Общество 
26.07.2020

Вояж по будущей М12: «У всех родственники в Москве, наши мужики работают там вахтой»

Новый автобан поможет жителям Кайбиц заработать на стройке и в кемпингах. Но казанские дачники по соседству против. Часть 1-я

На этой неделе стал известен свежий вариант трассировки скоростной платной трассы Москва – Казань. 145 км дороги (7-й и 8-й этапы строительства) должно пройти по Татарстану, причем около 60% пути разрезает территорию Кайбицкого района РТ. «БИЗНЕС Online» начал свое путешествие из самой западной точки республики, проехав весь 7-й этап будущего автобана вплоть до места, где должен появиться мост через Волгу. Путевые заметки — в нашем материале.

Виталий Тимофеев (справа): «Люди постоянно  приходят в сельсовет и спрашивают: „Ну, когда же будет новая дорога?“ Наверное, это для всех будет хорошо, если раньше из Москвы к нам ехали 9-10 часов, то теперь время составит 4-5 часов» Виталий Тимофеев (справа): «Люди постоянно приходят в сельсовет и спрашивают: «Ну когда же будет новая дорога?» Наверное, это для всех окажется хорошо, если раньше из Москвы к нам ехали 9–10 часов, то теперь время составит 4–5 часов»

«НАСЕЛЕНИЕ В ОСНОВНОМ КРЯШЕНЫ И НЕКРЕЩЕНЫЕ КРЯШЕНЫ»

Жителей Кайбицкого района некоторые называют «западниками», и дело не только в географическом расположении. Да, эта земля самой последней в республике встречает закат солнца, и так получилось, что будущий платный автобан Москва – Казань (М12) первым делом, входя в Татарстан, пересечет именно его границы.

Но местные отличаются и «западностью» мышления, а именно смелостью суждений и упорством в отстаивании собственных прав. Так, в 2014 году именно здесь должен был появиться полигон твердых бытовых отходов площадью 10 га, куда свозили бы на переработку весь мусор из Чувашии. Вернее, де-юре полигон находился бы на территории Канашского района ЧР, но буквально впритык к кайбицкой земле. Тогда общественность, объединившись с активистами из чувашских деревень, подняла шум, в результате «мусорщики» вынуждены были перенести свое детище в Новочебоксарск, где сейчас и благополучно складируют ТБО. Через эту «отвоеванную» землю и должен проходить автобан, который построят к 2024 году.

«Новая дорога М12 будет проходить по территории Кайбицкого района, первым в Татарстане станут заезжать к нам, — рассказывает „БИЗНЕС Online“ глава Старотябердинского сельского поселения Виталий Тимофеев. — Сначала со стороны Чувашии — Канашский район, рядом с деревней Яманово, затем будет выходить из лесного массива и по прямой проедет между двумя деревнями — Старотебярдино и Янсурино, потом заезжает в лесной массив в Чувашии и оттуда выходит на Хозесановское сельское поселение». 

«Новая дорога М-12 будет проходить по территории Кайбицкого района, первым в Татарстане будет заезжать к нам» «Новая дорога М12 будет проходить по территории Кайбицкого района, первым в Татарстане станет заезжать к нам» Нажмите, чтобы увеличить

Оба села (Старотебярдино и Янсурино) расположены на месте компактного проживания крещеных татар. Особо уникальное из них Старое Тебярдино (Иске Тәрбит), «Википедия» нас информирует, что местное «население в основном кряшены и некрещеные кряшены». Т. е., несмотря на то что на дворе XXI век, недалеко от Казани можно встретить, простите за тавтологию, татароязычных язычников. Правда, по словам Тимофеева, не сказать, что апологеты многобожия рьяно придерживаются древнего верования предков, но зато они со своими крещеными соседями едины во мнении относительно перспектив строительства автобана, пусть и платного.

«Люди постоянно приходят в сельсовет и спрашивают: „Ну когда же будет новая дорога?“ Наверное, это для всех окажется хорошо, если раньше из Москвы к нам ехали 9–10 часов, то теперь время составит 4–5 часов, — продолжает наш собеседник. — Трасса между двумя деревнями, там будет эстакада снизу и для техники, и для скота. Заезд на автобан построят около населенного пункта Маяк в Чувашии, рядом с Ульяновской трассой. Там будет развязка — въезд и съезд с автобана». Т. е., согласно проекту, как говорит глава сельского поселения, из родной деревушки на М12 никак не попасть, придется ехать примерно десяток километров до деревни Маяк Канашского района.

Солидная часть населения уезжает отсюда вахтовым методом работать не в Казань, а сразу в Москву, где, и это не секрет, зарплаты превышают средние по району Солидная часть населения уезжает отсюда вахтовым методом работать не в Казань, а сразу в Москву, где, и это не секрет, зарплаты превышают средние по району

«ЕСТЬ ОПАСЕНИЯ, ЧТО УНИЧТОЖАТ ЛЕС, А НАША ДЕРЕВНЯ ПРЕВРАТИТСЯ В ГОРОД»

«Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось», — перефразируя классика, можно сказать, что столица Российской Федерации дорога сердцу не только русского, но и татарского, кряшенского, чувашского, короче говоря, всех народов, проживающих в Кайбицком районе РТ. Потому что, как выяснил наш корреспондент, солидная часть населения уезжает отсюда вахтовым методом работать не в Казань, а сразу в Москву, где, и это не секрет, зарплаты превышают средние по району (в 2018 году она составила в Кайбицком районе 22,5 тыс. рублей).

Неудивительно, что новость о трассе, которая свяжет столицу России с главным городом Татарстана, обрадовала местных жителей. В этом «БИЗНЕС Online» убедился во время остановки в селе Молькеево (Мәлки), давшем название одной из пяти этнографических групп крещеных татар — молькеевских кряшен. На улице в летнюю пору встретить здесь людей проблематично, поэтому мы остановились возле продуктового магазина с названием «Затлы» («Благородный»), где можно было увидеть представителей благородных семейств села. Кстати, абсолютно все собеседники газеты из числа посетителей деревенского супермаркета осведомлены о строительстве платного автобана. 

Халима: «Москва будет ближе. Что касается покупателей в нашем магазине, то не думаю, что их будет больше» Халима: «Москва окажется ближе. Что касается покупателей в нашем магазине, то не думаю, что их будет больше»

Покупательница Елена, не назвавшая своей фамилии, поведала о практической пользе новой дороги лично для нее: «Из Москвы родственники приезжают — копать картошку, косить сено. Это самое главное! В пятницу на выходные приехал, в воскресенье — обратно. У нас тут у всех родственники в Москве есть, наши мужики работают там вахтой». Наша собеседница даже огорчена, что М12 откроется только через четыре года.

У стоящей на другой стороне прилавка продавщицы Халимы тоже много родственников в Первопрестольной, весть о строительстве платной дороги она воспринимает в целом положительно, но есть и опасения: «Москва окажется ближе. Что касается покупателей в нашем магазине, то не думаю, что их будет больше. И есть опасения, что уничтожат лес, а наша деревня превратится в город».

Хоть магазин «Затлы» расположен и не на федеральной трассе, а на автомобильной дороге республиканского значения, отбоя от клиентов здесь нет. Корреспондент «БИЗНЕС Online», выходя из торговой точки, столкнулся с жителями соседних сел, приехавшими в Молькеево за покупками. Они также не против того, что автобан пройдет возле их населенных пунктов. Как резюмировал один немногословный бабай: «Дорога — это всегда хорошо».

Светлана Матвеева: «Строительство высокоскоростной дороги Москва-Казань нас особо не тревожит, поскольку она нам не мешает» Светлана Матвеева: «Строительство высокоскоростной дороги Москва – Казань нас особо не тревожит, поскольку она нам не мешает»

«КАК МЫ ЖИЛИ, ТАК И ПОСЛЕ СТРОИТЕЛЬСТВА ЭТОЙ ДОРОГИ БУДЕМ ЖИТЬ»

Понятно, что в Москву татарстанцы едут не от хорошей жизни. Но, хоть впереди и маячит перспектива длинного рубля, долгие недели вне родного дома — это не самое большое удовольствие. А строительство высокоскоростной магистрали автоматически создает здесь новые рабочие места, поскольку для возведения объекта нужны будут строители, дорожники, а после введения объекта в эксплуатацию понадобятся люди, занятые в сфере обслуживания, — на протяжении всей трассы предусмотрено создание кемпингов, зон отдыха и просто площадок, где можно будет передохнуть. Тут свои услуги и могут предложить местные жители.

Например, так считает глава Хозесановского сельского поселения Светлана Матвеева. «Строительство высокоскоростной дороги Москва – Казань нас особо не тревожит, поскольку она нам не мешает, — сказала собеседница „БИЗНЕС Online“. — Дороги, прогоны для скота все предусмотрены. Как мы жили, так и после строительства этой дороги будем жить. Она не станет мешать, а, наоборот, около нашего сельского поселения начнет строиться заправка, зона отдыха, думаю, для народа появится работа. Это хорошо, так как молодежь в сельской местности не остается, а если будет высокооплачиваемая зарплата, то может и не уезжать. От села дорога будет расположена в 300 метрах, заправка — в полукилометре, с точки зрения экологии тоже нет вреда. Зато появится мост через реку Кубню». 

Матвеева — авторитетный в районе человек, возглавляет кайбицкое отделение общественной организации кряшен Татарстана. Интересно, что у ее родного села Хозесаново (Хуҗа Хәсән) довольно любопытная история. По легенде у одного старика были три сына — Хасан, Карабаш (Курбаш) и Малик. Перед смертью он им сказал: «Идите, дети мои, куда глаза глядят. Где ваш конь остановится, там и расположитесь». Карабаш (Курбаш) создал деревню Курбаш (Кырбаш), Малик — Молькеево, а Хасан расположился у реки Инеш (левый приток реки Кубни) — здесь возникло Хозесаново.

Глава сельского поселения сопроводил нас к месту, где трасса будет заходить на земли жителей. Для того пришлось довольно далеко отъехать от Хуҗа Хәсән, а чтобы сфотографировать это место, корреспондент «БИЗНЕС Online» забрался на комбайн. Вообще, во время путешествия по району пришлось несколько раз идти проселочными тропами, которые здесь называют «Шакур юлы». Оказывается, это легендарный земляк — конокрад Шакур Рахимов, больше известный как Шакур-карак, привычно обходил селения, чтобы не попадаться на глаза. Хотя его расстреляли 95 лет назад, имя остается до сих пор в памяти народа. 

«Озабоченности у местных жителей нет, местные жители принимают это, как радостное событие, потому что многие ездят в Москву» «Озабоченности у местных жителей нет, они принимают это как радостное событие, потому что многие ездят в Москву»

«САМОИЗОЛЯЦИЮ ЗАМЕЧАТЕЛЬНО ПЕРЕЖИЛИ, ЛЮДИ ЕЗДИЛИ В МОСКВУ, СО СПРАВКАМИ возвращались»

Если в прежние годы вахтовая работа жителей Кайбиц в Москве особых беспокойств не вызывала, то ковидный 2020-й стал головной болью для руководителей всех уровней в районе. Например, и. о. главы Больше-Подберезенского сельского поселения Оксане Емельяновой пришлось быть все время на чеку. «Самоизоляцию замечательно пережили, люди ездили в Москву, со справками возвращались, садились на карантин, сидели две недели, опять уезжали», — рассказывает она «БИЗНЕС Online». В общем, угроза заражения коронавирусом не останавливала тех, кто выбрал местом работы столицу России.

Сама и. о. главы поселения пришла пообщаться с нами в маске и перчатках, говорит, что береженого Бог бережет. Средства индивидуальной защиты она сняла только, когда давала интервью о своем отношении к строительству автобана: «В наше поселение входит пять деревень: Каргала, Плетени, Большое Подберезье, Малое Подберезье и Сосновка. Трасса располагается между двумя Подберезьями, проходит полями, не задевая села, через реку Кубню и в сторону Ульянковского сельского поселения между Корноухово и Ульянково. Озабоченности у местных жителей нет, они принимают это как радостное событие, потому что многие ездят в Москву».

Емельянова возглавляет поселение с преимущественно русским населением. Село Большое Подберезье является малой родиной заместителя премьер-министра Чувашии — полномочного представителя Чувашской Республики при президенте РФ Петра Чекмарева. Он долгие годы трудился председателем местного колхоза «Подберезье». Родной брат Петра Александровича Федор Чекмарев долгие годы являлся предшественником собеседницы «БИЗНЕС Online».  

Фарида Сундурова рассказала, что при первоначальном варианте строительства М-12 близ Ульянково была запланирована зона отдыха для проезжающих мимо машин, и тогда в их селе эту новость встретили с большим энтузиазмом Фарида Сундурова рассказала, что при первоначальном варианте строительства М12 близ Ульянково была запланирована зона отдыха для проезжающих мимо машин и тогда в селе эту новость встретили с большим энтузиазмом

«БЫЛА ПРОБЛЕМА КЛАДБИЩА, У НАС ЕСТЬ ЗАХОРОНЕНИЕ XVI ВЕКА, В НАРОДЕ ЕГО НАЗЫВАЮТ ИЗГЕЛӘР ЗИРАТЫ»

После Больше-Подберезенского сельского поселения наш путь лежал на восток, где высокоскоростная магистраль, согласно планам, должна пройти между селами Ульянково и Корноухово. Глава Ульянковского сельского поселения Фарида Сундурова встречала нас на своей территории. Она рассказала, что при первоначальном варианте строительства М12 близ Ульянково была запланирована зона отдыха для проезжающих мимо машин и тогда в селе эту новость встретили с большим энтузиазмом, особенно представительницы прекрасного пола. Ведь возникла хорошая возможность подзаработать. Для примера: когда  проезжаешь через село Именьково Лаишевского района, то вдоль дороги расположены лотки, где продают рыбу, казылык, вяленых гусей, яблоки, да еще много чего.

Места предполагаемого прохождения автобана Места предполагаемого прохождения автобана Нажмите, чтобы увеличить

Ульянковцы тоже надеялись наладить этот малый бизнес, но произошло непредвиденное. Зона отдыха была перемещена в другое место: «Перенесли на территорию Больше-Подберезенского сельского поселения. Хотя люди надеялись продавать излишки ягод, фруктов». Но, как говорит Фарида Абдулловна, в зоне отдыха на новой площадке места хватит всем. Она рассказывала это, показывая на карты с изображением мест предполагаемого прохождения автобана, расстелив бумаги на капоте Chevrolet Niva.

К нашей компании присоединился и мэр райцентра, руководитель исполкома Большекайбицкого сельского поселения Рамис Сафин. Он также считает, что, кроме пользы, от нового проекта ничего не стоит ожидать: «Автобан проходит с левой стороны села Старые Чечкабы и слева от райцентра. Через два оврага, два русла реки, далее дорога уходит до Кушманов. Появятся рабочие места, тем более от райцентра недалеко будет зона отдыха».

Ринат Зиннатуллин (слева): «Сначала было согласование, собрали все замечания, мы своем мнение высказали проектировщикам, они все равно чужие люди, не знают наше состояние, мы им объяснили» Ринат Зиннатуллин: «Сначала было согласование, собрали все замечания, мы свое мнение высказали проектировщикам, они все равно чужие люди, не знают наше состояние, мы им объяснили»

Хотя проект и не подлежит публичному обсуждению, как оказалось, его авторы неоднократно обращались к представителям населенных пунктов, через которые пройдет трасса. Об этом нам рассказал глава Муралинского сельского поселения Ринат Зиннатуллин. Он сообщил «БИЗНЕС Online», что проектировщики несколько раз меняли проект по их просьбе: «Сначала было согласование, собрали все замечания, мы свое мнение высказали проектировщикам, они все равно чужие люди, не знают наше состояние, мы им объяснили. Мы старались оставить скотопрогоны, создав при этом условия для прохода техники. По нашему сельскому поселению проходит 15 километров дороги. Была проблема кладбища, у нас есть захоронение XVI века, в народе его называют изгеләр зираты, то есть кладбище, где похоронены святые. Рядом протекает ручей. Мы высказали свое мнение, в итоге решили сделать магистраль на 200 метров южнее». В возглавляемом Зиннатуллиным сельском поселении платный автобан пройдет между татарскими селами Кушманы и Мурали.

Рамис Хаялиев: «На Свияге ожидается строительство большого моста — это будет самый крупный объект на территории нашего района, где будет проходить эта трасса» Рамис Хаялиев: «На Свияге ожидается строительство большого моста — это будет самый крупный объект на территории нашего муниципалитета, где станет проходить данная трасса»

«МНЕ ЖЕ КАЖЕТСЯ, ЧТО ОСТАВАТЬСЯ ВНЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ — ЭТО НЕ ЛУЧШИЙ ПУТЬ»

В конце своего путешествия по Кайбицам мы пообщались с нашим гидом по местам прохождения М12, заместителем главы района Рамисом Хаялиевым. Даже редакционный водитель признался, что без такого шерпы, ориентируясь только по карте, нам было бы непросто найти все необходимые населенные пункты.

— Рамис Рафисович, как вы думаете, почему именно ваш район оказался основным в Татарстане при проектировании трассы?

— Кайбицкий — самый западный муниципалитет республики, через эту территорию проходили во все века и во все эпохи основные дороги между Москвой и Казанью. Даже во время войны возможный приход фашистов ожидался именно через территорию Кайбицкого района, потому что это самая прямая дорога. Так что естественным образом, когда мы услышали про проект, я одним из первых открыл, везде поискал, находил места… Даже в какой-то степени переживал за то, чтобы действительно дорога прошла через наш район, так и оказалось. В самом деле, это прямая дорога Москва – Казань, которая проходит через такие города, как Владимир, Муром, Арзамас, Канаш, заходит через одну из западных точек нашего района около деревушки Камылово и через анклав Молькеевского региона пересекает сквозь.

— Какая часть автобана будет проходить через ваш муниципалитет?

— Вся протяженность района вплоть до реки Свияги. А на Свияге ожидается строительство большого моста — это будет самый крупный объект на территории нашего муниципалитета, где станет проходить данная трасса.

Что подобное даст Кайбицкому району? Думаю, что многое. Это практически революционный вклад, в истории никогда не было у нас вложения таких многомиллионных инвестиций. Тут не просто прохождение трассы, наша территория представляет собой гористую местность, она пересечена большим количеством рек и оврагов. Значит, через каждый овраг, каждую балку, реку (Урюм, Кубня, Биреля) ожидается строительство мостов, путепроводов, тоннелей. Практически около каждого села, каждой деревни планируется большое возведение какого-либо комплекса, связанного с развязкой, путепроводом, тоннелем. Это значит, большое количество рабочих мест во время строительства. В дальнейшем идет эксплуатация. На территории нашего района ожидается возведение двух многофункциональных зон отдыха, которые представляют собой и заправки, и мотель, значит, везде потребуются люди для обслуживания.

История говорит о том, что около больших трасс всегда складывались города. Почему расцвели Самарканд, Бухара? Потому что они стояли на Шелковом пути, и это своеобразный Шелковый путь. Во время президентской видеоконференции, когда каждый район демонстрировал свои инвестпроекты, глава нашего муниципалитета Альберт Рахматуллин представил перед Рустамом Миннихановым как один из больших инвестпроектов, который перевернет нашу жизнь, строительство этой дороги.

«Для прогона скота предусмотрены места, для прогона техники, никаких неудобств в связи с этим я не вижу» «Для прогона скота предусмотрены места, для прогона техники, никаких неудобств в связи с этим я не вижу»

— Не пострадают ли населенные пункты от прокладывания новой дороги?

— Мы сегодня проехали практически от начала и до конца наш район и увидели, что никакое село напрямую не попадает на эту трассу, она выбрана достаточно умно, рационально, оптимально, таким образом, чтобы избегать сближения с селами. Конечно, много пересечений трасс, но никогда на одном и том же уровне они не пересекаются — или в виде тоннеля проходят снизу, или в виде путепровода сверху. Для прогона скота предусмотрены места, для прогона техники, никаких неудобств в связи с этим я не вижу, а что касается связи с Москвой, то многие наши жители работают там в строительстве разных объектов. Я думаю, что это прекратится, раз у нас развернется возведение. Ни один лес на нашей территории не пересекается с трассой. Не вижу ущерба и для водных ресурсов. 

— То есть у руководства Кайбицкого района вообще нет никаких опасений в связи с будущим строительством?

— Много говорят о том, что загазованность увеличится, трасса станет работать достаточно нагруженно, будет 6-полосной. Я думаю, что у нас один из чистых экологических районов, нигде близко к населенным пунктам дорога не подходит и не будет влиять на загазованность территорий. Но придет цивилизация, развернется строительство промышленных площадок, могут быть большие объекты, перевалочные базы, кому-то такое может не понравиться. Мне же кажется, что оставаться вне цивилизации — это не лучший путь. Лучший путь — строительство дороги, инфраструктура, новые направления в развитии, чтобы и на данной территории люди стремились к чему-то и развивались.

Ранис Зиятдинов: «Думаю, будет на пользу, дорога ведь будет прямая, а то, что платная, ничего страшного. Заплатим, почему бы не заплатить, когда все платят» Ранис Зиятдинов: «Думаю, будет на пользу, дорога ведь окажется прямой, а то, что платная, ничего страшного. Заплатим, почему бы не заплатить, когда все платят»

«СЕЛЬСКОМУ ЖИТЕЛЮ НЕТ НИКАКОЙ ПОЛЬЗЫ ОТ ЭТОЙ ДОРОГИ»

По территории Кайбицкого района проходит 80 км автобана из 145 в целом по Татарстану. Между тем 7-й этап строительства по ту сторону Волги включает и другие территории. Так часть населенных пунктов соседнего Апастовского района подпадает под новый проект. К сожалению, глава местного поселения по какой-то причине отказался показать и рассказать «БИЗНЕС Online», где будет проходить автобан, какие перспективы ожидают жителей и на что надеяться апастовцам.

В итоге мы сами заехали в одно из сел, а именно Карамасары, которое встретило нас похоронной процессией, направлявшейся на местный погост. Как удалось узнать, провожали в последний путь пожилого человека из Казани, скончавшегося не от коронавируса, но, несмотря на отсутствие COVID-19, жителям села запретили выпускать детей на улицу кататься на велосипеде. Об этом нам поведала многодетная мать, отказавшаяся назвать свое имя: «У нас трое детей, запретили, чтобы дети на велосипеде ездили, якобы из-за коронавируса. Ходили учителя из школы и собирали подписи. Разве можно в деревне детей не пускать на велосипеде кататься? Их бабушка живет неподалеку, они к ней не могут съездить. Ну что это такое…»

О том, что автобан пройдет недалеко от села, дама не слышала, но относится к такому отрицательно, поскольку подобное может навредить детям: «Сельскому жителю нет никакой пользы от этой дороги, потому что детям не останется места для игр. Когда спокойная деревня, то они хорошо играют, ну а когда большая трасса, сами знаете. Детям захочется выйти на нее».

Но живущий через несколько домов Ранис Зиятдинов рад появлению автобана. Сократится дорога от дома до обеих столиц и не только: «Думаю, будет на пользу, дорога ведь окажется прямой, а то, что платная, ничего страшного. Заплатим, почему бы не заплатить, когда все платят. Будут рабочие места. Здесь плохо с работой, единственное место — это ферма, там всего два человека работают, откормом скота занимаются. У меня жена дома сидит, за ребенком-инвалидом ухаживает, жить на что-то надо. Сам я подумываю в Казань уехать, найти там работу, здесь нет никаких перспектив». Судя по всему, ему все же придется отправиться в столицу РТ, ведь в этом году строительство точно не начнется.

Подъехать к будущему месту строительства моста у нас не получилось, для этого пришлось бы спускаться вниз, а из-за ливня дорогу развезло (место,  где будет мост через Волгу) Подъехать к будущему месту строительства моста у нас не получилось, для этого пришлось бы спускаться вниз, а из-за ливня дорогу развезло (место, где будет мост через Волгу)

«ПРОЧИТАЛИ У ВАС, ЧТО ПРОЛОЖАТ БЛИЗ НАШЕЙ ДЕРЕВНИ, РАССТРОИЛИСЬ»

Как известно, по территории Татарстана пройдет 7-й и 8-й этапы трассы Москва – Казань. «БИЗНЕС Online» проехал 7-й до самого берега Волги. Согласно первоначальному плану, автобан должен был пройти близ села Кзыл Байрак Верхнеуслонского района, но после корректировки проект предусматривает появление дороги в районе деревни Гребени, куда нас по поручению заместителя главы района Сергея Осянина любезно согласился доставить глава Шеланговского сельского поселения Валерий Майоров, хотя сами Гребени не относятся к его поселению.

Тут неожиданно зарядил ливень, путь до места предполагаемого строительства моста основательно размыло, и редакционная машина оказалась не в силах проехать к берегу Волги. Пришлось пересаживаться в служебный автомобиль, полноприводную Chevrolet Niva, нашего провожатого. Дорогу в 5 км мы преодолевали минут 15, из-за скользкой дороги два раза машину разворачивало вокруг своей оси.

Казалось бы, местные жители должны обрадоваться перспективе строительства здесь высокоскоростной магистрали, но как бы не так. Гребени — заброшенная деревня, здесь сейчас проживают лишь дачники, которые добираются к месту своего отдыха лишь в сухую погоду, а зимой приезжают на снегоходе. Оказалось, они прочитали статью на «БИЗНЕС Online» об изменении трассировки М12. «Сначала говорили, что мост должен пройти возле Кзыл Байрака, а потом прочитали у вас, что его проложат близ нашей деревни, расстроились, потому что шумно будет, а так тишина у нас тут», — сказала Татьяна Александровна. Несмотря на то что сегодня она собиралась ехать в Казань, из-за дождя пришлось отложить поездку до лучших времен, т. к. семейный седан не сможет преодолеть 5 км бездорожья.

В отличие от женщины, семья ее соседки Аллы владеет внедорожником, с этим проблем нет. Она также не испытывает особой радости от того, что М12 пройдет возле них: «В чем-то хорошо, в чем-то не очень. Мы привыкли жить в тишине. Если у меня подруга говорила, что у нее автобус останавливается на даче возле дома, то прекрасно. Но нам такое нехорошо, мы привыкли к тишине, спокойствию. Хотя доезжать до дома можно будет быстрее — это лучше». Не радует дачников и появление рядом непрошенных гостей. «Будут с трассы съезжать, а это грязь», — сообщил «БИЗНЕС Online» Дмитрий. И правда, в деревне тишина, лежат велосипеды, дома люди не закрывают, все друг друга знают по именам, несмотря на то, что это не коренные жители.

Ирина Майорова : «Да, дороги плохие. Желательно, чтобы новую  трассу подальше от нас построили, потому что здесь ключи бьют, как раз там, где они хотят проводить дорогу» Ирина Майорова: «Да, дороги плохие. Желательно, чтобы новую  трассу подальше от нас построили, потому что здесь ключи бьют, как раз там, где хотят проводить дорогу»

В итоге подъехать к будущему месту строительства моста у нас не получилось, для этого пришлось бы спускаться вниз, а из-за ливня дорогу развезло так, что дачники предупредили: «Потом подняться не сможете». Что ж, придется возвращаться в Казань… Дождь продолжал лить, на пути следования автомобиля попалась женщина, которую мы подвезли до трассы. Ирину Майорову там ждал родственник, который доставил продукты, но из-за распутицы не смог довезти до адресата, пришлось пенсионерке самой идти 5 км пешком за продуктами питания. Несмотря на такие мытарства, Ирина Павловна против автобана, а путь в 5 км считает даже полезным для здоровья: «Да, дороги плохие, у нас LADA Kalina не проедет. Желательно, чтобы новую  трассу подальше от нас построили, потому что здесь ключи бьют, как раз там, где хотят проводить дорогу. Я как в апреле уезжаю, так только в начале ноября возвращаюсь обратно в Казань. Продукты каждую неделю кто-то из родственников привозит. Здесь у нас заповедный уголок: лисы, кабаны, лоси приходят — и вдруг эта трасса. Тут и охотничье хозяйство недалеко. Если будет трасса, то его не станет». Глава поселения Майоров предложил свою однофамилицу отвезти обратно в Гребени, на что бабушка категорически возразила, мол, нужно больше пешком ходить.

Кто знает, может, казанских дачников из Гребеней еще услышат, ведь окончательную трассировку М12 утвердят только осенью.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (185) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
26.07.2020 09:44

Теперь через СМИ будут рассказывать как прекрасно жить рядом с автобаном... отличная подготовка общественного мнения. Только потом вдруг появляются демонстранты у Госсовета

  • Анонимно
    26.07.2020 09:13

    Так надоели нищие слои населения. Между собой мужской и женский пол грызутся и не могут управлять друг другом.

    Зачем они лезут и ждут, когда получат по носу в строительство моста?

    Управляйтесь между своими проблемами.

    Мост Шеланга - Никольское.

  • Анонимно
    26.07.2020 09:20

    Хорошо бы такую же статью написать с учётом мнения по эту сторону Волги, ближе к Казани. Например,жителей и дачников Орловки, Тарлашей, Пиголей
    Узнать как вырубка лесов изменит экологическое состояние. Как будет влиять дорога на озера Архиерейское и Чистое.

    • Man_16rus
      26.07.2020 09:53

      Методички то новые псевдоэкологи уже получили?
      Или пока Хабаровском заняты!?

    • Анонимно
      26.07.2020 10:32

      Вы не заговаривайте новость.
      Дорога для Татарии - это прекрасно.
      Аналогов не будет в России.
      Казань - это индустриальный центр, самый мощный в России.
      Здесь надо не одну платную дорогу, а две.
      Вторую через Тетеево-Орловку- Высокогорский район на север, в Удмуртию.
      Опять же, это позволит построить ещё минимум 3 мусоросжигательных завода в Татарии.
      Из Москвы будет быстрая доставка этого мусора.
      А автобан Китай - Европа - это ещё 2-3 химических комбината под Казанью.
      Тоже быстрая доставка материала в две стороны.
      До и для бюджета Казани и Татарии это дополнительный доход.
      Всё хорошо!

      • Анонимно
        26.07.2020 11:22

        В Подмосковье построят 4 МСЗ , хотя кому я говорю, вам же главное поныть)..

      • Анонимно
        26.07.2020 20:03

        Индустриальный центр? Нормальных заводов не осталось в Казани...

    • Анонимно
      26.07.2020 11:53

      Архиерейского озеро трасса не коснётся, пройдёт севернее Тарлашей.
      Чистое озеро в стороне остаётся.
      Через Орёл и так дорога есть, дачи и садовые товарищества не затрагиваются.

      Чем лес в районе Орла лучше Голубого залива? Вы видели перепад лесов в Кзыл-Байраке? Что делать с проходящим там нефтепроводом Холмогоры-Клин?

    • Так ведь в статье речь идет о 7 этапе строительства, а то, что вы говорите 8 этап.

    • Мы и собираемся про это написать....

  • Анонимно
    26.07.2020 09:24

    Некрещеные кряшены... Даааа, неисчерпаема словесная абракадабра, лишь бы цель была, как говорится)))

  • Анонимно
    26.07.2020 09:27

    Какие люди у нас,спасибо БО!

  • Анонимно
    26.07.2020 09:39

    Казанцев лишают большой зоны отдыха близ Орловки..

    • Анонимно
      26.07.2020 11:56

      Наоборот, сохраняют. От Светлой поляны до Тетеево, включая жемчужину Татарстана - Голубой залив. Т

      ак же пошли на встречу дачникам, раньше трасса проходила в нескольких метрах от садовых обществ, например "Аэропорт", теперь её сдвинули на несколько километров на север.

      • Анонимно
        27.07.2020 07:20

        Пусть тогда через боровые пройдёт, сразу на бетонку, минимум затрат, дорога почти готова!!!

  • Анонимно
    26.07.2020 09:40

    Честно говоря, отрадно, что люди тех деревень прогрессивные и современные и не воют по поводу дороги, а реально оценивают возможности расцвета тех мест. Но что за противопоставление и с кем сравнение - " но зато они со своими крещеными соседями едины во мнении относительно перспектив строительства автобана, пусть и платного." язычников и крещеных против КОГО?

    • Анонимно
      26.07.2020 10:48

      В чем расцвет то? В том что из нищей деревне быстрее на заработки доехать до Москвы? Это позор. Что трасса ещё конкретно может дать кроме шума, грязи и загазованности?

      • Анонимно
        26.07.2020 20:16

        Например, организация придорожного питания - кафе, столовая, может деревенским дать неплохой заработок.

        • Анонимно
          26.07.2020 22:37

          Какое питание кафе на скоростной магистрали? Вы хоть представляете требования по съездам? Да там 10 ежегодных бюджетов этой деревни будет съезд построить. Придорожное кафе...

        • Анонимно
          26.07.2020 22:46

          Трасса платная транзитная съездов нет. Как вы не поймёте никто. Нет съездов, стена, какие кафе?

          • Анонимно
            27.07.2020 12:09

            Биотуалеты в каждом автомобиле. И еда космонавтов в тюбиках.

        • Анонимно
          27.07.2020 10:07

          Заработают только свои! Те кто уже имеет свой бизнес в этой сфере!

    • Не против, а за.....

    • Окрестные деревни вряд ли ждет расцвет из-за автобана.....

  • Анонимно
    26.07.2020 09:44

    Теперь через СМИ будут рассказывать как прекрасно жить рядом с автобаном... отличная подготовка общественного мнения. Только потом вдруг появляются демонстранты у Госсовета

  • Анонимно
    26.07.2020 09:47

    НЕТ дороге через Орел и Архиерейское озеро!!!

    • Анонимно
      26.07.2020 09:52

      09.47 Видимо, в Орле самые отсталый люди, даже в глухих деревнях вдали от Казани и Москвы понимают, что нельзя оставаться вне цивилизации. А в Орле жаждут остаться на обочине жизни.

      • Анонимно
        26.07.2020 10:38

        Видимо вы не совсем понимаете ситуацию. В глухих деревнях дорогу рассматривают как возможность добраться до Москвы на заработки ибо сплошная нищета, а в Орле как раз отдыхают от городской суеты и наслаждаются природой. Теперь вам понятно кто отсталый в итоге?

        • Анонимно
          26.07.2020 12:01

          Если вы говорите о садовых обществах в Орле, так дорогу от них на 10 километров отодвинули, ранше прямо по забору проходила.

          Если про деревню Орёл, кто там отдыхает-то? Тем более, дорога там и так есть, будет чуть оживлённее, поставят экраны шумозащитные, даже не заметите.

          • Анонимно
            27.07.2020 14:18

            Места в Орле красивые и спокойные.. А вот ТАИФ явно лобирует свой участок задействовать для автобана- а на нем столетние сосны!

        • Это вы правильно подметили.

      • Анонимно
        26.07.2020 10:45

        В Орле жаждут остаться не на обочине дороге. Вы видимо как раз из глухой деревни и для вас эта обочина и есть прорыв.

      • Анонимно
        26.07.2020 12:52

        самое тихое место, чистый воздух и это всего 25 км от Казани, всегда там отдыхаем. планировал на "этой обочине" дом присмотреть, но всё хана природе. мало мест по полям объезжать?? А что касается Вашего поста Вы видимо и есть с деревни, будете на обочину вонючей трассы ягодки да грибы возить пыльные и с ядом, но это уже совсем другая история.............

        • Анонимно
          26.07.2020 14:05

          Будете ездить на Кордон, Голубой залив, Бережок.

          Зато мост будет ближе к Казани и южному обходу города.

          • Анонимно
            26.07.2020 14:59

            Через Орловку - дорога "ближе" к Казани не будет, так как после того, как дорога пересечёт Волгу - она снова вернётся на прежний маршрут.

            • Анонимно
              26.07.2020 17:30

              Будет. Через таифовскую просеку напрямую на Зелёный бор, по бетонке на казанскую трассу. Можете зайти на wikimapia и лично убедиться.

          • Анонимно
            26.07.2020 15:40

            Куда таиф смотрит? Или они в теме? Санаторий не получается продвинуть, хоть земли по выгоднее продать

      • Анонимно
        26.07.2020 15:38

        В орле и его округе живут успешные люди, которые хотят отдохнуть от города и суеты, а не на обочине овощами с огорода торговать

        • Анонимно
          26.07.2020 17:31

          Успешные в Бор. Матюшино живут.

        • Анонимно
          26.07.2020 22:46

          Чуть умнее, чуть больше работающие, чуть успешнее... все логично. А какие вопросы то? Почему они должны у обочины с огорода торговать?

      • Анонимно
        28.07.2020 22:20

        За выражениями лучше следи!!! "..Отсталый людИ.." грамотей!!

    • Анонимно
      26.07.2020 09:53

      09.47 Выкупи землю и командуй)) Частная собственность и твои хотелки им смешны))

    • Анонимно
      26.07.2020 11:59

      Гребени - Орёл - самый разумный вариант трассировки. В этом варианте по минимуму затрагиваются интересы людей, сотни дачников вздохнули спокойно, Архиерейское озеро не касаются, так как трасса пройдёт севернее Тарлашей, а через Орёл дорога и так есть, будет чуть оживлённее и всё.

      • Анонимно
        26.07.2020 15:35

        Чуть оживленнее? Вместо двух полос тупиковой дороги (не фур, не дальнобойщиков) шесть полос оживленной скоростной трассы «шелковый путь» раз в 100 трафик вырастет

        • Анонимно
          26.07.2020 17:32

          Фуры пойдут по автобану "Меридиан", там короче на 400 км.

          • Анонимно
            26.07.2020 22:51

            Нет никакого меридиана, деньги там просили и у нас, дали сюда

  • Анонимно
    26.07.2020 10:02

    Очень интересную тему подняли, Альфред уважаемый! Спасибо!

    Да,дорога нужная.Новые рабочие места.

  • Анонимно
    26.07.2020 10:03

    Дорога через Орел и озеро Архиерейское просто уничтожит экосистему!

    • Анонимно
      26.07.2020 12:02

      Наоборот, сохранит природную зону от Светлой поляны до Тетеева. Архиерейское озеро на затрагивается, дорога будет севернее Тарлашей.

    • Анонимно
      26.07.2020 20:49

      Через Голубой Залив тоже убьет. Мне его жальче.

      • Анонимно
        27.07.2020 07:27

        Она южнее голубого залива должна быть. Голубой залив не пострадает

  • Анонимно
    26.07.2020 10:07

    Точка пересечения с Р239, а именно Тургай, Каипы, Зимняя Горка, Любимово, Сараево, Зелёный Берег, Альпийский и ряд других посёлков и деревень против, чтобы дорога прошла под окнами домов и через наши леса - легкие Казани.

    Южнее деревни Каипы есть возможность пустить по полям.

    Бизнес-онлайн, жители вам давно готовы рассказать про ситуацию в Егорьевском сельском поселении. И как начали выдавать запреты на строительство домов.

    • Анонимно
      26.07.2020 10:33

      10.07 Тургай, Каипы, Зимняя Горка, Любимово, Сараево, Зелёный Берег, Альпийский и ряд других посёлков и деревень, выкупайте землю и АЛГА и с песней, тогда уж будете хозяин-барин.

      • Анонимно
        26.07.2020 22:53

        Что сказал то понял? Куда Алга? Зелёный берег убил заповедные места, краснокнижные растения, сейчас там земля никому не нужна, в 50 м трасса будет. Получили по заслугам

    • Анонимно
      26.07.2020 10:57

      Там есть узкий коридор между Зимней Горкой и Каипами (вроде ещё не застроен). Они хотят туда засунуть автобан.

      А развязку куда? А расширять потом как?

      Мне как водителю это абсолютно не понятно.

    • Анонимно
      26.07.2020 10:58

      В Егорьевском сельском поселении собрали все леса. Прям аккурат по ним идёт трассировка.

    • Анонимно
      26.07.2020 11:39

      То есть оставить жителей Каип без полей, вы ваше высокоблагородие, разрешаете? А если дорога пройдет рядом с вашей хибарой, то кошмар-кошмар?

    • Анонимно
      26.07.2020 12:09

      В перспективе на этих полях построят коттеджные посёлки и распродадут, а Вы предлагаете там пустить трассу. Ой как нехорошо.

      • Анонимно
        26.07.2020 14:53

        Рядом с трассой эти поля уже никому даром не нужны будут. Ни коттеджам, не сельхоз хозяйствам. Экологии ноль.

        А лес нужно сохранить.

  • Анонимно
    26.07.2020 10:07

    По легенде у одного старика были три сына — Хасан, Карабаш (Курбаш) и Малик. Перед смертью он им сказал: «Идите, дети мои, куда глаза глядят. Где ваш конь остановится, там и расположитесь». Карабаш (Курбаш) создал деревню Курбаш (Кырбаш), Малик — Молькеево, а Хасан расположился у реки Инеш (левый приток реки Кубни) — здесь возникло Хозесаново.

    А вот и карты в руки лидерам кряшен, по именам предков сразу видно, что их предки были христианами аж со времен Кубрат хана ))))))

    • Анонимно
      26.07.2020 15:03

      Ты за нас не переживай, о себе подумай. Мы и без таких "доброжелателей" свою историю и предков прекрасно знаем.

    • Так ведь никто и не скрывает, что раньше они были мусульманами. Село Чутеево-родина Шакура-карака, между прочим, тоже была крещенной, но потом все вернулись в ислам.

  • Анонимно
    26.07.2020 10:10

    Интересен был бы рассказ об изменениях владельцев земель, вдоль будущей трассы за последний год

  • Анонимно
    26.07.2020 10:30

    Нет строительство трассы через Орловку. Стройте по самому короткому, дешевому пути через Кызыл Байрак. Хватит мутить схемы вредя людям.

    • Анонимно
      26.07.2020 12:06

      Нельзя через Кзыл-Байрак, там нефтепровод Холмогоры-Клин, огромный перепад лесов и интересы сотен дачников в Орловке. В новой трассировке от дач на север отодвинули трассу.

      • Анонимно
        26.07.2020 12:53

        Дорога через Кызыл Байрак - Никольское прямая и лаконичная, она на 24 млрд руб дешевле, на эти деньги можно построить основные сельские дороги республики.

        • Анонимно
          26.07.2020 17:55

          Вот только мост из Кзыл-Байрака построить нельзя без пересечения нефтепровода Холмогоры - Клин.

          Поэтому мост будет севернее. Вам больше нравится уничтожить Кордон с садоводческими товариществами наверху, чем немного расширить существующую дорогу в деревне Орёл?

          • Анонимно
            26.07.2020 19:21

            Проектировщики лучше вас знают где проходит нефтепровод, о котором вы уже 5 раз здесь сказали. Успокойтесь, без вас разберутся.

    • Анонимно
      26.07.2020 20:55

      Голубой Залив не жалко? Казанцев, для которых это любимое место отдыха, не жалко?

  • Анонимно
    26.07.2020 10:32

    Трассу чертили по чертежам Ивана Грозного? Точь в точь повторяет путь царя в Казань.Упоминание про Кряшен и Некрещенных тоже видимо не спроста!знакум

  • Анонимно
    26.07.2020 10:39

    Главное, чтобы местные сельские и районные власти при строительстве этой скоростной дороги сразу обратили внимание и проконтролировали, чтобы под скоростной дорогой у села построили большой автомобильный проход - для перегона сельскохозяйственной техники и перегона скота. Иначе село будет физически отрезано дорогой от противоположной стороны - и даже комбайн не перегонишь на ту сторону.

    Обычно проектировщики это сразу закладывают в проект, так как знают насколько это важно и необходимо сельчанам. Сельчанам надо лишь проконтролировать, чтобы это автомобильный проход был в том месте, где это удобно сельчанам, а также чтобы это проход не заливали паводковые и дождевые воды, а также чтобы это проход был забетонирован или заасфальтирован, чтобы там не вязли в грязи трактора и скот.

    Обычно такие переходы совмещаются с какой-нибудь ложбинкой или оврагом - чтобы автомобильную насыпь под проходом высоко не поднимать. И надо чтобы были предусмотренные водоотводные лотки, по которым вода бы своевременно отходила от прохода.

  • Анонимно
    26.07.2020 10:41

    10.10 прям в корень зрите , интересно на информацию и действия посмотреть . СК работы прибавить

  • Анонимно
    26.07.2020 10:49

    Статья очень хорошо и интересно написана. Сделаю только небольшую поправку. Эта трасса официально называется "скоростная" - а не "высокоскоростная".

    Возможно у автора наложилось другое похожее название относящееся к железной дороге - ВСМ "Высокоскоростная магистраль".

    Впрочем, даже статья на эту тему в Википедии, написанная обывателями, тоже делает ту же ошибку. Однако все официальные документы и статьи в СМИ называют эту проектируемую магистраль "скоростной", в отличие от подобных железных дорог, которые называются "высокоскоростными".

  • Анонимно
    26.07.2020 10:55

    Кто-то явно лоббирует второй удлиненный вариант трассы, проходящие через многие посёлки в Татарстане в ущерб интересов жителей!

  • Анонимно
    26.07.2020 10:57

    //была запланирована зона отдыха для проезжающих мимо машин и тогда в селе эту новость встретили с большим энтузиазмом, особенно представительницы прекрасного пола//

    Как-то двусмысленно написано. )

    • Анонимно
      26.07.2020 23:21

      Вы платные дороги видели вообще? Какие зоны отдыха? Вы думаете это как Казань челны кжд 100 метр съезд в лес, деревню, в поле? Там поставят ограждение чтоб ничто не мешало из Китая в Москву гонять

  • Анонимно
    26.07.2020 11:27

    Отличная новая трассировка. Очень надеюсь, что построят именно так. Нам в Никольском трасса тоже не нужна!

    • Анонимно
      26.07.2020 12:37

      Вообще-то строят автобан, а не проселочную дорогу, через Николское как раз таки прямая дорога.
      Нужна прямая доога с мостом Кызыл Байрак - Никольское.

      • Анонимно
        26.07.2020 12:46

        В Кзыл-Байраке нельзя строить. Там нефтепровод Холмогоры - Клин, перепад высот.

        А чем Никольское хуже Орла?

        • Анонимно
          26.07.2020 14:19

          Дорога М-12 должна быть прямой и пройти через Кызыл Байрак-Никольское, а нефтепровод спокойно обойти взять чуть правее или левее него.

          • Анонимно
            26.07.2020 19:26

            Посмотрите как проходит Кзыл-Байрак нефтепровод Холмогоры - Клин. Никак там мост не получится построить.

        • Анонимно
          26.07.2020 20:58

          Вот-вот, Никольское, сады, Голубой Залив не жалко, лишь бы их не трогали.
          Кому вообще этот мост нужен? Точно не казанцам, до него еще пилить и пилить. Может, для остального Татарстана. Тогда почему должны страдать жители Казани и пригородов?

        • Анонимно
          27.07.2020 22:34

          при маршруте через Никольское дорога пройдет ровно через конец Голубого залива, засыпав его и "добив" окончательно впридачу к двум ниткам нефтепровода.

  • Анонимно
    26.07.2020 11:29

    Кайбицы и Камское Устье отсталые районы, дорона даст вощможность расположить здесь малые производства на экспорт в Москву и организрвать настоящий туризм на берегу Волги в Камском Устье для москвичей.

    • Анонимно
      26.07.2020 12:30

      «Кайбицы и Камское Устье отсталые районы»

      Не знаю, как у Кайбиц, а вот у Камского Устья отличный потенциал. И с точки зрения географии, и с точки зрения природы и с точки зрения истории.
      Вопрос только, как превратить этот потенциал - в деньги.

      • Анонимно
        26.07.2020 12:48

        Потенциал и развитость разные понятия.
        В Камском Устье работать некому, народ в основном нытик и попросить что-то сделать некого, работяги на стройке и то все с Буинска или мишары с Чувашии.

  • Анонимно
    26.07.2020 11:46

    Мост 6адо строить Кызыл Байрак- Никольское, это автобан и должен быть прямым, а не кривым межаульным соединением.

    • Анонимно
      26.07.2020 13:24

      Нельзя через Кзыл-Байрак строить, там нефтепровод Холмогоры-Клин и огромный перепад высот.

      • Анонимно
        26.07.2020 14:04

        Там места хватит и для нефтепровода и для моста. Этот участок Волги очень протяжённый. Проектировщики не зря первоначальный (и пока ещё действующий) вариант прокладки трассы именно здесь проложили. Они отлично про нефтепровод знают. Мост будет же не над нефтепроводом.

        • Анонимно
          26.07.2020 17:35

          Не хватит. Зайдите на wikimapia и посмотрите, как пересекает Волгу нефтепровод Холмогоры - Клин, лично убедитесь, что мост там воткнуть никак не получится.

          • Анонимно
            26.07.2020 21:09

            Хватит, с запасом, а вот деревню Орёл пополам делить нельзя. Как детей в садик водить, через трассу!!!

            • Анонимно
              27.07.2020 14:20

              Трасса будет с ограниченными проходами по всей длине. Это как стена!

      • Анонимно
        26.07.2020 14:21

        Можно и нужно строить через Кызыл Байрак- Никольское , взять направление дороги немного вправо в сторону Тиньков и получится прямая М-12.

        • Анонимно
          26.07.2020 17:35

          Нельзя, да и не нужно. Через Орёл оптимальный для всех вариант.

          • Анонимно
            26.07.2020 19:44

            Оптимально строить прямо Кызыл Байрак-Никольское с экономией бюджета 24 млрд, а не пьяную дорогу по всем деревням.

          • Анонимно
            27.07.2020 07:31

            Нельзя деревню делить на две части

    • Анонимно
      27.07.2020 22:36

      Вам легко рассуждать, а у нас дача дорогая на берегу Волги аккурат под брюхом у моста (по первому варианту), нифига не оптимистичная перспектива.

  • Анонимно
    26.07.2020 13:43

    Не губите Орловку и близ лежащие дачные товарищества данной дорогой.

    • Анонимно
      26.07.2020 17:37

      На Орловку и дачные товарищества никто не покушается. Наоборот, второй вариант проходит намного севернее дач, через деревню Орёл, где и так дорога идёт.

      • Анонимно
        27.07.2020 07:32

        Не путайте народ, дорога разрежет деревню на две части

  • Анонимно
    26.07.2020 15:03

    Около Орловки есть тетерева и прочая пернатая живность .Зачем так близко к ликвидным землям под индивидуальное строителство проводить такую автомагистраль?прокладывайте значительно ниже.не портмте оюдям жизнь данной дорогой

    • Анонимно
      26.07.2020 21:04

      По первому варианту тоже деревни, дачи и базы отдыха. Этот вариант так же портит жизнь людям.

      • Анонимно
        27.07.2020 14:21

        так прокладывайте еще ниже, чтоб ни кому не мешать! Во Владимирской области люди выходили в пикеты так как трасса шла рядом с их местами отдыха!

  • Анонимно
    26.07.2020 15:07

    Казанцам от данной дороги пользы ноль.На машине в Москву каждую неделю не ездят.А проблемы создаются для экологии данной дорогой большие.Полностью губиться Орловка на 10 км от данной дороги.Вырубается сосновый лес-легкие города.

    • Анонимно
      26.07.2020 17:39

      Орёл это не дачи, это деревня в нескольких километрах от орловских садовых обществ, ближе к Казани. Там минимум вырубки по сравнению с первым вариантом, ближе к Казани. Через Орёл - оптимальный для всех вариант.

  • Анонимно
    26.07.2020 16:18

    Уважаемый Альфред, когда будете писать статью про Лаишевскую часть дороги, возьмите интервью у жителей Тургая, Сараево, Каипы, которые могут остаться на обочине скоростной трассы. Купили землю, а получили запрет на строительство.

    Здесь уже жители больше года обращаются к главе поселения с вопросом: «Когда подвинут дорогу южнее Каипы, по полям».

    • Они уже получили запрет на строительство?

      • Анонимно
        27.07.2020 18:53

        Да. Я например получила запрет. Трасса идёт по моему участку

      • Анонимно
        27.07.2020 21:25

        да, Тургай 2 и 3 очередь. (но сейчас вроде начали выдавать некоторым). теперь Сараево. Наверняка Каипы.

        Изучите вопрос. поговорите с жителями. Посмотрите насколько абсурдно решение пустить между Зимней Горкой и Каипами, когда южнее можно по полям. Дорога даже короче станет. Так как Шали как раз южнее.

  • Анонимно
    26.07.2020 16:20

    Возможно кто-то из кандидатов в список журнала Форбс имеет свои виды на территорию, которая попадала под первоначальный маршрут.

  • Анонимно
    26.07.2020 17:04

    Наоборот.лобирование второго варианта через Орловку в ущерб народу.ТАИФземлю хочет слить подороже?

    • Анонимно
      26.07.2020 18:00

      Через Орёл, не пугайте садоводов, в общем-то ради них дорогу в Орёл перенесли, иначе прямо по обществу "Аэропорт" и по заборам остальных трасса шла.

  • Анонимно
    26.07.2020 18:44

    Было бы неплохо, если этот мост построили ниже Кзыл-Байрака, в самой же Казани сотворили ещё один чудо-мост как продолжение БКК.

    • Анонимно
      26.07.2020 21:06

      Только не ниже Кзыл—Байрака, так там базы отдыха, которые необходимы казанцам.
      Нужен один мост близ Казани, от него будет реальная польза. От текущих вариантов только вред.

    • Тут ведь разные проекты. М12-федерального значения.

  • Анонимно
    26.07.2020 19:15

    Конец спокойной жизни в деревнях вдоль трассы, шум от проезжающих машин, днём и ночью.

    • Анонимно
      26.07.2020 20:25

      В деревнях народу уже не осталось, все в город уехали. Надо скорее протянуть М12, чтобы оживить село, так например можно будет жить в Камском Устье или Кайбицах и ездить в Казань на работу, так сегодня многие ездят в город на работу с Арска и Зеленодольска.

  • Анонимно
    26.07.2020 19:33

    Взять линейку провести прямую и по ней строить! А зелёных ,экологов администрации по благоустройству и озеленению отправить в тайгу саженцы сажать после пожаров!

    • Анонимно
      26.07.2020 20:09

      А ещё лучше просверлить через центр Земли, ага.

      Через Орёл самый оптимальный маршрут, минимум вырубки, нет сноса строений, а в Орле дорога и итак есть, ну чуть расширят её, экраны шумозащитные поставят.

      Всем будет хорошо.

      • Анонимно
        26.07.2020 21:15

        Орёл не вариант, дороже на 24 млрд. и длиннее на 12 км

      • Анонимно
        27.07.2020 14:23

        Орел- это общее название орловских дач! Не надо там 6ти полосного автобана!Стройте трассу ниже-А нам по лесу дайте гулять!

        • Анонимно
          27.07.2020 15:14

          Посмотрите новую трассировку, там до дач несколько километров

          • Анонимно
            27.07.2020 16:00

            несколько километров-это тоже очень маленькое расстояние для таких экологически чистых мест!вокруг сосновые леса, Архиерейское озеро-карстового провала.

            • Анонимно
              27.07.2020 16:11

              В первом варианте было намного ближе к дачам. Радуйтесь.

              • Анонимно
                27.07.2020 18:14

                данная автострада совсем не нужна около дач. Шум от нее на 7 км в округе- экран не спасет.Загазованность! проводите совсем в безлюдном месте!

          • Анонимно
            28.07.2020 20:50

            Покажите новую трассировку. Она как тайна за семью печатями)

    • Уж очень вы радикальны, уважаемый

  • Анонимно
    26.07.2020 20:04

    Шерпы - это больше носильщики, чем проводники.

  • Анонимно
    26.07.2020 20:56

    ТАИФ хочет продать свой участок федералам под строительство трассы.

    • Анонимно
      26.07.2020 22:31

      Сам выдумал? Для ТАИФа это мелочь и 2х часовая выручка по холдингу.

      ТАИФ за 2019 выплатил налогов в размере 11ть станций метрополитена Дубоавная.

      • Анонимно
        27.07.2020 14:24

        мост выходит на ТАИФовский участок. Что тут выдумывать. Хотят продать участок федералам и обдурить трассировкой остальной народ!

  • Анонимно
    26.07.2020 21:40

    Автобан должен быть прямым по линейке, мост Кызыл Байрак - Никольское утвердить, а всех любителям природы найти хорошик земли в Лаишево на берегу Камы, особым ценителям гектары в Тайге и на Алтае.

    • Анонимно
      27.07.2020 00:52

      Бред пишете. Дорога нужна прежде всего Казани, поэтому ее сдвижка к Гребеням это благо, а не минус. Потому что до Москвы от Моста 5 часов езды, и только до самого моста нужно будет из Казани ехать час, 50 км от РКБ. Это абсурд, теряется всяки
      й смысл скоростности. Мост и трасса должны быть как можно ближе к агломерации и выездам, работать на агломерацию. А не терять часы на подъезды.

      • Анонимно
        27.07.2020 07:36

        Дорога называется, южный обход Казани, чтобы удобнее и быстрее можно было ее объехать. Поэтому чем дальше от Казани тем лучше

    • Анонимно
      27.07.2020 00:54

      А куда вы поедете по прямому автобану мимо Казани? Его наоборот подвинули, сделали ближе к экономическим точкам притяжения - аэропорту, складским логистическим точкам, городу. Трасса из ниоткуда в никуда, лишь бы прямо, никому не нужна

    • Анонимно
      27.07.2020 22:41

      Автобан тебе ничего не должен. А так нефиг рассуждать, у нас дача на голубом заливе, рядом с мостом.

  • Анонимно
    26.07.2020 22:41

    Мост пройдёт через Кызыл Байрак - Никольское и я это знаю! По крайней мере уверен, но никак не через деревню Орёл и другие населённые пункты, который попадают под эту проклятую трассу! #нетмостучерезОрёл

  • Анонимно
    26.07.2020 22:43

    Смысл автобана и есть прямая дорога без заездов в населенные пункты, так что рано радуются население близ лежащих деревень. Ездил в Питер по платной дороге М11, ни одной деревни, не пешеходного перехода в объезд деревень, вся дорога справа и слева натянута сеткой высотой более 2х метров. Короче красота ни зверей, не людей). Да ещё забыл отметить, у этой платной дороги будут свои АЗС и свои кафешки, туалеты как в Европе, короче местные отдыхайте не пустят вас на платную дорогу . Скорость 150 км , в час какие магазины??? Люди очнитесь, забудьте ларьки и рынки на трассе М12.

  • Анонимно
    26.07.2020 22:46

    Представляете, оказывается автобан с грохочущими и вонючими многотонными грузовиками никому не помешает! Во, сказочники! Да, деревенская ментальность не позволит по трассе за деньги. Да, к тому же ещё и прямого съезда не будет, придётся ехать в соседнюю Чувашию, чтобы попасть на эту "чуду-трассу". Закончится всё это тем, что народ также встанет дыбом, как и с едва не организованной глобальной помойкой в Канашском районе с примыканием к Кайбицкому району.

  • Анонимно
    26.07.2020 23:14

    Подмена понятий. Дорога которая не нужна никому из Татарстанцев показана как какое то благо. 25 000 фур в сутки из Пекина в Москву по головам дачников. Деньги все будут в Москве а пыль гарь шум в огородах. Ну кто поедет по этой дороге? 5000 р туда обратно за асфальт, 6000 бенз, штрафы, поломки, как ездили на поезде деревенские так и будут ездить за 2000 р хоть поспать можно

  • Анонимно
    27.07.2020 00:49

    Тоже самое сказали бы жители Кзыл Байрака, что говорят Гребени, если бы трасса прошла через них. Им дорога не нужна, а Кзыл Байраку нужна? Дорога нужна Казани, в агломерции 1,5 миллиона, поэтому важно подвести ее ближе к агломерации.

    • Анонимно
      27.07.2020 18:21

      Казани она тоже не нужна.. Зачем в Москву на машине ездить? есть поезд и самолет.

  • Анонимно
    27.07.2020 01:22

    Кайбицкие фантазеры, мультик Тачки посмотрите. Там показано что будет у вас через 4 года)

  • Анонимно
    27.07.2020 07:44

    В таком жизненноважном вопросе никто на официальном уровне не защищает интересы жителей Казани, только в комментариях люди сами пытаются докричаться до руководства.

  • Анонимно
    27.07.2020 08:09

    Ребята, успокойтесь. Не будет ни этого автобана, ни тем более "Комаровского".

  • Анонимно
    27.07.2020 13:46

    В канашском районе планировалось построить мусороперегрузочную станцию ,чтобы на больших машинах везти в Новочебоксарк и еще в двух городах Чувашии такие же станции планировалось.

  • Анонимно
    27.07.2020 13:48

    Тоже самое сказали бы жители Кзыл Байрака, что говорят Гребени, если бы трасса прошла через них. Им дорога не нужна, а Кзыл Байраку нужна? Дорога нужна Казани, в агломерции 1,5 миллиона, поэтому важно подвести ее ближе к агломерации.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/475957
    Очень верно. Разгрузить надо КАзань.

  • Анонимно
    27.07.2020 14:29

    Зачем нужен этот автобан ? Экономического смысла минимум. Есть трасса м7, ее доведите до ума. на это потратьте 10%- 64 млрд. и будет всем счастье! Сделайте скоростные участки как на автобане, переходы и тд..

  • Анонимно
    27.07.2020 15:35

    Жители деревень еще не знают, чтоб заехать на трассу нужно как минимум 20 -30 км проехать до первого платного въезда.Дорога разделит стеной леса и поля. Переходить дорогу- не будет возможности. Переходы сооружать дорогостоящее занятие и их будет минимум.

  • Анонимно
    27.07.2020 15:36

    экономическую целесообразность строительства- опять наше правительство не считало. Только нашло цель на что зарыть 650 млрд.руб. А это 650 современных школ по всей России!

  • Анонимно
    27.07.2020 15:40

    Фурами товар из Пекина -уже не возят. Умеют деньги считать- выгодней ЖД или морскими контейнерами. -проект изначально распиловочный.

  • Анонимно
    27.07.2020 15:42

    Пускайте дорогу через Теньки !

  • Анонимно
    27.07.2020 15:43

    Пока нет моста, смысла нет спорить. Когда начнут и закончат мост?

  • Анонимно
    27.07.2020 15:57

    Посмотрите фото с облётом трассы Хуснуллиным на вертолёте 24 июня.
    Там точно Матюшинский остров и Светлая поляна. То есть Мишустину презентовали именно этот вариант.

    https://www.instagram.com/p/CB0DOaaH9w8/

  • Анонимно
    27.07.2020 16:02

    А вот видео с его инстаграмма, там про мост через Волгу написано - длина 4 км., как раз Гребени - Светлая поляна с подходами.

    https://www.instagram.com/p/CCdy593ijTA/

  • Анонимно
    27.07.2020 16:04

    Вот официальный аккаунт Автодора. Опубликована ось моста через Волгу, в прошлом году, 23 декабря.

    Присмотритесь, неужели это Гребени - Светлая поляна?

    https://vk.com/gkavtodor?z=photo-53960402_457243818%2Falbum-53960402_00%2Frev

  • Анонимно
    27.07.2020 18:19

    зачем создавать социальную напряженность трассировкой данной дороги через исторические места отдыха горожан?Дорога широкая-шумная .Не надо ее проводить рядом с местами отдыха казанцев!

  • Анонимно
    27.07.2020 18:51

    Я купила участок в Сараево месяц назад. Подала документы на разрешение на строительство пришёл отказ. Трасса идёт прямо по моему участку.

  • Анонимно
    27.07.2020 20:46

    И так мест для загородной жизни казанцев мало,и под эту полосу отвода земли надо очень много

  • Анонимно
    27.07.2020 20:46

    Не губите дерева,не губите,

  • Анонимно
    27.07.2020 21:16

    ДОРОГА НЕ НУЖНА! УСЛЫШЬТЕ НАС, ВАРВАРЫ!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль