Общество 
18.07.2020

«Тукай, Сабантуй и чак-чак вместе с волшебной силой обкомовской телефонной трубки»

Альфрид Бустанов объясняет, почему за 30 лет постсоветской истории РТ широкий круг татарской книжности не стал подлинно народным достоянием

«Адекватно ли подходить к богатейшему наследию мусульманских народов России с национальных позиций?» — задается вопросом известный историк, ассистент-профессор Амстердамского университета и автор «БИЗНЕС Online» Альфрид Бустанов. Он уверен, что национальная рамка абсолютно неадекватна для понимания многовековой судьбы мусульманской книжности в Центральной Евразии, притом что безбрежное море книжной культуры определяет все то, из чего складывались современные татары.

ОН УСЛЫШАЛ ТАТАРСКИЕ ПЕСНИ И ПО-ПЕРСИДСКИ ПОШУТИЛ, ЧТО ЭТО «НИЗКОПРОБНАЯ ЛИРИКА»

Каждый раз, когда речь заходит о татарской рукописной книге, возникает резонный вопрос о корректности ее определения как «татарской». В самом деле, какое отношение имеет вся эта классическая арабо-персидская и тюркская литература к татарской литературе и истории? Одни комментаторы «БИЗНЕС Online» настаивают на «болгарском» характере рукописной традиции; другие же просто отрицают какую-либо связь между национальной историей и письменным наследием; третьи не допускают даже мысли за пределами привычных национальных рамок. Попробуем разобраться, в чем же здесь дело.

Перечень могил святых в Булгаре Перечень могил святых в Болгаре Фото предоставлено Альфридом Бустановым

Суть исторической науки состоит в формулировании продуктивных вопросов к прошлому. Если таковые поставлены некорректно, то даже самый добротный источник промолчит и не раскроет своих тайн исследователю. Предлагаю такой вопрос: адекватно ли подходить к богатейшему наследию мусульманских народов России с национальных позиций? Моя докторская диссертация была посвящена как раз процессу национализации региональной истории Средней Азии и размежеванию культур согласно республиканским границам. Этот процесс начался еще в 1930-е и имел курьезные последствия. В одной из своих статей я использовал метафору ножниц для средневековой историографии: круги интеллигенции стали делить между собой поэтов, богословов и писателей и решать, кто из них был казахом, узбеком или туркменом. То же самое происходило у народов Кавказа и Поволжья. В стремлении построить нации советского образца интеллигенция бросилась на поиски великого прошлого и его перекраску в национальные тона. Самое абсурдное, что эти споры не утихают до сих пор. Внешне респектабельные люди ломают копья с тем, чтобы наконец-то установить, кем «на самом деле» был поэт Гали Чокрый — татарином или башкиром. По-моему, он не являлся ни тем ни другим. Он носитель персидских поведенческих моделей (адаб), суфийский шейх и профессиональный поэт.

Интересно, что некоторые татарские богословы, получавшие образование в Бухаре в течение XIX века, осознанно отрицали татарскость и старались участвовать в элитарной персидской культуре. Например, один анонимный биограф сообщает о каллиграфе Хусаине ал-Булгари ал-Кирмани (умер в 1802 году). Во время учебы в Бухаре последний достиг превосходного знания персидского языка, а его дети даже не знали тюркского. Однажды в одном из кварталов Бухары он услышал татарские песни и по-персидски пошутил, что это «низкопробная лирика». Для националистов советской закалки Хусаин ал-Булгари, конечно, не кто иной, как манкурт, предавший интересы нации задолго до ее появления.

Биография Хусаина ал-Булгари Биография Хусаина ал-Булгари Фото предоставлено Альфридом Бустановым

ТАТАРСКИЙ МИЛЛӘТ НАЧАЛА XX ВЕКА БЫЛ ВЕСЬМА КОСМОПОЛИТИЧЕН

Для меня очевидно, что национальная рамка абсолютно неадекватна для понимания многовековой судьбы мусульманской книжности в Центральной Евразии. Современные нации являются слишком поздним явлением, чтобы через их призму оценивать прошлое. Правильнее говорить о том, что на основе богатой письменной культуры прежних столетий со второй половины XIX века складываются различные модели национального самосознания, которые заявляют свои права на часть этого широкого наследия и объявляют его «национальным наследием». Однако,из-за этих претензий на великое прошлое само это прошлое не становится национальным по содержанию. Очевидно, что космополитичный характер традиционной исламской книжности невозможно свести к узким национальным рамкам. Ходжа Ахмад Йасави не был казахом, но при этом ореол его святости и ассоциируемое с ним культурное наследие играют ключевую роль в строительстве современной казахской нации. Иными словами, национальная парадигма помогает больше узнать о дне сегодняшнем, чем о процессах в прошлом.

В этом смысле я вижу большой потенциал во внимательном изучении рукописной традиции мусульман России. Если отказаться от редукционизма республиканских и национальных историй, то нам откроется все то богатство концептов и категорий, в которых люди сами мыслили свое бытие на протяжение последних веков (как минимум со времен монгольского нашествия). Если национальные нарративы обязывают к унификации и очерчиванию границ, то космополитичные культуры открывают доступ к трансрегиональным контактам и языковому разнообразию.

Персидское сочинение Йахйа ас-Сафари о суфизме (начало XIX в.) Персидское сочинение Йахйа ас-Сафари о суфизме (начало XIX века) Фото предоставлено Альфридом Бустановым

Интересно, что татарский милләт начала XX века (не путать с татарской советской нацией!) был тоже весьма космополитичен, поскольку он не замыкался на скромной территориальной автономии, а был завязан на миксе с османскими, арабскими, европейскими и русскими культурными моделями. Тукай в этом смысле — не народный поэт ТАССР, а истинный глашатай обширного татарского милләта. Именно потому что мы в какой-то момент променяли космополитичную культуру на гармошку и чак-чак, нам теперь так сложно понять, почему рукопись ‘Аттара 1281 года столь же ценна, сколь и развалины Соборной мечети в Булгаре, и почему наше письменное наследие должно быть подлинным символом нашей государственности.

Недавно я случайно набрел на прекрасную иллюстрацию того, насколько важно время от времени пересматривать те концептуальные линзы, через которые мы смотрим на прошлое. Многие годы назад во время экспедиции в село Сафаджай Горьковской (Нижегородской) области профессор Миркасым Усманов приобрел рукопись с дневниковыми записями Мухассины Хабибуллина (1871–1937), местного просветителя. Внутри рукописи Усманов оставил короткую запись, в которой предлагал видеть в авторе дневников реформатора-джадида. Для того времени, бесспорно, такая характеристика служила заверением исторической значимости рукописи. Увы, этот прием не сработал: я никогда не видел ссылок на данную рукопись в научной литературе, и неслучайно, поскольку ее содержание не позволяет упрощенного толкования в духе реформаторства или традиционализма. Уже на первом развороте рукописи читатель найдет каллиграфически исполненный стих на персидском языке о пользе знания, затем следует биография Марджани, изречения Пророка Мухаммада, вырезки из газет с комментариями автора и, наконец, подробный список книг из библиотеки Хабибуллы-ишана, отца автора дневника. Мультимодальность как разнообразие языков, дискурсов и традиций — лучшая характеристика для такого сложного культурного явления, не умещающегося в традиционные национальные парадигмы.

Перевод «Бустан»а Са‘ди на тюркский язык, начало XIX века Перевод «Бустан»а Са‘ди на тюркский язык, начало XIX века Фото предоставлено Альфридом Бустановым

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РУКОПИСНОГО НАСЛЕДИЯ НУЖЕН НАМ ИМЕННО СЕЙЧАС

Древние книги, в изобилии сохранившиеся до наших дней, являются для нас единственным источником знаний о тех характерах, что воспитывались предыдущими поколениями. Речь идет о личности, ее моральных качествах и мировосприятии. Рукописи, созданные или циркулировавшие в космополитичной среде высокой культуры, являются железобетонным источником об эпистемологических основах, сформировавших нас сегодняшних. А мы как слепые котята все не можем разглядеть в темноте невежества эти непреходящие ценности. Настоящая крутизна ведь состоит не в супердорогих машинах и гаджетах, а в способности учиться у прошлого и трепетно хранить то, что мы унаследовали от праведных предков. Подобно культуре и искусству, определяющим цивилизационное лицо народов, безбрежное море книжности определяет все то, из чего складывались современные татары.

В этом смысле «постнация», которую я провозглашаю как проект будущего, была издревле присуща литературной традиции. В рукописях и на надмогильных камнях нет зацикленности на национальном, тем более в его советском изводе. Неслучайно большевики старались побыстрее избавиться от мусульманской книжности — они инстинктивно чувствовали в ней угрозу на идеологическом уровне. По сути, книги на арабской графике формировали более широкое поле высокой культуры, культивировавшей в людях вкус (зәвык!) к саморефлексии и масштабному мышлению.

Мои читатели вопрошают: почему эти тексты не были интегрированы в школьное образование? Почему мы не знаем имен данных авторов? Почему с нами остался только Тукай? Почему за 30 лет постсоветской истории Татарстана широкий круг татарской книжности не стал подлинно народным достоянием? Очень просто: даже после развала советской системы многие элементы Совка остались с нами. Тукай, Сабантуй и чак-чак вместе с волшебной силой обкомовской телефонной трубки по-прежнему живут с нами. Да, наши старшие коллеги проделали колоссальную работу по возвращению дореволюционного наследия и написанию биографий выдающихся деятелей (одна серия «Шәхесләребез» чего стоит!), но концептуально все это богатство осталось далеким от ценностей как вчерашних советских граждан, так и их детей-миллениалов.

Мой главный посыл состоит в том, что интеллектуальный потенциал рукописного наследия нужен нам именно сейчас. Сейчас, когда мы понимаем, что советские модели национальной культуры — это удел прошлого. Сейчас, когда остались имена, но ушло их содержание. Сейчас, когда кругом реализуется акцент на все материальное в ущерб производству новых смыслов. Ведь завтра добывать эту интеллектуальную руду станет уже слишком поздно.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (200) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
18.07.2020 22:31

Это всего лишь уловка, если татары перейдут на латинскую графику, отменив государственный статус татарского языка, то в Москве новую отмазку придумают, но не дадут вернуть латинскую графику. Вон в Карелии нет государственного статуса карельского (финского) языка, и много вы видите финских надписей в Петрозаводске?

  • Анонимно
    18.07.2020 08:48

    Надо вернуть татарскому языку арабскую графику.

    • Анонимно
      18.07.2020 09:17

      Согласен, надо.Тем более, что в компьютере можно набирать арабскими буквами. Но закон запрещающий латиницу также запрещает и арабицу...

      • Анонимно
        18.07.2020 09:34

        Нет такого закона

        • Анонимно
          18.07.2020 12:10

          9.34. С луны свалился?

          • Анонимно
            18.07.2020 14:09

            Разве у татар не арабская религия? Арабы через свою религию продвигают свои ценности и уклады. Кто-нибудь из татар здоровается по татарски? Или все больше по-арабски?

            • Анонимно
              18.07.2020 20:21

              \\Арабы через свою религию продвигают свои ценности и уклады\\ - А чем плохи эти ценности и уклады? Думаю, они ничем не хуже русских ценностей и укладов, которые сегодня навязывают всем национальным меньшинствам страны. Недавние поправки в конституцию страны - убедительное свидетельство такой политики.

            • Анонимно
              18.07.2020 21:25

              По татарский это как?

        • Анонимно
          18.07.2020 20:17

          18.07.2020 09:34
          "Конституционный суд РФ поставил вне закона самостоятельную попытку Татарстана отказаться от кириллицы и перейти на латиницу в качестве графической основы национального языка. 16 ноября 2004 года КС огласил постановление по делу о проверке конституционности ряда положений закона "О языках народов РФ" и аналогичного закона "О языках народов Республики Татарстан". Суд постановил, что официальным алфавитом в Татарстане останется кириллица (...) 27 ноября 2002 года Государственная Дума России приняла поправки в закон "О языках народов РФ", тем самым отменив татарский "Закон о восстановлении татарского алфавита на основе латинской графики". Согласно новой законодательной норме, на территории России алфавиты государственного языка РФ и государственных языков входящих в нее республик строятся на графической основе кириллицы".
          https://lenta.ru/articles/2004/11/16/language/

          • Анонимно
            18.07.2020 21:26

            А почему народам навязывают кириллицу? Латиница была бы для татар предпочтительнее.

            • Анонимно
              19.07.2020 22:42

              Супер! И кто ее обучать станет?Снова учителя татарского-многостаночники? Мне их безумно жаль. В один миг для них все поменялось, пришлось перестраиваться, переучиваться, трудоустраиваться. И вот опять....
              Сам-то хоть алфавит выучи для начала.

              • Анонимно
                20.07.2020 17:05

                А чего его учить-то, наш латинский алфавит теперь на всех компьютерных клавиатурах есть. Я вот сажусь и строчу татарам в Турции свои имейлы, без проблем. Обхожусь 26 буквами.

                • Анонимно
                  20.07.2020 19:59

                  20.07.2020 17:05
                  Он НЕ ваш! Он ЛАТИНСКИЙ, католический!

                  • Анонимно
                    22.07.2020 14:08

                    Латинский алфавит - общемировой. На нем теперь и турки, и вьетнамцы, и узбеки, и казахи, и туркмены пишут и читают.

                • Анонимно
                  20.07.2020 21:02

                  20.07.2020 17:05
                  А вы знаете, ПОЧЕМУ в Турции перешли на латиницу?
                  Это было сделано в рамках провозглашенной Ататюрком БОРЬБЫ с ИСЛАМСКИМ наследием!
                  Были ЗАПРЕЩЕНЫ:
                  - арабский шрифт.
                  - турецкая национальная одежда, в т.ч. знаменитые фески и тюрбаны.
                  - мусульманский лунный календарь от Хиджры, и заменен на европейский григорианский календарь.
                  - Турция отказалась от звания халифата, и стала республикой.
                  - турецкий язык был очищен от многочисленных арабских и иранских заимствований.
                  - был взят курс на уменьшения применения арабских и иранских имен, и расширения тюркских.
                  - были распущены и запрещены дервишские ордена.
                  - было запрещено мусульманское право (шариат), а вместо него было введено гражданское законодательство по швейцарскому образцу.
                  Также были запрещены многоженство и ношение женщинами хиджаба.
                  На протяжении десятилетий, Турция неуклонно следовала политике кемализма!
                  И только Эрдоган, начал проводить политику по его пересмотру!
                  Получается, что Вы - убежденный сторонник БОРЬБЫ с исламскими традициями!
                  Вы же ОТВЕРГАЕТЕ 1005-летнюю (922-1927) традицию использования АРАБСКОГО алфавита!

      • Анонимно
        18.07.2020 11:09

        Можно писать точками и тире. Кто читать будет?

      • Анонимно
        18.07.2020 21:38

        Закон запрещает латиницу и иные некириллические графики у языков, имеющих статус государственных. Если татарский язык утратит этот статус, не будет никаких ограничений по части смены графики.

        • Анонимно
          18.07.2020 22:31

          Это всего лишь уловка, если татары перейдут на латинскую графику, отменив государственный статус татарского языка, то в Москве новую отмазку придумают, но не дадут вернуть латинскую графику. Вон в Карелии нет государственного статуса карельского (финского) языка, и много вы видите финских надписей в Петрозаводске?

          • Анонимно
            19.07.2020 03:19

            Ну-ну. Переходите хоть щас. Отсеките от своего культурного наследия еще милионы тех, кто не только татарский, но и русский-то толком не знает. Самое стратегическое решение. АЛГА, ВПЕРЕД!

      • Анонимно
        19.07.2020 03:14

        С Вас и начнем..
        А там и молодежь подтянется. Ну нафига им английский?!

    • Анонимно
      18.07.2020 09:20

      08:48 Так он ещё больше никому не нужен будет с вашей арабской графикой.

      • Анонимно
        18.07.2020 09:29

        Так для того и прошу.

        • Анонимно
          18.07.2020 10:30

          Тукай посредственный писатель. И с этим надо смириться.

          • Анонимно
            18.07.2020 10:37

            10.30 этот еще самый лучший и признанный. Других нет

          • Анонимно
            18.07.2020 10:42

            Кто-то спорит?

          • Анонимно
            18.07.2020 12:15

            Посредственный. Но чуть лучше Пушкина

            • mad big
              18.07.2020 12:24

              Конечно лучше. Никто и не спорит. Ибо известен только в весьма узком "широком" кругу. Если только специалисты его знают.

              • Анонимно
                18.07.2020 13:04

                У татарского народа больше ничего нет более менее достойного, вот они с ним и носятся и пытаются доказать его значимость. Ведь, киргизы не носятся с Айтматовым. Я русский и считаю Айтматова великим писателем, потому что это действительно так.

                • Анонимно
                  18.07.2020 15:26

                  Мне совершенно по боку отношение киргизов к Айтматову, но не по барабану отношения нашего народа к Тукаю.
                  Мы его равняем с пророком Мухаммедом.
                  Что бы понять произведения Тукая , нужно иметь татарский дух, менталитет , философию. Все, что переводили советские писатели Тукая на русский язык , совершенно не отражает суть его произведений. Там более подстрочный перевод слов, а не мыслей

                  • Анонимно
                    18.07.2020 18:10

                    Слава богу,что я не рождён понять Тукая. Может теперь от русских отстанут

                    • Анонимно
                      18.07.2020 20:54

                      Так от русских уже два года как отстали. А я в отличие от вас перечитал почти всю русскую классику и получил несметное духовное богатство русской культуры и стал намного духовно богаче.

                • Анонимно
                  18.07.2020 18:37

                  Большой коридор оставили. Ужас.
                  Чингиз Айтматов в большей степени татарский писатель, так как его мать Нагима-татарка, она всю жизнь одна воспитывала сына, отца расстреляли после рождения сына.
                  Ну, насчет Габдуллы Тукая-это гений! Который воспел татар, и который призвал татар к возрождению.
                  Но кроме Тукая у нашего народа очень много выдающихся писателей и поэтов.
                  А вы живите в иллюзии, что их нет.

                  • Анонимно
                    18.07.2020 19:57

                    Главное, что Айтматова никогда не говорил и не считал себя татарским писателем.

                    • Анонимно
                      18.07.2020 20:52

                      Это парадокс. Или мать не передала любовь к своему языку, или иная причина, но Айтматов никогда не писал о татарах и всегда интедифицировал себя с киргизами.
                      Только в последние недели жизни решился приехать на родину своей матери и символично или нет, но умер в Казани, в Татарстане. Вот такое переплетение судьбы.

                • Анонимно
                  20.07.2020 08:53

                  У татарского народа много всего достойного, как Вы выразились. А Ваш Айтматов полутатарин, его мама была татаркой!

                  • Анонимно
                    20.07.2020 20:01

                    20.07.2020 08:53
                    Что значит, ваш? Айтматов. Он принадлежит МИРОВОЙ литературе!

                  • Анонимно
                    20.07.2020 20:11

                    20.07.2020 08:53
                    Я довольно ЧАСТО видел Атматова в национальном киргизском головном уборе - Ак калпаке.
                    Но вот в татарской тюбетейке...

                  • Анонимно
                    20.07.2020 21:03

                    20.07.2020 08:53
                    Судя по ВАШИМ словам - вы как раз НЕдостойный!

              • Анонимно
                18.07.2020 15:20

                Вы не правы. Улицы Тукая есть в Ташкенте, в Казахстане в нескольких городах, в Анкаре, в Уфе, бюсты практически во всех перечисленных и ещё в Москве и Питере.
                Тукая для своего времени был самым популярным в тюркском мире после Гаспринского, поскольку татарская пресса распространялась среди всего тюркского мира, на втором месте была пресса бакинская.
                Так что по популярности Тукая в свое время превосходил русских поэтов Пушкина и Лермонтова, поскольку они великороссами только.

            • Анонимно
              18.07.2020 14:17

              12:15
              Дус! Это ты расскажи тем, кто ещё читать не умеет! В смысле - кто из поэтов чуть лучше Пушкина. Рассмешил...

              • Анонимно
                18.07.2020 15:28

                Пушкин великий поэт, слов нет, основатель русской поэзии, но его читали среди современников великороссы, Тукай тоже основатель татарской поэзии, но Тукая читал в то время весь тюркоязычный мир. Улавливаете разницу.

                • Анонимно
                  18.07.2020 17:08

                  Вот буквально позавчера в прессе США (газета "Tablet Magazine" - статья "Woke America Is a Russian Novel")
                  американский автор рассматривает то, что сейчас происходит в США, сравнивая с действиями героев русской литературы - Чернышевского, Тургенева, Достоевского (Базаров, Вера Павловна, Раскольников и т.д.).

                  Немаленькая такая статья, а главное современная)
                  Улавливаете разницу?

                  • Анонимно
                    18.07.2020 17:20

                    Улавливаю. Я же написал среди современников, то бишь когда он сам жил Пушкин или Тургенев. Тогда ореал почитателей был только среди русских дворян, поскольку подавляющее большинство население читать не умело. А Тукая при жизни весь тюркский мир читал.
                    Русские классики значительно были пропиарены в Советские года, их стали переводить на многие языки. Значительный вклад был и от русской белоэмиграции.
                    Сегодня, к очень большому сожалению, картина изменилась. Пушкин на коне, как и Толстой и Достоевский, Тукая, окромя самих татар, никто не читает. Пусть Пушкин будет на коне, но и Тукай рядом с ним должен гарцевать. Это было бы справедливо.

                    • Анонимно
                      18.07.2020 17:28

                      Вас или кто-то в заблуждение ввел или вы пишете намеренно неправду.
                      Пушкина при жизни переводили на множество языков, в Европе активно его читали еще тогда, Советские года тут как раз ни при чем.

                      Особенно точным к русскому пушкинскому тексту считался немецкий перевод , но и другие пользовались популярностью.

                      • Анонимно
                        18.07.2020 19:25

                        Есть переводы "Евг Онегина" в качестве экзотики. Это как перевод Рабиндраната Тагора на русский язык.

                      • Анонимно
                        18.07.2020 20:57

                        Я не в курсе, но если так, то это прекрасно.

                  • Анонимно
                    18.07.2020 20:26

                    "Tablet Magazine" - Переведено с английского языка.-Таблетка - американский еврейский онлайн-журнал, созданный в 2009 году путем переименования в Nextbook, онлайн-журнал некоммерческой организации Nextbook. Википедия (Английский язык)

                • Анонимно
                  18.07.2020 19:23

                  "Пушкин- великий поэт" только для знающих один- русский- язык. По сравнению с Шекспиром, Байроном он полное ничтожество.

                  • Анонимно
                    18.07.2020 19:46

                    Ну, на мой взгляд ничтожество - это человек, пишущий гадости про поэта, переведенного на сотни языков мира и читаемого несколько столетий после его смерти.

                    А так, конечно, поэта в полной мере вкусить можно только, если это твой родной язык.

                    А вот прозаиков и в переводе оценить можно - не зря же именно с Чехова в лондонском театре начинается каждый сезон, не зря и в школах всего мира изучают наших Толстого, Достоевского, Островского и т.д.

                    Засим откланиваюсь, почитать захотелось что-то)
                    Завидуйте молча!

                    • Анонимно
                      18.07.2020 23:55

                      А про Габдуллу Тукая, гордость и достояние татарского народа, можно писать гадости?

                      • Анонимно
                        19.07.2020 23:32

                        18.07.2020 23:55
                        Габдулла Тукай считал Пушкина своим УЧИТЕЛЕМ!
                        Интересно, КАК бы он назвал бы субъекта, столь радикально охарактеризовавшем Пушкина!

                    • Анонимно
                      19.07.2020 21:57

                      Читают, потому что он включен в школьную программу. За пределами программы читают только сказки Пушкина. Все остальное это ветхие литературные реликвии для любителей.

                • Анонимно
                  18.07.2020 19:36

                  Пушкин не русский.

                  • Анонимно
                    18.07.2020 21:28

                    19:36

                    Адам и Ева - самые первые татары!!!

                  • Анонимно
                    19.07.2020 10:54

                    Разницы нет, он основатель русской поэзии, в нем русскость во всем, также как татарин Тургенев и Державин создали произведения для русской культуры.

                    • Анонимно
                      19.07.2020 23:36

                      19.07.2020 10:54
                      Тургенев и Державин - русские!
                      Предки Державина и Тургенева СОЗНАТЕЛЬНО ОТКАЗАЛИСЬ от своей татарскости в пользу православия и НОВОЙ этнической идентичности! Иначе они (предки) НЕ стали бы ДОБРОВОЛЬНО переселятся из Золотой Орды на Русь и принимать православие!
                      их ПОТОМКИ, поколениями были по своему МЕНТАЛИТЕТУ абсолютно русскими, православными людьми! И будучи людьми ВОЕННЫМИ, они ВЕКАМИ воевали под русскими знаменами, в т.ч. и ПРОТИВ Османской империи и Крымского ханства!
                      А потом они, ПОКОЛЕНИЯМИ вступали в брак с русскими девушками, КАЖДЫЙ раз, получая ПОЛОВИНУ генов от матери!

                  • Анонимно
                    19.07.2020 23:34

                    18.07.2020 19:36
                    Скорее сообщите об этом миру! А тот ВЕСЬ мир заблуждается и ошибается!

                • Анонимно
                  18.07.2020 21:04

                  Так читать не было больше ничего на татарском, и читали Тукая. Это как вся деревня читает тот журнал, который виписывает кто-то из деревни.

                  • Анонимно
                    18.07.2020 21:29

                    Пардон, но здесь вы совершенно не компетентны,. Дилетант. После революции 1905 года начинается татарский ренессанс.. В десяти городах компактного проживания татар возникают собственные издательства, газеты и журналы, в Казани и Уфе появляется национальный театр. Огромное количество книг разных авторов. Только одна типография "Братьев Харитоновых " в Казани напечатало тиражом 15 млн. татарских книг разных авторов. То биш, Галимжан Ибрагимов, Гаях Исхакый, Фатих Амирхан, Мажит Гафури, и т.д. Учебники для щкол, философские издания.
                    газет и журналов было более 50 наименований. Только детских журнала было 2, женский журнал, сатирические журналы и газеты, газеты либерального, революционного, консервативного, религиозного, националистического и других направлений. Кроме этого И многое, многое другое. издавались переводы русских и зарубежных авторов.

          • Анонимно
            18.07.2020 22:19

            А вы это скажите татарам, и башкирам. Да и башкирам, для которых он свой, родной поэт. Это те 8 миллионов, которые тут иногда пишут. И это уже не потуги татаристов. Тукай он объединяет и татар и башкир. Он наш поэт.

          • Анонимно
            20.07.2020 08:49

            Он гениальный поэт.

      • Анонимно
        18.07.2020 16:41

        09.20
        Дус, а это не твое дело, согласись? Татароязычные сами промеж себя разберутся, какой графикой им писать.

    • Анонимно
      18.07.2020 09:33

      А вот смотрю на эти надписи, и для меня это абсолютно чуждая культура.
      Не может быть в России такого.

      • Анонимно
        18.07.2020 09:43

        Такое было. Надо вернуть.

      • Анонимно
        18.07.2020 10:05

        А в России и не было. А в Татарстане было. Я посмеивалась над своими бабушками, называя их неграмотными. Они читали и писали только на арабском языке. В советские времена в ведомости на получение пенсии запрещали расписываться по арабски. И бабушки посто ставили крестик, как неграмотные.

        • Анонимно
          18.07.2020 10:14

          Ничего по сути не поменялось)

        • Анонимно
          18.07.2020 20:48

          А что смешного? И то русский не нужен, это ты зная русский не можешь стать богатой и душой и материально а они были и думаю умерли татарами как и мои бабушки почувствуй разницу.

        • Анонимно
          21.07.2020 20:17

          А в России и не было. А в Татарстане было. Я посмеивалась над своими бабушками, называя их неграмотными. Они читали и писали только на арабском языке. В советские времена в ведомости на получение пенсии запрещали расписываться по арабски. И бабушки посто ставили крестик, как неграмотные.

          1 ПЛЮС МИНУС

          Мои бабушки ,благодаря политике Советской власти, писали родным письма на трех алфавитах-старшему поколению на арабском алфавите,среднему поколению ,кто учился в школе до тридцатых годов-на татарской латинице, тем ,кто учился в школе ,после тридцатых годов- на татарской кириллице.

          А вот "своим" грузинам и армянам Сталин и Микоян "по блату"сохранили их исторические алфавиты ,запретив их переводить на кириллицу,как всем остальным нерусским народам СССР.

      • Анонимно
        18.07.2020 15:29

        Почему не может быть, если есть.

    • Анонимно
      18.07.2020 10:24

      У Татар,есть своя Графика языка.

      • Анонимно
        18.07.2020 10:37

        Ага. Руническое письмо

        • Анонимно
          18.07.2020 11:32

          Почему Рунические ?Возьмём Китайские Иероглифы.Там много чего написано,про Татар.

          • Анонимно
            18.07.2020 12:56

            Про татар и татарами - это как бы разные вещи. Теперь у вас и китайцы от татар произошли? Совсем уже со своим пантатаризмом... позоритесь. Все уже смеются, некоторые пока удивляются

          • Анонимно
            21.07.2020 02:33

            /Почему Рунические?/
            Да, почему. Руна это от слова /ряну/ - обучение. Буквы меняются местами по определённому закону.

    • Анонимно
      18.07.2020 10:29

      Язык не татар, а пололовцв.
      У кочевников не тот образ жизни, чтобы писать. Хоть какая графика будет. ...не те просветители просвещают
      Все еще пишется.......вот только для кого?

      • Анонимно
        18.07.2020 10:39

        Какая у торговцев графика? Картинки рисовали на коже телят. Или узелки завязывали

      • Анонимно
        18.07.2020 13:14

        10.29. Язык не русских, а славян.
        Такое словоблудие можно тянуть бесконечно.

        • Анонимно
          18.07.2020 15:03

          Современный русский язык назывался до 1750 года московским и подарили его болгары, в течении времени дополнялся немецкими и татарскими словами, а позже Даль (швед) и Карамзин (татарин) довели его до нынешнего состояния

          • Анонимно
            19.07.2020 23:45

            18.07.2020 15:03
            А в Рязани -рязанским, в Твери - тверским, и т.п.
            Вот что писал "татарин" Карамзин:
            "История не терпит оптимизма и не должна в происшествиях искать доказательств, что все делается к лучшему: ибо сие мудрование несвойственно обыкновенному здравому смыслу человеческому, для коего она пишется. Нашествие Батыево, куча пепла и трупов, неволя, рабство толь долговременное составляют, конечно, одно из величайших бедствий, известных нам по летописям Государств; однако ж и благотворные следствия оного несомнительны. Лучше, если бы кто-нибудь из потомков Ярославовых отвратил сие несчастие восстановлением единовластия в России и правилами Самодержавия, ей свойственного, оградил ее внешнюю безопасность и внутреннюю тишину: но в два века не случилось того. Могло пройти еще сто лет и более в Княжеских междоусобиях: чем заключились бы оные? Вероятно, погибелию нашего отечества: Литва, Польша, Венгрия, Швеция могли бы разделить оное; тогда мы утратили бы и государственное бытие, и Веру, которые спаслися Москвою; Москва же обязана своим величием Ханам.
            Господство Моголов оставило ли какие иные следы в народных обычаях, в гражданском законодательстве, в домашней жизни, в языке Россиян? Слабые обыкновенно заимствуют от сильных. Князья, Бояре, купцы, ремесленники наши живали в Улусах, а Вельможи и купцы Ординские в Москве и в других городах. Но Татары были сперва идолопоклонники, после Магометане: мы называли их обычаи погаными; и чем удобнее принимали Византийские, освященные для нас Христианством, тем более гнушались Татарскими, соединяя их в нашем понятии с ненавистным зловерием. К тому же, несмотря на унижение рабства, мы чувствовали свое гражданское превосходство в отношении к народу кочующему. Следствием было, что Россияне вышли из-под ига более с Европейским, нежели Азиатским характером. Европа нас не узнавала: но для того, что она в сии 250 лет изменилась, а мы остались, как были. Ее путешественники XIII века не находили даже никакого различия в одежде нашей и западных народов: то же без сомнения могли бы сказать и в рассуждении других обычаев."
            (Н.Карамзин.)

        • Анонимно
          18.07.2020 18:03

          Алфавиты на основе кириллицы являются или являлись системой письменности для 108 естественных языков, включая следующие славянские языки:

          белорусского языка (белорусский алфавит),
          болгарского языка (болгарский алфавит),
          македонского языка (македонский алфавит),
          русинских языков/диалектов (русинский алфавит),
          русского языка (русский алфавит),
          сербского языка (сербский кириллический алфавит), также сербохорватского языка
          украинского языка (украинский алфавит),
          черногорского языка (черногорский алфавит), наряду с латиницей,

          • Анонимно
            18.07.2020 19:28

            Так называемая "кириллица"- это немного видоизменённый греческий алфавит. На нём писали задолго до попа Кирилла. Предложенный Кириллом алфавит называется "глаголица" и сейчас нигде не используется.

          • Анонимно
            18.07.2020 22:28

            Такой удивительный факт. Кириллическое письмо, которое называют славянским, создано в Великом ХАНСТВЕ Болгарском. Кириллом, или кем-то другим, достоверно неизвестно кто создал алфавит. Но известно то, что создан он по желанию Великих Ханов Болгарских. Тогда еще не утративших свое тюркское самосознание.

            • Анонимно
              20.07.2020 00:01

              18.07.2020 22:28
              Кириллица была создана в 863 г. Тогдашнего болгарского ХАНА звали БОРИС! После крещения, в том же году, он получил титул КНЯЗЬ и христианское имя МИХАИЛ! Вот такой вот, "не утративший"...

              • Анонимно
                20.07.2020 16:35

                Носил тюркский титул ХАН. Звали Борис, и что? Много татар и башкир носят имя Борис - Барис - Варис. Крещен - некрещен не имеет никакого значения, для национального самоощущения. Русские мусульмане, так и остаются русскими. Здесь важно только то, что крещение сподвигло на создание алфавита для своего народа. Я думаю и Асени, возродившие болгарское государство, позже, также знали свою генеалогию. И видимо свой язык. Иначе, с какой стати половцы стали бы помогать безродным пастухам в борьбе против могущественной Византии.

                • Анонимно
                  20.07.2020 20:06

                  0.07.2020 16:35
                  Хан, которого звали Борис, уже НЕ знал болгарского тюркского языка! Но считал себя болгарином, только славяноязычным.

                  • Анонимно
                    21.07.2020 22:04

                    20.06 Вы наверное еще знаете все его думы, кроме того, что он считал.

    • Анонимно
      18.07.2020 12:09

      8.48. Не реально. Хотя бы преподавать татарский алфавит на базе арабики для чтения старин татарских книг.

      • Анонимно
        18.07.2020 14:22

        12:09
        Что мешает преподавать татарский алфавит на базе арабики на компьютерных дистанционных курсах?

  • Анонимно
    18.07.2020 09:27

    09.20за свои язык переживайте, а не татарский.. . все это трудности временно..застой передивем.

    • Анонимно
      18.07.2020 09:33

      Зачем тогда выделять 100 лимонов рублей на спасение татарского языка? Просто для распила?

      • Анонимно
        18.07.2020 10:09

        09.33 не обломитесь! На русский миллиарды тратят, пропагандируя его за рубежом, где книги пылятся никому не нужные на русском и всякие пустые фестивали.

        • Анонимно
          18.07.2020 10:43

          Сравните обороты хотя бы Литреса, торгующего книгами на русском с тиражами, даже не проданными экземплярами, а тиражами татарской литературы

          • Анонимно
            21.07.2020 20:09

            10:43"Сравните обороты хотя бы Литреса, торгующего книгами на русском с тиражами, даже не проданными экземплярами, а тиражами татарской литературы"

            2 ПЛЮС МИНУС

            Сравните обороты Литреса с оборотами издательств Китая и успокойтесь!
            :)

        • Анонимно
          18.07.2020 11:54

          Давайте предположим, что выделено столько денег на развитие татарского языка, сколько вы хотите - да хоть 10 триллионов.
          На что конкретно предлагаете потратить эти деньги?
          Хотя бы 3 конкретные статьи расхода перечислите.

          • Анонимно
            18.07.2020 13:21

            1) Открыть национальный татарский университет
            2) установить стипендию 100 тысяч в месяц чтобы набрать побольше людей
            3) крутить так 4 года

            • Анонимно
              18.07.2020 14:03

              13.21 а потом слить это все стойло в КФУ, сказать "надо же, как интересно получилось", и снова ныть, что Москва нас душит и не даёт развиваться языку

            • Анонимно
              18.07.2020 20:58

              Класс.....

          • Анонимно
            18.07.2020 14:59

            Мне, моему другу и опять мне!

      • Анонимно
        18.07.2020 15:30

        100 лимонов считаю скудное выделение, на благое дело нужно увеличить сумму в десятки раз.

    • Анонимно
      18.07.2020 10:02

      Татары начали читать Булгарских писателей и начали просвещаться. И приписывать их к татарам. Г.Исхаки не татар, он булгарский писатель… Гаяз Исхаки - булгарский писатель! Себя татаром не признавал!
      Полтитческий проект «татария» видимо скоро уже исчезнет, это обьективность. Нет татарской нации. Нет истории и культуры у татарского проекта и не может быть... Всю историю булгаров и тюркских соседей пытаются выдать как татарская. Такая фальшивая история не признается разумными людьми. Вот потому то и боятся "татаристы" правды, которая выявит всю их воровскую сущность. Истинный сын булгарского народа гаяз исхакый никогда не называл себя презрительной кличкой "татарин". О чём он и писал в своём пророческом произведении "вырождение через 200 лет" он ясно понимал её губительность для булгарского народа! Только вороватые татаристы могут присваивать его произведения и считать его своим.

      • Анонимно
        18.07.2020 19:32

        Укажите точно где он "себя татаром не признавал". Вот что он пишет в книге "Идел-Урал": "Выше мы упомянули, что болгары, потерявшие свою самостоятельность и попавшие под власть Золотой Орды, позднее выступают под новым наименованием "казанских татар". То есть булгары и татары- один народ и вопрос "булгар или татар" просто нелеп.
        Если вы не можете обосновать своё мнение, лучше не пишите, иначе получается ложь.

  • Анонимно
    18.07.2020 09:58

    Все проекты по построению прострации столкнутся с реальностью. Последняя базируется на том, что мир выкатывается в новую экономическую депрессию. Поэтому на первый план стали выступать вопросы о хлебе насущном. Общество стало более атомизтровании как и в Средние веке. Теперь будем наблюдать возврат к цеховым или корпоративным принципам. Для части элиты возможен частичен возврат выдвигаемый автором статьи принципам, но для остальным близость проживания на определенной территории или же занятие одним делом будет более важным.

  • Альфрид, дружище. Заниматься рукописями - по сути заниматься наукой, согласитесь? Ибо простому обывателю они могут быть интересны, допустим, лишь как новая игрушка, купленная в магазине мамой. Надоела игрушка - ребёнком она отторгается. А наука, любая, не терпит суеты
    А как заниматься национальной наукой в отсутствие её аль маматер? Для этого нужен национальный университет. Российская же власть, как известно, по понятным причинам, делает всё, для того чтобы процесс создания татарского национального университета свести на нет.
    Причины-то ясны, как день. Согласны?
    Будет национальный университет, рукописями "татарской руники" займутся плотно - не сомневайтесь. А пока............

    • Анонимно
      18.07.2020 10:19

      Если найдется частный инвестор, то вариант возможен. Но в условиях закрытия границ и международной конфронтации винтовка будет определять победителей. Чужой/свой становится определяющее. Не здесь причина проигрыша татарских мыслителей. Оставались те кто иммигрировал и подстраивался под новые государства и тем самым прекращал быть же фактом носителем национальной идеологии.

      • Анонимно
        18.07.2020 20:54

        Разве эмигрировавшие Гаяз Исхаки и Садри Максуди перестали быть носителями национальной идеологии?

    • Анонимно
      18.07.2020 11:56

      Чем будет заниматься татарский национальный университет по вашему?
      В Болгаре разве не этим занимаются?

      • Анонимно
        18.07.2020 12:39

        Элита нужна либо для государственного строительства либо для надгосударственного строительства. Третьего не дано. Просто надо определиться с базисом проекта. В любом случае получим раскол на про московскую и про тюркофильскую. Первых будутрассматривать как манкуртов, вторые будут работать на хозяин
        Заморского и грабить свою якобы родину.

        • Анонимно
          18.07.2020 14:25

          12:39
          Разве не ЭТО было в Казанском ханстве - промосковская группировка и протурецкая группировка. ЭТО ВЫ уже проходили. Ничего не усвоили?

          • Анонимно
            19.07.2020 00:07

            Разве не ЭТО было в Казанском ханстве - промосковская группировка и протурецкая группировка. ЭТО ВЫ уже проходили. Ничего не усвоили?
            Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/474128

            Усвоили .
            Русские люди нас научили, что "надо быть подальше от начальства и поближе к кассе",спасибо им за хороший урок.

            То есть татарам надо в современном мире выбирать начальство ,которое как можно дальше от них географически расположено и быть поближе к своей нефти.
            :)

            • Анонимно
              19.07.2020 08:26

              00:07
              Дык, у вас НЕТ выбора в выборе начальства. Далеко оно или близко, оно всё равно НЕ ВАШЕ. А опять-таки или московское или турецкое...

  • Анонимно
    18.07.2020 10:02

    Дорогой Альфрид !!
    Очень и очень приятно читать эту тематику.
    Вы редко пишите на БО.
    У меня просьба пишите и больше пишите.
    Это культура которую Вы касаетесь и описываете она ушла куда то.
    Её надо понемногу возвращать.
    Дааа тот культурный слой интеллигенции который сейчас имеет Татарский народ это плод воспитания путанного вернее запутанного Татаро-Булгарского наследия.
    Были Булгары предками, не были, всё так не ясно.
    Вернее есть СИЛЫ которые потворствуют этой неясности,запутанности происхождения и жизненного быта.
    Короче Татар хотят представить ПРИШЕЛЬЦАМИ на ПОВОЛЖЬЕ.
    В СССР это культивировалось напрямую,запрещалось изучение быта и археология Золотой орды.
    Поэтому тот свежий глоток ПРОШЛОГО который Вы описываете есть Великое прошлое Татарской да и родственной Татарам до 99% Башкирской нации.
    Башкирский и Татарский языки отличаются только несколькими БУКВАМИ и то это по СЛАВЯНСКОМУ АЛФАВИТУ и почти всё нет разницы между народами.
    Тот же ЧАК ЧАК, тот же ЭЧПОЧМАК и так далее.
    По большому счёту Татары и Башкиры это ОДНА НАЦИЯ.
    Но!! этот факт игнорируется с 1917 года.
    Предлагаю Вам писать побольше на эту тему.
    с уважением
    Простой человек

    • Анонимно
      18.07.2020 10:28

      Простота хуже воровства. На Руси говорят....

    • Анонимно
      18.07.2020 10:38

      История местных поселений начинается с 8 века ДО н.э. , а не с того момента как приперлись евробулгары.

  • Анонимно
    18.07.2020 10:27

    кем «на самом деле» был поэт Гали Чокрый — татарином или башкиром
    -----------
    Статья носит несколько однобокий характер.
    Тот же потомок Гали Чокрыя - Гарифулла Кииков называл свой язык. язык своих соплеменников исконно башкирским. "Тач башкортча безнең телебез". Это тот язык, который называют западным диалектом башкирского языка. Конечно же он был башкиром.
    Правильным и корректным будет называть литературу, и язык на котором они написаны, до конца XIX старотюркским. Не старотатарским или татарским. Стремление назвать их татарским исходит из желания прихватизировать всю тюркскую культуру. В подавляющим большинстве, литература того периода, к казанским татарам не имеет никакого отношения. К тому же, до XIV века, предки казанских татар были "р"-язычным народом. Говорили на старочувашском языке. А старотюркский язык существовал уже многие столетия.

    • Анонимно
      18.07.2020 10:43

      Все ждал, когда же с-з "башкирский" назовут настоящим. Что то уж очень быстро.)))

      • Анонимно
        18.07.2020 14:32

        Как видите, западные башкиры ощущали свой язык башкирским, еще более 100 лет назад.

        • Анонимно
          18.07.2020 15:47

          14.32. Соврем литературн башкирск язык ближе к историческому татарскому золотоордынск языку.

          • Анонимно
            18.07.2020 22:31

            Нет никакого исторического золотордынского татарского языка. Есть язык ИСКЕ ТӨРКИ. Старотюркский.

            • Анонимно
              19.07.2020 00:52

              Золотоордынского татарского возможно и нет. Есть "золотоордынский литературный"и его называют чагатайский. Ближайшие к нему из современных языков, литературный узбекский и внезапно литературный татарский.

              • Анонимно
                19.07.2020 08:31

                Близки все тюркские языки. Тут нельзя выделить особо близких.

                • Анонимно
                  19.07.2020 11:02

                  Надо выбросить понятие "литературный язык". Язык любого литературного шедевра и есть язык народа.

    • Анонимно
      18.07.2020 19:43

      Ваша фраза "Тач башкортча безнең телебез"
      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/474128
      по-татарски выглядит так: "Тач татарча безнең телебез".
      А по-башкирски она будет выглядеть так: "Тап башкортса безнең телебез".
      Найдите пожалуйста две разницы.
      В моих словарях башкирского языка нет слова тач, и башкиры вообще избегают фонемы ч. Обычно они заменяют её на с, а с на һ.

      • Анонимно
        18.07.2020 22:41

        Не надо забывать, что до 15 века в Среднем Поволжье господствовал старочувашский язык. И до 19 века население было двуязычным. В 19 веке господствующим стал язык, нынешний, удивительно похожий на башкирский. Еще в конце 20 века, практически все чувашское и марийское население, немусульманское, владело башкиро-татарским на уровне родного языка. Т.е. оно скорее было бы ассимилировано татарами и башкирами. На языковом уровне. Это продолжение того процесса языковой ассимиляции чувашей и черемисов, мусульман. Которые стали называть себя татарами, в большинстве своем, в 20 веке.

      • Анонимно
        18.07.2020 22:58

        У вас ограниченные познания о башкирским языке.
        "Ч" зачастую меняется на "с". Но не всегда. Фонема "С" может и также остаться как "с", может менятся на "ҫ" (у минских башкир), может и на "һ". Но опять таки не всегда.
        Употребление "с" вместо литературного "һ" есть у также и у юго-восточных башкир. "Сөйәл" вместо "һөйәл". Употребление "з" вместо литературного "ҙ". Также у юго-восточных башкир. К примеру "ызғыш" вместо "ыҙғыш", "изылған" вместо "иҙелгән".
        Те же юго-восточные башкиры говорят "белән" вместо "менән".
        Также есть употребление "ж" или "җ" в начале слова, в зависимости от правил сингармонизма. В разных диалектах. Например "җәй", "жылы". В куваканском диалекте.
        В общем так. Разные диалекты - разные произношения.
        Не выставляйте свою безграмотность на всеобщее обозрение.

        • Анонимно
          19.07.2020 00:01

          22.58 Ой какой грамотный башкорт. Да назовите свой язык татарским и все. Тем более преценденнт уже есть, старшие товарищи вам помогут. В Кодексе Куманиксе народ говорит, что наш язык татарский, а их все равно назвали кипчаками.

          • Анонимно
            19.07.2020 08:32

            В Кодекс куманикус татарским язык называют католические монахи. А не сами кыпчаки.

            • Анонимно
              19.07.2020 09:50

              08.52 Вы хоть книгу-то прочли, чтобы так говорить?
              "Тюркский язык Кодекса в нем самом определен четырежды: в латинских выражениях итальянской части как куманский – соmаnicum 1,5; chomanicho 35 об., 2, а в тюркских записях более поздней немецкой части как татарский - tatarče 61 об., 25 «по-татарски»; tatar til 81 об., 32 «татарский язык». "
              Из книги Гаркавца.

              • Анонимно
                19.07.2020 12:23

                А к какому периоду относится немецкая часть? К началу 19 века?

                • Анонимно
                  21.07.2020 22:16

                  12.23. Все таки книгу Гаркавца не прочитали, а туда же. Такой ответ вас устроит?
                  "Время возникновения Кодекса обычно очерчивают периодом между 11 июля 1303 г. (по
                  иному прочтению – 1330 г. [Drimba, 1981]), согласно дате на первой странице, и 1362 г.,
                  когда вместе с другими книгами Ф. Петрарка подарил этот загадочный манускрипт
                  Венецианской Республике.
                  Изучение бумаги Кодекса по формату и водяным знакам позволило установить, что
                  тетради 1 и 2 написаны на бумаге «Realle», a третья – на бумаге «Reсute» тех
                  разновидностей, которые появились в Италии около 1310 г. Более того, знаки лл. 12/15 и
                  38/51 имеют особенности тех сортов бумаги «Realle», которые производились в Болонье
                  около 1330 г. Исходя из этого, Д. Дрюлль делает вывод, что две первые тетради (лл. 1-59)
                  возникли перед серединой 14 в. и являются второй или следующей копией неизвестного
                  оригинала. Третью тетрадь, приброшурованную позже, она тоже считает копией
                  приблизительно того же времени – за исключением оригинальных куманско-немецких
                  словарей, относимых к середине 14 в. [Drüll, 1980: 30-33]."

          • Анонимно
            20.07.2020 16:19

            Ой какой грамотный башкорт.
            ---------------
            Ахахаха... Такое бабье желание ущипнуть неприятного собесдника.
            А вы, милостивый государь, собственно кто? Мужчина или женщина?

            • Анонимно
              20.07.2020 17:27

              16:19
              А жарить лучше на растительном масле - оно меньше пригорает. Хотя на сливочном получается вкуснее.

        • Анонимно
          19.07.2020 00:18

          У развитых народов бывает один литературный язык, вместе с разными местными диалектами. А в Башкирии почти 100 процентов башкир говорят на татарском языке, а посему придумываются уловки типа "это северо-западный диалект башкирского языка". Если большинство народа говорит на этом "северо-западном диалекте", то логично его и выбрать литературной нормой, а не изобретать фальшивые отговорки вроде " у юго-восточных так, у северо-восточных эдак, а юго-западные по-третьему". Мне довелось побывать на трех башкирских курултаях, никто (никто!!!) там не говорил по-башкирски, все шпарили только на татарском или на русском языках. Включаешь канал БСТ, там кроме дикторов, никто не говорит на башкирском языке, исключительно на татарском говорят все. А посему начинаешь понимать, что т.н. башкирский язык - это искусственный волапюк, изобретенный для разделения одного этно-религиозного народного массива между Волгой и Уралом. Короче, направленная политика, не самого лучшего свойства.

          • Анонимно
            19.07.2020 08:34

            А вы не забывайте главного, ваши предки говорили на чувашском. Окончательно перешли на наш язык только в 19 веке

    • Анонимно
      18.07.2020 23:56

      10.276 "Тач башкортча безнең телебез".
      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/474128
      Прямо так и говорил? Ну, тогда это точно истинно башкирский язык, я согласен А вы давайтье, дальше творите свой мир, где нет татар, а только одни башкиры.

      • Анонимно
        19.07.2020 08:44

        Вообще то у нас один мир. Только там живут много разных народов. Не только одни татары.

        • Анонимно
          21.07.2020 22:21

          08.44 Так вы не в курсе поледнего треда башкирских ученых? По их последний теории, нет татар, все они башкиры, только татары сами об этом не знают, а они открывают нам глаза; и нет татарсеого языка, а есть западный диалект башкирского языка. Уже по этой теории защищают кандидатские диссертации.

          • Анонимно
            21.07.2020 23:13

            /Уже по этой теории защищают кандидатские диссертации./
            Кандидаты в мастера слова.

  • Анонимно
    18.07.2020 10:32

    К сожалению, автор оторван от жизни и истории татарского народа. И все, что связана с татарским народом, его менталитетом, ему кажется совковым. Кроме, наверное, старинных рукописей, которых он тоже называет персидскими или арабскими, только не татарскими. Это в корне ошибочный подход. Альфред брат, старинные рукописи - это твоя научная тема, но татарская история и жизнь татарского народа шире и богаче твоей темы. И Аллага шөкер!

  • Анонимно
    18.07.2020 10:32

    Чтобы что то писать нужны мысли. Графика не важно какая. А казанские историю половцев замалчивают, а языком половцев пользуются.

    • Анонимно
      19.07.2020 00:03

      10.32 Если язык половцев татарский, то почему они себя не называли татарами? У нас язык татарский, мы себя называем татарами. У них логика где?

      • Анонимно
        19.07.2020 09:26

        Когда печенеги, торки и половцы рассекали в степях татар и в помине не было))

        • Анонимно
          20.07.2020 11:25

          09.26 Только половцы разговаривали на татарском языке.

          • Анонимно
            20.07.2020 16:37

            Половцы разговаривали на своем родном языке, половецком. Татары в то время говорили по монгольски.

            • Анонимно
              21.07.2020 22:23

              16.37. Только вам противоречит Кодекс Куманикус, написанный в 1300-х годах. Сами половцы там называют свой язык татарским.

  • Анонимно
    18.07.2020 10:54

    "интеллектуальный потенциал рукописного наследия нужен нам именно сейчас."
    Вопрос: Что нового и необыкновенного прочитаем мы в этих рерторукописях?

    • Анонимно
      18.07.2020 11:07

      Ага. Мы наш, мы новый мир построим. ....где то подобное уже было)))

    • Анонимно
      19.07.2020 00:19

      "интеллектуальный потенциал рукописного наследия нужен нам именно сейчас."
      Вопрос: Что нового и необыкновенного прочитаем мы в этих рерторукописях?
      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/474128

      А что нового и необыкновенного мы прочитаем в берестяных грамотах Новгорода?

      О том, как одна женщина в 14 веке дала другой пряслице, а она "леди такая!"ей его не вернула?:)

      Но на эти исследования и раскопки каждый год тратятся огромные деньги,и о них с придыханием рассказывают все центральные СМИ.

      И только совершенно случайно в Интернете можно узнать,что в могиле монгольского воина,обнаруженной в двадцатые годы на территории Центральной России,были найдены средневековые монгольские стихи о тоске по родине,написанные чернилами на бересте.

  • Анонимно
    18.07.2020 10:56

    Рерторукописи это занятие Бустанова, его хобби, так сказать. Почему это занятие должно финансировать общество? Пусть занимается по зов души. .

  • Анонимно
    18.07.2020 11:02

    По сути, Хакимов мыслит ведь в этих же рамках. Если строго не придираться, что он чуть ли не всех и вся объявляет татарами. В этом же четко видится его стремление к «собиранию» не столько татарского, сколького некоего «нашего». Т.е. все это наследие «наше», независимо от того кем ты себя считаешь сейчас, татарином, башкиром, казахом.

    • Анонимно
      18.07.2020 11:19

      Казанские присягнули Багдаду, потом Стамбулу. Наверно, хотят, чтобы присягу давали им-вот и собирают все в кучу. План по валу, вал по плану.

      • Анонимно
        20.07.2020 11:26

        11.19 А что, казанские должны были присягнут Москве, которая их гнобит?

    • Анонимно
      18.07.2020 14:34

      Это называется ПРИХВАТИЗАЦИЕЙ. Объявить все тюркское татарским.

  • Анонимно
    18.07.2020 11:22

    Дореволюционное наследие в чем заключалось?
    Куда взор не кинь-экономика была имперской, а не региональной/татарской.

  • Анонимно
    18.07.2020 11:57

    Вся эта национальная возня идет в разрез с целостностью России - я так считаю.

  • Анонимно
    18.07.2020 12:01

    Неслучайно большевики старались побыстрее избавиться от мусульманской книжности — они инстинктивно чувствовали в ней угрозу на идеологическом уровне. По сути, книги на арабской графике формировали более широкое поле высокой культуры, культивировавшей в людях вкус (зәвык!) к саморефлексии и масштабному мышлению.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/474128

    Элита любого народа всегда более образована ,чем основная масса населения.
    Поэтому большевики первым делом расстреливали национальную элиту,и неважно какую-русскую, татарскую, казахскую, монгольскую(в Монголии).
    Простой народ ,который был менее образованным,обычно это поддерживал, потому,что не ценил культуру и образованность,предпочитая конкретные материальные блага.
    Исключение-некоторые северные народы ,которые прятали своих шаманов в тайге от чекистов,может быть потому,что они умели лечить людей.

    Слой образованных людей у татар,людей ,которые одинаково хорошо знали татарский,арабский,персидский(обычно это семьи мулл и татарских дворян) в нескольких поколениях был полностью уничтожен.А корни образованности у них были нередко очень глубокие.Был знаком с женщиной(сейчас уже покойной) предки которой,по её словам были татарскими муллами в течение ОДИННАДЦАТИ поколений,(у таких родов обычно всегда есть родословная-"шажере") и она говорила,что если бы она родилась мальчиком,то её бы тоже передали эту традицию.

    Теперь ,что касается татарские это или персидские рукописи.Была такая традиция у сельских мулл,зимой ,когда нет сельхоз. работ , переписывать Коран или другие тексты.
    Переписанные татарами лично для себя (а это большой труд) понравившиеся персидские и арабские и старо -татарские рукописи,это всё таки уникальное явление именно татарской культуры,которая была безвозвратна утрачена,у русских образованных людей не было такой традиции,поскольку они могли просто купить понравившиеся печатные французские книги.

    • Анонимно
      18.07.2020 13:00

      Какие глубокие познания и "адекватное" сопоставление: рукописные тетрадки полуграмотных мулл и (внезапно!) Французские печатные книжки на русском, я полагаю, языке. Это из серии, что если на мне кандибобер, это еще не значит, что я балерина

      • Анонимно
        18.07.2020 13:40

        13:00"Французские печатные книжки на русском, я полагаю, языке. Это из серии, что если на мне кандибобер, это еще не значит, что я балерина


        0 ПЛЮС МИНУС

        Если Вы были в "Ясной поляне",имении Толстого,то наверняка Вы видели огромный зал его личной библиотеки с большим количеством шкафов до потолка ,набитых потертыми книгами с закладками 18-19 века на четырех европейских языках.
        Эти книги собирали еще его предки,не только он сам .
        Да, и многие русские дворяне до революции свободно говорили и читали на европейских языках.
        Эта было для них нормой,в отличие от современной русской гопоты" с семками и пивом".
        А что касается Вашего пренебрежительного замечания относительно "рукописных тетрадок" на арабской графике ,то сначала попробуйте прочитать понравившуюся Вам книгу,а потом переписать её от руки или хотя бы набрать её на компьютере и сравнить затем глубину усвоения и понимания этой понравившейся Вам книги, тогда Вы ,может быть,и почувствуете разницу между печатной книгой и собственноручно любовно переписанной книгой.
        А может и нет.
        :)

        • Анонимно
          18.07.2020 14:28

          13:40
          Какой прекрасный совет! Его надо обязательно довести до сведения членов ФОРБС - пусть вместо тусовок переписывают любимые книги, хотя бы даже Коран. Вот они обрадуются - просто ринутся переписывать со скуки. Если не забыли как писать...

      • Анонимно
        18.07.2020 13:47

        12:01" полуграмотных мулл "
        Ха-ха-ха!
        Муллы были разные, те , о которых здесь шла речь,знали арабский язык и знали Коран наизусть (а это очень непросто)и имена своих предков и чем занимались их предки на протяжении одиннадцати поколений.

        Вот Вы лично можете назвать наизусть имена хотя бы семи поколений(стандартная норма для традиционной татарской культуры) своих предков и знаете чем они занимались?
        :)

        • Анонимно
          18.07.2020 14:10

          Лично я то как раз могу, но вот в жизни и в работе мне это никак не помогает. И я с людьми общаюсь, делаю общее дело, дружу не потому, что они знают, сколько мулл у них в роду было, а потому что они люди достойные и порядочные сами по себе. И неважно, какой национальности. А вот если он по жизни г.., то шежере его не спасёт. Знание наизусть Корана нужно исключительно тем, кто живёт в исламе. Я живу светской жизнью, с клерикалами сталкиваюсь только по случаю и в качестве получателя услуг и товаров. Ничего общего у меня с ними нет, и кругозор мой от незнания толкований сур и аятов шире не станет. П.с. гордиться тем, что целыми поколениями предки торговали "опиумом для народа" нелепо.

          • Анонимно
            18.07.2020 14:34

            14:10"П.с. гордиться тем, что целыми поколениями предки торговали "опиумом для народа" нелепо."

            -2 ПЛЮС МИНУС
            Ха-ха-ха!
            А учить крестьянских детей читать и писать в течение десятка поколений- это тоже по вашему"торговать опиумом для народа"?

            • Анонимно
              18.07.2020 18:16

              Если бы их не учили, торговать опиумом было бы сложней. Они же потом не в беллетристике читали, что надо мулле деньги давать

              • Анонимно
                18.07.2020 23:48

                18:16"Если бы их не учили, торговать опиумом было бы сложней. Они же потом не в беллетристике читали, что надо мулле деньги давать"

                0 ПЛЮС МИНУС


                Вы работаете бесплатно??

                Вам не нужно кормить себя , семью,платить за "коммуналку"?

                Тогда извините ,господин Абрамович, сразу вас не признал!))

              • Анонимно
                18.07.2020 23:51

                18:16"Если бы их не учили, торговать опиумом было бы сложней. Они же потом не в беллетристике читали, что надо мулле деньги давать"

                0 ПЛЮС МИНУС

                "Мулла учитъ бедныхъ детей
                и безъ всякаго хаира,

                ДАРОМЪ,
                потому что это считается чрезвычайно душеспасителънымъ трудомъ".

                Петр Знаменский. Казанские татары. Казань, 1910.

          • mad big
            18.07.2020 14:56

            Нелепо но весьма прибыльно.

            • Анонимно
              18.07.2020 21:01

              18.07.2020 14:56
              "Низшее образование (грамотность) впрочемъ значительно распространено между вс'Ьми татарами, не исключая женщинъ. Оно получается въ школахъ при мечетяхъ, низшихъ—мектебахъ и повыше — медресахъ. Каждый мулла занимается обучешемъ малъчиковъ своего прихода, а его жена учитъ обыкновенно девочекъ (за что величается устабикой—сударыней мастерицей). Кроме того, многия дети обучаются у своихъ отцовъ и матерей. За обучете въ школе полагается очень небольшая плата (хаиръ) или деньгами,—копейки по 2, 3, 5, много 10 въ неделю,—или же мясомъ, молокомъ, мукой, овсомъ и др. продуктами. Мулла учитъ б'Ьдныхъ детей и безъ всякаго хаира, даромъ, потому что это считается чрезвычайно душеспасителънымъ трудомъ".
              Петр Знаменский. Казанские татары. Казань, 1910.

              • Анонимно
                19.07.2020 08:49

                Опять Знаменский...
                Нет другого, более авторитетного источника?

                • Анонимно
                  19.07.2020 14:24

                  Более авторитетного источника и не бывает, Петр Знаменский - известный и признанный этнограф своего времени, профессор Духовной академии в Казани, между прочим, миссионер, очень критически относившийся к мусульманам. Но, по результатам своих научных исследований, он вынужден признать высокий уровень грамотности и развития татарского народа, ведь факты - упрямая вещь. Исследования П.Знаменского - еще одно важное свидетельство духовного и культурного ренессанса татарского народа в начале ХХ века. Именно это обстоятельство привлекало народы Поволжья принимать Ислам и становиться татарами. Председатель правительства Российской империи П.Столыпин, встревоженный этими процессами, даже созывал Особое совещание по мусульманскому вопросу.

                  • Анонимно
                    19.07.2020 17:51

                    Так. что за страшное озлобление случилось у татар, как пишет Знаменский? Когда, и где? Почему историки про сие ничего не ведают?

    • Анонимно
      19.07.2020 18:06

      Шежере опасная вещь для татарина.
      Покопавшись в своих корнях люди частенько узнают, что они вовсе и не татары.
      Не зря казанские светилы истории называют шежере фантазиями полоумных стариков.

      • Анонимно
        19.07.2020 23:58

        Любое шаджере - это документ, подтверждающий грамотность и глубокие письменные традиции татарского народа. Этого не было ни у одного народа Поволжья и Урала, включая русских.

        • Анонимно
          20.07.2020 16:39

          Шежере свойственно прежде всего башкирам и казахам. У татар их нет.

          • Анонимно
            20.07.2020 17:11

            У башкир и казахов не было письменности и системы образования вплоть до ХХ века. Все это им принесли татары за короткий период до 1917 года.

  • Анонимно
    18.07.2020 12:06

    "Тукай, Сабантуй и чак-чак...живут с нами"-какая глупая, избитая фраза.
    Не живет с нами Тукай, и не успел жить.
    Думаете, Тукая хотели оставить после революции, в этой мясорубке? Его не хотели оставить, но помогло, что Тукай критиковал религиозное духовенство, это большевикам показалось, что он религию критикует.Тукай наоборот хотел, чтобы религия стала настоящей опорой народа, они это тогда, к счастью, не поняли, но доступно для народа оставили немного только творчества Тукая, сильно сократив.
    Тукай прежде всего, если можно очень смело сравнить, это похоже чем-то на то же, какую Иисус Христос сыграл роль в истории религии-Христос поставил превыше всего Любовь и началась новая эра человечества, в буквальном смысле слова.
    А с Тукаем наверно должно было начаться новая эра татарской истории, но это оказалось очень, очень непросто.

  • Анонимно
    18.07.2020 12:33

    Какой интеллектуальный потенциал можно обнаружить в этих заплесневелых рукописях.Возможно споры о том стоит ли земля на слонах или китах.Это было детство народов.Вот и делят сейчас несколько дошедших фамилий на десятки стран и народов.И каждый доказывает что он наш.А они были люди мира и спокойно перемещались по миру вместе с караванами.Только получив советский паспорт человек узнавал татарин он или узбек.И только в советской школе он узнавал что земля круглая.А все эти рукописи представляют ценность просто как источник для написания очередной диссертации ничего общего не имеющей с реальной жизнью.Не зря же институт Марджани до сих пор не перевёл на общедоступный язык труды того в честь которого целый институт назвали.

    • Анонимно
      19.07.2020 00:38

      .Только получив советский паспорт человек узнавал татарин он или узбек
      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/474128

      Вы узбекам из Средней Азии это скажите!:)
      Если бы Вы жили в Средней Азии ,Вы бы наивно не думали ,что "узбек" это просто такое слово в паспорте , на самом деле это ОЧЕНЬ своеобразный образ жизни, очень специфический менталитет и даже своего рода жизненная философия.:)

  • Анонимно
    18.07.2020 12:34

    Марат. Дореволюционной книге "Русия тарихы" (История России) упоминается о мишарских татарах, киргизских татарах, башкирских татарах. Все мы тюрки России - татары. Кто то казанскии, кто-то мишарскии, кто-то башкирскии, кто-то крымскии.

    • Анонимно
      18.07.2020 13:02

      Это только малая часть татар-националистов так считает. А все перечисленные народы в упор такое "родство" не признают. Маленький народ, который страдает от мании величия и не признает народности в других

      • Анонимно
        18.07.2020 13:41

        Неизбежные болезни роста самосознания и самопознания.
        Но некоторые так и остаются в подростковом возрасте - читайте Библию и Коран.

        • Анонимно
          18.07.2020 14:12

          Кроме религиозных букварей другие источники Вам не доступны? Примите мои соболезнования в таком случае.

          • Анонимно
            18.07.2020 15:55

            Многие даже до чтения великих произведений Человеческой цивилизации - Библии и Корана - не доросли.
            Находятся в возрасте сосунков 3 - 7 месяцев.

  • Анонимно
    18.07.2020 16:54

    Все новые смыслы сейчас производятся в физике, технологиях, может еще в медицине и финансах.
    Понятно, что историкам хочется, чтобы все думали, что историческое прошлое спасет от небытия в будущем, но приоритетом является настоящие и будущие наука и технологии.
    К сожалению, знание исторических смыслов не может обеспечить достойное существование и более того, выживание на определенной территории. Именно технологии определяют - будет ли народ в будущем хозяином той территории на которой он проживает

    • Анонимно
      18.07.2020 19:32

      16.54
      Сами по себе технологии - это мускулы без головы (или без души, если угодно). Т.к. технологии ценны не сами по себе, а потому что облегчают достижение каких-то внематериальных целей. Знание уроков прошлого без владения технологиями - это голова, которая ничего не может сделать. Поэтому не совсем корректно противопоставлять исторические штудии и развитие технологий. Это одинаково важные вещи. Именно так развиваются сильные нации.

      • Анонимно
        18.07.2020 21:00

        Про какие уроки прошлого вы говорите? Приведите конкретные примеры, чтобы было понятно. Живите настоящим, создавайте ценности здесь и сейчас и сила ваша будет умножаться.
        Не пытайтесь уйти в сторону, говоря про мускулы без души. Самый последний исторический опыт показывает, что многие страны и населяющие их люди были побеждены именно технологиями, какую бы силу духа они не демонстрировали.

        • Анонимно
          18.07.2020 21:05

          Он прав. И физики и лирики обоюдно нужны стране, народу. Они дополняют друг друга.

        • Анонимно
          19.07.2020 01:02

          21:00"Про какие уроки прошлого вы говорите? Приведите конкретные примеры, чтобы было понятно. Живите настоящим, создавайте ценности здесь и сейчас и сила ваша будет умножаться.
          Не пытайтесь уйти в сторону, говоря про мускулы без души. Самый последний исторический опыт показывает, что многие страны и населяющие их люди были побеждены именно технологиями, какую бы силу духа они не демонстрировали.
          Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/474128

          Типичные примеры-"азиатские тигры"(Япония Ю.Корея,Китай).
          Осваивая новые западные технологии,они опирались и опираются на свои исторические народные традиции, они например,не отказались даже от своего "отсталой письменности " и религии в угоду Западу,как это сделала ,например , та же азиатская Турция при Ататюрке.:)

          • Анонимно
            19.07.2020 15:09

            А кто сказал, что эта (иероглифическая) письменность отсталая? Не выдумывайте не относящихся к делу примеров. Дело здесь не в письменности, а способе производства - в ЮВ Азии издавна преобладает коллективный труд, так называемая культура риса.
            У нас и на Западе изначально распространен индивидуальный труд - чтобы вырастить урожай пшеницы, способный прокормить семью в течение года не требуется объединенных усилий.

    • Анонимно
      19.07.2020 00:54

      К сожалению, знание исторических смыслов не может обеспечить достойное существование и более того, выживание на определенной территории. Именно технологии определяют - будет ли народ в будущем хозяином той территории на которой он проживает
      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/474128

      "Улитка,которая ползет в правильном направлении,

      достигнет цели быстрей,

      чем самый быстрый конь,

      который скачет не туда".

      Восточная поговорка.
      :)

      • Анонимно
        19.07.2020 15:02

        Мозг улитки не способен осмыслить, ползет ли она в нужном направлении.
        Конь легко раздавит любую улитку и даже не заметит.

        • Анонимно
          19.07.2020 16:11

          Товарищ, расслабься, это всего лишь поговорка, возникшая еще в средние века. Народная мудрость не задумывается о мозге улитки, а оперирует яркими образами. Сурьёзный ты мужик однако, но иногда не вредно и улыбаться.

  • Анонимно
    18.07.2020 18:10

    Ссылка на докторскую диссертацию этого то ли ассистента, то ли профессора умиляет. Не желаете ли диссер за 32 фунта прикупить? Но при всём при том этот текст - первый действительно годный текст от г-на Бустанова в БО. Тукай, конечно, наше всё, татарский Пушкин и тд... И это всё, что подарил миру в плане литературы татарский народ? Не маловато? А Дэрдменд? А Диас Валеев, в конце концов?

  • Анонимно
    19.07.2020 14:56

    Татары привыкли весело жить.
    Чак- Тукай-Сабантуй.
    Это очень примитивно.и очень весело.
    Потому что ,Народ, хочет веселиться .
    А, Религиозность в 21 веке некому ненужна.
    Насильно мил небулешь.

    • Анонимно
      19.07.2020 16:16

      Что народ веселый, это же хорошо, с такими не соскучишься. Но татары умеют и любят работать тоже, не случайно Татарстан - самый передовой регион страны. "Во многих областях общественной жизни Республика Татарстан сегодня является своеобразной витриной экономического, инновационного, культурного, социального развития. И как настоящая витрина, в глазах посетителя выглядит безупречно: в Казани и Елабуге - отличные дороги с удобными развязками, чистые ухоженные улицы, свежевыкрашенные фасады домов, идеально постриженные газоны, англоязычная навигация по историческим достопримечательностям. В Казани - множество новых зданий яркой архитектуры, в Елабуге - уютные аллеи и парки, с федеральной трассы М-7 видны въезды в зажиточные, ярко иллюминированные села".
      https://cyberleninka.ru/article/v/chto-delaet-tatarstan-uspeshnym-regionom

      • Анонимно
        19.07.2020 18:00

        Пишут М-7 самая продажная трасса России. Это имеет отношение к витрине?

        • Анонимно
          19.07.2020 19:18

          М-7 проходит и по другим регионам РФ, может, к тем регионам и относятся ваши байки?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль