный муфтий страны, председатель ЦДУМ России Талгат Таджуддин, хоть и не упомянул о том, что тоже родился в Казани, пожелал Татарстану прожить еще сотни лет Фото: Сергей Елагин

«РАЗВАЛ СССР ПРОИЗОШЕЛ НЕ ИЗ-ЗА МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ — НЕ БЫЛО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ»

Последним у импровизированной сцены появился один из героев вечера Минтимер Шаймиев. Госсоветник РТ и на этот раз не подвел журналистов, проведя в их компании около получаса. При этом, что интересно, он более охотно рассказывал не о том, как появилась ТАССР 100 лет назад, а о том, как Татарстан принимал Декларацию о суверенитете 30 лет назад. Благо он был очевидцем и главным действующим лицом тех событий.

«Коротко тут невозможно, нужно обладать иным талантом. Наша история очень непростая, но она древняя», — начал свою речь Бабай. Он отметил, что татары занимают особое место как в истории царской России, так и в истории СССР, а тем, кто умаляет историческую значимость нашего народа, Шаймиев порекомендовал найти время и прочитать труды Гумилева «как нейтрального автора по истории татар». Таким образом первый президент Татарстана обратил внимание на то, что республике нашей не 100 лет, а намного больше, после чего провел небольшой исторический экскурс. «На заре Октябрьской революции встал вопрос об образовании Татаро-Башкирской республики, это не такой простой вопрос. Эта идея вынашивалась общественными деятелями того времени, которые стали жертвами этой идеи. Помешало тогда вторжение белогвардейцев, белочехов. Но, несмотря ни на что, Татарстан имеет свое лицо и в новой истории РФ — после развала СССР», — отметил он.

Среди собравшихся появился главный раввин Татарстана Ицхак Горелик, который поспешил поприветствовать своих коллег Среди собравшихся появился главный раввин Татарстана Ицхак Горелик, который поспешил поприветствовать своих коллег Фото: Сергей Елагин

Первый президент Татарстана также подробно разъяснил, отчего, по его мнению, распался СССР. «Развал СССР произошел прежде всего не из-за межнациональных отношений. Не было экономических прав, — уверен госсоветник РТ. — Госпланом СССР в то время настолько было все централизованно, без разрешения Москвы мы не могли устанавливать даже жирность творога». Шаймиев вспомнил, как его вместе с председателем облисполкома Краснодарской области Кондратьевым вызвали в ЦК по мясному вопросу. «Меня призвали к ответственности за то, что Татарстан недостаточно поставляет говядину в централизованный фонд, а оставляет у себя. Я объясняю: у нас же больше половины населения — татары. Давайте мы лучше свинину будем поставлять, потому что столько мы ее оставлять не можем. Многим покажется, что я говорю о деталях, но эти детали характеризуют те процессы, которые были», — подчеркнул Шаймиев. По его словам, проблема СССР была в излишней зарегулированности. 

Шаймиев также напомнил тем, кто видит угрозу России в национальных республиках, что Декларацию о суверенитете первой приняла Российская Федерация. «Об этом молчат, не хотят громко говорить, но первой-то заявила тогда Российская Федерация. А не от того, что там какие-то межнациональные вопросы или что-то не решено в культурных и национальных [отношениях], — вновь подчеркнул государственный советник. — Первым декларацию поставила перед Союзом Российская Федерация: у нас, говорят, нет прав. После этого сходу декларацию принял Татарстан, я даже в своем выступлении высказал, что 2 процента промышленности всего относится к Татарстану, остальное — союзные государства и Российская Федерация. Мы тоже были бесправны, почему мы вторыми и приняли Декларацию о государственном суверенитете. Это же не какой-то каприз».

Благодаря этому Татарстан с тех пор, бесспорно, набирает мощь, и «это признают все»: в подтверждение Шаймиев привел в пример недавний визит Владимира Путина на КАМАЗ. «Мы с вами являемся свидетелями, как крупнейший завод КАМАЗ уже становится конкурентоспособным в мире среди производителей грузовых машин. Это тоже очень сложное и высокое достижение», — порадовался Шаймиев, поблагодарив Всевышнего за то, что республика развивается хорошо «со всех точек зрения». А все это служит доводом к тому, чтобы РФ и дальше оставалась и укреплялась как многонациональная федерация, закрепляя позитивный опыт и сохраняя культурные традиции и самобытность населяющих страну народов. Это важно и для внешней политики: Путин сейчас много делает, чтобы укрепить мощь страны на международной арене, «о чем мы слушаем день и ночь». «Да, нужна сила, надо иметь все, что есть у тех, кто стремится владеть миром», — согласился Шаймиев. Но главная сила России — в духовном единстве народов, а для этого внутри РФ должна проводиться политика, которая «должна быть настолько по душе и обрадовать все коренные народы РФ».


«МОИ ВНУКИ НАЗЫВАЮТ МЕНЯ ГРАНДБАБАЕМ»

Дальше первый президент Татарстана остановился на проблеме, которая волнует татарское сообщество на протяжении последних двух лет, — преподавании татарского языка в школах. «Часто, когда мы говорим о том, что русскому языку надо больше внимания уделять, кто спорит? — риторически обратился первый президент к представителям прессы. — И все данные показывают, что нерусские люди в нашей республике лучше сдают экзамены ЕГЭ по русскому языку. Лучше мы сдаем! Нет такой проблемы! А если есть — этим надо заниматься и это легко решаемо». 

Россия станет сильнее, развивая культуру диалога. «Сейчас есть попытки разыгрывать будущие правила переписи населения и так далее, — напомнил Шаймиев. — Существуют устаревшие институты, которые уже забывают, чем они занимаются, только не национальными вопросами и проблемами нации». По словам советника, мир очень быстро развивается и в условиях глобального информационного пространства человек вынужден быть гораздо более разносторонним, особенно в плане языков. «Мои внуки называют меня грандбабаем, они у меня уже на трех языках свободно говорят, — рассмеялся первый президент Татарстана, но тут же вновь стал серьезен. — Я к чему говорю, центр федеральный через это становится более привлекательным, уважаемым и будет укреплять единство. Как бы простые вещи я говорю, но убежден, что вот этих принципов надо придерживаться, тогда мы без переживаний станем думать о будничных делах и будем размножаться и так далее, воспитывать детей, потому что для этого все условия созданы».

По мнению госсоветника, Татарстан сейчас чуть ли не вступает в золотой век, когда все зависит только от способностей каждого: это, конечно, пока не коммунизм, ибо каждому все еще воздается по труду, «но это заход с другой стороны». 

«Сохранять родные языки в условиях глобализации будет все сложнее. Тем не менее зачем создавать преждевременное напряжение?» — спросил Шаймиев, напомнив о создании полилингвальных школ. По его словам, от родителей уже начало поступать много заявлений о дополнительном изучении китайского языка вдобавок к английскому. «И это будет, таковы те правила жизни, которые складываются сейчас, правила жития-бытия в современных условиях», — сказал Шаймиев, отдавая должное бывшим «единоверцам» из китайской компартии, благодаря которым китайские компании теперь работают в Татарстане и могут платить татарстанцам меньше, чем китайцам.

«Мы должны еще более уверенно идти навстречу 100-летию нашего родного Татарстана и дальше двигаться, потому что действительно, мы можем. Когда-то в порыве было произнесено „без булдырабыз“, но это был зов души. Мы же и в самом деле можем!» — подчеркнул первый президент Татарстана и попенял федеральный центр, который до сих пор тянет с принятием новых ФГОС. «До сих пор не готовы ФГОС. До сих пор почему-то тянут. С этим вопросом нельзя тянуть. Нужно работать, советуясь с нами. Только тогда наша страна будет сильной», — подчеркнул он.

«Я встречаю с гордостью этот праздник, мы же прошли достойно 1990-е годы. С сохранением мира и целостности новой России, через договоры или другие пути нормального взаимоотношения, нахождения общего языка в интересах страны. Это огромный вклад, им нужно гордиться! Это достижение. Люди, народы испытываются на крутых поворотах истории, а мы достойно 1990-е годы прошли, это все признают. Так что без булдырабыз, алга!» — резюмировал Шаймиев.

Тут первый президент заметил, что уже задерживает начало мероприятия, и попрощался с журналистами, но не тут-то было: Минтимера Шариповича обступили многочисленные желающие сделать с госсоветником селфи, на что он с видимым удовольствием согласился, лично подавая пример адаптации к реалиям современного мира.

Рустам Минниханов: «Трагическая участь постигла всех первых руководителей ТАССР и многих деятелей культуры» Рустам Минниханов: «Трагическая участь постигла всех первых руководителей ТАССР и многих деятелей культуры» Фото: Сергей Елагин

«ОБЩЕСТВЕННОСТЬ РАЗДРАЖАЛА ГОСПОДСТВУЮЩАЯ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД ОФИЦИАЛЬНАЯ АППАРАТНОСТЬ, ЗАМАЛЧИВАНИЕ НЕДОСТАТКОВ»

После этого на главной сцене выставочного центра был дан старт празднованию 100-летия республики. Из федеральных гостей на празднике присутствовал только экс-глава Дагестана, замглавы администрации президента РФ Магомедсалам Магомедов, но подниматься на сцену с поздравительной речью он не стал. Приехав на «Казань Эспо» в сопровождении Шаймиева, скромно занял свое место в зале.

К слову, в зале всех гостей торжества ждал подарок — заблаговременно на все места трехтысячного зала, который был заполнен, были разложены пакеты с сувенирной продукцией. В пакете лежали шапка с помпоном и шарф в цветах татарстанского флага с символикой 100-летия ТАССР, памятная медаль и внушительных размеров книга — фотоархив под названием «Татарский мир». На сцене меж тем мелькали руны, очертания Великого Болгара, т. е. хоть и было заявлено 100-летие Татарстана, организаторы фактически осветили тысячелетнюю историю татар. Далее в виде анимации последовали кадры образования Казани на берегах Волги, однако, по задумке режиссеров, первыми на этой земле появились православные храмы и только потом — мечети. Завершилась анимация тем, что на сцену в торжественной обстановке внесли флаг РФ, флаг Татарстана, первое знамя ТАССР, надписи на котором выполнены еще арабицей, и флаг празднования 100-летия ТАССР, после чего прозвучали гимны РФ и РТ. И только после этого на сцену поднялся президент Татарстана.  

В своей речи Минниханов прошелся по основным вехам развития республики, начиная с ее образования 25 июня 1920 года. Столетие этой даты — важный повод оценить пройденное и поставить цели на будущее, отметил президент, поскольку именно с того дня государственность татар возродилась в новых исторических условиях. Период ТАССР ознаменован значительными социально-экономическими достижениями, которые, однако, сопровождались и тяжелыми испытаниями: это и голод 1921 года; и коллективизация, сопровождавшаяся людскими потерями; и репрессии, которым подверглись 150 тыс. жителей республики. «Трагическая участь постигла всех первых руководителей ТАССР и многих деятелей культуры, — отметил Минниханов. — Но, несмотря на утраты, масштабное созидание нового общества продолжалось, в кратчайший срок в Татарстане были созданы новые отрасли промышленности, преобразовано сельское хозяйство, республика располагала значительными продовольственными ресурсами. Благодаря этому развитию Татарстан смог стать одной из основных тыловых баз страны во время Великой Отечественной войны, приняв десятки промышленных предприятий. Сотни воинов вернулись на фронт из казанских госпиталей, на территории республики было сформировано 7 дивизий, на фронт ушли порядка 700 тысяч татарстанцев, из которых не вернулся каждый второй».

Послевоенный период Минниханов назвал самым плодотворным в развитии республики — именно тогда началось освоение большой нефти и строительство на Каме крупного комплекса нефтехимических производств. Казань стала крупным центром отечественного машиностроения, был возведен КАМАЗ, стали крупными промышленными центрами Нижнекамск и Набережные Челны. «С гордостью можно сказать, что именно в эти годы генералы производства Татарстана вывели промышленность Татарстана на всесоюзный уровень», — отметил глава республики, под овации зрителей называя имена героев, таких как Лемаев и Копылов.

Но за всеми этими масштабными проектами, продолжал президент, терялись интересы конкретных людей, а ограниченность финансовых возможностей республики сдерживала территориальное развитие республики. «Общественность раздражала господствующая в советский период официальная аппаратность, замалчивание недостатков», — напомнил Минниханов. В результате все это привело к неимоверным трудностям и потрясениям конца ХХ века, о причинах которых до сих пор идут дискуссии. Но одно для президента РТ несомненно: «Сохранить наработанный потенциал, провести республику через бездну проблем и вызовов в это сложное время позволила мудрая политика первого президента Татарстана Минтимера Шариповича Шаймиева». Здесь зал вновь прервал Минниханова аплодисментами.

В заключение президент объявил о вручении медали «100 лет образования Татарской Автономной Советской Социалистической Республики» — новой государственной награды Татарстана, учрежденной специально к памятной дате В заключение президент объявил о вручении медали «100 лет образования Татарской Автономной Советской Социалистической Республики» — новой государственной награды Татарстана, учрежденной специально к памятной дате Фото: Сергей Елагин

В результате 30 августа 1990 года была единогласно принята Декларация о государственном суверенитете Татарстана, которая была поддержана населением в рамках референдума 1992 года. Два этих события стали «важнейшими политическими решениями, которые предопределили дальнейшее развитие». В результате была выстроена система компромиссов с федеральным центром, позволившая избежать жесткого конфликта, а в последующем разграничить предметы ведения и взаимное делегирование полномочий между органами власти РФ и РТ. Программа мягкого вхождения в рынок и адресной социальной защиты населения, ликвидации ветхого жилья, газификация населенных пунктов и другие программы, по словам Минниханова, в конечном итоге привели к качественному повышению уровня жизни татарстанцев.

Так, Татарстан стал передовым и экономически успешным регионом, «который последовательно поддерживает курс на строительство сильной России» и активно участвует в реализации национальных проектов и стратегических инициатив. «Мы признательны нашему национальному лидеру, Владимиру Владимировичу Путину, за всемерную поддержку. Хочу заверить: Татарстан был и будет одним из опорных регионов нашего многонационального Отечества», — сказал Минниханов.

В заключение президент объявил о вручении медали «100 лет образования Татарской Автономной Советской Социалистической Республики» — новой государственной награды Татарстана, учрежденной специально к памятной дате. Первым президент вручил награду своему предшественнику на посту президента Шаймиеву. Кроме него, награду из рук президента получил помощник президента РТ Камиль Исхаков, муфтий РТ Камиль хазрат Самигуллин, бывший гендиректор «Татнефти» Шафагат Тахаутдинов и др.

Открывала концертную программу заслуженная артистка РФ, народная артистка РТ и РБ Алсу Открывала концертную программу заслуженная артистка РФ, народная артистка РТ и РБ Алсу Фото: Сергей Елагин

«ЗА ИЛЬГАМА»

Открывала концертную программу заслуженная артистка РФ, народная артистка РТ и РБ Алсу. Исполнив песню «Сандугачым, гүзәлем», которую «БИЗНЕС Online» включил в топ-50 главных татарских песен XXI века, Алсу отметила, что для нее огромная честь быть частью этого важного события — начала празднования 100-летия нашего любимого, родного Татарстана. «Хочу поблагодарить руководство республики, Рустам Нургалиевич, спасибо вам за огромную проделанную работу по объединению всех татар по всему миру. Спасибо этой родной земле, родине наших предков. Это центр нашей силы, энергии и вдохновения», — сказала она. Зал провожал ее словами: «Алсу, молодец!»

Далее на сцене показали инсценировку исторических событий принятия декрета об образовании Татарской автономной республики, после чего ведущие продекламировали: «К сожалению, надежды, зародившиеся в 1920-х годах, разбиваются вдребезги в 1930-х, когда начались репрессии. С одной стороны, открываются филармонии, образуются различные творческие союзы, с другой — был истреблен весь цвет татарской нации. Историю невозможно переписать, у истории можно взять только уроки».

Золотому голосу татарской эстрады Алине Шарипжановой и Айдару Сулейманову досталось лишь по одному куплету в попурри песен из репертуара Альфии Авзаловой и Ильгама Шакирова Золотому голосу татарской эстрады Алине Шарипжановой и Айдару Сулейманову досталось лишь по одному куплету в попурри песен из репертуара Альфии Авзаловой и Ильгама Шакирова Фото: Сергей Елагин

«Татарстан сам голодал и мерз, но обеспечивал фронт всем необходимым, — озвучил следующую веху в истории Татарстана обладатель медали «100-летие ТАССР» Шакуров. Он напомнил, что татары по числу Героев Советского Союза вышли на четвертое место среди всех народов бывшего СССР, после русских, украинцев и белорусов. Далее следовала Победа, строительство «невиданных доселе» городов Набережные Челны и Нижнекамск, новые свершения и полет в космос. И вновь крутой поворот — Декларация о суверенитете Татарстана. «Мы вернулись к себе. Все вокруг менялось в корне, резко и навсегда, повысился статус Татарской АССР, что отразилось и в названии — теперь она стала Республикой Татарстан, — под бурные аплодисменты зала продолжил ведущий. — Именно на это время приходится рост национального самосознания и ренессанс татарской культуры».


После этих слов на сцену вышли солист казанской оперы Артур Исламов и известный артист татарской эстрады Филюс Кагиров. В это время на экране друг друга сменяли кадры фотографий и видеохроники с площади Свободы Казани конца 1980-х — начала 1990-х годов, где лидеры татарского национального движения требовали независимости республики. Тут же прошли кадры исторического референдума, принятия Декларации о суверенитете Татарстана и подписания в Москве договора о разграничении полномочий.

Далее на сцену, сменяя друг друга, поднимались другие артисты. Асадуллин, кстати, в отличие от Рената Ибрагимова, спел на татарском, словами из своей песни призывая татар сохранить свою Родину, Казань. А вот золотому голосу татарской эстрады Алине Шарипжановой и Айдару Сулейманову досталось лишь по одному куплету в попурри песен из репертуара Альфии Авзаловой и Ильгама Шакирова.

Завершился концерт традиционно для таких мероприятий песней «Мин яратам сине, Татарстан», в исполнении мэтра Салавата Завершился концерт традиционно для таких мероприятий песней «Мин яратам сине, Татарстан» в исполнении мэтра Салавата Фото: Сергей Елагин

«Татарстан продолжает расцветать и развиваться в новых реалиях. У него есть свое особое место в новой России. За 100 лет Татарстан проделал огромный путь, чтобы стать центром притяжения для татар всего мира», — на этих словах ведущего на экране, сменяя друг друга, появлялись кадры татар из разных стран мира, которые пели татарскую народную песню «Ай, былбылым». Получился некий флешмоб, который уже в реальном времени, выйдя на сцену, поддержала приехавшая из Австралии Зуля Камалова.

Завершился концерт традиционно для таких мероприятий песней «Мин яратам сине, Татарстан» в исполнении мэтра Салавата. Особенно ярко в этот вечер прозвучал последний куплет, где в словах «я люблю тебя, Татарстан, за Тукая, за Сайдаша и за Джалиля» последнее имя Салават заменил на «за Ильгама», отдавая таким образом дань уважения ушедшему в начале этого года из жизни великому Ильгаму Шакирову, в честь которого и назван зал, где прошло вчерашнее торжество.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (269) Обновить комментарииОбновить комментарии
maximteregul
20.12.2019 08:14

1) Медаль заслуживает самый пожилой житель РТ. 2) Медаль заслуживает житель РТ с самым большим трудовым стажем. 3) Медаль заслуживают родители самой многодетной семьи РТ.

  • Анонимно
    20.12.2019 08:03

    вы можете ... а мы нет!

    • Анонимно
      20.12.2019 08:21

      Бабай гениальный политик
      Вывел Татарстан из унылой российской действительности на международный уровень

      • Анонимно
        20.12.2019 08:44

        Его продуктовые карточки здорово нас выручали во время студенчества в 1993-1998 годах
        Спасибо Бабай
        Мы Вас любим

        • Анонимно
          20.12.2019 08:51

          Да, трудное было время
          Бабай достойно провел Республику через это смутное время

          • Анонимно
            20.12.2019 10:11

            Достойно?! как человек, как политик? в чем достоинство этих двух категорий? тема для размышления.

            • Анонимно
              20.12.2019 10:25

              Всё забудется, памятники почти вечность

            • Анонимно
              20.12.2019 11:09

              Достойно в 90-е гг он себя вел. Достойно и ушел потом. Многие из тех, кто занимаются политикой, считают, что уходить нужно вперёд ногами. Уйти достойно и вовремя не каждому дано. Шаймиев это сделал красиво.

              • Анонимно
                20.12.2019 21:42

                11:09, в том-то и дело, никуда он не уходил. "уход" " по-татарски" - я ушёл и не ушёл.

            • Анонимно
              20.12.2019 11:11

              Многие эксперты сходятся во мнении, что 90-е гг были пережиты относительно мягко, в сравнении с другими регионами, во многом благодаря Шаймиеву.

            • Анонимно
              20.12.2019 11:51

              Отношение многих к "грандбабаю",видно из сплошных минусов на дифирамбах ему.Зная обстановку начала 90-х гг. ,считаю его главной заслугой,,что он сумел предотвратить межнациональные и межконфессиональные столкновения и ввод войск, для наведения порядка,а дело шло к этому.Кучка беснующихся провокаторов,из упертых нациков,разбежалась бы кто куда,от Риги до Стамбула,а досталось бы рядовым гражданам.

              • Пурхан
                20.12.2019 12:29

                Не корми нас баснями .Никогда Москва не допустила бы это .

              • Анонимно
                20.12.2019 12:30

                Вы бы пошли на столкновения? С кем и за что?

              • Рашид
                20.12.2019 14:37

                11:51 Один русский генерал с птичьей фамилией тоже на это надеялся аккурат перед Новым годом. Не случилось. Все пошло по другому... Потом другой инициатор трагедии со слезами просил прощения на камеру перед всем миром со слезами. Теперь проклинают их от Риги до Стамбула.) Все же нормально, живите как люди, зачем выковыривать из носа проблемы с ущемлениями русского языка допустим.

                • Буре
                  20.12.2019 15:00

                  Оправдывают свою плохую жизнь поиском мнимых врагов

                • Анонимно
                  21.12.2019 06:21

                  Не надо гнать " пурХу" с дивана, по невежеству как 12:29.или закаазную, как пара других комментюков. Обстановка была весьма драматическиой, а нацики, по придури или заказу обостряли ее. Войска были готовы к вводу,а тогда в окружении ЕБН ястребов хватало,один даже грозил привезти Шаймиев в Москву в железной клетке,видно про Пугачева начитался в детстве. Была проделана ювелирная работа по выстраивание отношений с центром, и даже из фразы ,берите суверенитета сколько сможете, сказанной явно под градусов, извлек пользу, умело совместимв интересы республики и центра на переговорах.

              • Анонимно
                20.12.2019 21:44

                11:51, ну да. Напугали Москву байрамовой и кучкой одурманенных националистов и привет. До него о байрамовой никто не и слышал.

          • Анонимно
            20.12.2019 11:11

            Да и его работа настоящая по возрождению Болгара и Свияжска тоже благое дело.

          • Анонимно
            20.12.2019 15:07

            Конечно не национальный вопрос, вы просто рвались к кормушке и старались хапнуть все что можно и не можно, в результате в списке Форбс.

            • Анонимно
              20.12.2019 15:23

              Как показало время правильно делали
              Иначе все было бы в лонданах а мы жили бы как в Кирове

              • Анонимно
                20.12.2019 15:49

                а если наоборот, все было бы в Кирове , а жили как в Лондонах? такой вариант в вашей, основательно зашлакованной стандартами, голове не укладывается?

              • Анонимно
                20.12.2019 21:46

                15:23 да вы так примерно и живёте, просто сами себя успокаиваете.

        • Анонимно
          20.12.2019 11:13

          Да у него богатейший опыт, развито чувство предвидения событий. И это только на пользу республике. Хорошо, что остался в качестве госсоветника.

          • Анонимно
            20.12.2019 13:44

            что он предвидел?

            • Анонимно
              20.12.2019 21:48

              13:44 ослабление российской государственности, возможность номенклатуре воспользоваться всем этим, причём безнаказанно, перспективы самозахвата инфраструктуры, возведённой на территории автономии всем Союзом.

      • Анонимно
        20.12.2019 08:45

        Всем больше становиться похожим на уважаемого Леонида Ильича. Медальками обвешивается

        • Анонимно
          20.12.2019 21:48

          08.45, ах, если бы он ушёл на заслуженный отдых, мы бы ему все ордана и медали мира подарили.

      • Анонимно
        20.12.2019 08:49

        уверяю вас, что это стечение обстоятельств, по множенное на природную хитрость, именно хитрость, а не мудрость, кроме того, этот человек активно использовал самые неблаговидные приемы в политической борьбе, если вы помните его фееричное "переобувание" в короткий промежуток времени обозначенный как "путч", а это свидетельствует о слабости, беспринципности и даже трусости

        • Анонимно
          20.12.2019 11:17

          Природная хитрость в политике мало чем отличается от мудрости. Это не недостаток. Если бы не переобулся, республике было бы сложнее.

          • Анонимно
            20.12.2019 11:45

            учения древних философов вам в руки. там разъяснено как человек влияет на политику, а политика на человека и что такое ответственность. Про хитрость, как уникальный аспект психологии человека, не говорится.

            • Анонимно
              20.12.2019 13:46

              Он играл на сепаратизме. На войне в Чечне. На национальных настроениях. Дескать он что-то решает в этом плане.

              Но за 30 лет татарский язык мы так и не выучили

            • Сто лет вставания с колен -
              Историческая дата.
              Начинали с перемен,
              Пришли к точке невозврата.

              Справят шумно юбилей
              И наступят будни.
              Те, что будут для людей
              Большинства паскудны.

        • Анонимно
          20.12.2019 11:42

          Бред не пиши, М. Шаймиев был главным в заключении нового союзного договора, он твёрдо выступил против незаконных действий т.н. "путчистов"

          • Анонимно
            20.12.2019 12:05

            союзный договор - это вы о чем??? о декларации суверенитетов, который был детищем Беловежского соглашения, абсолютно нелегитимного и преступного договора. Так до этого он высказал полную и безоговорочную поддержку ГКЧП, а перед этим Горбачеву, а после этого Ельцину. Диаметрально противоположные решения. Где истина? где лицо нашего кормчего? О, да, забыл на обложке журнала Форбс

            • Анонимно
              20.12.2019 12:23

              Тень на плетень не наводите, события развивались диаметрально противоположно вашим домыслам.
              Мы то помним, у нас с памятью все нормально.

              • Анонимно
                20.12.2019 12:43

                Память иногда играет с нами в прятки. Включайте аналитическое мышление, основываясь на фактических данных

                • Анонимно
                  20.12.2019 13:00

                  Хронолгия известна


                  союзный договор хотели заключить 21 августа 91 года.

                  беловежские соглашения в декабре 91 года..
                  то есть союзный договор не следует из беловежья

                  • Анонимно
                    20.12.2019 13:36

                    так и я о том, союзный договор - это предложение Горбачева, Беловежское - Ельцин, ГКЧП - Янаев и всех в короткий промежуток времени поддержал МШ...

                  • Анонимно
                    20.12.2019 13:49

                    что сделал Шаймиев для сохранения страны?

              • Анонимно
                20.12.2019 12:59

                Не ошибается тот кто ничего не делает
                Молодец Бабай
                Поддерживаем

                • Анонимно
                  20.12.2019 13:29

                  кроме тебя никто неподдерживает бабая молодцем называть никто кроме тебя не будет

                  • Анонимно
                    20.12.2019 13:52

                    Весь народ Татарстана за Бабая
                    Выборы это показывали
                    А кто вы? Из Татарстана ли?
                    Сколько вам платят за грязь
                    Душу продали за 30 Серебренников
                    Человек без родины и флага

        • Анонимно
          20.12.2019 12:30

          Природная хитрость или неприродная значение маловажное, факт то, что Республику он вытащил из той грязи, в которой она прозябала при союзе. Не было ни дорог, ни мостов, ни газа, столица была вся в трущобах.
          Что для французов Наполеон, для американцев Вашингтон, для немцев Бисмарк, тоже самое для нас Шаймиев.

          • Анонимно
            20.12.2019 13:15

            12:30. всех в одну кучу - и диктаторов, и реформаторов, и императоров))) Это следствие не знания материала по мировой истории, я не говорю о новейшей истории РФ и РТ в частности.

          • Анонимно
            20.12.2019 13:23

            Суверенитет поменял менталитет людей
            И это главное
            Спасибо Бабай

            • Анонимно
              20.12.2019 13:53

              ментальность не поменялась - мы также рассчитываем на царя-батюшку и хорошего хозяина. поменялись приоритеты. на первый план вышли материальные ценности.

              • Анонимно
                20.12.2019 23:51

                Татары никогда не рассчитывали ни на какого "царя-батюшку", они всегда полагались только на себя. В этом коренное отличие ментальности татар и русских.

      • Анонимно
        20.12.2019 11:39

        Да, М. Шаймиев поднял нашу Республику очень высоко, спасибо ему от всего сердца, цвети наш родной Татарстан, расцветай дальше наша красавица Казань, всем завидующим совет - идите и работайте, работайте так как работает Р. Минниханов, как вся наша Республика!
        Прекрасный обзор, БО - всегда самая лучшая аналитика.

        • Анонимно
          20.12.2019 12:15

          никуда никто нашу татарию никто не подымал

          • Анонимно
            20.12.2019 13:56

            39 место по зарплатам
            и самое недоступное жилье в России

            освоение федеральных денег на Универсиаду, ЧМ, всякие там прочие ворлдскилзы

            • Анонимно
              20.12.2019 14:19

              1 место среди тех у кого нет региональных надбавок
              Жильё дорогое значит есть спрос
              В Магадане Дешевое, едь туда
              Федеральные- это наши, Татарстан отдает 85%, 850 миллиардов в год

      • Анонимно
        20.12.2019 12:58

        В последнее время этот тренд дурнопахнущий все более усиляется. Уже приходят мысли уезжать отсюда , хотя бы ради детей.. отсюда, где мои предки живут с конца 17 века.. Ничего не меняется, а наоборот..

        • Анонимно
          20.12.2019 13:31

          Это ответная реакция на великодержавный шовинизм в отношении нерусских народов

          • Анонимно
            20.12.2019 13:53

            Угомоните своих артеменок и щегловых и в Татарстане опять будет мир и порядок

            • Анонимно
              20.12.2019 14:16

              что значит опять?
              Никогда вражды и не было.
              Сначала монголы пришли - русские отхватали, потом русские пришли - монголы отхватили. Все по честноку. С тех пор мирно живем.

            • Анонимно
              20.12.2019 14:19

              13.53
              Правильно
              Поддерживаю

        • Рашид
          20.12.2019 13:59

          12:58 Тебе вот хорошо, есть куда ехать. Мои с 14 века здесь в смраде живут, а ехать некуда, везде смердит одним и тем же... Ничего не меняется. Все двигается по кругу.

      • Анонимно
        20.12.2019 21:41

        08.21, да, на новый уровень о-о-щ-щень хорошей жизни, правда, не для всех. Но, судя по вашему комменту, вы- в числе удащливых. Да, очень скоро, вновь в "унылую российскую действительность". Билеты в аэропорту ещё есть.

      • Анонимно
        20.12.2019 22:29

        Ясно и доступно, главное мудро излагает Бабай, молодец. Уфимский постоянный читатель, более 14 лет уже.

    • Анонимно
      20.12.2019 08:27

      08.03 из какой области пишите?

      • Анонимно
        20.12.2019 09:30

        Из Самарской
        А что?

        • Анонимно
          20.12.2019 10:03

          хотел узнать из какой области "не могут"

          • Анонимно
            20.12.2019 10:29

            Завидуем Татарстану
            Хорошие у вас руководители

            • Анонимно
              20.12.2019 10:40

              Да, лучше, чем во многих других регионах РФ.
              Уж извините за правду.

              • Анонимно
                20.12.2019 11:44

                Спасибо за объективную оценку, не обращай внимание на минусующих ненавистников Татарстана, мы идём только вперёд!
                Без булдырабыз!

                • Анонимно
                  20.12.2019 12:03

                  и приглашаем с собой всю Федерацию

                • Анонимно
                  20.12.2019 12:06

                  11.44 просто удивительно, сколько этих минусаторов. Ведь объективно, что Татарстан является передовым регионом и мы действительно-можем и умеем!

                  • Анонимно
                    20.12.2019 12:21

                    Плюй на них, они не остановят наше движение вперёд!

                  • Анонимно
                    20.12.2019 12:46

                    как там в "Женитьбе Бальзаминова". "По татарски - ёк, а по русски - нет ни шиша. Вам что ни дай, все будет хорошо!"

                • Анонимно
                  20.12.2019 12:16

                  один шаг вперед СТО ШАГОВ НАЗАД вот ваш путь


                  жить в казани в татарии!! хуже всех в РФ

                • Анонимно
                  20.12.2019 20:05

                  Наивный

    • Пурхан
      20.12.2019 12:27

      Политбюро и окружение не меняется никогда .

    • Анонимно
      20.12.2019 22:47

      Националистические тренды? опять?

  • Анонимно
    20.12.2019 08:07

    Могут они. Конечно. Все предприятия у них. Уже смогли

    • Анонимно
      20.12.2019 08:45

      А у кого они должны быть и где подобное реализовано?
      Поделитесь

      • Анонимно
        20.12.2019 08:53

        Они должны были быть как минимум в собственности правительства республики, либо должно было быть проведено IPO по продаже акций всем желающим на бирже.

        • Анонимно
          20.12.2019 10:13

          Где это реализовано в практике?
          В России?
          Расскажите нам
          Теория красива, а на практике как?

        • Анонимно
          20.12.2019 12:08

          08.53 откройте глаза, по всей России тоже самое, все принадлежит друзьям,товарищам и т.д. одного деятеля. Даже налог с грузовиков платим одному из его друзей!

          • Анонимно
            20.12.2019 13:16

            И что от этого эти местные честнее и справедливее становятся?
            Такие же как и все остальные олигархи присвоившие госсобственность.

          • Анонимно
            20.12.2019 22:01

            12:08, там хотя бы "родным" языком не мучают, и работа есть для людей, а у нас, в кишлаке нашем - только для удащливых и своих из деревни, а для простых - клининг, маркетинг в магазине и на рынке. Всё.

        • Анонимно
          20.12.2019 12:47

          Вы слишком хотите идеализировать всё. Не все так просто, как вам кажется. Относительно иных регионов у нас хоть не было залоговых аукционов и многие предприятия сохранены, а не обанкрочены как повсюду. А в чьих они руках это уже вопрос философский при данной системе.

          • Анонимно
            20.12.2019 13:01

            Потому и живем хуже чем в России раз для вас эти вопросы философские

            • Анонимно
              20.12.2019 13:32

              4 место в России по качеству жизни
              Это разве хуже?

              • Анонимно
                20.12.2019 14:17

                4 место это в больных фантазиях. Как можно с 39 зарплатой и самым недоступным жильем быть на 4 месте по качеству жизни?

          • Анонимно
            20.12.2019 13:17

            Перихватизация химического комплекса и является практически теми же самыми залоговыми аукционами, когда без денег была присвоена кучкой госсобственность.

            • Анонимно
              20.12.2019 15:33

              КАкая прихватизация!!!! ТАИФ акционерное общество, Татнефть тоже, Танеко, КАМаз и прочее.

              • Анонимно
                20.12.2019 15:59

                тяжко общаться с тем, кто не понимает элементарные механизмы образования АО

              • Анонимно
                20.12.2019 22:04

                15:33, ну, раз и ТАИФ и пр. АО - вам и карты в руки. Попробуйте в таиф, к примеру, на работу устроиться.

    • Анонимно
      20.12.2019 11:51

      08:07.Вы бы хотели чтоб у Москвичей было? А я нет, т.к. от местных хоть что то перепадает и Татарстанцам.

    • Анонимно
      20.12.2019 12:32

      А где они , предприятия, не у них. Приведите примеры, плизз.

  • maximteregul
    20.12.2019 08:14

    1) Медаль заслуживает самый пожилой житель РТ. 2) Медаль заслуживает житель РТ с самым большим трудовым стажем. 3) Медаль заслуживают родители самой многодетной семьи РТ.

    • Анонимно
      20.12.2019 08:46

      Ну трудового стажа я думаю у него достаточно
      Столько лет, до сих пор работает
      Заслуженно

      • Анонимно
        20.12.2019 10:39

        В 28 лет получил орден Ленина
        Слабо Максим?)
        Сколько вам лет?

        • Анонимно
          20.12.2019 12:36

          мой сослуживец в 19 лет в афгане орден Ленина получил, и что?

        • Анонимно
          20.12.2019 13:01

          В советское время просто так орденов не давали
          Круто
          Молодец

        • Анонимно
          20.12.2019 22:08

          10.39, и что, мой дед такой в войну получил

    • Анонимно
      20.12.2019 21:11

      А многодетным за что?
      За легкомыслие?

  • Анонимно
    20.12.2019 08:14

    Грандфорбсбабай

    • Анонимно
      20.12.2019 08:29

      Форбс в Москве более 100 человек с кучей паспортов и гражданств

      и куда 75% налогов Татарстан отправляет

    • Анонимно
      20.12.2019 08:56

      Лучше пусть будет у Бабая и работает на Республику чем затырено в лондонских закормах различных мастей абрамовичей

      • Анонимно
        20.12.2019 09:59

        С чего вы взяли, что что-то работает на республику? Скорее наоборот. А основной бизнес абрамычей и не уезжал из РФ. Увы, до Сибири из Лондона скважину не пробуришь)

        • Анонимно
          20.12.2019 10:31

          Татарстан на 4 месте в России по качеству жизни
          Это результат того что предприятия Республики работают на Татарстан

          • Анонимно
            20.12.2019 10:40

            Все правильно сделал Бабай
            Молодец

          • Анонимно
            20.12.2019 11:55

            Это результат того, что в РТ есть нифть.

            • Анонимно
              20.12.2019 13:04

              В России добывают 550 миллионов тонн нифти
              Из них в Татарстане только 30
              Еще раз, уголь, золото, лес, вся таблица Менделеева

              Где все это?

              Почему только в Татарстане нифть работает на людей?

              Думать не пробовали?

              • Анонимно
                20.12.2019 13:32

                нефть в татарстане н а людей не работает

                НВЕКРИ автор коммента от 13:04

                • Анонимно
                  20.12.2019 13:55

                  Не нервничай так 13.32))
                  Сила в правде
                  Не суетись
                  Приводи факты, аргументы

            • Анонимно
              20.12.2019 22:22

              11:55, это результат того, что у нас коррупция и беспредел на государственном уровне.

          • Анонимно
            21.12.2019 00:24

            10:31, фабрики "Заря" нет, конфеты привозим из соседней Чувашии и Самарской области, фабрики "Холод", выпускавшей самое лучшее мороженое в Казани и не только - тоже нет, сахарные заводы из прибыльных вдруг превратились в банкротов и т.д.

            • Анонимно
              21.12.2019 15:57

              Это, может, вы употребляете чувашские и самарские конфеты, а я ем только швейцарский и бельгийский шоколад.

        • Анонимно
          20.12.2019 12:11

          09.59 здесь только производство, а все финансы в Лондоне и офшора. Так что вам в Сибири только кирка и лопата от Абрамовичей.

          • Анонимно
            20.12.2019 12:43

            Представьте доказательства автор поста 12:11..
            а пок а ваши слов ана 100% вранье наглое и бесттыжее

            • Анонимно
              21.12.2019 00:02

              Председатель Комитета Совета Федерации Виктор Бондарев сообщил, что с 2000 по 2017 год, по независимым оценкам, из страны незаконно вывезено более 430 миллиардов долларов США.

              https://www.pnp.ru/economics/skolko-deneg-nezakonno-vyvezli-iz-rossii.html

    • Анонимно
      20.12.2019 12:46

      ".... без разрешения Москвы мы не могли устанавливать даже жирность творога»
      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://kam.business-gazeta.ru/article/450903

      Как будто сейчас творог стал у нас жирным... Да он стал еще более нежирным (его даже и творогом нельзя назвать), но зато более дорогим по цене. Прошли уже времена "молочных рек и кисельных берегов" - сейчас время "ни молока, ни шерсти"... одни "рога и копыта"... А жирный творог сейчас у кого?! Совершенно верно - у удащливых.

      • Анонимно
        20.12.2019 22:28

        и правильно, Москва воровать не давала.

      • Анонимно
        21.12.2019 08:18

        12:46
        Да! Жирный творог - у удащливых! Самое интересное, что у НИХ он НЕ считается вредным продуктом. Это НАМ твердят, что можно есть только капусту и овес - остальное, мол, вредно для организЬма.

      • Анонимно
        21.12.2019 14:24

        Молочные реки и кисельные берега направил к себе Мингазов... Разве такое возможно было в СССР?

    • Анонимно
      20.12.2019 12:50

      Иронизируем да, ну, ну. Можете и далее иронизировать, но роль бабая в нашей истории реально грандиозна.

      • Анонимно
        20.12.2019 13:02

        Нет мы сарказм проявляем роль бабая несущественна.вопрос ПиАр и не более не вотрете вы уши народа свою брехню цену знаем ивам и ему

        • Анонимно
          20.12.2019 13:33

          Бабай еще в 28 лет орден Ленина получил
          А вы?
          Кто вы такой что бы давать ему оценку?))

      • Анонимно
        23.12.2019 15:18

        "Грандиозна" давайте возьмем синоним который будет звучать более уместно и приземленно. Его труд на "БЛАГО" Республики Татарстан с лихвой ему оплачен как с финансовой стороны обеспечив безбедное существование его и его родственников на лет 100 в перед как минимум, так с исторической. Ах да 4-ое место в РФ по уровню жизни, аж гордость берет зарплата на заводе Камаз 25т.р. у мужика литейщика, гордимся и аплодируем стоя. Собственно это еще неплохая зарплата для завода.

        • Анонимно
          23.12.2019 16:16

          Ваши аргументы бесспорны, здесь доводов против не приведешь. Но опять же, у кого какие приоритеты. Для меня важно, что он один из затхлых, социально-деградирующих регионов в СССР вывел на передовые позиции.
          А что, другие главы тоже сыночков и внуков не обеспечили что ли. Обеспечили, но и регионы развалили.
          Ежу же понятно, что он сыновей своих, да и не только он, на трактор или комбайн не посадит, а внучку дояркой.

  • Анонимно
    20.12.2019 08:30

    Мин яратам сине, Татарстан.

    Я люблю тебя мой Татарстан!!!

  • Анонимно
    20.12.2019 08:33

    Вот господа-эфенди и отделились от народа, устроив праздник
    для себя и о себе.

    • Анонимно
      20.12.2019 14:09

      Герой Труда Российской Федерации (25 апреля 2017 года) — за особые трудовые заслуги перед государством и народом[15]
      Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (19 января 2007 года) — за выдающийся вклад в укрепление российской государственности и социально-экономическое развитие республики[16]
      Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (17 января 1997 года) — за большой личный вклад в укрепление и развитие российской государственности, дружбы и сотрудничества между народами[17]
      Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (6 февраля 2010 года) — за большой вклад в социально-экономическое развитие республики и многолетнюю добросовестную работу[18]
      Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (14 января 2014 года) — за большой вклад в подготовку и проведение XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в городе Казани[19]
      Орден Ленина (1966 год)[20]
      Орден Октябрьской Революции (1976 год)[20]
      Орден Трудового Красного Знамени (1971 год)[20]
      Орден Дружбы народов (1987 год)[20]
      Медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга» (2003 год)
      Медаль «В память 1000-летия Казани» (2005 год)
      наградной пистолет ПМ (20 января 2002)[21]
      наградное холодное оружие — именная сабля «Восточная» (реплика иранской сабли «шамшир» XVI века)[22];
      Орден «За заслуги перед Республикой Татарстан» (2010 год)[23]
      Медаль «В ознаменование добычи трехмиллиардной тонны нефти Татарстана» (2007 год)
      Орден «Честь и слава» II степени (Абхазия, 2003 год) — за значительный вклад в укрепление мира и дружественных отношений на Кавказе и активную помощь и поддержку Абхазии[24]
      Государственная премия мира и прогресса Первого Президента Республики Казахстан (2005)[20][25]
      Почётный гражданин Казани (2005 год)[26]
      орден почета «Аль-Фахр» первой степени (июнь 2005 г.)[27]
      Международная премия короля Фейсала (Саудовская Аравия) — «за вклад в возрождение исламской культуры». (2007 год)[28]


      Награды Бабая говорят сами за себя
      Такие люди рождаются раз в 100 лет

  • Анонимно
    20.12.2019 08:34

    готовились к встрече президента вице-премьер республики Лейла Фазлеева и министр культуры Ирада Аюпова. Особенно гармонично смотрелась в своем наряде лилового цвета шеф культурного ведомства — ее образ выглядел законченным, благодаря калфаку в тон платья.

    Лэйле Фазлеевой не хватает калфака на голове, чтобы национальный костюм был законченным, портной взять на учёт.

    • Анонимно
      20.12.2019 13:11

      Клоуны. Кстати, почему не видно русских национальных костюмов на присутствующих? Или, например, чувашских? Или 100-тие празднуют только татары?

  • Анонимно
    20.12.2019 08:39

    Таджуддин со встречным вопросом к модератору и, пожелав всем счастья, напомнил, что каких-то 40 лет назад в Татарстане было всего 15 мечетей, сейчас — 1,5 тысячи.

    Альхамдуллях по воле Всевышнего в РТ сегодня построено 1500 мечетей, РИУ и Центр Корана Рашида всенародным муфтием РТ Гусман Хазратом, но среди ВИП гостей его почемуто не видно.

  • Анонимно
    20.12.2019 08:39

    Красавицы БАБАЯ! Долгих лет жизни....

  • Анонимно
    20.12.2019 08:39

    Да, матур апалар. Одна из Узбекистана, другая из Кыргызстан, но в душе они татарочки. Татарочки, которые забыли пригаласить потомков великих деятелей культуры, которые служили Татарстану более 60 лет.

    Позор, Вам Лейла и Ирада!!!

  • Анонимно
    20.12.2019 08:42

    Да, организаторы явно не забыли про себя. И платья сшили, наверно из бюджета мероприятия выделили средства, ведь они элементы праздника.

    А депутатов, которые принимали конституцию, суверенитет забыли да????
    А деятелей культуры???? Их потомков, которые пытаются сохранить наследие, но благодаря министру революционеру все идёт под ноль.

    Браво браво, кызлар!!!

    • Анонимно
      20.12.2019 08:53

      Все это еще будет
      Основные празднования впереди
      Не волнуйтесь

      • Анонимно
        20.12.2019 13:42

        Волнуемся! Начали как-то через одно место.

      • Анонимно
        20.12.2019 13:43

        Волнуемся шул! За культуру волнуемся. За революционершу волнуемся.

  • Анонимно
    20.12.2019 08:44

    Как тяжело отойти от власти и кормушки

  • Анонимно
    20.12.2019 08:46

    Как же прекрасны в этих национальных одеяниях вице-премьер Лейла Фазлеева и министр культуры Ирада Аюпова! Необходимо срочно ввести дресс-код в государственных учреждениях республики, чтобы все женщины носили аналогичную одежду! Татар хатын-кызлары горурланалар Фазлеева хэм Аюпова белэн! Без булдырабыз!

  • Анонимно
    20.12.2019 09:01

    что чувствуют незаслуженные "герои", находясь в одном ряду с настоящими

  • Анонимно
    20.12.2019 09:05

    сами себя наградили. сами себя похвалили. как всегда.

  • Анонимно
    20.12.2019 09:07

    А что другие жители Татарстана не достойны награды? Все только удащливым? ВСЕХ наградить кто рожден в ТАССР и никогда не покидал Татарстан!

  • Анонимно
    20.12.2019 09:24

    С наступающими!

    И с Новым 2020 годом.
    И со 100-летием образования ТАССР.

    Из песни слов не выкинешь.

    Кто старое помянет - тому глаз вон.

    А кто забудет - тому оба.

  • ПанАлекс
    20.12.2019 09:33

    Суверенитет бабаю и его иносоветникам нужны были только для того, чтобы в 92-93гг через один банк в РТ и, рейдерски захваченную ассоциацию ТАН у Шашурина, огромные активы и денежные средства СССР в несколько раз большие чем бюджет РФ и в десятки раз большие чем бюджет РТ. Населению РТ от этого ничего не досталось. Наоборот, их так же, как и всех граждан СССР ограбили на огромные суммы. Вот откуда и гарантии неприкосновенности (придворные олигархи в Москве давно бы все отжали) и Форбс.
    Вот даже сейчас гарантия непопадания в санкционные списки.

    • Анонимно
      20.12.2019 23:01

      09.33, а Шашурина потом посадили, ещё раз - задолбал местную элиту своими депутатскими запросами и борьбой с коррупцией.

  • Анонимно
    20.12.2019 09:48

    Ленин создал СССР как конфедерация племен. Из чего делаем вывод: он не был государственным деятелем.

    • Анонимно
      20.12.2019 10:30

      Когда в 1920 г. международные марксисты-террористы во главе с Лениным и Троцким, чтобы удержаться у власти, расчленяли Россию по национальному признаку, создавали территориальные "национальные" образования, никакого СССР ещё и в помине (планах) не было.
      Была РСФСР - её Ленин и Троцкий и расчленяли - "в составе", правда.

      А закрепившись во власти марксисты Ленин и Троцкий и их последователи вырезали всех националистов, в том числе и мусульманских коммунистов во главе с марксистом Султан-Галиевым.

      Об этом хорошо сказал Президент - его слова процитированы в вышеизложенной статье.

      • Анонимно
        20.12.2019 11:38

        Логика где? Расчленяли РСФСР, а распался СССР Причем по национальному признаку?

        • Анонимно
          20.12.2019 19:00

          Логика очень простая - в 1920 году марксисты Ленин и Троцкий расчленяли РСФСР по национальному признаку.

          В 1922 году создали СССР по национальному признаку.

          Вв 1991 году СССР распался по национальному признаку.

          Логику чувствуете?
          Или хотя бы ощущаете?

          • Рашид
            20.12.2019 19:36

            19:00 Подумай над причинами такого расчленения для понимания сути. Возможно всплывет логика.)

            • Анонимно
              20.12.2019 20:58

              Уже, уважаемый "Рашид" до Вас подумали.

              США, например, построено по территориальному признаку.
              И Китайская Народная Республика тоже.

              Как только в США штаты разделят по национальному признаку, то сразу же начнется кровавая Гражданская война - проверено в Истории не раз.

              И так - по территориальному, а не национальному признаку - построены и остальные успешные федерации.

              • Рашид
                20.12.2019 23:02

                20:58 Их это устраивает значит. А Татарстану это в таких условиях пока не требуется. Есть страны и по национальному и территориальному признаку, к раздорам это никакого отношения не имеет. История показывает что раздоры начинаются там где принципы демократии воспринимаются не из условий справедливости, а по принципу большинства. Ну и канеш крылатое по Высоцкому хитрость жадность и предательство... Когда чужое всегда кажется слаще.)

              • Анонимно
                21.12.2019 00:14

                \\США, например, построено по территориальному признаку.
                И Китайская Народная Республика тоже\\ - Вообще-то, в КНР есть Синьзян-Уйгурский автономный район, площадью в
                1 665 000 км² и населением в
                21,81 миллиона (2010 г.) человек.
                В США имеются вполне национальные (индейцы считаются суверенными нациями!) индейские резервации обладающие всеми правами штатов.
                https://www.golos-ameriki.ru/a/native-americans-facts-2010-12-01-111148259/190896.html

                • Анонимно
                  21.12.2019 23:32

                  21.12.2019 00:14
                  В Китае ПЯТЬ автономных районов!
                  Кроме СУАР, еще есть, Тибет, Внутренняя Монголия, Нинься-Хуэйский, и Гуанси-Чжуанский автономные районы!

              • Анонимно
                21.12.2019 08:27

                Война, как раз, случилась по территориальному принципу: Север- Юг, и экономическому: с/х Юг против промышленного Севера.

  • Анонимно
    20.12.2019 10:10

    Кинәндердегез инде телсез дә калдырдыгыз

  • Анонимно
    20.12.2019 10:16

    Похоже сознательно начали смешивать столетие Советской Татарии и Республики Татарстан.
    Идёт подмена одного другим, в текстах, в выступлениях, поздравлениях.

    • Анонимно
      20.12.2019 11:17

      Можно с Вами согласиться только в том, что ТАССР разительно отличается от Казанской губернии, а РТ также разительно отличается от ТАССР.

      В остальном трудно согласиться - это не "сознательное", а "смешение" от безграмотности и малой образованности.
      С элементами политической прозорливости.
      Что, впрочем, одно другому не мешает.

      В Москве также "смешивают" Российскую империю, СССР и РФ.

      А что делать?
      Логику отменили в школах ещё в 1960-х годах.

      А создатель РСФСР, ТАССР и СССР в Симбирской гимназии в 1887 году получил по "логике" четверку - единственную в аттестате.
      А из Императорского Казанского университета Володю Ульянова вообще выгнали за неспособность к обучению и террористическую деятельность - захватил с подельниками главное учебное здание Университета и удерживал его до подхода полиции и войсковых подразделений.

      Такой вот он был создатель ТАССР.



      • Анонимно
        20.12.2019 11:57

        Логику в гимназии володе ульянову не преподовали

        четверка у него по закону божьему.

        Республик утатарстан создал народ без ленина и троцкого

        • Анонимно
          20.12.2019 17:40

          Сплошное, извините, вранье - причём наглое.

          Или, извините, невежество - причём дремучее.

          • Анонимно
            20.12.2019 19:06

            Совершенно верно - 20.12.2019 11:57 - "врёт и не краснеет" - профессионал, похоже.

            В гимназии В.Ульянову логику преподавали и он получил по ней 4 (четверку).

            По Закону Божьему В.Ульянов получил 5 (отлично).
            Хотя еще в средних классах сорвал в шеи крестик и выкинул его в кусты.

            Позднее - став диктатором - Ульянов-Ленин стал воинствующим Б-гоборцем и у него руки по плечи в крови не только рабочих, крестьян, учёных, инженеров, дворян, купцов, но и религиозных деятелей - мулл, попов, раввинов и др.

  • Анонимно
    20.12.2019 10:16

    Праздник на празднике каждый день а на коляски инвалидам денег нет , и те что были сперли !!!

  • Анонимно
    20.12.2019 10:30

    Эх бабай бабай картаясын. Уже открыто признаешь что пришло золотой век чуть не коммунизм. Да это так но только Вам вашим детям и для приближенных. А мы работаем на 15 тыс руб получаем пенсию 9 тыс рублей. Нам далеко до коммунизма.

    • Анонимно
      20.12.2019 10:42

      А где вы умудряетесь за 15 тысяч работать?))
      Вам похоже просто деньги не нужны

    • Анонимно
      20.12.2019 16:31

      Вы не путаете? Точно работете или на работу ходите? Все знакомые кто хорошо работают хорошо и зарабатвают.

  • Анонимно
    20.12.2019 10:34

    Бабай молодец
    Татарстан алга!

  • Анонимно
    20.12.2019 10:43

    Такова жизнь - пряников на всех всегда и во все времена не хватало...

    Об этом ещё пел бард Булат Окуджава в советские времена.
    А уж ему то пряников вроде достаточно досталось.
    И то не хватало...

  • Анонимно
    20.12.2019 10:45

    Скорее бы наступил золотой век для простых татарстанцев. Согласны даже на серебряный век. Или пока в крайнем случае на среднюю по стране зарплату около 50 тыс. р. Интересно квота на медали намного больше чем к 1000-ю Казани?

  • Анонимно
    20.12.2019 10:57

    как только вижу в хедлайне фотографии "сильных мира сего" автоматически перехожу в комменты, даже не открывая статьи

  • Анонимно
    20.12.2019 11:18

    Вручили как то Брежневу очередную звезду Героя.
    Он, проходя вдоль шеренги членов Политбюро, остановился и указывая на награду пальцем, важно сообщил:
    - Вот. Заслужил.

    • Анонимно
      20.12.2019 12:23

      полковник Брежнев Л.И. был тяжело контужен в НОвороссийске

  • Анонимно
    20.12.2019 11:43

    Таджуддин пожелал Татарстану дожить до Судного дня.

    МСЗ пообщали начать строить в 2020 году, думаю доживет...

  • Анонимно
    20.12.2019 12:00

    Как дети, ей Богу !

  • Анонимно
    20.12.2019 12:12

    ВО первых.
    Ленин государственный деятель.

    Не он разрушил Российскую империю.
    А николай второй. Который отрекся от престола( ну обычное дело) но вот не обычно, отрекся он в пользу своего сына.
    Таков Династический кодекс был.
    И все. Если бы николай ограничился бы этим.Страна бы уцелела.
    Принесла бы присягу новому царю и все.
    Но нколай отрекся и за своего сына.
    На это по Династичскому кодексу права не имел.
    Результат.Брат николая Михаил не мог вступить на престол,не нарушив династичский кодекс..Потому был вынужден отказатьс яот такой сомнительной чести

    Результат население огромной страны СТАЛО СВОБОДНЫМ ОТ ПРИСЯГИ ЦАРЯМ

    и понятно стало определяться сообразно своей идентичности..и летом семнадцатого года органы национальны стали образовывать повсеместно. И впольше, и в белоруссии и на украине и в поволожье ив сибири..и на кавказе.

    средняя азия уже в 1915 году подняла огромное восстание против царя, басмаческое восттание

    и воевало против москвы до конца 30х годов.
    Ленин же обманул народы , предоставив тип аправо на самоопредление но в рамках ссср..
    ивсе в закавказьеввел войскав 22 году украину белоруссию усмирил ввел войска...





    и всё...татарстан образовал ТАССР после татаро башкирской републики

    татары и башкиры не зналирозни в 1 8 году.. посорили их большевики и весьма мудро поступили раздробив братский союз...вечно интелегенты нацоналы будут грызстся между собой

    и фиг сними сепаратистов меньше.

    праздник номенклатуры. не праздник народа

  • Анонимно
    20.12.2019 12:19

    Кстати ; медали к началу этих торжеств изготовлены в нашей республике - в Казани, проучили очень высокую оценку за качество исполнения

  • Анонимно
    20.12.2019 12:21

    Образована не ТАССР, а Автономная ТССР, как это написано в постановлении ВЦИК СНК ,и это слово не случайно было первым ,ибо соответствовало планам Ленина,Сталина и тогдашних руководителей республики. Потом,очень многое изменилось. Надо, внимательнее изучать, опубликованные документы,чтобы избежать разночтения и разнопонимания события.

  • Анонимно
    20.12.2019 12:22

    хотелось бы товарищей чиновников которые радуются, несколько просветить

    эти товарищи всерьез считают что чиновники ПЕРВИЧНЫ. отностельно народа.
    И то что люди, народ без них непроживет
    Потому так серьезно празднуют вот это событие

    Господа товарищи все деньги в государстве это деньги народные, в том смысле уплаченные народом иных денег нет
    Даже природная рента по сути деньги народа.

    И потому у на свсегда хватит денег ичтобы строить дороги строитьдома и уплатить за учебу если бы мы неплатили вам налоги

    тепло вода, это к государств уотношения не имеет.

    МЫ ужеплати 100% стомости этих услуг..Нам не нужны кстати прокладки УК чтоб ыплатить поставщикам воды и электричества, тепла

    УК нужны чтобы дворники работали.И то.....

    УК нужны чтобы содержать дом ремонтировать его крышу чинить ивсё...


    вообщем товарищи в ы вторичны все. НАРОД ПЕРВИЧЕН ПО ОКНСТИТУЦИИ РФ именно он носительправа в РФ и источник права

    • Анонимно
      20.12.2019 12:42

      кстати дворников жильцы могли бы сами нанимать оофрмит дворника самозанятым ивсе..иплатить ему напрямую сообразно тому ка работает то есть из счет факты денежкинапрямую дворникам вот было бы здорово исами обошлись а чиновники ВТОРИЧНЫ


      ненужны

      кстати вот зачем нужен паспорт?

      во многих странах паспорто внет...оофрмлятьайди проще и быстрее Нокакова структура какие тма людиважные сидят ивсех мы кормим....зачемминспорта? зачем ростуризм? зачемминкультуры?? минмолодежи?!

  • Анонимно
    20.12.2019 12:40

    Каким образом относится к Татарской автономной Советской Социалистической Республике рабочих и крестьян нынешнее действо? У нас давно капитализм, дикое расслоение на сверхбогатых и простой народ, когда все советское отринуто и порицаемо?

    • Анонимно
      20.12.2019 13:05

      потому что все сверхбогатые вышли из советских пархоз актива.

      потому и праздник, все они из прошлого

  • Анонимно
    20.12.2019 13:06

    Наш любимый Бабай
    Живите долго
    Мы любим вас
    Людмила
    Заинск

  • Анонимно
    20.12.2019 13:16

    Краткий повтор не пропущеного. Все дифирамбы грандбабаю заминусовали. Но у него есть одна и главная заслуга: в смутные 90-е, когда на улицах бесновались нацики,и была реальная угроза межнациональных столкновений,а радикалы были с обоих сторон,он сумел прелотвратить ввод войск, и утихомирил протвоборствующие стороны. Все остальное происходило на основе договоренностей с центром, и даже злополучная фраза ЕБН брать суверенитет сколько сможете, была использована разумно.

    • Анонимно
      20.12.2019 13:35

      Бабай умный, по острию ножа провел Татарстан
      Дипломат

      • Анонимно
        20.12.2019 13:52

        ПО отсрию ножа бабай не проводил.. проум сказать нечего только в вашем воображении
        НЕ НАДО ВРАТЬ КОЗЮЛЬСКИЙ!(С)

    • Рашид
      20.12.2019 13:52

      13:16 Говорить об успешности в такой ситуации по меньшей мере некорректно. Нет языка - нет народа. Татары исчезают. Какая заслуга и перед кем...? Показатели именно в этом вопросе главные критерии успешности любого руководителя республики. Иначе все теряет смысл, буквально и сама республика с его многочисленными руководителями. На их месте не следовало бы так широко улыбаться по поводу и без...

      • Анонимно
        20.12.2019 19:44

        Рашид!!!!! Бубнишь из под носа как мантру одно и то же. Татары исчезают!!!! Так кто же виноват? Пусть не предохраняются. Будет рождаемость и прирост. И женятся на татарочек. Они красивые. Через 5 лет выйдем на 1 место в Р. Т.

    • ПанАлекс
      20.12.2019 14:02

      А кто "нациков" финансировал? Он же из бюджета!
      А кто отменял русский язык в РТ в первоначальном варианте конституции РТ? Если бы не РИЗ и несколько стойких депутатов, то шаймиевский вариант, что в РТ только один госязык - татарский, остался бы!
      А кто разжигал межнациональную рознь? Кто называл Российскую Федерацию "соседним государством" и призывал (а для госслужащих это приказ!) не участвовать в референдуме и выборах "соседнего государства"?

      • Рашид
        20.12.2019 14:09

        14:02 Народ наверно говорил устами своего руководителя. Што не понятно то? Для тебя нацики наверно всё татароязычное население республики и соседней России. Плохи тогда твои дела...

        • Анонимно
          20.12.2019 16:19

          Рашид!!! Не хватай чужими руками уголь! Он дело говорит, а ты воду мутишь. Как в басне про Волка и Козленка.

          • Рашид
            20.12.2019 17:06

            16:19 То что он несёт горячий уголь это и без тебя понятно. По этому и такая реакция. А басню татарина Крылова все же перечитай и подумай о смысле прочитанного.) Там как раз у сильного всегда слабый виноват... Даже если он тысячи раз прав.

            • Анонимно
              20.12.2019 17:36

              Рашид!!!! А я-то грешным делом был убеждён, что ты Волк, как в басне. А оказался.

            • Анонимно
              20.12.2019 23:21

              20.12.2019 17:06
              Ну если Крылова татарин,то вы- русский.

              • Рашид
                21.12.2019 11:30

                23:21 Татарином ведь может быть каждый, это понятие опчее.) И ты можешь им быть... Нас на западе так и называют, карты даже рисуют всевозможные, один из которых подарили вон нашему президенту на день рождения. Нееет, определённо дедушка Крылов был татарином, иначе и быть не может...) Или это только татар можно русскими называть из-за того что в России проживают.

                • Анонимно
                  21.12.2019 23:34

                  21.12.2019 11:30
                  Ты ПУТАЕШЬ понятия Татарин и Татарстанец!
                  Так что ты - татарин, а Крылов - русский!

        • Анонимно
          20.12.2019 23:19

          20.12.2019 14:09
          Конституция РФ
          Глава 3. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО
          Статья 65
          1. В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:
          ...Республика Татарстан (Татарстан),...Москва, ...

      • Анонимно
        20.12.2019 14:22

        Кто разжигал?
        артеменко ищеговы

  • Рашид
    20.12.2019 13:36

    Хорошо сидит камзол на Сафарове. Как у Соловьёва...)

    • Анонимно
      20.12.2019 15:33

      Образом Северной Кореи навеян.

      • Анонимно
        20.12.2019 15:59

        ближе. ЧР.

      • Рашид
        20.12.2019 16:55

        15:33 Это у соловьёва, а наши давно так одевались. Мода имеет тенденцию возвращаться.

        • Анонимно
          20.12.2019 19:40

          Рашид!!!! Фатых Сибагатуллин писал как то, что у татар раньше не было национальной одежды. Да и татарский танец придуман хореогрфом Игорем Моисеевым только в 1936 году.

          • Анонимно
            20.12.2019 21:06

            А русский танец есть вообще?
            Что то не знаю
            А из одежды лапти знаю
            А еще что есть?

            • Анонимно
              20.12.2019 21:26

              Пока вы себе танцы да красивые фиолетовые пиджаки придумывали, мы от Волги до Тихого океана дошли. В том числе и в лаптях

              • Рашид
                21.12.2019 01:58

                21:26 Как говорится семь вёрст не крюк ... Зачем ходили то?) Мы уже там до вас бывали.

                • Анонимно
                  21.12.2019 13:00

                  04:58 Так вот затем и ходили.

                • Анонимно
                  21.12.2019 13:50

                  01:58
                  Дык, может вы там и родились? Это попозже вас потянуло мир посмотреть. Поскакали по карте - где понравилось, там и остались?

                • Анонимно
                  21.12.2019 23:36

                  21.12.2019 01:58
                  Кто бывал? ты из Москвы носа НЕ высунешь!

            • Анонимно
              20.12.2019 21:46

              Слушай 21 06 у русских не только танцы, а ещё и хороводы есть.

  • Анонимно
    20.12.2019 13:45

    Бабай герой России
    Этим все сказано

  • Анонимно
    20.12.2019 13:46

    Завидую вам Татарстан
    У вас сильные руководители, а главное свои, местные
    Сергей, Ижевск

  • Анонимно
    20.12.2019 13:57

    Татарстан яркое пятно на карте России
    Завистников много
    Алга Татарстан

  • Анонимно
    20.12.2019 14:24

    Достижения Республики Татарстан при Шаймиеве


    Минтимер Шаймиев и Рустам Минниханов
    По объёму сельскохозяйственной продукции Татарстан занимает второе место в Российской Федерации после Краснодарского края (2008)[46].
    По строительству жилья на душу населения Татарстан находится на первом месте в Российской Федерации (2008)[46].
    По объёму ВРП Татарстан занимает шестое место в РФ на 2008 г.
    В 2010 на новостном телеканале «Россия 24» Минтимер Шаймиев отметил, что главным итогом своего президентства он считает изменение отношения к народу Татарстана и то, что Татарстан, по словам Шаймиева, сыграл огромную роль в сохранении целостности Российской Федерации в годы перестройки, также был показан текст первой присяги президента за подписью М.Шаймиева[47]

    • Анонимно
      21.12.2019 00:33

      Да. По объему производства сельхозпродукции занимает 2 место, в то же самое время Татарстан занимает 2 место по вымиранию деревень в регионах.
      К примеру. Бурзянский район Башкирии производит 7 тонн молока в день, но деревни у них процветают. Бурзянский район поставил рекорд по приросту населения среди районов Поволжья - 10,6 %-в в год (сайт ПроУфу). А в Татарстане, который получает рекордные урожаи, население в деревнях ежегодно снижается на 10 %-в.
      Кому нужны эти рекордные урожаи, эти рекордные надои, если сами деревни вымирают, если там нет ни дорог, ни света на улицах, ни воды, ни магазинов. Сраните деревни башкирского Зауралья и деревни Татарстана - разница как между небом и землей.

  • Анонимно
    20.12.2019 14:34

    Татарстан гордость России
    Антон. Пермь

  • Анонимно
    20.12.2019 15:23

    От ордена Ленина до списка Форбс: мечты сбываются? Ни у кого больше нет когнитивного диссонанса?

  • Анонимно
    20.12.2019 15:56

    Те, кто прославляет нашу власть во всех ее проявлениях, в том числе и в лице МШШ, объясните, если все наши руководители такие герои, гении от управления и провидцы, почему 90 % населения в стране живет ниже уровня бедности. Да, в татарстане все ездят на кредитных машинах по гладким дорогам, но социальный статус от этого не стал другим. Мы - нищие люди. Почему зарубежные счета, не важно кого, Абрамовичей или Шаймиевых, прирастают ежедневно, а пенсии растут по 1000 рублей в год, а зарплаты вообще не растут, и это с учетом того, что уровень данных выплат позволяет разве что только не умереть от голода и холода. Почему 3-4% населения живут в роскоши, а остальные перебиваются с аванса до подрасчета? Миф о тяжелом наследии СССР и Ельцинской России не принимается.

    • Анонимно
      20.12.2019 16:10

      А вам уже здесь на БО писали, что до ММШ в РТ не было ни дорог, ни мостов, ни газа и ни всего иного. В ваших словах тоже есть правда, но вы рассматриваете все только с одной точки зрения, а мир он многообразен, многотонен, разноцветен и поэтому надо смотреть на это в совокупности.

      • Анонимно
        20.12.2019 16:24

        на сегодняшний момент многообразие и разноцветность мира - это как раз и есть прерогатива олигархов. Наш удел - обеспечить им данное состояние. а если серьезно, то многообразие определяется не только наличием, дорог, мостов и газа, но и справедливым распределением материальных ценностей, основным генератором которых является многонациональный народ РТ. Это марксизм, эмпирически и трансцедентально принятый всеми развитыми странами Европы и Северной Америки , это кстати о многотональности .

        • Анонимно
          20.12.2019 16:41

          То, что социальная диспропорция между богатыми и бедными просто зашкаливает, все верно, такого нет ни в одной развитой и развивающейся стране. Но какое отношение к этому имеет ММШ. Это проблема страны в целом, федеральный масштаб. Всё, что от него зависело он делал -мягкое вхождение в рынок, татарские чеки и талоны , увеличение минималки 3:1, т.е 310руб: 70 - он делал, но далее ни в его компетенции было. Хотя федералы критиковали его жестко за это.

    • Анонимно
      20.12.2019 16:47

      15.56

      почти 90 % живут хуже чем могли б жить

      потому что почти 85% налогов из Татарстана забирают

      • Анонимно
        20.12.2019 17:34

        НДФЛ весь остаётся в республике (поделён между региональным и местным уровнем бюджета).
        Налог на прибыль (ставка 20%) почти весь остаётся в республике (18% от прибыли предприятий), только 2% из 20% идёт в федеральный бюджет. Транспортный, земельный, имущественный налоги спец.налоговые режимы - не уходят за границы региона.
        Теперь НДПИ. В бюджет субъекта идут поступления от:
        - налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых - по нормативу 100 процентов;
        налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 60 процентов;
        налога на добычу полезных ископаемых в виде природных алмазов - по нормативу 100 процентов.
        НДС уходит в федеральный бюджет.
        Диспропорция в соотношении аккумулированных для федер.бюджета налогов и наших республиканских налоговых доходов говорит знаете о чем?
        Что экономика региона плохая. Что доходы граждан и прибыль предприятий низкие, либо их скрывают. Что все наше прибыльное производство - это добыча нефти.

  • Анонимно
    20.12.2019 17:35

    Всем понятно, кто есть кто! Об этом говорят везде: и транспорте и в магазине, и на базаре.. А, те , которые защищают нынешнее руководство -будут также петь и следующему, если допустят. Противно!

  • Анонимно
    20.12.2019 17:41

    С наступающими Праздниками и Памятными датами.

    Всё будет хорошо.

  • Анонимно
    20.12.2019 18:00

    Столь значительная дата 100-летие ТАССР для Татарстана и его жителей, уверен, знаменательное событие-это главное. Многонациональный народ, живем дружно и надеждами на лучшую жизнь, подрастают дети, они уже другие-лучше и умнее -это главное.
    Материальные блага - у всех разный уровень, но никто не может пожаловаться, что жить стало хуже - это главное.
    Татары всегда и во все времена были и остаются трудолюбивыми, преданными и талантливыми - значит есть будущее.
    Праздники будут проходить весь год и нет сомнения, что вспомнит народ Татарстана своих героев, тех, кого нет с нами, но кто сумел внести свой вклад в развитие Республики- в науке, образовании, культуре -их имена и есть основа истории развития нации.
    Одно пожелание всем-радуйтесь жизни той, которая есть и которая будет.

    • Анонимно
      20.12.2019 19:08

      Золотые слова.
      Присоединяюсь.

      Но подлинную Историю знать надо - чтобы не повторять ошибки.

  • Анонимно
    20.12.2019 18:37

    Не о Татарстане,а в целом ,что получила Россия от елцинщины .В 1917 большевики в борьбе с демократом Керенским вбросили популярный лозунг: Кому бублик,а кому дырка от бублика,вот,что такое демократическая республика. Именно это и произошло, после 91 г. Причем, бублик получили, кучка приХватизаторов-олигархов со своей челядью,а дырку, многомиллионный народ.

  • Анонимно
    20.12.2019 19:16

    Такое ощущение все остальные народы в ТаССР никогда не существовали, как будто и нет, ни словом не вспомнили.

    • Рашид
      20.12.2019 19:44

      19:16 С России пример берут.)

      • Анонимно
        20.12.2019 20:16

        С России пример берут ? Там хоть что то другим достаётся. И не в одну глотку. Как тута.

        • Анонимно
          21.12.2019 19:23

          20.16. Где это в России другим "хоть что-то достается"? Это по 2 рубля на учебники для родных языков кореных народов? Или ежегодные миллиарды в зарубежные организации на пропаганду рус. языка?

          • Анонимно
            21.12.2019 21:58

            19:23
            Дус! Ты получил 2 рубля на учебники? Дели выделенные деньги НЕ на ВСЁ население, а только на учащихся - им учебники нужнее. И получишь не 2 рубля, а гораздо больше.

  • Анонимно
    20.12.2019 19:37

    Про остальные народы вспомнят скоро. Перепись на носу.

    • Анонимно
      21.12.2019 09:15

      Вспомнят, возможно, по татарски и включат монгольский компонент, поставят памятник Чингисхану или Батыю...
      В Елабуге поставили же..не пойми кому. С виду не финнн и не угр. Откуда пришел и куда ушел - не понятно. Но, главное этот факт сильно укорачивает фактическое время существования этого поселения.

  • Анонимно
    20.12.2019 19:50

    Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало. (Русская пословица)

  • Анонимно
    20.12.2019 21:09

    ой как неграмотны наши переводчики.
    Слова Минтимера Шариповича "Без булдырабыз" они перевели дословно и получили "Мы смдожем". сейчас все смеются. Надо было делать смысловой перевод,: "Мы сделаем это". Мы сделали это", "Мы в силах сделать это", "Мы способно сделать это" - так надо писать и так переводить.

    • Анонимно
      21.12.2019 00:32

      Мы сделали это. - Без башкардык (эшләдек) моны.
      Мы в силах сделать это. - Безнең көчтән килә моны башкарып (эшләп) чыгарга.
      Без булдырабыз! - Мы можем!
      Дөрес тәрҗемәләр шундый була.

  • Анонимно
    20.12.2019 21:24

    Скатились до феодализма, офигенный прорыв

  • Анонимно
    20.12.2019 21:25

    Ох и задали вы им высшую математику. Надо было начать с простого.

  • Анонимно
    20.12.2019 21:36

    Цари и бояре исчезли и кланы миллиардеров уйдут в не бытие.

  • Анонимно
    20.12.2019 23:20

    Пир во время чумы. Противно смотреть.

  • Анонимно
    21.12.2019 09:55

    Потомки финнов, угров и других народов угорают на разделеном кипчакском диалекте.
    Призадумаешься тут о политике. ..

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль