Использовать механизм комплексного развития территорий в целях масштабной реновации собираются в Госдуме РФ. Если закон примут в таком виде, то местные или федеральные чиновники получат право включать в программы и сносить дома любой этажности, а взамен изъятого жилья давать квартиры с равнозначными характеристиками и в том же районе. Мнения экспертов — в материале «БИЗНЕС Online».
Это уже не первая попытка запустить реновацию всея Руси
В ГОСДУМЕ СНОВА ПОГОВОРЯТ О РЕНОВАЦИИ: СНОСИТЬ МОЖНО БУДЕТ ЧТО УГОДНО
Очередной «подход к снаряду» делает Госдума РФ. Группа сенаторов и депутатов внесли законопроект о поправках к законодательству (Жилищный, Земельный, Градостроительный кодексы и т. д.), общая суть которых сводится к реновации территорий городов.
Как обращает внимание «Коммерсантъ», само слово-раздражитель законодатели не используют. Но смысл в общем практически такой же, что «зашит» в московском проекте реновации. Это уже не первая попытка запустить реновацию всея Руси. До этого, в частности, обсуждался проект председателя комитета Госдумы по жилищной политике Галины Хованской и Сергея Миронова из «Справедливой России», но он не был принят.
Если эта попытка запустить реновацию увенчается успехом, то вдохнуть жизнь в «застоявшиеся» территории можно будет при соблюдении ряда условий. Главным инструментом становится механизм комплексного развития территорий (КРТ). Запустить процесс смогут не только на уровне правительства РФ или региона. Полномочия готовить адресные программы реконструкции и сноса получат право и местные власти. Механизм КРТ можно включить, если 50% территории занимают аварийные дома, самострои или дома, которые входят в адресные программы сноса и реконструкции. А также в случае, если вид разрешенного использования объектов не соответствует назначению земельных участков. КРТ предусматривает заключение договора между всеми сторонами этой процедуры — властями, инвесторами, собственниками земли. Привлечь инвесторов к новому строительству можно через аукционы, принять участие в которых имеют право застройщики с как минимум трехлетним опытом строительства и сдавшие не менее 5 тыс. кв. м жилья.
Механизм КРТ можно включить, если 50% территории занимают аварийные дома, самострои или дома, которые входят в адресные программы сноса и реконструкции
Однако при этом в документе ничего не говорится о судьбах остальной половины территории, угодившей под каток реновации. А там вполне могут быть и нормальные дома — даже не аварийные, на что указывают критики документа. По сути дела, изъять и снести можно будет вообще практически все что угодно!
Если при этом потребуется расселение людей, то инвесторы по данному договору должны предоставить деньги «для выплаты гражданам возмещения за жилые помещения в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу», говорится в документе. В адресные программы реконструкции и сноса можно включить практически любые многоквартирные дома — само собой, «в целях обновления среды жизнедеятельности и создания благоприятных условий проживания граждан». Для этого в Жилищный кодекс предложено внести новый раздел, посвященный адресным программам по сносу и реконструкции домов. Согласно этому разделу, участвовать в данной программе жители того или иного дома смогут, если подобное решение примут 2/3 собственников. А выйти из программы можно, если 1/3 собственников не хотят в ней участвовать. Эти нормы напоминают правила московской реновации. Переселенцам обещают равнозначное жилье с тем же числом комнат и жилплощадью в том же районе города, можно также выбрать денежную компенсацию.
Но, понятно, никто не знает, как оно будет работать на практике, и это не внушает спокойствия наблюдателям.
Галина Хованская: «Лучшее, что могут сделать авторы, — это его отозвать с той же высокой скоростью, с которой они в 7-м часу вечера данный проект внесли»
КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ — ИЗЪЯТИЕ ТЕРРИТОРИЙ И СНОС НЕАВАРИЙНЫХ ДОМОВ
Мнения по этому законопроекту разные. Хованская, в частности, считает, что самое лучшее, что могут сделать сейчас авторы документа, — это отозвать его.
«Резко негативное отношение. Лучшее, что могут сделать авторы, — это его отозвать с той же высокой скоростью, с которой они в 7-м часу вечера данный проект внесли», — цитирует ТАСС Хованскую.
Она также напомнила, что ее законопроект о реновации хоть и был поддержан большинством регионов, в правительстве раскритиковали из-за того, что он требует финансирования. Кроме того, Хованская обратила внимание, что предложенная версия документа продумана не до конца — нет, например, четкого механизма предварительного равноценного возмещения.
Первый зампред комитета по ЖКХ Сергей Пахомов заявил журналистам, что основной вопрос — это соблюдение жилищных прав граждан. «Одним из основных моментов для обсуждения являются процедуры изъятия территории и принятия решений о сносе неаварийных домов», — цитирует его ТАСС.
Сейчас расселение аварийщиков предполагает выкуп квартир у собственников, коих ныне большинство. И в ряде случаев все это выливается в скандалы
«НЕКОТОРЫЕ МЕЧТАЮТ О РАССЕЛЕНИИ, НО…»
Слово «реновация» воспринимается многими едва ли не как ругательное. Между тем Татарстан опыт масштабного переселения людей уже имеет: вспомните программу расселения ветхого жилья. В 1996–2004 годах в республике было построено 1 763 жилых дома на 52,8 тыс. квартир общей площадью 2,9 млн кв. м, сообщили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе минстроя РТ.
Но тогда квартиры давали бесплатно. Сейчас же расселение аварийщиков предполагает выкуп квартир у собственников, коих ныне большинство. И в ряде случаев все это выливается в скандалы. Так что условия участия в данном «подарке свыше» — вопрос принципиальный, считает гендиректор компании «НЛБ-Недвижимость» и глава гильдии риелторов Андрей Савельев. «Чтобы не получилось так, как в Зеленодольском районе, когда у людей выкупали жилье за 11 тысяч рублей за квадратный метр, за копейки. Если людям предложат хорошее комфортное жилье либо рыночную адекватную компенсацию, то таких мест в Казани довольно много», — рассказал он. В рамках коммерческого строительства, по его словам, такие примеры есть. Целые улицы собирались и продавали дома застройщикам в Советском и Кировском районах, а позже земля переводилась в категорию многоэтажного строительства под жилой комплекс. Некоторые буквально мечтают о том, чтобы их расселили, кто-то — наоборот. Например, по словам Савельева, такие мечты есть у жителей частных домов на Большой Крыловке — они уже более 40 лет ждут, когда их расселят.
Некоторые буквально мечтают о том, чтобы их расселили, кто-то — наоборот
Но в целом реновация в Казани по московскому сценарию — со сносом старых пятиэтажек — с экономической точки зрения нереальна. Ранее эксперты в разговоре с «БИЗНЕС Online» отмечали, что цена жилья даже в столице РТ не настолько велика, чтобы оправдать расходы на снос, переселение и новое строительство домов. Хотя отработку пилотного проекта в Казани рассматривают — об этом в своем интервью говорил первый замминистра строительства РФ Ирек Файзуллин. Но пока в столице РТ невыгодно сносить даже трехэтажки, полагают участники рынка. Максимум — двухэтажное «старье», причем с большими дворами — так, чтобы площадь этих дворов позволяла воткнуть «свечку» со всей необходимой инфраструктурой в виде парковки, детских площадок и прочего.
Что же до собственно механизма комплексного развития территорий, то генплан Казани предусматривает три десятка мест, где можно использовать этот инструмент. И сейчас готовят проект реновации территории речного порта — для этого есть планы договориться со всеми 146 собственниками, выполнить проект планировки до 2022 года и воплотить мечту.
«Раньше как было? Стоит 100 гаражей. С 95 [собственниками] договорились, четыре покупаем по цене нефтяных вышек, а последний [владелец] вообще не согласен! Федеральный законодатель предусмотрел возможности рыночного выкупа для комплексного развития территории», — объяснял мэр Казани Ильсур Метшин. Таким образом, можно сказать, что в общении с собственниками земли мэрия сможет действовать не только добрым словом, но — в самом крайнем случае — и «пистолетом» в виде принудительного выкупа. Нынешний же законопроект усиливает этот «арсенал».
Николай Васильев: «Субъект должен распорядиться таким образом, чтобы не ухудшить ситуацию для будущего, не пойти на соблазн сегодняшним днем и решить какие-то локальные проблемы»
ВРЕМЕННЫЙ ЭФФЕКТ И ПОСЛЕДСТВИЯ КАЗАНСКОЙ РЕНОВАЦИИ ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА НАЗАД
«БИЗНЕС Online» предложил оценить законопроект о реновации участникам рынка и экспертам.
Как заметил в разговоре с нашим корреспондентом советник министра строительства РТ Николай Васильев, статьями новых поправок можно перегнуть палку в изъятии жилья и тогда права собственности будут нарушаться. Однако, с другой стороны, он не исключил, что и собственники из чисто эгоистических соображений и в спекулятивных целях станут препятствовать комплексному освоению.
«В данном случае я поддержу любой законопроект, который будет в итоге опираться не на сиюминутную целесообразность какой-то территории в виде комплексного развития, а чтобы она опиралась действительно на долгосрочные документы территориального планирования — генпланы, проекты планировок и так далее. Потому что сегодня, к сожалению, мы пожинаем плоды вот такого отношения, очень временного эффекта, когда сейчас в определенном положении они кажутся выгодными для освоения, но завтра придется расхлебывать», — говорит Васильев.
Опасение у него вызывает концепция реновации территории в районе речного порта. Напомним, там предлагают насытить территорию общественными, коммерческими и культурными функциями с многофункциональной застройкой преимущественно средней этажности и высотными доминантами. Площадь жилой застройки — 1 млн кв. м, запланировано возведение двух школ и детсадов, площадь коммерческой застройки — 250 тыс. кв. метров. «Там территория сужена по своим габаритам. Значит, говорить, что она полностью соответствует предыдущим проектам планировки, трудно, — отмечает архитектор. — Очень легко сузить эту территорию комплексности, сказать, что на ней необязательны такие поперечные профили улиц, взять и сузить по отношению к проекту планировки. Сегодня это будет выгодно для инвестора. А завтра придется изымать — подобное мы уже проходили и в Казани, и в других субъектах».
По мнению Васильева, действующее законодательство также можно подкорректировать, чтобы появилась возможность комплексного развития. Другой вопрос: кто будет оценивать комплексность территории? Разбираться в каждой конкретной ситуации, считает эксперт, все равно придется либо муниципалитету, либо городу совместно с республикой, имея в виду необходимость дотирования из бюджета. «Дать полномочия надо. Но другое дело, что субъект должен распорядиться таким образом, чтобы не ухудшить ситуацию для будущего, не пойти на соблазн сегодняшним днем и решить какие-то локальные проблемы, пусть под видом комплексного развития», — подытожил Васильев.
«Средняя плотность населения в историческом поселении составляет 20 человек на гектар, центр города по вечерам и выходным пустеет»
По мнению члена проектной группы по концепции устойчивого развития исторического поселения Казани и социолога Марьи Леонтьевой, закон может породить много градостроительных конфликтов, которые коснутся большого количества материальных интересов людей. «Я вижу в этом большие риски для развития городского диалога и гражданского общества в целом», — говорит она. Исследование градостроительной политики относительно центра города за последние 20 лет показало, что в некотором роде реновация уже произошла, когда реализовывалась программа ликвидации ветхого жилья. Но при этом в памяти народной остались очень неоднозначные впечатления — можно говорить даже о коллективной травме.
«Мы понимаем, что в тех экономических и политических условиях, в которых находилось руководство города и республики в тот момент, обеспечение комфортным жильем, с теплыми туалетами, нормальным метражом, нетрущобами было определенным достижением. Расселение привело к тому эффекту, который мы видим сейчас, когда средняя плотность населения в историческом поселении составляет 20 человек на гектар, центр города по вечерам и выходным пустеет. У соседней Самары и Нижнего Новгорода плотность населения в центре составляет порядка 40 человек на гектар», — объясняет эксперт.
В общем, сейчас Казань сталкивается с тем, что исторический центр недостаточно заселен. Но зато ему не грозит изъятие и расселение: сейчас здесь есть 123 гектара неиспользованных земель с заброшенными зданиями, недостроенными объектами, да и просто пустырями. «Для исторического центра задача по уплотнению населения, по созданию жилого центра, новому строительству может быть реализована без каких-либо изъятий и расселений», — считает Леонтьева.
Подходить к застройке следует взвешенно — с точки зрения развития человеческого капитала, города в соответствии с его историческим опытом, создания благоприятного инвестиционного климата, резюмировала собеседник «БИЗНЕС Online».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 240