Культура 
18.01.2020

«Не раскрыт потенциал татарских композиторов. Многие произведения пылятся в архивах»

Профессор Вадим Дулат-Алеев о фестивале «Мирас» ГСО РТ, который заново открывает нам национальную музыку

Сегодня состоится второй концерт фестиваля татарской музыки им. Жиганова «Мирас». Арт-директор феста профессор Казанской консерватории Вадим Дулат-Алеев в своем материале для «БИЗНЕС Online» рассказывает о его главных премьерах, одной из которых станет «Посвящение Ильгаму Шакирову», о том, как празднование 100-летия Татарской АССР повлияло на выбор произведений, и объясняет, почему пора организовать систематическую работу по сохранению татарской музыки.

«В этом году «Мирас» проводится в год празднования 100-летия Татарской АССР. Потому в программу были включены произведения, связанные с историей и современностью» «В этом году «Мирас» проводится в год празднования 100-летия Татарской АССР, потому в программу были включены произведения, связанные с историей и современностью» Фото: mincult.tatarstan.ru

ПЯТЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «МИРАС»: ВСПОМИНАЕМ ИСТОРИЮ, ГОТОВИМ ПРЕМЬЕРЫ, ИЩЕМ НОВЫЕ ИМЕНА

Фестиваль татарской музыки имени Назиба Жиганова «Мирас» проводится с 2016 года по инициативе и под художественным руководством маэстро Александра Сладковского. Казалось бы, проект родился совсем недавно, но работает уже пять лет, а это, как говорится, стаж. За такой период студенты проходят полный курс консерватории. Вот и мы значительно расширили горизонты концертного звучания музыки композиторов РТ, расширили представления о татарской музыке у нашей публики, особенно у нового поколения, и, конечно, получили ценный опыт того, как сегодня надо работать с музыкальным наследием республики, как его восстанавливать, исполнять и пропагандировать. 

В этом году «Мирас» проводится в год празднования 100-летия Татарской АССР, потому в программу были включены произведения, связанные с историей и современностью. Конечно, таковых довольно много — трех концертов фестиваля не хватило бы, чтобы озвучить музыкальную летопись Татарстана, так что вместо механизма одной линии был выбран принцип 3D-проекции, который имеет больше возможностей показать как прошлое, так и настоящее в истории.

Стержнем первой концертной программы фестиваля «Туган җирем Татарстан» стали торжественные произведения: праздничные увертюры и кантаты, написанные к разным юбилеям республики — 40-, 50-, 60-летию, к 1000-летию Казани (праздничная увертюра «Татарстан» Фасиля Ахметова, кантаты Жиганова, «Моя Казань» Бориса Трубина и др.). И вокруг этого стержня выстраивались такие важные воспоминания, как Великая Отечественная война («Война. Муса» из оратории «Кеше» Мирсаида Яруллина), непростая жизнь тружеников тыла («Нафиса» Назиба Жиганова), многолетние позывные радиостанций Татарстана («Туган җирем Татарстан» Александра Ключарева), татарские народные песни (обработки Масгута Латыпова, ногайская «Щибаля» Шамиля Шарифуллина и др.). Современность олицетворяли «Симфонические танцы» Рашида Калимуллина и кантата «Гимн гармонии» Резеды Ахияровой. В концерте принимал участие камерный хор под управлением Миляуши Таминдаровой

«Стержнем первой концертной программы фестиваля «Туган жирем Татарстан» стали торжественные произведения: праздничные увертюры и кантаты написанные к разным юбилеям республики — 40-, 50-, 60-летию, к 1000-летию Казани» «Стержнем первой концертной программы фестиваля «Туган җирем Татарстан» стали торжественные произведения: праздничные увертюры и кантаты написанные к разным юбилеям республики — 40-, 50-, 60-летию, к 1000-летию Казани» Фото: «БИЗНЕС Online»

ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ВКЛЮЧЕНЫ В ПРОГРАММУ В СВЯЗИ С ЮБИЛЕЙНЫМИ ДАТАМИ ИХ АВТОРОВ

Традиция торжественных концертов широко распространена уже несколько веков и в России, и на Востоке, и на Западе. Они часто проводились на площадях, берегах рек, с пушками и фейерверками. Мне, честно говоря, всегда было любопытно, каким бы мог быть концерт, состоящий из татарской торжественной музыки. И вот он состоялся. Очень интересное мероприятие.

Раньше торжественная музыка разных эпох истории Татарстана никогда не звучала в рамках одного мероприятия. Так что случилось много открытий. Эту музыку уже мало кто помнит, да и отношение к данным произведениям как к слишком советским было снисходительным даже у музыковедов, а зря. Но возникает вопрос: а где современная, на новых интонациях и ритмах, с актуальной энергетикой, качественная торжественная татарская музыка? Ее нет.

Памятные даты. Фестиваль «Мирас» всегда отражает их в своих программах, тем более что в текущем году таковых особенно много. Помимо основной даты — 100-летия республики, назову 120-летие со дня рождения Салиха Сайдашева, 110-летие со дня рождения Джаудата Файзи — этому посвящено целое отделение концерта, которое будет строиться на музыкально-театральных сочинениях упомянутых композиторов. Вообще, отдельные произведения включены в программу в связи с юбилеями их авторов: 80-летие со дня рождения Рафаэля Белялова (Концерт-каприччио для скрипки с оркестром), 75-летие Александра Миргородского («Увертюра-фантазия на темы песен Сайдашева»), 90-летие Бориса Трубина (увертюра «Моя Казань» удивила на открытии фестиваля многих слушателей своим татарским стилем музыки русского композитора) и, конечно, годовщина смерти Ильгама Шакирова. Ильяс Камал написал «Посвящение Ильгаму Шакирову» — это стало одной из премьер «Мираса». 

«В этом году после 60-летнего забвения будет исполнено историческое произведение — Симфония Аллагиара Валиуллина, которая исполнялась в 1957 году во время Декады татарского искусства в Москве» «В этом году после 60-летнего забвения прозвучит историческое произведение — Симфония Аллагиара Валиуллина, которая исполнялась в 1957 году во время Декады татарского искусства в Москве» Фото предоставлено пресс-службой ГСО РТ

В прошлом году мы представили обновленную концепцию фестиваля: в программе звучали не только классики, но и современники, причем молодого поколения. И в текущем году вновь премьеры — одна интереснее другой. 

Кроме «Посвящения Ильгаму Шакирову», это праздничная увертюра «Нардуган» Эльмира Низамова, увертюра из оперы «Сны батыра» Ильдара Камалова (опера еще в работе), «Булгарский танец» Ляйсан Абдуллиной, симфоническая картина «Тулпар» Ильгама Байтиряка, мелодия для альта с оркестром «Старая Казань» Рушаны Брандангер (данное произведение мы получили из Норвегии) и симфоническая легенда «Чатыр тау» Эльмиры Галимовой. О сочинении последней надо сказать отдельно, потому что это новое направление в татарской симфонической музыке. Впервые было создано произведение для старинного струнно-смычкового инструмента кыл-кубыз с оркестром. Мы очень благодарны композитору, которая первой откликнулась на просьбу написать произведение для традиционного татарского инструмента с симфоническим оркестром. 

«В прошлом году мы представили обновленную концепцию фестиваля: в программе звучали не только классики, но и современники, причем молодого поколения. И этом году вновь премьеры — одна интереснее другой» «В прошлом году мы представили обновленную концепцию фестиваля: в программе звучали не только классики, но и современники, причем молодого поколения. И в текущем году вновь премьеры — одна интереснее другой» Фото: «БИЗНЕС Online»

Многие  татарские произведения пылятся в архивах, некоторые частично либо полностью утрачены

У татарской музыки должно быть свое лицо, образ. И он не только в интонациях, но и в тембрах, исполнительских традициях. Старинный струнно-смычковый инструмент кыл-кубыз был широко распространен у татар, но в ХХ веке его постепенно начали вытеснять фабричные скрипки, на которых татарские народные музыканты еще несколько десятилетий играли как на кыл-кубызе — они держали скрипку вертикально, на колене, а не на плече. Сейчас эта народная традиция практически исчезла, но она возрождена в композиторском творчестве. Надеюсь, что за Галимовой последуют и другие наши композиторы, ведь потенциал традиционных инструментов не раскрыт, так же как и потенциал уже написанной музыки татарских композиторов. Многие произведения пылятся в архивах в ненадлежащем состоянии, некоторые частично либо полностью утрачены. Вообще, проблема старых нот стоит очень остро. Начинать ее решение надо с исполнения этих забытых произведений. Мы подобное делаем каждый год.

В текущем году после 60-летнего забвения прозвучит историческое произведение — Симфония Аллагиара Валиуллина, которая исполнялась в 1957-м во время Декады татарского искусства в Москве.

Но исполнение — это не решение проблемы. Ноты надо издавать хотя бы в цифровом, электронном варианте, для начала сделав сверку партий партитуры, выполнив редакцию и корректуру. Вот в Англии до XIX века почти не издавали ноты — было невыгодно, делали это только по предварительной подписке, по предоплате. И теперь у них с прошлых времен есть только сборники популярных песен. Во всем мире даже есть расхожее мнение, что английской музыки до ХХ века просто не имелось.

«Одной из задач нашего музыкального фестиваля является поддержка молодых исполнителей из Татарстана, которым очень важно выходить на большую сцену вместе с таким уникальным высокопрофессиональным коллективом международного уровня» «Одной из задач нашего музыкального фестиваля является поддержка молодых исполнителей из Татарстана, которым очень важно выходить на большую сцену вместе с таким уникальным высокопрофессиональным коллективом международного уровня» Фото: «БИЗНЕС Online»

У немцев, французов, итальянцев — да, и композиторов у них много, а у англичан все это просто утеряно. Потому, думаю, пора организовать систематическую работу в данном направлении, чтобы не потерять ту татарскую музыку, которую еще можно и нужно сохранить.

Одной из задач нашего музыкального фестиваля является поддержка молодых исполнителей из Татарстана, которым очень важно выходить на большую сцену вместе с таким уникальным высокопрофессиональным коллективом международного уровня, которым сейчас является Государственный симфонический оркестр нашей республики.

В 2020 году молодых татарстанских исполнителей еще больше. Кто-то из них уже хорошо известен и пользуется любовью слушателей, а кто-то выйдет на большую сцену впервые. Это вокалисты Айгуль Гардисламова, Айсылу Нуруллина, Айсылу Сальманова, Илюса Хузина, Руслан Закиров, Ильдар Рахимов; инструменталисты Дина Закирова (кыл-кубыз), Адиля Ибушева (скрипка), Искандер Каримов (альт), Рустем Рахматуллин (гармоника). Будет новый дирижер — Айрат Кашаев, который приедет в Казань дирижировать фестивальной программой «Яшьлек» 18 января. В другие дни за дирижерским пультом будут опытные Василий Валитов (Москва) и Ринат Халитов (Казань).

V фестиваль татарской музыки имени Жиганова «Мирас» продолжается.  

Вадим Дулат-Алеев

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (18) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
18.01.2020 13:30

Больше наших узнаваемых татарстанских мотивов вставляйте в композиции,мы потрясем мир.

  • Анонимно
    18.01.2020 13:30

    Больше наших узнаваемых татарстанских мотивов вставляйте в композиции,мы потрясем мир.

  • Анонимно
    18.01.2020 13:32

    Где-то завалялись татарские Хансы Циммеры, Йоханы Йохансаны, Максы Рихтеры?

    • Анонимно
      18.01.2020 20:19

      Циммер без Голливуда не Циммер. Пока жил в своем родном немецком Кёнигштайне только так "валялся" и "пылился". И он работает с электроникой, симфонические партитуры не пишет, не в тему он тут

      • Анонимно
        18.01.2020 22:21

        Дааа... Гладиатор, Тёмный Рыцарь, Пираты, Тонкая Красная Линия это на электронике "сыграно" по вашему? То-то музыканты удивлятся... С симфоническим оркестром у него по европе тур. В этом году в Москве, Питере концерты будут. Ищите видео Live In Prague. А на электронике у него то без хорошего бюджета и ранние работы.

        • Анонимно
          18.01.2020 23:24

          Даа) Вы любите Циммера) Многие любят. Но тогда познакомьтесь не как слушатель-любитель, а как профессионал с процессом сочинения саундтреков. Циммер сам не пишет не только партитуры, но и связки между темами - для этого официально есть "вторые" и "третьи" композиторы. Сравнение с Циммером не корректно. А на концертах фестиваля, о котором тут говорится, вы не были.

          • Анонимно
            19.01.2020 10:37

            Ну и логика... Сначала утверждали что там электроника, теперь уже на партитуры перешли...
            Вангую следующий контраргумент - он еще и на музыкальных инструментах не играет?
            По вашему быть композитором и писать партитуры одно и тоже?
            В России полно музыкальных графоманов пишущих партитуры - но где хотябы хорошие композиторы?
            Поэтому сравнение вполне корректное. Также я не утверждал что был на его концертах.
            Наличие множества помощников, оркестраторов, арранжировщиков это уровень профессионализма.
            У режиссеров тоже есть ассистенты, вторые, третие режиссёры, сценаристы.

            • Анонимно
              19.01.2020 13:15

              Если вы такая же Ванга, как знаток музыки, то продолжайте, будет хотя и не в тему, но весело) Но лучше остановитесь на речевке "Циммер. Гамбургер. Кинотеатр!" (наверняка увидев слово "эчпочмак", вы бы съязвили, что "то ли дело гамбургер из Макдоналдса!"). А композиторы Татарстана, которых вы хотели подколоть, будут работать дальше

  • Анонимно
    18.01.2020 14:02

    Их мон интересен только местным татарам.

  • Анонимно
    18.01.2020 14:35

    И почему я про этот фестиваль не узнала раньше (((

  • Анонимно
    18.01.2020 15:25

    Опять выдергивают во главу национальность.. Да сколько можно себя пытаться всеми силами возвеличивать? Не получится это искусственно.. Не так это работает. Если произведение талантливое, то сколько бы оно в архивах не пылилось - выплывет и прославится. А если нет... Сколько не пытайтесь искусственно - ничего не выйдет

  • Alyoka
    18.01.2020 17:15

    Ну наконец-то.
    Ведь реально не хватает этих мощных симфоний для кыл-кубыза с оркестром .

  • Анонимно
    18.01.2020 18:00

    Друзья мои !!
    и Уважаемый Вадим !
    ВЫ переживаете за развитие великой Татарской культуры,так вытащите из архивов те произведения которые пылятся там.
    Дайте им жизнь дайте им простор.
    Тем более вся ТАТАРСКАЯ эстрада задыхается и идёт
    немного кривым путём.
    Не хватает ХОРОШИХ ТАТАРСКИХ ПЕСЕН.
    Не хватает ХОРОШИХ ТАТАРСКИХ СТИХОВ.
    с уважением
    ПРОСТОЙ ЧЕЛОВЕК

  • Анонимно
    18.01.2020 22:46

    Сегодня, 18.01.20, побывали на концерте. Программа оставила самые яркие впечатления. Были в восторге от произведения Эльмиры Галимовой "Чатыр тау". С ярким национальным колоритом, энергетикой. Вот же талант!!! Именно таких нужно поддерживать, создавать все условия для творчества! Желаем Эльмире и остальным композиторам творческого вдохновения,! А министерству культуры - более внимательного и бережного отношения к нашему бесценному культурному наследию.

    • Анонимно
      18.01.2020 23:01

      Да! Очень красивое, необычное звучание у этого инструмента было! А дирижер Айрат Кашаев настоящий талант!!

  • Анонимно
    19.01.2020 07:02

    Господа скажите откуда возьмутся татарские певцы литераторы композиторы если они не будут знать татарский язык Вы это понимаете что все сходиться к школьной программе
    Предлагаю татарам егэ разрешить сдавать на татарском Господин президент вы как нибудь лоббируйте вопрос сдачи егэ татарам на родном языке Нам от затёской грэс ничего не прибавиться а вот национальные Кадры где возьмёте если они в е будут русско язычными

  • Анонимно
    19.01.2020 09:04

    Руководителю консерватории надо было хранить и собирать все, не говоря уж о популяризации. Хорошо, что Сладковский появился в республике, а то потеряли бы ещё больше.

  • Анонимно
    19.01.2020 09:06

    Абдуллину некогда- гастроли, гастроли, заработок. Поэтому и не отсвечивает

  • Анонимно
    20.01.2020 00:05

    Сейчас татарских композиторов почти нет.
    Их нельзя и сравнить с теми композиторами, которые были у нас в 60-е, 70-е годы прошлого века.
    Где наш новый Рим Хасанов?
    Где новый Р.Яхин?
    Гда новая Сара Садыйкова?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль