Казанский «снегоуборочный комбайн» начал давать сбои — это видно по 10-балльным пробкам. За последние 15 лет площадь дорог выросла в 2 раза, количество автомобилей — в 3, а выстроенная система уборки улиц увязла в хроническом безденежье. Желающих работать за 34 тыс. рублей механизаторов все меньше: их переманивают на стройку М12, жилья и дорог. О том, как проблемы сферы благоустройства Казани обострил вал снега 2021 года, в интервью «БИЗНЕС Online» рассказал замруководителя исполкома Игорь Куляжев.
Игорь Куляжев: «Несколько лет зимы в Казани были довольно теплыми и малоснежными, но этот год с лихвой компенсировал осадки»
«Низкий уровень заработной платы»: почему казанские дороги чистят в одну смену вместо двух
— Игорь Владимирович, снег в этом году никак не отступает, а утренние и вечерние пробки в 8–10 баллов стали нормой для Казани. Почему в 2021-м дорожные службы так буксуют?
— Несколько лет зимы в городе были довольно теплыми и малоснежными, но этот год с лихвой компенсировал осадки. При январской норме в 33 миллиметра городские дороги приняли осадков почти в 2 раза больше — 60 миллиметров. В феврале вместо обычных 28 выпало 47 миллиметров осадков — в 1,6 раза выше нормы.
Но непреодолимым препятствием для дорожных служб стал не общий объем выпавших осадков, а залповые снегопады. Буквально за два дня января и февраля выпало две трети месячной нормы. Для города это явилось стихийным бедствием: дорожники не успевали к утру вывезти снег, поджатый ночью к обочинам дорог. Отсюда и пробки — крайняя полоса была занята снегом.
Техника есть — не хватает рабочих рук. После сильного снегопада на дороги должны выйти две полные смены. Но их нет — у муниципальных унитарных предприятий благоустройства на 93 процента укомплектована только первая смена. Вторая смена отсутствует. Поэтому это время 650 снегоуборочных машин фактически простаивает.
— Сколько человек нужно для нормативного содержания дорог?
— В дорожных службах работают 606 водителей-механизаторов. На весь город по нормативу нужно вдвое больше — 1,2 тысячи: уборочная техника должна работать минимум в две смены. Не лучше ситуация и с дорожными рабочими, которые вручную очищают от снега тротуары, остановки и подходы к ним, пешеходным переходам. Здесь из необходимых 1 450 человек на предприятиях трудятся почти в 3 раза меньше — 500 человек.
— Какова причина кадрового голода?
— Низкий уровень заработной платы. Средняя зарплата водителя-механизатора в сфере благоустройства столицы РТ при 8-часовом рабочем дне — 34 тысячи рублей «чистыми», дорожного рабочего еще меньше — 28,3 тысячи рублей. Между тем в дорожном и жилищном строительстве Казани водители зарабатывают больше 50 тысяч рублей, в пассажирских перевозках — 50−60 тысяч, на строительстве трассы М12 механизаторам предлагают 60 тысяч рублей. И это хорошо, крупные инфраструктурные проекты развивают экономику. Но в таких условиях муниципальные предприятия благоустройства не в состоянии конкурировать за кадры с другими работодателями города и региона. Чтобы удержать людей, МУПам необходимо поднять заработную плату водителей минимум до 50 тысяч рублей, зарплату дорожных рабочих — до 35 тысяч.
До развала Советского Союза в каждом районе города работали крупные предприятия, отвечающие за содержание дорог, бо́льшая их часть числилась на балансе промышленных предприятий. В 1990-е годы схема сломалась, вся ответственность за дороги легла на плечи администраций. Каждый район делил дороги на участки и разыгрывал на аукционах между десятками подрядчиков, имеющих в своем парке от двух до 25 единиц техники с износом под 90%. На уборке улиц работало до 50 подрядных организаций.
Снегопад 2010-го показал неработоспособность прежней системы управления. Коллапс длился первую декаду декабря — за 10 дней высыпало двухмесячную норму снега впервые с 1966 года. Казань завалило так, что на помощь позвали МЧС и военных.
С 2011-го в городе начали поэтапную модернизацию дорожного комплекса, которая 10 лет не давала серьезных сбоев. С того времени за содержание дорог отвечает четыре генподрядные организации (по количеству укрупненных районов – заказчиков работ по содержанию) с собственными производственными базами на обслуживаемой территории. Все они муниципальные унитарные предприятия: «Городское благоустройство», «Горводзеленхоз», «Городские мосты» и «Дорожное ремонтно-эксплуатационное управление Кировского района».
Подрядчики отвечают не только за круглогодичную уборку асфальта, но и за содержание озеленения (в том числе стрижку газона), ограждений безопасности, остановочных павильонов, деревьев вдоль дорог, тротуаров.
Новая схема учла интересы и малого бизнеса. Генподрядные организации обслуживают от 70 до 90% объемов контракта. Остальные работы (в основном на небольших, поселковых дорогах) отдают на субподряд малому бизнесу. Таковы и требования закона. Но к 2021 году субподрядчиков перестала интересовать уборка дорог по действующим тарифам и МУПы оказались не в состоянии закрыть дыру отказников — других желающих нет.
Благодаря реформе 2011-го за 9 лет в Казани закупили 170 единиц новой универсальной спецтехники, построили 7 снегоплавильных пунктов, для посыпки дорог первой категории стали использовать твердый реагент в довесок к песко-соляной смеси. Это позволило не только повысить безопасность, эффективность борьбы с гололедом, но и сократить расходы на очистку дорог в весенний период. С 2017 года в столице РТ используют двухфазный реагент с технологией смачивания (имеет все необходимые экологические заключения, действует до минус 25 градусов). В отличие от твердого он срабатывает сразу при попадании на дорогу, а не в течение 10–20 минут. Но в это время увеличивалось и количество машин на дорогах, вводились новые магистрали, асфальтировались дороги в поселках. Сейчас, спустя 7 лет, система требует донастройки.
— Мини-тракторы, техника малой механизации пока не могут полностью заменить ручной труд дорожных рабочих?
— Нет, к сожалению. Казань, особенно историческая часть, спроектирована и построена так, что сегодня уже нельзя сделать доступнее для механической уборки существующие тротуары. Приходится убирать снег вручную. Новые городские дороги проектируют с возможностью механической уборки тротуаров.
«В общей сложности в городе 22 миллиона квадратных метров, или 2 тысячи километров дорог. На их уборку ежегодно выделяют 1,3 миллиарда рублей, из которых 847,9 миллиона рублей расходуют зимой»
В год на казанские дороги тратят 1,3 млрд рублей. За пять лет расходы выросли на 9%, а цена только дизтоплива — на 40%!
— Сколько денег сегодня выделяют на содержание городских дорог?
— В год совокупная стоимость уборки одного квадратного метра всех казанских дорог составляет 61,9 рубля. Содержание «квадрата» дороги первой категории стоит 37 копеек, второй — 18, третьей — 11. Так, за 11 копеек дорожные службы Казани в период зимнего содержания могут выехать на уборку поселковых дорог от снега до пяти раз. А нужно в 30 раз чаще. Поэтому люди высказывают претензии, в этом году жители нас завалили жалобами, но финансовых возможностей увеличить кратность уборки нет.
В общей сложности в городе 22 миллиона квадратных метров, или 2 тысячи километров дорог. На их уборку ежегодно выделяют 1,3 миллиарда рублей, из которых 847,9 миллиона рублей расходуют зимой. Эта сумма несравнимо ниже цены содержания федеральных дорог, на которых выполняют две операции: отвал снега на обочину и посыпка песко-соляной смесью. В Казани 6 этапов очистки, не считая уборки остановок и тротуаров:
- обработка противогололедным материалом;
- разметание снежной крошки плужно-щеточными механизмами;
- формирование снежных валов грейдерами;
- погрузка снега;
- вывоз снега на снегоплавильные станции или разрешенные минэкологии РТ пункты временного складирования снега;
- плавка снега на снегоплавилках или трамбовка на снегоприемных пунктах.
— Как изменился тариф за последние пять лет?
— С 2014 по 2020 год расходы на содержание городских дорог выросли на 9 процентов, а стоимость дизельного топлива — на 40 процентов, средняя зарплата механизаторов — на 36 процентов. Растут и темпы дорожного строительства. В 2005-м в городе было 12 миллионов квадратных метров дорог, а сегодня — 22 миллиона! Почти двукратный рост! С 2005 года число автомобилей в Казани выросло в 3 раза: со 150 тысяч до 450 тысяч. Повысилась интенсивность движения, поэтому днем уборочная техника вынуждена убираться в небольшой промежуток времени. Основные работы выполняются с 22:00, и постоянно приходится объезжать уже припаркованные вдоль обочин машины. Налицо дисбаланс тарифа с ростом протяженности дорог, количеством машин, стоимостью дизельного топлива, энергоресурсов, затрат на зарплату.
— Помнится, в 2018 году город поднял на 30 процентов тариф на содержание гостевых, туристических маршрутов, чтобы подрядные организации могли за эти деньги нанять большее количество дорожных рабочих…
— Да, тариф подняли, но денег для обеспечения данного тарифа в полном объеме нет, поэтому рабочих все равно недостаточно.
— Снегопады 2021 года обострили и проблему утилизации снега, минэкологии Татарстана согласовало городу 16 мест временного складирования снега…
— Пока в Казани работает 7 снегоплавильных пунктов, последний при поддержке правительства РТ открыли в 2021-м. Их производительность — 7,8 тысячи тонн в сутки, а за двое суток января только на дороги первой категории выпало 240 тысяч тонн снега, которые нужно вывезти за четыре дня (по 59 тысяч тонн в сутки). В таких условиях город вынужден открывать места временного складирования снега с учетом ограничений водоохранных зон и плотной городской застройки. Так что высокие темпы жилищного строительства в перспективе лишат столицу РТ и этих пунктов. Единственный выход — развивать сеть снегоплавильных станций. По расчетам комитета, городу необходимо еще не менее пяти снегоплавильных пунктов — с их помощью Казань справится с нормальными зимами без аномальных осадков.
Да, пункты временного складирования снега вызывают серьезные и обоснованные нарекания жителей ближайших домов, но без таких пунктов город в аномально снежные зимы обойтись не сможет. В прошлом году, например, весь снег утилизировали на снегоплавильных пунктах.
Казань на пятом месте в ПФО по содержанию дорог. До норматива нужен 1 миллиард
— Как столица РТ выглядит на фоне других городов-миллионников Приволжского федерального округа в борьбе со снежной стихией?
— Казань на первом месте по площади дорог среди пяти городов-миллионников ПФО и на пятом месте — по стоимости их уборки. На первом месте Самара: там за уборку квадратного метра подрядчикам платят 149 рублей в год, общий бюджет — 1,1 миллиарда рублей. На втором месте Нижний Новгород со 109 рублями за квадратный метр, замыкает тройку Уфа. В столице Башкортостана на дороги площадью 19,2 миллиона квадратных метров тратят 1,4 миллиарда рублей, или 78 рублей на квадратный метр. На четвертом месте Пермь — там в год на 19,3 миллиона квадратных метров дорог расходуют по 71 рублю.
Нужен еще миллиард рублей. Данная сумма позволит увеличить ежемесячную зарплату водителям до 50 тысяч рублей, а дорожным рабочим — до 35 тысяч. На 90 процентов можно обеспечить двухсменную уборку дорог. Стоимость уборки квадратного метра дорог в Казани вырастет до 108,2 рубля в год.
— Насколько жесткий норматив уборки?
— Чем больше снега выпадает, тем больше времени дается на его вывоз. Если снега выпало до 6 сантиметров, то его нужно убрать за 2–3 суток; если более 10 сантиметров — в течение четырех. Водителей и грейдеристов не прибавилось, время работы увеличилось, поэтому бывает такое, что люди уже едут на работу, а последние КДМ только завершают разметать снег. Это ненормально, такого не должно быть по регламенту.
— Читатели, наоборот, часто пишут в комментариях: мол, во время поездки на работу не увидели ни одной уборочной машины, а дорожники Казани проспали очередной снегопад. Почему утром уборочные машины не должны работать?
— Потому что вереница тихоходной снегоуборочной техники парализует и без того напряженное движение в утренний и вечерний час пик. Техника выходит после 10 часов, когда прошел основной поток машин.
А на вопросы горожан о том, где во время снегопада находятся коммунальные машины, в перспективе ответит цифровая карта уборки и содержания дорог — мы как раз занимаемся ее разработкой. Сервис позволит сначала заказчикам работ (администрациям районов, комитету), а затем и горожанам в онлайн-режиме видеть количество коммунальных машин на улицах, оценить качество уборки, а в случае потребности и обосновать необходимость увеличения расходов на уборку города.
«Если отрасль благоустройства города получит поддержку на 500 миллионов рублей, то МУПы удержат кадры и обеспечат полноценную работу первой смены в 700 человек»
Сценарий «все останется как есть»: механизаторы разбегутся и любой серьезный снег вновь вызовет «снежные пробки»
— Какими могут быть источники финансирования для нормативного обслуживания дорог?
— Содержание дорог — это муниципальные полномочия, которые оплачивает бюджет.
— Вы говорите, что нужен миллиард. А если меньше? Допустим, наполовину?
— Если отрасль благоустройства города получит поддержку на 500 миллионов рублей, то МУПы удержат кадры и обеспечат полноценную работу первой смены в 700 человек. Но не стоит рассчитывать на двухсменную работу или на развитие предприятий. Полмиллиарда — большие деньги, но данная сумма не гарантирует нормативной чистоты дорог после аномальных снегопадов и не избавит город от снежных пробок.
— Президент РТ Рустам Минниханов на сессии Казгордумы обещал помочь городу вливаниями из бюджета РТ, с ремонтом старой и закупкой новой техники…
— Правительство Татарстана и сейчас поддерживает содержание дорог Казани бюджетными вливаниями: с 2011 года для города закупили 170 единиц универсальной спецтехники со сменными насадками для зимы и лета. Это много, но из-за круглогодичной работы технику нужно менять или капитально ремонтировать раз в 7 лет. Сегодня общий износ спецтехники приблизился к 48 процентам. Насколько я знаю, в правительстве республики детально прорабатывают озвученные президентом предложения.
— Что будет, если ничего не предпринять?
— Ситуация начала 2021 года усугубится. Желающих и дальше работать за 34 тысячи рублей водителей-механизаторов и дорожных рабочих за 28,3 тысячи все меньше. Люди уйдут — подрядные организации не удержат их, поэтому в «калашном ряду» встанет половина автопарка первой смены. И собрать их потом не получится: например, на рынке не так много квалифицированных механизаторов грейдеров, которые поджимают и формируют снежные валы. Их днем с огнем не сыскать!
Пока текущее финансирование позволяет подрядчикам работать в режиме теплых зим — в одну неполную смену, но не больше. И даже после залповых снегопадов город будет чистым, убранным, но не сразу, не по нормативу. Система не готова к форс-мажорам.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 711