Машиностроение 
10.06.2020

От винта: Иван Егоров продал казанскую штаб-квартиру «Камгэса» под беспилотный мегапроект

Обменяет ли Александр Гомзин выход из СИЗО на сдачу уральцам контроля над ОКБ им. Симонова?

Планы по производству тяжелых беспилотников в Казани, видимо, приобрели такой масштаб, что ведущему тему местному филиалу Уральского завода гражданской авиации стало тесно на площадке возле КВЗ. Подходящую территорию — поближе к аэродрому «Борисоглебское» — присмотрели во владениях холдинга «Ак Барс». Но, как утверждают источники «БИЗНЕС Online», аппетиты уральцев таковы, что на очереди — и поглощение ОКБ им. Симонова.

Казанский филиал УЗГА создали летом 2019 года, чтобы передать ему тему первого в России тяжелого беспилотника, которую с 2011-го вело ОКБ им. Симонова Казанский филиал УЗГА создали летом 2019 года, чтобы передать ему тему первого в России тяжелого беспилотника, которую с 2011-го вело ОКБ им. Симонова Фото: president.tatarstan.ru

УРАЛЬСКИЕ ГОСТИ ЧУВСТВУЮТ СЕБЯ В КАЗАНИ ВСЕ УВЕРЕННЕЕ

Скандально появившийся в татарстанском ОПК-сообществе новичок — обособленное подразделение АО «Уральский завод гражданской авиации» (УЗГА) в Казани — становится все более серьезным игроком. Компания расширяется и к концу года переедет на купленную в марте собственную площадку, сообщил источник «БИЗНЕС Online» в авиапроме.

Напомним, казанский филиал УЗГА создали летом 2019 года, чтобы передать ему тему первого в России тяжелого беспилотника, которую с 2011-го вело ОКБ им. Симонова. Причиной смены головного исполнителя назвали то, что бюро не справилось с задачей, генерального же директора — главного конструктора ОКБ Александра Гомзина при этом подозревают в мошенничестве, злоупотреблении полномочиями и нецелевом расходовании бюджетных средств. Сам он заявляет, что его компания стала жертвой рейдеров-конкурентов, желающих перераспределить финансовые потоки гособоронзаказа.

По всей видимости, имеется в виду банкир и собственник ряда ОПК-предприятий Виктор Григорьев. Его НК Банку принадлежит 48,65% акций УЗГА. Уверяют, что он близок к министру промышленности и торговли РФ Денису Мантурову

Созданное в Казани подразделение УЗГА разместили рядом с КВЗ, на территории бывшего филиала №1 Московского вертолетного завода — ее взяли в долгосрочную аренду у КНПП «Вертолеты Ми», которое буквально перед этим вошло в состав «Тулпар Аэро Групп» Азата Хакима. Вскоре побывавший на производстве замминистра обороны Алексей Криворучко заверил, что имеющееся отставание по проекту будет быстро ликвидировано и мы увидим беспилотник в новом, более совершенном обличье.

Новости с утечками пошли рекой. Испытывается аппарат со спутниковым каналом связи; в Западном военном округе создадут первый отряд дальних беспилотных разведчиков — «Альтиусов»; у ВМФ появится специальная версия «Альтиуса». В августе 2019 года минобороны России выложило видео первого полета «Альтиуса-У». В январе Криворучко сообщил о том, что ведомство заключило контракт на ОКР «Альтиус-РУ» — по созданию разведывательно-ударного комплекса, оснащенного средствами спутниковой связи, с элементами искусственного интеллекта, способного взаимодействовать с пилотируемыми летательными аппаратами.

Александр Гомзин заявляет, что его компания стала жертвой рейдеров-конкурентов, желающих перераспределить финансовые потоки гособоронзаказа Александр Гомзин заявляет, что его компания стала жертвой рейдеров-конкурентов, желающих перераспределить финансовые потоки гособоронзаказа Фото: «БИЗНЕС Online»

СКОЛЬКО МОЖНО ТАСКАТЬ «АЛЬТАИР» ПО ГОРОДУ?

Без сомнения, параллельно шел поиск нового места размещения компании. «Во-первых, нынешняя база ей не подходит, поскольку там все изрядно запущено и надо серьезно вкладываться в ремонт, а смысла ремонтировать чужую собственность нет, — говорит наш источник. — Во-вторых, для испытательных полетов пришлось несколько раз перевозить секретные аппараты через полгорода на аэродром авиазавода. Это не дело — окончательная сборка должна быть рядом с аэродромом». Напомним, что в казанских пабликах появлялось фото «Альтаира», сделанное, судя по всему, во время одной из таких перебросок. Ранее один из источников «БИЗНЕС Online» сообщал, что уральцы рассматривали возможность размещения непосредственно на Казанском авиазаводе им. Горбунова, но очевидно, что такой вариант тоже мог быть только промежуточным.

Сегодня решение проблемы найдено: филиал УЗГА купил площадку «в пешей доступности» от заводского аэродрома «Борисоглебское». «Холдинг „Ак Барс“ продал уральцам бывшую базу „Камгэсэнергостроя“», — сообщил источник, уточнив, что сделку оформили в марте, а переезд состоится к концу года.

Информации о площадке в открытом доступе нет, но, по нашим данным, это 6,5 га земли и более десятка зданий, большая часть которых подлежит сносу — из-за ветхости. Зато в прекрасном состоянии два офисных блока (четыре этажа с помещениями на 2,5 тыс. кв. м) и столько же «квадратов» производственных территорий, в частности большой цех с двумя кран-балками. «Ради куска земли не было смысла покупать, а с этими строениями — да», — говорит источник. Он уточнил, что земля со строениями находилась в залоге у банка «Открытие», оценочная стоимость — примерно 250 млн рублей. «Нужно было с ним договариваться, но это как раз очень удобно: деньги от УЗГА напрямую поступают в банк, и у „Камгэса“ решается проблема задолженности по кредиту», — отметил собеседник.

«БИЗНЕС Online» направил соответствующие запросы ПАО «Камгэсэнергострой» и в УЗГА, но на момент выхода статьи ответа не получил.

C недавнего времени УЗГА лицензионно собирает австрийские легкие самолеты Diamond DA40 NG, американские вертолеты Bell-407GXP и чешские самолеты для местных воздушных линий L-410UVP-E20 C недавнего времени УЗГА лицензионно собирает австрийские легкие самолеты Diamond DA40 NG, американские вертолеты Bell-407GXP и чешские самолеты для местных воздушных линий L-410UVP-E20 Фото: © Павел Лисицын, РИА «Новости»

«НЕВЕРОЯТНО ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ»

Ведущий российский эксперт в области беспилотных систем Денис Федутинов видит переезд на новую площадку логичным «Это естественный процесс, связанный с развитием казанского подразделения компании „УЗГА“, — отметил он в беседе с „БИЗНЕС Online“. — Но не думаю, что переезд непосредственно связан с новым этапом работы: „Альтиус“ — это масштабный проект, требующий достаточно большого коллектива, а также существенной материально-технической базы не только для размещения инженерно-конструкторского и управляющего персонала, но и для испытательной базы, опытного производства».

«Организация будет расти, у нее большое будущее, поскольку создание тяжелых беспилотников — невероятно перспективное направление, — выразил уверенность в беседе с „БИЗНЕС Online“ президент ассоциации предприятий и промышленников РТ Александр Лаврентьев. — А то место, где они сидели, для них маловато».

Главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский и вовсе полагает, что в Казань могут перенести едва ли не все беспилотное производство УЗГА. «У них на „Форпост“ и „Заставу“ заказов все больше, — рассказал он „БИЗНЕС Online“. — Поэтому и их производство вполне могут перенести в Казань».

Напомним, что УЗГА всегда специализировался на ремонте авиадвигателей и вертолетных редукторов, но с недавнего времени также лицензионно собирает австрийские легкие самолеты Diamond DA40 NG, американские вертолеты Bell-407GXP и чешские самолеты для местных воздушных линий L-410UVP-E20. В планах — развернуть производство долгожданных российских двигателей ВК-800С. Но в нашем случае главное то, что в 2012 году УЗГА начал лицензионную сборку израильских беспилотных комплексов BirdEye 400 (под названием «Застава») и Searcher Mk II («Форпост») — самого крупного в Вооруженных силах РФ беспилотника. Компания заявила, что создаст полностью российский вариант «Форпоста» — только из отечественных комплектующих и с оригинальными техническими решениями. Сообщалось, что завершаются испытания ударной версии аппарата («Форпост-М») — он станет первым российским ударным БПЛА. Для этого комплекс получит радар, оптические системы и управляемые авиабомбы.

По словам нашего источника, ОКБ им. Симонова уходит под УЗГА. Речь, вероятно, идет о выкупе уральцами всех акций бюро По словам нашего источника, ОКБ им. Симонова уходит под УЗГА. Речь, вероятно, идет о выкупе уральцами всех акций бюро Фото: president.tatarstan.ru

Судьба ОКБ им. Симонова: «хотят обанкротить, чтобы второй учредитель выкупил долги и стал полным владельцем»

Словом, амбиции серьезные, и при этом, как отмечают эксперты, до сих пор ничто не указывало на то, что у УЗГА есть эффективно действующее конструкторское бюро в области беспилотных систем. Данная проблема своеобразно решена после конфликта с ОКБ им. Симонова — профильные казанские конструкторы были вынуждены едва ли не в полном составе перейти на работу в филиал УЗГА.

И в связи с этим любопытно еще одно откровение нашего источника. По его словам, ОКБ им. Симонова уходит под УЗГА. Речь, вероятно, идет о выкупе уральцами всех акций бюро. В таком случае, по мнению нашего собеседника, на бывшей площадке «Камгэса» «они посадят всех своих директоров», а на симоновской территории будет производство. Притом источник уверен: УЗГА имеет смысл подумать о покупке еще двух пустующих площадок рядом с камгэсовской — это примерно 2,5 гектара.

Напомним, по некоторым данным, связке УЗГА — Григорьев уже сегодня принадлежит около 40% акций ОКБ. Ранее уральцы предлагали купить все КБ «по рыночной цене», но натолкнулись на решительный отказ Гомзина, который в итоге оказался в СИЗО. Само же бюро, по имеющимся данным, находится на грани выживания. «Заказов нет, зарплату платить нечем, — обрисовал ситуацию источник. — Вариантов, кроме как банкротиться, закрыться, а людей выставить на улицу, нет. Поэтому вариант с продажей акций неизбежен».

«ОКБ попытались сломать, а его передовую техническую базу захватить при помощи разных исков, перестали давать госконтракты, кредиты, — говорит другой наш собеседник. — Однако бюро выжило, Гомзина посадили — не сдается. Но беспилотник все-таки захватили и теперь успешно развивают проект, который сделал Гомзин, и называют его своим проектом. Под это очень большие деньги им выделяют — и минпромторг, и минобороны. Идет четкое перенаправление финансовых потоков. Теперь хотят попросту обанкротить предприятие, чтобы второй учредитель элементарно выкупил долги и стал полным владельцем… Гомзин сдаваться не хочет. Известно, к чему его призывают. Пойдет ли он на это? Не всякий выдержит такое давление».

Источник полагает, что если договоренность о продаже ОКБ уральцам будет выполнена, то Гомзина отпустят и дело в отношении него прекратят.

В ОКБ и УЗГА на соответствующий запрос «БИЗНЕС Online» не ответили.

«Гомзин отказывается отдавать Виктору Григорьеву (на фото) завод без боя. Интересно, зачем это Григорьеву — богатейшему человеку, банкиру. Зачем ему этот странный актив?» «Гомзин отказывается отдавать Виктору Григорьеву (на фото) завод без боя. Интересно, зачем это Григорьеву — богатейшему человеку, банкиру. Зачем ему такой странный актив?» Фото: © Сергей Субботин, РИА «Новости»

«эта корова молока не принесет — на вооружение беспилотник не будет принят никогда»

Между тем есть альтернативные точки зрения на эту коллизию. Так, один из наших источников полагает, что раз у ОКБ отобрали большой беспилотник, то и бороться больше не за что — у компании нет других конкурентных продуктов, да и сам проект «Альтиус» под большим вопросом.

«А что сделало ОКБ Симонова? Ничего, — уверяет он. — То, что аппарат пару раз взлетел, — это достижение? На нем никакого оборудования нет. И до какого ума его собирается довести УЗГА? А главное — для чего? Вы можете представить, чтобы такой аппарат послали на более-менее технически подготовленную страну? И „Дань“ (комплекс воздушной мишени „Дань“, спроектированный и выпускающийся ОКБ,  прим. авт.) никому не нужна в таком виде. Это мишень, которая 10–20 раз должна взлететь и сесть и которую сбивают в конце концов, а она стоит больше крылатой ракеты. „Дань“ — конец 70-х годов. Представляете, насколько это все отстало! К тому же двигатели чешского производства, а на любых наших летательных аппаратах они должны быть российскими». Собеседник полагает, что лучшие времена фирмы остались в далеком прошлом, когда она делала беспилотные комплексы «Строй А», «Строй П», «Крыло»… «Будущее фирмы — проект „Альтиус“ — забрали, причем из соображений чисто административного ресурса — кого-то переубедили, — говорит источник. — Но эта корова молока не принесет — на вооружение беспилотник не будет принят никогда, тем более с немецкими двигателями (на „Альтаире“, как называется сам беспилотник, установлены двигатели RED A03/V12 — прим. авт.)».

Недоумевает и еще один наш собеседник: «Гомзин отказывается отдавать Григорьеву завод без боя. Интересно, зачем это Григорьеву — богатейшему человеку, банкиру. Зачем ему такой странный актив? Зачем, если у тебя 100 источников дохода и все шито-крыто, а это ужас какая токсичная тема? Почему бы не отпустить этого несчастного Гомзина? Тема-то смешная. Аппарат неудачный. Сам Гомзин достоин уважения, и да, эта штука будет летать, но воевать — нет. Мое глубокое убеждение: в данном проекте все неудачно. И совершенно непонятно, почему все схватились в битве за него».

А вы бы связали свою судьбу с оборонной промышленностью?
17%Да, в России это единственная стабильно работающая отрасль
23%Нет, мало платят
10%Да, работать на оборону почетно
50%Нет, истории, наподобие описанной в статье, энтузиазма не вселяют
Прием голосов по опросу закрыт
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (32) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
10.06.2020 08:51

Бизнес по-российски, закрытт в СИЗО, чтобы получить его бизнес, а потом удивляемся: почему все чиновники и бизнесмены всё вывозят на Запад и не вкладывают в России.

  • Анонимно
    10.06.2020 08:13

    «Уральский завод Гражданской авиации».
    Это никак не связано интересно?
    «Заменой российского среднемагистрального самолета SuperJet-100 мог бы стать запущенный в серийное производство Ту-334. Такую точку зрения высказала глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов.»
    ТУ-334 конечно выпускается на другом предприятии - Казанском КАПО, но думаю возможная связь есть.

    • Анонимно
      10.06.2020 10:10

      Согласен. Все эти Суперджеты и МС -21 большой распил, для понимания вопроса Боинг 737 производится с 60-х годов 20 века, все изменения это двигателя и авионика, а планеру около 60 лет так же Аэробус 320 в 80-х годах 20 века и то-же меняют только двигатель и авионику, по тому-же пути пошёл и Туполев создав в 80-х годах линейку ТУ -204-100, 204-200(214), 204-300 и ТУ -334 и самое интересное у Туполева самолёт за счёт супер отличного планера может приземлиться с отключеными двигателями плюс по условиям у него тройное резервного управления и двойное шоссе для возможности приземлиться на плохие аэродромы, если от этих трех требований отказаться и сделать как боинг и Аэробус то у него экономичность будет выше чем у 737 и 320.

      • Анонимно
        10.06.2020 17:18

        Ну то что распил денег, согласен.
        А вот хоть и Боинг 737 производится с 60 годов,от планера только внешние обводы остались.Силовая структура изменилась.
        И вообще любой пассажирский самолёт может приземляться с отказавшими двигателями.Есть такое понятие в аэродинамике как аэродинамическое качество.

        • Анонимно
          10.06.2020 20:01

          Т е вы хотите сказать что диаметр фюзеляжа изменился и только визуально можно остался таким же.

          • Анонимно
            10.06.2020 21:25

            20.01.Боинг 737 60 годов и Боинг 737 NG имеют общего только внешние обводы.

            • Анонимно
              11.06.2020 15:34

              Для планера. очертания внешних ОБВОДОВ как ты выразился имеют важное значение если не самое важное.
              НЕ ЛЮБОЙ самолет может садится без включенных двигателей,в ыпросто неграомтный человек, к примеру АН 24 сразу падал если двигатели не работают или ту 124 сразу падал если движки вставали, или аэрбас 380 нулевое качество аэродинамическое

              вы профан в самолетах

              • Анонимно
                11.06.2020 22:11

                15.34 я в отличии от тебя инженер по эксплуатации.А вот тебе сочувствую ,что кроме пассажирского кресла в самолёте, ты ничего не видел.
                Особенно позабавило,что у А380 нулевое аэродинамическое качество.Недавно кстати студентам контрольные решал,как раз одна задачка была там про аэродинамическое качество.

                • Анонимно
                  11.06.2020 22:57

                  ВЫ не инженер. Иначе б ы знали что говорить про ародиномическое качество при тех крыльях и при той механизации крыла говорить смысла нет ибо скорость планирования будет всегда выше посадочной.
                  садиться можно на воду и то риск громадный разрушения планера.

                  Планер самолета и его обводы это его единственное достоинство и консруктивная особенность.
                  вы повторяю профан

              • Анонимно
                11.06.2020 22:13

                10.10 и 15.34 жаль что дальше википедии вы не осилили...

      • Анонимно
        11.06.2020 22:59

        ту 204/214 это копия боинга 757.
        все самолеты туполева гражданские плохие

        • Анонимно
          11.06.2020 23:18

          ту 104 не любил садится просто переставал снижаться даже при отданном вперед штурвале.ту 124 имел болезнь выходил в полете тормозной щиток..и падал самолет один борт казанский упал в 79 году кажется

          Ту 154 копия боинга 757, плохая копия падал от штопора в котрый мог сорваться в любой момент и не мог выйти из него.
          Ту 204/214 плохо работает реверс, При посадке иногда самолет не тормозится а ускоряется(!) и вылетает за пределы ВПП были жертвы.Хорошие самолеты?!НЕТ!

  • Анонимно
    10.06.2020 08:45

    А если бы оставили бы проект в окб, они могли его доделать? А сейчас узга летает на самолётах, что спроектировали и сделало окб с нуля.

  • Анонимно
    10.06.2020 08:51

    Бизнес по-российски, закрытт в СИЗО, чтобы получить его бизнес, а потом удивляемся: почему все чиновники и бизнесмены всё вывозят на Запад и не вкладывают в России.

    • Анонимно
      10.06.2020 09:37

      МВЕНу приготовиться!

    • Анонимно
      10.06.2020 13:43

      Бизнес по-российски: спереть деньги из бюджета, залететь в тюрьму, а потом негодовать, что бизнес помер. Честно работать воспитание не позволило?

      • Анонимно
        10.06.2020 15:55

        Не в тюрьме, а в СИЗО. Если бы действительно спер и были бы доказательства - уже сидел бы. А так год маринуют - потому что нет у них ничего! Ждут когда сломается! Но не дождутся!

        • Анонимно
          11.06.2020 22:33

          Тюрьма это СИЗО. А после приговора уже влзможно на зону. Вы далеки от темы

  • Анонимно
    10.06.2020 08:55

    У нас теперь законы не действуют разве? А как же новые нормы упк, запрещающие содержать по 159.4 в СИЗО? Гомзин- конструктор, специалист.

    • Анонимно
      13.06.2020 09:58

      Как раз и проблема в том что А.Гомзин не конструктор , а администратор. Да, у него диплом инженера механика (КАИ), но в авиации он профан. А поэтому специалистов сепарировать и расставлять по местам не умеет. Такое впечатление что он "занимался делами" и верил в ЧУДО. Теперь в чудо верят в УЗГА. А главное в статье : "БПЛА, самолёты" просто -"тема".

  • Анонимно
    10.06.2020 09:01

    БО правильно пишет, чешские самолёты, израильские беспилотники, симоновские беспилотники. Ничего своего

    • Анонимно
      10.06.2020 11:46

      На минуточку, симоновские - ОКБ им. М.П.Симонова. Вы с Сименсом не перепутали часом?

      • Анонимно
        10.06.2020 13:20

        он ничего не напутал симоновское окб раньше называлось кб спортивной авиации делало мишени для учебных стрельб там был в 90е и 0е страшный бардак в 10е окб выиграл тендер на тяжелый ударный беспилотник поэтому и сказано симоновские беспилотники

  • Анонимно
    10.06.2020 09:46

    Вот он печальный закат Камгэса . переданная в эффективные руки Как барс холдинга, самая крупная строй организация в советском союзе в 70 е годы и вроде недавно отметившая 55 летие , навсегда уходит в историю. Ельцов, Батечук, последний Евдокимов. Столпы стройиндустрии. Остальные потом только в Казани добивали организацию. Печально, однако. А сам АБХ как всегда рисует красивые цифры для государства об эффективном управлении. Наверно, время такое. Приоритеты другие.

  • Анонимно
    10.06.2020 09:53

    Поднимаем оборонку, выгнав контору жилищного строительства? Очень круто.

  • Анонимно
    10.06.2020 10:13

    Печально все это, Гомзин не машина, он все понимает.

  • Анонимно
    10.06.2020 10:20

    судя по всему какая то компания генералов и полковников решила поискать кормежную базу вот и нашли но когда генералы начинают кормится с высоких технологий всегда получается облом ну а гомзин держит оборону значит чувствует поддержку

  • Анонимно
    10.06.2020 12:11

    Шёл год 2020ый. "Эксперты" продолжали оперировать "фактами", кто какие нарыл. А тем временем инсайдеры сидели и тихонько хихикали над прочитанным материалом.

  • Анонимно
    10.06.2020 18:08

    Без булдырабыз!

  • Анонимно
    10.06.2020 18:48

    Я достаточно молод и читая подобные новости становится очень и очень грустно. Это сейчас эти недоРогозины 2.0 потеряют все что было создано конструктором, а как будут жить их дети? Ах да, они же уже не в России. А мне как гражданину обидно, очевидный рекет теперь называется "расширением" и "модернизацией". Если что и расширяется, то только яма, в которую летит весь проект с новым руководством в лице узги. Не понимаю куда смотрят суды, выпустили бы Гомзина, может и получилось бы диалог общий найти. А пока они его так мурыжат, ничего не добьются, к сожалению.
    Так для справки: мы ещё космонавтов на Союзе, который королев делал, пускаем в космос. А все почему? Потому что в свое время пришли люди в Роскосмос и поразгоняли всех главных инженеров. Теперь над ними все смеются. А зп там очень маленькие в итоге стали для обычных работников. Ничего не напоминает? Если правительству и его гражданам нравится такое положение дел, то думаю если мы продолжим терпеть и позволять сажать невиновных, то в скором времени сами окажемся в глубокой...в глубоком кризисе. Так что ребят, выпускайте его уже, все уже видят, что дело сфабриковано. Люди не глупые у нас, все понимают и правоохранительные органы в том числе. Мне кажется, что если они его ещё продержат, то это будет явный сигнал, что кто-то кому-то золотит ручку.

    • Анонимно
      11.06.2020 08:49

      Целиком солидарен. Грустно, что во главе всего этого стоит вопрос: кто больше бюджетных денег освоит. А не идея создания отличного БЛА

  • Анонимно
    12.06.2020 12:35

    Ничего "они" не построят! Ни в УЗГА (Казань) ни в "Симоново"! Там "настоящих буйных" нет! от слова с о в с е м. Сидят, дрожат за оклады.
    Десяток-полтора толковых можно наскрести, с двух фирм. Остальных бы послал проектировать мебель для муниципальных учреждений.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль