Общество 
15.06.2020

Кто купит подкову? Обувной бренд «Спартак» ищет хозяина

За 300 тыс. рублей на банкротных торгах можно купить сразу три торговых знака фабрики. Использовать их можно только для обуви

«Миллион пар обуви продавался населению! До сих пор я слышу, что у людей некоторые пары обуви служат по 15 лет», — вспоминает «Спартак» бывшее руководство фабрики. Сейчас любой желающий сможет купить торговый знак за копейки. Эксперты «БИЗНЕС Online» говорят, что бренд будет интересен производителям и, возможно, торговым компаниям России. Но мешает коронавирус: инвесторы умерили аппетиты.

Как стало известно «БИЗНЕС Online», конкурсный управляющий обувной фабрики «Спартак» Артур Зайнутдинов выставил на открытые торги ее бренды, в том числе и известнейший торговый знак с почти столетней историей —  «Спартак» Конкурсный управляющий обувной фабрики «Спартак» Артур Зайнутдинов выставил на открытые торги ее бренды, в том числе и известнейший торговый знак с почти 100-летней историей —  «Спартак»

Три бренда за 300 тысяч

Как стало известно «БИЗНЕС Online», конкурсный управляющий обувной фабрики «Спартак» Артур Зайнутдинов выставил на открытые торги ее бренды, в том числе и известнейший торговый знак с почти 100-летней историей —  «Спартак». В единый лот собраны сразу три торговых знака, принадлежащие фабрике: «Спартак», Poliar и BON TON. Начальная цена лота обозначена в 300 тыс. рублей.

Вообще «Спартак» владеет 6 товарными знаками, зарегистрированными в Роспатенте. Это сам «Спартак», три версии марки BON TON и две версии Poliar. Под брендом BON TON отшивали и продавали бюджетную обувь из искусственной кожи — причем не на самом «Спартаке», а по заказу в Китае. А вот марка Poliar еще массово не использовалась: это была заготовка фабрики для будущего производства элитной и эксклюзивной обуви под заказ.

Стоит отметить, что товарный знак «Спартак» зарегистрирован последний раз в 2011 году на 10 лет и срок документа истекает уже 29 мая 2021-го. Патент прописывает, как пишется название — с использованием белого либо красного цветов. Кроме того, он позволяет использовать товарный знак только на определенные виды деятельности: производство обуви, в том числе спортивной, а также реализацию товаров, а именно: обуви. Как пояснил нам гендиректор бюро «Артпатент» (оно продлевало право на товарный знак «Спартак» в 2011 году) Григорий Бусарев, новый владелец товарного знака сможет использовать его только для производства либо продажи обуви. С мая 2021-го правообладание нужно продлевать (для владельца будет установлен льготный срок в полгода), и при этом товарную категорию расширить нельзя, можно лишь сузить область употребления.

Товарный знак «Спартак» зарегистрирован последний раз в 2011 году на 10 лет и срок документа истекает уже 29 мая 2021 года. Патент прописывает, как пишется название — с использованием белого либо красного цвета Товарный знак «Спартак» зарегистрирован последний раз в 2011 году на 10 лет, и срок документа истекает уже 29 мая 2021-го. Патент прописывает, как пишется название — с использованием белого либо красного цветов

К слову о подкове: она в данном документе не прорисована и найти ее изображение в патентах обувных компаний при Татфондбанке нам не удалось. Возможно, она и вовсе не оформлена. Впрочем, по словам Бусарева, закон об авторском праве защищает связанные между собой товарные изображения, чтобы не вводить потребителя в заблуждение. Так что новый владелец бренда явно сможет подковкой воспользоваться.

Сами торги пройдут 30 июня, а сейчас уже можно подавать заявки. Побороться за покупку можно будет при помощи повышения ставок на шаг, составляющий 5% от начальной суммы, то есть 15 тыс. рублей. В дальнейшем, если покупателей не найдется, торги будут проводить повторно уже со снижением цены.

Напомним, что ОАО «Обувная фабрика „Спартак“» находится в процедуре банкротства с 2017 года. Финансовое состояние производства подкосило падение ее основного владельца и инвестора — Татфондбанка. В 2018-м фабрика прекратила работу и распустила более 400 сотрудников. К настоящему моменту продолжаются банкротные торги: продается обувь, расходные материалы, станки, дебиторская задолженность и другое имущество. Впрочем, пока что не выставлен на продажу основной имущественный комплекс фабрики, расположенный в самом сердце Казани, на улице Спартаковской. Старинное здание вместе с участком земли оценено в сумму примерно 1,2 млрд рублей. Пока что оно сдается в аренду.

Фабричный бренд широко узнаваем в России, особенно в Поволжье. Ведь обувная фабрика «Спартак» — одно из старейших предприятий легкой промышленности Казани. Фабричный бренд широко узнаваем в России, особенно в Поволжье. Ведь обувная фабрика «Спартак» — одно из старейших предприятий легкой промышленности Казани

Путешествие «Спартака» из дореволюционной России

Фабричный бренд широко узнаваем в России, особенно в Поволжье. Ведь обувная фабрика «Спартак» — одно из старейших предприятий легкой промышленности Казани. В январе 2016 года она отметила свое 100-летие: в 1916-м три казанских купца и фабриканта — Шабанов, Зобнин и Жулин — открыли здесь фирму по производству обуви. Название «Спартак» закреплено за фабрикой с 1922 года.

В 2000-е фабрика отшивала обувь не только в Казани, но и по собственному заказу — в Китае и Турции, а также в других регионах России — Удмуртии, Ростове-на Дону. Помимо производственных мощностей, фабрика имела еще и порядка 50 собственных магазинов по Поволжью.

Историю бренда в последние десятилетия для «БИЗНЕС Online» напомнил бывший исполнительный директор фабрики в 2003–2015 годах, гендиректор торгового дома «Спартак» Ильдар Зарипов. По его словам, в 2001-м товарный знак, право на который компания не успела вовремя продлить, пришлось выкупать у другого правообладателя — футбольного клуба «Спартак» им. Старостина. На это тогда пришлось отдать 600 тыс. рублей. «Я тогда оценивал, что это достаточно удачное приобретение, учитывая, что бренд „Спартак“ продается миллионным тиражом», — отмечает Зарипов.

Ильдар Зарипов: «Бренд внушал доверие, и до сих пор я слышу, что у людей некоторые пары обуви служат по 15 лет» Ильдар Зарипов: «Бренд внушал доверие, и до сих пор я слышу, что у людей некоторые пары обуви служат по 15 лет»

По его словам, в свое время «Спартак» входил в десятку самых узнаваемых обувных брендов России. «То, что бренд „молчит“ несколько лет, это плохо. Но у него была миллионная аудитория поклонников. Миллион пар обуви продавался населению, конечному потребителю! Бренд внушал доверие, и до сих пор я слышу, что у людей некоторые пары обуви служат по 15 лет, — говорит Зарипов. — Я думаю, что если провести исследование узнаваемости марки „Спартак“, то она оказалась бы достаточно высокой, особенно в Поволжье. Даже притом что несколько лет этого бренда фактически нет».

В начале банкротства торговые знаки пережили практически детективную историю: незадолго до финансового краха фабрики они оказались юридически переписаны на другую контору из орбиты Татфондбанка. Обувные топ-менеджеры фабрики мечтали возродить производство даже в условиях банкротства — искали инвестора и планировали арендовать цеха. Но, к сожалению, надежды не сбылись, инвестиции привлечь не удалось. Куратор проекта Юрий Шрайнер умер в 2019 году. А к началу 2020-го конкурсный управляющий смог отсудить торговые знаки и поместить их в конкурсную массу предприятия.

В 2000-е годы фабрика отшивала обувь не только в Казани, но и по собственному заказу — в Китае и Турции, а также в других регионах России — Удмуртии, Ростове-на Дону В 2000-е годы фабрика отшивала обувь не только в Казани, но и по собственному заказу — в Китае и Турции, а также в других регионах России — Удмуртии, Ростове-на Дону

Кто купит?

Кому же теперь может пригодиться красно-белый товарный знак? Наши эксперты считают, что интересанты найдутся, но ситуацию осложняет пандемия коронавируса. Инвесторы придерживают аппетиты.

По словам Зарипова, существующих обувных брендов в России достаточно и желающие купить марку «Спартак» наверняка будут. Он приводит в пример бренд детской обуви «Антилопа», который одно время «затих» и менял хозяев, а потом снова возник в продаже и продолжил быть узнаваемым и востребованным. Не исключено, что маркой может заинтересоваться и одна из обувных торговых компаний.

Но главная особенность, по словам Зарипова, в том, что «бренд „Спартак“ — производственный, а не маркетинговый и коммерческий». «Удастся ли сейчас восстановить производство, которое стоит уже три года? Трудно сказать. Как чисто коммерческий проект он наверняка востребован и имеет свою аудиторию, — считает экс-директор. — Но дело же не только в оборудовании, а в кадрах, людях. Это самое ценное, что было у фабрики. Сейчас кто-то уже пристроился, кто-то вышел на пенсию».

Главная особенность, по словам Зарипова, то, что «бренд «Спартак» производственный, а не маркетинговый и коммерческий» Главная особенность, по словам Зарипова, в том, что «бренд «Спартак» — производственный, а не маркетинговый и коммерческий»

О перспективах товарного знака размышляет и бывший директор по производству «Спартака» Олег Кыльчик. Он застал уже времена банкротства фабрики. «Я думаю, что BON TON и Poliar вообще не имеют ценности, так как толком и не успели охватить рынок. Торговая марка „Спартак“ — да, знаменита своей историей, отечественным производством и надежным качеством. Но нужно ли сейчас это кому-то, притом что высокая узнаваемость бренда была только на территории Республики Татарстан и максимум в Поволжье? — рассуждает он. — Эта марка относится к обувному бизнесу и, соответственно, может быть интересна только обувным компаниям. Но я не думаю, что бренд „Спартак“ на обувь, привезенную из Китая, станет гарантировать высокие продажи. А вот отечественным производителям, выпускающим схожую продукцию, возможно и будет интересно».

Тем не менее производственник надеется, что у обувного актива еще есть шанс на возрождение. «Проблема в том, что у нас производства не открываются, а умирают. Конечно, для вновь созданного производства на рынок заходить лучше с торговой маркой, которая хоть когда-то была на слуху, чем с новым, неизвестным брендом. Но таких, к сожалению, сейчас нет. Вот, может, „коронакризис“, закрыв границы Поднебесной, подтолкнет кого-нибудь из местных инвесторов вложить деньги в реальную экономику и производство», — говорит Кыльчик.

Цену в 300 тыс. рублей оба эксперта называют весьма и весьма недорогой. «Знак Poliar обошелся нам по стоимости регистрации. Знак BON TON мы в то время выкупали тысяч за 60–70, — вспоминает Зарипов. — Что такое 300 тысяч рублей для нормальной торговой сети из десятка магазинов? Это даже меньше месячного рекламного бюджета». Напомним, что о цене бренда подробно рассказывали наши эксперты: на балансе они числились за сумму 280 тыс. рублей, предыдущий арбитражный управляющий фабрики Эдуард Киреев оценивал их в 850 тысяч. Но в итоге оценка товаров к торгам пришла к первой сумме. Бусарев отмечал, что бренды действительно продаются за суммы в сотни тысяч рублей. Так, он привел в пример торги Самарского водочного завода, где пять товарных знаков — «Старая Самара» №233041, «Глаголъ» №450039, «Старая Самара» №482106, «Звездный путь» №450040, «Самарская вольница» №455998  — ООО «Перспектива» были проданы за 148,3 тыс. рублей.

«С учетом того, что в результате разразившегося кризиса грядет и существенный передел сфер влияния, увеличение числа сделок по слиянию и поглощению, приобретению готовых компаний или технологий у тех, кто не смог пережить трудные времена без проблем, удивляться тому, что бренд может быть выкуплен, не приходится. Тем более что начальная цена совсем невелика, — говорит аналитик ГК „Финам“ Алексей Коренев. — Вполне может оказаться, что кто-то из крупных отечественных или мировых производителей согласится за столь скромные даже по региональным масштабам деньги купить бренд с давней историей. Это, конечно, не сделает продукцию, выпускаемую под данным брендом, конкурентоспособной по сравнению с такими гигантами, как Adidas или Nike, но и у „Спартака“, BON TON и Poliar наверняка есть свой потребитель, на лояльность которого и будет рассчитывать потенциальный приобретатель бренда».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (39) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
15.06.2020 10:44

Хорошо распилили деньги вкладчиков в Татфондбанке эти НЕ УСТАНОВЛЕННЫЕ ЛИЦА ! Нечего сказать! А теперь отговорка хорошая у всех этих «пилильщиков» — это все был якобы неудачный бизнес! И якобы один только Мусин виноват в этом! Финансовая дыра в банке 120млрд! И это неудачный бизнес?! И вывести активы из банка смог один только Мусин?! Хватит врать! ВЕРНИТЕ ЛЮДЯМ ИХ ДЕНЬГИ !!!

  • Анонимно
    15.06.2020 08:11

    Интересно, если на nike нацепить ярлык спартака, купят?

    • Анонимно
      15.06.2020 08:22

      Обувной бренд "Спартак", кроме как в Татарии, нигде больше не помнят и не знают.
      Это Ноль на палочке.

      • Анонимно
        15.06.2020 09:42

        В принципе - это именно тем, чем занимаются власти 20 лет. Берут нечто ценное и делают из этого ноль без палочки, выжимая все деньги.

      • Анонимно
        15.06.2020 13:43

        В общем то и в Татарстане при упоминании этого бренда возникают отрицательные эмоции. Спартак носили те, у кого денег на что-то получше не было. Судя по тексту BON TON такой же китайский ширпотреб, а Poliar еще ни разу не использовался, ценности не имеет. То есть эти все 3 знака вместе абсолютно ничего не стоят!

  • Анонимно
    15.06.2020 08:38

    Перепродавали Китайскую обувь при наличии своего производстьва))))

    • Анонимно
      15.06.2020 09:40

      Я пожалуй кроме Спартака не назову ни одного российского производителя обуви
      Кто нибудь знает?

      • Анонимно
        15.06.2020 10:58

        Юничел
        В Питере есть

      • Анонимно
        15.06.2020 11:12

        Карло Пазолини, Паоло Конте. Да-да, за этими модными магазинами с дорогущей обувью скрываются не итальянские корни, а самые обычные русские. Как и техника Bork. И много таких, просто прячут всё за красивой маркетинговой оберткой.

  • Анонимно
    15.06.2020 08:56

    Современность отличается динамичностью. И если вчера "имя" ещё что-то значило, то сегодня люди не боятся покупать xiaomi, haval, haer и пр. Смысл покупать бренд, который знают только в Поволжье с лояльным сегментом за 50+

    • Анонимно
      15.06.2020 09:25

      Почему за 50+. Мне 40 и я всегда покупал для себя обувь только Спартак так же и брюки, с костюмом фирмы Адонис, как только закрыли эти два легендарных производства то найти на замену им очень тяжело.

    • Анонимно
      15.06.2020 10:47

      Как раз нормальной обуви для сегмента50+ у нас и нет. Полно одноразовой молодежной обуви, а найти удобную и качественную обувь для людей постарше -пооблема.

  • Анонимно
    15.06.2020 09:37

    Надо договариваться со странами Латинской Америки,Аргентинцами,Бразильцами,Чилийцами.У них есть Сырьё,и хорошие технологии производства кожи и обуви.

  • Анонимно
    15.06.2020 09:41

    Телефончик можно по брэнду, С кем связаться, чтобы обсудить покупку брэнда? Спасибо.

  • Анонимно
    15.06.2020 10:30

    В детстве носил обувь Спартак.она была некрасивая но прочная.
    Как сам зарабатывать стал то ЭККО межсезонье и на лето РИКЕР.

    • Анонимно
      15.06.2020 11:58

      Шьют Вьетнам, Тунис, Марокко и пр.

      • Анонимно
        15.06.2020 13:26

        11.58. от 10.30. мне без разницы кто шьёт обувь которую я ношу.она удобная и ноги не устают.не теряет форму.мне лично нравится как выглядит.

        С машиной такая же история. Была первой АвтоВАЗ но как только появились деньги сразу купил Эсперо Дэу и никогда не тосковал по местной обуви и продукции АвтоВАЗа.

      • Анонимно
        15.06.2020 17:37

        Час работы европейца стоит 20-30 евро, марокканца 1-2 евро. Логично, что их в развивающихся странах шьют. Так бы в 15 раз дороже стоили.

  • Анонимно
    15.06.2020 10:30

    Что ожидать кредиторам Татфондбанка от этих торгов?! Сначала активы выставляют по рыночной цене, а в результате они продаются с большим дисконтом, то есть по более низкой цене!
    Все эти «не установленные лица» распотрошили Татфондбанк до такой степени, что даже кредиторам 1-й очереди невозможно полностью вернуть их деньги!

    • Анонимно
      15.06.2020 17:39

      "Неустановленные лица" знали о своей безнаказанности, поэтому и распотрошили два крупных Татарстанских банка ТФБ и Интехбанк. Попользовались, верните. Кредиторы 1 очереди ПАО Интехбанк и Татфондбанк четвёртый год ходят за своими, честно заработанными деньги, которые копили годами на новые квартиры, учёбы детей и старость.

  • Анонимно
    15.06.2020 10:40

    Грустно когда от гордости РТ и успешной и известной в РТ фабрики не остается даже образно говоря имени .Фсе на продажу.

  • Анонимно
    15.06.2020 10:44

    Хорошо распилили деньги вкладчиков в Татфондбанке эти НЕ УСТАНОВЛЕННЫЕ ЛИЦА ! Нечего сказать! А теперь отговорка хорошая у всех этих «пилильщиков» — это все был якобы неудачный бизнес! И якобы один только Мусин виноват в этом! Финансовая дыра в банке 120млрд! И это неудачный бизнес?! И вывести активы из банка смог один только Мусин?! Хватит врать! ВЕРНИТЕ ЛЮДЯМ ИХ ДЕНЬГИ !!!

  • Анонимно
    15.06.2020 10:47

    Легко банкротить, тяжело создавать новое на пустом месте,да и много людей остануться без работы.Неужели за сто лет работы Спартак стал убыточным и никому не нужным?

    • Анонимно
      15.06.2020 11:28

      Ну если всё украли. Если минимальные прибыли не вкладывали в производство. Если не было хозяина. Если всё досталось на шару и можно растащить.
      Работают фабрики в Ростове, Курске, Челябинске, Новосибирске, Москве, даже в Егорьевске. Люди вкладывают труд и деньги

  • Анонимно
    15.06.2020 10:52

    В январе 2016 года она отметила свое 100-летие: в 1916-м три казанских купца и фабриканта — Шабанов, Зобнин и Жулин — открыли здесь фирму по производству обуви. Название «Спартак» закреплено за фабрикой с 1922 года.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/471854

    К слову, футбольный Спартак основан тоже в 1922 году! Совпадение? Не думаю!

  • Анонимно
    15.06.2020 10:56

    Жаль, что ТФБ похоронил и Спартак.
    Возможно в послекоронавирусную эпоху удастся возобновить производство. Хотя бы для узких сегментов покупателей.

    • Анонимно
      15.06.2020 12:14

      Это же одна банда "неустановленных лиц". Никто никого не хоронил. Просто банда всё разворовала, вместе и воровали, а некоторые потом типа "думали само рассосётся". Зрите в корень - простота хуже воровства.

  • Анонимно
    15.06.2020 11:02

    Да даром не надо.
    Куда делить ALDO и FABI ?

    • Анонимно
      15.06.2020 13:50

      Народ нищий, какие Альдо?? Тут из кожзама кроссы за 3 копейки многим за счастье.

  • Анонимно
    15.06.2020 11:05

    а Primorosso

  • Анонимно
    15.06.2020 11:17

    Из за мусинских долгов и пострадал спартак

  • Анонимно
    15.06.2020 11:50

    И канули деньи вкладчиков Татфондбанка в «черную дыру» под названием Обувная фабрика «Спартак»... А кто конечные бенефициары? Может СК РТ все-таки их хорошенько поищет?

  • Анонимно
    15.06.2020 14:07

    Желающих банкротить то, что создано другими много.
    Желающих создавать производства почти нет.
    Почему?

    • Анонимно
      15.06.2020 14:32

      потому что Россия неконкурентоспособная страна. И нет условий для производств.

      • Анонимно
        15.06.2020 18:23

        Много российских обувных фабрик работает и производят обувь лучше голимого китая.
        А вы наверное берете именно китайскую, из гнилой подкрашенной кожи?

  • Анонимно
    15.06.2020 14:42

    Если организовать заново АО «Спартак» кто из читающих сей пост купит акции?

  • Анонимно
    15.06.2020 20:15

    Как ни странно, но: пройдусь по всем магазинам обуви, на рынке тоже, перемеряю все что можно, но подходящую для себя обувь куплю только в Спартаке.
    Вот такой парадокс.

  • Анонимно
    16.06.2020 09:48

    Да уж... ЭТО надо уметь развалить такое огромное производство!
    Очередной минус на репутации руководителей !

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль