Машиностроение 
9.06.2020

Назад в СССР: Ренат Мистахов мечтает о новом крылатом флоте

Завод им. Горького вложил 40 млн в проектирование новых судов на подводных крыльях, но заказчиков отпугнул «коронакризис»

Президент Татарстана Рустам Минниханов пробил для завода им. Горького льготный лизинг для судов на подводных крыльях, которые намерена строить верфь. Теоретически это делает их привлекательными для речников. Но эксперты «БИЗНЕС Online», ностальгируя о временах, когда пассажирам приходилось ехать до Казани стоя (так был популярен скоростной флот), не спешат восторгаться открывающимися перспективами.

Новые суда на подводных крыльях (СПК) будут ближе к осени заложены на ОАО «Зеленодольский завод им. Горького», сообщил источник «БИЗНЕС Online» в судостроительной промышленности Новые суда на подводных крыльях (СПК) будут ближе к осени заложены на ОАО «Зеленодольский завод имени Горького», сообщил источник «БИЗНЕС Online» в судостроительной промышленности Фото: tatarstan.ru

«ЗАКАЗЧИКИ СТАЛИ ПРИЖИМАТЬСЯ ПО ДЕНЬГАМ, НО…»

Новые суда на подводных крыльях (СПК) будут ближе к осени заложены на ОАО «Зеленодольский завод имени Горького», сообщил источник «БИЗНЕС Online» в судостроительной промышленности. Он уточнил, что есть проект, заинтересованным сторонам по всей стране зеленодольцы предлагают подавать заявки, ряд которых поступил «со стороны Сибири».

Тема «Метеор-2020» прорабатывается с 2018 года, прокомментировал «БИЗНЕС Online» данные источника генеральный директор судостроительной корпорации «Ак Барс» (в нее входит зеленодольская верфь) Ренат Мистахов. Нижегородская группа «Си Тех» выполнила эскизный и технический проекты, они обошлись в 5 и 36 млн рублей соответственно (по словам гендиректора завода им. Горького Александра Карпова). Создается рабоче-конструкторская документация.

По словам Мистахова, в этом году завод планировал заложить 15 СПК — были соответствующие договоренности с покупателями, но карты спутал «коронакризис»: «Заказчики стали прижиматься по деньгам, перестали планировать долгосрочные программы». Впрочем, он уверен: «Все восстановится, поскольку этот бизнес нами вместе с заказчиками просчитывался на длительное время».

По мнению гендиректора корпорации, энтузиазма им может добавить предложение о льготном лизинге — под 2,5% (обычно — 7,5%). «Ак Барс» просил правительство РФ о распространении такого лизинга на программу строительства в Зеленодольске СПК, но, по словам Мистахова, дело решилось только с вмешательством Рустама Минниханова. «Для запуска проекта нужен финансовый инструмент, — рассказал он. — И нам официально подтвердили, что нас включат в программу 2021 года — такой документ пришел президенту Татарстана. Мы его просили, и он нас очень сильно поддержал, обратился с просьбой в правительство».

«Потому, если регионы, которым необходимы „Метеоры“, подтвердят ранее намеченные программы, мы готовы уже сегодня за свои деньги запустить этот проект, — отметил Мистахов. — Дорога ведь ложка к обеду — всем нужно к сезону навигации, а если мы начнем строительство осенью, то успеем только к навигации 2022-го. В первый год готовы возвести 6 метеоров с разбивкой между сдачей в полтора-два месяца».

Ренат Мистахов: «Если регионы, которым необходимы «Метеоры», подтвердят ранее намеченные программы, мы готовы уже сегодня за свои деньги запустить этот проект» Ренат Мистахов: «Если регионы, которым необходимы «Метеоры», подтвердят ранее намеченные программы, мы готовы уже сегодня за свои деньги запустить этот проект» Фото: «БИЗНЕС Online»

«НИША СЛОЖНАЯ И НЕ ОСОБО ДЕНЕЖНАЯ»

Вместе с тем Мистахов признает, что сезонность судоходства на российских водоемах приводит к тому, что даже льготный лизинг не сделает эксплуатацию СПК прибыльной прямо здесь и сейчас: «Сезон короткий — 6 месяцев, и даже при 2,5 процента лизинга окупаемость получается в пределах 6–7 лет». То есть без дотаций перевозчикам не обойтись. Поэтому потенциальные заказчики (они не называются), предположительно, администрации регионов, где водный транспорт безальтернативен, то есть Сибирь и Дальний Восток России. По словам Карпова, в январе была встреча с губернатором Ханты-Мансийского автономного округа. «Если оплатите стоимость одного судна, готов сразу четыре заложить», — по его словам, такое предложение он сделал Югре.

Интересно, что этот регион «окучивает» с аналогичным проектом главный российский проектировщик крылатого флота — нижегородское ЦКБ по СПК им. Алексеева (кстати, специалисты «Си Тех» — выходцы из этого бюро). В 2019 году ЦКБ спустило на воду первый за постсоветское время СПК — 45-местный «Валдай-45Р». Два судна тогда же переданы ханты-мансийскому АО «Северречфлот» (еще три эксплуатируются в Нижегородской области). А сегодня ЦКБ намерено поставить туда же 120-местное СПК «Метеор 120Р» — головное судно заложили в минувшем декабре.

По словам Мистахова, «Метеор-2020» (122 пассажира, максимальная скорость — 75 км/ч) на порядок превосходит конкурентов по характеристикам, продуманности интерьера и ниже по цене По словам Мистахова, «Метеор-2020» на порядок превосходит конкурентов по характеристикам, продуманности интерьера и ниже по цене Иллюстрации предоставлена АО «Судостроительная Корпорация «Ак Барс»

По словам Мистахова, «Метеор-2020» (122 пассажира, максимальная скорость — 75 км/ч) на порядок превосходит конкурентов по характеристикам, продуманности интерьера и ниже по цене. Плюс потенциальным покупателям предлагают «три в одном»: строительство судна, его обслуживание и эксплуатацию на воде  (береговое обслуживание остается за заказчиком) — для последнего создается специальная компания. «Коллеги, конечно, тоже будут подтягиваться, но мы внимательно следим за ними — ниша-то очень сложная, не особо денежная, и заказчики небогатые», — говорит Мистахов.

Он обещает вдумчивое отношение к нуждам потребителей: «Необходимо четко понимать, какая скорость нужна на том или ином маршруте, надо ставить двигатель с избыточной мощностью или нет. Мы сейчас долго обсуждаем с заказчиком, чего он хочет. А то ведь конструкторы — люди амбициозные, постоянно их тянет создать что-то эдакое, суперскоростное, но экономика-то говорит о другом».

Марс Хамидуллин указывает, что экономика СПК хуже, чем у тихоходных водоизмещающих судов — слишком прожорливы Марс Хамидуллин указывает, что экономика СПК хуже, чем у тихоходных водоизмещающих судов, — слишком прожорливы Фото: «БИЗНЕС Online»

«СУХОПУТНЫЕ» ЗАХВАТЫВАЮТ РЫНОК

Но фундаментальный вопрос в том, нужны ли вообще СПК. На этот счет высказываются сомнения. «Флот СПК обновлять надо, потому что все нынешнее старое», — рассказал «БИЗНЕС Online» Марс Хамидуллин, исполнительный директор АО «Судоходная компания „Татфлот“», в составе которого сохранились четыре СПК — три «Метеора» и один «Восход». В конце концов, речники работают для удобства пассажиров, а если «омик» идет от Казани до Верхнего Услона час, то «Метеор» — 10–14 минут, стоимость же билета выше ненамного.

При этом Хамидуллин указывает, что экономика СПК хуже, чем у тихоходных водоизмещающих судов, — слишком прожорливы. В советские времена, когда у компании был «огромный парк» СПК (19 «Ракет» и 20 «Метеоров»), они себя окупали. Прежде всего благодаря многочисленным дальним маршрутам (Куйбышев, Тольятти, Ульяновск и т. д.) и большому пассажиропотоку. «Билеты за две недели до рейса приобретались», — вспоминает шеф «Татфлота». В эпоху СССР рейс Ульяновск — Казань был загружен на 80% при выходе из Ульяновска, добавляет эксперт в области судостроения, инженер-судостроитель Владимир Леонов. При этом резервировались места для посадки пассажиров на промежуточных остановках и люди, взошедшие на борт в Камском Устье или Теньках, ехали до Казани стоя. Добавим, что крылатый флот был одним из символов продвинутости СССР…

Но тогда не существовало столько автодорог и таких, как сегодня, автобусных перевозок, напоминает Хамидуллин. Отвоевать этот рынок у «сухопутных» — дело не одного года, уверен он. Словом, без дотаций не обойтись. Сегодня СПК «Татфлота» ходят только по туристическим маршрутам — до Болгара и Свияжска, заполняются на 85%, а потому их эксплуатация рентабельна.

Владимир Леонов предоставил любопытную статистику. В 1961–1990 годах тариф на СПК составлял 1,5 копейки/пассажирокилометр — как на пригородных автобусах или в общих вагонах поездов Владимир Леонов предоставил любопытную статистику. В 1961–1990 годах тариф на СПК составлял 1,5 копейки за пассажиро-километр — как на пригородных автобусах или в общих вагонах поездов Фото: © Валерий Шустов, РИА «Новости»

Леонов предоставил «БИЗНЕС Online» любопытную статистику. В 1961–1990 годах тариф на СПК составлял 1,5 копейки за пассажиро-километр — как на пригородных автобусах или в общих вагонах поездов. При этом автобус Казань — Горький ехал 12 часов, аналогичный поезд — 16 часов 20 минут, СПК «Буревестник» — 6 часов 30 минут, «Метеор» — 9 часов. Потому люди с удовольствием отправлялись на СПК, обеспечивая среднюю загрузку в 60–80%. Современные экономически обоснованные тарифы автобусных, железнодорожных и водных перевозок в 130–180 раз больше, чем в 1985–1990 годах. Поэтому речной тариф 5 рублей за пассажиро-километр экономически объективен. Но тариф на электричке — 1,6 рубля за пассажиро-километр, на пригородном автобусе — 1,8 рубля. Эти факторы, плюс развитие сети автодорог привели к тому, что интерес потенциальных клиентов к речным поездкам резко снизился: пассажиры массово ушли на автотранспорт.

ЧТО УБИВАЕТ СКОРОСТЬ НА РЕКЕ

Если обобщить, основные негативные факторы таковы. Первый — сезонность, отмечает Леонов. Навигация СПК возле Астрахани длится 8 месяцев, возле Казани — 6, а на сибирских реках — всего 4–5 месяцев. Все другие виды перевозок круглогодичные. Современная экономика не терпит подобную «зимнюю спячку».

Вторая — урбанизация, переселение людей из небольших городов/поселков и деревень в большие города и мегаполисы. Именно жители райцентров, пригородных поселков, сел и деревень были основными пассажирами СПК. На сегодня количество таких потенциальных клиентов снизилось: в европейской части России — на 20–30%, в Сибири — на 50–70%.

Третья — сильная конкуренция со стороны других видов транспорта. Постоянное строительство и модернизация автодорог, рост количества общественного/коммерческого и личного автотранспорта привели к тому, что автомобильные перевозки всех видов обеспечивают 80–90% потребности населения в поездках на дальние расстояния. Для примера. 40 лет существовала линия Казань — Нижнекамск, на которой ходили «Метеоры». Время в пути — 5–6 часов, сегодня же автобус идет через Сорочьи Горы 3 часа, а после появления моста в Соколках время в пути сократится еще на полчаса.

Четвертая — логистические неудобства. В мегаполисах речные порты значительно удалены от основных жилых районов, что создает проблему длительной поездки внутри большого города. Например, необходимо добраться с улицы Тэцевской в Казани на Верхнюю Печерскую в Нижнем Новгороде. В обоих городах путь на общественном транспорте от речпорта до подъезда дома продлится не менее одного часа.

«Скоростные водные перевозки — это небольшой и постоянно сокращающийся сегмент рынка пассажироперевозок» «Скоростные водные перевозки — это небольшой и постоянно сокращающийся сегмент рынка пассажироперевозок» Фото: © Алексей Мальгавко, РИА «Новости»

Пятая причина — низкий уровень комфорта при поездках на СПК: высокие уровни вибрации и воздушного шума.

Словом, по мнению Леонова, скоростные водные перевозки — это небольшой и постоянно сокращающийся сегмент рынка пассажироперевозок. Он полагает, что потребность рынка в речных СПК очень небольшая — три-пять штук в год на ближайшие 20 лет. Главные заказчики — администрации северных и сибирских регионов, которым нужно возить пассажиров из отдаленных поселков в райцентры. СПК коммерчески привлекательны при загрузке более 60% за навигацию, а сегодня загрузка речных СПК и других скоростных пассажирских судов — всего 20–40%. Убытки перевозчиков покрывают администрации регионов и федеральный бюджет. Поэтому рынку необходимы СПК вместимостью 40–60 мест. То есть, по мнению эксперта, нижегородцы с их 45-местными «Валдаями» лучше зеленодольцев просчитали рынок.

Леонов уверен, что для завода гораздо перспективнее рынок морских СПК, причем экономически возможны более крупные суда, вместимостью до 300 человек (как конкуренты региональных авиаперевозок). И здесь, по его мнению, большую роль в получении работы на постройку может сыграть имидж завода им. Горького как былого главного строителя СПК. Напомним, в 1961–1991 годах верфь возвела 361 «Метеор». Правда, как признает Мистахов, на славное прошлое вряд ли стоит так уж надеяться: хотя крайние СПК строили (для Китая) в начале 2000-х, их делали не с нуля — использовали советские заделы. Так что былые компетенции придется восстанавливать вновь.

Предыдущий скоростной проект завода им. Горького  — глиссирующий теплоход А45/А145 — более чем на 50% состоял из забугорного Предыдущий скоростной проект завода им. Горького  — глиссирующий теплоход А45/А145 — более чем на 50% состоял из забугорного Фото: © Максим Богодвид, РИА «Новости»

КАК СДЕЛАТЬ КРЫЛАТЫЙ ФЛОТ ОКУПАЕМЫМ

Будет ли привлекательным лизинг под 2,5%, зависит от стоимости судна. Мистахов не стал ее называть, сославшись на коммерческую тайну. Но понятно, что она напрямую соотносится с количеством импортных комплектующих. Предыдущий скоростной проект завода им. Горького — глиссирующий теплоход А45/А145 — более чем на 50% состоял из забугорного. Как рассказал «БИЗНЕС Online» Карпов, двигатели на «Метеоре-2020» предполагаются либо корейские, либо французские. Это вызывает скепсис у Хамидуллина: «Нам говорят, что движки надежные, но обслуживание-то у них, сменные запчасти — фильтры, топливная аппаратура, распылители — импортные, в 3–5 раз дороже российского».

Но, как полагает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов, развитие скоростного водного транспорта неизбежно в любом случае, поскольку он должен соответствовать другим скоростным транспортным планам — строительству ВСМ, автобанов. При наличии развитой сети маршрутов они могут взять на себя часть перевозок, которые сегодня выполняются автомобильным транспортом, отметил он в комментарии «БИЗНЕС Online». А это улучшит экологическую ситуацию, сократит количество автомобилей на дорогах. Эксперт уверен, что СПК могут быть окупаемыми. Но для этого необходимо, чтобы маршрутов было много, они пересекались с другими видами транспорта, а комфорт на воде оказался сопоставим с удобствами на железных дорогах и автобусах.

Кстати, интересно, почему проектирование отдали нижегородцам, а не подконтрольному Зеленодольскому проектно-конструкторскому бюро (ЗПКБ), который в свое время «нарисовал» проекты нескольких боевых СПК — и некоторые из них пошли в железо? По информации Леонова, в бюро нет опытных специалистов в области общего проектирования СПК, а спецы по гидродинамике, прочности, конструкции корпуса, которые участвовали в СПК-проектах, уже весьма немолоды, плюс отсутствие практической работы по теме с 1993 года. Шансы на конкуренцию с коллегами появятся, если будет заказ на большое морское СПК. «Нижегородцы гарантированно создадут очередную халтуру, — уверен Леонов. — Самый свежий пример — СПК „Комета-120“. Федеральный конкурс на разработку проекта морского СПК в 2012 году выиграло ЗПКБ, но вмешался административный ресурс и работу получили нижегородцы. Однако в как бы новом проекте не были учтены ошибки советской эпохи и результаты дополнительного проектирования в 1992 году. Результат — кое-как построено всего два судна и полное отсутствие положительных отзывов от профессионалов».

Надо отметить, что запуск относительно массового строительства «Метеоров» важен для завода с точки зрения загрузки. «Сегодня она 60–70 процентов в одну смену, — говорит Леонов. — Уже в ближайшей перспективе нужно как-то замещать уходящие объемы работ по гособоронзаказу. Поэтому так важен оперативный захват своей, а по возможности и чужой ниши на возрождающемся, но сравнительно небольшом рынке пассажирских СПК и вытеснение потенциальных и очень опасных конкурентов — рыбинского завода „Вымпел“, который входит в концерн „Калашников“, и судозавода в поселке Кузнецово, принадлежащего ЦКБ по СПК. Да, для зеленодольцев это очень небольшой объем работ, но все-таки загрузка, плюс имидж главного производителя СПК. Это работа на будущие времена».

А вы соскучились по судам на подводных крыльях?
40%Да, во времена СССР приходилось часто ими пользоваться
4%Нет, всегда были удобнее другие виды транспорта
45%Да, красивые были суда
3%Нет, слишком некомфортабельны
8%А что это такое?
Прием голосов по опросу закрыт
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (100) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
9.06.2020 08:37

В СССР по Волге ходили "метеоры" , "ракеты" и река была чистой, сегодня ничего, а Волга грязная. Что экологи говорят?

  • Анонимно
    9.06.2020 08:03

    Люди за автобус жадничают честные 50 р платить. Откуда деньги такой транспорт финансировать

  • Команданте
    9.06.2020 08:11

    Если скоростные суда настолько неэкономичны, то стоит ли дело затевать?
    Может начинать с чего-то не такого быстрого и роскошного, но востребованного? Вроде замены Омиков

    • Анонимно
      9.06.2020 09:54

      Мало того, что они неэкономичны.
      Никто не говорит вообще о том, что сначала надо Реки и русла прочистить.
      А этого никто не будет делать.
      Вопрос: А зачем пилить тогда деньги на проектирование Ненужных скоростных судов?

      • Анонимно
        9.06.2020 13:21

        Проект классный. Надо развивать. Можно и субсидию для эксплуатации выпросить. Связать малые города на Каме для целей внутреннего туризма. Хоть край родной будут люди ездить- узнавать.

      • Анонимно
        9.06.2020 14:35

        Уже не первое десятилетие нам рассказывают сказку про белого бычка.
        А между тем от ТатФлота ничего не осталось кроме пары ржавых корыт, которые могут потонуть в любой момент.
        Неужели не стыдно такой удащливой и иновасионной республике?
        При СССР речной транспорт, скоростной в том числе, был хорошо развит и люди с удовольствием им пользовались. Он был не дорог, ходил достаточно часто.
        Что изменилось? Кто угробил ТатФлот? Чья алчность и жадность не дает поднять флот Республики и гордиться им?
        Хотя, о чем я, у них не хватает ума сделать общественный транспорт удобным и доступным, а тут целый флот.

    • Анонимно
      9.06.2020 23:04

      В Питере как мне кажется очень даже востребованы перевозки на спк

      • Анонимно
        20.06.2020 08:55

        Да они везде будут востребованы, если грамотно всё организовать.

  • Что говорят экологи насчет эксплуатации таких судов на реках ?

    • Анонимно
      9.06.2020 08:14

      За что заплатят то и скажут.

    • Анонимно
      9.06.2020 08:37

      В СССР по Волге ходили "метеоры" , "ракеты" и река была чистой, сегодня ничего, а Волга грязная. Что экологи говорят?

      • Анонимно
        9.06.2020 11:24

        Причём здесь экологи? Народ напокупал тачек после 90-х и начал мыть их в реках. И до сих пор так делают. Это миллионы тон грязи, бензина, масла. Ну не ехать же на заправку на своём ведре и платить деньги, когда река вот она бесплатная - ведро и помыл, молодец!

        • Идет заиливание Куйбышевского водохранилища - это уже не Волга и не Кама.
          В каждый год +1 см ила - за 63 года соответственно 63 см.
          Мелководья становятся все мельче, глобальное потепление тоже дает свой вклад - все цветет.

    • Анонимно
      9.06.2020 09:39

      Где-то раньше читал, что маломерный флот в целом оказывает положительное влияние на водоемы со слабым течением и застойной водой за счет аэрации воды винтами своих двигателей. Возможно, если не лить за борт гсм, так оно и есть и для судов покрупнее.

      • С другой стороны, суда на подводных крыльях создают сильное волнение, которое разрушает берега.
        Надо оценить все эти факторы - м.б. они уже изучены

        • Анонимно
          9.06.2020 15:49

          Водоизмещающие суда сравнимого тоннажа создают волну заметно больше, суда на подводных крыльях в рабочем режиме не касаются поверхности воды, это основная идея уменьшить площадь соприкосновения с водой. Летит на подводных крыльях и это не метафора.

    • Анонимно
      12.06.2020 17:43

      У СПК волна меньше чем других быстроходных судов

  • Анонимно
    9.06.2020 09:12

    А для кого весь этот транспорт? Для садовода с баулами? так проще на машине. Другое дело туристов подтянуть. Те и платить готовы. Но лето короткое..

    • Анонимно
      9.06.2020 12:14

      А что садоводы с баулами не люди что-ли? Малообеспеченая часть населения на машине не может себе позволить поездки на дачу из Казани в Студенец, например. Если в семье нет машины, то на такси 1200 руб за раз. А на теплоходе 83 руб.

      • Анонимно
        9.06.2020 17:31

        Малообеспеченая , но многочисленная часть электората. Граждан Росссии между прочим .Садоводы с баулами хотят видеть помощь и контроль государства за Татфлотом.

    • Анонимно
      20.06.2020 08:49

      Для людей. Вот будет Казань - Самара, и на машине не нужно будет ехать.

  • Man_16rus
    9.06.2020 09:19

    Надо развивать речной флот и внутренний туризм!
    Успехов!

  • Анонимно
    9.06.2020 09:20

    Всего один раз в детстве покатался на метеоре, ездили в Тетюши погулять всей семьей, по тем временам как на космическом корабле покатался!))

  • Анонимно
    9.06.2020 09:26

    "На порядок превосходит конкурентов по характеристикам" это в 10 (десять) раз! О чем идет речь?

    • Анонимно
      9.06.2020 15:56

      Речь о том, что большая часть людей не понимает, когда употребляют оборот "на порядок больше/меньше". Жертвы ЕГЭ.

    • Анонимно
      10.06.2020 18:02

      в 10 раз скорость больше, в 10 раз топливо потребляет больше. Может это?

  • Анонимно
    9.06.2020 09:40

    С тем уровнем сервиса который сейчас любой проект будет провальным.В позапрошлом году хотел внуков прокатить по Волге но предварительно решил сделать ближнюю поездку.Приехали в порт.Скоростные все загорают на причале даже не обмакнув в воду крылья.Народу в порту полно а сервиса ни какого.Один туалет на весь порт.Кафешки стоят у остановки трамвая в пыли.НЕужели нельзя их перенести ближе к воде и столики открытые организовать.Поехали на Миронове.Старое вонючее корыто с грохотом и шумом на котором даже буфета толкового нет.А как в таком шуме и грохоте две неделе по Волге плыть.А в прошлом году ещё смешнее.Три раза охотился на Метеор.Ни какой информации даже в порту получить невозможно а по телефону и подавно.Первые раз сказали что рано ещё Метеоры не плавают а уже половина июня.В июле продали билеты,сели в Метеор а он потрещал мотором повонял соляркой и заглох.А на третий раз даже и туалет оказался запертым.Ну и кто ещё хочет отдохнуть на воде.Вот и вся экономика.

  • Анонимно
    9.06.2020 10:09

    Все мое детство ездил с родителями по маршруту Ульяновск-Казань и обратно. Было здорово!!! Несколько лет назад всей семьей в три поколения в Питере до Петергофа ездили - прямо детские воспоминания оживились.

    • Анонимно
      9.06.2020 11:50

      Вот так вся стана в детстве и живёт.
      Реальностью никто не хочет заморачиваться.

  • Анонимно
    9.06.2020 12:05

    Нужно смотреть, где в мире есть речные перевозки на СПК. Кажется, нигде нет. Стоит ли соваться?
    Морские да, много где востребованы. Индонезия, Филлипины.. Но там китайские и корейские производители.

    • Анонимно
      10.06.2020 16:37

      Конечно, зачем напрягаться, когда китайцы есть? Кто-то поднимает наше производство, а кто-то бубнит((

    • Анонимно
      20.06.2020 08:51

      В СССР всё было и прекрасно работало. Вот с кого надо брать пример.

  • Анонимно
    9.06.2020 12:14

    Всё детство с родителями плавали не Метеорах, Восходах и Ракетах в Камское-Устье. Помню как бабушки на продажу в Казань на колхозный рынок возили вишню, смородину, яблоки и т.д. С утра в Казань в обед или вечером обратно, в зависимости как всё распродадут. Приятные воспоминания)) Но сейчас на машине удобнее)

    • Анонимно
      9.06.2020 18:59

      Бабушки все умерли... никто ничего на продажу не возит уже давно!
      На рынке солнечный Азербайджан вместе с Узбекистаном.

  • Анонимно
    9.06.2020 12:15

    Какой красавец этот «метеор — 2020»!!!!

    • Анонимно
      9.06.2020 14:40

      Нарисовать, что угодно можно. Сделать, проблема.

    • Анонимно
      9.06.2020 14:43

      Поддерживаю и очень надеюсь что у нас в родном Татарстане появятся такие суда.

  • Анонимно
    9.06.2020 13:18

    В 70-е в Казанском речном порту было очень оживлённо.
    Работали 13 или 15 причалов с билетными кассами, на разные направления. Везде были очереди, народу много ездило/плавало на ракетах и метеорах.
    Из наших направлений - база отдыха от организации в Зелёном Бору, дом отдыха в Берсуте, санаторий в Пустых Морквашах.
    А ещё в 1978 году просто пришли в порт и купили путёвку на двухпалубный пароход "Истра".
    25 дней вверх и вниз по Волге, со всеми шлюзами, зелеными стоянками, экскурсиями в разных городах, общение в молодёжной компании - это было незабываемо! Несмотря на спальные места в 3 классе)))
    А мимо проплывали и трёхпалубные красавцы, попадались изредка и колёсные, ещё встречались. Но больше всего было ракет и метеоров.

  • Анонимно
    9.06.2020 13:28

    Надо отобрать у Татфлота все СРЗ и подчинить напрямую камбину. Уже набила оскомину ситуация с невыплатой зп работникам и разрушение производственных мощностей.

  • Анонимно
    9.06.2020 14:15

    Много можно рассуждать ! Флот на реке стареет и уже на сегодня не пригоден к эксплуатации , дальше если не будет поддерживать его и не развивать своё судостроение то вместо него придут старой постройки иностранные суда ! А своё судостроение развалим и потом будем обсуждать .

  • Анонимно
    9.06.2020 14:22

    Ходил на Ракете в Карелии. Круто. Никакого такого воздушного шума и неудобства, как говорит эксперт в статье. Очень плавный ход. А на палубу выйдешь - дух захватывает. Здорово, если опять начнут строить

  • Анонимно
    9.06.2020 14:25

    Я думаю, лучше круизный флот обновлять, он весь износился и морально устарел. Между тем, спрос на внутренний туризм растет, особенно, после "коронакризиса". Вон, Татарстан приличные деньги направляет на поддержку туристического сектора, правильно делает, ибо эта отрасль приносит реальные доходы. Круизы ведь тоже разные бывают, можно вверх-вниз по Волге (Каме, Вятке, Белой) путешествовать, а можно на комфортабельных судах посещать туристические объекты Татарстана (Болгар, Чистополь, Елабуга, Тетюши и др) с ночевкой на удобных стоянках. Видел, как по Москве-реке ходят новейшие шведские суда, переполненные туристами. Там есть рестораны с хорошей кухней и другие развлечения. Можно, наверное, такие суда взять за образец и начать их строить в Зеленодольске. Уверен, спрос на это будет.

    • Анонимно
      9.06.2020 17:43

      Не дождемся, у нас дальше проекта дела не идут, лучше купить шведские суда.

      • Анонимно
        9.06.2020 19:57

        А куда судоходным компаниям деваться, свои не предлагают, вот и покупают шведские суда. Выходит, спрос есть на круизные и туристические суда.

  • Анонимно
    9.06.2020 14:26

    Развивать СПК надо обязательно. Критики и пессимисты не смогут затормозить хорошее дело.

  • Анонимно
    9.06.2020 14:41

    Молодцы зеленодольцы! Не сидят на месте, постоянно в движении! Успехов в реализации!

  • Анонимно
    9.06.2020 14:43

    Без поддержки государства никакого развития темы все равно не будет.

  • Анонимно
    9.06.2020 14:43

    ключевые слова в статье - это имидж главного производителя СПК. Это работа на будущие времена!

  • Анонимно
    9.06.2020 14:51

    Проект изначально провальный! Потому что вложено 40 миллионов (не долларов).

    • Анонимно
      9.06.2020 17:47

      Вложено на проектирование 40 млн. руб. Освоят и свернут как и ВСМ.

      • Анонимно
        9.06.2020 18:09

        Так вкладывают собственные средства, а не государственные, значит просчитали экономическую целесообразность и верят в успех проекта!

  • Анонимно
    9.06.2020 14:55

    Очень хочется верить, что в ближайшее время внутринний туризм разовьётся и станет доступный каждому, хотел бы прокатиться на таком!

  • Анонимно
    9.06.2020 15:10

    В любом случае реализация такого масштабного нового проекта - это развитие, новые технологии, движение вперед! Конструкторская мысль не должна стоять на месте, она должна лететь вперед, в будущее, находить свое применение здесь и сейчас!

  • Анонимно
    9.06.2020 15:11

    Больше патриотизма и оптимизма, нам нужен сильный гражданский флот. Без этого никуда!

    • Анонимно
      9.06.2020 17:52

      Открыть отделы агитации и пропаганды. Без этого никак.

  • Анонимно
    9.06.2020 15:13

    С военных заказов возможен перенос прогрессивных наработок на гражданку! Зеленодольские судостроители знают в этом толк! Мир развивается и мы не должны отставать!

  • Анонимно
    9.06.2020 15:15

    Бесценный опыт, полученный при строительстве новых судов, позволяет добиваться успеха в других сферах, развивать промышленность в целом!

  • Анонимно
    9.06.2020 15:19

    Развитый внутренний туризм да с современными комфортными судами - это мечта! Замечательно, что есть в республике такие перспективы и наработки. Пусть все получится!

    • Анонимно
      9.06.2020 17:57

      Слово и дело! Поживем, увидим. Или построим для Китая, а себе ни одной как и было в 2000 гг.

  • Анонимно
    9.06.2020 15:20

    СССР, увы, не вернуть. Это тогда надо социализм возвращать.

    • Анонимно
      9.06.2020 22:22

      Они ссср хотять конечно но социализма нет))))))

      • Анонимно
        11.06.2020 09:18

        Без этого инфрастуктурные проекты для общества не поднять. Объективно.

  • Анонимно
    9.06.2020 15:22

    Отрадно, что на фоне всеобщего кризиса и трудностей, есть позитивные новости. Обновление флота, загрузка производства, стабильная работа судостроителей. Желаю успехов в реализации всех грандиозных замыслов!!!

  • Анонимно
    9.06.2020 15:35

    Гражданский флот обновлять просто необходимо, да и внутренний туризм это сейчас очень даже актуальная тема, тем более в современных реалиях. Строить новые суда нужно, много и разных!

    • Анонимно
      9.06.2020 16:27

      Коронавирус пройдет, а перспективные наработки позволят нам двигаться дальше и развиваться. Я верю в команду Мистахова, он человек дела, и если взялся за развитие данного направления, значит обязательно все получится!

    • Анонимно
      9.06.2020 16:41

      Суда на подводных крыльях – красивы, современны и нужны, но без поддержки со стороны государства конечно тяжело их продвигать в нынешнее время

  • Анонимно
    9.06.2020 15:49

    Метеор созданный в СССР был красивый, а этот что-то не то.
    Может есть смысл возобновить старые Метеоры на более экономичном новом двигателе?

    • Анонимно
      9.06.2020 16:46

      На вкус и цвет товарищей нет! Лично мне больше по дизайну понравился "Метеор 2020" да и старые метеоры уже не отвечают современным требованиям.

      • Анонимно
        9.06.2020 17:28

        Поэтому и предлагают новый двигатель, а старый кузов интереснее смотрится, более брутально и надежно.

    • Анонимно
      9.06.2020 18:01

      Камазовский движок не подойдет? Можно несколько поставить.

  • Анонимно
    9.06.2020 16:04

    В Питере визуально много видел на подводных крыльях - Метеоры, Ракеты, Кометы... У нас туризм развивается - Болгар, Свияжск, др. районы... Может быть интересно и в других регионах - рек много в стране, парк наверняка не обновлялся...

  • Анонимно
    9.06.2020 16:20

    Положительная новость, но без поддержки государства как обычно, проект не заработает . Таковы реалии, бизнес вкладывать не будет.

    • Анонимно
      9.06.2020 16:56

      Сколько времени прошло с трагедии "Булгарии", а наш пассажирский речной флот так и не обновляется. Это хорошо что хоть "Ак Барс" занимается этой нужной темой.

  • Анонимно
    9.06.2020 16:37

    Зеленодольские корабелы – молодцы, всегда берутся за что-то новое, не боятся трудностей. В гражданском судостроении у них вообще много наработок. Главное, чтобы с заказчиками было понимание и по требованиям и по ценам, а пассажиры и туристы конечно будут «ЗА»!

    • Анонимно
      9.06.2020 18:05

      В речной порт сходите, нет там ни одного судна этих карабелов. Разве что старье советских времен.

  • Анонимно
    9.06.2020 16:48

    В России столько рек! Конечно нужно обновлять и развивать пассажирский флот. Отдых на реке – это особая культура, ее нужно развивать!

    • Анонимно
      9.06.2020 17:58

      Это точно, на все нужно время! Мы к этому придем, но сейчас необходимы наработки и новые проекты сейчас очень кстати

  • Анонимно
    9.06.2020 16:49

    Давно уже нужно обновить флот современными судами. Это позволит увеличить поток туристов и повысит престиж Республики.

    • Анонимно
      9.06.2020 18:00

      Такие суда востребованы не только в Татарстане, они нужны по всей стране!

  • Анонимно
    9.06.2020 17:09

    От нас ходил в Пермь, Тольятти и Новочебоксарск да в Наб. Челны. Было выгодно и быстрее, Надо постепенно запускать, даже если окупается за 7 лет.

  • Анонимно
    9.06.2020 17:16

    Кто бы и что бы не говорил, а я считаю таким заводам и руководителям, как говорится "РЕПЕКТ" и "УВАЖУХА". Не смотря на все припоны которые им ставят и их ожидают, они готовы сделать во благо и во имя всех + внести новье. Смотрите за рубеж каждый день что-то новое с учётом всех трендов и ноу-хау, а мы (Россия) хуже что ли? Пример который видет человек далёкий от техники: посмотрите на Автоваз - пусть пока есть недочёты (мелкие), а в общем новый кузов, новые системы и агрегаты, т.е. пошли ва-банк всему и вся. Резюмирую (от себя) МОЛОДЦЫ, УДАЧИ ВАМ ВО ВСЕХ НАЧИНАНИЯХ!!!

  • Анонимно
    9.06.2020 17:33

    Поздравляю Нижегооодцев с праздником дня судостроителя.
    Сегодня спущена на воду третья Комета 120М
    Проходит испытание восьмой Валдай 45Р
    О прекрасных результатах эксплуатации СПК Комета 120М и Валдай 45Р спроектированный в ЦКБ по СПК можно прочитать на сайтах Суда на подводных крыльях и Комета Севастополь Ялта
    Вы пишете про шум и вибрацию на Метеора при этом на Метеора 2020 кормовая часть пассажирского салона расположена над МО

  • Анонимно
    9.06.2020 18:08

    Пароход назад не ходит)))

  • Анонимно
    9.06.2020 18:29

    Давно, давно пора обновлять гражданский флот! По Волге ходят очень старые суда. Ждём не дождёмся, когда появятся новые, комфортные и безопасные!

  • Анонимно
    9.06.2020 18:52

    Назад в СССР, но вперед в будущее!

  • Анонимно
    9.06.2020 20:49

    На газ переоборудовать тогда начнется экономика.
    Почему речь только о судах на подводных крыльях, а замена Омикам Мошкам, Москвам?

  • Рашид
    10.06.2020 00:07

    Очень хорошие были суда. Мы на танцы в Казань на них ходили в другой жизни. Быстро, красиво, чисто. Молодость...

  • Анонимно
    10.06.2020 16:41

    Помню, ещё ребёнком, мы ездили с родителями на дачу в Нижний Услон на Омике. Поездка длилась долго, около 1,5 часов. И как же мы с сестренкой радовались, когда родители покупали билет на «Ракету» или «Метеор». Быстро и с ветерком - 20 минут и мы на пристани «Садовая». Не до всех станций ходили быстроходные суда.

    Я сейчас с радостью бы проехалась на таком, ведь ехать одному до дачи на автомобиле выйдет дороже.

    Было бы радостно видеть суда, построенные в нашей Республике, на Сибирских реках и реках нашей страны.
    Такие хорошие планы обязательно должны сбываться!

    • Анонимно
      10.06.2020 20:01

      \\Не до всех станций ходили быстроходные суда\\ - До пристаней.

  • Анонимно
    10.06.2020 18:52

    Экономика эксплуатации на сегодня нам говорит что надо подбирать эффективные проекты !

  • Анонимно
    10.06.2020 18:53

    Не надо ждать ! Надо действовать и находить эффективные решения !

  • Анонимно
    11.06.2020 16:51

    Скоростной флот заперт дамбами. Новочебоксарской , Волжской и Нижнекамской

    • Анонимно
      14.06.2020 07:29

      Дамбы были построены ещё при СССР и тогда эффективно использовался скоростной флот !

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль