Общество 
23.08.2020

«В 90-е на улицах Казани было много книжных магазинов, а сейчас кругом лишь платья»

Альфрид Бустанов об исламе конца XX века в РФ — времени «любви среди мусульман», русских неофитов и усиления влияния суфизма. Часть 2-я

Где корни современной исламофобии в России, в чем суть конфликта советских имамов и молодого поколения религиозных деятелей, как себя проявляли мусульмане-пуритане? Известный историк, ассистент-профессор Амстердамского университета Альфрид Бустанов продолжает начатый неделю назад разговор о российском исламе 1990-х и следе, который он оставил.

Современная исламофобия в российском обществе, безусловно, имеет свои корни в традициях миссионерства эпохи империи, а затем в антирелигиозной политике большевиков «Современная исламофобия в российском обществе, безусловно, имеет свои корни в традициях миссионерства эпохи империи, а затем в антирелигиозной политике большевиков»

ИСЛАМОФОБИЯ И ВАХХАБИЗМ

Современная исламофобия в российском обществе, безусловно, имеет свои корни в традициях миссионерства эпохи империи, а затем в антирелигиозной политике большевиков. Свою роль сыграла война в Афганистане (1979–1989), а затем две чеченские кампании (1994–1996, 1999–2000). Этот опыт послужил формированию устойчивого негативного отношения к исламу в российском обществе. Исламофобский дискурс достаточно консервативен. Он по определению отказывает мусульманам в опыте модернизации, маргинализирует и отчуждает их, воспроизводит стереотипный визуальный ряд (бесконечные толпы молящихся на улице мигрантов). В то же время сценарий исламофобии подразумевает активное участие самих мусульман, которые либо тщетно стараются убедить общественность в том, что «ислам — религия добра и мира», либо берут на вооружение исламофобскую риторику в борьбе со своими конкурентами на исламском поле, будь то мигранты или получившие образование за рубежом молодые имамы.

Исламофобская риторика в 1990-е активно развивалась вокруг ярлыка ваххабизма: титулом ваххабита мог быть награжден любой конкурент в политической или финансовой борьбе, так или иначе выходивший за рамки «хорошего ислама». С середины 90-х особенно активно эта риторика использовалась в межпоколенческом конфликте между старшим поколением имамов, в лучшем случае обучавшемся в советских медресе в Узбекистане, и молодыми людьми, отправившимися искать знания на Ближний Восток. Помимо очевидной борьбы за ресурсы, этот конфликт имел в своей основе мировоззренческий спор о роли ислама в современном обществе и легитимных формах его существования. Было бы наивно полагать, что советская политика в отношении ислама сузила его идеологическое разнообразие, однако открытие границ в 90-е годы сопровождалось настоящим бумом различных течений и толков ислама как в виде зарубежных проповедников, так и через студентов, возвращавшихся домой на каникулы, а потом становившихся имамами и преподавателями местных медресе. При этом ритуальные аспекты (как держать руки в молитве, произносить слово «аминь» после чтения «Аль-Фатихи» во время молитвы про себя или в голос) превратились в основные маркеры для выявления ваххабитов.

Мне известно два текста, в которых данный вопрос обсуждался в советское время. В 1947 году имам из Оренбургской области Каляметдин Шангареев (1905–1986) получил фетву от одного из своих учителей о том, что мнение ханафитских ученых о тихом «амине» неверно и нужно следовать практике Пророка, который произносил эту формулу громко. О том же Шангареев говорил с минбара мечети в Перми в 1970-х. В постсоветское же время громкое «аминь» стало ассоциироваться не с расхождениями между сторонниками мазхаба и иджтихада, а с вредным влиянием из-за границы и признаком ваххабизма.

В 90-х годах среди мусульман еще не было атмосферы ненависти и соперничества. Практически поголовное невежество в религии оставляло незаметными идеологические различия. Как вспоминает один из имамов, то было время «всеобщей любви среди мусульман».

Некоторые студенты проводили за рубежом по 10 лет, а то и больше, но по возвращении многих из них ждало разочарование: российские реалии сильно отличались от того, к чему они привыкли в арабских странах «Некоторые студенты проводили за рубежом по 10 лет, а то и больше, но по возвращении многих из них ждало разочарование: российские реалии сильно отличались от того, к чему они привыкли в арабских странах»

ИСЛАМСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Развитие исламского образования в 90-е годы характеризовалось сочетанием сразу нескольких факторов. Во-первых, несмотря на все гонения советской поры вплоть до начала 1990-х годов, еще были живы последние выпускники дореволюционных и раннесоветских медресе. В то же время особенно в Дагестане продолжало существовать традиционное исламское образование на дому. Во-вторых, важную роль в это время играют выпускники советских медресе, получившие исламское образование, адаптированное под требования реалий позднего СССР. В-третьих, с начала 90-х годов и вплоть до конца десятых мусульманская молодежь из России массово получала образование в университетах Ближнего Востока, особенно популярны были Саудовская Аравия, Египет, Турция и Сирия. Некоторые студенты проводили за рубежом по 10 лет, а то и больше, но по возвращении многих из них ждало разочарование: российские реалии сильно отличались от того, к чему они привыкли в арабских странах, да и мусульманское сообщество не готово было их всех принять в качестве квалифицированных имамов, преподавателей и менеджеров. В результате мусульмане с хорошим зарубежным образованием были вынуждены работать переводчиками, таксистами, а то и вовсе искать себя на новом поприще. Наконец, в-четвертых, 90-е годы оказались временем становления исламского образования внутри России. В советское время легальных медресе на территории РСФСР не существовало, поэтому открытие исламских университетов в Махачкале (1992), Казани (1998), Москве и Уфе (1999) стало важной вехой в формировании местных образовательных кадров.

Помимо университетов, в течение 90-х годов по всей стране раскинулась сеть небольших медресе, которые внесли серьезную лепту в распространение ислама. В появлении этой инфраструктуры большую роль сыграли турецкие и арабские деньги частных фондов и благотворителей, хлынувшие в страну на волне «реисламизации». Начиная с 2000-х многие из тех медресе были закрыты под предлогом борьбы с терроризмом, а фокус оставшихся учебных заведений оказался сосредоточен на шафиитской (на Кавказе) и ханафитской (в остальной России) правовых школах, оставляя «за бортом» другие традиции, даже если они имели хождение в нашей стране в прошлом.

Вячеслав Полосин, принявший имя Али, регулярно выступает в печати со статьями, критикующими христианство и риторически защищающими ислам «Вячеслав Полосин, принявший имя Али, регулярно выступает в печати со статьями, критикующими христианство и риторически защищающими ислам»

ЛИЧНОСТЬ МУСУЛЬМАНИНА: ДУХОВНЫЙ ПОИСК

Постсоветская ситуация расширила существовавшие возможности для индивидуального развития и поиска в религиозной сфере. В известной мере можно утверждать, что за последние 30 лет практически все мусульмане России прошли через ту или иную степень «обращения» (conversion). Кто-то обрел для себя религиозную практику, кто-то внутренне перестроился из национально ориентированной формы религии в более открытую, интернациональную, но главным образом русскоязычную. Одним из примеров такого обращения является биография Рафаэля Валишина (1956–2012), обращавшегося ко многим религиозным группам, пока не выбрал суфизм в форме дагестанской Шазилийа. Важным феноменом стало и принятие ислама представителями народов, не имеющих исламской традиции, в первую очередь этническими русскими. Сегодня обращение русских в ислам практически остановилось ввиду политики государства, установок РПЦ и роста исламофобии, а в 90-е годы это был символически важный процесс: пусть и немногочисленные группы неофитов претендовали на особый статус и по-особому воспринимались среди единоверцев.

Сфера межконфессионального и межнационального взаимодействия вообще породила массу интересных явлений. В частности, в середине 1990-х в ислам пришел православный священник и политический деятель Вячеслав Полосин (родился в 1956-м), ставший последователем дагестанского шейха Саида-афанди ал-Чиркави (1937–2012): по его словам, он нашел в исламе и особенно в новом переводе Корана под редакцией Иман Валерии Пороховой ответы на вопросы, которые не мог для себя разрешить, будучи христианином. С тех пор и вплоть до настоящего времени Полосин, принявший имя Али, регулярно выступает в печати со статьями, критикующими христианство и риторически защищающими ислам.

Приходившие в ислам русские в своем выборе идеологий, практик и смыслов были столь же свободны, как и этнические мусульмане, ведь и те и другие разделяли ценности секуляризированного общества. Поэтому в 90-е годы мы видим динамично изменяющуюся картину распространения ислама. Например, в постсоветское время наметилась экспансия суфийского братства Накшбандийа Шазилийа за пределы Дагестана. Некогда малочисленная группа суфиев в течение советского периода активно укрепляла свои позиции, а в 1990-е распространила влияние как среди мигрантов на севере, так и в регионах России, включая татарские деревни Западной Сибири. Многие мусульмане находили в суфизме ту истинную форму религии, что была предметом их духовных исканий. Этому способствовал ореол романтики, созданный востоковедами вокруг суфизма как «мистической формы ислама», и наводнившие книжный рынок популярные публикации, представлявшие суфизм в качестве индивидуального духовного поиска.

Несмотря на трансрегиональный успех суфизма, особую популярность на постсоветском пространстве получили различные формы религиозного пуританства, обычно за пределами традиционных богословских школ (мазхабов). Приверженцы этого направления скептически относятся к суфизму и видят идеальную модель мусульманского мироустройства в общине самого Пророка, а позднейшие традиции отрицают как недостоверные. Здесь надо сказать, что, вопреки распространенному мнению об «импортном» характере исламского пуританизма, его идеи имели хождение в регионах Российской империи как минимум с конца XIX века, а в советское время и вовсе поддерживались на уровне муфтиятов: достаточно вспомнить официальные фетвы советских муфтиятов, запрещавшие мусульманам посещать могилы святых, и исполнять другие специфически суфийские ритуалы. Несмотря на длительную полемику, у российских суфиев и пуритан от ислама (часто их называют салафитами) можно найти много общего: это и вера в собственную исключительность, и общий сленг, и надежда на формирование влиятельных религиозных институтов под своей эгидой. Надо сказать, что такие мечты сбылись в современных Татарстане и Дагестане, где муфтияты фактически контролируются суфийскими группами.

Какой след оставили после себя 90-е в истории современного ислама в России? Это было время романтики и воодушевления, энергичного строительства исламской инфраструктуры и получения знаний. На первых порах серьезного исламского образования не было почти ни у кого, поэтому даже мало-мальски сведущие люди становились в глазах верующих «шейхами». В просвещении большую роль сыграло появление мусульманских средств информации в виде газет и передач на ТВ. Значительным явлением в мусульманском книгоиздании стало издательство «Иман» в Казани, основанное в 1990 году: оно распространяло широкий ассортимент литературы по минимальным ценам. Как выразился один мой респондент: «В 90-е на улицах Казани было много книжных магазинов, а сейчас кругом лишь платья. Мусульмане тогда стремились к знаниям, но со временем их интересы изменились». По воспоминаниям других свидетелей тех событий, немало имелось и упущенных возможностей: можно было много что организовать, но недостаток опыта и консервативное мышление не позволили уйти дальше строительства религиозных учреждений. В условиях усилившегося в 2000-е контроля государства над религиозной сферой те, кто застал 90-е уже в активном возрасте, нередко вспоминают их с ностальгией по прежним временам и порой сожалеют о нереализованном потенциале.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (44) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
23.08.2020 09:46

Еще кстати помимо книжных не вижу в последнее время в продаже аудио/видео кассет. На вопрос где же люди берут книги, музыку и кино мне все твердят про какой то интернет

  • Анонимно
    23.08.2020 09:23

    Надо выращивать своих мыслителей, а не тащить сюда арабские племенные традиции.

    Нравы погонщиков верблюдов из жарких пустынь Аравии, плохо подходят к развитому промышленно-аграрному обществу на севере Поволжья.

    Причём как сейчас, так и тысячу лет назад народы живущие на берегах Волги и Камы ничем в культуре не уступали кочевым арабским пастухам.

    • Анонимно
      23.08.2020 10:24

      Интересная мысль!

      • Анонимно
        23.08.2020 12:17

        Тогда не уступали. А сейчас даже превосходят. Но продолжают тащить с собой это арабской средневековье в современную жизнь. Для чего тюркам арабская религия? У тюрков была своя, она была не столько религией, сколько философией. Славян тоже касается. Я атеист и не пойму это, для чего вам нужны чуждые вашему народу религии?

        • Анонимно
          23.08.2020 14:16

          Не уступали, уверены? Плозо историю знаете.

          • Анонимно
            23.08.2020 14:55

            Вся арабская наука лежит пластом до ислама. После ислама пошёл упадок и продолжается до сих пор. Сеголня арабы пользуются разработками христианского мира.

            • Анонимно
              24.08.2020 06:04

              14:55 Даже слов нет, чтобы дать вам определение. Наверное мракобесие. Ислам это религия будущего. Х к этому никакого отношения не имеет.

        • Анонимно
          24.08.2020 06:06

          То что вы называете арабское средневековье, на самом деле это Ислам, религия будущего. Вас интересует только материальная сторона жизни. Духовные ценности вам не нужны.

    • Анонимно
      23.08.2020 12:09

      Для этого надо вырастить хотя бы одно поколение, воспитанное в духе Волго-Камских традиций а не пенять то на русских, то на арабов с турками

      • Анонимно
        23.08.2020 20:25

        Про Волго-Камские традиции можно поподробнее , очень заинтриговали...

  • Анонимно
    23.08.2020 09:46

    Еще кстати помимо книжных не вижу в последнее время в продаже аудио/видео кассет. На вопрос где же люди берут книги, музыку и кино мне все твердят про какой то интернет

    • Анонимно
      23.08.2020 10:18

      Я бы купил книги, а не скачивал, если бы они стоили как в 90-е. Или хотя бы как в 2000-е. Они же сейчас по 1000 рублей за экземпляр!
      Если б не так у меня пожалуй набралась бы приличная библиотека.

      • Анонимно
        23.08.2020 15:37

        Какой был магазин хороший "Книжный двор"!!!
        Книги на любой вкус.

        • Анонимно
          23.08.2020 17:59

          Книжный двор надорвался и пошел на дно в итоге неправильной маркетинговой политики

        • Анонимно
          24.08.2020 00:06

          В города два приличных книжных магазина. "Книжный двор" был хорош в середине 2000-х годов. Пока работал на Спартаковской народ туда ходил. Как только переехал в Сувар-плаза - народ перестал ходить. Положение усугибило неудобное месторасположение самого торгового комплекса. Высокач аренда привела к росту цен на книги. Сейчас его место заняли "Новый книжный" и "Смена". У них пока ошибок не наблюдается. Да и выбор книг лучше, чем в золотые деньги "Книжного двора".

    • Анонимно
      23.08.2020 11:20

      Смена вывесок иногда объясняется эволюцией, но кому-то этого не понять. Хорошее замечание, очень тонко ).

    • нет ! Живое общение с книгой это бесценно
      Я вот купил себе лет 5 назад электронную книгу с Амазона . Экран- электронные чернила и все такое . И вроде читать можно и глаза не устают.
      Но все равно купить в книжном КНИГУ, и читать перелистывая это особый кайф.

    • Анонимно
      24.08.2020 08:14

      Я считаю, что книги изжили себя в бумажном формате, так же как аудио и видеокассеты, компакт диски изжили себя. Прошло их время. Всё есть в интернете, как было указано комментатором выше.

  • Анонимно
    23.08.2020 10:19

    Интересная статья

  • Анонимно
    23.08.2020 10:37

    В 90е на улицах Казани было много гопников.

  • Анонимно
    23.08.2020 10:53

    Когда бушевали националистические проявления я думал- не с того начинают, надо начинать с книг на татарском, переводить, издавать, подпитывать интерес к языку. Но нет. А потом татарский вшколах 6 дней в неделю и никто его не знает

  • Анонимно
    23.08.2020 11:01

    //Мусульмане тогда стремились к знаниям//

    //мусульмане с хорошим зарубежным образованием//

    Религии - не несут знаний. Вообще. Они несут людям лишь догматы и заблужения, которые часть людей, впрочем, всерьёз рассматривают в качестве т.н. "знаний".

    Сколько не изучай эти т.н. "знания" - не вырастишь ни хороший урожай, ни выплавишь сталь.

    • Анонимно
      23.08.2020 20:40

      Благодаря этим знаниям:
      1. Уменьшается количество заболеваний. Уж ЗППП на 99.99%.
      2. Снижается преступность.
      3. Улучшается настроение. В целом, человек чувствует себя счастливым.
      Это всё при правильном понимании. А ты хоть тонны сталь не выплавляй - как чувствовал себя бессмысленной случайностью, так и будешь.

      • Анонимно
        23.08.2020 21:46

        4 пункт. Священнослужители покупают богатства на честно заработанные деньги. Монахини даже обогащаются.

        • Анонимно
          24.08.2020 00:16

          Дело православных - дело православных, мусульман - мусульман. Сами разберутся со своими монахами и муллами. А ты лучше беспокойся о своем светском мироустройстве. Незачем как последняя сплетница жужжать про то, что тебе не нравится в других.

    • Анонимно
      24.08.2020 01:16

      "Сколько не изучай эти т.н. "знания" - не вырастишь ни хороший урожай, ни выплавишь сталь.
      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/478365"

      В СССР производили миллионы тонн стали, а по вечерам эти" знатоки производства стали и урожая " "пили "по -черному " и спивались миллионами.

      Например,в Казани есть улица Олега Кошевого, помнится в эпоху "позднего застоя" по ней сотни работников КАПО(супер самолеты,военные и гражданские !) и моторостроительного завода возвращались со смены в Соцгород .
      Если был день получки ,то после первого же "Гастронома"по этой улице ,большинство из них были пьяными.
      И , если ты трезвым, шел навстречу этому нескончаемому потоку сотен пьяных работников КАПО , реально возникало очень странное чувство, что с тобой что то не так.))

      Первое кафе"(стекляшка") на этой улице в день получки было переполнено и в народе называлось "рюмашка"( официальное советское название "Ромашка").
      Соцгород(где жили работники КАПО) в то время- в день получки -это "пьяный город".

      А на заводе "Оргсинтез" у рабочих-химиков было другое развлечение-выпить в конце рабочего дня стакан "халявного "спирта и быстро пока не опьянел , и еще не шатаешься ,пройти через проходную, а за проходной можно было уже и расслабиться .))

      Так , что прекрасные знания современных технологий, отнюдь не мешали "продвинутым атеистам" в советское время благополучно спиваться и раньше времени оказываться на кладбище, а где и когда Вы видели спившегося мусульманина?

  • Анонимно
    23.08.2020 11:11

    Книги в Книжных магазинах стоят Очень дорого. Я себе дороже 200 рублей не могу позволить на книгу. Государство должно субсидировать расходы. Но этого уже не будет никогда, социалку, образование и медицину первыми сокращают при нехватке бюджета.
    Государству образованное население не нужно, страна у нас ресурсная, копать, пилить, таскать, рубить, достаточно и 3 класса образования, что бы считать до 100 умел, читать и писать. Думать по социальному классу населению уже не положено, как и иметь право выбирать. За него все уже подумали и решили, его задача делать то что скажут и молчать в ипотечном углу.

    • Анонимно
      23.08.2020 20:16

      Попробуйте на Авито поискать, там неплохой выбор за 200 и меньше

      • Анонимно
        23.08.2020 20:41

        Возможно. Но скорее это уже будет неактуальной книгой.

        • Анонимно
          23.08.2020 23:02

          Появление интернета в середине 90х и дальнейшее стремительное развитие технологий на его основе сделали 21 век временем духовной деградации. Гораздо более качественные книги писались во второй половине прошлого века. Именно на них цены сейчас приемлемы. Среди актуальных ловить нечего, по большому счету. Но это мое мнение впрочем.

  • Анонимно
    23.08.2020 11:45

    я татарин но мне ближе европейская культура,арабы мне не итересны

  • Анонимно
    23.08.2020 13:22

    А европейцам ближе становится ислам.

  • Анонимно
    23.08.2020 13:31

    Есть сайт где много электронных книг на татарском языке и в том числе аудиокниг отличного качества.

    • Анонимно
      23.08.2020 17:14

      Что за сайт?Если там научно-популярные,технические книги на татарском языке?

  • Анонимно
    23.08.2020 13:34

    Альфрид Бустанов , на мой взгляд, зря беспокоится за исламофобию в России и в других местах. Те, кто создает исламофобию, только себе создают проблемы. А нас, мусульман, делают только чище и совершеннее.
    Книги по Исламу, особенно Священный Коран, всегда имеются во всех мечетях (для продажи) , где они всегда находятся в требуемом виде, а также в специализированных мусульманских магазинах.
    Насчет возгласов "Аминь". Я лично считаю, что лучше говорить "про себя", а то находится определенное количество людей, желающих показать себя очень громким образом, громче чем остальные. Чем скромнее, тем лучше.

  • Анонимно
    23.08.2020 18:44

    Раньше на углу каждого квартала были союзпечить киоски, а теперь пекарни. Приоритеты изменились. Или изменили.

    • Анонимно
      24.08.2020 00:12

      Газеты сейчас никому не нужны. Семечки стаканами не продают. А новости в смартфоне.

  • Анонимно
    23.08.2020 20:25

    Националисты и Шовинисты зарывайте топор войны, давайте жить дружно. Националисты поймите жить нам в России, мы часть России. Шовинисты пора 800-900 слов по Татарски выучить и уважать народ где твой дом соседствует с его домом, а если покопаться в твоей родословной там точно найдется на каком то этапе Булгарин, Половец, или Печенег или другой тюркский этнос. Давайте жить дружно. Лодка одна плыть ей даст Бог долго. Не раскачивайте.

  • Анонимно
    24.08.2020 01:30

    В девяностые годы в Казани в каждом книжном магазине можно было увидеть неказистые, но очень дешевые книги по основам Ислама на ТАТАРСКОМ языке.
    Арабские молитвы там дублировались на кириллице.
    Их писали и издавали ( часто за счет спонсоров) местные хазраты.

    Из книг на русском языке,в основном были представлены различные переводы Корана.

    На Центральном(!) телевидении была(Вы просто не поверите!!) на РУССКОМ языке передача по Исламу (раз в неделю, около тридцати минут).
    В ней обычно обязательно рассказывали о сурах Корана в переводе Валерии Пороховой.

  • Анонимно
    24.08.2020 01:41

    Хорошая статья,но заголовок .....)))

  • Анонимно
    25.08.2020 23:08

    Салонов красоты полно, а салонов мудроты нету....

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль