Интернет-конференция 
13.03.2020

Наиль Магдеев: «Когда я возглавил Челны, КАМАЗ работал два дня в неделю. Каково людям?»

Мэр Набережных Челнов о виновных в провале транспортной реформы, «историческом шансе» ТОСЭРа и корнях АУЕ. Часть 1-я

«Рабовладельческий строй закончился. Если о подобном где-то не знают, то это проблемы тех, кто не знает», — отвечает Наиль Магдеев на критику со стороны КАМАЗа в адрес резидентов ТОСЭРа, которые забирают лучшие кадры. В ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» мэр Челнов рассказал, нужны ли городу на самом деле 100 тыс. мигрантов, готов ли он дать «НЕФАЗам» второй шанс и почему так медленно идет создание технического вуза.

Наиль Магдеев: «От идеи транспорта большой вместимости мы не отказались. Определимся с базовым перевозчиком, который возьмет обязательства по шести маршрутам, учитывая новые микрорайоны» Наиль Магдеев: «От идеи транспорта большой вместимости мы не отказались. Определимся с базовым перевозчиком, который возьмет обязательства по 6 маршрутам, учитывая новые микрорайоны» Фото: Олег Спиридонов

«огромного материального ущерба для города не нанесено»

— Наиль Гамбарович, одной из острых тем в Челнах стала транспортная реформа, начавшаяся в феврале после того, как КАМАЗ забрал у города большие автобусы из-за долгов по лизинговым платежам. Если вернуться на пять лет назад, когда «НЕФАЗы» появились на местных маршрутах, вы начали бы вообще реформу?

— Однозначно да, потому что тогда увидел, что в полумиллионном городе жителей перевозят на автобусах малой вместимости. Да, были допущены определенные просчеты, может, настойчивости не хватило, чтобы более тщательно выбрать подвижной состав. Кто виноват в сложившейся ситуации с большими автобусами? Мэр, фамилия его известна. Но, как сказал на сессии премьер-министр РТ Алексей Песошин, на 100 процентов один никогда не бывает виновным.

Какого-то огромного материального ущерба для автограда не нанесено. Мы заплатили за пользование автобусами 1,2 миллиарда рублей (700 миллионов из бюджета Челнов, остальное — из федерального). Цена не слишком высока для города — мы пять лет на автобусах перевозили пассажиров, каждый автобус обошелся нам в 3,3 миллиона рублей при рыночной цене сегодня в 9 миллионов. Теперь они в рамках мирового соглашения переданы КАМАЗу. МУП «Электротранспорт» будет по своим финансовым и имущественным обязательствам отвечать. Другой вопрос, хватит ли у него активов. Но исполком субсидиарной ответственности в данном случае не несет. Это, повторюсь, дело двух хозяйствующих субъектов.

От идеи транспорта большой вместимости мы не отказались. Определимся с базовым перевозчиком, который возьмет обязательства по 6 маршрутам, учитывая новые микрорайоны.

— Уже известно, какие автобусы вернутся на эти маршруты: «МАЗ», Lotos, Simaz? А может, вы не исключаете возможность приобрести «НЕФАЗы»?

— Определимся в ближайшее время. Это может быть и «НЕФАЗ». Главным окажется вопрос цены и качества. Автобусы большой вместимости будут закуплены базовым перевозчиком. Количество техники мы посчитаем с учетом трафика, расписания, строительства новых районов. У нас есть 90 дней, чтобы решить этот вопрос. Но, как вы знаете, без транспорта люди не остались — по всем маршрутам курсируют микроавтобусы.

«Главным будет вопрос цены-качества. Автобусы большой вместимости будут закуплены базовым перевозчиком» «Главным окажется вопрос цены и качества. Автобусы большой вместимости будут закуплены базовым перевозчиком» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Вы говорите, что рассматриваете как вариант и покупку «НЕФАЗов», но мы так поняли, что город и КАМАЗ к единому мнению не пришли, так как недавно были опубликованы фотографии возвращенных автобусов «НЕФАЗ», многие из них оказались аварийными. КАМАЗ настаивает на их неправильной эксплуатации…

— Мы пытались договориться с КАМАЗом, чтобы он оставил нам 50 автобусов на ту сумму, что мы заплатили по лизингу, но решение не состоялось. Финальный разговор МУП «Электротранспорт» и КАМАЗа произошел в суде, когда они заключили мировое соглашение. И мы считали, что тема с автобусами как спор двух хозяйствующих субъектов исчерпала себя. Обвинять во всем только «Электротранспорт» — не самая правильная партнерская позиция. Мы никогда ничего плохого про КАМАЗ не говорили, нам важна репутация и авторитет градообразующего предприятия. И сейчас не скажем. Есть такая татарская поговорка: «Сез безгә таш белән, без сезгә аш белән» («Вы нам камнем, а мы вам супом/едой»).


— Недавно стало известно о реанимации планов по строительству трамвайных линий в городе. Как будет развиваться трамвай с учетом дефицита бюджета, который восполнялся с помощью КАМАЗа и стал предметом дискуссии на сессии?..

— Без финансовых вливаний городской трамвай дальше развиваться не сможет. Во всем мире общественный транспорт нерентабелен. В ВЭБе, который сейчас занимается с нами вопросами транспортного обслуживания, я поинтересовался, в каком городе России трамвайные перевозки окупаются, мне сказали, что таких городов в стране нет. Прочитал, что в Люксембурге сделали бесплатный проезд, но это же за счет государства, которое платит полным рублем перевозчику. Мы сегодня полным рублем не платим и хотим, чтобы транспорт был рентабельным?!

На КАМАЗе некоторые руководители недавно предложили забрать обратно у города «Электротранспорт» (трамваи), когда возникла проблема с неплатежами. Я тогда сказал: «Пожалуйста, забирайте». Но, видимо, на КАМАЗе посчитали и от этой идеи отказались.

«Обвинять во всем только «Электротранспорт» — не самая правильная партнерская позиция» «Обвинять во всем только «Электротранспорт» — не самая правильная партнерская позиция» Фото: «БИЗНЕС Online»

Мы надеемся и на поддержку со стороны руководства республики. Уже принято решение о дополнительной закупке трамваев для Казани, Челнов и Нижнекамска. Мы получим 5–10 новых вагонов. Что касается расширения маршрутной сети, для этого нужен проект продолжения ветки, чтобы спуститься по проспекту Беляева до Чулмана, по улице Королева подняться до первой автодороги, таким образом замкнув маршрут. Проектирование 1 километра трамвайных путей обходится примерно в 1 миллион рублей. Нам нужно 15–16 миллионов рублей, чтобы сделать проект. Будем в этом году искать финансовые ресурсы из допдоходов, чтобы заказать проект и подготовить его к 2021-му. Далее станем участвовать в федеральных программах по развитию транспорта.

— Если общественный транспорт убыточный, как будете заинтересовывать частников эксплуатировать большие автобусы и дополнительные трамваи?

— Во-первых, должен быть контракт на длительный промежуток времени, поскольку под подвижной состав берутся кредиты. У бизнеса должна быть уверенность в том, что в ближайшие 5–10 лет его с маршрута не уберут. Во-вторых, необходим экономически обоснованный тариф — если мы по нему не перевозим, нужны дотации. Если тариф сегодня, образно говоря, 30 рублей, а мы перевозим за 22 рубля, то за каждого пассажира 8 рублей из городского бюджета должны дотировать перевозчика, чтобы не привести предприятие к банкротству. Продукты питания ниже себестоимости в торговой сети же не продают или электроэнергию…

«При негативном развитии событий, ситуация затронет не только КАМАЗ, но и город — отразится на покупательской способности челнинцев» «При негативном развитии событий ситуация затронет не только КАМАЗ, но и город — отразится на покупательной способности челнинцев» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЧТО БЫ МЫ ДЕЛАЛИ, ЕСЛИ БЫ У НАС НЕ БЫЛО ПРОИЗВОДСТВ, НЕ СВЯЗАННЫХ С АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕМ?!»

— Помимо транспортного вопроса, городу в ближайшее время предстоит решать и другие не менее важные проблемы: по итогам 2019 года в Челнах было отмечено падение индекса промпроизводства на 7 процентов. Хотя он снизился и в соседних городах — в автограде цифра серьезнее. Есть антикризисный план, как исправить ситуацию? И как начался этот год?

— Да, прошедший год был непростой для нашего города машиностроителей: отсутствие внутреннего спроса на основной продукт (грузовой автомобиль), который выпускается в Челнах, безусловно, повлияло на показатели. Большие стройки в стране в виде крымского моста завершены, а новые на горизонте пока не появились. На падение объемов промпроизводства повлиял и уход Ford-Sollers, но закрытие завода не отразилось на ситуации с занятостью: 800 сотрудников без работы не остались — они без проблем устроились, в том числе на новые предприятия ТОСЭРа. И я задумался: что бы мы делали, если бы у нас не было производств, не связанных с автомобилестроением?! Поэтому ТОСЭР — наша палочка-выручалочка, второе дыхание для Челнов.

Ряд отраслей в 2019 году продемонстрировал рост или стабильную работу. Например, увеличилась у нас в объемах строительная, пищевая и перерабатывающая отрасли, а также производство металлических изделий (завод «ТЭМПО»).

Что касается 2020-го, то январь нетипичный, поскольку полмесяца отдыхали. В январе – феврале есть определенный рост продаж, но, я думаю, это отложенный спрос с декабря – ноября прошлого года.

«На падение объемов промпроизводства повлиял и уход «Форд Соллерса». Но закрытие завода не отразилось на ситуации с занятостью: 800 сотрудников без работы не остались» «На падение объемов промпроизводства повлиял и уход Ford-Sollers, но закрытие завода не отразилось на ситуации с занятостью: 800 сотрудников без работы не остались» Фото: «БИЗНЕС Online»

— В этом году новый вызов — ситуация вокруг коронавируса привела к закрытию границ с Китаем, КАМАЗ не исключил введения сокращенной рабочей недели из-за иссякающего запаса китайских комплектующих на заводе. Какие еще проблемы испытывает город в связи с напряженной обстановкой?

— Вы же понимаете, что Китай сегодня — фабрика мира. Это касается и программного обеспечения, компьютерной техники, сферы машиностроения, сложной бытовой техники, которая выпускается во многих странах. КНР сегодня является поставщиком большого количества комплектующих высокого уровня, в том числе и для машиностроительных предприятий России. Это же касается не только КАМАЗа, но и АвтоВАЗа, даже Германия заказывает комплектующие из Поднебесной!

Конечно, мы надеемся на благоприятный исход. При негативном развитии событий ситуация затронет не только КАМАЗ, но и город — отразится на покупательной способности челнинцев. Надеемся и на Всевышнего…

— И на вакцину… А город как-то готовится к возможной эпидемии, которая затрагивает все большее число государств?

— Руководством страны поставлены задачи всем соответствующим службам, создан оперативный штаб на уровне республики. У нас есть Роспотребнадзор, его подразделения, управление здравоохранения, инфекционная больница — всем им указания даны, имеются специалисты и помещения, которые готовы принять больных.

— Есть еще какие-то предприятия в Челнах, чьи руководители уже схватились за голову из-за того, что поставки из Китая прекратились? К вам с такой проблемой обращались?

— Нет таких предприятий. У всех есть определенный запас, программы действий на случаи форс-мажоров. Первый квартал уже более-менее покажет, что произошло. И рынки падают, и акции. Это не проблема только Набережных Челнов, а общемировая тенденция, и мы в данной системе координат находимся и живем по тем трендам, которые сегодня есть и в России, и в Татарстане. Повлиять на промышленную политику компаний мы не можем — у них есть свое руководство, акционеры. Каждый думает, как выйти из ситуации с наименьшими потерями.

«ТОСЭР — хороший инструмент для привлечения инвесторов и из других регионов и соседних районов республики» «ТОСЭР — хороший инструмент для привлечения инвесторов и из других регионов, и из соседних районов республики» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЧУТЬ ЛИ НЕ СИЛОЙ ПРИХОДИТСЯ ПРИГЛАШАТЬ МАЛЫЙ БИЗНЕС НА БЕСПЛАТНУЮ УЧЕБУ»

— Доля МСБ в валовом территориальном продукте города занимает уже более 37 процентов (против 30 процентов годом ранее). Благодаря чему достигнут такой рост? И он ли это? Или же снижение доли КАМАЗа? Как город намерен наращивать показатель, обозначенный президентом в 40–45 процентов?

— Опираясь на данные налоговой инспекции по главному налогу — НДФЛ, считаю, что это рост. В 2018 году у нас было 11 955 налогоплательщиков НДФЛ, из них юрлиц — 9 460, ИП, физлиц — 2 495. В 2019-м стало 12 353 налогоплательщика, в том числе 9 773 юрлица, то есть количество предприятий увеличилось, число ИП и физлиц выросло до 2 580. Таким образом, у нас стало на 398 субъектов, уплачивающих подоходный налог, больше. Кроме того, мы видим увеличение оборота малых предприятий. В 2019 году объем отгрузки продукции резидентами промпарков вырос в 1,6 раза до 127 миллиардов рублей против 81,4 миллиарда в 2018 году. Количество рабочих мест в них в 1,5 раза увеличилось. В 2019-м было 12 тысяч рабочих мест, годом ранее — 8 275. Вот вам и подоходный налог. Это все происходит за счет того, что в Набережных Челнах создаются комфортные условия для ведения малого бизнеса, начиная от КИП «Мастер», заканчивая еще 11 промпарками. Это ведь готовая инфраструктура, дороги, электроснабжение. Где можно за 100 с небольшим рублей за квадратный метр взять готовое помещение? Только в Челнах! Рыба ищет, где глубже, а бизнес — где лучше. Сейчас мы готовим третью очередь промпарка «Развитие», потому что первая и вторая уже заполнены, а пять лет назад там было голое поле!

У нас появляются новые виды бизнеса. Мы не только помогаем, но и обучаем малый бизнес. Иногда обидно становится, потому что чуть ли не силой приходится приглашать малый бизнес на бесплатную учебу! Я им говорю: «Друзья мои, это же ваш бизнес, почему я вас должен уговаривать и учить?» Рассказываем предпринимателям о работе электронной площадки, поставщиках, о том, как выгоднее продать товар, правильно оформить документы, в какую дверь стучаться. Сегодня же не проблема произвести, у всех одна забота — продать!

В 2019 году мы получили 4,3 миллиарда рублей по различным программам с учетом всех субсидий банкам по кредитам, выданным субъектам МСБ по льготным ставкам. Например, в программу льготного кредитования под 7,5 процента годовых вошло 46 предприятий, которые получили 104,9 миллиона рублей, под гарантии гарантийного фонда — почти 200 миллионов, по программе стимулирования кредитования — 100 миллионов и так далее. Это реальная поддержка федерального, республиканского, муниципального уровня.

«Больше всех инвестиций среди ТОСЭР страны привлекли мы в Набережные Челны, как, впрочем, и больше всех рабочих мест создали, выполнив все показатели перед федеральным центром» «Больше всех инвестиций среди ТОСЭРов страны привлекли мы в Набережные Челны, как, впрочем, и больше всех рабочих мест создали, выполнив все показатели перед федеральным центром» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Вы сказали, сколько открылось предприятий. А сколько закрылось?

— Итоговые цифры я назвал с учетом компаний, закрывшихся по разным причинам, то есть у нас все равно рост! Увеличение НДФЛ произошло не только потому, что стало больше налогоплательщиков, но и из-за увеличения зарплаты и у бюджетников, и в частных компаниях. Например, на КБК по итогам 2018 года средняя зарплата составляла 74 тысячи рублей, в прошлом году — 79 тысяч рублей.

— Вы упомянули промпарки, но они теперь есть по всей республике, некоторые не заполнены (особенно в небольших городах, районах), поскольку ТОСЭРы перетягивают всех к себе. Это становится проблемой?

— ТОСЭР — хороший инструмент для привлечения инвесторов и из других регионов, и из соседних районов республики. В данном случае Набережные Челны решают свою задачу, и я в этом плане патриот своего города: есть люди, которые отвечают за страну, есть, кто за республику, а я, ваш покорный слуга, — за Челны. Дали нам такой инструмент (ТОСЭР) — и мы им сполна пользуемся. Да у нас есть недостатки в этой работе, но больше всех инвестиций среди ТОСЭРов страны привлекли мы в Набережные Челны, как, впрочем, и больше всех рабочих мест создали, выполнив все показатели перед федеральным центром. Хорошо подобное или плохо? Когда я возглавил город в 2014 году, главный конвейер КАМАЗа работал два дня в неделю. Каково людям оказаться в такой ситуации, когда нет работы и доходов? Есть такая татарская пословица: «Ашаган белми, тураган белә» («Ведает не тот, кто ест, а тот, кто готовит»), то есть не поймешь, пока сам не переживешь. Когда сгорел завод, ситуация тоже была аховая. Мы знаем, как может быть совсем плохо. Вывод: необходимо и дальше активно привлекать в наш город инвестиции!

«Считаю, что решение о создании программы развития моногородов не должно подвергаться сомнению» «Считаю, что решение о создании программы развития моногородов не должно подвергаться сомнению» Фото: Олег Спиридонов

«РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЙ СТРОЙ ЗАКОНЧИЛСЯ»

— На недавней сессии горсовета вы отчитались, что резиденты ТОСЭРа перечислили налогов в 3 раза больше, чем получили налоговых преференций, и обогнали КАМАЗ. В экономику города они инвестировали 15,6 миллиарда рублей, создав 5,6 тысячи рабочих мест. Какие прогнозы по ТОСЭРу на ближайшие годы с учетом снижения требований по объему инвестиций и количеству создаваемых рабочих мест?

— Снизили порог вхождения — это хорошо, но, к сожалению, после трех лет для резидентов убрали самую главную льготу по платежам в пенсионный фонд, поэтому мы в своих прогнозах осторожны. Во-первых, оставшиеся предприятия должны выйти на проектную мощность, во-вторых, исполнительный комитет работает по привлечению инвесторов. В ближайшее время мы можем увидеть еще несколько компаний в ТОСЭРе — документы по двум уже находятся в листе ожидания. Планируется дополнительный объем инвестиций на 2020 год на 8 процентов — 1,2 миллиарда рублей и 300 новых рабочих мест.

Доля ТОСЭРа в объеме экономики города растет: если рассматривать показатель отгруженной продукции, в 2016 году доля выручки резидентов составляла 1,7 процента, в 2019-м — 7,5 процента. В 2020 году ожидаем, что она увеличится до 10 процентов. Это диверсификация экономики. Она происходит за счет строительных материалов и металлобработки (62 процента), производства бытовой техники (22 процента), пищевой промышленности (9 процентов), производства спорттоваров (1 процент) и прочего. Когда мне говорят, что для иностранцев ТОСЭР открыли, я отвечаю, что 65 процентов резидентов — это российские малые и средние компании.

— Вы попросили премьер-министра РТ Алексея Песошина выйти в правительство РФ с инициативой сохранения налоговых преференций для резидентов ТОСЭРа по страховым взносам на весь период действия особого статуса. Предложение в итоге будет пролоббировано?

— Будем пытаться. Это сделает ТОСЭР еще более привлекательным.

— С другой стороны, подобное создает проблемы компаниям, которые таковыми льготами не пользуются. Как оцениваете выступление на сессии горсовета камазовского депутата, призвавшего не открывать новые производства в связи с дефицитом кадров?

— Любой человек имеет право высказывать свою точку зрения. Я считаю, что городской парламент — это место для дискуссий. Но хотел бы отметить, что программа развития ТОСЭРов инициирована президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным после известных событий в Пикалево. Я нисколько не сомневаюсь в высокой компетенции правительства России, тем более президента нашей страны. Считаю, что решение о создании программы развития моногородов не должно подвергаться сомнению. Тем более что эти инструменты хорошо работают. Территория опережающего социально-экономического развития в Челнах показала свою высокую эффективность, потому считаю абсолютно неприемлемым сворачивать ТОСЭР, мы на подобное никогда не пойдем. Я еще в самом начале, в январе 2016 года, сказал, что это уникальная возможность для города изменить структуру экономики. Если за данный короткий промежуток времени в 10 лет такое удастся, то челнинцы будут молодцы. Если нет, то мы навсегда останемся моногородом. Поэтому я считаю, что нам дан исторический шанс и мы им должны воспользоваться — стать городом, где выпускают не только хорошие грузовые автомобили, но и бытовую технику, высококачественные продукты питания, электротехнические товары, продукцию для стройиндустрии. Например, только завод «ТЭМПО» около 5 миллиардов рублей инвестиций вложил. Таких примеров немало.

«На ТЭМПО средняя зарплата составляет 44 тысячи рублей» «На ТЭМПО средняя зарплата составляет 44 тысячи рублей» Фото: tatarstan.ru

— А средняя зарплата на ТЭМПО и у других резидентов какая?

— На ТЭМПО средняя зарплата составляет 44 тысячи рублей, в АПК «Камский» — 40 тысяч, «Полихим Системс» — 51 тысяча, на фабрике «ЗаряД» — 43 тысячи, в «Венских вафлях» — 43,6 тысячи, НЧТЗ — 47 тысяч рублей.

Вот резиденты, которые кому-то, видимо, создают проблемы по кадрам. Поэтому считаю, что Андрей Александрович (Максимов — депутат горсовета, финансовый директор ПАО «КАМАЗ» — прим. ред.) не прав, что ТОСЭР не надо развивать. Его и дальше нужно развивать — он дает людям хорошую возможность выбирать лучшую работу. Да, это конкурент, в том числе КАМАЗу, — подготовленные кадры могут уйти. Но рабовладельческий строй закончился. Если о подобном где-то не знают, то это проблемы тех, кто не знает. Не выступил же гендиректор КБК и не стал ставить задачу руководству города: «Найдите мне кадры». Я всем говорю: «Не надо никуда за границу ездить учиться, всем нужно сходить на картонно-бумажный комбинат и посмотреть, как в тех же экономических условиях, при той же налоговой системе, агрессивном рынке, практически не привлекая кредитные средства, заниматься обновлением основных фондов, закупать современное оборудование и платить такую высокую зарплату». Он (Андрей Фомичев — гендиректор КБК прим. ред.) же не только платит зарплату хорошую, но и сохранил соцпакет (санаторий-профилакторий, например), который многие «эффективные» управленцы позакрывали. Кроме того, открыл завод в Подмосковье, ежедневно думает над сокращением издержек и не ищет виноватых на стороне. Я ему недавно звонил поздравить с юбилеем, думал, что в такой день именинник дома, а когда он трубку взял, то там иностранная речь была слышна. Оказалось, что находится в Германии на переговорах. То есть директор даже в свой день рождения думает о производстве, развивает его — конечно, предприятие будет успешным.


А некоторым вечно кто-то мешает, но рецепт известен: плати работникам хорошую зарплату, предоставь хороший соцпакет или реши жилищный вопрос. В Советском Союзе, чтобы на КАМАЗ людей привлечь, платили достойную зарплату и предоставляли жилье. Сегодня наша республика создала условия для предприятий — построены и оборудованы ресурсные центры. Теперь задача компаний — растить из молодых людей специалистов, платить им достойную зарплату, проводить автоматизацию, роботизацию.

Что касается ТОСЭРа, то его уже не остановить — нам за четыре года понравилось, что в Челнах появляются новые компании, компетенции, направления для молодых людей, которые могут проявить себя в разных отраслях. Сегодня он собирал машины, завтра пошел выпускать колбасу, а потом — холодильники. Мы не должны загонять людей в какие-то рамки. При этом надо помнить, что КАМАЗ — наш стержень, позвоночник. Но городу нужно дальше развиваться. Если бы мы не по тому пути пошли, мне бы уже давно сказали, что я не тем занимаюсь! Правительство закрыло бы ТОСЭРы. Но нам Рустам Нургалиевич Минниханов ставит задачу увеличивать долю малого и среднего бизнеса, активно развивать ТОСЭР.

«Взрывного роста, возможно, не будет, но город будет развиваться, поскольку будущее за крупными агломерациями» «Взрывного роста, возможно, не будет, но город станет развиваться, поскольку будущее за крупными агломерациями» Фото: «БИЗНЕС Online»

«МЫ ПРИБЛИЖАЕМСЯ К 560 ТЫСЯЧАМ НАСЕЛЕНИЯ»

— Что касается трудовых ресурсов, то и вы, и представители КАМАЗа неоднократно говорили, что население Челнов необходимо увеличивать. Но современное производство требует все меньше людей, надо ли нам становиться городом гастарбайтеров, нужны ли нам эти 70–100 тысяч человек, ведь подобное повлечет за собой и расходы на инфраструктуру — школы, садики? Куда расти городу?

— В Челнах уже не 534 тысячи человек, часть проживает в Тукаевском районе, поэтому мы приближаемся к 560 тысячам. Да, возможно, не появится необходимости в 100 тысячах трудовых мигрантов в связи с автоматизацией, цифровизацией. Взрывного роста, возможно, не будет, но город станет развиваться, поскольку будущее за крупными агломерациями.

— Каков прогноз численности населения автограда на ближайшие 10 лет?

— Думаю, что в районе 580–600 тысяч. Необязательно по прописке, а по факту.

— Еще у нас со структурой населения сейчас проблема — к 2030 году каждому третьему жителю будет 65 лет и старше. Молодежь уезжает…

— Уезжают, например, учиться на врачей, военных. Да, только 25–30 процентов возвращаются. Но ведь и приезжают к нам из соседних городов, районов, так как есть рабочие места, — баланс положительный в Челнах! Плюс рождаемость у нас растет.

«Основную скрипку в создании вуза играют КФУ, КАМАЗ и город — вся тройка заинтересована в появлении Технического университета» «Основную скрипку в создании вуза играют КФУ, КАМАЗ и город — вся тройка заинтересована в появлении Технического университета» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Тем не менее проблема оттока молодежи есть. Как удерживать ее? В городе один самостоятельный вуз. Почти 1,5 года прошло, как президент РТ заявил, что нам нужен Технический университет. Какие подвижки имеются в вопросе создания вуза?

— Основную скрипку в создании вуза играют КФУ, КАМАЗ и город — вся тройка заинтересована в появлении Технического университета. Путь длинный, начиная от того, что мы хотим, какие условия должны создать, что за возможности есть у КФУ, какие пожелания и планы у КАМАЗа. Это вопрос федерального уровня, над ним работают президент Татарстана, КФУ через министерство, КАМАЗ. Есть поручения в части строительства общежития по линии правительства РТ, факультета автоматизации КФУ. Сегодня ведутся проектные работы. Пока идет формирование концепции вуза, связанного не только с машиностроением, но и с автоматизацией, цифровизацией, IT-технологиями с учетом востребованности специалистов.

Проблема с кадрами есть. Крупные предприятия сами готовят себе специалистов, например, КБК контрактует молодых людей, направляет на учебу в Санкт-Петербург, платит стипендию, они возвращаются к ним на работу. Чем не схема? Что другим мешает так поступать? Бизнес тоже должен думать о кадрах. А пока у нас какой-то иждивенческий подход — фирму создали, но не придумали, где брать специалистов. Надо контрактовать молодых людей уже в старших классах, учить в вузах и брать на работу. Стали жить в рыночных условиях, следовательно, необходимо менять подходы в подготовке кадров.

— На заседании горсовета по итогам 2019 года премьер-министр РТ обратил внимание на проблему АУЕ в Челнах. На ваш взгляд, почему произошло развитие подобных сообществ в относительно благополучные по сравнению с 90-ми годы? Как нужно решать проблему, ведь она находится не только в правоохранительной, но и в социальной плоскости?

— Говорить, что АУЕ, молодежные группировки появились только в Челнах, абсолютно несправедливо — они возникли по всей России, в том числе благодаря людям, освободившимся из мест лишения свободы. Создаются различные деструктивные группы, в том числе с воровской идеологией, в соцсетях, в которые попадают молодые люди с неокрепшими жизненными взглядами. То, что в Челнах об этом заговорили открыто и гласно, — наша осознанная политика. Ряд уголовных дел в городе был возбужден. Рецепты в данном случае общеизвестные: совместными усилиями правоохранительных, надзорных, контролирующих органов, семьи и школы мы сможем искоренить группировки.

Согласно последним исследованиям, живому общению с детьми родители уделяют всего лишь 15 минут в день! Поэтому нужно заниматься с детьми, особенно когда их мировоззрение только формируется, а не уповать только на школу, кружки. Родители должны знать, на каких сайтах проводит время ребенок, куда ходит, с кем дружит. Собрания в школах на данную тему уже провели. Используем все инструменты! Проблема глубокая, вопрос не снят с повестки.

Окончание следует.

Газета «БИЗНЕС Online» благодарит отель KamaRooms за содействие в организации интернет-конференции.

Каковы сегодня главные проблемы Набережных Челнов?
24%Спад на КАМАЗе и в промышленности в целом
17%Однобокий характер экономики
14%Слабое развитие сферы культуры и образования, имидж «города-спальни»
2%Недостаток трудовых ресурсов
3%Проблемы экологии
4%Общественный транспорт
28%Низкие зарплаты
4%Проблем практически нет, город переживает новую волну бурного развития
4%Свой вариант (в комментариях)
Прием голосов по опросу закрыт
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (127) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
13.03.2020 08:02

В Бугульме при Магдееве все предприятия пострадали, резиденты ушли. Теперь пришло время Чилнов.

  • Анонимно
    13.03.2020 08:02

    В Бугульме при Магдееве все предприятия пострадали, резиденты ушли. Теперь пришло время Чилнов.

    • Анонимно
      13.03.2020 09:44

      Даже спирзавод в Бугульме уничтожен был, теперь ликёр "Бугульма" в Чистополе выпускают.

    • Анонимно
      13.03.2020 10:30

      О каких доп доходах бюджета говорит мэр ? Как будто набережные челны это другая планета.
      Вы даже оглянуться не успеете, как будут урезаны республиканские и федеральные программы. А первой под прицел попадет программа "Наш двор" с ее 50 млрд

      • Анонимно
        13.03.2020 11:04

        С чего вы взяли, что будут урезаны бюджеты на Наш двор? Там деньги вообще Татнефть выделила и Связьинвестнефтехим

        • Анонимно
          13.03.2020 12:19

          Ну как бы строительство дворов уже длится несколько месяцев и есть уже много довольных жителей, поэтому смысл что-то урезать с этой программы, если бюджет утвержден и его выделяют не из гос бюджета вообще?

    • Анонимно
      13.03.2020 10:32

      Глупости же пишите. Как мэр может повлиять на прописку организации

      • Анонимно
        13.03.2020 11:40

        Очень даже может. Создав соответствующие условия. Предприятие в праве выбрать адрес регистрации. Например Транснефть зарегистрирована в Москве, не в Московской же области она нефть разрабатывает.

        • Анонимно
          13.03.2020 12:55

          Вы глупость написали про ТРанснефть.
          Транснефть всегда была прописана в Москве.

        • Анонимно
          13.03.2020 14:20

          Транснефть не разрабатывать нефть, а транспортирует по трубопроводам

    • Анонимно
      13.03.2020 10:54

      В Бугульме при Магдееве всё было супер. Это позже, при Касымове СЗНУ ушёл и работы не стало. Пришли мосвичи и всё купили.

    • Анонимно
      13.03.2020 12:17

      08:02 Не соглашусь с вами. Лично у меня Магдеев вызывает положительные эмоции, потому что я вижу как Челны при нем изменились.

      • Анонимно
        14.03.2020 14:54

        Что изменилось? Башни в каждом дворе , точечная застройка . Местные проезды и дороги в комплексах - это ужас , да и проспекты отремонтированные уже разваливаются, не говорите только про наш климат , географию других стран с таким же климатом посмотрите . Монополизация Магнитов и Пятёрочек , инностранные сети раздавили местных продавцов . Своё производство не строится , иностранные компании сюда прут зарабатывать . Раньше китайцы были дешёвой рабсилой , теперь россиянцы . Весь боровецкий лес завален буреломом ,сухостоем , валежником , летом не видно с дороги , а как листва спадёт - это писец , только и знают базы отдыха в нацпарке строить ,берега застраивать , а кто это позволяет ?

    • Анонимно
      13.03.2020 16:17

      Плохо когда мэр не местный. Большие шансы стать временщиком.

  • Анонимно
    13.03.2020 08:03

    В чем проблема закрыть нерентабельный Камаз и расселить челны по всей россии? Будет дешевле, чем постоянно выделять деньги налогоплательщиков на поддержку завода.

    • Анонимно
      13.03.2020 12:20

      У каждого предприятия бывают кризисные моменты, а бывают подъемы. Камаз хорошее предприятие и я уверен он сможет выбраться. Тем более такие рабочие места-отличная поддержка для города.

  • Анонимно
    13.03.2020 08:16

    Высказался по пословице "Где справедливость, там и правда".

  • Анонимно
    13.03.2020 08:16

    Браво Наиль Гамбарович,камазовцам про рабовладельческий строй- это большой плюс!!!!!

  • Анонимно
    13.03.2020 08:16

    Молодец мужик. Его ьы в Нижнекамск

    • Анонимно
      13.03.2020 09:07

      Нет уж, не надо его в Нижнекамск. Оставьте пожалуйста себе. У нас за такое браво не кричат )).

    • Анонимно
      13.03.2020 10:58

      Нижнекамский мэр справляетя со своими обязанностями на ура, так что нам других не надобно.

  • Анонимно
    13.03.2020 08:17

    Лучший мэр за историю челнов.

    • Анонимно
      13.03.2020 09:08

      Кто так утверждает? Челныботы из администрации? В Набережных насколько я знаю совсем другое мнение о лучшем мэре.

      • Анонимно
        13.03.2020 11:53

        у нас в челнах есть дела - школы стали строить, 20 лет стояли, а пришел Магдеев и выбил деньги на это. Спасибо за это! В моем дворе строят бассейн, дети будут ходить. Это же супер!

        • Анонимно
          13.03.2020 20:33

          Благодаря Халикову, который выбил городу статус "Моногород"

    • Анонимно
      13.03.2020 13:56

      «Рабовладельческий строй закончился. Если о подобном где-то не знают, то это проблемы тех, кто не знает», — отвечает Наиль Магдеев на критику со стороны КАМАЗа в адрес резидентов ТОСЭРа, которые забирают лучшие кадры.
      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://kam.business-gazeta.ru/article/461000
      Согласен здесь с ним

      • Анонимно
        13.03.2020 16:03

        Никогда Камаз не был единственным местом для работы челнинцев. Магдеев не знает историю Челнов. Самый жесткий режим работы был на КБК. И туда всегда люди стремились. С большими зарплатами и ежегодными выплатами.
        Ни один тэсер до сих пор рядом с КБК не стоит. Так что про рабский труд и такого же работодателя это неправда.

        • Анонимно
          13.03.2020 16:18

          про КБК он и говорит-что на них надо равняться

          • Анонимно
            13.03.2020 16:49

            Кому он это говорит и зачем? Себе?
            Почему при за столько лет его работы не появился второй, третий КБК?
            Не может?
            Если это не его дело помогать создавать такие предприятия, зачем об этом рассуждать?

            • Анонимно
              13.03.2020 17:05

              Какой шишкарь будет делиться со своими рабочими, когда все можно разворовать.

              • Анонимно
                13.03.2020 17:37

                Разворовывают чужое или государственное. Сам у себя никто не ворует. Речь о предприятиях с хорошими зарплатами, которых при сегодняшнем мэре не появилось.

        • Анонимно
          13.03.2020 17:34

          Ребята, про КБК. Это не история о том, что Титов изобрёл станок для производства туалетной бумаги, в гараже его запустил и построил завод на своём ноу хау. Завод построила РСФСР на деньги государства, потом Титов шустро переписал все на коллектив. В плюс ему, что не на себя. Потом на бесплатно доставшихся офигенных мощностях завод зажил и вырос Ещё раз плюс директорам, что не себе лично, коллективу. Но это не отменяет факта, что передовое оборудование им сделали граждане РСФСР, а они теперь получают больше зарплаты от эксплуатации, получили это все бесплатно, что неправильно. Этакий коллективный мини олигарх челнинский.

          • Анонимно
            13.03.2020 17:59

            Коллективный мини олигарх - это все таки справедливее единоличных олигархов по всей стране, включая и КамАЗ, которые тоже все бесплатно получили и живут на этом, эксплуатируя рабочих.

            • Анонимно
              13.03.2020 18:10

              Да, но только не сравнивайте КБК и другие предприятия. У всех разные стартовые условия.

            • Анонимно
              13.03.2020 18:23

              Я автор поста про КАМАЗ. КБК и в подмётки не годится КАМАЗу. Он позорно управляется, топ менеджеры, которых я бы и на порог не пустил - получают миллионы за свою лояльность. Завод очень хочет стать не гордостью города, а позором. Надеюсь не будет так

          • Анонимно
            13.03.2020 19:25

            Всё передовое оборудование создал граждане СССР в то время. Но потом кто- то пилил и распподавал, а ктр- то сохранил и преумножил. Что проще? Титову памятник надо поставить.

          • Анонимно
            13.03.2020 21:42

            Тебе, видно, не досталось. Причем, не только от КБК.

          • Анонимно
            16.03.2020 02:43

            Перестройка и затевалась, чтобы предприятия были как КБК. Титов для народа старался,а КаМаз хапнули.

  • Анонимно
    13.03.2020 08:17

    «Когда я возглавил Челны, КАМАЗ работал два дня в неделю" - совсем встал что ли?

    • Анонимно
      13.03.2020 09:24

      а при неп Соллерс закрылся и что? или на Камазе - 3-х сменка теперь и зарплаты у рабочих выросли??????

      • Анонимно
        13.03.2020 10:35

        Как магдеев на камаз и соллерс влияет. Только земельные налоги обнулил им и все. за это спасибо камаз должен сказать а не грязью поливать.

    • Анонимно
      13.03.2020 11:58

      Ну не любят его Челнинцы, хотя он старается, что-то обяснять

      • Анонимно
        13.03.2020 12:57

        Не любят Магдеева те же самые лица на БО, которые не только Магдеева, а Россию ненавидят..

        И эти анонимы в НЧ никогда не были и Магдеева никогда не видели и не общались.

    • Анонимно
      18.03.2020 15:20

      Какие два дня? Зачем перевирать? КАМАЗ без Магдеева работал и при нем работает. А вот долгов миллиардных у исполкома до Магдеева не было!Во дворах были деревья и детские площадки. А при нём в каждом дворе если не свечку, то чепок какой-нибудь воткнули

  • Анонимно
    13.03.2020 08:18

    Автобусы большой вместимости не нужны. Они медленные и неповоротливые. Я за газели.

  • Анонимно
    13.03.2020 08:20

    Дороги
    Школы
    Сады
    Больницы
    Театры
    Тосэр
    Это все на 5 у мэра.
    Транспорт на 3.

    • Анонимно
      13.03.2020 08:29

      Какие дороги на 5? Только 4 проспекта в удовлетворительном состоянии. Внутриквартальные дороги в плачевном состоянии: яма на яме. Тротуары в комплексах полный ужас. Такое ощущение, что возле подъездов чистятся, а дальше хоть на крыльях летите, а хотите на салазках езжайте.

      • Анонимно
        13.03.2020 10:56

        Да. но 5 лет назад и проспектов нормальных не колейных не было. а дорога на Лесоцех? А на БСИ? Вспомнили?

      • Анонимно
        13.03.2020 13:59

        Улицу татарстан отремонтировали года 2 назад, так она и сейчас в идеальном состоянии. Наконец-то стали полностью дорожное покрытие класть, а не дыры латать.

        • Анонимно
          13.03.2020 16:06

          Еще бы за два года она не была хорошей. Там гарантия 5+ лет. О чем вы?
          Посмотрите на другие местные проезды. Про дороги во дворах даже говорить стыдно.

          • Анонимно
            13.03.2020 21:47

            Точно, надо подождать до конца гарантийного срока. Там и посмотрим. Я ещё помню, как при Шайхразиеве в 2007 пр-т Джалиля отремонтировали. И как он через 4 года рассыпался. А то ведь тоже - на велосипеде со стаканом воды ездил.

      • Анонимно
        13.03.2020 14:38

        Все рухнули местные проезды в некоторых местах. Никогда такой разрухи не было.

    • Анонимно
      13.03.2020 10:37

      Это не заслуги МЭРа, а федеральные и республиканские деньги и программы!!

      • Анонимно
        13.03.2020 12:58

        10.37.

        Надо во-первых деньги выбить,а во-вторых построить.
        И Магдеев свою работу выполнил..

  • Анонимно
    13.03.2020 08:20

    Успехов Вам, Наиль Гамбарович! Так держать!!!

  • ДеД
    13.03.2020 08:32

    ТОСЭР - это лёгкий и недальновидный способ привлечь инвесторов на низкие налоги и трудовые ресурсы за счёт соседних регионов и налоговых льгот (за счёт других участников рынка).
    Убивается честная конкуренция и от этого страдают потребители. т.е. и мы.

    • Палыч
      13.03.2020 11:54

      страдает местный производитель, который исправно платит налоги и за счет них раздаются преференции китайским компаниям

    • Анонимно
      13.03.2020 13:21

      Почему вы так решили? Как по мне это хороший способ поддерживать на плаву предприятия и создавать базу для дальнейшего их развития

  • Анонимно
    13.03.2020 08:36

    это создает проблемы компаниям, которые таковыми льготами не пользуются (сказал Магдеев)
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/461000

    как быть тем предприятиям города, которые платят все налоги по полной программе ?
    им что, закрываться?
    где свободная конкуренция?
    почему кому то все льготы, кому то налоговый гнет по полной программе?
    ответьте на эти вопросы, пожалуйста.

    • Анонимно
      14.03.2020 00:53

      Какая конкуренция? Вы холодильники выпускаете, чтобы с хаером конкурировать? Или стальной прокат, чтобы соревноваться с тэмпо? Если вы мебель или пластиковые окна собираете то у вас не тосэр в конкурентах.

      • Анонимно
        15.03.2020 06:27

        Конкуренция не только в продукте. Конкурентоспособность это комплексный показатель, одной из составляющих которого является зарплата. Вот чиновник - он самый конкурентоспособный. Не производить материальных благ, но обычно имеет успешную жену предпринимательницу, таких же успешных друзей одноклассников, сам очень экономен - умудряется на свою, вообщем то небольшую зарплату, покупать дорогие машины, часы дорогих брендов, дорогую одежду и элитное жилье.

  • ПанАлекс
    13.03.2020 08:39

    Какого-то огромного материального ущерба для города не нанесено.
    !!!!
    700 млн. из бюджета города + оставшиеся сотни миллионов долгов МУПа перед ЛК и поставщиками и подрядчиками - это нет материального ущерба городу???
    Напомню, что лизинговые платежи состоят из двух частей: выкупной части (обычно это большая часть) - стоимости самого предмета лизинга - автобусов и финансовых услуг Лизинговой компании. То есть, если опираться на слова мэра и взять 1,2 млрд. оплаты из бюджета, взять расчетные цифры скажем 60% - выкупная стоимость - 720 млн. и стоимость автобуса 9 млн. то получаем, что городской бюджет и федеральный полностью оплатили стоимость 80 больших автобусов, которые должны быть собственностью города!!! У города украли 80 автобусов а мэр говорит что никакого ущерба нет?
    Просто есть судебная практика - если ЛК при регулярной неоплате лизингополучателем забирает предмет лизинга, то лизингополучатель подает в суд на ЛК и взыскивает с нее выкупную стоимость предмета лизинга!
    То есть если бы ЛК КАМАЗа при первой просрочке более года назад забрало бы автобусы, то МУП с исполкомом могли бы вернуть выкупную стоимость автобусами или деньгами через суд, а это не менее полумиллиарда руб.!
    Но в данном случае это уже невозможно по причине преступного бездействия руководства города и мэра лично, прекрасно знавшие про то, что МУП больше года совсем не платил лизинговые платежи при том, что большинство автобусов простаивало! Ведь по условиям лизинга за просрочку предусмотрены пени в размере 0,1-1% в день. То есть в несколько раз больше кредитов банков по процентам!
    И теперь МУП и исполком не собираются возвращать выкупную стоимость потому что ЛК посчитает пени плюс стоимость ремонта и восстановления (по условиям лизинга возврат техники должен быть в исправном состоянии, с учетом износа) и никакой выкупной...

    Кстати, только исполком, как учредитель МУПа вправе заявить в правоохранительные органы о возможной халатности, растрате или хищении средств бюджета и МУПа, поскольку ущерб нанесен горбюджету и его имуществу в учрежденном им МУПе. Но по интервью мэра можно понять, что он категорически против проверки деятельности МУПа правоохранительными органами и ни за что не будет признавать, что бюджету города нанесен ущерб...
    А разве фед. бюджету не нанесен ущерб в части 500 млн.руб.???

    • Анонимно
      13.03.2020 10:36

      КАМАЗ должен городу спасибо говорить что город и республика им льготы дает.
      А он их грязью поливает

      • ПанАлекс
        13.03.2020 14:44

        А можно перечислить хотя бы одну льготу города и республики КАМАЗу?

        • Анонимно
          13.03.2020 18:01

          Льгота на земельный налог, лично для КамАЗа сделано Примерно 90 млн в год

          • Анонимно
            14.03.2020 21:07

            Ты сравни с суммой налогов которые КАМАЗ и его дочки в бюджет города платит. Кроме того сравни с реальной стоимостью земли в промзоне и кадастровой. Может КАМАЗу в суд пойти, чтобы претендент создать и показать, что кадастровая стоимость в разы завышена?

            • Анонимно
              15.03.2020 05:28

              Мы вроде с вами на брудершафт не пили, чтобы вы могли мне тыкать. А по существу КАМАЗ получает миллиардные субсидии ежегодно, это не забывайте. А что касается кадастровой стоимости земли - если завышена, ее нормальные рыночные предприятия снижают, как правило через суд. Но это эффективно управляемые компании, это не КАМАЗ.

      • Анонимно
        14.03.2020 21:05

        А где КАМАЗ высказался с критикой республики? Приведите пример. Да и мэра то, особо не трогали. А то, что он ситуацию с МУП Электротранспорт на себя примеряет, так это, как говорится, на воре и шапка горит

    • Анонимно
      15.03.2020 07:17

      Обанкротят этот муп похоже, не будет никто долги возвращать

  • Анонимно
    13.03.2020 08:48

    Все искусственно, нарисовано, создание университета тоже сколько муссируют, а там упадок кадры сокращаются, с автобусами тоже просчитались, а на самом деле нехватка кадров - "нарисованная центром занятости" цифра, реально много безработных мужчин, юбер только посмотрите, не мер - строитель, но ведь в яндекс карту недвижимости загляните - огромное предложение всего. Я ничего хорошего не вижу в последнее время в городе, дорогу построят - через год крошится .....

    • Анонимно
      13.03.2020 11:08

      Речь о квалифицированных кадрах. Сегодня кадрам недостаточно одного профильного образования, необходимо постоянное обучение и повышение уровня. Все усложняется, конструкции, технологии, оборудование. Люди не могут справиться со сложностью

  • Анонимно
    13.03.2020 08:50

    Вот говорит общественный транспорт убыточный, а то что владельцы маршруток жируют от денег про это не сказал. А ну да они же в одной лодке.

  • Анонимно
    13.03.2020 09:02

    Какой КамАЗ он же со школьной скамьи детей агитирует в рабочие профессии, а вы про ВУЗ который и так подчиняется Федеральному.
    Нужно заниматься молодежью заинтересованностью и переспективы предоставлять, где отдохнуть??? где создать семью, как прокормить,,,,,,,,,,,,,,,,,,

  • Анонимно
    13.03.2020 09:08

    А труженики ТОСЭР похоже будут неприятноудивлены размером своих пенсий, ведь у их работодателей льготы по платежам в Пенсионный фонд...

  • Анонимно
    13.03.2020 09:15

    Вот пробный автобус запустили, и что скажете он пустой ездит. Некоторые люди хотят и частников банкрот делать. А дальше что?

    • Анонимно
      13.03.2020 10:56

      Организация общественного транспорта это Вам не хаотичные маршрутки запускать. Должна быть выстроенная система управления и соблюдение расписания движения в частности. Когда выйдя на остановку, будешь точно знать, что автобус приедет в течении определенного времени, то определенно выберешь автобус, как объективно более удобный вид транспорта. Почти во всех странах так. Ну разве что, кроме некоторых африканских.

  • Анонимно
    13.03.2020 09:30

    Нет талантливых, современно ориентированных на взаимодействие с миром людей. Магдеев застрял в комсомоле. Он думает. действует, принимает решения как комсомолец. Какая то у него видимо есть своя мечта. Но это все в его иллюзиях. В реальность он просто не может войти. А то что в городе что то делается это не его заслуга, он просто следует указам и давлению снизу. А что сам то?
    Я всегда сравниваю Челны с Лейпцигом, там тоже около 500 тыс. населения. Но это же как небо и земля. Например, там есть огромный выставочный центр - знаменитая Лейпцигская выставка, с автомобильной, с книжными известными на весь мир выставками. Что мешает ему, если он такой визионер собрать у себя, как МЭР полумилионного российского города, лучших российских специалистов (любого направления в конце концов) и выработать современный вектор развития города. Вместо этого он поперек воли граждан продолжает строить на задах дома 17/03 это ужасное здание под названием выставочный центр, идя практически на поводу застройщиков. Вместо того чтобы делом для пользы челнинцев заниматься. Как может такой деловой центр находиться между жилыми домами? Это еще одно доказательство образа мышления! Для такого города на самом деле нужно мыслить солидно, масштабно, и действительно по визионерски

    • Анонимно
      13.03.2020 21:49

      Странно, Вы бы ещё Россию с Германией сравнили.

      • Анонимно
        13.03.2020 21:55

        А почему бы не сравнить? И с Канадой, и с Финляндией, и с Норвегией. Привыкли равняться с Гондурасом? Так тоже, не в нашу пользу.

  • Анонимно
    13.03.2020 10:00

    чтобы молодежь не слишком уезжала - нужно сделать спортивное зрелище высшей пробы в городе - фк камаз должен играть в ПРЕМЬЕР ЛИГЕ !

    • Анонимно
      13.03.2020 10:36

      Проходили такое, предприятие поуши в долгах, Камаз-Мастер тоже из этой серии, имидж они там в песках повышают оказывается, продажи скоко лет падают.

      • Анонимно
        13.03.2020 12:58

        КАМАЗ никакого отношения к футбольному клубу не имеет. Он отказался уже давно от его финансирования. А ребята и Челны достойны премьерки

  • Анонимно
    13.03.2020 10:29

    Футбол в Членах пустая трата денег. Надо оставить как дворовые футбольные команды, а за деньги развивать другие виды.

  • Анонимно
    13.03.2020 10:34

    А Тятюшкин Н.И. просто директор, он обозначил какие перевозчики будут возить сады и огороды.Жители без урожая не останутся, обслуживание высший категории.

  • Анонимно
    13.03.2020 10:39

    "Когда я возглавил Челны, КАМАЗ работал два дня в неделю. Каково людям?" -И, связь какая, когда я родился был СССР, но я же не приписываю себе развал СССР.

  • Не "каково", а "какао"...

  • Анонимно
    13.03.2020 10:50

    Когда видишь позицию чиновника, то прямо в душе все расцветает, но стоит посмотреть на все более трезво, то оказывается все не так радужно. Вот хвалит он КБК, а между тем интервью же было в БО от КБК. Там было написано сколько сил и времени было потрачено на достижение того, что они имеют. Стыдно должно быть чиновникам приводить их в пример, тогда уж сказали бы чем они помогли КБК.

    • Анонимно
      13.03.2020 22:37

      У Титова он стал народный и москвичи его не хапнули,а КАМАЗ дербанят все кому не лень.

      • Анонимно
        14.03.2020 06:11

        Казанские тоже дербанят. Не на дороги или Салават Купере. На хоккейный Ак Барс когда-то сотни миллионов забрали. Выиграли на эти деньги несколько раз у хоккейных москвичей. Дальше что? В чем польза?

  • Анонимно
    13.03.2020 10:52

    Валит - Мэр прав: "Плати работникам хорошую зарплату, предоставь хороший соцпакет или реши жилищный вопрос". Золотые слова и проблема привлечения мигрантов заполонивших страну за мизерную зарплату оттуда. Платили бы нормальную з/плату своим жителям, то рабочие места были бы заняты жителями республики, а так можно платить "серую", да еще обращаться с ними как с рабами. Конкуренция на рынке труда будет только обостряться, да и Президент сказал же про рыбу которая ищет где глубже.
    Челны развивается, чему мы, конечно, рады и желаем городу процветания!!! Некоторые никак не успокоятся все Бугульму приплетают. При Магдееве-то в Бугульме жизнь кипела.

  • Анонимно
    13.03.2020 11:30

    После слов о надежде на Всевышнего, читать не имеет смысла.
    Достойная позиция руководителя, не планировать, а надеяться на силы всевышние!!!

  • Анонимно
    13.03.2020 12:18

    Челны самый лучший город .Магдеев молодец он все делает для нашего города !

    • Анонимно
      13.03.2020 22:35

      Город не самый лучший,но он,конечно,старается.

      • Анонимно
        14.03.2020 06:12

        Город отличный! Жители это подтвердят. Возможно мэр не того уровня или старается как-то не так?

  • Анонимно
    13.03.2020 12:25

    С развитием Закамья Татарстана и инвестициями нет проблем вообще.

    Закамье Татарстана это уже сборочные мощности китайской бытовой техники.
    Делайте предложения они рассмотрят.

  • Анонимно
    13.03.2020 12:33

    А с чего это перевозка людей на автобусе должна быть прибыльной ? Это ведь социальная обязанность города. Человек работает на заводе, пусть он предприниматель и тд.. Он платит налоги, добавленную стоимость ндфл и кучу других налогов. Не надо даже на этом зарабатывать, прямая обязанность властей города собрать всё это и организовать

  • Анонимно
    13.03.2020 12:44

    "Надо контрактовать молодых людей уже в старших классах, учить в вузах и брать на работу. "
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/461000
    Молодежь понимает, что подобные контракты с работодателем, равно как ипотека у работодателя, означают кабалу на несколько лет. Стал хорошим специалистом, а контракт не дает уволиться без выплаты отступных. Начальство предложило поработать бесплатно в выходные - идешь и работаешь т.к. в противном случае вынудят уволиться или завалят на аттестации и уволят, опять таки с выплатой отступных.

    • Анонимно
      17.03.2020 21:14

      мы учились , получали стипендию а потом отрабатывали 5 лет и ничего -молодые специалисты никому и не нужны ,а так опыта и набирались. Поэтому я --за учёбу по направлению и потом отработку ! А сейчас деньги есть у родителей -будешь получать образование ,закончишь учёбу -если нет БЛАТА - фиг устроишься на работу !!! Что не так ???

  • Анонимно
    13.03.2020 13:20

    Бюджетникам подняли зарплату и НДФЛ увеличился , но зарплату поднимают бюджетником с налогов местных предпринимателей , которые не очень то могут поднять зарплату так как нет заказов от города . Все заказы особо приближенным для администрации города из Казани ,Питера , Воронежа ... нет льгот по ФОТ как для ТОСЭР.

  • Анонимно
    13.03.2020 15:38

    Наиль ! Все местные и внутриквартальные дороги в огромных ямах ! Это ужас просто.

    • Анонимно
      13.03.2020 22:32

      Записываю,диктуйте!

    • Анонимно
      17.03.2020 21:17

      Так вот и будут отремонтированы 680 дворов в этом году ! Читайте СМИ ! Там перечислены все дворы !

  • Анонимно
    13.03.2020 16:10

    Даже не ужас, а деревня. Во Челны превращаются. Правы те, кто говорят, что городом в 500 тысяч должен управлять человек с опытом управления миллионником. Иначе будет не развитие. Будет отползание в село.
    Нахрапистость и самодовольство это не лучшие качества для менеджера.

  • Анонимно
    13.03.2020 17:39

    Что в Челнах с архитектурным советом и антикризисным, о которых столько говорил мэр? Благополучно закрыты после выступлений строителей и бывшего префекта?

  • Анонимно
    13.03.2020 18:03

    Нашел чем хвалиться.
    Тогда КамАЗ работал хотя бы 2 дня в неделю без всяких субсидий.
    Сейчас КамАЗ получает ежегодно 87 млпд руб субсидий, все равно не способен работать нормально, работает убыточно. Без этих субсидий завод сейчас и одеу минуту работать не сможет.

  • Анонимно
    13.03.2020 19:46

    Вот хоть один случай покажите где администрация договорилась с бизнесом, одно только закрыть, снести. Такую чувство как будто вредительством занимаются.

  • Анонимно
    13.03.2020 20:44

    Какой он хороший, вместо детской поликлиники в 37м и школы в 14м , строит коммерческое жилье.
    Когда пришел в руководство городом, обещал бороться с точечной застройкой города, а время показало, что он держит своего слова.
    Непонятно куда делись деньги для оплаты автобусов КамАЗу
    Один из самых, анти народных мэров, за всю историю

  • Анонимно
    13.03.2020 20:48

    Понравились ответы Магдеева (и вопросы журналистов, тоже). Человек в теме, отвечает глубоко. Желаю ему удачи. И пусть также и дальше прислушивается к мнению горожан. И, да - Магдеев своим словами о рабовладельческих предприятиях Челнов показал себя зрелым смелым градоначальником, стоящим на стороне населения города. Так и должно быть. Раз нет профсоюзов, кто-то должен поддерживать баланс. Это классика жанра в политике.

    • Анонимно
      14.03.2020 03:55

      В какой он теме? Набережные Челны - промышленный город. 80% населения города работает в пром зоне, но при этом нет ни одного маршрута туда. Идиоты! Пустите автобусы из города на БСИ и на каждое кольцо на первой дороге.

  • Анонимно
    13.03.2020 20:56

    Судя по цифрам,если Магдеев не врет,на КАМАЗе з/п в 1,5-2 раза меньше,чем у ТОСЭРов.Политика очень правильная ведётся,промышленность должна быть многопрофильная,в дальнейшем процент ТОСЭРов должен только увеличиваться.Халява для КАМАЗа рано или поздно должна закончится,будет больше жителей,получающих приличную з/п.И везде,кстати,спецов так и готовят,отправляя своих работников на обучение за счёт предприятия.

    • ПанАлекс
      13.03.2020 21:26

      ага, сказки сказочник научился у Главного сказочника рассказывать! Если там такие огромные зарплаты, то откуда байки про премию за выполнение недельного плана шоколадками?

  • Анонимно
    13.03.2020 21:39

    А я ещё помню песни, про КамАЗ - наше все. И не так давно это было. Лет так пять назад. А сейчас, погляди-ка, другие песни в ходу.

    • Анонимно
      14.03.2020 06:15

      Город стал самостоятельным после пожара на Камазе. Магдеев тогда еще комсомольцем был.
      Как нелепо приписывать себе все хорошее, а во всем плохом обвинять обстоятельства. Учитесь у Минниханова. Он всю ответственность всегда берет на себя.

  • Анонимно
    13.03.2020 23:42

    Уважаемый Наиль Гамбарыч! Время течёт неумолимо...
    Волна приходит и уходит, а деяния остаются...
    Раис Кияммович Беляев запомнился тем, что создал Камский политехнический институт...
    Остальное никто и не вспомнит...
    Потому что пыль...
    А Вы можете остаться в памяти тем, что создадите Технический Университет...
    Город этого достоин...
    Вы это знаете...

    • Анонимно
      14.03.2020 09:30

      О чем вы говорите. Университет нужно строить годами.
      В Челнах на стройках рабочие падают с лесов. Как недавно у Комфортного жилья.
      Дома в этом городе строятся уже лет 50. Но техника безопасности ниже нижнего. Даже это проконтролировать целая строительная служба мэрии не может.

    • Анонимно
      17.03.2020 21:22

      А где взять в Челны умный профессорско-преподавательский состав ? Не подскажете ? Мои однокурсники приезжали сюда преподавать ,но никто не остался ---все вернулись а Казань ...А Технический Университет _ звучит сильно !

  • Анонимно
    14.03.2020 07:43

    Так и скажи - криво въехал. Думал сейчас все устрою как в селе, а оказалось город. Причем очень специфичный и перспективный. А не отмазываться сейчас, где там и сколько работало. Челны это не только КамАЗ. КамАЗ маленькая часть, что к нему пристал.

  • Анонимно
    14.03.2020 13:57

    Магдеев конечно разочаровал. Обидно что нам ставят каких-то консервативных бабаев из глубоко провинциальной Бугульмы. Прямо наказание для нас какое-то. Пусть на пенсию идет, чай попивает и смеется, как он недавно с сарказмом говорил про челнинцев и журналистов. Очень слабый руководитель, плюс этот провал с транспортной системой...

  • Анонимно
    14.03.2020 19:43

    Город полумиллионный, по населению в ряду многих областных! Однако в городе до сих пор нет: цирка, зоопарка, приличных театров! Дороги ремонтируют только ключевые, и в разряд таковых всегда пр. Мира! Уехать из города в Москву, на юга проблема, железнодорожный транспорт не развит и ничего не делается в этом направлении! А рейсы из Бегишево- когда наконец будут расширять географию полетов по приемлимым ценам, а не драконовским! Вот чем мэр должен заниматься в частности! И проблема с большими автобусами не решена до сих пор и похоже не будет решена!

  • Анонимно
    14.03.2020 19:58

    Магдеев - отличный и эффективный мэр. Молодым чиновникам есть у него чему поучиться. Жаль Абдуллин ушел. Была хорошая связка - администратор - практик.

    • Анонимно
      14.03.2020 22:22

      не ушел, а ушли. за неуёмный аппетит к баблу, «приподняли» в замы - один кабинетик, стол, стул и ручка. даже секретарь не положен. а так на Восточеый- целину пахать. и поделом харуге!

  • Анонимно
    17.03.2020 21:26

    Просто так по собственному желанию из мэрии не уходят ! Разве что малые специалисты --физкультурники, культурники ...

  • Анонимно
    20.03.2020 09:37

    Рабовладельческий строй закончился, феодальный начался.

  • Анонимно
    31.03.2020 08:40

    Считаю, что не нужно особо критиковать нашего мера, спасибо ему за проспекты, дорога как в германии, но кода в первый раз ремонтировали Вахитова ушло 1 миллиард 600 миллионов на 1 600 метров расстояния. Машина асфальта стоила всего 19 000 рублей, её как раз бы хватило на два слоя 1 метра шестиполосного проспекта, но дело не в этом, уважаемый мэр, верните пожалуйста часть автобусов городу, это деяние станет сразу особо заметно, а те другие дела они хоть и есть, они не заметны. Работники МУП электротранспорт хотят вернутся, они ждут, уже есть опыт в организации пассажирских перевозок, появился опыт, ведь за одного битого двух не битых дают, и пожалуйста приструните господина Тятюшкина, он много сделал для того чтоб муниципальное предприятие Электротранспорт быстрее обанкротился. Ведь микроавтобусы подготовили за долго до решения суда. Спасибо за внимание.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль