Бизнес о COVID-19 
1.06.2020

Михаил Клопоух: «Этот кризис будет пройден легче, чем те, что были в 2008 и 2014 годах»

«Коронакризис» и бизнес: известный казанский ресторатор о причинах продажи Velvette Marine и кредитах, которые лучше не брать в банке

«Если сравнивать рестораны с поездом, то этот поезд сейчас встал и стоит в ожидании следующего рейса уже два месяца», — так в разговоре с «БИЗНЕС Online» оценивает ситуацию известный предприниматель Михаил Клопоух. Но у ресторанов нет денежных мешков, и он с теплотой говорит о тех, кто идет навстречу по аренде. И тем не менее Клопоух — оптимист. Хотя приходится выкручиваться, закрывать зарплаты людям, он уверен, что, когда все откроется, бизнес восстановится быстрее, чем в кризисы прошлого.

42-летний Михаил Клопоух — известный казанский ресторатор 42-летний Михаил Клопоух — известный казанский ресторатор

ГЕРОЙ

42-летний Михаил Клопоух — известный казанский ресторатор. Создал свой первый бизнес в 1997 году, на третьем курсе университета, в возрасте 20 лет, занимаясь организацией концертов и модных вечеринок. Известен как сооснователь мультибрендовой компании O.F.S., к которой, в частности, относились такие знаковые для Казани проекты, как ночные клубы «Штат 51» и Ferz. На сегодняшний день наш герой владеет компанией MK group и развивает четыре собственных ресторанных бренда — Mellow Beer& Wine, Petzold brew pub, «Йохо» и сеть «По Чесноку» с двумя ресторанами в Казани и четырьмя открытыми по франшизе — во Владимире, Астрахани, Челябинске и Самаре. В прошлом также основатель производства лодок и катеров Velvette Marine.

«На данный момент у нас работают две точки — на вынос и на доставку работает «Mellow Beer& Wine», оттуда можно также заказать блюда из меню «Йохо». Также на вынос и на доставку работает ресторан «По Чесноку» в ГУМ» «На данный момент у нас функционирует две точки — навынос и на доставку работает Mellow Beer& Wine, оттуда можно также заказать блюда из меню «Йохо». Также навынос и на доставку работает ресторан «По Чесноку» в ГУМе»

насколько тяжело кризис ударил по вашей компании?

  • В этом году мы очень хорошо прирастали от месяца к месяцу, все было отлично, но из-за пандемии результаты смазались. На данный момент у нас функционирует две точки — навынос и на доставку работает Mellow Beer& Wine, оттуда можно также заказать блюда из меню «Йохо». Также навынос и на доставку работает ресторан «По Чесноку» в ГУМе. До конца оценить последствия мы сможем только тогда, все это закончится.
  • У большинства ресторанов нет «подушек безопасности», свободных денежных средств, лежащих на счетах. Имеются некоторые отсрочки по поставщикам товаров и услуг, где-то на месяц, где-то на две недели. Подобное не является долгом, это товарный кредит, отсрочка платежа. Но так как мы остановились, то срок вышел. И то, что было отсрочено, автоматически превратилось в просрочку. Сейчас на протяжении нескольких месяцев нужно будет поработать над тем, чтобы этот товарный кредит вернуть.
  • Мы практически полностью рассчитались со всеми своими сотрудниками по зарплате за март и апрель. Где-то остались частичные задолженности.
  • Что касается аренды, то где-то арендодатели отнеслись с пониманием, осознавая, что происходит с бизнесом. Например, в одной из локаций стоимость аренды была снижена до 10%, что стало настоящей рукой помощи — и это учитывая, что из данного места мы занимаемся доставкой. Если бы не работали на доставку, ничего бы не пришлось платить вообще! Где-то нужно выплачивать 50% от стоимости аренды, что я считаю неправильным с учетом сложившейся ситуации. Но у людей есть свое видение. Бывает.
  • В целом по рынку можно сказать, что бо́льшая часть компаний, которые до коронавируса работали в «ноль» или в «минус» и которые жалко было закрывать, уже не откроются либо перестанут функционировать со временем. Те, кто был в плюсе, развивались и росли, — у них все станет отлично, переживут. Кризис почистит рынок, это происходит во время любой кризисной ситуации. Останутся те, кто обладает сильным менеджментом, хорошими локациями и концепциями.

«Мы уже готовимся к открытию. Мы не меняем планов по масштабированию ресторана «По Чесноку» в Казани и других городах» «Мы уже готовимся к открытию. Не меняем планов по масштабированию ресторана «По Чесноку» в Казани и других городах»

ЧТО ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ ДЕЛАТЬ?

  • Все наши заведения, включая франшизные, откроются в тот же день, как только нам разрешат. У нас для этого есть все — достойный менеджмент, сильные бренды, хорошие локации, большой опыт антикризисного управления. Мы уже готовимся к открытию. Не меняем планов по масштабированию ресторана «По Чесноку» в Казани и других городах.
  • Не все правильно понимают концепцию ресторанов формата True cost. Кто-то от незнания думает, что это что-то дешевое — совершенно не так. В нашей сети это премиальный продукт. Так, до пандемии в ГУМе мы каждый месяц продавали 1,5 тыс. устриц. Заплатив вечером за вход 350 рублей, заказывать дешевые блюда — это было бы странно для клиента. Концепция truе cost позволяет не смотреть на цену, а заказать все, что захочется. По статистике, в обычном ресторане человек заказывает одно-два блюда. У нас в среднем клиент берет пять блюд — салат, горячее, гарнир и так далее, не считая напитков. Так, например, на Чистопольской ценник до реконцепции составлял 700 рублей, сейчас — 1 100. То есть люди оставляют в ресторане в 1,5 раза больше денег, чем до этого, но при этом выбирают в 2,5 раза больше блюд. Вот в чем фишка формата — люди не отказывают себе ни в чем.
  • Какие рестораны будут пользоваться успехом после пандемии — сказать сложно. Как ткнуть пальцем в небо — кто-то считает, что это концепции с более доступным чеком, кто-то, наоборот, думает, что точно не обеднеет публика премиальных ресторанов. Я не знаю. Как будет — так будет! Я больше думаю не о том, как спрогнозировать это, а о том, каким станет наше предложение на рынке, как начнет расти качество, что нового появится в меню. Вот самое главное. Если останется качественно, то посетители будут всегда, а если нет, то они не придут ни до пандемии, ни после. Я верю в качество, а не в ценник.
  • Я не аналитик, не занимаюсь анализом макроэкономики, но чисто субъективно, на мой взгляд, этот кризис будет пройден легче, чем те, которые случались в 2008 и 2014 годах. Сейчас попытаюсь объяснить. В 2008-м был всемирный финансовый кризис, когда США потеряли много денег и начали отзывать свои ресурсы из стран мира, оставив нас без средств. Чтобы их где-то взять, нужно было много времени. В 2014 году наступил российский экономический кризис, который был связан с политикой и международной блокадой. Дефицит денег стал настолько явным, что это сильно ударило по стране. Нынешний кризис в плане финансов не вызван никакими экономическими причинами, он связан с закрытием рынков по причине недопущения распространения вируса.
  • Если сравнивать рестораны с поездом, то этот поезд сейчас просто встал и стоит в ожидании следующего рейса не 12 часов, а два месяца. На мой взгляд, экономической и финансовой подоплеки не имелось. Да, надо было посидеть дома, многие потеряли работу, нефть никому не нужна, это ужасно, просто рынки стоят. Уверен, когда все откроется, скорость выхода из кризиса станет гораздо выше, чем в 2008 и 2014 годах. Все быстро вернутся к работе, снова начнется гонка за лучшими специалистами, технологиями — ничего не изменится. И даже наоборот — многие вернутся с новыми силами. Думаю, до конца года все рынки восстановятся, а может быть, это произойдет гораздо раньше — в течение ближайших двух-трех месяцев.

«Концепция «truе cost» позволяет не смотреть на цену, а заказать все, что захочется» «Концепция truе cost позволяет не смотреть на цену, а заказать все, что захочется»

ВАШ ПРОГНОЗ ПО СИТУАЦИИ И СОВЕТЫ ДРУГИМ БИЗНЕСМЕНАМ

  • Деньги никуда не делись — сколько их было в экономике, столько их и осталось. А куда они исчезли? Сгорели? Их вывели в США или Европу? Нет. Просто проблема в том, что никто ничего ни у кого не покупает и люди сидят дома. Они остались без работы по этой же причине. Как только разрешат работать, так рынок и начнет восстанавливаться — поезд тронется.
  • Время, которое было проведено в самоизоляции, сильные использовали для себя, чтобы улучшить свои позиции и разработать новую стратегию. Для тех, кто два месяца просто сидел, ничего не делал и лишь ругался на все происходящее вокруг, искал виноватых, есть угроза и не открыться, потерять людей, клиентов. Первая волна закрытий уже произошла. Когда разрешат открываться, тогда и будет известно, сколько заведений общепита Казань потеряет.
  • Когда случился кризис 2014 года (с моей точки зрения, все было серьезнее, чем сейчас), у меня было порядка 82 млн рублей кредитов только по ресторанному направлению. Столько же — по катерам. Так вот, в то время я занимался только выплатой этих долгов. Ни на один день не просрочил платежи, вернул все, у меня прекрасная кредитная история. Но я больше не хочу брать в банке деньги.
  • Это не значит, что надо совсем отказаться от кредитов — иной раз без них невозможно. Но, с точки зрения риск-менеджмента, нужно грамотно подходить к оценке рисков и понимать, где предел риска кредитования. Этому меня научила жизнь. Одно дело — взять кредит, когда у тебя есть производство, ты получил заказ от клиента и у тебя имеется 10-процентный аванс на 100-миллионную партию товара. В этом случае ты берешь кредит, пополняя оборотные средства, чтобы выполнить заказ. А другое дело, когда у тебя выручка 20 млн в год, а ты берешь 50 млн рублей кредита. Это совершенно разные ситуации!
  • Компанию Velvette Marine, которая занимается производством катеров и яхт класса премиум, я продал в 2018 году. Понял, что мне стало сложно совмещать несколько проектов — приходилось разрываться между ресторанным бизнесом и производством катеров. Тогда рядом не было нужных людей, которые бы обеспечили эффективный менеджмент, приходилось лично заниматься оперативными делами, а это неправильно. Когда в 2014-м случился кризис, мы продолжали расти, причем очень сильно, но вместе с тем увеличивались и расходы, банковские обороты. Нужны были инвестиции, чтобы обновить модельный ряд и уйти от кредитов, ведь на одну только выплату процентов по кредитам мы отдавали в год около 10 млн рублей. Это стало причиной продажи — покупателем стало ООО «АМК» (компания на паритетных началах принадлежит Сергею Данилову и Руслану Халилову). 
  • Уже два года не занимаюсь «оперативкой» ни в одном своем проекте. Сегодня у меня нет кредитов ни в бизнесе, ни в жизни. Главный совет — правильно подходить к оценке рисков и заниматься развитием технологий и качества, а не пытаться развиваться за счет денежных масс. Я все проходил, в том числе больно падал, терял деньги — это бизнес, так бывает.
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (35) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
1.06.2020 08:38

Хорошая мина при плохой игре.

  • Анонимно
    1.06.2020 08:38

    Хорошая мина при плохой игре.

  • Анонимно
    1.06.2020 08:46

    Этот кризис не только из-за коронавируса. Коронавирус - ширма для наивных. Кризис из-за нефти и желания США оздоровить экономику за чужой счёт.

  • Анонимно
    1.06.2020 08:52

    Михаил Яковлевич грамотный руководитель и мудрый наставник. Технологии и грамотный менеджмент - полностью согласен.
    Искандер Х.

    • Анонимно
      1.06.2020 11:54

      Поддержу Миша лучший в отрасли по Казани.

    • Анонимно
      1.06.2020 12:11

      Я бы сказала хитромудрый ;), он знает, как добиться от персонала того, что нужно для его бизнеса, умеет замотивировать нематериально )))

  • Анонимно
    1.06.2020 09:32

    Да мы уже заметили , намордники даже одели. И до января за границу не пустят . Жизнь заиграла у нас прямо , разными красками , темного цвета!

  • Анонимно
    1.06.2020 09:39

    Для всего остального мира это действительно лёгкий кризис.Но у нас же всегда не как у людей.У нас к своему логическому завершению подходит модель хозяйствования через госкорпорации которые через себя высосали у страны все прибыли от нефти и газа.Не станет диких зарплат у нефтяников и газовиков и кто будет сидеть по вечерам в ресторанах.

    • Анонимно
      1.06.2020 11:48

      Советскую номенклатуру уже давно сменила номенклатура сказочного, и если тем нечего было терять кроме пыжиковых шапок и партбилета, то этим терять есть что. И они вам за своё глаза выгрызут...

  • Анонимно
    1.06.2020 09:51

    По поводу кредитов, полностью согласен.
    Кстати, Генри Форд в период кризисов, также избегал садиться на кредит.

  • Анонимно
    1.06.2020 09:56

    этот кризис будет заключительный для России, хуже чем 1991 год, к сожалению не мирный.

    • Анонимно
      1.06.2020 11:29

      в 17 был первый этап, в 91 второй этап, в 21 будет третий завершающий, окончательный этап...

  • Анонимно
    1.06.2020 10:16

    Ползайте себе в наморднике и не смердите. Можете даже занять денег у микрофинансовых организаций, которые распространились по всей площади страны как грибок. Но и тут данные намекают на скорый кризис неплатежей по долгам. По итогам нерабочего апреля клиенты просрочили более чем на 90 дней выплаты по 4,5 млн займов — более 40% от их общего числа. Эксперты прогнозируют рост просрочки до 50%. Надо полагать – осторожничают, потому что экономическая ситуация будет только усугубляться. По данным Минэкономразвития, в апреле из-за введения ограничений на фоне пандемии упал на 12%. С другой стороны, чего следует бояться больше: «второй волны» коронавируса или «пятой волны» дедушки? Этот «обнулятор» никого не пощадит, будет держаться до последнего, всей стране хребет сломает.

    Только по итогам апреля российские банки вывезли за рубеж 4,6 тонны золота, это на 15% больше, чем в марте. За два месяца банки продали зарубежным клиентам 8,6 тонны слитков, которые активно копили в сейфах в последние два года. Запасы золота в банках сокращаются шестой месяц подряд: с ноября на экспорт ушло 17 тонн драгметалла. Крупнейшим и де-факто единственным продавцом по итогам апреля стал Сбербанк, из хранилищ которого ушло 5,5 тонн. Суммарные запасы золота у крупнейшего госбанка РФ упали на 37,7%. Причем, Сбербанк активно распродает золото с прошлой осени. Греф исполняет приказ. Лайнеры со слитками потихонечку улетают в Лондон. С апреля – минимум раз в неделю – организовано специальное авиасообщение по оперативной доставке слитков золота и серебра из России в Великобританию. Причем, экспорт осуществляют как банки, так и недропользователи. При этом Правительство Мишустина выдает добывающим компаниям генеральные лицензии на экспорт, де факто открыв двери к вывозу всего добываемого золота в стране. Идёт активное шуршание по закромам и сусекам. Грузы антикварных ювелирных изделий «Фаберже» стоимостью около $50 млн доставили из России в Панаму. Это Вексельберг под шумок выводит свои активы, откатывая яйца «за бугор»…

  • Анонимно
    1.06.2020 10:25

    Очень бодро написано, с учетом того что дважды уже пережил, третий можно и неподняться. Не 15 лет. С такими процентами по кредитам нечего кабальным заниматься, моржито нет, кормишь банки и арендодателя. Макронтренды тоже надо смотреть, скоро кушать будут удаленно.

  • Анонимно
    1.06.2020 10:36

    Этот кризис похлеще , чем 1998г будет. Миша, не лукавь.

  • Анонимно
    1.06.2020 11:20

    В чем будет выражаться кризис?
    В росте социальной и политической активности людей, в митингах протеста, различных акциях неповиновения.
    Вначале выступления будут немногочисленными и локальными, но их количество станет быстро расти, и в конце концов они фактически сольются в общенациональный протест.
    Надо отдавать себе отчет в том, что кризис будет носить длительный характер. Он займет не меньше двух лет и развиваться будет не линейно, не по экспоненте. Это будут волны. Рост турбулентности сменится спадом, будет казаться, что ситуация нормализуется. Но затем все начнется снова.
    Эти волны будут сотрясать систему, а система эта сделана довольно скверно, качество ее элементов очень низкое, управляемость постоянно ухудшается. И рано или поздно система рухнет. Причем ключевая фаза, как обычно в России — да и не только в России, это почти универсальное правило, — займет всего несколько дней.
    Эти несколько дней потрясут Россию и, думаю, окажут влияние на весь мир. В общем, нас ожидают два очень «веселых» и сумбурных года. Полных треволнений.
    Большая вероятность, что развязка наступит до 2022 года

    • Анонимно
      1.06.2020 13:03

      Вам нужны великие потрясения? Странный Вы человек

    • Анонимно
      1.06.2020 13:55

      Почему же мы такой терпеливый народ?
      Нас конкретно вытаптывают в грязь лицом, а мы лишь делимся об этом и обсуждаем. Я не знаю что должно произойти, чтобы мы наконец объединились и начали конкретные действия.

      • Анонимно
        1.06.2020 14:47

        пока в холодильнике есть жратва, всё так и будет потихонечку гнить, но конец все равно будет, бездарная власть сама себя сожрёт.

      • Анонимно
        1.06.2020 15:07

        Боюсь, что у нынешней оппозиции, если имеются в виду Касьянов, Гудков, Яшин или Навальный. Шансов на что-то повлиять вообще никаких. А после крушения будет полное обновление политического поля, в том числе и оппозиционного. Но до этого надо еще будет дожить….

        • Анонимно
          1.06.2020 16:28

          У навальнят подрезали кошелек, живут на донаты с ютуба

          • Анонимно
            3.06.2020 06:44

            В последнее время собирать удается только четверть от плановых 400 за стрим

      • Анонимно
        1.06.2020 15:20

        Для того, чтобы полностью избавиться от родовых травм в русском национальном характере, которые были нанесены государством, намеренно формировавшим у россиян синдром вынужденной беспомощности, необходимо, чтобы сменилось всего одно поколение.
        Но для того, чтобы шагнуть в прекрасную Россию будущего необходимо не дать “переобуться” тем людям, которые сегодня верой и правдой служат режиму, и которые будут пытаться остаться у кормушки и после его падения. Для того, чтобы этого не произошло, прежде всего будут нужны люстрации. Нужно срезать элитарную верхушку, которая устроила нам весь этот кошмар.

    • Анонимно
      1.06.2020 14:12

      Сказки, как терпел народ и будет терпеть! А кому плохо то? кругом тачки премиальные, квартиры скупают пачками! Все денег нет! Родителей-пенсионеров детки великовозрастные как доили, так и доят дальше! У кого что плохо то????

  • Анонимно
    1.06.2020 11:34

    Пусть расскажет, как они сбербанк кинули на свою линию по упаковке круп. Хотя я банкиров не жалую, но лапшу на уши вешать то не нужно.

  • Анонимно
    1.06.2020 11:42

    Наибольший потенциал для протеста наблюдается среди молодых и самых бедных людей. Среди тех, кому «едва хватает на еду», 37% готовы выйти на улицы во время акций. Молодёжь в возрасте от 18 до 24 лет готовы протестовать. Это преобразование настроений объясняется резким ростом чувства социальной незащищенности, риском потери рабочих мест, снижения реальных доходов, общим беспокойством и явной нестабильностью в жизни. Всё больше людей высказывают недовольство и готовность участвовать, но пока они не увидели условий для таких выступлений, но они впереди.

  • Анонимно
    1.06.2020 12:30

    Чего вы к дяде Мише пристали,думаете он не купил себе уютную квартирку в Тель-Авиве,в хорошем районе поближе к морю,и не отложил на старость миллион другой не рублей?)))Бросьте,ваши совет,рекомендации и мнения,это забавно))

  • Анонимно
    1.06.2020 15:28

    Интересное мнение. Сразу как-то бодрее стал смотреть на происходящее. Уверен, что экономика восстановится совсем скоро! Люди уже выходят, работают.

  • Анонимно
    1.06.2020 19:17

    Товарищ Клапоух. Красиво говорите, но по факту не все так красиво с вышей стороны.
    1. Зп сотрудников не единожды и не в одном проекте не выдавали. Суммы и количество большое
    2. С поставщиками аналогично
    3. С арендаторами тоже
    Порядочность Вам не свойственна?

  • Анонимно
    1.06.2020 22:11

    Я заметил что все предприниматели сразу в интервью говорят что всю зарплату выплатили
    По факту все они ушли на серые схемы и оптимизировали персонал))

  • Анонимно
    1.06.2020 23:34

    Предложение красивое, но денег никто не даст )

    Если по чесноку

  • Анонимно
    2.06.2020 03:04

    Долгое время работал в ресторанах сети офс. Зп всегда были ниже прожиточного минимума. А с одного из мест работы пришлось зубами вырывать честно заработанные) многие не получили вообще ничего. Браво, Михаил Яковлевич! Красиво рассказываете)

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль