Who is mr? 
5.10.2020

Who is mr. Хадиуллин: 10 малоизвестных фактов о новом министре образования и науки РТ

Назначенец «эпохи коронавируса» и перехода татарстанской школы в постиндустриальный мир

Выпускник Казанского педагогического, начинавший учителем в Мамадышском районе, человек, поработавший в исполкоме всемирного конгресса татар и дважды успевший побывать в должности первого замминистра образования и науки РТ, — таковы ступени роста нового «главного завуча» Татарстана. Именно Ильсуру Хадиуллину читатели «БИЗНЕС Online» с большим отрывом отдали пальму первенства в нашем «гадании» на тему того, кто придет на смену Рафису Бурганову. О тайнах биографии и вызовах на новом посту — в нашем обзоре.

На минувшей недели официально завершилась мхатовская пауза между уходом Рафиса Бурганова (на фото) в Поволжскую академию физкультуры и спорта и назначением нового «главного завуча» Татарстана На минувшей неделе официально завершилась мхатовская пауза между уходом Рафиса Бурганова (на фото) в Поволжскую академию физкультуры и спорта и назначением нового «главного завуча» Татарстана Фото: «БИЗНЕС Online»

КАК ЗА ХАДИУЛЛИНА ГОЛОСОВАЛИ ЧИТАТЕЛИ «БИЗНЕС ONLINE»

На минувшей неделе официально завершилась мхатовская пауза между уходом Рафиса Бурганова в Поволжскую академию физкультуры и спорта и назначением нового «главного завуча» Татарстана. Источники «БИЗНЕС Online» заговорили об этом событии еще 19 сентября. Однако пресс-служба правительства сообщила о назначении министром образования и науки РТ 55-летнего Ильсура Хадиуллина, с 2017 года работавшего в должности первого заместителя ведомства, в последний день сентября.

О грядущих переменах в руководстве министерства стало известно еще в начале августа. Как говорят источники «БИЗНЕС Online», довольно-таки долго было неясно, кто придет на смену. Весы выбора качались и в пользу женской ипостаси в лице председателя госкомитета по архивному делу Гульнары Габдрахмановой, начинавшей учителем и возглавлявшей какое-то время Рособрнадзор по РТ. Корни успеха ее карьеры, как говорят, восходят к семейным связям — поговаривают, что ее отец в свое время поспособствовал успехам молодости Рустама Минниханова. Но все же в итоге чаша весов склонилась в сторону кандидатуры Хадиуллина. Кстати, что интересно, именно его выбрали бы министром и читатели «БИЗНЕС Online». В ходе голосования накануне 1 сентября за него было отдано более 1,1 тыс. голосов — 35%. Габдрахманову уважили 184 проголосовавших, это 5% опрошенной аудитории. В самом минобрнауки, как говорят, также с некоторой опаской ждали разрешения этого непростого выбора и «болели» не за Гульнару Закариевну. Ее считают непростой и даже конфликтной фигурой — в свое время, к примеру, у нее были сложные отношения и с Энгелем Фаттаховым, и с другими сотрудниками министерства.

Так или иначе, теперь интересно познакомиться с новым, хотя и хорошо известным руководителем — «БИЗНЕС Online» собрал 10 малоизвестных фактов о жизни и работе нового шефа минобрнауки, известного своей непубличностью.  

Что известно о новом министре? Ему скоро будет 56 лет — он родился 18 октября 1964 года Что известно о новом министре? Ему скоро будет 56 лет — он родился 18 октября 1964 года Фото: «БИЗНЕС Online»

1. СЕМЕЙНЫЕ ИСТОРИИ: ВЫХОДЕЦ ИЗ РАЙОНА, УЧИВШИЙСЯ НА РОДНОМ ТАТАРСКОМ И МЕЧТАВШИЙ СТАТЬ ВРАЧОМ

Что известно о новом министре? Ему скоро будет 56 лет — он родился 18 октября 1964 года. Его официальная биография начинается как-то сразу: вот он оканчивает Казанский государственный педагогический институт и в 1989-м получает диплом учителя биологии и химии. А затем, в 1993–1994 годах, он уже директор школы №71 столицы республики. Как будто некая сила взяла и вытолкнула его сразу на руководящую должность на сломе эпох — вспомните те бурные 90-е! Распад СССР, путч ГКЧП, суверенный Татарстан, подъем национального движения… А может быть, и нет тут ничего удивительного: мужчина в городской школе в те годы был сродни динозавру эпохи конца мелового периода. 

Хадиуллин — выходец из Рыбно-Слободского района, он родился в татарской деревне Тавларово. Поселение небольшое, дворов, может быть, 90. Отец работал в совхозе «Социализм» главным зоотехником (он окончил Казанский ветеринарный институт), а мать — учителем начальных классов. Так что Ильсур Гараевич с детства видел, что такое труд учителя — в тавларовской начальной школе он учился в классе своей мамы. В семье было трое детей, Ильсур — старший сын в семье. Так что, окончив среднюю школу в соседнем кряшенском селе — причем там тоже учили на родном татарском, — он поступает в Казанский пединститут на специальность химии и биологии. Говорят, что мечта была другой: стать врачом, так что оба эти предмета как профильные являлись его любимыми. Но, видимо, выбор пал на работу педагога — все же профессия мамы сыграла свою роль. 

Завершая небольшой семейный экскурс, стоит добавить, что супругой Ильсура Гараевича стала его одноклассница, и у них двое детей. 26-летний сын окончил аспирантуру, а дочь учится на втором курсе в Казанском университете. Забегая вперед, скажем, что школьные годы они провели в 155-й школе, которую на этапе строительства возглавлял их отец.

2. АРМЕЙСКИЕ ГОДЫ И ПЕРВЫЕ ШАГИ ПЕДАГОГА

Вуз наш герой окончил в возрасте 25 лет: после первого курса 18-летнего Хадиуллина призвали в армию. Служил он во внутренних войсках МВД СССР где-то на Урале, и именно в это время ему довелось пережить первую семейную трагедию: едва принявший присягу солдат получает из дома известие о тяжелой болезни матери. Приехавший домой военнослужащий проводил ее в последний путь и вновь вернулся в часть — он отслужил полных два года, затем вернулся на второй курс.

Учился Хадиуллин на очном отделении, а с получением диплома в 1989 году его направили учителем в школу села Нижняя Сунь Мамадышского района. Судя по карте, это примерно в 25 км от его родного Тавларово. Полгода спустя преподаватель становится завучем по воспитательной работе, ну а всего здесь проработал год, и ему предложили стать директором средней школы в селе Соколка. Впрочем, в Сокольской средней школе начинающий директор тоже не задерживается: судьба вела его в Казань.

Знающие его профессионалы отрасли отмечают, что это всегда было его позицией. Директор или завуч — не менеджеры, а «играющие тренеры» Знающие его профессионалы отрасли отмечают, что это всегда было его позицией. Директор или завуч не менеджеры, а «играющие тренеры» Фото: mon.tatarstan.ru

3. НАЧАЛО КАРЬЕРЫ НА СЛОМЕ ЭПОХ: КАЗАНСКИЙ СТАРТ БЛАГОДАРЯ ЛЮБОВИ КОЧНЕВОЙ

Казанский этап биографии начинается с должности завуча в только что открытой татарской гимназии №13 в 1991 году, попутно Хадиуллин также преподает химию. Знающие его профессионалы отрасли отмечают, что это всегда было его позицией. Директор или завуч не менеджеры, а «играющие тренеры». Иначе ему просто невозможно понять проблемы учителя, и у директора-преподавателя больше шансов быть понятым и коллегами, и родителями, да и поддержка авторитета среди детей тоже упрощается. Директор прежде всего должен учить преподавателей. 

Большую помощь ему тогда оказала заведующая районным отделом образования Любовь Кочнева. Говорят, что тогда с ее подачи молодой директор, приехавший из маленькой сельской школы в Казань, стал директором 71-й школы. Это было смелое решение Кочневой — но ее, будущего почетного гражданина Казани, сильного руководителя, всегда отличали решительность и бескомпромиссность. С другой стороны, стояла задача преобразовать школу в гимназию, привнести национальный компонент. Видимо, нужен был директор, знающий обе стороны вопроса… и вдобавок такой, что в случае, если не справится, всегда можно сказать: ну а что — молод же, простительно! Сейчас Кочнева отзывается о нем как о хорошем исполнителе, но «не новатор, не боец», сказала она «Вечерней Казани». Хотя, как говорят, сам Хадиуллин благодарен ей за науку. 

Вдобавок в то время он был как раз скорее новатором. Всего год руководил школой №71, и Кочнева предложила ему должность директора гимназии №155. Школа еще строится, коллектив только формируется, так что 29-летнему руководителю пришлось непросто, но большую поддержку оказали и завучи, и учителя. Представьте: школа с татарским языком обучения, но куда же деваться русскоговорящим детям, живущим по соседству? Из положения пришлось выходить за счет организации преподавания на русском. Так или иначе, но татарско-английская гимназия №155 в итоге оказалась на хорошем счету, ее межнациональный опыт, многоязычную среду изучали директора, заведующие отделами образований. Бывал здесь, вероятно, и Фарит Харисов, в то время возглавлявший отдел образования Авиастроительного района, а затем ставший министром образования и науки РТ. 

Не все были согласны с уходом Хадиуллина. Тогда известнейший драматург, поэт, общественный деятель Туфан Минуллин (на фото) сказал, что это зря: министерство теряет нормального учителя Не все были согласны с уходом Хадиуллина. Тогда известнейший драматург, поэт, общественный деятель Туфан Миннуллин (на фото) сказал, что это зря: министерство теряет нормального учителя Фото: Шамиль Абдюшев

4. ПРОРОЧЕСТВО ТУФАНА МИННУЛЛИНА

Как Хадиуллин стал «правой рукой» Харисова, не совсем понятно. Может быть, сработало и то, что Харисов тоже имел опыт работы директором национальной школы. Возможно, помогли хорошие рекомендации. Но в 1997 году только что назначенный министр пригласил его, 33-летнего руководителя гимназии, в заместители. Видимо, трудолюбие и надежность позволили Хадиуллину подняться затем до уровня первого заместителя ведомства. В 2002 году, однако, он уходит из министерства в структуру всемирного конгресса татар. Уходит, по данным некоторых инсайдеров, взяв на себя ответственность за скандал, который разгорелся вокруг министра и каких-то напечатанных пособий, в редакционной коллегии фигурировали имена близких людей Харисова. Если это так, то Хадиуллин поступил согласно корпоративным правилам: не дождался ухода шефа, а наоборот, подставил ему плечо; система рано или поздно оценивает такие поступки. 

Небольшой штрих к этому периоду добавляют воспоминания очевидцев «разбора полетов» в министерстве образования на площадке Госсовета РТ. Не все были согласны с уходом Хадиуллина. Тогда известнейший драматург, поэт, общественный деятель Туфан Миннуллин сказал, что это зря: министерство теряет нормального учителя. «Подождите, пройдут годы, и этот человек еще будет министром образования!» — передают слова, которые якобы произнес Туфан Абдуллович. Высказывание получилось пророческими. 

Его карьера, видимо, чем-то смахивает на эскалатор: в нужный момент судьба просто подводит новую ступень Его карьера, видимо, чем-то смахивает на эскалатор: в нужный момент судьба просто подводит новую ступень Фото: mon.tatarstan.ru

5. НАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК СЛУЧАЙНЫЙ ЗИГЗАГ?

Перейдем к следующей ступеньке: с 2002 года Хадиуллин становится первым заместителем председателя исполкома всемирного конгресса татар (ВКТ). Председателем в том же году стал Ринат Закиров — везло, похоже, нашему герою становиться замом у вновь назначенных руководителей. И говорят, что согласование шло на уровне казанского Кремля. 

Почему так? Как утверждает собеседник «БИЗНЕС Online», до этого Хадиуллин не являлся активным общественным деятелем и с ВКТ связан не был. Но поступило предложение о новой работе, и он, как верный «солдат партии служения», согласился. Его карьера, видимо, чем-то смахивает на эскалатор: в нужный момент судьба просто подводит новую ступень. А тут и сама работа оказалась очень даже хорошо знакомой: предстояло курировать национальное образование по линии ВКТ, в том числе и в других регионах России — всего татарский язык преподают в 26 субъектах РФ, а также за рубежом. А задача помогать с методической точки зрения, учебных пособий, подготовки учителей и проведения различных семинаров, была ему хорошо известна. Так что получается, что и тут работа оказалась по профессии, и Хадиуллин перешел из министерства в новую ипостась. 

Параллельно он пишет диссертацию на тему «Педагогические условия организации инновационной методической деятельности в общеобразовательной школе», становится кандидатом педагогических наук. Судя по автореферату, защищался заместитель председателя исполкома ВКТ в Москве. Видимо, для него самого было важно повышать свой уровень: если учитель не развивается, то он неинтересен детям. А если не пополняет свой банк знаний руководитель образования, то кому он нужен как профессионал? 

6. ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РТ: ХАДИУЛЛИН ХОТЕЛ ЗДЕСЬ ОСТАТЬСЯ, НО…

В 2004 году в республике вновь меняется министр образования и науки — на эту должность приходит Раис Шайхелисламов. А Хадиуллин вплоть до 2007 года становится ректором института развития образования РТ (по идее, важнейшего в системе образования) — по-видимому, по приглашению нового министра. Получается, что диссертация напрасной не была. Кстати, как указано в автореферате, «результаты исследования применялись автором в системе лекционно-практических занятий для слушателей курсов института повышения квалификации работников образования РТ».

В институте Хадиуллин с головой погружается в том числе в хозяйственную работу: в этот период здесь проводится масштабный ремонт. Да и вообще, видимо, все было прекрасно. Институт — база повышения уровня учителей и профессиональной переподготовки педагогического состава. И он сыграл большую роль в процессе переподготовки тех же учителей татарского, перед которыми после «языкового скандала» – 2017 встал выбор — или менять предмет, или искать другую работу. 

Однако карьерный эскалатор готовил ректору новый поворот и новые вызовы. 

11 лет работы в Казани — это очень даже немало, учитывая особое внимание мэра Казани Ильсура Метшина к сектору образования 11 лет работы в Казани — это очень даже немало, учитывая особое внимание мэра Казани Ильсура Метшина к сектору образования Фото: kzn.ru

7. 11 ЛЕТ В КОМАНДЕ МЭРА КАЗАНИ

Следующая ступень оказалась самой длинной: в исполкоме Казани освободилась должность начальника управления образования. Знающие люди утверждают, что с теплого места ректора ИРО Хадиуллину уходить не хотелось. Здесь было все, что ему нужно: общение с учеными и учителями, научно-методическая работа, хорошие условия, поддержка министра образования и науки. Некоторые источники считают, что первое приглашение прозвучало со стороны Зухры Нигматуллиной, которая в ранге замруководителя исполкома курировала социальный блок исполкома. С другой стороны, зная интерес мэра Казани именно к образованию, надо думать, что он прицельно искал компетентного человека. Как бы то ни было, Шайхелисламов, со своей стороны, тоже не стал отказывать молодому градоначальнику Ильсуру Метшину в пополнении команды. Хадиуллин вздохнул по своему обыкновению и… согласился с очередным вызовом судьбы. 

В исполкоме он работал почти 11 лет — с 2007 по 2018 год. Какие-то яркие и длинные скандалы, связанные с ним, вспомнить сложно. Сфера образования крайне инерционна, чувствительна к внешним раздражителям и неповоротлива. Это масса людей: сотни тысяч школьников, их родители, десятки тысяч учителей — и у каждого свой багаж знаний, свой взгляд на мир, свои ценности. Проводить реформы здесь надо осторожно, но последовательно. Такой тактики — не рубить сплеча, но находить решение проблем — придерживается Хадиуллин. «Он профессионал, — отзывался о нем ранее директор АНОО „Международная школа Казани“ Нияз Гафиатуллин. —  Знает каждую школу и при этом человек с большим сердцем. В каждую проблему вникает, слушает очень внимательно, находит решение». 

С другой стороны, 11 лет работы в Казани — это очень даже немало, учитывая особое внимание Метшина к сектору образования. Мэр, как известно, имеет интерес к неожиданным экспериментам (возвращение того же Павла Шмакова, директора инновационной школы «СОлНЦе», в Казань из Финляндии, где он спрятался после затяжного противостояния с Камилем Исхаковым, произошло именно с легкой руки Ильсура Раисовича). Как вместе столько лет уживались и работали импульсивный мэр-реформатор и острожный прагматик Хадиуллин — это загадка, однако точно известно: Метшин до сих пор очень высоко с точки зрения профессионализма и человеческих качеств оценивает Ильсура Гараевича. 

В период руководства Фаттахова начались серьезные кадровые перестановки. Среди устоявших оказались единицы, в том числе и Хадиуллин В период руководства Фаттахова начались серьезные кадровые перестановки. Среди устоявших оказались единицы, в том числе и Хадиуллин Фото: «БИЗНЕС Online»

8. КЛИНЧ С ЭНГЕЛЕМ ФАТТАХОВЫМ

Приход на пост министра образования и науки бывшего главы Актанышского района в 2012 году ознаменовал собой начало того, что можно сравнить с танцами на тонком льду. Фаттахов был недоволен положением татарского языка в школе, но его новаторство и борьба оказались чересчур резкими в этой консервативной сфере и спровоцировали в итоге (в немалой степени) языковой кризис.

Напомним, что новый министр значительно увеличил общий объем татарского в школах — по 5–6 часов в неделю, — никак не изменив при этом учебно-методическую базу. Он ввел единое республиканское тестирование по татарскому — новую аттестацию дети восприняли как полноценный ЕГЭ. Родители, конечно, завалили жалобами все контролирующие органы — письма потоком пошли в Москву. Недовольство части русскоязычных родителей татарским было и ранее, но Энгель Навапович пытался привить любовь к языку командным методом. То, что хорошо работает на уровне руководителя района, не сработало в республиканской системе образования. 

В период руководства Фаттахова начались серьезные кадровые перестановки — как говорят, он не стеснялся звонить главам районов с настоятельной просьбой поменять того или иного руководителя роно. Отказать вице-премьеру дерзали не все. «Чистки» коснулись и министерства, откуда уходили и заместители министра, и руководители департаментов, управлений образования. Среди устоявших оказались единицы, в том числе и Хадиуллин. Возник конфликт у Фаттахова и с начальником управления образования, который не был сторонником резких телодвижений в столь чувствительной сфере. Помогло заступничество мэра столицы, политический вес которого и вовлеченность в школьное образование не позволяли вице-премьеру Фаттахову съесть самостоятельного Хадиуллина, который, как вода в кулаке, ускользал от лобовых столкновений, но и не поддавался сильному нажиму со стороны профильного министра.

9. ХАДИУЛЛИН И ПОЛИТИКА УКРУПНЕНИЯ ШКОЛ


Не был Хадиуллин и сторонником процесса укрупнения школ, хотя ему приходилось следовать политике минобрнауки, сливая сильных со слабыми, крупных с мелкими. Перетасовывали детей из школы в другую, переводили педагогов, сокращали директоров. Начальник управления образования успокаивал: «Мы знаем, это болезненный процесс для родителей, детей и педагогов», — говорил он. Статус школ, присоединенных к гимназиям, вырос, но параллельно директора опасались, что это понизит уровень ведущих школ. Разные дети, разные коллективы, складывавшиеся годами…

Хадиуллин был противником механического объединения — думается, ему как учившемуся в маленькой сельской школе вообще не сильно по душе учреждения на 1,5, 2, 3 тыс. детей. Тем не менее укрупнение состоялось. А этот эпизод вновь показывает качества командного игрока: да, решение не нравится, поспорить можно — но выполнять-то надо. Впрочем, и к выбору школ постарались подойти индивидуально. Может быть, потому этот процесс дальше и не пошел: строительство крупных учреждений с нуля, да, продолжается, а вот искоренение школьного разнообразия ушло в историю. 

Хадиуллину, который силен именно как специалист по образованию, придется научиться решать вопросы политические: и с казанским Кремлем, и на площади Свободы, и в Москве Хадиуллину, который силен именно как специалист по образованию, придется научиться решать вопросы политические: и с казанским Кремлем, и на площади Свободы, и в Москве Фото: «БИЗНЕС Online»

10. ВТОРОЙ РАЗ В ОДНУ И ТУ ЖЕ РЕКУ: СНОВА В МИНИСТЕРСКИЕ КОРИДОРЫ. НОВЫЕ ВЫЗОВЫ ЭПОХИ

Языковой конфликт привел в кресло министра образования и науки Рафиса Бурганова, которого считают очень опытным и хитроумным аппаратчиком (в последнем еще раз все убедились недавно — после того, как он провернул сложную аппаратную интригу (как в Москве, так и в Казани), чтобы съесть успешного ректора Поволжской академии и занять его место). Новый министр позвал Хадиуллина на должность первого замминистра образования и науки РТ. Бурганову требовалась правая рука — фактически человек, глубоко знающий сферу образования, ведь сам Рафис Тимерханович был призван как «антикризисный» специалист. На Хадиуллина выбор пал, поскольку кому-то необходимо рулить всем, что связано непосредственно с образовательным процессом. Плюс сказалось личное доверие: Бурганов, как известно, какое-то время работал главой исполкома Казани и командовал какое-то время и Хадиуллиным (то есть знал его способности). Говорят, входить второй раз в одну и ту же воду ему не хотелось: он тут уже работал и прекрасно знаком с этой ношей. Но на кону стоял вопрос национального образования, репутационный ущерб для республики нужно было нивелировать, а отказать премьеру Алексею Песошину, которого призвал на помощь Бурганов, чтобы уговорить мэра столицы отдать своего начальника образования… В общем, пришлось вернуться в офис на улице Кремлевской — те, кто помнит то время, говорят, что радости Хадиуллин особой не испытывал от нового карьерного шага (впрочем, он никогда не радуется подобным вещам как заправский пессимист и осторожный человек — это мнение его близких знакомых). Все, что связано непосредственно с процессами обучения, было поручено, понятно, заместителю. Бурганов взял на себя Москву и политический лоббизм. И надо сказать, тандем сложился на тот момент эффективный. Система на несколько лет успокоилась, огненная лава конфликтов ушла куда внутрь общества, обратно в прокурорские кабинеты, директора и учителя вздохнули…

И вот теперь, когда Ильсур Гараевич возглавил министерство, его задача — обеспечить дальнейшую эволюцию системы. Вряд ли стоит ожидать каких-то серьезных кадровых перестановок в структуре минобрнауки. Хотя Хадиуллину, который силен именно как специалист по образованию, придется научиться решать вопросы политические: и с казанским Кремлем, и на площади Свободы, и в Москве (это самый сложный момент). Возможно, нужно найти именно такого зама, у которого есть навыки и вкус к работе с аппаратом. 

Критически важно также ответить на вызовы «эпохи коронавируса» — весной уже резко обозначились проблемы перехода на технологии дистанционного обучения (прямо говоря, наша продвинутая республика оказалась просто неготова и техногологически, и идеологически, застряв ментально в индустриальной эпохе), и в публичную плоскость вылезли отголоски того потребительского отношения, которое существует между школой, семьей и обществом. А ведь то, что окажется заложено в сознание детей, — все же продукт совместного творчества всего вокруг, включая ТВ и интернет. Система образования была и остается краеугольным камнем формирования человеческого капитала, о котором так много говорили при создании стратегии-2030. Тем более коронавирус подсказал главное: нужно переходить в постиндустриальную эпоху. И главная сверхзадача Ильсура Хадиуллина (помимо, конечно, гармоничного разрешения языкового кризиса, который болезненно кровоточит у татарской части общества), безусловно, — это обеспечить переход татарстанской школы в новый постиндустриальный мир: мир новых технологий, новых смыслов и знаний, новых детей. 

«ДО СИХ ПОР С НИМ МОЖНО БЫЛО ОБЩАТЬСЯ БЕЗ ЛИШНИХ ФОРМАЛЬНОСТЕЙ»: «НАКАЗЫ» ДЛЯ НОВОГО МИНИСТРА

«БИЗНЕС Online» предложил экспертам оценить кандидатуру нового министра образования и науки республики — какой наказ вы дали бы новому шефу минобрнауки? 

Азат Ахунов — ведущий научный сотрудник ИЯЛИ им. Ибрагимова АН РТ:

— Мне приходилось общаться с Ильсуром Гараевичем. Не скажу, что хорошо его знаю, но у меня сложилось впечатление делового человека — человека, что называется, «в теме», хорошо осведомленного в своей сфере. Он погружен в вопросы образования не ради галочки, искренне интересуется и занимается тем, за что отвечает. При этом доступный, простой человек, и до сих пор можно было общаться с ним без лишних формальностей. Хадиуллин прошел все этапы.

Я слышал и отзывы школьных учителей, и других людей из сферы образования. Пока каких-то отрицательных мнений о нем нет. Они оценивают назначение положительно и говорят, что наконец пришел кто-то из нашей системы. Но понятно, что один человек у нас ничего не решает. Есть система государственная, министерств и вышестоящего руководства и в Татарстане, и в Москве. Поэтому говорить о том, что с приходом Хадиуллина что-то резко изменится, конечно, было бы неправильно. Он исполнитель. Он вынужден реализовывать те законы и решения, которые спускаются свыше, и об этом следует помнить. Но в целом я оцениваю его назначение положительно. Надеюсь, к системе образования проявят больше внимания.

Я сам работаю в сфере науки, и у нас каких-то трудностей нет. Была проблема с институтом истории, о которой много писали и говорили. Надо, наверное, заняться этим вопросом и уже закрыть его, потому что данная проблема станет возникать постоянно. Наверное, Хадиуллин как коммуникабельный человек сможет решить ее, если она активизируется дальше.

Что касается системы образования, она работает. Мой младший сын учится в школе, и я не вижу каких-то больших сложностей, которые надо было бы решать в авральном темпе. Наверное, есть что-то, что надо улучшать. Но по большому счету в системе есть одна проблема: не хватает специалистов, учителей, увлеченных делом преподавателей вузов, потому что люди бегут. В первую очередь от «бумажного вала» и бюрократической отчетности, которой им приходится заниматься. Как-то надо решить вопрос подобной бюрократии, которой заняты учителя. Но будем честными: данная проблема не решается в Казани. Это недостаток в целом всей системы российского образования. Возможно, что-то можно сделать по такому направлению у нас в Татарстане, чтобы у учителей было больше шансов заниматься детьми.


Рашит Низамов — ректор КГАСУ:

— Мы с ним плотно общались, человек приятный, интеллигентный. Понятно, что он в системе образования имеет большой опыт. Мы хоть и федералы, с нашим министерством образования постоянно координируем деятельность. Рафис Тимерханович Бурганов, который до этого возглавлял министерство, очень много времени уделял проблемам вузов, отстаивал их, помогал с аккредитациями, с получением лицензий, хотя все это не было его приоритетными направлениями. Хотелось бы, чтобы новый министр столь же активен был в этом поприще. Задач у нас много, это в том числе увеличение приема. Мы со своей стороны будем поддерживать нового руководителя и надеемся на его помощь тоже.


Разиль Валеев — экс-депутат Госсовета РТ V созыва, бывший член комитета Госсовета РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам:

— Хадиуллин — достойная кандидатура. Это очень подготовленный человек, всю жизнь посвятивший сфере образования. Начинал преподавателем в школе, был директором школы-гимназии, первым заместителем министра образования, работал во всемирном конгрессе татар. У него очень хороший контакт со всеми участниками сферы образования. Человек он очень приятный, неконфликтный. На сегодня это лучшая кандидатура для такой сложной должности. Я желаю ему удачи и, конечно, беспокоюсь. Ему будет непросто, потому что сфера образования — это один из самых сложных участков нашей общественной и государственной жизни.

Перед новым министром стоят задачи в части национального образования. Есть очень много проблем, связанных не только с татарским, но и с другими языками. У нас многонациональная республика, и в этом заключается сложность. В нашей Конституции написано, что все народы, религии, языки равны, но на практике получается не совсем так. Например, татарский язык мы сейчас преподаем два-три раза в неделю, а великий русский, по-моему, в 3–4 раза больше. Чувашский, марийский и другие языки народов России, к сожалению, тоже имеют такие проблемы. Если мы хотим, чтобы развивалась национальная культура — то, чего требуют от нас и родители, и общество, — для этого надо добиться максимального равенства, насколько возможно. Думаю, по данной части у нас еще очень много нерешенных задач.

В сфере национального образования есть и другие сложности, например сдача ЕГЭ только на русском языке. Из-за этого родители думают: зачем им обучать ребенка родному языку, если сдавать экзамен можно только на русском? Это очень большая проблема. Руководство нашей республики по данной теме уже неоднократно обращалось в министерство просвещения России. Вопрос пока еще положительно не решен. Еще одна насущная задача — подготовка национальных кадров для татарских и других национальных школ, и ее тоже необходимо решать.


Рафаэль Хакимов — вице-президент Академии наук РТ:

— Не везло этому министерству — наконец повезет, может быть! Перед системой образования всегда стоят большие задачи. Если говорить о дальнейшем движении республики, экономики, очень многое зависит от системы образования. В последнее десятилетие большой упор был сделан на интеллектуальную сферу, что она определяет дальнейшее экономическое развитие. А это зависит от воспитания. Важно сохранить систему образования в условиях, когда по всей России оно деградирует.


Лариса Сулима — экс-заместитель министра образования и науки РТ,  руководитель департамента развития региональной сети ФГАУ «Фонд новых форм развития образования» (Москва):

— Я Ильсура Гараевича знаю очень давно, мне удалось поработать с ним, когда он был в министерстве и в управлении образования Казани. Это очень грамотный, взвешенный, дипломатичный руководитель. Он никогда не станет принимать поспешных решений, всегда посоветуется с профессиональным сообществом. Поэтому он очень уважаемый человек в педагогическом сообществе, знающий систему образования изнутри. Все, что связано с национальным образованием, все, что связано со стандартами, — его сфера. Я безумно уважаю Ильсура Гараевича и очень рада этому назначению, потому что он нацелен на стабильность, на повышение качества, на модель, подтягивающую уровень каждого ученика. Ведь акцент нужно делать не только на школах, которые дают ЕГЭ, олимпиады и показатели. Необходимо поднимать средние [по рейтингу], сельские школы. Я думаю, что у нового министра все получится, и надеюсь, что он сохранит и улучшит ту прекрасную команду профессионалов, что сегодня есть в министерстве. 


Юрий Прохоров — председатель республиканского комитета профсоюза работников образования и науки РФ:

— Могу сказать, что Ильсур Гараевич умеет наладить связи, может слушать людей. Все ждут и надеются, что случится развитие образования в республике в плане качественного обучения. Это тот человек, который проработал в системе образования на разных ступенях — от учителя до замминистра. Все проблемы ему известны изнутри. Я надеюсь, это поможет ему в налаживании системы качественного обучения, что самое главное. Ведь многие жалуются на падение уровня образования, его качества, потому перед Хадиуллиным стоит задача поднять данную планку. Мы очень рады, что именно его назначили министром.

Биография

Родился 18 октября 1964 года.

В 1989-м окончил Казанский государственный педагогический институт по специальности «учитель биологии и химии». Кандидат педагогических наук, доцент.

Работа в прошлом:

1993–1994 — директор школы №71.

1994–1997 — директор гимназии №155.

1997–2002 — заместитель, первый заместитель министра образования РТ.

2002–2004 — первый заместитель председателя исполкома всемирного конгресса татар.

2004–2007 — ректор института развития образования РТ.

С 12 февраля 2007-го по 28 декабря 2017 года — начальник управления образования исполнительного комитета Казани.

С декабря 2017-го — первый заместитель министра образования и науки РТ.

В 2002-м награжден нагрудными знаками «Почетный работник образования РФ», в 2006-м — «За заслуги в образовании», в 2010-м — почетным званием «Заслуженный учитель РТ».

С сентября 2020 года — министр образования и науки РТ.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (134) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
5.10.2020 09:22

самое главное, что успел на разных ступенях поработать, и в школе, и в городе, и в министерстве, видел образование с разных сторон, вот так надо в каждом министерстве, чтобы человек пороху сначала обязательно понюхал в своей стезе

  • Анонимно
    5.10.2020 08:11

    Фактически после ВУЗа в кресло директора школы, где поработав всегда 4 года стразу шагнул в замминистры и далее вверх. Неплохая карьера

    • Анонимно
      5.10.2020 08:27

      Министр образования РТ это не только министр образования 4 миллионного татарстанского народа, но и всех 8 миллионов татар разбросанных по всему миру
      Большая ответственность

      • Анонимно
        5.10.2020 08:43

        08.27 хватит навязаться всем со своими комплексами неполноценности.

        • Анонимно
          5.10.2020 14:29

          Энгель Фаттахов сейчас так же "хорошо" справляется с Актанышом

        • Анонимно
          5.10.2020 16:49

          8.43. Вы соросовец и глобалист? Фиг вам. Ничего у вас не выйдет. Все национальности останутся и никакого серого безмозглого безнационального быдла не будет!

      • Анонимно
        5.10.2020 08:43

        Угу. Татары только ещё не знают об этом и знать не хотят.

        • Анонимно
          5.10.2020 09:45

          Зато русские трещат и требуют защитить магучий от нападок.

          • Анонимно
            5.10.2020 16:19

            Да не трещат. У русского сейчас нормальное положение. У татарского тоже. Незачем раздувать из мухи слона.

          • Анонимно
            5.10.2020 21:44

            Если Вам не нравится, сдайте паспорт гражданина РФ и откажитесь от российского гражданства

      • Анонимно
        5.10.2020 10:54

        Было бы интересно на вас посмотреть, с вами пообщаться.
        Или вы троль?

    • Анонимно
      5.10.2020 08:42

      А те годы образование очень нуждалось в кадрах. А тут мужчина, опытный, знает школу...

    • Анонимно
      5.10.2020 09:16

      во всех школах в то время директора всегда учительствовали, никогда не было такого, что директор не из учительской среды

      • Анонимно
        5.10.2020 09:33

        так в статье так и написано, когда директором был параллельно учил детей химии

      • Анонимно
        5.10.2020 10:46

        именно так,судя по статье,нет разночтений в карьере. учителем тоже работал,директором и лишь потом в руководящие должности вышел.

      • Анонимно
        5.10.2020 16:24

        Построил карьеру с самых низов.

        • Анонимно
          5.10.2020 18:36

          поэтому назначение логичное и правильное. Не тракторист или юрист, а работал всю жизнь по специальности. Удачи на новом месте.

    • Анонимно
      5.10.2020 09:27

      написано, что в мамадышском районе начинал обычным учителем

      • Анонимно
        5.10.2020 18:37

        про него уже много статей тут вышло. И про его биографию писали. Действительно назначение сделали удивление грамотное. Спец своего дела

    • Анонимно
      5.10.2020 10:45

      забыли сказать,что учителем тоже работал.Причем,учитель во втором поколении, с детства знаком с педагогической средой.

  • Анонимно
    5.10.2020 08:12

    Хорошо,что с опытом работы в образовании.Не чуждая сфера будет,как осиальным предшественникам

    • Анонимно
      5.10.2020 09:26

      судя по статье он ещё и учитель во втором поколении, видимо от матери любовь к образованию

      • Анонимно
        5.10.2020 10:38

        судя по статье он не политик и не новатор. Значит он ничего не сможет сделать ВУЗам республики. Опять повезло Гафурову, который уже практический развалил основной ВУЗ республики. Вместе с ним будут беспредельничать другие, типа КАИ, КХТИ, КамПИ и также многие средне-профессиональные...

        • Анонимно
          5.10.2020 12:13

          Гафуров не подчиняется МОиН РТ. вуз же федеральный!

          • Анонимно
            5.10.2020 12:28

            я вообще не понимаю, почему МОиН РТ имеет в названии "и науки"

        • Анонимно
          5.10.2020 12:44

          Ну, Энгель Навапович на посту министра был и новатором, и экспериментатором, и политиком. Его пятилетки не хватило?

  • Анонимно
    5.10.2020 08:15

    что могу сказать: Унышлар....

  • Анонимно
    5.10.2020 08:33

    Встречался с ним по работе Очень грамотный деловой человечный и образованный

    • Анонимно
      5.10.2020 09:22

      самое главное, что успел на разных ступенях поработать, и в школе, и в городе, и в министерстве, видел образование с разных сторон, вот так надо в каждом министерстве, чтобы человек пороху сначала обязательно понюхал в своей стезе

    • Анонимно
      5.10.2020 10:02

      Хадиуллину можно пожелать моральных сил и здоровья, потому что должность как говорится расстрельная. Работа очень нервная, тем более быть первым лицом и отвечать за все. В общем, наверно не поздравлять, а поддерживать и сочувствовать )

  • Анонимно
    5.10.2020 08:36

    Поздравляем! Здоровья и удачи в этой нелегкой работе! После бывших министров-непрофессоналов, трудно будет войти в правильную колею??!!! Я думаю, справится он!

    • Анонимно
      5.10.2020 10:48

      наоборот,будет проще,так как хорошо знаком с системой образования от А до Я.

      • Анонимно
        5.10.2020 17:11

        И хорошо, что на столь высокие должности начали ставить тех, кто знаком с системой с самых низов. Проще и эффективней будет работать.

  • Анонимно
    5.10.2020 09:12

    каждая нация должна учиться на своем языке

    • Анонимно
      5.10.2020 10:08

      Должна то,должна .А вот как обойти административные барьеры поставленные перед тат.языком? Здесь же в статье пишут что нет свободы выбора на егэ на родных языках.В 2018 году при обсуждение законопроекта о свободном выборе изучения родных языков депутатом Аршиновой и другими говорили о прибавке +10 баллов кто изучает другие языки.Но как то все быстро забылось.Хотя за сдачу нормативов ГТО дается +10 баллов ,так как это считается преимуществом :человек более физически развит,подготовлен.Так и знание других языков является преимуществом.
      Вспомните тяжелую форс-мажорную ситуацию в годы ВОВ ,нужны были люди знающие немецкий язык.Для татарского может оказаться найти общий язык с турецкими,узбекскими,казахскими бизнесменами и другими тюркоязычными бизнесменами.Возможно и с бизнесменами из арабоязычных стран.
      Баллы давать за Разноплановые языки.Допустим за изучение немецкого из индоевропейской языковой семьи +10 баллов,а за изучение татарского из алтайской языковой семьи еще +10 баллов.
      За изучение английского баллы не давать т.к.язык популярный и не такой сложный по сравнению с немецким.
      Люди знающие Другие языки-это потенциал нашей страны.

      • Анонимно
        5.10.2020 11:28

        Надо вводить в учебную программу иностранных языков турецкий и арабский языки. Немецкий и французские языки уже не актуальны для Европы. Для татар выучить турецкий ничего не стоит, это год разговора, чтения и просмотра фильмов на турецком языке.

        • Анонимно
          6.10.2020 08:09

          а вы случайно не сотрудник турецких спецслужб? как то попахивает пантюркизмом

    • Анонимно
      5.10.2020 10:36

      Ну так мы и Российская нация, всеобщая в к народы, подол в и учимся на русском.

    • Анонимно
      5.10.2020 10:42

      Кому должны тот учится, но это дело добровольное. Вам люди ничего не должны и будут учиться на том языке, котором захотят и который даёт перспективы в жизни.

      • Анонимно
        5.10.2020 11:26

        Перспективы в жизни дает больше английский и поэтому во всех школах где люди захотят предметы преподавать на английском так как знание всяких предметов-математики,физики,химии,биологии более перспективнее изучать на английском языке.

        • Анонимно
          5.10.2020 11:49

          ну да! И вы рассказывайте.
          Может еще вакансий по республике накидаете с обязательным требованием английского?!?
          Я кроме хоккея и футбола не знаю ничего. Да и там знание языка не первичное качество.

        • Анонимно
          5.10.2020 17:32

          Вообще-то мы в России живем. И основной язык это русский. Английский достаточен в обучении на бытовом уровне.

    • Анонимно
      5.10.2020 10:48

      выбор должен быть,что имеет место в ТатарстанеНикто вам не мешает отдать ребенка в татарскую гимназию/ Они есть и в Казани,и в Чеонах,как минимум.

    • Анонимно
      5.10.2020 11:54

      09:12 Правильно, а нация у нас одна в стране.

      • Анонимно
        5.10.2020 16:52

        11.54. Не-а. В нашей стране наций много.

        • Анонимно
          5.10.2020 17:33

          Иди в школу учись

        • Анонимно
          6.10.2020 08:11

          много народов или этносов если по гречески, а нация в государстве должна быть одна! немцы, американцв, итальянцы все они состоят из разных этнических групп

    • Анонимно
      6.10.2020 08:07

      а вы знакомы с понятием нация? и знаете чем нация отличается от этноса?

      • Анонимно
        6.10.2020 08:29

        08:07
        Я прочитал в БО про Зюрейскую дорогу - мне достаточно информации.

  • Анонимно
    5.10.2020 09:33

    Видимо Сулима хочет вернуться в Казань, если так заговорила.

  • Анонимно
    5.10.2020 09:49

    Все учительство поддерживает Ильсура Гараевича и благодарит руководство за правильное решение.

  • Анонимно
    5.10.2020 09:51

    Человек он очень осторожный, дисциплинированный. Пожелаем ему удачи, тем более что он не очень то хотел на этот пост

    • Анонимно
      5.10.2020 10:50

      Пост расстрельный и ранее до этого, вступали в эту должность откровенные временщики,далекие от системы образования.Теперь все иначе.Успехов и правильных решений!

      • Анонимно
        5.10.2020 19:10

        надеюсь, что справится с этой должностью. Реально вызывает симпатию и уважение Хадиуллин.

  • Анонимно
    5.10.2020 10:01

    Хадиуллин- единственный министр с человеческим лицом, что так важно в данной сфере. Успехов, удачи!

    • Анонимно
      5.10.2020 10:50

      С опытом в педагогике,это самое главное.

    • Анонимно
      5.10.2020 15:47

      в РТ есть школы где учат детей-инвалидов. 52 школы таких. Все напрямую подчинены министерству. Все школы курирует 1 (один) человек. Только один человек. Товарищ министр, Вы че нибудь собираетесь изменить в этом плане?

      • Анонимно
        5.10.2020 19:11

        не один, а команда из министерства. Что-то может до министра и не дойти, поэтому явные проблемы нужно освещать лучше через СМИ

        • Анонимно
          5.10.2020 21:45

          Не обманывай. В министермтве 1 (одна) молодая женщина только. Она раньше в 7-й школе работала. И то у нее в должностной инструкции другие обязанности прописаны. Короче нету никакого контроля за школами для инвалидов. Зато деньги через школы для инвалидов не ручьем и не рекой, а Ниагарским водопадом текут. И при этом безконтрольно. Во где убэпникамам покапаться надо

        • Анонимно
          5.10.2020 22:07

          В школах для инвалидов директора без трудовых договоров работают. Разве так можно?

  • Анонимно
    5.10.2020 10:01

    Мне приходилось с Ильсуром Гараевичем работать в поездках во властные структуры в АП РФ и могу отметить, что имеет на все свое мнение, умеет отстаивать ее. Человечный и глубоко порядочный, просто весьма приятно с ним общаться, думаю повезло министерству. Ильсуру Гараевичу всяческих успехов!- Валит

  • Анонимно
    5.10.2020 10:08

    Внушает доверие. Достаточно светлый образ, ясный взгляд, а глаза, как говорят, - зеркало души. Надеюсь, больше не будет того, что было раньше при националисте Фаттахове и Бурганове.

  • Анонимно
    5.10.2020 10:15

    Всем хорош - прежде всего как человек. Но сейчас школе нужен новатор, новые Прежде всего технологические вызовы 21-го века. Тут- то Ильсур Гараич слабоват.

    • Анонимно
      5.10.2020 10:43

      Время покажет,сейчас рано делать какие-либо оценки.Человек с опытом, что самое главное,с опытом в педагогике

    • Анонимно
      5.10.2020 11:03

      Школам не новации нужны, а порядок. Новации в школах пусть на западе внедряют

      • Анонимно
        5.10.2020 11:43

        11.03 Не дай бог опять новации в школах. Хватит одного Шмакова с его "пижамными вечеринками" Всю дрянь тащат с Запада

        • Анонимно
          6.10.2020 07:57

          Ежели на одну чашу весов поставить Шмакова, а на другую все минстерство, то весы, безусловно, склонятся в сторону Шмакова. Да!

    • Анонимно
      5.10.2020 12:37

      Зачем изобретать велосипед? Пусть просто нормально работает, тем более все необходимое для этого у него есть.

    • Анонимно
      5.10.2020 12:47

      Новации нужны. И сильная сторона Хадиуллина - он будет советоваться с профессионалами. Будут внедрять эти ваши инновации, но взвешивать при этом каждый шаг. Чтобы не навредить и не разрушить то, что уже есть.

      • Анонимно
        6.10.2020 07:59

        Ваш стиль очень похож на стиль тех, кто гнобит противников МСЗ. Ну прям один к одному

    • Анонимно
      5.10.2020 19:23

      Почему такие выводы? Придя на новое место, учитывая нынешние проблемы в образование, специалист будет делать все для решения задач. Изощрятся с экспериментами тоже не всегда верный шаг!

  • Анонимно
    5.10.2020 10:26

    На фоне фаттахова конечно лучше! После этого хоть кого поставь-хуже не будет

    • Анонимно
      5.10.2020 10:53

      Хоть кого не надо.был уже после Фаттахова мастер на все руки,но к системе образования очень слабое отношение имеющий

      • Анонимно
        5.10.2020 19:24

        поэтому новость про Хадиуллина радует) Человек на своем месте!

    • Анонимно
      6.10.2020 08:01

      На фоне Шмакова безусловно не лучше. Это типа как планета Нептун на фоне Солнца

  • Анонимно
    5.10.2020 10:36

    Только не Сулиму

  • Анонимно
    5.10.2020 10:40

    Редчайший случай, когда руководитель такого уровня - не кровопийца. Это что, симптом? Новая волна? Или сбой системы? Такие там обычно не выживают или на третьих ролях.

    • Анонимно
      5.10.2020 11:46

      Удачи ему! Замечательный человек! Приходилось обращаться, вопрос решил положительно! Побольше бы таких министров - спецов в своем деле с человеческими качествами!

    • Анонимно
      5.10.2020 11:57

      действительно, интересно.)

    • Анонимно
      5.10.2020 17:13

      Возможно положительная тенденция, не первое подобное назначение за последнее время.

  • Анонимно
    5.10.2020 10:44

    главное сейчас усилить изучение татарского языка, все должны знать его на пять, двадцать лет потерли из за бездарности некоторых руководителей.

    • Анонимно
      5.10.2020 11:16

      Кому должны? Кто должен и хочет тот знает, а вам ничего не должны и будут знать и учить по желанию, как велит закон и здравый смысл, если вам известно что это такое.
      Ни знать ни учить его обязанности нет, не будет и быть не может.

    • Анонимно
      5.10.2020 11:23

      все не должны изучать татарский язык
      только те, кому это надо

    • Анонимно
      5.10.2020 11:24

      Татарский обязаны знать лишь учителя татарского языка и переводчики. Для иных профессий, чиновников, должностных лиц и любых других такой обязанности и необходимости нет.

    • Анонимно
      5.10.2020 11:44

      10.44 Это сто тридцать первое, а не главное..

  • Анонимно
    5.10.2020 11:05

    Ликвидировать надо Министерство так как не за что не отвечают. У нас решают только Министерство образование РФ и директора школ, а все эти прокладки только мешают.

    • Анонимно
      5.10.2020 17:19

      Наоборот, если их ликвидировать, то московские понаделают делов. Необходим контроль на месте. Тотальная централизация ни к чему хорошему не приведет.
      Хадиллин должен улучшить ситуацию.

  • Анонимно
    5.10.2020 11:18

    Красивая статья.

  • Анонимно
    5.10.2020 11:27

    Требуем создать полный цикл образования на татарском языке: от детсада до защиты докторской! Пока такой есть только на русском.

    • Анонимно
      5.10.2020 11:57

      11:27 Вам никто не обязан создавать такое на одном из многочисленных родных языков народов России.

    • Анонимно
      5.10.2020 12:13

      Первые два класса в элитках все предметы на татарском. Этого достаточно чтобы отсеять не владеющих.

    • Анонимно
      5.10.2020 13:18

      11:27
      Надо писать конкретнее - у КОГО вы требуете, КТО обязан вам создавать что-либо дополнительное к уже имеющемуся на русском языке?

      • Анонимно
        5.10.2020 20:31

        У Российской Федерации.

        • Анонимно
          5.10.2020 21:54

          20:31
          В Российской Федерации проживает население около 200 национальностей.

          Даешь КАЖДОЙ из 200 национальностей по полному циклу образования на языке этой национальности от детсада до защиты докторской!!! Уря-я-я-я, товарищи!!!

          • Анонимно
            6.10.2020 07:36

            А почему бы и нет.
            Если взять конкретно для татарского языка в силу его логичности и малого числа исключений, то при систематизации обучения,правил грамматики то можно уложиться во времязатратах на изучение тат.языка в 700-900 часов ,что делает татарский язык конкурентоспособным т.к. остается больше времени на изучение других предметов:математики,физики,информатики,химии,биологии и других предметов.То есть при равных условиях на изучение тат.языка уйдет меньше времени (часов)и останется больше времени(часов)на изучение информатики,физики,химии и других прорывных предметов.

            • Анонимно
              6.10.2020 09:24

              07:36
              БЛА-БЛА?

              Докажи сначала "... логичность и малое число и исключений..." в татарском языке. Конечно, особо тщательно докажи конкурентоспособность татарского языка...

    • Анонимно
      5.10.2020 17:36

      11:27 Тебе надо поменять место жительства.

    • Анонимно
      5.10.2020 19:33

      Зачем? Если дальше татарский нафиг не нужен нигде? Не в работе, не в жизни.

  • Анонимно
    5.10.2020 11:56

    Ильсуру Гараевичу желаем успехов.! Хороший человек и профессионал, побольше бы таких в структуре власти.

  • Анонимно
    5.10.2020 12:03

    Наказание работать на этом посту.

  • Анонимно
    5.10.2020 12:05

    Задачи.
    1 Добиться примерно равной наполняемости классов в школах, гимназиях элитных и для простых.
    2 Возобновить практику сдачи ЕГЭ учителями с доведением результатов до родителей.
    3. Остановить оптимизацию. Ликвидацию малокомплектных школ в поселениях пооводить только с согласия всех жителей на сходе.
    4. Раскрыть финансовую деятельность бюджетных учреждений образования т шкодьных фондов. Источники финансирования, включая помощь шефов, благотворительные пожертвования, гранты и пр
    5. Развивать бесплатные школьные кружки, спортивные секции, внешкольную работу.

    Девиз: Школа - это второй дом.

  • Анонимно
    5.10.2020 12:31

    Хорошо, когда берут с профильным образованием и соответствующим опытом работы.

  • Анонимно
    5.10.2020 12:40

    Лишь бы с языком не давил. Кому надо пусть изучают хоть 24/7. Никто не против. Кому не надо пусть не учат. Насильно мил не будешь

    • Анонимно
      5.10.2020 20:06

      в республике созданы условия для обучения на татарском языке и развития национальной културы:радио, тв, театры, школы с обучением на татар ком языке.

  • Анонимно
    5.10.2020 13:40

    Наконец то правильный выбор ! От бывших коллег поздравления и наилучшие пожелания!! Удачи на всех фронтах

  • Анонимно
    5.10.2020 14:38

    Появилась надежда, что перестанут душить учителей и воспитателей детсадов татарским языком, что все вернется в свое русло

    • Анонимно
      5.10.2020 14:49

      вы еще ответите за нападки на татарский язык

      • Анонимно
        5.10.2020 15:37

        14:49
        Конечно, отвечу! На чистом и правильном русском языке, который был, есть и дальше будет!!!

        • Анонимно
          5.10.2020 19:35

          Ареал уменьшается,держится только обязаловкой.Вон в странах сэв обязаловку отменили,никто не хочет ущить по девять часов.

          • Анонимно
            6.10.2020 08:50

            в татарстане тоже отменили обязательные шесть часов татарского

          • Анонимно
            6.10.2020 09:26

            19:35
            По переписи 2010 года в Российской Федерации проживает 111 миллионов русских. Так что сужение ареала нам не грозит.

            Так же нас, как 111 миллионов русских, мало волнует, что в странах СЭВ перестали учить русский язык. Кому надо - и сейчас учат русский язык.

  • Анонимно
    5.10.2020 14:42

    Лицо у него хотя бы человечное - интеллигентное, доброе и приветливое.

    Лишь бы пытался насильно пихать всем татарский язык. Пусть его учат те, кто хочет - государство создало для этого все возможности.

    • Анонимно
      5.10.2020 19:36

      Вроде татарский язык не по его части, не думаю, что начнет насильно всех заставлять учить

  • Анонимно
    5.10.2020 14:47

    Помню его ректором ИРО , как нормального , грамотного и уравновешенного человека. Касательно новой должности,то впервые после Харисова,снове пришелт профессионал,до этого поработавший директором школы и руководителем отдела народного образования,а не трудоустроенные механизаторы с.х. как два предшественника.Один впрочем был нормальный управленец, звезд с неба не хватавший но и явных глупостей не делавший, а врт второй- упертый нацик, конфликтовавший со всеми и вся, и после очередного сканадала отправленный обратно в Актаныш работать по специальности. Хорошо,что наконец то возобладал разум и на эту должность не поставили рвашееся туда -"архивное сокровище", почти развалившая это ведомство, из-за полной некометентности и зашкаливающей абициозности. Полагаю,что Хадиуллин это министр "всерьез и надолго".

  • Анонимно
    5.10.2020 15:24

    Ильсур Гараевич несколько лет работал в Исполкоме Всемирного конгресса татар. Достаточно глубоко знает проблемы татарского образования и состояние татарского языка не только в РТ но и в РФ и странах ближнего зарубежья. Однако, он до сегодняшнего дня не знает, как концептуально решить данную, непростую проблему. Противоречия с Э. Фаттаховым у него возникли именно на этой основе.
    Проблемы возникшие при экс-министре , это проблемы не отдельно взятого человека, а всего татарского народа в целом и Ильсур Гараевичу придется учитывать эти обстоятельства в своей "новой" работе.

  • Анонимно
    5.10.2020 15:50

    С Хадиуллиным все ясно,тоже помню его еще по ИРО, вполне достоиный человек.Но до сих пор загадка,кто же впарил в минобразнауки скандального нацика Фаттахова, а еще более нелепую фигуру ,не имеющую представления об архивах поставил руководить ими,да еще судя по информации в БО, и не только, рвавшуюся осчастоливить собой минобрнауки РТ. Название многострадального министерства давно пора менять,и в РФ, сейчас вузами,наукой и школами руководят два разных органа. Наше же минобрнауки не имеет отношения ни к науке ни к вузам.

  • Анонимно
    5.10.2020 15:54

    Хорошо что профильные специалисты имеют наибольший приоритет.

  • Анонимно
    5.10.2020 17:33

    В послевоенной истории было более десятка министров, но самым эффективным и долгоиграющим стал Мирза Махмутов, пожалуй один из самых удачнх выдвиженцев Табеева,смело ставившего на такие посты молодежь ,направившего на эту должность рядового преподавателя КГУ никогда ничем не руководившего и никому родней или аульчанином не приходившегося. Такие вот странные случаи, нередко происходили в советскую эпоху.

    • Анонимно
      5.10.2020 19:07

      Поэтому так ненавидят советское прошлое баи 90-х мародерских годов, прихватизаторы и гайдарозаторы экономики.

  • Анонимно
    5.10.2020 17:39

    Да хоть кого назначат. Ничего не решают якобы министры. Все решается и решает Москва

  • Анонимно
    5.10.2020 19:37

    Удачи. Специалист на своем месте. Опыт в образование есть.

  • Анонимно
    5.10.2020 19:54

    Очень длинный текст, и только одна нетатарская фамилия. В РТ образованием руководят только татары? Но ведь Республика, кажется, много национальная?

    • Анонимно
      5.10.2020 22:01

      19:54
      Мне тоже кажется странным! На территории Татарстана проживает население 173 национальностей. Но как только начинаешь читать про чиновников, то идут сплошь татарские фамилии. Дискриминация, однако!

    • Анонимно
      5.10.2020 22:03

      19:54
      На территории Татарстана проживает население 173 национальностей. Но как только начинаешь читать про чиновников, идут сплошь татарские фамилии! Дискриминация, однако!

  • Анонимно
    5.10.2020 20:53

    Даешь Шмакова - 1-м замом. Пусть курирует новаторское направление. Это был бы сильный шаг уважаемого министра

    • Анонимно
      5.10.2020 22:04

      20:53
      Шмаков заставит ВСЕХ министров РТ писать ЭССЕ на заковыристые темы. Конечно же, их всех ждут "пижамные вечеринки". УЖСС!!!

  • Анонимно
    5.10.2020 21:03

    Унышлар!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль