Попытка историко-археологического блиц-крига имени Рифката Минниханова — именно такое определение хочется дать неожиданному субботнему консилиуму ученых со всего евразийского мира, который собрала Казань под эгидой Академии наук РТ Попытка историко-археологического блиц-крига имени Рифката Минниханова — именно такое определение хочется дать неожиданному субботнему консилиуму ученых со всего евразийского мира, который собрала Казань под эгидой Академии наук РТ

Как Казань собрала академиков со всех степей

Попытка историко-археологического блиц-крига имени Рифката Минниханова — именно такое определение хочется дать неожиданному субботнему консилиуму ученых со всего евразийского мира, который собрала Казань под эгидой Академии наук РТ. Круглый стол на тему «Актуальные проблемы истории и культуры народов степной Евразии» прошел в одном из бизнес-залов отеля «Ривьера». А выступавшие в его вступительной части ученые мужи из разных регионов и стран (участвовавшие как офлайн, так и онлайн) благодарили коллег из АН РТ за столь оперативную организацию форума (о нем стало известно лишь в пятницу, во второй половине дня), хозяином которого оказался Минниханов.

Вообще, необходимо сказать, пока не оправдываются прогнозы, которые делались в кулуарах научного сообщества республики, что с приходом на пост президента АН РТ экс-главы ГИБДД по РТ гуманитарную часть академии ждут непростые времена. Дескать, Минниханов не скрывает, что выступает за сращивание бизнеса и науки, и в этом смысле историки, археологи и прочие филологи ему не самые лучшие помощники.

Однако старший брат президента республики оказался первым главой АН РТ, посетившим некогда «мятежный» Институт истории им. Марджани, вернувшийся в лоно академии, а теперь он лично благословил новый проект, потенциально грозящий очередным недопониманием в отношениях Татарстана и Башкортостана.

И пусть самые статусные участники круглого стола отрицали наличие этой связи, однако понятно, почему Казани было важно собрать коллег, историков и археологов, именно в конце этой недели. Потому что в ее начале в Уфе состоялась международная конференция «Кочевой мир Центральной Евразии в древности и Средневековье», они же III Мажитовские чтения, случившиеся в столице РБ 21–22 ноября. Но обо всем по порядку.

Спустя три дня после Мажитовских чтений Казань собрала более 30 ведущих отечественных и зарубежных историков и археологов из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Уфы, Астрахани, а также Китая, Монголии, Казахстана и Азербайджана.

Еще до начала официальной части многие из них окружали Рифката Нургалиевича, который весьма гостеприимно и радостно встречал каждого гостя. А кто-то из участников честно признался, что без поддержки Минниханова столь крупное мероприятие попросту бы не состоялось, хотя идея проведения подобного круглого стола в среде историков якобы зрела давно.

Еще до начала официальной части многие из них окружали Рифката Нургалиевича, который весьма гостеприимно и радостно встречал каждого гостя Еще до начала официальной части многие из участников окружали Рифката Нургалиевича, который весьма гостеприимно и радостно встречал каждого гостя

Дело о мавзолеях

Также напомним, что в начале осени разразился настоящий скандал, когда стало известно, что сразу нескольким известным сотрудникам Института истории им. Марджани было отказано в участии в III Мажитовских чтениях. Причем сначала в Уфе приняли заявки от казанских историков, но затем потребовали заранее предоставить организаторам тексты докладов, что обычно практикуется только на студенческих конференциях. Кроме того, это требование распространялось далеко не на всех участников форума, а только на конкретных сотрудников Института истории им. Марджани.

«Татары не меньше кочевники, чем предки башкир»: рассорят ли мавзолеи XIV века Казань и Уфу?

Пикантности этой истории добавлял и тот факт, что об участии татарстанских ученых в Мажитовских чтениях ранее договорились глава РБ Радий Хабиров и… президент АН РТ Минниханов во время визита последнего в Уфу. Тогда было решено начать восстанавливать отношения между гуманитариями РТ и РБ, которые практически сошли на нет из-за недавней переписной «зарубы».

Но все оказалось намного сложнее. А камнем преткновения стали опасения, звучащие из Казани, что в Башкортостане готовятся объявить расположенные в Чишминском районе РБ средневековые тюркские памятники — мавзолеи Турахана и Хусейн-бека, относящиеся к XIV–XV векам, частью башкирской культуры. Хотя подобные суждения не являются мейнстримом не только в среде татарстанских ученых, но и в целом в современной российской исторической науке. В любом случае данные мавзолеи должны стать главной приманкой будущего Евразийского музея кочевых цивилизаций — нового амбициозного проекта Хабирова, здания которого будут построены здесь же.

Кстати, по информации газеты, в итоге в знак солидарности с коллегами на Мажитовские чтения не поехали и те казанцы, чьи кандидатуры утвердили организаторы.

Впрочем, в Уфе звучали и вполне себе примирительные речи. «Мы говорим именно о кочевых цивилизациях. Это не только башкирская, татарская, якутская, венгерская или казахская цивилизация. Речь идет о кочевых цивилизациях вообще. Наша задача — показать их движение сквозь время, развитие их культур», — говорил о концепции будущего музея Хабиров на этой неделе на тех самых Мажитовских чтениях.

Впрочем, местные историки особо не скрывают, что башкирские кочевники здесь будут самыми главными и важными. «Монголы сохранили в неприкосновенности все то, что существовало до них в хозяйственной и внутриполитической жизни башкирских родов, в том числе их вотчинное право на занимаемые земли, — цитирует „Башинформ“ завотделом истории и истории культуры Башкортостана Института истории, языка и литературы УФИЦ РАН Ильнура Булякова также по итогам III Мажитовских чтений. — Например, в письме венгра-францисканца брата Иоганки, который в XIV веке 6 лет жил среди башкир, сообщается, что монгольские власти тесно взаимодействовали с местными биями. Он же пишет, что у башкир „оставались свои правители, лишь подчинявшиеся ордынским государям, а не назначавшиеся из числа монголов“. Таким образом, башкирские земли входили в единый политический организм улуса Джучи и обладали определенной самостоятельностью».

Рифкат Минниханов: «Вопрос технологичности сегодня должен быть поднят. Тот объем баз данных, без использования современных инструментов его не обработать, ни получить результат не возможно» Рифкат Минниханов: «Вопрос технологичности сегодня должен быть поднят. Тот объем баз данных без использования современных инструментов невозможно обработать и получить результат»

«Идея бродила по научным умам давно»

Но вернемся к минувшей субботе, к мероприятию в казанской «Ривьере». Здесь со вступительным словом выступил Рифкат Нургалиевич. Он сердечно поприветствовал собравшихся от имени АН РТ: «Приветствую вас на священной земле Казани — историческом центре духовных, культурных и торговых связей народов Евро-Азиатского региона».

Президент Академии наук Татарстана обозначил и тему встречи, которая, по словам Минниханова, должна отразить современные тенденции оценки исторического, археологического и этнографического наследия народов России, ее становления и развития государства и экономики. Коснулся он и своей любимой темы — инновационных перспектив развития науки.

«Вопрос технологичности сегодня должен быть поднят. Тот объем баз данных без использования современных инструментов невозможно обработать и получить результат, — сказал Минниханов „БИЗНЕС Online“ уже после официальной части. — Я уж молчу про искусственный интеллект. У них непочатый край данных, которые сегодня еще не до конца обработаны. Если мы делаем генетический анализ человека, то это 6-е и 7-е поколения. А через исследования древних останков мы можем выйти на высший уровень. У нас есть инструменты, как это все обрабатывать».

Ну а на самом мероприятии овации сорвал директор Института истории им. Марджани Радик Салихов. После недолгой вступительной речи он почти буднично объявил о создании международного центра истории и культуры народов степной Евразии. Создан он будет на базе сразу двух институтов АН РТ — Института истории им. Марджани и Института археологии им. Халикова. Проект будет включать в себя как научную работу, так и археологические экспедиции и разного плана исследования. А старт работы намечен на январь 2024 года, хотя нынешний круглый стол можно назвать ее началом, сказал Салихов.

На самом мероприятии овации сорвал директор Института истории им. Марджани Радик Салихов. После недолгой вступительной речи он почти буднично объявил о создании Международного центра истории и культуры народов степной Евразии. На самом мероприятии овации сорвал директор Института истории им. Марджани Радик Салихов. После недолгой вступительной речи он почти буднично объявил о создании международного центра истории и культуры народов степной Евразии

В кулуарах мероприятия Радик Римович чуть подробнее рассказал нашему корреспонденту о будущей деятельности международного центра. «Это будет научно-исследовательский центр на базе двух институтов. Все гуманитарные силы Республики Татарстан станут работать скоординированно по договорам с нашими партнерами из зарубежья и России. Это не только конференции, но и экспедиции, выявление новых источников, написание фундаментальных монографий по истории государственности, истории народов, в том числе татарского и народов Приволжья», — рассказал Салихов.

Кроме того, честно признался директор Института им. Марджани, это еще и пропагандистская работа — республике нужно распространить знания за пределы научного сообщества. Срок работы центра — 10 лет, но это минимум. А сама идея его создания, по словам Радика Римовича, достаточно давняя: «Мы накопили необходимый объем знаний и материалов, которые необходимо обобщать. Мы не можем даже историю татар и народов нашего региона объективно полно показать вне контекста евразийского континента. Эта идея бродила по научным умам давно, и она ранее предлагалась на наших конференциях. Мы уже издали 7-томную историю татар, сейчас надо начинать новый этап, выходя на международный уровень».

Так, АН РТ фактически хочет сформировать коалицию ученых-историков, которая должна в своих исследованиях опираться на единые стандарты и точки зрения, близкие Казани. Не зря научным руководителем центра стал академик РАН из Владивостока Николай Крадин — директор Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока.

В своей речи он обрушился на стереотипы, согласно которым кочевники воспринимаются как грабители и варвары, которые «только и делали, что уничтожали земледельческие цивилизации, и никакой пользы мировой цивилизации не принесли». По словам Крадина, вспомнившего такие термины, как «ориентализм» и «седентаризм», обыватели забывают, что кочевники «являлись связующим звеном между различными цивилизациями на евразийском пространстве».

Те же самые кочевые империи имели свою динамику развития, начиная с дистанционной эксплуатации, а заканчивая большими торговыми империями. «С появлением Шелкового пути возникли огромные торговые империи, имперские города, — напомнил Крадин. — И расцвет всех этих процессов пришелся на XIII–XIV века, когда монголы и их наследники создали глобальные евразийские империи. И Степь стала центром масштабной урбанизации в разных частях Старого Света».

Единственным собеседником газеты, кто связал проведение круглого стола и последние события в Уфе, стал ведущий научный сотрудник Института истории им. Марджани Искандер Измайлов Единственным собеседником газеты, кто связал проведение круглого стола и последние события в Уфе, стал ведущий научный сотрудник Института истории им. Марджани Искандер Измайлов

И все-таки ответ Уфе?

Единственным собеседником газеты, кто связал проведение круглого стола и последние события в Уфе, стал ведущий научный сотрудник Института истории им. Марджани Искандер Измайлов. Его тоже не пустили на III Мажитовские чтения, а затем ученый опубликовал свой яркий ответ коллегам из Башкортостана в нашей газете.

«Эпизоды войн памяти»: смогут ли татары отстоять свое культурное наследие?

«Вначале эта конференция планировалась как наш интеллектуальный ответ на Мажитовские чтения. Но в процессе подготовки выяснилось, что цель довольно узкая и нужно что-то глобальное, — сказал накануне Измайлов „БИЗНЕС Online“. — И было принято решение создать такой центр, который будет координировать работу разных институтов в Евразии и эти все вопросы курировать. Пока непонятен статус центра и его финансирование. Что это будет? Пока представления нет. Название его вызывает у меня несколько вопросов, например, что такое „степная Евразия“. Средняя Азия входит туда? Нет. Восточный Туркестан? А Поволжье?»

Что касается сравнения с политикой Уфы в этом вопросе, то Измайлов отмечает, что в РБ «пытаются строить что-то материальное», тот самый Евразийский музей кочевых цивилизаций, «а мы пытаемся создать что-то нематериальное».

Академия наук РТ подписала соглашение с Институтом археологии Монгольской Академии наук о сотрудничестве АН РТ подписала с Институтом археологии Монгольской академии наук соглашение о сотрудничестве

Пока говорить о перспективах международного центра истории и культуры народов степной Евразии и его возможности стать «мягкой силой» Татарстана в мире исторической науки рано. Хотя, к примеру, представитель Узбекистана уже отмечал важность «глобального сотрудничества» и софинансирования государственных проектов. Были сделаны и первые конкретные шаги — АН наук РТ подписала с Институтом археологии Монгольской академии наук соглашение о сотрудничестве.

Кстати, среди выступающих на круглом столе оказался и смельчак из РБ — Владимир Иванов из БГПУ им. Акмуллы. Впрочем, ранее его коллеги из Казани рассказывали, что этого известного археолога нынче третируют в Уфе за то, что он поддержал позицию татарстанских коллег в отношении тех самых мавзолеев.