Общество 
26.09.2020

«Здесь нужно уйти от такого простого сабантуйного подхода»

Опрос недели: А что бы вы предложили в Год родных языков, объявленный Миннихановым?

Выступая с посланием к Госсовету РТ, президент республики Рустам Минниханов предложил сделать 2021-й Годом родных языков и народного единства в Татарстане. Как вы относитесь к данной инициативе? И что может служить критерием успешности или неуспешности проведения Года родных языков? «БИЗНЕС Online» отвечают Ильшат Гафуров, Олеся Балтусова, Дамир Фаттахов, митрополит Феофан, Камиль Самигуллин и другие.

Феофан — митрополит Казанский и Татарстанский Феофан митрополит Казанский и Татарстанский
— Хорошая идея, поддерживаю ее. У нас, например, грядет освящение собора Казанской иконы Божией Матери, что тоже знаково, потому что это также язык. Язык в камне, в иконах. Это тоже родной язык нашего народа. Я имею в виду русский, но он понятен и мусульманам. Этот язык является единством. Потому что собор всем миром созидаем, не делясь исключительно на православных, и мусульмане участвуют. Поэтому это будет хороший символ.

Понимаете в чем дело, ведь не сказано было, что речь о родном, но при этом каком-то конкретном языке. Поскольку Татарстан многонациональная республика, речь обо всех родных языках и единстве. Вот это очень важное сочетание! У каждого народа, у каждого этноса есть свой родной язык. И каждый народ имеет право, это даже обязанность, любить, знать и углубляться в свой язык. Потому что он — это выражение всей сущности нации. Через него мы получаем образование, культуру, науку. Язык — окно в мир общения. Это и наше историческое прошлое, наше настоящее, устремленность в будущее. И каждый этнос должен задуматься: «А насколько мы владеем своим родным языком?» Я часто печалюсь, что плохо знаю русский. Хотелось бы лучше. Ведь это не только разговорная речь или буква, понятие языка невероятно многообразно.
Камиль Самигуллин — муфтий Татарстана Камиль Самигуллин муфтий Татарстана
— Если вспомнить историю, то в 1801 году Азиатская типография переехала из Петербурга в Казань. Можно сказать, что это первая мусульманская типография в России, были напечатаны первые книги. Думаю, с этим можно также связать, ведь речь о национальном вопросе, связанном с языком, развитием языка. Я полностью поддерживаю инициативу, а кроме того, считаю, что все наши имамы поддержат, потому что 2020 год у нас в ДУМ РТ объявлен именно Годом языка, так что мы уже работали над этим: в этом году 100 курсов запускаем по изучению татарского языка! Мы желаем президенту терпения, мудрости, и мы, имамы Татарстана, — его помощники в этом вопросе. Результаты за один год вряд ли получат, но будет дан старт, вопросы образования, книгопечатания на национальных языках, еще что-то, мы лишь в конце года сможем подвести итоги. Все будет зависеть от всех от нас, не только от одного президента. Он нам предложил — значит, мы все должны думать, как и что сделать, все структуры, общественные организации должны решить, как использовать в благих целях этот год.
Дамир Фаттахов — министр молодежи РТ Дамир Фаттахов министр молодежи РТ
— Для нашей отрасли одним из главных событий точно станет открытие в рамках президентской программы «Лето — детям» межнационального лагеря в Зеленодольском районе Татарстана. Каждый его корпус будет оформлен в стилистике одного из народов, проживающих в Татарстане, а все программы посвятят межнациональному диалогу, многообразию культур, дружбе народов.

Мы будем еще активнее развивать наш проект «Национальное — актуальным», где поддерживаются молодежные инициативы, призванные сделать национальную культуру современной, модной и превратить ее в атрибут повседневной жизни. В фокусе внимания важно держать именно разные народы и культуры, не только русских и татар, потому что мы еще так много интересного не знаем о культуре наших братских народов. Было бы круто, чтобы Год родных языков был насыщен не только консервативными и традиционными событиями, но и абсолютно новыми формами популяризации языков и культур. Например, в этом году молодежь запустила в «Инстаграме» маску с переводом слов на татарский язык, и это вызвало невероятный ажиотаж, как и, например, инстаграм-аккаунт @intatarstanwedont, где очень вкусно раскрываются нюансы языка. Уверен, что таких форматов должно быть больше.
Миляуша Айтуганов — директор «Татаркино» Миляуша Айтугановадиректор «Татаркино»
— Нужен комплекс мероприятий, потому что родной язык в республике не только татарский, но и всех народов, которые живут в РТ. Конечно, нужно понимать, что каждый народ должен и сам заботиться о сохранении родного языка, понятно, что это межнациональное мероприятие, у нас уже есть соответствующий опыт, например съезд народов Татарстана. Но здесь, мне кажется, нужно уйти от такого простого сабантуйного подхода, от мероприятий с песнями и плясками перейти к более глубокому подходу. Мы же знаем, что каждый год умирает много языков в мире, а нам нужно сделать так, чтобы мы в этот год обозначили проблемы сохранения всех языков народов, которые живут в Татарстане. Конечно, это не только съезд народов Татарстана, не только день народного единства, который мы отмечаем каждый год в начале ноября, это должен быть комплекс мероприятий, которые поддерживали бы сохранение родных языков.

Я считаю, что это своевременная инициатива. Именно в современном мире глобализации, когда многие грани между народами стираются, в тоже время есть стремление к самоидентификации каждого народа, это очень своевременное и очень важное заявление, которое сделал президент. Это касается и развития литературы на разных языках, и музыки, и традиций. Они у нас поддерживаются, у нас много праздников, это все есть в республике, но обозначить в этом году через комплексность — это очень важно. Мне кажется, даже перепись населения, если смотреть более глубоко на эту проблему, тоже будет проявлением самоидентификации каждого человека. Если человек знает свой язык, чтит память своих предков, знает народные традиции, он никогда не отступится от своей национальности, выберет именно ту, которая у него в крови. А как сделать, чтобы люди вернулись к своим истокам? Вот через такие напоминания, через год родных языков. У каждого есть свой язык материнский, и если он этот язык знает и чтит память, то он будет себя соотносить именно с этой национальностью. Это может быть татарин, чуваш, мариец. И это очень важное проявление того, как человек себя ощущает.
Ильшат Гафуров — ректор КФУ Ильшат Гафуров ректор КФУ
— Я, как представитель академического сообщества, хочу сказать, что у нас на следующий год будет несколько конференций, посвященных этой тематике, культурному диалогу, а также лингвистический съезд. Говоря и там и тут о культуре, о родных языках, мы будем способствовать более глубокому пониманию друг другу.
Ркаил Зайдулла — литератор, депутат госсовета РТ Ркаил Зайдулла литератор, депутат госсовета РТ
— Самое главное — должна быть возможность применения родных языков, построение системы национального образования, прежде всего для татар, живущих за пределами Татарстана. По Конституции мы должны удовлетворить духовные потребности соплеменников. Инициатива президента очень актуальна, считаю, что объявлять Год родных языков весьма к месту. Писатели занимаются тем, что поднимают национальное самосознание, на следующий год нужно активизировать работу с читателями. Я всегда говорю, что необходимо улучшать качество образования в школах, вообще должна быть системная работа, это понимает и президент Минниханов, не зря же он поднял вопрос создания Стратегии развития татарского народа, по вопросам культуры собираемся также принять стратегию. Но надо заботиться не только о русских или татарах, у нас ведь живут чуваши, марийцы, удмурты, мордва, у которых положение еще хуже, чем у нас в этом плане. Нужно приложить все усилия для сохранения их языков и культур.
Олеся Балтусова — помощник президента РТ Олеся Балтусова помощник президента РТ
— Я пока не знаю, какие события нас ждут в следующем году. Но уже зародилась классная традиция, приуроченная к празднованию Дня города и республики 30 августа, — организовывать «Печән базары». Мне очень нравится! В прошлом году мы даже делали специальную экскурсию по Татарской слободе с нашими краеведами, с архитекторами. Старожилы рассказывали, как все было. Для меня это самое трогательное мероприятие, потому что оно подразумевает живое общение с жителями слободы.
Вообще, несмотря на то, что мы в этом году уже открыли массу архитектурных памятников, многое еще предстоит, ведь из-за коронавируса немало всего отложилось. Например, пока мы не знаем, когда состоится открытие собора Казанской иконы Божией Матери. Мы бы очень хотели его увидеть открытым. Фешинское училище — огромный объект, сейчас он тоже реконструируется. Многое еще предстоит.
Мадина Тимерзянова — директор Национальной библиотеки РТ Мадина Тимерзянова директор Национальной библиотеки РТ
— Очень позитивно отношусь к этой инициативе. Потому что язык каждого народа родной и уникальный. И речь идет о языках всех народов, которые проживают у нас. Ведь в продолжение Года родного языка еще и идет народное единство Татарстана. Если каждый, и мы все, будет беречь свой язык, владеть языками друг друга, проживающих в нашей республике, то от этого мы только выиграем. Для Национальной библиотеки это очень ценное событие, что 2021-й объявлен Годом родных языков и народного единства. Именно наша библиотека владеет большим количеством книг, написанных на разных языках, на языках народов Татарстана, России. Очень воодушевляет то, какую тему задал на следующий год президент.
Рифат Фаттахов — руководитель фонда им. Вагапова Рифат Фаттахов руководитель фонда им. Вагапова
— У Рустама Нургалиевича была хорошая статья перед выборами, которая была посвящена именно сохранению татарской самоидентичности, развитию культуры, языка. В том числе Минниханов несколько раз в своей программной статье говорил и о необходимости развития татарской песни, татарского моң. Я думаю, что выступление на Госсовете, провозглашение следующего года Годом родных языков и народного единства — это показатель той политики в нашей республике на очень высоком государственном уровне, которая направлена на сохранение и татарского языка, и других языков народов республики. Я очень надеюсь, что будут приняты конкретные программы, планы, назначат конкретных исполнителей, мы также готовы быть в рядах исполнителей, так как вопросы сохранения языка и культуры неразделимы друг от друга.

Я думаю, главным итогом такого года могло бы стать сохранение достойного уровня нашего языка. Критерий успешности — уровень употребления родных языков как на бытовом, так и на государственном уровнях. Главное требование — востребованность языка: если мы будем проводить различные мероприятия, а язык не будет востребован, то какой резон? Критерий —  количество детей, обучающихся на родном языке: все программы должны быть направлены на то, чтобы язык был востребован.

Я однозначно положительно отношусь к инициативе нашего президента, это продолжение правильной политики. Кстати, выступая на инаугурации Минниханова, Минтимер Шарипович тоже сказал, что нам нужно принять очень серьезные меры по возрождению татарского языка. Я думаю, все вопросы носят комплексный характер, мы очень активно продолжаем работать с всемирным конгрессом татар, очень активно нам начала помогать языковая комиссия во главе с Маратом Ахметовым, например в подготовке конкурса «Яңа татар җыры», который вызвал очень широкий интерес среди исполнителей и авторов.
Олег Власов — генеральный директор ОАО «Агропромышленный парк «Казань» Олег Власов генеральный директор ОАО «Агропромышленный парк «Казань»
— Вообще, хорошо бы пережить следующий год в принципе без каких-то событий. Я, конечно, говорю о событиях с негативным оттенком. Слишком много вызовов, сложностей было в 2020-м. Но то, что озвучил Рустам Нургалиевич, верно, правильно и, наверное, своевременно. Об этой теме много говорится, и с переменным успехом у нас идет работа в этом направлении. И то, что на данном вопросе было акцентировано внимание практически всего сообщества — жителей Татарстана, руководителей в последние годы, — думаю, что это правильно. Это сейчас реперная точка.
Андрей Герасимов — руководитель национально–культурной автономии удмуртов Татарстана: Андрей Герасимов руководитель национально-культурной автономии удмуртов Татарстана:
— Что касается нас, то в Год родных языков в Кукморском районе откроется центр удмуртской культуры, планируем национальную школу также открыть. Мы совместно с минобрнауки планируем запустить конкурс для воспитателей детских садов на лучший детский сад с удмуртским уклоном. У нас есть детский конкурс «Мудорвай», он также будет продолжен, планируем провести большой гала-концерт в Казани с привлечением детей из других регионов с компактным проживанием удмуртов. К инициативе президента Татарстана отнеслись хорошо, потому что это та область, в которой мы ведем общественную деятельность, приятно, что и так республика обращает на это внимание: праздники мы всегда проводим национальные. Поддержка есть всегда, и здорово, если этому придадут особое значение. Может быть, та проблематика, которая была, но не совсем подробно освещалась в СМИ, выйдет на определенный уровень, и мы будем соответствующие задачи совместно решать.

Успешность года, наверное, будет определяться вовлеченностью молодежи, детей в изучение родных языков, культуры, традиций, участие их в конкурсах. И когда дети будут выбирать, какой язык для них родной (а сейчас ведь это делается добровольно), удмуртские дети совместно с родителями выберут своим родным языком удмуртский, марийцы — марийский, чуваши — чувашский и так далее.
Достаточно ли делает власть для сохранения татарского языка?
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (240) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
26.09.2020 09:02

Вернуть национальное образование в школы

  • Анонимно
    26.09.2020 08:44

    Ничего не надо, и так все хорошо...дайте нормально жить...мусор вовремя вывозите и...собак с улиц уберите...

    • Анонимно
      26.09.2020 09:02

      Вернуть национальное образование в школы

      • Анонимно
        26.09.2020 09:25

        Это было и оказалось никому не нужно. Это вы опять навязать хотите то чего вас никто не просит и интересует малый узкий круг.

        • Анонимно
          26.09.2020 09:58

          40 миллионов нерусских россиян это не малый круг

          • Анонимно
            26.09.2020 10:15

            Когда стало "40 млн. нерусских россиян"?

            Можно ссылку дать на авторитетные источники, подтверждающие это ваше предположение?

          • Анонимно
            26.09.2020 11:06

            А когда стало "40 млн." "нерусских россиян"?

            Дайте, пожалуйста, ссылку на авторитетные статистические данные, подтверждающие ваше мнение?

          • Анонимно
            26.09.2020 11:26

            Я мариец, живу в Казани. За прошлый год заплатил как ИП порядка 800 тыс налога по УСН. Куда мои идут деньги? На хотелки кучки татар? На всякие ВКТ, чаепития Табриза в Европе и содержания аппарата МилиШура?

            • Анонимно
              26.09.2020 12:32

              "Куда мои идут деньги? На хотелки кучки татар?"
              Еще и на многочисленные Сабантуи в Париже и т.д. и иные пиры во время чумы...

            • Анонимно
              26.09.2020 14:14

              Какой то непонятливый мариец.Вот в Мари эл живут много татар и татары там платят налоги.И сколько марийцев в РТ и сколько татар в Мари эл.Издаются ли в Мари эл книги на татарском языке для живущих там татар???Говорят там в самом даже Мари эл книги на марийском языке стали очень мало издавать.Почему так стало мало молодых марийских писателей,поэтов???Остались только старые писатели,поэты к-рые учились в советское время на марийском языке.

              • Анонимно
                26.09.2020 15:35

                Так в Марий Эл нет такого как в Татарстане. Там делается все для всех, а не по национальному признаку.

                • Анонимно
                  26.09.2020 16:51


                  Азат Д

                  В чем вас как марийца обделили?

                • Анонимно
                  26.09.2020 23:47

                  Так в Марий Эл нет такого как в Татарстане. Там делается все для всех, а не по национальному признаку.

                  2 ПЛЮС МИНУС
                  ПОДРОБНЕЕ НА «БИЗНЕС ONLINE»: HTTPS://WWW.BUSINESS-GAZETA.RU/ARTICLE/482346

                  Если там так хорошо, чего это марийцы в Казань рвутся жить, и почему у каждого человейника в Казани припаркованы машины с марийскими номерами?

                  • Анонимно
                    27.09.2020 14:29

                    Так это их земли. Весь Север Татар стана, включая Арска это черемиские земли, западные земли - земли чуваш. Восток и юз - мешар. Где земли татар? Видимо на Алтае.

                    • Анонимно
                      27.09.2020 15:37

                      14.26. Начните поиск земли русских с Москвы. Она расположилась на мордовских землях, а мордовских школ в Москве. вообще, нет.

              • Анонимно
                26.09.2020 15:55

                Так в Марий Эл налоги жителей расходуются на всех, а не по национальному признаку.

                • Анонимно
                  26.09.2020 16:35

                  Очень хороший плаоң, стобы скрыть успешнөьую политику уничтожнния марийского языка!

                • Анонимно
                  26.09.2020 16:55

                  15.55.А вы у марийского народа спросили, нравится им как в Марий Эл сохраняют и развивают марийский язык?

                  • Анонимно
                    26.09.2020 18:35

                    По части языка там вопрос кучка националистов не педалирует. В школах есть национальные марийские классы, где дополнительные уроки марийского языка и Марийской литературы. Всех все устраивает. Почему я из своих налогов должен оплачивать хотелки татарских националистов?

                    • Анонимно
                      26.09.2020 19:20

                      18:35 В Татарстане в основном на юго-востоке добыто 3,4 миллиарда тонн нефти начиная с 1943 года и все послевоенные годы на востановление послевоенной разрухи страны.Переведи эти 3,4 миллиарда тонн нефти по курсу доллара и посчитай сколько это будет стоить в рублях.
                      И кто сейчас будет востанавливать загаженную экологию на юго-востоке и лечить онкологию?Мск по барабану проблемы юго-востока.Помним нищую советскую Татарию и поездки за продукты в мск где было московское обеспечение за счет татарстанской нефти.

                      • Анонимно
                        26.09.2020 19:53

                        19:20
                        Обратись к татарским членам Форбс. Спроси у них про экологию и онкологию.

                        Только не спрашивай, откуда у них деньги появились - обидятся )))

                        • Анонимно
                          27.09.2020 15:40

                          19.52. Ну не татарские форбсы выкачивали татарскую нефть миллионами тонн в советское время. Когда долги за советский период татарам отдадите?

                          • Анонимно
                            28.09.2020 04:25

                            27.09.2020 15:40
                            В республике ТОЛЬКО татары жили?

                          • Анонимно
                            28.09.2020 07:13

                            Отдайте тогда деньги за свои квартиры, которые вы, татары, получили в советское время бесплатно от советской власти, свои садовые участки и проч... Татарские Форбс что-то подобное за бесплатно татарскому народу предоставили? Нет, зато они для себя и своих родных на много столетий улучшили благосостояние...

                    • Анонимно
                      26.09.2020 23:55

                      В школах есть национальные марийские классы, где дополнительные уроки марийского языка и Марийской литературы. Всех все устраивает. Почему я из своих налогов должен оплачивать хотелки татарских националистов?
                      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/482346

                      Не нравится -не платите! Переезжайте обратно к себе на родину и поддержите своими налогами родные Вам марийские культуру и образование, которые так нуждаются в вашей помощи.

                      Это куда будет правильнее, чем "наезжать" на Татарстан, который дал Вам возможность зарабатывать, которую не смогла дать Вам ваша родная земля.

                      • Анонимно
                        27.09.2020 11:41

                        23:55
                        А сколько татар рассеяно по РФ!!! Надо их вернуть в Татарстан... Особенно из столиц...

                    • Анонимно
                      27.09.2020 08:35

                      Правильно, совсем берега попутали.

      • Анонимно
        26.09.2020 09:45

        А его и никто не убирал. Нужны лишь желающие.

      • Анонимно
        26.09.2020 09:52

        Создать Татарский национальный университет как часть целостного национального образования, какие-то конкурсы, встречи, планы-отчеты уже надоели, от них пользы почти нет, серьезным делом надо заняться - созданием нового университета! Уважаемые первые лица республики, оставьте о себе память в народе, сделайте наконец хотя бы первые шаги в этом направлении!

        • Анонимно
          26.09.2020 10:44

          //серьезным делом надо заняться - созданием нового университета//

          В России система высшего образования - будет на русском языке, как в США (при наличие сотен народов) система высшего образования существует на английском языке, во Франции - на французском, в Германии - на немецком, в Турции - на турецком, в Бразилии - на португальском, и т.д..

          Надеюсь, что власти России, сделали вывод из печального опыта с созданием национального высшего образования в некоторых союзных республиках СССР.

          Например, в республиках Прибалтики и в Грузии вузы сделали на их национальных языках. Эти национальные вузы стали рассадником национализма и националистов. Поэтому именно в этих республиках, где существовали национальные вузы - и вспыхнули националистические выступления и эти республики стали первыми отделяться в СССР.

          Коммунисты слишком поздно поняли, что национальные вузы естественным образом создают рассадник национализма и сепаратизма, нетерпимость к другим народам региона. Благообразная национальная профессура в таких вузах массово и постоянно генерирует националистические идеи, формирует национальные партии, и делает из своих национальных студентов бойцов.

          Национальные вузы - это готовые "националистические партии", в чьи стены ежедневно тысячи активных членов, где постоянно идеологически обрабатывается - и мягко говоря, совсем не в духе единого государства.

          Если говорить о сути высшего образования, как о получении максимума научных знаний - то ВСЕГДА лучше получать эти знания на более широким научном языке - русском и даже английском. В последующим такие специалисты будут легко находить и обновлять свои знания именно на русском и английском языке.
          Вузы же на языках нацменьшинств будут лишь уменьшать научный потенциал специалистов, но зато будут непрерывно и массово ковать отряды националистов.

          Если руководство страны (Путин и последующие президенты) являются не только тактиками, но и образованными стратегами - то в нашей стране высшего образования на других языках больше не будет - как это происходит и во всех остальных странах, которые не экспериментировали с опасными для государства ленинскими идеями.

      • Анонимно
        26.09.2020 10:42

        А в школу зайти не пробовали?

      • Анонимно
        27.09.2020 08:34

        Вот-вот, раз уж об этом заговорили, то верните кряшенские школы, и прекратите приписывать кряшен к татарам.

        • Анонимно
          27.09.2020 10:10

          Да да и рязанцев и поморов и казаков к русским перестаньте приписывать.

          • Анонимно
            28.09.2020 06:18

            27.09.2020 10:10
            рязанцы, поморы и казаки - отличаются от остальной массы русских по религии?

      • Анонимно
        28.09.2020 01:16

        Так национальное образование в школах никто не убирал. Во всех школах РТ учащиеся-татары изучают родной татарский язык в объёме 3 часа в неделю. Кроме того, 47 % школ РТ национальные. Все предметы на татарском

    • Моисей
      26.09.2020 09:12

      Строго соблюдать Закон

      • Анонимно
        26.09.2020 09:21

        Это да. Только Моисей закон вы персонально на пару оптимистом трактуете, как хотите - решение КС которое вы не читали и не сверяли с иными Законами не позволяло и не позволяет принуждать к изучению татарского, а право ребенка выбирать язык обучения или родной язык в качестве изучения, как и никто не может обязать знать язык кроме государственного русского.

      • Анонимно
        26.09.2020 09:50

        09.12 А кто не соблюдает? Тот наказан? Главное достижение Закона - добровольноооо!!!

      • Анонимно
        26.09.2020 10:34

        9.12 Здесь в статье правильно пишется что надо уходить только от сабантуйного подхода.
        Для изучения любого языка нужно решать такие задачи :

        1)задача .Запомнить хорошо Словарный запас слов.
        В среднем для более-менее владения языком нужно знать порядка 1500-2000 слов.
        Значить Подобрать общеупотребительные татарские Глаголы,существительные,общеупотребительные прилагательные,деепричастия,числительные.
        И обязательно искать Технику по Запоминанию этих слов.

        2) задача. Все эти слова нужно правильно связать м/у собой.
        Для этого нужно знать :
        1) Порядок слов в предложении.В татарском предложении обычно сказуемое-глагол в конце предложения.И после слова применяются Послелоги (кстати послелоги есть и в английском языке).В татарском Только послелоги что облегчает изучение.Обычно почему путаются и не могут освоить тат.язык ,да потому что порядок слов в татарском предложении отличается в этом(не Предлоги,а Послелоги) от русского предложения.

        2)Чтобы связать словарный запас (глаголы,существительные,прилагательные,деепричастия)нужно знать и запомнить слова-Связки:
        1)Местоимение(Алмашлык);
        2)Союз(Теркәгеч);
        3)Предлог ,в тат.языке Послелог(Бәйлек видимо от слова бәйлә-связывай);
        4)Частица(Кисәкче);
        и возможно 5)Междуметие(Ымлык).
        Эти слова-Связки имеют только Определенное кол-во и к этим словам-Связкам нужно найти или придумать всякие "запоминалки"-такмаклар,слова-рифмы,где и татарский рэп,тизәйткечләр,короткие быстро запоминаемые поговорки.
        К чему к этому (Технике запоминания)обратить Особое внимание т.к.смотрите английский язык хотя изучается по всяким современным методикам ,но мало владеющих Разговорным английским и очень мало Умеющих писать на английском языке .В английском тоже возникает задача-проблема как закачать в Память этот словарный запас из 1500-2000 слов .Может какие то английские существительные помнят,а английские глаголы и как эти глаголы спрягаются Не помнят.Не помнят и английские деепричастия и другие части речи.
        И может даже помнят многие английские слова ,но НЕ МОГУТ правильно СВЯЗАТЬ эти слова в английском предложении т.к.НЕ помнят все английские слова-Связки(Местоимения,Предлоги и английские Послелоги,английские Союзы и т.п.)
        Видел только в английском учебнике В.Скультэ есть там немного английские слова-рифмы для лучшего запоминания.Вот поэтому для тат.языка искать способы по Технике запоминания татарских слов и татарских слов-Связок в татарском предложении.

        • Анонимно
          26.09.2020 13:15

          10.34 отлично. Вот и внедряйте эту методику для своих татарских детишек. Другим не навязывайте.

        • Анонимно
          26.09.2020 14:07

          10:34
          Методика неплоха. Внедряйте её. Я думаю, что ТАТАРСКИЕ дети оценят эту методику и откликнутся отличными знаниями татарского языка.

          Детям других национальностей эта методика совершенно ни к чему. Учите татарский язык, но сами-сами...

    • Анонимно
      26.09.2020 09:34

      Главное - добиться реального равенства татарского и русского языков в глсударствееной и общественой дмзни.
      Перекос только в сторону русского языка в ущерб татарскому - совершенно не украшает Татарстан и ведет к стремительному. иссезновению татарского языка.
      Это разве допустимо?

      • Анонимно
        26.09.2020 09:48

        09:34
        Начните работу за равенство татарского и русского языка с Актаныша и с районов, где проживает преимущественно татарское население. Не секрет, что там имеется перекос в сторону татарского языка в ущерб русскому языку. Это совершенно НЕ украшает многонациональный Татарстан.

        • Анонимно
          26.09.2020 10:36

          09:48 Совершенно с вами согласен. Надо чтобы там татары между собой на русском разговаривали.

          • Анонимно
            26.09.2020 10:57

            10:36
            Конечно! Хотят же некоторые татары, чтобы в Казани русские разговаривали между собой на татарском языке! Смешно!

            • Анонимно
              26.09.2020 11:38

              Оонт хотят чтобы и татары на татарском между собой разговаривали. Это тоже смешно

              • Анонимно
                26.09.2020 19:54

                11:38
                И ХХТО же мешает татарам разговаривать между собой на татарском языке?

                • Анонимно
                  27.09.2020 15:42

                  19.54. Те, кто в Омске пенсионерку ударил за разговор на татарском.

            • Анонимно
              26.09.2020 13:30

              А почему нет? Татарский и русский равноправны по Конституции.
              Или вы страдаете от своей национальной исключительности?

              • Анонимно
                26.09.2020 14:11

                13:30
                Я "страдаю" не от исключительности, а горжусь количеством русских - 111 миллионов. Почему-то 5,3 миллиона татар решили указывать 111 миллионам, какой язык учить НЕтатарам.

                Дык, кто страдает от собственной национальной исключительности? Кто у нас великий и особенный? Пра-а-а-ально, это татары так решили про себя-любимых )))))

                • Анонимно
                  26.09.2020 17:54

                  14:11 Ну тогда вам за китайцев городиться надо их 1,5 миллиарда.

                  • Анонимно
                    26.09.2020 19:56

                    17:54
                    Я горжусь за свою родную национальность.

                    Вот если БЫ я была китаянка, тогда, конеШШно, гордилась БЫ китайскими миллиардами.

                    • Анонимно
                      27.09.2020 04:03

                      Когда гордится нечем, гордиться своей национальностью.

        • Анонимно
          26.09.2020 10:48

          ВАктагыше нет проблем!
          Все владеют обоими государствеными языками!
          Так что нк нсдо тут с больнлй голраы на здороровую!

          • Анонимно
            26.09.2020 10:54

            10:48
            Речь идет о РЕАЛЬНОМ равенстве языков - мало просто знать русский язык, надо ещё и использовать равноправно ОБА языка в государственной и общественной жизни.

            Хочется думать, что вот эту белиберду написал здоровый человек со здоровой головой: "...Так что нк нсдо тут с больнлй голраы на здороровую!"

            • Анонимно
              26.09.2020 12:08

              //Речь идет о РЕАЛЬНОМ равенстве языков//

              Правами обладают только люди. Языки правами - не обладают. Люди имеют равные права на обучение родному языку или обучение на родном языке. Республика это полностью обеспечивает для всех желающих. Достаточно изъявить желание и вашего ребёнка будут обучать на татарском языке.

              Сами же языки - не бывают объективно равными по своему потенциалу.
              Скажем, возьмём для примера США. В этой, бесспорно, цивилизованной стране, обладают ли индейские языки равными возможностями с англиским языком в США?

              Обладает ли валлийский язык в Великобритании равными возможностями с английским языком? И т.д.

      • Анонимно
        26.09.2020 13:17

        09.34 начните с себя. Сначала в руководстве татарстана сделайте 50 процентов нетатар.

        • Анонимно
          26.09.2020 13:50

          Учите татарский
          Идите во власть
          Все рады будут

          • Анонимно
            26.09.2020 14:40

            Дискриминация по языковому признаку-переведите эту фразу на татарский язык?

          • Анонимно
            26.09.2020 14:53

            13:50
            Ваапщще-то, особенно во власти работают не языком, а головой и умом. А в многонациональном Татарстане вообразили, что у нас тут МОНОнациональная республика. Вот и придумывают.

            Если не прокатит с татарским языком, скажут, что во власти все должны уметь танцевать татарские танцы...

            • Анонимно
              26.09.2020 16:53


              Азат Д

              Вам не говорят чтобы идти во власть надо знать один татарский. А хотите во власть, знайте два языка, националтность тут не причем.

              • Анонимно
                26.09.2020 18:30

                Электрик в Мордовии должен знать мордовский? Как изолента на чувашском будет? Фаза на удмуртском?

                • Анонимно
                  26.09.2020 19:45

                  "электрик"( греч.сл.), изолента (англ.сл.), фаза (грес.сл.) , так что русский язык тут не причем

              • Анонимно
                26.09.2020 20:05

                16:53
                АЗАТ Д!

                Дык, я тебе про то же самое толкую. Национальность и власть в Татарстане совершенно не связаны. Потому что из всех национальностей власть признает только одну национальность - татарскую. Докажи нам, что это не так - с цифрами и фактами, а не БЛА-БЛА.

                А про знание двух языков ты можешь рассказывать сказки татарским бабушкам, которые русского языка не знают.

                • Рашид
                  26.09.2020 20:44

                  20.05 Как ты не поймешь друг мой. Татарин ведь это понятие опчее. В Татарстане все равны. Хошь и ты будешь татарином. Выучи язык и вуаля.

                • Анонимно
                  26.09.2020 20:57

                  Азат Д

                  Тук тук тук, есть кто дома?
                  Я про национальность не слова не сказал.

            • Рашид
              26.09.2020 23:01

              14:53 Танцуют фссе..!)

  • Анонимно
    26.09.2020 08:45

    Строго соблюдать действующее российское законодательство

    • Анонимно
      26.09.2020 09:11

      Конституцию РФ

      • Анонимно
        26.09.2020 09:57

        В конституции написано про верховенство только одно из народов страны.
        Это очень красноречивый намек о реальном отношении государства к своим народам и языкам и вопросам их равенства.

        • Анонимно
          26.09.2020 10:36

          09:57
          А про численность в Конституции ничего не написано? Считается, что все и так понимают про преимущества БОЛЬШИНСТВА!!!

          Для информации - по переписи 2010 года в РФ проживает 111 миллионов русских и 5,3 миллионов татар. Спрашивается, какому народу принадлежит верховенство?

          Или вы мечтаете о том, что 111 миллионов нижайше попросят, чтобы 5 миллионов управляли ими и вершили судьбы 111-то миллионов? Смешные влажные мечты )))

          • Анонимно
            26.09.2020 11:34

            Русских всего около 30 млн. Остальные обрусевшие или те, кто приняв христианство получил русские имена и фамилии.

            • Анонимно
              26.09.2020 14:13

              11:34
              Докажи с цифрами в руках, а не БЛА-БЛА, что тебе приснилось!

            • Анонимно
              26.09.2020 14:33

              11.34 Если человек считает себя русским то он и есть русский. Будь он выходцем из мари или татар

              • Анонимно
                26.09.2020 22:41

                " Если человек считает себя русским то он и есть русский. Будь он выходцем из мари или татар"
                Во как! Не надо ни русскую культуру знать, ни историю . Кулаком в грудь, и все дела! Кому не нравится - пускай не смотрЮт.
                Не потому ли у нас таких "русских" рупь ведро?

            • Анонимно
              26.09.2020 18:32

              26.09.2020 11:34
              Себя считай. У китайцев прекрасный опыт по перевоспитанию.

    • Анонимно
      26.09.2020 09:17

      А как же с международным законодательстом,международной хартией языков?Берем же международные передовые технологии в различных областях,например в производстве роботов японские технологии ,производстве телевизоров южнокорейской фирмы"Самсунг"калинградской сборки и других вещей.Иногда обращаемся в еспч чтобы там независимо и непредвзято обсудили .Даже в спортивных состязаниях судят международные рефери.Чтобы была обьективность и непредвзятость.

      • Анонимно
        26.09.2020 10:20

        //А как же с международным законодательстом,международной хартией языков?//

        Да, надо изучать и внедрять в России успешный европейский опыт стран Прибалтики и Украины по отношению к национальным меньшинствам. Европа же считает, что в этих странах их политика по отношению к нацменьшинствам соответствует "международной хартии языков". А раз соответствует - то России надо продолжать изучать их опыт и продолжать внедрять этот опыт в России. В последние годы Россия наконец в этом вопросе отошла от "ленинских" идей - и стала активно перенимать европейский прибалтийский опыт.

        • Анонимно
          26.09.2020 14:36

          ЕСПЧ нет юридической силы. исклющительно рекомендательный характер. Язык учим добровольно, и никакая еспч нам не указ

    • Анонимно
      26.09.2020 09:36

      В части равенства государсивеных языков.
      Неравннство государственных языков в современых условиях - это и есть национальное неравенство!

      • Анонимно
        26.09.2020 09:51

        Неравенство? Тому кто в лондоне он очень пригодился

      • Анонимно
        26.09.2020 10:03

        И грубое нарушение Конституции!
        Сейчас нарушение Конституции стало нормой, а призывы к соблюдению норм Коституции порой признаются экстремизмом.
        Вот в такое сумасбродное время живем!

        • Анонимно
          26.09.2020 11:07

          10:03 Какие нарушения? В Конституции прописано, что государственный язык в стране это русский.

        • Анонимно
          28.09.2020 06:40

          26.09.2020 10:03
          Это ВАШ пост -ГРУБОЕ нарушение Конституции!
          "Статья 26
          2. КАЖДЫЙ имеет право на пользование РОДНЫМ языком, на свободный ВЫБОР языка общения, воспитания, ОБУЧЕНИЯ и творчества."

          Вполне ЧЕТКАЯ и ЯСНАЯ формулировка!
          Главное - ВЫБОР! а НЕ принудиловка!

          • Анонимно
            28.09.2020 09:21

            06:40
            А в чем нарушается Конституция? Ты имеешь право выбора языка обучения, и, допустим, ты его выбрал. Где написано, что государство ОБЯЗАНО обеспечивать твои хотелки?

            Государство и так обеспечивает тебе всеобщее, бесплатное обучение на государственном языке - на русском языке.

            • Анонимно
              28.09.2020 15:41

              28.09.2020 09:21
              ты читать РАЗУЧИЛСЯ? Или у тебя с ПОНИМАНИЕМ проблемы?
              ПЕРЕЧИТАЙ еще раз! Или попроси, чтобы тебе - ПРОЧИТАЛИ!

      • Анонимно
        26.09.2020 20:09

        Вы вообще в курсе сколько в России народов со своими языками? Никогда этого равенства не будет, по причине того, что это не требуется.

        • Рашид
          26.09.2020 20:47

          20.09 Кому не требуется? Нам требуется. К тому же эти народы в Россию вроде особо и не напрашивались. Не зря же говорят вся сила России в его народах. Цените и будьте любезны учите языки. Ну или не мешайте.

  • Анонимно
    26.09.2020 08:57

    Кряшен и чуваш опять забыли.

    • Анонимно
      26.09.2020 09:32

      казаков поморцев рязанцев новгородчан древней и критичен

      язычников и старообрядцев

      • Анонимно
        26.09.2020 09:51

        Создавайте и такие школы. Мы не против. Все равно у них язык -сугубо русский. И школы будут тоже русскими.

        Сейчас главное начать усиленно культивировать в РТ чувашский, марийский и удмуртский языки. Чувашам, мари и удмуртам нужно требовать наконец открытия их школ в Казани.

        • Анонимно
          26.09.2020 11:07

          Пусть пишут в минобр РФ
          Человек должен учится на родном языке
          Татары поддержат
          Для этого должен быть егэ на чувашском марийском, удмуртском языке

          • Анонимно
            26.09.2020 11:32

            Зачем егэ на других языках? Есть вузы где можно учиться не на русском?

          • Анонимно
            26.09.2020 11:37

            ""Пусть пишут в минобр РФ""

            Почему для открытия татарских и русских школ вполне достаточно минобра РТ, а чувашей, марийцев и удмуртов, вы "отправляете" в Москву? Они ЗДЕСЬ должны требовать. Они наши жители.

            • Анонимно
              26.09.2020 13:59

              11.27. Не. Татарстан даже татарские школы не может открыть в Татарстане ,потому что Москва препятствует, а вы хотите, чтобы Москва разрешила татарам открыть марийские удмуртские школы в Казани. Начинайте писать кляузы в Москву , у вас большой опыт в этом подлом деле.

              • Анонимно
                26.09.2020 15:19

                В Казани - 80 татарских школ. Может по одной откроете и чувашам, марийцам и удмуртам?

                • Рашид
                  26.09.2020 16:23

                  15:19 Почему бы нет. Объединяемся в одну республику как раньше и развиваем языки общими усилиями.

                  • Анонимно
                    26.09.2020 18:46

                    «Объединяемся в одну республику»

                    Можно и так. Присоединяйтесь к Чувашии. Разве что вам далеко будет в столицу объединённого региона - Чебоксары ездить.

                    • Рашид
                      26.09.2020 20:12

                      18:46 Простите но зачем изобретать чего то новое. Тем более аноним просит открытия школ на чувашском в добавок к тому что уже есть и так.

                • Анонимно
                  27.09.2020 10:15

                  Одна школа с полным образованием на татарском. Одна школа на Казань!!!

            • Анонимно
              27.09.2020 00:33

              11:37"Пусть пишут в минобр РФ""

              Почему для открытия татарских и русских школ вполне достаточно минобра РТ, а чувашей, марийцев и удмуртов, вы "отправляете" в Москву? Они ЗДЕСЬ должны требовать. Они наши жители.
              Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/482346

              Вот сейчас при мечетях верующие татары открыли курсы

              татарского языка,

              чтобы спасти свой родной язык от исчезновения ,

              преподавание которого резко

              (сокращена половина учителей татарского языка)

              сократили в системе Минобра РФ .

              А кто вам мешает поступить так , как верующие татары ?

              Ведь в Казани ,благодаря Митрополиту Феофану,

              есть очень хорошая Православная гимназия .

              Если вы не хотите обращаться в Минобр РФ,

              то кто вам мешает, как ПРАВОСЛАВНЫМ,

              обратиться к Митрополиту Феофану,

              чтобы в этой уже существующей Православной гимназии открыли

              марийский,

              чувашский ,

              удмуртский ,

              кряшенский класс?

              Ведь, кажется, Православные должны помогать друг другу в тяжелой

              ситуации , например ,как возникшая в последние годы ситуация с

              изучением родных языков (марийского, чувашского, удмуртского,
              кряшенского),

              или нет?

              Кроме того, вы же все поддерживаете финансово

              православную церковь РТ , являясь её прихожанами.

              Кстати , можете напомнить Митрополиту Феофану,

              что в Казани до революции уже БЫЛА

              специальная Православная школа

              для марийцев,

              чуваш,

              удмуртов

              и других нерусских народов.

              Успехов Вам в изучении своих родных языков!

        • Анонимно
          26.09.2020 19:52

          Допустим, открыли таких школ, а кто там будет преподавать, где взять кадров-педагогов, если нет национального высшего образования? Для этих народов в своих даже республиках национальных школ и вузов нет, не надо лукавить.

      • Анонимно
        28.09.2020 06:43

        26.09.2020 09:32
        вы НЕ всех перечислили! ЗАБЫЛИ: смоленцев, брянцев, туляков, костромичей, вологодцев, питерцев, мурманчан, новосибирцев и т.д.

    • Анонимно
      26.09.2020 09:39

      Помор и казаков тоже забыли

      • Анонимно
        26.09.2020 09:44

        Ага, откройте здесь школы на "казацком" и "поморском" языках ))
        Это все равно русский язык получится. Мы не против, даже приветствуем.

        • Анонимно
          26.09.2020 10:48

          Это как с Украиной, получится, вроде русский, но не русский язык.

      • Анонимно
        26.09.2020 10:21

        «В Ингушетии я ингуш, в Москве я кавказец, за границей РФ я русский»
        Генерал Юнус-Бек Евкуров.

    • Анонимно
      26.09.2020 09:42

      У кряшен родной язык - татарский!

      • Анонимно
        26.09.2020 10:37

        Язык да, татарский. Но по логике стратегистов они не татары, поскольку не мусульмане

        • Анонимно
          26.09.2020 11:01

          Пусть кряшены сами решают - кто они - отдельный народ, татары или русские.

          Нельзя чтобы переписчицы хамски кряшен записывали "татарами", вопреки их робким возражениям.

          • Анонимно
            26.09.2020 17:04

            11.01. Конечно , кряшены сами решат, без мнимых защитников .вроде вас.

        • Анонимно
          27.09.2020 19:15

          Вера,может быть Мусульманской,Христианской,Коммунистической.Так что кого называют Крещённый Татарин,он в основе Татарин-Татарка.

  • Анонимно
    26.09.2020 09:04

    Язык способ передачи информации не более того

  • Анонимно
    26.09.2020 09:06

    Два реальных варианта - наоборот, сильный перекос в насаждении татарского и власть вообще не должна этим заниматься.
    Это дело сугубо семейное и личное от национальности никак не зависит.
    Решать за всех, кто что должен знать и вправе ли относить себя к национальности не может никто.

    • Анонимно
      26.09.2020 09:43

      Вы хотите скорейшего уничтожения татарского языка, пожтому переворачиваете с ного на голову?

  • Анонимно
    26.09.2020 09:16

    Основать национальный университет!

    • Анонимно
      26.09.2020 10:03

      Он уже был. Пустой и никому не нужный, поэтому и закрыли.

    • Анонимно
      26.09.2020 10:38

      Вы похоже не поняли.

      Год не татарского языка, а родных языков.

      Для начала надо создать условия получать получать хотя бы среднее образование на родных языках.

      Надо открыть в Казани чувашские, марийские, якутские, украинские, белорусский, киргизские, узбекские, таджикские,мордовские и другие школы.

      Родной язык не только русский или татарский

      • Анонимно
        26.09.2020 11:10

        Чуваши, марийцы, удмурты должны единым фронтом с татарами выступить за возвращения национального образования в школы

        • Анонимно
          26.09.2020 11:40

          Татары должны показать, что они считают чувашей, марийцев и удмуртов - равными жителями региона - и создать им школы в Казани.

          Хватит ограничивать "заботу" республики лишь шитьём кружевов в доме "дружбы народов".

          • Анонимно
            27.09.2020 19:17

            "Татары должны показать,что считают чувашей, марийцев и удмуртов - равными жителями региона - и создать им школы в Казани."

            Двумя руками,и тремя ногами.Пусть,Москва спустит Циркуляр,для чувашей, марийцев и удмуртов ,чтобы открыли Школы в Казани.У них в Республике,всё равно,никто не откроет.

        • Анонимно
          28.09.2020 01:35

          А разве нац.образование кто-то убирал? Отменено лишь обязательное обучение русских детей татарскому языку.

    • Анонимно
      26.09.2020 11:05

      09:16 Вы про национальный чувашский университет?

    • mad big
      26.09.2020 12:22

      Разогнать карманный госсовет и вместо него татаунивер! Сколько денег можно ськономить. И сколько дэпутатов на должности вахтеров, уборщиц и сантехников с электриками можно трудоустроить!!!

      • Рашид
        26.09.2020 14:10

        12:22 Вот в этом невозможно с бигмаком не согласиться. Бывают всё же у товарища в голове всполохи умных мыслей...)

        • mad big
          26.09.2020 17:59

          Не льстите себе. Вам подобное не грозит. Возвращайтесь на землю предков и возглавьте движение.

    • Анонимно
      26.09.2020 14:34

      09.16 В национальном татарском университете можно будет создать также факультеты на языках приволжских народов, тогда татар никто не обвинит в национализме

      • Анонимно
        26.09.2020 17:03

        А где столько профессоров возьмем?

        • mad big
          26.09.2020 18:02

          Тут с этим проблем не будет. Механизатор же минобром рулил. На хороший оклад ломиться пэттэушники из властьимущих будут. Еще и отгонять придется. Рашида московского можно позвать. У него как раз звания нет.

  • Анонимно
    26.09.2020 09:23

    Если почитать БО, то складывается впечатление, что в нашем регионе живут только татары - большинство тем о татарах, татарском языке, назначении татарских щиновников, о синекурной жизни татарских ущёных.

    Если будет читать какой-то человек со стороны - он может подумать, что у нас живут здесь исключительно татары.
    А если читает местный человек, то складывается впечатление, что полноправный и единственный народ здесь - только татары, а другие народы здесь - немногочисленные, случайные - и лишь являются досадным недоразумением, мешающим татарам.

    • Анонимно
      26.09.2020 10:00

      Это боты преимущественно штампуют. Видно невооруженным взглядом, как и то что их идеи в том числе по языку 99 % татар не нужны.

    • Анонимно
      26.09.2020 10:01

      09:23
      Это потому, что в головах у местной власти представление о Татарстане, как о МОНОнациональной республике по типу Чечни.

      Неужели ОПЯТЬ придется привлекать внимание центральных властей к этим перекосам, как недавно с проблемами принудительного обучения ВСЕХ школьников татарскому языку?

      • Моисей
        26.09.2020 10:17

        Надо на федеральном уровне поднимать вопросы, согласен
        Учится на родном языке базовое право человека

        • Анонимно
          26.09.2020 14:52

          НА Федеральном уровне принято право добровольного изучения языков. Сами сами

    • Анонимно
      26.09.2020 10:56

      Послушаешь власть РФ, кроме русских никого и нет, учимся у "большого" абзы. Замени слово татары на русских, и в точь точь такая ситуация по всей РФ.

  • Анонимно
    26.09.2020 09:26

    //А что бы вы предложили в Год родных языков, объявленный Миннихановым?//

    Больше уделить наконец внимания, родному русскому языку, родным чувашским, марийским и удмуртским языкам. Не стоит поддерживать превалирующее местное внушение, что "родным" языком - может быть только татарский язык.

    • Анонимно
      26.09.2020 09:57

      Ну это в Москву, Чебоксары, Ижевск
      У каждого языка своя столица есть

      • Анонимно
        26.09.2020 10:23

        А здесь русские, чуваши и удмурты - должны быть "поражены" в своих гражданских правах?
        Не многое ли вы, националисты, хотите? Может проще прокурорам с вами разобраться?

        • Анонимно
          26.09.2020 11:20

          Это вам в минобр РФ надо
          У вас одинаковая ситуация с татарами
          Всем вместе надо боротся

      • Анонимно
        26.09.2020 11:04

        09:57 Это как, у каждого языка своя столица? У нас внутри страны нет границ. А государственный язык русский во всех регионах.

        • Анонимно
          26.09.2020 14:10

          11.04.
          Так мы разве против?Давайте все вместе выступать против преступной
          политики федералов, изгнавших обязательное изучение в школах родных языков коренных народов РФ.

          • Анонимно
            26.09.2020 14:55

            14.10 Преступную политику в навязывании языка федералы как раз предотвратили. Дальше сами, сами

        • Рашид
          26.09.2020 14:15

          11:04 Когда братья Дагстанцы или Чеченцы, или в принципе любые не славяне приезжают в другие регионы, им говорят чувствуй себя как дома, но не забывай что ты в гостях. Ну а про чужой монастырь я думаю все знают. А так вроде действительно границ нет...)

    • Рашид
      26.09.2020 14:12

      09:26 Очень правильно. Только адресата надо в другой кремль прописать. Там вся эта каша варится.

  • Анонимно
    26.09.2020 09:28

    Потому что собор всем миром созидаем, не делясь исключительно на православных, и мусульмане участвуют. Поэтому это будет хороший символ.


    А мечети все миром создавать в Москве Екатеринбурге Ульяновске и Астрахани - тоже всем миром

    это тоже хороший знак


    и надо подключаться коллегам и слушателям Феофана к этой работе активно и воодушвленно

    • Анонимно
      26.09.2020 10:00

      После того, как за счёт республиканского бюджета отреставрирует многие сотни, если не тысячи брошенных православных церквей по региону (как это произошло со строительством мечетей за счёт республиканского бюджета) - мы рассмотрим помощь вам в Москве и т.д.

      Пока мы видим помощь русским здесь - лишь эпизодически, демонстративно и по политическим причинам (построили штучный собор, назначили штучного Песошина), - а нужна систематическая, естественная и массовая помощь русским и включённость русских в политическое и административное управление нашим регионом.

      Мы здесь - не досадная помеха для татарской "элиты" в претворении их затаённых мечтаний, а естественная, органическая и постоянная часть населения региона.

      • Рашид
        26.09.2020 14:22

        10:00 Мы тоже постоянная среда в городах России. Сам то понял што написал? Ты хочешь вернуть те времена когда татары в слободе жили? Исторически так уж сложилось что Татарстан несёт в себе исламские культурные ценности. И не вам чего-то в этом менять. Просто не получится.

  • Анонимно
    26.09.2020 09:35

    Уйти в отставку всем баям и провести честные выборы

    • Анонимно
      26.09.2020 09:47

      а царём и боярам что делать прикажете?

    • Анонимно
      26.09.2020 09:53

      09.35 Вот этот самый главный Закон и его необходимо выполнить.

    • Анонимно
      26.09.2020 10:15

      а бояр куда девать?

      туда куда их грозный девал?

    • Анонимно
      26.09.2020 10:19

      Надо начать с великих московских баев!

    • Рашид
      26.09.2020 14:24

      09:35 Не в отставку. Хотяб одну недельку попробовать работать на татарском государственном языке.

      • Анонимно
        26.09.2020 16:17

        Ну так попробуйте! Не в магазине, не в такси, а например, подготовьте доклад для научной конференции по физике, или долетите за штурвалом Боинга , общаясь с диспетчером, который вас ведёт, на татарском

        • Анонимно
          26.09.2020 17:26

          16:17
          Ещё можно попробовать работать на татарском языке на современном высокотехнологичном производстве, где комплектующие собираются со всех концов РФ и даже из-за рубежа. Сиди, переводи всю поступившую документацию на татарский. А производство - подождет, пока ты будешь переводить тудым-сюдым и переваривать информацию тудым-сюдым )))

        • Анонимно
          26.09.2020 19:44


          Азат Д

          Так в чем проблема?
          Или вы думаете, например японцы научные доклады на русском делают?

          Великорусский шовинизм разрушил Росимперию, СССР, и Россия идет по этому пути.

        • Рашид
          26.09.2020 20:14

          16:17 Куржишься демон...) Ктож нам позволит.

      • Анонимно
        26.09.2020 17:13

        Деменция - не приговор Рашид.

        • mad big
          26.09.2020 18:04

          Не думаю. Все-таки приговор.

        • Рашид
          26.09.2020 20:31

          17.30 Обсессивно-компульсивное расстройство то же. Психиатрия нонче в этих вопросах достигла невероятных успехов. Только простите сказать что хотели упомянув про деменцию?)

        • Рашид
          26.09.2020 21:46

          17.13 Обсесси́вно-компульси́вное расстро́йство тоже аноним. К чему это ты болезный?)

      • mad big
        26.09.2020 18:17

        26.09.2020 14:24
        Дома не пробовали? Государством хоть кухню можно объявить.

        • Рашид
          26.09.2020 20:41

          18.17 Што значит не пробовали, не пробуем а говорим. Ну а государство наверно действительно можно и так назвать.) Тем не менее на кухне можно на любых языках говорить, а в государстве должен быть государственный язык. В Татарстане их два к вашему сведению.

        • Рашид
          26.09.2020 21:54

          18:17 Дома не пробуем а разговариваем. Кухню государством объявить вы можете несомненно. С вашей логикой можно всё и чуточку больше.)

  • Анонимно
    26.09.2020 09:48

    Да, надо больше уделять родным русскому, чувашскому, марийскому и удмуртскому языкам.

    Не нужно расценивать, что "родным" - может быть только татарский язык.

    • Анонимно
      26.09.2020 11:07

      Ещё бурятский, якутский и ещё много-много языков есть, покажите пример попросите свои республики и власти Чувашии, Марий Эл, Удмуртии вернуть языки родные и свои имена. Когда горел защитник удмуртского языка, вас защетнигов языков не было.

      • Анонимно
        26.09.2020 12:44

        Удмуртские националисты и не только удмуртские, но и татарские националисты поспособствовали тому, чтобы старый человек совершил суицид и еще потом на этом неплохо попиарились. Человека уже нет, а эти... недочеловеки все еще пиарятся на нем и приводят в качестве аргумента в споре. Все те, кто разворачивает националистические темы, должны испытывать дикую вину, что не спасли человека, а тупо снимали все это на камеру и пиарились. Убийцы! И те, кто до сих пор считает, что это был героический поступок, тоже пособники убийц!

        • mad big
          26.09.2020 18:35

          Это просто моральные уроды которые использовали больного человека в своих корыстных целях.

          • Рашид
            26.09.2020 23:13

            18:35 Моральные уроды это те кто не читая предсмертное письмо и хотя бы окинув его жизненный путь пытаются оправдать дичайшую ситуацию.

            • Анонимно
              27.09.2020 14:46

              Моральные уроды-это те, кто до сих пор предсмертное письмо доведенного до самоубийства удмуртскими националистами пожилого наивного человека используют в своих целях. Это и татарские националисты в том числе, те, что до сих пор считают, что это самоубийство оправдано. Такие как вы и довели этого человека до самоубийства...

              • Рашид
                27.09.2020 16:50

                14:46 Ещё раз повторюсь. Жиденькие оправдания моральных уродов приведших ситуацию с удмуртским языком до такого состояния што дух учёного человека не выдержал. Ни одна религия не оправдывает самоубийство. Беспокойство вызывают причинно следственные моменты. А про них и в письме и биографии учёного все ясно и понятно. А такие как вы теперь могут и на американцев свалить, на слишком жаркое солнце и т.д. Но истина в последнем слове подтверждённое биографией.

        • Рашид
          26.09.2020 23:14

          12:44 А русские националисты бывают? Если бывают кто они. Спроси себя на досуге в спокойной обстановке.

        • Рашид
          27.09.2020 02:48

          12:44 Удивительно изощрённое словоблудие... Это как раз противники удмуртского языка вынудили думающего человека сложить таким образом свои крылья и увековечив себя покрыть освобождённые от разума и чувства справедливости чела равнодушные к трагедии народа несмываемым позором до скончания веков.

          • Анонимно
            27.09.2020 09:05

            02:48
            Оставьте в покое больного человека. Даже после его смерти постоянно треплют его имя.

            • Рашид
              27.09.2020 12:37

              09:05 О ВОВ тоже треплются? Теперь это наша история. В данном случае не удобная, но сама ситуация с языками именно трагичная.

            • Анонимно
              27.09.2020 15:50

              9.05. Ну да , очень напоминает советские методы борьбы с диссидентами. Объявили героя удмуртского народа "больным" и думают, что люди не знают правды. Все равно его самосожжение на вашей совести. На совести тех, кто писал доносы на родные языки коренных народов РФ. И изгнал их из обязательных школьных предметов.

              • Анонимно
                28.09.2020 07:15

                Так этого диссидента до суицида довели его сотоварищи-националисты...

              • Анонимно
                28.09.2020 15:44

                27.09.2020 15:50
                вы уже НАЧАЛИ учить удмуртский язык? Нет? Ну тогда и ПЕРЕСТАНЬТЕ манипулировать человеческой ТРАГЕДИЕЙ!

              • Анонимно
                29.09.2020 07:53

                15:50
                Посмотрите статистику. Сколько людей кончают жизнь самоубийством, особенно молодежь. Они тоже все политические жертвы?

                Надо было вести этого товарища удмурта ко врачам быстро, как только в его окружении заметили его нездоровое поведение. Человек был БЫ жив. А так - окружение вокруг него раздувало пожар, подзуживали его...

                • Рашид
                  29.09.2020 23:31

                  07:53 Маяковский, Есенин и другие тоже психопаты?

                  • Анонимно
                    30.09.2020 18:16

                    23:31
                    Может, и они были психически больными. Но скорее у них другие причины - в их смертях слишком много таинственного, непонятного и нераскрытого. Советую собрать информацию прежде, чем вставлять свои пять копеек!

    • Анонимно
      26.09.2020 11:12

      Правильно
      У нас одна и та же задача
      Вернуть национальное образование в школы
      ЕГЭ на родных языках
      Объединятся надо

      • Анонимно
        26.09.2020 11:43

        Пока вы НИЧЕГО не сделали для чувашей, мари и удмуртов, чтобы мы вас считали своими "союзниками".

    • Анонимно
      26.09.2020 11:17

      В Татарстане чувашских удмуртских класов больше чем в самой Чувашии и Удмуртии .

      • Анонимно
        26.09.2020 11:44

        У какую казанскую школу можно обратиться с этим вопросом?

        • Анонимно
          27.09.2020 10:21

          В любую, а Москву не пробовали просить, там тоже много чуваш, марийцев, удмуртов. А ещё вас много проживает в своих республиках, есть ли там национальные школы, верните себе национальные имена.

      • Анонимно
        26.09.2020 19:59

        Исконно чувашские, мордовские села включили в состав Тасср, но люди-то от этого татарами не стали. Конечно классы необходимы.

        • Анонимно
          27.09.2020 15:53

          19.59. А вы почему за чуваш, мордвинов Татарстана так сильно переживаете? Почему вас не слышно в Чувашии Мордовии, Москве, Самаре? Там тоже и мордвины, и чуваши живут на своих исконных землях, а про требование открыть для них школы ничего не слышно.

  • Анонимно
    26.09.2020 11:31

    Пока не станет понятно молодежи что кайфово разговаривать на татарском не будет всего того что хотят. Силком не получится поднять престиж языка. Проводите больше культурных мероприятий на татарском языке. Конкурсы исполнителей песен. У татар же даже истинных своих певцов же нет, которые были бы воспитаны в Татарстане.

    • Анонимно
      26.09.2020 12:42

      Ничего кайфового. Даже приезжие из Актаныша стараются забыть, про других разговоры нет. Это нужно лишь тем кому за 80 лет. В принципе тоже самое касательно традиций прошлых веков, языков и т.п. было всегда.

    • Анонимно
      26.09.2020 12:46

      Все потому, что насильственное насаждение татарского языка, убило татарскую культуру и язык. Татарские националисты в 90-х годах прошлого века прервали своими неологизмами связь поколений, заставили детей разговаривать на совершенно другом языке. Именно они ответственны за то, что в итоге татарские дети общаются со своими родителями и бабушками с дедушками на русском, потому что на татарском языке они понять друг друга уже не могут.

    • Анонимно
      26.09.2020 12:58

      Никогда молодёжи не будет "кайфово" разговаривать на татарском - потому что татарский язык кончается уже в 50 км. от Казани.

    • Анонимно
      26.09.2020 14:24

      11.31. Не надо изобретать велосипед.Демократические страны типа Швейцарии и Испании давно уже всё придумали. Обязательное использование гос дарственного языка меньшинств на их территории всеми там проживающими. Иначе никак. На кухнях язык не сохранить.

    • Анонимно
      26.09.2020 17:22

      Все татарские певцы из Башкирии.

  • Анонимно
    26.09.2020 12:14

    А вы у детей спросили, хотят они учиться только на татарском языке? Интересно было бы их услышать.

    • Анонимно
      26.09.2020 13:19

      Важно что хотят старые бабаи в 80-90 лет. Мнение татарского народа их не интересует. Хотя оно с 90-х к «этим» уже давно определилось.

    • Анонимно
      27.09.2020 04:21

      Если с детского сада будут учиться на родном, все будет замечательно., А вы русских детей не забыли спросить хотят ли только-только на русском учиться?

  • Анонимно
    26.09.2020 12:29


    Азат Д

    Вот в Омске бабку татарку якобы ударили за татарский. Возьмите на контроль, чтобы правоохранительные органы разобрались, и если виноват, суд наказал. Потом опубликуеие результат.
    А то продвижение татарской культуры и влияния, с помощью танца апипэ и бега в мешках не смешит, а уже напрягвет бестолковостью и беспомощность ю.

    • Анонимно
      26.09.2020 14:21

      12:29
      АЗАТ Д!

      Это ты сейчас КЕМ командуешь - "...возьмите на контроль!... чтобы правоохранительные органы разобрались!... суд наказал! ... опубликуете результат!

      • Анонимно
        26.09.2020 15:58


        Азат Д

        Скорее всего "кошками". Резулятьт тоттже будет - подлизывание и мурлыканье, зависимость от хозяина, если что, поджав хвост тикать.

        • Анонимно
          26.09.2020 16:28

          15:58
          АЗАТ Д! Всем будет лучше, если тараканы в твоей голове будут сидеть по лавкам СМИРНО!
          Про командование другими зверями даже НЕ мечтай!

          • Анонимно
            26.09.2020 17:40


            Азат Д

            Царь зверей уже есть, южнее на северном склоне гор.

        • Анонимно
          26.09.2020 17:12

          Азат.Д, а почему вы обращаетесь к руководителям , а не к прокурору?

          • Анонимно
            26.09.2020 17:38


            Азат Д

            А я и к прокурору обращаюсь через СМИ, на которое они должны реагировать, согласно их их приказа, но они не раегируют.

            • mad big
              26.09.2020 18:36

              Прокурор рассказки Кривелло не читает.

              • Анонимно
                26.09.2020 19:50


                Азат Д

                Просвещайтесь, неучи.


                ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                ПРИКАЗ
                от 17 мая 2018 г. N 296

                О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
                ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
                И ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

                4. Прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур:
                4.1. Ежедневно осуществлять мониторинг ведущих региональных средств массовой информации в целях анализа состояния законности и возможного принятия мер прокурорского реагирования. О принятых мерах прокурорского реагирования оперативно информировать управление взаимодействия со средствами массовой информации.

            • Анонимно
              26.09.2020 19:21

              В спортлото писать пробовали?

  • Анонимно
    26.09.2020 12:45

    Применение тат. языка это реально возможно в искусстве, литературе и исламе, в школах империя не позволит его расширять. Это вопрос политический. Политикой нам не позволят заниматься. как белорусы выходят на улицы, татары должны везде общаться на своем языке в общественных местах, не только дома. Многие просто ленятся делать это и плывут по инерции в окружении своих русскоязычных приятелей.

    • Анонимно
      26.09.2020 13:01

      Кому должны, тот общается. Вам мы ничего не должны, для 90-95 % татар родной русский, а вы там в деревнях общайтесь на каком хотите. Указывать и навязывать вам большинству никто не позволит.

      • Анонимно
        26.09.2020 16:59

        А что так скромно 90- 95 процентов? А что не 110?

      • Анонимно
        26.09.2020 17:24

        А вот ты сам со словами"вы там в деревнях общайтесь на каком хотите. Указывать и навязывать вам большинству никто не позволит" разве не указываешь и не навязываешь свое мнение?

        • Анонимно
          26.09.2020 17:33

          17:24
          Вам же предлагают широкий выбор. в отличие от вас - НА КАКОМ ХОТИТЕ!!!

          Что вам навязывают? Что вам указывают? Как хотите, на каком языке хотите - так и вертите!

    • Анонимно
      26.09.2020 13:15

      Вавилонскую башню хотите построить?

    • Анонимно
      26.09.2020 13:23

      Может рускоязычные более интерсны?

  • Анонимно
    26.09.2020 13:37

    Надо делать указатели,ценники и таблички на татарском.В городах закамья особенно заметно,что везде на русском все.Возили гостей с Самары в Казань,так они постоянно искали мусорку,чтобы обертку от мороженого выкинуть.Как только вернулись в Чистополь,они тут же налузгали шелухи под лавочку,решили обратно домой приехали.

  • Анонимно
    26.09.2020 13:59

    Просто по личным причинам каждый месяц бываю на кладбище в Юдино- площадь расширяется на глазах. Народ вымирает , носителей родного языка поддержите сейчас, когда трудное время. Сделайте региональные надбавки малоимущим, пенсионерам. Богатая нефтяная республика. Одно хвастовство и чаепития с беляшами.

  • Анонимно
    26.09.2020 14:37

    Отличная идея, среди русских качество языка сильно упало по сравнению с прошлыми десятилетиями и даже столетиями. Нужно возвращать времена языка Тютчева и Гоголя, ведь с манерой говорить также меняется и сознание.

    • Анонимно
      26.09.2020 17:01

      Да, я тоже так считаю. Пора русским своим языком заняться, классику читами, в семьях разговаривать, отобрать у детей гаджеты и дать им в руки книги.

  • Анонимно
    26.09.2020 16:30

    У Феофана в словах:"У нас, например, грядет освящение собора Казанской иконы Божией Матери, что тоже знаково, потому что это также язык. Язык в камне, в иконах."- истина.
    Попытаться восстановить, сохранить язык при нынешних условиях-это попытка построить дом без фундамента.
    Язык-это как бы мерило жизнеспособности народа, духа народа. Чем духовно насыщен язык, тем дух народа более жизнеспособен. В этом татарский язык язык получил травму, "несовместимую с жизнью", после революции, когда в языке искоренили его духовное составляющее-многовековую графику алфавита, слова арабского происхождения. В языке, богатом арабизмами,выраженном в арабской графике, выражалась как бы духовная матрица народа, выработанная многовековой религиозностью, когда религия сопровождала народ в течении тысячелетия, менялась в форме, но не в сути вместе с переменами в мировоззрении народа и была частью души народа.
    Самое печальное-невозможность возродить это духовное составляющее, даже если представить, что можно вернуть и арабскую графику, и слова, насильно изъятые из языка.
    Тут много причин. Самая главная наверно, что религия не является частью души народа, уже религия сама по себе, народ сам по себе, они уже почти не пересекаются.
    Чтобы у народа, у которого когда-то насильно убили религию в душе, которую до этого он часто в тяжелейших условиях сохранил веками, заново проснулись религиозные чувства в душе, чтобы помочь ему заново приблизиться к своей религии, нужно было наверно поступать очень осторожно, учитывая историю народа, его традиции, религиозное мировоззрение в той точке истории, когда религия прервалась, исходя из всего этого делая уступки в религиозных правилах.
    Но всего этого не было, наоборот религию преподнесли с непроходимыми барьерами для когда-то очень травмированного народа.
    Поэтому уже у народа дух умирающий,нет у народа фундамента, опоры в виде правильного религиозного мировоззрения, не смогла душа народа возродиться, с умирающей душой и язык умирающий.

  • Анонимно
    26.09.2020 17:03

    Нужен год гос языков РТ.

  • Анонимно
    26.09.2020 17:04

    Нужен год татарского языка в РФ.

  • Анонимно
    26.09.2020 17:07

    Родные языки РФ при всесилии ФГОС - это чистейшая демагогия, пляска на костях нац образов системы.

  • Анонимно
    26.09.2020 17:09

    Проблемы татарского языка перевести на проведение года родных языков в РТ - это грубая подмена понятии.

  • Анонимно
    26.09.2020 17:09

    Включили дурака: языками занимаемся.

  • Анонимно
    26.09.2020 17:38

    Вот знаете, что интересно? Ведь вот сколько комментариев! А если бы одни писали на русском, другие-на татарском, вообще ничего бы не вышло, поспорить не удалось бы...

  • Анонимно
    26.09.2020 22:38

    Уйти от проблем мы умеем Вот научиться отстоять права на самосохранение нации мы боимся

  • Анонимно
    27.09.2020 00:08

    Раньше на учебниках написано было
    Для национальных школ
    Сейчас национальных школ как бы и нету а национальности есть Получаеться нарушение прав человека В 21 веке нарушаются право наций на образование А налоги платим все
    И никому нет дело до татарских школ

    • Анонимно
      28.09.2020 01:46

      27.09 точно. И по этим учебникам для нац.школ заставляли учиться русских детишек. 25 лет подряд, пока эшелон родительских жалоб в Москву не пошел.

  • Анонимно
    27.09.2020 12:28

    В публикациях БИЗНЕС ОНЛАЙН к 100 летию образования ТАССР прочитал, что на рубеже XIX-XX веков татары добивались и добились права преподавать/изучать русский язык в татарских школах.
    Добились же!
    И в XXI веке татарам вполне по силам обеспечить возможность изучения их потомками литературного татарского языка, а не только разговорно-бытового. Главное – корректно обозначить цель: не назло (православным попам; татарофобам всех мастей в высоких кабинетах, соплеменникам, обрекающим собственных детей на обрусение, и далее по списку); а во благо – своих же потомков, дав им благо изучить, знать и сохранять для будущих потомков великолепие родного языка и культуры, богатство истории татарского этноса.
    Цель настолько же достижима, насколько не проста. Больше половины российских татар проживают вне РТ, однако проблемы изучения татарского языка детьми “нетатарстанских" татар упоминается в лучшем случае вскользь. Радует, что профильные специалисты в этом плане работают продуктивнее участников газетных дискуссий. В БИЗНЕС ОНЛАЙН промелькнуло сообщение, что готовится аудиоэнциклопедия татарской классики в исполнении ведущих татарских артистов. По аналогии с сайтом ТАТАРКИТАП в соцсети “В КОНТАКТЕ”. Спасибо им, и ЖДЁМ-с! Как и других решений в решении проблем сохранения языка и культуры.

    С учётом фактора разбросанности татар в РФ и СНГ, можно предположить, что проблема исключения перекосов, если не сказать – провалов, в изучении и сохранении татарского языка потребует времени. Как для ликвидации безграмотности в СССР. А главное, - совместных и целенаправленных усилий всех татар РФ и СНГ.
    Нравится это кому-то, или нет, но актуальность создания в РФ национально-культурной автономии татар (как и других народов России) – очевидна. И без неё вряд ли удастся найти общероссийский консенсус в данном вопросе. Однако, российским татарам сначала нужно определиться с писанными и неписанными правилами взаимоотношения, как между собой, так и с соплеменниками из других регионов, а также – с представителями соседних народов.

    Всё в наших силах!
    Дамир Исхаков статью в БИЗНЕС ОНЛАЙН от 30.08.2020, посвящённую вековому юбилею ТАССР, завершает абзацем:
    “Вместо поздравлений в бравурном духе по случаю юбилея, сегодня хочется предупредить соотечественников: наш реальный враг (если кто-то ищет его как виновника каких-то проблем) вовсе не внешний, он сидит на самом деле в нас самих. Для преодоления всех наших проблем надо осознать именно эту истину. Тогда нас ожидает успех.”
    Лучше не скажешь, пожалуй.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль