Общество 
22.08.2020

Альфия Галлямова: «Имя Семена Игнатьева давно пора дать одной из улиц в Казани»

Обязана ли ТАССР чем-то Сталину, называл ли Табеев татарский «языком доярок» и запретили ли в 1944 году изучать Золотую Орду

Как татарская научная интеллигенция обходили запреты из Москвы в советскую эпоху? О чем регулярно писали Хрущеву и Брежневу местные литераторы? И почему рабочие с «Оргсинтеза» и КОМЗа из националистической группы покинули здание КГБ на «Черном озере» всего лишь с предупреждением. Ведущий научный сотрудник Института им. Марджани, специалист по истории РТ XX века Альфия Галлямова рассказала «БИЗНЕС Online» о несбыточных мечтах местной интеллигенции заполучить статус союзной республики.

Альфия Галлямова: «Во многом все, что сейчас имеет Татарстан, — это как бы наработки послевоенных десятилетий республики» Альфия Галлямова: «Во многом все, что сейчас имеет Татарстан, — это как бы наработки послевоенных десятилетий республики» Фото: Андрей Титов

«Я БЫ НАЗВАЛА 1930-Е ГОДЫ МАРТИРОЛОГИЧЕСКИМ ИЛИ ВИКТИМНЫМ ПЕРИОДОМ В СОВЕТСКОЙ ИСТОРИИ»

— Альфия Габдульнуровна, в год 100-летия ТАССР довольно популярен вопрос о том, какой же период в истории республики за этот век был самым важным? «БИЗНЕС Online» даже проводил подобный опрос, и большинство, в том числе и ваши коллеги-историки, называло либо 1920-е, либо уже эпоху постсоветского Татарстана. Хотя, познакомившись с вашей монографией «Татарская АССР в период постсталинизма (1945–1985 годы)», подумалось: многое из того, что мы сейчас имеем, как хорошее (скажем, развитую промышленность), так и плохое (например проблемы с экологией в некоторых городах и районах республики), родом именно из того времени.

— Не могу не согласиться с вами. Во многом все, что сейчас имеет Татарстан, — это как бы наработки послевоенных десятилетий республики. В послевоенные 40 лет Татарская Республика развивалась весьма динамично. В истории Советского Союза второй половины ХХ века трудно найти примеры других областей и республик, где наблюдались бы такие же высокие темпы индустриализации, как в Татарстане. Здесь сразу же после окончания войны развернулось строительство новых промышленных предприятий, которые были ориентированы на общесоюзные нужды. То есть за Татарстаном закреплялась позиция важного тылового региона, которым он стал в годы Второй мировой войны. Казань была буквально напичкана предприятиями военно-промышленного комплекса. В основном это касалось авиационной и приборостроительной отраслей.

Ключевым фактором хозяйственного развития Татарской АССР во второй половине советской эпохи являлось промышленное освоение нефтяного юго-востока. В так называемый брежневский период экономика СССР во многом держалась благодаря нефтедолларам. К началу 1970-х из недр республики был извлечен 1 миллиард тонн нефти, то есть за 25 лет, в то время как первый миллиард черного золота в России добывали в течение 90 лет.

В последней трети ХХ века на востоке республики был развернут Камский территориально-промышленный комплекс, основу которого составляли два крупнейших предприятия — «Нижнекамскнефтехим» и «Нижнекамскшина» в Нижнекамске и КАМАЗ в Набережных Челнах.

Иными словами, в послевоенные десятилетия республика превратилась в один из крупнейших по научно-техническому и экономическому потенциалу регионов страны.

И все же если смотреть на историю Татарстана ХХ века с исторической точки зрения, то главным событием XX столетия является все-таки учреждение Татарской автономии. С ее провозглашением само слово «татары» в общественном лексиконе обрело легитимное звучание. ТАССР стала своеобразным цивилизационным системогеном в восстановительном процессе разрушенной 400 лет назад государственности татар. Республика обрела такие атрибуты государственной власти, как флаг, герб, Конституцию, законодательные и исполнительные органы. В период работы правительства Кашафа Мухтарова (советский государственный деятель; в 1921–1924 годах председатель Совнаркома Татарской АССР — прим. ред.) были сделаны важные шаги в утверждении политических прав республики: приняты и реализованы важные законы в языковой политике, коренизации руководящего аппарата в государственных учреждениях и на промышленных предприятиях, существенном преодолении национального неравенства в земельном вопросе. В 1920–1930-е были заложены основы для развития высокой культуры татарского народа.

— Можно ли в таком случае сказать, что нынешний Татарстан во многом обязан Сталину?

— Сталину нет. Это, на мой взгляд, вообще одиозная фигура, символ абсолютного зла в истории страны ХХ века. Апологетам Сталина, которые приписывают ему роль великого менеджера модернизации страны, при котором был сделан важный рывок в ее развитии, хочется задать вопрос: какой ценой завоевано счастье? Подавляющая часть населения, втянутого в форсированную индустриализацию страны, проживала в наспех сколоченных бараках, крохотных комнатках коммунальных квартир, лагерях ГУЛАГа и т. д., и т. п. По сути дела, подвергнутое откровенным и скрытым формам насилия общество вынуждено было выживать в экстремальных условиях.

А на аргументы в защиту Сталина: «Мол, не он один вершил репрессии, а все те, кто был у власти», — хочется ответить риторическим вопросом: «Почему же в таком случае именно после смерти Сталина начался период смягчения политического климата в стране?»

— Исходя из этого, какую вы даете характеристику истории ТАССР в 1920–1930-е?

— Если выразиться метафорой, то я бы назвала 1930-е годы мартирологическим или виктимным периодом в советской истории, когда были уничтожены целые слои дореволюционного общества, причем те, на которых в основном держалась его культура, да и экономика. Это был период чрезвычайщины, экстремальных решений и действий, в широком смысле — гражданская война, когда общественная трансформация осуществлялась в рамках репрессивной модели, когда происходил слом прежней модели модернизации. Начавшись с Октябрьской революции, продолжившись на фронтах войны с противостоянием Красной и Белой армий, этот слом (по своей сути, гражданская война) затем осуществлялся через репрессии в отношении тех слоев населения, которые потенциально могли служить социальной базой для реставрации старого строя, и насильственное использование их для построения нового строя.

«Ключевым фактором хозяйственного развития Татарской АССР во второй половине советской эпохи являлось промышленное освоение нефтяного юго-востока» «Ключевым фактором хозяйственного развития Татарской АССР во второй половине советской эпохи являлось промышленное освоение нефтяного юго-востока» Фото: Андрей Титов

«МЕРОПРИЯТИЯ ПО КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ НАПОМИНАЛИ КРЕСТЬЯНСТВУ ВРЕМЕНА ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ»

— Значит, развернувшаяся после революции 1917 года гражданская война имела в 1930-е свое продолжение?

— Да, я считаю, что ретроспективу страны в 1930-е годы нужно рассматривать больше в парадигме гражданской войны, когда основные события истории страны, даже связанные с ее достижениями в индустриализации, например, были связаны с физическим и моральным уничтожением, лишением ведущей социальной роли представителей досоветской модели модернизации. По сути дела, был осуществлен геноцид наиболее предприимчивой части крестьянства, того населения, которое не влезало в узкие рамки установившегося тоталитарного режима. Самым драматичным событием того периода, на мой взгляд, является коллективизация и тесно связанная с ним кампания раскулачивания, которая стала войной с крестьянством, с его наиболее здоровой частью.

— Если мы говорим о гражданской войне в широком смысле, то о каких сторонах конфликта идет речь?

— Хороший вопрос. Традиционно в исторической литературе гражданская война очерчивается 1917–1922 годами. Конечно, в строгом смысле этого слова, если рассматривать войну как военно-политическое противостояние вооруженных сил, разделенных на красных и белых, боровшихся за государственную власть, то окончание гражданской войны вполне правомерно ограничивать 1922-м, когда произошло образование СССР. В широком смысле, для более полного и глубокого осмысления истории советского общества, нельзя игнорировать позицию крестьянства, которое составляло подавляющую часть населения страны. Именно крестьянство с вилами в руках (отсюда понятие «вилочное восстание») в 1920 году заставило большевиков, узурпировавших власть в государстве, пойти на компромисс, отступить от сущностных политических принципов, а именно: разрешить частную собственность, допустить плюрализм в духовной сфере и ряд других послаблений, с которыми ассоциируется эпоха НЭПа.

— То есть начало НЭПа — конец гражданской войны?

— Увы, нет, наступило лишь временное (3–5 лет) тактическое затишье, если понимать гражданскую войну в широком смысле. Уже со второй половины 1920-х годов большевистская власть стала осуществлять шаги, свидетельствующие об окончании периода перемирия в духовной сфере, когда появился союз безбожников. Началось наступление на духовные ценности общества, ограничение, а вскоре и лишение политических прав священнослужителей. А в конце 1920-х и вовсе наступил период радикальной ломки отношений на селе — насильственного загона людей в колхозы. Как заметил автор одного из самых известных и популярных зарубежных изданий по истории Советского Союза Джузеппе Боффа: «После революции страна не знала подобного ужасающего внутреннего процесса». Мероприятия по коллективизации напоминали крестьянству времена гражданской войны. Поэтому, как и в начале 1920-х, крестьяне были полны решимости отстоять свои интересы. Основная масса крестьян не хотели вступать в колхозы. Не желая мириться с обобществлением нажитого в годы НЭПа хозяйства, крестьяне устраивали поджоги, уничтожали скот, хлеб, фураж, постройки.

Чтобы подавить сопротивление крестьян навязываемым колхозам, наиболее успешные и предприимчивые из них, сумевшие в годы НЭПа стать крепкими хозяевами, были причислены к кулакам. Имущество раскулаченных хозяйств подвергалось конфискации. Наиболее крепких хозяев и проявлявших наибольшую активность в сопротивлении коллективизации выселяли в малонаселенные районы, где разворачивались стройки новых промышленных предприятий. Так, например, знаменитая Магнитка (Магнитогорский металлургический комбинат) была возведена в основном силами переселенных из Татарстана так называемых кулаков.

В конечном счете сам сельский мир находился в состоянии раскола, противостояния между теми, кто смирился и принимал активное участие в организации колхозов, расправе с кулаками, и теми, кто решительно выступал против них. Во многих селениях доходило до кровавых разборок. Одна из них произошла в Альметьевском районе и получила свое отражение в книге «Альметьевское дело», написанной мной в соавторстве с Резедой Наилевной Гибадуллиной в 1999 году.

«Опираясь на историю Татарской республики, следует сказать, что первым звеном в цепи оппозиции по нациестроительству стал процесс расправы с Мирсаидом Султан-Галиевым» «Опираясь на историю Татарской Республики, следует сказать, что первым звеном в цепи оппозиции по нациестроительству стал процесс расправы с Мирсаидом Султан-Галиевым» Фото: общественное достояние, wikimedia.org

«ПОД КАТОК РЕПРЕССИЙ ПОПАЛ ВЕСЬ ЦВЕТ ТАТАРСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

— Следуя ходу этих суждений, репрессии 1937–1938 годов вы тоже оцениваете как часть гражданской войны?

— Безусловно, их тоже следует рассматривать в парадигме войны. Уже начиная с конца 1920-х, как известно, утверждавшийся в стране тоталитаризм начал разборки с политическими оппонентами. Опираясь на историю Татарской Республики, следует сказать, что первым звеном в цепи оппозиции по нациестроительству стал процесс расправы с Мирсаидом Султан-Галиевым. Под каток репрессий попал весь цвет татарской культуры: Карим Тинчурин, Галиаскар Камал, Баки Урманче, Газиз Губайдуллин, Хасан Туфан, Фатых Карим и многие другие. Во второй половине 1930-х годов самым распространенным поводом для привлечения к судебной ответственности стали обвинения в шпионаже. Апофеозом ложных обвинений явилось «участие» в так называемой контрреволюционной организации «Идель-Урал», согласно которому причастных к ней обличали в связи с тюрко-татарской эмиграцией. Репрессии касались не только людей, но и созданного ими культурного и научного наследия: из библиотек изымались сотнями наименования книг, журналы, уничтожались научные труды.

Установление и укрепление режима большевиков, а затем и единоличной власти Сталина происходило не в процессе паритетной политической борьбы, а достигалось методами расправы с носителями оппозиционных взглядов путем создания и использования мощных силовых структур. Насаждение коммунистической идеологии не оставляло места для альтернативных путей развития государственности татарского народа. Ни одна предпринятая татарской политической элитой попытка реализовать разного рода проекты, учитывавшие национальные интересы, не увенчалась успехом. Более того, в эпоху большого террора малейшее отклонение от директивной линии в национальном вопросе влекло за собой жесточайшее наказание, вплоть до физического уничтожения.

— И все же, что вы ответите своим оппонентам, которые связывают с именем Сталина индустриализацию, приобщение к культуре широких слоев населения?

— Жизнь всегда богаче, разнообразнее и не может полностью вписываться в любую, пусть даже мегасовершенную, схему и исчерпываться полностью каким-то одним супертермином. Действительно, в результате предпринятого в конце 1920-х, в 1930-е годы модернизационного рывка в республике было построено более полусотни крупных промышленных предприятий. Если к началу индустриализации в республике развивалось около 11 отраслей промышленного производства, то в 1940-м — уже 21 отрасль. Но, я уже сказала, в основном это осуществлялось за счет нечеловеческих условий труда и жизни населения.

Важные институциональные изменения происходили и в области культуры: появились и развивались высокопрофессиональные виды музыки и живописи, академического театрального искусства, даже кино, создан ряд научно-гуманитарных центров. В 1930-е годы была открыта Татарская государственная филармония, Татарский государственный театр оперы и балета, создан Государственный татарский ансамбль песни и танца, роль которого в популяризации национального искусства за рубежом в советский период невозможно переоценить. В 1939-м начал работать Татарский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории.

Но при этом деятельность интеллигенции была строго регламентирована идеологическими рамками. По сути дела, успешно развиваться могли только законопослушные исполнители, которые должны были идеологически легитимизировать власть, прославлять революцию, большевиков, аргументировать верность классового подхода, действовать в направлении коммунистической перековки массового сознания.

— Каковы были успехи в этом направлении? Удалось ли перековать массовое сознание?

— Мощная агитационно-пропагандистская работа по внедрению коммунистического сознания, безусловно, оказывала революционизирующее влияние на массовое сознание и жизненные устои населения. Явным показателем революционных перемен в сознании татарского народа служит появление имен с новым политическим смыслом: Октябрина, Рево, Люция, Виль (Владимир Ильич Ленин), Лениза (Ленинские заветы), Ленар (Ленинская армия), Рунар (Революция уничтожает национальную рознь), Дамир (Да здравствует мир) и др.

Революционные перемены наблюдались даже в такой наиболее консервативной области изменений, как обряды в семейно-бытовой сфере. К примеру, стали проводиться так называемые красные свадьбы, которые проходили в виде совместных для мужчин и женщин застолий, что было недопустимо для традиционной культуры татар. Еще более радикальной формой заключения браков, распространившейся в 1920-е годы, являлся «убёг», когда молодые начинали семейную жизнь без родительского благословения и соблюдения каких бы то ни было ритуалов. Правда, в этом, наверное, больше проявлялся не революционный романтизм, а обнищание населения, не имевшего средств на проведение свадьбы.

Но названные перемены не стоит преувеличивать. Об этом свидетельствуют цельные анклавы прежней социальной модели, по которым не успела проехаться тоталитарная машина, и существовавшие как бы параллельно предписываемым императивам. Татары, к примеру, сохраняли свой язык. И это несмотря на то, что дважды, в 1920-е и 1930-е годы, потеряли свою письменность. Сильна была и их конфессиональная и этническая ориентация в традиционной культуре.

— А если посмотреть на систему власти, созданную при Сталине, с точки зрения ее эффективности в годы Великой Отечественной войны?

— Если вы о том, что сильная власть имела мощные рычаги для мобилизации народов страны на завоевание победы, то здесь не все однозначно. В чрезвычайной для существования государства обстановке Второй мировой войны колхозная система была частично дезавуирована. Чтобы более эффективно использовать колхозные землю и скот, они нередко передавались в частные руки. Кроме того, отбросили и принцип классовой рафинированности в отношении тех, кто был заклеймен как кулак, имел судимость или не то социальное происхождение. Многим из них в годы военного лихолетья доверили посты председателей, другие руководящие должности.

В экстремальный для государства период военного лихолетья был отброшен и идеологический ригоризм в культурной политике вообще: все средства стали хороши для поднятия духа сражавшихся народов.

Говоря об истории Великой Отечественной войны, хочется дать одну ремарку. Сегодня, согласно официозно поощряемым идеологемам, Победа в ВОВ представляется как один из главных духовных ресурсов российского общества. Не отрицая этого, отметим, что, на мой взгляд, в ее освещении сегодня наблюдается крен в сторону пафосного патриотизма и романтизации подвига. В этом смысле показательна деятельность краеведов-любителей, местных музеев в селах, школах. Сегодня их работа сплошь и рядом сводится к тому, чтобы отыскать какие-то детали из локальной истории, которые выводят к выигрышным коннотациям, желанию попасть в победный тренд Великой Отечественной войны. Как в советское время своеобразным священным идолом были памятники Ленину в каждом населенном пункте, так сегодня повсюду наиболее знаковые общественные места обозначены монументами, связанными с войной. Как нелепо, если не сказать, пошло, смотрятся сегодня танки, пулеметы на сельской площади в Татарстане, территория которого не являлась фронтовой.

Между тем если не подгонять историю войны под политические лекала, а вдумчиво проводить глубокие интервью с очевидцами и участниками событий тех лет, то она предстает не в образе путешествия за подвигом, а как самое омерзительное проявление социальных отношений.

— Можете привести пример из собственного исследовательского опыта?

— В 2010 году по заказу «Татнефти» коллективом ученых гуманитариев было опубликовано фундаментальное комплексное научное исследование по истории села Новое Надырово Альметьевского района. Среди множества других проблем для освещения истории и культуры села представлялась и тема его судьбы в годы Великой Отечественной войны. Для начала были использованы материалы, которые хранились в школьном музее, сельской библиотеке. В них имелось достаточно по военной проблематике, но там вся картина была дана лишь с точки зрения высокого патриотического духа новонадыровцев. В ходе же длительных и многочисленных интервью картина обрела другие краски. Люди рассказывали о суровых буднях: недоедании, недосыпании, беспощадно тяжелом физическом труде. Хроническая усталость, бытовая неустроенность, сильнейшие стрессы, связанные с голодом и холодом, психологические перегрузки из-за тоски по родным обретают конкретные, порой весьма жуткие очертания, к примеру, тронувшейся умом матери, потерявшей на войне всех сыновей и мужа, или голодных под Сталинградом солдат, бросавшихся под пули за мешками с провизией, которые сбрасывали немецкие самолеты для своих. После подобных рассказов известное «Можем повторить!» выглядит весьма кощунственно. И вообще, сегодняшнее распространенное умиление малышами, которые в военной форме распевают «Вставай, страна огромная», представляется мне опасным процессом милитаризации сознания.

«Постановление 1944 года, принятое после того, как войска Германского вермахта были вытеснены с территории Советского Союза, возвращало Татарскую республику в жесткие идеологические рамки» «Постановление 1944 года, принятое после того, как войска Германского вермахта были вытеснены с территории Советского Союза, возвращало Татарскую Республику в жесткие идеологические рамки» Фото: Unknown, wikimedia.org, (CC BY-SA 3.0)

«СИСТЕМА ВСЕ-ТАКИ НЕ СУМЕЛА ЛИШИТЬ РАЗВИТИЯ ГУМАНИТАРНУЮ НАУКУ И КУЛЬТУРУ ТАТАР»

— Касаясь времен Великой Отечественной войны, давайте вспомним знаменитое постановление ЦК ВКП(б) «О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы в татарской партийной организации», принятое в августе 1944 года. Историки оценивают его как документ, который сыграл ключевую (и негативную) роль в развитии татарской культуры в послевоенные десятилетия.

— Именно. И мне представляется, что этот подход носит несколько упрощенческий характер. Конечно, постановление 1944 года, принятое после того, как войска Германского вермахта вытеснили с территории Советского Союза, возвращало Татарскую Республику в жесткие идеологические рамки. К этому времени исход войны был предрешен и те послабления, которые приняли в годы войны в области культуры для того, чтобы поднять дух народа, отменили. Отныне Татарскому обкому ВКП(б) предписывалось отслеживать националистические происки в деятельности татарской творческой интеллигенции.

Что и было сделано, вслед за постановлением ЦК ВКП(б) приняли череду директив и резолюций республиканского уровня, в которых обозначались официальные догмы, в рамках которых разрешалась деятельность научной и творческой интеллигенции. Историкам, литераторам, языковедам предписывалось связывать все позитивное в истории страны, в том числе и татар, с прогрессивной ролью русского народа и Российского государства. Позитивная оценка независимых татарских государств — Золотой Орды, Казанского ханства — запрещалась. По идеологическим соображениям, к примеру, было запрещено к показу около 20 театральных спектаклей, среди которых оказалась мелодрама Салиха Сайдашева «Наемщик».

То есть можно сказать, с одной стороны, постановление работало. И тем не менее его тормозящее влияние на гуманитарную науку в постсоветской исторической литературе в Татарстане, на мой взгляд, преувеличено. Как бы строго ни требовала бюрократическая система, она все-таки не сумела лишить развития гуманитарную науку и культуру татар. В послевоенные десятилетия в хорошей творческой форме были еще те гуманитарии, чей менталитет сформировался в дореволюционную эпоху в стенах медресе, до господства тоталитарного единомыслия. Немало имелось тех, кто не стремился уподобляться «первым ученикам» из фильма Марка Захарова «Убить дракона», оправдывавшим свою беспринципную сервильность всесильностью драконовской системы: «Что я мог сделать? Меня еще в молодости завербовали. Нас так учили!»

— Какие самые яркие примеры можете привести?

— Ярким примером принципиальной позиции личности, не желавшей стать «первым учеником» в  системе, которая сегодня именуется поздним сталинизмом, является Магомед Гарифович Сафаргалиев, который в 1951 году (а это разгар эпохи позднего сталинизма) в одном из ведущих исторических журналов «Вопросы истории» опубликовал статью с критикой готовившейся к публикации коллективной монографии «История Татарской АССР с древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции». В ней он выражал свое принципиальное несогласие с отрицанием роли золотоордынского компонента в формировании татарского этноса. Вслед за этой статьей в «Вопросах истории» в качестве дискуссии появилась на такую же тему статья Хайри Гимади. И данная дискуссия в определенной мере служит аргументом в пользу того, что идеологические запреты, выраженные в том самом постановлении, даже придали некий энергетический импульс интеллектуальному дискурсу, породив два основных направления в трактовке золотоордынского феномена в этногенезе татар.

Еще большее место в исследовательском поле золотоордынский компонент получил на этапе разоблачения культа личности Сталина, то есть примерно через 10 лет после принятия постановления, что никак не подкрепляет постулата о замораживании темы Золотой Орды на многие десятилетия. О реабилитации темы Золотой Орды громогласно заявил археолог Смирнов на проходившей в 1956-м в Казани конференции по археологии. В 1960 году уже упомянутый Сафаргалиев издал труд «Распад Золотой Орды», который к тому же нашел и официальное признание: был отмечен орденом «Знак почета». Видный татарский историк Миркасым Абдулахатович Усманов также много и продуктивно работал над изучением документов по истории Золотой Орды.

«Реальные подвижки по поднятию престижа татарской культуры начались при руководстве Семена Денисовича Игнатьева, роль которого вы справедливо связали с периодом национального ренессанса в Татарской АССР» «Реальные подвижки по поднятию престижа татарской культуры начались при руководстве Семена Денисовича Игнатьева, роль которого вы справедливо связали с периодом национального ренессанса в Татарской АССР» Фото: общественное достояние, wikimedia.org

«ИГНАТЬЕВ ПО-НАСТОЯЩЕМУ БЫЛ ВСТРЕВОЖЕН СОСТОЯНИЕМ ПОЛОЖЕНИЯ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА»

— Но это уже была недолгая по времени эпоха национального ренессанса, которую связывают с именем руководившего республикой Семена Игнатьева.

— Как известно, хрущевский период в истории советской культуры, да и политической системы, ассоциируется с понятием «оттепель». В Татарской Республике она тоже начала проявляться практически сразу после смерти Сталина. В 1954 году группа татарской интеллигенции отправила письмо в Академию наук СССР о том, что Татарская АССР должна быть преобразована в Татарскую ССР. Отдельные представители татарской интеллигенции стали публично высказываться о необходимости повышения административно-политического статуса республики. Об этом, к примеру, говорил на одном из собраний партийно-хозяйственного актива в Казани писатель Гази Кашшаф.

— В своей книге «Татарстан в период постсталинизма» вы приводите несколько примеров обращения с письмами подобного содержания из Казани в Москву.

— Да, в республиканских и федеральных архивах мною было обнаружено несколько ярких обращений в различные официальные инстанции известных деятелей татарской культуры. Настойчивым являлся в этом отношении писатель Нурихан Фаттах, который после нескольких обращений в Татарский обком компартии, где их признали ошибочными, направил письма Хрущеву, заместителю председателя совета министров СССР Булганину, видному государственному деятелю Ворошилову с требованием реорганизации Татарской автономной республики в союзную. В своей книге я привожу и ряд других писем.

Среди довольно богатого эпистолярного наследия, писем во власть выделяется обстоятельное письмо Шайхи Маннура в адрес Хрущева. Впервые опубликованное мною в журнале «Эхо веков», оно привлекло внимание других периодических изданий, которые повторили у себя его публикацию. Это талантливо написанный настоящий памфлет о второсортности автономного статуса республики, катастрофическом сужении сферы применения татарского языка, об упадке в татарском искусстве, стремительном уменьшении количества татарских школ, несоответствии развития жизнесферы населения республики ее экономическому вкладу в развитие государственной экономики.

— Значит, в период оттепели решающую роль в демократизации культуры сыграла все-таки татарская общественность?

— Безусловно, но реальные подвижки по поднятию престижа татарской культуры начались при руководстве Семена Денисовича Игнатьева, роль которого вы справедливо связали с периодом национального ренессанса в Татарской АССР. В 1957 году Игнатьев возглавил Татарский обком компартии. С самого начала в своей деятельности он стал тесно взаимодействовать с татарской интеллигенцией, которая, как я уже сказала, активно выступала с различными политическими и культурными инициативами. Наибольшую тревогу татарской интеллигенции вызывало сужение сферы применения татарского языка в городской социальной среде. Осенью 1957-го после очередной встречи с татарской общественностью первый секретарь Игнатьев дал указания скрупулезно собрать информацию о языковой ситуации в республике всем причастным к ней министерствам и ведомствам. После ее получения Игнатьев по-настоящему был встревожен состоянием положения татарского языка, татарской школы и сообщил об этом в ЦК компартии.

— И какая реакция была из центра?

— Оттуда прислали комиссию ЦК КПСС во главе с заместителем заведующего отделом науки, школ и культуры ЦК КПСС Василием Никитичем Дербиновым. Она работала примерно полтора месяца в районах республики (в марте – апреле 1958 года) и провела комплексное изучение языковой ситуации в республике. С результатами этой проверки Дербинов выступил на заседании бюро обкома КПСС 28 апреля 1958-го. Обстоятельный доклад московского чиновника лег в основу постановления майского (1958) пленума Татарского обкома КПСС, принявшего ряд серьезных мер по исправлению языковой ситуации в республике.

Вслед за Дербиновым с пространной эмоциональной речью выступил Игнатьев. Эта речь, подкупающая своей искренностью, со всей очевидностью свидетельствует о решающей роли Игнатьева в организации майского пленума. С горестным удивлением он отметил, что впервые за все время работы в национальных республиках встретился с таким неуважением к родному языку, плохой работой по его развитию. Он очень нелицеприятно говорил о местных руководителях, татарской интеллигенции, которые отдают своих детей в русские школы: «Как вы можете, смеете со своим народом говорить, если вы своих детей отдаете в русские школы?» Он подчеркивал чудовищность ситуации, при которой мать-татарка, новоиспеченная горожанка, не понимала своего ребенка, поскольку мыслила и говорила на родном языке, но ребенка вынуждена была отдать в городе в русский детский сад. Под названием «Почему же боятся своего родного языка» (цитата из Игнатьева) эта речь полностью опубликована мною в журнале «Эхо веков».

После майского пленума были предприняты попытки поднятия не только престижа национальной школы, но и в целом татарской культуры. В 1957 году прошла декада татарской культуры в Москве, которая привлекла очень большое внимание и вызвала величайший неподдельный интерес со стороны московской публики. Потом были и другие фестивали — в Башкирии, Казахстане, Узбекистане, заметно активизировались культурные обмены. В республике создали терминологическую комиссию по возвращению в татарский язык некоторых незаслуженно утраченных арабизмов и фарсизмов и замененных русизмами. В 1958 году была учреждена премия имени Тукая, присуждавшаяся за особые успехи, достигнутые в области татарской культуры.

— Вам не кажется, что об Игнатьеве сейчас мы незаслуженно редко вспоминаем?

— Я считаю, что его имя давно пора дать одной из улиц в городе Казани. Тем более что при нем не только наблюдался национально-культурный подъем в республике, но и осуществлялись весьма динамичные процессы по развитию экономики. Интенсивно развивалась нефтяная промышленность, был заложен флагман химической индустрии — «Казаньоргсинтез», при нем произошли реальные подвижки в развитии сельского хозяйства. В отличие от страны в целом, где благоприятные перемены в сельскохозяйственной отрасли наметились с приходом к власти Хрущева уже 1953 году, в республике даже в 1956-м не был достигнут довоенный уровень развития сельского хозяйства. И только в 1957 году сельскому хозяйству республики выделили существенную материальную помощь и положение стало налаживаться.

«В 1960 году к власти в республике пришел Табеев Фикрят Ахметзянович (второй слева), который очень много сделал для индустриализации республики. При нем появился новый территориально-промышленный комплекс» «В 1960 году к власти в республике пришел Табеев Фикрят Ахметзянович (второй слева), который очень много сделал для индустриализации республики. При нем появился новый территориально-промышленный комплекс» Фото: Шамиль Абдюшев

«БЫЛА ОПУБЛИКОВАНА СТАТЬЯ «ОБ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ТРУДЯЩИХСЯ»

— После ухода с поста первого секретаря Игнатьева тенденции в развитии Татарской АССР поменялись?

— В развитии национальной культуры — да. Можно сказать, что в этом отношении вновь начались заморозки. В 1960 году к власти в республике пришел Табеев Фикрят Ахметзянович, который очень много сделал для индустриализации республики. При нем появился новый территориально-промышленный комплекс. В позднесоветский период истории страны, когда основная ставка в экономическом развитии тогда делалась на Сибирь и Дальний Восток, Камский ТПК был единственным индустриальным конгломератом, который разворачивался в европейской части СССР. И в этом решающая заслуга принадлежала руководству Татарской Республики во главе с Табеевым. В тот период к созданию новых промышленных предприятий проявлялся безоглядный интерес со стороны руководства всех регионов, но Табееву удалось убедить целесообразность строительства КАМАЗа в Татарстане.

Но что касается развития татарской культуры, то свертывание работы по реализации майского (1958) постановления — увы и ах, также связано с именем Табеева. На одном из первых заседаний обкома под руководством Табеева майское постановление 1958 года было признано ошибочным, тогда же в главном идеологическом журнале республики «Коммунист Татарии» опубликовали статью «Об интернациональном воспитании трудящихся», главная мысль которой заключалась в подчеркивании значения русского языка в экономической и культурной жизни республики, а значение татарского языка стало принижаться.

— Поговаривают, что Табеев называл татарский «языком доярок».

— Не могу точно подтвердить это, но во всяком случае в начале 1960-х в русле такого подхода был принят целый ряд мер, направленных против деятельности языковедов, журналистов, боровшихся за чистоту татарского языка, пытавшихся противостоять процессу искусственного обеднения его за счет подмены имевшихся  в нем понятий русскими и иностранными терминами. Одним из крупных мероприятий среди них явилось свертывание работы терминологической комиссии. Одобряя поворот официальной линии в развитии татарского языка в сторону сближения наций, известный лингвист Мирфатых Закиев называл заботу о чистоте языка пережитком прошлого и проявлением национальной ограниченности.

— Говорят, что Табеев активно поддерживал и межнациональные браки…

— Об этом мне неизвестно. Но риторика его публичных выступлений была такой, что все интернационалистское, все то, что находилось в русле сближения наций, преподносилось как показатель прогрессивных перемен. В этом смысле как прогрессивное явление интерпретировались и межнациональные браки.

— «Мы все —отатарились“ излишне», — в вашей монографии приводятся такие слова Назиба Жиганова, то есть татарская культурная интеллигенция тоже стала рассматривать национальное, этническое как недостаток, пережиток?

— Это высказывание Жиганова относится еще к периоду позднего сталинизма, к 1953 году. Причина такого высказывания неочевидна. С одной стороны, возможно, положение обязывало, ведь Жиганов являлся ректором Казанской консерватории, председателем союза композиторов. С другой — может быть, это высказывание имело не конъюнктурно политический характер, а было обусловлено желанием модернистского толка, лежащем в сфере чистого искусства, недовольством композитора консервативной приверженностью деятелей национальной культуры деревенскому стилю, в котором часто, так же как в мелодраматизме, бытовизме, обвиняли татарское песенное и театральное искусство.

— То есть Назиб Жиганов выступал не против «татарскости», а против косности?

— Я подчеркиваю, возможно. Вообще-то, в период так называемого брежневского застоя, когда оттепель была свернута в масштабе всей страны, татарская интеллигенция и общественность часто ставили иные, неудобные с точки зрения официоза вопросы. Документальное отображение эпохи богато многочисленными письмами, где выражалось недовольство неудовлетворительным отображением этничности на телевидении, радио, отсутствием татарского кино и т. п. В среде татарской интеллигенции возникали неформальные группы, где ставились и смело обсуждались вопросы отставания татарской культуры, тревожные тенденции в развитии татарского языка.

При каждом обнадеживающем повороте в политической жизни страны поднимался и вопрос политического статуса республики. Так, во время прихода к власти Леонида Ильича Брежнева попытку обратиться к нему с вопросом повышения статуса республики до союзного с письмом предпринял Амирхан Еники. Предварительно он решил посоветоваться на эту тему с Салихом Батыевым, нашим татарским Микояном. Это Еники описывает в своей книге «Перед закатом», рассказывает, как Батыев посмеялся над его наивным поступком.

В связи с принятием Конституции СССР (1977), РСФСР и ТАССР (1978) в официальные органы шли письма от татар, и не только, из Татарской автономии о необходимости повышения статуса республики. Наиболее известным, обстоятельным из них является письмо участника войны, коммуниста Гайнуллы Яфаева. Это письмо, написанное от руки четким каллиграфическим почерком, хранится в Музее истории государственности Татарстана.

«В классе, при изучении темы «Татаро-монгольское иго», испытывала настоящие муки от ощущения собственной причастности «ко злу, которое сотни лет висело над родной страной» «В классе при изучении темы «Татаро-монгольское иго» испытывала настоящие муки от ощущения собственной причастности «ко злу, которое сотни лет висело над родной страной» Фото: общественное достояние, wikimedia.org

«НАЦИОНАЛЬНАЯ ПО ФОРМЕ И СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ПО СОДЕРЖАНИЮ»

— Когда татарская интеллигенция выдвигала подобные идеи, то не боялась обвинений в национализме? К примеру, тот же описываемый в вашей книге Нурихан Фаттах, который призывал создавать отдельно русские и татарские группы в детских садах, не боялся «получить по башке»?

— Время боязни «получить по башке» все-таки прошло с репрессиями. Начиная с середины 1950-х наступило вегетарианское, так сказать, время. Это хорошо иллюстрируется на примере деятельности так называемой националистической группы, в которую входил будущий писатель, а тогда аппаратчик завода «Оргсинтез» Тауфик Айди, а также инженеры КОМЗа Мухаметзянов, Зайнуллин, Хасибуллин, о которых тоже написано в моей книге. В августе 1964-го в КГБ при совете министров ТАССР за группой была установлена слежка. Согласно сохранившимся в архиве отчетам-донесениям, основная деятельность группы состояла в написании и отправлении как анонимно, так и от имени группы лиц писем – обращений в партийно-государственные органы об угнетении татарского народа. В выступлениях молодые татарские неформалы на литературных вечерах говорили об отставании татарской культуры от культур союзных среднеазиатских республик. Говорили в общем-то свободно, не таясь. В апреле – июне 1965 года члены группы поодиночке приглашались на профилактические беседы сначала в райком ВЛКСМ, где они продолжали отстаивать собственную позицию, тревожась об отставании татарской культуры от культуры среднеазиатских народов, говорили о необходимости создания условий для получения высшего образования на татарском языке.

Затем были проведены и профилактические беседы на печально знаменитом «Черном озере» (в КГБ), где они также продолжали настаивать на собственной позиции, говоря об упадке татарского образования, отсутствии татарской газеты на КОМЗе. Беседа в КГБ закончилась предупреждением Мухаметзянова и Зайнуллина о том, что если они не осознают свои «ошибки», то в отношении них будут применены иные действия. Однако и после профилактической беседы в КГБ Айдельдинов, Зайнуллин, Мухаметзянов, отказавшись от публичных выступлений перед населением, продолжали совершать поездки в другие области в качестве распространителей татарских газет и журналов. Судя по докладной, неформальная группа прекратила свою активную деятельность лишь в конце 1966 – начале 1967 года.

Данный пример говорит о том, что времена репрессий уже прошли. Это был период модернизации советского строя, а не расчистки пространства для его утверждения от конструкций предшествовавшей модели развития общества. Режим победил, и ему не нужно было уже прибегать к одиозным формам расправы с его оппонентами. К 1960-м, как метко выразилась Валерия Новодворская в книге «Над пропастью во лжи», «саблезубая большевистская кисонька наелась, и больше в нее не лезло».

— Может быть, татарским деятелям в данном смысле везло, потому что это национальное не имело большого распространения, ограничиваясь татароязычной аудиторией? 

— Да, пожалуй, фактор камерности имел определенное значение в плане попустительства со стороны идеологических органов. Деятельность татарских ученых-гуманитариев была, так сказать, капсулирована, не имела широкого публичного выхода. Она осуществлялась, как правило, только в узкоспециализированной среде научных конференций и сборников статей, по сути дела, являясь отдушиной лишь для самих ученых и аргументом для декларирования торжества советской культуры, которая характеризовалась тогда как национальная по форме и социалистическая по содержанию. Существуя в капсулированном пространстве, татарская гуманитарная мысль, скажем, по истории Золотой Орды, почти не имела связи с просвещением и образованием широких народных масс. Для них по всей стране миллионами тиражировались московские учебники, в которых средневековая история татар представала как зловещее иго, абсолютное зло.

В данной связи я, как человек, чье детство прошло в Брянской области, могу сказать, как это формировало комплекс неполноценности. В классе, где я была единственной татаркой, при изучении темы «Татаро-монгольское иго» испытывала настоящие муки от ощущения собственной причастности «ко злу, которое сотни лет висело над родной страной».

В период становления института статус, известность и популярность Хакимова давали существенные преференции, позволяли устанавливать широкие международные и российские связи «В период становления института статус, известность и популярность Хакимова давали существенные преференции, позволяли устанавливать широкие международные и российские связи» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ТЫ ИСТОРИК И ОБЯЗАН УМЕТЬ ПИСАТЬ НА ВСЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ»

— Как вы отнеслись к последним изменениям в руководстве Института им. Марджани?

— Как говорится, перемены всегда порождают новые надежды на лучшее. У меня эти надежды связаны с углублением уклона в сторону развития фундаментальности, академизма исторической науки.

При этом у меня нет никакого желания противопоставлять Рафаэля Сибгатовича Хакимова и Радика Римовича Салихова. Вообще говоря об институте истории при руководстве Рафаэля Сибгатовича, мне представляется, что было как бы два периода: ранний Хакимов, когда он совмещал руководство институтом со своей основной деятельностью в аппарате президента РТ. В этой связи хочу, кстати, отметить, его гражданский, без преувеличения исторический, в масштабе республики поступок в виде публикации в 1994 году в республиканских газетах статьи «Год упущенных возможностей», где он честно, критически проанализировал деятельность республиканских властей в период подготовки Договора о разграничении полномочий между РФ и РТ. Тогда, правда, института истории еще не было.

В период становления института статус, известность и популярность Хакимова давали существенные преференции, позволяли устанавливать широкие международные и российские связи. Стиль работы Хакимова на посту директора строился на уважительном доверии к своим заместителям: опытному Фариту Мирзовичу Султанову, который обеспечивал слаженную организационную работу всех обслуживающих структур, и инициативному Рамилю Равильевичу Хайрутдинову, который сумел организовать успешную работу аспирантуры и диссертационный совет. В первые годы работы в институте царила демократичная атмосфера, в которой, на мой взгляд, только и возможна плодотворная, успешная научная деятельность. Большую мобилизующую роль в научном творчестве играли методологические семинары, которыми руководил Дамир Мавлявиевич Исхаков. Это были настоящие горячие дебаты с яркими выступлениями.

На втором этапе, когда Рафаэль Сибгатович полностью сосредоточился на работе в институте истории, он предпринял кардинальные шаги по его реструктуризации, сделав уклон на прикладные аспекты. В институте появились новые отделы, самым крупным среди которых стал отдел по изучению населенных пунктов. Был сделан упор на деятельность института по популяризации исторических знаний. На мой взгляд, для академического института это несколько расточительно. Я считаю, академические институты должны работать как основные очаги по добыче новых знаний, разрабатывать фундаментальные направления и готовить высокопрофессиональных специалистов по определенному направлению. Нельзя требовать универсализма от ученых как с точки зрения контента научных текстов, так и формы их деятельности.

Фундаментальная наука требует кропотливой работы с источниками, тщательного изучения историографии. И, когда от ученых начинают требовать работать на потоке сотрудничества со СМИ, официальными структурами, создания популярных работ на любую историческую тему, потому что «ты историк и обязан уметь писать на все исторические темы», это неизбежно происходит за счет снижения фундаментальности научных исследований.

— Каких конкретно изменений в работе института вы ждете?

— В этой связи мне импонирует высказывание Радика Римовича в одном из последних интервью в вашей газете о том, что публичность для ученого историка — не самое главное качество в его работе. Я надеюсь, что собственно исследовательское направление в деятельности коллектива института истории при новом руководителе усилится. Думаю, что все-таки при новом руководителе в институте найдут решение для создания аспирантуры, без которой перспективы его весьма расплывчаты, выработка научной политики эфемерна. Специалистов по многим проблемам не хватает. На примере истории советского периода могу сказать, что у нас работают всего 2,5 человека. Отсюда глубина изученности некоторых проблем не изменилась с советских времен. Например, по истории развития промышленности, индустриализации в институте последним специалистом была Клара Абдулхаковна Назипова, которой уже 10 лет с нами нет. Непревзойденной по степени анализа остается книга по мусульманским военным формированиям Ильдуса Габдулхаковича Гиззатуллина, написанная им еще в 1980-е. И этот ряд можно еще долго продолжать.

 Думаю, что ученый совет института при разработке научной стратегии должен обратить самое серьезное внимание на источниковедение советского периода. У этого хронологического отрезка такая специфика. Сегодня участники, свидетели многих событий живы. Они могут служить информантами для составления банка исторических данных, ценность которого особенно понятна, если иметь в виду, что советская эпоха во многом была периодом телефонного права, очковтирательства и это наложило свой отпечаток на документы официальных органов.

— Как вы относитесь к тому, что казанские историки постоянно, в том числе и на страницах СМИ, ругаются между собой? Это нормально, живая полемика или дело в амбициях ваших коллег?

— И то и другое. Для историков дебаты, споры, иногда весьма ожесточенные, — привычный стиль при обсуждении монографий, диссертаций, докладов. Иногда даже и с нарушением каких-то этических норм, но в открытой форме научного дискурса при непосредственном общении атмосфера все же не отдает той клоакой, которую формируют многие анонимные комментарии в виртуальном пространстве. Лично мое отношение к тому, что вы называете «историки ругаются между собой» развивалось от сильного любопытства до брезгливого пренебрежения. Между этим часто хотелось анониму крикнуть: «Неужели вам перед собой не стыдно и не обидно тратить энергию, продуцируя такие низменные качества, как зависть, злорадство и прочее?»

А вообще, в комментариях по исторической тематике часто участвуют, мне кажется, люди, считающие, что история — это не наука, что ею могут заниматься все. Отсюда и курьезные уроки дилетантов, готовых поучить уму-разуму историков-профессионалов. Мне с таким подходом приходилось сталкиваться, особенно при написании учебников.

Альфия Габдульнуровна Галлямова — ведущий научный сотрудник Института истории им. Марджани АН РТ.

Доктор исторических наук, заслуженный деятель наук РТ.

Автор монографий по истории Татарской АССР 1945–1985 годов, около 300 работ по социально-экономической и общественно-культурной истории ТАССР советского периода, истории татарского крестьянства и национальной интеллигенции, краеведению, истории Альметьевского района, более десятка учебных пособий по истории Татарстана и татарского народа.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (114) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
22.08.2020 10:42

«буквально за месяц до убийства Сталина странно погиб генерал Власик»

Генерал Власик умер в 1967г., на пенсии, от рака лёгких.

  • Анонимно
    22.08.2020 08:41

    Нда.
    Татария всё таки край потомков колхозной бедноты и большевиков.
    Не зря в 30-х годах Тат АССР была третьим областным субъектом в СССР по рекордному раскулачиванию.

    • Анонимно
      22.08.2020 11:29

      Раскулачивание 30-х очень сильно разъединило татар. Коммунисты своего добились.

      • Анонимно
        22.08.2020 12:38

        Табеев молодец. Настоящий идейный интернационалист. Среди татар, да и в прочих нацменьшинств таких единицы. Он понимал, что религия, нацизм лишь разъединяет народы. А объединяет общая идея развития общества, чтоб гражданин одинаково хорошо чувствовал себя и имел возможности, и в Татарстане, и в Чувашии, и в Башкирии, и в Новосибирске.

        • Анонимно
          22.08.2020 14:26

          Какой он молодец!!!! При нем татарский язык ушел в полное забвение, при нем в городах практически перестали существовать татарские школы Если для вас интернационализмом является давление на национальные языки и культуру, то у вас очень приватное отношение к понятию интернационализм.
          Я понимаю, время было такое может и сверху давили, но не понимаю, зачем надо было так развивать слишком бурную деятельность в этом вопросе, не понимаю.

          • Анонимно
            23.08.2020 09:29

            Табеев тут не причем. Уже к началу 1950-х гг.в Казани осталось всего 2 татарские школы.
            А.В.

      • Анонимно
        22.08.2020 18:07

        А кто раскулачивал то ? сами татары и раскулачивали татар. Это конфликт людей по разному относящихся к собственности. Те кто еще недавно воевал в гражданскую , через несколько лет вдруг и видели что появились очередные "помещики" в лице зажиточных крестьян. Не все помнят, но с введением НЭП, буквально через несколько лет появились опять поденщики и батраки. Вот именно это и подтолкнуло простых людей к раскулачиванию. Именно эти бывшие голодранцы и пошли раскулачивать тех кто жил чуть лучше. По сути это зависть

        • Анонимно
          22.08.2020 20:56

          О том и речь, уважаемый.
          Что потомки этих завистников всё мечтают все улицы большевиками наименовать.
          А жить хотят в капитализме.

        • Анонимно
          23.08.2020 11:01

          Зависть и требование справедливости -разные понятия. Но вам видимо , ближе только чувство зависти.

  • без Сталина была бы казанская область

    • Анонимно
      22.08.2020 09:02

      Так было бы лучше

      • Анонимно
        22.08.2020 09:32

        Было бы лучше оставить РФ в районе золотого кольца, и было бы тогда РСО, русские сборные области

        • Анонимно
          22.08.2020 10:16

          Золотое кольцо это земли финов - мордвы, муромы, др.

          • Анонимно
            22.08.2020 11:09

            Города Золотого Кольца: Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир. Включение в Золотое Кольцо прочих населённых пунктов (Александров, Боголюбово, Гороховец, Гусь-Хрустальный, Дмитров, Калязин, Кидекша, Москва, Муром, Мышкин, Палех, Плёс, Рыбинск, Тутаев, Углич, Юрьев-Польский, Шуя и т. п.) является дискуссионным.

            Сергиев Посад - мордовский город Кончура, Переславль-Залесский - город германцев Рюриковичей, Ростов - город мери, Ярославль - заложен Ярославом Мудрым, потомком Рюрика, Кострома - основан финно-уграми, Иваново - город Рюриковичей, Суздаль - финно-угорский город Суждаль от финского слова волк, Владимир - город германцев Рюриковичей.

            Об этом не пишут в учебниках.

            • Анонимно
              23.08.2020 07:05

              Казань/Кошань/Хузан тоже не тюркский топоним.

              • Анонимно
                23.08.2020 09:38

                Казан - тюркское слово котел. Тысячи тюркских топонимов есть с корнем каз-. Хузан чувашское (тюркское) слово.

                • Анонимно
                  23.08.2020 09:59

                  Казан-сублимация от Хузан или Кошань. Не все могли выговорить из за недоразвитости речевого аппарата.
                  Находился на территории черемисов задолго до казанских сочинителей легенд.

                  • Анонимно
                    25.08.2020 09:41

                    Казан-котел у всех тюркских народов и во все времена. Так стали называть город, потому что он стал плавильным котлом для разных тюркских и угрофиннских народов и был в значительной степени многоязычным и родным для тюрков и угрофиннов.
                    Рим Дашкин

                    • Анонимно
                      25.08.2020 15:25

                      Почему так примитивно, Дашкин. Казан-котел- это великолепный образ во всех отношениях.

                      • Анонимно
                        27.08.2020 22:24

                        У скифов были ритуальные котлы, решались важные вопросы вокруг них. Это серьёзный символ.

                    • Анонимно
                      26.08.2020 08:40

                      А что означает Кошань, Хузан?)) Т.е. первопричина казан/котел?

            • Анонимно
              24.08.2020 15:40

              11:09
              Конечно, такой бред писать никто не будет... Это вам из Азнакаево, по секрету сказали?

    • Анонимно
      22.08.2020 10:34

      //без Сталина была бы казанская область//

      Республика была создана по инициативе Ленина, а не Сталина. И вообще, Сталин был бо́льшим государственником, чем революционер Ленин. Сталин, например, был против создания "союзных" республик, так как понимал, что некая государственность будет постоянно и непрерывно генерировать националистические идеи и действия. После смерти Ленина Сталин не стал отменять эти действия Ленина, так как у Ленина был большой авторитет. Вместо этого, Сталин, присущими ему методами, боролся с последствиями создания "национальных" республик - физически уничтожая националистов.

      Сейчас, когда большинство ленинских задумок история аннулировала - осталось в стране аннулировать и "т.н. "национальные" регионы. Все регионы должны быть построены по географическому признаку - и представители всех народов в каждом регионе страны должны обладать равными правами.

      • Анонимно
        22.08.2020 12:52

        10:34 У того же Ленина есть высказывание, что когда у одного этноса тотальное доминирование, численное, экономическое, культурное, то ни о каком "равноправии" речи быть не может, оно автоматически превращается в подавление и угнетение. Именно поэтому он ввел "нацреспу лики". В царской России никаких"нацрегионов" не было, были губернии с русскими губернаторами, русскими чиновниками, русской полицией. Есть 2 классных советских фильма -комедии из жизни дореволюционных нацменов. Не горюй с Кикабидзе про Грузию, и За спичками с Леоновым и Невинным. В обоих фильмах единственные русские персонажи- жандармы. И что? Помогло это империи? При первом серьезном шухере все разбежались, даже белорусы с украинцами.
        Кстати, такой нюанс:во время голода в России в конце 19 века жертвы среди "инородцев", в т.ч. татар, вообще НЕ учитывались. Неудивительно, что татары захотели свою республику. Так что не там ищете. Сделайте свою страну комфортной для всех, и проблема сепаратизма отомрет сама собой.

        • Анонимно
          22.08.2020 15:08

          //Сделайте свою страну комфортной для всех, и проблема сепаратизма отомрет сама собой//

          Наивный подход. Впрочем этими сказками порой заражались не только такие обыватель, как вы - но даже и некоторые правительства.
          Запомните, идеи сепаратизма будут существовать до тех пор, пока будут существовать нацменьшинства.
          От "уровня жизни" - сепаратизм не зависит. Даже у самых благополучных стран имеются проблемы с сепаратизмом - у США, Испании, Франции, Франции, Великобритании и т. д.

          Исчерпывающий методов в борьбе с сепаратизмом только два, но они оба ныне являются преступлениям - это геноцид и депортации.
          США, в частности решали вопрос с индейскими народами путем и геноцида и депортации. Также и Турция решала вопрос с армянский и греческим сепаратизмом.
          Сейчас такие методы неприемлемы.

          • Анонимно
            22.08.2020 19:05

            Золотую Орду разрушили сепаратисты Крыма, Казани, Астрахани и др.
            Сепаратистами были ханы.
            Простому народу сепаратизм был не нужен.

        • Анонимно
          22.08.2020 20:40

          У Ленина есть масса противоречивых "высказываний" на любой политический момент.

          Этот "революционер"-террорист отличался беспринципностью и готовностью в любой момент пойти на любую провокацию и насилие для захвата и удержания власти.

    • Анонимно
      22.08.2020 14:28

      Сталин только шел в этом фарватере, право нации на самоопределение это была общая задача большевиков Сталина поставили на должность наркомнаца как человека представляющего национальное меньшинство.

  • Анонимно
    22.08.2020 09:10

    Зур рәхмәт сезгә .

  • ПанАлекс
    22.08.2020 09:15

    Да, Геббельс радуется! Его дело живет в этих бездумно повторяющих догмы хрущевцев - антисталинистов!
    И именем упыря Игнатьева называть улицы?
    Коротко о событиях 53г.:
    После смерти Сталина Берию возвратили на должность главы НКВД/МВД, с которого сместили Игнатьева за преступления, включая "дело врачей". В тот день, когда по оф. фальшивой истории якобы арестовали Берию (по факту его убили, а в суде был актер), тот собирался выносить на решение ЦК КПСС (ВКПб) арест Игнатьева (за пытки, дело врачей и пр.). Но тот, узнав об этом сигнализировал "подельникам", что про смерть Сталина и кто организовал молчать не будет! Ведь буквально за месяц до убийства Сталина странно погиб генерал Власик, много лет возглавлявший личную охрану Сталина и его обязанности перешли министру Игнатьеву! Потому тот по любому был в сговоре с убийцами!
    В тот же день Берию убили при штурме его дома неизвестной воинской частью. По воспоминаниям сына Серго, стены и окна были в ямках и дырах от пулеметных пуль. Но лично Жуков сказал Серго, что к смерти его отца он не имеет отношения!
    Ну а затем фарс с актером на "суде" и дальнейший ужас от убийц - победителей! Когда оболгали, облили дерьмом и сфальсифицировали факты и документы как по Сталину, так и по величайшему организатору - Берии! А вот палачей, устроивших в 1937 репрессии, типа Эйхе или Павлова, чье предательство обернулось миллионами жизней в ВОВ, "реабилитировали"!
    Вот и Игнатьев из тех подлых убийц, хотя "подельники" его и убрали подальше от большой власти, но и не трогали...

    • Анонимно
      22.08.2020 10:42

      «буквально за месяц до убийства Сталина странно погиб генерал Власик»

      Генерал Власик умер в 1967г., на пенсии, от рака лёгких.

  • Анонимно
    22.08.2020 09:33

    Если все граждане России равны, то почему регион России под номером 16 называется Татарстан, а не Казанская область?

    • теперь регион - 716...

    • Анонимно
      22.08.2020 11:09

      А какая разница как называется регион?

      • Анонимно
        22.08.2020 11:39

        Для вас же имеет значение - как называется регион. Вот и для нас имеет значение. "Татарстан" - неподходящее название для региона, так как оно выпячивает лишь один народ - из множества населяющих регион народов.

        • Анонимно
          22.08.2020 12:17

          11:39
          Пиши жалобу в Спортлото. Конституция выпячивает один из народов, называя только его государствообразующим. Про это тоже напиши.

          • Анонимно
            24.08.2020 15:01

            12:17
            Ржу, немогу... За эту поправку все татары проголосовали, поголовно... Сейчас в чем проблема? Иль просто привычка быть всем недовольным?

    • Анонимно
      22.08.2020 11:09

      Не все граждане равны. Кто-то может купить мерседес, а кто-то нет

      • Анонимно
        23.08.2020 08:17

        Как Салтычиха, пытаетесь оправдание найти.
        Если у вас есть воображение, то финал - одновариантен.

    • Анонимно
      22.08.2020 14:35

      Называется потому, что в период краха российского имперского государства, чтобы собрать её вновь и не дать ей полностью развалиться, был найден баланс между великороссами и нацменами в виде представления государств им внутри России.
      Абсолютно это повторилось вновь, но уже при Ельцине. Думаете Ельцин с удовольствием говорил, берите суверенитета столько сколько можете проглотить, конечно нет, но это остановило дальнейшее сползание к развалу и саму РСФСР.

    • Анонимно
      22.08.2020 17:31

      Ты отправься в Чечню и задай такой вопрос первому попавшемуся чеченцу....да любому кавказцу в любой из республик....или якуту в якутии
      Ленина сегодня мигают с подачи 1 лица государс а все кому не лень...Умнейший человек поступил единственно верно для сохранения большой территории Российской империи, кто осуждает его не от большого ума это делает

  • Анонимно
    22.08.2020 09:40

    //Татарстаном закреплялась позиция важного тылового региона, которым он стал в годы Второй мировой войны//

    Ещё Казанская губерния - была важнейшим тыловым центром во время 1-й Мировой войны. Здесь делали почти всё, что требовала 1-я Мировая война - обмундирование, сапоги, фураж, продовольствие для фронта, порох, снаряды и т.д. Ну и также поставляла солдат и лошадей.

    • снаряды и патроны для трехлинейки возили с амрики, без Сталина страна ничем себя обеспечить не могла

      • Анонимно
        22.08.2020 12:20

        Чем сейчас может обеспечить себя страна?
        Продуктами из ГМО, бытовой техникой из Китая, медикаментами из западных стран. рабочими -мигрантами из бывших соц. республик. Хотя впрочем в последнее время не только из соц. республик, мигранты из Вьетнама , даже из Руанды, работающие такси.

  • Анонимно
    22.08.2020 09:43

    Отличная статья с умной женщиной! Браво , журналистам!

  • Анонимно
    22.08.2020 09:52

    Словоохотливая дама, пересказывает, по принципу "выхожу я одна на дорогу",без ссылок на авторов,причем с явными ошибками, воспоминания К.Фасеева, труды И.Тагирова ,книги о Султан-Галиеве, Игннатьеве и др. Если уж ведуший сотрудник, могла бы ,что то и не заимствованное у других сказать. По теме советую интересующимся историей, прочитать кроме интересного но все же пересказа и первоисточники,особенно воспоминания Камиля Фасеева и Анвара Багаутдинова,наиболее правдивые описания заката советской эпохи и драматичаских событий того времени и книгу известного историка Л.Овруцкого- Беседы с Минтимером Шаймиевым.БО правильно сделал публикуя материалы о выдающихся деятелях и событиях в истории РТ,но авторов надо подбирать наиболее компетентных, особенно о деятелях всесоюзного и мирового уровня,а таких по крайней мере двое: оппонент Сталина по нац. вопросу- Мирсаид Султан-Галиев и публично давший верную оценку авантюрам Горбачева и Ельцина,секретарь ЦК Гумер Усманов. Первый поплатился за это жизнью,второй- служебной карьерой и пребыванием на пенсии до конца жизни,хотя мог быть весьма полезен и в РТ.

    • Анонимно
      22.08.2020 10:16

      Хороший автор. Зачем требовать от интервью ссылки как в научной статье?

      • Анонимно
        22.08.2020 12:37

        Ревнует он даму.
        "Научной" ревностью...
        Самой страшной и завистливой ревностью.

        • Анонимно
          22.08.2020 15:14

          Повтор не пропущенного.В любой формате выстуления, автор обязан назвать хотя бы фамилии ученых содержание работ которых пересказывает и нередко с ошибками, иначе это по другому можно назвать.

      • Анонимно
        23.08.2020 09:48

        У меня вопрос к автору статьи. Почему, по ее мнению, именно татарский народ заслужил статус союзной республики для ТАССР, а другие народы РСФСР (чуваши, марийцы, удмурты, мордва, башкиры, чеченцы, балкарцы, якуты и т.д.) - этого не заслужили? И если бы все народы РСФСР добились для своих республик статуса союзной республики, то что бы осталось от РСФСР? Вы никогда не задумывались о такой простой вещи? Да, Татарстан был мощной индустриальной республикой. Он и сейчас таковой остается. Но ведь эта мощь - результат усилий всего многонационального советского народа, громадного вложения ресурсов со стороны Союзных органов власти. Любая реформа -это, прежде всего, вопрос собственности. А какими ресурсами ТАССР могла обеспечить свой союзный статус, если 80% принадлежало Союзу ССР, 18% - РСФСР и лишь 2% - ТАССР. Это потом, после развала Союза, все сливки местной экономики были консолидированы в группе компаний ТАИФ. И таким образом был решен вопрос собственности и ее новых владельцев. А тогда, в 1930-1970-е.гг. на каком основании именно татарский народ должен был получить статус союзной республики и на какую ресурсную базу он мог опираться???
        А.В.

        • Анонимно
          23.08.2020 23:43

          9:48"Почему, по ее мнению, именно татарский народ заслужил статус союзной республики для ТАССР, а другие народы РСФСР (чуваши, марийцы, удмурты, мордва, башкиры, чеченцы, балкарцы, якуты и т.д.) - этого не заслужили?"

          А они добивались этого статуса? Вот в статье приводятся факты ,что татарская советская интеллигенция постоянно писала письма в ЦК КПСС, требуя союзного статуса,прекрасно осознавая ,что это добром лично для них может и не
          закончиться.
          А где такие письма от чуваш и башкир?
          И еще один момент ,мало полдучить статус ,надо быть достаточно зрелым,чтобы его использовать.Например ,глядя на Россию и Татарстан почти все национальные регионы "оформили" себе суверенитет при распаде СССР("парад суверенитетов"), а максимальную пользу от него смог получить только Татарстан , другие национальные регионы были не готовы в нему и в итоге сами добровольно отказались ."
          Не по Сеньке шапка" .))
          И потом , а вот когда нищая Финляндия("чухонцы",чухна белоглазая" -так их "величали" государствообразующие при царе) после революции получила независимость ,
          на какую -такую мощную экономическую базу она опиралась, практически будучи
          бедной сельскохозяйственной страной, не подскажете ?))

          • Анонимно
            24.08.2020 13:57

            Вы противоречите сами себе. Вначале говорите о разной степени зрелости разных народов. А в конце пишете, что даже финны, не имевшие своей государственности (а до 1809 г. Финляндия находилась под пятою Швеции, а потом вошла в состав Империи) смогли построить процветающее государство. В России живет более 190 народов. Так что надо либо предоставить полноценную государственность всем, либо не предоставлять ее никому.

        • Анонимно
          24.08.2020 11:56

          09:48. Просто, хотя бы исходя из численности татар и населения республики на то время, которая превосходила численность народов и численности населения союзных республик, а также вклада в победу в ВОВ, несопоставимого с вкладом некоторых союзных республик.
          Рим Дашкин

  • Анонимно
    22.08.2020 10:03

    Альфия Габдульнуровна мудрый, широко эрудированный человек и объективный профессиональный историк. Интервью супер, Альфия ханым, крепкого Вам здоровья и новых творческих успехов! Очень рад знакомству с Вами и редкому, но плодотворному сотрудничеству. БХ

  • Анонимно
    22.08.2020 11:13

    Изумительная статья Альфии Габдульнуровны Галлямовой. Получил истинное интеллектуальное удовольствие. Не думал даже, что в стенах институтов есть такие независимо мыслящие интеллектуалы самого высокого мирового уровня, к тому же женщины. С такими людьми не пропадем!
    Только вот насчет имен Дамир и Люция не согласен (Дамир- совесть, с арабск.; Люция -тоже что-то арабск.), а также с потрясающим исполнением песни "Священная война". Но с проводимой мыслью автора абсолютно согласен.

    • Анонимно
      22.08.2020 17:16

      Альфия ханум хорощо и правильно отзывается о бывших заместителях Хакимова, а также про Исхакова Дамира, которые трудились в пользу поднятия рейтинга тогдашнего кандидата философских наук, обкомовского чиновника Хакимова, но, когда уже стал полнокровным директором института, он их выжил, им пришлось уйти из института, начался новый этап трудовой деятельности будущего доктора исторических наук, академика АН РТ.

      • Анонимно
        22.08.2020 18:25

        Да, он в конце своей директорской деятельности чуть не довёл институт до закрытия...

  • Анонимно
    22.08.2020 11:15

    Есть большая подробная книга книга воспоминаний сельчан и их наследников про историю села Азеево ( Ак -яр) начиная с начала ХХ века. Там нет таких злоключений как в этой статье... Нет абсолютно положительных людей в эпоху перемен.Наш город тоже в в войну вырос почти в 2 раза и стал во 2-рой половине ХХ века крупнейшим промышленным центром на Каме.

  • Анонимно
    22.08.2020 11:20

    Спасибо за статью, многое перекликается с событиями наших дней.

  • Печально всё это.
    Мы, россияне, наша страна Россия на протяжении множества столетий все никак не можем стать народом, на принципах единения, а значит отсутствует всякие их формы и присутствуют лишь противоречия: в культуре, языке, менталитете. Значит НЕДОНАРОД.
    И являемся НЕДОГОСУДАРСТВОМ, вследствие отсутствия опять же национальной, начионалистической целостной государственной доктрины, неизменной, пронзающей своей неизменностью временные рамки. Страну трясёт от систематического шараханья из стороны в сторону.
    Например. Если в 1917 г. страна и народ встали на путь интернационализма, зачем Сталину в 40-х годах нужно было ударятся в русский национализм, низменно приведший иным национализмам. Ведь существовавший в пост военной СССР прибалтийский национализм - это ведь был лишь ответная реакция прибалтов на русский национализм. И в итоге, всё это вылилось в развал мощной державы.
    Или, в том же, в 1917 г. страна и народ осознано взяло курс на построение социалистического государства. Строили ( по мыслям, по замыслу) одно, а получили совсем иной - государственный капитализм со вкраплинами рабовладельчества. Ужас какой-то.
    Говорю же: НЕДОГОСУДАРСТВО и НЕДОНАРОД у нас, с кучой противоречий, которые в сбалансированное состояние не могут придти в принципе, а не даже не по чьему-то злому умыслу.
    Вот возьмём Сталина. Казалось бы демон. Но ведь и люди у нас какие со своим холопским мировозрением.
    Ведь большинство холопами быть просто хотят.
    У нас, у россиян, существует такое понятие - УСЛУЖЛИВЫЙ ДУРАК.
    Сталин ведь и сам ( с досадой) признал, что в репрессиях ему
    "помог" Ежов, который по сути являлся лишь услужливым дураком, стремившийся во что бы то не стало угодить и понравится ХОЗЯИНУ.
    Поэтому в тоталитаризме безусловно виноват Сталин. Но ведь не только он один?
    НЕДОГОСУДАРСТВО, НЕДОПРАВИТЕЛИ, НЕДОНАРОД. Так было, ТАК ЕСТЬ, так и будет, наверное. Хоть что провозгласи в Россию: диспотию, демократию, социализм или коммунизм.
    Помните да слова Черномырдина? - чтобы не делали, всё равно получится СССР ( в широком понимании этого слова).

  • Лениным и иными большевиками ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ рассматривался как союз национальностей. И это правильно. Потому как, допустим, в Якутии благополучие и заинтересованность в развитии региона в большей степени будет волновать якута, а не, допустим, там проживающего русского или украинца. Хотя в интернациональном содружестве проживать там могут все.
    Сталин же переиначил: он интернационализм попытался преподать через русский национализм, русское самосознание. Вот именно так - ибо им стала определяться русскость через самосознание, а не этичность. И себя, грузина, не секрет, он считал русским. Но это ведь заблуждение, правильно? Ибо, когда выгодно он русский, когда невыгодно, то грузин.
    В итоге это не сработало. Ибо, как ещё говорил классик - в одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань.
    Почему же не сработало? Да потому что в итоге были включены механизмы мифотворчества, когда одно стало возвышаться над другим.
    Вот Автор говорит правильно: история преподносилась так, что во всех бедах были виноваты татары. У татар возникали по этому поводу определённый ЛОЖНЫЙ комплекс вины и одновременно ЗЛОБЫ, потому как на подсознательном уровне понимали, что несправедливо оклевещены. Так как татары сами серьёзным образом пострадали от так называемой русской государственности.

    • Анонимно
      22.08.2020 15:17

      И автор после таких комментариев утверждает, что история это не политика?

      • Анонимно
        22.08.2020 20:39

        Попытка манипулировать сознанием.
        Репрессии были, потому, что готовили вооруженное восстание.
        Читайте архивы про осужденных и не реабилитированных

  • Анонимно
    22.08.2020 14:56

    какое было смелое решение партии коммунистов,дать полудиким отсталым отсталым во всех отношениях полукочевым народам автономии.

    • Анонимно
      22.08.2020 16:57

      Здесь вы имеете башкир видимо? Татары полукочевым народом не были, у них был вековой исторический государообразующий опыт.

      • Анонимно
        22.08.2020 20:36

        Откуда у татар государство?
        Лексика как бы сама говорит: йорты, кибет, казан.....хан.
        ЗО развалилась на маргинальные группы степняков-вот и все государство!

        • Анонимно
          23.08.2020 07:45

          Вы на свою лексику посмотрите. На 60% заимствований в вашем языке. Начиная с таможни,заканчивая кремлём и пресловутым УРА. Так шта...

          • Анонимно
            23.08.2020 08:50

            Заимствования существуют для удобства понимания широкими массами населения.
            Государственный язык такой же мой как и ваш.
            У меня все предки- начинаются со Средиземного моря, кончая Владивостоком. Замучишься искать родной язык.
            Государственный! Просто и универсальности.

          • Анонимно
            23.08.2020 09:06

            Вот это мило))
            Тюрки -часть нашего общества и заимствования из тюркского необходимы для жизни и ведения торговли и хозяйства.

          • Анонимно
            24.08.2020 13:06

            Татары это соц.общность..

          • Анонимно
            24.08.2020 15:55

            07;45
            "Мыши плакали, кололись, но продолжали жрать кактус"..
            Даже, если предположить, что в русском языке присутствуют все татарские слова, то их доля никак не превысит 30% от общего количества слов русского языка... Иль вы половину слов своих отдали безвозмездно, ничего себе не оставив? Тогда это не вы.. Так шта...

        • Анонимно
          23.08.2020 10:33

          20.36
          Для вас, - выдержка из интервью Валерии Пороховой (декабрь 2018 года):
          //...Надо очень бережно относиться к татарскому, потому что это ваша история. Была Золотая Орда, когда здесь была грязная немытая Россия, где брат убивал брата за то, чтобы овладеть вот княжеством и т. д. У татар была юриспруденция, у них уже был суд кадиев, у них уже было изучение Корана, у них были медресе, у них уже сложилась система — уже все было....//

          • Анонимно
            24.08.2020 18:43

            Поскреби русского найдёшь татарина...о чем это?А это о том, что когда-то «татары» были славянские племена, а потом была потеряна идентичность народная и получилась современная татарская общность.

  • Анонимно
    22.08.2020 16:01

    Интервью очень интересное. Аналитические оценки, глубокое знание истории. Спасибо.

  • Анонимно
    22.08.2020 16:23

    Зур рәхмәт, Альфия ханум. Бик яхшы hэм кызык интервью бирдегез.
    Рим Дашкин

  • Анонимно
    22.08.2020 16:23

    Да,у каждого своя правда...,а нужно изложить истину...как бы тяжело это не было, тогда все станет на свои места...Спасибо за правду...полезная статья.

  • Анонимно
    22.08.2020 16:33

    Противоречивое интервью. Автор говорит о неравестве в правах на землю. Тем не менее якобы татар раскулачили больше остальных. Так может быть? Коллективизация когда началась в Тат.АССР? Тогда же как и в СССР? Или раньше? Азербацджанскую нефть стали добывать еще при царе. Но азербайджан не выпячивает это обстоятельство. Автор правильно отметила, что с приходом коммуняк татары приобрели преференции на занятие руководящих постов. Поэтому Сталина должны на руках носить и прославлять. Это оценочные суждения

  • Анонимно
    22.08.2020 16:57

    Если Казань не увековечит Семена Игнатьева, то Москва это не сделает… Татары , не забывайте тех, кто делал Вам добро.

    • Анонимно
      22.08.2020 19:52

      Вообще не нужно "увековечивать" ни одного бывшего коммунистического правителя региона - от первого до последнего. Не заслужили они.

    • Анонимно
      24.08.2020 12:42

      С.Игнатьев много сделал не то слово...и не только для татар, но и для всего человечества..Таких как он нужно помнить и знать в лицо!

  • Анонимно
    22.08.2020 19:11

    "А вообще, в комментариях по исторической тематике часто участвуют, мне кажется, люди, считающие, что история — это не наука...".

    И правильно делают.

    Автор ругает Сталина за диктаторские методы управления, террор и насилие.

    Но в точности такими же методами действовал и его учитель - марксист Ленин.
    Но автор о Ленине ни единого "плохого слова".
    Почему?
    Цель оправдывает средства?
    Так говорил Ленин и убил миллионы людей за "светлую" идею.
    Также поступал и Сталин.

  • Анонимно
    22.08.2020 19:40

    После книги о Игнатьеве изданной еще в 2012 г. двно ставшей редкостю, единственно вспомнил о Игнатьеве поэт Айдар Халим опубликовав в 2017 г. стихи" Спасибо тебе Семене Денисович" и московские татары недавно возложившие венок на его могилу на Новодевичьем кладбище. Комиссии по топонимике республики и города его демонстративно игнорируют хотя не раз были обращения историков, зато чьи только имена не дают улицам и другим обьектам, устанавливают мемориальные доски и памятники, даже проспект назвали фамилией одного из глав городского района.В свое врем сын Сибгата Хакима,говорил,что отец полагал,что Игнатьев сделал для татарской культуры больше чем кто либо из руководителей республики. Очевидно нужно вмешательство президента ибо замалчивание заслуг Игнатьева республику не красит .

    • Анонимно
      23.08.2020 08:59

      Семён Игнатьев действительно сделал много! Будущие поколения и мы должны знать и помнить об этом!

      • Анонимно
        23.08.2020 11:36

        Почитайте книгу историка Булата Султанбекова «Семен Игнатьев: свет и тени биографии сталинского министра». А еще была серия статей в Бо "Семен Игнатьев. Самый бескровный министр госбезопасности Сталина". Семен Игнатьев послушно исполнял волю вождя в плане репрессий в последние годы жизни Сталина. За что его именем называть улицу в Казани? За то, что он заигрывал с татарской интеллигенцией и взращивал семена национализма в Татарии? Национализм - это довольно опасная вещь. Именно он стал одной из распада СССР.

  • Анонимно
    22.08.2020 20:24

    Алфию Габдельнуровну я не знаю,не историк,но нельзя было принижать и представлять Сталина таким каким нам его представляет Запад после его смерти.А как бы она сама себя повела в тот период как Глава Государства по отношению к татарам якутам азиатом прибалтам ....Занималась бы только национальным вопросом..а где экономика оборона наука ....

  • Анонимно
    22.08.2020 20:40

    Казанские угодили большевикам и получили много территорий за пределами Казанской губернии.
    Не надо.......

    • Анонимно
      23.08.2020 14:24

      20.40. Малограмотный? Или историю читаешь только в тех местах, которые нравятся? Все эти территории, изначально ,входили в огромную Казанскую губернию, из которой потом начали образовывать мелкие.

      • Анонимно
        23.08.2020 15:51

        Губерния была в два раза меньше Казанского ханства. Большевикам угодили и они расширили границы.

  • Анонимно
    22.08.2020 21:17

    "Уже начиная с конца 1920-х, как известно, утверждавшийся в стране тоталитаризм начал разборки с политическими оппонентами".

    Тоталитаризм начался 25 октября (7 ноября) 1917 года с вооруженного захвата марксистами Лениным и Троцким власти в свободной демократической Российской Республике.

    Политических оппонентов Ленин и Троцкий убивали, сажали в концентрационные лагеря, дискредитировали, унижали, высылали из страны.

  • Анонимно
    22.08.2020 23:55

    Интересно написано. Узнал некоторые знакомые имена, которые знал лишь по названию улиц)

    Хотелось бы аудио книгу послушать в стиле Акунина про Татарстан. В частности, отуда взялись казанские татары и какова связь с золотой ордой.

    Структура интервью довольно сбивчивая. Параллели с настоящим временем порой уместны, а порой не вполне понимаю. Кмк, слишком много про Сталина. В результате много комментариев про него, а интервью вроде как про Татарстан. Сталинская тема очень чувствительная, лучше бы вырезать, и побольше про Табеева и Игнатьева.

    Не было вопросов про Шаймиева, 90-е, что за щамес был с Ельциным.

    Хочу продолжения. Сиквел так сказать. Но и приквел тоже не будет лишним.

  • Анонимно
    23.08.2020 00:47

    Альфия Габдельнуровна не любит Сталина. Это заметно. При этом она приводит высказывание весьма истеричной и экстравагантной "демократки" Новодворской, которая в свое время призывала людей не разменивать свободу на колбасу. В результате в 90-е гг.советские люди потеряли и то, и другое. Статья интересная, но акценты в ней расставлены неверно. Автор слишком драматизирует лишения и трудности 1930-х гг. Ей ли не знать, что коллективизация была лишь средством выкачивания финансовых, людских и продовольственных ресурсов из деревни в город? Средством подготовки к столконвению с Гитлером через создание оборонной промышленности? И те, кто пережил 1990-е явно с ней не согласятся в оценке Сталина как личности. С 1946 по 1991 гг.население Союза росло по 2,5 млн.в год. А в 90-е население России без всякой войны, индустриализации и коллективизации сокращалось по 1 млн.в год. При Сталине же было построено 9000 крупных предприятий, 100 000 школ и 8 000 больниц. Для сравнения. С 1991 г.в РФ закрыли 50% больниц (7500) и 40% школ (28000).
    А.В.

    • Анонимно
      23.08.2020 09:32

      От того,что ханум не любит Сталина и обожает итеричку Новодворскую никого не колышет. По пршествии, времени, когда многое стало известным,Сталин в памяти общества фигура все более положительная.Репрессии были жестки,но немало тех кто получил по засугам.Если подсчитать число жерв елльцинского госпереворота, погибших в межрегиональных среднеазиатских войнах и миллионы беженцев,то цифры весьма впечатляют.А разгром парламента и массовый расстрел его защитников комментариев не требует.

  • Анонимно
    23.08.2020 07:28

    Смешно, порой, читать. Что не день-драма и трагедия))
    Расскажите лучше, как так получилось, что язык -кипчаков, тип хозяйства- не кочевников: дома финские, печи русские? Половцев, на языке которых общаетесь, не упоминаете. Почему вся ваша бытность начинается с ЗО, которая нехило нагибала ваших оседлых предков, считая их рабами и заставляла жить по воле хозяина-кочевника, по сути бродяги?

  • Анонимно
    23.08.2020 09:22

    Огромное спасибо Альфие ханум, спасибо Бизнес онлайну, что опубликовали, спасибо журналистам. Все очень четко, примерно в этом духе прабабушка и бабушка рассказывали свою жизнь в 30 е, 40 е. И безусловно именем Игнатьева нужно назвать лучшую улицу, площадь. Судя по статье был ЧЕЛОВЕК с большой буквы, а такие люди достойны памяти народа.

  • Анонимно
    23.08.2020 10:01

    Огромное спасибо Альфие ханум, спасибо Бизнес онлайну, что опубликовали, спасибо журналистам. Все очень четко, примерно в этом духе прабабушка и бабушка рассказывали свою жизнь в 30 е, 40 е. И безусловно именем Игнатьева нужно назвать лучшую улицу, площадь. Судя по статье был ЧЕЛОВЕК с большой буквы, а такие люди достойны памяти народа.

  • Анонимно
    23.08.2020 10:28

    Уважаемый профессор расскажите про Татар(хазар,половцев,печенегов)..кем они были 1500 лет назад, коль вы этим занимались всю жизнь.А товарищ Сталин сам сказал уже все про себя в XX веке. Лучше про татар нам пжл, хотелось бы услышать точку зрения специалиста.

  • Анонимно
    23.08.2020 11:02

    Вы не к тому специалисту обращаетесь. Альфия Габдельнуровна - специалист по 40-80 годам 20 века. По поводу средневековой истории татар - это к Миргалееву И.М. И то он знаток Золотой Орды. Так глубоко могут копать только археологи.
    А.В.

  • Анонимно
    23.08.2020 14:04

    В единстве наша сила! Бок о бок друг с другом строить мощное государство! Только в этом случае будет и идентичность и материальные блага!

  • Анонимно
    23.08.2020 14:33

    "Можно ли в таком случае сказать, что нынешний Татарстан во многом обязан Сталину?

    — Сталину нет. Это, на мой взгляд, вообще одиозная фигура, символ абсолютного зла в истории страны ХХ века."

    Это выдержка из интервью. А что происходило в ТАССР при Сталине?
    1. Индустриализация. Реконструкция старых и строительство новых предприятий коренным образом изменили индустриальный облик края. Удельный вес промышленности во всей валовой продукции народного хозяйства ТАССР увеличился в течение первой пятилетки с 35% в 1926-1928 г. до 67% в 1932 г. В течение первой пятилетки промышленность Татарии выросла почти в 4 раза. Началось строительство завода синтетического каучука, фабрики кинопленки, новых объектов мехового комбината. За годы 2 и 3 пятилеток были построены Казанский авиационный завод, моторостроительный завод, з-д синтетич. каучука, завод иск. кож, кирпичные заводы, фабрика конопленки и многие другие предприятия. Кол-во пром. предприятий Татарии в 1938 г. достигли 751 против 198 в 1913 г. Перед началом ВОВ заводы и фабрики ТАССР производили почти 50% кинопленки, 40% всей продукции меховой промышленности, 27% валяной обуви и 32% фетровых изделий, выпускаемых в ТАССР. Промышленность ТАССР в 1940 г. давала продукции в 12 раз больше, чем в 1913 г. Если объем промышленного производства 1929 г. брать за 100%, то в 1940 г. рост пром. производства в ТАССР составил 852%, тогда как по СССР этот показатель составлял 534%. С 1921 г. по 1939 г. количество рабочих-татар увеличилось в 10 раз.
    2. Культурная Революция. В 1927 г. в ТАССР была 421 библиотека с 743 тыс. книг, а в 1940 г. уже 2 251 библиотека с 2 305 тыс. книг. Клубных учреждений в ТАССР было: в 1927 г. 349, а в 19340 г. - 3007. Сеть киноустановок выросла с 94 в 1927 г. до 337 в 1940 г. Если в 1914/1915 г. на территории ТАССР было 1835 школ, то в 1940/1941 учебном году количество школ достигло 3 537. Численность учащихся увеличилась с 200 тыс. в 1927/1928 г. до 541 тыс. в 1940/41 г. Численность педагогического персонала увеличилась с 3,8 тыс. в 1914/15 уч. году до 19,7 тыс. в 1940/41 уч. году. В 1940/41 г. в ТАССР было 14 ВУЗов, в которых обучалось 12 тыс. студентов. В 1937 г. был создан Казанский музыкальный техникум. 17 июня 1939 г. в Казани был создан Татарский театр оперы и балета. В предвоенные годы стали известны имена таких композиторов, как Салих Сайдашев, Мансур Музафаров, Джаудат Файзи, Фарид Яруллин, Назиб Жиганов, Александр Ключарев, Загид Хабибуллин, Василий Виноградов и др.
    3. Коллективизация. В 1928 г. в ТАССР был 231 колхоз (0,5% посевной площади) , в 1939 г. - 3 839 колхозов (99,8% посевной площади). В 1927 г. в ТАССР имелось 518 028 индивидуальных крестьянских хозяйств, из них: бедняцких - 22%, середняков - 74%, кулаков - 4%. К апрелю 1930 г. в ТАССР было раскулачено 13 668 хозяйств, что составляло 2,9% всех крестьянских хозяйств. Важную роль в преобразовании сельского хозяйства ТАССР сыграли машинно-тракторные станции (МТС).В 1939 г. в ТАССР было 103 МТС.
    В ТАССР были допущены ошибки в определении темпов коллективизации сельского хозяйства. Сессия ЦИК Советов ТАССР (декабрь 1929 г.) объявила республику районом сплошной коллективизации без должного учета объективных условий, решив завершить коллективизацию к концу 1930 г. Допущения искривления и ошибки были исправлены под руководством ЦК ВКП (б).

    • Анонимно
      23.08.2020 17:57

      Как бы горько не было некоторым «ученым»..но приведённые факты говорят сами за себя..Браво большевики!!! А ведь этих самых большевиков было на всю партию около 20 тысяч.

      • Анонимно
        23.08.2020 20:29

        Да это правда - цифры индустриализации и коллективизации соответствуют действительности.
        В целом.

        Но теперь приведите цифры, характеризующие какой ценой была достигнута индустриализация и коллективизация.
        Какую цену заплатили народы за кровавый эксперимент марксистов-диктаторов Ленина, Троцком о,Сталина их последователей.

        Сколько миллиоеов людей они уничтожили, скольким миллионам поломали судьбу и жизнь, сколько метров жилья приходилось на "коммунистических" стройках века на человека - 4, 2 или 1,5?
        И другие цифры тоже приведите - сколько грамм мяса на человека приходилось в концлагерях, на воле, в детских домах и т.д.

        Ваша пропаганда сродни марксистской - марксисты Ленин с Троцким и Сталиным также провокаторски подтасовывали нужные им цифры.

        Коммунисты Хрущёв, Брежнев, Горбачев и Ельцин тоже не чуждались мошенничества с "циферками".

        • Анонимно
          23.08.2020 22:50

          Нормы жилищной площади, например, в Казани упали с 6 кв.м. в 1926 г. до 4,6 кв. м. в 1939 г. А что Вы хотели? Численность населения Казани увеличилась со 179 тыс. в 1926 г. до 398 тыс. в 1939 г., то есть более, чем в 2 раза. Основные же ресурсы Советского государства в этот период были брошены на индустриализацию, строительство и реконструкцию заводов и фабрик. При Сталине только крупных было построено 9 000 промышленных предприятий. Массовое жилищное строительство началось в СССР позднее - с середины 1950-х гг. С 1965 по 1985 гг. в СССР ежегодно вводилось в строй 107-109 млн. кв.м. БЕСПЛАТНОГО жилья для населения, всего свыше 2 миллиардов кв.м. Ими было обеспечено 164 миллиона советских граждан.
          А.В.

        • Анонимно
          23.08.2020 22:57

          Цена всегда одна - территория, человеческие жизни, государство! Так что те жизни, которые полегли, обеспечили нам с вами мирное небо и блага! Героев и врагов нужно знать в лицо!Безусловно! Что касается цены: По Со-ЛЖЕ-ницыну ценой 100(ста миллионов), по Земскову «Сталин и народ, почему не было восстания» в десятки и сотни раз меньше(оф. статистика фсб). Мы живы благодаря той легендарной плеяде большевиков, которые под руководством Сталина подготовили страну и одолели фашизм, сохранили страну под разрушающими ударами «троцкистов» изнутри и дали развитие ВСЕМ без исключения. Некоторые сейчас имеют возможность лить грязь на то время и на то поколение, исключительно, только благодаря большевикам, а победи Гитлер, их бы просто повесили, а потом бы написали книжку про них задорную...Рим предателям не платит. А что касается этих Хрущ, Брежнев, Горби, ЕБН, ведь они истинными коммунистами не были, партбилет не в счет...

          • Анонимно
            24.08.2020 08:05

            Международный империализм создал германский нацизм диктаторов Гитлера и Геббельса в противовес российскому марксизму диктаторов Ленина и Троцкого, стремившихся установить диктатуру "пролетариата" на всей планете Земля - их цель Мировая марксистская (коммунистическая) революция.
            Кровавая схватка двух тоталитарных систем стала неизбежной.

            Но первый напал Гитлер - это исторический факт.
            Сталин не успел подготовиться - это тоже исторический факт и погубил почти 30 миллионов граждан СССР.
            Всего во 2-й Мировой войне было убито 100 миллионов человек.

            И Ленин с Троцким первыми разделили мир по кровавому классовому принципу.
            Гитлер с Геббельсом также разделили мир, но уже по кровавому национальному признаку.

            И те и другие делили и уничтожали людей в концентрационных лагерях - это тоже исторический факт.

  • Анонимно
    23.08.2020 19:14

    История 20 века была самой кровавой с Библейских и Коранических времен.

    Особенно в России - кровавый социальный эксперимент диктаторов Ленина и Троцкого, кровавая индустриализация и коллективизация, кровавая 2-я Мировая война, восстановление народного хозяйства в ужасных бытовых условиях, изматывающая гонка ядерных вооружений, кровавая "перестройка", кровавая приватизация и "шоковая терапия", кровавый "бандитский капитализм".

    Народ с радостью встретил "вертикаль власти". принесшую хоть какую то стабилизацию.

    И Историю этого кровавого века - и, главное, очень опасную во всех смыслах Историю - трусливые мужики-историки отдали "на откуп" героическим женщинам-историкам.
    Позор!

    • Анонимно
      23.08.2020 21:39

      20:29 и 19:14. Что за вздор Вы здесь несете? С 1946 по 1991 гг. население СССР увеличилось со 172 млн. до 290 млн. ч-к, население РСФСР увеличилось с 97,5 млн. до 148,3 млн. Таким образом, население СССР росло в среднем по 2,5 млн. в год, а население РСФСР по 1 млн. в год. К сведению тех, кто считает Сталина чуть ли не людоедом, который загубил миллионы своих граждан. С 1923 по 1953 гг. в СССР было вынесено 642 тыс. смертных приговоров, включая приговоры предателям (на стороне немцев служил 1 млн. советских граждан), диверсантам, трусам, паникерам и т.д. А во второй половине 1990-х гг. население РСФСР сокращалось по 1 млн. в год и ныне в РФ без учета мигрантов живет всего 134,5 млн. ч-к. А в странах СНГ и Прибалтики население осталось на уровне 1991 г. - 290,4 млн. Хотя должно было вырасти до 330 млн. ч-к. 40 миллионов жизней - вот она чудовищная цена многонационального советского народа за "демократические" реформы 1990-х гг. Хотя что уж там говорить. Тот же Хайрутдинов, которого так хвалит Галлямова в своем интервью, в одном из своих выступлений заявил, что во Второй мировой войне не было правых и виноватых. Видимо, не зная, кто напал на СССР в 1941 г., про 27 млн. погибших наших граждан и нацистские "концлагеря смерти".
      А.В.

      • Анонимно
        24.08.2020 06:01

        Напишите лучше про "перманентную Мировую марксистскую (коммунистическую) "революцию") и как диктаторы Ленин и Троцкий бросали красные войска на Запад и на Восток в надежде установить свою диктатуру на всём Земном Шаре.
        И для чего были нужны индустриализация и Коллективизация - чтобы накопить сил и опять попытаться установить марксистскую диктатуру "пролетариата" на всем земном шаре.

        Что касается численности населения России, то по подсчётам неангажированных независимых учёных она должна была быть в 3 (три) раза больше, чем была при марксистской диктатуре - т.е. марксисты-террористы не только убивали людей миллионами, но и с помощью страха сократили в несколько раз рождаемость.

        • Анонимно
          24.08.2020 11:27

          «Усатый и здесь всех переиграл, построив социализм в отдельно взятой стране!И книгу написал очень нужную для будущих поколений «Экономические проблемы социализма»)

        • Анонимно
          24.08.2020 15:08

          06:01
          Точно про коммунистов написали? Больше похоже на ЗО период..

  • Анонимно
    23.08.2020 20:22

    Диктатура есть и на Западе. Вопрос чего диктат....Есть люди, которые знают как нужно рулить, но есть и те кто ОЧЕНЬ хочет за руль, а рулить не умеют...(ЕБН, Николай II) яркий тому пример), вот в таких случаях, в результате неверного выбора, народ и получает то чего заслужил.

  • Анонимно
    25.08.2020 20:02

    Ну надо понимать, что татарская интеллигенция, которую тут рисуют прогрессивно, была буржуазной по сути. Советское государство было государством диктатуры пролетариата, то есть у него были противоположные цели, чем у татарской интеллигенции. Дальше по Сталину. Вся национальная политика, в том числе и образование татарской автономии, строилась на работах Ленина и Сталина, которые они ещё написали до революции. Они были всё таки материалисты. Поэтому всегда учитывали национальный вопрос, как и крестьянский. Всё же была колхозно-кооперативная собственность, которая не являлась государственной.

  • Анонимно
    25.08.2020 20:18

    Насчет Игнатьева. Не тот ли Игнатьев, с которым хотел разобраться Берия? Сейчас события 1953 года после смерти Сталина и убийства Берии счиаются контреволюционным переворотом. И оказывается Игнатьев принимал в этом участие. После этих событий и началась реставрация капитализма. И оказывается Игатьев потом контреволюционной деятельностью занимался уже в Татарии.

  • Анонимно
    25.08.2020 23:44

    А сейчас не хочет элита возобновить деятельность терминологической комиссии или табеевщина мышления не позволяет?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль