КНДР является одной из самых закрытых стран в мире. Туда трудно получить визу, еще сложнее попасть и почти невозможно что-то разведать. При этом какая-то информация все-таки просачивается через границы народно-демократической республики. На уходящей неделе главной темой для обсуждения стало возможное участие войск Северной Кореи в специальной военной операции. О том, как выглядит структура армии Пхеньяна и чем располагают вооруженные силы, — в авторской колонке военного обозревателя «БИЗНЕС Online» Никиты Юрченко.
«Ожидается, что Северная Корея направит в общей сложности 12 тысяч военнослужащих из четырех бригад, принадлежащих 11-му корпусу, так называемому Штурмовому корпусу, элитным силам специальных операций, для участия в войне на Украине»
В Сеуле — экстренное совещание
На этой неделе президент Южной Кореи Юн Сок Ёль провел экстренное совещание, посвященное возможной отправке северокорейских солдат в Россию. «В заявлении его офиса они названы „серьезной угрозой безопасности“ для Южной Кореи и международного сообщества», — пишет Bloomberg.
Согласно сведениям новостного агентства Yonhap (крупнейшее ИА Южной Кореи), 1,5 тыс. северокорейских спецназовцев уже прибыли во Владивосток на четырех десантных кораблях и трех фрегатах, принадлежащих Тихоокеанскому флоту ВМФ России. Утверждается, что операция шла с 8 по 13 октября. Согласно сведениям этого агентства, корейских военных разместили в частях, находящихся близ Владивостока, Уссурийска, Хабаровска и Благовещенска. На данном этапе корейские военспецы проходят «адаптационную подготовку», после которой отправятся в зону проведения специальной военной операции.
«Ожидается, что Северная Корея направит в общей сложности 12 тысяч военнослужащих из четырех бригад, принадлежащих 11-му корпусу, так называемому Штурмовому корпусу, элитным силам специальных операций, для участия в войне на Украине», — цитирует Yonhap источник в разведке Южной Кореи.
Аналогичные сообщения появляются и со стороны Киева. Понятно, что нет никакой достоверной информации, что явление существует, однако, как показывает практика, чисто теоретически может быть и такое.
В конце концов, специальная военная операция демонстрировала весьма и весьма необычные решения, которые принимались обеими сторонами в ходе боевых действий. Но при потенциальном привлечении сил КНДР в зону СВО возникает вопрос: а зачем они вообще нужны? Что сможет эффективно сделать на спецоперации армия КНДР? Как она устроена? Попробуем разобраться.
Расходы КНДР на оборону в 2023 году составили 15,9% бюджета
Тайна, покрытая неизвестностью
Составить объективно мнение об армии Северной Кореи так же сложно, как и о самой стране. Слишком высок уровень распространенных стереотипов. В общем, если армии даже открытых государств мира являются во многом загадкой, а принципы их вооружения, военные запасы и возможности по большей части рассчитываются на глазок и согласно примерному представлению, то армия КНДР — это загадка в квадрате.
Каких-либо официальных публичных сведений, которые печатались бы в условном «Вестнике военной промышленности КНДР», нет. Оно и неудивительно, учитывая, что страна находится в экономической блокаде, в том числе санкционированной ООН, а также в состоянии непризнания ближайшим соседом Корейской Республикой, которая официально считает эти территории своими (более того, в Южной Корее действуют министерства и департаменты по территориям КНДР), Северная Корея объективно скрывает свои военные возможности и пребывает в состоянии перманентной подготовки к нападению.
Однако кое-что о насыщении северокорейской армии известно. Например, расходы КНДР на оборону в 2023 году составили 15,9% бюджета. «Исходя из принципа приоритета, придания неимоверной значимости строительству национальной обороны, (в 2022 году — прим. ред.) на еще большее усиление сил сдерживания войны, как качественно, так и в количественно, было направлено 15,9 процента общей суммы ассигнований, что внесло вклад в защиту достоинства и безопасности страны и народа», — говорится в сообщении Центрального телеграфного агентства Кореи. Оценить это в денежном эквиваленте невозможно: последние данные о расходной и доходной частях бюджета КНДР приходятся на 2007 год.
Цифра косвенная, но для сравнения: военный бюджет Южной Кореи составляет около $47 млрд, что по косвенным признакам намного больше вкладываемых КНДР средств. Как следствие, дальнейший анализ, сделанный по открытым источникам, является достаточно приблизительным представлением о предмете изучения и не претендует на абсолютные выводы.
По оценке Global Firepower, на вооружении КНДР имеется 5 845 танков, 4,5 тыс. самоходных артиллерийских установок, 2 920 реактивных систем залпового огня
Численность и структура ВС КНДР: «армия прорыва», но из ХХ века
Согласно рейтингу агентства Global Firepower, опубликованному в 2024 году, КНДР занимает 36-е место в мире из 145 по уровню военной силы. Численность северокорейской армии оценивается в 1,37 млн человек, а около 4 млн находятся в резерве. Срок службы составляет от пяти до 12 лет в зависимости от того, о каком роде войск идет речь.
Все это с поправкой на местность и количество населения (число жителей КНДР оценивается в 26 млн человек) говорит о том, что структурно это классическая армия XX века, созданная по образцу ВС СССР. Военные формирования зафиксированы как «бригада – дивизия – корпус – армия». Согласно имеющимся сведениям, армия КНДР имеет от 15 до 20 корпусов, из которых один бронетанковый, два артиллерийских, четыре механизированных, 12 пехотных, а также отдельный корпус, отвечающий за оборону столицы.
По оценке Global Firepower, на вооружении КНДР имеется 5 845 танков, 4,5 тыс. самоходных артиллерийских установок, 2 920 реактивных систем залпового огня. Вместе с тем, согласно цифрам за 2016 год, ситуация выглядела чуточку иначе: КНДР имела 5,4 тыс. танков, 2 580 бронированных машин, 1,6 тыс. самоходных орудий, 3,5 тыс. буксируемых артиллерийских орудий, 1,6 тыс. систем ПВО. Парк бронетехники и артиллерии включает в себя как модернизированные советские образцы, так и оригинальные современные разработки.
Отдельно отметим, что артиллерийские войска считаются наиболее подготовленными в вооруженных силах Северной Кореи. Скорее всего, вызвано это наложением советской военной доктрины об огневом вале (массированный артиллерийский удар перед штурмом) и местными особенностями (столица Южной Кореи Сеул находится примерно в 40 км от границы с КНДР, массовый артиллерийский удар должен быть нанесен по административным центрам предполагаемого противника). Так, например, 13 октября 2024 года генеральный штаб Корейской народной армии приказал «артиллерийским соединениям вблизи пограничной линии и частям, отвечающим за выполнение важного огневого задания, быть в полной готовности к стрельбе».
Разумеется, в Северной Корее есть и свои войска ПВО, это порядка 11 тыс. различных систем, оснащенных как ракетным, так и пулеметным вооружением. Говорить об их эффективности не приходится просто потому, что реальной проверки эта система не проходила. Так, например, обласканный западными военными экспертами «Железный купол» в Израиле оказался «большим попилом», годным лишь для обеспечения безопасности против ракет типа «шайтан-труба», что-то более современное, способное лететь по баллистической траектории, для данной ПВО оказалось несбиваемым.
В составе войск противовоздушной обороны КНДР насчитывается 20 бригад, имеющих на вооружении как советские ЗРК С-200, С-125 и С-75, так и собственные зенитно-ракетные системы серии «Понгэ». Как эти системы будут вести себя на современной войне, мы видели в зоне проведения специальной военной операции. Вопрос даже не в том, что они плохие, а в том, что рассчитаны на крупные, дорогие цели (самолеты), а сотни копеечных дронов, с одной стороны, цель более юркая, с другой — принципиально более дешевая. Ну а царица полей авиабомба с модулем планирования и вовсе смотрит на старые системы ПВО с холодным безразличием.
Военно-воздушные силы КНДР имеют приблизительно 110 тыс. личного состава. Они образуют один штурмовой, три бомбардировочных и 20 истребительных полков. На вооружении этой армады имеется около 80 бомбардировщиков, 400 истребителей различных модификаций. Вроде немало, но общее состояние техники неизвестно. Самолет — вещь очень дорогая, а в КНДР, скорее всего, к технике относятся крайне бережливо, а значит, там могут быть такие совсем уж архаичные образцы, как МиГ-21 (кстати, этот самолет использовался сирийскими вооруженными силами для борьбы с террористами) и даже МиГ-17 — ветеран корейской войны. Т. е. в случае большого конфликта северокорейская авиация будет достаточно несложной целью для современных систем ПВО.
Вертолетный парк КНДР включает в себя около 300 единиц техники. Известно о разработках БПЛА тяжелого класса, например, «Сэтбёль-9» и «Сэтбёль-4», но реальность тут такова, что для эффективного изучения БПЛА необходим практический опыт применения. Скажем, российская беспилотная программа стремительно набирает очки только благодаря тому, что военные инженеры буквально посменно приезжают на фронт, где общаются с конечными потребителями товара, из-за чего мутация механизмов происходит буквально от месяца к месяцу. Та же «Герань-2», что появилась в небе Украины осенью 2022-го, и та, что летит сейчас, — совершенно два разных аппарата.
Танковый парк Корейской народной армии, как мы отметили выше, имеет около 5 тыс. единиц основных и около 500 легких танков. Наиболее старыми являются советские Т-55 (около 1,5 тыс. единиц) и их китайские копии Type 59 (около 1 тыс.), кроме того, имеются Т-62 (количество оценивается от 800 до 1 тыс. единиц). Также есть и собственные разработки, танки различной модификации «Чонма» (не менее 1 тыс. единиц). Самый известный северокорейский танк «Сонгун-915», который известен под названием «Покпун-хо» (официально Чонма-215 и Чонма-216), количество оценивается в 600 единиц на 2020 год. Разработан танк на основе Т-62, но с использованием технологий более современных советских танков Т-72 и Т-80. На вооружении имеет 125-миллиметровую пушку, 14,5-миллиметровый пулемет КПВТ (в КНА, надо отметить, очень ценят этот весьма тяжелый пулемет), спаренные ПУ ПТРК «Балсо-3» (копия советского ПТРК «Корнет») и ПЗРК «Хва Сон Чон» (копия «Иглы-1»), по сути являясь огромным «швейцарским ножом», формально пригодным для значительного спектра действий.
В число легких танков входит около 460 советских ПТ-76, около 100 собственных ПТ-85 «Шиньхэнь» (плавающий танк с 85-миллиметровой пушкой), до 200 БМП-1 и более 3 тыс. БТР, из которых до 1,5 тыс. советских БТР-40 и БТР-152 (машины 40-х, 50-х годов XX века). Есть чуть более новые БТР-60, собственные «Тип-73», созданные на базе китайского Туре 531 и больше известные под названием VTT-323 (не менее 500 единиц). Кроме того, есть 32 БТР-80А и до 100 единиц созданных на их основе БТР «Тип-69».
Техника, безусловно, старая, а местами и очень старая. С другой стороны, практика специальной военной операции показала, что наличие хотя бы танка Т-55 лучше, чем его отсутствие, а также и то, что даже такая старинная машина способна приносить пользу при определенных условиях. В целом же по общему количеству видно, что танковый парк собирался в рамках военных доктрин, разработанных во Вторую мировую войну, т. е. это армия прорыва середины XX века. В современной войне данная бронетехника при должном оснащении противника будет достаточно быстро сожжена и не сможет показать те результаты, которые демонстрировала немецкая армия в 1941-м и Советская армия в 1945 году.
С 2017 года в Корейской Народно-Демократической Республике был официально выделен новый род войск — Ракетные войска стратегического назначения
Есть версия, что Пхеньян выкупил у Киева ракетные технологии
Разумеется, в составе КНДР есть и военно-морские силы. ВМС КНДР разделены на Западный и Восточный флоты, прикрывающие границы страны в Японском и Желтом морях. Всего флот народно-демократической республики имеет в своем составе 10 современных фрегатов, оснащенных артиллерией и управляемыми ракетами, 30 ракетных катеров, 300 артиллерийских и патрульных катеров, два тральщика и 10 десантных кораблей. Кроме того, официально в КНДР заявляли о 35 подводных лодках, в том числе оснащенных ядерным вооружением.
Ну и с 2017 года в Корейской Народно-Демократической Республике был официально выделен новый род войск — Ракетные войска стратегического назначения. Формально все это собственные разработки. Речь идет о ракетах малой дальности «Хвасон-5», «Хвасон-6», «Хвасон-11А», ракетах средней дальности «Хвасон-7», а также межконтинентальных баллистических ракетах «Хвасон-14», «Хвасон-15», «Хвасон-17». Приблизительные оценки — около 100 подобных комплексов.
К слову, любопытная история произошла с северокорейской ядерной программой в 2015–2016 годах, когда вдруг правительство КНДР объявило, что теперь ракеты способны долететь до западного побережья США. Разумеется, госдеп США всполошился, стал искать виновных, как это произошло. А выяснилось следующее. Пришедший к власти на Украине после Майдана Петр Порошенко столкнулся с, мягко говоря, тяжелой ситуацией. Страна погружалась в большой экономический кризис, европейских кредитов и кредитов МВФ еще не было. В этот момент к нему обратился назначенный на завод «Южмаш», специализирующийся на ракетных двигателях, директор Сергей Войт, который попросил ассигнации для погашения долгов. Порошенко вполне в духе новой власти заявил, что директор сам может решить эту проблему. И стоит отметить, проблема через какое-то время решилась, деньги нашлись, однако чуть позже в КДНР появились новые ракетные двигатели.
Сам Войт чуть позднее в пранке известным шутникам Вовану и Лексусу, представившимся секретарем СНБО Украины Александром Турчиновым, рассказал весьма любопытную версию появления ракет у Пхеньяна: «Да, действительно, слабое звено в этой системе — это наше конструкторское бюро (КБ) „Южное“, потому что они уже более 10 лет сотрудничают и с Китаем, и с Кореей, у них есть какие-то контракты с этими странами, они туда ездят, их специалисты, но каких-то достоверных сведений по этим контрактам у меня нет, они мне ничего не показывают». Он сказал, что, скорее всего, утечка пошла со стороны КБ и могла пойти через КНР. «Сначала эти двигатели пошли в Китай, а потом в Корею, по его словам», — передали слова Войта пранкеры.
Северокорейский спецназ. Что это?
Разумеется, КНДР обладает и собственными силами специальных операций. Так, по имеющимся в открытом доступе оценкам, в составе Корейской народной армии проходят службу от 80 тыс. до 120 тыс. сотрудников подразделений специального назначения. В наличии имеется 10 снайперских бригад, 12 бригад легкой пехоты, 17 разведывательных бригад и один воздушно-десантный батальон. Число крайне значительно, скажем, вооруженные силы Франции всего имеют около 200 тыс. человек личного состава.
Как и положено силам ССО, их основными задачами являются разведывательные и диверсионные операции, т. е. организация партизанского движения (партизан от французского слова parte — «часть», т. е. часть войск, действующая самостоятельно, без связи с основными силами). Официально силы специальных операций (ССО) КНДР именуются Чосонмингун Тексуджангун.
Известно, что курс подготовки данных частей рассчитан на 7 лет. В программу входит десантирование с парашютом и без него, ведение огня различными типами стрелкового оружия, изучение боя холодным оружием, а также нестандартное использование подручных средств. Кроме того, имеется повышенная физическая подготовка, рассчитанная прежде всего на выносливость. Например, практикуется кросс на 10 км с рюкзаком весом в 25 кг, а также обучение выживанию в автономных условиях. Пожалуй, данный тип войск является наиболее пригодным (если об этом действительно может зайти речь) для использования в зоне проведения специальной военной операции.
Вступай в Армию Победы!
Научим, поможем, поддержим!
Реклама. РОГО ДОСААФ РТ. 18+
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 96
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.