Политика 
27.05.2020

«С Россией такие наладил отношения, что наличку везли. И у нас не было задержек зарплаты!»

Бенефис Богачева, лаконичность Минниханова, молчание Шаймиева — как татарстанский истеблишмент встретил 100-летие ТАССР в масках

«Праздник, конечно, исторический, но больше отмечается в политических кругах», — так описали депутаты Госсовета РТ сегодняшний день 100-летия с момента становления татарстанской государственности. В честь этого депутаты провели специальную торжественную сессию парламента с поздравлениями и наградами. О том, как Мухаметшин рассуждал о советской республике, Минниханов обещал достойный праздник, «хохол» Богачев пел дифирамбы Татарстану и не только, — в репортаже «БИЗНЕС Online».

Депутатов сегодня рассадили как обычно — по два человека за столом, без требуемой социальной дистанции, но хотя бы в масках и перчатках Фото: tatarstan.ru

ЗАСЕДАНИЕ ГОССОВЕТА «100-ЛЕТИЯ ТАССР» НАЧАЛИ В МАСКАХ И ПЕРЧАТКАХ, НО БЕЗ СОЦИАЛЬНОЙ ДИСТАНЦИИ

Сегодня республика отмечает 100-летие со дня образования ТАССР — фактически национальной государственности татар, которые таким образом обрели субъектность спустя столетия после падения татарских ханств. Подчеркнем, что сначала в составе СССР, а потом и современной России. В честь столь знаменательного события Госсовет РТ, несмотря на режим самосохранения, провел торжественное заседание в очном формате.

Вначале о формате. Не так давно, 23 апреля, депутаты провели заседание по видео-конференц-связи. Чтобы они не собирались группами больше 20 человек (как того требует буква постановления о самоизоляции), в республике организовали 6 площадок для «удаленки» парламентариев. В зале Госсовета РТ и на остальных площадках сессии депутатов, приглашенных тогда, попросили надеть маски и перчатки и отсадили друг от друга на социальную дистанцию.


Парадокс, но сегодня последней мерой открыто пренебрегли: депутатов рассадили как обычно — по два человека за столом, без требуемой социальной дистанции, но хотя бы в масках и перчатках. И непонятно, что там с измерением температуры приглашенных — например, нашему корреспонденту на входе ее не измерили. Впрочем, накануне некоторые депутаты «хвастались» отрицательными результатами тестов на коронавирус, что провели специально к праздничной сессии парламента. Слава богу, все здоровы — на этот раз даже руководитель депутатской фракции КПРФ Хафиз Миргалимов.


Перед тем как рассесться в зале, президент РТ Рустам Минниханов и госсоветник республики Минтимер Шаймиев погасили почтовую марку, выпущенную в честь 100-летия республики тиражом 250 тыс. экземпляров. Также Минниханову и Шаймиеву показали памятную серебряную монету Банка России номиналом 3 рубля, посвященную юбилею республики.

Фарид Мухаметшин вспомнил все основные этапы развития Татарстана с момента подписания 27 мая 1920 года декрета «Об Автономной Татарской Социалистической Советской Республике» Фото: gossov.tatarstan.ru

«МАЯТНИК СТИХИЙНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА КАЧНУЛСЯ В ОБРАТНУЮ СТОРОНУ…»

Открыв заседание, председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин выступил перед собранием депутатов с программным докладом. Спикер парламента, пожалуй, один из двух-трех тяжеловесов республики, сохраняющий данный статус почти три десятка лет, потому неудивительно, почему он читал этот доклад. Мухаметшин осветил все основные этапы развития Татарстана с момента подписания 27 мая 1920 года декрета «Об Автономной Татарской Социалистической Советской Республике». Напомним, подпись под документом поставили на тот момент председатель Совета народных комиссаров СССР Владимир Ленин, председатель Всероссийского центрального исполнительного комитета Михаил Калинин и секретарь ВЦИКа Авель Енукидзе. Подготовка декрета началась 24 февраля 1920-го. В состав комиссии по установлению границ ТАССР входили политик Мирсаид Султан-Галеев, расстрелянный в 1940 году за «национал-уклонизм», и Сахиб-Гарей Саид-Галеев, ставший первым председателем Совета народных комиссаров ТАССР. Последнего репрессировали в 1938-м, реабилитирован посмертно.

«Маятник стихийного федерализма качнулся в обратную сторону, — заявил Мухаметшин. — Обещая на словах развитие культуры, языков, государственности народов России на основе самоопределения, большевики на деле не признавали политической субъектности национальных меньшинств. В годы большого террора государственные и партийные органы республики, как и всей страны в целом, подвергли тотальным чисткам».

Накопленный ТАССР потенциал, по словам Мухаметшина, сыграл серьезную роль в повышении самостоятельности республики в 1990-е годы: в РТ сохранили межнациональное согласие, мягко вошли в рынок, участвовали в переустройстве России на началах федерализма.

Конечно, напомнил спикер и о роли госсоветника РТ, занявшего сегодня место в президиуме Госсовета вместе с Миннихановым. «Авторитетный, ответственный политик, в те годы он проявил исключительную смелость и дальновидность. Внес весомый личный вклад в формирование политической и правовой системы республики, одновременно укрепив федеративные основы страны», — сказал Мухаметшин. Шаймиев — пока единственный за всю 100-летнюю историю республики руководитель – Герой труда (в советское время писали: социалистического).

«Великий Ленин сказал: никакой привилегии ни одному языку, всем языкам надо создавать одинаковые возможности», — не жалея связок, напоминал Миргалимов основы ленинской национальной политики собравшимся Фото: tatarstan.ru

РеСПУБЛИКА СОЗДАНА БЛАГОДАРЯ ЛЕНИНУ И СТАЛИНУ, А ПРАЗДНИК СОСТОЯЛСЯ БЛАГОДАРЯ ПУТИНУ

Далее последовал, как ни странно, пламенный привет и поздравление от председателя ЦК КПРФ Геннадия Зюганова. По случаю 100-летия республики их передал депутатам его татарстанский коллега Миргалимов. Накануне у коммунистов даже состоялось торжественное заседание, в ходе которого Зюганов наградил «лучших сыновей и дочерей» ТАССР медалью, выпущенной партией в честь 100-летия республики. Медаль Миргалимов тут же вынул из кармана и продемонстрировал присутствующим, давая понять, что и он причислен Зюгановым к лучшим сыновьям республики. Такие же медали Миргалимов пообещал вручить в городах и районах Татарстана.

«КПРФ — достойная наследница КПСС, партии, которая мобилизовала, организовала и руководила великой страной — СССР. Она была каркасом, фундаментом величайшего государства в мире», — напомнил коммунист. Он отметил: «Только Великий Октябрь освободил все народы России от гнета капитала и царизма».

«Великий Ленин сказал: „Никакой привилегии ни одному языку, всем языкам надо создавать одинаковые возможности“», — не жалея связок, напоминал Миргалимов основы ленинской национальной политики. В пылу революционного красноречия коммунист даже оговорился: декрет о создании ТАССР в 1920 году принимало политбюро ЦК… КПРФ. Возглавлял рабочую комиссию «великий Сталин», который определял национальную политику после Ленина. При этом о противоречиях в национальной политике двух главных большевиков Миргалимов предпочел не говорить…

Ильшат Гафуров рассказал о становлении в ТАССР системы высшего образования и ее флагмане — Казанском университете. Выступление смотрелось несколько странно — при чем здесь, как говорится, вузы и юбилей… Фото: tatarstan.ru

Следом выступивший от фракции «Единая Россия» ректор КФУ Ильшат Гафуров рассказал о становлении в ТАССР системы высшего образования и ее флагмане — Казанском университете. Образовательное учреждение одним из первых включилось в подготовку нацкадров, а также стало «колыбелью высшей школы Татарстана, щедро предоставив свой материально-технический и кадровый потенциал в качестве основы для учреждения новых самостоятельных вузов». Так, председатель совета ректоров напомнил о происхождении медицинского, финансово-экономического, юридического и авиационного институтов. При всем уважении к ректору университета это выступление смотрелось несколько странно — при чем здесь, как говорится, вузы и юбилей…

Минниханов, занявший место у трибуны после Гафурова, был предельно краток и аполитичен. Рустам Нургалиевич выразил особую признательность Шаймиеву и напомнил, что праздник стал возможен благодаря указу президента РФ Владимира Путина, что достойно аплодисментов. Депутаты захлопали, хотя в резиновых перчатках это получилось не так звонко. Президент РТ пообещал найти возможность торжественно провести все запланированные мероприятия, несмотря на пандемию.

Минтимер Шаймиев пока единственный за всю 100-летнюю историю республики руководитель – Герой труда (на фото с Фаридом Мухаметшиным) Фото: tatarstan.ru

«ТЫ ЖЕ РУССКИЙ — ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ВЕРХОВНОГО СУДА! МЫ МОЖЕМ ОБИЖАТЬСЯ НА РЕСПУБЛИКУ? НЕТ!»

То, что происходило потом, вряд ли было прописано в повестке Госсовета, потому что вписать такое в формальный документ невозможно. Минниханов приступил к вручению новеньких медалей «100 лет образования ТАССР», первыми такой чести удостоились Мухаметшин и депутат Валентина Липужина. Голос диктора произнес фамилию бывшего главного банкира Татарстана Евгения Богачева, на этом протокольная часть заседания закончилась. Получив от Минниханова медаль и цветы, Богачев улыбнулся, благодарно кивнул, но в зал не пошел, а уверенно направился к трибуне.

— Расчувствовался Евгений Борисович, хочет несколько ответных слов сказать, — объяснил Мухаметшин. А его заместитель, Марат Ахметов, придвинулся вперед, чтобы лучше слышать.

— Я 30 лет был депутатом, но мало выступал, — в голосе экс-банкира явно чувствовалась улыбка. — Огромное спасибо за внимание, поддержку Рустаму Нургалиевичу, Минтимеру Шариповичу, Фариду Хайрулловичу — за все те годы, которые я занимал определенные должности.

Получив от Минниханова медаль и цветы, Богачев благодарно кивнул, но в зал не пошел, а направился к трибуне. На этом протокольная часть заседания закончилась...Фото: gossov.tatarstan.ru

Как правило, во время разговора депутаты Госсовета (да и все обычные люди) маску сдвигают на подбородок. Однако Богачев поднял свою на нос, чтобы целиком освободить рот. Как будто какая-то маска могла сдержать такой поток красноречия.

«Я сам с Украины, 61 год здесь, — перешел к своей биографии Евгений Борисович. — Сейчас уже не знаю, кто я: у меня мама украинка, отец русский. И я многие годы был министром бытового обслуживания. Наше министерство модели демонстрировало в Париже, Австрии — везде… Благодаря поддержке руководства республики мы утверждали тогда лучшие системы. Миллион одежды шили, трикотажа — все у нас было, у нас все учились».

«Я вам скажу, в чем был секрет успеха!» — заявил бывший главный банкир РТ. В этот момент даже фотографы Госсовета и президента РТ опустили руки с камерами. И Богачев их не разочаровал.

«Мы давали по 20–30 процентов роста в год. Сейчас — 0,5 процента, 1 процент, потом пошло вверх. Какой вверх!» — с иронией проговорил Богачев под хохот зала. Звуки из президиума было плохо слышно, но громче всех, кажется, смеялся Шаймиев. А Богачев продолжал.

«В чем заключался успех? За 23 года, пока я являлся руководителем, замминистра и министром бытового обслуживания, у нас было только две существенные проверки — партконтроль ЦК КПСС, который возглавлял Пельше (Арвид Пельше, председатель комитета партийного контроля при ЦК КПСС в 1966–1983 годах, — прим. ред.), и народный контроль СССР, — углубил живой экскурс в историю докладчик. — Больше никаких проверок существенных я не знал, а сейчас пожарники идут, берут, все идут… Мы могли работать, руки были развязаны! Не существовало таких раздутых штатов проверяющих».


В этот момент от смеха зашевелились плечи у самого Минниханова. Зал ответил сначала неуверенными, потом более смелыми аплодисментами.

«Дальше началась перестройка, 85-й, развал, болтовня и все прочее. Тогда был такой анекдот: хорошо, перестройка и гласность. А что дальше будет? Ну дальше что? Гласные исчезнут, согласные останутся!» — рассказал Богачев, сорвав не только аплодисменты, но и смех зала.

«Вот остались согласные, идем вперед! — констатировал он и посерьезнел. — Я хотел бы сказать об отношениях [в республике] как русский. Иногда в прессе было, особенно в те годы, в которые у нас бурлил и суверенитет, и [требования] отделиться от России... Мне как русскому запомнился один такой факт, чуть похвалюсь. Я был депутатом, может, уже и России, не помню, 1989-й или 90-е. Толпа встречает [депутатов на площади Свободы] с повязками зелеными. Кричат на нас, депутатов. Я прохожу, я русский. „А-а-а, депутат!“ Тут один выходит: „Это же Богачев! Он наш человек! У него 40 тысяч работают! Мои жена и дочь — его работники!“ Все замолчали. Вы знаете, как мне было приятно! Такое отношение к русским я в Татарстане все 60 лет ощущал».

Богачев рассказал залу, как не по партийным спискам, а в конкурентной борьбе избирался «депутатом России» от пяти районов с татарским населением.

«Сабы, Балтаси, Кукмор… — перечислил он. — Кто-то вначале не одобрял, потом поддержал уже».

«Рустам Нургалиевич, вы в Арске находились тогда, потом отмечали, банкет был, — раскрыл тайну прошлого Богачев, вызвав громовой хохот зала. Президент РТ смущенно махнул на него рукой. — Сейчас же ни банкетов, ни собираться нельзя — ничего. Мне сказали заранее: „Ну пять конкурентов! Это чисто татарские районы! Ты не пройдешь!“ Ерунда все! Меня поддерживали и татары, и русские, я прошел. Это хочу сказать тем недоброжелателям, которые нет-нет да еще вставляют какие-то шпильки, что у нас кто-то чего-то. У нас, может, не столь много русских в руководстве. Но я говорил своему другу: „Смотри, я председатель Национального банка Татарстана. Национальный банк мне доверили, русскому!“ А у меня друг Баранов председателем Верховного суда был (Геннадий Баранов, председатель Верховного суда РТ с 1985 по 2011 год,прим. ред.). Говорю: „Ты же русский — председатель Верховного суда! Мы можем обижаться на республику? Нет!“ Я приехал сюда, у меня здесь родственников нет. Ну сейчас-то уже есть — жена-татарка (в зале снова смех). А никого не было. Но здесь всегда существовал простор каждому, любой национальности, кто хочет работать и трудится нормально».

Вторую часть своей речи Богачев посвятил первому президенту Татарстана.

«Минтимер Шарипович, какие мы с вами годы прожили! — повернулся он к Шаймиеву. — Когда ни зарплаты, ни пенсии… Другие регионы по 3–4 месяца, по полгода задерживали. А благодаря вам (я в вашу команду входил) мы находили деньги. Я не вылезал из самолета, с Россией такие наладил взаимоотношения, что наличку везли. И у нас не было задержек зарплаты, помните? Даже в те годы тяжелейшие».

Шаймиев помнил. Не забыли и депутаты в зале, судя по одобрительному гулу.

«Как-то президент Казахстана Назарбаев (мы его в аэропорту провожали, я и Лихачев) мне говорит: „Евгеньевич, помоги мне, у меня банки дохлые, дай денег, гибнут люди!“ — вновь погрузился в воспоминания Богачев. — Я говорю: „Ладно, мы обсудим это дело“».

Следующим под огонь богачевских панегириков попал Ахметов. 

«Какая республика, какое у нас сельское хозяйство! Бессменный Марат Готович, — провозгласил Богачев. — Я зачитывался его докладами. Он такие писал, поэты так не сочиняют! Все у нас вверх, все!»

Экс-министр затрясся от хохота, смущенно качая головой. Но это было еще не все.

«Я сейчас руковожу клубом баскетбольным. Приезжают иностранцы, я им рассказываю про потенциал Татарстана — у нас оборонка есть, ТАНЕКО, нефть, химия и так далее. У нас сельское хозяйство — мы очень часто обгоняем и Ростов, и Краснодар по многим показателям. Благодаря чему? Сельское хозяйство не может окупать само себя. Только поддержка руководства, только бюджетная поддержка, только внимание! И такие кадры, как Марат Готович!» — подчеркнул Богачев. И под конец бывший банкир вновь обратился к руководству республики.

— Спасибо вам за наше взаимодействие, мы с вами сотрудничали в трудные времена, кредиты… — начал он, но перебил сам себя. — А какой у нас комбинат «Майский» прекрасный! Я поддерживаю до сих пор!

— Спасибо, Евгений Борисович! — вклинился Мухаметшин, шутливо намекая на регламент выступления. Но от замечания спикера многоопытный экс-банкир только отмахнулся, продолжив про «Майский».

«Узбекские, азербайджанские овощи — наши самые лучшие, никаких нитратов! Я скажу, что создано много, подобное перечислено было в докладе. Я участие в этом принимал, в меру сил старался всегда быть в вашей команде. Мы создали с вами сильнейшую банковскую систему, которая сейчас… Ну ладно, не буду… Некорректно мне. Хотя у меня значок есть „Отличник Банка России“, самая высокая награда. Я радовался и позвонил Минтимеру Шариповичу: в те грустные времена Россия просит у Америки кредит в 500 миллионов долларов. Не миллиардов — тогда была нищета. Банки наши сегодня дали кредитные ресурсы на миллиард долларов. Это давным-давно было. У нас 25 банков существовало. Мы достигли, но молчали, чтобы никто не просил у нас!» — раскрыл еще одну тайну прошлого оратор.

Богачев закончил свою речь очередным комплиментом: «Есть одна притча или анекдот: „Какая разница между украинцем и хохлом? Украинец живет на Украине, а хохол — где лучше“. Вот я хохол. Спасибо вам огромное!»

И последнее. С докладом не стал выступать главный архитектор современного Татарстана — Минтимер Шарипович Шаймиев. Хотя его выступление, по идее, должно было стать самым главным и знаковым в юбилейный день. Видимо, все им было уже сказано в интервью госСМИ, опубликованных несколько дней назад, — так нас успокоили в пресс-службах госструктур… Понятно, что сейчас времена непростые и некоторым горячим головам кажется, что 100-летний юбилей — чуть ли не вызов устоям единой страны. Но это уже вопрос к штатным идеологам республики, которые не могут объяснить «городу и миру», что, во-первых, Татарстан и татары — один из краеугольных камней страны, а во-вторых, что «Шаймиев — один из тех немногих людей, которые в 90-е спасли в буквальном смысле Россию от распада». Об этом говорил неоднократно и Борис Ельцин, тот же автор Конституции Сергей Шахрай, да и Владимир Владимирович так или иначе всегда подобное признавал…  В общем, юбилей действительно какой-то «масочный» получился. 

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (244) Обновить комментарииОбновить комментарии

Со слезами на глазах.
С лапшою на ушах.

  • Анонимно
    27.05.2020 15:06

    Богачёв красавец, кукушка хвалит журавля за то , что хвалит он кукушку! В 90- е то в Татарстане оазис был , а народ и не заметел трудные годы.

    • Анонимно
      27.05.2020 15:33

      Богачеву респект про количество проверяющих. Только вопрос ему. Вы 30 лет были депутатом, эти проверяющие появились благодаря, в том числе и вашему лействию, или же, бездействию.

      • Анонимно
        27.05.2020 16:24

        15.33 ТФБ вся красная цена этим поздравлениям

      • Анонимно
        27.05.2020 16:33

        Вы особо уши то не развешивайте. Были тогда проверяющие в не меньших количествах. Вы в курсе, что тогда нельзя было зарегистрировать свой дом и прописаться пока его не приняла комиссия? Вот так и рождаются мифы о прекрасном совке, когда и бабы были красивее и трава зеленее.

      • Karim
        27.05.2020 17:44

        «При всем уважении к ректору университета это выступление смотрелось несколько странно — при чем здесь, как говорится, вузы и юбилей…»

        Странно смотрится именно этот Ваш пассаж, уважаемые коллеги из БО. Университет сыграл огромную роль в становлении интеллектуальной элиты республики. Именно здесь шло становление национальной элиты ТАССР и Татарстана. В стенах Казанского университета еще в 30-ые годы ученые геологи своими исследованиями предопределили находку Ромашкинского месторождения. Нефть, которая сыграла огромную, если не решающую роль будущего Татарстана. Не стану перечислять все другие заслуги, смысла нет - ибо смею утверждать, что ни одна значительная ступень в развитии республики, не обошлась без участия выпускников университета. Только добавлю, что в большинстве своем, политическая элита, влияющая в той или иной степени на стратегию развития республики представлена этими выпускниками. Как же Вы, Елена Чернобровкина, окончившая успешно наш университет, могли не знать об этом? Ладно бы нынешняя молодежь учившаяся вне стен университета, и выросшая на современном тестировании ЕГЭ, но Вы ???? Ставите свою подпись под таким «безобразным МАЛОГРАМОТНЫМ пассажем»…

        • Анонимно
          27.05.2020 18:01

          Политическая элита Татарстана заканчивала не Казанский университет, за редким исключением.

        • Анонимно
          27.05.2020 18:06

          «Мы давали по 20–30 процентов роста в год. Сейчас — 0,5 процента, 1 процент, потом пошло вверх. Какой вверх!» — с иронией проговорил Богачев под хохот зала. Звуки из президиума было плохо слышно, но громче всех, кажется, смеялся Шаймиев. А Богачев продолжал.
          Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/469953
          Раньше были времена, а теперь моменты

          • Анонимно
            27.05.2020 18:19

            Производили 1 кирпич, потом стали 2 рост производства 100%. Производят 1 млн кирпичей, стали 1,1 млн, рост на 10%. А вот то что страна, ничего кроме сырья не производит, это не смешно...

        • Анонимно
          27.05.2020 18:31

          Говорить, что ученые КГУ предопредели находку Ромашкинского мест рождения в 30-е годы -безграмотность! Решающую роль здесь в 1943 году сыграли практики - геологи и буровики. Если бы теоретики из КГУ были за 10 лет до этого на 100% убеждены в наличии там нефти, это месторождение было бы открыто намного раньше - слишком была важна нефть для страны в те годы, как и сейчас, впрочем.

          • Анонимно
            27.05.2020 19:52

            Ну конечно буровики по запаху нефть нашли что ли? Безграмотно писать такую чушь. Полезные ископаемые не находят как грибы. Этому предшествует многолетняя работа и труд учёных, которым часто не верят, отмахиваются от них. А когда вспыхнет пожар, как война, так сразу начинают возвращаться к их разработкам и срочно организовывать работы. И не было бы трудов учёных университета, не знали бы толком куда идти в поисках той нефти. А вспомните нефть Западной Сибири. Там учёных чуть не посадили, считая, что их измышления о запасах в Западной Сибири бред и пустая трата денег государства. Не может быть больших месторождений без гигантской работы учёных. Не бывает так.

            • Анонимно
              27.05.2020 21:16

              Карим указал на учёных КГУ, предопределивших открытие Ромашкинского месторождения. Но, на самом деле, последовательным сторонником гипотезы о наличии больших нефтяных запасов в Волго-Уральском регионе был И.М. Губкин - один из организаторов нефтяной промышленности СССР, не имевший к КГУ никакого отношения, Губкин ещё до революции допускал наличие больших месторождений нефти между Волгой и Уралом, однако он не пошёл навстречу профессору КГУ Е. Тихвинской, закартировавшей Ромашкинское поднятие в 1933-34 г. и написавшей докладную записку в Наркомтяжпром о необходимости поиска большой нефти в Татарстане. И только с началом войны с Германией, когда возникла угроза захвата северокавказских нефтяных промыслов, потребность в новых месторождениях стала жизненно важной для страны. В регион стали спешно перебрасывать технику и людей, в 1941 году было начато разведочное бурение. Если бы не война, всё могло произойти намного позднее. Таким образом, вклад учёных Казанского университета был, но решающей роли они в открытии не сыграли.

        • Анонимно
          27.05.2020 20:26

          Уважаемый Карим, вы умный человек - неужели не понимаете в каком контексте это было написано? Ведь никто не умаляет достоинств и заслуг Университета или ректора. Речь о другом.
          Сегодня 100-летний юбилей республики (важнейшие событие для республики, ее народа и всех татар мира), собралась политическая элита республики, чтобы расставить идеологические акценты этого события.
          Выступают: 1) спикер и лидер ЕдРа (тут все понятно) 2) президент РТ (понятно почему - это наш сегодняшний лидер) 3) лидер местных коммунистов (очень странная фигура, но это такой реверанс коммунистам и Ленину, учредившим республику) и - 4) руководитель... вуза. Как так? Тогда дайте слово не только представителю образования , но и главному академику (АН РТ), и главному аграрию, и главному нефтянику, и главному оборонщику, главному писателю. Как так, почему ректору только?
          Ответ же ясен, и он следует из контекста. Ректор выступил вместо Шаймиева, по сути, архитектора нынешнего Татарстана и можно сказать духовного символа татар всего мира (хотим это признавать это или нет, но статус у него примерно такой). То есть Шаймиева нет на трибуне, чье слово все бы ловили, нюансы расшифровывали бы, а уважаемый ректор есть. В этом странность. Не вина вашего шефа, что его попросили выручить ту часть элиты, котоаря организовала это действо, но мы не могли не отметить этого момента. На наш взгляд, очень многозначительного для нынешнего дня и нынешней ситуации.
          Журналист БО

          • Karim
            28.05.2020 08:04

            Странность в том, что все то о чем Вы пишете в комментарии отстутствует в статье.... Но в то же время агрессивно - НЕВЕЖЕСТВЕННОЕ утверждение присутсвует с самого начала. Не заметить это и не среагировать просто невозможно....

            • Анонимно
              28.05.2020 08:13

              Есть такой избитый приём в пропаганде - обвинить своего оппонента в том, чем грешишь сам! Карим, не написавший в своей жизни ни одной научной статьи и переехавший в Казань из Елабуги 10 лет назад, очень любит порассуждать о науке и истории Казанского университета, которая для него на 99% ассоциируется с КФУ.

    • Анонимно
      27.05.2020 15:34

      Татарстан что тогда, что сейчас демонстрирует колоссальные успехи. Взять хотя бы программу ввода социального жилья, где введено в эксплуатацию 1,9 млн. квадратных метров жилья, что составляет почти 80% от плана

      • Анонимно
        27.05.2020 16:03

        Республика наша с каждым годом становится все лучше и лучше. В основном это заслуга руководства, что в 90х, что сейчас. С праздником!

        • Анонимно
          27.05.2020 16:56

          Видать коммент "удащливый" написал...

          • Анонимно
            27.05.2020 17:07

            А нас в Татарстане почти 4 млн удачливых
            Всем кому повезло родится и жить в Татарстане

          • Анонимно
            27.05.2020 22:15

            Друг, ты что научился писать букву Щ и радуешься этому? Это все от незрелости и, извини, глупости.

      • Анонимно
        27.05.2020 16:06

        Ежегодно у нас строятся новые садики, школы, в сёлах фельдшерско-акушерские пункты. За это спасибо!

        • Анонимно
          27.05.2020 16:14

          Дет сад и фап сначала просто ликвидировали, оптимизировали и разрушали. Теперь строить - их святая обязанность, долг это. А не пиар акция. Это то же самое как рядовой человек пошел, поработал и получил зарплату. Вот власть должна обеспечить строительство того, и сами что разрушили. Опять же на стройках наживаются. За что спасибо? Пустопорожние комменты писать, много ума тоже не надо

          • Анонимно
            28.05.2020 13:19

            А что привело к разрушению садов и фапов в стране? Руководство республиканское, так нет. Хоть чуть-чуть мозги включать пора бы. Или совсем нечего включать?

        • Анонимно
          27.05.2020 16:23

          Нам двор обустроили, новая детская площадка о которой давно просили! Спасибо

          • Анонимно
            27.05.2020 16:43

            То Что Шаймиев и Мииниханов сделали Татарстан успешным регионом - очевидные вещи

            • Анонимно
              27.05.2020 22:28

              Они сами на пару пахали, сняли, нефть добывали и перерабатывали?

              • Анонимно
                28.05.2020 13:22

                Прежде чем что-либо писать, подумай, промолчи, может за вменяемого сойдешь. Без руководителей (организаторов) народ вообще рабочих мест бы не увидел. Да, и продавец нужен, и токарь.... Но не они определяет внутреннюю и внешнюю политику. От чего и зависит ВСЕ!

          • Анонимно
            27.05.2020 16:46

            У меня дорога дворовая под окнами уже год как новая, не было пешеходки вдоль неё, установили. Мелочь, а приятно.

          • Анонимно
            27.05.2020 17:39

            16.23. За ваши деньги . Подробно изучите счет за жкх

      • Анонимно
        27.05.2020 16:23

        Дальше - больше. По программаме оказания государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем планируется улучшить жилищные условия 728 семей на сумму 1 млрд 193,4 млн рублей. - это уже 2020 году

        • Анонимно
          27.05.2020 17:14

          Дальше - больше, лучше не позорься. Нет у нас программы по улучшению жил щных условий. Нет этого в действииельности. Аварийная программы прошли со скандалом и нарушениями. Темная история с финансированием. И самое главное - все что связано с расселением выполняют несколько своих строительных компаний. Очень приближенных к особам. И вся поднаготная становится предельно ясна

      • Анонимно
        28.05.2020 16:20

        Социалки почти нет и по зарплате на 40-м месте - это просто супер какие достижения!

    • Анонимно
      27.05.2020 15:34

      Этот праздник надо отмечать!

      • Анонимно
        27.05.2020 16:33

        Я могу теперь спокойно проезжать по улицам города и не бояться за подвеску, потому что дороги стали объективно лучше . Программа обустройства дорог - много республиканских вливаний, помимо федеральных денег

      • Анонимно
        27.05.2020 21:09

        15.34 что за праздник то???

    • Анонимно
      27.05.2020 15:35

      Хорошо этот праздник есть, хоть метро начали вторую ветку строить

      • Анонимно
        28.05.2020 11:19

        15.35. Решение о строительстве метро в Казани, как в городе-миллионнике, принято Правительством СССР.
        Выполнено на 12%.

    • Анонимно
      27.05.2020 15:42

      это вообще то начало независимости - праздник

      • Анонимно
        27.05.2020 15:53

        Система бытового обслуживания РТ распродана и приватизирована.
        И духу нет.
        Система банковская обанкрочена.
        Люди деньги не могут вернуть.
        Но все на местах.
        Все хвалят себя.
        Но ругают - конечно же - Горбачёва.

        • Анонимно
          27.05.2020 16:34

          Еще одним успешным примером тиражирования на федеральный уровень стала программа по благоустройству общественных пространств (с 2015 года благоустроено 382 объекта). За последние 10 лет на финансирование республиканских программ было направлено 214 млрд рублей. Приятно видеть, что Татарстан стал пионером, вдохновителем ценных социальных практик, растиражированных в последующем на всю страну.

          • Анонимно
            27.05.2020 17:53

            Кто то минимум на 180 млрд стал богаче.
            А ведь это всего то 2 с копейками млрд долларов.

        • Анонимно
          28.05.2020 13:27

          Ты с Луны свалился, что ли? Зачем в свои экскурсы в прошлое вставляешь РТ? Это по всей стране так. Потому ,что 30 лет назад ТЫ продал нашу родину СССР, проголосовав за Ельцина и его конституцию и насадив в нашей Родине гнилой продажный капитализм, управляемый из-за океана.

    • Анонимно
      27.05.2020 15:43

      Хорошо, что тогда в 19 году не объединились с Башкирией, а создали свою независимую республику

    • на какой планте, в какое реальности они жили в 90-х.
      люди по 8-9 месяцев зплату не получали.

      • Анонимно
        27.05.2020 16:04

        В 90 все так жили, времена были очень сложные. Хорошо, что они давно позади, и сейчас есть все для комфорта!

    • Анонимно
      27.05.2020 16:17

      Мирфатых Закиев: «Название «татары» препятствует развитию татарского народа»
      …Институт истории имени Марджани и отдельные личности, например, Дамир Исхаков, Марсель Ахметзянов считают, что мы идем от татаро-монголов. Выдвинули теорию, что мы являемся потомками великих завоевателей Золотой Орды. Мы, дескать, всех можем подчинить. Их цель — показать татаро-монголов великими победителями. Они ведь и Китай завоевали. Если мы идем от них, то и мы победители. Этим можно завоевать авторитет. Но этим не завоюешь авторитет. Они там выпустили много томов по истории татар. Татар ругают и на Западе, и на Востоке. Это и нас задевает. Такую идею они смогли внушить и Шаймиеву, но потом Минтимер Шарипович отказался от этого.

      • Анонимно
        28.05.2020 11:22

        16.17. Праздзуем 100 летие, а не 800 летие. Не усугубляйте.

      • Анонимно
        28.05.2020 11:25

        16.17. Соврем татары - тюркск народ половецк группы. И мы хотим сохраниться таковыми. Что здесь плохого?

        Откуда этноним, как к этому относятся другие... - не повод отказаться от самих себя сегодняшних.

    • Анонимно
      27.05.2020 18:26

      Не помнят Василия Лихачёва

      • Анонимно
        27.05.2020 19:33

        Как не помнят, вот же Богачев говорит: "Как-то президент Казахстана Назарбаев, мы его в аэропорту провожали, я и Лихачев...".

      • Анонимно
        27.05.2020 20:54

        Помним.Чтим.

      • Анонимно
        28.05.2020 13:29

        100 лет назад и Лихачева не было еще)))

    • Анонимно
      27.05.2020 21:42

      Кукушка хвалит петуха..

    • Анонимно
      27.05.2020 21:51

      Ну да, ну да, прям оазис, а про то что рабочих оргсинтеза попути с работы жилка гопала забыли?

    • Анонимно
      28.05.2020 10:56

      Странное мероприятие. Собрались послушать субъективные пространные воспоминания друга ШМШ Богачёва.

    • Анонимно
      28.05.2020 11:03

      Праздник взаимного самовосхваления ВИПов.

  • Анонимно
    27.05.2020 15:15

    Медальками друг друга наградили?

    • Анонимно
      27.05.2020 15:37

      Самодовольные и обеспеченные жители.

      • Анонимно
        27.05.2020 19:26

        Где выступления депутатов от народа, учителя. врачи, доярки, токари, одни миллиардеры от клановой родни и друзей, основной результат правления кланового суверенитета. все приносящие прибыль заводы, скважины, фабрики, лучшие сельхоз земли, тысячами гектаров также вот уже 25 лет в надежных руках, спасибо от нищего народа.

        • Анонимно
          27.05.2020 20:51

          Учителя врачи доярки токари в Госдуме все и в Совете Федерации, на Госсовет к сожалению не осталось(((
          Пичалька

        • Анонимно
          29.05.2020 08:58

          Врачи с вирусом борются, им некогда лясы точить

      • Анонимно
        28.05.2020 12:23

        15.37. Самодовольство бьёт через край. Никакой скромности, которая не мешает ВИПу.

    • Анонимно
      27.05.2020 16:36

      А сколько протоколов составлено на них за нарушение постановления о самоизоляции???

  • Анонимно
    27.05.2020 15:20

    Спасибо большее за статью!!
    С большим интересом прочитал ее, особенно про доклад Богачева!
    Всех татарстанцев и россиян поздравляю со 100-летием Татарстана!! Только вперёд!! Без булдырабыз!!
    Московский татарин.

  • Анонимно
    27.05.2020 15:22

    награждение друг друга как им доставляет удовольствие! вечные наши!

  • Анонимно
    27.05.2020 15:22

    Говорил ли кто на татарском языке? Если нет, то очень печально.

  • Со слезами на глазах.
    С лапшою на ушах.

    • Анонимно
      27.05.2020 15:35

      ТАССР большая дата успешного региона! И ваши комментарии, Эмиль, никак ее не очернят!

      • Анонимно
        27.05.2020 16:58

        успешный регион с зарплатой 40 тыс и недоступным жилье. А так успешный конечно. Ворлдскилс, миллениум, универсиада, набержная Кабана. На фоне бедной Чувашии и Кирова - мы вообще цветем и пахнем. Спасибо Татнефти!

        • Анонимно
          27.05.2020 17:08

          На 4 месте в России по качеству жизни

        • Анонимно
          27.05.2020 17:18

          Нет у нас такого. 25 народ получает . Не более. Короче 40- я ЗП. Цена нашей удащи

      • Анонимно
        27.05.2020 21:26

        Не трогай Эмиля.

      • Анонимно
        28.05.2020 11:30

        15.35. Возьмите 100 лет России (1920-2020) - будут такие же цифры успехов.

        • Анонимно
          28.05.2020 22:24

          "По динамике промышленного производства Татарстан не только опережает среднероссийские показатели, но уже в 2004 году восстановил объемы конца советского периода - чем не может похвастаться ни один индустриальный регион России".
          https://cyberleninka.ru/article/v/chto-delaet-tatarstan-uspeshnym-regionom

      • Анонимно
        28.05.2020 11:31

        15.35. Рост за 100 лет - это естеств явлен в любой стране, не говоря о регионе. Праздник ни о чём.

        • Анонимно
          29.05.2020 13:48

          11.1. С 1920 Татарстан поднимали сталинские коллективизация, индустриализация, перебазировка ВПК в годы ВОВ, нефть и нефтехимия с 50-х годов...

          Причём тут нынешние руководители РТ, особенно министр быта?

    • Анонимно
      27.05.2020 15:37

      На 4 месте в России по качеству жизни, оценённому по 70 показателям
      Суверенитет животворящий творит чудеса

      • суверенитет этот, внес в списки Форбс удачливых из РТ.

        • Оптимист
          27.05.2020 16:12

          Вы бы хотели что список Форбс Россия был без татар?
          Сколько в списке Форбс Россия фамилий?
          200?
          300?
          Я считаю что 4 татарина это очень мало

          • Анонимно
            27.05.2020 16:30

            16.12 на нашу малюююсенькую республику в 3,8 млн жителей этих 4(5)чел выше крыше. И все эти представители грабанули свой народ. Время видимо еще не настало, разобраться со всем этим.

            • Анонимно
              27.05.2020 16:49

              Почему же, если бы членов ФОРБС в Татарстане было 40-50 человек, республика была бы на недосягаемых высотах по развитию. Их деньги фундируются в Татарстан и его экономику. В Москве больше всего членов ФОРБС, и она процветает в условиях нищей России.

              • Анонимно
                27.05.2020 22:34

                16.49 И народ станет получать 73 ЗП. Рабоа в республике не останется. А кто будет в школе учить татарский? Скажи ка умник, с 50-ю форбс? Ты и твои дети?

                • Анонимно
                  28.05.2020 00:45

                  27.05.2020 22:34
                  Глупости уж не пиши, откуда возьмутся 50 ФОРБС, если в республике не останется работы? Именно форбсы и создают везде рабочие места, чтобы у них была прибавочная стоимость и прибыль. Это азы капитализма, неуч.

            • Анонимно
              28.05.2020 05:54

              Как возникали все эти "форбсята", читайте в интервью Мухаммата Сабирова, снятого с поста премеьр- министра РТ,за то,что пытался помешать приХватизации.

              • Анонимно
                28.05.2020 11:18

                На "прихватизации" далеко не уедешь, в республике столько добра не было, чтобы ее хватило на 50 форбс. А вот создание новых производств и рабочих мест было бы обеспечено, если бы у нас возникли 50 форбс, в результате создания прибыли на их производствах.

          • Анонимно
            28.05.2020 07:47

            Я хочу чтоб все россияне были в списке Форбс а не единицы .
            Но сами понимаете - это утопия

            • Анонимно
              28.05.2020 10:57

              Твое хочу более утопично. И сам знаешь и пишешь. Значит зная об этом, молча согласен что есть 5 форбс, приближенная удаща, остальные рабы с 40-ой ЗП, к тому же отнятой социалкой

      • Анонимно
        27.05.2020 15:57

        40-я ЗП и отсутствие СОЦИАЛКИ!!! Цена успешности для народа

        • Анонимно
          27.05.2020 16:04

          Переезжайте . Не против.

          • Анонимно
            27.05.2020 16:17

            Пожалуй пора здесь призвать к порядку

            • Анонимно
              27.05.2020 16:51

              У нас всегда порядок: "Можно ли повторить экономический успех Татарстана в других регионах России? Изучив все составляющие татарстанского "экономического чуда", приходится признать, что, хотя отдельные ингредиенты его рецепта не являются уникальными, их сочетание практически не поддается тиражированию. Очевидно, республике еще долго суждено оставаться островом стабильности и благополучия в бурном море российского экономического хаоса".
              https://cyberleninka.ru/article/v/chto-delaet-tatarstan-uspeshnym-regionom

        • Оптимист
          27.05.2020 16:10

          Справедливости ради
          По зарплатам и по социалке Татарстан первый в ПФО

          • Анонимно
            27.05.2020 16:32

            ПО НДФЛ и того хуже, меньше чем 25 тысяч. А так то да, первый по бумаге и рисованию и в ПФО и по России и на материке

            • Оптимист
              27.05.2020 16:58

              16.32
              Подтвердить слова цифрами сможете?

              • Анонимно
                27.05.2020 17:22

                Легко. Все ы открытом доступе. Количество собранного ндфл модели на число работников. И это ещё много. Там ещё присовокупен налог с продажи имущества

                • Анонимно
                  27.05.2020 17:31

                  17,22
                  Цифры НДФЛ и количество работающих в студию
                  Пока от вас только лозунги пустые

                  • Анонимно
                    28.05.2020 06:21

                    Это вы про плюшевые рейтинги. 40я зарплата это факт, и коммуналка выше чем в Москве.

                • Анонимно
                  28.05.2020 06:20

                  И с зряплатами всяких миллионеров с Рубина Ак барса и т.д.

              • Анонимно
                28.05.2020 06:20

                А вы можете про первый по социалке? С коммуналкой выше чем в Москве.

        • Анонимно
          27.05.2020 22:07

          15.57 Всё то у вас животиной мерится... Тут татарский язык исчезает, а они про зарплаты. Несчастные люди...

      • Анонимно
        27.05.2020 16:03

        Без нефти весь этот ваш "суверенитет" просто пшик.

        • Анонимно
          27.05.2020 16:16

          Да нет никакого суверенитета уже лет 20, дальше придет Сибур и доест нефтехим

        • Оптимист
          27.05.2020 16:28

          Россия добывает 550 миллионов тонн нефти
          Еще больше газа
          Уголь
          Алмазы, металлы, минеральные удобрения, уран и железную руду
          Всю таблицу Менделеева
          Крупнейший экспортер природных ресурсов мире
          Вся Россия должна жить в 10 раз лучше чем скромный Татарстан с его30 миллионами добычи нефти в год

          • Анонимно
            28.05.2020 09:15

            У России 16 млн 935 тысяч кв. км. территории.
            У Татарии - 65 тыс кв км.
            И при такой территории Татария не может жить .
            Вся помощь за счёт российских народов.

            • Анонимно
              28.05.2020 11:20

              Разъясните, плз, какая помощь? Кому помощь? За счет каких российских народов?

    • Анонимно
      27.05.2020 16:34

      плакали всей маршруткой

    • Анонимно
      27.05.2020 22:22

      Посмотрел фото, но так и не увидел vipпов, одни только сидящие на бюджете.

    • Анонимно
      28.05.2020 07:45

      Вспиманаю список Форбс.

  • Анонимно
    27.05.2020 15:26

    Почему Леонов не в маске Луи Виттон?

  • Анонимно
    27.05.2020 15:28

    Грустно смотреть. Спасибо Евгению Борисовичу! Спас всех - внёс живую струю. Ну жаль, что Шаймиев не выступил.

  • Анонимно
    27.05.2020 15:29

    Сами себя похвалили, наградили и премии получили

  • Анонимно
    27.05.2020 15:34

    Интересно статья составлена. Едко.

  • Анонимно
    27.05.2020 15:35

    Евгений Богачев - в самом деле, мощная личность! Таких бы побольше сегодня...

  • Богачёв обманывает конечно. Как это не было задержек по зарплате? Были конечно. Даже в милиции. Там, кто на местном бюджете (районом) был как раз таки по полгода иной раз не получали.
    Не пишите сами себе историю. Найдутся люди, которую опишут её с таким правдоподобие, ахните, господа начальнички.

    • Анонимно
      27.05.2020 15:57

      Они правильно делают.
      Они САМИ себе пишут историю.
      Которая станет Мифом.
      И который - Миф- не смогут перебить суперправдоподобные найденные люди.

  • Анонимно
    27.05.2020 15:41

    Богачёв Евгений Борисович , один из немногих патриотов Татарстана . Который долгие годы доказывает что у нас в Татарстане все равны. Здоровья Вам , Евгений Борисович , долгих лет жизни...Под Вашти руководством, ждем баскетбольному клубу УНИКС, новых и ярких побед .

  • Анонимно
    27.05.2020 15:42

    Считаю, что есть две исторические личности, внесшие наибольший вклад в становление суверенитета Республики Татарстан. Это Владимир Ильич Ленин, который в 1920 году создал нашу государственность, и Борис Николаевич Ельцин, который поднял статус нашей республики с автономной до полноправного члена Федерации. Кроме того, именно Ельцин заключил с нашей республикой беспрецедентный по своему значения федеративный договор. В связи со столетием нашей республики предлагаю установить памятник Б.Н.Ельцину...

    • Анонимно
      27.05.2020 16:02

      Ельцина ждет СУД! А Человеческий СУД ему вынес приговор: предатель и ..лкоголик

    • Анонимно
      27.05.2020 16:13

      Не Ленин, а Троцкий.

      • Анонимно
        27.05.2020 17:17

        Троцкий имел довольно ограниченное влияние на национальную политику молодого Советского государства

    • Анонимно
      28.05.2020 06:43

      Где в Казани улица Ленина? Была же

  • Анонимно
    27.05.2020 15:43

    Богачев,Истинный Советский Гражданин,Русский ,живущий в ТАССР,женатый на Татарке.

    • Анонимно
      27.05.2020 16:03

      Так странно все упоминают, включая его, что он женат на татарке. Будто жениться на татарке – это какой-то невообразимый подвиг.

      • Анонимно
        27.05.2020 16:52

        Да, женитьба на татарке - это большое счастье!

        • Анонимно
          27.05.2020 17:06

          Так счастье любит тишину, разве не так?

          • Анонимно
            27.05.2020 18:16

            Когда тебе 80 лет, а ты с женой 60 лет прожил, можно и громко об этом сказать.

      • Анонимно
        27.05.2020 22:31

        Может он так на награждение медалью в честь 100 летия ТАССР РТ намекал?

  • Анонимно
    27.05.2020 15:44

    неужели в республике не нашлось простых людей для награждения

    • Анонимно
      27.05.2020 22:33

      Это потому вам по условнуму "тнв"покажут пару доярок-передовиков, которых торжественно наградят.

  • Анонимно
    27.05.2020 15:45

    Я так поняла, что сегодня был праздник для вип- персон? Премии Госсовет выписал ?

    • Анонимно
      27.05.2020 16:37

      получили...получили, а как же иначе

    • Анонимно
      27.05.2020 19:12

      Московский Кремль,каждую неделю Медали и Ордена раздаёт.Почему Премии Госсовета РТ,так заинтересовали Вас,мадам?

  • Анонимно
    27.05.2020 15:47

    у вас точно не было задержек по зарплате, всю правду сказал

  • Анонимно
    27.05.2020 15:58

    Не было задержек в зарплате. Сказочник полный.
    Помню по 3-4 месяца родители без зарплаты сидели. Натурой выдавали. Колбасой, мясом, одеждой, мороженным и т.п.
    Беспредел...

  • Анонимно
    27.05.2020 16:02

    В комментариях какой то сюр.

    • Анонимно
      27.05.2020 22:35

      Сюр - это сбор "випов" описанный в статье, которую комментируют люди.

  • Анонимно
    27.05.2020 16:04

    С праздником любимая республика!

  • Анонимно
    27.05.2020 16:06

    ... на запрос нашего издания говорится, что компания выкупила у Татагролизинга 6 тысяч га (уточним, что местные жители почему-то упорно оперируют цифрой в 17 тысяч га), а также КРС, здания, оборудование и технику местных сельхозпредприятий. Сумму сделки «Камский бекон», как и второй ее участник, оставил в секрете.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/469739

    В договора аренды ЗУ, агрогангстеры включают ст.22 ЗК РФ и имеют все права, даже без уведомления собственников земель вносить их в свои активы, в последствии несказанного их роста, ЗУ оказываются в собственности очередных агрогангстеров.
    Отец родной-Татагролизинг не несет никакой ответственности за своих "дочек".
    Фсе, круг замкнулся.
    В сезон прошлого года именно по этой причине "Агрофирма Лениногорская" не захотели подписывать со мной договор аренды, хотя пользовались ЗУ.
    В нынешнем году просто огородили ЗУ и теперь уже агрофирма "Август" под четким, непосредственным руководством прежнего агробарона Ягафарова просто решилО не связываться с тем арендатором, кто не хочет подписывать аренду с согласием на отчуждение ЗУ без своего участия.


    В итоге переговоров "Август" обещал вернуться к обсуждению данного вопроса в Октябре 2020 года.

  • Анонимно
    27.05.2020 16:24

    Я вообше полтора года работала бесплатно,так никто мне и не выплатил эту зарплату

    • Анонимно
      27.05.2020 17:25

      ПАТО г Нижнекамск. Несколько лет не получили

      • Анонимно
        27.05.2020 22:36

        О там одно время выдавали зп, если дождешься, 5 и 2 рублевыми монетами.

  • Анонимно
    27.05.2020 16:27

    зарплаты по 6-8 месяцев не платили

  • Анонимно
    27.05.2020 16:31

    Добрый день, коллеги! Просим опубликовать комментарий пресс-службы КФУ.
    Благодарим за внимание к докладу ректора КФУ. Выступление было посвящено роли высшей школы в формировании и становлении ТАССР, обеспечению предприятий высококвалифицированными кадрами. В вашем тексте вклад ученых, сотрудников Казанского университета незаслуженно остался «за кадром». С полной версией выступления вы можете ознакомиться на нашем сайте.

    • Анонимно
      27.05.2020 16:55

      Правильно было бы вслед за выступлением ректора дать и слово для обзора вклада деятелей культуры в развитие республики. А вот то, что из всей истории только бенефис Богачёва презентовали - это странно.

      • Анонимно
        27.05.2020 20:33

        Уважаемый комментатор, мы считаем, что выступление Богачева Е.Б. фактически спасло сегодняшнее мероприятие. Оно было единственно живым, от сердца, пусть и не складным где-то, но какая энергия пошла по залу - вы видели прямую трансляцию? Ну и идеологически Евгений Борисович высветил одну важную ценность республики - межнациональное согласие. Это дорогого стоит. Он показал, что юбилей ТАССР - это праздник и татар, и русских, и евреев, и хохлов и т.д. И всем нам здесь живется хорошо. Поэтому мы его дали практически целиком. Ну и это был хороший подарок нам, журналистам)) Он так спас нам репортаж)) Учитесь выступать, как говорится, у мэтров жанра.
        Журналист БО

        • Анонимно
          27.05.2020 21:34

          В каждом регионе России живёт по 100 и более национальностей.
          Но никто не повторяет это как мантру у шамана.

          • Анонимно
            27.05.2020 22:20

            Татарстан в этом плане особый регион. Таких немного. Где две ключевые нации, две религии (одна в пассионарность фазе) и много денег. И в сердце России. Тут осторожно нужно подходить кимежнациональным вопросам, и Богачев прав - показам мир дружбу жвачку. Бик зур ряхмят.

          • Анонимно
            28.05.2020 11:42

            21.34. 170 нац - это не мантра, а прикрытие,

    • Анонимно
      27.05.2020 17:20

      Тема образования незаслуженно осталась без внимания. А ведь эта сфера - двигатель прогресса.

  • Анонимно
    27.05.2020 16:37

    "Бойцы вспоминают минувшие дни и битвы,в которых сражались они..." А в реальности что ? У людей ни зарплаты, ни работы, мизерная социалка ,карантин. Нет позитивной перспективы в будущем , а они праздник для себя , любимых, устроили. " Пир во время чумы".

  • Анонимно
    27.05.2020 16:39

    Богачева интересно было послушать, тут все по верхам скользят, а он примечательные вещи сказал, для тех кто внимательно слушал и вникал в детали. Например, он сказал, что зарубежные банки дали России кредит в 500 млн долларов, а Татарстану - целый миллиард долларов, т.е. в два раза больше. Это говорит о том, что суверенному Татарстану было больше доверия. Другой пример - президент Казахстана Назарбаев попросил у председателя Национального банка Татарстана оказать помощь в получении наличных денег (в то время в Казахстане тоже ходили российские рубли). Интереснейшее было время, свобода, о которой сегодня можно только мечтать. Кстати, и бизнес в условиях тогдашней свободы переживал расцвет.
    Т.Б.

    • Анонимно
      27.05.2020 21:03

      Повтор не пропущенного.Этот 16:39, судя по его хроническим вбросам,человечек из байрамовской обслуги, очевидно неплохо кормился в 90-ею по которым льет горючие слезы.А люди помнят,этот период, как разгул бандитизма,экстремистского национализма, безработицы, невыплаты з.п. и пенсий, мародерской прихватизации госпредприятий и прочие "прелести ельцинщины". По обилию минусов на его фейке, видно,что и читатели разделяют негативное мнение о тех временах.

      • Анонимно
        28.05.2020 00:53

        Абзый, мы всегда хорошо кормимся, причем, своими стараниями, заметь. Никто ничего на блюдечке не преподносит нам. Тырышкан морадына ирешкән.

  • Анонимно
    27.05.2020 16:51

    Татары лучше всех молодцы так держать.

  • Анонимно
    27.05.2020 17:03

    Междусобойчик. отмечать то нечего. ТАССР закончилась в 1991г. С 1991г началась другая история другой страны и республики.

    • Анонимно
      27.05.2020 17:10

      У нас богатая история
      Тюркский Каганат
      Волжская Булгария
      Золотая Орда
      Казанское Ханство
      ТАССР
      Республика Татарстан

      • Анонимно
        28.05.2020 03:51

        "Грамотей" 17:10, как и некоторые официальные лица, имеет проблемы с памятью.В 1920-1936 сушествовала АТССР, постановление о ее образовании подписали: Калинин,Ленин, Енукидзе,а ТАССР это формулировка Сталина.

      • Анонимно
        29.05.2020 10:07

        17.10. Чтобы не загонять татар РФ в терр рамки РТ предлагаю:
        1. Тюрк каганат;
        2. Западн Тюрк каганат;
        3. Хазария, Булгария, Дешт-Кипчак;
        4. Золотая Орда;
        5. Казанское, Астраханское, Сибирское ханства,
        Ногайская и Большая орды, а таже Касимовск
        ханство;
        6. Республики Татарстан, Башкортостан, Крым.

    • Анонимно
      27.05.2020 18:17

      Игра слов.

    • Анонимно
      28.05.2020 11:48

      У нынеш РТ прав меньше чем у Казанск губерн.

  • Анонимно
    27.05.2020 17:05

    В любом случае татары - молодцы
    На зависть всей России и всему мировому сообществу.

  • Анонимно
    27.05.2020 17:13

    В 1920 году еще не было СССР, как Ленин мог быть председателем Совета народных комиссаров СССР?

    • Анонимно
      27.05.2020 17:23

      СССР. был всегда: в виде
      Рос. Империи, РСФСР, РФ. Менялась только территория

  • Анонимно
    27.05.2020 17:14

    Весело жили. Соседу в счет зарплаты достались нижнекамские покрышки для сельскохозяйственной техники. Он их обменял в соседнем колхозе на свиней. Свиней зарезал на мясо ( голов десять, не меньше) и продал. Было очень живописно. По ноябрьскому огороду мечутся свиньи. Жена , правоверная мусульманка, бранится на мужа.
    Рев, ругань, самогон.

    • Анонимно
      27.05.2020 22:50

      Моему отцу водкой Усадского спиртзавода з/п выдали. Он деду моему, своему тестю в Дербышки 10 ящиков сгрузил, дед продавал, деньги отцу отдавал.
      Так как-то..

    • Анонимно
      28.05.2020 16:28

      На Свияге (семьсот веселом) зарплату выдавали коптилками, которые потом работники на рынке продавали. Кто помнит?

  • Анонимно
    27.05.2020 17:25

    Миргалимов мололец !!! Мы с вами !!!

  • Анонимно
    27.05.2020 17:49

    Махровый "согласный", потому сегодня льстивый "гласный".
    Козьма.

  • Президент выразил особую признательность Шаймиеву и напомнил, что праздник стал возможен благодаря указу президента РФ Владимира Путина
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/469953
    А я все думал, что благодаря В.И.Ленину...

    • Анонимно
      27.05.2020 22:40

      Тахир абы, ну они же не читали учебники истории.

    • Булгарин
      28.05.2020 10:16

      А я думаю, что татары вернулись в то самое положение, что и было 100 лет назад, а может и похуже.

      • Анонимно
        28.05.2020 11:55

        10.16. Похуже.
        До 1917 была татарск нац система образов (пусть при мечетях). За 100 лет татарские школы постепенно ликвидированы.
        С "праздником"!

      • Анонимно
        28.05.2020 11:56

        Это не праздник, а поминки по татарск нац системе образования.

      • Анонимно
        29.05.2020 10:16

        10.16. После образования ТАССР (резервации для татар на небольш терр) были постепенно уничтожены как татарск культурн, образовательн центры Оренбург, Астрахань, Самара, Саратов, Симбирск, Уфа, Тюмень, Омск, Томск, Пермь, Екатеринбург, Москва, Петербург...

      • Анонимно
        29.05.2020 10:19

        10.16. До 1920 татары считались частью населен всей России.
        По соврем определениям в учебниках этнологии: Татары - это часть жителей Республики Татарстан.

      • Анонимно
        29.05.2020 10:22

        10.16. На соврем этнологических картах РФ (на выставке 300 летия Романовых) татары указаны только около Казани. Никаких астраханских, сибирских, крымских татар...

        Со 100-летием резервации-ТАССР.!

  • Анонимно
    27.05.2020 18:15

    Благодаря тотальным чисткам накопили потенциал. Ржунимагу...

  • Анонимно
    27.05.2020 18:23

    Время 18.18 27 мая по Тнв Планета рассказывают о достижениях Татарстана за 100лет.
    Журналистка манкуртка говорит на ломаном татарском о Свяжска, Лаеш, Спасск, Тэтеш уездлары...., хотя дрлжна говорить Зоя, Лаеш, Спасс, Тэтеш оязлэре....
    О Временном Революционном Комитете она говорит Вакытлыча Революция Комитеты, дословно Комитет Временной Революции, когда должна говорить Вакытлы Революцион Комитет...
    Вот тебе за 100 лет-прилетели называется, даже не можем выпустить татароящычного журналиста в эфир!

    • Анонимно
      27.05.2020 20:05

      Да, да. Тебя надо было в эфир выпустить. Ты то хоть ладно не манкурт татароговорчщий. Просто хам, оскорбивший девушку.

  • Анонимно
    27.05.2020 18:37

    Главное что наши народы не знают куда двигаться дальше,как всегда.придут китайцы,пойдут за ними.Своего ничего нет-вредные производства и нефть немного.

  • Анонимно
    27.05.2020 19:13

    Алга Татарлар!

  • Анонимно
    27.05.2020 19:29

    Лучше бы руководство республики,и особенно Богачев,как председатель Нацбанка серьезно занимались бы экономикой и банковским сектором, то не было бы такого бардака с банками, сколько народа и фирм пострадало, все остались ни с чем . С чем пришли к юбилею, нет ни мясокомбината, ни мебельной фабрики, ни 708 завода, ни обувной фабрики, ни макаронной фабрики, ни кондитерской фабрики Заря, , все развалили. Не стоит хвалиться в юбилей.

    • Анонимно
      27.05.2020 21:28

      Вот вот именно до того как они пришли во власть было +30% ежегодно, а они себе все растащили, а что не взяли то похоронили живьём вместе с работниками. И при них было минус 30 каждый год. До нуля.

  • Анонимно
    27.05.2020 19:36

    Крепкое мужское рукопожатие а масках.

    • Анонимно
      27.05.2020 20:03

      Крепкое мужское рукопожатие а масках,от Корона вируса.

  • Анонимно
    27.05.2020 20:21

    И смех и грех в Римской империи накануне...

    • Анонимно
      28.05.2020 07:00

      Так Москва себя считает третьим Римом.

    • Анонимно
      29.05.2020 13:57

      20.21. Нынешний РТ, скорее, напоминает Казанское ханство 1951 года.

    • Анонимно
      29.05.2020 13:58

      Казанское ханство просуществовало около 120 лет. Похоже РТ повторит судьбу предшественника.

    • Анонимно
      29.05.2020 14:00

      Такими отступлениями в нац политике, образовании, татарском языке у РТ не будет 200 летия.

  • Анонимно
    27.05.2020 21:12

    Очень в возрасте мужики, может вам пора уж дать место молодым?

  • Анонимно
    27.05.2020 21:33

    То,что Татарстан достиг успехов за последние 30лет заслуга нефти и суверинетета РТ,который стал драйвером политического и экономического развития.Еще надо отметить хорошие отношения Ельцина и Шаймиева,что тоже было немаловажно.Обьективно все мы-молодцы,бунтовали,ругались,сидели без зарплат,но выстояли и пошли в правильном направлении.Всех поздравляю со 100 летием образования ТАССР и перестаньте скулить в своих комментах.

  • Анонимно
    27.05.2020 22:46

    Ну ну успокойтесь.Нефтехимия вся в одно место уходит.И что вы будете делать без сверх доходов?
    Будем учится жить как другие.
    А по другому вы не можете как другие.Потому что мы ничего и не умеем.На запасах из совка еще держимся

  • Анонимно
    27.05.2020 23:05

    Видимо Богачев жил в другом Татарстане в 90-е годы. Кому он вёз наличные? Уж точно не рабочим. На заводах людям выдавали зарплату продукцией. Если деньги были, то у банков, бандитов, бизнесменов, чиновников, заводского начальства.

  • Анонимно
    27.05.2020 23:39

    Евгений Богачёв отметил важну вещь: паразитарных проверок было на порядок меньше. И судьба несостоявшейся антипаразитарной законодательной гильотины отчасти была и есть в так задорно похлопавших сказанному руках депутатов. Умом то они понимают, а вот делать не хотят. И никогда не хотели.

    Как говорят в народе? Сто лет не крюк, может поделятся возможностями и с людьми. Что вряд ли, конечно.

  • Анонимно
    28.05.2020 00:04

    При Минбыт обслуживании в 80-тые от министерства Богачева в городе было 7 или 8 предприятий бытобслуживания с пятьюстами рабочими. Все они исчезли как и предприятия машиностроения, легкой и пищевой промышленности, к 2000-м годам. Богачев выступил от как бы от производственников среди депутатов и как аксакал.

  • Анонимно
    28.05.2020 06:59

    А 30 августа что празднуем?

  • Анонимно
    28.05.2020 08:07

    Слет передовиков удащи.

  • Ощущение такое, что не представители народа сидят, а кучка людей, трясущихся за свои капиталы

  • Анонимно
    28.05.2020 11:36

    Что в республике имеется много продвинутых вузов не имеет никакого отношения к юбилею Татарстана? Нет образованной молодежи, нет перспективы в будущем. Итак все держится на достижениях советского периода

  • Анонимно
    28.05.2020 12:01

    Лучше бы собрались и отметили на природе со своими шуточками и хихиканием потрясая плечи.

  • Анонимно
    28.05.2020 12:01

    Кому нужен такой публичный междусобойчик?!

  • Анонимно
    28.05.2020 12:31

    С форматом и содержанием мероприятия крупно опростоволосились.

  • Анонимно
    28.05.2020 16:25

    Один из списка ФОРБС поздравил другого из списка ФОРБС с тем, что они оба попали в список ФОРБС!

  • Анонимно
    29.05.2020 09:05

    Странно как-то прошел юбилей в Татарстане.

  • Анонимно
    29.05.2020 10:29

    ШМШ сказать нечего: суверенитет татар, татарск гос язык закончились пшиком для татарской нации.

    Поэтому выступлен перв (по факту - единственного) Президента РТ заменили балагурством б.у. министра бытовухи.

  • Анонимно
    29.05.2020 10:31

    Москва ШМШ не зря дала Героя РОССИИ.

  • Анонимно
    29.05.2020 10:37

    РТ не справляется ролью Центра культуры, образования татар РФ.
    Потери татар, вне РТ за 100 лет огромные.

  • Анонимно
    29.05.2020 10:37

    Очень циничное мероприятие.

  • Анонимно
    29.05.2020 10:39

    Положение татарского языка, образования плачевное. А они радуются нефтехимии, не созданного ими. Странные критерии.

  • Анонимно
    29.05.2020 12:23

    Как КРАСИВО звучит! Банкир БОГАЧЕВ!!!

    • Анонимно
      29.05.2020 14:03

      12.23. А Богач Банкиров звучит лучше.

      • Анонимно
        29.05.2020 18:02

        29.05.2020 12:23
        у вас - ВЫМЫСЕЛ.
        у меня - РЕАЛЬНОСТЬ!
        Хотя вот нашел на просторах интернета:
        Анатолий Выборный, депутат
        Вадим Деньгин, депутат
        Олег Мокрый, генеральный директор компании «Вода Донбасса»
        Директор музея самогона в Санкт-Петербурге Кирилл Брага
        Николай Дурманов - бывший руководитель антидопинговой комиссии при президенте РФ
        Журнал Forbes поместил совладельца аэропорта «Шереметьево» Александра СКОРОБОГАТЬКО на 40 место в списке БОГАТЕЙШИХ людей России. Издание оценило его состояние почти в 2,5 миллиарда долларов.

  • Анонимно
    29.05.2020 18:51

    Надо чтобы большинство народа в августе по доброму отметили юбилей ТАССР. Если медаль к 100-тию автономной Республики влияет на присвоение звания ветерана Труда и соответствующие льготы , надо как можно больше наградить простых людей этой наградой. Чтоб вспоминали добрым словом этот праздник в 2020 году.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль