Машиностроение 
7.06.2012

Сергей Когогин: «В воздухе пахнет грозой…»

РљРђРњРђР—1.jpg
ОАО «КАМАЗ» готовится к кризису: оптимизирует расходы и сокращает персонал

«БЕЛЫХ ВОРОТНИЧКОВ СТАНЕТ МЕНЬШЕ НА ТРЕТЬ»

О том, что автогигант готовится к сокращениям перед кризисом и вступлением России в ВТО заговорили несколько недель назад. Сегодня стали известны более-менее конкретные контуры планируемого сокращения персонала в ОАО «КАМАЗ». Так, челнинская «Полезная газета» опубликовала проект приказа-постановления «Об оптимизации численности персонала в группе организаций ОАО «КАМАЗ». Как сказано в подготовленном документе, изменения связаны с совершенствованием системы управления и исполнением программы стратегического развития ОАО «КАМАЗ» до 2020 года. Для эффективного управления трудовыми ресурсами предлагается установить нормативную численность персонала. Оптимизировать будут РСиС (руководителей, специалистов и служащих) на 30 %, а численность вспомогательных рабочих сократится на 5%. Мастеров основного и вспомогательного производства при оптимизации учитывать не будут. Срок исполнения – 15 июня.

Тем же РСиС и вспомогательным рабочим снизят и зарплату (на 30% и 5% соответственно). Снижение зарплаты планируется и на дочерних и зависимых организациях КАМАЗа.

«ВЫ НАС КРИТИКОВАЛИ, НАШЕ РУКОВОДСТВО ТОЖЕ НЕ СИДЕЛО СЛОЖА РУКИ»

Олег Афанасьев - директор департамента по связям с общественностью ОАО «КАМАЗ», признал подлинность документа, но отметил, что это «не приказ, а проект приказа». Пока он не подписан и находится на согласовании. С документом должны ознакомиться юридические, финансовые службы компании, управления персоналом, профсоюзы.

Поэтому и указанные в проекте приказа цифры, по его словам, могут кардинально измениться. Причем, скорее всего, в меньшую сторону («в большую вряд ли»). Связано это с тем, что совет директоров компании утвердил программу по повышению эффективности деятельности бизнеса, в соответствии с которой за два года 2012 - 2013 КАМАЗ должен сократить расходы на 16,5 млрд. рублей. В рамках этой программы и планируется сокращение управленческих расходов, поэтому и появился проект приказа. Связано ли это со вступлением России в ВТО и возможной потерей доли рынка автогиганта в результате импорта?

- Это решение было принято еще в прошлом году. Когда в прошлом году СМИ, вы, «БИЗНЕС Online», критиковали нас за то, что у нас растут управленческие расходы, наше руководство не сидело сложа руки. Оно точно так же видело наши проблемы. Благодаря тому, что эти проблемы осознали, и было принято решение, что нужно повысить эффективность деятельности компании, значительно сократить расходы. Программа после этого долго разрабатывалась, ее невозможно придумать за один день. Благодаря программе, которая практически уже действует, мы уже получили существенную прибыль по итогам квартала, - заявил Афанасьев корреспонденту «БИЗНЕС Online».

На вопрос, может ли сокращение персонала на КАМАЗе вызвать в Набережных Челнах, являющихся моногородом, социальный взрыв, Афанасьев заметил:

- Простой арифметический подсчет. Приказ касается управленцев. Управленцев на КАМАЗе - 20 процентов. От этих 20 сократят – возьмем по максимуму – 30 процентов. То есть, 6,5 - 7 процентов от общего числа работающих. Людей же у станков, на конвейере мы сокращать вообще не планируем! У нас нехватка рабочих рук! И прием рабочих у нас открыт!

Отметим, что согласно последнего отчета ОАО «КАМАЗ» за первый квартал 2012 года, в компании работает 42 847 человек. Несложно подсчитать, что речь идет примерно о трех тысячах человек, которые, по всей видимости, потеряют работу.

СТРУКТУРУ УПРАВЛЕНИЯ «СОЖМУТ» СО 160 ДО 28 ЮРЛИЦ

Топ-менеджмент КАМАЗа, собственно, не скрывает планируемых сокращений. О планах по снижению численности персонала заявил и сам гендиректор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин в опубликованном сегодня интервью корпоративной газете «Вести КАМАЗа», отметив, что компания не объявляет административного сокращения персонала, а идет «по пути реорганизации через улучшение процессов». «Сократить расходы, оптимизировать их на 16 миллиардов 485 миллионов рублей – таково плановое задание на 2012 - 2013 годы. Много? Да. Достижимо? Тоже – да. Сжатие управленческого аппарата, уход от непрофильных функций, упрощение структуры управления и сокращение количества юридических лиц со 160 (столько сейчас входит в группу «КАМАЗ», и персонал в некоторых из них порой затрудняется с ответом на вопрос – чем же они занимаются) до 28 – это необходимые меры. Других способов повысить фондоотдачу не существует», - объяснил глава компании.

Пресстур-на-КАМАЗ-2010-183.jpg
Сергей Когогин: «Мы будем готовы к кризису не так, как в конце 2008 года: тогда была просто катастрофа, 7 тысяч машин на складе, полное падение продаж!»

По его словам, будет тщательно проанализирована работа всех подразделений, проведён хронометраж. Выявлено, «кто загружен на 100 %, а кто, может быть, на 20, какова отдача каждого». Будет проводиться объединение функций.

«В ВОЗДУХЕ ПАХНЕТ ГРОЗОЙ»

Глава автогиганта в интервью пожаловался на то, что «уже в который раз в наш адрес звучат упрёки – якобы мы

kamaz_prikaz-1-small.jpg

снова делаем «что-то не то», а между тем, по его словам, КАМАЗ - едва ли не единственная в стране компания, которая много лет шаг за шагом проводит осознанную политику. Когогин считает, что разработанная и одобренная советом директоров компании «Программа повышения эффективности бизнеса», которая охватывает все аспекты нашей деятельности и обозначенные в нём критерии и цифры «не являются чем-то из ряда вон выходящим: всё происходит в рамках принятой ранее Стратегии развития компании до 2020 года».

Когогин также заявил, что «в период кризисных явлений не принято думать об инвестициях – как бы сохранить то, что есть»: «Опыт КАМАЗа показывает: в такие годы наша отрасль страдает первой и наиболее серьёзно. Поэтому мы решили сейчас чуть притормозить. Нам нужно успеть раньше. Если в ближайшие месяцы на рынке что-то произойдёт, мы будем готовы к кризису не так, как в конце 2008 года: тогда была просто катастрофа, 7 тысяч машин на складе, полное падение продаж!»

По словам главы компании, у него есть свои реперные точки, чтобы отслеживать ситуацию на рынке. С его точки зрения, «в воздухе пахнет грозой», хотя на рынке и сохраняется стабильная ситуация на протяжении 7 - 8 месяцев. Когогин обратил внимание на долговые проблемы, накопившиеся в Европе, США, «простого решения которых не существует»: «Если займы уже превышают размеры ВВП, нарыв должен быть прорван. Пока много разговоров, но действенного рецепта или программы, что позволила бы выйти из этих кризисных явлений, никто не предложил.

kamaz_prikaz_2_small.jpg
kamaz_prikaz_3_small.jpg
А Ваша компания (предприятие или организация) готовится к новой волне кризиса? (07.06.12-08.06.12)
7%Нет, это все пугалки, никакого кризиса не будет
12%Живем по принципу, пока гром не грянет…
5%Да, у нас тоже идет оптимизация
10%С 2008 года живем в ожидании худшего сценария, ничего лишнего себе не позволяем
66%У нас в стране уже 25 лет кризис, к чему готовиться?
Ваш голос учтен
Предприятия: КАМАЗ
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (11) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    7.06.2012 18:21

    Ожидание кризиса перешло уже в манию. Все, и аналитики, и футурологи, и политики, и шаманы увлечены предсказанием ужасов надвигающегося апокалипсиса. Все ВДРУГ узрели у себя такие возможности. Что интересно, ни в 1998 г., ни в 2008 г. звука даже не подавали. Смешно вспоминать, но помню как уже в сентябре 2008 г. эти горе-аналитики по ТВ проповедовали дальнейшее снижение курса доллара и привлечение новых миллиардных инвестиций в Россию. Постепенно все пришли в себя, и решили, как по классике: если не можешь побороть этот кризис - то тогда возглавь летящий ужас этого кризиса. И все бросились возглавлять. Забыв народную мудрость- "Копец приходит незаметно!"

  • Анонимно
    7.06.2012 18:41

    то ли еще будет со вступлением россии в вто. это вам не ооо содержать в три человека. жаль когогина и его коллектив

  • Анонимно
    7.06.2012 19:06

    Очередной повод богатым стать еще богаче. Маразм какой то!

  • Анонимно
    7.06.2012 19:14

    Это называется побаловались и хватит. Репутация подмочена перед инвесторами, а они этого не любят.

  • Анонимно
    7.06.2012 19:53

    Не удалось Когогину в министры выйти, теперь до конца на КАМАЗе!Кстати, причем здесь предсказатели и аналитики, если просто сейчас продажи падают на глазах? Грузовые а/м - инвестиционный продукт. Тем более, что в преддверии повышения тарифов (главного союзника импортных товаров) и, вероятно, отпускных цен на КАМАЗы, все закупили впрок.

  • Анонимно
    7.06.2012 20:35

    "КАМАЗ - едва ли не единственная в стране компания, которая много лет шаг за шагом проводит осознанную политику."пустая болтавня! сколько пишут что камаз вышел в прибыль, а на деле убытки! и что сделал Когогин?

  • Анонимно
    7.06.2012 20:56

    Людей конечно жаль, и себя мне тоже жаль. Теперь арифметика - хотят сократить расходы на 16,5 ярдов, 3 000 челов при среднемесячных "кутарках" на одного 15 000 рублей это в год сокращение 540 млн. рублей минус 135 млн. пособие после увольнения в течении трех месяцев, фактическая экономия на людях 400 млн. в год, а 16 ярдов на чем будут экономить это гигантская сумма (если не ошибаюсь это больше 10% выручки КАМАЗА)это в какой плановый срок хотят добиться при необходимости кардинальной модернизации технологии производства, на сумму не меньше - ничего не сократят они, если конечно кредиты мерседесовцы не дадут или наш второй "центробанк - ВЭБ" который подчиняется только президенту. Дальше 400 млн. от 16,5 ярдов это меньше 3% и эти 3% хотят сократить (уволить) до 15 инюня вроде бы - неужели нельзя было анансировать поэтапное увольнение в течении длительного периода или как последний этап программы сокращения расходов на 16,5, что решают 3%.Конечно насчет кризиса он правильно ретранслирует, интересно кто эту инфу транслирует мерседесовцы что-ли, я сомниваюсь, что он разбирается в волновом анализе - или скорее всего про как факт понимает а во времени не знает. К сведению специалисты говорят, что сейчас два варианта начала лавмнообразного уничтожения долга (кредитной системы) и как следствие снижения цен в том числе на наши энергоносители - это либо с февраля 2013г. либо с сентября 2013г. в течении двух недель будет ясно. Желаю всем в грядущих потрясениях - ума, совести, желания выжить и как не странно остаться человеко с большой буквы - надежда только на себя родных и близких - потому что государства как гаранта защиты интересов граждан на сегодняшний не видно вообще

  • Анонимно
    7.06.2012 21:45

    Камаз сегодня и несколько лет назад это две большие разницы. Причем сегодня со знаком плюс. Как по системе так и по продукту. Да, много чего еще надо улучшать но динамка пока положительная. Самосвал Камаз на сегодня это лучший вариант по цене качество. Да с тягачями ситуация сложнее. Но перспективы в своей нише есть!

    • Анонимно
      7.06.2012 23:02

      Никакой разницы!как были так и выпускают сырые машины! если бы не дотации государства Китай бы давно переплюнул. что будут делать после ВТО?

  • Анонимно
    7.06.2012 22:03

    согласна полностью.вступили в вто и никому не нужны стали наши камазы, и что хуже всего что в скором времени на автогиганте будут немцы выпускать свои грузовики и такой огромный штат работников им не нужен.хочется сказать отдельное "спасибо" Путинуза то, что продаёт собственность вместе с людьми.

    • Анонимно
      8.06.2012 08:26

      многие будут пожинать плоды вступления.не одни вы будете

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль