Общество 
26.07.2020

Нафигулла Аширов: «Прослеживается нездоровая борьба между религиозными центрами»

Известный российский муфтий о том, как Фярит Ляпин ушел из ДУМ РФ, почему молчит Равиль Гайнутдин и кто придет на смену «бухарцам»

Тема громкого выхода ДУМ Ивановской области из состава ДУМ РФ продолжает обсуждаться в мусульманском мире страны. 73-летнего ивановского муфтия Фярита Ляпина, немало сделавшего для уммы в своем регионе, обвиняют в политике раскола, попутно вспоминая и других муфтиев, которые предпочли создать в свое время свои ДУМ. Один из них — это Нафигулла Аширов, который с 1997 года возглавляет ДУМ АЧР. В интервью «БИЗНЕС Online» он рассказал о своем взгляде на последние события.

Нафигулла Аширов: «Трудно понять, когда пожилому человеку, посвятившему большую часть своей жизни честному служению людям в различных сферах, высказываются угрозы подвергнуть его «духовному суду»!» Нафигулла Аширов: «Трудно понять, когда пожилому человеку, посвятившему большую часть своей жизни честному служению людям в различных сферах, высказываются угрозы подвергнуть его «духовному суду»!»

«ИСЛАМСКАЯ РЕЛИГИЯ, В ОТЛИЧИЕ ОТ НЕКОТОРЫХ ДРУГИХ, ВООБЩЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ НЕКУЮ СВОБОДУ МЫШЛЕНИЯ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ»

— Нафигулла хазрат, как вы оцениваете ситуацию вокруг выхода ДУМ Ивановской области из состава ДУМ РФ? Вы даже приехали в Иваново, чтобы поддержать местного муфтия Фярита Ляпина.

— Вопрос взаимоотношений двух религиозных организаций — духовного управления мусульман Ивановской области (ДУМ ИО) и духовного управления мусульман Российской Федерации (ДУМ РФ) — обрел широкое обсуждение в мусульманской среде нашей страны. Как заявил сам муфтий Ивановской области, это решение было принято в силу ряда объективных причин.

К такому шагу мусульман Ивановской области, со слов муфтия Фярита хазрата, могли побудить требования руководства ДУМ РФ изменить устав их организации, который лишал бы какой-либо самостоятельности в принятии решений в делах мусульман области и организации.

Если вообще говорить о принципах взаимоотношения религиозных организаций друг с другом, то общеизвестно, что они регулируются федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях». Призванный регулировать организационные структуры религиозных объединений, он гарантирует любой религиозной организации — не только духовному управлению, но и даже местной религиозной организации — полную свободу выбора в том, с кем и на каких условиях выстраивать отношения. При этом важно отметить, что все духовные управления, будь они областные или межрегиональные, к которым относятся такие, как ЦДУМ, ДУМ РФ, ДСМР, ДУМ Поволжья и ряд других, по закону выстраивают отношения с другими общинами сугубо на добровольной основе, исходя из желания и интересов мусульман своего региона.

Более того, данный закон, принятый в новой редакции, позволяет даже создавать автономные местные религиозные организации или религиозные группы вообще без участия духовных управлений, как предписывалось ранее. Это свидетельствует о том, что государство дает верующим свободу духовного выбора, а духовные управления, наоборот, стремятся к личной монополии на религиозную жизнь верующих. Подобное, на мой взгляд, неправильно, что и вынуждает верующих искать другие формы взаимодействия, основанные на исламском принципе совещательности, партнерства и взаимного уважения.

— Почему решение ивановского муфтията вызвало такой резонанс, а также гневную отповедь со стороны ДУМ РФ?

— Ну почему была такая неадекватная реакция, казалось бы, на абсолютно правомерное решение мусульман сохранить самостоятельность в решении религиозных и жизненных вопросов в рамках своей области, мне действительно неясно. Тем более трудно понять, когда пожилому человеку, посвятившему большую часть своей жизни честному служению людям в различных сферах, высказываются угрозы подвергнуть его «духовному суду»! Я, служа в религиозной сфере с 1978 года, ни разу не слышал, что такой суд существовал в советское время, а тем более не могу себе представить, что он должен появиться в современной России, отошедшей от тоталитаризма.

Конечно, такое нездоровое восприятие добровольного решения своих коллег по религиозной деятельности не может являться примером исламского общения, как и фактором укрепления единства, о котором мы часто говорим в теории, но забываем на практике.

Более того, исламская религия, в отличие от некоторых других, вообще предполагает некую свободу мышления и принятия решений, даже в религиозных вопросах, естественно, в рамках основополагающих принципов религии. Как мы знаем, даже во многих канонических вопросах есть разные мнения великих ученых-муджтахидов. И вот в таких различных мнениях великих ученых, основателей исламской практики, мусульмане находят для себя свободу выбора и действия, не выходя за рамки ислама. Вот этим он и прекрасен. А тут мы обсуждаем простое коллективное решение мусульман области по деятельности своей организации, которое никак не касается религиозных канонов.

Над этими фактами нам всем необходимо задуматься — как людям, представляющим духовные управления, так и просто мусульманам в корректном общении друг с другом.

«Никакого раскола среди мусульман нет, у нас общая цель — работать с учетом специфики своих регионов, строя партнерские взаимно уважительные отношения между как организациями, так и простыми мусульманами» «Никакого раскола среди мусульман нет, у нас общая цель — работать с учетом специфики своих регионов, строя партнерские взаимно уважительные отношения между как организациями, так и простыми мусульманами»

«Данный ПРОЦЕСС НЕ МОЖЕТ ЯВЛЯТЬСЯ ЧЬЕЙ-ТО МОНОПОЛИЕЙ, КАК И НЕТ НИ У КОГО НА ЭТО ПРАВА ВЕТО»

— Что вы думаете об обвинениях в адрес Фярита Ляпина о том, что он фактически обманул ДУМ РФ с изменением устава организации, отчего и должен быть предан «духовному суду»?

— Ну, как мне кажется, про «духовный суд» я уже сказал, а вот на счет «обмана» отмечу следующее. Люди, сведущие в вопросах религиозной жизни мусульман России, наверняка знают, что переход различных групп или организаций в ту или иную структуру абсолютно не нов. Более того, этот процесс затрагивает практически все мусульманские религиозные организации России, а не только ДУМ РФ и СМР. Как известно, в свое время многие организации отошли от ЦДУМ России, в том числе и Равиль хазрат Гайнутдин тоже создал ДУМ ЦЕР (духовное управление мусульман центрально-европейского региона), отделившись решением ряда общин от ЦДУМ России. Затем, как известно, ДУМЦЕР было переименовано в ДУМЕР и далее в ДУМ РФ. Притом, скажу честно, принятие таких решений хотя и делалось без какого-либо обсуждения с другими духовными управлениями, которые в то время уже давно существовали, но в этом к ним нет никаких претензий, так как решения были внутренним делом организации и общин, входящих в структуру.

Мы же знаем, что даже в Москве, не говоря уже о регионах, параллельно действует несколько независимых друг от друга духовных управлений. И каждое из них создано свободным волеизъявлением ряда мусульманских организаций или же учреждено каким-либо из существующих ДУМ. Данный процесс не может являться чьей-то монополией, как и нет ни у кого на это права вето. В качестве примера можно добавить, что в Москве сравнительно недавно, а точнее, 3 июля 2019 года, получил официальную регистрацию еще один муфтият под названием «Централизованная религиозная организация мусульман „Центральный муфтият“», и ничего экстраординарного не случилось. Поэтому рассуждать о каком-то обмане со стороны Фярита хазрата, когда решение о прекращении отношений с ДУМ РФ было принято в соответствии с внутренними положениями и свободным волеизъявлением мусульман области, излишне, как говорится, насильно мил не будешь.

Нездоровая борьба между религиозными центрами прослеживается сегодня в России очень сильно, когда муфтии в приоритет для себя ставят благополучие своей личной организации вместо того, чтобы бороться за человека. Идет схватка за мифическое влияние, которая отодвигает далеко на второй план борьбу за спасение людей от неверия, чтобы человек в конечном итоге обрел рай. Мы ведь, как бы там ни было, верим, что он будет. Но, желая его для себя, должны хотеть этого и для других. В том и заключается главная миссия духовных управлений, как и простых мусульман.

— Как вы оцениваете обвинения в адрес Ляпина, что тот способствует расколу в исламском мире? Такого рода тезисы звучат и в ваш адрес.

— Ни о каком расколе не может быть и речи! Что, они своим решением вышли из ислама? Как я уже привел пример выше, многие, в том числе и Равиль хазрат, в свое время по ряду объективных причин вышли из состава ЦДУМ России. И что, мы должны считать это решение расколом, а их раскольниками?! Исламский мир никогда ни строился на основе диктата и личных амбиций людей, которые нередко путают религиозные постулаты со своими личными воззрениями на религию. Сегодня в регионах действительно создаются муфтияты. Некоторые говорят о 80 муфтиятах. Но все-таки мы не будем брать эту цифру за основу, потому что есть крупные муфтияты, в их составе действует целый ряд региональных муфтиятов. К примеру, духовное управление мусульман азиатской части России не просто одно духовное управление, оно является централизованной организацией, объединяющей ряд региональных духовных управлений, которые с учетом специфики и условий своего региона выстраивают работу. Конечно, создание духовных управлений не должно являться самоцелью, делаться ради бахвальства количеством своих организаций. Когда число мечетей в том или ином регионе достигает определенного уровня, возникает вопрос их консолидации в рамках регионального духовного управления, которое будет взаимодействовать и представлять интересы общин перед органами государственной власти на местах.

Сегодня муфтияты в регионах работают по мере своих возможностей, финансовых в первую очередь, и это на повестку дня поднимает острый вопрос их финансирования, в том числе и из фонда поддержки исламской культуры, науки и образования, который ставит вполне благородную цель — оказание помощи мусульманским организациям в их уставной деятельности. Но, как известно, отдельные муфтияты, имеющие прямой доступ к этому источнику, не всегда учитывают потребности организаций в регионах, оставляя их один на один со своими проблемами. И это один из важных вопросов, не только касающийся финансовых взаимоотношений, но и являющийся, по сути, лакмусовой бумажкой уровня взаимоотношений внутри самой организации с ее членами. Потому никакого раскола среди мусульман нет, у нас общая цель — работать с учетом специфики своих регионов, строя партнерские взаимно уважительные отношения между как организациями, так и простыми мусульманами. 

«Духовные организации, как, впрочем, и люди, должны объединяться на основе духовной или идеологической близости, и, если кто-то с кем-то не сошелся, ничего трагического в этом нет» «Духовные организации, как, впрочем, и люди, должны объединяться на основе духовной или идеологической близости, и, если кто-то с кем-то не сошелся, ничего трагического в этом нет»

«ДУХОВНОЕ ЕДИНСТВО ЖИВО ТОЛЬКО ТАМ, ГДЕ ЕСТЬ СОВЕТ И СОВЕЩАТЕЛЬНОСТЬ»

— Насколько различным муфтиятам удается результативно взаимодействовать между собой?

— О каком обвинении в расколе может идти речь, когда мы тесно сотрудничаем со многими духовными и общественными организациями мусульман. У нас есть ряд соглашений о сотрудничестве, призванных координировать совместные усилия в решении различных вопросов. Например, с ДУМ Республики Татарстан и рядом других религиозных центров. В том числе мы сотрудничали и с советом муфтиев, но это имело смысл, пока он являлся советом, где муфтии могли совместно вырабатывать решения. Именно из желания придерживаться единства в решении общих целей и задач мы со всеми стараемся поддерживать духовное сотрудничество, к которому призываем и остальных. Но этого единства невозможно добиться волевыми директивами или тем более принуждением! Духовное единство живо только там, где есть совет и совещательность, учет всего спектра мнений духовных лидеров организаций и выработка решений на основе общего консенсуса. Только такое решение окажется приемлемым для широкого круга верующих, а иначе, как это часто случается, оно не будет стоить и той бумаги, на которой напечатано.

Я открыто и честно говорил о подобном и на последнем съезде СМР, где, к сожалению, в корне был изменен устав организации, что разрушило ее главную суть как совета равноправных организаций-партнеров. В своем выступлении перед всеми участниками съезда я говорил о методах, которые считаю ошибочными и неприемлемыми, особенно в религиозной деятельности. Совет изначально предполагает совещательность, обсуждение имеющихся вопросов, выработку общей позиции, но тогда этого не получилось. Более того, подобное вызвало у него желание обособиться от меня, отстраниться от обозначенных вопросов и их решения. Хотя то, что я высказал на съезде, было не попыткой революции в рядах СМР, а всего лишь результатом наших бесед и обсуждений с руководителями других духовных управлений в составе СМР и ДУМ РФ. Я и сейчас считаю, что эти важные вопросы, которые непосредственно влияют на жизнь мусульман и их организаций, должны обсуждаться в широком формате и совместно решаться.

— Что положительного дает умме нынешняя система, при которой в стране существует множество различных муфтиятов?

— В наличии различных муфтиятов в границах одной страны, особенно такой крупной, как Российская Федерация, нет ничего удивительного. Даже в период СССР в условиях тоталитарной власти существовало целых четыре независимых духовных центра, курировавших религиозную жизнь мусульман. Поэтому, когда в стране был принят либеральный закон, регулирующий религиозную сферу, нет ничего удивительного, что по инициативе мусульман в различных регионах страны создали духовные центры. Именно их стараниями резко выросло количество действующих мечетей — от сотен до нескольких тысяч.

Притом религиозные организации, как и те, которые представляют другие виды деятельности, могут объединяться, используя различные формы. Это могут быть ассоциации, советы или координационные центры, призванные регулировать и координировать их совместную деятельность. Например, в регионах Северного Кавказа действует координационный центр мусульман Северного Кавказа, много лет возглавляемый муфтием Карачаево-Черкессии Исмаилом хазратом Бердиевым. В данном органе участвуют все республики региона, но при этом Бердиев не касается их внутренних уставов, как и не ставит вопрос о личном назначении и отрешении муфтиев — глав духовных управлений, участвующих в работе координационного центра. Выбор формы и принципов взаимодействия должен исходить от самих духовных центров, а не навязываться извне. Духовные организации, как, впрочем, и люди, должны объединяться на основе духовной или идеологической близости, и, если кто-то с кем-то не сошелся, ничего трагического в этом нет. Например, сравнительно недавно две крупные мечети Пензы, как и в районах данной области, вышли из состава СМР, ДУМРФ и перешли в другое управление, никто же не стал драматизировать эту ситуацию. Понятия о братстве и этические нормы нашей религии не должны вообще позволять нам скатываться к недостойным выпадам, взаимным оскорблениям, а тем более к угрозам. 

Отвечая на ваш вопрос, скажу, что общины должны быть свободны в выборе того, с кем им удобнее и комфортнее вести свою религиозную и общественно значимую деятельность на благо людей.

— Почему глава ДУМ РФ никак не высказывается по нынешней проблеме, связанной с ивановским муфтиятом? Не считает нужным или думает, что эта тема не его уровня, а лишь личный конфликт Ляпина и зама Гайнутдина Дамира Мухетдинова?

— Что касается позиции Равиля хазрата по этому вопросу, хотя, как вы отметили, он не высказывается, думаю, тут как раз все ясно. Все, что исходит сегодня от ДУМ РФ и СМР в отношении Фярита хазрата или кого-то еще, несомненно, идет от самого Равиля хазрата. Думаю, что в детские сказки про «доброго царя» и злых «визирей» в лице говорящих голов этой организации мало кто верит. Выступления «аксакалов», заместителей или членов совета улемов (кстати, от последнего заявления которого многие улемы отреклись), конечно же, без санкции сверху были бы невозможны.

Касательно Дамира хазрата, насколько мне известно, у него нет никаких личных конфликтов с Фяритом хазратом, как их нет и у меня. Я, как и ранее, нередко общаюсь с Дамиром хазратом и никогда не слышал от него упреков или каких-либо нелицеприятных высказываний как в свой адрес, так и в отношении других. Он, являясь заместителем Равиля хазрата, просто исполняет поручения своего непосредственного руководителя. Видимо, как раз эта работа и бросает на него некую тень негатива, связанную с его, повторюсь, исполнением поручений, а не реализацией собственных инициатив.

«С ростом уровня религиозных знаний мусульман, а значит, и исламского самосознания самих религиозных лидеров, которые придут нам на смену, появится и осознание ответственности перед верующими» «С ростом уровня религиозных знаний мусульман, а значит, и исламского самосознания самих религиозных лидеров, которые придут нам на смену, появится и осознание ответственности перед верующими»

«ЭТИ ОБРАЗОВАННЫЕ МОЛОДЫЕ ЛЮДИ СО ВРЕМЕНЕМ ПРИДУТ НА СМЕНУ НАШЕМУ ПОКОЛЕНИЮ, НАЗЫВАЕМОМУ «БУХАРЦАМИ»

— Каким вы видите дальнейшее развитие федеральных муфтиятов?

Тут нужно сразу же отметить, что несведущие в хитросплетениях религиозной жизни российских муфтиятов часто ошибочно называют некоторые из них «федеральными». Фярит хазрат данное заблуждение недавно разъяснил, сказав, что говорить о наличии каких-то религиозных структур под названием «Федеральные муфтияты» абсолютно некорректно, а с точки зрения закона просто безграмотно. Другое дело, что сотрудники организаций часто, видимо, чтобы придать значимость своим боссам перед остальными, нарекают их не существующими в уставных документах эпитетами и званиями. Но такие неуклюжие потуги, как мне известно из бесед с людьми, ничего, кроме снисходительной улыбки, у большинства лидеров духовных управлений не вызывают. В действительности, если опять же обратиться к федеральному закону, есть только два вида религиозных организаций — это централизованные и местные. Притом в законе нет ни слова о каком-либо другом особом статусе религиозных организаций, отличающем одних от других.

Что касается развития духовных управлений, то оно, несомненно, идет по всем направлениям, будь то строительство мечетей или учреждение медресе, там, где это востребовано. Говоря о подготовке кадров, тоже можно сказать, что данный процесс дает хорошие результаты. Как вы, наверное, знаете, среди нового поколения исламских деятелей имеются знатоки Корана — хафизы и молодые люди, получившие глубокие знания в различных религиозных науках. Это очень заметно в регионах Поволжья, в которых довольно высокий процент высокообразованных молодых людей, где в одном селе можно встретить сразу нескольких хафизов. Подобным не может похвастаться ни московский регион, ни какой-то другой, кроме Кавказа, наверное. Сегодня многие из них, как говорится, могут дать фору большинству сегодняшних муфтиев, ограничивших свои знания лишь программой бухарского медресе. Несомненно, что эти образованные молодые люди со временем придут на смену нашему поколению, называемому «бухарцами», и будут строить духовные управления или, возможно, другие объединения, основанные на знании и незыблемости религиозных принципов сотрудничества.

— За последнее время появился муфтият Альбира Крганова, все больше разговоров о том, что хочет уйти на покой Талгат Таджуддин… Каков ваш прогноз развития муфтиятов, чья деятельность выходит за рамки одного региона?

— Как я уже сказал, создание централизованных или местных религиозных организаций регулируется федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях». И там, где есть желание и условия для создания новых объединений определенным количеством людей или организаций, они будут возникать, независимо от того, хочется это кому-то или нет. Другое дело, что притом не должно быть между ними нездоровой конкуренции, а тем более борьбы, что мы сегодня наблюдаем, с целью уничтожить друг друга путем различных заявлений и необоснованных доносов, будь то в прокуратуру или органы ФСБ. Часто это делается конкурентами с целью лишить оппонента регистрации или просто дискредитировать его в глазах властей и общества. Такого совершать ни в коем случае нельзя, потому что это не только наносит вред имиджу нашей религии, осуждающей клевету и доносительство, но и отвлекает государственные органы от важных дел, которые вынуждены реагировать на различные склоки между муфтиятами.

— Появится ли в российском исламе какая-то одна сила, которая станет притягивать к себе региональные организации, или, напротив, муфтияты будут еще больше ориентироваться на самостоятельность?

— Я уверен, что с ростом уровня религиозных знаний мусульман, а значит, и исламского самосознания самих религиозных лидеров, которые придут нам на смену, появится и осознание ответственности перед верующими. И она, несомненно, заставит искать необходимые формы совместной деятельности на благо религии и всего общества, как это мы наблюдаем во многих современных европейских странах. Сегодня, хвала Аллаху, в различных регионах и нашей страны уже есть высокообразованные признанные духовные лидеры, обладающие высокими знаниями в области религии и Корана, тут я ни в коем случае не имею в виду самого себя, как и многих тех, кого сегодня называют «бухарцами».

Разумеется, наше «бухарское» поколение религиозных деятелей сделало немало для создания новых духовных центров, восстановления духовно-нравственных начал ислама в постсоветском пространстве, это несомненный факт. Но вместе с тем, я уверен, сегодня претендовать на лидерство среди российских мусульман могут только те, кто уверенно сочетает в себе глубокие познания в области исламских наук, знание досточтимого Корана, а также неотъемлемое условие для духовного лидера — владение арабским как языком самого Корана. Тут у нас не должно быть никаких обид, ибо этого требуют современные условия, как и возросший уровень образования практикующих мусульман, которые уже на полном основании предъявляют соответствующие требования к тому, кто претендует на звание их духовного лидера.

Нафигулла (Нафик) Аширов — председатель духовного управления мусульман азиатской части России (ДУМ АЧР), сопредседатель совета муфтиев России.

Родился в 1954 году в селе Юрты Тачимовские (Шульгун) Тобольского района Тюменской области. Получил среднее образование и окончил областной техникум культуры. Со дня открытия мечети в Тобольске в 1979-м стал одним из активных членов общины мусульман; одновременно брал частные уроки по исламу у местного имама мечети. Затем работал в качестве муэдзина при мечети Тобольска и по ходатайству общины мусульман в 1980 году был направлен в бухарское медресе «Мир-и-Араб». В 1987-м, после завершения обучения, приглашен для работы в духовное управление мусульман европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС). Сначала был назначен ответственным секретарем, а вскоре управляющим делами ДУМЕС, исполнял обязанности заместителя муфтия Талгата Таджутдина. В 1990 году поступает в Исламский университет им. Абдель-Кадира (Константина, Алжир).

После обучения возвращается в Уфу и избирается первым заместителем муфтия. Затем Аширов активно включается в создание региональных духовных управлений мусульман и становится заместителем председателя новообразованного ДУМ Башкортостана. Один из инициаторов формирования и руководителей высшего координационного центра духовных управлений мусульман России (ВКЦ ДУМ), объединившего большую часть ДУМ, вышедших из состава ДУМЕС, а также ДУМ республик Северного Кавказа. На совете глав духовных управлений мусульман России и Северного Кавказа в 1994 году избирается председателем исполкома, а затем и председателем ВКЦ ДУМ России.

Нафигулла Хучатович является почетным членом попечительского совета международной организации «Исламский призыв» со штаб-квартирой в Хартуме (Судан); членом попечительского совета созданной в 2000 году европейской исламской конференции, объединившей исламские организации стран Европы. Участвует во многих международных конференциях и симпозиумах, встречается с лидерами ведущих исламских стран и руководителями международных исламских организаций. При участии Аширова подписан ряд соглашений о сотрудничестве между мусульманскими организациями России и зарубежными исламскими фондами и организациями, через которые он инициировал строительство мечетей и медресе в различных регионах РФ.

Является одним из самых энергичных исламских деятелей на постсоветском пространстве, обладает хорошими организаторскими способностями, большое внимание уделяет развитию международных исламских связей. При сотрудничестве с международными исламскими университетами Аширов вносит большой вклад в подготовку богословских кадров, активно поддерживает идею исламского единства и братства при наличии различных религиозных школ. При его содействии в Москве был открыт исламский колледж «Расуль Акрам». В августе 1997 года на конференции мусульман Урала, Сибири и Дальнего Востока был избран председателем ДУМ АЧР. В 1998-м на расширенном заседании совета муфтиев России избран его сопредседателем.

Являлся одним из инициаторов создания и активным функционером союза мусульман России и движения «Рефах».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (40) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
26.07.2020 09:55

У них там министерства с госфинансированием и з/п из бюджета. Это совсем другая система. Думаю, если с гарантией обеспечения, то муфтияты сами собкрутся под одним крылом. А так какой толк от дум рф: деньги не дает, а твои заслуги себе приписывает, еще и отчеты требует

  • Анонимно
    26.07.2020 09:05

    Ждем ответа от пресс службы Дум рт. Ведь она первая распространила информацию от Ляпина.

    • Анонимно
      26.07.2020 10:20

      Религия сегодня - это бизнес.
      Мусульманская, как практически вновь образованная менее 30 лет назад - тем более.

      Вопрос: Где Ляпин, руководитель ивановского муфтията и общин, проводит намазы?
      Правильно: в Иваново.
      Вопрос: Где Аширов, руководитель Сибирского муфтията проводит намазы?
      А вот неправильно - не в Тобольске и не в Иркутске с Красноярском.
      В Москве.
      И не проводит, а участвует.

      И эти дрязги, сотрясающие московские муфтияты, давно стали регулярными.
      Они уже 30 лет ставят друг другу подножки, не дают строить друг другу мечети в Москве, заявляя потом о кознях властей и москвичей.
      Глядя на это, давно уже пришла мысль, что эту общественную нишу надо национализировать.
      Сделать государственной.
      Как Единую службу религиозного быта.
      С чётким калькулятором, стандартами и финансированием.

      • Анонимно
        27.07.2020 00:00

        Муфтий не имам, чтобы сидеть в каком-то городе в провинции, он обеспечивает и помогает мечетям в решении их вопросов

        • Анонимно
          27.07.2020 09:06

          Ну да, ну да.
          То то Самигуллин всё время проводит во Владивостоке.
          А Бердиев в Калининграде.

    • Анонимно
      26.07.2020 15:13

      Надо брать комментарии к ситуациям, в религиозной среде и у других имамов, например активные комментаторы Данияр Имашев (Астрахань), Илгизар Сагдиев (Самара), постоянно интересное мнение у Нафигуллы Аширова, также можно послушать мнение Саратовской стороны, Мордовии, Пензы.

      А особенно совет улемов дум рф, поимённо кто участвовал в обсуждении!

    • Анонимно
      28.07.2020 13:34

      При чем здесь ДУМРТ?!
      А, что по вашему информация о выходе общин, мечетей и духовных управлений от ДУМРФ или СМР, засекречена?
      Недавно, вот Забайкальский муфтият покинул СМР и, что? Небо рухнуло? Это живой процесс, кто с кем находит общий язык, тот с тем и дружит и работает

  • Анонимно
    26.07.2020 09:19

    Плевать.вы только за деньги дерётесь.

    • Анонимно
      26.07.2020 23:58

      Плевать - дело не хитрое!
      Но, чтобы птнять суть проблем, изложенных в интервью, нужно знать религию и иметь мышление

  • Анонимно
    26.07.2020 09:24

    Уважаемый Нафигулла хазрат забывает сказать про пример исламских стран. В Саудовской Аравии и даже в светской Турции действует одна единственная структура для исламских вопросов. А он нам про разобщённость как норму соловьём заливает. И да: было бы неплохо если этот муфтий ссылался бы на шариат, а не только ФЗ светского государства.

    • Анонимно
      26.07.2020 09:55

      У них там министерства с госфинансированием и з/п из бюджета. Это совсем другая система. Думаю, если с гарантией обеспечения, то муфтияты сами собкрутся под одним крылом. А так какой толк от дум рф: деньги не дает, а твои заслуги себе приписывает, еще и отчеты требует

    • Анонимно
      26.07.2020 10:13

      На Казанском престоле всегда были чужие ханы, которые мутил и воду.

      • Анонимно
        26.07.2020 11:14

        А что в Москве цари были от глубинного народа? Насмешили.

        Sheldon

        • Анонимно
          26.07.2020 19:43

          Да, были. Может, вы назовёте гаплотип русских царей? У них не было скандинавского гаплотипа, так что утритесь.

          • Анонимно
            26.07.2020 20:04

            Конечно не было скандинавского, откуда у немцев Романовых скандинавский гаплотип? )))

          • Анонимно
            26.07.2020 20:18

            Для тупоголового. Гаплогруппы и у татар и у русских примерно одинаковые. А вот цари у русских принадлежали Гольштейн-Готторп-Романовской династии, младшая ветвь Ольденбургской династии, начиная с 1762 года.

            Sheldon

            • Анонимно
              26.07.2020 21:29

              Если такой умный, напишите гаплотип Романовых. И посмотрим. И причём тут ветвь фамилий?

            • Анонимно
              26.07.2020 21:30

              Цари были у русских? Эти цари были и у татар))) причём татары этим царям верно служили.

    • Анонимно
      26.07.2020 10:54

      Когда это СА и Турция превратились в федерацию? Это унитарные страны и муфтияты у них унитарны. В Евоопейском Союзе тоже тысячи мечетей и также нет единого муфтията, в США - также.
      Все страны разные.

  • Анонимно
    26.07.2020 10:08

    Власть и деньги , вот и проблема . Все пытаются тянуть одеяло в свою строну или получить больше влияния и власть . Тоже самое происходит сейчас у провославных ! Люди уходят от догмы !!! И понимают истину в разных плоскостях ! Образование , уровень веры , опыт жизненный , человеческие качества , корысть , алчность , власть . Истину трактуют каждый по своей степени и уровню , отсюда и проблемы ! Срослись ещё с властью !!! Хотя истина учит борьбе с враньем , коррупцией , несправедливостью , а сейчас молчат и потакают всему . Поэтому происходит раздор и делёж ! Истина одна и Мораль одна !

  • Анонимно
    26.07.2020 10:36

    Нафигулла хазрат красавчик, четко все разъяснил!

    В Дум рф навязывают культ личности Равиль хазрата, а это не только не приемлимо, но ещё и греховно!

    Надеюсь! что фонд начнет помощь напрямую в регионы, ведь он заинтересован в распространении истины!
    Бизнес онлайн спасибо за интересную статью!

  • Анонимно
    26.07.2020 11:15

    ДУМ РФ связи в исламе надо развивать по горизонтали, а не по вертикали, как в РПЦ.
    В своё время так делал Гусман Хазрат в ДУМ РТ и добился наибольших успехов, нежели все муфтии в России.

    • Анонимно
      26.07.2020 15:47

      Гусман , когда к нему в конце 90-х приехали татары из Сибири, с предложением сделать Всероссийский татарский муфтият от Калининграда до Находки, сказал: Мне в Казани хватает...
      Чисто казанская местечковость.
      Испугались за пределы даже нос показать.

      • Анонимно
        26.07.2020 20:10

        Вот вы бы такой не местечковый и взялись за такую важную работу. Гусману перед Создателем отвечать за свою умму, это очень большой груз ответственности.

  • Анонимно
    26.07.2020 11:31

    Мне кажется, что сама идея создания всех этих структур в исламе, противоречит самой сути религии. Между богом и человеком верующим не должны стоять посредники. Есть молитвенный коврик, вот и молится человек, зачем все эти управления? Думаю, что это задумка коммунистов, чтобы управлять этой религиозной массой, чтобы она была под их контролем. А теперь под контроль власти чиновников. Есть некая первичная община, она может содержать мечеть, учить там детей, организовывать жизнь общины, помогать людям. А зачем выстраивать вертикаль власти над ними? Если надо, могут для решения каких-то задач и объединится временно. А так, чтобы иметь целую структуру управления над собой, зачем?

    Sheldon

    • Анонимно
      26.07.2020 14:48

      Взгляд в корень. Именно так все и выглядит. Партийные ячейки, централизованно управляемые. Очень удобны и под контролем власти

  • Анонимно
    26.07.2020 11:33

    Прекрасный анализ ситуации.Хазрат'
    поздравляю. Желаю благополучия.
    Д.Исхакоа

  • Анонимно
    26.07.2020 11:47

    Политика разделяй и властвуй в действии, кто то протирает ручки, наблюдая на разборки духовных управлений мусульман.

  • Анонимно
    26.07.2020 16:37

    Тайная полиция всех под контролем хочет держать черец московский муфтият. Чтобы все образно говоря шеренгой ходили. Казань это отлично понимает и в силу возможностей старается держать образно говоря свою линию.

  • Анонимно
    26.07.2020 17:54

    Хазрат - красавчик.

  • Анонимно
    26.07.2020 23:24

    Мечети без муфтията могут существовать и работать а вот муфтият без мечетей как генерал без армии ))

  • Анонимно
    27.07.2020 08:13

    Генералов без армии много, им так даже лучше, нет никаких проблем.

  • Анонимно
    27.07.2020 08:29

    А как по исламу правильно будет?
    Никто не пишет, как поступать по исламу!
    Как вытраивать работу по исламу?!

    Читаю историю, халифы назначали в регионы руководителей, никого там не выбирали. Может есть другие книги, которые не опубликованы ещё в России.

    В Турции и Египте, там тоже выбирают или все такие назначают?

    В ДУМРФ, вроде выбирает община, а а потом утверждают в Москве. Посмотрите в СМИ, может не правильно понял.

    Закон даёт нам широту для создания структуры, но необходимо выстраивать работу на основе Ислама!

    Муфтий Аширов красиво поет, высказался как юрист, но не озвучил позицию ислама.

    Насколь мне известно, в 90-е многие вышли из ЦДУМ не по своей прихоти, а по причине того, что его руководитель не всегда был дееспособным.
    Тут же, совсем другая ситуация. Обман и подлог документов (понимаю, что буду забанен, но так и есть) и следование своему нафсу, - в первую очередь, а закон и тем более ислам, это уже на второстепенных позициях((

    • Анонимно
      27.07.2020 16:59

      Не хорошо так выражаться "поет ни поет"! Аширов высказал свою позицию, которую посчитал правильной со своей стороны и исходя из своего многолетнего опыта. А Гайнуддин далеко не халиф и не министр по делам религии, как в мусульманских странах, сто в качестве примера вы приводите. ДУМРФ вместе с СМ России всего лишь одно из многих духовных управлений, котрые не курирую даже 10% мечетей в России.
      Татарстан -1600 мечетей, Дагестан - более 4500 мечетей, Чечня и другие духовные управления, а также ЦДУМ имеет свои мечети во всех регионах страны. О чем тут вообще речь, какой там назначать, какой там халиф?!!!

  • Анонимно
    27.07.2020 11:35

    Друзья мои !!
    МОНОЛИТНОСТЬ,ЕДИНСТВО это понятие интеллекта.
    Человек должен понимать что единство это сила.
    Кино помню грузинское, про Царя Грузии,где показывался пример единства в том что если взять СТРЕЛУ и она одна легко ЛОМАЕТСЯ,а когда ПУЧОК СТРЕЛ сломать почти невозможно.
    Так вот ЕДИНСТВО понятие философское и должно входить в арсенал ИНТЕЛЛЕКТА НАРОДА или группы.
    Итак, Грузия и Грузинские народ не поняли этого примера Царя Грузии,так она Грузия остаётся разъединённой..
    Так и МУСУЛЬМАНЕ России не едины потому что не ДОРОСЛИ УМСТВЕННО,ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО как Уважаемые Грузины.!!
    И этот уважаемый Фярит Ляпин не ДОРОС!!
    И Уважаемые руководители ДУМ РОССИИ не доросли.
    И Уважаемый НАФИГУЛЛА Аширов!!
    Нельзя кого то отдельно обвинить.
    Все ВИНОВАТЫ,потому что не доросли.
    Видимо добиться единства, это очень сложная ВЕЩЬ!!
    с уважением
    Простой человек.

  • Анонимно
    27.07.2020 15:09

    Друзья мои !
    Кризис в Мусульманской уммме нетттттт!
    Кризис в руководстве Ислама России.
    Расколы Расколы и Расколы.
    На Расколах построена вся власть в Исламе России.
    ДУМ создался из Раскола ЦДУМ.
    Епархия эффенди Фярита Люпина возникла из ЦДУМ РФ.
    И так далее.
    Как МАТРЁШКИ.
    Вам ЛИДЕРАМ ИСЛАМА РОССИИ не надоело быть МАТРЁШКАМИ?
    Вообще то за ПОДЪЁМОМ идёт СПАД,
    Это КЛАССИКА.
    в РПЦ начался уже СПАД с появлением НОВОГО МЕССИИ в СИБИРИ.
    Правда ИМУЩЕСТВО НАРАСТАЕТ за счёт помощи ВЛАСТНЫХ СТРУКТУР.
    В Исламе пока идёт подъём за счёт того что в СССР был запрещён по ФАКТУ ИСЛАМ.
    По этой причине шло НАРАСТАНИЕ в ИСЛАМЕ РФ.
    Неужели РАСКОЛЫ это первые признаки МЕЛЬЧАНИЯ ИСЛАМА в РФ вначале а потом .........
    Если УВАЖАЕМЫЕ НАФИГУЛЛЫ АШИРОВЫ И Фякряты Ляпины не одумаются.
    с уважением
    Простой человек

    • Анонимно
      27.07.2020 19:19

      Даже нет и поверхностных знаний о ситуации в исламе РФ, а пишете о каком-то расколе! Что, если не хотят работать с Гайнуддином, сразу раскольники?
      Татарстан с 1700 мечетей, а у Гайнутдина 170 общин, кто кого должен слушать?! Муфтий Татарстана знает Кур’ан наизусть и арабский язык, а Равиль хазрат ни того ни друго толком не знает, не говоря уж об арабском языке, кроме Салям алейкум!

  • Анонимно
    27.07.2020 17:09

    Простой человек о каком единстве, можно говорить, когда выделяются сотни миллионов на деятельность всей дум, а региональные и местные религиозные организации нищенствуют!!!
    Может для начала сделать открытым отчет от куда берутся и куда тратятся финансы и сколько "выделяется" региональным и местным организациям???
    Хватит проводить мероприятия и день рождения по десяткам и сотням миллионов, достройте мечети, медресе помогите нуждающимся имамам, решите вопросы насущные общин и мулл, а потом поговорим о единстве!
    А пока прослеживается только жажда наживы у руководителя дум!

  • Анонимно
    27.07.2020 21:36

    Один из умных , толковых людей в мусульманском мире. Жаль что он в основном в тени находился . Если бы везде были бы такие личности , то это было бы только на пользу людям.

  • Анонимно
    28.07.2020 01:50

    Борьба за авторитет это нормально, в религиозной среде тоже.

    • Анонимно
      29.07.2020 14:27

      Какой авторитет? За счет религии авторитет?
      Нет ни какой борьбы за авторитет, а есть желание работать и созидать без диктата и указаний, которые идут в разрез с интересами мусульман регионов. Эти московские имамы хотят жить и живут за счет того, что как бы перед государством они представляют мусульман регионов, но это ни так! Они просто на словах эксплуатируют это и получают за это деньги, но регионы ни чего от них не имеют. Кто то тут же писал, что они свои мероприятия на миллионы проводят, а мечетям крышу не на что обновить, не говоря уже о зарплатах. Поэтому молодые имамы, получившие образование из-за финансовой нестабильности работают на стройках или уходят в бизнес.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль