Строительство и недвижимость 
28.04.2020

Фарит Ханифов – горожанам: «Рекомендую, чтобы небольшой домик в деревне у вас появился»

Как в минстрое РТ оправдывают дороговизну квартир в Казани, чем поможет маткапитал с ипотекой и нужна ли Татарстану реновация

«Цена казанского жилья не будет низкой, разумеется!» — заявил накануне министр строительства и ЖКХ РТ. Виноват в этом рынок: слишком высок спрос. Помимо того, в ходе прямого эфира YouTube-канала Tatarstan Republic Фарит Ханифов посоветовал всем мечтающим о жилье подумать о районной глубинке: там метры гораздо доступнее. О том, почему на фоне самоизоляции продолжается стройка и как самопальные «платежные каникулы» могут сказаться в сфере ЖКХ, — в материале «БИЗНЕС Online».

Фарит Ханифов: «Казань сегодня по уровню предоставления статуса жилищного фонда опережает многие регионы. Ну, наверное, поэтому и цены высокие» Фарит Ханифов: «Казань сегодня по уровню предоставления статуса жилищного фонда опережает многие регионы. Ну, наверное, поэтому и цены высокие» Фото: minstroy.tatarstan.ru

«ЦЕНА КАЗАНСКОГО ЖИЛЬЯ НЕ БУДЕТ НИЗКОЙ, РАЗУМЕЕТСЯ!»

«Повода для беспокойства у нас нет. Ну или его совсем мало», — заявил накануне министр строительства и ЖКХ Татарстана Фарит Ханифов, отвечая на вопросы в ходе прямого эфира YouTube-канала Tatarstan Republic. Один из них, который прозвучал в эфире, касался «дикой» цены квадратного метра в Казани (средняя, напомним, около 80 тыс. рублей). «„Двушка“ в 50 „квадратов“ стоимостью минимум 4–5 миллионов рублей, да еще в черновой отделке — кто это потянет?!» — задал ведущий вопрос одного из подписчиков. 

Министр, конечно же, сослался на пресловутую invisible hand Адама Смита и ответил в том смысле, что цена объясняется высоким спросом.

«Ответ на ваш вопрос о дороговизне квартир очень простой — это спрос и предложение, — заметил он. — Казань — столица Республики Татарстан, в город стремятся попасть многие. Он сегодня по уровню предоставления статуса жилищного фонда опережает многие регионы. Ну, наверное, поэтому и цены высокие. Есть спрос, особенно на удачно географически расположенных застройках, там он будет всегда».

Молодым семьям министр напомнил про маткапитал — эти бонусы «достаточно хорошие». А уж если совсем не потянуть, то есть жилье в районах вокруг Казани, где цены пониже. «Может быть, на старте и покупать жилье там, где есть возможность, — дал совет Фарит Мударисович, сославшись на результаты исследования, согласно которому из городов в районы переехали 19 тыс. семей. — И трудовую деятельность каким-то образом переместить. Сегодня везде руки востребованы».

«Цена казанского жилья не будет низкой, разумеется!» — резюмировал он.

Ханифов напомнил, что в республике уже начала действовать программа со ставкой в 6,5%. Согласно условиям, максимальная сумма кредита в регионах РФ составляет 3 миллиона рублей Ханифов напомнил, что в республике уже начала действовать программа со ставкой в 6,5%. Согласно условиям, максимальная сумма кредита в регионах РФ составляет 3 млн рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

СПРОС НА ЖИЛЬЕ, ЛЬГОТНАЯ ИПОТЕКА И 28 тыс. «СОВЕТСКИХ ОЧЕРЕДНИКОВ» ТАТАРСТАНА

Спрос на жилье в марте вырос в среднем на 56%, добавил глава ведомства. В апреле, когда пошли разговоры о том, что на рынке ипотечного кредитования ожидаются преференции, зафиксирован спад. Примерно так же оценивали ранее ситуацию и эксперты «БИЗНЕС Online»: ажиотаж перешел в депрессию, продажи на фоне осложнения регистрации новых сделок Росреестром резко просели. Но теперь сделки снова можно регистрировать — доступна запись на прием в многофункциональные центры.

Кроме того, есть и льготные варианты ипотеки. Ханифов напомнил, что в республике уже начала действовать программа со ставкой в 6,5%. Согласно условиям, максимальная сумма кредита в регионах РФ составляет 3 млн рублей. Но средняя стоимость жилья в нашей республике — 2,5 и 2,6 млн, так что для нас эта история актуальна, считает глава минстроя РТ.

Также он ответил на вопрос о постсоветских очередях, которые практически не двигаются, на предоставление жилья в муниципалитетах. Ведь там зачастую нет возможности это жилье предоставить: муниципальный фонд приватизирован, а если нет, то занят. Между тем в Татарстане 28 тыс. таких очередников (всего по России их 2,5 млн). Из них 4 тыс. семей никогда не смогут получить никакую ипотеку. Решить эту проблему можно на федеральном уровне, и на днях с подачи президента РТ Рустама Минниханова была сформирована рабочая группа, которую возглавил первый замминистра строительства РФ Ирек Файзуллин. Ее целью и станет решение вопроса «советских» очередников.

Сегодня в республике строительство жилья идет с опережающими темпами, заявил Ханифов Сегодня в республике строительство жилья идет с опережающими темпами, заявил Ханифов Фото: «БИЗНЕС Online»

КОРОНАВИРУС НЕ ПОМЕХА: ВВОД ЖИЛЬЯ ИДЕТ С ОПеРЕЖЕНИЕМ

Но, чтобы «расшивать» очереди, важно вообще в принципе что-то возводить. В эпоху коронавируса стройка Татарстана пока за рамками запретов. Напомним, что ради этого властям республики пришлось даже принять специальное постановление. Ведь в первые дни самоизоляции строители, опасаясь уголовных рисков, тоже предпочли немного обождать. Но «аритмия строек», как известно, грозит серьезными потерями экономике, да к тому же в тот момент Москва продолжала возводить как ни в чем не бывало.

Так что сегодня в республике строительство жилья идет с опережающими темпами, заявил Ханифов. Да, это буквально полпроцента, но все-таки! Сегодня введено в эксплуатацию 887,1 тыс. кв. м жилья, или 29,8% от годового плана.

«Всеми стройматериалами мы обеспечиваем себя сами, очень мало привозим со стороны (из-за рубежа — прим. ред.): в основном это оборудование, отделочные материалы. Потому пока мы не ощутили каких-то отрицательных воздействий изоляции. Наши застройщики укомплектованы постоянными кадрами, мы не прикреплены к приезжим строителям. Это существенный плюс, который сработал. Коллективы устоявшиеся, большой ротации не происходит. Сегодня на стройплощадках республики работают 80 тысяч человек», — сказал министр.

Говоря о приезжих строителях, он, вероятно, в первую очередь имел в виду иностранцев, которых действительно на стройках сейчас нет. Зато есть масса работников из соседних регионов, и в первые дни после введения режима самоизоляции они успели разъехаться по домам.

Теперь, по словам главы ведомства, с подачи главы управления Роспотребнадзора по РТ Марины Патяшиной рядовым строителям приходится ежедневно отвечать на три вопроса: имеется ли температура, есть ли заболевшие дома, контактировали ли они с кем-то, приехавшим из других стран. 

«Люди уже хотели бы не просто выехать в пятницу и вернуться в понедельник» «Люди уже хотели бы не просто выехать в пятницу и вернуться в понедельник» Фото: «БИЗНЕС Online»

ГОРОЖАНАМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ ЗАВЕСТИ ДОМИК В ДЕРЕВНЕ: «БЕСПРОИГРЫШНЫЙ ВАРИАНТ!»

Одна из задач, которую Ханифов ставит сегодня перед минстроем на ближайшую десятилетку, — это развитие индивидуального жилищного строительства. Напомним, что именно за счет ИЖС Татарстан намерен увеличить объемы сдачи жилья в 2020 году. Жители республики должны ввести в эксплуатацию на 30% больше площадей в частных домах, чем годом ранее, в том числе, разумеется, и на землях, предназначенных для садоводства. Речь идет о 10 тыс. домовладений!

Видимо, резервы есть, раз уж эти планы намечены к реализации. Но министр смотрит гораздо дальше, чем на год вперед: надо найти решение проблем, которые тормозят частное домостроительство.

«Индивидуальное жилищное строительство — беспроигрышный вариант для возведения вообще, — убежден он. — Ежегодно мы сдавали 36 процентов как минимальное количество индивидуального жилья, а во время кризиса 2008 или 2014 года — примерно 56 процентов от общего объема. В кризис население всегда смещает вектор на строительство собственного дома. Сегодня происходит то же самое. Сейчас в республике сдано 29 процентов жилья, по МКД процент чуть ниже — 25, а ИЖС — к плановым цифрам, уже 37 процентов. Это очень яркий показатель. Люди хотят не просто успокоиться. Они хотят, чтобы это спокойствие было долгим, нормальным и понятным. Потому и я рекомендую всем татарстанцам, имеющим жилье в городах, чтобы небольшой домик в деревне у вас появился».

Это очень созвучно тому, что говорил и мэр Казани Ильсур Метшин о продовольственной безопасности, рекомендуя горожанам на все 100% воспользоваться майскими праздниками и заложить основу полноты погребов на личных огородах. «Пришло время вернуться на землю-матушку, а не только жарить шашлыки», — заявил он. 

Ханифов также «прошелся» и по пригородам столицы РТ, которые постепенно прирастают «адовыми поселками», где въехать и выехать в час пик становится все сложнее. Но ему данная проблема видится несколько под иным углом зрения: это будущее «инвестиционное поле».

«Люди уже хотели бы не просто выехать в пятницу и вернуться в понедельник, — заявил он. — Это уже желание их переселиться и найти работу вне Казани. Инвесторы подобное почувствовали, и рядом с городом уже нарастает инвестиционное поле».

В то же время ИЖС в районах, которые не являются пригородами и агломерациями, тоже активно начинает пробуждаться, считает министр.

«Я бы не сказал, что реновация — такая модель, к которой надо готовиться. Снести пол-Казани, а потом пол-Казани построить — так вопрос не стоит» «Я бы не сказал, что реновация — такая модель, к которой надо готовиться. Снести пол-Казани, а потом полгорода построить — так вопрос не стоит» Фото: «БИЗНЕС Online»

ЧТО МИНИСТР ДУМАЕТ О РЕНОВАЦИИ И ПОЧЕМУ ВАЖНО ПЛАТИТЬ ЗА ЖКХ

Призрак реновации, который после московских инициатив власти мечтают продвинуть в регионы, тоже проявился в ходе прямого эфира. Но реновация сама по себе для Казани не несет чего-то нового, считает Ханифов. В свое время расселили центр города по «шаймиевской» программе сноса ветхого жилья, теперь продолжается расселение по аварийной программе…

«Я бы не сказал, что реновация — такая модель, к которой надо готовиться. У нас в городе так синхронно развивались различные направления. Так что снести пол-Казани, а потом полгорода построить — так вопрос не стоит. Она развивалась очень продуманно, поэтому потребности в жестких мерах я не вижу», — заявил он.

И уже ближе к концу прямого эфира прозвучала та самая проблема, которая, видимо, все-таки «немного беспокоит» министра строительства и ЖКХ. Речь о платежной дисциплине населения в вопросах оплаты коммунальных услуг. В среднем в России, напомним, вице-премьер Марат Хуснуллин уже констатировал снижение уровня платежей едва ли не на треть! В Татарстане пока все не так плохо — он упал на 2% до 95,2%, но это было по состоянию на 1 апреля.

Татарстан всегда отличался высокими показателями — в среднем по году собираемость платежей за ЖКХ достигала 98–99%, напомнил глава минстроя РТ. Вот в таком духе и надо продолжать, ведь, как известно, «зима близко». Только за счет достаточной собираемости удается нормально готовиться к отопительному сезону, который неминуемо наступит осенью. «Как в мае закончится отопительный сезон, мы сразу приступаем к подготовке к следующему. Эту цепочку нельзя запускать, она может расползтись как коронавирус! Точечно разбираться, конечно, нужно — принимать решение о помощи людям, которые не имеют возможности платить. Но нельзя перекладывать одну проблему на плечи других», — резюмировал Ханифов.  

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (52) Обновить комментарииОбновить комментарии
OPEN
28.04.2020 08:11

Зачем нам чиновники?

  • Анонимно
    28.04.2020 08:09

    А я рекомендую, чтобы у всех граждан РФ появился личный счёт в банке (можно в стеклянной) миллионов так на пять...

  • OPEN
    28.04.2020 08:11

    Зачем нам чиновники?

    • Анонимно
      28.04.2020 08:33

      Без них будет хаос. Это же очевидно. Любая очередь за дефицитом подтвердит бардак наглядно: из этой очереди сначала выделятся организаторы порядка, это и есть прообраз чиновника. Но потом организаторы начнут продавать в ней места, а это уже образ коррупционера.

      • Анонимно
        28.04.2020 09:00

        Да полный бред. Процентов 50...70 чиновников можно сократить. Половину бесполезных ведомств ,которые занимаются непонятно чем. лучше б заводы такими темпами строили ,как у нас появляются новые министерства,аппараты и штабы.

        • Анонимно
          28.04.2020 09:36

          Само собой ) Чиновник плодит чиновника!Это давно известно и называется "бюрократия". Но нет никакого другого способа управления в государстве. Чиновники были, есть и будут всегда, потому что они создают порядок. Надо только отличать их от коррупционеров и контролировать численность.

          • Низами
            28.04.2020 18:51

            В СССР в 1985 году (считается, что это был пик расцвета бюрократии) было всего 73 чиновника на 10 тыс. человек.
            Сегодня на 10 тыс. населения России приходится 163 чиновника!!!

            • Анонимно
              28.04.2020 22:19

              В скандинавских странах и Канаде госслужащих на душу населения примерно в два-три раза больше, чем в России.

              Подробнее на РБК:
              https://www.rbc.ru/economics/15/10/2014/543cfe56cbb20f8c4e0b98f2

        • Моисей
          28.04.2020 09:58

          Я думаю надо сокращать минимум в 2 раза
          Слишком много их
          Также же сокращать силовиков
          Минимум в 2 раза
          Все расходы на них уменьшить минимум в 2 раза
          Все войнушки и игры в геополитику прекращать
          Не то время сейчас
          Деньги на помощь народу, в здравоохранение , образование и производство

          • Анонимно
            28.04.2020 11:03

            Сокращать надо не чиновников - сокращать надо начальников чиновников - вот их много и они обходятся очень дорого.

            • Анонимно
              29.04.2020 10:30

              Согласен. В 1985 г. в МВД ТАССР был один генерал-майор - он же министр. Сейчас их штук пять, не считая ведомств, отпочковавшихся от МВД, типа УФСИНа, МЧСа и пр. Центральный аппарат МВД занимал половину здания на Дзержинского, и еще пару небольших домиков во дворе этого здания. Сейчас центральный аппарат - 5 или 7 3-4 этажный здания, в которых столы ставить некуда. А на "земле" дефицит кадров. И так везде.

  • Анонимно
    28.04.2020 08:18

    Может ещё порекомендует на какие деньги его взять? Хотя с ним все понятно, может не говорить ничего

  • ЛДПР
    28.04.2020 08:18

    Дело даже не в цене или спросе...ДЕЛО в том, что во все сферы жизни города проникли СПЕКУЛЯНТЫ (бизинесмены)...поэтому они ничего не производят, а только прибавляют свою цену...и угнаться за этим не возможно...

    • Анонимно
      28.04.2020 09:31

      Для 8-08
      Республиканский Маркетинговый центр предлагает услуги по закупке стройматериалов физическими лицами - там нет спекулянтов в смысле-перекупщиков. Попробуйте. И цены-от производителей. И доставка на указанное вами место. И в основном Республиканские поставщики....

  • Анонимно
    28.04.2020 08:26

    кратко резюмирую его слова: вы терпилы и вам положено терпеть, никто из чинушей ничего не будет делать для удержания цен. Не нравится валите в районы.

  • Анонимно
    28.04.2020 08:27

    В Казани всегда будет спрос. Вот сам собираюсь свою однушку до трешки расширить.

    • ЛДПР
      28.04.2020 08:47

      Это как с жигулей сесть в мерседес, всего ничего...

    • Анонимно
      28.04.2020 08:56

      а я о доме мечтаю) смотрю на сельскую ипотеку. не могу участок подобрать, не хочу в пробках стоять, в раздумиях пока.в пестрецах пробки, зеленодольская сторона тоже в пробках.лаишево лучше, но там чуть дороже конечно

      • Анонимно
        28.04.2020 11:15

        Не согласна,что в Пестрецах пробки. Живем 12 год, переехали из Казани. Не нарадуемся! И земля недорогая и квартиры шикарные строят и все-все для жизни есть! Замечательное место для ПМЖ!

        • Анонимно
          28.04.2020 18:08

          В Пестрецах пробки все то направление, берите направление РКБ

          • Анонимно
            29.04.2020 21:23

            Если развязку бы сделали возле Ашана (РКБ) то можно и купить.

  • Анонимно
    28.04.2020 08:36

    ценные рекомендации. может порекомендует как их осуществить среднему классу с зарплатой 17 тыс.
    а еще лучше покажет пример.

    • Соципотека, чего уж там далеко ходить. Для бюджетников "среднего класса" это работает.

      • Анонимно
        28.04.2020 10:24

        Т.е. в стране все должны идти в полицию служить и ждать подачки из распределителя...

        • Можете врачевать или учить, или управлять ) там же как раз зарплата близка к "среднему классу" по мысли Путина. А можете работать на предприятии, которое платит взносы в ГЖФ.

        • Анонимно
          28.04.2020 20:07

          если ты в полиции работаешь, то на участок обработать летом и строить на нем ни времени, ни сил личных кроме 12-18 часов в выходной если повезет.
          поэтому там строить только деньгами (а обычному полицейскому денег платят не так уж и много). ну и деньги тогда надо искать им будет. а это уже другая категория полицейских.

  • Анонимно
    28.04.2020 08:38

    Правительству надо снизить налог на недвижимость и люди сами будут строить дома. В районах надо делать дороги и газ, создавать среду обитания, чтобы люди жили на местах и не переезжали в города.

    • Анонимно
      28.04.2020 09:04

      Люди будут переехэать из сельской местности, т.к. нет разных вакансий для работы, не хватает квалифиц.образования и здравоохранения, переезд из сельской местности в город это необратимый естественный процесс

      • Анонимно
        28.04.2020 10:33

        На удалёнке можно программистами работать, в колл-центрах банков. Но в сельской местности, небольших городах и посёлках, конечно, с развлечениями всё не очень хорошо обстоит.

        Вот скандинавы любят отдых на природе. Их хлебом не корми - дай по горам, холмам погулять, на байдарках по речке сплавиться. В Питере и Москве это тоже довольно популярно.

        Но в целом по России скорее культ большого города. Нужна пропаганда жизни в небольших городах - американцы ж гораздо сильнее расселены по стране и нормально - но такая пропаганда в лучшем случае на следующее поколение окажет действие.

    • Анонимно
      28.04.2020 10:46

      08.38 ладно, налоги ещё не страшны, как в Штатах, например. Но состояние дорог, освещение улиц, как в средневековье с наступлением ночи. Фонари через столб стоят и тусклые. Вода ручейком из крана, напора нет. Сделать вторую водонапорную башню в Сокурах начальство самообложение пропихивает. Земли по раздавали многодетным, они все сели на старые сети!! Участки размежевали, продали. Где деньги?????? Делайте воду тогда, товарищи сельсоветчики Сокуров!!!!

  • Анонимно
    28.04.2020 08:48

    Едуть в Казань со всей России. Спрос огромный вот и дорого. Ладно в свое время накупили квартиры. живем за деньги от сдачи в аренду..Живем в деревне. кросата.Все свое.

  • Анонимно
    28.04.2020 09:16

    Российские чиновники - это особый биологический вид внеземного происхождения. Они дают нам не обязательные к исполнению рекомендации о хорошей жизни, с одновременным принятием обязательных к исполнению актов, ухудшающих нашу жизнь

  • Анонимно
    28.04.2020 09:28

    В деревнях дорог нет. Только те, что федеральные проходят. Школ нет, амбулаторий, банка, магазина, полиции, детсада.....замучишься перечислять.

  • Анонимно
    28.04.2020 09:51

    Сколько не жалуйся в министерство на Управляющие компании по поводу незаконного повышенного начисления одни отписки ,неужели в министерстве нет ни одного человека умеющего просчитать плату за Сои или отопление.

  • Анонимно
    28.04.2020 10:22

    Почему про Файзулина И Э ничего не слышно?

  • Анонимно
    28.04.2020 11:22

    Казане и не только двушеа будет стоит не больше 30 000 $ если хороший дорогой район. Домик в деревню нужен не только тем у кого нет жилье а многим. Продоволственные карточки многое не получиш а вот деревние можно и козу держать и картошку сажат

  • Анонимно
    28.04.2020 11:55

    казань дутый город с низкими зарплатами и высокой стоимостью жизни, но почему то народ сюда едет, чтобы платить ипотеку на 30 лет. если честно то ума у людей вообще нет, если уж решили перезжать то туда где и зарплаты высокие, и цена жизни низкая. казань была таким городом лет 5 назад относительно соседей, но сейчас все наоборот

  • Анонимно
    28.04.2020 12:52

    Каждый год из города уезжало в Казань, наб Челны, Нижнекамск, Тольятти и т.д. минимум 1,5 тыс, человек в год, в основном за квартирами в новые города. На завод, фабрики устраивались новые кадры из деревень. Общежития были, в нулевые поток иссяк, общежития приватизировали, зарплата низкая. Главное людской поток иссяк,в деревнях не осталось молодежи. Но дома конечно там дешевле, нов деревнях сейчас много машин,

  • Анонимно
    28.04.2020 13:10

    Зеленодольск. «Акварели». 2-комнатная около 2,5 млн. Застройщик строит, не жалуется.
    Осиново. «Салават Купере». 2-комнатная около 3 млн. Застройщик плачет – стоимость квадрата низкая, работает в убыток.
    Казань. 2-комнатная около 4 млн. Застройщик рыдает – дорого, эскроу, банки и т.д. – требует субсидий.
    Застройщики везде практически те же. Строители и их зарплаты те же. Материалы из тех же точек.
    Вопрос – где разница в стоимости? Очевидно в прибыли. Но министр строительства и ЖКХ Татарстана тут конечно же не при чём – не будет же он кусать сам себя (свою отрасль). Поэтому – да, дорогое. А застройщикам плюшек, субсидий и всех благ.

    • Анонимно
      28.04.2020 23:35

      Стоимоть земли и подключение коммуникаций разные.

      • Анонимно
        29.04.2020 10:01

        Разные и требования по обеспечению парковками, озеленением. В Казани жестче нормативы, дороже техприсоединение, сложнее пройти согласование, до президента доходит. А в районах заглянул к главе и все, архитектура безмолвно тебе подпишет любой фасад.

  • Анонимно
    28.04.2020 13:12

    Замечательный, т.е. мечтательный человек министр- прямо с потолка считывает, похоже. Но где взять средства на приобретение и содержание домика? А так мы тоже мечтаем маленько.

  • Анонимно
    28.04.2020 15:47

    Окончил казанский инженерно-строительный институт по специальности «сельскохозяйственное строительство» ,карьеру начал в.."Татколхозстрой"))))))))))Ребятки,вы до сих пор ведете дискуссию на уровне города,столицы,а по факту,Казань это большая деревня))

  • Анонимно
    28.04.2020 17:13

    Респект выпускникам КИСИ-КГАСУ! Вот куда надо идти учиться! Вся страна стоит, а строители работают!

  • Анонимно
    29.04.2020 10:38

    Да разбегайтесь уже из городов. Умерьте запросы, особенно в плане образования. Вузы и особенно школы не нужны, учителя и профессора тоже. Наука привела человечество через лень к полной деградации. Самолеты, поезда, машины, станки - не нужны, они не дают ни хлеба, ни практических знаний. Ничего не нужно. Прогресс вреден. Обращаюсь к богатым и сверхбогатым и к тем, кто стремится разбогатеть: В ГРОБУ КАРМАНОВ НЕТ.
    Обращаюсь к Путину: Владимир Владимирович, продлите карантин еще на полгода, пусть все приучатся сидеть дома и довольствоваться малым. Мир другим станет.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль