Общество 
8.02.2020

Махмуд Фуад Туктаров: под псевдонимом Злой

5 февраля исполнилось 140 лет со дня рождения известного татарского политика, юриста, публициста

О том, как молодой политик оказался совсем рядом со смертью, почему книгу о парламентариях-мусульманах начала ХХ века подписал псевдонимом Усал (Злой), к чему он призывал совещание КОМУЧа в 1921-м, корреспонденту «БИЗНЕС Online» рассказывают пресса, книги и историки.

5 февраля исполнилось 140 лет со дня рождения известного татарского политика, юриста, публициста Махмуда Фуада Туктарова 5 февраля исполнилось 140 лет со дня рождения известного татарского политика, юриста, публициста Махмуда Фуада Туктарова (справа)

ГОРЯЧЕЕ ЛЕТО 1918 ГОДА

О Туктарове беседа корреспондента «БИЗНЕС Online» с известным казанским историком Булатом Султанбековым началась с трех его встреч летом 1990 года. Он общался с Хамитом Бадамшиным, сыном Гарифа Бадамшина, купца из Чистополя, политика и мецената, депутата дореволюционной Государственной Думы двух первых созывов от Казанской губернии. «Тогда, несмотря на свои 85 лет, Хамит Гарифович обладал даром рассказчика и отличной памятью, — сказал ученый. — Мы с ним обстоятельно беседовали о многих исторических личностях, которых Хамит-ага видел и знал не понаслышке. У них в доме бывали такие хорошие знакомые его отца, как Фатых Амирхан, Риза Фахретдинов, Хади Атласи, Муса Бигиев, Фатых Карими, Хусаин Ямашев с женой Хадичей и многие другие политики и деятели культуры. Некоторых из них Хамит-ага помнил даже в лицо».

Летом 1918 года ему было 14 лет, когда его отец в буквальном смысле спас от смерти Фуада Туктарова и еще двух других членов Учредительного собрания, к тому времени разогнанного большевиками, — писателя Гаяза Исхаки (1878–1954) и Валитхана Таначева (1882–1968), казахского юриста и политика, выпускника Казанского университета.

Как известно, лето 1918 года стало «боевым». Было разогнано Учредительное собрание, советская власть висела на волоске, на огромном пространстве бывшей империи вспыхнул мятеж чехословаков, а в Москве подавили мятеж левых эсеров. В доме Бадамшина, в Чистополе, и нашли приют эти три политика, причем Исхаки приехал из Москвы после того, как большевиками была закрыта его газета «Иль» («Страна»). Эта газета обладала наибольшим влиянием среди всех мусульманских печатных изданий того времени. А закрыли ее на основании письма Мулланура Вахитова, в котором он обвинил газету в «контрреволюционности». Письмо было направлено Иосифу Сталину; оно сохранилось в бывшем центральном партийном архиве в Москве.

По стране тогда прокатились аресты врагов советской власти. Все трое вполне подпадали под это смертельно опасное определение, а потому, очевидно, рассчитывали укрыться на периферии, в Чистополе, и переждать бурные события в столицах, определиться в своей дальнейшей деятельности и судьбе. Кстати, Гаяз Исхаки описал Чистополь в повести «Зиндан» о пребывании в местной тюрьме; повесть стала первым татарским произведением о политическом узнике при царизме.

Трое друзей-соратников несколько раз бывали в родном селе Туктарова, гостили у его родителей. Туктаров встретился здесь и со своими сестрами Ильхамией, Фатимой и Марварит. Ильхамия к этому времени стала заметной политической фигурой — на первом всероссийском мусульманском съезде, состоявшемся в Москве в 1917 году, она не только была его делегатом, а выступила с докладом о правах женщин.

Гаяз Исхаки Гаяз Исхаки

А ДО СМЕРТИ — ЧЕТЫРЕ ШАГА

В одном из очерков цикла «Депутатские судьбы» Султанбеков обращается к подробностям того неспокойного времени: «После очередного возвращения в Чистополь во время вечернего чаепития в окно дома постучали. Хозяин вышел во двор и вернулся через несколько минут бледный, как полотно. Дальше пишу так, как передавал этот драматический момент Хамит-ага: «Разговор был при мне. Отец сказал, что прибегал сосед и друг Петр Логутов. Его сын работал в местной ЧК и сказал, что звонили по телефону из Казани и сообщили о выезде пяти чекистов с ордерами на арест Исхакова, Туктарова и этого — он запамятовал его фамилию и сказал: «Узкоглазого». Речь шла о казахе Таначеве. Из Губчека также предупредили, чтобы не спускали глаз с названных лиц. Церемониться с беглыми контрреволюционерами после ареста, скорее всего, не собирались. Может, и до Казани не довезли бы. Столица губернии переживала тревожные дни: недавно подавили антиправительственное выступление командующего Восточным фронтом Муравьева в Симбирске. Из Самары шли сообщения о готовящемся броске учредиловцев на город, где хранился золотой запас России. Зачастили в Казань и эмиссары из центра, пытаясь организовать вооруженные отряды из бывших офицеров. Чекисты начали зачистку Казани и некоторых городов губернии от подозрительных лиц и тем более связанных с организациями, противопоставившими себя большевикам. Поэтому три члена Учредительного собрания, да еще неоднократно выезжавшие в окрестные села, конечно же, привлекли внимание агентуры.

События развивались стремительно: буквально через час работник Бадамшина Фатых на лошадях увез троицу на ближайшую железнодорожную станцию Шентала, где они сели на поезд. Вскоре все трое оказались в Самаре, где сформировался комитет членов Учредительного собрания — знаменитый КОМУЧ.

Дальнейшая жизнь и политическая деятельность Исхаки, Туктарова и Таначева в основном нам известны. Хотя и тут есть еще белые пятна. Мы должны быть благодарны безвестному Федору Логутову за то, что он, невзирая на опасность, сообщил Бадамшину об угрозе для жизни его гостей и спас от гибели выдающегося писателя и двух видных татарских политиков и деятелей культуры. Всем им еще предстояла долгая жизнь, наполненная яркими событиями. Рисковал и Гариф Бадамшин. Но тогда это обошлось. Припомнили ему все в середине 1930-х годов. Но это уже отдельная тема — о том, как относились к бывшим депутатам Государственной Думы в годы советской власти. Добавлю к написанному, что задержавшийся на переправе через Каму отряд чекистов прибыл в Чистополь только к вечеру следующего дня. Но было уже поздно. Три члена Учредительного собрания находились вне досягаемости…»

Валитхан Таначев Валитхан Таначев

БЫСТРЕЕ ВСЕГО ПЕРЕШЛИ К ИСЛАМСКОЙ РИТОРИКЕ «ДЕТИ МУЛЛ»

Махмуд Фуад Туктаров (есть вариант имени с отчеством — Фуад Фасахович, 1880–1938 — юрист, журналист, видный политический деятель) — сын муллы Фасаха Туктарова, служившего в деревне Кульбаево-Мураса Чистопольского уезда Казанской губернии. Семья религиозного служителя не могла не оставить следа в его воспитании, мировоззрении, политических взглядах и творчестве. «Отцами известных социалистов Ф. Амирхана и Г. Исхаки были муллы, — читаем статью кандидата исторических наук Данияра Гильмутдинова в международном научном журнале „Современный мусульманский мир“ Российского исламского института. — Однако, оказывается, такая революционность справедлива только на первый взгляд… Бэкграунд „выстреливал“, когда вступала в свои права историческая закономерность. Пульс времени очень хорошо чувствовался в большом губернском центре. Отсюда и протестное настроение, стремление „не отстать“. Однако с наступлением определенной, часто резко противоположной политической ситуации критики и „нонконформисты“ отходили на свои первоначальные позиции, стараясь спасти хотя бы то, что возможно. А возможно было спасти только основы религии и ее риторические и мировоззренческие шаблоны, заложенные родителями, „средневековыми“ мектебами и медресе. Быстрее всего перешли к исламской риторике „дети мулл“. Родители сильно повлияли на Ф. Амирхана и Ф. Туктарова. Про религиозность последнего Гаяз Исхаки писал так: „Он читал намаз вместе с чистопольским бабаем Сираем на заснеженном поле, взяв омовение снегом, на пути из деревни в город или наоборот, для того, чтобы не прочитанный вовремя послеполуденный намаз не записался как долг“».

Дальнейшее образование и развитие Туктарова постепенно обретает более светский характер — в 1904 году он окончил Казанскую татарскую учительскую школу. По информации сайта tataroved.ru, эта школа ежегодно выпускала десятки кадров со специальным средним образованием. «Из ее стен вышли крупные деятели общественного, революционного, демократического движения (С. Максуди, Г. Исхаки, М. Султан-Галиев, Г. Терегулов, Х. Ямашев, Ф. Туктаров, Г. Сайфутдинов, Г. Кулахметов, Ш. Мухамедьяров), видные писатели, ученые, педагоги (Г. Ахмаров, М. Курбангалиев, М. Фазлуллин, Г. Рафиков, Г. Сайфуллин, Г. Камай, Р. Газизов), крупные военачальники советского времени (Я. Чанышев, Х. Мавлютов), один из создателей профессионального татарского театра И. Кудашев-Ашказарский и другие. С 1876 по 1917 год школа выпустила свыше 350 преподавателей, немалое число которых с честью служили своему народу, несмотря на реакционные установки и устремления официальных властей, организаторов школы.

Миляуша Хуснутдинова, сотрудница Билярского музея-заповедника, приводит интересные данные на сайте Алексеевского района о членах своей семьи; одним из ее родственников был Фуад Туктаров. Двоюродная сестра мамы Миляуши-ханум Ильхамия Богдано́вич (Туктарова в девичестве) — первая женщина из Татарии, окончившая Московский государственный университет. А Фуад Туктаров и настоял на том, чтобы сестра получила высшее образование. Ильхамия приложила много сил для организации учительского института Казани, работала преподавателем. Муж Ильхамии Якуб Богдано́вич был человеком передовых взглядов, талантливым учителем, многие годы работал наркомом образования Татреспублики. Однако судьба уготовила им тяжелейшее испытание: обоих репрессировали.

Туктаров в 1904 году он окончил Казанскую татарскую учительскую школу Туктаров в 1904 году окончил Казанскую татарскую учительскую школу

«АНТИБОЛЬШЕВИСТСКИЕ СИЛЫ ПРЕДСТАВЛЯЛИ ЭСЕРЫ ИСХАКИ И ТУКТАРОВ»

Но вернемся в самое начало века, в период, когда Туктаров получает первую революционную закалку. «Для татар, живущих в качестве внутренней диаспоры уже несколько веков, политическая борьба начала XX века за национальную автономию приобрела эклектичную форму исламского национализма, — продолжает политическую характеристику Туктарова „Современный мусульманский мир“. — Именно в этом направлении эволюционировала татарская политика в лице антибольшевистских сил, представленных в первую очередь бывшими социалистами-эсерами Гаязом Исхаки и Фуадом Туктаровым».

С 1906-го Туктаров находился под полицейским надзором. В этом же году был арестован по подозрению в принадлежности к партии социалистов-революционеров, но вскоре освобожден. В 1907-м жил в Санкт-Петербурге, исполнял обязанности платного секретаря мусульманской фракции второй Государственной Думы. Был основным (рабочим) редактором газеты «Дума», издававшейся трудовиками-мусульманами в апреле–мае 1907 года на татарском и азербайджанском языках арабским шрифтом, вышло 6 номеров. Газета была запрещена «в административном порядке с возбуждением судебного преследования и наложением ареста».

Туктаров был представителем левых в организации «Иттифак аль-муслимин» (в переводе с арабского — «Согласие мусульман»). Одним из организаторов этой первой всероссийской исламской партии в 1905 году стал Саид-Гирей Алкин. Она имела отделения в Поволжье, Крыму, на Урале и Кавказе, в Сибири, Туркестане и Закавказье. Программа предусматривала ряд либеральных преобразований и объединение всех мусульман России без различия сословий и национальностей. После революции в 1907 году группа «Танчылар» прекращает свою деятельность, равно как и партия «Иттифак аль-муслимин».

В 1905–1907 годах Туктаров участвовал в организации и являлся одним из руководителей общества «Тачылар» («Почитатели»). Эта группа, включающая, кроме него, Г. Исхаки и Г. Терегулова, оказавшись либеральнее и ставя индивидуальную (и, как следствие, национальную) свободу высшей целью, выбрала исламский национализм.

Татарский «политический ислам» практически не изучен. «И дело не только в «скользкости» темы, — продолжает Данияр Гильмутдинов, — сколько в тонкостях исторического, политического (национального) и религиозного дискурсов, которые трудно оценить одному современному ученому. Большинство участников общественно-политического процесса того времени потратили годы (если не десятилетия) на обучение в традиционных медресе, имели представителей духовенства в качестве родителей и близких родственников. Именно поэтому не только исламское мировоззрение, но и терминология стали частью их личности. В светский советский период чисто религиозные слова вошли в состав национального языка.

Для известных писателей уровня Исхаки, Амирхана, Тукая исламский (или критический внутримусульманский) образ мыслей является абсолютно естественным. Они критиковали наблюдаемое положение дел сквозь призму сформировавшейся в медресе картины мира. Могли они являться полностью секулярными (свободными от церковного влияния) и с помощью силы воли не быть подверженными воздействию религии? Да, но большинство из них не хотели «порывать» с народом, олицетворяющим бедность и традиционную религиозность, искренность. Призыв к знаниям и критика глупости не приводила в мировоззрении элиты к отказу от личной религиозности и анализа детских впечатлений. Итак, ислам у выдающихся татар представлял собой некие «мыслеформы», которые можно было по-разному применять в разных исторических обстоятельствах».

Фуад Туктаров избирается участником I съезда мусульман России, делегатом III съезда мусульман в Нижнем Новгороде в августе 1906 года. Здесь он активно призывает к занятию политикой. В одном из выступлений на этом съезде Туктаров указывает, что вопрос политики является самым важным даже для решения школьного и духовного вопросов.

Фуад Туктаров избирается участником I съезда мусульман России, делегатом III съезда мусульман в Нижнем Новгороде в августе 1906 года Фуад Туктаров избирается участником I съезда мусульман России, делегатом III съезда мусульман в Нижнем Новгороде в августе 1906 года

В СВОИХ ОЦЕНКАХ ДЕПУТАТОВ ОН ОСОБО НЕ СТЕСНЯЛСЯ

Создание мусульманских общественно-политических организаций стало отправной точкой в формировании идеи и формул татарского политического ислама. «Отец» его лексикона Фуад Туктаров остался в истории благодаря написанию труда с критикой участия мусульманских депутатов в работе Государственных Дум трех первых созывов. Его книга «Мусульманские депутаты в I, II и III Думах. Их деятельность», которая вышла в Казани в 1911 году, стала событием, одной из заметных работ о мусульманах — депутатах Государственной Думы дореволюционного периода. В ней он дает характеристику парламентариев того времени, пишет, что татары недооценивали возможности, предоставляемые этим органом власти. Автор критикует пассивность, считая, что она связана с неверным пониманием политики — в виде «старания на пользу религии», в качестве «деятельности, имеющей религиозную окраску». Туктаров критикует мусульман за отсутствие общих целей, интересов, место которых заполняют показные ощущения собственной важности («дан») и особости, которые они только и были в состоянии продемонстрировать на сессиях. Булат Султанбеков в беседе корреспондентом «БИЗНЕС Online» отметил, что в своих оценках депутатского корпуса политик не особенно стеснялся в выражениях о некоторых из них и не зря книгу выпустил под псевдонимом Усал, что означает Злой или Задира. По некоторым источникам, под этим же псевдонимом он публиковался также в газете «Танг». Тем не менее работа в Государственной Думе имела для татарской политики ключевое значение. Несмотря на отсутствие результатов, она показала реальный уровень знаний и опыта татарских депутатов.

В 1911 году он выдержал экзамен на аттестат зрелости при 2-й казанской гимназии и поступил на юридический факультет Казанского университета, учился в нем в «столыпинский» период. Возможно, в то время и пришла к нему интеллектуальная зрелость. Университет он окончил в 1915 году. Затем был зачислен помощником присяжного поверенного округа Казанской судебной палаты.

В 1911 году он выдержал экзамен на аттестат зрелости и поступил на юридический факультет Казанского университета, который окончил в 1915 году В 1911 году он выдержал экзамен на аттестат зрелости и поступил на юридический факультет Казанского университета, который окончил в 1915-м

«УВАЖАЕМЫЕ МУЛЛЫ! ГДЕ ВЫ? НАСТУПИЛ СУДНЫЙ ДЕНЬ!»

Буквально через 8 лет Туктаров сам будет активно использовать мусульманскую риторику для достижения политической солидарности на национальной основе. В журнале «Современный мусульманский мир» приводится ее несколько характерных примеров.

В 1917–1918 годах Туктаров — организатор и председатель мусульманского комитета, редактор газеты «Курултай» (1917). В каждом номере он писал обзорную статью. В первой же из них редактор заявляет, что подготовка Учредительного собрания является для мусульман долгом («фарз ва лязим»). Далее Туктаров пишет: «Уважаемые муллы! Где вы? Наступил Судный день! А знаете ли вы об Учредительном собрании?! Вы слышали такое слово? Это о чем? Понимаете его? Это то, что не было у мусульман со времени пророка Мухаммада». К участию Туктарова в деятельности Учредительного собрания мы вернемся чуть позже.

В статье «Земельный вопрос» он словно читает религиозную проповедь: «Человек сделан из земли, стоит на земле, после смерти уходит под нее; короче говоря, с самого рождения ему нужна земля, нужна как в течение жизни, так и после, даже после смерти она ему необходима… Например, никто в создании воды в реке не потратил никакого усилия, ее никто не произвел, мы ее пьем в неизменном виде, в том состоянии, каким ее создал Аллах — поэтому ни у кого нет права ее продавать». В следующем номере он пишет, что революция, подобно инструменту («ас-сур») ангела Исрафила возвратила (буквально — «вдула») в нас [татар] душу»…

Национальная автономия связывается им с верой: «автономия пришла, как вера». Коммунистические идеи воспринимаются им в штыки: «Видные татарские большевики должны понять, что не нужно класть яд в их [солдат] верующие сердца». Далее — «Что скажут улемы во время современного Судного дня?.. Учредительное собрание для каждого мусульманина — сорок первый долг („фарз“), любой мусульманин знает, что это условие исламского шариата, появившееся в этом году».

Передовые, образованные люди страны надеялись, что в лице Учредительного собрания будет создан важнейший орган Российской республики, которому предстоит составить основной закон, определить структуру власти, установить новую российскую государственность… Большевики позволили 25 ноября 1917 года пройти выборам в него, дали созвать первое заседание (Ленин ограничился арестами самых активных кадетов и словесными протестами), чтобы оно продемонстрировало народу свою полную политическую несостоятельность. 5 (18) января 1918-го состоялось первое и единственное в истории заседание Учредительного собрания. После чего с легким сердцем и решительным одобрением рабочих и солдат, с молчаливым согласием крестьян большевики его разогнали.

«НА НАС, ТАТАР, ВЫПАЛА ТЯЖЕЛАЯ И НЕБЛАГОДАРНАЯ ЗАДАЧА»

Позже в Самаре был организован известный в истории комитет членов всероссийского учредительного собрания (КОМУЧ — первое антибольшевистское правительство России, созданное 8 июня 1918 года в Самаре членами Учредительного собрания, не признавшими его разгон). Его членом стал и Фуад Туктаров. 15 января 1921-го он выступил на пятом заседании КОМУЧа. В частности, он сказал следующее (орфография и пунктуация автора сохранены — прим. ред.): «На нас, татар, выпала, господа члены Совещания тяжелая и неблагодарная задача проповедовать новую веру в новые пути возрождения России, не только исповедовать ее, но и распространять ее, быть проповедником. Догмы этой веры выражаются очень кратко двумя словами: Россия возродится через национальности. Нас обвиняют за такую веру в узком национализме, некоторые — в шовинизме, а иные называли нас даже «империалистами». Нам говорят, что не время сейчас заниматься узким национальным эгоизмом, нужно сейчас воссоздать Россию; это звучит так же, как правые элементы говорят социалистам и демократам, что не время сейчас заниматься партийными спорами и требованиями, нужно спасать Россию хотя бы через Деникина, Колчака и Врангеля.

Это неправда, господа, что мы узкие националисты, это неправда, что для нас интересы нации выше интересов всей России.

Пляска смерти, вакханалия крови, продолжающиеся вот уж 6 лет, одинаково пожирают вас и нас; рабство, голод, болезни, нищета и чрезвычайка не делают различия, для них все национальности равноправны. Иностранные вмешательства, концессии и блокада — бьют по самым больным местам и гнетут всякого татарина и еврея так же, как и русского.

Россия горит, сотни миллионов народов тонут и мы не кричим в это время: «Спасайся, кто может», а зовем всех к планомерной, систематической работе для спасения.

Мы ставим на ваше рассмотрение и разрешение национальный вопрос во всей его широте, потому что в нем, в благоразумном государственном решении национального вопроса, по нашему глубокому убеждению, лежит путь спасения России и залог процветания в будущем…»

«А РОССИЮ НЕ ПРИГЛАСИЛИ…»

Вместе с Садретдином Максудовым и Гаязом Исхаки Туктаров в 1919 году эмигрировал из России. Впоследствии представлял «Миллэт Меджлиси» (национальное собрание) на парижской мирной конференции в 1920–1921 годах (она была созвана державами-победительницами в Первой мировой войне для выработки и подписания мирных договоров с побежденными государствами, для создания Лиги наций. В ее работе приняли участие 27 стран, среди которых была даже Куба; Россию же на конференцию не пригласили). В середине 1920-х политик окончательно переехал в Турцию, где выступал как журналист, преподавал. Ученые-историки, исследователи той эпохи признают, что взгляды Туктарова в период эмиграции пока остаются малоизученными…

Фуад Туктаров скончался в 1938 году в Турции, в Анкаре.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (33) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
8.02.2020 10:39

Наверное надо подробнее изучить период пребывания Туктарова в Турции.Чего стоит фраза из энцикклопеди Татарстн: В Анкаре занимался журналистикой и педагогической деятельностью , работал управляющим библиотеки при министерстве просвещенияи. Выходит был на госслужбе и занимал весьма заметную должность, ибо эта библиотека была местом общения многих деятелей науки,да и педагогигчскую деятельност необходимоо расшифровать. Давно уже пора переиздать на двух языках и его уникальную книгу о депутатах. Читал ее в переводе от руки, на кириллицу.Там многое полезно узнать и нынешним депутатам всех уровней, начиная с Госдумы.

  • Анонимно
    8.02.2020 10:39

    Наверное надо подробнее изучить период пребывания Туктарова в Турции.Чего стоит фраза из энцикклопеди Татарстн: В Анкаре занимался журналистикой и педагогической деятельностью , работал управляющим библиотеки при министерстве просвещенияи. Выходит был на госслужбе и занимал весьма заметную должность, ибо эта библиотека была местом общения многих деятелей науки,да и педагогигчскую деятельност необходимоо расшифровать. Давно уже пора переиздать на двух языках и его уникальную книгу о депутатах. Читал ее в переводе от руки, на кириллицу.Там многое полезно узнать и нынешним депутатам всех уровней, начиная с Госдумы.

  • Анонимно
    8.02.2020 10:54

    Ильхамия апа была подругй моей мамы,осталось немало совместных фото,а с Узбком ,выдаюющмся хирургом дружил.Она ,после 10-летней отсидки,о нем, почти не рассказывала,кроме того ,чтов период начала нэпа, несколько раз помогал своей маме материально.

    • Анонимно
      8.02.2020 16:58

      Вы пишите о сыне Ильхамии апы Узбәке Богдановиче, долгое время руководившим Институт восстановительной хирургии на ул. К. Маркса. Моя мама училась у Ильхамии апы в педтехникуме, ставшим потом пединститутом. У нас есть вырезка из газеты со статьей о Ильхамии апе и ее фотографией с ученицами.

  • Анонимно
    8.02.2020 11:16

    Интересно.
    Но дискуссионно.
    Чем и хороша стать.

    "Буквально через 8 лет Туктаров сам будет активно использовать мусульманскую риторику для достижения политической солидарности на национальной основе".
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/456891

    Получается, что именно российский национал-социализм таких национально-националистических деятелей, как герой статьи, и вынудили международных марксистов-террористов во главе с Лениным и Троцким, захвативших вооруженным путем власть в России в октябре 1917 года и исповедующих на словах "пролетарский интернационализм, перейти к российскому национал-коммунизму, результатом которого стало расчленение России на национальные территориальные образования (на развалинах Российской империи).

    Правда, укрепившись во власти, марксисты Ленин и Троцкий и их последователи тут же вырезали всех националистов (национальные элиты - промышленников, банкиров, интеллигенцию и др. - по классовому признаку Ленин и Троцкий вырезали ещё раньше) - вырезали и остатки национал-социалистов, и созданных ими же национал-коммунистов.

    Ведь чуть позднее и "параллельно" и в Германии национал-социалисты (нацисты) во главе с Гитлером и Геббельсом строили социализм - но только для немцев.

    А марксисты Ленин и Троцкий начинали строить после вооруженного захвата власти в октябре 1917 года социализм (и военный коммунизм) только для пролетариев и крестьян вне зависимости от национальности по всей бывшей Российской империи.
    Более того эти два "гения" мечтали о Мировой марксистской (коммунистической) революции, после которой все пролетарии (крестьян уже не будет) станут говорить на одном едином языке (например, на "эсперанто") и использовать одну азбуку (алфавит, например латинский).

    Так что же произошло, что Ленин и Троцкий вдруг поделили Россию на национальные территориальные образования и стали строить социализм по отдельности для каждой нации, этноса?

    Наверное, надо хотя бы попытаться ответить на этот "простой" вопрос, чтобы не наступать на "грабли" Гражданской войны по классовым и национальным признакам в очередной раз (последний раз в конце 1980-х - начале 1990-х гг.).

    И "отвечать" должны в первую очередь не политики (и тем более не политиканы) и даже не учёные-историки, а в первую очередь философы и социологи.

    А таковых в Казани целые Институты в составе Университетов.
    А уж сколько их (получающих зарплату из бюджета, собранного с налогоплательщиков) по всей необъятной РФ...

    А отвечают за всех Бирин и Султанбеков...

    • Анонимно
      8.02.2020 20:39

      11:16. Не собираюсь коментировать ваш опус о злодеях Ленине и Троцком,могли бы добавить к нему и Сталина. Если кроме вбросов с дивана стеба ,можете еще и читать, обратите внимание на два факта.1.Если бы названые вами лица не создали ,вместо империи, РСФСР,а затем СССР, где на основе федерализма решили национальный вопрос, вся территория страны стала бы "мега Сирией",которую быстро поделили бы на банановые республики, западные благодетели.2.Сейчас не только ленинцы и троцкисты,но и такие столпы запада как Папа Римский и президент Макрон, заявляют,что капитализм деградировал и во избежание социального взрыва нужно резко изменить экономические устой общества,а на праймериз в США, первое место занял Сандерс,с программй преобразований троцисткого типа. Замечу,что первым,за отмену двух главных столпов военного коммунизма: продразверстки и продотрядов, фактически грабежа крестьянства,выступил в 1919-20 гг. именно Троцкий,а Ленин возражал и голосвал против этого на заседании ЦК.Но после ряда восстаний, грозивших крахом советской власти, особенно, кронштадского и тамбовского,резко изменил позицию, пошел даже дальшеТроцкого, введя, рыночную экономику,при сохранении партии и контроля над стратегическими отраслями и многое другое, названое им НЭП, заявив,что все это, всерьез и надолго.В истории нет ,к сожалению, сослагательного наклонения,но многие считают,что проживи Ленин ,в полном умственном здравии, еще, хотя бы 5-7 лет,то СССР,уже к началу 30- х обгонял бы США,как сейчас это делает Китай. К сожалению во время ельцинского госпереворота в БеСовежской пуще,у нас не оказалось Дэн-сяопина, а рулил безвольныи Горабчев. Получили в итоге, дикий ,мародерский капитализм, из ямы которого, с трудом,но вылезаем с начала нулевых гг.

      • Анонимно
        8.02.2020 22:42

        "Замечу,что первым,за отмену двух главных столпов военного коммунизма: продразверстки и продотрядов, фактически грабежа крестьянства,выступил в 1919-20 гг. именно Троцкий,а Ленин возражал и голосвал против этого на заседании ЦК.Но после ряда восстаний, грозивших крахом советской власти, особенно, кронштадского и тамбовского,резко изменил позицию, пошел даже дальшеТроцкого, введя, рыночную экономику,при сохранении партии и контроля над стратегическими отраслями и многое другое, названое им НЭП, заявив,что все это, всерьез и надолго".

        Так это именно Троцкий и Ленин и ввели продразвёрстку и продотряды, приведшие к массовому голоду в Красной России - только в Красной Татарии в 1921 - 1922 гг. умерло страшной голодной смертью около 1 миллиона человек.

        Так что ставить им заслугу отмену того, что они ввели все равно, что благодарить человека пырнувшего Вас ножом, а потом перевязавшего Вас.

        • Анонимно
          9.02.2020 04:04

          Судя по невежеству текста 22:42.и ранее вбрасывавшего стеб, книги и сборники документов,он не читает, предпоичитая, тупо строчить стеб о террористах Ленине иТроцком. Тем,кто действитльно хочет знать историю не по фейковым вбросам в комментах,напомню,что сейчас опубликованы рассекреченные документы времен революции и гражданской войны, причем деятелей потивоборствующих сторон,которые помогают прояснить многие проблемы.Советую также слушать передачи на радио вести фм: "Разлом и Вопросы истории", в которых описываются эти события, деятелями всех участвоваших в эти событиях лиц.

  • Анонимно
    8.02.2020 13:44

    Интересно, в Чистополе федеральным судьей работал Туктаров Д. В., не потомок ли он Туктарова Ф.

  • Анонимно
    8.02.2020 16:12

    Слышал,что книгу Туктарова собрались напечатать в журнале Казан утлары,что конечно весьма полезно, но надо,чтобы она вышла и на русском языке. Немного зная историю российского парламентаризма до 1917 г. ,могу сказать,что таких точных и хлестких оценок депутатам того времени, никто еще не давал, жалко,что только мусульманским. Это будет полезно почитать и нынешним депутатам.Жалко,что сейчас нет такого Усала.

  • Анонимно
    8.02.2020 20:07

    КОМУЧа в ноябре 1918 года уже не было, свои полномочия он в декабре передал Колчаку. В 1918 19 годах Гаяз Исхаки (все равно наши национальные герои) уже издавал газету в г Петропавловске (Казахстан).

    • Анонимно
      8.02.2020 21:15

      В 1918-19 годах Гаяз Исхаки, Фуад Туктаров и Садри Максуди были уже в Париже, туда их делегировал Милли Меджлис для участия в Парижской мирной конференции. Татарскую делегацию принял премьер министр Франции Александр Мильеран и обещал поддержать вопрос создания государства Идель-Урал, в случае общей победы над большевиками

      • Анонимно
        8.02.2020 22:51

        "Идель-Урал" это не "государство", а штат в составе демократической Российской Республики, как это планировали Гаяз Исхаки и др.

        Заметьте, в названии штата нет национальной привязки - только территориальная привязка.

        Планировалось организовать Россию наподобие США - Соединенных Штатов России.

        Но международные марксисты-террористы во главе с Лениным и Троцким с помощью кровавого террора уничтожили российскую интеллектуальную элиту и создали классовые "национальные" территориальные образования, что заложила фундамент дальнейших национальных конфликтов.

        • Анонимно
          9.02.2020 02:03

          Нет, в эмиграции татарские лидеры вели уже речь о независимом Идель-Урале. А проект штата Идель-Урал существовал короткое время, пока работал Милли Меджлис (Милләт Мәҗлесе) с ноября 1917 года по март 1918 года. В эмиграции Гаяз Исхаки возглавлял Комитет освобождения Идель-Урала. ОГПУ-НКВД вела за ним настоящую охоту, его родного брата убили в 1938 году в Варшаве, выстрелом в затылок.

          • Анонимно
            9.02.2020 08:49

            В 1933 году Гаяз Исхаки напечатал свое эссе "Идель-Урал", который явился манифестом национального татарского государства. В 1990 году его большим тиражом воспроизвели и в Казани.

  • Анонимно
    9.02.2020 10:14

    Весьма противоречива история жизни Исхаки в годы, перед 2 мировой войной и во время нее.Особенно его отношения с Польшей, Германией,Турцией и деятельность группы "Прометей" возглавляемой им.Пожалуй наиболее подробно и объектвно описал его "метания" И.Гилязов в книге с весьма знаковым названием: "Легион "Идель-Урал". Представители народов Поволжья и Приуралья под знаменами " третьего рейха". В ней впервые использованы ранее неизвестные нам документы германских архивов.

    • Анонимно
      9.02.2020 11:53

      Гаяз Исхакый не имел никакого отношения к легиону "Идель-Урал". В сентябре 1939 года татарские эмигранты бежали из горящей Варшавы. Тогда существовала польско-румынская граница в Буковине. Татары добрались до Констанцы и на пароходе перебрались в Турцию. Всю 2 Мировую войну татарская политическая эмиграция провела в нейтральной Турции, никаких метаний, как вы пишете, не было. Книга Гилязова совсем не про них, а про пленных татар в Германии.

  • Анонимно
    9.02.2020 16:27

    Повтор не пропущенного ответа на фейк 11:53. Вместо строчения стеба, если не можете одолтеь книгу Гилязова,то хотя бы загляите в ее именой указатель,и прочитайте страницы где указаны имена Валиди, Исхаки и других деятелей эмиграции,в частности и содержание донесений немецого посла в Турции Папена о их просьбах допустить для бесед с пленными татарами и башкирами. Полагаю, что они не призывали их к борьбе с фашистами, даже в завуалированной форме,а совсем наборот. Накануне 75-летия Победы, полезно узнать, как говорил Горбачев, "кто был ху", так он произносил известный английский афоризм,"ху из ху" ,означающий "кто был кто" в эти годы.

    • Анонимно
      9.02.2020 18:51

      Да, Заки Валиди приезжал в Германию, сотрудничал с немцами, контактировал с легионерами. За что, по возвращению в Турцию, был посажен в тюрьму. Власти Турции строго соблюдали нейтралитет своей страны. А вот Гаяз Исхаки никаким боком не сотрудничал с нацистами, ибо был человек демократических убеждений. В 1933 году он жил в Берлине, с приходом нацистов к власти, перебрался в Варшаву, поскольку был в давних дружеских отношениях с президентом Польши Юзефом Пилсудским (вместе отбывали ссылку в Вологодской губернии), получил там убежище. Будучи врагом нацистов, он бежал из Варшавы осенью 1939 года от наступающих германских войск. Кстати, нацисты выдавали Сталину эмигрантов, если они оказывались в их руках, в ходе оккупации Польши.

  • Анонимно
    9.02.2020 22:30

    18:51. До того как лгать,по невежеству или заказу, хоть книги и документы посмотрите. Пилсудский, покровитль Исхаки, был союзником Гитлера, лютым врагом СССР, на его похороны послали Геринга,в то время, второго по значению деятеля третьего рейха. Польша участвовала в расчленениии Чехословакии, после позорного мюнхенского сговора запада с Гитлером,именно поэтому Черчилль,тогда назвал ее европейской гиеной. Советую всем почитать, что такое "Прометей", его функции и кто эту контору финансировал. Это информация,для понимания того "каким боком", Исхаки, был причастен к некоторым событиям довоенной Европы.

    • Анонимно
      10.02.2020 09:32

      "Прометей" - якобы, антибольшевистский блок, был создан агентами ОГПУ для привлечения политических эмигрантов из числа нерусских народов, дабы держать их под контролем.

      • Анонимно
        10.02.2020 10:46

        Не лгите. Прометей был полностью подконтролен разведорганам пилсудчиков и выполнял их задания.

        • Анонимно
          10.02.2020 12:44

          Это была разводка ОГПУ, которой поддались многие, в том числе, и поляки.

    • Анонимно
      10.02.2020 10:40

      \\Польша участвовала в расчленениии Чехословакии, после позорного мюнхенского сговора запада с Гитлером...\\ - Польша хотя бы ненадолго задержала оккупацию Тешинской области (населенной поляками, между прочим) немецкими войсками, и, что важно, по согласованию с Великобританией и Францией. Хотя это не помогло, в 1939 году Германия оккупировала всю Польшу, включая и Тешинскую область. К этим делам Пилсудский не имел никакого касательства, он умер в 1935 году.

      • Анонимно
        10.02.2020 11:40

        Польша не только оккупирвала часть Чехословакии,но по согласованию с Германией,отказалась пропустить советские войска ,которые мы предложили послать им для отпора немцам,согласно имевшемуся договору. Этот совместный отпор ,а Чехословакия имела армию ,а особенно ОПК,немногим уступавшие немцам, возможно предотвратил бы 2 мировую войну. Польские руководители, заигрывавшие с Гитлером и буквально помешанные на злобном антисоветизме, фактически помогли ему, в подготовке к 2 мировой войне.

        • Анонимно
          10.02.2020 12:43

          Мир знает, что случилось с балтийскими государствами, согласившимися впустить советские войска, они (войска) остались там на полвека. Эти страны, включая Польшу, пали жертвами пакта Молотова-Рибентроппа.

          • Анонимно
            10.02.2020 14:09

            Польша не мини, прибалтийские лимитрофы а одна из мощных держав того времени , Ее руководство прекрасно знало,что советские войска идут на помошь чехсловакам , но польстилась на крохи с барского стола,Тешинскую область и заявила,что не пропустит их. Заигрывание с агрессором до добра не доводит,получила сентябрь 1939 г. Хорошо,что СССР, успел предотвратить захват немцами, западной Украины и Белоруссии. Касаемо странной войны,которую вели в 1939 г.Анлия и Франция,до сих пор не все рассекречено ,в т.ч.обстоятельста перелета в Англию и переговоров Гесса. Когда СССР в 1987 г.,дал согласие на освобоождение единственного узника тюрьмы в Шпандау Гесса, находившегося в полном умственном здравии и собиравшемся написать откровенные мемуары, его нашли повешенным,в камере, а охрану в этот день нес англйский караул. Как смог совершить, якобы суицид, физически немощный старец, на 92 году жизни,одна из тайн британских спецслужб.

  • Анонимно
    10.02.2020 08:44

    Не беру другие деяния Исхаки,мнения о них различные. Но то,что крутился около Пилсудского и его структур, чести ему не делает. В 30-х гг. это был союзник Гитлера и главный враг нашей страны,виновники гибели многих десятков тысяч пленных красноармейцев в лагерях, в начале 20-х гг.

  • Анонимно
    10.02.2020 09:39

    Ю́зеф Кле́менс Пилсу́дский (польск. Józef Klemens Piłsudski [ˈjuzɛf ˈklɛmɛns pʲiwˈsutsci]; 5 декабря 1867, Зулов, Свенцянский уезд, Виленская губерния, Российская империя (ныне Швенчёнский район, Вильнюсский уезд, Литва) — 12 мая 1935, Варшава) — польский военный, государственный и политический деятель, первый глава возрождённого Польского государства, основатель польской армии; маршал Польши.
    https://ru.wikipedia.org/wiki/Пилсудский,_Юзеф

  • Анонимно
    10.02.2020 10:29

    К этой справке о Пилсудском,надо добавить для полноты,что был русофобом, антисемитом,заядлым антисоветчиком, главным союзником Гитлера в восточной Европе.

    • Анонимно
      10.02.2020 12:39

      А что хорошего Пилсудский видел от России, кроме тюрем и ссылок? Ничего себе "главный союзник Гитлера", если Польша первой пала жертвой агрессии нацистов во 2 мировой войне. Пора уж вам от советских пропагандистских штампов отходить.

  • Анонимно
    10.02.2020 15:11

    Зомбирупору либераст-агитпропа 12:39. Пилсудский, как и его поклонник Исхаки,отбывали сроки в весьма льготных условиях,как и многие другие противники режима. Известно как потом с такими поступала советская власть.Но Пилсудский почти не уступал ей. Почитайте, что творили в лагерях с пленными красноармейцами и политическими заключенными,какова был смертность.У немцев, такого беспредела тогда еще не было,он придет позднее,и пример было с кого брать.

    • Анонимно
      10.02.2020 16:27

      А зачем красноармейцы пошли на Польшу? Под Варшавой их и разгромили, получили, что заслужили.

  • Анонимно
    11.02.2020 09:40

    Новый повтор ответа на фейк 16:27,оправдывающий Пилсудского,за массовую гибель пленных красноармейце в его лагерях и гнусно злорадтвующего по этому поводу. Напомню нормальным читателям,что условия содержания военнопленных определены международными правилами и должн обеспечивать достойные условия существовани.Именнои за гибель в лагерях военнопленных,включая бессудные убийства,кроме других многочисленных преступлений, были осужденый военные преступники на Нюрнбергском и других трибуналах.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль