«В Татарстане финансируют все, кроме кино!» — говорили участники круглого стола, проходившего на этой неделе в Госсовете РТ, параллельно поругивая архаичную систему «Татаркино», забирающую себе для татарстанского проката любой местный фильм с государственными участием в финансировании. Основная идея союза кинематографистов — создание республиканского фонда кино, которое бы возглавил один из высокопоставленных чиновников. На другой встрече, уже в КазГИКе, федеральные эксперты давали советы по продвижению региональных фильмов. Оба мероприятия посетили корреспонденты «БИЗНЕС Online».
Судьба кино в республике впервые за долгое время публично обсуждалась на высоком уровне — в Госсовете РТ прошел круглый стол на соответствующую тему
«У нас одна фраза у людей: «Здесь ловить нечего»
Судьба многострадального татарстанского кинематографа на минувшей неделе была главной темой сразу двух представительных мероприятий.
Так, судьба кино в республике впервые за долгое время публично обсуждалась на высоком уровне — в Госсовете РТ прошел круглый стол на соответствующую тему. Благо в комитете Госсовета по культуре теперь есть народный артист РТ Рамиль Тухватуллин, который сам в свое время снял три фильма и о проблемах отрасли знает не понаслышке. Вместе с председателем комитета Айратом Зариповым он собрал главных игроков отрасли, чтобы обозначить все проблемные точки и подготовить обращение к исполнительной власти.
Зарипов сразу передал извинения от министра культуры РТ Ирады Аюповой, которая не смогла принять участие, поскольку получила от руководства республики поручение сопровождать некоего московского гостя. Позже выяснилось, что речь о Елене Ямпольской — главе комитета Госдумы по культуре, избранной по татарстанскому списку «Единой России».
Миляуша Айтуганова предложила законодательно предусмотреть определенный процент и для региональных фильмов
Первой выступила директор «Татаркино» Миляуша Айтуганова. Среди обозначенных спикером проблем отрасли: отсутствие инфраструктуры и системности в финансировании кинопроектов, несовершенство законодательной базы в поддержке регионального кинематографа, разобщенность деятельности республиканских кинематографистов. Среди решений директор предложила совершенствовать механизм поддержки национальных фильмов, а депутатам — обратиться с законодательной инициативой в Госдуму РФ: согласно контрактам между фондом кино и кинотеатрами, они должны прокатывать 50% отечественных и 50% иностранных фильмов, но в отечественных никак не подразумевается продукция региональных кинематографистов. Айтуганова предложила законодательно предусмотреть определенный процент и для региональных фильмов.
Не открывая прений, Зарипов передал слово для доклада председателю союза кинематографистов Татарстана Ильдару Ягафарову. По словам режиссера, основная проблема Татарстана — отсутствие системного подхода к производству собственных фильмов. В этой ситуации не может быть реализован даже один их предложенных Айтугановой вариантов по совместному производству фильмов с иностранными или российскими компаниями. «Мы со всеми другими партнерами будем разговаривать на уровне второго человека. Даже если будет совместный проект, мы будем с протянутой рукой», — считает Ягафаров.
А чтобы не ходить с протянутой рукой, в Татарстане нужно создать фонд кино. Это будет независимая организация, учрежденная правительством РТ и равноудаленная от самих режиссеров и продюсеров. Ягафаров даже назвал оптимальные с точки зрения союза кинематографистов РТ кандидатуры для руководства фондом: вице-премьер РТ Лейла Фазлеева, заместитель председателя Госсовета Татарстана Марат Ахметов или руководитель аппарата президента республики Асгат Сафаров. «Если он не появляется, то все останется хаотично: у нас каждый пишет президенту, министру, депутатам, и все стараются как угодно попасть, чтобы получить финансирование. А ворота должны быть одни», — подчеркнул режиссер.
Ильдар Ягафаров отметил, что бюджет на кинематограф должен составлять уже 200–250 млн рублей в год, иначе у Татарстана и в XXI веке не будет своего кинематографа
Фонд должен выделять на игровое кино порядка 120 млн в год, на которые татарстанские режиссеры смогут снимать 3–4 картины, полагает Ягафаров. Иначе не удастся разорвать порочный круг татарстанского кино: кинематограф не развивается, потому что нет финансирования, а финансирование не дается, поскольку вроде как и давать деньги некому. А раз некому, то все способные уезжают в Москву. «У нас одна фраза у людей: „Здесь ловить нечего“. И все они в Москве. Не потому, что они очень талантливые, а потому, что здесь для них вообще нет никакой работы», — резюмировал режиссер.
Ягафаров также отметил отсутствие нормальной политики в подготовке кадров, которых нужно обучать в признанных заведениях России и зарубежья. «Когда я учился во ВГИКе, у нас была башкирская группа в 30 человек. Я еще раз повторюсь: почему якутское, башкирское кино поднимается — потому что фундамент был заложен тогда. Якутское кино представляли 100 человек во ВГИКе. Почему они сейчас поднимаются? Потому что вот эти дрожжи поднялись», — отметил председатель союза кинематографистов.
«Татаркино» Ягафаров назвал атавизмом времен СССР, который не дает создателям картины зарабатывать на ее прокате, потому что лишает их исключительных прав.
К концу доклада аппетиты шефа союза кинематографистов РТ несколько увеличились: теперь бюджет на кинематограф должен составлять уже 200–250 млн рублей в год, иначе у Татарстана и в XXI веке не будет своего кинематографа.
Алексей Барыкин поддержал идею Айтугановой о создании кинокластера, но с той оговоркой, что это все же «обслуга» чужих проектов, а не способ создания татарстанского кино
«Продюсеры лишаются возможности продвижения своих фильмов, а все права передаются «Татаркино»
Режиссер и продюсер Алексей Барыкин поддержал идею Айтугановой о создании кинокластера, но с той оговоркой, что это все же «обслуга» чужих проектов, а не способ создания татарстанского кино.
Именно прокат — самое узкое место татарстанского кинематографа, считает Барыкин. Режиссер озвучил конкретные цифры по сборам десятка татарских фильмов, их которых ни один не собрал в прокате даже полмиллиона рублей. Единственное исключение — «Кире» (выручка — 509 тыс. рублей), но это, как отметил Барыкин, русскоязычное кино. Другой пример — его собственный фильм «Водяная» (2,6 млн рублей), но это тоже русскоязычный фильм, еще и с федеральным прокатом. «Продюсер отвечает за финансирование, создание и и продвижение фильмов. Так это работает везде, кроме Татарстана, — посетовал продюсер. — Потому что у нас все продюсеры лишаются возможности продвижения своих фильмов, а все права передаются „Татаркино“».
По словам Барыкина, когда режиссер получает от республики деньги на съемку, ему сразу дают понять, что прокат «не его забота». Отдав прокат на откуп «Татаркино», продюсер вынужден зарабатывать на создании фильма, то есть снимать быстрее и проще. Барыкин подчеркнул, что «Татаркино» абсолютно не препятствует создателю продвигать свои фильмы самостоятельно, но без исключительных прав договориться с дистрибьюторами невозможно.
«Я считаю, „Татаркино“ делает по факту максимум, что может сделать, но оно не может добиться больших результатов по прокату, которых мы ожидаем», — сказал режиссер. «Татаркино» — это не коммерческий дистрибьютор, а по сути государственная система проката с социальными функциями. Если же у режиссеров будут исключительные права, то они смогу отдавать свои фильмы профессиональным дистрибьюторам, если сумеют их заинтересовать.
При этом Барыкин особо отметил, что низкие сборы татарстанского кино не связаны с качеством фильмов. «Сколько собирает Башкортостан, сколько Якутия? Берите наши цифры и умножайте на 10. У нас 300 тысяч — у них 3 миллиона, у нас 500 тысяч — у них 5 миллионов. Значит, что-то в самой системе не то», — сказал автор «Водяной».
«До сегодняшнего дня было рано говорить о создании фонда кино, но сейчас уже есть кадры и опыт. А сейчас в нашем кинематографе существует нездоровая атмосфера, потому что каждый хочет идти своим путем, возникают недомолвки, какие-то подозрения, что кто-то где-то урвал или кто-то с кем-то договорился. С созданием фонда кино обстановка станет здоровой и все окажутся в равном положении», — согласился с основной идеей драматург и сценарист Мансур Гилязов.
Продюсер и режиссер Ильшат Рахимбай добавил, что невысокое качество фильмов не должно отпугивать от поддержки отрасли, потому что без достаточного количества не может образоваться качество: фильмов должно быть много, и они должны быть разными. Нельзя на пустом месте выделить деньги на один фильм и ждать, что он получится шедевром.
Рамиль Тухватуллин пообещал подготовить официальное письмо исполнительной власти и добавил, что надо работать и над привлечением в кино частных спонсоров. Правда, у него самого это не вышло: он привлекал к своим фильмам самых богатых людей «с татарскими фамилиями», но «ни один не дал ни копейки»
«Уберите финансирование от Сладковского, уберите финансирование от театра имени Камала — у них тоже ничего не будет»
Озвученные кинематографистами небольшие цифры, выделяемые республикой на кинематограф, не соответствуют действительности, отметила начальник управления культуры и развития языков народов РТ аппарата кабмина Ляйсан Низамова и перечислила: в 2019 году было выделено 77 млн, в 2020-м — 54 млн, в 2021-м — 57, в 2022-м будет 60 миллионов. Кроме того, идет финансирование кинематографа по программе сохранения государственной идентичности татарского народа, ежегодно выделяются деньги на международный фестиваль мусульманского кино. «Предложение — убрать разобщенность наших организаций кинематографии, объединиться и делать работу», — заключила Низамова, добавив, что поддерживает создание фонда, но отметила, что в нем будут все те же самые люди, поэтому ничто не мешает объединяться прямо сейчас. Впрочем, присутствовавшие на встрече режиссеры и продюсеры отметили, что они не видят этих средств, которые, очевидно, тратятся на все что угодно, только не на производство игровых или документальных картин.
Суждения, что татарстанское кино никем не востребовано, не имеют оснований, заявил продюсер Марат Ахметшин. В пример он привел свой фильм «Мулла», который только на YouTube-канале самого продюсера набрал 177 тыс. просмотров. «Для сравнения: театр имени Камала в год посещают в около 140 тысяч человек», — отметил продюсер. Но при этом театр в Татарстане исправно финансируется, как и балет, отсюда и успехи. «Уберите финансирование от Сладковского, уберите финансирование от театра имени Камала — у них тоже ничего не будет», — заключил он. А достойное финансирование, напротив, позволит татарстанскому кинематографу занять свое место в ряду уже признанных отраслей татарской культуры. «В Татарстане финансируют все, кроме кино!» — в сердцах заключил Ахметшин.
В завершение круглого стола Тухватуллин поблагодарил участников за то, что они пришли к консенсусу насчет создания регионального фонда кино, пообещав подготовить официальное письмо исполнительной власти и добавив, что надо работать и над привлечением в кино частных спонсоров. Правда, у него самого это не вышло: привлекал к своим фильмам самых богатых людей «с татарскими фамилиями», но «ни один не дал ни копейки».
В КазГИКе прошла дискуссионная площадка о судьбе кинорибейтов в России, перспективах попадания региональных фильмов в федеральные сети кинотеатров, а также в целом о том, как сделать кино из провинции более популярным
«Татарстан — очень привлекательная территория, но он будет проигрывать…»
Двумя днями ранее эту же тему (но несколько в ином разрезе) обсуждали в КазГИКе. По инициативе режиссера самого кассового татарстанского фильма «Водяная» Барыкина, преподающего здесь на кафедре режиссуры кино и телевидения, здесь прошла дискуссионная площадка «Перспективы сотрудничества региональных кинематографистов с федеральными кинокомпаниями и онлайн-платформами». Речь шла о судьбе кинорибейтов в России, перспективах попадания региональных фильмов в федеральные сети кинотеатров, а также в целом о том, как сделать кино из провинции более популярным.
Самым именитым участником онлайн-встречи был Сергей Сельянов — руководитель кинокомпании «СТВ», продюсер Алексея Балабанова, активно работающий с регионами на предмет рибейтов, подписывая соответствующие договоры с губернаторами. «Надо, чтобы регион этого хотел, — сказал Сельянов, напомнив, что в Татарстане нет ни рибейтов, ни кинокомиссий, которые должны регулировать соответствующий вопрос. — Ведь идеология рибейтов в чем заключается во всем мире? Не только в том, что снимать становится как будто дешевле, поскольку возвращается часть затрат… А это знак для кинематографистов, как наших, так и зарубежных… „Рибейты для нас означают, что нас хотят, нас ждут, нас, не побоюсь этого слова, любят“, — как сказал мне один французский продюсер. Что это будет не просто дешевле, а нам помогут организационно, посодействуют в решении каких-то проблем, которые не связаны с деньгами».
Сергей Сельянов: «Идеология рибейтов в чем заключается во всем мире? Не только в том, что снимать становится как будто дешевле, поскольку возвращается часть затрат. <…> А нам помогут организационно, посодействуют в решении каких-то проблем, которые не связаны с деньгами»
Одновременно знаменитый продюсер уверен: хотя рибейт — это сервисное обслуживание, на его основе должны возрастать и творческие силы в регионе, ведь, приходя в область или республику, федеральные кинокомпании часть персонала, работающего на фильме или сериале, должны набирать на месте.
«Если у региона горят глаза, чтобы развивать у себя креативные индустрии, поднимать их в своем рейтинге делового продукта как можно выше, если региону это нужно, то туда поедут. Если нет, то, собственно говоря, снимут в другом месте», — говорит Сельянов. При этом субъект федерации может пойти и другим путем, ведь, к примеру, Якутия за короткий срок сумела создать собственный кинематограф. «Региону нужно либо развивать собственную кинематографию и не обращаться ни к каким питерским и московским людям... но это тоже путь, который требует поддержки местной власти. Кино — дело дорогое, даже если оно региональное», — сообщил продюсер «Брата» и «Брата-2».
«Татарстан — очень привлекательная территория, но он будет проигрывать для кинематографистов Калининграду, который лидер сегодня среди регионов, а также Великому Новгороду и еще 2–3 регионам, которые сделали ставку на развитие креативных индустрий, в частности кино», — резюмировал Сельянов.
Впрочем, отнюдь не все участники «топили» за рибейты. Зато Олег Березин, глава ассоциации владельцев кинотеатров РФ, также озвучил ягафаровскую идею о создании региональных фондов кино. Пока же на встрече было заявлено, что при союзе кинематографистов России будет создан специальный фонд, который будет помогать региональному кино. Впрочем, здесь пока конкретики не так много. Кстати, в КазГИКе Березин и Ягафаров заочно поспорили относительно причин того, что татарское кино практически не может попасть в федеральные сети кинотеатров. Впрочем, спор не вышел слишком содержательным — глава союза кинематографистов РТ напирал на то, что в России живут миллионы татар, а шеф ассоциации владельцев кинотеатров отвечал в том духе, что надо снимать интересные картины.
Сергей Анашкин: «Самоидентификация татарского этноса на экране не завершена. Может быть, когда в татарском кино возникнет какой-то консенсус, возможно, оно и будет более успешным за пределами региона»
«Самоидентификация татарского этноса на экране не завершена»
Директор прокатной компании «Кинологистика» Анатолий Сергеев, работавший с «Водяной» (оказывается, фильм Барыкина попал в прокат даже во Вьетнаме), поделился своими соображениями насчет того, как сделать интересным всей стране региональное кино.
«Самый простой путь к российскому кинотеатру — это универсальность. Если можно снять фильм по каким-то произведениям, которые входят в школьную программу, то это вообще прекрасная история, — уверен Сергеев. — Если связано с классикой, то тоже можно выстраивать на этом стратегию как минимум и взаимодействовать со школами и так далее. Это как маленькая подсказка».
Многие, снимающие кино в регионах, делают фильмы, ориентированные на собственных зрителей, констатирует директор «Кинологистики»: «По большинству якутских фильмов можно сказать, что они сняты для регионального, собственного зрителя, часто это фильмы на якутском языке, которые при переводе на русский могут потерять часть своего очарования. Есть и очень удачные кейсы: из последнего это фильм „Пугало“, который, мне кажется, стал самым успешным в истории кинематографа последних 10 лет в плане его происхождения и фестивальной судьбы: он получил несколько призов „Кинотавр“, что очень здорово повлияло на его судьбу».
А кинокритик Сергей Анашкин, едва ли не главный спец по региональному кино в стране, высказал довольно любопытную мысль относительно татарстанского кино. «Самоидентификация татарского этноса на экране не завершена. То есть кто мы? В фильме „Мулла“ основная ставка сделана на религию, мы прежде всего мусульмане. Ильдар Ягафаров в „Исәнмесез“ делает ставку на кровь и семью. Да, у нас может быть зять крещеный татарин, но мы все один народ, одна семья. Может быть, когда в татарском кино возникнет какой-то консенсус, возможно, оно и будет более успешным за пределами региона», — сказал Анашкин.
При этом он добавил, что само понятие «региональный кинематограф» довольно разнородное и может иметь три трактовки. Во-первых, это фильмы, сделанные кинематографистами не из Москвы и Санкт-Петербурга, но рассчитанные на всех российских зрителей. Анашкин привел в пример ту же «Водяную» Барыкина, где «татарскость передается через не давящие на зрителя элементы этничности». Во-вторых, это этническое кино, сделанное обычно на национальном языке и именно для местной публики: «То, что интересно в Якутии, может быть неинтересно в Татарстане». В-третьих, это авторское кино. Уже легендарная мастерская Александра Сокурова в Нальчике выпустила нескольких режиссеров, начинающих серьезную международную карьеру, но «фильмы есть, а кабардинского кино нет». Потому что для Сокурова важно авторское высказывание, подразумевающее экстерриториальность режиссерских замыслов.
Продюсер проекта «Кино за 7 дней», владелец кинотеатра в Иннополисе Станислав Ершов сетовал на «дегенеративную систему кинопоказа» в России, когда мы в разы уступаем по числу кинотеатров тем же Штатам. «Тем не менее какие-то стратегические вещи закладывать надо, — продолжил он. — Копродукция — это единственный способ что-то сейчас позитивно менять. Объясняется это очень простым подходом, смотрите: если у нас рынок маленький, то нужно каким-то образом вылезать на внешние рынки. Чтобы вылезать на внешние рынки, нужен партнер с этого рынка, куда мы хотим зайти, будь то европейский рынок или американский, любой. Понятно, что самостоятельно туда залезть с собственным продуктом, тем более региональным из России, будет крайне сложно. Поэтому поиск каких-то проектов, связанных с копродакшеном, безусловно позитивно влияет: а) с точки зрения финансирования, б) с точки зрения дистрибьюции, в) — или я бы даже назвал это „а“ — некая культура кинопроизводства, она должна в полной мере из других индустрий и стран транспонироваться и проявляться здесь, например в Казани, Башкортостане, Якутии или где-то еще. Вот это глобальные условия, с моей точки зрения, которые нужно соблюсти и которые позволят ситуацию переламывать». Но, добавил спикер, это перспективы не на год-два, а на добрый десяток лет.
«Если же об этом не думать, тогда вообще говорить не о чем, тогда мы будем постоянно находиться в этой ситуации реанимации и как манны небесной ждать очередной раздачи слонов в виде федеральных грантов на производство и так далее, а лучшими продюсерами у нас будут те, кто может наиболее близко подойти к этой системе распределения и как-то влиять на нее и получать деньги на свои проекты, а не на те проекты, которые реально собирают и возвращают деньги», — резюмировал Ершов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 534