• $75.810.05
  • 89.89-0.04
  • 0.000.00
  • за все время
  • сегодня
  • неделя
  • год
    комментарии 21 в закладки

    «На национальную музыку тело и душа откликаются потому, что она заложена в наших ДНК»

    Самый престижный фестиваль классической татарской музыки «Мирас»: овации для «татарина» Бориса Трубина и посвящение Ильгаму Шакирову

    В Казани завершился V фестиваль татарской музыки им. Назиба Жиганова «Мирас», который был приурочен к празднованию 100-летия образования ТАССР. Отметили на нем и другие даты — 120-летие со дня рождения Салиха Сайдашева, 110-летие Джаудата Файзи. В том, как фестиваль влияет на развитие татарской музыки, разбиралась корреспондент «БИЗНЕС Online».

    В Казани завершился V фестиваль татарской музыки им. Назиба Жиганова «Мирас», который был приурочен к празднованию 100-летия образования ТАССР В Казани завершился V фестиваль татарской музыки им. Назиба Жиганова «Мирас», который был приурочен к празднованию 100-летия образования ТАССР Фото: «БИЗНЕС Online»

    ЮБИЛЕЙ МОЛОДОЙ ТАТАРСКОЙ МУЗЫКИ

    «Сегодня будет шикарный концерт», — слышалось в кулуарах ГБКЗ им. Сайдашева на протяжении всех трех вечеров V фестиваля татарской музыки им. Назиба Жиганова «Мирас», который проводит Государственный симфонический оркестр РТ под управлением Александра Сладковского. Полные залы стали лишним подтверждением этой оценки. «Фестиваль „Мирас“ к 100-летию ТАССР должен быть необычным», — обещал в прошлом году его арт-директор профессор Вадим Дулат-Алеев, который сдержал слово. Программа каждого концерта была выстроена в соответствии с определенной темой, под которую подбирались произведения как классиков татарской музыки, так и современных маститых и молодых композиторов.

    «В программу были включены произведения, связанные с историей и современностью. Конечно, таковых довольно много — трех концертов фестиваля не хватило бы, чтобы озвучить музыкальную летопись Татарстана, так что вместо механизма одной линии был выбран принцип 3D-проекции, который имеет больше возможностей показать как прошлое, так и настоящее в истории», — пояснил Дулат-Алеев в своем материале для «БИЗНЕС Online». Первый концерт «Родина моя — Татарстан» был посвящен торжественным произведениям, второй — «Яшьлек» — молодости как мотиву творчества, а третий — «Музыка и слово» — песенному и вокальному наследию татарских композиторов.

    Отдельное место на мероприятии занимали праздничные даты — кроме 100-летия ТАССР,  в этом году отмечается 120-летие со дня рождения Салиха Сайдашева и 110-летие Джаудата Файзи. По словам арт-директора «Мираса», отдельные произведения включены в программу в связи с круглыми датами их авторов: 80-летие со дня рождения Рафаэля Белялова (Концерт-каприччио для скрипки с оркестром), 75-летие Александра Миргородского («Увертюра-фантазия на темы песен Сайдашева»), 90-летие Бориса Трубина и годовщина смерти Ильгама Шакирова.

    «Фестиваль «Мирас» к 100-летию ТАССР должен быть необычным», — обещал в прошлом году его арт-директор профессор Вадим Дулат-Алеев, который сдержал словоФото: предоставлено пресс-службой ГСО РТ

    «ИМЕТЬ КОЛЛЕКТИВ ТАКОГО ВЫСОКОГО УРОВНЯ — ГОРДОСТЬ ДЛЯ ТАТАРСТАНА»

    Три концерта отличалось как тематикой, так и настроением, образуя словно треугольную призму, в которой преломлялся мощный световой поток татарской музыки. 15 января на «Мирасе» чествовали классиков — разумеется, открылся вечер произведениями Жиганова, чье имя носит фестиваль. Самым эмоциональным моментом концерта стало исполнение увертюры-гимна «Моя Казань» Бориса Трубина, которая удивила мастерским использованием татарских интонаций в музыке русского по происхождению композитора. После нее публика абсолютно заслуженно не скупилась на овации 89-летнему автору, присутствовавшему в зале. Трубин так растрогался этим вниманием, что прослезился, вызвав такую же реакцию у многих зрителей.

    Солисткой выступила преподаватель Казанской консерватории Айсылу Сальманова, которая исполнила две татарские народные песни — «Ай былбылым» и «Көймә килә» в обработке Масгута Латыпова. «Сегодня знаменательный день — я впервые выступила на сцене с Государственным симфоническим оркестром Татарстана и очень рада этому событию. Всегда мечтала о таком, — призналась она журналистам. — Это один из самых лучших оркестров сегодня. Иметь коллектив такого высокого уровня — гордость для Татарстана. Он идет в ногу со временем, для музыканта, певца выступать с ним — огромное счастье. Здорово, что в Казани поддерживается татарская национальная культура и молодые татарские композиторы».

    Кантаты Жиганова и Резеды Ахияровой, а также оратория «Кеше» Мирсаида Яруллина прозвучали в исполнении Государственного камерного хора РТ под управлением Миляуши Таминдаровой, который в очередной раз порадовал не только качественным исполнением, но и невероятно красивыми национальными татарскими костюмами, которые удивительно шли каждому участнику коллектива.

    Второй концерт носил название «Молодость», произведений молодых композиторов там было действительно много — отметились Эльмир Низамов, Ляйсан Абдуллина, Светлана Зорюкова, Эльмира Галимова, Ильдар Камалов. Как рассказал «БИЗНЕС Online» Низамов, симфоническую картину «Нардуган» он написал специально к фестивалю, где она и прозвучала впервые. Также ГСО РТ виртуозно презентовал симфоническую легенду «Чатыр тау» Галимовой и увертюру к опере «Сны Батыра» Камалова. Вторую молодость получила «Симфония» Аллагиара Валиуллина, которая прозвучала на сцене после более чем 60-летнего забвения.

    Отдельным сюрпризом для публики стало звучание кыл-кубыза в руках Дины Закировой — симфоническая легенда Галимовой была написана как раз для этого татарского и казахского инструмента с оркестром. «Дина Закирова — скрипачка, но она не побоялась взять в руки кыл-кубыз и впервые выйти с этим инструментом в сопровождении симфонического оркестра! Инструмент капризный, его приходилось подстраивать прямо на сцене во время исполнения. Огромное спасибо, маэстро Александр Сладковский, за идеально настроенный самый сложный в мире инструмент — симфонический оркестр! ГСО РТ — супероркестр!» — поделился Дулат-Алеев впечатлениями в своем «Фейсбуке».

    ГСО РТ под руководством Александра Сладковского виртуозно презентовал симфоническую легенду «Чатыр тау» Галимовой и увертюру к опере «Сны Батыра» Камалова ГСО РТ под руководством Александра Сладковского виртуозно презентовал симфоническую легенду «Чатыр тау» Галимовой и увертюру к опере «Сны Батыра» Камалова Фото: «БИЗНЕС Online»

    «ПРАЗДНИК ДУШИ И СЕРДЦА»

    На заключительном концерте «Музыка и слово» голоса и старого, и нового поколения слились в татарских протяжных песнях — как народных, так и авторских. Отрывки из музыкальных комедий Сайдашева и Файзи, ария Алтынчеч из одноименной оперы Жиганова, увертюра-фантазия на темы песен Сайдашева Александра Миргородского, романсы и песни Фасиля Ахметова, Рустема Яхина, Сары Садыковой, Александра Ключарева, Мирсаида Яруллина… «Когда сидела на репетиции, я с таким удовольствием слушала масштабные произведения, которые, к сожалению, мало исполняются, — отметила в разговоре с „БИЗНЕС Online“ оперная певица и солистка концерта Илюса Хузина. — Потому для нас в первую очередь великое счастье — исполнять эти произведения, на которых мы выросли. У нас есть и очень талантливые молодые композиторы, что тоже радует. Вообще, данный фестиваль — праздник души и сердца, который приходит к нам раз в году. На национальную музыку тело и душа откликаются, потому что она заложена в наших ДНК. Когда звучит, ты начинаешь дышать такой музыкой. Это фантастика! Да, зарубежная музыка — тоже классно и здорово, но наша ближе».

    Конечно, невозможно не отметить отдельно безупречное мастерство ГСО РТ, благодаря которому как татарская классика, так и современность звучали свежо и ярко. Даже владея высоким исполнительским мастерством, невозможно хорошо сыграть национальную музыку без истинного «чувствования», без проникновения в самую суть ее мотивов. Сладковский, который и сам всегда глубоко изучает музыкальную ткань любого произведения, научил этому оркестрантов, и уже с приглашенными дирижерами они воплощают данную беспроигрышную исполнительскую стратегию. За дирижерским пультом стояли многогранный Василий Валитов, молодой, но уже опытный Айрат Кашаев и заслуженный деятель искусств РТ Ринат Халитов. Завершился фестиваль исполнением знаменитого «Марша Красной Армии» Сайдашева в преддверии 75-летней годовщины Победы в Великой Отечественной войне.

    «Мирас» — самый престижный фестиваль классической татарской музыки, поэтому все композиторы стремятся попасть на него «Мирас» — самый престижный фестиваль классической татарской музыки, поэтому все композиторы стремятся попасть на него Фото: «БИЗНЕС Online»

    «МОЛОДЫЕ КОМПОЗИТОРЫ АКТИВНО ПИШУТ МУЗЫКУ — ЭТО И ЕСТЬ РАЗВИТИЕ НАШЕЙ КУЛЬТУРЫ»

    Поскольку «Мирас» проходит уже в пятый раз, «БИЗНЕС Online» решил с помощью татарстанских музыкантов подвести некоторые итоги фестиваля и выяснить, как он повлиял на развитие татарской музыки. Заслуженная артистка РТ Эльмира Калимуллина отметила в разговоре с «БИЗНЕС Online», что фест хорош тем, что на нем звучат произведения, которых мир не слышал вообще. «Он дает возможность услышать новые краски, новых и старых композиторов, которых многие не знают. Это большой шанс всем нам погрузиться в мир татарской классической музыки, понять, насколько она богата и красива. Сегодня я получила эстетическое удовольствие от произведений наших композиторов. Знаю, что на фестиваль приехало много людей из районов, что приходят маленькие дети, ученики музыкальных школ, чтобы послушать музыку вживую. Поэтому я считаю, что это мероприятие напоминает о том, какая у нас богатая культура, и дает новую жизнь прекрасным старым композициям», — подчеркнула она.

    Композиторы Рашид Калимуллин, Ильгам Байтиряк и Низамов напомнили, что татарские авторы стали писать музыку специально для фестиваля, то есть мероприятие подстегнуло появление совершенно новых произведений. Последний также отметил, что аудитория татарской классической музыки расширилась: если раньше ее слушали в основном профессионалы, то теперь на «Мирас» приходит обширная и разнообразная публика.

    «Композиторы уже знают, что есть такой фестиваль, и специально пишут для него. Требования к произведениям высокие, поскольку уровень оркестра высок, он сейчас в шикарной форме. Потому наши композиторы стараются не ударить в грязь лицом и пишут хорошую, добротную музыку. В этом году станут исполняться сочинения разных поколений, и меня радует, что и молодые композиторы активно создают произведения, у них тоже будут премьеры. Это и есть развитие нашей культуры. Было бы здорово, если бы и другие коллективы проводили такие фестивали. Хочу пожелать долгой жизни „Мирасу“, успехов Сладковскому и Дулат-Алееву», — сказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» Калимуллин.

    Байтиряк отметил, что благодаря «Мирасу» достигается истинная преемственность татарской музыки. «На первых фестивалях звучала в основном классическая музыка, были авторские концерты, и уже тогда они вызывали огромный интерес у публики. Современные композиторы задумались о том, в чем секрет такой популярности, и стали больше обращаться к тому наследию, перенимать опыт старших коллег. Так мы вернулись к интонационной музыке. „Симфонические танцы“ Калимуллина, которые прозвучали на фестивале, — яркий тому пример. Стало понятно, что композиторские техники XX и XXI веков не впечатлили большинство слушателей, основная масса людей все же предпочитают музыку попроще, которая ложится на душу и воспринимается сердцем. Естественно, для этого нужно писать не голые ноты, а вдыхать в музыку жизнь, творить от души, отдавать свою энергию. И тогда музыка находит отклик у зрителей», — считает композитор.

    Он добавил, что «Мирас» — самый престижный фестиваль классической татарской музыки, поэтому все композиторы стремятся попасть на него. «Показателен второй концерт нынешнего мероприятия, где были сплошь молодые современные авторы, — рассказал Байтиряк. — Желающих оказалось много, не все попали, потому что выбирались самые достойные сочинения. Здесь, наверное, самый большой конкурс из всех существующих фестивалей в Казани. Те, кто в этом году на него не попал, стремятся пройти на следующий, готовят новые сочинения. Благодаря „Мирасу“ классика становится фундаментом для новых произведений, появляется своего рода неоклассицизм у нас в Татарстане. Это очень хорошая тенденция, и, судя по откликам зрителей, всем очень нравится — люди с интересом приходят на следующие концерты».

    Композитор Ахиярова, чей «Гимн гармонии» тоже прозвучал на фестивале, солидарна с коллегами относительно того, что он стимулировал появление новых произведений, также она обратила внимание на еще один момент: «Мне очень нравится, что исполняются давно забытые сочинения, которые вообще не звучат. Сладковский и Дулат-Алеев находят их и включают в план концертов фестиваля — и это очень хорошо, потому что произведения звучат по-новому, получают новую интерпретацию. Мы можем прочувствовать их ярче. Молодежь слышит интересные классические произведения, впитывает их и, возможно, претворяет какие-то детали в своих сочинениях».

    Валерия Завьялова
    Фото на анонсе: предоставлено пресс-службой ГСО РТ​
    Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
    версия для печти

    Комментарии 21

    • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
      Анонимно
      Были на последнем концерте. Отлично! Спасибо!
      Ответить
      8
      • ссылка на комментарий
      к комментарию
    • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
      Анонимно
      Этот фестиваль действительно не уступает и Рахманинскому и Рахлинскому, идет вровень с Губайдуллинским. Спасибо Сладковскому, который своим верным служением нашей Республики "встряхнул" музыкальный мир, избавив его национальную часть от пессимизма.
      Ответить
      6
      • ссылка на комментарий
    • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
      Анонимно
      Он из едра что-ли? Опять ДНК и духовность
      Ответить
      -1
      • ссылка на комментарий
    • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
      Анонимно
      Друзья мои !
      Любое дело будет мало известным если это дело не будет ПРОПАГАНДИРОВАТЬСЯ.
      Необходимо МИНИСТЕРСТВУ КУЛЬТУРЫ Татарстана научиться
      представлять КУЛЬТУРУ ТАТАР во всей красе по всем каналам России.
      Необходимо подключить ДОКУМЕНТАЛИСТОВ Татарстана к рекламе.
      Необходимо заключить ДОГОВОРА с крупнейшими МАГНАТАМИ
      КИНО по демонстрации Татарских концертов перед показом КОММЕРЧЕСКОГО кино в России,
      Что бы в каждом уголке России демонстрировались док.фильмы красивых ТАТАРСКИХ концертов.
      И если я захожу в какой либо уголок что бы там СЛЫШНА БЫЛА ТАТАРСКАЯ МУЗЫКА.
      Мы должны Россиянам создать все условия для этого.
      Необходимо демонстрировать по ТВ ЦТ.
      Уважаемый министр когда займётесь КУЛЬТУРОЙ распространения
      ТАТАРСКОГО ФОЛЬКЛОРА по всей РОССИИ???????
      с уважением
      ПРОСТОЙ ЧЕЛОВЕК
      Ответить
      +1
      • ссылка на комментарий
    • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
      Анонимно
      Были на последнем концерте. Отлично! Спасибо!
      Ответить
      8
      • ссылка на комментарий
    • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
      Анонимно
      Татарскую Музыку,ничем не спутать.Пусть,и дальше будет.Татарских Режиссёров и Композиторов надо растить.
      Ответить
      4
      • ссылка на комментарий
    • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
      Анонимно
      Поздравляем с большим успехом дирежера Большого театра Айрата Кашаева.
      Ответить
      5
      • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
        Анонимно
        11:51
        Вообще-то правильно будет "дирИжер"...
        Ответить
        -1
        • ссылка на комментарий
    • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
      Анонимно
      В ДНК не только музыка не заложена, туда и язык общения не заложен.
      Ответить
      +1
      • ссылка на комментарий
    • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
      Анонимно
      Фестиваль был на высоте. Спасибо организаторам!
      Ответить
      4
      • ссылка на комментарий
    • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
      Анонимно
      Очень профессионально, по душе вся музыка композиторов. Спасибо маэстро Сладковскому. Браво молодой переспективный композитор,знающий все тонкости культуры татарского народа Эльмиру Низамову.
      Огромное спасибо организаторам данног мероприятия.
      Ответить
      6
      • ссылка на комментарий
    • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
      Анонимно
      Союзу композиторов РТ пора уж просыпаться,пока не потеряли и не расстеряли врожденных талантов татарской нации. Надо взять пример от Сладковского какой у нас оркестр ГСО. Молодец.очень переспективный музыкант, руководитель. Таким людям место в Союзе!!!
      Ответить
      4
      • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
        Анонимно
        Хотелось бы побольше таких замечательных произведений как «Старая Казань» Рушаны Брандангер в столь знаковых для Татарстана концертах! Талантливый норвежский композитор с татарскими корнями, признанная в Европе и получившая Гран-при ещё и как исполнитель, непременно должна звучать и на Родине.
        Ответить
        +1
        • ссылка на комментарий
    • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
      Анонимно
      Мне особенно запомнилось произведение Старая Казань,очень красивое произведение,хотелось бы еще что-то от нее услышать в следующий раз,эта музыка что-то такое свежее в татарской музыке!
      Ответить
      5
      • ссылка на комментарий
    • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
      Анонимно
      Да,очень понравилось и мне тоже Старая Казань,очень душевное произведение,хотелось бы больше услышать музыки этого несомненно талантливого композитора
      Ответить
      3
      • ссылка на комментарий
    • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
      Анонимно
      Замечательный фестиваль,ждём следующего года!!! Придем всей семьёй!
      Ответить
      3
      • ссылка на комментарий
    • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
      Анонимно
      Молодцы!
      Жаль только Андрей Каминский не смог принять участие в работе оркестра.
      Ответить
      1
      • ссылка на комментарий
    • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
      Анонимно
      Әмма Нью-Йорк белән Мәскәүләргәка тәкатьтез "Үзгәреш җиле" йөри. "Мирас" йөрергә тиеш.
      Ответить
      +1
      • ссылка на комментарий
    • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
      Анонимно
      На заключительном концерте прозвучали как известные сочинения, так и новые о " старом", великолепно прозвучало альтовое соло в " Старой Казани*, мелодия завораживает, слушала на одном дыхании, хотелось бы ещё раз услышать сочинения этого композитора, спасибо организаторам!
      Ответить
      2
      • ссылка на комментарий
    • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
      Анонимно
      Спасибо за прекрастный концерт! Мне очень понравилась "Старая Казань". Прямо мурашки по коже)
      Ответить
      1
      • ссылка на комментарий
    • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
      Анонимно
      Музыка замечательная! Старая Казань так и звучала - тихий, спокойный город на берегу реки, живущий размеренной жизнью. Сейчас он звучит совсем по-другому - темп жизни изменился! Как интересно проявляются корни у талантливого, успешного человека - своё, родное не забывается даже при очень благополучной жизни в другой стране!
      Ответить
      1
      • ссылка на комментарий
    • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
      Анонимно
      Сегодня так же прочитала прекрасную статью о этом фантастическом фестивале в kazanreporter.ru где так же отметили одно из прекрасных произведений этого фестиваля Старая Казань,я действительно увидела все эти картины старой казани,величественного кремля, окунулась в свое детство и воображения
      Надеемся услышать снова ее работы!!!
      Ответить
      1
      • ссылка на комментарий
    Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут.
    Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
    Правила модерирования.