Общество 
3.07.2012

«Рубин» сэкономил на ребрендинге с помощью болельщицы

ПРОЦЕСС ЗАПУСТИЛ САМАРЕНКИН

Сегодня футбольный клуб «Рубин» официально представил новый логотип, пришедший на смену эмблеме, разработанной в 1997 году. Главный элемент логотипа – изображение дракона Зиланта, остался прежним, претерпев лишь стилистические изменения.

«Новый логотип представляет собой стилизованное изображение камня рубин, выполненное в цветах татарстанского клуба. В эмблему заключены изображение Зиланта, название клуба, название города и год основания клуба», - кратко сказано на официальном сайте клуба. Сообщается, что основным критерием при разработке нового логотипа являлось сохранение преемственности с многолетней историей эмблемы «Рубина».

Отметим интересный нюанс: название клуба написано латиницей – отказавшись от кириллического написания, «Рубин», очевидно, там самым обозначает свои международные амбиции. Как-никак, позади (и впереди) у клуба - матчи с грандами европейского футбола… Хотя это не в тренде российского футбола: такие гранды, как ЦСКА, "Зенит", "Спартак", по-прежнему пользуются кириллицей…

Процесс ребрендинга был запущен еще в прошлом году, но финишировал, как теперь видно, лишь через 9 месяцев. Как обычно, единственным связующим лицом между общественностью и собственно «Рубином» является руководитель клубной пресс-службы Максим Лопухов. Клубные боссы, увы, по традиции являются фигурами непубличными по полному умолчанию. Лопухов и дал нам свой комментарий к столь знаменательному, если не сказать, революционному событию в жизни «Рубина».

«Инициатива выработки новой клубной эмблемы шла от поклонников команды, прежде всего посетителей нашего клубного сайта. Вот мы и решили провести конкурс на новый рисунок. В итоге и приняли этот логотип, первые варианты мы представили еще весной, они были раскритикованы фанатами «Рубина», процесс пошел дальше, - рассказал газете «БИЗНЕС Online» Лопухов. - Ну а команду на запуск ребрендинга дал бывший президент клуба Дмитрий Самаренкин, было это через месяц после его прихода в «Рубин», то есть в конце сентября 2011 года. Теперь мы имеем новую эмблему, которая официально утверждена, принята и с сегодняшнего дня будет новым символом клуба».

Отвечать на вопрос о том, кто именно разработал эмблему клуба и в какую сумму она обошлась, Лопухов не стал.

Однако некоторые подробности нам удалось выяснить у Ильдара Рахматуллина - бывшего финансового директора ФК «Рубин». «Над логотипом, ребрендингом клуба мы начали работать с октября по предложению тогдашнего президента «Рубина» Дмитрия Самаренкина, - рассказал он корреспонденту "БИЗНЕС Online". - В отличие от того же «Шахтера», который за большие деньги нанял для этих целей английскую фирму, мы кинули клич среди болельщиков. То есть никакого бюджета на эти цели «Рубин» не выделял, просто предложили людям помочь родному клубу. И тогда стали участвовать и болельщики, и различные дизайнерские компании на добровольной основе».

Как рассказал Рахматуллин, весной появились первые версии логотипов, но болельщикам не нравились предложенные варианты. В конечном итоге за основу был принят вариант, предложенный болельщицей Альбиной, дизайнером по профессии. А в конечном итоге довести логотип взялась известная казанская студия «Лориен Имидж». Они же, как болельщики и патриоты клуба, за небольшие деньги взялись за разработку фирменного стиля.

Клуб уже отправил официальное письмо с новой эмблемой в РФС и РФПЛ. Таким образом, в турнирах турнирах сезона 2012 - 2013 ФК «Рубин» будет выступать с новой символикой. Как отмечено в кратком сообщении, в соответствии с новым логотипом разработан фирменный стиль клуба, заказана новая линия официальной атрибутики.

Напомним, еще на интернет-конференции в редакции газеты «БИЗНЕС Online» в декабре прежний президент клуба Дмитрий Самаренкин рассказал о планах по изменению облика команды, как одном из этапов преобразования клуба. Помимо профессиональных дизайнеров свои варианты с логотипом клуба было предложено присылать обычным болельщикам. В феврале на своих личных страницах в соцсетях работники клуба выложили варианты работ болельщиков. Надо ли говорить, что они вызвали определенную критику со стороны дизайнеров. Однако сам подход – работа с болельщиками и их мнение в закрытом ранее клубе – многими экспертами была отмечен как определенное достижение.

А БЫЛ ЛИ КОНКУРС?

Эксперты отметили газете «БИЗНЕС Online» слабые и сильные стороны логотипа, однако при этом уточнили, что информация о конкурсе дизайнерских работ была скрыта.

Ирина Колесникова - управляющий директор "СпортМенеджмент.Ру":

- Эмблема, визуальный образ, бренд - важная составляющая для всех маркетинговых коммуникаций клуба. Это не только восприятие команды на поле, это коммуникации с болельщиками, телевидением, спонсорами, партнерами, общественностью. Это один из шагов к созданию коммерчески успешного клуба. Можно привести в пример "Зенит" (после прихода "Газпрома" в клуб), сейчас активно занимается визуальным образом "Спартак".

Личное мнение - логотип «Рубина» стал лучше, более четким визуально, интересным. Однако идея, с которой, кажется, начинался ребрендинг, - сделать более понятным на логотипе изображение мифического дракона Зиланта - провалилась. Что очень жаль, прекрасный был бы образ для создания талисмана команды, к примеру.

Стоимость подобного ребрендинга оценивается не ниже чем в 5 - 8 миллионов рублей, если брать не только разработку креативной концепции, но и создание полноценного брендбука команды. К этой сумме следует добавить стоимость перевыпуска всей брендированной атрибутики команды - начиная от флагов и формы, заканчивая оформлением стадиона, офиса, фирменных магазинов и рекламных носителей. В целом это совсем не дешевая история, однако можно предположить, что клуб договорился с агентством о снижении стоимости услуг - агентство получает огромное имиджевое преимущество при работе с таким заказчиком.

Рамиль Назмутдинов - руководитель рекламного агентства "Адмирал":

- Новый логотип, действительно, лучше предыдущего. До этого момента не обращал внимания на то, что прошлый логотип архаичный. Мало кто из команд рискнет поменять свою эмблему, но в этом случае новичок стильнее, динамичнее даже, что ли... Нравится, что новая эмблема клуба сохранила некоторые черты предыдущей - ведь это и история, и традиции команды города. Мне понравилось, что название команды на латинице. Казань стремится стать настоящим европейским городом, заявить о себе на Западе. "Рубин" - это не просто команда, это "пиарщик" Казани в Европе, поэтому все логично и правильно.

Руслан Ахметзянов - директор по внешним коммуникациям агентства спортивного маркетинга «Спортмакс»:

- Кардинальные перемены в стиле, очевидно, связаны с участием клуба в еврокубках, с новым позиционированием на международном уровне. Возможно, старый товарный знак уже не отвечал потребностям. Не знаю, почему «Рубин» поменял логотип, но могу сказать, что смена стиля иногда используется для того, чтобы ввести новую атрибутику. Любое изменение позволяет выпустить новую клубную продукцию, и болельщик будет ее приобретать, но финансовая сторона, конечно, не является единственной задачей.

Сергей Насекин - дизайнер, преподаватель факультета дизайна Казанского государственного архитектурно-строительного университета:

- Работа проведена, решение ожидаемо, такой дизайн получился усредненный, невыразительный. На мой взгляд, решение эмблемы должно было принести максимальные дивиденды: модность, актуальность, выразительность, динамичность решения должны были привлечь к «Рубину» дополнительные симпатии болельщиков, а может быть, и не только болельщиков. С этим логотипом, на мой взгляд, этого не произойдет. Потому что решение средненькое, боязливое, сохранили старое, чуть повернули, но особо не улучшили, но при всем при этом основные «ляпы», которые были в предыдущем логотипе, устранили. Но ляпов при этом осталось много.

Цветовое решение очень слабое, неактуальное, местами просто неграмотное: шрифт «не сидит», на щите он мелкий. Хотелось бы увидеть, как логотип будет смотреться на кириллице, не только на латинице, потому что государственный язык у нас русский, а не английский. Хотелось бы увидеть, как эмблема «сидит» на форме - на зеленых и бордовых футболках. Словом, хочется увидеть, как эта задача решается комплексно, не только редизайн эмблемы. Потому что редизайн предполагает не только изменение прежнего логотипа, но и много других стилеобразующих элементов. Зайдите в любой concept-store магазина «Барселоны», «Челси», даже «Зенита» - там огромное количество разработанных дизайнерских штучек, которые болельщики охотно покупают. Здесь это, может, и есть, но я так предполагаю, что этим никто не озаботился.

Наибольшая претензия – это Зилант. Они подправили изображение старого, но, думаю, он стал хуже. По цветам непонятно, как это будет смотреться на форме, на фирменных цветах, очень много белого. Шрифты подправили, предыдущие вообще не читались, но и эти тоже мелкие, скорее всего, будет не видно. В описании обозначено, что щит сделан в форме кристалла рубина, что совершенно не видно, если этого не прочитать.

Наша фирма разработала бы подобный дизайн тысяч за сто - это несерьезные деньги для такого клуба, заработная плата игрока какого-нибудь второго состава. В Казани есть специалисты высокого уровня, мало, но есть, к которым можно было бы обратиться. Вообще, я не знаю, кто автор. Непонятно, был ли конкурс организован. Мы за этим следили, но ничего не знаем: ни технического задания не было, ничего.

ЗИЛАНТ КАК БОЛЬШАЯ НЕФТЯНАЯ ТРУБА

Читатели спортивных изданий на форумах активно обсуждают новый логотип казанской команды. Приводим некоторые выдержки (орфография и пунктуация авторов сохранены).

Capitan Flint
Вот это дракон! Больше похоже на изогнутую газовую трубу)

A32167
«Пламя Зиланта» - это с лого ТатНефти чтоль?

BorisBritva
Татнефть поучаствовала похоже - нефтяной фонтан и сжигаемый попутный газ.

Славиандер
Этого Зиланта надо было старого оставить

Nazgool
Почему все на английском?!!! Для еврокубков еще покатит, но для чемпионата России считаю необходимо использовать только русский язык!

Evergreen
Для продвижения бренда на английском. РФПЛ, как ни странно, иногда показывают заграницей и чтобы иностранный зритель не ломал глаза об кириллицу, написали латиницей, чтоб всем было понятно.

адекват
Как то кажется, что текст за уши притянут. Под любую картинку подходит, были бы слова Рубин и цифры 1958. А крылатый Зилан с якобы огнем из пасти, очень смахивает на добычу в Татарстане нефти и газа.

dux1981
пойдёт, главное теперь ещё и стиль игры поменять.

feanor
Цвета унылые донельзя. Ну неужели хоть на новой эмблеме нельзя было покрасочнее цветовую гамму придумать, понасыщенней? Лого, допустим, ничего так, хотя по мне, тоже не фонтан, но в обрамлении смотрится ужасно скучно. Дизайнерам большущий минус.

Geki
контуры эмблемы явно у Арсенала подсмотрели ))

bs451
Скругленный в нижней части как-то криво смотрелся. Будто обвели не слишком качественно. Квадратный интересней и смотрится более законченно. И да, лого получился более современным.

Koenraad
Нет, есть хуже. См. «Волга», «Мордор», «Алания», «Терек». На Кавказе, к слову, дизайнеры не в почете.

Heretic199
Я смотрю тут Артемии одни собрались... На бизнес-линч еще никто не послал?

Идеальных эмблем, я думаю не существует. Спартаковская, динамовская слишком простые, у Ливера, например, мне кажется вообще перегруженной, но со временем все притирается, а если еще эмблема будет ассоциироваться с победами, так и вообще на ура пойдет.
А желание меняться, модернизироваться только похвально.

Vladimka
Пишут на гостевой Рубина, что лого - плагиат на лого сборной Ирландии.

Славянин из мегаполиса Купчино
А будет спонсором Газпром - огонек на голубой перекрасят.

amra73
лого может нравиться или нет - дело вкуса. Казанцев с обновкой)

kuyantus
Ну, нормально. Лучше, чем было. Привыкнем. По поводу латиницы, а так даже лучше, лучше в Европе будут узнавать.

Как вам новый логотип «Рубина»? (03.07.12-07.07.12)
37%Стал более современным, изменения к лучшему
10%Шероховатости убрали, но в целом не смотрится
22%Сменили шило на мыло
18%Прежний был лучше, зачем меняли?
4%Нет национального колорита
4%Логотип никак не влияет на игру команды, пустая трата средств
4%Мне все равно, я хоккей люблю
Ваш голос учтен
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (28) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    3.07.2012 15:37

    Клуб должен выделяться в первую очередь свое историей и самобытностью и все это перечеркнули новой красивой "современной" картинкой. P.s. играть надо так что бы в европе не ломали глаза об кириллицу от старой эмблемы, а сами эту кириллицу учили)

  • Анонимно
    3.07.2012 15:49

    По мне, так "овчинка выделки не стоила", если под "овчинкой" понимать саму идею графического рестайлинга логотипа в рамках концепции большого клубного ребрендинга, затеянного ещё Самаренкиным. Получилось в лучшем случае средне, т.е. на "три с плюсом" - логотип стал похож на что-то среднее между пивной этикеткой и нагрудным жетоном гибддшника. Форма явно лучше не стала, а то что внутри как бы "выцвело" что ли, или потускнело. Одним словом, я бы скорее сосредоточился на самой игре "Рубина", а не на его "фантике"...

  • Анонимно
    3.07.2012 16:01

    Новый логотип похож на "метовской" значок!

  • Анонимно
    3.07.2012 16:02

    Новый логотип похож на "метовской" значок!

  • Анонимно
    3.07.2012 16:08

    Что за *****, форма эмблемы логотипа клуба «Арсенал» с бесплатным шрифтом PT SANS. Как так вообще!

  • Куда-то дели корону Зиланта, непорядок. Герб реально пустоват, много белого пустого пространства. Остальное нормально.

  • Анонимно
    3.07.2012 16:14

    так и обсуждайте игру, что к эмблеме-то прикопались?

  • Анонимно
    3.07.2012 16:15

    А я вот вообще прохладно отношусь к массовому спорту любому. Ну попинают они мяч туда сюда, мне от этого не жарко и не холодно. А люди еще туда деньги несут, ладно бы там что то новое было каждый раз, а это ведь одно и тоже, неинтересно вообще.Многие забывают главного, многие предприятия Казани спонсируют эти спорт клубы. Лучше бы ЗП подняли своим работникам.

  • Анонимно
    3.07.2012 16:18

    зилант больше похож на нефтяной змеевик.это намек на наши недры?:))))и постоянный огонь, как из труб Оргсинтеза))намек на бестолковое финансирование СИНХом?

  • Анонимно
    3.07.2012 16:20

    Простовато... и очень жаль, что русскому предпочли латинское написание. Хотя были примеры удачного вписания шрифта на родном языке http://blog.sport-profy.ru/2012/05/sportprofy_17.html

  • Анонимно
    3.07.2012 16:24

    Лучше барсика нашего поставить, а не этот кусок нефте трубы. ИМХО Друид

  • Анонимно
    3.07.2012 16:35

    А мне логотип нравиться, только вот нет места для размещения чемпионских звезд на логотипе.

  • Анонимно
    3.07.2012 16:40

    Пустоватый лого...

  • Анонимно
    3.07.2012 16:45

    Такое впечатление сложилось исходя из добытой БО информации, что процесс ре-дизайна клубной символики Рубина в свое время был запущен и надо было его как-то завершить. Во и, если так можно выразиться, завершили - завершили в чисто русском стиле: хаотично, однобоко и недоработанно. И Насекин прав - к вопросу брендирования всегда надо подходить комплексно: детально прорабатывать все стороны процесса, готовить несколько альтернативных вариантов, консультироваться с профессионалами области. А здесь видно - все сделано на скорую руку, лишь бы отделаться... Печально конечно... Могли бы на этом моменте дополнительное внимание к клубу привлечь и сыграть на дальнейшем формировании позитивного имиджа клуба...Да и к году основания клуба (отраженному на логотипе) тоже кстати легко отнеслись: вопрос (а он есть) не проработали, не стали заморачиваться, просто поставили ту которая была дату, да и все!Страшно огорчает такое отношение к имиджевой составляющей клуба его руководства и сотрудников. Можно поспорить, но и это в том числе влияет на количество зрителей на трибунах! Так сказать резюмируя приходится констатировать дилетантский подход...

  • Анонимно
    3.07.2012 16:49

    А ведь реально бесплатный шрифт PT SANS использовали!!! Это верх дилетантства, товарищи!!! Как такое вообще возможно в одном из известнейших клубов страны??? Неужели нельзя было заказать индивидуальный шрифт??? Все-таки эмблему "лица Татарстана в Европе" разрабатывали, а не абы что!!! Не понимаю я этих руководителей - либо уровень квалификации у людей очень низкий, либо к этому моменту прохладное отношение...

  • Анонимно
    3.07.2012 16:49

    эмблема клуба - как лакмусовая бумажка развития клуба. новая эмблема вроде современнее старой, но выглядит непрофессионально выполненной незаконченной. (Лориен - те еще шабашники. это не критика - есть опыт сотрудничества с ними).так же и клуб. вроде двукратные чемпионы, выступают в еврокубках, а целостного восприятия развития Рубина нет.P.S. Кстати по структуре новая эмблема Рубина похожа на эмблему Шахтера. сравните сами:http://cs10430.userapi.com/u52811552/-6/x_6f971f68.jpg

  • Анонимно
    3.07.2012 16:50

    самое главное преемственность оставили и лишние буквы убрали!Молодцы

  • Legat
    3.07.2012 16:52

    Со шрифтами лаааааажа вышла. Еще comic sans залепили. Полное обезличивание.

  • Анонимно
    3.07.2012 17:17

    Такое впечатление сложилось, что процесс ре-дизайна клубной символики Рубина в свое время был запущен и надо было его как-то завершить. Вот и завершили: хаотично, однобоко и недоработанно. И Насекин прав - к вопросу брендирования всегда надо подходить комплексно: детально прорабатывать все стороны процесса, готовить несколько альтернативных вариантов, консультироваться с профессионалами области. А здесь видно - все сделано на скорую руку, лишь бы отделаться... Печально конечно... Могли бы на этом моменте дополнительное внимание к клубу привлечь и сыграть на дальнейшем формировании позитивного имиджа клуба...Да и к году основания клуба (отраженному на логотипе) тоже кстати легко отнеслись: вопрос (а он есть) не проработали, не стали заморачиваться, просто поставили ту которая была дату, да и все! А ведь это история!!!Страшно огорчает такое отношение к имиджевой составляющей клуба его руководства и сотрудников. Можно поспорить, но и это в том числе влияет на количество зрителей на трибунах!

  • Анонимно
    3.07.2012 17:41

    2 kuyantusА если тебе имя поменять - тоже привыкнешь?)

  • Анонимно
    3.07.2012 17:44

    Писать название Клуба на чужеродном языке - по крайней мере не уважение к себе и своему языку..

  • Анонимно
    3.07.2012 22:03

    Клуб должен выделяться в первую очередь свое историей и самобытностью и все это перечеркнули новой красивой "современной" картинкой. не встречал клубов, у которых всегда была бы одна эмблема, приходит время и клубы ее меняют, ничего страшного в этом нет

  • Анонимно
    4.07.2012 02:01

    "такие гранды, как ЦСКА, "Зенит", "Спартак"..."Гранды. Вот оно как. А мужики и не знают. Где нибудь в Исчпании, Италии... Держат их там в темноте и невежестве

  • Анонимно
    4.07.2012 07:53

    Да,конечно.....Если не можем снимать кино,давайте будем разукрашивать советские фильмы.....Не можем попасть в ворота,давайте новый логотип сделаем.....Лишь бы не работать,одна трескотня......

  • Анонимно
    4.07.2012 08:10

    Нет, ну а что вы хотели? Самый закрытый клуб, самая непонятная клубная политика, самые непонятные решения во всем, главный тренер - уже много раз обсуждалось. Так что создание нового лого с нефтяной трубой и бесплатными шрифтами всему этому соответствует)

  • Анонимно
    4.07.2012 09:03

    А, мне, нравиться, вполне современно, прямо под стать новому стадиону... думаю, время пришло, и улучшить клубную форму, сам я являюсь болельщиком РУБИНА, ну вот форма у нас совсем никакая…скучная.

  • Анонимно
    4.07.2012 09:07

    Nazgool"Почему все на английском?!!! Для еврокубков еще покатит, но для чемпионата России считаю необходимо использовать только русский язык!"Это говорит о необходимости повышения уровня грамотности россиян

  • Анонимно
    7.08.2012 22:56

    Посомтрел эмблему сборной Ирландии. Действительно, плагиат налицо!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль